Речевые ошибки при употреблении синонимов

Работа по теме: пособие, теор. Глава: Ошибки, связанные с употреблением синонимов в речи. ВУЗ: БГУ.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

пособие, теор..DOC

Скачиваний:

585

Добавлен:

30.05.2015

Размер:

917.5 Кб

Скачать

Ошибки, связанные с употреблением синонимов в речи

  1. Различаясь
    оттенками лексического значения,
    синонимы могут выражать разную степень
    проявления признака, действия. Но даже
    обозначая одно и то же, взаимозаменяясь
    в одних случаях, в других синонимы
    заменяться не могут – это ведет к
    нарушению точности. Например, Вчера
    мне было
    печально
    (точнее было бы грустно)
    или: Прокурор,
    поддерживая обвинение по делу об
    убийстве, сказал, что подсудимые
    откололи
    такое
    !”.

  2. Употребление
    одного из синонимов без учета его
    стилистической окраски переводит речь
    в другую стилевую тональность. Так,
    слова ошибка,
    просчет, оплошность, погрешность

    – стилистически нейтральны,
    общеупотребительны; проруха,
    накладка

    просторечные; оплошка
    – разговорное; ляп
    – профессионально-жаргонное. Из-за
    сниженной окраски употребление
    разговорного слова неуместно в
    предложении: Совершив
    оплошку,
    директор завода сразу же стал ее
    исправлять
    .
    Или: Свидетель
    видел, как Соколов
    ложил
    нож в боковой карман (
    надо:
    клал)
    .

  3. При
    использовании синонимов часто не
    учитывается способность каждого из
    них в большей или меньшей степени
    избирательно сочетаться с другими
    словами, что приводит к нарушению
    лексической сочетаемости: У
    моего друга
    тяжелый
    характер
    ;
    Пришлось
    долго нести
    трудный
    рюкзак
    .
    Характер
    может быть только трудный,
    а рюкзак
    тяжелым.
    А вот дорога
    может быть и тяжелой
    и трудной.
    Или: Потерпевшей
    применены
    тяжкие телесные повреждения

    (надо: причинены);
    Потерпевшему
    причинены
    побои
    (надо:
    нанесены).

§ 4. Антонимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением

Антонимы
– это слова одной и той же части речи,
имеющие соотносительные друг с другом
противоположные значения: работа
– отдых, глубокий – мелкий, любить –
ненавидеть
.

Антонимические
отношения характерны для большинства
частей речи. Так, антонимы
встречаются:

  1. В кругу прилагательных
    (больше всего): естественный
    – искусственный, горячий – холодный,
    трагический – комический
    .

  2. В кругу
    существительных: день
    – ночь, свобода – рабство, война – мир
    .

  3. В кругу глаголов:
    находить – терять, смеяться – плакать,
    родиться – умереть
    .

  4. В кругу наречий:
    слева –
    справа, прежде – теперь, оптом – в
    розницу
    .

  5. В кругу предлогов:
    над – под,
    к – от, благодаря – вопреки
    .

Антонимов не
имеют
слова:

  1. С конкретным
    значением: город,
    стол, окно
    .

  2. Имена собственные.

  3. Числительные.

  4. Большинство
    местоимений (могут вступать в
    антонимические отношения только в
    контексте).

  5. Притяжательные
    и относительные имена прилагательные.

Типы антонимов

I.
По структуре корня
.

  1. Разнокорневые
    – это
    собственно лексические антонимы, в
    которых противоположность выражается
    семантикой всего слова: богатство
    – нищета, зажигать – гасить
    .
    Преобладают в количественном отношении.

  2. Однокорневые
    лексико-грамматические антонимы, в
    которых противоположность значения
    выражается через различные приставки,
    реже суффиксы, которые также способны
    вступать в антонимические отношения:
    вложить –
    выложить, закрыть – открыть, уехать –
    приехать, бездарный – одаренный.

    Антонимами могут быть юридические
    клише: оказание
    помощи – неоказание помощи, тяжкое
    телесное повреждение – легкое телесное
    повреждение, мягкое наказание – строгое
    наказание
    .
    На основе антонимичных отношений
    образуются термины: купля-продажа.

II.
По семантической структуре
.

  1. Градуальные
    (контрарные,
    противополжные) – антонимы, допускающие
    включение в свой состав среднего члена,
    промежуточного понятия: белый
    – (серый) – черный; прошедшее –
    (настоящее) – будущее
    .
    Это промежуточное понятие представляет
    собой слово с нейтральным значением,
    от которого отсчитываются позитивный
    и негативный члены парадигмы: любимый
    – (безразличный) – ненавистный
    .

  2. Неградуальные
    (контрадикторные,
    противоречащие) – антонимы, обозначающие
    противопоставленность предметов,
    признаков, процессов, отношений, наличие
    одного из которых исключает существование
    другого, промежуточное понятие не
    существует: жизнь
    – смерть, больной – здоровый
    .

Некоторые ученые
выделяют еще один тип антонимов –
антонимыэнантиосемы.
Энантиосемия
(греч.
“противоположный” + “знак”)
внутрисловная
антонимия, сущность которой заключается
в том, что одна и та же лексическая
единица может выражать противоположные
значения в условиях определенной
ситуации или контекста: задуть
свечу (погасить) – задуть домну (зажечь);
разбить чашку (расколоть) – разбить сад
(создать); рубить дрова (колоть) – рубить
дом (строить
).
Энантиосемия часто становится причиной
двусмысленности и может заключать в
себе речевую ошибку: После
тяжелого приступа больной начал
отходить
(больному
лучше или хуже?);
Студенты
прослушали
лекцию
(слушали
внимательно или вовсе не слушали?);
Редактор
просмотрел
эти строки
(бегло
прочел или не увидел?).

III.
По употреблению в речи
.

  1. Общеязыковые
    – отражают явления реальной
    действительности: хорошо
    – плохо; верх – низ; говорить — молчать
    .

  2. Контекстуальные
    (авторские)
    – слова,
    противопоставленные в определенном
    контексте: Волки
    и
    овцы
    (Крылов),
    Они сошлись.
    Волна
    и
    камень,
    стихи и проза,
    лед
    и
    пламень
    не столь различны меж собой
    (Пушкин).
    Полярность этих слов не закреплена в
    словарях, их противопоставление носит
    индивидуально-авторский характер.

Использование
юристами антонимии возможно только в
устной монологической речи, это яркое
выразительное средство; для процессуальных
актов антонимия не характерна.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синонимы – это слова, близкие или совпадающие по значению. Однако абсолютных синонимов, то есть слов, полностью совпадающих по значению, в языке очень мало. Большая часть синонимов отличаются друг от друга по значению или эмоциональной окраске, и на это следует обращать особое внимание при употреблении.

Например, слова «автомобиль» и «машина» полностью взаимозаменяемы в контексте транспорта, однако слова «ветер» и «ураган» имеют неодинаковое значение, хотя словарь синонимов онлайн преподносит их как синонимы.

Содержание

  1. Общие сведения
  2. Виды синонимов
  3. Синонимический ряд
  4. Использование синонимов в речи
  5. Самые распространенные ошибки при употреблении синонимов
  6. Вывод

Общие сведения

Стилистические различия между синонимами определяют уместность того или иного слова в конкретной ситуации, его «привязанность» к определенной эпохе, к определенному типу текстов (книжных, деловых, официальных, публицистических, обиходных).

Синонимы могут и вовсе отсутствовать в тексте, но в стилистически правильно построенном тексте за каждым отдельным словом подразумевается ряд синонимов, из которых автор использовал в своем тексте только одно, наиболее подходящее слово.

Неумелое употребление синонимов становится причиной речевых ошибок. 

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Имя этого драматурга знакомо во многих странах. Имя этого драматурга известно во многих странах.
Екатерина Великая была поставлена на престол. Екатерина Великая была возведена на престол.
Он был одним из поэтов, который полностью оголился перед читателем. Он был одним из поэтов, который полностью обнажился перед читателем. Обнажиться (пер. значение) – стать явным, раскрыться.
Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. Старый моряк вышел на прогулку в своем парадном кителе.
Давыдов решил, что рабочий класс не должен подкачать. Давыдов решил, что рабочий класс не должен подвести.
Хороший руководитель должен во всем показывать образец подчиненным. Хороший руководитель должен во всем показывать пример подчиненным.
Последователем этого философского учения был знаменитый мракобес Фома Аквинский. Последователем этого философского учения был известный мракобес Фома Аквинский.
Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года. Теннис развивается в нашем городе с 1949 года.

Для того чтобы не допускать ошибок при употреблении синонимов, необходимо, прежде всего, знать, какие бывают виды синонимов и что такое синонимический ряд.

Виды синонимов

Так как полностью тождественных слов в русском языке мало, поэтому говорят, что синонимия может проявляться в большей или меньшей степени. Различают несколько видов синонимов:

  1. Абсолютные или полные;
  2. Семантические;
  3. Стилевые или экспрессивно-стилистические;
  4. Семантико-стилистические.

Абсолютные или полные синонимы – слова, у которых полностью совпадают значения и их можно полноправно заменить друг другом: огромный – громадный, битва – сражение, бросать – кидать.

Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед.

Семантические синонимы (понятийные, идеографические) – слова, отличающиеся оттенками в значениях. Семантические синонимы способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее, позволяют более  детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, палящий – жгучий, молодость – юность.

Стилевые или экспрессивно-стилистические – слова, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), родители (общеупотр.) — родаки (жарг.).

Синонимы с экспрессивно-эмоциональной окраской помогают использовать в речи именно те слова, которые уместны в данной речевой ситуации.

Семантико-стилистические — слова, которые немного отличаются и в значении, и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление; блудить (простореч.) — идти в поисках верного пути.

Синонимический ряд

Группа слов из нескольких синонимов называется синонимическим рядом, который может состоять как из разнокоренных, так и из однокоренных слов: лицо — лик, рыбак — рыбарь, рыболов.

В синонимическом ряду первым ставится слово — доминанта. Оно является основным и стилистически нейтральным. Другие слова могут быть разных экспрессивно-стилистических оттенков: храбрый (нейтральное) — удалой (народнопоэтическое), неустрашимый (книжное), лихой (разговорное). В синонимичном ряде могут присутствовать фразеологизмы: много — через край, тьма тьмущая, куры не клюют.

Использование синонимов в речи

Синонимы в русском языке выполняют важную функцию выразительности речи. Они создают неограниченные возможности более точного их употребления. Работая над текстом, мы особое внимание уделяем подбору синонимов во избежание тавтологии. Употребляем то единственное слово, которое наиболее подходит. При этом выбор точного слова обусловлен особенностями индивидуального стиля.

По большей части синонимы используются в речи для:

  1. Более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);
  2. Придания эмоциональной окраски, более точного и яркого выражение мысли;
  3. Избегания тавтологии (повторений);
  4. Связи смежных предложений в тексте.

Не путайте синонимы с ассоциациями, у которых тоже может быть близкое лексическое значение! Так, к примеру, для слова зима ассоциациями могут выступать «холод» и «Новый год», которые не являются синонимами (не везде и не у всех зима — это холод или Новый год).

Самые распространенные ошибки при употреблении синонимов

1. Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, заменяя друг друга в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут – это ведет к нарушению точности.

Пример:  Вчера мне было печально (точнее было бы грустно).

2. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски переводит речь в другую стилевую тональность. К примеру, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность – стилистически нейтральны, общеупотребительны; слова проруха, накладка – просторечные; оплошка – разговорное; ляп – жаргонное. Из-за сниженной окраски употребление разговорного слова неуместно в предложении.

Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.

3. При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами, что приводит к нарушению лексической сочетаемости.

Пример: У моего друга тяжелый характер; Мне пришлось долго нести трудный рюкзак.

Правильно – тяжелый рюкзак и трудный характер. А вот дорога может быть и тяжелой и трудной.

4. Скопление в предложении близких по значению слов может создавать речевую избыточность.

Пример: Нарушение техники безопасности на горных подъемах и спусках приводит к беде, к несчастью, к драматическим последствиям и трагическим случаям. 

5. Нагромождение синонимов и близких по значению слов, которые в другом случае могли бы усилить экспрессивную окраску речи, при неумелом, беспорядочном их расположении порождает речевую избыточность, приводит к ошибкам в построении градации, создают нелогичность и комизм высказывания.

Пример: Господа присяжные! Положение подсудимого перед совершением им преступления было поистине адское. Его нельзя не назвать трагическим в высшей степени. Драматизм состояния подсудимого был ужасен: оно было невыносимо, оно было чрезвычайно тяжело и, во всяком случае, по меньшей мере, неудобно.

Вывод

Обилие синонимов в русском языке требует особенно внимательного отношения к слову. Не владея синонимическими богатствами родного языка, пишущий не может сделать свою речь выразительной, точной. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, к тавтологии, употреблению слов без учета оттенков их значения. С. И. Ожегов писал: «…Сплошь и рядом вместо конкретных и точных для определенного случая слов, подходящих именно для данного случая синонимов, употребляются одни и те же излюбленные слова, создающие речевой стандарт»

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Ошибки, связанные с употреблением паронимов и синонимов в речи

Одним из аспектов речевой культуры индивида является соблюдение норм литературного языка. Особе место среди речевых недочётов занимают лексические ошибки, вызванные различными причинами:

  • Неточным словоупотреблением в связи с незнанием значения слова.
  • Языковой избыточностью или недостаточностью.
  • Смешением единиц лексики, обладающих общим корнем, но различающихся оттенками значения (то есть паронимов).
  • Неправильное использование синонимов, то есть близких по значению слов, особенно различающихся функционально-стилистической окраской.

Рассмотрим данные речевые ошибки более подробно.

Лексические недочёты, связанные с неверным употреблением паронимов, основаны на незнании данного языкового явления.

Определение 1

Паронимы – это лексические единицы, восходящие к общему корню, но отличающиеся семантически.

Онлайн-репетитор для вашего ребенка

Подтянем знания школьной программы, подготовим к ЕГЭ и ОГЭ по индивидуальному плану

Выбрать программу

Например, дождевой плащ – дождливый день, гористая местность – горный уступ, практичный подарок – практическая работа.

Не различение паронимов в речи ведёт к их смешению и возникновению специфических ошибок, суть которых заключается в том, что единицы паронимической пары имеют разную сочетаемость (семантическую валентность).

Ошибочное употребление паронимов особенно явственно в тех случаях, когда их значения затемнено, неясно для говорящего или пишущего: Адресат письма в газету делится своими впечатлениями от увиденного (верно: адресант – отправитель сообщения). Одень очки, чтобы лучше видеть с доски (правильно: надень – глагол с приставкой на- употребляется в тех контекстах, где необходимо указать, на кого надевается вещь). Командировочным выдали все необходимые документы для проезда (верно: командированным – лицам, отправленным в командировку). Необходимо поставить роспись на документе (верно: подпись – собственноручно написанная фамилия на официальном документе).

Избежать подобных ошибок помогает обращение к толковым словарям и анализу контекста, в котором употребляются паронимы.

«Ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов, паронимов в речи» 👇

В речи также довольно часто смешиваются и слова, близкие по значению, то есть синонимы. Особенно это касается тех единиц, которые различаются не только объёмом и содержанием значения, но и его экспрессивной и (или) стилистической окраской.

Кроме этого, некоторые синонимы имеют жестко определенную сочетаемость. Например, характеризуя цвет глаз, используют прилагательное «карий», однако его недопустимо использовать для атрибуции существительного «костюм». С этой целью используется синоним «коричневый». Аналогично в сочетаниях: лазурное небо – голубое платье, пасмурный день – серый костюм.

Необходимо помнить также о стилевой дифференциации синонимов. В научном тексте недопустимо использование поэтизма «очи», вместо этого используется слово «глаз» в терминологическом значении. Неверным будет употребление этого слова в нарочито сниженном контексте: Это был лысый субъект, плюгавенький, невзрачный, с какими-то белёсыми и подслеповатыми очами (уместнее – глазками).

Часто ошибки возникают тогда, когда говорящий пытается подобрать синонимы к словам иноязычного происхождения, значение которых он точно не знает.

Например: Преподаватель оставил нелицеприятный, очень плохой отзыв о моей работе (нелицеприятный – не синоним слова «плохой»; это слово близко по значению к прилагательным «беспристрастный», «объективный»). Это был очень знаменитый, одиозный политический деятель (одиозный – значит крайне неприятный, отталкивающий). Эта информация была для нас важной, актуальной (актуальный – злободневный, современный).

Недочёты в использовании антонимов

Ошибки в употреблении антонимов связаны с их неоправданным использованием в тех контекстах, в которых они не нужны: Это был лучший результат среди худших работ выпускников.

Также неверное употребление антонимов порождает двусмысленность, нелогичность высказывания: Она чертовски религиозна. При наличии отсутствия учебников вы не сделаете эту работу. Иногда это приводит к созданию непреднамеренных каламбуров: На открытом заседании присутствующие высказались о скрытых дефектах в работе. Оксюморон – это узкоспециальный термин, широко используемый в художественном тексте.

Обычно немотивированное использование антонимов порождает стилистически не оправданный атифразис: За телефонную шутку Иванов получил штраф (заплатил). Приятель попросил меня взять взаймы (дать взаймы).

Также с неверным использованием антонимов связаны нарушения на уровне высказывания (например, в употреблении такого приёма, как антитеза): Петров был не болтлив, но и не разговорчив (верно: не молчалив, но и не разговорчив). В этом фильме зритель увидит и любовь, и ненависть, и смерть, и предательство («смерть – предательство» — не антонимичная пара, поставленная в один ряд с антонимами «любовь – ненависть»).

Избежать подобных ошибок помогает не только знание точного значения антонима, но и внимание к синтаксической структуре и логике высказывания, его внутренней непротиворечивости и ясности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Типичные ошибки учащихся

начальных классов в работе с синонимами

В программе по русскому языку для на- чальных
классов предусмотрено изучение лексических синонимов, конечной целью которого
является обогащение словарного запаса учащихся и обучение грамотному ис-
пользованию слов-синонимов в собствен- ной речи. Не вызывает сомнений, что уме-
ние пользоваться синонимами — навык сложный, и формируется он постепенно, на
протяжении длительного времени путем систематического включения в материалы
уроков разнообразных, специально подоб- ранных упражнений с лексическими сино-
нимами.

Среди публикаций на тему «Работа с си-
нонимами в начальной школе» широко представлены статьи, содержащие упражне-
ния, которые направлены на формирование у младших школьников понятия синони-
мии и навыков работы со словами-синони- мами. Среди такого рода материалов пос-
леднего десятилетия заслуживают внима- ния работы Г.В. Блохиной [1]1, И.В.
Щерба- шиной [5], М.Н. Кандриной [3]. В русле проблемы нашей статьи интерес
представ- ляют приведенные в названных публикаци- ях различные виды упражнений
с синони- мами. В частности, речь идет о том, что эти авторы считают
перспективным такой под- ход к изучению синонимов, при котором в центре
внимания учащихся оказываются различные оттенки в значении синонимов. Отдельно
следует заметить, что в этих рабо- тах обращается внимание на эмоционально-
оценочную окраску синонимов, на сферу их употреблений. Также методисты
предлага- ют  упражнения  на  знакомство  с такими

функциями синонимов в речи, как взаимное
замещение, уточнение, амплификация  (ин-

тенсификация признаков в синонимиче- ском
ряду), стилистическая функция. Здесь

же определяется и задача учителя. Она зак-
лючается в том, чтобы научить школьников чувствовать органическую потребность в
грамотном использовании синонимов в тексте и собственной речи. Предложенные в
названных работах виды заданий не вызы- вают сомнения в их актуальности.

Однако упражнений, включенных в ре-
комендованный большинством действую- щих учебных программ по русскому языку
учебный материал, оказывается недоста- точно для того, чтобы добиться прежде
все- го адекватного понимания младшими школьниками самого явления синонимии и
тем самым предотвратить типичные ошиб- ки детей в использовании слов-синонимов
в их собственной речи. Актуальной являет- ся не только проблема предотвращения
по- добных ошибок, но и вопрос о путях их пре- одоления. Заметим в связи с
этим, что воп- рос о типичных ошибках при работе с сино- нимами до сегодняшнего
дня не получил необходимой разработки.

Во-первых, нужно сказать, что ни один из
действующих учебников по русскому языку для начальной школы не содержит заданий
или упражнений на выделение си- нонимов в ряду языковых явлений. Отсю- да
следует, что учителю приходится само- му искать пути решения возникающих
трудностей. Вместе с тем среди разнообра- зия методических статей по вопросам
ра- боты с синонимами на уроках русского языка (нами проанализированы около 20)
только две (!), вышедшие в свет в 1976 г., непосредственно касаются проблемы
ти- пичных ошибок учащихся при работе с си- нонимами. Речь идет о работах К.И.
Вои- новой «Отбор дидактического материала для усвоения понятия лексические
сино- нимы» [2] и Н.С. Смирновой «К изучению

1 В квадратных скобках указан номер работы из
раздела «Список литературы». — Ред.

синонимов в 4 классе» [4]. Автор первой статьи
рассматривает ошибки учащихся средней школы, автор второй — учащихся IV класса.

Таким образом, можно считать, что се- годня в
методической литературе отсут- ствует освещение этого вопроса примени- тельно к
учащимся I–III классов. В то же время методисты призывают изучать сино- нимы с
I класса.

Имея в виду изложенное выше, автор настоящей
статьи ставит перед собой сле- дующие задачи: описать типичные ошибки учащихся
начальных классов (I–IV) при изучении синонимии; рассмотреть возмож- ные
причины их появления и разработать образцы специальных упражнений, направ-
ленных на их предотвращение. При этом необходимо наполнить такие образцы язы-
ковым материалом, который бы соответ- ствовал уровню знаний учащихся младших
школьников.

После обобщения опыта названных вы- ше
методических работ мы составили спи- сок типичных ошибок, которые были адап-
тированы к задачам обучения в начальной школе. Проверочные задания были разра-
ботаны с использованием языкового мате- риала, который соответствует уровню
младших классов.

Учащимся был предложен список из 17 пословиц и
крылатых выражений с задани- ем найти предложения, в которых содер- жатся
синонимы, и подчеркнуть эти сино- нимы. Правильные ответы включали в себя
следующие:

•             Не спеши языком, торопись делом.

•             Рука победит одного, знания
поборют тысячи.

•             Чего сердце не заметит, того и
глаз не увидит.

•             Без волнения, без заботы не жди
радос ти от работы.

•             Колотись, бейся, а все надейся.

•             Приятелей много, а друга нет.

•             Скупой глядит, как бы другому не
дать, а жадный глядит, как бы у другого от нять.

•             Ложь бывает и спроста, а клевета
всег да с умыслом.

Неправильные ответы учащихся позво- лили нам
сделать следующие выводы о ти-

пичных ошибках учащихся при работе с си-
нонимами. Расположим ошибки по степени частотности.

1.            Неразличение синонимов и слов,
на- ходящихся в родовидовых отношениях (на- иболее часто встречающаяся ошибка).
Нап- ример, в отрывке из басни И.А. Крылова:

Коль до когтей у них дойдет, То, верно, льву
не быть живому: Сильнее кошки зверя нет! —

дети выделяют слова лев, кошка, зверь в ка-
честве синонимов.

2.            Ошибочное причисление к синони-
мам слов с разным лексическим значением, но тематически близких, относящихся к
од- ной лексико-грамматической категории. Например, синонимами считают:

уши — глаза (части тела) (Не верь

ушам, а верь глазам);

острый — длинный (качества) (Острый язык —
дарование, длинный язык — наказа ние);

сеет — веет (глаголы активного дей ствия)
(Осенью семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и
снизу метет).

3.            Причисление некоторых однокорен-
ных слов к синонимам.

Ленивому и лениться лень.

4.            Смешение с синонимами формы од-
ного и того же слова. Например, умел — умей:

Умел звать, умей и угощать.

5.            В качестве синонимов признаются
ан- тонимы (эта ошибка встречается не так час- то, но все же заслуживает
внимания). Так, например, младшие школьники считают синонимами пару мягко —
жестко:

Мягко стелет, да жестко спать.

6.            Называние синонимами слов, принад-
лежащих к различным частям речи и объе- диненных не синонимической, а иной язы-
ковой связью. В качестве примера можно привести: словосочетания: золото блестит
(Не все то золото, что блестит), слова, обозначающие причину и следствие: захво
рал — плачет (Здоров — скачет, захво- рал — плачет).

Общей причиной приведенных ошибок является
недостаточно сформированный навык распознавания фактов синонимии. В

частности, такой признак синонимов, как
близость лексического значения, иногда рассматривается младшими школьниками как
достаточный для того, чтобы отнести к синонимам слова различных частей речи или
слов в одном словосочетании.

Иногда учениками начальной школы ошибочно
воспринимается свойство взаи- мозаменяемости синонимов. Это приводит к тому,
что дети причисляют к синонимам слова, связанные лексическими отношени- ями
рода и вида. При этом учащиеся не учи- тывают, что, например, слово лев можно
за- менить словом зверь, но обратная замена невозможна, так как не каждый зверь
— лев. Еще одной причиной названных выше ошибок является перенос общности
значе- ния корней слов на общность лексического значения всего слова. В таком
случае к си- нонимам причисляются однокоренные сло- ва. И если действительно
среди синонимов нередко встречаются однокоренные слова, например, обогнать —
перегнать, испу гать — напугать, болезнь — заболевание, то все же совпадение
значения одной морфе- мы не является отличительным признаком

синонимов.

Наконец, отсутствие навыка в различе- нии
степени сходства значений ведет к ошибкам, при которых синонимами призна- ются
тематически близкие слова и даже ан- тонимы. Например, пара жара — холод от-
ражают температуру воздуха, однако этот же признак как раз и лежит в основе
проти- вопоставления этих слов, что исключает возможность их взаимозамещения.
Здесь недостаточно усвоенным является тот факт, что синонимы различаются лишь
оттенками значений, в то время как смысловое ядро полностью совпадает,
например, нести — тащить: нести — перемещать что-либо в ру- ках, тащить —
нести, двигать волоком.

Поскольку перечисленные ошибки яв- ляются
типичными для младших школьни- ков, необходимость вести в начальных клас- сах
постоянную работу по отработке устой- чивого навыка отграничения синонимии от
сходных с нею языковых явлений представ- ляется очевидной. Эта задача может
быть выполнена только путем разработки особых упражнений, ориентированных на
исправ- ление названных выше ошибок.

Прежде чем перейти к описанию специ- альных
упражнений, необходимо обратить внимание на некоторые методические при- емы,
которые помогут предотвратить наи- более грубые ошибки учащихся. Речь идет о
причислении к синонимам слов различ- ных частей речи. Для предотвращения по-
добной ошибки при каждом упоминании о явлении синонимии в I и II классах
необхо- димо напоминать учащимся, что слова-си- нонимы обязательно должны
относиться к одной и той же части речи. Также следует обратить внимание детей
на то, что в боль- шинстве случаев синонимы обладают свой- ством
взаимозаменяемости, а при различии частей речи невозможность такой замены
наиболее очевидна.

Но все же большинство ошибок млад- ших
школьников, связанных прежде всего с непониманием самой сути явления синони-
мии, необходимо исправлять путем сопос- тавления слов на основе их лексического
значения, т.е. характеризуя слова-синони- мы, с одной стороны, и лексические
едини- цы, соотносимые в каком-либо другом се- мантическом отношении, — с
другой:

а) родовые и видовые или более широ- кие и
более узкие понятия (посуда и ложка; куст, цветок, растение);

б) тематически близкие слова с различ- ными
значениями (река, ручей, озеро), а также объединенные тематически и семан-
тически близкие (удача, счастье, радость, успех);

в) однокоренные слова и формы одного и того же
слова (смелость, смелый, смель чак; смотрела, смотрит);

г) антонимы (бедный — богатый, враг — друг).

Предлагаем блок упражнений для III–IV классов,
использование которых возможно как по отдельности, т.е. на уро- ках,
посвященных непосредственно лекси- ческим понятиям, так и вместе — на уроке,
полностью отведенном задаче формирова- ния навыков и умений, связанных с
явлени- ем синонимии и использованием конкрет- ных синонимов в речи школьников.

Упражнение 1.

Комментари й. Упражнение дается в каче- стве
разминки перед более сложными задания- ми. Целью является закрепление навыка
выде-

лять синоним из готового списка слов. Перед
вы- полнением необходимо провести с детьми бесе- ду, что такое синонимы и чем
они отличаются от однокоренных слов, от формы одного и того же слова и слов,
объединенных отношениями родо- видового характера. Для каждого из названных
языковых явлений предусмотрено отдельное за- дание. При этом в данном
упражнении необхо- димо уделить особое внимание принципу наг- лядности, который
находит отражение в форму- лировке каждого задания.

I.             Синонимы и однокоренные слова.

З а д а н и е: Выберите из приведенных слов
синонимы. Объясните, почему осталь- ные слова синонимами не являются. Обоз-
начьте в каждом слове корень:

1)            основной, основа, главный, глава,
осно вать, главенствовать;

2)            похвала, одобрение, одобрить, по
хвальный;

3)            думать, дума, мысленно, мыслить,
размышлять.

II.            Синонимы и формы одного и того
же слова.

Задани е: Выделите синонимы. Поче- му разные
формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?
Прокомментируйте каждую из форм слова, выделив изменяемую его часть:

1)            приглашать, приглашаю,
приглашаем, просить, звать;

2)            отдых, отдыха, передышка, покой,
отдыхом, об отдыхе;

3)            интересный, занимательный, инте
реснее, забавный.

III.          Синонимы и понятия рода и вида.

З а д а н и е: Найдите «лишние» слова, которые
не являются синонимами. Объяс- ните свой выбор:

1)            всадник, наездник, человек,
верховой, ездок, конный, мужчина;

2)            собака, пес, животное, кошка;

3)            учитель, математик, педагог,
исто рик, преподаватель.

Упражнение 2.

Комментари й. Упражнение дает учащим- ся
возможность самостоятельно выбрать из текс- та необходимые лексические и
грамматические единицы. При этом задания построены в таком порядке, что к тому
моменту, как детям предла- гается найти синонимы, у них уже накапливает- ся
необходимый материал, облегчающий выбор.

Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи; Взбей
пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи — Вихри и метели,

Дайте радужной парчи Для косматых елей.

С. Маршак

Задани е:

1.            Прочитайте стихотворение. О
каком времени года повествует автор? Какие сло- ва на это указывают?

2.            Найдите в тексте однокоренные
сло- ва. (Снега — снежная, пряжа — напряди, пух — пушистые.)

3.            Выпишите все существительные.
Найдите среди них синонимы. (Вьюга, пур- га, метели.)

Выпишите все прилагательные. Есть ли среди них
синонимы? Назовите глаголы. Можно ли найти синонимы в этой группе? Почему?

4.            Составьте список слов,
относящихся к теме «Зима». Какие из этих слов являются синонимами? Почему
остальные таковыми не являются?

Упражнение 3.

Комментари й. Упражнение направлено на
закрепление навыка распознавания синони- мов на основе признака
взаимозаменяемости без изменения смысла. Акцент сделан на лексиче- ской работе
со значениями синонимов, темати- чески близких слов, понятиях рода и вида.

Лето в лесу

Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное,
чудесное). Из лесной чащи выбирался на по- ляну неуклюжий медведь (огромный,
непово ротливый, добродушный). В лесу мы с интере- сом наблюдали, как быстрая
белочка пере- прыгивала с одного дерева на другое (малень кая, проворная,
весёлая). Вокруг радостно пе- ли птицы (весело, оживлённо, громко).

Задани е:

1.            Прочитайте текст. О чем в нем
гово- рится? Кто в лесу привлек внимание автора?

2.            К подчеркнутым словам подберите
си- нонимы из предложенных в скобках вари- антов. Какие слова не подходят?
Почему?

3.            К каким еще словам из этого
текста можно подобрать синонимы? Поменяется ли при замене слов-синонимов смысл
текста?

4.            Можно ли произвести в тексте
следу- ющие замены: медведь — животное, белоч ка — зверёк, перепрыгивала —
перескакива ла, птицы — соловьи, вокруг — везде? Объ- ясните возможность или
невозможность за- мены в каждом случае.

Упражнение 4.

Комментари й. Задачей упражнения яв- ляется
закрепление навыка разграничения сино- нимии и других лексико-грамматических
явле- ний языка. В зависимости от числа учащихся класс делится на пять групп
или разбивается на пары. Каждой группе учащихся выдается по од- ной карточке
(карточка 1, 2, 3, 4 или 5), причем копия карточки выдается каждому ученику
группы. Карточка содержит шесть пословиц, в каждой из которых пример того или
иного язы- кового явления, а именно: синонимы, антонимы, однокоренные слова,
формы одного и того же слова, тематически близкие слова. Слова, предс-
тавляющие вышеназванные явления, подчерк- нуты для адаптации уровня сложности
задания к начальной школе. Учащимся предлагается устно прокомментировать
отношения данных слов друг к другу, предварительно обсудив это между собой.
Перед началом данной работы необходи- мо повторить с детьми, что пред-ставляют
собой вышеназванные явления языка. Это можно сде- лать на примере следующего
четверостишия из басни И.А. Крылова:

Бессильному не смейся

И слабого обидеть не моги!

Мстят сильно иногда бессильные враги: Так
слишком на свою ты силу не надейся!

Карточка 1.

Рука победит одного, знания поборют тысячи.

Река — не море, тоска — не горе. Гость немного
гостит, да много видит.

Не бойся врага умного, бойся врага глу- пого.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что
уже сделал.

Горячий человек, как кипяток, опасен.

Карточка 2.

В голове ветер ходит, а в кармане пусто- та
бродит.

Каковы родители, таковы и дети.

В мелких словах и большое дело уто- пить
можно.

Любишь кататься — люби и саночки во- зить.

Курица по зернышку клюет, а сыто жи- вет.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Карточка 3.

Колотись, бейся, а все надейся.

Курица — не птица, лодырь — не чело- век,
болтун — не работник.

Береженая копейка рубль бережет. У короткого
ума длинный язык.

Потерял минуту — потеряешь и час. Под лежачий
камень и вода не течет.

Карточка 4.

Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.

Машина любит ласку, уход, чистку и смазку.

Старый друг лучше новых двух.

Курица по зернышку клюет, а сыто жи- вет.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается.

Дружба дружбой, а служба службой.

Карточка 5.

Не спеши языком, торопись делом. Лучше хлеб с
водой, чем пирог с бедой. Пуганая ворона и куста боится.

Лучше вода у друга, чем мед у врага. Звать —
зовет, а адреса не дает.

Хорошие речи хорошо и слушать. Задани е:

1.            Прочитайте пословицы.

2.            Объясните, как относятся друг к
дру- гу выделенные слова в каждом предложе- нии. Являются ли они синонимами,
анто- нимами, однокоренными словами, форма- ми одного и того же слова или же
темати- чески близкими словами.

Упражнение 5.

Комментари й. Упражнение является ито- гом
проведенной работы по отграничению сино- нимии от других языковых явлений.
Класс, как и в предыдущем упражнении, в зависимости от ко- личества учащихся
можно поделить на две или несколько групп. Каждой группе раздается оди- наковый
набор карточек, на каждой из которых записана пара слов. Пары включают в себя
сино- нимы, однокоренные слова, слова, объединенные

родовидовыми и причинно-следственными свя-
зями, слова из одного словосочетания, антони- мы. Детям предлагается
рассортировать карточ- ки по группам. При выполнении этого упражне- ния
школьники работают в группах, обсуждая ход работы между собой. Учитель
оценивает только результат.

Робкий заяц

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже
при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью трусливый
зайчишка выходит из своего убежища, а ут- ром прячется в каком-нибудь укромном
угол- ке в лесу. Много врагов у пугливого косого. За ним охотятся и голодный
волк, и хищный яст- реб, и охотник. Но зайчик, хоть и боязливый зверь, да
умный. Зимой он хитро запутывает следы, чтобы обмануть недругов.

Задани е:

1.            Прочитайте текст. Кто в нем
глав- ный герой? Как его можно охарактеризо- вать? Кто еще упомянут в тексте?
Как другие обитатели леса связаны с главным героем?

2.            Просмотрите полученные карточки.

животное заяц

заяц зайчишка

пугается бежит              

вечером ночью             

робкий трусливый

пугается пугливый        животное зверь             убежище
бежать           выходит бежит               вечером утром

заяц косой        

трусливый боязливый

боязливый пугается    

заяц волк          

хищный ястреб

охотятся охотник           поздно вечером            хищный
хищник             пугается прячется         враг недруг

3.            Найдите и отложите карточки с
одно- коренными словами.

4.            Выберите карточки с синонимами.

5.            Найдите карточку с антонимами.

6.            Какая связь между словами в
парах на оставшихся карточках?

Упражнения, приведенные в настоящей статье,
могут быть использованы в качестве образцов по предотвращению типичных ошибок
при работе с синонимами. Это поз-

волит учителю начальных классов напол- нить их
собственным содержанием в зави- симости от уровня подготовленности клас- са и
потребности в дополнительной работе по этому вопросу. Для этого в помощь учи-
телю можно рекомендовать следующие словари синонимов: «Словарь синонимов
русского языка» З.Е. Александровой (8-е изд. М., 1995) и «Словарь синонимов
рус- ского языка» (Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1970–1971. Т. 1–2). Существуют
также и специализированные словари синонимов, которые непосредственно предназначены
для учащихся начальных классов. Среди них нужно особо выделить «Словарик си-
нонимов и антонимов» М.Р. Львова (М., 2000) и «Словарь синонимов для учащихся
начальных классов» И.В. Щербашиной (Майкоп, 2001).

В заключение отметим, что работа по предотвращению
ошибок учащихся долж- на вестись на протяжении всего курса изу- чения родного
языка. Таким образом, при- веденный в настоящей статье материал может стать
дополнением к систематиче- ской работе учителя младших классов в области
формирования навыков исполь- зования синонимов в речи младших школьников.
Работа с синонимами в на- чальной школе, несомненно, продуктивна, так как при
планомерном проведении обеспечивает практическую и теоретичес- кую базу для
усвоения курса русского языка в средней школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Блохина Г.В. Работа с синонимами
в на- чальных классах // Начальная школа. 1997.

№ 12.

2.            Воинова К.И. Отбор
дидактического мате- риала для усвоения понятия «лексические сино- нимы» //
Вопросы активизации учебного про- цесса на уроках русского языка и литературы в
средней школе: Сб. тр. М.: МОПИ, 1976.

3.            Кандрина М.Н. Виды работы по
теме «Си- нонимы»// Начальная школа. 2006. № 6.

4.            Смирнова Н.С. К изучению
синонимов в 4 классе // Русский язык в школе. 1976. № 5.

5.            Щербашина И.В. Дидактический
материал по синонимии для учащихся начальных классов. Майкоп, 2001.

Автор: Головко Людмила Ивановна

Урок №19

Родной язык (русский)

Класс: 6 -Б                                                                                         

Тема урока:  Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Цели  образовательные:  повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий,  закрепле­ния умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;

 развивающие: — развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

— развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;

— развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

воспитательные: — воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.

Планируемые результаты:

Предметные — объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правиль­ный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов,  антонимов, омонимов; пользуются словарями синонимов ,  анто­нимов, омонимов

Метапредметные:

Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятель­ности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные — структурируют знания, читают и слушают,извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивныенаучить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления , принимают и сохраняют учебную задачу, пла­нируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вно­сят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объектив­ной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учи­теля.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль

Оборудование: словари, карточки, презентация

Ход урока

1.Организационный этап.

Эмоциональный  настрой.

     Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке

Я настроиться вам помогу,

Чтобы были везучими.

Повторите по сто раз —

Разойдутся тучи

У меня всё хорошо,

А будет ещё лучше!

Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите,  на   какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний  урок поможет вам подняться на ступеньку выше.  

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся,  корректируются и актуализируются.

      А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

— А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,  созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

(Лексикология)

1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.

2.Орфографический практикум

Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

3. Блиц-турнир

Проведем аутотренинг

                     ученик

                            личность  творческая

    Я                думаю

                      хочу знать

-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)

Целеполагание

3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).

1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.

А) Огонь, дым, пламя

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный — …(ум короткий).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.

1) Исправить ошибки.

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5.Книга – источник познания.

6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Работа со словарем  

Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?

—           Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.

2.         Выборочное списывание.

—           Выберите синонимы:

•          к слову правда:

1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;

•          к слову источник:

1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;

•          к слову холод:

1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;

•          к слову заяц:

1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.

3.         Практические  задания.

Итак,  давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.

            В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.

1)         Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалостиохватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)

2)         Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

      Ты белых лебедей кормила,

      Откинув тяжесть черных кос…

      Я рядом плыл; сошлись кормила;

      Закатный луч был странно кос.

      Вдруг лебедей метнулась пара…

      Не знаю, чья была вина…

      Закат замлел за дымкой пара,

      Алея, как поток вина.

      Мгновенья двигались и стали,                                                

      Лишь ты паришь, свой свет струя…

      Меж тем в реке – из сизой стали                              В.Я.Брюсов

      Влачится за струей струя.                                               

5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово

      1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

      2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

      3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

      4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

      5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

      6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

      7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

      8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

III.      Закрепление изученного материала.

1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1.      Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2.       Герой все время находится в подвесном состоянии.

3.      В этот день я услышала много обидчивых слов.

4.      Любой поступок заслуживает осуждения.

5.      Студент быстро освоил материал.

6.      Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

7.      Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

8.      Она пришла в цветистом платье

2.Тест — самопроверка

1.Лексикология изучает…

А) значимые части слова и способы образования слов.

В) словарный состав языка

С) части речи

Д) правила написания слов

Е) соответствие между звуками и буквами

2. Омонимы – это…

А) слова, имеющие несколько лексических значений.

В) слова, употребляемые в той или иной местности.

С) слова с противоположным лексическим значением.

Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.

Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

3.Укажите строку синонимов.

А) Хорошо, плохо

В) Днем, ночью

С) Холодно, жарко

Д) Широко, узко

Е) Правильно, верно

4. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

5. Укажите строку омонимов.

А) Крыло птицы, крыло самолета

В) Сдача мелочью, мелочи жизни

С) Ковш с водой, ковш экскаватора

Д) Длинная коса, острая коса

6. Паронимы – это…

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому

значению

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи

А) Лепетать

В) Молоть

С) Изъясняться

Д) Говорить

Е) Плести

8. Укажите ряд антонимов.

А) Передвижение, перемещение

В) Жестокость, бессердечие

С) Истина, ложь

Д) Грусть, печаль

Е) Скука, тоска

9. Укажите ряд омонимов

А) Акции поднялись, акция протеста

В) Железные двери, железные мускулы

С) Крыло птицы, крыло самолета

Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа

Е) Невежа, невежда

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

А) Перевал

В) Местность

С) Вершина

Д) Тропа

Е) Водопад

Ключ к тесту.Самопроверка

1- В

2- Е

3- Е

4- Д

5- Д

6- С

7- А

8- С

9- А

10- В

Подведение итогов.

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

5. Рефлексия.

— Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?  

Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные  задания по карточкам:

1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения

1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым.  2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр. 

3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

Пришелец

Абориген

Награждать

Наказывать

Комик

Трагик

Атака

Оборона

Потеря

Находка

Недостаток

Излишек

Минор

Мажор

4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркните антонимы. Запись сделайте в тетрадях.

  1. Умел ошибиться, …
  2. Ученье свет, …
  3. Говорит бело, …
  4. Маленькое дело
  5. Кто много говорит, …
  6. Недруг поддакивает, …
  7. Злой не верит, …
  8. Добрая слава лежит, …

3. а делает черно.

4. лучше большого безделья.

5. тот мало делает.

1. умей и поправиться.

2. а  неученье  тьма.

7. что есть добрые люди.

8. а худая бежит.

6. а  друг  спорит.

5.Сгруппируйте парами паронимы. Письменно в тетрадях. 

1.  Доверительный

2. Лирический  

3. Наследие

4. Нестерпимый

5. Командированный

6. Удачный

7. Главный

 8. Будний

 9. Дымный

10. Гарантийный

11. Абонемент

12. Воспоминание

а) Гарантированный

б) Нетерпимый

в) Доверчивый

г) Удачливый

д) Лиричный

е) Напоминание

ж) Абонент

з)  Будничный

и) Дымовой

к)  Наследство

л)  Заглавный

м) Командировочный

VI. Выставление оценок.

Итог урока

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Ошибки в употреблении синонимов

словарь синонимов онлайн

Термин «синоним» происходит из греческого языка, где «synonymos» означает «равные». Синонимы – это слова, значение которых похоже или идентично значению других слов. Стоит знать, что первая группа – с похожими значениями – несравнимо больше, чем вторая – абсолютные синонимы встречаются крайне редко.

Подавляющее большинство синонимов отличаются друг от друга по значению или эмоциональной окраске, что влечет за собой серьезные последствия. Например, слова «автомобиль» и «машина» полностью взаимозаменяемы в контексте транспорта, однако слова «ветер» и «ураган» имеют неодинаковое значение, хотя словарь синонимов онлайн преподносит их как синонимы.

Самые частые ошибки в употреблении синонимов

  • Несоответствие стиля. Не следует смешивать в своих высказываниях слова, принадлежащие к совершенно разным стилям. Если смешать лексикон школьников, например, с научным стилем – лексические ошибки гарантированы!
  • Неспособность принять во внимание типичную связность отдельных компонентов синонимичной последовательности.

Пример: Хотя слова «впарить» и «продать» относятся к одному и тому же виду деятельности, мы используем их в совершенно разных ситуациях. Школьное эссе не может содержать фразу: «Продавщица в магазине впарила мне несвежий кусок мяса». И когда кто-то прощается со своей тетей, он не добавляет в конце: «Передавай привет старику!», ведь тогда тетя может сильно обидеться за неуважение к своему мужу.

Взгляните на предложение: «У нее правильные черты лица и карие глаза».

Слова «правильные» и «карие» нельзя заменить другими выражениями без изменения смысла. Правильные черты лица – это не то же самое, что симметричные, а карие глаза – не то же самое, что коричневые.

На помощь любому, кто заботится об эстетике и богатстве своей речи приходят словари синонимов. Они помогают в выборе правильных фраз и выражений. Таких словарей много, и все они являются очень эффективным и легкодоступным средством борьбы с языковой некомпетентностью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Речевые ошибки при употреблении омонимов
  • Речевые ошибки при письме
  • Речевые ошибки практикум 11 класс
  • Речевые ошибки платонов
  • Речевые ошибки на полях