Редакционная ошибка это

составная часть редактирования; выполняемая редактором или по его замечаниям автором либо ими совместно правка авт. оригинала. По степени и характеру изменений в тексте Р. п. делится на несколько видов (по классификации проф. К. И. Былинского): Р

Редакционная правка

Редакционная правка

РЕДАКЦИОННАЯ ПРАВКА — составная часть редактирования; выполняемая редактором или по его замечаниям автором либо ими совместно правка авт. оригинала.

По степени и характеру изменений в тексте Р. п. делится на несколько видов (по классификации проф. К. И. Былинского): Р. п. — вычитка (исправление главным образом техн. погрешностей при подготовке переизданий без переработки, а также официальных и докум. материалов); Р. п. — сокращение (исправления с целью вогнать текст в определенный объем); Р. п. — обработка (исправления идейно-смысловые, фактические, композиционные, логические, стилистические, но без коренных преобразований текста); Р. п. — переделка (коренные изменения авт. текста, который служит лишь основой для окончательного текста публикации). На практике все эти виды или некоторые из них нередко соединяются в самых различных сочетаниях.

Осн. требования к Р. п., определяющие ее методику: 1) не начинать править, не познакомившись с текстом в целом, не уяснив его общие достоинства, особенности и недостатки, не определив главные редакционные задачи; 2) править только после того, как установлена и точно сформулирована причина неудовлетворительности текста и продуман путь ее устранения; 3) не выходить за пределы допустимого редакторского вмешательства в текст, т. е. вносить только те изменения, которые отвечают авт. замыслу; 4) ограничиваться по возможности минимумом поправок, стараясь как можно меньше отдаляться от авт. текста и пользоваться для поправок авт. речевыми средствами; 5) подвергать острой самокритике каждую поправку, для чего сопоставлять исправляемую (исправленную) фразу с первоначальной, проверяя, не утратила ли она после исправления к.-л. оттенков смысла, не приобрела ли смысл, которого автор в нее не вкладывал, и непременно прочитывать каждую исправленную (исправляемую) фразу в контексте, соотнося ее с предшествующими и последующими фразами; 6) согласовать все исправления с автором, т. к. любую Р. п. следует рассматривать лишь как предложения редактора автору.

Методически Р. п. целесообразно начинать с композиционных исправлений, т. к. при перестройке стилистически исправленного текста может выясниться, что многие поправки при новой компоновке не годятся. Если текст нуждается в сокращении до определенного объема, то лучше начинать Р. п. с правки-сокращения, чтобы не тратить напрасно усилия на правку текста, который затем будет выброшен.

Техника Р. п. укладывается в небольшое число простых правил: 1) править непосредственно в тексте, зачеркивая слова и буквы тонкой горизонтальной чертой и вписывая новые слова и буквы только между строк, не по напечатанному; 2) вписывать текст разборчиво, т. к. любая неясность не только затрудняет работу машинистки и считчика, но и нередко ведет к ошибкам (напр., башня вместо богиня, т. к. сочетание букв
«г» и «и» легко прочитать как «ш»); 3) большие вставки вписывать на полях или на отд. странице, подклеиваемой к основной; 4) вычеркивая текст, соединять стрелкой последнее слово перед вычерком и первое после него; 5) в правке широко использовать знаки, применяемые при вычитке.

Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс.
.
2003.

Смотреть что такое «Редакционная правка» в других словарях:

  • Редакционная правка — составная часть редактирования авторского оригинала, выполняемая редактором или автором по замечаниям редакции. По характеру изменений Р. п. делится на вычитку, сокращение, переделку и пр. На практике все виды Р. п. сочетаются. Р. п. следует… …   Реклама и полиграфия

  • Редакционная корректура — корректура, которую держит редакция (ведущий редактор, заведующий редакцией, главный редактор) и осн. задача которой еще раз проверить текст и изображения по смыслу, по существу, проконтролировать, как сложилась верстка, нет ли ошибок в разметке… …   Издательский словарь-справочник

  • Правка — 1. Процесс и сами изменения текста произведения на всех этапах его подготовки к изданию: при переработке и шлифовке рукописи автором (авт. П. оригинала), при совершенствовании авт. оригинала редактором (лит. П., редакционная П.), при корректуре… …   Издательский словарь-справочник

  • Editing cutting — Редакционная правка …   Краткий толковый словарь по полиграфии

  • КОНСОЛИДАЦИЯ — (лат. consolidatio укрепление, сращивание) 1) форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно правовых актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений, в единый сводный акт без изменения содержания.… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Консолидация (право) — У этого термина существуют и другие значения, см. Консолидация. Консолидация (лат. consolidatio от consolido укрепляю) вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных… …   Википедия

  • Афанасий (в миру Андрей), митрополит Московский — Афанасий (в миру Андрей) (нач. XVI в. – между 1568–1575 гг.) – митрополит Московский, автор Жития Даниила Переяславского, возможный автор Степенной книги. Родом из Переяславля Залесского, ученик Даниила Переяславского, около 1530 г. священник… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… …   Энциклопедия инвестора

  • Редакция —  ♦ (ENG redaction)  (лат. redactus от redigere возвращать)    редакционная правка текстуальных материалов …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • КОНСОЛИДАЦИЯ — (лат. consolidatio укрепление, сращивание) 1) форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно правовых актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений, в единый сводный акт без изменения содержания.… …   Юридическая энциклопедия

Литературное редактирование книги

Литературное редактирование (редакторская правка) — это важный этап работы над текстом книги, состоящий из  редакторского анализа, оценки и совершенствования литературной формы текста.
Литературное редактирование включает в себя следующее:

  • Исправление лексических ошибок и исправление нарушений норм словоупотребления;
  • Стилистическая правка текста;
  • Устранение логических ошибок в тексте, совершенствование его композиции (разбивка на смысловые фрагменты, последовательность изложения);
  • Сокращение и переделка текста без изменения смысла (устранение повторов, лишних подробностей);
  • Проверка фактического материала (источники, цитаты, термины, даты, названия и имена, цифры).
  • Разделение текста на главки, параграфы (это делается для удобства читателей, материал не должен быть громоздким);
  • Оптимизация материала (идёт сокращение повторов, сверка дат и фактов);
  • Литературная правка (текст приводится в соответствие с нормами русского языка);
  • Работа с содержанием (отслеживается логика изложения, последовательность, уместность выводов).

С латинского redactus переводится как «приведенный в порядок». Автор текста может недоумевать: «Зачем приводить мой уникальный текст в порядок? А если редактор переделает текст до неузнаваемости, сделает его примитивным, лишит книгу оригинальной идеи?» Не переживайте — редактор, конечно, приводит в порядок текст, но ни в коем случае не меняет исходный материал.

Главная задача редактора — обеспечить изданию высокое качество. Литературный редактор дает критическую оценку произведению и помогает автору книг привести в порядок его рукопись. Конечно, в данном случае речь идет о редакторе, который имеет соответствующее образование, необходимый опыт, солидный багаж отредактированных и уже изданных книг. С редактором, который не может доказать свою профессинальную пригодность, работать не стоит.

Вот пример редакторского литературного разбора текста, выполненный в нашем издательстве:

Кстати, редакторский «разбор» ознакомительного фрагмента книги выполняется БЕСПЛАТНО. Мы делаем это для того, чтобы автор увидел недочёты своего текста, оценил уровень профессионализма сотрудников издательства, понял, что именно ему нужно: редактирование тета или его полная переработка. Подобный разбор чем-то похож на рецензию.

Редакторская правка необходима даже маститому писателю. А уж начинающему — тем более. Почему?

Дело в том, что автор книги лишен возможности объективно оценивать свою работу. Книга — его детище, труд многих и многих дней. Не все писатели в состояниии критически осмыслить написанное. Поэтому материалу жизненно необходима объективная оценка. Профессиональное мнение: насколько рукопись соответствует литературным канонам? Легко ли читается? Или читателю предстоит «продираться» сквозь текст? Нет ли в будущей книге повторов? Не злоупотребляет ли автор грубыми просторечиями? Не перегружена ли рукопись жаргонизмами? На все эти вопросы может ответить только профессиональный редактор.

Литературное редактирование — это работа над словоупотреблением, редактор оценит выразительность изложения, отследит стилистические особенности материала. Специалист по литературному редактированию избавит текст от канцеляризмов, правильно расставит акценты и проследит за логикой. Редактор, как вдумчивый и пристрастный читатель, первым выявит недостатки и исправит их.

Впрочем если вы уверены, что текст книги идеален по всем параметрам, мы не будем настаивать, чтобы редактор брал его на вычитку. Но если у вас все же есть сомнения по поводу логики изложения, связности текста, пожалуй, стоит обратиться к профессионалу: редактор оценит качество текста, уровень необходимой обработки, обозначит «критические» места материала.

Заказывая услугу редактирование текста в нашем издательстве, автор получает чистовик отредактированного материала. Если нужен редакционный разбор с выделением и объяснением ошибок — об этом нужно сказать заранее.

Редактирование книги — важный этап работы над изданием книги. Редактор поможет вам сделать из текста настоящую книгу, посоветует броский заголовок, поможет составить аннотацию к изданию.

Редактирование книги предшествует книжной верстке. Профессиональный литературный редактор, вычитывая текст, видит весь материал книги в массиве, отслеживает логику изложения, компонует текст по абзацам, делая его удобным для читателя, при необходимости проверяет факты, изложенные в будущей книге, работает над терминологией. Хороший редактор не меняет стиль автора, относится к материалу бережно, но учитывает принципиальные моменты. Редактирование книги поможет придать произведению завершенный вид.

Редакторская правка может быть нескольких видов: 

  • правка-вычитка;
  • правка-сокращение;
  • правка-обработка;
  • правка-переделка.

Надо заметить, что опытный, профессиональный редактор не станет исправлять в материале все подряд, не будет стремиться переписать не соответствующие его идеалу части текста. Он отнесется к авторскому тексту бережно, руководствуясь принципом, подходящим к любому роду деятельности — не навреди!

Самый распространенный вид правки — правка-обработка. Здесь редактору, которому поручили отредактировать текст, всегда найдётся много работы. Он заменяет неудачные слова и обороты, соблюдает точность формулировок, несоответсивия по падежам и временам, словом, приводит текст в порядок. Важно, чтобы редактор, стремясь отредактировать текст, сохранил авторский слог, исправив лишь то, что противоречит нормам языка и искажает основную мысль текста. 

Сколько стоит отредактировать текст?

Наименование работы Стоимость (руб. за 1000 знаков)
Правка-сокращение материала (уменьшение объёма текста без ущерба для его содержания; устранение композиционных недочётов: длиннот, повторов) + корректура (исправление орфографических и пунктуационных ошибок) 80 руб.
Редакционная правка-вычитка (исправление ошибок, описок, проверка имен собственных и географических наименований, при этом сохраняются стилистические особенности текста) + корректура (исправление орфографических и пунктуационных ошибок) 90 руб.
Правка-обработка текста (замена неудачных слов и оборотов; тслеживание логики в построении произведения; все вносимые правки обосновываются + комментарии к исправлениям) + корректура (исправление орфографических и пунктуационных ошибок) 100 руб.
Правка-переделка рукописи (создание нового варианта текста на основе материала, предоставленного автором) + корректура (исправление орфографических и пунктуационных ошибок) 400 руб.
Написание текста новой книги (подразумевает интервьюирование автора, работу в архивах, выезд на место событий) 900 руб.
Надбавка за срочность работы 50%

Урок 5. Редактирование текстаРедакторское дело самым прямым образом связано с журналистикой. И даже если готовый материал в дальнейшем будет проходить через руки редактора какого-либо издания или интернет-сайта, автор просто обязан предварительно проверить его сам, чтобы исключить ошибки, опечатки, разночтения и т.п.

Именно поэтому для грамотного журналиста всегда будет преимуществом знание газетного или издательского дела, особенностей превращения рукописи в публикацию, основ современных полиграфических технологий и техники, экономики издательского производства. Исходя из этого, беседовать о журналисте в этом уроке мы будем как о редакторе. Собственно говоря, и сам урок будет полезен не только журналистам, но и редакторам.

Содержание:

  • Литературное редактирование
  • Виды правки
  • Логические основы редактирования текста
  • Основные ошибки при написании текстов
  • Программы для редактирования текстов
  • Проверочный тест

Редактор – это человек, безукоризненно грамотный, отлично знающий литературный язык, умеющий применять все обилие лексико-стилистических средств для придания тексту яркости, понятности и интересности для читателя.

Само же понятие «редактирование» можно рассматривать с позиции трех главных его значений:

  • Проверка, исправление и обработка текста
  • Руководство изданием чего-либо (например, редактирование и издание журнала)
  • Точная словесная формулировка и выражение определенного понятия или мысли

Ниже мы подробно поговорим конкретно о литературном редактировании текстовых материалов.

Литературное редактирование

Литературное редактирование – это многогранный процесс работы над готовящимся к публикации текстовым материалом. Он включает в себя оценку темы, проверку и исправление изложения, проверку и исправление разработки темы, литературную обработку текста. Давайте немного углубимся и разберемся в деталях каждой из составляющих

Оценка темы

Оценивая тему, необходимо познакомиться с текстом и дать общую оценку необходимости его публикации. В расчет здесь нужно брать специфику издания или веб-ресурса, где текст впоследствии будет опубликован, и соответствие текста задаче, решаемой автором.

Разработка темы

Под разработкой темы следует понимать установление того, насколько всесторонне и объективно рассматриваются в тексте факты, явления и события, насколько логично изложение материала. Очень важно определить основательность выводов, заключений, обобщений и научных положений, а также понять, удалось ли передать не только внешний облик рассматриваемого явления или события, но и его внутреннюю суть. Если редактор не является автором, он должен проверить на достоверность все цитаты, цифровые данные и факты. Как правило, этого вполне достаточно для составления правильного представления об истинности научной и фактической составляющих.

Литературная обработка

Литературная обработка предполагает оценку структуры материала, его объема, характера изложения, языка и стиля. При оценке текста всегда нужно обращать внимание на композицию текста и соотношение отдельных его блоков; проверять текст на наличие преувеличений второстепенных данных, повторений, сложных лексических конструкций; оценивать последовательность материала и т.п. Также нужно устанавливать соответствие объема материала выбранной теме, и при необходимости сокращать его. Огромную роль играют стиль и язык произведения: публиковать можно только такие работы, которые написаны точным и ясным литературным языком.

На стадии второго чтения можно делать правки, вносить исправления в композицию и устранять логические непоследовательности, а также анализировать заголовок – оценивать его выразительность и соответствие содержанию (чем больше заголовок соответствует содержанию, тем лучше).

Редактирование текста – это творческая работа, и во много она определяется индивидуальной манерой редактора. Однако такие вещи как работа над композицией и текстом, устранение смысловых ошибок, проверка фактического материала и выбор заголовка от индивидуальной манеры не зависят. Основная задача в процессе редактирования – это совершенствование содержания и формы текста. И смысл состоит в том, чтобы прийти к их единству.

Виды правки

Качественная правка позволят устранить погрешности, добиться четкости и ясности формулировок, проверить фактические данные и исключить неточности, избавить текст от шероховатости стиля и языка. Одновременно с этим правки должны вноситься, только если в них есть реальная необходимость.

Исходя из того, какие изменения претерпевает текст в ходе редактирования, можно выделить четыре основных вида правки:

  • Правка-вычитка
  • Правка-сокращение
  • Правка-обработка
  • Правка-переделка

Более подробно о каждом из видов.

1

Правка-вычитка

Смысл правки-вычитки состоит в том, чтобы сравнить текст с более совершенным оригиналом, выявить технические погрешности и устранить их. Правка-вычитка применятся при редактировании:

  • Официальных материалов (докладов, постановлений, договоров и т.п.)
  • Произведений литературных классиков
  • Изданий исторических документов
  • Переизданий книг, выпускаемых без переработки
  • Дефинитивных (окончательно установленных) материалов

Если к публикации или изданию готовятся документальные или дефинитивные тексты, в первую очередь нужно убедиться в том, что они точно соответствуют оригиналу или предыдущему изданию.

Что касается конкретно исправлений, то им подлежат опечатки, орфографические ошибки, описки без смысловой нагрузки (при необходимости можно делать сноски и давать в них комментарии). Также дописываются недописанные слова, расшифровываются сокращения. Если попадаются тексты исторических произведений или документов, им придаются черты современной графики, однако особенности среды или эпохи (стиль, фразеологизмы, специфические выражения и т.п.), имеющиеся в тексте, остаются неизменными.

2

Правка-сокращение

При правке-сокращении главная задача редактора – это сокращение текста, но без ущерба для его содержания. Сокращение может быть необходимо по нескольким причинам:

  • Нужно уложиться в конкретный объем (количество листов, строк или знаков). Для эффективного сжатия объема полезно использовать сокращения слов, терминов, наименований. В некоторых случаях (когда объем ограничен листами или строками) можно просто применять шрифты меньших кеглей.
  • Нужно соответствовать определенным задачам, стоящим перед автором или издательством. Так, сокращать объемы принято при издании научно-популярных, публицистических и художественных работ, которые переиздаются «под запросы» конкретной аудитории (дети, студенты, неспециалисты и т.п.). Этот же прием используется при издании хрестоматий и сборников (публикуется не весь материал, а самый важный, интересный и полезный для читателей с позиции составителей).
  • В тексте имеются недостатки, такие как ненужные подробности, повторы, длинноты, растянутость, большое количество однотипных примеров или данных и т.п. Сокращение здесь является необходимостью, т.к. достигается более четкое и строгое композиционное построение.

3

Правка-обработка

Правка-обработка используется в редакторской практике чаще остальных видов. Редактор в данном случае исправляет неудачные обороты и слова, уточняет формулировки и фразы, придает построению произведения логичность, добавляет более убедительные аргументы, устраняет любые признаки путаницы. При этом тонкости стиля и слога автора должны сохраняться, и если автором является не редактор, любые изменения должны быть согласованы. Любая поправка должна быть научно и логически обоснована.

4

Правка-переделка

Правка-переделка актуальна в тех случаях, когда редактор трудится над работами авторов, плохо владеющих литературным языком. Это вид правки широко распространен в практике газетной работы, а также применяется при публикации статей, мемуаров, брошюр. Как и в прошлом случае, должна быть сохранена авторская стилистика.

Но, работая над устранением ошибок, редактору следует не только делать правки, но и постоянно отслеживать логичность подачи материала, т.к. выдвигаемые автором основные положения должны быть логически связаны, а все переходы от одной части к другой – закономерны и последовательны. По этой причине важно иметь представление о логических основах редактирования текста.

Логические основы редактирования текста

Как мы и сказали, редактор обязан обращать внимание на логичность подачи готовящегося к публикации материала. Это говорит о том, что основные тезисы, имеющиеся в тексте, нужно непременно доказывать, а сами доказательства должны быть достоверными, обоснованными и не вызывающими сомнений. Безусловно, формальная логика не избавит текст от недочетов и ошибок, но в полной мере будет способствовать систематизации изложения, придавать ему убедительности и устранять противоречия.

В некоторых случаях редактору требуется проверять комплекс доказательств, имеющихся в тексте, усиливать его, избавлять от ненужных аргументов, а также устранять подмену тезисов, если текст доказывает не то, что было задумано изначально. Говоря проще, редактору нужно оценивать состоятельность логического доказательства. Под последним следует понимать установление достоверности какого-то одного суждения через приведение других суждений, истинность которых не поддается сомнению и из которых проистекает достоверность проверяемого изначального суждения.

Логическое доказательство имеет место, если выполняются три условия:

1 Есть тезис – то, что требуется доказать.
2 Есть аргументы – суждения, которые доказывают тезис на должном уровне (до того, как доказывается тезис).
3 Есть демонстрация – суждения, показывающие, как тезис обосновывается приведенными аргументами.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, доказательство будет несостоятельным, т.к. будет непонятно, почему, как и что вообще доказывается. Эта тема требует более детального рассмотрения, но с учетом специфики нашего курса (все-таки в большей степени он предназначен для журналистов, нежели для редакторов), мы не будем в нее углубляться, а перейдем к более важной части – разновидностям ошибок, встречающихся в текстовых материалах.

Основные ошибки при написании текстов

Всего существует пять основных категорий ошибок, допускаемых авторами при написании текстовых материалов:

  • Логические ошибки
  • Лексические ошибки
  • Грамматико-стилистические ошибки
  • Синтаксические ошибки
  • Орфографические ошибки

Разберем, в чем состоят их особенности.

1

Логические ошибки

Логические ошибки разделяются на несколько категорий. Проявляются они в композиции текста, неудачной разработке темы, аргументации и т.д. К самым распространенным логическим ошибкам относятся:

  • Взаимоисключающие понятия (когда в одном предложение говорится, например, о том, что море было спокойным и гладким, а волны разбивались о камни – спокойное море и разбивающиеся волны – понятия, исключающие друг друга).
  • Смещение плана изложения (непоследовательность изложения, ненужные повторы имен собственных, языковая небрежность, отсутствие важных деталей и т.п.).
  • Неправильное установление причинных связей (когда в предложении говорится, например, что процесс погрузо-разгрузочных работ не предприятии механизирован, но грузчики работают в жестких условиях, т.к. вопросы механизации решаются с трудом – причина и следствие противоречат друг другу).
  • Неверное сопоставление фактов/сопоставление несопоставимых фактов (когда в тексте говорится, например, о том, что студенты прекрасно собирают картофель в поле, т.к. стремятся к оздоровлению, или когда, к примеру, работа сотрудников ДПС рассматривается только с точки зрения количества ДТП на улицах города – приводимые факты не могут сопоставляться, т.к. логически относятся к разным категориям).
  • Подмена тезисов (когда текст начинается, например, с разговора о необходимости улучшить качество дорог на улицах города, а заканчивается уверениями ответственного лица в том, что на проблемных участках будут установлены дополнительные ограничительные знаки – изначальный тезис в конце заменяется другим – не имеющим прямого отношения к первому).
  • Отсутствие соответствий в деталях описываемых событий (когда в тексте, например, говорится о том, что в северных и южных регионах России полным ходом идет уборка картофеля, хлопка и колосовых – каждая из культур убирается в разное время, каждая из культур растет в разных регионах – получается, что эти детали нельзя объединять в одну картину).

Логические ошибки влекут за собой огромное количество смысловых ошибок, однако встречаются случаи, когда логические несоответствия применяются авторами специально. Такой прием характерен для пародий, памфлетов и фельетонов.

2

Лексические ошибки

Лексические ошибки еще одна распространенная категория ошибок. Основные их причины – это неточное словоупотребление, неудачное использование крылатых слов, идиом и фразеологизмов, языковая небрежность и перенасыщение текстового материала специальной лексикой и понятиями, которые могут быть неизвестны широкой публике

3

Грамматико-стилистические ошибки

Среди наиболее часто встречающихся грамматико-стилистических ошибок можно выделить неправильное употребление местоимений, неудачную замену множественного числа существительных единственным числом и наоборот, неправильное употребление рода существительных.

4

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки выражаются в неверном порядке слов, нарушениях примыкания, согласования и управления, а также в неправильном употреблении причастных и деепричастных оборотов.

5

Орфографические ошибки

Орфографические ошибки состоят в неправильном написании слов. Основная их особенность заключается в том, что на слух они практически не воспринимаются, однако качество печатного текста заметно страдает. Самыми «популярными» орфографическими ошибками считаются:

  • «Руссификатор», а не «русификатор»
  • «Офицально», а не «официально»
  • «Руский», а не «русский»
  • «Поликлинника», а не «поликлиника»
  • «Росии», а не «России»
  • «Скочать», а не «скачать»
  • «Рассписание», а не «расписание»
  • «Отзовы», а не «отзывы»
  • «Програма», а не «программа»
  • «Расчитать», а не «рассчитать»
  • «Зделать», а не «сделать»
  • «Агенство», а не «агентство»
  • «Тайланд», а не «Таиланд»
  • «Симпотичный», а не «симпатичный»
  • «Единный», а не «единый»

Нередко также встречается неправильное написание слов «также» и «так же», «зачем» и «за чем», «компания» и «кампания», «почему» и «по чему», «в общем» и «вообще» и т.п.

Многих ошибок, какими бы они ни были, легко избежать, регулярно повышая свою грамотность. Но, конечно же, быть на 100% грамотным может далеко не каждый, а потому при редактировании текста всегда требуется проявлять к нему повышенное внимание, и при необходимости делать проверку по нескольку раз. Помните, что от того, насколько правильно и грамотно написан ваш текст, зависит и ваш успех, и то, насколько серьезно вы будете восприняты заказчиками и читателями. А в качестве отличного подспорья при проверке материалов можно использовать специальные программы для редактирования текстов.

Программы для редактирования текстов

В интернете сегодня работают специальные ресурсы для редактирования текста онлайн. От всех ошибок они вас не избавят, но помогут устранить наиболее часто встречающиеся. Сервисов, собственно говоря, тоже немало, но мы отметим лишь семь самых востребованных авторами:

  • TopWriter – сервис для сравнения двух разных текстов
  • 1Y.ru – сервис для поиска повторяющихся слов
  • Plainrussian.ru – сервис для оценки читабельности текста
  • Грамота.ру – сервис для проверки текста на грамотность
  • Text.ru – сервис для проверки уникальности и орфографии текста
  • Content Watch сервис для проверки уникальности и орфографии текста
  • Главред – сервис для всесторонней проверки текста (грамотность, ошибки, читабельность, повторы, слова-паразиты и т.п.)

Кстати, советуем вам не пренебрегать и встроенным проверщиком приложения MS Word – этот популярный текстовый редактор достаточно хорошо «причесывает» тексты, выделяя ошибки красными подчеркиваниями.

А чтобы процесс проверки и редактирования текста протекал быстрее и легче, дадим вам еще одну полезную рекомендацию – выстраивайте свою работу по редактированию на трех этапах:

1

Первый этап – это беглое – чисто ознакомительное чтение, во время которого вы оцениваете целостность материала, его содержание, идею и манеру изложения.

2

Второй этап – это медленное и более углубленное чтение, во время которого вы фокусируетесь на всех абзацах, предложениях, словах и знаках. Здесь вы анализируете отдельные единицы текста, соотносите между собой его части, работаете над детализацией, исправляете все виды ошибок.

3

Третий этап – это контрольное чтение. Текст еще раз перечитывается, анализируется единообразие подачи, правильность написания самых сложных элементов, имен собственных, числовых данных и дат.

На этом проверка заканчивается, и если все было сделано правильно и с головой, готовый материал будет соответствовать всем требованиям грамотности. Но все же еще раз напоминаем, что при наличии сомнений текст лучше лишний раз проверить, ведь, как говорится: «семь раз отмерь – один раз отрежь».

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В шестом уроке мы вновь коснемся теории и побеседуем еще об одном очень популярном в наше время направлении – рекламной журналистике.

4 Репортажи и интервью6 Реклама и журналистика →

Корректура и редактура текста

Мы создаём тексты каждый день: пишем статьи, письма и посты в соцсетях. О качестве нашего творчества задумываемся в последнюю очередь. А потом удивляемся, что послание не достигло цели и читатель не понял глубины замысла.

Если хотите доносить мысли до читателей без лишних слов, ярко и убедительно – вам необходима редактура. Как редактировать произведение – с помощью профессионального редактора, вычитки друга или самостоятельно – будем разбираться в статье.

Редактура и корректура: сходство и различие

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Итак, мы написали научную статью или художественную книгу. Для начала отдадим произведение в руки профессионалов: редактора и корректора. Посмотрим, как книга или статья будет меняться в руках этих специалистов.

У редактора и корректора есть общая задача: внесение улучшающих правок. Но редактура и корректура текста стратегически различны. Главное отличие состоит в погружении специалиста в смысл текста.

Корректуру проводят с позиции чистоты языка, более поверхностно. Корректура текста сделает произведение аккуратным с точки зрения грамматики и оформления:

  • будет проверена техническая сторона на наличие заявленных таблиц, сносок и т.п.;
  • проведена проверка на соответствие нормам языка;
  • сделана контрольная вычитка перед публикацией произведения.

Редактор работает с содержанием, выстраивая стиль и подачу. После обработки наш текст станет ярче и сильнее. Редактура текста включает в себя:

  • устранение стилистических недочётов;
  • исключение погрешностей в логике;
  • работу над информативностью;
  • ликвидацию не влияющих на смысл слов и предложений;
  • подбор наиболее точных речевых конструкций.

В редактировании текстов существуют правила, которые желательно соблюдать:

1-е правило – понимание области применения произведения. Например, для соцсетей текст должен быть ярким и ёмким, а для книги или статьи на передний план выйдет художественное значение;

2-е правило – забота о читателе. Разбейте статью на абзацы, фрагменты и ключевые фразы;

3-е правило состоит в том, что главная мысль произведения выделяется шрифтом или цветом;

4-е правило – прочитать текст несколько раз, всегда найдётся, что исправить.

Самое главное – не руководствоваться фразой «прочтёт, если захочет». Уважение к читателю – золотое правило редактора.

Редактор и корректор уделяют тексту немало времени, каждый со своей стороны. А может корректуру и редактуру делать один человек? Конечно. Даже автор произведения может стать редактором или корректором. Подробнее об этом ниже.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Сначала рассмотрим распространенные ошибки авторов.

Основные ошибки при написании текста

Существует несколько категорий ошибок, которые допускают авторы:

1. Логические

Допускаются в смысловом построении произведения. Именно та ситуация, когда логика в голове у автора есть, но он не смог перенести её на бумагу. Наиболее часто встречаются:

  • взаимоисключающие понятия;
  • неправильное установление причинных связей;
  • неверное сопоставление фактов;
  • несоответствие в деталях.

Евгений расчесал волосы и вышел на улицу. Солнце припекло бритую макушку и парень надел кепку.
То есть, Евгений расчесывает волосы на бритой голове.

Противоречие в определении – в самом выражении скрывается противоречие.

Девушка преклонных лет

Тавтология – буквальный повтор лексического значения в одном выражении.

Масло масляное
Спросить вопрос
Месяц май
Верное правило

Плеоназм – словесная избыточность.

Впервые познакомиться
Горе-кручина
Главный приоритет

Несравнимые понятия – мнимое противопоставление, сравнение несопоставимых параметров.

Этот человек умный, а тот – полный

2. Лексические

Причина – неточное употребление слов и фразеологизмов, насыщение произведения специфическими терминами.

Неправильно:
Евгений предпринял меры, чтобы улучшить уровень жизни.

Правильно:
Евгений принял меры, чтобы повысить уровень жизни

Меры принимаются, а уровень повышается или понижается.

Неправильно:
Зачем Евгений одолжил денег у соседа?

Правильно:
Зачем Евгений одолжил денег соседу?

Глагол «одолжить» означает дать в долг, а не занять.

3. Грамматические

Это ошибки в структуре языковой единицы, рода и падежа имён существительных.

Неправильно:
Я подскользнулась на льду.

Правильно:
Я поскользнулась на льду.

Неправильно:
Большинство возражали против кандидатуры Евгения.

Правильно:
Большинство возражало против кандидатуры Евгения.

4. Синтаксические и орфографические

Неверное употребление причастных и деепричастных оборотов, ошибочный порядок слов, нарушение примыкания.

Неправильно:
Вытирая со стола, у неё упала чашка.
Чашка упала, когда она вытирала со стола.

Правильно:
Когда она вытирала со стола, у неё упала чашка.

Теперь давайте посмотрим, как редактор работает с текстом.

Виды редакторских правок

Редактор в работе над произведением совершенствует форму и содержание. Известны четыре методики редакторской правки:

1. Вычитка

Задача вычитки – сравнение текста с оригиналом, выявление и устранение погрешностей. Работа редактора при вычитке состоит в:

  • исправлении опечаток, ошибок и описок;
  • фактчекинге: проверка собственных имён, чисел, дат, цитат и т.п.

Вычитку применяют при редактуре или корректуре официальных документов, переиздании книг, исторических материалов.

2. Сокращение

Назначение правки-сокращения – сжать произведение, но сохранить содержание. Такая правка нужна:

  • когда требуется уложить текст в определённый объём;
  • если в произведении избыток «воды» – повторов, излишних подробностей, длиннот и т.п.

3. Обработка

Правка-обработка применяется чаще остальных видов. Редактор использует такие приёмы работы с текстом, как:

  • переделка фрагментов;
  • уточнение терминов и формулировок;
  • построение общей логики;
  • подбор аргументов и обоснований.

Нюансы стиля произведения сохраняются, а сами правки согласовываются с автором.

4. Переделка

Если произведение написано плохим литературным языком, например, мемуары, научные книги или статьи, применяют правку-переделку. При этом редактор оставляет последовательность изложения материала, стилистику и логику автора.

Приёмы самовычитки и саморедактирования

Каждый автор хочет быть понятым и прочитанным – значит, навыки саморедактирования нужны всем, кто пишет. Статьи и книги читают живые люди, которым интересны форма и содержание произведения. Самостоятельно редактируя произведение, вы исправите:

– ошибки и опечатки;
– морфологическую несогласованность;
– логику;
– форматирование.

Что еще почитать по этой теме:

А ещё: отожмете «воду», приведёте текст в соответствие техническому заданию, учтёте личные пожелания заказчика.

Рассмотрим основные приёмы самовычитки:

чтение вслух позволит найти ошибки, нарушения ритма и тавтологию. Прочтите текст вслух несколько раз и язык сам споткнётся на криво написанном предложении;

чтение с конца произведения позволит воспринимать каждую фразу по-отдельности, не проскальзывая по смыслу текста. Так вы очистите каждое предложение более тщательно;

найдите бета-ридера. Попросите друга прочитать ваше творчество. Восприятие у людей разное и другой человек заметит недочеты;

прочитайте текст после перерыва. Перерыв в работе поможет взглянуть на произведение другими глазами. Мозг забудет, как трудился над текстом и увидит то, что вы не заметили или пропустили раньше.

Саморедактирование дополняют онлайн-сервисами для проверки текстов. Ресурсов в сети множество, рассмотрим наиболее популярные из них.

Программы для редактирования текста

В современном мире существует множество программ для редактирования текста. По способу доступа их делят на онлайн и офлайн редакторы.

Самым распространённым оффлайн редактором является MS Word. С его помощью можно исправить опечатки, грамматические или стилистические ошибки. У него есть недостатки: если слово отсутствует в базе, оно выделяется как ошибочное.

Существует несколько онлайн сервисов для редактирования текстов. Например, популярный облачный сервис Google Docs совмещает в себе функционал MS Word. Он доступен для работы через браузер.

Эти текстовые редакторы помогут вам с грамматикой и пунктуацией. Для более глубокого редактирования в сети существуют такие сервисы, как:

  • Главред.ру – сервис для улучшения текста. Вы сможете найти штампы, шаблоны, плохо построенные предложения и канцеляризмы.
  • Грамота.ру – сервис для проверки правописания по нескольким академическим словарям.
  • Text.ru – инструмент для проверки уникальности и орфографии текста. Сервис покажет размещение частотных слов по контенту. Эффективные алгоритмы проверки покажут дубликаты и рерайт.
  • Plainrussian.ru – сервис для разбора читабельности книг и статей. Он определит удобство чтения и простоту восприятия материалов.
  • Turgenev.ashmanov.com – помощь для выявления стилистических ошибок: штампов, канцеляризмов, перегруженных оборотов. Сервис поможет оценить неестественность, переспамленность и водность текста.

Можно сказать, что редактирование текста – сложный, но необходимый процесс при создании литературного произведения. Займётесь корректурой сами или поручите профессионалам – в выигрыше останется читатель.

Чтобы писать не только грамотно, но и интересно, учитесь у настоящих писателей на наших литературных курсах.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

  1. Корректура в редакционно-издательском процессе.

  2. Виды корректуры

Корректурой
в издательской практике принято называть
исправление ошибок и технических
недочетов в материале, подготовленном
для тиражирования. Работа редактора
над корректурой — один из видов контроля
за процессом подготовки издания.
Эффективность такого контроля обусловлена
тем, что он осуществляется на всех
стадиях формирования издания в полном
его объеме.

Корректура как процесс — это чтение
корректурных оттисков и внесение в них
исправлений. Корректурный оттиск — это
оттиск с набора, изготовленный на разных
стадиях производственного процесса. В
зависимости от стадии процесса различают
следующие виды корректурных оттисков:
гранки (просто текст, несверстанный,
набранный простым шрифтом, как этот
текст с ответами на вопросы), сверстанные
листы (корректура по верстке, то есть
текст уже сверстан, и корректор читает
его так, как будет в последствии выглядеть
издание), сверочные листы (по которым
проводится сверка).

Чтение
корректурных листов редактором — процесс
творческий. Он включает многие виды
работ:

1)
повторный анализ литературного материала,
оценка результатов работа на этом этапе;

2)
устранение ошибок, не замеченных в
авторском оригинале;

З)
проверка моментов текста, которые
требуют повышенного внимания и где,
вероятнее всего, могут быть ошибки;

4)
выявление случаев невыполнения
редакционно-технических указаний
редакции;

5)
устранение технических дефектов набора
и верстки;

6)
контроль работы корректора, снятие
поставленных корректором вопросов.

Исправления
в корректурных листах бывают двух видов:

1)
конъюнктурного характера, когда вносят
поправки в содержание произведения в
связи с изменениями в науке, практике,
производстве, общественной жизни,
которые произошли за время подготовки
литературного материала к печати
(например, были получены новые результаты
в научных экспериментах, в теоретических
исследованиях, появились новые технические
средства в отрасли, изменились некоторые
названия, наименования и др.);

2)
производственного характера, когда
исправляют ошибки, появившиеся на разных
стадиях производственного процесса
(например, при наборе могут быть пропущены
слова, словосочетания и любые другие
фрагменты текста, могут быть неправильно
написаны слова, пропущены или заменены
отдельные буквы или части слова и др.).

Для
изданий разных видов и типов, переизданий
и периодики выявляются свои особенности
в работе с корректурными листами. Так,
при подготовке справочно-энциклопедических
изданий имеет место сложный корректурный
обмен, требуются не только верстка, но
и сверка, перекрестное чтение статей и
многое другое.

Правка
в корректуре выполняется в соответствии
с принятой методикой и техникой, которые
зависят от вида издательского оригинала,
способа печати и используемых технических
средств.

Правка
проводится с помощью условных обозначений
— специальных знаков, утвержденных в
стандарте 7.62-90 .

Издательский
словарь-справочник: «Корректура — 1.
Исправление в корректурных
и пробных
оттисках
ошибок и
неисправностей, допущенных исполнителями
при наборе и репродуцировании
оригиналов или не замеченных автором
и изд. работниками при подготовке
оригиналов, а также обновление материалов,
устаревших за время набора, и такие же
исправления в самом наборе.

К.
держит корректор, автор (авт.
корректура
), ведущий редактор
(редакционная
корректура
), худож. редактор,
который вместе с художником проверяет
качество воспроизведения изооригиналов
и дает указания на пробных оттисках о
том, какие и каким образом устранить
недостатки репродуцирования, а также
контролирует набор и верстку с худож.
стороны; техн. редактор, который, как и
корректор, устраняет отклонения от
техн. правил набора и верстки и от
разметки оригинала, проверяет, не вызовет
ли К. автора, редактора и худож. редактора
переверстки и новых нарушений техн.
правил набора и верстки, и совместно с
ними ищет, как избежать этого.

Осн.
условия эффективной К.: 1) читать текст
в таком темпе, который позволяет зрительно
различить и зафиксировать зрением
каждую букву и слог, каждый знак, а не
схватывать только какую-то часть слова,
завершая его по догадке, как при обычном
чтении; 2) с удвоенным вниманием читать
некоторые элементы текста: а) важнейшие
для произведения выводы, определения,
доводы; б) существенные для точности
книги фамилии, инициалы, названия, даты,
числа, имена, цитаты, частицы; повторяемые
элементы, которые без сопоставления
между собой могут различаться до
противоположности; перекрестные ссылки,
неточность которых их обессмысливает;
в) строки, набранные прописным шрифтом,
где вероятность не заметить ошибку
наборщика увеличивается; г) слова с
сочетанием букв, при котором небольшая
буквенная ошибка может грубо исказить
смысл («град» без «р» и т. п.);
3) при сверке
сначала проверить строки, в которых
были сделаны исправления (построчная
сверка
), и лишь затем читать
тексты насквозь для доп. смыслового и
иного контроля; 4) корректурные исправления
прочитывать глазами правщика, т. к. при
К. нередко пропускают буквы, знаки
препинания, нечетко вписывают буквы и
т. п.; 5) обязывать автора держать К., а не
избегать этого ради уменьшения правки
(«…хозяйский глаз, что твой алмаз…»,
— утверждал М. М. Стасюлевич, настаивая
на прочтении К. автором); 6) рационально
разделять труд над корректурными
оттисками между автором, редакторами
ведущим, худож. и техн., корректором, т.
к. огромное число объектов проверки не
может не распылять внимание, и проверка
оттисков каждым участником во всем
объеме (и по смыслу, и грамматически, и
технически, и т. д.) может ослабить
смысловую и фактическую проверку их
авторами и редакторами или грамматическую
и техн. корректором и т. д.

2.
Совокупность корректурных поправок,
то же, что корректурная
правка
.

3. В
профессиональном жаргоне изд. работников
и полиграфистов корректурные оттиски
(«получена корректура», т. е.
корректурные оттиски).»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Вячеслав Игоревич Плужников

Эксперт по предмету «Журналистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Вычитка — это редакционно-техническая обработка всех материалов издательского оригинала при подготовке его к сдаче в типографию.

Правка текста

В процессе углубленного прочтения текста редактор дает точную оценку тексту и затем только приступает к правке. Именно такой порядок действий предполагает традиционная методика редактирования, которая основана на опыте редакторов художественной литературы. Согласно методике динамического редактирования, редактору следует составлять свое заключение о тексте после ознакомительного чтения, в ходе углубленного чтения вести правку, непосредственно перед сдачей в набор проверить текст еще раз.

Идея правки текста ни в коей мере не противоречит объективным характеристикам и психологическим закономерностям творческого процесса создания произведения. Редакторская правка всегда индивидуальна, нет определенного трафарета, рецепта, которые были бы применимы к любому тексту. Редактор сам выбирает прием правки, главное условие – он должен быть обоснованным, точным и применяться умело.

Начни разбираться в искусстве

Обучающие курсы по психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино

Выбрать программу

Редактору следует избегать правки, если она не является необходимой. А количество правок и внесенных изменений в рукописи не является свидетельством качества работы редактора.

Правка – это один из способов и средств реализации творческого потенциала редактора. Главные задачи правки:

  • Устранение ошибок, сохранившихся после авторской доработки;
  • Исправление неточностей стиля и языка, погрешностей в использовании фактических данных;
  • Придание ясности и четкости композиционного построения рукописи;
  • Редакционно-техническая обработка рукописи.

Виды правки

Существуют следующие виды правки:

  • Правка-сокращение;
  • Правка-вычитка;
  • Правка-переделка;
  • Правка-обработка.

Редактор в ходе работы с рукописью часто сталкивается с большим количеством нерациональных отступлений, а также с подачей материала, который не имеет непосредственного отношения к теме. Нередко бывает так, что автор неоднократно возвращается к одной мысли, пересказывая ее разными словами. Кроме того, в синтаксических конструкциях встречаются лексемы, не несущие смыслового значения и даже затрудняющие понимание высказывания. Подобные излишества устраняются в процессе редактирования.

«Редакторская правка текста. Виды правки. Правка-вычитка» 👇

Правка-сокращение используется и тогда, когда фактический объем текста превышает плановый, и его требуется сократить. Особенно это актуально для периодических изданий, где площадь публикации постоянна. Поэтому правка-сокращение зачастую требует от редактора большого искусства и опыта. При проведении правки-сокращения редактор обязан согласовывать все изменения с автором, объяснить ему, чем они вызваны.

Правка-обработка является самым универсальным, самым распространенным видом редакторской правки. Данный вид правки включает в себя элементы правки-сокращения, правки-вычитки и направлен на обработку и анализ фактического материала, а также на устранение нарушений логических связей, совершенствование грамматико-стилистических и лексических средств языка. Основная задача редактора при использовании правки-обработки – подготовка оригинала к сдаче в производство. При этом редактор должен помнить о том, что необходимо в полном объеме сохранить индивидуальный стиль автора.

Правка-переделка – это специфический вид обработки фактического материала, то есть не рукописи, а именно фактического материала. Правка-переделка в современных условиях применятся очень редко. Широко распространена такая правка в отделах писем периодических изданий.

Правка-вычитка

Под вычиткой понимается редакционно-техническая обработка материалов издательского оригинала в ходе его подготовки к сдаче в типографию.

Определение 2

Вычитка – это грамматическая и редакционно-техническая обработка издания, подготовленного к набору.

Задачами правки-вычитки являются:

  • Устранение орфографических и пунктуационных ошибок;
  • Достижение единообразия, унификации написания фамилий, названий, сокращений, ссылок и т.д., единообразия в форме представления формул, таблиц, рисунков, подписей к ним, элементов, которые связывают текст произведения и аппарат издания;
  • Поверка системы шрифтовых выделений, рубрикации, нумерации разделов, ссылок, формул, таблиц, рисунков и т.д.;
  • Пояснение сотрудникам типографии элементов произведения со сходным начертанием или непонятных в каком-либо отношении.

Правка-вычитка применяется к изданиям, текст которых не подвергается каким-либо изменениям. То есть, цель правки-вычитки – добиться, чтобы текст полностью соответствовал оригиналу, с которым он идентифицируется. Прежде всего, это относится к переизданиям классических произведений и к другой литературе без переработки и дополнений. Сюда же относятся документальные издания.

В случае, когда в процессе издания и переиздания редактор и составитель обнаруживают какие-либо фактические неточности, нормативные устаревшие установки, пробелы, стилистические погрешности, следует в сносках или комментариях, либо в примечаниях дать пояснения. В случае, если книга переиздается с переработкой и дополнения при живом авторе, то к ней применяются все виды правки.

Правка-вычитка выполняется редактором или корректором-вычитчиком.

Вычитка всегда завершается редактором, занимавшимся редактированием произведения. Он просматривает все пометки вычитчика и вносит все необходимые правки.

Работа редактора-вычитчика очень ответственна. Самый большой ущерб тексту на этапе правки наносят ошибки написания: подмена букв со схожим написанием либо букв, которые располагаются на клавиатуре рядом, перестановка рядом стоящих букв и даже слогов, пропуск слогов и букв, лишние буквы, отсутствие пробелов.

Написание ряда географических наименований после распада Советского Союза изменилось, и это создает для вычитчика дополнительные сложности (например, Кыргызстан, Сухум вместо Сухуми и т.д.).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Что такое редактирование и как правильно отредактировать текст

Редактирование текста — это совершенствование формы и содержания материала. Оно предусматривает проверку фактов, устранение смысловых ошибок, прочих недочётов, работу под композицией рукописи.

Содержание

  • Что такое редактирование текста и для чего оно нужно
  • Что включает в себя литературное редактирование?
  • Требования к хорошему тексту
  • Прочие виды редактирования
  • Наиболее популярные виды ошибок в текстах
  • Грамматико-стилистические
  • Лексические ошибки
  • Как избежать многих лексических ошибок?
  • Этапы редактирования текста
  • Виды редакторских правок
  • Основные приемы редактирования текста
  • Что представляет собой корректура?
  • Сервисы, которые помогают в редактировании текста

Что такое редактирование текста и для чего оно нужно

Определение «редактирование» происходит от латинского слова «redactus». Оно означает «приведение в порядок».

Редактор отвечает за:

правильную последовательность и связность изложения материала;

исправление фактологических, стилистических ошибок.

Редактирование текстового материала подразумевает и оценку его стилистики. К примеру, при работе над научной статьёй совершенно неуместны следующие действия:

  • употребление разговорной лексики, эмоционально-оценочных слов.

Что включает в себя литературное редактирование?  

Литературное редактирование контента начинается со знакомства с исходным текстовым файлом. При первом прочтении информации специалистом выявляется отступление от стиля, обнаруживаются логические погрешности.

Такое редактирование представляет собой многогранный процесс работы над текстовым материалом, готовящимся к публикации. Оно включает в себя:

литературную проработку темы;

установление того, насколько объективно и всесторонне рассматриваются в материале события, явления, факты.

Литературная проработка текста предполагает оценку структуры и объёма материала, стиля, характера изложения. При этом контент проверяется на наличие сложных лексических конструкций, повторений и пр. Большое значение имеет и соответствие объёма изложенного материала выбранной теме. В случае необходимости текст приходится сокращать.

Основам литературного редактирования посвящено одноимённое учебное пособие К. И. Былинского, Д. Э. Розенталя. В нём подробно рассказывается о грамматико-стилистической и лексической правке текстов. В учебном пособии «Литературное редактирование» затрагиваются многие аспекты стилистики русского языка.

Требования к хорошему тексту

К основным требованиям к хорошему тексту принадлежат:

  • достоверность информации;

Хороший текст отличается лаконичностью. Его можно назвать «концентратом полезной информации». Это значит, что начинающему автору стоит избегать употребления канцеляризмов, фраз-пустышек.

Прочие виды редактирования

Редактирование материалов научного формата имеет определенные особенности. Оно существенно отличается от «шлифовки» сборника стихов или рекламного буклета.

Помимо литературного, выделяют перечисленные ниже виды редактирования:

Научный редактор проверяет достоверность фактов, приведенных в тексте. Он сверяет цитаты с первоисточниками, внимательно изучает чертежи, документы и т. д.

Научному редактору следует:

быть осведомлённым о последних достижениях учёных (как в России, так и за рубежом);

иметь высокий уровень интеллектуального развития, позволяющего беспристрастно и максимально точно передавать информацию;

отлично владеть методами научного редактирования рукописей;

знать основные критерии правильности написания единиц измерения, научно-технических терминов, сокращений, аббревиатур и т. д.

Техническим редактором называется специалист, который хорошо знаком с технологией полиграфического производства. Такой сотрудник:

осуществляет контроль за соблюдением типографией художественно-оформительских требований издательства;

проверяет авторские подлинники иллюстраций (с целью установления их пригодности для дальнейшего использования);

подготавливает к печати переплёт (обложку книги) совместно с художественным редактором.

Процесс редактирования подразумевает нахождение типичных лексических ошибок в текстовом материале. В детском произведении специалист правит термины, непонятные для ребёнка, в художественных книгах для взрослых – неверно построенные предложения, нелитературные формы.

Наиболее популярные виды ошибок в текстах

В текстовых файлах встречаются такие распространённые категории ошибок:

  • грамматико-стилистические;

Грамматико-стилистические

 К самым часто встречающимся грамматико-стилистическим ошибкам принадлежат:

неправильное употребление рода существительных;

неудачная замена множественного числа существительных единственным числом.

Примеры грамматико-стилистических ошибок в употреблении форм местоимений:

Драматург показывает беспокойство дворян за своё благополучие.

Мужчина вытащил из ящика рубанок и положил его на верстак.

Лексические ошибки

Наиболее распространённые причины появления ошибок этой категории:

  • неверное употребление фразеологизмов, крылатых выражений;

  • перенасыщение отдельных фрагментов текста понятиями, не известными широкому кругу людей, специальной лексикой.

Фразеологизм – устойчивое выражение, которое не должно изменяться. В противном случае возникают следующие ошибки:

Все деньги выпускаются в трубу (вместо «вылетают в трубу»).

Мужчине не хотелось упасть в грязь лицом (вместо «ударить в грязь лицом»).

Мы промокли до костей (вместо «промокли до нитки»).

Дети заморили червячков (вместо «заморили червячка»).

Как избежать многих лексических ошибок?

Советы по употреблению устойчивых выражений в определённом стиле речи (просторечном, разговорном) содержатся в Фразеологическом словаре русского литературного языка А.И. Фёдорова. В этой книге можно найти:

  • устойчивые выражения, имеющие архаический оттенок;

  • фразеологизмы, активно употребляющиеся в современной речи.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Орфографические

Орфографические ошибки предусматривают неправильное написание слов. При их обилии качество материала, представленного в текстовом формате, заметно страдает.

Одни из самых распространённых орфографических ошибок:

  • «руссификатор» (вместо «русификатор»);

  • «агенство» (ошибочное употребление слова «агентство»);

  • «Тайланд» (вместо «Таиланд»);

  • «симпотичный» (ошибочное употребление слова «симпатичный»).

Обратите внимание! Довольно часто встречается и неправильное написание слов «в общем», «также», «вообще», «кампания».

 Синтаксические

Синтаксические недочёты, как правило, выражаются в:

нарушении согласования слов;

незнании правил употребления деепричастных и причастных оборотов;

Распространенная стилистическая ошибка – нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Она приведена в следующем примере: «Но не вечна ни юность, ни лето».

К синтаксическим ошибкам относится и нарушение границ предложения: «Мама уже приготовила ужин. Когда я вернулся домой».

Логические

 Самые распространённые логические ошибки:

смещение плана изложения при написании текста (языковая небрежность, нарушение последовательности изложения, неуместные повторы существительных);

неправильное установление причинно-следственных связей;

неверное сопоставление фактов.

Распространённая логическая ошибка – употребление взаимоисключающих понятий. В качестве примера стоит привести следующее предложение: «Море было гладким и спокойным, а волны разбивались о камни». В нём встречаются понятия, исключающие друг друга (разбивающиеся о камни волны и безмятежно-спокойное море).

Логические ошибки в текстовом файле нередко влекут за собой появление и смысловых недочётов. Но в некоторых случаях подобные несоответствия используются автором специально. Такой приём применяется, в частности, при написании фельетонов, пародий. 

Этапы редактирования текста

Редактирование текста – это вид деятельности, предусматривающий наличие следующих этапов:

  • Редакторская правка верстки (до подписки в печать).

  • Заключительный просмотр текста перед изготовлением тиража.

Редакторская подготовка текста к публикации включает в себя 3 основных этапа. На первом из них происходит знакомство с материалом. В этот период определяются основные задачи редактирования. Специалистом выявляются главные достоинства и недостатки рукописи. На этом этапе редактирования удаётся получить полное представление о том, как бы материал мог выглядеть в идеале.

Впоследствии специалист принимает решение о дальнейшей судьбе рукописи. Здесь возможно два варианта развития событий:

принятие рукописи в работу;

возвращение материала на доработку (с подробными замечаниями, касающимися работы над авторским стилем).

На втором этапе редактирования специалист приступает к детальному анализу текста. Специалист определяет объём правок, которые нужно внести в рукопись.

Третий этап работы над материалом – правка текста. Степень редакторского вмешательства индивидуальна. Она во многом зависит от глубины проработки материала автором.

Виды редакторских правок

Качественная правка позволяет устранить шероховатости языка. Она помогает проверить фактические данные, добиться ясности и чёткости формулировок.  

Правки-вычитки

Цель редактирования на данном этапе – выявление технических погрешностей в текстовом материале, сравнение его с более совершенным оригиналом. Правка-вычитка требуется при работе над:

  • классическими литературными произведениями;

  • официальными докладами, договорами;

  • историческими документами;

  • переизданными книгами (которые выпускаются без переработки).

Процесс внесения изменений предусматривает устранение орфографических ошибок, опечаток, расшифровку сокращений. При редактировании исторических произведений присутствующие в них фразеологизмы, отражающие особенности эпохи, оставляют неизменными.

Правка-сокращение

Порой возникает необходимость в сокращении материала. Она может быть вызвана следующими причинами:

необходимо уложиться в конкретный объём (количество знаков или листов). При этом используют специальные термины, сокращения слов. Если объём ограничен авторскими листами, возможно и применение другого стиля шрифта (с меньшим размером букв);

текстовый материал должен соответствовать определённым задачам, которые стоят перед издательством. Сокращать объём рукописи принято при издании художественных, публицистических работ, переиздающихся под запросы широкой аудитории (студентов, детей и т. д.). Подобный приём применяется и при публикации сборников, хрестоматий (при этом издаётся не весь материал, а наиболее интересный для читателей);

в тексте встречаются разнообразные недостатки (множество однотипных примеров, большое количество повторов). Благодаря сокращению достигается более строгое композиционное построение материала.

Правка-обработка 

Профессиональный редактор проделывает большую работу:

  • исправляет неудачные обороты;

  • придаёт логичность повествованию;

  • приводит более убедительные аргументы для выражения авторской позиции.

Правки-переделки

Такая техника редактирования актуальна при изучении работ авторов, которые плохо владеют литературным языком. Она используется при публикации мемуаров, статей. Правка-переделка предусматривает сохранение авторской стилистики.

Основные приемы редактирования текста

Процедура редактирования текста предусматривает использование следующих приёмов:

дробление сложных для восприятия, громоздких предложений на более короткие;

замена абстрактных выражений («высокий профессионализм», «оперативное реагирование», «индивидуальный подход» и т. д) на более конкретные фразы;

удаление из текстового файла слов-усилителей. Они придают написанному более яркую эмоциональную окраску, но при этом не несут в себе особой смысловой нагрузки;

замена пассивного залога активным;

устранение лишних наречий. Каждое из этих слов ослабляет фразу, внося в неё нотки неопределённости;

замена составных сказуемых. Они включают в себя два и более глагола («нужно найти», «решили послать»);

упрощение отглагольных существительных («занимаемся составлением», «осуществляем доставку»);

замена длинных слов (к примеру, широкомасштабный, узкопрофильный) на более короткие.

Редактура текста предполагает и устранение канцеляризмов, клише, разговорных слов. При их обилии художественное произведение может напоминать скорее бытовой разговор или выдержку из научной диссертации.

Что представляет собой корректура?

Корректура текста – это устранение пунктуационных, типографических, орфографических ошибок, опечаток. В переводе с латинского языка слово «corrector» означает «исправитель».

Специалисту, который корректирует тексты, достаточно часто приходиться вносить синтаксические исправления. Особенно часто встречаются следующие ошибки:

  • некорректное употребление причастных, деепричастных оборотов;

  • ошибки в построении фраз.

Корректура выполняется перед публикацией разнообразного контента (информационных статей, художественных произведений и т. д.). Она бывает нескольких видов:

Обратите внимание! Основная задача типографской корректуры – тщательное сличение оттиска с авторской рукописью.

Сервисы, которые помогают в редактировании текста

Существуют специальные сервисы, значительно упрощающие редактирование контента онлайн. Они помогают устранить наиболее распространённые ошибки. К таким сервисам принадлежат:

Plainrussian.ru. Он предназначен для оценки читабельности текстовых файлов;

TopWriter. Данный сервис используют для сравнения двух разных текстов;

Грамота.ру. На популярном сайте можно проверить правильность написания нужного слова. Благодаря этому информационному порталу можно повысить свою грамотность, восполнить пробелы в знаниях. На сайте имеются разнообразные аудиословари («Русский устный», «Говорим правильно»);

Главред. На этом сайте осуществляется всесторонняя проверка материала (читабельность, употребление слов-паразитов, повторы, возможные ошибки);

Advego. На данном сайте предусмотрена онлайн-проверка орфографии. Краткую инструкцию по работе с сервисом можно найти по ссылке:

https://advego.com/text/;

Content Watch. На этом интернет-ресурсе можно быстро проверить уникальность текстового материала;

Text.ru. Это довольно известный сервис для проверки орфографии, уникальности текста;

Turgenev.ashmanov.com. Этот онлайн-сервис позволяет убрать канцеляризмы, SEO-штампы и т. д. Его использование значительно упрощает самостоятельную стилистическую правку материала.

Не пренебрегайте и возможностями приложения MS Word. Популярный текстовый редактор также позволяет «отшлифовать» свою работу (допущенные в процессе печати материала ошибки выделяются красными подчёркиваниями).

Довольно обширны и возможности MS Word в плане форматирования абзацев текста. Это приложение позволяет разделить объёмный материал на небольшие части (без изменения смысловой нагрузки). Без правильного форматирования текст смотрелся бы громоздко, оказался сложным для восприятия читателей.

Специалисты платформы «Литрес. Самиздат» относятся к редактированию очень ответственно. Объективный взгляд со стороны помогает увеличить шансы на успех вашего произведения. Редактор находится в постоянном контакте с автором рукописи, что обеспечивает оперативное внесение литературных правок в текст.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Редактору реестра не удается переименовать ошибка при переименовании реестра
  • Редактору реестра не удается переименовать ошибка при переименовании раздела
  • Редактору реестра не удается переименовать ошибка при переименовании win 11
  • Редакторская правка лексическая ошибка
  • Редактор реестра ошибка при записи нового значения параметра