Репрезентативность выборки ошибки репрезентативности

Работа по теме: Статистика. Глава: 3. Понятие ошибки репрезентативности, виды ошибок репрезентативности. ВУЗ: ОГИИК.

Ошибка
репрезентативности

— расхождение между выборочной
характе­ристикой и характеристикой
генеральной совокупности.

Ошибки
репрезентативности

  1. Систематические
    — возникают в результате нарушения
    научных принципов отбора единиц
    совокупности (преднамеренные и
    непреднамеренные).

  2. Случайные
    возникают в результате несплошного
    характера наблюде­ния (средняя и
    предельная ошибки выбора).

Случайные
ошибки могут быть доведены до незначительных
размеров, а главное, их размеры и пределы
можно определить с достаточной точностью
на основании закона больших чисел.

Средняя
ошибка выборки

— такое расхождение между средними
вы­борочной и генеральной совокупностями,
которое не превышает ±.

В
математической статистике доказывается,
что значения средней ошибки выборки
определяются по формулам:

Формула
для определения величины средней ошибки
выборки для количественного признака:

Формула
для определения величины средней ошибки
выборки для альтернативного признака:

Полученное
значение средней ошибки необходимо для
установления возможного значения .
Которое определяется по формуле:

Но
такое суждение можно гарантировать не
с абсолютной
достоверностью, а лишь с определенной
степенью
вероятности.

В
математической статистике доказывается,
что пределы значений характеристик
генеральной совокупности отличаются
от характеристик выборочной совокупности
лишь с вероятностью, которая определена
числом 0,683.

Это
означает, что в 683 случаях из 1000 генеральная
средняя будет находиться в установленных
пределах, т.е. отклонение ГС от ВС не
превысит однократной средней ошибки
выборки. В остальных 317 случаях они могут
выйти за эти пределы. Вероятность можно
повысить, если расширить пределы
отклонений. Так, при удвоенном значении
,
вероятность достигает 0,954 ().
Если утроить значение то вероятность
увеличится до 0,997 ().

Возможное
значение генеральной средней

Вероятность

0,683

0,954

0,997

Если
обозначить значение увеличения
за
t,
то можно записать в общем виде:

Множитель
t
называется коэффициентом
доверия
.
Известный русский математик А.М.Ляпунов
дал выражение конкретных значений
множителя t
для различных степеней вероятности в
виде функции:

На
практике пользуются готовыми таблицами
этой функции.

t

0

0,1

0,5

1

1,5

2

2,5

2,6

3

4

(t)

0,1

0,0797

0,3829

0,6827

0,8664

0,9545

0,9876

0,9907

0,9973

0,99994

Из
вышесказанного следует, что лишь с
определенной степенью вероятности
можно утверждать, что показатели
генеральной совокупности и их отклонения
не превысят величину .
Полученную величинуназываетсяпредельной
ошибкой выборки.

Предельная
ошибка выборки


максимально
возможное расхождение вы­борочной и
генеральной средних,
т.е.
максимум ошибки при заданной ве­роятности
ее появления.

Предельная
ошибка выборки для количественного
признака:

Предельная
ошибка выборки для альтернативного
признака:

В
связи с тем, что существуют различные
методы, виды и способы отбора единиц из
генеральной совокупности формулы для
расчета средней ошибки выборки также
будут различаться:

Способ
отбора

Оцениваемый
параметр

Повторный
отбор

Бесповторный
отбор

Собственно

случайный
и

механи­ческий

Средняя

Доля

Типический

Средняя

Доля

Серийный

Средняя

Доля


— средняя из групповых дисперсий;

wi

доля
единиц совокупности, обладающих изучаемым
признаком в i
типической
группе;


— средняя из групповых дисперсий для
доли. В табл. 6.6 представлены формулы
для исчисления средней ошибки выборки
при типическом отборе;

S
– общее число серий;

s
– число отобранных серий;


межгрупповая дисперсия средних,
определяемая по формуле:


межгрупповая дисперсия доли, определяемая
по формуле:


— средняя
i
серии;



средняя по всей выборочной совокупности;

w
— доля признака i
серии;


— общая доля признака во всей выборочной
совокупности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Чтобы посредством опроса получить максимально точные данные о какой-либо группе людей, например, о ее поведении и предпочтениях, было бы логично опросить эту группу целиком. Но что, если интересующая нас группа очень велика? Опрос всех потребителей молока в России или всех жителей Южного административного округа Москвы займет много времени и обойдется в астрономическую сумму денег. А нужно ли опрашивать их всех?
О размере выборки и статистической ошибке измерений подробно написано в статье «Выборка. Размер – не главное. Или главное» . В этой статье будет рассмотрено второе требование к выборке, также обеспечивающее качество исследования – репрезентативность.

Согласно теории выборочного метода, неоднократно подтвержденной практикой, опрашивать всех нет необходимости, а можно опросить лишь часть группы, которая может быть в тысячи раз меньше. Эта маленькая часть называется выборкой (или выборочной совокупностью), а большая группа, которую она представляет, называется генеральной совокупностью.

При этом если выборка сформирована правильно, выводы, полученные на основе изучения выборки, могут быть перенесены и на генеральную совокупность. Например, если в выборке женщины значимо чаще, чем мужчины, пользуются дезодорантами, то делается вывод, что и в генеральной совокупности (например, в исследованном городе) присутствует такая закономерность. Процесс переноса выводов с выборки на генеральную совокупность называется генерализацией. А свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Для более комфортного запоминания термина на рис.1. приведены иллюстрации, когда выборка отражает свойства генеральной совокупности и когда свойства выборки отличаются от свойств генеральной совокупности.

Иллюстративный пример 1

Иллюстративный пример 2

Иллюстративный пример 3

Рис.1. Иллюстративные примеры соответствия (несоответствия) свойств генеральной совокупности и выборки

Не стоит путать понятие репрезентативности с такими понятиями как валидность и релевантность, хотя они тоже относятся к характеристикам качества исследования. В социальных науках валидность понимается довольно широко, но чаще всего – как обоснованность. Понятие валидности относится не к выборке, а к исследовательской методике. Методика или измерение (анкета, блок вопросов, тест) считается валидным, если фиксирует именно то понятие или свойство, которое планируется измерить. Например, если мы захотим оценить уровень лояльности клиента к магазину и выберем для этого лишь показатель частоты посещения магазина, валидность этого подхода будет неполной: возможно, респондент часто заходит в магазин только из-за банкомата, который там установлен. Валидная методика в данном примере должна включать и другие показатели: предпочтение магазина, суммы покупок в этом и других магазинах, готовность переключиться на другие магазины, готовность рекомендовать магазин и др.

При установлении валидности решающую роль играет обоснование и последующая проверка гипотезы релевантности, то есть соответствия измеряемых параметров характеристикам исследуемого объекта. Житейский пример нерелевантности – измерять уровень счастья человека количеством денег у него (хотя, наверное, не все с этим согласятся). Очевидный пример нерелевантности – попытка измерить массу тела по его температуре.

Но вернемся к понятию репрезентативности. В то время как точность измерений зависит от размера выборки, размер выборки не гарантирует ее репрезентативности. Репрезентативность выборки главным образом обеспечивается способом отбора ее участников (респондентов). Примером явного нарушения репрезентативности может послужить шутка о том, что интернет-опрос показал, что 100% людей пользуется интернетом.

Можно выделить несколько вариантов нарушения репрезентативности выборки: когда опрошены не те люди и когда опрошено слишком много (или мало) определенных людей (например, женщин намного больше, чем мужчин). Кроме того, чем меньше размер выборки, тем меньше вероятность того, что она будет репрезентативной. Например, допустим, 1% населения мог бы заинтересоваться новой услугой. Это 1 из 100 людей. Если размер выборки составляет всего 60 человек, то в вашей выборке может отсутствовать человек, который, скорее всего, будет заинтересован в услуге. Ваша выборка менее репрезентативна, потому что она меньше. Ваши результаты будут разными в зависимости от того, содержит ли ваша выборка одного из этих людей или нет. Пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки показан на рис.2.

Пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки

Рис.2. Пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки

На рис.3 показана та же по составу генеральная совокупность, но с другим расположением объектов внутри круга.

Пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки при другом расположении объектов генеральной совокупности

Рис.3. Пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки при другом расположении объектов генеральной совокупности

Говоря простым языком, репрезентативная выборка – это такая выборка, в которой представлены все подгруппы, важные для исследования. Помимо этого, характер распределения рассматриваемых параметров в выборке должен быть таким же, как в генеральной совокупности.

Простой случайный отбор респондентов представляется оптимальным способом формирования репрезентативной выборки. Поскольку в этом случае у любого представителя генеральной совокупности одинаковая вероятность попасть в выборку, в нее попадут люди с разными характеристиками пропорционально их долям в генеральной совокупности. В итоге выборка будет представлять собой нечто вроде уменьшенной копии генеральной совокупности.

Случайность отбора респондентов в выборку обеспечивается разными способами. Например, для телефонного опроса жителей города берется база данных всех телефонных номеров, и номера респондентов случайным образом выбираются компьютером (с использованием генератора случайных чисел). При уличном опросе интервьюеров распределяют по случайно выбранным точкам и инструктируют опрашивать каждого N-ного прохожего.

Наглядным примером репрезентативной выборки может служить пицца. Если целая пицца – это генеральная совокупность, которую мы хотим изучить, то кусок пиццы – это выборка. Как правило, достаточно одного куска пиццы, чтобы судить обо всей пицце (при условии, что ингредиенты равномерно распределены по ее поверхности). Таким образом, кусок пиццы пиццы на рис.4 – это репрезентативная выборка из пиццы.

 Наглядный пример репрезентативной выборки (пицца)

Рис.4. Наглядный пример репрезентативной выборки (пицца)

Важно отметить, что не любой кусок пиццы будет репрезентативной выборкой. Разные способы получения куска пиццы могут принципиально повлиять на качество исследования и выводы, которые будут получены при анализе каждого варианта выборки (рис.4)

(рисунок в сушильной камере, готовится к публикации)


Рис.5. Наглядный пример формирования репрезентативной и нерепрезентативной выборки.

Еще один показательный пример формирования репрезентативной выборки – кастрюля, содержимое которой мы должны узнать (допустим, там скрывается борщ). Мы только один раз можем зачерпнуть из кастрюли ложкой (провести исследование). В нашем примере ложка – это выборка, а содержимое кастрюли – генеральная совокупность.

Если мы зачерпнем сверху, то придем к выводу, что в кастрюле бульон. Если снизу – решим, что в кастрюле мясо. Зачерпнув где-то посередине, мы получим картошку или капусту. В любом из трех случаев выводы будут неверны. Чтобы получить достоверный результат, нам стоит хорошенько перемешать содержимое кастрюли, перед тем как пробовать его. Перемешивание в данном случае – аналог процедуры простого случайного отбора, поскольку оно предоставляет всем ингредиентам примерно равную вероятность попадания в ложку-выборку (или тарелку-выборку).

Борщ как модель, демонстрирующая репрезентативность выборки


Рис.6. Борщ как модель, демонстрирующая репрезентативность выборки.

В реальности применить простой случайный отбор респондентов не всегда удается в полной мере. Например, мы можем абсолютно корректно отобрать в выборку нужное количество номеров домашних телефонов случайным образом, но при их прозвоне выяснится, что дозвониться и поговорить удается преимущественно с пенсионерами, а «поймать» дома молодежь и работающих людей получается плохо.

Возвращаясь к примеру с борщом, если у нас вместо кастрюли – огромный ресторанный котел, а в руках все та же обычная ложка, перемешивание будет неэффективным. Чтобы решить задачу, потребуются иные подходы. Например, мы можем теоретически разделить глубину котла на несколько слоев и постараться зачерпнуть содержимое из каждого слоя (из случайного места слоя: не только в центре, но и по краям). Таким образом, наша итоговая выборка будет состоять уже из нескольких выборок и при этом адекватно отражать содержимое всех слоев котла. Подобные альтернативные подходы называются типами выборки, которых придумано достаточно много для того, чтобы максимизировать репрезентативность выборки в сложных условиях реального мира.

Последствия нарушения репрезентативности выборки: некорректные выводы исследования, выброшенный на ветер бюджет исследования, финансовые потери вследствие применения неправильных выводов. Вы можете выбрать валидную исследовательскую методику, рассчитать объем выборки, обеспечивающий приемлемую точность измерений, но, если выборка исследования нерепрезентативна, получить достоверную информацию не удастся.

ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ ВЫБОРКИ

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ОПРОС

Самым известным примером нарушения репрезентативности выборки является история провала американского журнала «Литературный дайджест».

В 1936 году журнал в очередной раз провел почтовый опрос общественного мнения о вероятных результатах грядущих президентских выборов в США. До 1936 года опрос всегда правильно предсказывал победителя. Опрос 1936 года показал, что победителем с большим отрывом станет кандидат от республиканцев, но в итоге победителем оказался представитель демократов.

Таким образом, гигантская выборка (около 2,4 млн. человек) не обеспечила достоверных результатов. В чем же заключалась причина ошибки?

Называются две основные причины провала: смещение при формировании выборки и смещение вследствие отказа респондентов от участия в опросе.

Прежде всего, журнал включил своих подписчиков в список для рассылки анкет и, желая расширить выборку, использовал два других доступных тогда списка граждан: зарегистрированных автовладельцев и пользователей телефонов. Во времена Великой Депрессии представители этих групп отличались от остального населения более высоким доходом, как и подписчики самого журнала. Таким образом, полученная база для рассылки не являлась корректным отражением структуры населения США.

Вторая проблема с опросом заключалась в том, что из 10 миллионов человек, чьи имена были в первоначальном списке рассылки, только 2,4 миллиона ответили на опрос. Вероятно, высокий процент отказов был связан с тем, что опрос проводился по почте. Уже в те времена американцы относились к почтовым рассылкам как к спаму. Таким образом, размер выборки составил примерно одну четверть от того, что первоначально планировалось. Когда доля ответивших низка (как это было в данном случае), считается, что исследование страдает от необъективности ответов.

У этой истории две морали: Большая, но неправильно сформированная выборка гораздо хуже маленькой, но правильно сформированной выборки. При проведении опроса не упускайте из внимания смещение отбора и смещение в результате отказов.

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА ВЫЖИВШЕГО

Пример из военной практики. Во Вторую мировую войну американские военные столкнулись со следующей проблемой. Не все американские бомбардировщики после задания возвращались на базу. На вернувшихся самолетах оставалось множество пробоин от выстрелов противника, но распределены они были неравномерно: больше всего на фюзеляже и прочих частях, меньше в топливной системе и гораздо меньше — в двигателе. Командованию казалось логичным, что в наиболее поврежденных местах нужно установить больше брони.
Привлеченный к решению задачи математик возразил: данные как раз показывают, что самолет, получивший пробоины в этих местах, еще может вернуться на базу. А самолет, которому попали в бензобак или двигатель, выходит из строя и не возвращается. Поэтому укреплять следует те места, которые у вернувшихся самолетов повреждены меньше всего.

Пробоины на вернувшихся самолётах.


Рис .7. Пробоины на вернувшихся самолётах.
Получившие повреждения в других местах не смогли вернуться на базу

Эта задача служит примером нарушения репрезентативности выборки, когда в нее включены не те респонденты: в данном случае, вернувшиеся самолеты, в то время как не вернувшиеся проигнорированы.

Применительно к маркетинговым исследованиям, эта ситуация подобна следующей. При опросе клиентов бизнеса будет ошибкой опрашивать только текущих клиентов и не опрашивать потерянных клиентов (а какие «пробоины» получили они?).

НЕПРАВИЛЬНЫЕ МЕСТА ОПРОСА

При опросе посетителей ТРЦ важно правильно расставить интервьюеров. Например, если поставить интервьюеров только у главного входа, в выборку не попадут посетители, приехавшие в ТРЦ на автомобиле и попавшие в него через парковку. Как следствие, выводы, полученные на собранных данных, будут корректны только для той части посетителей, которые приходят в ТРЦ пешком, а значит, делают меньше покупок, не покупают габаритные товары, живут ближе к ТРЦ, чем приезжающие на автомобиле.

ОТСУТСТВИЕ КВОТИРОВАНИЯ

Другой пример. Бывает, что в разных районах города сбор анкет идет с разной скоростью: где-то (например, в центре города) большой пешеходный поток и у людей есть время на участие в опросе (отдыхающие, в отпуске, офисные сотрудники на обеде), а на окраинах либо мало людей на улицах, либо все спешат на работу и отказываются участвовать. В результате, если не ограничивать доли районов, в выборке будут преобладать люди из центрального района, которые могут значимо отличаться от остальных людей родом занятий, уровнем дохода и образования, уровнем осведомленности о магазинах и др. Таким образом, собранная выборка уже не будет репрезентативной по отношению к населению всего города.

ОНЛАЙН-ОПРОСЫ (ОНЛАЙН-ПАНЕЛИ)

Несмотря на многие положительные стороны онлайн-опросов, такие как экономичность, оперативность сбора информации, удобство ее обработки и т. д., некоторые их особенности напрямую угрожают репрезентативности исследования:

Во-первых, участники онлайн-опросов – это, как правило, активные пользователи интернета, хорошо в нем разбирающиеся и больше подверженные влиянию интернет-культуры, чем обычные люди.

Во-вторых, люди, у которых есть время и желание регулярно участвовать в онлайн-опросах за небольшое вознаграждение, скорее всего, значительно отличаются от остальных людей как по социально-демографическим, так и по психографическим характеристикам.

В-третьих, профессиональное участие в опросах приводит к так называемой профессиональной деформации, когда ответы респондентов на вопросы новых исследований обусловлены предыдущим опытом, но не жизненным, а опытом участия в других опросах.

Таким образом, в данном случае возникает та ситуация, когда опрашиваются не те люди, хотя по формальным характеристикам они подходят под описание целевой аудитории.

ВЫВОДЫ

Итак, чтобы получить достаточно точные данные об интересующей нас группе людей, необязательно опрашивать их всех, благодаря свойству репрезентативности выборки.

«Чем больше, тем лучше» – неправильный подход к формированию выборки.

Небольшая репрезентативная выборка лучше большой, но нерепрезентативной выборки. Применительно к выборке не стоит пугаться слова «случайная». Это вовсе не значит, что в исследовании будут получены случайные результаты. Напротив, случайный подход к формированию выборки делает ее максимально похожей на генеральную совокупность, а значит, репрезентативной.

При проектировании выборки следует учитывать опасность смещения структуры выборки вследствие особенностей сбора информации и других условий.

Вы можете подписаться на уведомления о новых материалах СканМаркет

Репрезентативность — важнейшее свойство данных, используемых для построения аналитических моделей. Независимо от того, в какой предметной области и какими методами производятся выборочные исследования, отсутствие репрезентативности выборки приводит к некорректным результатам. В статье рассказываем подробнее об этом важном свойстве.

  • Обеспечение репрезентативности
  • Качественная репрезентативность
  • Количественная репрезентативность
  • Методы оценки репрезентативности
  • Статистические методы
  • Нестатистические методы
  • Ремонт выборки

Репрезентативность — важнейшее свойство данных, используемых для построения аналитических моделей. Оно отражает способность данных представлять зависимости и закономерности исследуемой предметной области, которые должна обнаружить и научиться воспроизводить построенная модель. Иными словами, репрезентативность показывает, содержат ли анализируемые данные достаточно информации для построения качественной модели, а так же, может ли эта информация быть использована алгоритмом построения модели.

Репрезентативность генеральной совокупности отражает способность совокупности описывать существенные свойства, зависимости и закономерности объектов, процессов и явлений предметной области. Она достигается за счёт правильной организации сбора и консолидации первичных данных.

Репрезентативность выборки описывает способность выборочных данных отражать структурные свойства совокупности, из которой они были извлечены. Т.е. даёт ответ на вопрос: можно ли в исследовании заменить совокупность на выборку без значимого ухудшения результатов анализа. Репрезентативность выборки достигается с помощью правильного выбора метода сэмплинга.

Таким образом, репрезентативность выборки касается только воспроизведения характеристик совокупности. Если сама исходная совокупность плохо представляет предметную область, то, даже если полученная из неё выборка будет репрезентативной, построить на её основе корректную с точки зрения предметной области модель будут невозможно.

Например, пусть компания собирается вывести на рынок новый продукт. При этом она хочет провести маркетинговые исследования в виде опроса клиентов о желаемых характеристиках и параметрах продукта. Число клиентов компании насчитывает сотни тысяч человек (генеральная совокупность), поэтому опросить их всех не представляется возможным физически, не является целесообразным экономически.

Поэтому компания формирует выборку клиентов для проведения опроса. Если мнение клиентов из выборки отражает мнение большинства клиентов и может быть использовано для принятия решений о параметрах и характеристиках нового продукта, то такая выборка будет репрезентативной.

Независимо от того, в какой предметной области и какими методами производятся выборочные исследования, отсутствие репрезентативности выборки приводит к некорректным результатам. Поэтому в процессе анализа необходимо убедиться, что сформированная выборка репрезентативна.

Таким образом, репрезентативная выборка — это такая выборка, в которой представлены все подгруппы, важные для исследования. Помимо этого, характер распределения рассматриваемых параметров в выборке должен быть таким же, как в генеральной совокупности.

Особенно важным является обеспечение репрезентативности в машинном обучении, для построения моделей классификации и регрессии используется несколько выборок: обучающая, тестовая и валидационная, которые тем или иным способом отбираются из исходного набора данных. И все эти выборки должны быть репрезентативными.

Обеспечение репрезентативности

В основе построения репрезентативной выборки лежит правильный выбор используемого алгоритма сэмплинга. При этом размер выборки, хотя и является важным, сам по себе не гарантирует ее репрезентативности. Например, интернет-опрос может показать, что 100% людей пользуется интернетом, хотя это не соответствует действительности (т.е. репрезентативность нарушена).

Выделяют качественную (структурную) и количественную репрезентативность.

Рисунок 1. Количественная и качественная репрезентативность

Качественная репрезентативность

Качественная репрезентативность показывает, что все группы, присутствующие в совокупности, будут представлены и в выборке. Для этого каждый элемент совокупности должен иметь равную вероятность, быть выбранным, а сама выборка должна производиться из однородных групп.

Наиболее оптимальным способом формирования репрезентативной выборки является простой случайный сэмплинг, поскольку в этом случае у любого представителя генеральной совокупности будет одинаковая вероятность попасть в выборку.

Например, при формировании выборки клиентов для опроса, в нее попадут люди из различных социальных групп пропорционально их долям в генеральной совокупности. В результате, выборка будет представлять собой уменьшенную копию генеральной совокупности.

Случайность отбора респондентов в выборку может обеспечивается различными методами. Например, для опроса клиентов берутся номера клиентских карт, которые случайным образом отбираются компьютерной программой с использованием генератора случайных чисел.

Однако, на практике применить простой случайный сэмплинг не всегда представляется возможным. Это связано с тем, что генеральная совокупность может быть неоднородной и будет содержать группы объектов.

Например, если опрос будет проводиться по телефону, то большинство откликов будет получено от пенсионеров, как людей менее занятых и более склонных идти на контакт. Очевидно, что если опрос проводится о продукте, ориентированном на молодёжь, то ценность мнения пенсионеров вряд ли будет высокой.

Чтобы решить эту проблему, можно использовать случайный стратифицированный сэмплинг, когда исходная совокупность сначала разделяется на слои (страты) по некоторому признаку. Например, клиенты могут быть стратифицированы по возрасту. Тогда страты могут быть сформированы пропорционально доле объектов в группах, что позволит уменьшить или увеличить долю той или иной группы, сохранив репрезентативность.

Другой вариант — использовать кластерный (групповой) сэмплинг, когда клиенты предварительно разбиваются на качественно однородные группы — кластеры, и отбор производится из каждого кластера независимо. При этом вероятность отбора может быть одинаковой для всех кластеров, или различной. Можно некоторые кластеры вообще исключить из отбора. В нашем примере клиенты могут быть разбиты на кластеры по социальному статусу — студенты, работающие, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Таким образом, долю, пенсионеров в выборке, можно уменьшить или совсем исключить.

Количественная репрезентативность

Количественная репрезентативность показывает, является ли достаточным число элементов выборки для представления характеристик генеральной совокупности с заданной погрешностью. Например, при неизвестной величине генеральной совокупности, когда результат отражается в виде показателя относительной доли, число элементов выборки, обеспечивающее количественную репрезентативность, может быть вычислено по формуле:

n=frac{t^{2}cdot pcdot q}{Delta ^{2}}

где t — доверительный коэффициент, показывающий, какова вероятность того, что размеры показателя не будут выходить за границы предельной ошибки, p — доля единиц наблюдения, обладающих изучаемым признаком, q=1−p — доля единиц наблюдения, не обладающих изучаемым признаков, Δ — допустимая ошибка выборки.

Например, одним из показателей качества кредитного портфеля банка является доля заёмщиков, допустивших просрочку. Предельная ошибка, которую можно допустить, чтобы разброс значений показателя не превышал разумные границы, Δ=5% . При этом показатель может принимать значения 25% ±5%, т.е. от 20% до 30%. Допуская t=2, что обеспечивает 95% вероятность, получаем

n=frac{2^{2}cdot 0,25cdot 0,75}{0,05^{2}}=300 заёмщиков.

Если же показатель — не относительная средняя величина просроченной задолженности по всем клиентам, то число наблюдений будет:

n=frac{t^{2}cdot sigma ^{2}}{Delta ^{2}}

где sigma ^{2} — среднеквадратическое отклонение значений исследуемого признака.

Если используется выборка без возврата и размер генеральной совокупности известен, то для определения необходимого размера случайной выборки при использования относительных величин (долей) применяется формула:

n=frac{t^{2}cdot pcdot qcdot N}{Delta ^{2}cdot N+t^{2}cdot pcdot q}

где N — число наблюдений генеральной совокупности. Для средних значений исследуемой величины формула примет вид:

n=frac{t^{2}cdot sigma ^{2}cdot N^{2}}{Delta ^{2}cdot N^{2}+t^{2}cdot sigma ^{2}}

Тогда, в предыдущем примере, положив число клиентов N=500, получим:

n=frac{2^{2}cdot 0,25cdot 0,75cdot 500}{0,05^{2}cdot 500+2^{2}cdot 0,25cdot 0,75}approx 188 клиентов.

Таким образом, необходимый объем выборки при безвозвратном отборе меньше, чем при возвратном (соответственнo, 188 и 300).

В целом, число наблюдений, требуемое для получения репрезентативной выборки, изменяется обратно пропорционально квадрату допустимой ошибки.

Методы оценки репрезентативности

Формально, выборку называют репрезентативной, когда результат оценки определенного параметра по данной выборке совпадает с результатом, оцененным по генеральной совокупности с учетом допустимой погрешности (ошибки репрезентативности). Если выборочная оценка отличается от оценки по генеральной совокупности более, чем на заданный уровень погрешности, то такая выборка считается нерепрезентативной.

Репрезентативность оценивается по отдельным параметрам выборки и совокупности. При этом выборка может оказаться репрезентативной по одним параметрам и нерепрезентативной по другим. Поэтому говорить о репрезентативности как о дихотомическом свойстве выборки (репрезентативна или нерепрезентативна) было бы не верно: выборка может одни параметры генеральной совокупности воспроизводить более точно, а другие — менее. Поэтому правильнее говорить о мере репрезентативности определённой выборки по конкретным параметрам.

Основным моментом в определении репрезентативности выборки является обоснование погрешности, в пределах которой выборка признается репрезентативной. Одна и та же выборка может быть достаточно репрезентативной для одной задачи и недостаточно для другой. Кроме этого, нужно проверять репрезентативность выборки по параметрам, имеющим существенное значение для предметной области исследования. Например, в маркетинговых исследованиях для анализа клиентов важны пол, возрасту, образование и пр.

Следует отметить, что далеко не все задачи бизнес-аналитики требуют строгого статистического подтверждения репрезентативности выборок. Как правило, это задачи точного прогнозирования. Что касается обычных задач, связанных, например, с определением предпочтений действующих и потенциальных клиентов, то они решаются охватом типичной клиентуры, которую можно найти непосредственно в торговых центрах.

Статистические методы

Данные, полученные в результате выборочных обследований, являются реализациями случайных величин (возраст, стаж работы, доход и т.д.). Обычно, на практике считают, что выборка является репрезентативной, если её статистические параметры (среднее значение, дисперсия, среднеквадратичное отклонение и т.д.) отличаются от параметров совокупности не более, чем на 5%.

Однако, данный подход применим только при условии, что вся генеральная совокупность известна и для неё можно вычислить статистические характеристики. Но на практике такое встречается редко, поскольку часть потенциально интересных для исследования объектов оказывается недоступной для наблюдения.

В этом случае прибегают к формированию двух независимых выборок, вычисляют и сравнивают их характеристики, и если они совпадают (не различаются значимо), то выборки считаются репрезентативными. В теоретическом плане такой подход является достаточно привлекательным, однако, на практике сложно реализуем. Во-первых, формирование нескольких выборок ведёт к дополнительным затратам, а во-вторых, если параметры выборок значимо различаются, то невозможно сказать, какая из них репрезентативна.

Для сравнения двух выборок используются два вида критериев: непараметрические и параметрические. Первые не используют в расчётах значений параметров статистических распределений, а оперируют частотами и рангами. К числу наиболее популярных непараметрических критериев можно отнести критерий Уилкоксона и U-критерий Манна-Уитни. Второй рекомендуется использовать, если число наблюдений превышает 30. К числу популярных параметрических критериев относится t-критерий Стьюдента, критерий однородности Смирнова, Q-критерий Розенбаума и др.

Нестатистические методы

Статистические методы оценки репрезентативности выборочных данных, хотя и являются строго обоснованными, но довольно сложны в использовании (особенно для пользователей, не имеющих достаточной математической подготовки). Кроме этого они могут иметь ограничения (например, независимость выборок), удовлетворить которым достаточно сложно.

Статистические подходы к оценке репрезентативности выборок имеет смысл использовать, если для анализа данных используются статистические методы. Методы машинного обучения, которые является эвристическими и в большинстве случаев не обеспечивают точного и единственного решения, вообще говоря, не нуждаются в точной оценке репрезентативности обучающих выборок. Поэтому в них используются свои техники для определения того, насколько обучающая или тестовая выборка хорошо представляют исходную совокупность.

Ещё одной особенностью выборок, используемых в машинном обучении, является то, что объём исходной совокупности, из которой формируются обучающее, тестовое, а при необходимости, и валидационное множество, известен, поскольку данные содержатся в консолидированных таблицах источника данных.

Обычно нестатистические меры репрезентативности используют расстояния между векторами наблюдений в пространстве признаков. Рассмотрим, например, такой показатель как индекс ближайшего соседа (Nearest Neighbours Index — NNI). Предположим, что выборка включает n ближайших соседей внутри некоторой области пространства признаков. Вычислим величину, представляющую собой среднее расстояние между i-м объектом и всеми остальными объектами в выборке (области соседства):

overline{D}_{sample}=frac{1}{n}sumlimits_{i=1}^{n}D_{i}

где D_i — расстояние от i-го объекта до остальных объектов выборки, n — число объектов выборки.

Затем вычислим величину:

overline{D}_{total}=sqrt{frac{D_{_{total}}}{N}}

где D_{_{total}} — общее расстояние по всей совокупности, N — число наблюдений совокупности.

Тогда индекс ближайшего соседа будет:

NNI=frac{overline{D}_{sample}}{overline{D}_{total}}

Если значение данного показателя близко к 1, то точки выборки имеют равномерное пространственное распределение. Если меньше 1, то пространственное распределение точек неоднородно. Если NNI больше 1, то имеет место значительная дисперсия значений внутри выборки.

Очевидно, что наилучшим вариантом с точки зрения репрезентативности будет первый случай, когда пространственное распределение точек данных в совокупности и выборке примерно одинаковое. Второй случай показывает, что внутри выборки могут присутствовать некоторое локальные особенности, нехарактерные для всей совокупности.

В литературе можно найти больше количество разнообразных алгоритмов и методов оценки репрезентативности выборок для машинного обучения, разработанных для различных предметных областей исследования и типов задач анализа. Большинство их них являются эвристическими и не гарантируют получения наилучшего результата. Поэтому самым надёжным критерием репрезентативности выборки, на основе которой строилась определённая обучаемая модель, является точность и обобщающая способность самой модели.

Ремонт выборки

Возникает вопрос: а что делать в ситуации, когда аналитику доступна только выборка «как есть», а её репрезентативность неудовлетворительная? При этом доступ к генеральной совокупности для формирования более репрезентативной выборки у него отсутствует (например, из-за проблем с сетью, невозможности повторных исследований из-за высоких затрат и т.д.). В этом случае улучшить ситуацию может специальная процедура, которая называется «ремонт выборки».

Все действия аналитика, связанные с репрезентативностью, можно разделить на два этапа: контроль и ремонт.

  1. Контроль выборки — процедура сравнения генеральной совокупности и выборки, выявление степени их расхождения, обнаружение причин отклонений и разработка возможных способов их устранения.
  2. Ремонт выборки — процесс устранения расхождения генеральной совокупности и выборки.

Контроль и ремонт выборки рассматриваются как обязательные этапы любого выборочного исследования. Хотя, некоторые авторы не разделяют эти два этапа, а включают ремонт в общую процедуру контроля выборки. Ряд вопросов, связанных с контролем выборки был рассмотрен выше.

Основной целью ремонта является повышение качества выборки в смысле отражения ею зависимостей и закономерностей исследуемых процессов и явлений, которые требуется обнаружить в процессе анализа. При этом не следует путать ремонт выборки с повышением качества данных вообще.

Ремонт выборки, обычно, включает следующие задачи:

  1. Коррекция выборки. Заключается в замене ранее выбранных объектов совокупности. Коррекция может потребоваться, например, если в выборке произошло искажение распределения объектов относительно исходной совокупности, например, получился избыток пенсионеров, мужчин, женщин или людей с определённым уровнем образования. Замена может быть произвольной (например, следующий клиент по списку) или эквивалентной (подыскивается клиент с теми же параметрами — пенсионера меняем на пенсионера и т.д.).
  2. Расширение основы выборки. Позволяет включить в выборку большее разнообразие наблюдений. Основа выборки — это подмножество элементов генеральной совокупности, из которого будет формироваться выборка. Использование основы выборки позволяет сделать отбор более целевым, исключив обработку данных, не относящихся к задаче анализа, лучше сфокусироваться на целевой группе. В анализе клиентской базы основой выборки могут быть только мужчины, только женщины, люди в возрасте от 30 до 60 и т.д. Если выборка получилась недостаточно репрезентативной, то решить проблему можно расширяя границы основы выборки. Например, если изначально основой выборки являлась только люди пенсионного возраста, то при необходимости она может быть расширена и на людей предпенсионного возраста.
  3. Взвешивание. При взвешивании объектам выборки могут присваиваться весовые коэффициенты, которые могут учитываться в алгоритме анализа. Например, повышенные весовые коэффициенты могут присваиваться клиентам, которые наиболее активно пользовались услугами компании (купили товаров и услуг на сумму выше некоторого порога). Логично предположить, что мнение таких клиентов будет более значимым.

Следует отметить, что единого, строго обоснованного подхода к ремонту выборок, вообще говоря, не существует, хотя в литературе можно встретить некоторые общие рекомендации. В большинстве практических случаев аналитику приходится самостоятельно выбирать, какие преобразования следует применить к выборке для повышения её репрезентативности.

Другие материалы по теме:

Обработка пропусков в данных

Loginom Data Quality. Очистка клиентских данных. Деморолик

Перед запуском рекламной кампании принято проводить A/B-тестирование. Однако не всякий тест может считаться показательным. И первая ошибка – неверно определена репрезентативная выборка. Следствие такой ошибки – впустую потраченные деньги на запуск неэффективной рекламы.

Что такое репрезентативная выборка и как ее правильно посчитать, рассказываем ниже.

Что такое репрезентативная выборка

Выборка в тестах: зачем считать и что еще влияет на результаты

Как определить размер выборки

Метод SurveyMonkey

Optimizely

Mindbox

Основные сложности в тестах при расчете выборки

Недостаточное количество просмотров

Узкая тематика

Низкий бюджет

Высокий бюджет

Советы по расчету выборки

Что такое репрезентативная выборка

С понятиями «генеральная совокупность» и «репрезентативная выборка» сталкиваются все, кто запускают A/B-тесты и хотят получить статистически значимые результаты. Ведь чаще всего провальные тесты случаются по двум причинам: маленькая выборка и недостаточный объем данных.

Для расчета репрезентативной выборки сейчас совсем не нужно знать сложные формулы и рассчитывать их вручную. Для этого есть удобные онлайн-калькуляторы (Optimizely, Mindbox, VWO) и методика SurveyMonkey.

Для работы со всеми перечисленными инструментами надо знать правила проведения тестов, оперировать основными понятиями и понимать, как работают инструменты расчета репрезентативной выборки.

Вот основные понятия, которые нужно знать для расчета выборки:

  1. Генеральная совокупность. Вся группа людей, мнение/действия которых для нас имеют значение. Для рекламодателей это все люди, на которых распространяются результаты A/B-теста. Это может быть аудитория ремаркетинга, подписчики в социальных сетях, покупатели в оффлайн-магазинах или даже просто мужчины в возрасте от 25 до 40 лет;
  2. Репрезентативная выборка. Определенный процент людей из генеральной совокупности, который будет проходить A/B-тестирование. То есть это часть нашей целевой аудитории;
  3. Достоверность (уровень доверия). Этот показатель характеризует вероятность того, что выборка окажется значимой для отобранных результатов. Задается в пределах 80–99%. Если достоверность ниже 80%, то таким данным нельзя доверять. Чаще всего достоверность задают на уровне 95%;
  4. Погрешность. Отображает уверенность в том, что полученные результаты характеризуют мнение (для контекста – поведение) генеральной совокупности. Допустимый процент ошибки в результатах. Обычно составляет от 1 до 10%. Наиболее часто используемый предел погрешности равен 5%.

Каждый из перечисленных онлайн-калькуляторов имеет свою специфику. Об этом мы расскажем ниже.

Выборка в тестах: зачем считать и что еще влияет на результаты

Перед запуском рекламной кампании принято запускать тестирование. Это позволяет определить наиболее эффективный вариант объявления. В объявлении может тестироваться любой элемент: заголовки, креативы, описания, расширения, CTA-кнопки и т. д.

Тестирование разных вариантов объявлений может проводиться для повышения кликабельности объявления, увеличения коэффициента конверсии. Однако, по данным AppSumo, значимые результаты дают только 1 из 8 тестов.

Правильное определение репрезентативной выборки для тестовых групп обеспечивает достоверные результаты по тестам. Ниже рассмотрим причины, по которым тест может не дать значимых результатов.

1. Недостаточно данных

Допустим, мы запустили тестирование двух вариантов объявлений с разными заголовками. Вечером получаем такие результаты:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

По результатам первого дня может показаться, что текущее объявление работает более эффективно.

В этом случае у рекламодателя возникают такие вопросы:

  • достаточно ли данных собрано в аналитике, чтобы делать выводы об эффективности текущего объявления;
  • останавливать ли тест или продолжать эксперимент.

Нельзя делать выводы об эффективности кампании по нескольким десяткам переходов и паре кликов. Для принятия решения необходимо собрать достаточное количество аналитических данных.

Для определения размера нашей выборки воспользуемся онлайн-калькулятором Optimizely.

Проводим такие действия:

  • указываем коэффициент конверсии по текущему объявлению. Допустим, 18%;
  • задаем статистическую значимость на уровне 95%;
  • указываем минимальное относительное изменение коэффициента конверсии, которое хотелось бы получить – 20%.

Расчеты показывают, что для получения статистически значимых данных выборка для тестируемой группы должна состоять из 1300 человек.

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

2. Неправильно поставлена гипотеза

Это еще одна распространенная причина получения непоказательных результатов тестирования.

Например, в ходе теста была выдвинута гипотеза, что новое описание в объявлении принесет больше трафика на целевую страницу и мы получим более высокую конверсию. Но в результате тестирования трех вариантов описания не было обнаружено значительной разницы.

В таких ситуациях возникает вопрос о том, как сделать тест показательным и улучшить результаты. Один из способов — заинтересовать целевую аудиторию. Для этого может быть недостаточно просто изменить описание в объявлении или заголовок. Нужны более значимые изменения. Можно поменять креатив или изменить торговое предложение (увеличить скидку, изменить цену, предложить покупателям рассрочку).

3. Выбрана не та метрика

Для получения значимых результатов важно выбрать только один показатель, который надо улучшить. Например, цель – повысить коэффициент конверсии к покупке для новых посетителей. Именно с учетом этого показателя и рассчитывают выборку большинство онлайн-калькуляторов.

Однако если данных по конверсиям недостаточно, то нужно ориентироваться на другие метрики. Например, на рост CTR. В таких случаях расчет выборки можно провести с помощью онлайн-калькулятора Mindbox.

С помощью Mindbox можно определить размер выборки для 2–5 вариантов тестирования по таким показателям:

  • Open Rate. Отношение открытых за период писем к общему количеству доставленных писем;
  • Click Rate. Кликнутые письма (были открыты хотя бы один раз) к общему количеству доставленных писем. По сути, для рекламных объявлений это CTR;
  • Conversion Rate. Конверсия в заказы. Для объявлений рассчитывается как количество конверсий к общему количеству посетителей сайта;
  • Конверсия в другие целевые действия.

Размер выборки напрямую зависит от выбранного тестируемого показателя и количества тестируемых вариантов.

Например, посмотрим, какой размер выборки понадобится нам при тестировании показателя Open Rate. При таких условиях: средний Open Rate – 15%, ожидаемый прирост показателя – 30%.

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Получается, размер выборки для каждого варианта объявления составляет 2 224 человека.

А вот скольким людям надо показать объявление при тестировании показателя конверсия в заказы при средней конверсии по истории 5%:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Размер выборки для каждой тестируемой группы составляет 29 827 человек.

Вывод: чем ближе к деньгам, тем более показательны результаты. Поэтому все A/B-тесты измерялись бы по Conversion Rate. Но проблема в том, что чем ниже по этой воронке продаж, тем больше людей потребуется для проведения теста. Для расширения охвата и получения достоверных данных в этом случае надо ориентироваться на повышение показателя Click Rate или Open Rate.

Как определить размер выборки

Метод SurveyMonkey

Компания SurveyMonkey предложила метод определения репрезентативной выборки с учетом предела погрешности и уровня доверия.

Сделать это можно с помощью такой таблицы:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Методика расчета репрезентативной выборки состоит из пяти этапов. Показываем, как это сделать на примере интернет-магазина электроинструментов.

Исходные данные: магазин находится в Курске и хочет запустить рекламу для привлечения новых клиентов на сайт.

Перед запуском кампания проводит A/B-тест и тестирует два объявления с разными вариантами заголовков. Выдвигается гипотеза, что второй вариант объявления понравится целевой аудитории больше и по нему будет больше кликов и конверсий.

1 этап – определяем генеральную совокупность. Интернет-магазин собрал достаточно данных о покупателях. И знает, что их целевая аудитория – это мужчины в возрасте от 25 до 70 лет, которые живут в Курске и интересуются ремонтом, строительством, обустройством дома.

Для оценки приблизительного размера целевой аудитории воспользуемся myTarget. Эта платформа предоставляет гибкие настройки таргетинга и позволяет приблизительно определить рекламный охват, который мы и примем как генеральную совокупность.

В примере мы не будем запускать кампанию через myTarget, а просто используем его для определения размера ЦА. Подробнее о том, как запустить рекламу в системе, читайте в пошаговом гайде «Как настроить рекламу в myTarget».

Заходим в профиль myTarget. Выбираем цель – «Конверсии» – «Трафик», ниже указываем URL. Слева появится прогноз аудитории за 7 дней. По мере настройки таргетинга рекламный охват будет сокращаться.

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Сократим рекламный охват. Для этого указываем такие настройки:

  • пол – мужчины;
  • возраст – 25–70 лет;
  • география – Курск.

Уже после этих настроек размер аудитории сократится до 43 000 – 144 000 человек:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Указываем интересы. Потенциальные покупатели интересуются автомобилями, ремонтными и строительными работами, благоустройством дома:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Таким образом размер нашей целевой аудитории находится в пределах 34 000 – 108 000 человек.

2. Определяем точность теста. Для получения статистически значимых результатов рекомендуется устанавливать предел погрешности в районе 1–5%, а уровень доверия – 95–99%.

Например, мы поставили гипотезу, что пользователи чаще будут кликать по второму объявлению. Уровень погрешности принимаем 1%, значит, уровень доверия составляет 99%. Это означает, что фактически 98–100% пользователям второй вариант объявления понравится больше, чем первый.

3. Определяем размер выборки с помощью таблицы. Приблизительно наша генеральная совокупность составляет 100 000 человек. Подходящая нам выборка составляет – от 383 до 8763 человек. Для получения максимально значимых данных устанавливаем уровень доверия на уровне 99%. Поэтому остановимся на 660.

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

4. Прикидываем ожидаемую конверсию по объявлению. Средний показатель по предыдущим кампаниям составлял 12%. Поэтому принимаем CR = 12%.

5. Узнаем, скольким людям надо показать наши объявления, чтобы получить статистически значимые результаты:

660/0,12=5500 пользователям

То есть выборка для одного тестовой группы составляет 5500 человек. Мы тестируем два варианта объявления. Поэтому и второе объявление (при распределении аудитории 50/50) должно увидеть 5500 пользователей.

Optimizely

Сравним, насколько размер выборки, полученный методом SurveyMonkey, будет отличаться от результатов онлайн-калькуляторов.

Заходим в онлайн-калькулятор и задаем там такие значения:

  1. Ожидаемую конверсию (Conversation rate). Берем средний показатель ожидаемой конверсии, учитывая предыдущий опыт. CR = 12% (как и в примере выше);
  2. Минимальное относительное изменение конверсии после изменения заголовка объявления. Принимаем этот показатель на уровне 14%. Поскольку максимальный показатель конверсии по предыдущим кампаниям был 13,7% ((13,7/12-1)*100%=14%);
  3. Уровень доверия. В предыдущем примере мы устанавливали его на уровне 99%. Для сравнения результатов также установим его на этом уровне.

Вводим все эти значения и получаем, что контрольная группа должна состоять из 5300 человек.

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

В результате мы получили почти такие же числа, как и методом SurveyMonkey. Только во втором расчете контрольная группа должна состоять из 5300 человек, а не 5500 человек.

Mindbox

Посмотрим, какой размер тестируемой выборки для нашего примера получится с помощью калькулятора Mindbox.

Вносим свои показатели в калькулятор:

  1. Тестируемый показатель – конверсия в заказы;
  2. Средняя конверсия по истории – 12%;
  3. Количество вариантов тестирования – 2;
  4. Ожидаемый абсолютный прирост конверсии – приблизительно 2%;
  5. Достоверность – 99%. Этот показатель демонстрирует, какой процент уверенности в верности результатов теста, если он показал разницу;
  • Мощность – 80%. Это процент уверенности в результатах теста, если он не показал разницу.

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

По результатам Mindbox размер выборки для каждой тестируемой группы должен составлять 6 166 человек. Это больше, чем мы получили по методу SurveyMonkey (5500 человек в контрольной группе) или с помощью калькулятора Optimezely (5300 человек). Однако цифры вполне сопоставимы.

По настройке Mindbox отличается от Optimezely следующими моментами:

  • ожидаемый прирост конверсии в Mindbox указывается в абсолютных величинах, а в Optimizely – в относительных;
  • указывается показатель мощности. В Optimezely этот показатель не учитывается;
  • в Optimezely можно проследить изменения только по показателю конверсии. Mindbox же позволяет получить выборку для тестов, в которых тестируются показатели Click rate и Open rate;
  • в Mindbox можно посчитать выборку для 2–5 тестовых групп. Optimezely не предоставляет такой возможности.

Таким образом, на примере мы показали как тремя способами посчитать размер репрезентативной выборки для тестовых кампаний.

Основные сложности в тестах при расчете выборки

Недостаточное количество просмотров

Зачастую для получения статистически значимых результатов размер выборки должен составлять от 2000–3000 человек. И это большая проблема в том случае, если за неделю было всего несколько сотен переходов.

Один из вариантов сократить размер выборки – понизить уровень доверия в настройках онлайн-калькулятора до приемлемых величин (не ниже 80%). А если репрезентативная выборка определяется калькулятором Mindbox, то можно уменьшить еще и показатель мощности. В этом случае данные будут менее достоверными, но все еще не утратят своей статистической значимости.

Например, в Mindbox задаем уровень доверия 99% и мощность 98%. В результате размер выборки для одной тестируемой группы составляет 5 030 человек:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Понижаем уровень достоверности до 85%, а мощность до 80%. Остальные данные оставляем без изменений.

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

В результате требуемый размер выборки уменьшился почти в 5 раз. Это очень ощутимое сокращения с учетом низкого трафика по рекламе.

Узкая тематика

Основная проблема узкой тематики заключается в том, что всего несколькими десятками ключевых фраз можно описать все запросы, по которым пользователи ищут услугу. Отсюда и низкий трафик.

Решить проблему можно так:

  • понизить уровень доверия при расчете выборки. Как это работает, мы описали выше;
  • не запускать тест на конверсию в заказы. Для рекламы в узкой тематике эта метрика не подходит. При небольшом количестве переходов и уровень конверсии в заказы будет очень низкий. При этом для получения статистически значимых результатов надо показать рекламу большему количеству пользователей, чем при выборе показателя Click Rate.

Например, при средней конверсии по истории 3% размер выборки составит 18 273 человека:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Оставляем тот же уровень достоверности и мощности. В показателях выбираем Click Rate. Устанавливаем средний по истории показатель и ожидаемый абсолютный прирост:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Получаем, что выборка для одной тестируемой группы составляет 2213 человек. Это все равно очень много для узкой тематики. Поэтому понижаем достоверность и мощность:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Таким образом, изменение тестируемой метрики и уменьшение показателей достоверности позволило нам сократить размер выборки с 18 273 до 1200 человек.

Рекламироваться в узкой тематике сложно, но есть способы, позволяющие увеличить трафик по объявлениям. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Реклама в узкой тематике: 9 советов по повышению эффективности».

Низкий бюджет

В условиях ограниченного бюджета у рекламодателя нет возможности тестировать каждый заголовок, креатив или текст объявления.

Вот советы, которые помогут сэкономить бюджет:

1. Сравнивайте разные объявления. На поступательное тестирование сначала заголовков, потом текстов объявлений, креативов и других элементов потребуется время и немалые бюджеты. Поэтому в условиях ограниченных средств лучше кардинально менять заголовки, тесты, креативы и сравнивать радикально разные варианты объявлений;

2. Используйте системы автоматизации. Если стоит цель сэкономить, то можно создать тестовые объявления самостоятельно, а не платить деньги специалистам. Это позволит высвободить дополнительный ресурс на тестирование большей выборки. Быстро составить объявления можно с помощью систем автоматизации.

Например, для составления объявлений по ключевым словам можно воспользоваться инструментом медиапланирования Click.ru. Он собирает семантику исходя из контента вашего сайта, слов конкурентов или данных счетчиков статистики. А потом на основании отобранных слов составляет объявления:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Вам остается только отредактировать их и запустить тестовые кампании.

Еще один вариант – использовать генератор объявлений из YML. Этот инструмент подходит интернет-магазинам, которые используют выгрузку товаров/услуг в XML.

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Подробнее о том, как работать с генератором объявлений из YML, читайте в статье «Как быстро составить 1000 объявлений контекстной рекламы из YML-файла».

Высокий бюджет

При высоком бюджете открываются дополнительные возможности: можно тестировать отдельно разные элементы объявления, запускать больше тестов, настраивать не две, а три и более тестовых групп – в этом случае размер выборки увеличивается.

Вот какой размер выборки может быть при двух тестовых группах:

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

А вот размер выборки при тестировании трех групп (при этом остальные настройки остаются неизменными же):

Репрезентативная выборка в контексте: определяем эффективность кампании на этапе тестирования

Но при высоком бюджете важно помнить об эффективности мероприятий. Нельзя допускать того, чтобы затраты превосходили ожидаемый эффект от тестирования. Дополнительные средства можно перенаправить на SEO или другие каналы привлечения клиентов.

Советы по расчету выборки

Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно рассчитать репрезентативную выборку и получить показательное тестирование.

  • Наберитесь терпения. Для получения результатов может потребоваться несколько тысяч посещений или 2 недели. Лучше тестировать более крупные изменения, чтобы не ждать небольших улучшений.
  • Будьте последовательны. Определите, кто ваша целевая аудитория, кому показывать рекламу, чтобы достигнуть поставленных целей. Неверный таргетинг израсходует ваш тестовый бюджет и результаты по тестовым группам будут не показательны.
  • Помните о правилах подсчета выборки. При расчетах устанавливайте высокий уровень достоверности данных. Помните, что уменьшение этого показателя приводит к снижению значимости результатов.

Помогаете клиентам запускать контекстную и таргетированную рекламу? Тогда для вас актуален вопрос эффективного управления кампаниями. Подключите аккаунты ваших клиентов к Click.ru и получайте вознаграждение по партнерской программе до 18%.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Реферат ошибки аргументации
  • Рено меган ошибка p0638
  • Репозиторий не подписан как исправить
  • Реферат на тему речевые ошибки
  • Репликация sql server ошибка при установке