Ригидность мышления как изменить

Упрямство, зацикленность и педантичность — типичные признаки психологической ригидности. Как ее распознать и можно ли от нее избавиться — разбираемся с экспертами

Упрямство, зацикленность и педантичность — типичные признаки психологической ригидности. Как ее распознать и можно ли от нее избавиться — разбираемся с экспертами

Что такое ригидность в психологии

Психологическая ригидность — это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения. У термина есть несколько проявлений:

  • В быту людей с таким типом мышления называют упрямыми — они не привыкли пересматривать принятые когда-то решения и плохо адаптируются к переменам в жизни.
  • В клинической психологии ригидность может быть как индивидуальной характеристикой, так и изменением личности при психических расстройствах — деменции и алкоголизме.
  • Согласно же словарю Американской психологической ассоциации ригидность проявляется еще и у пациентов после черепно-мозговых травм — они склонны выполнять задачу одним способом, несмотря на более эффективные и доступные альтернативы.

Мария Данина, психолог, основательница проекта «Психодемия»:

«Формы ригидности встречаются у людей в разных комбинациях. Важно также, что это не просто свойство человека, которое либо проявляется, либо нет, — у каждого из нас есть определенная степень ригидности, без нее невозможна устойчивость личности. Но выраженность этого качества у всех разная. Крайняя ригидность встречается нечасто: большинство людей находятся где-то посередине между ней и крайней гибкостью, которая граничит с импульсивностью».

Есть несколько видов ригидности:

  • Когнитивная ригидность — это неспособность изменить представления об окружающей среде, когда эта среда меняется. Люди с такой чертой могут быть склонны к авторитаризму, особенно в стрессовых ситуациях. Это может стать причиной конфликтов в отношениях, неспособности договориться или проявить эмпатию по отношению к окружающим. Например, человек с когнитивной ригидностью может настаивать на своем, даже когда получает однозначное доказательство своей неправоты.
  • Мотивационная ригидность — это, согласно «Большому психологическому словарю», негибкость внутренней системы стимулов, невозможность отказаться от привычных способов удовлетворения потребности, когда условия жизни меняются. Например, мужчина с мотивационной ригидностью привык перед работой заходить в булочную возле дома и съедать круассан с кофе. Этот утренний ритуал вдохновляет его просыпаться вовремя и идти в офис. Мужчина переехал в другой город и обнаружил, что булочной рядом с домом нет. Из-за этого он начал сильно опаздывать, а иногда и вовсе пропускать работу — хотя и должность, и зарплата стали выше.
  • Аффективная ригидность — это склонность подолгу «застревать» в определенном эмоциональном состоянии, чаще всего в негативном. Человек с такой склонностью длительно испытывает последствия стресса и с трудом переключается, неадекватно реагирует на новые обстоятельства, даже если они приятные. Например, человек долго не может забыть, как ему нагрубили в метро, анализирует свое поведение и придумывает, как правильно нужно было ответить обидчику.

Как развивается ригидность

По данным исследования американских ученых, есть две ключевых группы факторов, из-за которых развивается психологическая ригидность:

  1. Невротизм, избегание и непринятие эмоций, нарушения целенаправленного поведения, трудности с контролем импульсов и с эмоциональным контролем во время проживания негативных эмоций.
  2. Отсутствие эмоциональной осознанности и ясности в ощущениях, когда человек испытывает негативные эмоции.

Однако единой причины появления психологической ригидности нет.

Мария Данина:

«На гибкость и адаптивность мышления влияют:

  • Наследственность.
  • Особенности среды — например, сильный стресс и эмоциональные травмы.
  • Стиль воспитания. Ригидность развивается, когда родители чрезмерно контролируют и стыдят ребенка, предъявляют к нему завышенные требования.
  • Старение. Пожилые люди часто становятся консервативными во вкусах и привычках. Некоторые исследования показывают, что мужчины более ригидны, чем женщины».

Как ригидность влияет на людей

Влияние ригидности отражает эффект Лачинса. В ходе эксперимента в 1942 году психолог доказал, что опыт негативно действует на поиск новых решений. Первой группе студентов предложили получить 100 кварт воды (примерно 95 л), используя банки разных объемов. Задание решалось в несколько этапов, сложным способом с переливанием из одной банки в другую. Затем Абрахам Лачинс дал похожую задачу, которая выполнялась в два простых действия, но 81% учеников сделали ее прежним сложным способом. Вторая группа студентов, которым сразу предложили эту простую задачу, решила ее самым очевидным путем.

Эксперимент показывает, что ригидность мышления должна была облегчить проблему: студенты выполняли новую задачу уже знакомым способом. Но на деле психологическое качество «блокировало» более эффективный и очевидный способ.

Главный недостаток ригидности в том, что она препятствует изменению образа мышления и адаптации к новым обстоятельствам. Согласно исследованию Кембриджского университета, уровень психологической ригидности влияет на способность находить компромисс: люди с такой чертой склонны мыслить радикально, в том числе в политике. Американские ученые предполагают, что ригидность негативно сказывается на частоте ремиссий при тревожном расстройстве.

Если у человека есть психические отклонения, ригидность может их усугублять. Например, пациенты с расстройством пищевого поведения (РПП) часто соблюдают определенный режим питания из-за мысленной установки «после шести нельзя есть, иначе я потолстею». Такие ограничения могут привести к нервным срывам: пищеварительная система работает постоянно и требует пищу не только до шести часов вечера.

Мария Данина:

«Общаясь с ригидными людьми, важно понимать природу их затруднений. Им действительно может быть трудно действовать иначе, а новизна вызывает сильную тревогу. Успокаивающее и нормализующее общение, которое поддерживает их самооценку, поможет наладить контакт. Важно закладывать время на адаптацию к изменениям, действовать постепенно, не требовать немедленной реакции, проявлять терпение».

Как понять, что у вас есть ригидность мышления, и избавиться от нее

В норме ригидность — это не заболевание, а черта личности. В клинической психологии и психиатрии она может быть симптомом расстройства. Для лечения таких случаев пациентов тестируют и направляют к специалисту.

Вера Толмачева, клинический психолог, аспирантка Сеченовского университета, сотрудница Психиатрической клинической больницы № 1 им Н. А. Алексеева:

«Ребенок испытывает неуверенность при необходимости что-либо решать, ему трудно рассматривать альтернативные способы решения проблемы. Я часто сталкиваюсь с ригидностью мышления у пациентов, которые в детстве испытывали агрессию со стороны родителей. В работе я использую техники когнитивно-поведенческой терапии, чтобы пациенты научились видеть альтернативные точки зрения на проблему. А в когнитивно-поведенческой терапии используют сократический диалог для критического исследования значений и последствия со всех сторон ригидных мыслей».

Сократический диалог — метод в психотерапии, при котором психолог задает клиенту вопросы:

  • на которые клиент может ответить на основании своих знаний;
  • которые привлекают внимание клиента к информации, ранее находившейся не в фокусе его внимания;
  • которые направляют от частного к общему, чтобы в итоге клиент смог либо переоценить свое прошлое заключение, либо сконструировать новую идею.

Ригидность отрицательно влияет на интеллект, усиливается при обсессивно-компульсивном и шизоидном расстройствах и делает личность более авторитарной, особенно в стрессовых ситуациях. При этом даже «бытовая» психологическая ригидность может негативно сказываться на развитии: она ограничивает свободу мышления и действий.

Вера Толмачева:

«Наличие бытовой ригидности можно проверить по нескольким пунктам, например, если вы:

  • всегда четко соблюдаете установленные правила;
  • не хотите или не можете признавать собственные ошибки;
  • чрезмерно упрямы;
  • педантичны;
  • настороженно относитесь ко всему новому, не изменяете привычкам;
  • неохотно идете на риск;
  • часто зацикливаетесь на мыслях;
  • не приемлете даже незначительных отклонений от плана».

Психологическую ригидность в пределах нормы можно корректировать. Вот несколько способов:

  • Пытайтесь рассматривать трудные ситуации свежим взглядом и оценивать их с других позиций. Придумывайте несколько стратегий для решения одной проблемы.
  • Научитесь концентрироваться на мысли, что все происходит здесь и сейчас. Размышление в текущем временном отрезке помогает уйти от стереотипного мышления и осознать, что жизненный опыт и теоретические установки не всегда помогают.
  • Изучайте противоположные мнения — читайте книги и смотрите фильмы, с идеями которых не согласны, вслушивайтесь в аргументы человека, с которым спорите.
  • Меняйте привычки — отмечайте праздники в больших компаниях вместо узкого семейного круга, ходите новыми маршрутами, пробуйте новые хобби.
  • Постарайтесь отказаться от постоянного контроля и зацикленности — откладывайте несрочные дела, отвлекайтесь от работы для разговора с коллегами, научитесь проигрывать и идти на компромисс.

Принципиальный, упрямый, медленный, плохо приспосабливающийся, негибкий, конфликтный. Обычно именно так характеризуют людей с ригидным мышлением.

Можно сказать, что ригидность — это особенность человека, которая не позволяет ему успешно, без дополнительных усилий и потерь адаптироваться к изменениям, происходящим в его жизни.

У людей с расстройствами аутистического спектра жесткость и негибкость мышления часто становятся пожизненными спутниками, являя собой одну из неотъемлемых граней аутизма.

Многие родители детей в спектре сталкиваются с проблемами «переключения», когда необходимость изменить один из пунктов в намеченном плане вызывает жесткое сопротивление и бурные негативные реакции.

Зачастую, люди с рас теряются, когда надо мыслить в категориях полутонов и им сложно ориентироваться в ситуациях, которые не однозначно правильные или неправильные, хорошие или плохие. Ригидность мышления накладывает свою жесткую лапу и на сферу интересов человека с аутизмом. Мы можем наблюдать это, когда аутичные дети зацикливаются на ограниченном количестве тем и не могут направлять свое внимание на что-то другое.

Я думаю каждый из нас может привести ни один пример из жизни своего ребенка с аутизмом, когда ригидность мышления становилась для него проблемой.

Гиорги неплохо справляется с изменениями в распорядке дня, но при одном условии, что мы успеваем заранее обсудить их и простроить дальнейший маршрут. Но жизнь, к сожалению, непредсказуема и мы иногда сталкиваемся с ситуациями, которые невозможно предугадать. В такие моменты, моему сыну очень сложно совладать со своим беспокойством и, обычно, именно они становятся причиной редких, в последнее время, мелтдаунов.

К сожалению, такой тип мышления загоняет людей в спектре в порочный круг, когда из-за ригидности у них нарастает тревога, а чем выше тревожность, тем сильнее проявляется ригидность, которая часто выступает как механизм защиты или совладания.

Для людей с рас крайне важно, чтоб мир вокруг них был предсказуемым и соответствовал их ожиданиям. Но мы понимаем, что это не всегда возможно.

Поэтому, в копилку наших родительских задач попадает еще одна: создавая наиболее благоприятные условия развития для ребенка, уделять внимание обучению гибкости мышления.

Вот некоторые советы специалистов, которые могут нам помочь.

  1. Обучайте детей концепции «похожие, но разные» и «разные, но похожие».

Дети в спектре с удовольствием следуют единожды заведенной рутине, а изменения в ней могут вызывать срыв. Поэтому важно научить ребенка гибкости и показать как получать удовольствие от выполнения одного и того же дела разными способами. Например, игра в мяч может протекать по разным сценариям, мяч может быть разных размеров и из разных материалов, его можно бросать, катать, попадать им в цель, подбрасывать и т.д. Еду можно по разному готовить и есть ее из разной посуды. Можно ходить в детский сад или магазин разными дорогами. Обязательное условие для всех этих манипуляций — заранее обговорить с ребенком, что его ждет,  это снизит его беспокойство.

  1. Покажите ребенку, что одно и то же задание можно сделать несколькими способами. 

Дети с негибким мышлением часто видят только один «правильный способ». В течение дня, когда вы делаете что-то вместе, демонстрируйте и обсуждайте разные варианты решения простых бытовых задач. Вы можете показать плюсы и минусы каждого способа, но не давать четкой рекомендации, какой из способов лучше. Скорее всего ребенку с рас будет сложно сразу принять такие правила игры, используйте подкрепления и разумный компромисс, чтоб процесс не вызывал у него сопротивления.

  1. Обучите его концепции «достаточно хорошо».

Дети в спектре могут быть жесткими перфекционистами и любая неидеальная попытка выводит их из себя. Сосредотачиваясь на разных способах решения задач, покажите ребенку какой результат может быть «достаточно хорошим» . Научите его получать удовольствие от процесса, а не только от результата деятельности.

  1. Научите ребенка оценивать интенсивность своих эмоциональных реакций или сложность проблемы. 

Можно использовать шкалу или карточки с изображениями. Поработайте с ребенком, чтобы оценить повседневные ситуации, которые его расстраивают. Позвольте ему оценить степень беспокойства в отношении тех из них, которые он воспринимает как проблемные. Затем обсудите и покажите, как он может справиться с ней. 

  1. Научите ребенка справляться с неудачами.

Можно заучить вместе с ним фразу «Я в порядке. Я могу это переделать». В ситуациях проявления ригидности, попросите его сделать три глубоких вдоха и выдоха (пусть это будет точкой перезапуска реакции) и покажите ему альтернативный вариант решения задачи. Используйте социальные истории, чтоб облегчить ребенку понимание и снизить его сопротивление. Подкрепляйте все случаи, когда он смог преодолеть свою ригидность.

  1. Моделируйте ситуации, в которых вы могли бы тренировать вместе с ребенком гибкость.

Начинайте с самых простых задач и постепенно усложняйте сами задачи и их частоту. Используйте подсказки и положительные подкрепления, чтоб он чувствовал свою успешность и сохранял мотивацию быть гибким.

  1. Составьте список событий от наименее до наиболее тревожных для ребенка. 

Продумайте альтернативные варианты действий для каждой ситуации. Сделайте карточки на каждую ситуацию, в которой будут перечислены три вещи: (1) событие, (2) умение справляться со своими эмоциями и (3) альтернативный вариант решения проблемы. Помогите ребенку справиться с каждой ситуацией из списка при помощи карточки. Начинайте с наименее тревожащих. Используйте положительное подкрепление. Переходите к обучению следующей ситуации, только когда ребенок будет способен справиться самостоятельно в 8 из 10 случаев с предыдущей задачей.

Успехов вам в работе и гибкости).

Современный человек каждый день сталкивается с трудностями на работе и в личной жизни, социальными проблемами. Каждая проблема требует быстрого и индивидуального решения. А для этого необходимо обладать гибким мышлением, уметь мыслить нестандартно. От этого навыка зависит успех во всех сферах жизни. Существуют специальные упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы развитие гибкости ума было эффективным.⁠

Когнитивная гибкость — что это?

Гибкостью мышления в психологии называют способность человека менять привычные паттерны для достижения поставленных целей, умение приспосабливаться к новым обстоятельствам. Люди с хорошей гибкостью психики могут быстро переключаться при смене темы разговора, менять способы мышления и тактику поведения в зависимости от ситуации.

Гибкость ума — это умение вовремя отказаться от привычных стратегий, если в данной ситуации они не работают.

Гибкий ум — ключевой аспект в управленческой деятельности. Этот навык влияет на скорость принятия решений, твердость характера, способность к многозадачности. 

Понятие интеллектуальная гибкость включает в себя 2 основных навыка. Возможности решать несколько задач одновременно. И способности менять поведение и планы при смене внешних обстоятельств.

Обратите внимание! У гибкости и несколько недостатков. Это излишняя импульсивность, недостаток упорства, проблемы с выполнением необходимых, но рутинных действий.

Почему нужно развивать гибкость мышления

Пользу гибкого мышления сложно переоценить. У этого навыка много преимуществ:

  • помогает быстрее обучаться, легче адаптироваться в непривычных условиях;

  • улучшаются все виды памяти;

  • повышается стрессоустойчивость;

  • помогает развить творческие способности, улучшить коммуникативные навыки;

  • позволяет ставить четкие и реальные цели, находить пути для их достижения.

Важно! Регулярное развитие гибкости мышления — хороший способ профилактики старческого слабоумия, болезни Альцгеймера и многих других нарушений в работе головного мозга.

Почему ригидное мышление — это плохо?

Когнитивная ригидность — это отсутствие гибкости, которая позволяет справляться с изменениями условий и требований. Человек настойчиво применяет действия, которые доказали свою эффективность в прошлом, в каждом новом случае, даже если это нецелесообразно.

Причины ригидности мышления:

  • нарушение концентрации внимания;

  • инсульт, черепно-мозговые травмы в анамнезе;

  • обсессивно-компульсивные расстройства, другие психоневрологические отклонения;

  • сильный стресс, психологическая травма;

  • чрезмерный родительский контроль, завышенные требования родителей к ребенку;

  • консервативными часто становятся люди преклонного возраста;

  • согласно исследованиям, негибкость мышления чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

Человеку с ригидным мышлением сложно найти альтернативные подходы к решению привычных задач, подстраиваться под изменения. Адаптация к изменениям для таких людей — сложный и длительный процесс. Такое нарушение часто приводит к развитию поведенческих отклонений — человек застревает в неверных эмоциях, негативных мыслей, применяет бесполезные, а иногда и разрушительные стратегии. 

Монахова Альбина Петровна

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог

Развитие гибкости мышления начинается в младенчестве, полностью формируется примерно к 20 годам. Но этот процесс может продолжаться и всю жизнь, если человек постоянно изучает что-то новое. Если вы застряли в своем развитии, не знаете, куда двигаться дальше, обратитесь к нашим психологам. Опытные специалисты помогут вам пересмотреть приоритеты, выявить причины застоя развития мышления. Консультации проходят в режиме онлайн, обратиться к нам можно в любое удобное время, мы работаем круглосуточно.

Online консультация

Как развить когнитивную гибкость — 7 лучших упражнений и методик

Улучшить гибкость мышления можно, это хорошая новость. Но заниматься нужно каждый день, результат будет заметен не так быстро, как хотелось бы. И эта новость не очень хорошая. Но если вы решительно настроены измениться, у вас все получится. Специальные упражнения для развития гибкости мышления можно найти в книгах или в интернете. 

Упражнения будут полезны и для педагогов, поскольку гибкость мышления формируется примерно до 20 лет.

Упражнения для развития гибкости мышления:

  1. Тест Струпа. Это карточки, на которых названия цветов написаны краской другого цвета. Задача — называть фактический цвет, которым написано название цвета. Если слово «зеленый» написано черными буквами, то называем черный. Значение имеет количество правильных ответов и скорость выполнения задания.

  2. Алфавит. Для выполнения упражнения необходимо расчертить ватман, количество клеток — 30. Русский алфавит без букв «ё», «ъ», «ь». В верхней части ячейки написать букву алфавита, в нижней проставить буквы «О», «П», «Л». Где П обозначает правую руку, Л — левую, О — обе. Читаем верхнюю букву, одновременно поднимаем нужную руку. 

  3. Найди пару. Это самое популярное упражнение для развития наблюдательности и памяти. Задача, среди перевернутых карточек найти пару для каждого изображения. 

  4. Фотографическая память. Посмотрите на любую картинку, на которой много различных деталей, 30 секунд. Закройте картинку. Постарайтесь в подробностях вспомнить и описать как можно больше деталей.

  5. Нестандартное мышление. Отойдите от привычных шаблонов, разрисуйте солнце зеленым цветом, траву синим. К каждому изображению придумайте минимум 2 объяснения или теории, почему оно выглядит именно так.

  6. Выполняйте привычное действие непривычным способом. Ешьте левой рукой, если вы правша, ходите на работу разными дорогами. Это необходимо для развития нейропластичности, образования новых нейронных связей.

  7. Каждый день придумывайте минимум 3 различных варианта решения новой задачи. Моделируйте различные, даже самые невероятные ситуации. Вариация — при просмотре нового фильма нажмите на паузу, придумайте, чем может закончиться данная сцена.

Совет! Выполнять упражнения на развитие гибкости мышления у детей можно начинать с 5-7 лет. И пусть поначалу ребенок будет путаться и делать все медленно. Но обычно через 2-3 недели регулярных тренировок он уже начинает значительно опережать взрослых.

Как развить гибкость мозга для эффективного достижения целей

Ригидность мышления мешает увидеть новые возможности, что негативно сказывается на процессе движения к цели, продвижении по карьерной лестнице.

Осваиваем основные навыки гибкости ума:

1. Значение имеет процесс, а не результат. На конечный результат влияет множество факторов, многие из них контролировать невозможно. Но вам под силу контролировать непосредственно процесс. Сосредоточьтесь на разработке подходов и методов, своем отношении к поставленной задаче. Результат — это обратная связь, его нужно проанализировать, оценить эффективность решения, внести коррективы при необходимости.

2. Не зацикливайтесь на подготовительном этапе. Многим хорошим идеям не суждено было воплотиться только из-за того, что человек стал заложником подготовительного этапа. Эта проблема часто возникает у перфекционистов. В ожидании идеального момента, человек бездействует, упускает нужный момент. Составьте общую концепцию, напишите предварительную стратегию и начинайте действовать. Вносите коррективы после получения первых результатов.

3. Не стремитесь делать больше, делайте необходимое. Не пытайтесь объять необъятное. Выделите несколько основных дел, которые нужны, чтобы приблизиться к намеченной цели. Концентрация на важном повышает эффективность работы мозга, можно погрузиться вглубь проблемы, увидеть ситуацию с разных сторон, найти различные варианты решения. 

4. Находитесь в ресурсном состоянии. Работа через силу всегда кажется монотонной, неинтересной. При высоком уровне энергии можно сделать много дел за небольшой промежуток времени.

5. Точно определяйте, чего хотите добиться на каждом этапе. Это поможет сделать необходимые шаги в правильном направлении.

6. Все время осваивайте новые навыки, читайте минимум по 30 страниц в день. Изучение нового, постоянное развитие интеллекта требуется для формирования интеллектуальной гибкости.

7. Систематизируйте свои достижения, чтобы не считать успех случайностью, удачным стечением обстоятельств.

8. Прокачивайте сильные стороны. Не тратьте много сил и времени для исправления недостатков, если они не блокируют личное и профессиональное развитие, достижение целей. Вы все равно не сможете стать идеальным для всех. 

9. Фиксируйте время на выполнение каждой задачи. Но составляйте расписание гибко, чтобы можно было переставлять временные отрезки в зависимости от изменения ситуации.

10. Не пытайтесь решить все задачи сразу. Многозадачность — полезный навык, но пользоваться им нужно с умом. Хватаясь за все и сразу, вы тратите много сил и времени. А потом случайно выясняется, что некоторые задачи уже не актуальны, в каких-то произошли изменения и нужно все переделывать. 

Обратите внимание! Когнитивная гибкость помогает работать эффективно, без истощения и переутомления, правильно расставлять приоритеты, все успевать. Этот навык необходим, чтобы уметь правильно распределять время.

Частые вопросы

Как быстро понять, гибкое у меня мышление или нет?

+

Если вы любите сюрпризы, не боитесь перемен, всегда готовы к неожиданностям, не паникуете, если что-то идет не по плану, у вас гибкое мышление, вы легко адаптируетесь. Если у вас на все есть четкий план или инструкция, вы не можете смириться, если что-то или кто-то мешает планам осуществиться, над когнитивной гибкостью вас нужно поработать.

Почему работодатели на собеседовании уделяют повышенное внимание гибкости мышления у претендентов?

+

Адаптивность и гибкость психики входят в десятку самых востребованных навыков у сотрудников. Такие работники умеют быстро переключаться и выполнять несколько дел одновременно, сохраняют спокойствие в любой ситуации. Они умеют планировать, но всегда имеют в запасе альтернативные варианты, способны предвидеть и позитивно среагировать на смену обстоятельств. Могут даже новые задачи решать в сжатые сроки, способны по-другому расставлять приоритеты в условиях изменения.

Какие проблемы возникают при отсутствии психологической гибкости?

+

Люди, у которых нет гибкости мышления, имеют низкую адаптивность, им сложно приспособиться к постоянно меняющейся среде. Они на разные события реагируют одинаково, применяют хорошо знакомые паттерны. Но такая тактика в 90% случаев оказывается провальной.

Заключение эксперта

Когнитивное мышление — это качество, которое помогает человеку стать успешным. Люди с гибким мышлением не только эффективно разбирают завалы на работе, быстро продвигаются по карьерной лестница. У них нет сложностей в общении, они с легкостью решают бытовые вопросы. К сожалению, у многих людей мышление отличается ригидностью. Но ежедневные занятия помогут улучшить ситуацию. Если не знаете с чего начать, какие упражнения нужно выполнять, проконсультируйтесь с психологом.

Эффект Лачинса, или Барьер прошлого опыта

В повседневной жизни мы вынуждены постоянно находить выходы из проблемных ситуаций. Мы настолько привыкли к этому, что зачастую подходим к решению задач автоматически.

Нам кажется, что если мы когда-то сумели решить задачу определенным образом, особенно если мы делали это много раз, то выбранный нами способ работает, и даже не задумываемся о том, насколько он эффективен и существуют ли другие способы, которые позволяют достичь желаемого результата гораздо более простым путем.

Такая предвзятость является бессознательной, и даже в том случае, если мы не противимся рассмотрению альтернативных вариантов, наш мозг попросту не дает нам этого сделать. Данный феномен был исследован многими учеными, однако сегодня мы хотим остановиться на рассмотрении результатов экспериментов Абрахама Лачинса.

Из этой статьи вы узнаете, что такое когнитивная ригидность и эффект Лачинса, суть данных понятий и как минимизировать их влияние.

А если вы хотите разобраться во всех тончайших нюансах человеческого мышления, изучить особенности когнитивных и познавательных процессов, вникнуть в смысл логических парадоксов и когнитивных искажений, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Когнитивистика», которая позволит вам не только получить теоретические навыки, но и освоить техники мышления, позволяющие быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы к трудным задачам.

Когнитивная ригидность и ментальные модели

Еще в 17 веке английский философ Фрэнсис Бэкон заметил, что человек склонен игнорировать те данные, которые способны заставить его усомниться в своем мнении: когда мы принимаем какое-то решение, все то, что говорит в его пользу, привлекает наше внимание, однако та информация, которая ему противоречит, игнорируется нами [Ф. Бэкон, 1620].

Это явление неоднократно замечали многие исследователи социальных и психологических наук: изначально они исходили из гипотезы о том, что проблема кроется в самих доказательствах, и изучали, почему человек, пришедший к определенной точке зрения, теряет способность воспринимать информацию, ей противоречащую, и не верит даже самым очевидным и неоспоримым фактам, говорящим об обратном.  Однако дальнейшее изучение данного феномена привело к пониманию того, что в его основе лежат гораздо более фундаментальные механизмы мышления.

В результате изучения познавательных способностей человека был обнаружен феномен когнитивной ригидности или негибкости мышления, заключающийся в том, что при обработке новой информации человеческий мозг не готов изменять концептуальную картину окружающего мира. Именно когнитивная ригидность мешает нам создавать и использовать новые, наиболее эффективные стратегии поведения.

Когнитивная ригидность, таким образом, представляет собой фиксацию мышления на привычных стратегиях, используемых в прошлом, и неспособность реагировать на новую ситуацию новым способом [W. Scott, 1962].

Особую роль в изучении когнитивной ригидности сыграл немецкий психолог Карл Дункер, который изучал способность человека использовать известные предметы новым способом. Результаты его экспериментов показали, что для человеческого мозга это является крайне затруднительным процессом, поскольку в нем уже образовалась связь между определенным предметом и его функцией. Этот тип когнитивный ригидности Дункер назвал функциональной фиксированностью [К. Дункер, 1965].

Когнитивная ригидность мышления приводит к созданию ментальных моделей, которые представляют собой идеи и стратегии, формирующиеся в мышлении в результате предыдущего опыта и определяющие ход дальнейших мыслей и действий.

Данный термин был введен в обращение шотландским психологом Кеннетом Крейком, который выдвинул гипотезу, что человеческий мозг создает мини-модели окружающей действительности, чтобы прогнозировать события будущего [K. Craik, 1943].

Формирование и сохранение ментальных моделей в мышлении происходят с помощью ряда когнитивных инструментов, к которым относятся:

  • Обобщение – любой единичный случай из жизненного опыта воспринимается, как типичное явление.
  • Искажение – в результате переживания любого опыта одни его элементы наш мозг преувеличивает, а другие преуменьшает.
  • Конструирование – если при анализе какой-либо ситуации происходит неясность, для ее устранения наш мозг заставляет нас находить наиболее правдоподобные объяснения, выдавая их за реальность.
  • Вычеркивание – анализируя поступающую извне информацию, мы воспринимаем лишь ту, которая соотносится с нашим текущим мнением, настроением и состоянием [Д. О’Коннор, И. Макдермотт, 2013].

Как мы видим, все вышеупомянутые инструменты приводят к искажению восприятия человеком реальности, однако они формируются в мышлении, чтобы мы могли объяснять причины и следствия, составляя общую картину мира и придавая смысл нашему жизненному опыту в целом. Такое стремление нашего мозга упростить процесс обработки информации является вполне естественным, поскольку это экономит умственную энергию, необходимую для решения действительно сложных проблем. Более того, для выживания любому живому организму необходимо адаптироваться к окружающей действительности посредством выработки быстрой, можно сказать, автоматической реакции на знакомые ситуации.

Однако если в мире животных такая особенность мышления имеет смысл, поскольку вариантов развития событий там не столь много, то для человека она является крайне неэффективной, т.к. во многом ограничивает его возможности к объективному суждению, обучению и развитию, творческому мышлению, а также нахождению оптимальных путей решения задач. В частности, когнитивная ригидность и ментальные модели приводят к возникновению иррациональных установок, от которых довольно сложно избавиться и которые могут привести к ряду серьезных психологических проблем.

Именно по этой причине многие ученые занимались изучением когнитивной ригидности и моделей мышления, однако особую роль в их исследовании сыграл ученик и помощник Макса Вертхаймера, создателя гештальтпсихологии, Абрахам Лачинс, который провел серию экспериментов, в результате которых и выявил эффект, названный в его честь.

Рассмотрим более подробно, какие эксперименты выявили эффект Лачинса, как проявляется этот эффект, от чего зависит степень его выраженности и к каким негативным последствиям он приводит.

Эксперименты Лачинса или сложное решение простых задач

Классический эксперимент Абрахама Лачинса, проведенный им в 1942 году, заключался в том, что его участникам было необходимо решить следующую задачу: отмерить строго определенное количество воды с помощью трех сосудов различной емкости (на бумаге или практическим способом). Первые пять задач имели только один – сложный способ решения, последующие задачи имели два решения – такое же сложное и более простое и очевидное.

В результате проведенного эксперимента было выявлено, что большинство участников эксперимента используют для решения последующих задач то же самое решение, что использовалось ими при решении первой серии задач, не обращая внимания на то, что присутствует куда более простой способ.

После этого Лачинс провел еще одну серию экспериментов, в ходе которых после первых задач со сложным решением испытуемым необходимо было решить задачу абсолютно новым способом. Участникам эксперимента потребовалось значительно большее количество времени на поиск ее решения, а некоторые из них пришли к выводу, что она и вовсе неразрешима.

Экспериментальным путем также было выявлено, что данный феномен становится куда более ярко выраженным в том случае, если на испытуемых влияет ряд стрессовых факторов, например, жестко установленный лимит времени или повышенная тревожность. Также на его интенсивность влияет возраст (проявление эффекта увеличивается с возрастом) и пол (женщины более подвержены его влиянию), однако никак не коррелирует с уровнем IQ [A. Luchins, 1942].

В результате проведенных экспериментов Лачинс выявил феномен, который получил название «эффект Лачинса». Как проявляется данный эффект? При решении задач вырабатывается некий стереотип мышления, свойственный определенному их классу, в результате чего при необходимости впоследствии решить более простую задачу человек использует не очевидную стратегию ее решения, а ту, что была использована им при решении предыдущий серии аналогичных задач, несмотря на то, что она является более сложной, а иногда и вовсе неэффективной. Данный эффект впоследствии был неоднократно подтвержден и в последующих экспериментах, результаты которых отражены в работе «Жесткость поведения: вариативный подход к эффекту Einstellung» [A. Luchins, E. Luchins, 1959].

Простыми словами, эффект Лачинса проявляется в том, что человек склонен использовать знакомый ему способ решения однотипных задач вместо нахождения наиболее эффективного даже в том случае, если сделать это проще простого. Именно поэтому данный эффект зачастую называют барьером прошлого опыта.

Именно склонность человеческого мозга выработать универсальный метод решения проблем независимо от его эффективности в том или ином случае отражает эффект Лачинса. Примеры его проявления можно заметить повсеместно, особенно если проанализировать количество статей с названием «10 хорошо проверенных способов что-либо сделать»: мы предпочитаем использовать то, что неоднократно подтверждено на практике, игнорируя инновационные подходы.

Таким образом, мы зацикливаемся на одном способе решения и используем его повсеместно вместо того, чтобы искать оптимальное решение в каждой конкретной ситуации – в этом и заключается суть эффекта Лачинса. Что это значит для нас и нашей жизни?

Чем больше мы цепляемся за привычный способ решения задач, тем больше игнорируем другие варианты, что приводит к тому, что когда этот способ применить нельзя, нам кажется, что задача вовсе не имеет никакого решения. Так наш жизненный опыт становится не только полезным инструментом, но и когнитивной ловушкой, которая как способствует снижению нашей эффективности, так и негативно сказывается на наших творческих способностях и креативности.

Чтобы выбраться из этой ловушки и научиться мыслить в полной мере этого слова, следуйте следующим советам:

  • Всегда помните о барьере прошлого опыта. Единожды осознать действие эффекта Лачинса, как и любую когнитивную ловушку, к сожалению, недостаточно: чтобы минимизировать его, необходимо постоянно напоминать себе о его присутствии в своей жизни. Каждый раз, когда вы приходите к какому-то решению, задавайте себе вопрос, является ли оно самым эффективным из всех возможных.
  • Не принимайте мгновенных решений. Если вам необходимо принять какое-то важное решение, дайте себе время на его обдумывание. Вероятно, вы замечали, что гениальные идеи приходят обычно не сразу, а через какое-то время, причем зачастую не требуют никаких особых усилий и возникают будто бы сами по себе. Прервав паттерн мышления таким образом, вы увидите абсолютно новые возможности. В том случае, если решение необходимо найти в сжатые сроки, обязательно рассмотрите альтернативы тому решению, которое первым приходит вам на ум, взвешивая все плюсы и минусы объективно, а не интуитивно.
  • Освободите свое мышление. Представьте, что вы не имеете абсолютно никакого опыта и вам необходимо принять решение, опираясь только на условия, которыми вы обладаете. Чтобы использовать данный метод наиболее эффективно, обязательно практикуйте медитацию.
  • Обращайте внимание на детали ситуации, а не на общую картину. Так вы сможете выявить расхождения между проблемами и понять, что в каждом конкретном случае есть свое оптимальное решение.
  • Придумайте абсолютно нелепый метод решения проблемы. Переключение своего внимания с предыдущего опыта к генерированию абсолютно незнакомой ситуации позволит вам избавиться от навязчивого мышления и увидеть проблему с совершенно другого ракурса, в результате чего вы сможете объективно оценивать происходящее.

А еще одним действенным способом избавиться от когнитивных искажений является наша онлайн-программа «Когнитивистика», где вы освоите конкретные модели и алгоритмы мышления, с помощью которых научитесь широко мыслить и делать объективные и обоснованные выводы, обходя стороной любые ловушки мышления.

Желаем вам удачи и искренне верим, что вы сможете научиться находить оптимальное решение любой, даже самой сложной задачи!

И напоследок небольшой тест для закрепления материала статьи:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ро301 код ошибки
  • Ро300 ошибка ваз 2115
  • Ро300 ошибка ваз 2110
  • Ро201 код ошибки
  • Ро172 ошибка приора