Рно работа над ошибками

Памятка для учащихся начальной школы.

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ.

Памятка для  ученика начальной  школы.

  1. Большая  буква  в  начале  предложения.

Выпиши предложение правильно.  Придумай  и  напиши  ещё одно предложение. Подчеркни  заглавную букву.

Например: Выпал пушистый снег.  Дети  рады.

  1. Пропуск  буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Например:  звонок,  ученик.

  1. Слог.

Раздели слово  на  слоги. Обозначь  гласные.

Например: уиель – 3 слога.

Запомни! Сколько  в  слове  гласных, столько  и  слогов.

  1. Перенос  слова.

Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.

Например:   оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

  1. Мягкий  знак Ь, обозначающий  мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед  ним. Запиши  ещё  2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные  после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания  ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши  слово  правильно. Подчеркни  сочетание. Запиши  ещё  2 слова с этой  орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

  1. Ударение.

Выпиши  слово. Поставь в нём  правильно знак ударения.

Например: алфавит, звонить, щавель.

Передай ритм слова  с помощью  стука.

  1. Безударная  гласная  в  корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).

Выпиши  слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне  подчеркни  безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное  слово  и  запиши  рядом.

Например:  сады – сад

                       волна – волны

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши  слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь  ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных  слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Проверяемые  парные  звонкие и глухие  согласные.

Запиши  слово, в котором допущена  ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

  1.  Большая  буква в  имени  собственном.

Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.

  1. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши  слово  правильно, запиши  2  слова  с  этой  орфограммой. Подчеркни мягкий  знак Ь  и  гласную  букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий  знак  Ь пишется  после  согласных  перед  гласными  буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

  1. Двойные согласные  в  слове.

Выпиши  слово  правильно. Раздели  слово  для  переноса. Запиши ещё 2 однокоренных  слова. Подчеркни  двойную  согласную.

Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки  препинания  в  конце предложения (.  !  …  ?)

Выпиши Предложения  правильно. Придумай  своё  или  найди  в  учебнике  предложение  с  таким  же  знаком  и  запиши. Подчеркни  знак.

Например: Сколько тебе лет?  Слава  нашей  Родине ! 

  1. Разбор  предложения.

Выпиши  предложение.  Подчеркни  грамматическую основу  предложения. Обозначь  части  речи. Выпиши словосочетания  с вопросами.

Например:  Седые  туманы   плывут  к  облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

                      туманы (какие?) седые,  плывут (куда?  к чему?) к облакам.

Запомни!  Слова в предложении  связаны   парами  по смыслу. Связь  слов  устанавливается при  помощи  вопросов  от  слова  к  слову.

  1. Правописание предлога со  словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между  предлогом  и словом вставь ещё  одно  слово.

Например: к берегу;  к (какому?) берегу, к крутому  берегу.

Запомни! Предлог – отдельное  слово. Он  пишется  отдельно  от других слов. Между  предлогом  и  следующим  словом  можно  вставить ещё  одно  слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

  1. Состав  слова.

Выпиши слово, разбери  его  по составу.

Например:  заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка, звёздный.

                     Честь —  честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

                      отнёс, отбежал, отлетел.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Разделительный  твёрдый  знак Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.

                      Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.  Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не  пришёл, не  выучил, не  знал.

  1. Однородные  члены  предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [          ,       ].

Сильный  ветер  сорвал  листья с деревьев и разметал  их  по дороге. [              и        ].

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),

                      на полянке (на земле, 1 скл.),

                      у речки ( у земли , 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему  — м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например: у  нас, ко  мне, с  тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед  -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Проверяя тетради по русскому языку, учителя ставят на полях такие знаки, как «палочка» (I) и «галочка (V). Учитель знает, что обозначают эти знаки. Знак (I) — это орфографическая ошибка (не верно написано слово), знак (V) — пропущены знаки препинания или поставлены лишние. Учитель, опираясь на эти условные обозначения, вернее на их количество, выставляет ученику оценку. Получается, что эти знаки для учителя?! Очень часто для ребёнка они ничего не значат!!!

Примерно 10 лет назад, в интернете, я случайно наткнулась на статью, в которой рассказывалось о том, как же научить младшего школьника выполнять работу над ошибками по русскому языку. Я не помню автора этой статьи, но очень благодарна ему. Хочу поделиться этой методикой с Вами.

Перед началом учебного года, опираясь на программное содержание, я составляю памятку «Работа над ошибками по русскому языку». С такой памяткой дети начинают работать со второго полугодия 1 класса. Вот так может выглядеть памятка для учащихся 1 класса.

№ п/п

Название орфограммы

Работа над ошибкой

Образец

1.

Заглавная буква в начале предложения.

Выпиши предложение, в котором допущена ошибка. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.

Летом я жил в деревне.

2.

Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Таня, Москва, Енисей, Жучка.

3.

Замена и пропуск букв.

Правильно прочти слово. Раздели слово на слоги, запиши его, подчеркни гласные буквы.

Кош — ка, голо — ва.

4.

Обозначение мягкости согласных.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши 2-3 своих примера на это правило.

Мельница, лень, коньки.

5.

Разделительный мягкий знак.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка. Выдели орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Вьюга, воробьи, деревья.

6.

Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Мыши, шишка, камыши.

Чайка, час, чайник.

7.

Сочетания чк, чн, щн.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2-3 своих примера на это правило.

Тучка, мощный, дачник.

8.

Словарные слова.

Напиши слово правильно 3 раза, поставь ударение, подчеркни «опасные» места. Придумай с этим словом словосочетание или предложение.

Капу’ста, капу’ста, капу’ста.

В этом году был хороший урожай капу’сты.

9.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, я, о, е, и).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Вода’ — воды.

10.

Парные согласные в середине и в конце слова.

Выпиши слово, подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Парные согласные самые опасные,

Мы их тоже проверяем,

Рядом гласный подставляем.

Снег — снега,

грядка — грядочка

В этой памятке прописаны все орфограммы, которые изучаются в 1 классе. С каждым классом памятка будет увеличиваться.

Вот уже 10 лет я проверяю тетради по русскому языку, используя данную памятку. Вот так выглядит тетрадь ученика после проверки.

Каждая орфограмма в памятке имеет свой порядковый номер, но ученику не надо его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм, с целью исправления ошибок, используется следующим образом. Учитель зачёркивает ошибку, сверху пишет правильную букву, а на поля (напротив этой ошибки) выносит эту букву с номером орфограммы в памятке. От письменной работы ребёнка учитель пропуска две строчки и ставит печатные буквы «РНО», что обозначает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.

Вот так выглядит работа над ошибками, выполненная ученицей.

Получая тетрадь с подобными пометками на полях, ученик получает побуждение к действию. Для него пометки на полях — это не просто «немые», ничего не значащие галочки и палочки, а подробная, пошаговая инструкция для исправления своей ошибки. Используя данную памятку ребёнок вспомнит орфограмму, правило написания, способ проверки, графическое обозначение орфограммы.

В 1 классе я только начинаю учить детей работать с такой памяткой, поэтому здесь необходима помощь родителей. На родительском собрании я подробно знакомлю родителей с методикой работы.

Конечно же, не сразу у всех всё получается. Но здесь необходимо терпение учителя, настойчивость, конечно же, система работы и помощь родителей. И тогда обязательно всё получится!

Данный приём работы над ошибками способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников, формирует у них умение осознанно применять изученные правила, развивает орфографическую зоркость, формирует умение работать с инструкцией, развивает такие личностные качества как терпение, сила воли.

За 4 года обучения в начальной школе, дети привыкают к подобному виду работы и использую памятку дальше в старших классах.

Памятка
для учащихся начальной школы.

Работа
над ошибками по русскому языку
.

Правило

Что
делать?

1

Большая
буква в начале предложения.

Точка,
вопросительный и восклицательный
знаки в конце предложения.

Выпиши
предложение. Поставь в конце предложения
нужный знак. Подчеркни его.

(Наступила
золотая осень.
)

2

Слоги.
Запомни!
Сколько в слове гласных, столько и
слогов.

Напиши
слово, раздели на слоги. Поставь
ударение, подчеркни гласные.

Уиель/ниа.

3

Перенос
слова. Запомни!
При переносе нельзя одну букву
переносить на новую строку и нельзя
оставлять на строке.

Напиши
слово и покажи все способы переноса.

Бе-рё-за,
берё-за. Груп-па.

4

Мягкий
знак- показатель мягкости согласных.

Напиши
слово. Подчеркни согласную вместе с
«ь», допиши ещё два слово на данное
правило.

День,
коньки,
учить.

5

Жи-,
ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-.

Напиши
слово правильно, допиши ещё два слова
на это правило. Выдели и подчеркни
орфограмму.

Машина,
малыши,
шина.

6

Правописание
непроверяемых безударных гласных в
корне слова. (Словарные слова.)

Напиши
слово правильно 3 раза. Поставь ударение,
раздели на слоги, выдели «опасные»
места.

Уе/ник,
у/че/ник,
у/че/ник.

7

Правописание
парных звонких и глухих согласных в
корне слова.

Напиши
слово правильно. Подбери проверочное
слово, выдели корень, подчеркни.

Гриб-грибы,
глазки-глаза.

8

Большая
буква в именах собственных.

Напиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на
данное правило. Выдели и подчеркни
орфограмму.

Таня,
Саша,
Андрей.

Москва,
Ярославль,
Новгород.

9

Удвоенная
согласная.

Напиши
слово правильно, выдели удвоенную
согласную, запиши ещё 3 слова на данное
правило.

Класс,
русский,
искусство.

Тонна,
длинный,
лунный.

10

Правописание
проверяемой безударной гласной в
корне слова.

Выпиши
слово, напиши проверочное. Поставь
знак ударения, выдели корень и безударную
гласную в корне.

Гроза
– грозы.

11

Разделительный
мягкий знак. Запомни!

Разделительный
«ь» знак пишется после согласной,
перед гласными е, ё, и, ю, я.

Выпиши
слово правильно. Подчеркни разделительный
«ь» знак, допиши ещё 2 слова на данное
правило.

Листья,
сучья,
вьюга.

12

Правописание
предлогов. Запомни!
Предлог пишется отдельно от слова.

Напиши
слово с предлогом. Поставь между словом
и предлогом вопрос или слово.

В
лес. В (густой) лес.

Из
леса. Из (чего?) леса.

13

Ошибка
на пропуск и замену букв, искажение
слов.

Напиши
слово правильно 3 раза. Подчеркни
букву, в которой ошибся. Раздели слово
на слоги, поставь ударение.

Конь/ки,
конь/ки,
конь/ки.

14

Ошибки
в составлении и разборе предложения.

Составь
и запиши предложение правильно. Если
необходимо сделай разбор.


сущ.
гл. прил. сущ.

В
гнезде
сидел
маленький
орленок.

15

Правописание
непроизносимых согласных в корне
слова.

Напиши
слово правильно. Подбери родственные
слова, чтобы непроизносимый звук
слышался четко. Выдели корень и
орфограмму.

Звёздный
– звезда,
звездочка.

16

Разбор
слов по составу.

Выпиши
слово. Разбери его по составу. Запиши
ещё 2 слова к данной схеме.

Поездка,
….., … .

17

«Не»
с глаголом.
Запомни
!
Частица «НЕ» с глаголом пишется
отдельно.

Выпиши
глагол с «не». Запиши ещё 2 слова на
данное правило. Выдели частицу.

Не
был, не
выучил, не
знал.

18

Разделительный
«Ь». Запомни!
Разделительный «Ь» пишется после
приставок, которые оканчиваются на
согласную перед гласными е,
ё, я
.

Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на
данное правило. Выдели приставку и
оформи орфограмму.

Подъехал,
объявление,
съел.

19

Правописание
«ь» в конце существительных после
шипящих.

Напиши
слово правильно, определи род. Напиши
ещё 2 слова на данное правило.

Ночь
(м.р.),…, …. .

Мяч
(м.р.), …, …. .

20

Правописание
безударных, падежных окончаний имён
существительных.

Выпиши
словосочетание. Поставь вопрос. По
начальной форме определи склонение
и падеж. Выдели окончание.

Шёл
(по чему?) по площади
(3 скл., Д.п.)

21

Правописание
безударных, падежных окончаний имён
прилагательных.

Выпиши
имя прилагательное вместе с именем
существительным, к которому оно
относится. Поставь вопрос. Обрати
внимание на окончание вопроса и
прилагательного. Выдели окончание,
определи род, число, падеж.

Озером
(каким?)
глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)

22

Правописание
безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши
глагол, поставь в неопределенную
форму. Определи спряжение, выдели
окончание.

Пишет
(писать)
– 1спр., (-е,-ут,-ют)

23

Правописание
окончаний глаголов 2 лица ед.ч..

Напиши
глагол правильно. Выдели окончание.
Запиши ещё 2 слова на данное правило.

Играешь,
сидишь,
пишешь.

24

Правописание
суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Выпиши
слово правильно, поставь в неопределенную
форму. Обрати внимание на букву перед
суффиксом ть.
Оформи
орфограмму.

Слышал
(слышать).

Если
не смог справиться со своей ошибкой
– обратись к учителю!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор: Иванова Любовь Анатольевна

          Работа над ошибками на уроках русского языка.

                                                                                                                                                      Предупредить ошибку – это    

                                                                значит повысить качество

учебного труда, обеспечить

                                                                         ученику успех, поддержать   

                                                                     стимул к учению.

    Свое выступление хочу начать с извечно русского вопроса: «Что делать?».

Что делать, если дети не умеют грамотно писать по–русски? Что делать, если наши дети не любят русский язык именно из-за орфографии – слезы из-за «2», бесконечные красные исправления в тетради не прибавляют любви к «правописанию».

    Всегда ли ребенок доволен своими отметками, полученными за диктант, изложение, сочинение. Думаю, что не всегда.

    Вопросы, вопросы, вопросы… Они мучают уже не одно поколение ученых, учителей, учеников и, конечно родителей.

    Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности обучающихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с первого класса.

    Я уверена, где нет интереса, там нет грамотности. Для выработки орфографического навыка предлагаю следующие виды работ, которые создают условия для мотивации учения. 

·         Волшебный квадрат (5×5).

«Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого вы накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом – второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы».

Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

·        На каждом уроке отвожу 3 минуты для дополнительного жужжащего чтения.

·       Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя четко каждое слово.

·       Письмо с комментарием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

В овраг ведёт узкая тропинка.

·        Повторение изученной орфограммы. Упражнения занимают на уроке не более 5 минут в устной форме. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение одной недели. В это время нельзя допускать чередования нескольких орфограмм, нельзя нарушать ритмичность.

·        Игра «Третий лишний». Вычеркни лишнее слово.

Лес, лестница, лесник, лесничий.

Смешной, смешать, смешить.

·        Игра «Назови ошибку».

Кукла, дом, море, вышла, ученик.                         Глагол

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.                Прилагательное

·        Найди «опасное место»

(Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лиса, лесник, мягкий, поле, зима.

Сосна, стол, парта, лесная, соленый, звездный и т.д.

·        «Нужный орешек».

Помоги белочкам взять нужные орешки-слова. (Одна белочка собирает слова-орешки с безударными гласными а в корне, другая с о, или с я, с е.)

Слова: дожди, стволы, доброта, скворцы, гора, тропинка, волна, сторожка, полевые, конюшня, стоял, ряды, соленый, мясной, тяжелый, вытянулся, удивительный…

·        Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки.

·        Упражнения «Зоркий глаз».

Упражнения с подчеркиванием орфограмм, с пропущенными буквами, работа с сигнальными карточками, с перфокартами – умение видеть орфограмму в слове.

·        Упражнения «Чуткое ухо».

Орфографический слух – более сложное явление. Это умение находить орфограммы в словах на слух

     б/г                            п/с          непр. согл.           разд. Ь                 разд. Ъ

тяжелый                   соседка      сердце                 шьет                    подъезд

удивительный          березка      солнце                 вьюга                  объявление

столовая                   дубки         ненастье              друзья                 съезд

ладошки                   гибкий       устный                 льет                     объезд

морской                   мягкий       звездный             воробьи               разъяснение

Дети учатся слушать и слышать. Они сами должны обнаружить расхождение между правописанием и произношением.

·        Устное орфографическое проговаривание слов и подбор проверочных слов.

·        Грамматическая игра кроссворд.

·        Отгадывание загадок (пополняет словарный запас, развитие слуховой, зрительной памяти, выработка орфографической зоркости, то есть не только выясняем отгадки, а работаем над орфограммами.)

·        Игра «Лото» (по падежам, спряжениям глаголов и сущ. С различным окончанием.)

·        «Поставь цветок в вазу»

В одной вазе – слова с ь, в другой – без мягкого знака. Объясни правописание.

Слова: помощ. , ландыш. , печ. , душ. , пейзаж. , карандаш. , молодеж. , лож. , брош., силач. , чертеж. , скрипач. , товарищ. , луч. , печ. , доч. , стриж. .

Итак, дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение.

Дети учатся устанавливать сходство и связи между явлениями, смело отстаивают свою точку зрения, вариативность, умеют использовать дополнительные источники информации.

Как учить детей писать диктанты?

а) По основной цели проведения все диктанты делятся на

Обучающие;                                                       Контрольные;

цель: научить детей правописанию;                  цель: проверить уже усвоенные знания.

предупредительные               объяснительные                     комментированные

текст подвергается                 после записи                          объяснение

орфографическому разбору   всего текста                            орфограмм в

до записи его учащимися      объясняются орфограммы     процессе письма(с 1 класса)

б) Диктант – это один из видов самостоятельной работы, при этой работе дети должны усвоить следующие правила:

1)    прослушай предложение;

2)    повтори предложение про себя;

3)    пиши, слушая медленную диктовку учителя, применяя правила;

4)    прочитай глазами только что написанное;

5)    проверь весь текст вслед за чтением учителя.

Важно выработать у ребят привычку контролировать себя на каждом из этих этапов.

Сначала надо научить ученика слушать предложение. Прочитав первое предложение, напомните: «Повтори про себя!». Затем дети пишут под медленную диктовку учителя. Предложение диктуется смысловыми частями, словосочетаниями, с паузами, чтобы каждый ученик успел записать текст без переспросов и волнений. Если ученику не дать времени подумать, он махнет рукой и не станет прислушиваться к себе, не увидит орфографические трудности в слове. После того как предложение записано, нужно его проверить, то есть прочитать по слогам, потом еще раз целиком за чтением учителя.

Когда диктант написан и тетради сданы, даю ученикам возможность спросить, в правописании каких слов они сомневались, что их затрудняло. Постепенно все дети овладевают навыками самоконтроля и справляются с подобной работой сами.

Итак, уважаемые студенты, какие правила можно выделить в написании диктантов? Я считаю, важно выработать у ребят привычку контролировать себя на каждом этапе.

Это общее. Есть и частные моменты предупреждения ошибок в рабочих диктантах.

Тексты проверочных диктантов просматриваю заранее, за долго до предстоящей работы. Особые трудности в тексте выношу на рабочую подготовку.

Предупредить ошибку – это значит повысить качество учебного труда, обеспечить ученику успех, поддержать стимул к учению.

Положительный результат дают такие примеры:

1)    Проведение орфографической пятиминутки. Я каждый урок начинаю с орфографической зарядки. Она занимает 4-5 минут урока.

·        Какую букву надо проверить при письме и почему?

·        Как эту букву проверить?

(Приложение «Упражнения для орфографической зарядки» № 12, 2003, стр. 33)

2)    Письмо по памяти (связного стихотворения, прозы, отрывка из рассказа).

Дети находят каждую орфограмму, проверяют её, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом.

3)    Выбор загадки, пословиц, в которой есть 2-4 слова с орфограммой.

Кто висит вниз головой.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

4)    Работа с текстом, записанным на доске, на карточках с ошибками «Самый внимательный».

Итак, одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Испробовала разные приемы исправления орфографических ошибок:

— ошибочная буква зачеркивается, пишется сверху правильно, в этом случае ребенок только видит ошибку;

— ошибочная орфограмма зачеркивается (подчеркивается) – ребенок сам исправляет.

     – у большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь её зачеркиваю: биреза, сасна, начует.

     – у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием;

     – или, за поля выношу знаки (l – орфографические ошибки, v – знаки препинания).

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить её.

Выполнение домашних заданий дети начинают с работы над ошибками (РНО). Ученик в тетрадь записывает слова, в которых сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом. И так поступает с каждым словом ежедневно (вспоминает орфограмму, подбирает проверочное слово).

Выделить орфограмму – это самый главный шаг в решении орфографической задачи. И делать его ученик обязан научиться сам. Только тогда, когда ученик сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, ответит на вопрос, написание каких букв надо проверить, в какой части слова они находятся, он сможет самостоятельно написать грамотно, то есть без ошибок. 

Как предупреждаю ошибки в творческих работах детей. 

Большинство учащихся пишут изложение хорошо. Но дети допускают характерные просчеты:

·        Пропуски и замены букв;

·        Неумелое построение предложения;

·        Ошибки в словах, написание которых предупреждалось.

Дети, увлекшись содержанием рассказа, был недостаточно внимательны к орфограммам текста, к правописанию трудных слов, несмотря на то, что эти слова записывались учителем на доске.

Для того чтобы ученики относились более внимательно к правописанию трудных слов, делаю так. Перед изложением спрашиваю:

– Какие трудные для написания слова напишем на доске?

На первых порах дети предлагают выписать и слова на знакомые им правила. При этом обращаю внимание детей на то, что эти слова они могут написать верно, применив правило.

Вскоре дети начинают понимать, что от них требуется, и определяют правильно все слова, трудные для написания. Затем для самоконтроля они прочитают свое изложение и подчеркивают слова, которые написаны на доске. Это делается сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно.

Принимая на проверку тетради, сразу вижу, как написаны трудные слова (слова для справок). Все ученики привыкают быть внимательными и правильно пишут трудные слова в своих работах.

При выполнении самостоятельных творческих работ (изложений, сочинений) дети часто используют сложные предложения, не зная, что они так называются, но интуитивно чувствуя, где надо поставить запятую.

Поэтому уже в 3 классе включаю в работу схему:

Помни о знаках препинания!

Прямая речь:

    :    «               » .

 «              » , –      .

      , и                                   

   , что

При выполнении творческих работ каждый раз напоминаю о знаках препинания перед союзами а, но, что, чем. Постепенно у ребят складывается практический навык расставки запятых в предложениях.

    Итак, я считаю, что очень важно, чтобы уроки, на которых дети пишут творческие работы, были самыми радостными. Чтобы пробудить в обучающихся жажду творчества, требуется кропотливая работа учителя на каждом этапе, начиная с первого момента подготовки и заканчивая самостоятельной работой.

Памятка по работе над ошибками.

 Орфографические задачи действительно сложны и трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную, фронтальную работу над ошибками – единственно надежный путь. Предлагаю  вашему вниманию памятку РНО (работа над ошибками).

Уважаемые студенты, как вы думаете, какие типичные ошибки допускают обучающиеся начальных классов?

    Итак, работа с памяткой мне помогает выполнить несколько задач сразу:

·        Раскрытие значения любых изученных слов;

·        Обнаружение и распознавание орфограмм в слове;

·        Приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

У обучающихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.

 Рефлексия.

Как повысить грамотность обучающихся?

Какие виды работы наиболее эффективны, по-вашему?

Почему не исправлять, а предупреждать?

  Подводя итог, по всему сказанному, ошибки надо предупреждать, а не работать над ними. Предупредить ошибку – это значит повысить качество учебного труда, обеспечить ученику успех, поддержать стимул к учению.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ричтрак атлет ошибка е111
  • Ричтрак jungheinrich коды ошибок
  • Рифма к слову ошибки для стиха
  • Риторическое сравнение речевые ошибки
  • Риторическая ошибка это