Ряд лицеев перешли на пятидневную рабочую неделю где ошибка

Size: 181.3 Kb.; К синтаксическим ошибкам относятся ошибки в структуре словосочетания и предложения
Симакова Елена Святославовна

Из книги «Синтаксис. Готовимся к ЕГЭ»

Синтаксические нормы русского литературного языка

К синтаксическим ошибкам относятся ошибки в структуре словосочетания и предложения.

I. Грамматические ошибки в структуре словосочетания.

а) Нарушение норм согласования: вкусная повидла; Описал виды спорта, нравящегося мне.

б) Нарушение норм управления, то есть постановка зависимого слова в иной падеж (смеётся с меня, заведующая кафедры, скучал по вам), неправильное использование предлогов при образовании падежной формы зависимого слова (оплачивать за проезд).

II. Грамматические ошибки в структуре предложения.

1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Те, кто опоздали, ждали в коридоре; Для меня становится очевидным взаимосвязь темы и основной мысли текста).

2) Нарушения способа выражения сказуемого (^ знакомая).

3) Ошибки в построении предложения с однородными членами:

а) использование общего дополнения при однородных сказуемых тогда, когда они требуют разных падежей зависимого слова (^ );

б) использование в качестве однородных неравнозначных элементов: оборота и придаточного предложения (Это была книга, написанная братом и (которую я так любил) – причастный оборот и придаточное определительное);

в) включение в ряд однородных членов родового и родовых понятий: ^ ;

г) пропуск предлога при однородных членах: Этих птиц можно встретить везде: в лесах, полях, горах, озерах;

д) использование в качестве однородных слов, отвечающих на разные вопросы: ^ ;

е) включение в предложение обобщающего слова и однородных членов, стоящих в разных падежах: В соревнованиях принимали участие спортсмены разных стран: Аргентина, Китай, Сербия;

ж) ошибки, связанные с неверным употреблением двойного союза, соединяющего однородные члены: ^

4) Ошибки в построении предложений с причастным оборотом:

а) разрыв причастного оборота определяемым словом: Летящие облака под нами;

б) нарушение согласования причастия с определяемым словом: ^

в) замена страдательного причастия действительным: Это был прочитавшийся так легко роман.

5) Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом (^ ).

6) Ошибки в построении сложного предложения, например неверное присоединение придаточной части: ^ то, что это негуманно; Впечатления автора вылились на бумаге, которые он получил в детстве);

7) Ошибки в передаче чужой речи, смешение прямой и косвенной речи (^

8) Нарушение порядка слов в предложении (Равнодушным только оставался кот Васька).
Рассмотрим подробнее нормы употребления деепричастных оборотов, так как умение строить предложение с обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, проверяется в задании А4. Деепричастным оборотом в предложение выражается добавочное действие, который должен выполнять (или выполнял ранее) тот деятель, который выполнял, выполняет или будет выполнять основное действие, выраженное сказуемым: Приостановившись на пару секунд, машина рванула вперед. В этом предложении деятель – машина. Она выполняет два действия: приостанавливается (добавочное), рвет (основное).
Нормы употребления деепричастного оборота

Можно использовать ДО Нельзя использовать ДО
1. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются одним и тем же деятелем – подлежащим: Оттолкнув соседа, Рытин прошёл в зал. 1. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются разными деятелями: ^
2. Предложение является определённо-личным. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются одним и тем же деятелем – подразумеваемым подлежащим, которое можно выразить одним из местоимений я, мы, ты, вы: Читая новый рассказ автора, обратите внимание на описания места событий. 2. Предложение, в котором сказуемое выражено страдательной конструкцией: ^
3. Предложение безличное со значением долженствования, в составе сказуемого есть инфинитив. Нет косвенного наименования деятеля – с помощью имени существительного в косвенном падеже: Проверяя написанное, следует быть внимательным. 3. Предложение безличное, в составе сказуемого нет инфинитива. Есть косвенное наименование деятеля – с помощью имени существительного в косвенном падеже: Собравшись вместе, нам было хорошо вспоминать школьные годы.

О чем надо помнить, выполняя задание А4

В этом задании требуется найти верное продолжение предложения с деепричастным оборотом:

А 4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выполнив упражнения для пресса,

  1. мне показалось, что пора получить новые инструкции у тренера.
  2. мне понадобились новые инструкции.
  3. тренер дал мне следующие инструкции.
  4. получите следующие инструкции у тренера.

Порядок выполнения такой:

1) все внимательно прочитайте;

2) выберите те варианты, в которых есть подлежащие (в данном случае варианты 2 и 3);

3) проверьте, выполняет ли то действие, которое выражено деепричастием (выполнив – кто-то что-то выполнил!), один из субъектов, выраженных данными подлежащими; если да, то искомый вариант найден (в данном случае такого варианта нет, так как ни одно из подлежащих – инструкции и тренер – упражнения для пресса не выполняли);

4) найдите среди оставшихся предложение, в которое можно вставить подлежащее (например, определённо-личное, неопределенно-личное, неполное), вставьте подлежащее и проверьте, может ли оно выполнять добавочное действие, выраженное деепричастием (в нашем случае так и есть: в 4 варианте это подразумеваемое подлежащее ВЫ: вы выполнили упражнения и вы должны получить инструкцию у тренера – искомый вариант найден!)

5) если остались безличные предложения, в которые нельзя вставить подлежащее, то среди них надо выбрать такое, которое имеет смысл долженствования, инфинитив в составе сказуемого и не имеет косвенного указания на деятеля, например выраженного существительным или местоимением в Д.п. или Р.п. (например, в нашем случае это мог бы быть не предложенный в задании вариант «следует получить инструкции у тренера»).
Задания

9.1. Выявите и исправьте грамматические ошибки (нарушения синтаксических норм)
В. Солоухин пишет, что: «Пушкин народен в самом глубоком и всеобъемлющем значении этого слова». Творчество Пушкина имеет большое значение в жизни нашего народа. В противовес бездарных графоманов Пушкин был «выразителем народной души». Он беспокоился за народ, и народ любит и гордится им. Солоухин дал свой отзыв на творчество Пушкина, то что «он и сейчас способствует единению народа, самосознанию народа, всему тому, без чего народ не может существовать как народ». Эти слова являются свидетельством на то, что Пушкин – певец русскому народу.

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.2. Выявите и исправьте грамматические ошибки (нарушения синтаксических норм)
Прочитав текст В. Солоухина, мне захотелось сказать то, что автор понимает и восхищается тем, что произведения Пушкина, написанные в прозе и которые мы все знаем ещё со школы, такие короткие. Упомянутые произведения в тексте Солоухина не больше ста страниц. Солоухин уверен, что другие писатели написали бы гораздо более объёмные произведения и которые не каждый смог прочитать. Он пишет, что: «У среднего современного писателя и «Дубровский», и «Капитанская дочка» превратились бы в пухлые тяжелые «кирпичи» по пятьсот – шестьсот страниц каждая книга».

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.3. Выявите и исправьте грамматические ошибки (нарушения синтаксических норм)
Древний мудрец говорил, что: «Память потомков – величайшее богатство». Не знать своей истории – значит не знать себя. Историю невозможно знать без литературы, без великих произведений: роман-эпопея «Война и мир», «Слово о полку Игореве» и другие. Наша литература потеряла много из наследия предков, потому что в свет не вышли произведения авторов, попавших в лагеря в годы репрессий и которые не пропустила цензура.

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.4. Выявите и исправьте грамматические ошибки (нарушения синтаксических норм)
Я частично согласен с Вересаевым. Трудно возражать автору про то, что полная отдача литературы приводит писателя к творческому краху. Но часто бывают такие ситуации в жизни, что иного выхода нет, как только зарабатывать себе на жизнь писательством и когда нет других возможностей. Работая над книгой, у писателя есть цель, которая заключается не только в том, чтобы донести к читателю свои мысли, а и заработать гонорар. Но тогда писательство превращается не в творчество, а в ремесло, и многие такие произведения получаются посредственными

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.5. Выявите и исправьте грамматические ошибки.

1) Это был человек, уставший от жизни и который потерял в войну всё, но всё же нашёл в себе силы приютить чужого ребёнка.____________________

__________________________________________________________________

^

__________________________________________________________________

3) Все, кто прочитали воспоминания Анастасии Цветаевой, не остались равнодушными. ____________________________________________________

4) Оставшись в одиночестве в комнате, похожей на гроб, ему пришла в голову мысль доказать, что он «вошь или человек». _____________________

__________________________________________________________________

5) В «Стрекозе и Муравье» И. Крылова высмеивается беспечность.

__________________________________________________________________
9.6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Современная молодёжь для получения высшего образования выбирают гуманитарные факультеты.
  2. Те, кто посетил авиасалон «МАКС», не остались равнодушными.
  3. Роман молодого писателя посвящён комсомольцам 70-х, отдавшим молодость всесоюзной стройке – БАМу.
  4. Мы забронировали места в гостинице «Светлая» и начали разрабатывать экскурсионный маршрут.

____________
9.7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Анонс о бенефисе артиста вызвал ажиотаж в сообществе театральных критиков.
  2. Большинство делегатов знают и понимают о повышении транспортного налога.
  3. Не только общество защиты животных борется за спасение популяции амурских тигров, но и краевая администрация предпринимает решительные меры против браконьерства в тайге.
  4. По мнению Льва Толстого, «чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его».

____________
9.8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Все, кто читал новый роман Дины Рубинной, оценили оригинальность замысла автора.
  2. Вопреки ожиданиям кинокритиков картина имела большой успех в среде молодёжи.
  3. Дума начала баллотировать внесенное предложение партии.
  4. Те, кто сдали учебники, подписали обходные листы.

____________
9.9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Команда факультета международных отношений удостоена Диплома I степени.
  2. По окончании курсов выдаётся сертификат государственного образца.
  3. Большинство подготовленных статей к публикации набрано шрифтом Times New Roman.
  4. Согласно трудовому кодексу каждый имеет право на отпуск.

____________
9.10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Современные супермаркеты имеют не только торговые площади, а и зоны отдыха.
  2. Аннотации опубликованных статей вызвали интерес редактора.
  3. Взаимодействие трёх кафедр ограничивается научной сферой.
  4. Восхищение от прочитанной книги учитель передал детям.

____________
9.11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Проверяя написанное сочинение, следует сконцентрировать внимание на композиции текста.
  2. Сотрудник выжидал удобного случая, чтобы просить начальника о повышении оклада.
  3. Аудитория, особенно выступавшие с докладами, одобрили проект резолюции конференции.
  4. Присутствующие на собрании голосовали каждую кандидатуру в отдельности.

____________
9.12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Договор на поставку новых книг наши партнёры подписали еще в конце прошлого года.
  2. Читая рассказы Бернхарда Шлинка, мне представлялись улицы Берлина.
  3. Достигнуть успеха спортсмен может только посредством преодоления своих слабостей.
  4. Заведующий отделом редких книг областной библиотеки выступил с докладом на пленарном заседании конференции.

____________
9.13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Заслуживают доверия статистические данные, приведённые в статье.
  2. Узнав о некоторых изменениях срока выпуска книги, автор заявил свои права.
  3. Молодой журналист начал интервьюировать художника ровно час назад.
  4. Попав на вечеринку в стиле ретро, обстановка 60-х захватила меня.

____________
9.14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Доплыв до причала в Одессе, баржу разгрузили работники порта.
  2. Везде: на тротуарах, крышах, заборах, скамейках – лежала легкая изморозь.
  3. Участники форума выступили перед молодёжью столицы, собравшейся на одной из центральных площадей города.
  4. Говорить о гармонии и не упомянуть о милосердии более чем предосудительно.

____________
9.15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. В конспекте отражены все микротемы статьи.
  2. Узнав о предстоящей проверке, мне пришлось перепроверить отчётную документацию.
  3. Исполненный достоинством, стоял чемпион на пьедестале.
  4. Исследования о развитии общества публикуются в сборниках материалов научных конференций.

____________
9.16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Исполненный энергии, он приступил к выполнению поручений.
  2. Регулярно принимая витамины, укрепляется иммунная система.
  3. Вопреки прогнозам, шквальный ветер не нарушил систему энергоснабжения посёлка.
  4. Эти варианты поведения не одобряются обществом, предпочитающим принцип равной безопасности.

____________
9.17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Лето было дождливым, вопреки прогноза синоптиков.
  2. Комментарий к тексту помещен в конце пособия.
  3. Контроль деятельности общественной организации осуществляет совет ветеранов.
  4. Мама надела на малыша пальто и повязала шарф.

____________
9.18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Нам поручили наломать прутьев и сложить их возле костра.
  2. Провал операции обусловлен тем, что в плане недоучтена сложность ситуации.
  3. Хотелось бы подтвердить выводы на данных, полученных экспериментальным путём.
  4. Несколько фрамуг в спортзале то открывалось, то с шумом захлопывалось.

____________
9.19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  1. Ряд лицеев перешли на пятидневную рабочую неделю
  2. Незадолго до отпуска мы детально изучили предложения туристических фирм.
  3. Главное, на чем следует сосредоточиться при разработке плана проекта, – это возможные риски.
  4. Мы не находим правильного объяснения этому поступку.

____________
9.20. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Учитель начал объяснять о способах связи слов в словосочетании.
  2. Оплата труда приглашенных специалистов составляет 30 % фонда заработной платы.
  3. Добро и зло описано в русских народных сказках
  4. Разыскав адрес одноклассника, мне пришлось долго добираться в его район на трамвае

____________
9.21. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Через несколько лет он покинул должность заведующего кафедры.
  2. Его жизнь в комнате, похожей на гроб, полна лишениями.
  3. Выступавший верно подметил о влиянии компьютерных игр на психику ребёнка.
  4. Мама попросила Андрея отсыпать сахара из пакета.

____________
9.22. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Я подготовил доклад на прочитанную книгу.
  2. Студенты интересуются и наблюдают за динамикой курса доллара.
  3. На картине Рерих видны вершины гор, освещенные солнцем и которые покрыты снеговыми шапками.
  4. Я, честно говоря, подивился на весьма странные отношения сестер в этой семье.

____________
9.23. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Айсидора Дункан встретила в лице Есенина человека, пишущего лирические стихи и который понимал язык природы.
  2. На Алтае и Саянах, на Кавказе и Крыму наши альпинисты имеют тренировочные базы.
  3. Потребность самореализации заставляла его брать ответственность за исполнение самых сложных поручений.
  4. В баснях нашли отражение все представления о негативных человеческих качествах: жадность и глупость, гордыня и леность.

____________
9.24. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. По приезду на форум «Селигер» мы разместились в палатках.
  2. На торжественном собрании выступили не только члены администрации, но и приглашённые гости – представители общественных организаций.
  3. Неизбежная смена лидера и отсутствие чёткой программы может привести партию к поражению на выборах.
  4. Все, кто приехали в лагерь, сделали прививки от туляремии.

____________
9.25. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Общая тональность встречи, особенно общение в кулуарах, напоминали беседу старых друзей.
  2. Множество статей Ш. Амонашвили, написанное им в 80-е годы, посвящено проблемам начального обучения.
  3. Ряд лиц, виденный на опознании свидетелем, только сбил его с толку.
  4. Преисполненный решимости, он стал инициатором этого разговора.

____________
9.26. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Лора не любила тратить время впустую и раздражалась пустыми разговорами.
  2. В «Войне и мире» Л. Толстого описывается светская жизнь.
  3. В тексте приведены данные, то что уровень подростковой преступности снизился.
  4. Мы с огромным уважением относимся и любим Ивана Борисовича, нашего главного инженера.

____________
9.27. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Согласно распоряжений руководства, въезд личных автомобилей на территорию базы запрещён.
  2. Мы так скучаем по вас, дорогие наши дети!
  3. Как пишет Рылеев: «Истинный гражданин – человек, посвятивший всю свою жизнь России».
  4. Не только в «Ионыче», но и в других произведениях А.П. Чехов обличает мещанство.

____________
9.28. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Журнал «Литературное наследие» опубликовало новое исследование о Бунине.
  2. Члены ТСЖ ожидали и надеялись на положительное решение суда.
  3. Мы действовали сообразно с разработанным планом.
  4. Она думала о предстоящем туре и как они будут преодолевать языковой барьер.

____________
9.29. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Учитель был удостоен дипломом первой степени.
  2. Благодаря повышения уровня обслуживания в салоне увеличилось число клиентов.
  3. В списке, предложенном вниманию студентов, указаны темы дипломных работ.
  4. Об этом явлении знают и понимают все, кто взял кредит в банке.

____________
9.30. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Роман «Анна Каренина», написанная еще в позапрошлом века, и сейчас не потерял своих читателей.
  2. Мы узнали, что те, кто свободно говорят по-китайски, поедут на стажировку.
  3. В нашем городе в последние десятилетия были открыты не только новые клубы для детей, а также курсы иностранных языков, студии дизайна и фотографии для взрослых.
  4. Характеристика ученика 7 класса Ивана Сорокина приобщена к его личному делу.

____________
9.31. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы)

  1. Для него характерны исполнительность и пунктуальность.
  2. Максим Горький писал, что: «Надо говорить по-русски, а не по-вятски и не по-балахонски».
  3. Все пассажиры вовремя оплатили за проезд.
  4. В тексте, который я прочитал, В. Солоухин пишет, что «ко всему, что я описал в своих книгах, у меня притупляется интерес в жизни».

____________
9.32. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Перечитывая страницы любимой книги,

  1. у меня возникло чувство восхищения.
  2. я заметил детали, которые раньше упустил.
  3. меня потрясли не замеченные раньше детали.
  4. она произвела на меня еще большее впечатление.

____________
9.33. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Посещая галерею современного искусства,

  1. меня привлекли работы молодых авторов.
  2. обратите внимание на работы художников Санкт-Петербурга.
  3. повышается культурный уровень человека.
  4. стало понятно, что новые тенденции в живописи не остаются незамеченными критиками.

____________
9.34. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прогуливаясь вдоль берега,

  1. волны прибоя ласкали нас.
  2. мне было хорошо.
  3. можно найти камешек с дырочкой.
  4. виднелись вдали стоящие на рейде корабли.

____________
9.35. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Приготовив омлет,

  1. положите в него вместе с яйцами немного муки.
  2. мы сказали маме спасибо за вкусный завтрак.
  3. Васе хотелось хорошо позавтракать.
  4. Лиза позвала нас к столу.

____________
9.36. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Победив в открытом чемпионате области по волейболу,

  1. наша сборная автоматически проходила в полуфинал Всероссийского чемпионата.
  2. губернатор вручил капитану кубок.
  3. была хорошо видна нескрываемая радость болельщиков.
  4. нам обеспечен был выход в полуфинал Всероссийского чемпионата.

____________
9.37. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Приютив бездомного котёнка,

  1. нам следовало позаботиться о его прививках.
  2. он был сразу привит в ветеринарной клинике.
  3. мы незамедлительно позаботились о его прививках.
  4. ему были сделаны все необходимые прививки.

____________
9.38. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Будучи чемпионом России по рукопашному бою,

  1. Василием Иванкиным восхищалась молодёжь.
  2. его портрет поместили на обложку журнала «Спорт и мир».
  3. позиция Иванкина в турнирной таблице была первой.
  4. Василий Иванкин был первым в турнирной таблице.

____________
9.39. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Протирая панели в кабинете,

  1. Маше нравилась чистота.
  2. мне было приятно думать о чистоте.
  3. я думал о чистоте.
  4. чистота мне нравилась.

____________
9.40. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Выполняя тест по русскому языку,

  1. у меня возникло чувство, будто я его уже делал.
  2. я понял, что уже делал его.
  3. меня удивили некоторые задания.
  4. мне показались некоторые задания знакомыми.

____________
9.41. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Просматривая электронную почту,

  1. несколько писем было отправлено в корзину.
  2. моё внимание привлекло рекламное сообщение.
  3. мне пришло 13 новых писем.
  4. я не обращал внимания на рекламные сообщения.

____________
9.42. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Вычерчивая график функции,

  1. кривая оказалась симметричной относительно оси икс.
  2. следует быть аккуратным.
  3. линия оказалась прерывистой.
  4. гипербола пересекала ось игрек.

____________
9.43. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Исследуя общественное мнение о ходе выборов,

  1. было проведено анкетирование.
  2. хорошо видны все закономерности.
  3. группа социологов провела опрос граждан по телефону.
  4. граждане отвечали на вопросы анкеты.

____________
9.44. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Посетив рок-фестиваль «Нашествие»,

  1. рок-музыка стала моим увлечением.
  2. продюсер заинтересовался творчеством молодых исполнителей.
  3. меня увлекла рок-музыка.
  4. мне стало ясно, что многим запомнились группы молодых исполнителей из Казани и Перми.

____________
9.45. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая в телескоп звездное небо,

  1. у меня возникло чувство восхищения.
  2. созвездие Большая Медведица нашлась сразу.
  3. меня одолели мысли о тайнах мироздания.
  4. я задумался о тайнах мироздания.

____________

Синтаксические нормы регулируют построение словосочетаний и предложений. При их нарушении появляются грамматические (синтаксические) ошибки, к которым относят ошибки в структуре словосочетания и предложения.

I. Грамматические ошибки в структуре словосочетания.

1) Нарушение норм согласования: вкусная повидла; Описал виды спорта, нравящегося мне.

2) Нарушение норм управления, то есть постановка зависимого слова в иной падеж (смеётся с меня, заведующая кафедры, скучал по вам), неправильное использование предлогов при образовании падежной формы зависимого слова (оплачивать за проезд).

II. Грамматические ошибки в структуре предложения.

1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Нарушения способа выражения сказуемого

3) Ошибки в построении предложения с однородными членами:

а) использование общего дополнения при однородных сказуемых тогда, когда они требуют разных падежей зависимого слова (Мы любим и увлекаемся футболом);

б) использование в качестве однородных неравнозначных элементов: оборота и придаточного предложения — причастный оборот и придаточное определительное);

в) включение в ряд однородных членов видового и родовых понятий: Мама купила яблоки, груши, апельсины, фрукты,

г) пропуск предлога при однородных членах: Этих птиц можно встретить везде: в лесах, полях, горах, озерах;

д) использование в качестве однородных слов, отвечающих на разные вопросы: Он любит плавать и игру в футбол;

е) включение в предложение обобщающего слова и однородных членов, стоящих в разных падежах: В соревнованиях принимали участие спортсмены разных стран: Аргентина, Китай, Сербия;

ж) ошибки, связанные с неверным употреблением двойного союза, соединяющего однородные члены: Он не только любит читать книги, но и газеты; Он любит читать не только книги, а и газеты.

4) Ошибки в построении предложений с причастным оборотом:

а) разрыв причастного оборота определяемым словом: Летящие облака под нами;

б) нарушение согласования причастия с определяемым словом: В руках у неё была ветка сирени, принесённой братом;

в) замена страдательного причастия действительным: Это был прочитавшийся так легко роман.

5) Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом (Прочитав текст, мне кажется, что…; Войдя в подъезд, ключи у меня упали).

6) Ошибки в построении сложного предложения, например неверное присоединение придаточной части: Он сказал то, что это негуманно; Впечатления автора вылились на бумаге, которые он получил в детстве).

7) Ошибки в передаче чужой речи, смешение прямой и косвенной речи (Пушкин писал, что; «Я помню чудное мгновенье»).

8) Нарушение порядка слов в предложении (Равнодушным только оставался кот Васька).

Рассмотрим подробнее нормы употребления деепричастных оборотов, так как умение строить предложение с обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, проверяется в задании А4. Деепричастным оборотом в предложение выражается добавочное действие, который должен выполнять (или выполнял ранее) тот деятель, который выполнял, выполняет или будет выполнять основное действие, выраженное сказуемым: Приостановившись на пару секунд, машина рванула вперёд. В этом предложении деятель — машина. Она выполняет два действия: приостанавливается (добавочное), рвёт (основное).

Нормы употребления деепричастного оборота

Можно использовать ДО

Нельзя использовать ДО

1. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются одним и тем же деятелем — подлежащим: Оттолкнув соседа, Рытин прошёл в зал.

1. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются разными деятелями: Познакомившись с данными исследования, у меня появились сомнения.

2. Предложение является определённо-личным. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются одним и тем же деятелем — подразумеваемым подлежащим, которое можно выразить одним из местоимений я, мы, ты, вы: Читая новый рассказ автора, обратите внимание на описания места событий.

2. Предложение, в котором сказуемое выражено страдательной конструкцией: Пробежав кросс, каждый участник соревнований будет осмотрен врачом.

3. Предложение безличное со значением долженствования, в составе сказуемого есть инфинитив. Нет косвенного наименования деятеля с помощью имени существительного в косвенном падеже: Проверяя написанное, следует быть внимательным.

3. Предложение безличное, в составе сказуемого нет инфинитива. Есть косвенное наименование деятеля — с помощью имени существительного в косвенном падеже: Собравшись вместе, нам было хорошо вспоминать школьные годы.

Трудные случаи управления

благодаря чему?

конец чему? чего?

бояться чего?

меры к чему?

враг чего? чему?

на благо кому? кого?

говорить что? о чём?

наблюдать что?

друг кому? кого?

за чем?

ждать что? чего?

напомнить что? о чём?

жертвовать что? чем?

некролог кого? кому?

знать что? о чём?

о ком?

играть чем? с чем?

обеспечить кого? чем? кому?

изменник чего?

что?

имя кому? кого?

обидеться на что?

искать что? чего?

обижен чем?

итог чего? чему?

обрадоваться чему?

обрадован чем?

просить что? чего?

обязан кому? чем?

противник чего? чему?

опираться на что?

расправа с кем? над кем?

основываться на чём?

рассердиться на что?

отзыв о чём?

рассержен чем?

рецензия на что?

свидетельство чего? чему?

отличить что?

свидетельствовать о чём?

от чего?

скучать по чему? о ком?

отличиться в чём?

согласиться на что? с чем?

отчёт о чём?

согласно чему?

охотиться на кого?

сообразно чему? с чем?

за кем?

сообщать что? о чём?

памятник кому? чего?

соскучиться по чему?

подтверждение чему?

справедлив к кому?

чего?

считать кого? кем?

полный чего? чем?

тенденция чего? к чему?

попросить кого? о чём?

тосковать по чему?

поражаться чему?

требовать что? чего?

превосходство

уверенность в чём?

над чем?

уделять внимание чему?

представлять

удивлён чем?

собой что?

удивляться чему?

представлять

удовлетворять что? чему?

из себя что?

удостоить чего?

преимущество чего?

указать что? на что?

перед чем?

уполномочить на что?

препятствовать чему?

к чему?

пример чего? чему?

упрекать в чём? за что?

принадлежать кому?

цена чего? чему?

чему?

чуждый чему? чего?

причина чего? чему?

ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Нам поручили наломать прутьев и сложить их возле костра.

2) Провал операции обусловлен тем, что в плане недоучтена сложность ситуации.

3) Хотелось бы подтвердить выводы на данных, полученных экспериментальным путём.

4) Несколько фрамуг в спортзале то открывалось, то с шумом захлопывалось.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Ряд лицеев перешли на пятидневную рабочую неделю.

2) Незадолго до отпуска мы детально изучили предложения туристических фирм.

3) Главное, на чём следует сосредоточиться при разработке плана проекта, — это возможные риски.

4) Мы не находим правильного объяснения этому поступку.

9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прогуливаясь вдоль берега,

1) волны прибоя ласкали нас.

2) мне было хорошо.

3) можно найти камешек с дырочкой.

4) виднелись вдали стоящие на рейде корабли.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Приготовив омлет,

1) положите в него вместе с яйцами немного муки.

2) мы сказали маме спасибо за вкусный завтрак.

3) Васе хотелось хорошо позавтракать.

4) Лиза позвала нас к столу.

Заболевание, вызываемое головнёй, долгое время было загадочной для учёных, которые считали их то нарушением обмена веществ у растений, то поражением насекомыми, то происками инфузорий.

Моя квартирная хозяйка Пилар, которая в свои 50 лет по части темперамента и жизнерадостности полностью совпадает со своим 10-месчным лабрадором, гуляет с ним по Турии ежедневно часа по два и искренне недоумевает, что почему все остальные не делают то же.

Странное чувство я испытывала в Валенсии, когда, гуляя по Старому городу, натыкаешься на витрину винного магазинчика дона Висенте.

Массовый спортивный туризм в Советском Союзе, как пишут в газете «Комсомольской правде», был явлением, не имевшим аналогов в мире.

В 2002 году в США вышла книга Алана Аксельрода «Все, что мне известно о бизнесе, я узнал, играя в игру «Монополию».

Перемещаясь с дерева на дерево, от цветка к цветку, насекомыми обеспечивается опыление и размножение многих растений.

Французский язык всё, что сварено в сиропе или меду, называет конфитюром, в том числе и фрукты.

В доме с обычной крышей, построенном в XV веке и служащим резиденцией тирольским правителям, сейчас находятся административные учреждения.

Оказывается, существует некоторая критическая масса, называемая джинсовкой и превышение которой приводит к сжиманию газового облака.

Навруз – это праздник Нового года по солнечному календарю древних иранцев, приходящемуся на весеннее равноденствие, когда пробуждается природа и наступает время сельскохозяйственных работ.

Норвежский прыгун Андрес Бардал на стартовой скамье трамплина «Бергизеля» во время соревнований «Турне четырех трамплинов» в австрийском Инсбруке в январе 2013 года занял третье место.

Хотелось бы подтвердить выводы на данных, полученных экспериментальным путем.

Директор сообщил, что предусмотрели ли разработчики проекта возможные риски и меры их предупреждения.

Ряд лицеев перешли на пятидневную рабочую неделю.

Незадолго до отпуска мы детально изучили предложения туристических фирм, помещенных в рекламные буклеты.

С.А. Есенин писал, что «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть Земли с названьем кратким Русь».

На столе у инженера лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

Те руководители секций, кто выступали с докладами, должны сдать тезисы в печать.

Проходя мимо причала, Артему захотелось сделать несколько фотографий

Историки утверждают, что А.С. Пушкин просил руки Анны Алексеевны Олениной, но ее мать ответила отказом.

Приютив бездомного котенка, нам следовало позаботиться о его прививках.

Чтобы по-настоящему ощутить вкус французской столицы, то нужно свернуть с туристических маршрутов.

Праздничным утром пастухи сажали позади себя на белых лошадей нарядных дам и отправились к древнеримскому амфитеатру.

Победив в открытом чемпионате области по волейболу, нам обеспечен был выход в полуфинал Всероссийского чемпионата.

У многих туристов, кто посещают Кемер весной, есть шанс застать снег на вершине горы Тахталы и даже сочетать пляжный отдых с горнолыжным.

В гостинице «Приокской» есть уютные номера и конференц-зал.

К цепи заснеженных гор, примыкающей плотно друг к дружке, плотно друг к дружке, подкралось черное облако.

Овощи и фрукты служат источником только трех витаминов: С, бета-каротин и фолиевая кислота.

Как писал Иван Андреевич Крылов: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…».

Путешествуя сейчас по идиллической сельской Сицилии, основному поставщику апельсинов и эмигрантов на индустриальный север Италии, с трудом представляешь, что именно она, а не Тоскана настоящая прародина итальянского Возрождения.

Согласно приказа №167 от 3 мая 2014 г. Руководители отделов обязаны сдавать письменный отчет не позднее десятого числа каждого месяца.

Самки королевского пингвина откладывают по одному яйцу в ноябре-феврале, птенец вылуплялся через два месяца.

Вставьте в текст пропущенные словоформы.

Отправляя меня на рынок, мать, кроме всего прочего, велела мне купить пару новых (простыни)___________, праздничных (платья)_________________, резиновых (сапоги)_____________, шерстяных (чулки)_______________ и (носки)__________. По дороге мне встретилось много (грузины)_________________, (туркмены)____________, (узбеки)_______________, (цыгане)_____________, (осетины)______________, (башкиры)____________.

Вставьте пропущенную букву.

Мы не жулики, не воры,

Подписали договор…

Образуйте форму множественного числа

Шофер, торт, инструктор, инженер

Вставьте в текст пропущенные словоформы.

На рынке я не нашла ни (апельсины)_____________, ни (мандарины)___________, ни (баклажаны)________________, но купила 5 (килограммы)_____________(помидоры)______________ и 500 (граммы)___________ (яблоки)_________________. Я возвращалась домой довольной. Вот уже на горизонте показался наш сад, в котором десятки (яблони)__________ и (вишни)____________.

Вставьте пропущенную букву.

Я оставил ей в залог

Пару синеньких чул..

Образуйте форму множественного числа

Адрес, договор, директор, инспектор, тренер, повар

07 марта 2017, 08:27

Наука

Полвека с двумя выходными

50 лет назад советские власти ввели пятидневную рабочую неделю. Как изменялись нормы рабочего времени в России и в СССР и в каких странах у людей меньше всего рабочего времени, рассказывает «Газета.Ru».

Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.

Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.

7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».

Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.

В городе ситуация была ненамного лучше. Рабочие часто были заняты на фабриках по 14–16 часов в сутки. Лишь к 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий 11,5-часовой рабочий день для мужчин и 10-часовой для женщин. Воскресенье было выходным днем. Но по особому договору можно было вводить еще и сверхурочные работы, так что на практике время работы не изменилось.

Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.

Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.

Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.

Дальше советская власть принялась экспериментировать с рабочими часами. Сначала в 1929 году рабочую неделю сократили до 42 часов — по 7 рабочих часов в день. Потом рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Из-за этого даже пришлось выпускать специальные календари, чтобы народ не путался: с одной стороны дни шли, как принято в григорианском календаре, с другой — были разбиты на пятидневки. Все рабочие были разделены на пять групп, выходные которых в календаре были выделены отдельным цветом. Это позволяло властям организовать непрерывное производство, но было неудобно для самих рабочих — выходные дни членов семьи и знакомых не совпадали, что усложняло личную и общественную жизнь. Наркоматы и некоторые другие учреждения с 1931 года работали на шестидневке и отдыхали 6-го, 12-го, 18-го, 24-го и 30-го числа каждого месяца, а также 1 марта.

Когда началась Великая Отечественная война, то все выходные и праздничные дни, разумеется, были отменены. Люди работали семь дней в неделю, и только 5 марта 1944 года вышло постановление о предоставлении подросткам младше 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков.

Рабочая неделя снова вернулась к семичасовой шестидневке лишь к 1960 году.

И еще семь лет понадобилось на то, чтобы решить дать гражданам еще один выходной день.

К 1960-м годам идея 40-часовой рабочей недели была реализована и в большинстве европейских стран. Этому процессу в большой степени способствовало развитие экономики и техники, увеличение доли женщин, получающих зарплату, а не занимающихся только домашним трудом, снижение рождаемости, сократившее расходы на детей и, конечно, борьба профсоюзов и рабочих партий за улучшения условий труда — чего только стоила Морозовская стачка в 1885 году, в которой приняло участие около 8 тыс. рабочих.

В 1930 году английский экономист Джон Кейнс предсказывал, что в будущем рабочее время составит 15 часов в неделю.

К сожалению, его прогнозы пока что не оправдались — самая короткая рабочая неделя сейчас в Нидерландах, где граждане отрабатывают в среднем 29 часов за четыре рабочих дня, а оставшиеся три отдыхают. А самые трудолюбивые — японцы и корейцы, проводящие на работе до 55 часов в неделю.

Последние преобразования в законе, регулирующие время труда, были сделаны в 1991 году, когда вышел Закон РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Согласно ему, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В 2010 году миллиардер Михаил Прохоров предложил ввести 60-часовую рабочую неделю, но это вызвало резко негативную реакцию со стороны профсоюзов, а заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Государственной думы Олег Шеин назвал такие поправки антиконституционными. Позже, правда, Прохоров объяснил, что имел в виду лишь возможность человека работать дополнительно 20 часов по совместительству. Но такое предложение, по сути, позволившее бы предпринимателям не оплачивать сверхурочные, особого интереса не вызвало.

Содержание

  • 1 Что говорит закон
  • 2 Реальная ситуация по регионам
  • 3 Кто принимает решение
  • 4 Алгоритм перехода на пятидневку
  • 5 Что делать, если вы не согласны

Тема перехода учебных заведений России на 5-дневный график работы остро обсуждается на протяжении многих лет, но станет ли пятидневка в школах обязательной уже в 2022-2023 году? Попробуем разобраться в нормах, которые диктует нам действующий СанПиН, а также правах и возможностях региональных властей.

Что говорит закон

Важно! Хотя о принятии отдельного закона «про обязательную пятидневку» говорят много и часто, действующее руководство не спешит решать проблему радикально. Актуальный закон «об образовании» лишь рекомендует организовать обучение по графику 5:2, оставляя последнее слово за региональными органами власти и руководством образовательных учреждений.

Когда примут закон о пятидневках в школе

Актуальная версия СанПиНа, вступившая в силу с осени 2020 года (СП 2.4. 3648-20) устанавливает такие ограничения:

  • для 1-го класса – обязательная пятидневка и обучение в первую смену;
  • для детей с ограниченными возможностями здоровья – запрет на обязательные уроки в субботу;
  • для 1-11 классов – запрет использование «нулевых» уроков .

Важно! В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в начале 2022 года Сергей Кравцов рекомендовал школам, которые ранее осуществили переход на пятидневку, вернуться к 6-дневной рабочей неделе, сократив таким образом время ежедневного пребывания детей в учебном заведении.

В преддверии нового учебного года депутаты снова предложили министру рассмотреть возможность введения пятидневки и разработать план поэтапного перехода образовательных учреждений России на новый график. Пока речь идет о том, что возможное изменение коснется учеников младшей и средней школы (1-9 класс).

Реальная ситуация по регионам

По состоянию на начало 2022-2023 учебного года пятидневка введена во всех школах Москвы и области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Башкортостана. В этих регионах решение было принято на уровне властей, а не отдельных образовательных учреждений. Тем не менее, для большинства городов и поселков России реальностью остается 6-дневная рабочая неделя, из-за чего школьники и родители сетуют на:

  • «украденный выходной», ведь в субботу ребенка необходимо вовремя поднять, накормить, собрать и отправить в школу;
  • невозможность планировать семейный отдых, так как остается по факту всего один выходной день;
  • отсутствие времени на общение внутри семьи, ведь в воскресенье детям приходится выполнять домашнее задание.

школьники

Также в некоторых школах, где официально действует пятидневная учебная неделя, существуют так называемые «развивающие субботы», пропускать которые ребенок не имеет права.

Еще хуже обстоят дела в мегаполисах, где жилые массивы стремительно разрастаются, но возводя новостройки, застройщики не спешат строить рядом новые школы. В таких районах для детей реальностью стает не только образовательный процесс 6 дней в неделю, а и обучение в три смены.

Вот график одной из таких школ:

 Смена Начало уроков Окончание уроков
I 8:00 12:00
II 13:00 16:30
III 17:00 20:00

Естественно, что такой график работы не позволяет руководству пересмотреть календарь и отменить работу по субботам, ведь учебная программа предполагает базовый набор предметов, который просто нереально будет втиснуть в имеющиеся временные рамки.

ученики подняли руки

Стоит заметить, что многие школы все-таки идут навстречу детям и родителям, вынося на субботу легкие, не требующие длительной подготовки предметы в общей численности не более 4-5 уроков.

Кто принимает решение

Как мы уже выяснили, закон не запрещает учиться по субботам ученикам 2-11 классов, а пятидневка в школах России может быть введена либо решением региональных властей, либо по инициативе руководства и педагогического коллектива образовательного заведения.

Важно! Родительское сообщество тоже может выступить инициатором, но что бы задать вопрос администрации, когда отменят учебу по субботам в вашей школе, необходимо убедиться, что общее количество учебный часов может быть распределено при 5-дневке так, что ребенок не будет перегружен в каждый отдельно взятый день недели.

администрация школы

Чаще всего на обращение родителей руководство образовательных организаций отвечает отказом. Среди наиболее частых причин:

  • невозможность выполнить стандарты ФГОС при углубленном изучении определенных дисциплин;
  • невозможность составить новое расписание с учетом требований СанПиН по расположения в нем отдельных учебных предметов и нормировке нагрузки;
  • нехватка педагогов (невозможность свести расписание для учителей при 5-дневном графике работы)

Алгоритм перехода на пятидневку

Если руководство школы, педагогический коллектив и родители хотят осуществить переход на более удобный для всех график работы, необходимо пройти такие этапы:

  1. Сбор общественного мнения. Как правило, проводят анонимный опрос детей, родителей и педагогов с целью выяснить, какой график предпочтителен для большинства.
  2. Анализ программ, по которым осуществляется образование в начальной и средней школе. Будет ли выполнен образовательный стандарт при введении пятидневки.
  3. Утверждение нового графика работы на педагогическом совете с присутствием представителей родительского комитета. Оформление соответствующего приказа.
  4. Внесение изменений в образовательную программу школы и правила внутреннего распорядка.
  5. Размещение информации на сайте, что бы все участники образовательного процесса могли увидеть новость и знать, по какому графику школа будет работать с сентября месяца.

Важно! Руководство школы при переходе на 5-дневку должно уведомить об этом каждого сотрудника в письменном виде не позднее, чем за 2 мес., так как режим работы и отдыха является предметом трудового договора.

Что делать, если вы не согласны

Хотя официально считается, что любые изменения, затрагивающие график работы или каникулы, должны быть согласованы со всеми участниками образовательного процесса (а это не только учителя и ученики, а и родители), на практике зачастую решение принимается руководством. Но даже если официальное согласование было, среди родителей всегда будут те, кто не согласен с принятым решением.

Если школа, которую посещает ваш ребенок, переходит на 5-дневку, а вы категорически против этого ввиду повышения ежедневной нагрузки или несовпадения времени завершения школьных уроков и начала занятий в музыкальной, хореографической или художественной школе, придется принимать важное решение. Вариантов всего два – смириться и оставить ребенка в старой школе подбирая более удобное время кружков и секций, либо искать новую школу, с более подходящим для вашей семьи графиком.

Читайте также:

  • Учитель года 2023
  • МЦКО: мониторинг и диагностика в 2022-2023 году
  • Расписание ВПР на 2022-2023 учебный год

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рупор 300 ошибка подключения к серверу
  • Рябь на экране ноутбука как исправить
  • Рунтиме еррор ошибка
  • Рябит экран монитора компьютера как исправить
  • Рун длл как исправить