Рыхлость речи ошибка оратора

Работа по теме: Ritorika_dlya_studentov_ochnikov. Глава: 10 Ошибок начинающего оратора. ВУЗ: ОГУ.

Прежде
чем приступить к постижению секретов
ораторского мастерства, вы должны
научиться избегать распространенных
ошибок. Специалисты в области
коммуникативных технологий проанализировали
и сравнили поведение дилетантов и
профессиональных ораторов. Используйте
их советы на практике, и вы заметите,
как растет ваша уверенность и самоконтроль
во время публичных выступлений.

Ошибка
1: Несоответствие

Когда
содержание ваших слов расходится с
тоном речи, осанкой и языком тела, публика
мгновенно это замечает. Аудитория
обладает безошибочным чутьем в отношении
того, что касается настроения оратора
и его самочувствия. Если вы начнете
говорить «Здравствуйте, как я рад вас
всех видеть….» дрожащим неуверенным
голосом, нервно перебирая пальцами
пуговицы на костюме — будьте уверены, у
слушателей моментально появится
недоверие и к сказанному вами, и к самому
говорящему. Поэтому вместо: «Я рад…» —
радуйтесь на самом деле! Делайте все,
чтобы действительно испытывать радость,
выступая перед публикой. Осознанно
передавайте ваше позитивное настроение
слушателям. Это важно — люди в хорошем
настроении легче воспринимают информацию,
им хочется продолжать контакт. Если же
вы не испытываете радости, не стоит
лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня
великий день, поэтому я волнуюсь…»
Тогда вы, по крайней мере, произведете
впечатление честного человека, говорящего
правдивые вещи. 

Ошибка
2: Оправдания

Публике
по большому счету все равно, волнуетесь
вы или нет, как долго вы готовили свой
доклад и какой у вас опыт публичных
выступлений. Поэтому не нужно перед ней
оправдываться в стиле: «Я плохой оратор,
редко говорю перед публикой, поэтому
сильно волнуюсь и могу выступить
неудачно…». Именно так начинают свою
речь многие дилетанты, пытаясь вызвать
сочувствие и заранее получить индульгенцию
за плохое выступление. Посыл, казалось
бы, честный, но он приводит к противоположному
результату. Слушатели недоумевают:
«Зачем мы сюда пришли, если даже сам
выступающий признает, что выступление
будет плохим?».

Публика
эгоистична.   В ее центре внимания
стоит, прежде всего, она сама. Поэтому
с самого начала выступления на первое
место поставьте её, любимую: мысли,
желания и чувства вашей аудитории. Ваша
цель — информировать, мотивировать или
развлечь публику. Поэтому важно не то,
как вы говорите, и что при этом чувствуете.
Важно, какую информацию аудитория при
этом получает. Нужно говорить так, чтобы
большая часть слушателей почувствовала:
вы понимаете их стремления и желания,
говорите для них и обращаетесь к каждому
из них персонально. Если вы будете
действовать именно так, тогда:

а) гораздо
больше слушателей, чем вы думаете, просто
не обратят внимание на ваше волнение
или же снисходительно отнесутся к нему,
потому что интересуются, прежде всего,
собой и своими делами.

б) ваше
волнение улетучивается тем скорее, чем
больше внимания вы уделяете другим
людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка
3. Извинения

Эта
ошибка похожа на предыдущую. Начинающие
ораторы любят извиняться, предлагая
снять с них вину за плохое качество
доклада. «Прошу простить меня за… (мой
простуженный голос, мой внешний вид,
плохое качество слайдов, слишком короткое
выступление, слишком длинную речь и
т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не
отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только
за одно — за ваши постоянные извинения.
А лучше с самого начала избегайте того,
за что нужно будет просить прощения.
Если действительно есть нечто, о чем вы
сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!».
Но лучше всего — умение превратить
недостаток в достоинство: «У меня сегодня
простуженный голос, поэтому прошу вас
сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким
образом, сплотившись еще больше, мы
продемонстрируем, что мы все — одна
команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка
4: Глаза и брови

Вы
действительно уверены, что хорошо
управляете своей мимикой? Большинству
новичков только кажется, что это так.
На самом деле контролировать мимику
неподготовленному человеку нелегко. 
Лицевыми мышцами трудно управлять без
тренировки, а загадочно-соблазнительный
взгляд и широко раскрытые от страха
глаза разделяют всего пара миллиметров,
кардинально меняющих восприятие.

Психологические
исследования показали, что области глаз
оратора публика уделяет в 10-15 раз больше
внимания, чем любой другой части лица.
Брови — главный элемент вашей мимики,
они не только указывают на эмоции, но и
управляют ими. Высоко поднятые брови —
признак неуверенности и некомпетентности.
Обращайте внимание на свои глаза и
брови. Если они будут говорить то же,
что и ваши слова, публика вас полюбит.
Смеющиеся глаза и прямые брови — это как
раз то, что нужно. Слушать вас приятно,
публика уверена в вашей компетентности.
Потренируйтесь перед зеркалом, запишите
собственное выступление на видео и
проанализируйте его.

Ошибка
5: Подбор слов.

Мы
слышим и понимаем отдельные слова
прежде, чем понимаем все предложение
целиком. Поэтому на значение отдельных
слов мы реагируем быстрее и менее
осознанно, чем на значение предложений.
К тому же, отрицательные частицы
воспринимаются позднее, чем остальные
слова, а часто вообще не воспринимаются.
Поэтому постоянное использование таких
конструкций как «…не
принесет убытков», «…не
плохо», «…не
боимся прилагать усилия», «…не
хочу вызвать у вас скуку длинными
статистическими выкладками» вызывают
у слушателя эффект, противоположный
ожиданиям оратора.

Помните:
слова — это картинки в голове! Недаром
в древности учителя риторики говорили
своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы
я это увидел!». Слова должны создавать
нужную вам картинку в голове слушателей.
Поэтому используйте только те слова,
которые подкрепляют желаемую цель.
Пусть до ушей слушателей долетает лишь
то, что должно туда попасть. Если вы
хотите создать позитивный настрой,
тогда вместо: «это не плохо», скажите
«это хорошо». Создавайте позитивное
настроение позитивными словами — ведь
от настроения публики зависит очень
многое!

Ошибка
6: Отсутствие юмора

Всем
студентам известны лекторы-зануды.
«Воздействие внешнего объекта связано,
во-первых, с прогрессирующей эмансипацией
когнитивных функций от примитивных
аффективных структур, во-вторых, с
дифференциацией самих аффективных
структур, их автономизацией от базальных
влечений…», —  бубнит такой преподаватель
битый час, не замечая, что у слушателей
давно уже закипели мозги и они полностью
утратили нить повествования.

Лучше
информативной речи — только интересная
речь! Добавьте в свою серьезную речь
улыбку, разбавьте шутками, расскажите
забавную историю. Людям нужно периодически
отдыхать. Благодарная публика ответит
вам благосклонностью и вниманием. Можно
посмеяться и над собой, если вы допустили
какую-то оплошность — слушатели воспримут
это как признак вашей уверенности в
себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется,
никто не требует от вас, чтобы вы
рассказывали анекдоты на траурном
митинге. Но многие темы слишком важны,
чтобы воспринимать их всерьез.  Смех
— это живительная среда для работы мозга.
Высококлассные педагоги знают, что юмор
и хорошее настроение только прибавляют
желания учиться и делают процесс более
эффективным. Смех помогает расслабиться
и приводит к образованию в мозгу такой
химической среды, в которой лучше
происходит восприятие новой информации
— это доказано нейропсихологами. 

Ошибка
7: Всезнайство

Еще
хуже неуверенных и неподготовленных
ораторов — ораторы напыщенные и надутые,
лопающиеся от осознания собственной
важности. Они всегда считают себя умнее
аудитории, к которой обращаются. Выкиньте
из головы заблуждение, что вы знаете
больше, чем все остальные вместе взятые.
Даже если вы хорошо осведомлены в теме
выступления, в отдельных направлениях
слушатели могут знать гораздо больше
вас. Не считайте аудиторию глупее вас,
иначе вам отплатят той же монетой.
Напыщенность и всезнайство могут сыграть
с вами очень злую шутку. Так, однажды
всеми нелюбимому лектору по истории
философии студент-психолог прилюдно
задал каверзный вопрос: как следует
относиться к философу Уоллесу?
Преподаватель, испугавшись, что его
поймают на недостатке эрудиции, долго
и убедительно разъяснял затаившей дух
аудитории ошибки этого философа,
выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы
не попасть в смешное положение, достаточно
было просто ответить: «Нет, этот автор
мне не знаком. Если вы считаете, что его
учение подходит к нашей теме, прошу
рассказать о нем в нескольких словах».
Открыто признаваясь в своем знании или
незнании, вы завоевываете еще большую
симпатию аудитории. Подключайте
слушателей с новой информацией к докладу,
умейте оценить их знания. Этим вы убьете
сразу нескольких зайцев: продемонстрируете
уважение к участникам и внесете оживление
в собственное выступление, дополните
и обогатите его. Вы должны быть благодарны
аудитории за активное участие, ведь
это, как минимум, признак интереса к
вашему выступлению.

Ошибка
8: Суетливость

Отвлекаясь
от страха перед публикой, начинающий
оратор может торопливо ходить от стены
к стене туда-сюда, словно маятник,
проделывать суетливые манипуляции с
предметами (открывать-закрывать крышку
кафедры, постоянно вертеть карандаш в
руках и т.п.) и делать прочие ненужные
движения. В итоге публика начинает
следить за его перемещениями и перестает
следить за темой выступления. По тому,
как движется докладчик, легко понять,
насколько он уверен в себе. Постоянное
«хождение» во время публичного выступления
не случайно. Оно выдает желание
неуверенного в себе оратора сбежать.
Именно так оно и воспринимается
аудиторией. Этим горе-ораторам так и
хочется дать совет строго по Архимеду:
«Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите
подходящее место и займите позицию,
«пустите корни». Вы можете сидеть или
стоять — это зависит от длительности
публичного выступления, особенностей
помещения и прочих факторов. Главное,
чтобы со своего места вы могли установить
зрительный контакт со всей аудиторией.
Не стоит «окапываться» на одном месте.
Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой
и выходящий лишь в конце публичного
выступления — тоже не лучший вариант.
Перемещайтесь, но перемещайтесь
осознанно, контролируя пространство.
Различные части доклада маркируйте
сменой позиции. Этим вы улучшите
восприятие информации и облегчите ее
запоминание. Например, вы меняете позицию
при переходе от введения к основной
части выступления, при выделении его
ключевых частей, а потом при переходе
к заключению. Когда заканчиваете доклад
и начинаете отвечать на вопросы
слушателей, вы снова спокойно и неторопливо
перемещаетесь в пространстве  в
следующую точку и т.п. Таким образом, вы
ориентируете слушателей в структуре
вашего публичного выступления и вселяете
в них уверенность.

Ошибка
9: Монотонность

Ничто
не утомляет так, как доклад на интересную
тему, читаемый скучным монотонным
голосом. Такие публичные выступления
сродни китайской пытке капающей водой:
вода монотонно капает не темечко
истязаемого и постепенно доводит его
до сумасшествия. Все слова сливаются в
однообразный поток и по тональности
речи нельзя понять, где заканчивается
одно предложение и начинается другое.
Монотонно бубнящие зануды быстро
вызывают раздражение и усталость
аудитории, слушатели еле сдерживаются,
чтобы не начать зевать. Напротив, искусный
оратор мастерски владеет своей речью.
Чтобы держать публику «в тонусе»  он
постоянно варьирует громкость и силу
своего голоса, придавая ему живости.
Когда хочет вызвать  напряженность
и интерес, он заговорщически затихает
и произносит слова чуть медленнее.
Говоря громче, он выделяет главное в
своем публичном выступлении. Когда
нужно, он добавляет голосу значительности
и драматизма.

Обратите
внимание на звучание своей речи. Выделяете
ли вы голосом ключевые моменты публичного
выступления, цитаты, утверждения?
Повышаете ли высоту звука в конце
вопроса? Изменяется ли темп речи в
зависимости от ее содержания? Выражайте
голосом свои чувства, и вы завоюете
публику! Вы предстанете уверенным,
энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка
10: Отсутствие пауз

Новички
в ораторском ремесле панически боятся
пауз, неизбежно возникающих во время
публичного выступления. Как правило,
они спешат заполнить их разной словесной
чепухой и словами-паразитами («Ээээ…
Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать…
Ээээ…»). В результате публика думает:
«Ээээ… Ну ничего себе! Когда же он
закончит мычать?» Кто-то начинает
считать, сколько раз вы скажете «Ээээ..
», кто-то  погружается в свои мысли и
начинает смотреть в окно, не обращая на
вас внимания, остальные мучаются и
считают минуты до конца лекции.

Полезно
помнить совет блистательной Джулии
Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное
— это умение держать паузу, лучше ее не
делать, но если уж вышло — держи ее,
сколько можешь». Когда нечего сказать
— лучше помолчите, пока придут нужные
слова. Иногда оратору необходимо время,
чтобы подумать, сверится со своими
записями, или же просто попить воды. А
публике нужны паузы, чтобы осмыслить
сказанное вами. Асы ораторского мастерства
используют паузы целенаправленно, чтобы
получить обратную связь от аудитории.
Они активно пользуются интерпаузами,
во время которых публика может обдумать
сказанное, и нагнетающими обстановку
интрапаузами,
когда слушатели должны предугадать
дальнейшее развитие повествования.
Паузу можно использовать для установления
визуального контакта, чтобы
проконтролировать, правильно ли вас
поняли; для усиления напряжения и
драматизма; для возбуждения любопытства
(«…а что он скажет дальше?») и для многого
другого. Поэтому не бойтесь делать
паузы. Обычно публика воспринимает их
длительность гораздо короче, чем это
кажется самому докладчику.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.

Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.

При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.

Ошибки ораторов

Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.

Ошибка №1: Неуверенность

Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.

При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.

Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.

Ошибка №2: Оправдания

Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют  извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.

Ошибка №3: Речь без примеров

Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.

Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика

Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.

Ошибка № 5: Выбор слов

На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.

Ошибка №6: Некачественная подготовка

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Ошибка №7: Монотонная речь

Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.

Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.

Ошибка №8: Не использование пауз

Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:

  1. Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
  2. 5 секунд – отличается театральным эффектом.
  3. Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.

Продолжительная пауза позволяет оратору собраться с мыслями и использовать высокую концентрацию внимания, чтобы подчеркнуть что-то важное в речи. Многие ораторы совершают и такую ошибку, как заполнение коротких пауз словами – паразитами.

Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство

Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.

Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.

Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.

Ошибка №10: Суетливость

Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.

Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.

Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Упражнение «Репетиция»

Даже известные ораторы тренируются перед  докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Внешний вид

Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.

Полезные рекомендации

Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.

Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.

Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.

Начинающим ораторам помогут следующие советы:

  1. В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
  2. Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
  3. Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
  4. Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
  5. При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
  6. Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
  7. Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
  8. Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
  9. Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!

Тренинги ораторского искусства популярны среди IT-специалистов и других обладателей «технических» профессий. Они хотят побороть неуверенность в себе и речевые ограничения, чтобы доходчиво и интересно выражать свои мысли на публике. В этой статье тренер по ораторскому искусству компании «Слёрм» Екатерина Пестерева объясняет, отличается ли речь людей с техническими специальностями от выступлений гуманитариев, какие ошибки они допускают, а главное – как их исправить.

Материал подготовлен по следам вебинара «Самые частые ошибки в публичных выступлениях в IT и как с ними справиться», который недавно проходил в «Слёрм».

Что влияет на нашу речь

Наша речь формируется из многих факторов, присутствующих в нашей жизни.

  • Место рождения и языковое окружение. Мы формируем речь на основе того, что слышим с детства вокруг себя. Отсюда – все региональные особенности речи и уровень речевой культуры конкретного человек. Мы перенимаем это от близких в семье, в школе, в университете. А также от друзей, на улице и особенно сейчас – в интернете.
  • Уровень образования и его профиль. Как правило, технари и гуманитарии обращаются со словом по-разному, хотя в этом бывают исключения.
  • Опыт выступлений и наличие регулярной речевой практики. Чем меньше практики – тем сложнее.

Далее мы рассмотрим, какой отпечаток на речь накладывает профессия и с какими сложностями сталкиваются обладатели технических специальностей. А пока стоит оговориться, что есть ряд трудностей, с которыми сталкиваются практически все ораторы, независимо от образования и вида деятельности. Посмотрим на них более подробно.

Главные ошибки начинающих ораторов

У нетренированных ораторов специалисты замечают следующие проблемы:

Слова-паразиты и лишние звуки

Слова становятся паразитами, если употребляются слишком часто и не выполняют важной функции в рассказе. Обычно они возникают из-за волнения, так же как и лишние звуки, которые оратор начинает тянуть, когда не может подобрать нужное слово. Одна из задач обучения ораторскому искусству – развивать активный словарный запас.

«Каша во рту», вялая дикция

Свою роль здесь играет органика нашего тела. Поставленное от природы произношение получили не все. Здесь речь даже не про логопедические проблемы, а именно про спящие мышцы, отвечающие за артикуляцию. Язык наш бывает ленив или зажат. Мешать четко говорить могут даже пухлые губы.

Слабый неуверенный голос

Первое, что выдает наше волнение – это голос. Волнение вызывает телесный зажим, что сказывается на голосовых связках. Существуют разные техники разминки мышц, релаксации и управления своим телом, чтобы не напрягаться во время публичного выступления. Учитесь правильно дышать, чтобы голос не пищал. Замечали, что у хороших дикторов обычно низкий тембр? Если мы не напряжены и уверены в себе, то голос звучит низко. Люди бессознательно больше доверяют человеку с низким голосом.

Монотонная или невыразительная интонация

Частая проблема людей, которые в своей деятельности далеки от артистических занятий и сами по себе обладают спокойным сдержанным темпераментом. Именно таковы подавляющее число «технарей». Им обычно не свойственно интонационно украшать свою речь, поэтому во время публичного выступления они могут звучать недостаточно выразительно.

Бедный словарный запас

Даже если вы читали много книг, но не имеете достаточного количества опыта публичных выступлений, умение быстро и точно подобрать нужное слово может стать для вас проблемой. Это связано с тем, что в практике устной речи в основном задействовать активный словарный запас, который нарабатывается в процессе всей практики говорения, но особенно активно – при подготовке к публичным выступлениям.

Сухая заумная речь

В риторике есть такое правило: чем опытнее оратор, тем проще он говорит. Начинающие часто пытаются замаскировать свое волнение и неопытность большим количеством терминов и сложным прочтением фраз.

Одна из особенностей публичного выступления заключается в том, что люди вас слушают, а не читают. Фразы на целую страницу мог позволить себе Лев Толстой, ораторы же должны быть максимально понятными. Речь должна быть живой и легкой.

Переизбыток жаргонизмов

Еще одна проблема в речи, которая особенно часто встречается у айтишников. Из-за того, что сфера IT сильно англизирована, обычным людям приходится слушать ораторов чуть ли не с переводчиком. Когда вы выступаете перед своими коллегами – это нормально. Если же вы придете с выступлением, например, в школу (что, кстати, отличное упражнение для развития ораторских навыков).

Сложный для восприятия текст

С это проблемой сталкиваются люди, которые умеют мыслят глубоко и обстоятельно, но забывают, что устная речь кардинально отличается от письменной. Она не терпит сложных конструкций. Стремитесь говорить короче и более простыми словами – так, чтобы вашу речь понимали на слух с первого раза.

Отсутствие контакта с аудиторией

Оратор, которые не выстраивает контакт с аудиторией, может в итоге ее потерять. Такой выступающий меньше располагает к себе. Стоит помнить, что главное качество нашего слушателя – это склонность отвлекаться на тысячу посторонних дел и мыслей. Во время выступления стоит стремиться к диалогу и постоянно вовлекать слушателя, чтобы он не выпадал из беседы.

Неумение укладываться в тайминг

Точность – вежливость королей. Если оратор превысил регламент, значит, он плохо подготовился. Опытные ораторы знают, что готовый текст выступления всегда нужно сокращать в два раза. Иначе неизбежно превышение регламента. Конечно, репетиции всегда стоит проводить с таймером в руках.

Кто такие ораторы-технари?

Термина «технарь» нет в науке. Технарь – это разговорный термин, который характеризует специалиста, работающего в области техники, технического оборудования. Выделяются особенности мышления и некоторых других процессов технарей и гуманитариев.

Техническое мышление:

— системность

— строгость

— точность

— доказательность

— дотошность

— основательность

Как все это проявляется в речи? Отметим сразу, что есть свои плюсы и минусы. Речь технаря чаще логичнее, она точна и кратка. Обычно ораторы говорят связно и хорошо структурируют свои мысли. Можно легко разобраться, где главная мысль, где второстепенная, где тезис, а где доказательство.

В чем же недостатки? Главная проблема в том, что речь технарей часто воспринимается как сухая (конечно, мы сейчас обобщаем). Ей не хватает красок и эмоций. Часто такое выступление трудно воспринимается. Надо понимать, то речь это не только информация, которую мы хотим донести, это еще и эмоции от взаимодействия живых людей друг с другом.

Задача спикера разбавить сухость материала: примерами из практики, интересными историями, диалогами со слушателями. Ради этого люди и приходят на выступления ораторов.

Гуманитарное мышление:

— образность

— красочность

— субъективность

— опора на эмоции

— импрессионистичность

Гуманитарии мыслят образами, поэтому им легко создавать картинки. Их легко слушать, им проще быть обаятельными для слушателей. При этом они могут быть излишне эмоциональны, что тоже не всем нравится. В речи обычно не хватает структурированности и доказательности.

Хороший оратор стремится к золотой середине. Он берет математическую точность, логичность, структурированность «технарей» и добавляет к ней красочность, образность и выразительность гуманитариев. Так получается хорошее выступление с ясной структурой, легкое для восприятия и вовлекающее слушателей. Этому можно научиться.

Техники речевой прокачки

Предлагаем для начала освоить некоторые несложные техники, которые вы можете применить прямо сегодня.

Найдите образец

Для начала поищите себе образец. Есть ли среди известных людей кто-то, чей стиль выступления вам нравится? Проанализируйте, что именно в нем вас так цепляет: голос, манера интонировать, особая жестикуляция. Обратите внимание, какие приемы поддержания контакта с аудиторией он использует, как строит свою речь. Попробуйте повторить речь вслух вместе с оратором несколько раз.

Станьте блогером

У блогеров есть прекрасная бесплатная возможность прокачивать не только навыки публичных выступлений, но и в целом искусство владения словом. Можно писать посты, вести сториз, прямые эфиры. Это даст вам регулярную речевую практику и поможет подвесить язык.

Читайте вслух

Есть много упражнений для дикции, построенных на чтении вслух. Но для начала попробуйте просто начать читать так, как вы умеете. Почитайте сказку ребенку. Кстати, сами сказки дают нам основу для сторителлинга. По их примеру можно строить свои истории. Во-вторых, для детей нужно выступать даже лучше, чем для взрослых. Сказки очень хорошо развивают навык интонирования.

Эти и другие техники владения речью мы разберем на обучающем курсе по ораторскому искусству.

Приглашаем на онлайн-курс «Риторика: основы мастерства» от Слёрм, который стартует 4 октября!

Программа:

  • рече-голосовой тренинг: как снять зажим с голоса и тела и избавиться от каши во рту;
  • как владеть собой и своей речью во время выступления, несмотря на волнение;
  • техники работы с аудиторией, специальные ораторские приемы;
  • подвешиваем язык: подготовка выступлений и практика с обратной связью от тренера и реальных слушателей.

Отзыв участницы:

«У меня было два занятия с Катей: по смыслам мы прогоняли вступление, а сегодня риторика и звучание. Первое было приятное и полезное. Она четко понимала, что требуется, показывала пример и я тренировалась. Мы сделали запись. У меня есть материал, чтобы продолжать готовиться.

А по звучанию это вообще магия. От этих упражнений я себя почувствовала Паваротти»

Регистрация по ссылке ниже. 👇
Чтобы обучение было качественным, мы набираем небольшие группы. Рекомендуем занять место уже сегодня!

Дар красноречия — это настоящий талант. Когда человеку есть что сказать, он умеет облечь свои мысли в слова и убедительно изложить, ему гарантирован отряд последователей. Ораторскому искусству можно научиться, начнем с самого простого.

Самая распространенная ошибка ораторов

Самая распространенная ошибка ораторов

Какую главную ошибку делают ораторы

Как известно, оратор, человек, который произносит какую-либо речь. И чтобы удержать внимание слушателей, заставить их поверить себе и внушить свои идеи, он должен обладать даром красноречия и уметь вложить в свое выступление душу.

В мире известно немало имен великих ораторов – как живших в древние времена (греческие и римские ораторы – Сократ, Платон, Демосфен, Юлий Цезарь, Цицерон и др.), так и наших современников. Например, до сих пор огромной популярностью пользуется речь Стива Джобса, американского предпринимателя и основателя IT-технологий, перед выпускниками Стэнфордского университета в Калифорнии, произнесенная в июне 2005 года.

Речь умелого оратора может оказать огромное влияние на слушателей. Например, полагают, что проповедь Петра Амьенского, или Петра д’Альби, послужила началом первого Крестового похода. Вовремя произнесенная и правильно построенная эмоциональная речь оратора может даже послужить толчком к захвату власти.

Недаром еще в древние времена существовали школы ораторского искусства, где обучали мастерству выступления перед публикой с целью убеждения. Немало школ и тренингов по ораторскому искусству существует и в наши дни. Ведь всюду, где бы мы не учились и не работали, для того чтобы достичь успехов, нужно уметь владеть вниманием слушателей – будь то деловые переговоры или просто дружеская беседа. Известно, что даже полезную информацию можно преподнести так, что она ни оставит слушателей равнодушными. Нередко неудавшийся оратор страдает и сам, вплоть до неврозов, особенно в наше время, когда забыть о «позоре» на публичном выступлении ему не дадут видео, которые кто угодно может выложить в Интернете.

Когда мы кого-либо слушаем, то наиболее внимательны в первые и последние минуты речи. Сначала мы мысленно определяем, стоит ли она нашего внимания, будем ли мы ее слушать от начала до конца. И если выступающий не заинтересует нас сразу, то в следующий раз мы обратим на его слова внимание, когда он будет с нами прощаться. Итак, главная ошибка оратора – он не смог вызвать интерес к своему выступлению.

Как сделать так, чтобы заинтересовать слушателей

1. К любому выступлению нужно тщательно готовиться

  • Во-первых, мы сами должны четко представлять главную идею нашей речи.
  • Во-вторых, мы должны подумать, зачем люди пришли на наше выступление, что они хотят от нас услышать.
  • В-третьих, наша речь должна делиться на три части: введение, основная часть и выводы. Ведь наши мысли не должны представлять собой сплошной поток сознания «что вижу, о том и пою», а должны быть четко структурированы. (Вспомним, как мы писали школьные сочинения.)

Далее нужно определить ключевые слова, важные для понимания смысла нашей речи. Их мы будем время от времени вставлять в наше выступление, чтобы слушатели лучше запомнили, что мы хотим до них донести.

Как говорил известный американский писатель Марк Твен, обладавший изрядным чувством юмора, «Чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом, требуется больше трех недель».

2. Выясняем перед кем выступаем

Прежде чем готовиться к выступлению, важно выяснить, перед кем мы будем выступать: сколько придет людей, кто эти люди, чем занимаются, что они ждут он нашего выступления, какую реакцию зала должны вызвать наши слова. Наша речь должна соответствовать культурному уровню аудитории и не выходить за рамки ее понимания. В противном случае контакт между оратором и слушателями невозможен.

Не стоит употреблять специфические слова и термины, если мы сомневаемся, что их значение понятно большинству слушателей. Равно как и самим следует убедиться в правильном толковании и произношении нами каких-то слов, чтобы не вызвать насмешек в зале.

3. Добавляем яркие примеры

Итак, мы подготовили «костяк» текста, который далее будет «обрастать» подробностями. Чтобы выступление было интересным, в нем должно быть много ярких примеров, которые не дадут публике скучать. Неважно – из жизни, литературы или истории.

Стоит подготовить несколько неожиданных вопросов и задать их в определенные моменты, чтобы расшевелить публику, или же предложить задание, способствующее концентрации внимания.

Особое внимание нужно уделить вступлению и заключению. По вступлению наши слушатели составят первое впечатление о нас, которое и будет преобладать во время дальнейшего выступления. Если оно сложится не в нашу пользу, изменить его будет непросто. Поэтому важно расположить к себе публику в первые минуты. Это можно сделать с помощью удачной и уместной шутки, интересного факта или любопытной цитаты.

Непродуманная заключительная часть может свести на нет все наши усилия. И здесь важно кратко остановиться на ключевых моментах, подвести итоги и повторить главные мысли, причем сделать это особенно эмоционально и выразительно.

Неплохо основные мысли выступления записать на карточки, сложив их в определенной последовательности. Иногда в них можно заглядывать, чтобы не «сбиться с курса».

4. Некоторые ораторы, увлекшись, забывают о времени

Но люди так устроены, что внимательно слушать и воспринимать сказанное они могут не больше 20 минут. В дальнейшем концентрация внимания снижается. Поэтому основные тезисы нужно «уложить» в это время.

Как писал А. Чехов, «Краткость – сестра таланта».

Стоит учитывать и свой темп речи: самый оптимальный – 100 слов в минуту. Планируя время выступления, нужно помнить, что часть его уйдет на вопросы из зала.

5. Подготовленный текст нужно прочитать вслух, чтобы привыкнуть к нему

Еще лучше – записать свою речь на видео, чтобы потом проанализировать ее, свою мимику и интонацию. При этом многие люди сделают для себя неожиданное открытие: оказывается, они слишком часто «экают», употребляют слова-паразиты вроде «вот» и пр., а их мимика и движения оставляет желать лучшего.

Кроме того, «выступление» перед камерой поможет снизить волнение, будет своего рода тренировкой.

6. Стоит поинтересоваться местом, где мы будем выступать, откуда на нас будут смотреть слушатели

Например, человек маленького роста, выглядывающий из-за кафедры или трибуны, который выглядит комично, вряд ли сможет вызвать у слушателей серьезное отношение к своим словам.

Если же мы будем говорить сидя, можно дома порепетировать и найти удобную для себя позу, чтобы во время выступления сосредоточиться на нем, а не на собственной скованности. Сидеть нужно на краю кресла, прямо и свободно, слегка наклонившись вперед, ноги отодвинуть немного назад, а пятки прижать к полу. Не следует сутулиться, разваливаться в кресле, опираться руками на стол, сцеплять руками колени или закидывать ногу на ногу. Глаза должны быть обращены на собеседника, выражая участие и понимание.

Советы простые, но ведь как часто приходится наблюдать за ораторами с бегающими глазами, размахивающими руками и выбивающими дробь ногами!

7. Одеваем любимую одежду

На выступление лучше всего одевать те вещи, с которыми мы сроднились, в которых чувствуем себя уверенно, зная, что они нам идут и сидят на нас безукоризненно. В противном случае мы будем думать не о том, что говорим, а о том, как выглядим. И чья-та улыбка в зале заставит нас думать о том, что у нас не все в порядке с костюмом или прической.

Туфли должны выглядеть идеально, юбка и брюки – быть достаточно длинными, а носки не должны быть короткими.

Более строгие требования предъявляются к официальным выступлениям, где необходимо соблюдать определенный дресс-код. При выступлениях на дружеских вечеринках, где все, и оратор в том числе, одеты в вольном стиле, не советуют использовать в одежде слишком яркие детали, которые будут отвлекать внимание от слов оратора.

8. Секреты оратора

Каждый оратор должен знать некоторые секреты, которые сделают его речь более убедительной.

  1. Оратор не должен вести себя как «соляной столб», застывший на одном месте. Выражение его лица тоже не должно быть, словно у замороженного. Живой, энергичный, подвижный оратор способен заразить слушателей своей психологической энергией;
  2. Тон речи не должен быть менторским, поучающим, иначе слушатели почувствуют, что к ним относятся свысока;
  3. Говорят, чем талантливее актер, тем лучше он умеет держать паузу. Умение держать паузу важно не только для актеров, но и для ораторов;
  4. Оратор не должен прятать руки в карманы, за спину и держать в них посторонние предметы, отвлекающие от выступления;
  5. «Оборонительные» движения, такие, как, например, скрещивание рук на груди, выдают неуверенность в своих словах;
  6. Необходимо удерживать зрительный контакт со слушателями – это поможет следить за их вниманием;
  7. Не стоит теряться или впадать в панику при возможных неожиданностях (поломка микрофона и пр.). Юмор – эффективное средство в любой сложной ситуации;
  8. «Конец – всему делу венец» — гласит русская пословица. Закончив выступление, нужно сказать что-то приятное для слушателей, показав свое удовлетворение от общения с ними. Такой позитивный посыл сохранится в их памяти.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Вниманием аудитории легко овладеть, однако его трудно удержать. Особенно рискуют люди, которым не хватает уверенности в себе. Что делать и чего не делать во время публичного выступления? Можно ли подготовиться к речи, докладу, отчету так, чтобы он прошел с минимальными потерями и максимальной пользой?

как удержать внимание аудитории

Ошибки выступающего

Один из лучших способов укрепить уверенность в себе перед публичным выступлением — разобраться со своими страхами по данному поводу. Итак, подумайте, что отличает плохого выступающего.

Представьте, что вы на совещании и внимательно слушаете докладчика. Что заставляет вас отвлекаться и вызывает раздражение? Что производит плохое впечатление? Вот пара десятков ответов на эти вопросы, которые я собрала, опросив окружающих. Со сколькими из них вы согласны?

Выступающие часто совершают следующие ошибки:

  • опаздывают;
  • задерживают начало мероприятия;
  • говорят слишком быстро;
  • не улыбаются и не представляются;
  • дают слишком много информации;
  • не делают пауз, чтобы позволить осмыслить услышанное;
  • приводят ненужные сведения;
  • начинают диалог с кем-то одним из присутствующих;
  • не обращают внимания на реакцию аудитории;
  • слишком долго отвечают на вопросы;
  • слишком активно жестикулируют;
  • рассказывают несмешные шутки или истории;
  • крутят в руках мелкие предметы или постоянно поправляют волосы;
  • не дают нужных пояснений;
  • говорят слишком медленно;
  • говорят невнятно;
  • говорят монотонно;
  • относятся к аудитории покровительственно;
  • без необходимости критикуют людей;
  • навевают своими речами скуку;
  • сложно следить за ходом их мыслей;
  • не устанавливают визуального контакта с аудиторией;
  • говорят в основном по слайдам;
  • используют слишком много слайдов, в том числе текстовых;
  • слишком быстро меняют слайды;
  • используют спецэффекты, отвлекающие внимание аудитории;
  • не укладываются в отведенное время.

Возможно, вы не отдаете себе отчета в том, что внимание аудитории принадлежит вам ровно до тех пор, пока вы его не потеряете. В большинстве случаев, когда кто-то начинает говорить, взгляды присутствующих обращаются к нему и устанавливается выжидательная тишина. Поэтому вам остается лишь сохранить момент. Вы появляетесь на пороге, и все оборачиваются к вам в ожидании ваших слов. Неважно, пригласили вас выступить на мероприятии, попросили отчитаться о проекте или просто задали вопрос на совещании, — все будут слушать. Потерять внимание аудитории легко, если начать делать вещи из приведенного выше списка «плохого выступающего».

Итак, у вас появилась хорошая отправная точка. Просто не делайте того, что перечислено в списке, и вы по умолчанию станете хорошим спикером. А теперь еще несколько полезных навыков и характеристик, которыми вы легко можете овладеть, чтобы еще усовершенствоваться.

Подготовка и организация выступления

Не пренебрегайте «домашней работой». Подготовьтесь максимально тщательно, чтобы понять, в какой ситуации вам предстоит оказаться и в чем заключается ваша роль. Будет ли это ежедневная планерка, краткий устный отчет перед коллегами или официальное заседание совета директоров, вы должны быть уверены, что обладаете всей необходимой информацией. Не пожалейте времени на подготовку тезисов, если чувствуете, что они вам понадобятся.

Планируйте свои выступления. Не пишите доклад целиком и тем более не читайте его по бумажке. Лучше спланировать, что вы скажете и в какой последовательности. Составьте для себя краткие тезисы и выпишите ключевые рубрики, чтобы пользоваться ими как подсказками. Убедитесь, что все необходимые материалы у вас под рукой и в нужном порядке. Если вы будете демонстрировать иллюстрации, опробуйте аппаратуру заранее. Пусть у вас перед глазами будут основные статистические данные, факты и цифры, а также имена, которые вы можете забыть. Прорепетируйте речь накануне дня своего выступления.

Не переусердствуйте. Самая распространенная ошибка новичков в том, что они пытаются успеть слишком много за отведенное время. Подумайте, какой объем информации вы сами смогли бы усвоить в подобных обстоятельствах, — пусть это будет вашим критерием.

Публичное выступление

Сделайте выступление интересным. Оно должно быть разнообразным: меняйте виды деятельности, переходите от рассказа к визуальным пособиям, предлагайте выполнить какие-то задания, проанализировать что-то, расскажите забавную историю по теме и так далее. Это поможет поддержать интерес аудитории и оживит сам процесс выступления.

Относитесь к слушателям как к равным. Ваше выступление должно быть полезным и значимым для аудитории, а также соответствовать ее уровню. Не стоит углубляться в теорию или использовать без необходимости профессиональный сленг, тем более не объясняя его значение. Ваша речь должна быть на уровне подготовки слушателей — его не стоит превышать и нельзя опускаться ниже.

Используйте «правило трех». Эта техника используется в письменной и устной речи уже не одно столетие. Она очень эффективна, с ее помощью легко выделить основные мысли, сделать их более запоминающимися и убедительными. Например: «Мы можем выполнить этот проект быстрее, дешевле и в срок». Этот прием лежит в основе многих современных рекламных слоганов. Вот некоторые примеры использования «правила трех» — как исторические, так и современные:

  • Юлий Цезарь: Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»).
  • Название фильма: The Good, the Bad and the Ugly («Хороший, плохой, злой»).
  • Национальный девиз Французской республики: Liberte’, E’galite’, Fraternite’ («Свобода, равенство, братство»).
  • Самая простая техника противопожарной безопасности: Stop, Drop and Roll («Остановился, упал, откатился»).

Постарайтесь, чтобы слушатели запомнили, о чем вы говорили. Старое изречение о том, как выступать публично, гласит: «Сообщите, о чем вы собираетесь рассказывать, расскажите это, резюмируйте то, о чем рассказали». Данный совет не теряет своей актуальности, так как аудитория усваивает меньше, чем вы думаете. Заметьте, даже в этом изречении использовано «правило трех»!

Подготовьте площадку для выступления. Убедитесь, что там будет все, что вам необходимо, будь то флипчарт, ручки, проектор, DVD-проигрыватель, компьютер или что-то еще. Если вы планируете использовать техническое оборудование, позаботьтесь о том, чтобы прибыть на место заранее, проверить его состояние и подготовить все к нача-лу работы.

О том, как вести себя во время выступления, мы расскажем в следующий раз.

4 ошибки оратора: причины, почему выступления не имеют успеха

Трудно удержать внимание аудитории? Ваши выступления не вызывают того отклика, на который вы рассчитывали?  Вас слушают внимательно, но вашу речь быстро забывают? Возможно, это происходит по одной из причин, описанных в этой статье. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А тот, кто не ищет ошибки, и не стремится их исправить, никогда не станет выдающимся оратором. Вот четыре, которые вы можете исправить уже сегодня.

Отсутствие зрительного контакта

Мы часто говорим о важности зрительного контакта при общении тет-а-тет, но иногда забываем о том, что в общении с аудиторией зрительный контакт имеет не меньшее значение.

Куда не стоит направлять свой взгляд?

  1. В одну точку. Где бы эта точка не находилась, если вы на протяжении всего своего выступления смотрите в одно место – это плохо скажется на впечатлении публики о вас. Человек, который смотрит в одну точку, выглядит неестественно и странно. Также, смотря в одну точку, вы лишаете себя возможности полноценно двигаться по сцене, что тоже важно.
  2. Выше аудитории. Чаще ораторы не фокусируются на одной точке, а смотрят куда-нибудь в стену, на потолок или в любое другое место, где нет аудитории. Причиной этого обычно служит страх публичных выступлений. Когда вы смотрите не на лица людей в зале, а куда-то в сторону, выступать легче. Но это негативно влияет на эффект от вашей речи.
  3. На первый ряд. При зрительном контакте с первым рядом, создаётся впечатление, что вы общаетесь с этой группой людей, а не выступаете для всех. Первый ряд оценит это положительно, а вот остальная публика вряд ли. А если ряды в зале, где вы выступаете, идут на повышение, то когда вы смотрите на первый ряд, последний ряд наблюдает вашу макушку. Не обрекайте их на это в течение всего выступления.

Куда же нужно смотреть? Ваш зрительный контакт с аудиторией должен представлять собой последовательность пересечений взглядами. То есть вы блуждаете взглядом по всему залу, а когда возникает взгляд «глаза в глаза», вы должны немного задержаться. За время выступления вы встретитесь взглядом с большим количеством людей, и это произведет положительный эффект на аудиторию.

Отсутствие вовлечения в действие

Надежный способ сделать так, чтобы человек запомнил выступление – вовлечь его в действие. Часто об этом способе забывают, что делает выступления таких ораторов менее яркими и интересными.

Как вовлечь в действие?

  1. Проведите опрос. Это самый простой способ. Задайте вопрос и попросите поднять руки в знак положительного ответа (вопрос следует задавать такой, чтобы руки подняло большинство людей). Интереснее что-то делать и слушать комментарий, чем просто слушать. Если же какой-то ваш слушатель уже отвлёкся, представьте, что вокруг него все стали поднимать руки и смотреть на вас. Думаю, он тоже начнёт вас слушать более внимательно.
  2. Попросите нарисовать что-то. Примерный график, внешний вид чего-либо, что угодно. Придумайте, что вы можете предложить вашей аудитории.
  3. Попросите написать что-то. Ассоциации к теме вашего выступления, предположение насчёт того, что вы будете рассказывать (если у вас оригинальное выступление, попросите вернуться потом к этим записям, и это произведет дополнительный эффект).

Способов вовлечь в действие достаточно много. Придумайте свой и используйте его.

Монотонность и однообразие

Боритесь с этими чертами плохого выступления. Добавляйте вашей речи эмоциональную окраску или хотя бы меняйте интонации.

Часто ораторы вооружаются изменением интонации, начинают применять это приём, но он быстро перестаёт работать и аудитория теряет внимание. Почему?

Дело в том, что интонацию нужно менять не только внутри предложения, но и между предложениями. То есть если вы меняете громкость голоса и скорость речи в каждом предложении одинаково, то она уже не монотонная, но ещё однообразная. С этим тоже нужно бороться. Избегайте повторов и меняйте палитру для эмоциональной окраски.

О технике произнесения речи читайте здесь.

Отсутствие призыва к действию в конце выступления

Часто ораторы в конце выступления подводят итог, повторяют свой основной тезис одной короткой фразой и уходят. Но если вы не просто прочли лекцию, а предполагаете, что после вашего выступления слушатели должны начать что-то делать или делать что-то не так, как раньше, вы должны их призвать к этому.

Например, если темой вашего выступления был здоровый образ жизни, предложите слушателям сделать первый шаг уже сегодня и провести вечер без сигарет и алкоголя, если вы говорили о постановке целей, призовите аудиторию после прихода домой составить список целей на ближайшую неделю.

Это работает не только в живом выступлении, но и в текстовом варианте. Поэтому в свою очередь призываю вас потренироваться поддерживать зрительный контакт (перескажите материал этой статьи друзьям, например), придумать, как вы можете вовлечь в действие свою аудиторию и к какому небольшому действию можете её призвать, и проверить своё ближайшее (или последнее) выступление на однообразие.

Желаю успехов!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рыхлое тесто для блинов как исправить
  • Рулонная штора не фиксируется а падает как исправить
  • Рыжики соленые забродили как исправить
  • Рулонная штора не опускается вниз как исправить
  • Рывок гири гто ошибки