Всего найдено: 6
Нормативны ли теперь формы «самый лучший» и «самый худший«?
Ответ справочной службы русского языка
Это сочетание по-прежнему корректно в разговорной речи, в ситуации непринужденного общения. В образцовой литературной речи его рекомендуют избегать.
Какие сравнительные и превосходные степени прилагательных «хороший» и «плохой» корректны?
Ответ справочной службы русского языка
Лучше, хуже; лучший, худший.
Как правильно образовать все возможные формы степеней сравнения прилагательных заячий, каменный, плохой
Ответ справочной службы русского языка
Степени сравнения имеет только прилагательное плохой: хуже, наихудший.
Добрый день! Вы очень часто меня выручаете, но на один вопрос я не могу получить ЧЕТКОГО ответа. Если бы вы готовили новый словарь и в него попало слово «бойз-бА/Е/Энд», как бы вы его написали? Я знаю, что в словарях слово не зафиксировано, тем не менее в речи диджеев, музыкантов и тусовки оно существует для обозначения группы музыкантов-мужчин, — следовательно, имеет право на существование не только в речи, но и в словаре. Я нашел у Лопатина «биг-бенд» и «джаз-банд», где «-бенд/-банд» имеет тот же смысл и происходит от того же англ. band (группа людей). Но корректор и литредактор настаивают на написании «бЭнд». Я же уверен, что такой вариант написания — самый худший из трех, т. к. в «иностранных» словах «э» после согласных не в начале слова — исключение из правила, а значит, лучше «е» или «а», как в зафиксированных справочниками словах. Если признать написание «бойз-бЭнд» приоритетным, то в словарях будущего школьники будут запоминать уже три варианта передачи одной и той же по смыслу концовки слова!
Ответ справочной службы русского языка
Если бы мы готовили новый словарь, то написали бы это слово через _е: бойз-бенд_, так как написание через _э_ не является верным и не настолько превалирует, чтобы являться исключением. Написание через _а_ встречается достаточно редко. Это точка зрения редакции портала, рекомендации профессора В. В. Лопатина мы можем узнать только через некоторое время.
Можно ли сказать «более худший«?
Ответ справочной службы русского языка
Нет, так сказать нельзя.
Здравствуйте!!! Меня давно мучает вопрос: форма «самый лучший» не может быть правильной, ведь так? Либо «лучший», либо «самый хороший», то же самое с «худший«. Объясните, пожалуйста, права ли я.
Спасибо, Ольга
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 188456 .
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Время от времени мы слышим выражения «дешевые цены», «предпринимать меры» и даже «предоставленные неудобства». Все это — примеры неправильных соединений, или стилистических ошибок. «Московские новости» составили список неграмотных сочетаний, которые чаще всего встречаются в обычной речи и СМИ.
Что такое сочетаемость?
Помните из школьного курса химии, что такое валентность? Это способность присоединять определенное число элементов. В лингвистике тоже есть понятие валентности, а если проще — сочетаемости слов. Каждое слово может сочетаться с определенным количеством других слов. У одних сочетаемость ограничена, у других — нет. Всем понятно, например, что глубокой может быть старость, а не детство, одержать можно победу, а не рекорд, а отъявленным называют обычно кого-то скорее плохого, чем хорошего. Но есть не такие очевидные ошибки, и в их ловушки попадают многие.
1. Предпринимать меры. Это словосочетание особенно часто встречается в речи чиновников и журналистов, и оно уже так намозолило глаза, что стало казаться нормальным, и, бывает, проскакивает в речи даже очень грамотных людей. На самом же деле меры не предпринимают, а принимают. Запомнить это можно с помощью слова «мероприятие» — не говорим же мы «меропредприятие».
2. Играть значение/иметь роль. Вроде все знают про эту парочку, но все равно попадаются. Правда, чаще всего такая ошибка возникает не по незнанию, а скорее случайно, от путаницы, или контаминации: две пары — «иметь значение» и «играть роль» — обмениваются элементами, происходит своего рода «перекрестное опыление» и, как следствие, ошибка.
3. Дешевые/дорогие цены. Эта ошибка чаще всего встречается в обычной речи, в повседневном общении. Запомните: цены могут быть только высокими или низкими, а дорогими или дешевыми могут быть товары.
4. Состоялись столкновения/беспорядки. Сочетание из языка журналистов. На первый взгляд кажется, что ничего особенного, просто отдает канцеляритом. Но и тут несовпадение: нет контакта. Дело в том, что состояться может только то, что запланировано. И если мы говорим, что состоялись беспорядки или столкновения, то подразумеваем, что их планировали, включили в график. Хотя, возможно, бывает и как у барона Мюнхгаузена: до обеда — подвиг, после обеда — война с Англией. Но все-таки со словом «столкновения» лучше употреблять глагол «произошли».
5. Большинство времени. Тут все просто: слово «большинство» употребляется только с тем, что исчислимо, большинство людей например. А вот «большинство сахара» мы вряд ли скажем. С существительным же «время» употребляется выражение «большая часть».
6. Взыскать ущерб. Такое сочетание возникает, видимо, от желания сэкономить слова. «Взыскать деньги за нанесенный ущерб» — длинно, «взыскать ущерб» — коротко. Правильное словосочетание — «возместить ущерб», а вот взыскать действительно можно только деньги.
7. Повысить кругозор. Ключевое здесь — корень «круг» в слове «кругозор». Круг нельзя повысить — соответственно нельзя проделать это и с кругозором. А вот расширить — можно. Повысить же можно уровень (кстати, ему тоже часто неправильно подбирают пару и говорят, что «уровень увеличивается»).
8. Оказать заботу. Это снова «перекрестное опыление», контаминация. Все смешалось в выражениях «оказать внимание» и «проявить заботу». Надо сосредоточиться и сделать упражнение «найди подходящую пару».
9. Сорвать овации. Это из той же серии: сорвать можно только аплодисменты, а овации — вызвать. Дополним ряд ошибочных словосмешений выражением «удовлетворять потребностям». Удовлетворяют обычно требованиям, а потребностям — отвечают.
10. Предоставленные неудобства. Звучит издевательски, тем не менее довольно часто встречается в объявлениях. «Идет ремонт эскалатора, просим извинения за предоставленные неудобства». Отбрасываем приставку пре- и получаем то, что нужно: доставленные неудобства. А предоставляют обычно информацию, какие-то сведения.
Ксения Туркова
Источник
Поиск ответа
Нормативны ли теперь формы «самый лучший» и «самый худший «?
Ответ справочной службы русского языка
Это сочетание по-прежнему корректно в разговорной речи, в ситуации непринужденного общения. В образцовой литературной речи его рекомендуют избегать.
Какие сравнительные и превосходные степени прилагательных «хороший» и «плохой» корректны?
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно образовать все возможные формы степеней сравнения прилагательных заячий, каменный, плохой
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если бы мы готовили новый словарь, то написали бы это слово через _е: бойз-бенд_, так как написание через _э_ не является верным и не настолько превалирует, чтобы являться исключением. Написание через _а_ встречается достаточно редко. Это точка зрения редакции портала, рекомендации профессора В. В. Лопатина мы можем узнать только через некоторое время.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Меня давно мучает вопрос: форма «самый лучший» не может быть правильной, ведь так? Либо «лучший», либо «самый хороший», то же самое с » худший «. Объясните, пожалуйста, права ли я. Спасибо, Ольга
Ответ справочной службы русского языка
Источник
Проверка орфографии и пунктуации
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Источник
Самое худшее настроение правильно или ошибка
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице
эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: эта работа более лучше. Корректно: эта работа более хорошая. Изменяем то, что НАПИСАНО БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Именно так даются ответы в сборниках по подготовке к ЕГЭ.
Ответ: более хорошая.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Источник
Степени сравнения имен прилагательных
Определение прилагательного
Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего имеет непроизводную основу, то есть ни от чего не образовано, или образовано от существительного.
Прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».
Какие прилагательные образуют степени сравнения
Для начала давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные в русском языке.
Отвечают на вопрос «какой?»
Отвечают на вопрос «какой?»
Отвечают на вопрос «чей?»
Обозначают признак предмета — внешний или внутренний
Указывают на материал, место, время; обозначают отвлеченные понятия
Указывают на принадлежность
грустный, смешной, красивый, белый
зимний, шелковый, южный, городской
мамин, Васин, лисий, медвежий
Степени сравнения есть только у качественных прилагательных. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, которой может быть выражен в большей или меньшей степени. Этим признаком может быть:
Формы степеней сравнения прилагательных
В русском языке есть три степени сравнения имен прилагательных: положительная, сравнительная и превосходная. Образуются они с помощью формообразующих суффиксов и слов «более», «менее», «самый» и «всех».
По форме сравнительная и превосходная степени могут быть простыми, то есть состоять из одного слова, или составными — из нескольких слов.
Для удобства мы собрали в одной таблице все, что важно знать о степенях сравнения прилагательных в русском языке.
Примеры степени сравнения
Обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками.
Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.
Мокрый, теплый, высокая, угловатые, умный.
Обозначает признак, который проявляется в одном предмете больше (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью.
Составная сравнительная степень образуется через добавление к начальной форме служебных слов «более» и «менее».
Более мокрый, теплее, выше, менее угловатый, более умный.
Обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него.
Для усиления превосходной степени можно использовать префикс наи-.
Составная превосходная степень образуется через:
— добавление к начальной форме прилагательного служебных слов: самый, наиболее, наименее;
— добавление местоимения «всех» к простой форме сравнительной степени.
Самый мокрый, теплейший, наивысочайший, наиболее угловатый, всех умнее.
Рассмотрим подробнее, как образуются степени сравнения прилагательных.
Образование простой сравнительной степени
Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Например:
Сегодняшняя ночь была светлее вчерашней.
Сравним с предложением:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).
Ночь из первого предложения была не просто светлая, как у Шукшина, а светлее другой ночи, то есть признак «количество света» у сегодняшней ночи выражен интенсивнее, чем у вчерашней.
У некоторых прилагательных при образовании сравнительной степени происходят корневые чередования согласных:
Прилагательные с приставкой по- чаще используют в разговорной речи.
Существуют и супплетивные формы сравнительной степени. Супплетивные формы — это формы одного и того же слова, которые образуются от разных корней или основ. Так, при образовании простой степени сравнения меняется корень у прилагательных:
Есть еще такие качественные прилагательные, которые не образуют простой степени сравнения. К ним относятся:
1. Слова древнего происхождения:
2. Прилагательные со значением цвета:
3. Названия мастей животных:
4. Слова, которые образованы с помощью перехода из относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:
В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:
Образование составной сравнительной степени
Составную сравнительную степень имен прилагательных можно образовать от начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) с помощью слов «более», «менее». Примеры:
Составные формы прилагательных чаще встречаются в книгах.
Образование простой превосходной степени
Превосходная степень сравнения прилагательных показывает, что этот предмет превосходит остальные предметы по какому-то признаку. Например:
Трудные формы прилагательных, написание которых нужно запомнить:
Для усиления превосходной степени еще можно использовать приставку наи-, которая подчеркивает высокую степень качества предмета:
Составная форма превосходной степени прилагательных
Составная форма превосходной степени прилагательных похожа на составную сравнительную степень. Она тоже складывается из начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) и вспомогательных слов: «самый», «наиболее», «наименее». Вот так:
Есть еще один способ образования превосходной степени сравнения: сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»). Например:
Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам:
Собрали самые распространенные способы образования степеней сравнения на одной картинке, чтобы вам было легче запомнить:
Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
Если не соблюдать морфологические правила образования сравнительных степеней прилагательных, то можно допустить такие речевые ошибки:
Морфологические нормы русского языка не допускают соединение форм простой и составной степеней сравнения. Поэтому нужно выбрать что-то одно:
Источник
13 типичных фраз токсичных родителей: что они значат на самом деле и как правильно на них реагировать
Все токсичные родители токсичны одинаково: люди разного возраста и воспитания, выросшие в столице или в деревне, говорят своим взрослым детям практически одни и те же малоприятные манипулятивные слова. Глава ассоциации «Биполярники», клинический психолог Маша Пушкина и ведущая телеграм-канала «Настигло» Настя Травкина собрали самые распространенные токсичные фразы, перевели их на язык психологии и советуют, как их нейтрализовать.
Как понять, что ваши родители ведут себя токсично?
Идеальных родителей не существует: каждый человек способен совершать неприятные поступки и говорить обидные вещи. Вопрос в том, становится ли такое поведение исключением или правилом.
Пег Стрип в книге «Нелюбимая дочь» так описала отличие токсичных родителей от любящих:
«То, что токсичные родители называют любовью, на практике не проявляется как забота, создание комфортных условий, поддержка, уважение и принятие (как это бывает в здоровых семьях). Токсичные родители совершают крайне неприятные поступки во имя любви… Повседневная жизнь в таких семьях вертится вокруг эгоцентрических потребностей родителя, а негласные правила основываются на его искаженном восприятии действительности».
Первый признак токсичного общения — вам от него становится плохо.
Если после очередного визита к родителям (или даже после короткого звонка) вы чувствуете вовсе не радость от общения с близким человеком, а вину, беспомощность, подавленность, раздражение, а то и злость — определенно, проблема есть.
Сьюзен Форвард, автор классической книги «Токсичные родители», подготовила такой чек-лист для проверки на токсичность родителей взрослых детей:
Здесь мы не говорим о родителях, которые становятся невыносимыми из-за явных или скрытых психических нарушений (об этом вы можете почитать тут), или о домашних тиранах, находиться рядом с которыми по-настоящему опасно и от которых можно только спастись бегством.
Эта статья — о способах общения с обычными родителями с трудным характером, которые могут вести себя обескураживающе по множеству вполне рядовых причин: из-за специфического воспитания и убеждений, личных психологических травм, недостатка эмпатии или образования.
Правила детоксикации отношений с родителями
Токсичные фразы, которыми стреляют в вас родители, никогда не нужно принимать за чистую монету и воспринимать буквально. Они все с двойным дном (и даже с тройным), то есть с сильным эмоциональным посланием, которое сами родители могут и не осознавать. Собеседник считывает скрытое сообщение тоже неосознанно — на уровне эмоций, а не логики — и порой даже не может объяснить, почему после разговора внезапно испортилось настроение.
Первый шаг к детоксикации — осознать скрытое послание. Когда вы понимаете, что вами манипулируют и как именно это делают, магия родительских заклинаний исчезает и вы видите, что это просто слова, которые не обязательно воспринимать всерьез.
Второй шаг к детоксикации — научиться эмоционально не реагировать на провокации. Когда вы сохраняете спокойствие, вместо того чтобы, как обычно, кричать, плакать, возмущаться, спорить, что-то доказывать, вы сводите на нет все усилия провокаторов.
Несмотря на то, что родители чаще всего отрицают свой злой умысел: «Да я нисколько не хотела тебя задеть, почему ты так реагируешь?», он, конечно, есть. Манипуляции как раз и используют для того, чтобы задеть человека за больное место и спровоцировать: втянуть в заведомо проигрышный спор, заставить оправдываться или «проявить слабость», заплакав или разозлившись. Ваша эмоциональная реакция — подтверждение, что прием работает и попадает в вашу болевую точку, а значит, нужно бить в нее и дальше. Поэтому гораздо эффективнее сохранять невозмутимость, поначалу хотя бы внешне.
Не только бурные эмоции ставят вас в проигрышное положение, но и участие в дискуссии по заданным родителями правилам. Ни в коем случае не нужно оправдываться, просить прощения или доказывать, что «вы не такой», ведь таким образом вы подтверждаете (причем часто и для себя тоже), что претензии справедливы.
Помочь «не задеваться» может такая мысль: родительские нападки, оскорбления и желчные намеки на самом деле не имеют к вам прямого отношения. Они громче всего говорят о человеке, который их произносит, о его душевных травмах и особенностях взаимодействия с миром.
Поэтому третий шаг к детоксикации — увидеть, что прячут в себе ваши родители, нападая на вас. Токсичное общение — это отражение терзающих их внутренних конфликтов, их собственного страха, стыда, вины и неуверенности. Если вы сумеете увидеть перед собой не коварного врага и не несчастную жертву, а человека со своей психологической историей, вам будет проще не принимать атаки близко к сердцу и понять их истинные причины.
Понять — конечно, не значит позволять или прощать такое обращение. Вы имеете полное право выразить свое несогласие открыто или пассивно-агрессивным способом. Теперь давайте разберемся, как именно это можно сделать.
1. «Я ради тебя всем пожертвовала, а ты….» / «Если бы не ты, я бы столького добилась!»
Варианты: «Зачем я вообще тебя родила?» или вовсе — «Почему я не сделала аборт!».
Послание к вам: «Ты мне должен. Я тратила на тебя силы с расчетом, что они окупятся. И я недовольна тем, как ты этот долг возвращаешь».
Послание к себе: «Мне кажется, что моя жизнь проходит зря. Я разочарована, что не смогла добиться, чего хотела. Но я не могу принять то, как сложилась моя жизнь, и признать свою ответственность за это. Мне хочется, чтобы ты как-то исправил(а) ситуацию или признал(а), что ты в ней виноват(а)».
Некоторые матери действительно жалеют о том, что родили детей, и не испытывают к ним любви. Но чаще всего это возглас отчаяния женщины, жизнь которой сложилась не так, как она хотела.
Ей невыносима мысль о том, что ответственность за ее жизнь и решения может нести только она сама. Поэтому она пытается переложить эту ответственность на кого-то другого.
Эти фразы направлены на то, чтобы вызвать в своем ребенке чувство вины. Иногда с целью добиться чего-то конкретного, потому что хронически виноватым человеком проще управлять. В более общем смысле сбрасывание вины на другого позволяет локализовать негативные переживания, которые в противном случае образуют вокруг человека экзистенциальную черноту упущенных возможностей и сожалений.
Бороться с конкретным человеком, якобы испортившим тебе жизнь, безопаснее и легче, чем с разочарованием в себе.
Существует огромная разница между ситуацией, когда вы помогаете своим родителям (особенно пожилым) и испытываете к ним благодарность по собственному желанию — и ситуацией, в которой вас пытаются заставить жертвовать собой, навязывая чувство вины. Подвох послания о дочернем/сыновнем долге в том, что он неизмерим и бесконечен: вернуть его полностью невозможно. Как бы вы ни старались, вы всё равно останетесь виноватым, если не разорвете этот порочный круг уплаты навязанного долга.
Читайте также
Поэтому подобную фразу лучше не принимать на свой счет и отвечать на нее коротко и нейтрально. Вы не имеете отношения к решениям, которые принимала ваша мать, будучи взрослым, самостоятельным человеком. Вы можете сделать для нее что-то хорошее, когда у вас появится желание, силы и время.
Вариант ответа: «Мне жаль, что ты себя так чувствуешь, но это было твое решение, а не мое. Пожалуйста, не говори мне ничего подобного».
Как себе помочь? Посмотрите на ситуацию со стороны: вот лежит грозный младенец, который требует от родителей перекроить их привычную жизнь по его указке… Вы не просили своих родителей о жертвах, они принимали свои решения тогда, когда вы в силу возраста (или даже в силу того, что еще не родились) не могли участвовать в переговорах. На их решения больше повлияли их родственники, партнеры и нормы общества, чем конкретно ваша персона.
2. «Ты только посмотри на себя!»
Варианты: «Как ты выглядишь?», «Что у тебя за компания?», «Что за ерундой ты занимаешься?».
Послание вам: «Тебе должно быть стыдно, потому что ты ведешь себя не так, как я хочу».
Вина — это последствие конкретного поступка, который можно как-то загладить. Чувство стыда глубже и переживается глобально. Через эту эмоцию мы видим себя неправильными, не заслуживающими внимания или одобрения. Люди, которых стыдили с раннего детства, не уверены в себе, боятся быть отвергнутыми, они считают себя недостойными любви — точно так же, как и воспитавшие их в стыде родители.
Если вас пристыдили, вы можете захотеть оправдаться и попытаться доказать, что вы не так уж плохи. Но такой шаг заставляет вас принять родительский стыд на себя.
Остановитесь и задумайтесь: если вы не соответствуете родительским представлениям о порядочном, должном или прекрасном — это их проблема, а не ваша. Как и их стыд — проблема, которую они должны решить сами с собой, а не за счет вас.
Варианты ответа: сказать «Выгляжу так, как хочу», «Занимаюсь тем, что мне нравится» или просто «А мне норм» — и переключить разговор на другую тему.
Если комментарии навязчивы и даже агрессивны, можно пойти на конфликт и их отзеркалить: «А что это на тебе за старушечья кофта? Она тебя старит лет на 20!»
Как себе помочь? Смотрите на родителя и повторяйте про себя: «Я — не ты, я другой(ая) и сам(а) буду определять, каким(ой) хочу быть».
3. «Да кому ты такой(ая), кроме матери, нужен/нужна?»
Варианты: «Там тебя никто не ждет» / «Это не для тебя» / «Никто не будет дружить с тобой просто так, без выгоды для себя» / «Эти люди тебя используют».
Послание вам: «Ты должен/должна принадлежать мне полностью и даже не пытаться искать отношений „на стороне“».
Послание себе: «Я болезненно привязан(а) к тебе и безумно боюсь одиночества. Еще я боюсь опасного внешнего мира. Чтобы заглушить эти страхи, мне нужно держать тебя при себе и оставаться единственным важным человеком в твоей жизни — даже ценой твоего унижения и беспомощности».
Довольно жестокое заявление, направленное на подрыв самооценки. Детям таких родителей всё время кажется, что они недостаточно хороши и что они недостойны всего хорошего, что может дать взрослая жизнь: настоящей любви и дружбы, карьеры, признания. С другой стороны, это собственническое послание — о том, что вы должны быть благодарны матери и отцу за то, что они-то, добрые люди, вас такого сирого и убогого терпят. Так что будьте признательны и даже не смейте желать какой-то иной жизни!
Когда вы слышите что-то подобное, старайтесь думать не о том, какой вы неудачник (это навязанное мнение о вас, а не факт), а о том, какой страх одиночества испытывает ваш родитель, если пытается вас удержать рядом столь нечестным способом.
Токсичные родители редко уверены в собственной ценности, а потому стараются привязать детей к себе не теплыми, близкими отношениями, а внушениями, что вы больше никому и нигде в этом мире не нужны.
Вариант ответа: «Ну, кому-то и я нужен/нужна», «Поживем — увидим», «А вот это я проверю на собственном опыте».
Как себе помочь? Лучший способ защититься от подобных высказываний — представлять себе, что собеседник разговаривает сам с собой. Чтобы быть менее восприимчивым к таким фразам, вспомните, что вы чувствовали, когда кто-то интересовался вами или заботился о вас, и скажите себе, что вы этого вполне достойны.
4. «Ты такой же, как твой отец!»
Варианты: могут быть разными. Общее в них одно: все плохие черты отпрыска приписываются ненавистному бывшему супругу (реже — супруге, потому что почти треть всех семей в России — это семьи, в которых детей воспитывает только мать), а хорошие — себе любимой. Сын может оказаться «черствым, эгоистичным, грубым», «как его отец» (дочь — «глупой, бездарной, распутной», «как ее мать»).
Послание вам: «Я зла и обижена на твоего отца. Докажи мне, что ты лучше его».
Послание себе: «Твой отец разочаровал меня, и я не знаю, что мне делать с этим морем негативных эмоций. Поэтому я выплескиваю их на того, кто рядом, — на тебя. А еще я очень боюсь, что ты тоже от меня отвернешься, и потому требую от тебя ежедневных доказательств того, что ты — не такой, как он».
Это фраза-проекция: негатив, «предназначенный» бывшему партнеру или партнерше, выливается на ребенка. Реальное сходство или несходство при этом не имеет значения. Но жить с таким грузом плохих ожиданий тяжело.
Ваша главная цель — перестать себя постоянно сравнивать с родителями и сказать себе: я — отдельный человек и я проживу свою отдельную жизнь, не повторяя за ними.
Если вы научились не проваливаться в чувство вины в ходе подобных разговоров, вы уже на пути к свободе. Следующий шаг — вернуть матери ответственность за ее жизненный выбор.
Варианты ответа: «Действительно, мог бы выбрать мне мать получше» или «Мам, ты выбрала себе такого супруга, высказывай свои претензии ему, я-то тут при чем?»
Как себе помочь? Услышав такое высказывание, представьте себе, что ваш родитель видит не вас, а призрак покинувшего его или ее близкого человека — и обращается к нему. Представьте себе, что этот призрак стоит прямо перед вами и поглощает собой все обвинения, адресованные ему, чтобы они вас не коснулись.
Может быть интересно
5. «Ты ужасный(ая) эгоист(ка)!»
Послание вам: «Как ты можешь думать о своих интересах, когда ты должен думать о моих!»
Послание себе: «В своем детстве и юности я не получил(а) необходимой мне любви, понимания и поддержки и живу с огромным дефицитом. Чтобы заглушить эту боль, я требую от тебя всё внимание, какое ты можешь мне дать, но этого мне всё равно недостаточно».
Частые обвинения в эгоизме — это тоже проекция: эгоистичен как раз токсичный родитель, требующий от ребенка полностью подстроиться под его потребности. На деле такие родители называют эгоизмом любые поступки, направленные на что-то другое, кроме удовлетворения их потребностей.
Они постоянно ревнуют взрослых детей к их работе, семье, увлечениям, потому что видят в них «конкурентов» за внимание. Беда в том, что восполнить этот дефицит, даже потакая всем их капризам, просто невозможно. Для этого необходимо желание самого родителя разобраться в себе и работа с психотерапевтом, чтобы научиться удовлетворять свои потребности самостоятельно, а не силами других людей.
Вариант ответа: «Да, я считаю важным заботиться о себе и тебе советую то же».
Как себе помочь? Попробуйте уловить в этом обвинении нотки зависти к очень полезному навыку поддержания собственного тела и души в здоровом состоянии.
6. «Ты так и собираешься жить в свое удовольствие?»
Варианты: «Есть такое слово „надо“», «Если бы все делали, что хочется…», «Как хочешь, так не будет!».
Послание вам: «Я страдал(а) и терпел(а), и ты страдай. Мне жилось трудно, и ты должен/должна жить так же».
Послание себе: «Я смирился/смирилась со страданиями и лишениями, которые мне пришлось пережить, благодаря убеждению, что таково устройство мира, и что у меня не было иного выбора. Но когда ты ведешь себя более свободно, ты подрываешь эту мою веру, демонстрируя, что можно было бунтовать против такого положения дел. В результате я чувствую себя обманутым(ой) и обделенным(ой)».
Вся русская культура пронизана христианской идеей «благородного страдания», которое закаляет характер, делает сильнее, очищает душу… С точки зрения психологии придать высокий смысл своим лишениями — это один из способов рационализации.
Есть здесь и нотка зависти: скорее всего, ваши родители хотели бы иметь выбор, который есть у вас, но, к сожалению, многие возможности уже упущены.
С нравоучениями нет смысла спорить, как и воспринимать их всерьез. Вполне можно пропускать их мимо ушей, как шумовой фон.
Вариант ответа: «Да, это здорово — жить в свое удовольствие. Почему бы и тебе не сделать что-то просто для себя?»
Как себе помочь? Посмотрите вокруг и поймите, что мы давно живем в индивидуалистическом обществе, в котором жить в свое удовольствие — нормально. Посмотрите на своих родителей через призму социальной психологии: после развала коллективистской советской системы они чувствуют себя обманутыми, и ваше поколение — ходячее доказательство этому.
7. «А вот я в твои годы…»
Варианты: «А вот племянник Саша…» и «А вот дочь моей подруги…».
Послание вам: «Докажи мне, что ты достоин моей любви!»
Послание себе: «Я не уверен(а) в собственной ценности и считаю себя недостойным(ой) любви. Мне необходимо, чтобы ты постоянно подтверждал(а) мою значимость, совершая подвиги ради меня».
«Разделяй и властвуй» — излюбленный прием токсичных родителей. Они сравнивают детей друг с другом, с соседями, с одноклассниками и случайными прохожими, чтобы таким образом «мотивировать» их постоянно сражаться за свое признание.
Не стоит и говорить, что это приводит чаще всего к соперническим и даже враждебным отношениям между братьями и сестрами. А когда родители сравнивают детей с собой же в их возрасте, они представляют идеальный образ себя, который может очень сильно отличаться от реального.
Лучшая реакция — конечно, как всегда, ничего не доказывать. И не поддаваться импульсу возненавидеть того самого «сына соседки», который, скорее всего, и не подозревает о собственной идеальности.
Варианты ответа: можно флегматично напомнить: «Но я — не Саша», или усмехнуться: «Ну пусть тогда Саша делает тебе ремонт и покупает продукты», или вообще перевести стрелки: «А я была бы рада, если бы ты была доброй и заботливой, как тетя Зина».
Как себе помочь? Ваши родители пытаются угрожать вам тем, что будут любить больше кого-то другого, но вам стоит осознать, что у них нет в рукаве козыря, потому что, кроме вас, они больше никому не нужны — тем более с их несносным характером, тем более каким-то воображаемым идеальным людям. И не забывайте, что вам нравится быть собой.
8. «Ты пока никто, чтобы рассуждать»
Варианты: «Я знаю лучше», «Поживи сначала с мое», «Закончи вуз», «Роди детей», «Ничего твоего тут нет».
Послание вам: «Я не собираюсь признавать тебя равным и не считаю тебя самостоятельной личностью. Подчиняйся мне, пока я жив(а)».
Послание себе: «Я не уверен(а) в себе и в своем статусе в обществе. Я ужасно боюсь потерять авторитет или признать, что я чего-то не знаю. Мне кажется, если я признаю свою неправоту, я превращусь в ничтожество, каким я себя иногда чувствую в глубине души. Мне необходимо постоянно подкреплять самооценку с помощью подавления тех, кто слабее меня, в том числе моих детей. В самостоятельном взрослом ребенке я вижу угрозу, а потому буду стараться держать его в подчиненном положении как можно дольше».
Типичная фраза авторитарных родителей, дети которых так никогда и не заслужат права считаться полноценными взрослыми. Каждый раз будут находиться новые отговорки, почему они «пока не доросли» до выбора профессии, отдельного жилья, собственной семьи и т. д. При этом такие родители активно мешают ребенку взрослеть, лишая его возможности принимать самостоятельные решения. Нередко после нескольких лет борьбы сын или дочь сдаются и смиряются с ролью вечного непутевого малыша.
Повлиять на авторитарных родителей словами невозможно. Единственное, что можно сделать, чтобы избавиться от контроля, — это как можно меньше от них зависеть.
Это трудно, потому что ради сохранения власти некоторые родители готовы покупать квартиры, дарить машины и содержать взрослых детей вместе с их партнерами и детьми. Но всё-таки свобода того стоит.
Вариант ответа: «Я услышал(а) твое мнение, но мне такое решение не подходит» или «Я знаю, что у тебя на всё есть свое мнение. Но если ты будешь выражать его в виде совета, а не приказа, я скорее к нему прислушаюсь».
Как себе помочь? Действительно выдающиеся люди могут быть авторитетными без оскорблений и угроз — а это явно не про ваших родителей. Постарайтесь рассмотреть в них домашних тиранчиков с раздутым и очень уязвимым чувством собственной важности и попробуйте научиться смеяться над их чванством и выпендрежем хотя бы наедине с собой.
9. «Кто тебя против родной матери настроил?»
Послание вам: «Ты стал(а) более независимым(ой) и больше мне не подчиняешься. Верни всё, как было!»
Послание себе: «Когда ты был(а) маленьким(ой) и полностью от меня зависел(а), я чувствовал(а) себя важным(ой) и нужным(ой). Из-за того, что теперь ты меньше нуждаешься во мне, я чувствую себя отвергнутым(ой). Только враг мог разрушить нашу идиллию».
Многим родителям трудно принять тот факт, что дети вырастают и начинают жить своей жизнью, им неподконтрольной. Некоторые считают идеальными отношениями слияние и созависимость — например, когда у взрослой дочери нет секретов от матери, она делится с ней всеми переживаниями, как с лучшей подругой. Или такие родители продолжают говорить о тридцатилетнем мужчине «наш мальчик», «наш ребенок». Любая попытка сепарации при этом воспринимается как трагедия.
Контролирующим родителям невыносима мысль о том, что они сами оттолкнули ребенка своей требовательностью и неуважением к его личному пространству. Поэтому они начинают искать врагов, испортивших такие чудесные (для них) отношения.
Чаще всего «разлучниками» назначаются партнеры детей или лучшие друзья, а иногда и психологи.
Отвечая на подобные фразы, не стоит поддаваться соблазну всеми силами доказывать, что ничего не изменилось, и вы — всё тот же «мамочкин крошка». Наоборот, не скрывайте того, что вы меняетесь.
Варианты ответа: «Да, мам, мне уже не 12 лет, у меня другие интересы. Если ты перестанешь меня опекать и относиться, как к малышу, мы сможем здорово проводить время вместе — как равные взрослые люди» или «Я меняюсь и становлюсь взрослым человеком, поэтому и наши отношения меняются, но ты всегда останешься для меня любимым отцом / любимой матерью».
Как себе помочь? Постарайтесь увидеть в родителе страшащегося одиночества ребенка. Если вы не собираетесь на самом деле рвать с ним отношения, приготовьтесь повторять, как попугай, что вы меняетесь и меняете стиль или частоту вашего общения, но это не значит, что вы меньше любите папу или маму. Есть шанс, что это поможет им легче принять вашу трансформацию во взрослого.
10. «Разве это повод для гордости»?
Варианты: «Получила красный диплом? Ну, денег он всё равно не принесет», «Повысили на работе? Ты всё пашешь, а давно замуж пора», «Женишься на ней? Никто получше на тебя, видно, не посмотрел?».
Послание вам: «Как ни старайся, ты никогда не будешь лучше меня».
Послание себе: «Я выстроил(а) внешний образ собственного превосходства, чтобы скрыть неуверенность в себе и страх быть разоблаченным. Чтобы укрепить мою хрупкую самооценку и не думать о собственной ничтожности, я буду постоянно осуждать и оценивать тебя».
Обесценивание достижений и соперничество с собственными детьми — поведение, свойственное родителям, склонным к нарциссичности. С одной стороны, они навязывают собственные амбиции детям, требуя соответствовать изначально завышенным ожиданиям, а с другой — испытывают зависть к малейшим их успехам.
Требуя от детей всё большего, чтобы чувствовать себя идеальными родителями, они обесценивают их достижения, чтобы побороть зависть и боязнь остаться на вторых ролях. Важно понимать, что нарциссы так поступают не из-за убежденности в своем величии, а, напротив, из-за глубокой неуверенности и страха быть разоблаченными.
Лучший способ нейтрализации — не участвовать в этом странном соревновании. Когда вы сами, а не родители, устанавливаете свою шкалу оценок и решаете, что для вас важно, а что нет, их оценки теряют свою власть.
Вариант ответа: «Да, именно этим я и горжусь. Жаль, что ты не можешь порадоваться вместе со мной, а только критикуешь».
Как себе помочь? Это очень трудно, но вам придется, во-первых, похоронить идею когда-либо добиться от родителя одобрения (возможно, вам нужно отгоревать ее, отплакать или отзлиться). Во-вторых, вам очень нужно найти людей, на оценку которых вы можете опираться, думая о своих достижениях, чтобы противопоставлять их мнение родительскому.
11. «Если ты так поступишь, я не переживу!»
Варианты: «У меня будет сердечный приступ» / «Умру от беспокойства за тебя».
Послание вам: «Ты отвечаешь за мои чувства. Если мне плохо, это твоя вина».
Послание себе: «В моем детстве на меня обращали внимание, только когда мне было плохо. Я не учился сам / не училась сама заботиться о себе, потому что тогда бы я лишился/лишилась и этого внимания. Теперь я не знаю других способов достучаться до близкого человека».
Это послание созависимого родителя, который считает даже взрослого ребенка частью себя, своим продолжением. И, конечно, не выносит его самостоятельных решений: в глазах такой матери или отца они столь же абсурдны, как если бы независимость объявила их рука или нога.
Созависимые родители склонны жестко контролировать своих детей и постоянно находят поводы для беспокойства за них. Некоторые родители готовы даже специально вредить своему здоровью (например, отказываться от помощи врачей, пропускать прием лекарств), чтобы продемонстрировать, как они страдают из-за вас.
Избавиться от их контроля очень трудно с моральной точки зрения, поскольку их беспокойство выдается за доказательство любви. Но поощрять такой шантаж опасно, в том числе и для самого родителя: он может заиграться и расшатать и без того расстроенные нервы, а вы в какой-то момент не сможете отличить «показательный» сердечный приступ от настоящего и не окажете человеку должной помощи.
Чтобы избавиться от давления, нужно, во-первых, как можно меньше посвящать контролирующего родителя в подробности своей жизни, чтобы у него было меньше поводов к вам придраться.
Во-вторых, следует возвращать родителю ответственность* за его чувства и состояние здоровья. Когда токсичный родитель получает в ответ на шантаж не бурю ваших эмоций, а спокойное предложение сейчас же записать его к профильному врачу, состояние его здоровья чудесным образом улучшается.
*Исключение составляет ситуация, в которой ваш родитель недееспособен и не может обойтись без вашей помощи. Чтобы избежать неглекта (вида насилия, заключающегося в оставлении недееспособного лица в опасности), убедитесь, что у зависимого от вас человека есть всё необходимое: еда, лекарства, контакт с нужными врачами, сиделка.
Читайте также
Варианты ответа: «Мама, если тебе так плохо, сходи к врачу / выпей успокоительного / давай я запишу тебя к психологу».
Как себе помочь? Угрозы болезнью, как и угрозы суицидом, переживаются очень трудно — никто не хочет считать себя виновным в болезни или смерти другого человека. Помните, что если человек дееспособный, то только он один принимает решения касательно своего здоровья и жизни — и никто не может разделить с ним эту экзистенциальную ответственность.
12. «Тогда я тебе не мать!»
Вариант: «Мне такая дочь / такой сын не нужна / не нужен».
Послание вам: «Делай так, как я хочу, или я тебя отвергну».
Послание себе: «Я вижу мир в черно-белом цвете и мыслю крайностями: всё или ничего. Если мои дети не идеальны, значит, они ужасны. Если мои дети не выполняют мои требования, значит, я пустое место».
Крайне категоричное черно-белое мышление типично для невротических личностей, которых в психологии называют пограничными (подробнее о них можно почитать здесь). Это значит, что их психическое состояние находится на границе между нормой и расстройством. При стрессе и сильных переживаниях они склонны впадать в панику и вести себя неадекватно.
Подобные фразы — это чистый шантаж и злоупотребление привязанностью. Но чаще всего манипулятор вовсе не имеет в виду полный разрыв отношений сию минуту. Он лишь хочет добиться немедленного «возвращения» ему чувства собственной значимости, которое должно проявиться в подчинении.
Эти фразы говорят, чтобы увидеть испуг, сожаление и услышать что-то в духе: «Нет, не делай этого, прости меня, я исправлюсь!» — и как раз этого манипулятору давать и не нужно. Можно, напротив, невозмутимо согласиться и реагировать со всей серьезностью: если прогоняют — уходить. Это подействует отрезвляюще. Либо же просто проигнорировать.
Варианты ответа: Реакция, которой не ожидает манипулятор, — это спокойное согласие и возвращение ему ответственности за его слова. Например: «Папа, ты действительно хочешь, чтобы я сейчас ушла и мы больше никогда не общались?» или «Мне очень жаль, что я тебе не нужен / не нужна. Но раз таково твое желание, я оставлю тебя в покое».
Как себе помочь? Родительские проклятья и отречения — это просто слова, причем слова эмоционально нестабильного человека. Они имеют над вами силу лишь до тех пор, пока вы верите в их власть и до ужаса боитесь быть отвергнутым. Если вы не боитесь (или, по крайней мере, способны не показывать свой страх), скорее всего, мать/отец убедится, что прием не сработал, и продолжит с вами общаться как ни в чем не бывало.
13. «Я тебя насквозь вижу»
Варианты: «Я тебя знаю лучше тебя самого». Есть еще угрожающий вариант — «Я про тебя что-то знаю и всем расскажу».
Послание вам: «Ты мой, я хочу тебя контролировать».
Послание себе: «Я не доверяю людям и даже боюсь их. Безопасны для меня лишь те, кого я могу полностью контролировать, — мои дети».
Даже про десятилетнего ребенка мама и папа знают не всё, и, конечно, никто не обладает способностью видеть других насквозь. А обращенные ко взрослым мужчинам и женщинам, такие высказывания и вовсе абсурдны, но это не снижает их действенности: вы привычно напрягаетесь и начинаете нервно гадать, что же такого нехорошего узнали про вас родители и чем это вам грозит.
На самом деле это только способ родителя заявить о своей неоспоримой власти и праве контролировать ребенка. Проявляя страх и тревогу, вы подтверждаете эту власть. Так что эффективнее всего показать, что вы не воспринимаете эти заявления всерьез.
Угрозы «разоблачением» (перед мужем, друзьями, коллегами) говорят прежде всего о том, что такой родитель глубоко стыдится какого-то своего реального или мнимого недостатка и боится оказаться разоблаченным. Подвох в том, что чаще всего так себя ведут родители, которые на самом деле совсем не знают своих взрослых детей. Они создали в воображении некий фантастический образ ребенка, а к его реальным переживаниям остаются слепы и глухи.
Вариант ответа: «Раз ты видишь меня насквозь, угадай, чего бы я хотел(а) сейчас?» Обезоруживает «разоблачителей» легкое бесстыдство: «Да пожалуйста, мне нечего стыдиться» или «Я этого не стыжусь, я этим горжусь».
Как себе помочь? Чтобы не бояться разоблачения, придется принять все свои склонности и увлечения и найти в них свои достоинства. Думайте о том, что сделали свой выбор и вам он нравится.
Источник
- женский род, единственное число, полная форма , положительная степень
- родительный , дательный , творительный , предложный падежи
1) плохой – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, именительный падеж
определение
именная часть сказуемого
2) плохой – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, винительный падеж
определение
3) плохой – женский род, единственное число, полная форма, положительная степень, родительный падеж
определение
4) плохой – женский род, единственное число, полная форма, положительная степень, дательный падеж
определение
5) плохой – женский род, единственное число, полная форма, положительная степень, творительный падеж
определение
именная часть сказуемого
6) плохой – женский род, единственное число, полная форма, положительная степень, предложный падеж
определение
Склонение имени прилагательного по падежам
Падеж | Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число |
---|---|---|---|---|
Именительный падеж | Какой? плохой, худший, наихудший | Какое? плохое, худшее, наихудшее | Какая? плохая, худшая, наихудшая | Какие? плохие, худшие, наихудшие |
Родительный падеж | Какого? плохого, худшего, наихудшего | Какого? плохого, худшего, наихудшего | Какой? плохой, худшей, наихудшей | Каких? плохих, худших, наихудших |
Дательный падеж | Какому? плохому, худшему, наихудшему | Какому? плохому, худшему, наихудшему | Какой? плохой, худшей, наихудшей | Каким? плохим, худшим, наихудшим |
Винительный падеж | Какого? Какой? плохой, плохого, худшего, худший, наихудшего, наихудший | Какого? Какое? плохое, худшее, наихудшее | Какую? плохую, худшую, наихудшую | Каких? Какие? плохие, плохих, худшие, худших, наихудшие, наихудших |
Творительный падеж | Каким? плохим, худшим, наихудшим | Каким? плохим, худшим, наихудшим | Какой? плохою, плохой, худшею, худшей, наихудшею, наихудшей | Какими? плохими, худшими, наихудшими |
Предложный падеж | О каком? плохом, худшем, наихудшем | О каком? плохом, худшем, наихудшем | О какой? плохой, худшей, наихудшей | О каких? плохих, худших, наихудших |
Краткая форма
Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число |
---|---|---|---|
Каков? плох | Каково? плохо | Какова? плоха | Каковы? плохи |
Степени сравнения
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень |
---|---|---|
плохой | похуже, хуже | худший |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора: Найти
Качественными называются прилагательные, которые обозначают:
- признаки предмета, воспринимаемые органами чувств (запах, вкус, цвет, звук, тактильные свойства, температура): ароматный, сладкий, сиреневый, громкий, шершавый, холодный;
- внешние, возрастные, физиологические, интеллектуальные признаки людей и животных, а также черты характера: престарелый, молодой, хромой, добрый, хитрый, умный, заботливый;
- размер, форму, вес, место расположения предметов: высокий, длинный, прямой, круглый, просторный, тяжёлый;
- оценку говорящего: удобный, обидный, приятный.
Качественные прилагательные могут:
- образовывать пары синонимов и антонимов: молодой — юный, длинный — короткий;
- образовывать сравнительные степени: умный — умнее — умнейший;
- образовывать краткие формы: заботливый — заботлив, приятный — приятен;
- сочетаться с наречиями меры и степени: очень тесный, весьма умный, довольно молодой;
- образовывать наречия с окончаниями на -о/-е/-и: красиво, обидно, блестяще, зверски.
Качественные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Полные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и могут склоняться по родам, числам и падежам.
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «какое?», «какую?», «каких?», «какие?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьего?», «чей?», «чьё?», «чью?», «чьих?», «чьи?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «каких?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьего?», «чьей?», «чьих?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какому?», «какой?», «каким?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьему?», «чьей?», «чьим?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «каким?», «какой?», «какими?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьим?», «чьей?», «чьими?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «о каком?», «о какой?», «о каких?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «о чьём?», «о чьей?», «о чьих?»
Степени сравнения прилагательных в русском языке
Степени сравнения свойственны качественным прилагательным. Степени сравнения прилагательных в русском языке образуются при участии формообразующих суффиксов и с помощью слов «более», «менее», «самый», «всех».
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у него в большей или меньшей степени. В соответствии с этим у прилагательных выделяют две степени сравнения:
- сравнительную степень;
- превосходную степень.
По форме каждая степень сравнения может быть простой (состоит из одного слова) и составной (складывается из двух слов).
Формы сравнительной степени прилагательных
Образование простой сравнительной степени
Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например:
Сегодня летняя ночь была светлее вчерашней.
Сравним:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).
В первом предложении описывается летняя ночь, которая была не просто светлая, как сообщает русский писатель В. Шукшин, а светлее, то есть признак предмета выражен более интенсивно. Это достигается с помощью формообразующих суффиксов -е, -ее. Так образуется простая сравнительная степень качественных прилагательных, например:
- резкий — резче;
- веселый — веселее;
- полезный — полезнее;
- радостный — радостнее;
- хороший — лучше;
- плохой — хуже.
У некоторых прилагательных при образовании простой степени сравнения меняется корень слова, то есть это супплетивные формы.
- сладкий — слаще;
- чистый — чище;
- жидкий — жиже;
- тихий — тише;
- тонкий — тоньше;
- яркий — ярче;
- звонкий — звонче;
- близкий — ближе;
- глубокий — глубже.
Форма простой сравнительной степени прилагательных может быть образована с помощью приставки по- и суффиксов -е, -ее:
- длинный — длиннее, подлиннее;
- далекий — дальше, подальше;
- крутой — круче, покруче;
- дешёвый — дешевле, подешевле.
Прилагательные с приставкой по- свойственны разговорной речи.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени — это неизменяемые слова. У них не определяется число, род и падеж.
В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:
Я теперь скромнее стал в желаньях (С. Есенин).
Дайте мне книгу (какую?) поинтереснее.
Также обратим внимание, что некоторые качественные прилагательные не образуют простой степени сравнения:
слова древнего происхождения:
прилагательные со значением цвета:
названия мастей животных:
слова, образованные путем перехода относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:
- -ск- : дружеский, комический, человеческий, издевательский, юмористический;
- -ов— : деловой, огневой, передовой, боевой;
- -н- : наливной, напускной, наживной, лишний;
- -л- : хриплый, загорелый, рослый, усталый, жилой.
В некоторых случаях придет на помощь составная сравнительная степень прилагательных.
Образование составной сравнительной степени
Составная сравнительная степень имен прилагательных образуется с использованием начальной формы прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода) и с помощью слов «более», «менее», например:
- загорелый — более/менее загорелый;
- усталый — более/менее усталый;
- товарищеский — более/менее товарищеские отношения.
Составные формы прилагательных имеют более книжный характер по сравнению с простыми.
Образование превосходной степени
Превосходная степень сравнения имен прилагательных показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например:
Ближайшая деревня будет в пятнадцати километрах отсюда.
Мы считаем, что наши доводы самые убедительные.
Рассматриваемая степень сравнения прилагательного также имеет простую и составную форму.
Простая форма превосходной степени образуются суффиксальным путем присоединения к основе слова формообразующих суффиксов -ейш-, -айш-:
- умный — умнейший;
- красивый — красивейший;
- близкий — ближайший;
- крепкий — крепчайший.
Понаблюдаем, что суффикс -айш- участвует в образовании формы прилагательного с основой на заднеязычные согласные «г», «к», «х»:
- низкий — нижайший поклон;
- строгий — строжайший запрет.
Укажем трудные формы прилагательных:
- дорогой — дражайший;
- короткий — кратчайший;
- тяжёлый — тягчайший.
Для усиления превосходной степени иногда используется приставка наи-, которая подчеркивает высокую, до предела степень качества предмета, например:
- умный — наиумнейший;
- сильный — наисильнейший;
- хороший — лучший — наилучший.
Составная форма превосходной степени прилагательных
Её роднит с простой составной сравнительной степенью то, что она также складывается из начальной формы прилагательного (единственное число, мужской род, именительный падеж), но её образуют другие слова — «самый», «наиболее», «наименее», например:
- легкий — самый легкий, наиболее/наименее лёгкий;
- грустный — самый грустный, наиболее/наименее грустный.
Это первый способ образования превосходной степени сравнения. Существует и второй:
сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»), например:
- интересный — интереснее всех;
- громкий — громче всех;
- слабый — слабее всех.
Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам.
Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках (Ю. Нагибин).
О самой грустной поре листопада русскими поэтами сложено множество прекрасных стихов.
Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
Несоблюдение морфологических норм образования сравнительных степеней прилагательных вызывает возникновение подобных речевых ошибок:
- эта лента краснее этой;
- эта конфета слаже той вместо слаще;
- платье оказалось коротковатее вместо короче;
- твой голос звончее вместо звонче;
- характер твердее вместо тверже;
- ты более умнее вместо более умный;
- форвард более быстрее вместо более быстрый;
- выводы более глубже вместо более глубокие;
- кисель стал более жиже вместо более жидким;
- это самая известнейшая мелодия вместо самая известная;
- самый тончайший намёк вместо самый тонкий намёк.
С точки зрения морфологической нормы русского языка недопустимо соединять формы простой сравнительной и составной степеней в одну.
Неправильно говорить:
- более лучшие условия;
- более худшие привычки.
Чтобы усвоить морфологические нормы образования степеней сравнения прилагательных в русском языке, выполним упражнение.
Упражнение
Укажем номера предложений, в которых является правильным первый вариант ответа:
- Наши связи с российскими вузами становятся (более крепкими, более крепче).
- (Ближейший, ближайший) медпункт находится в километре от нас.
- Новое платье (более короче, короче), чем то, что было на мне вчера.
- Эти факты требуют (самого серьёзного, самого серьёзнейшего) анализа.
- Артист цирка смог выполнить (более сложнейший, более сложный) трюк без дублей.
- В истории фигурного катания эта пара сыграла (самую важнейшую, самую важную) роль.
- Яркие жёлтые тюльпаны (более радостнее, радостнее) в лучах весеннего солнца.
- Вторая часть романа (менее интересная, менее интереснее).
Видеоурок «Образование степеней сравнения имён прилагательных»
источники:
https://www.calc.ru/Normy-Upotrebleniya-I-Obrazovaniya-Stepeney-Sravneniya-Prila.html
https://pishugramotno.ru/morfologiya/%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B9
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/stepeni-sravneniya-prilagatelnyih.html