Библиографическое описание:
Мокрополова, И. Ю. Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка / И. Ю. Мокрополова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 175-179. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9913/ (дата обращения: 13.02.2023).
Актуальность.Согласно статистическим данным, поколение, рожденное в 1960–80-х годах, намного грамотнее нынешней молодежи. Сегодняшние ребята учатся печатать раньше, чем писать ручкой, очень мало читают. Но тем не менее умение писать грамотно, без ошибок, никогда не утратит своей актуальности, потому как знания так же, как и классическая музыка, ценятся во все времена.
Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Одни дети справляются с этой задачей правильно и легко, иногда даже не задумываясь. Тогда мы говорим о врожденной грамотности. Другим надо больше времени, чтобы решить орфографическую задачу. У третьих эта задачка может совсем не решиться.
Важным звеном в обучении правописанию является самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “Общий принцип исправления ошибок, — говорит Н. С. Рождественский, — сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…”. Нахождение ошибок в работе и их исправление, определение причин трудностей, нахождение путей их исправления — это не что иное, как результат, прописанный в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. К сожалению, в практике не редко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей сознательных орфографических навыков.
Новизна предлагаемого опыта состоит в сочетании элементов известных методик и её применения в работе учителя начальных классов.
Цель— разработка эффективной системы работы над ошибками
Технология опыта
Важное значение для формирования орфографической грамотности обучающихся имеет правильно организованная работа над ошибками. Она является продолжением той аналитико-синтетической деятельности, которая проводилась на предшествующих этапах овладения орфографическим навыком.
Условия эффективности работы над ошибками
Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от:
систематичности её проведения;
разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;
от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;
от наличия индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Создание ииспользование вучебной деятельности «Памятки для работы над ошибками»
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с формирования самостоятельного нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте учитель выдает “волшебный квадрат”. Это квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т. д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.
В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой “Работа над ошибками”. В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, выполняя работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом. Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы “РНО”, что означает “работа над ошибками”. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.
Аналогичная работа проводиться при заполнении “дырок” в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать “дырки”. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т. е. “дырки”. Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы.
Ещё один интересный прием. Он подходит для детей более старшего возраста. Класс разбивается на несколько малых групп по 3 человека. Ошибки в работах учащихся не исправляются, а фиксируются учителем на полях тетради в виде условных обозначений, принятых в данном классе (палочки или галочки на полях, номера орфограмм и пунктограмм и др.). Перед каждой группой ставится задача с помощью самопроверки по эталону или взаимопроверки найти и исправить ошибки, а затем на ватмане ярко и красочно, используя цветные карандаши, фломастеры, маркеры оформить сигнальную таблицу-«запоминалку», аналог демонстрационных карточек или таблиц «дежурных слов». В таблице могут быть размещены слова и предложения с ними, графические условные обозначения, рисунки.
Организация иметодика проведения урока работы над ошибками
Этапы организации рефлексивной деятельности на уроке:
1. Содержательная рефлексия.
Цель: выявить собственные затруднения.
Ход действий: У каждого ребенка есть карта ошибок, которая заполняется самим ребенком после проведения проверочных работ. Анализируя свою работу и заполняя карту, ребенок сам определяет те затруднения, которые у него возникли. На этом этапе он определяет, с каким видом орфограмм ему нужнее всего поработать в данное время на уроке (или серии уроков) (на начальном этапе вид орфограмм определяет учитель и заносит в таблицу «Карта ошибок»). Фактически ребенок осуществляет содержательную самооценку и определяет, что необходимо было знать и уметь, чтобы написать без ошибок, как он действовал, чтобы записать слово, чего он еще не знает или не умеет, чтобы решить данную орфографическую задачу.
Вариант 1
Карта ошибок |
|||||||||
Виды орфограмм |
Дата написания работы |
||||||||
1. Орфограммы слабых позиций: |
|||||||||
Безударные гласные в корне |
|||||||||
Парные согласные в слабой позиции |
|||||||||
В падежных окончаниях существительных |
|||||||||
В падежных окончаниях прилагательных |
|||||||||
В окончаниях глаголов |
|||||||||
В приставках |
|||||||||
В суффиксах |
|||||||||
2. Орфограммы сильных позиций |
|||||||||
Гласные после шипящих |
|||||||||
Обозначение звука {й’} при помощи ъ или ь |
|||||||||
Гласные О и Е после шипящих |
|||||||||
Окончание –ОГО,-ЕГО прилагательных |
|||||||||
ТСЯ или ТЬСЯ в глаголах |
|||||||||
3. Другие орфограммы |
|||||||||
Большая буква |
|||||||||
Отдельное написание предлогов |
|||||||||
НЕ с глаголом |
|||||||||
2. Планирование.
Цели:
- наметить пути ликвидации своих затруднений;
- выявить трудности в конкретной операции.
Ход действий: Дети группируются по типу ошибок и работают в специальной тетради, где фиксируется трудность. Они восстанавливают развернутый способ действий при проверке данной орфограммы и с помощью короткого текста выявляют этап, на котором испытывают затруднение. Каждый фиксирует свой результат с помощью условных обозначений: «-» — у меня не все получается; «+» — я стараюсь, чтобы у меня все получилось, но еще могу ошибиться; «+» — я доволен своим результатом, я умею это делать.
СПОСОБ РАБОТЫ |
Мой результат |
|||
1. Запись слова с пропуском слабой позиции |
+ |
|||
2. Нахождение корня слова |
+ |
|||
3. Подбор других слов с тем же корнем |
— |
|||
4. Нахождение среди подобранных слов того, в котором нужный звук в корне находиться в сильной позиции |
+ |
|||
5. Обозначение звука в слабой позиции буквой, которой передается звук в сильной позиции в том же корне |
— |
3. Практическая деятельность детей, взаимодействие.
Цель: практическое освоение способа действия
Ход действий: Из предложенных материалов ребенок сам выбирает сложность и объем заданий. Он составляет, раскладывает слова и буквы, контролирует свою работу (сам, в паре, совместно с учителем), а затем записывает результат в тетради.
В октебре дует реский ветер.
Он нисет па дорошкам желтые
Листья. Сизый дымок веся из
Труп. Собака Барбос спит в бутке.
Исправь ошибки, положив сверху правильную букву. Докажи, что ты прав. Запиши исправленный текст.
4. Рефлексивный контроль.
Цель: подключение детей к оценке результатов работы, организация содержательного «отчета» детей о выполнении своего плана (дети могут высказываться по желанию).
Ход действий: На этом этапе группы собираются вместе, чтобы подвести итог и ответить на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Какую пользу извлекли? Чему учились? и т. д.
Высказывания детей звучат так: «Я теперь понял, как надо действовать при проверке». «Мне понравилось находить и исправлять ошибки». «Мне было трудно выполнять задание, но теперь я знаю, какое окончание писать». «Я буду дальше учиться проверять слова» и т. д.
Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя.
Можно использовать на практике такой вид работы:
1. Тема: Правописание парных согласных в корне слова.
Цель: проверить уровень сформированности умений находить парную согласную в корне слова, проверять её по алгоритму, безошибочно записывать слова с парной согласной в корне слова.
Текст работы:
Оценочный лист работы:
Основные умения |
№задания |
Прогностическая оценка |
Итоговая оценка |
Итоговая работа по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.
2. Мои умения по русскому языку по теме «Основной закон русского письма».
Темы |
ТДР (вход) |
ПР 1 |
ПР 2 |
ТДР (выход) |
Умею составлять звуковую запись слова |
||||
Умею выделять сильные и слабые позиции |
||||
Умею выделять значимые части слова |
||||
Умею составлять фонемную запись слова с «дырками» |
||||
Умею подбирать проверочные слова |
||||
Умею составлять фонемную запись слова без «дырок» |
||||
Умею составлять буквенную запись слова |
3. Моя работа по исправлению ошибок [4,c. 9].
№ |
Умение |
Задание |
Как я выполнил задание |
Как нужно было выполнить задание |
В чем была моя ошибка |
Коррекционное задание учителя |
Коррекционное задание ученика |
1. |
|||||||
Заключение.
Обобщив всё сказанное выше, система работы по исправлению ошибок строится следующим образом:
1) Использование “Волшебного квадрата” при самостоятельном нахождении ошибок в 1 классе.
2) Использование цифрового обозначения орфограмм.
3) Дифференцированное исправление ошибок учителем.
4) Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.
5) Заполнение пропусков в словах с “дырками”, пользуясь цифровым обозначением орфограмм.
6) Использование памятки в работе над ошибками.
Нет необходимости доказывать, что данные приёмы работы над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила. Самое важное в работе над ошибками — добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
Педагог же включается в новую для него деятельность и овладевает ею точно так же, как ученик. Возникает необходимость «взращивания» рефлексивных способностей педагога, так как все компоненты учебной деятельности пронизаны рефлексией.
Практика убеждает в том, что способы рефлексии могут быть однотипны. Дети, решая учебную задачу на уроках, отделяют «знаю» от «не знаю», «умею» от «не умею». Такие же задачи решает и педагог, определяя границы своих возможностей, действуя по формуле «я знаю, что я это умею или не умею».
Таким образом, я думаю, чтобы получить новое качество начального образования, педагогу начальной школы сейчас необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить.
Литература:
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика?. — М.: Просвещение, 1991.
- Виноградова Н. Научно-методический журнал Начальное образование № 2. — М.: Издательство «Русский журнал», 2006.
- Горецкий В. Г. Методический журнал Начальная школа № 2. — М.: «Начальная школа», 2006.
- Горецкий В. Г. Методический журнал Начальная школа № 10. — М.: «Начальная школа», 2006.
- Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Библиотека развивающего обучения. Выпуск 6. — Томск: «Пеленг», 1992.
- Давыдовские чтения в Сибири. Выпуск 2. Школа развивающего обучения (делимся опытом). — Томск: «Пеленг», 2006.
- Олисова Л. Г. Школа развивающего обучения. Мониторинг. — Томск: «Пеленг», 2002.
- Олисова Л. Г. Развивающее обучение: проблемы становления учителя. — Томск: «Пеленг», 2003.
- Осипова М. П. Воспитание второй класс. — Мн.: «Интерпрессервис»; «Экоперспектива», 2003.
- Петровский А. В. Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1977.
- Райская Л. М. Вестник. Выпуск 3. — Томск: «Пеленг», 2001.
- Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В. Программа развивающего обучения русскому языку 1–4 классы. — Томск: «Пеленг», 1997.
- Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. — Томск: «Пеленг», 1997.
- Соловейчик А. Газета Начальная школа № 15. — М.: Издательский дом «Первое сентября», 2008.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск: «Пеленг», 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, работа, ребенок, слово, учитель, ход действий, цифровое обозначение орфограмм, корн слова, орфографическая задача, слабая позиция.
Похожие статьи
Методические приемы по формированию адекватной самооценки…
ошибка, работа, ребенок, цифровое обозначение орфограмм, ход действий, учитель, слово, слабая позиция, орфографическая задача, корн слова.
Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале…
Ключевые слова: орфограмма, классификация орфограмм, орфографическая зоркость, орфографическая задача.
– Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. – Закрой текст. Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта…)
Развитие орфографической зоркости у младших школьников
орфографическая зоркость, орфограмма, орфографическая задача, слово, орфографическая грамотность, русский язык, проблема, задача, начальная школа, этап работы. Формирует ли орфографическую зоркость письмо «с окошками»?
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Правописание гласных и согласных в корне слова (принисет, отцвитает, алея…) Изменение имён прилагательных по падежам (утренния…)
Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Развитие орфографической зоркости учащихся в средних классах
орфографическая зоркость, слово, орфограмма, орфографическая задача, грамотное письмо, выборочное списывание, орфографическое действие, предупреждение ошибок, Работа, вид орфограмм.
Основные проблемы формирования орфографической зоркости…
Ключевые слова: орфограмма, классификация орфограмм, орфографическая зоркость, орфографическая задача.
Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале… Ключевые слова: орфографическая грамотность, полиэтнический состав, трудности русской…
Развитие орфографической зоркости в начальной школе
‒ проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки
По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над ошибкой, составляем памятку.
Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале…
Ключевые слова: орфограмма, классификация орфограмм, орфографическая зоркость, орфографическая задача.
– Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. – Закрой текст. Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта…)
Как работать над ошибками в начальной школе
Учитель подчёркивает слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место в слове. На полях выносится номер орфограммы.
В тексте учитель не делает никаких помет, на полях ставит знак орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид…
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ.
Развитие орфографической зоркости
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.
Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил , на которые допущены ошибки , от подготовленности класса , от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. К этим приёмам относятся : 1) самостоятельное исправление учащимся ошибок , отмеченных учителем особыми знаками на полях; 2) самостоятельное объяснение учащимся правописание тех слов , в которых ими были допущены ошибки; 3) подбор проверочных слов к данным словам; 4) выбор слов из ”Cловаря ” для сопоставления и проверки написания их; 5) взаимопроверка работ учащимся ; 6)подбор аналогичных примеров с данной орфограммой; 7)подбор примеров, противоположных по написанию;
письменный орфографический разбор или разбор по составу слова; 9) выписывание слов и словосочетание из текста диктанта с определёнными орфограммами и составление с ними предложений и связанных рассказов и др. При этом не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т.е.являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил.
Нет необходимости доказывать , что приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками , названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
К сожалению, в практике учителей нередко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей сознательных орфографических навыков. Часто эта работа сводится к тому , что предложение или слово, в котором допущена ошибка, выписываются на доске, правописание слова объясняется, затем подбирается несколько примеров на данное правило. При этом детям приходится непрерывно переключать свое внимание с одного правила на другое. Это ведёт, конечно, к неглубокому , поверхностному анализу ошибок. Знание и навыки учащихся по орфографии при такой работе над ошибками не закрепляются. Подобный «анализ» ошибок отнимает много времени , но никаких существенных результатов не дает.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Проверив письменные работы детей, учитель должен отметить те группы ошибок , которые являются типичными в данном случае для всех детей и над которыми надо основательно поработать в классе коллективно. Здесь отрабатываются, как сказано выше, наиболее типичные и грубые ошибки ,а дома учащиеся работают над остальными индивидуальными ошибками. Причём успех в домашней работе зависит от того , насколько обучающей была эта работа на уроке.
Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть: а) ознакомление учащихся с результатами письменной работы; б) повторение соответствующего теоретического материала; в) показ учителем приёмов работы над ошибками; г) упражнение в закреплении данных орфограмм; д) задание на дом.
Чтобы не притуплялось орфографическое внимание учащихся , необходимо применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать.
Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их « Памяткой самостоятельной работы над ошибками». В этой « Памятке» даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. Например, работая над ошибками на безударные гласные в корне слова, учащиеся руководствуются такими указаниями: 1) разбери слово по составу, определи корень; 2) поставь ударение, подчеркни безударные гласные в корне слова; 3) подбери родственные ( однокоренные) слова с ударением на проверяемом гласном; 4) составь с обоими словами по одному предложению. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками на первых порах: она побуждает детей выполнять работу не наугад а вдумчиво, на основе анализа материала и применение правил.
Полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных словариков с разделом «Мои ошибки» или «конвертов» со словами, где ими были допущены ошибки. Такие слова учитель должен включать в тренировочные упражнения , творческие и контрольные работы.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после соответствующей подготовки школьников к её выполнению. Поэтому , прежде чем проводить урок работы над ошибками, нужно проверить письменную работу, выявить типичные ошибки и уже на основании этого предложить детям предварительное задание: повторить правила, которые нарушены большинством учащихся. Такое задание выполняется до урока работы над ошибками. В этом случае дети придут на урок подготовленными, следовательно, учитель сможет, опираясь на воспроизведённые знания по теоретическому материалу, организовывать работу над ошибками в плане закрепления нарушенных правил. Так урок работы над ошибками превращается в урок закрепления, т.е. в работу по формированию у учащихся навыков грамотного письма.
Фронтальная работа над ошибками , типичными для всего класса , необходима для усвоения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения , когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками. Возникают трудности из-за разнородности ошибок и различного темпа работы учащихся.
Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Если для правописания слов с непроизносимыми согласными достаточно подобрать как можно больше подобных слов, написать, запомнить их правописание , подчеркнув непроизносимые согласные , и найти к ним проверочные слова, то для правильного написания гласных в корне слова необходимо подобрать родственные слова ,выделить в них корень, написать, поставить знак ударения в родственных словах и подчеркнуть проверочные слова. Для правописания слов с глухими и звонкими согласными необходимо найти в учебнике и повторить соответствующее правило и выполнить упражнение , подтверждающее это правило.
КАК НАДО РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ
( ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА)
1.Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно подели его на слоги. Подчеркни букву которую , обозначь ударение.
2.Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части речи находиться твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу .
3. Если ошибка в приставке , узнай у учителя или в учебнике , как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4.Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши ещё несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5.Если ошибка в суффиксе, узнай , как он пишется, и напиши ещё два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
6.Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
7.Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относиться. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8.Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределённую форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
В.А.Флеров писал: «…Ни под каким видом нельзя допускать, чтобы дети видели, а тем более писали слова орфографически неправильно».
Большое внимание работе над ошибками и их предупреждению удалено в трудах Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского, Н.Н.Алгазиной и др.
В работе «Обучение орфографии в начальной школе» Н.С.Рождественский отмечает, что важными условиями работы над ошибками являются учет ошибок, их предупреждение и преодоление.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у учащихся орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. «Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С.Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…»
Проводя работу над орфографическими ошибками, учитель воспроизводит знания детей по отдельным правилам орфографии, на которые ими были допущены ошибки, дает образцы объяснения ошибок, закрепляет навыки правописания, а также готовит учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Кроме того, учитель указывает, в чем заключается ошибка ученика, как надо ее исправить и почему исправить таким образом.
Чтобы добиться эффективности работы на уроке, посвященном работе над ошибками, учитель отбирает для такого урока наиболее типичные ошибки.
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.
Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий.
К этим приемам относятся:
- Самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;
- Самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
- Подбор проверочных слов к данным словам;
- Выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки написания их;
- Взаимопроверка работ учащихся;
- Подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
- Подбор примеров, противоположных по написанию;
- Письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
- Выписывание слов и словосочетаний из текста с определенными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.
При этом не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т.е. являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил.
Такие приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
Работа над ошибками должна проводиться в определенной системе и начинаться с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Проверив письменные работы учащихся, учитель должен отметить те группы ошибок, которые являются типичными в данном случае для всех детей и над которыми надо основательно поработать в классе коллективно. Здесь отрабатываются наиболее типичные и грубые ошибки, а дома учащиеся работают над остальными индивидуальными ошибками. Причем успех в домашней работе над ошибками зависит от того, насколько обучающей была эта работа на уроке.
Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть:
1) ознакомление учащихся с результатами письменной работы;
2) повторение соответствующего теоретического материала;
3) показ учителем приемов работы над ошибками;
4) упражнения в закреплении данных орфограмм;
5) задание на дом.
Чтобы не притуплялось орфографическое внимание учащихся, необходимо применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы школьников активно мыслить, творчески работать.
Чтобы облегчить учащимся самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками». В этой «Памятке» даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. Например, работая над ошибками на безударные гласные в корне слова, учащиеся руководствуются такими указаниями:
- разбери слово по составу, определи корень;
- поставь ударение, подчеркни безударные гласные в корне;
- подбери однокоренные слова с ударением на проверяемом гласном;
- составь с обоими словами по одному предложению.
Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками на первых порах: она побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала и применения правил.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после соответствующей подготовки школьников к ее выполнению. Поэтому, прежде чем проводить урок работы над ошибками, нужно проверить письменную работу, выявить типичные ошибки и уже на основании этого предложить детям предварительное задание: повторить правила, которые нарушены большинством учащихся. В этом случае дети придут на урок подготовленными, следовательно, учитель сможет организовать работу над ошибками в плане закрепления нарушенных правил. Так урок работы над ошибками превращается в урок закрепления, т.е. в работу по формированию у учащихся навыков грамотного письма.
Фронтальная работа над ошибками, типичными для всего класса, необходима для усвоения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками. Возникают трудности из-за разнородности ошибок и различного темпа работы учащихся.
Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Если для правописания слов с непроизносимыми согласными достаточно подобрать как можно больше подобных слов, написать, запомнить их правописание, подчеркнув непроизносимые согласные, и найти к ним проверочные слова, то для правильного написания гласных в корне необходимо подобрать родственные слова, выделить в них корень, написать, поставить знак ударения в родственных словах и подчеркнуть проверочные слова. Для правописания слов с глухими и звонкими согласными необходимо найти в учебнике и повторить соответствующее правило и выполнить упражнение, подтверждающее это правило.
Необходимо вести систематический учет грамотности детей, так как он дает наглядное представление о состоянии грамотности учеников, о различных категориях ошибок, общих для всего класса. По мере овладения умением самостоятельно выполнять задания организуется индивидуальная самостоятельная работа над ошибками по карточкам. Каждому ученику рекомендуется повторить соответствующее правило. Это правило ученик отвечает учителю либо перед тем, как приступить к выполнению упражнения, либо в процессе самостоятельной работы.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками имеет большое значение. При такой организации работы ученик действительно приучается работать самостоятельно. Имея в руках задание, которое он должен выполнить сам, не заглядывая в тетрадь соседа и не списывая механически с доски готовое решение, ученик начинает по-настоящему учиться, задумываться над написанием слов. При организации самостоятельной работы время каждого ученика используется целесообразно.
Учитель, пользуясь тем, что все дети заняты работой, может уделить внимание слабоуспевающим, дать им дополнительные разъяснения. Для тех, кто в последней контрольной работе не допустил ошибок, дается дидактический материал, стимулирующий творческую деятельности: составление рассказов по данным словам, по плану (с включением опорных слов и оборотов), по картине.
При систематической организации самостоятельной работы над ошибками растет возможность уменьшить объем домашних заданий, так как значительная часть материала усваивается во время самостоятельных занятий под непосредственным руководством учителя.
Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками необходимо использовать памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку.
Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила.
Как надо работать над ошибками (памятка для ученика)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
- Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
- Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
- Если ошибка в приставке, вспомни, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
- Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
- Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание.
- Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
- Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола.
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются: 1) самостоятельное отыскивание и исправление ошибок; 2) самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков; 3) самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки; 4) работа с орфографическим словарем; 5) выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки.
Для математики популярная поговорка «умные люди учатся на чужих ошибках» практически не работает, так как ошибка в большинстве случаев является необходимой и полезной, ведь она позволяет определить пробелы в знаниях школьника и своевременно их устранить. Главное – правильно относится к ошибке и ее правильно ее использовать.
Тем более обидно получать глупые ошибки, которые вызваны невнимательностью обучающихся, пропусками переменных, случайными потерями знаков, скобок и другими различными ляпами.
Для того чтобы снизить вероятность ошибок, необходимо использовать различные методики предупреждения типичных ошибок, что будет в итоге способствовать повышению уровня математической подготовки школьников.
Разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания
Организация работы обучающихся, направленной на анализ и исправление допущенных недочетов называется работой над ошибками. Ее основной целью является разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Правильно организованная работа обучающихся обеспечивает:
-
дифференцированный подход к обучению;
-
является профилактикой будущих ошибок;
-
позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей;
-
формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
Грамотный, творческий подход учителя к организации работы над ошибками создает условия для развития адекватного отношения обучающегося к ошибкам, умение работать с ними.
Можно говорить о том, что, после проведения работы над ошибками итоговая оценка отражает действительный уровень усвоения знаний и умений обучающихся. Существует практика, когда некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую проведенную работу. При этом, часто бывает, что после работы над ошибками, отметка за проверяемую работу повышается (как правило на один бал).
Обычно, работа над ошибками проводится в классе, под руководством учителя, но может проводиться и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель считает возможным дать выполнение работы над ошибками в качестве домашнего задания, он должен убедиться, что все обучающиеся знают и помнят основной алгоритм действий по выполнению работы. Целесообразно, каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий. Кроме этого, необходимо предварительно, на уроке провести общий анализ допущенных ошибок.
В классе, работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Работе над ошибками может быть посвящен, как весь урок, так и его часть. Это зависит от характера и количества видов ошибок, от уровня самостоятельности обучающихся и т.п. По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке выделяют несколько основных этапов:
-
консультация;
-
коррекция знаний и умений;
-
диагностика результатов;
-
оценочная деятельность.
По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Рассмотрим несколько вариантов проведения работы над ошибками
В начале урока, после проведения общего анализа проверенной работы, учитель просит поднять руку тех обучающихся, которые допустили ошибки при выполнении первого задания. К доске приглашается один из обучающихся, который будет выполнять и комментировать аналогичное задание у доски. Обучающийся определяется либо по его желанию, либо по решению учителя. Остальные обучающиеся выполняют работу у себя в тетрадях. Затем все самостоятельно решают задание проверочной работы. Таким образом, дети прорешивая аналогичное задание, прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и остальными обучающимися. Такой подход целесообразен, когда в данном задании большинство обучающихся допустили ошибки.
Следующая форма работы используется, когда один, или несколько обучающихся допустили ошибки в задании, которое большинство обучающихся выполнили правильно. При данной форме организации урока один обучающийся выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные обучающиеся исправляют свои недочеты в тетрадях или выполняют индивидуальные задания. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель не может контролировать деятельность других детей. Для исправления возникшей ситуации, нужно обеспечить каждому обучающемуся возможность обратиться к учителю за помощью, за консультацией.
Бывают ситуации, когда часть обучающихся выполнила проверочную работу на «отлично», т.е. возникает необходимость организовать деятельность этих обучающихся, и, одновременно организовать выполнение работы над ошибками остальными обучающимися. В этом случае, есть несколько вариантов организации работы на уроке.
Во-первых, «отличникам» можно предложить выполнение индивидуальных заданий повышенного или углубленного уровней, творческие задания, работу по подготовке, например, информационного сообщения к следующему уроку. С остальными обучающимися проводится работа над ошибками.
Во-вторых, обучающихся, показавших высокий уровень усвоения учебного материала, можно привлечь к консультированию других детей. В этом случае возможна организация групповой и (или) парной работы.
Имеют место случаи, когда педагог, в целях экономии времени, выделяет только типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении проверочной работы, и на уроке проводят работу только таким видом ошибок. В этом случае работа организовывается фронтально, анализ и исправление типичных ошибок и недочетов выполняет весь класс вместе. При этом у доски работают обучающиеся по желанию, по очереди или по решению учителя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил.
Алгоритм действий по выполнению работы над ошибками
Алгоритм действий по проведению работы над ошибками определяется учителем самостоятельно, исходя из особенностей класса, общего уровня обученности и т.д.
Например, алгоритм действий обучающегося может выглядеть следующим образом:
- просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя;
- найти ошибку, выписать задание, в котором она допущена, проанализировать причину ее возникновения:
-
ошибка в вычислении – перерешать;
-
ошибка в применении формулы (правила, закона) — вспомнить нужную формулу (правило, закон) по данной теме, применить при решении;
-
ошибка в построении рисунка – повторить материал в учебнике и выполнить рисунок правильно;
- решить аналогичное задание
Памятка-помощник
В практике работы некоторых учителей встречается использование памяток, которые изготавливаются педагогом и раздаются каждому обучающемуся. Памятки могут быть индивидуальными. Работа с памятками выполняется под контролем педагога.
В памятке пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
Тема «….».
Примеры.
- …
Если учитель планирует проводить работу над ошибками, с использованием памяток, то при проверке работы на полях тетради, напротив задания, в котором допущена ошибка, ставится номер, соответствующего задания в памятке. Это не только облегчает работу обучающихся, но и совершенствует систему обучения. Обучающийся неоднократно обращается к данной памятке, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.
Проверка и подведение итогов работы над ошибками
В конце работы над ошибками необходимо провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
-
самопроверка;
-
парная работа;
-
групповая работа, когда «сильные» обучающиеся выступают в роли консультантов;
-
фронтальная работа со всем классом.
Во всех случаях, необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся консультирования и помощи учителя, если возникают трудности.
В конце работы над ошибками, как и в конце любого урока, необходимо провести рефлексию. Дети анализируют свои ошибки, отмечают, как изменились собственные умения, отмечают моменты, которые остались не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения.
Следует отметить, что проведение работы над ошибками является обязательным и систематическим действием после каждой контрольной и проверочной работы. При этом необходимо обращать внимание и прорабатывать все ошибки, допущенные обучающимися, тщательно проводить отбор задач и примеров для отработки знаний и умений, для закрепления пройденного материала.
Превентивная деятельность учителя по предупреждению ошибок
Большая часть ошибок, допускаемых обучающимися, не связана с отсутствием или наличием знаний, хотя, конечно, доведение до уровня автоматизма ряда вычислительных операций позволяет существенно снизить вероятность появления ошибок. Однако при этом необходимо, чтобы обучающийся все равно руководствовался нужными правилами и постоянно сохранял концентрацию внимания.
Знание определенных правил нужно и для того, чтобы обучающийся мог проверить правильность решения и дать его обоснование. В тоже время многие школьники воспринимают курс алгебры в качестве набора правил, которые абсолютно не связаны между собой, поэтому они заучиваются исключительно для решения какой-то конкретной задачи, а по истечению незначительного промежутка времени просто забываются. В этой связи требуется организовывать процесс обучения правилам с использованием приемов, которые активизируют рефлексивную деятельность школьников по предупреждению и исправлению ошибок, возникающих при формальном усвоении правил.
Если процесс поиска и исправления ошибок сделать максимально поучительным для обучающихся, то анализ ошибок может стать эффективным средством для развития познавательного интереса к математике.
Наиболее распространенными ошибками являются:
-
незнание или непонимание правил, формул и определений;
-
неправильное применение формул или неумение правильно применять определения и правила;
-
совершение вычислительных ошибок;
-
невнимательное чтение условий задачи;
-
отказ от использования свойств фигур при решении геометрических задач;
-
неправильное раскрытие скобок;
-
совершение логических ошибок при решении текстовых задач;
-
применение формул сокращенного умножения.
К основным причинам совершения ошибок по математике относят:
-
пропуски уроков, в результате чего появляются пробелы в знаниях;
-
поверхностное изучение нового материала;
-
повышенная усталость, вызванная чрезмерной нагрузкой или недостаточным сном, в результате чего понижается скорость мышления и снижается уровень внимания;
-
неаккуратный почерк, из-за чего учитель часто не понимает, что написал обучающийся;
-
скорость работы. При этом на появление ошибок влияет как высокая скорость работы, из-за которой обучающийся просто не стремиться вникнуть в суть задания, так и медленная. В последнем случае замедленная скорость мыслительных операций не позволяет обучающемуся в полной мере контролировать себя, а из-за «зависания» нужная информация просто удаляется из «оперативной памяти»;
-
полное либо кратковременное переключение внимания с одной деятельности на другую;
-
низкая мотивация, в результате которой теряется внимание и появляются ошибки.
Объяснение и предупреждение ошибок
Для предупреждения ошибок и сведения их к минимуму используются следующие профилактические мероприятия и действия:
-
постоянный разбор наиболее распространенных ошибок в классе;
-
предлагаемые обучающимся письменные задания должны быть максимально удобны для восприятия, то есть грамотно сформулированными и понятными;
-
подбор заданий и упражнений, которые будут вызывать у детей интерес и повышенное внимание;
-
учитель должен при объяснении нового материала стараться предугадать возможные ошибки обучающихся и разработать систему заданий, которые позволят правильно усвоить новые понятия;
-
использование правил удобных для запоминания и исключающих двойную их трактовку.
Кроме того, учитель математики должен помнить, что систематическое и планомерное повторение является основным инструментом для ликвидации пробелов знаний.
Также рекомендуется при объяснении нового материала активно применять определения и теоремы, которые изучались ранее. Так, при изучении темы «Теоремы сложения» целесообразно организовать повторение ряда теоретических вопросов:
-
Изменение тригонометрических функций при возрастании и убывании аргумента.
-
Четные и нечетные функции.
-
Таблицы значений тригонометрических функций.
-
Знаки тригонометрических функций.
Дополнительно выполняются следующие задания:
-
Необходимо определить четность и нечестность тригонометрических функций:
-
Найдите область определения функции y = x2 – 6x + 10.
-
Определите, при каких значениях x, функции y = sin x и y = cos x принимают одинаковые значения?
Перед тем как приступить к изучению темы «Первообразная и интеграл», следует повторить все формулы дифференцирования. После этого обучающиеся выполняют самостоятельную работу (время решения – 10-15 минут), во время которой школьникам предлагаются карточки-задания, где «опущены» один-два компонента из формулы дифференцирования, а также приведены две функции, производные которых необходимо найти.
Затем проводиться проверка работы и анализ совершенных ошибок, что необходимо для выявления пробелов в знаниях и проведения работы по их устранению.
Список литературы:
- Азиев И.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок. // Журнал «Математика в школе» – 1993 г. – №5, с. 9.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
- Волович И.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS. 1995. – 280 с.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методике обучения математики. – газета «Математика», 1987 г. с. 91-96.
- Гуцанович С.А. Дидактические основы математического развития учащихся: Монография. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 301 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
- Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебное пособие. – Омск: Омский пед. ин-т, 1990. – 127 с.
- Действующие учебники и учебные пособия по математике для средней школы.
- Журналы «Математика в школе» за 1970-1990 гг.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
- Метельский Н.В. Дидактика математики. – Минск: Изд-во БГУ, 1982–254с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособие; сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
- Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
- Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск: Выш. шк., 1984. – 175 с.
- Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. – Ереван: Луис, 1984. – 215 с.
- Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск: Выш. шк., 1990. – 267 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Столяр, А. А. Педагогика математики: учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск: Выш. шк., 1986. – 414 с.
- Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: учеб. пособие / А. А. Темербекова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
- Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
- Шнейдерман М.В. Анализ ошибок и затруднений учащихся V классов // Журнал «Математика в школе» – 1999 г. – №6, с. 21.
- Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц / П. М. Эрдниев, Б. Л. Эрдниев. – М.: Столетие, 1996. – 320 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М., 1996. – 347 с.
- Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: Acadiia, 2004.
- Ярский А.С. Что делать с ошибками // Журнал «Математика в школе» – 1998 г. – №2, с. 8-14.
Самостоятельная работа учащихся над
орфографическими ошибками.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, кото –
рая является средством закрепления орфограммы и предупреждения ошибок. Системати –
ческая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамот –
но. Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащих- ся над ошибками. Проводя работу над орфографическими ошибками, учитель воспроизво- дит знания детей по отдельным правилам орфографии, дает образцы объяснения ошибок, закрепляет навыки правописания, готовит учащихся к самостоятельной работе над ошиб- ками, указывает, в чем заключается ошибка ученика, как надо ее исправить и почему именно таким образом.
Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть разнообразны:
-
Самостоятельное исправление ошибок, отмеченных учителем.
-
Самостоятельное объяснение правописания слов с ошибками.
-
Подбор проверочных слов к данным словам.
-
Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
-
Взаимопроверка работ.
-
Подбор аналогичных примеров.
-
Подбор примеров, противоположных по написанию.
-
Письменный разбор слов по составу.
-
Выписывание слов и словосочетаний из текстов с определенной орфограммой и
составление с ними предложений или связных рассказов. При этом не следует забывать,
что работа над ошибками должна быть обучающей.
Эти приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками активизируют мысли – тельную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изу- ченные правила.
Работа над ошибками должна проводиться в определенной системе и начинаться с ана – лиза тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе.
Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть:
-
Ознакомление учащихся с результатами письменной работы.
-
Повторение соответствующего теоретического материала.
-
Показ учителем приемов работы над ошибками.
-
Упражнения в закреплении данных орфограмм.
-
Задание на дом.
Чтобы не притуплялось орфографическое внимание учащихся, необходимо применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, твор- чески работать.
Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно позна – комить их с “Памяткой самостоятельной работы над ошибками”. В ней даются указания о том, какие операции и в какой последовательности производятся для объяснения орфо – граммы. Особенно важно придерживаться последовательности работы на первых порах: она побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво.
Полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных сло- вариков “Мои ошибки” или “конвертов” со словами, где были допущены ошибки.
Фронтальная работа над ошибками, типичными для всего класса, необходима для усво- ения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками. По мере овладения умением самостоятельно выполнять задания организуется самостоятельная работа по карточкам. Имея в руках зада- ние, которое ученик должен выполнить сам, он начинает по – настоящему учиться, заду- мываться над написанием слов.
Для организации самостоятельной работы над ошибками необходимо использовать па- мятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец как правильно исправить ее. Памятка заполняется по мере изучения правил.
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:
-
Самостоятельное отыскивание и исправление ошибок.
-
Самостоятельное исправление ошибок, отмеченных учителем на полях.
-
Самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки.
-
Составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки.
-
Работа с орфографическим словарем.
-
Выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на кото-
рые допущены ошибки.
Как работать над ошибками.(памятка)
-
Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово пра-
вильно и подели его на слоги. Подчеркни эту букву, обозначь ударение.
-
Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова нахо-
дится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обоз — начь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов и выдели в них корень.
5. Если ошибка в суффиксе, то действуй, как в № 3 памятки.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прила- гательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь с ним предложение.
Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Работа над ошибками является одной из форм развития орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка. Работа над ошибками является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Цель работы над ошибками: объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, я использую «Памятку по работе над ошибками”
Для организации самостоятельной работы, домашней работы необходимо использовать эту памятку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму. В этой памятке даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести. Работа по памятке происходит следующим образом. При проверке тетрадей к традиционной палочке на полях, я приписываю маленькую цифру — номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускаю две строчки и на последующих строчках указываю эти номера. Ученик, получив тетрадь, выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления. Например: надела шупку – на полях ученик видит – № 8. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы: № 8 шубку – шуба; № 6 волна – волны. Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются: самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок; самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка; подобрать проверочное слово; еще раз повторить правило. Работа над ошибками учеников всего класса и отдельных учащихся не ограничивается рамками одного урока. Это длительный процесс. Планируя повторение учебного материала, опрос учащихся, их самостоятельную работу, составляю карточки с заданиями с теми орфограммами, на которые ученик допустил ошибку.
Книжка — памятка
1. БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпиши предложение правильно. Начало предложения пишется с большой буквы. Определи цель высказывания. Делай так:
Выпал пушистый снег.
Ты идёшь в школу?
2. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.
Выпиши слово. Укажи сколько в нём слогов, гласных звуков, согласных звуков, букв, звуков. Делай так:
Книга -2 сл, 2 гл, 3 согл, 5 б, 5 зв.
(к-согл, гл, тв; н-зв, м; г-зв, тв.)
3. ПЕРЕНОС СЛОВА.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на, май-ка, конь-ки.
ЗАПОМНИ!!! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
4. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
(обозначает мягкость согласных)
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Выпиши или придумай ещё два слова на это правило.
Например: ель, пень, тень, пальто, мальчик, коньки.
5. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Выпиши слово правильно. Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши с буквой и.
Делай так: чаща – пишу с буквой а.
6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ, ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.
Определи устно в слове ударную, безударную гласные, которые нужно проверить. Подбери проверочные слова. Делай так: волны-волна, море-моря.
7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ, НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ
(слово из словаря). Напиши слово с допущенной ошибкой 3 раза.
Запомни, как оно пишется. Например : ребята, ребята, ребята.
8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Прочитай слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так : морозы-мороз, ягода-ягодка. ЗАПОМНИ!!! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными. Проверь себя.
9. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯХ РЕК, ГОРОДОВ, ДЕРЕВЕНЬ, СТРАН.
Выпиши слово правильно. Напиши еще 3-5 различных имен собственных. Например : Илья, Лена, Андрей, Москва, Киев.
10. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило.
Например: вьюга, листья, соловьи. ЗАПОМНИ!!! Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я.
11. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ)
Разделительный твердый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами: е, ё, я.
Например: подъём, объявление, поезд, подход.
12. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Раздели слова для переноса. Делай так: группа, групп-па, утренний, утрен-ний, коллектив, кол-лектив.
13. СОСТАВ СЛОВА.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Например: поездка (чтобы найти:
-окончание (измени число или форму)
-основа (часть слова без окончания)
-корень ( неизменяемая часть однокоренных слов)
-приставка (перед корнем)
-суффикс ( после корня)
14. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
а) По членам предложения.
Подчеркните главные члены предложения,
выпишите слова парами с вопросами.
Седые туманы плывут к облакам.
туманы (какие?) седые
туманы (что делают?) плывут
плывут (куда?) к облакам
б) По частям речи
Выпиши предложение, обозначь, какой частью речи является каждое слово. Например:
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Красивые птички сели на ветку.
15. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько
родственных слов. Выдели корень. Проверь
непроизносимую согласную.
Делай так: Звезда-звёздочка-звёздный.
16. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ.
Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого слова родственные слова с разными приставками. Например: заехал,уехал, приехал.
17. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Делай так: К берегу, (к какому?) берегу, к (крутому) берегу.
ЗАПОМНИ!!! Предлог-это отдельное слово. Не путай приставку с предлогом.
Например: Лодка отплыла от берега.
18. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова на это правило. Например: луч, товарищ, шалаш — муж. род.
Ночь, мощь, тишь — жен. род.
19. НЕ С ГЛАГОЛАМ.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: не пришел, не выучил, не знал.
20. 0-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц в окончаниях существительных.
Под ударением пиши букву — О, без ударения — Е.
овцой лестницей
мячом тучей
шалашом крышей
плащом товарищем
чертежом сторожем
Буквы О-Е на конце наречий после шипящих.
горячо могуче
хорошо певуче
свежо блестяще
неуклюже
Исключение: еще.
Буквы А-О на конце наречий с приставками.
Издавна влево
Досуха направо
Слева затемно
21. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ
лицо |
I спряжение |
II спряжение |
||
Ед.число |
Мн.число |
Ед.число |
Мн. число |
|
1-е |
у (ю) |
ем |
у (ю) |
им |
2-е |
ешь |
ете |
ишь |
ите |
3-е |
ет |
ут (ют) |
ит |
ат(ят) |
Неопр. форма |
Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить, зиждиться |
Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть. |
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
1. поставить глагол в начальную форму.
2. определить спряжение.
3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа.
4. определить окончание данного глагола.
22. ПАДЁЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Падежи |
Вопросы |
Предлоги |
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл |
||
м.р. |
ж.р |
м.р. |
ср.р |
ж.р. |
|||
Именит |
кто? что? |
——— |
-а |
-я |
-о |
-е |
—— |
Родит. |
кого? чего? откуда? где? |
без, у, с, до из, от, около, возле |
-ы |
-и |
-а |
-я |
-и |
Дател. |
кому? чему? куда? где? |
к, по |
-е |
-у |
-ю |
-и |
|
Винит. |
кого? что? куда? |
в, на, за, про через |
-у |
-ю |
-а -я |
-о -е |
—— |
Творит. |
кем? чем? где? |
за, над, с, под. |
-ой |
-ей |
-ом |
-ем |
(ь) ю |
Предлож |
о ком? о чём? где? |
в, на, об |
-е |
-е |
-и |
||
Контрольные слова |
лиса земля |
конь стол |
степи |
23. ПАДЁЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
(Проверяй по вопросу!)
От существительного задай вопрос к прилагательному. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.
Падежи |
Муж. и Ср.род. |
Жен. р. |
Множ.число |
|
Именит. |
ый, ий, |
ое, ее |
ая, яя |
ые, ие |
Родит. |
ого, его |
ой, ей |
ых, их |
|
Дательн. |
ому, ему |
ой, ей |
ым, им |
|
Винит. |
ый, ий |
ое, ее |
ую, юю |
ые, ие |
Творит. |
ым, им |
ой/ою/, ей/ею |
ымы, ими |
|
Предолож |
ом, ем |
ой, ей |
ых, их |
Например: в заводи (какой?) тихой
кувшинки(какие?) золотые
озёрам (каким?) голубым
24. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК-, -ИК- ПРОВЕРЯЙ ТАК:
ед.ч. мн.ч.
замоч — замоч и
платоч ЕК — платоч К и
ореш — ореш и
измените число, если гласная пропала, то пиши с буквой Е
лист — лист и
ключ ИК — ключ ИК и
сад — сад и
25. СЛОЖНЫЕ СЛОВА:
Соединительные гласные о и е. Поставь слово в И.п., ед ч. Если корень оканчивается на мягкий согласный, то пиши соединительную гласную е, а если на твёрдый согласный, то пиши о.
Например: пыль [л»] — пылесос, пар [р] — паровоз, синь [н»] — синеглазая, сам [м] — самолет