Главная
/
Блог
/
Чек-лист. 9 ошибок начинающего психолога
Время на чтение: 6 минут
|
25 мая 2021
Получайте наши статьи в мессенджерах
Многие начинающие психологи допускают промахи при работе с клиентами. Расстраиваться и пугаться не стоит. Нужно просто понять, как не повторять их вновь. О распространенных ошибках психологов и вариантах решения, рассказываем в статье.
Своим опытом поделилась Людмила Олеговна Андропова, преподаватель АНО ДПО «Института прикладной психологии в социальной сфере»:
Я помню, как после окончания ВУЗа, мне все время казалось, что не хватает знаний для начала частной практики, поэтому я постоянно проходила дополнительные семинары и тренинги. А не хватало просто уверенности, потому что сколько ни учись, а живой контакт с клиентом всегда волнителен.
Сегодня я постоянно консультирую, веду психотерапевтические и супервизорские группы. Поэтому понимаю с какими сложностями сталкиваются практические психологи, особенно те, кто работает в частной практике.
Что мне хотелось бы сказать начинающим специалистам?
Во-первых, надо принять, что ты не совершенен, будешь допускать ошибки, но можешь их исправить. Невозможно все сделать идеально, нет единого сценария, все клиенты разные. Даже у опытных психологов есть разные шероховатости в работе.
Во-вторых, профессия психолога многогранна, надо не просто прийти в нее, но и найти свой путь в ней. Понять чем хочешь и можешь заниматься, обеспечить себе безопасность, исключив клиентов и случаи, с которыми не готов или не хочешь работать.
А ещё нужна профессиональная поддержка, обмен опытом. Поэтому мы подготовили для вас чек-лист с распространенными ошибками начинающих психологов и предложили варианты решения.
1. «Дружба» с клиентом
Бывают моменты, когда психологи так проникаются сложной ситуацией клиента, что решают подбодрить его примерами из жизни:
«У друга была похожая ситуация. А у меня вообще такое случилось недавно».
Выход за рамки модели «психолог-клиент» негативно сказывается на результате. Вы становитесь для клиента другом, а не специалистом, который способен решить его ситуацию.
Такое поведение психолога приводит к «дружбе» с клиентом. Иногда границы настолько стираются, что клиент начинает звонить и спрашивать совета в любое время дня и ночи.
Работайте с супервизором. Он укажет вам на ошибки в общении с клиентом. Объясните формат общения до начала сессии и пропишите его в терапевтическом контракте. Это избавит вас от претензий клиента, если вы не ответите на звонок или откажетесь от встречи во внерабочее время.
2. Несоблюдение модели «взрослый-взрослый»
Клиент: Я не знаю, что делать.
Консультант: Странно. А я думал, что вы сделали выводы из нашего разговора. Хорошо, давайте сначала.
Клиент: Но я не хочу сначала.
Консультант: Я лучше знаю, что правильно, а что нет. Вы же хотите получить результат? Тогда давайте начнем сначала.
Клиент: Я не знаю, как вести себя с сыном.
Консультант: На вашем месте, я бы сделал так…,
Пример утрирован для того, чтобы наглядно показать, как психолог превращается в «родителя» и вместо вопросов начинает давать советы клиент-«ребенку».
Соблюдение позиции «взрослый-взрослый» — один из главных принципов в работе консультанта. Если клиент почувствует давление, ему будет некомфортно продолжать разговор и открываться перед психологом. А психолог не корректно проработает запрос клиента.
Слушайте клиента и не давайте ему советов. Выстраивайте границы не по типу «родитель-ребенок», а по типу «взрослый-взрослый».
3. Непонимание границ своей компетенции
Вы не в силах помочь всем, иногда нужна помощь других специалистов. Вы не вылечите человека с психическим расстройством, с ним будет работать психотерапевт. Не поможете алкоголику без помощи нарколога.
Психотерапия и психокоррекция: что это такое, в чем разница и кому они помогают — читайте в нашей статье →
Берегите свои ресурсы и не кормите надеждами клиента. Если вы не компетентны в решении его вопроса, скажите об этом честно.
4. Пренебрежение личной терапией и супервизией
Каждому психологу-практику желательно работать с личным психологом и супервизором, чтобы дать лучший результат клиенту.
Психолог помогает практикующему специалисту справиться с личностными проблемами. Супервизор проводит работу над ошибками в коммуникациях с клиентами.
Обратитесь за помощью к психологу и супервизору. Проводите с ними регулярные сессии и анализируйте свои действия.
5. Работа на износ
Больше клиентов — больше доход. По правилам математики это так. Аналогично думают и многие начинающие психологи, поэтому хватаются за всех клиентов и работают 24/7.
Чем это грозит? Быстрым эмоциональным выгоранием, снижением качества консультации, отсутствием результата у клиентов.
Рекомендуем делать акцент на качестве работы, а не количестве клиентов. Рассчитывайте свои силы, а при первых признаках выгорания обратитесь за помощью к коллегам.
6. Проведение бесплатных консультаций
Бесплатные консультации возможны во время учебы, в рамках благотворительных проектов, при первой встрече с клиентом. Сами по себе бесплатные консультации — не ошибка. Ошибка — неумение наладить финансовые взаимоотношения и работать на безвозмездной основе постоянно или по просьбе клиента.
Для одного клиента возможна только одна бесплатная консультация. Цель консультации — выявить запрос, диагностировать проблему и объяснить, чем вы можете помочь.
7. Игнорирование терапевтического контракта
Терапевтический контракт — это соглашение между психологом и клиентом. В контракте вы прописываете цели терапии и средства их достижения. Отсутствие контракта порождает у клиента завышенные ожидания к работе психолога, приводит к необоснованным возражениям и вешанием ярлыков на психолога.
Перед началом работы с клиентом заключите терапевтический контракт. Укажите права и обязанности сторон, а также результат, который получит клиент после прохождения консультаций.
Хотите, чтобы чек-лист «9 ошибок начинающего психолога» всегда был под рукой?
Мы пришлем его вам на почту в удобном формате
8. Отсутствие конфиденциальности
Иногда истории клиентов настолько впечатляют, что ими хочется непременно поделиться с кем-то из друзей. «Никто ведь не узнает», — думает психолог.
Такое поведение недопустимо и противоречит Этическому кодексу психолога, потому что может стать угрозой для жизни и здоровья человека.
Не распространяйте информацию о клиенте. Все сказанное во время консультаций оставляйте в стенах кабинета.
9. Гарантия результата
Хороший психолог не гарантирует результат. Не потому, что сомневается в своих компетенциях, а потому, что не знает, как поведет себя клиент, будет ли он выкладываться и работать над собой во время терапии. Но в то же время задача психолога — быстро и качественно проработать запрос клиента.
Расскажите клиенту, к чему вы придете при совместной работе и соблюдении всех рекомендаций, но не давайте никаких гарантий. А если у клиента возникнет такой вопрос, объясните, что результат зависит не только от психолога.
Ошибки в работе психолога неизбежны, поэтому не следует паниковать. Единственный рецепт: постоянно повышать свою квалификацию и не останавливаться в своем развитии. Для этого все вопросы по работе с клиентами рекомендуется обсуждать с супервизором, а психологические проблемы решать во время личной терапии.
Людмила Балдина
Первый шаг, когда человек переступает порог терапии, нередко бывает весьма болезненным. Клиент начинает терапию, испытывая взрывоопасную смесь надежды и страха. Так бывает, когда клиент обращается за терапией лишь после того, как многочисленные другие попытки разрешить жизненные сложности ни к чему не привели.
Первая встреча с новым клиентом – это непростое время и для психолога. На первой встрече психолог может испытывать сомнения в себе – смогу ли я помочь этому человеку, смогу ли я испытывать такие чувства и отношения к этому клиенту, которые окажут благоприятный эффект на его терапию?
Таким образом, пусть и в разной степени, и психолог, и клиент немного волнуются.
Как мы знаем, на начальном этапе очень важен так называемый преконтакт, то есть важно установить с клиентом доверительные отношения. Однако стремление начинающих психологов очень понравиться клиенту, часто соглашаться с ним приводит к тому, что они опасаются фрустрировать или конфронтировать с ними даже там, где это необходимо для продвижения терапии.
Весьма важно не давать клиентам неоправданные обещания о желаемом результате совместной работы. Имеет смысл не жалеть времени и совместных усилий для формулирования, переформулирования и формирования запроса клиента. Такая работа очень поможет начинающему психологу структурировать свою деятельность. И, опираясь на структуру, продвигать работу с клиентом, имея ввиду, что и планы, и структуру можно пересматривать в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и наблюдениями, не быть ригидными.
Есть ещё одно, кажущееся на первый взгляд, противоречие, с которым сталкиваются начинающие психологи. С одной стороны, психолог должен решать только те вопросы, которые умеет. Мы призываем осмотрительно относиться к применению инструментов и процедур, которые ещё не вполне освоены и осмыслены психологом. С другой стороны, необходимо расширять свои возможности помощи клиенту. Отсюда вывод – надо постоянно повышать свой уровень знаний и умений. Расширять и одновременно углублять профессионализм, овладевая новыми инструментами и закрепляя их в процессе учебы и практики. Если психолог не движется вперед, то, скорее всего, он просто деградирует.
Еще важно начинающему психологу научиться непредвзято относиться к полученной информации от клиента, независимо от сложившегося мнения, юридического или социального положения клиента. Научиться не руководствоваться личными симпатиями и антипатиями. То есть, если хотите, выработать твердый навык выносить за скобки свою личность с одной стороны, и в то же время встречаться и контактировать с личностью клиента с другой стороны.
Что ещё важно?
Психологу гораздо легче ранить клиента своей небрежностью, эмпатическими ошибками или оборонительной позицией, чем наоборот. Опыт показывает, что клиенту сначала необходимо ощутить мое чувственное взаимодействие с ним, прежде чем он сможет принять, что мои наблюдения высказываются из позиции союзника, а не судьи. Клиенту иногда кажется, что психолог слишком много видит. Поэтому бесцеремонное высказывание обладает неким стыдящим потенциалом и сигнализирует отсутствие уважения к серьезному характеру борьбы клиента за то, чтобы установить наиболее творческое приспособление к своей жизни.
Иной раз у психолога бывает уверенность, что его видение проблемы является более легитимным и «правильным», чем видение клиента. Когда психолог, например, рассматривает своего клиента как «искажающего» или «проецирующего», он предполагает, что обладает привилегированным доступом к тому, что «реально». Это характерно для многих начинающих психологов. Иной раз действительно требуется, чтобы психолог на время вынес за скобки свое видение, погрузившись в видение клиента (эмпатическое погружение).
Неуверенные в себе психологи неохотно раскрывают свою работу и имеют обыкновение обвинять клиента под маской «конфронтации клиента с альтернативной точкой зрения» или «конфронтацией клиента с реальностью». Такой психолог не спешит обращаться за супервизией, а также — что крайне прискорбно – крайне неохотно проходит свою личную терапию.
А ведь на личной терапии психологу легче всего узнать про свои собственные точки уязвимости в своей работе. Психологу необходимо осознавать то, какие ситуации обычно бывают для него болезненными, а также «защиты» (особенно контрперенос), которые он использует для самозащиты. Такое осознавание может предотвратить многие терапевтические тупики. Это осознавание может также дать психологу возможность смело и прямо признавать разрывы и тупики терапевтического процесса. Такое признание обычно представляет собой первый шаг к выходу из тупика и, в конечном счете, обогащает терапевтический диалог как целое.
Итак, подведем некоторые итоги, на что крайне важно обращать внимание начинающему терапевту.
- Постоянное обучение и профессиональный рост
- Регулярная супервизия
- Личная терапия
- Установление эмоциональной связи с клиентом на основе эмпатии и безоценочности
Формулирование запроса клиента для структурирования своей работы и возможности проверки эффективности терапии
Людмила Балдина — психолог, супервизор, экспертный член МОО РПП, член комитета по этике МОО РПП, действительный член ОППЛ, г. Москва
Вы знаете почему начинающему психологу так трудно найти первых клиентов и почему после первой встречи они на вторую не приходят?
Такой печальный сценарий ожидает 90% начинающих психологов, которые хотят начать свою частную практику. И большинство из них опускают руки, потеряв свою не окрепшую мотивацию и уверенность в себе.
Как правильно начать практику психолога и избежать ошибок?
Зная эти 6 основных ошибок начинающих психологов, Вы можете избежать их на практике:
1 «Если я молоток, то все вокруг гвозди».
Начинающий психолог решает, что нужно оказывать психологическую помощь всем и везде. Первыми под прицел попадает самый близкий круг общения – родственники и друзья. Начинающий психолог без согласия начинает анализировать их жизнь, давать советы, а еще лучше — проводить тесты. Сначала Вам могут подыграть, дабы не потерять отношения, а после готовьтесь к явному и не явному отвержению в виде словесного «отстань» или простого избегания при Вашем появлении.
Дальше под «терапию» попадают все остальные, даже прохожие на улице или в автобусе. Желание «помочь» «нуждающимся» рвется наружу. Даже в молчании начинается анализ проблемы человека и поиск пути решения. Но всё это фантазия в Вашей голове, пока «теорию» не подтвердит сам «клиент».
Не “лечите” никого если Вас об этом не просят. Даже если Вам явно видна проблема в жизни человека, то она мешает Вам, а не ему.
Научитесь включать и выключать психолога, только когда это необходимо.
2 «Иногда банан – это просто банан».
Начинающий психолог за обычным словом пытается найти психологическую проблему или контекст. Мне это напоминает гинеколога, который ищет проблему там, где другие пытаются найти счастье. Да, если это происходит в процессе консультирования или терапии, то это имеет место быть. Но глубокий смысл стоит искать в ключевых словах, а не во всех подряд.
Научитесь выделять ключевые слова и перепроверять, что человек имел ввиду за этим словом. А остальные слова пусть остаются фоном.
А обычный разговор — это обычный разговор.
3 «Змей гордыныч».
Начинающий психолог подчеркивает свою значимость за счет клиента. Как бы вы себя чувствовали, если бы в душевной беседе с другом/подругой он начал самоутверждаться, оценивать Вас и Ваши поступки, показывать какой он умный по сравнению с Вами и давать при этом советы? Душевность исчезла бы сразу, и стало нарастать напряжение. Неприятные ощущения взяли бы верх и беседа закончилась досрочно.
Залог успешной консультации или терапии состоит в равных отношениях, понимании и безоценочном принятии другого человека, каким бы он не был и что бы не делал.
4. «Идеальный доктор».
Начинающий психолог пытается за одну консультацию решить сразу все проблемы клиента. Представьте, что Вы пришли в больницу и Вам поставили несколько диагнозов. Решают вылечить за всё один раз. За один час сделают клизму, операцию, электрофорез, томограмму и маникюр одновременно))) Звучит гениально, но насколько это реально? Готов ли клиент выдержать нагрузку? Не будет ли для него это травматично? Захочет ли клиент это повторить? В процессе консультации или терапии могут всплывать множество попутных помех и проблем клиента. Важно сфокусироваться на запросе клиента и проблеме, что с ним связана.
Забудьте об идеальной консультации. Научитесь идти за клиентом, не мешая ему «течь» в своих переживаниях. Позвольте клиенту самому найти черту «стоп».
5 «Безнадёга.(точка)ру».
Начинающий психолог уверен, что «вылечить» можно всех. Это очень идеализированная картинка мира. На самом деле всё не так. Не всем клиентам можно помочь. Человеку с психическим расстройством психолог не поможет, поможет психиатр. Когда причиной нездоровья являются био-химические процессы – влиять на организм нужно начинать тем же путем. Слово здесь будет малоэфективным инструментом.
Иногда клиент сам не хочет расставаться со своей помехой, она ему выгодна. Взамен он получает внимание, жалость, мотивацию или что-то другое. Для него помеха друг, а Вы хотите его отобрать.
«Не Ваш клиент» — когда у Вас нет желания ему помогать или клиент не хочет с Вами работать, а его заставляют. Ему тоже Вы не сможете помочь. Клиент сам выбирает психолога или терапевта, а терапевт его принимает. Если одна из сторон идет на контакт по принуждению — терапия невозможна.
Стоит принять тот факт, что Вы не всесильны и не все клиенты действительно хотят излечиться.
6. «Психолог для психолога» или «Терапевт для терапевта».
Начинающие психологи считают, что став психологом или психотерапевтом, ему не стоит самому проходить терапию у такого же специалиста. Пожалуй, этим и отличается настоящий психолог от дипломированного. Настоящий психолог осознает, что инструментом терапии и консультирования является ОН САМ, а не те приёмы и техники, которым он обучился и владеет.
Не стоит тешить себя иллюзией, что Вы сами себя можете консультировать. Каждому начинающему психологу Важно пройти минимум 10 часов личной терапии у более опытного консультанта-терапевта. Лишь потом работать с клиентами.
Чем «чище» от своих помех будет психолог, тем чище будет его работа.
Источник
В этой статье я расскажу о наиболее встречающихся ошибках начинающих психотерапевтов. Честно признаться, я не хотел раскрывать данную тему, поскольку думал, что информации в Интернете хватает. Но, оказалось, что нет. Более того, достаточно скупые статьи очень поверхностно подходят к оценке ошибок, несистемно, поэтому предлагаю ещё раз проговорить их.
Как бы это ни было скучно, нам придётся обратиться к основам деятельности психотерапевта и регламентирующей деятельность документации, одной из которых является этический кодекс психотерапевта. Именно в нём кроется большинство ошибок, связанных с началом работы. Например, одной из таких ошибок является умолчание трудностей, которые могут возникнуть в совместной работе. Речь может идти о нарушениях сеттинга, прекращении терапии в связи с отсутствием изменений, неуверенностью специалиста. Такую информацию следует довести, хотя бы кратко, на первой консультационной сессии. За нарушением кодекса часто стоят страх собственной некомпетентности, непредвиденных действий анализанда, отсутствие собственного опыта в терапии. Это очень большой по размеру пункт, в котором мы ограничимся лишь перечислением трудностей, а не полной их расшифровкой.
К числу ошибок, относящихся к несоблюдению этического кодекса, относятся также отсутствие повышения собственной квалификации (обучения), регулярной личной терапии и супервизий. Всё это, так или иначе, ведёт к трудностям в работе с анализандом. Всё это относится не только к очной, но и дистанционной деятельности, с тем добавлением, что психотерапевты, работающие дистанционно, осознают, что не могут гарантировать клиентам такой же высокий уровень конфиденциальности и безопасности, что и при очной психотерапии. Они берут на себя ответственность проинформировать клиента о возможной утечке личной информации из-за конструктивных особенностей интернет-платформ, использующихся при «онлайн-психотерапии», и обязуются приложить максимально возможные усилия для обеспечения приватности психотерапии1.
В аналитическом контракте описаны правила работы терапевта и анализанда, включая общие правила, обязанности каждого участника, основания для прекращения терапии (анализа), время, правила оплаты и регламент отношений. При наличии собственного сайта терапевт имеет возможность коротко сообщить о ключевых принципах и правилах работы анализанду, и передать ему ссылку на аналитический контракт. Наличие аналитического контракта позволит избежать множества проблем — обесценивания терапии, финансовых потерь и даже уменьшения тревожности самого терапевта при очередной неявке анализанда.
Частично сеттинг указан в аналитическом контракте терапевта, но также должен быть проговорён лично. Не стоит забывать, что за счёт соблюдения сеттинга происходит успешное лечение расстройств привязанности, нарушенной безопасности в детстве, повышенной тревожности, панических атак, пограничной организации личности, пограничных кратковременных состояний (например, аффективных вспышек), психологических состояний зависимости, нарциссического и депрессивного характера. С другой стороны — пропуски сессий, перевод очной терапии в дистанционный режим, опоздания без соответствующей реакции терапевта могут вести к задержкам в терапевтическом процессе. В связи с развитием технологий дистанционного общения можно отметить, например, ошибку общения терапевта и анализанда в интернет-мессенджерах за исключением случаев технической передачи данных (например, ссылки на онлайн-конференцию). И уж тем более фатальной (и на удивление встречающейся) ошибкой является продолжение терапии при прекращении оплаты анализандом в любом виде под предлогом любых обстоятельств. Похожей ошибкой в начале терапии является попытка использования будущим анализандом дистанционной консультации в целях бесплатной терапии и проведение такого разговора в состоянии наркотического опьянения.
Мы подходим уже к более распространённым техническим ошибкам в работе с анализандами. Так, поводом для прекращения терапии зачастую является претензия анализанда к терапевту о том, что он «не умеет слушать». Тема активного слушания очень деликатная и терапевту приходится прилагать немало усилий, чтобы остановить своё желание вставить что-то своё. В таком случае рекомендуется всё же ограничиться поддакиванием или повторением 1 — 2-х слов анализанда, а сам анализ оставить «на потом», когда анализанд закончит свою речь. В самом комментрировании грубой ошибкой будет являться погружение в личные проблемы терапевта, сравнивание с собой, приведение в пример своих личных травм (и их последующее решение за счёт анализанда), любое навязывание собственных мнений и оценок (за крайне редким исключением случаев, относящихся к сексуальному или психологическому насилию с попыткой их переквалификации в более безобидные случаи анализандом).
Не будем подробно раскрывать данный пункт, при этом отметив, что игнорирование медицинских заболеваний, относящихся к терапии, может закончиться полным крахом в терапевтической работе с анализандом.
Зачастую анализанд, приходящий в терапию, имеет свой собственный личный (как правило, не очень удачный) опыт отношений с терапевтом. Этой проблеме следует оказать особое внимание, в том числе причины неудачи (смены терапевта), пожелания к терапевту и ходу терапии и так далее.
Неудачным завершением терапии являются разные представления терапевта и анализанда о сроках терапии и завершающем результате. Ошибкой является непроговаривание таких особенностей в начале терапии, особенно при работе с родителями при психоаналитической работе с детьми и подростками.
В отношениях терапевта и анализанда нередки случаи недопустимого уровня физической близости, идентификации, установления слишком ригидных границ, недостаточный уровень самораскрытия терапевта. К этому же пункте стоит отнести агрессивное или слишком равнодушное отношение к поведению анализанда. И наоборот, в начале терапии анализанду рекомендуется наименьшим образом обращаться к информации и принципах работы терапии и персональной информации о терапевте (за исключением публичных данных об образовании, опыте и других данных, позволяющих определить квалификацию).
Не раскрывая суть феноменов переноса и контпереноса (при желании читатель может обратиться к соответствующей литературе), отметим, что в психотерапии ценность переноса очень велика. Перенос — это процесс перенесения клиентом на психотерапевта чувств, испытываемых к значимым объектам из своей жизни. Перенос позволяет проникнуть в прошлое анализанда и увидеть корреляцию его раннего опыта, связанного со значимыми личностями, с реакциями настоящего. Контрперенос — это перенесение терапевтом на анализанда своих чувств к значимым объектам из своей жизни, а также ощущение чувств и переживаний анализанда, как своих собственных. Контрперенос представляет столь же универсальное явление, как и перенос. Независимо от зрелости личности терапевта он — человек и непременно имеет неразрешённые внутренние конфликты. Игнорирование влияния переноса и контрпереноса может способствовать образованию «слепых пятен» терапевта и невозможности дальнейшего терапевтического процесса, что, однако, может быть разрешено путём обращения к супервизору.
Ошибкой в завершении терапии может быть отсутствие завершающей сессии или, как минимум, неакцентирование терапевтом внимания на данной проблеме. Как уже упоминалось выше, такую ошибку можно исключить при наличии аналитического контракта. Также, начинающий терапевт должен знать, что само завершение терапии может быть осложнено индивидуальными терапевтическими процессами, например, такими, как эротический перенос. Последствия могут быть достаточно серьёзными — от невозможности дальнейшего вступления в отношения анализандом до печально известного описанного З. Фройдом случая с Анной О. Все возможные случаи невозможно (да и не нужно) описывать анализанду при начале терапии, однако, безусловно, их нужно иметь в виду.
Этические проблемы работы психолога
В своей работе практический психолог
сталкивается с так называемыми этическими
проблемами и “соблазнами”. Наиболее
типичные из них представлены ниже:
1. Соблазн власти. Известно, что у психолога
имеется много возможностей сделать
людей зависимыми от себя. Плохо, когда
власть над поступками и действиями
других людей становится для кого-то
самоцелью.
2. Проблема ответственности психолога.
В отличие от ответственности обычных
людей (неспециалистов), психолог не
должен всю ответственность брать на
себя. Его задача более сложная — постепенно
сформировать чувство и готовность к
ответственности у консультируемых
клиентов. Сам же консультант отвечает
за саму организацию такой помощи, но не
за принимаемые решения — это право (и
ответственность) принадлежит клиенту
как субъекту самоопределения.
3. Соблазн самокрасования на работе,
когда консультант использует свою
профессию скорее для демонстрации своих
достоинств, чем для помощи обращающимся
к нему людей. Но, с другой стороны, вообще
не производить никакого впечатления
на клиента (не уметь нравиться ему) тоже
нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении
“производить впечатление” найти такую
меру, которая не превратила бы консультацию
в театр одного актера и позволила бы
максимально проявить себя и консультируемому
клиенту.
4. Соблазн следования “методическим
модам”, когда в погоне за самыми
последними новинками в практической
психологии консультант тратит массу
времени на ознакомительное знакомство
с новыми методиками и по-настоящему не
успевает освоить ни одну из них. Но, с
другой стороны, консультанты, действительно,
не должны отставать от последних новинок.
Вероятно, здесь требуется определенная
мера.
5. Проблема “денег-подарков”
за оказываемые консультационные услуги.
При анализе данной проблемы часто
вспоминают об экспериментах (большей
частью из области психиатрии и
психотерапии), “доказывающих” большую
эффективность платных услуг, когда
клиент, заплатив немалые деньги, более
ответственно относится проводимой с
ним работе. Но вот как пишет об этом в
свое известной книге “Анти-Карнеги,
или Человек-манипулятор” Э.Шостром:
“…в бизнесе личность — это уже не столько
личность, сколько машина для делания
денег. Когда психотерапевт становится
бизнесменом, ему невозможно удержаться
от овеществления своего клиента. Но,
как признается сам Э.Шостром, ему тоже
“нужно кормить семью”, поэтому он
“вынужден брать со своих клиентов
гонорары”. Чтобы как-то успокоить себя,
он пишет далее: “Вы платите не за любовь
внимание, которое я вам оказываю, вы
платите компенсацию за потраченное на
вас время”, которого “у меня существенно
меньше, чем душевной теплоты и любви к
человечеству”. Но тут же он добавляет,
что “бизнесмен в отношении своих
потребителей исповедует похожую
философию.
6. Проблема чрезмерного экспериментирования,
когда консультанту в какой-то момент
захочется обобщить свой опыт и написать
научную статью (или сделать диссертацию).
Можно не заметить, как клиенты из живых
людей со своими проблемами могут
превратиться для психолога-экспериментатора
в “статистический материал”, и помощь
в решении их проблем уйдет на второй
план. Естественно, психолог-практик не
должен отказываться от научного поиска
и экспериментирования, но приоритетом
все-таки должна оставаться консультационная
помощь.
7. Соблазн работать “вразнос”, забывая
о своем здоровье и об интересах своих
родных и близких. Например, психолог,
чтобы не показаться “черствым”, всем
раздает свой телефон, постоянно, даже
в праздничные дни, устраивает дополнительные
встречи со своими клиентами, которым,
быть может, действительно, больше не с
кем общаться и т.п. Нередко отсутствие
элементарной психогигиены труда
психолога-практика приводит его самого
в психиатрическую больницу. Примечательно,
что с синдромом “эмоционального
сгорания” педагога одни авторы связывают
его самозабвенность в работе, чрезмерное
сочувствие, мягкость, а другие авторы
наоборот, с авторитаризмом и низким
уровнем эмпатии. Как говорила на своих
лекциях известный психотерапевт
А.С.Спиваковская, консультант не должен
глубоко погружаться в проблемы клиента,
если он не обеспечил свои “тылы”,
которые позволили бы ему выйти из проблем
консультируемого человека и вернуться
в свое нормальное состояние.
8. Соблазн спекуляции на
отсутствии общепринятых критериев
оценки эффективности консультационной
работы. Как известно, консультация по
сути своей чаще всего прогностична, то
есть, ориентирована в будущее и полноценно
оценить качество работы консультанта
часто можно лишь спустя много времени
(оперативные показатели эффективности,
то есть данные наблюдения, самоотчеты
клиентов, мнения экспертов и т.п. носят
частичный характер). Не помогают здесь
и показатели эффективности, используемые
в научных работах и диссертациях,
поскольку часто они бывают сложны в
использовании и отражают лишь отдельные
(исследуемые) аспекты самоопределения.
Поэтому кто-то из консультантов,
сославшись на отсутствие четких критериев
эффективности, может работать
недобросовестно и заявлять, что только
“время покажет”, насколько качественна
их помощь клиенту. Отсюда, одной из
важнейших становится проблема
профессиональной совести
психолога-консультанта.
10. Проблема “позднего прозрения”
клиента может возникнуть при работе с
клиентами, которые захотят осмыслить
какой-то важный этап своей жизни или
всю жизнь в целом. Если консультант
покажет такому клиенту, что многое из
содеянного человеком на самом деле
никчемно и даже преступно, то этим он
может нанести клиенту большую душевную
травму, после которой человек окажется
в глубоком кризисе. Вероятно, вести с
клиентами откровенный разговор на такие
темы можно лишь тогда, когда консультант
будет уверен в способности человека
пережить подобную правду.
11. Проблема “сапожника без сапог”.
Имеет ли право консультант, сам до конца
не самоопределившийся в жизни, помогать
самоопределяться другим людям? С другой
стороны, имеет ли право консультант
помогать другим, сам никогда не испытывая
сложностей профессионального и
личностного самоопределения? — Вероятно,
ответ и здесь находится где-то посередине.
Но в любом случае, консультант, при
работе с конкретным клиентом, должен
на время отодвинуть в сторону свои
проблемы и сосредоточиться на проблемах
клиента.
12. Проблема отсутствия на данный момент
в стране общепризнанных идеалов
личностного и профессионального
самоопределения. Известно, что одной
из существенных характеристик
подросткового возраста (и не только
подросткового) является подражание
другим, стремление влить на кого-то,
перенимать его лучшие, с точки зрения
клиента, качества. Если раньше в России
были свои герои и общепризнанные таланты,
на которых равнялось много молодых
людей, то сейчас большинство из них
дискредитировано, а новые “герои”,
типа “новых русских” уже превращаются
в героев анекдотов и часто ассоциируются
в сознании большинства людей с преступной
деятельностью. Простая констатация и
даже осознание существующих этических
проблем не может удовлетворить
психологов-практиков, которые сами
часто требуют способов разрешения этих
проблем.
Однако сам этический характер данных
проблем достаточно деликатен, поэтому
было бы самообманом просто вооружить
психологов готовыми рецептами поведения
в сложных этических ситуациях. Внутренняя
активность и профессионализм самих
консультантов должны проявляться и в
том, чтобы уметь самостоятельно находить
ответы на сложные нравственные вопросы
и достойно поступать в уникальных
ситуациях, для которых нет и не может
быть каких-то единых рецептов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #