Самые распространенные ошибки при обучении чтению

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению детей.

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению детей.

В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.

Возьмем, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!

И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА.

Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

Каждый раз хвалите, даже за маленькие успехи!

Не перегружайте объёмом текста — лучше меньше, но чаще!

Самое благотворное время для занятий — первая половина дня.

Не смешивайте понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим.

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №97 «ЗЕМЛЯНИЧКА»

Составил учитель-логопед:  Распопова С.И

2022г.

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

1. Называем букву, как звук: «ш», а не «ша», «л», а не «эл». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например:¨ назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его).

¨ Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому что поётся.

¨ Как мы произносим «А»? (широко открываем рот).

¨ Назови сам слова на звук «а».

¨ Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А».

¨ Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А».

¨ Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце).

Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо,

проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

¨ Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии. Произнеси так, чтобы мы услышали.

3. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв, например, покатилось колесо, превратилось в букву О.

Рекомендации по обучению грамоте

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим,

 а буквы читаем и пишем.

2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь.

Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые;

 Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки).

5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э».

6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв.

►«Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д.

Можно играть с перекидыванием мяча.

►Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове.

►Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях.

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

А — как лесенка стоит – начинает алфавит.

Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

Эта буква Ж, широка и похожа на жука

И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

На эту букву посмотри З,– она совсем, как цифра 3.

Порвалась О в серединке, С осталась на картинке.

Хорошо иметь дома деревянные кубики с буквами, азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами, игральное буквенное лото. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице.

4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку. НА НО НУ НЫ НИ, СА СО СУ СЫ СИ.

Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ.

8. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными

(15-20 мин.), но систематическими.

10.После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11. Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

Самые
распространенные ошибки при обучении чтению

1.
На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространенной
ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родитель, называя букву,
произносит именно название буквы, а не звук («ка», а не «к», «ре», а не «р»). И
это приводит к тому, что малыш будет читать, например, «каэрот», вместо «крот»

2.
На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто
«нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того чтобы
складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь). Помните, на этом этапе обучения
чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до
конца слова, малыш уже просто не помнит, что было вначале, и не может понять
прочитанное.

3.
Малыш читает механически, то есть просто складывает слоги, но не понимает, что
он прочел. Для того чтобы избежать этой ошибки, просите малыша объяснить или
пересказать, что он прочел.

Учимся слышать и
произносить звуки

Эти
упражнения развивают фонематический слух, помогают заучить звуки и вычленять их
в слове.

Упражнение
1. Ловим звук

Очень
веселая игра, которая наверняка понравится малышу. Поиграть в нее можно и дома,
и на улице. Играют минимум двое – мама и малыш, но можно привлечь и друзей по
детской площадке.

Начинаем
мы со сказки.

«Жил
был звук «м» (начинать лучше с простых звуков, йотированные –
«е», «ю», «я», «е» – пока пусть не
участвуют в игре, так же как «й», мягкий и твердый знаки). И был
очень непослушный: сбежал из Азбуки и пошел гулять по белу свету. А как же жить
без «м»? Ведь не будет ни молока, ни мороженого, и даже мама может
исчезнуть. Будем его ловить. Как только услышишь звук «м» в слове –
сейчас же хлопай в ладоши».

Далее
родитель начинает произносить слова со звуком М и без него. Сначала медленно,
затем все быстрее. Сначала коротенькие слова, затем длинные. А закончить игру
можно любым стишком: мама читает стих, амалыш «ловит» звук «м».

В
следующий раз придумайте новую сказку, про другой звук.

Упражнение
2. Бусы из слов

Это
всем известная игра в слова. Она не только научит слышать и вычленять звуки,
увеличит словарный запас, но и спасет вас в скучной очереди в поликлинике или
долгой поездке.

Итак,
вы говорите слово, малыш придумывает свое, начинающееся на последнюю букву
вашего: арбуз – заяц – цапля – яблоко…

Постепенно
усложняйте игру: придумывайте слова на тему: «Животные», «Еда», «Одежда».

Вариант
игры: придумывать слова на определенную букву. Проиграет тот, кто не сможет
придумать слово.

Упражнение
3. Начало, середина, конец

Эта
игра не только учит слышать звуки, стоящие в разных местах в слове – начале,
середине, конце, но и тренирует внимание.

Сначала
загадываем какой-нибудь звук, например «т».

Объясняем
малышу правила игры: если он услышит звук в начале слова, то хлопнет в ладоши
один раз, в середине – два раза и в конце – три.

Мама
начинает называть слова с выбранным звуком так, чтобы он был и в середине, и в
начале, и в конце слова: трактор, самолет, мотор и т. д.

Задание
можно усложнить. Дайте малышу три карточки (красную, синюю и зеленую) и
объясните, что теперь, услышав звук в начале слова, он покажет красную
карточку, в середине – синюю, в конце – зеленую.

Учимся различать
звуки на слух (твердые и мягкие)

В
этой серии занятий вы продолжаете звуковые упражнения. Но теперь задача вашего
малыша – различить звуки твердые и мягкие. Это важный этап для дальнейшего
процесса чтения и звукового анализа слова.

Упражнение
«Большой и маленький»

Мама
рассказывает сказку про двух комариков.

Один
комарик был большой и звенел вот так: 3-3-3 – твердо звенит большой комарик.

А
второй комарик был маленький и звенел вот так: З-З-З(ь) – мягко звенит
маленький комарик.

Угадай-ка,
какой комарик сел на зайку?

Мама
твердо говорит 3 – малыш отвечает: большой, он звенит твердо, а мама
подсказывает, что и в слове «зайка» – звук «з» тоже твердый.

Угадай,
какой комарик укусил девочку Зину?

Мама
мягко говорит 3(ь) – малыш отвечает: маленький и, возможно, сам дополняет, что
в слове «Зина» – звук «з» также мягкий.

Придумываем
новые сказки с другими звуками.

Едут
две машины.

В-В-В
– твердо гудит большая машина, в которой едет Вася.

В-В-В(ь)
– мягко гудит маленькая машина, в которой едет Витя.

Угадай,
чья машина едет?

Едут
два трактора.

Р-Р-Р
– твердо тарахтит большой трактор, который ведет Рома.

Р-Р-Р(ь)
– мягко тарахтит маленький трактор, который ведет Рита.

Угадай,
чей трактор едет?

Лопнули
2 шарика.

У
Сашиного большого шарика воздух выходит твердо – С-С-С.

А
у маленького Сережиного шарика мягко – С-С-С(ь).

Угадай,
чей шарик лопнул?

Играйте
с ребенком в звукоподражания: жужжите, звените, мычите, рычите, шипите.
Придумайте сами, вместе с малышом свою звуковую игру с близким и понятным
вашему ребенку сюжетом.

Учимся
различать гласные и согласные звуки

Это
самая важная серия звуковых упражнений, так как именно умение различать гласные
и согласные звуки откроет вашему ребенку путь к слогообразованию.

Упражнение
«Жили-были звуки»

И
снова сказка. У мамы в руках две карточки: одна синего цвета, другая –
красного.

Жили-были звуки. Но
жили они не в доме и не во дворце, а у тебя в ротике. А вместе с ними жил
вредный змей (пусть малыш пошевелит кончиком языка). Одни звуки он любил и
свободно выпускал их погулять: «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «и-и-и». Эти
звуки были очень веселые и носили вот такие красные платьица (мама показывает
малышу красную карточку). А на пути других звуков змей строил разные преграды:
то двери на пути закрывал – «м-м-м» (пусть малыш почувствует, как звуку «м»
двери-губы мешают пройти), то к потолку прижимал – звук «т». Заставлял змей звуки
шипеть – «ш-ш-ш», фыркать «ф-ф-ф», свистеть – «с-с-с», хрипеть – «х-х-х». А
некоторые звуки он пугал – звук «р-р-р» (попробуй – как трещит язычок). Одним
словом, эти звуки не свободно приходили через рот и носили вот такие синие
платьица (мама показывает ребенку синюю карточку).Потренируйтесь с малышом
произносить разные звуки, пусть он говорит вам, какие проходят легко, а каких
змей запирает в ротике.

Проверьте
своего малыша, поиграйте в игру «Наряди звук»: произносите звук, а он пусть
повторяет за вами и показывает карточку-платьице нужного цвета.

Не
расстраивайтесь, если ребенок путается в гласных и согласных. Это сложный
материал. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот,
– красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно, – синие
(согласные).

Термины
«гласные» и «согласные» ребенку знать не обязательно. Главное – уметь различать
их на слух.

 Упражнение
«Дружба звуков»

Возьмите
в руки большой мяч и скажите малышу, что звуки очень хотят дружить друг с
другом. Вот, например, со звуком «м» очень хочет подружиться звук «а».

Вы
кидаете мяч малышу, а он должен кинуть вам его обратно и произнести два звука
вместе: МА.

И
звук «у», оказывается, тоже хочет дружить со звуком «м»! Малыш ловит мяч и
отвечает: МУ, и т. д.

На
прогулках можно продолжать играть в «Дружбу звуков» и без мяча.

Например,
просите ребенка подружить звуки со звуком «о».

Вы
говорите: – М; малыш: – МО;

Вы:
– Т; малыш: – ТО и т. д.

Вот
и слуховое слогообразование ваш ребенок уже освоил!

Читаем…
без букв!

Вы
уже почти подошли к заветной цели! И, несмотря на то что пока еще малыш не
знает букв, он уже может «читать» по цветному ряду из синих и красных карточек.

Упражнение
«Собери слово»

Для
этой игры понадобятся уже знакомые вам синие и красные карточки (как для игры
«Жили-были звуки»).

Начинаем
опять со сказки. Пусть на сей раз, злой волшебник махнет своей палочкой, и все
слова расколются на кусочки. А малыш, конечно же, должен их собрать – выложить
слово на столе с помощью красных и синих карточек.

(На
самом деле ребенок будет выкладывать последовательность звуков, обозначая их
цветными карточками, но не соответствующими буквами.)

      
Первое «слово» поможет собрать мама. Например, ДОМ. Сначала кладем синюю
карточку, потому что звук «д» сидит за закрытыми зубками, потом красную
карточку, ведь звук «о» гуляет свободно, затем синюю, ведь «м» тоже сидит в
домике-ротике.

         
Когда малыш понял принцип игры, начинайте произносить простые слова типа РАК,
МАК, СЫН, СОН. Звуки произносятся отрывисто, как бы рассыпаясь.

Усложните
игру.

Пусть малыш покажет, за какой карточкой скрывается буква О, за какой – М, а
потом «прочтет» слово по цветному ряду.

Еще
усложните задания. Сами выкладывайте ряды из карточек, а малыш пусть подберет к
ним слова. Слова можно брать уже и четырехбуквенные.

И
вот остался буквально последний шаг до чтения по буквам!

Упражнение
«Макаронные буквы»

Теперь
нужно закрепить навык. Выучить не только звуки, но и буквы, начать их писать.
Но, согласитесь, скучно зубрить буквы по букварям и прописям, гораздо
интереснее конструировать их из спичек, счетных палочек, макарон – одним
словом, из любого подручного материала.

Вылепите
вместе с малышом букву из пластилина или соленого теста. Попробуйте выкладывать
буквы с помощью веревочки, вырезать ножницами по контуру нарисованную и
раскрашенную букву. Такие упражнения не только способствуют быстрому
запоминанию названий букв, но и отлично развивают пальчики.

Веселые
игры помогут научить кроху писать буквы. Учите писать только печатными буквами.
Иначе малышу придется переучиваться, когда он пойдет в первый класс, ведь
методик обучения письму достаточно, и, скорее всего, его в школе будут учить
по-другому.

Читаем
по буквам

Упражнение
«Паровозик»

Вам понадобятся
вырезанные из картона буквы и картонный паровозик с вагончиком, к которым вы
приклеите кармашки для букв. Паровозик и вагончики соединяются между собой при
помощи скрепки.

Расположите в
столбик гласные буквы: А, О, У, Ы, И.

В карманчик
вставьте согласную букву, которую малыш хорошо знает (например, мамину буковку
М), и пусть она едет к станции – гласной букве А! А у станции паровозик дает
сигнал, и гласная буква садится на поезд. Получается слог МА.

Цель этой игры –
научить ребенка читать по две буквы сразу! Ребенок тянет согласный звук, когда
ведет паровозик, а у станции дает сигнал (произносит гласный звук), затем
повторяет слог целиком: М – – – – – – – (А)-МА!

Также играйте с
другими буквами.

Усложняйте задание,
спрашивайте ребенка, у какой станции сигнал звучит мягко (у И – МИ), а у какой
твердо (у А – МА).

К чтению слогов с
гласными Я, Е, Ю, Е вы перейдете гораздо позже, когда ваш малыш уже хорошо
овладеет навыком сложения слогов и слов с гласными А, О, У, Ы, И.

Понемногу сами мы
читаем маме! Слово из СЛОГА

И вот уже пришло
время для первых слов. Они должны быть простыми и доступными для понимания.

Упражнение
«Путешествия слов»

Чтобы из слога у
вас получилось слово, усовершенствуйте уже пригодившийся вам паровозик –
приделайте к нему еще один вагончик с кармашком. На карточках напишите уже не
буквы, а слоги (малыш ведь их уже уверенно читает). Дальше игра повторяется, но
в гости друг к другу ездят не буквы, а слоги (подружившиеся буквы). Паровозик,
подобрав на станции одну парочку, едет за другой. И вот чудо: в результате на
поезде поедет целое слово: МА-МА, СО-НЯ, РА-MA. Не забывайте просить малыша
прочесть слово целиком.

Читаем
и понимаем

 Слияние
букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах,
– разные вещи. И выполнять две задачи – читать и понимать – одновременно очень
сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для
составления слов количества слогов необходимо тренировать осмысленное чтение.

Предлагаем
вам несколько занимательных упражнений.

Упражнение
«Путаница»

Напишите несколько
слов с переставленными слогами, например: «камай» (майка), «кашап» (шапка),
«микдо» (домик). Малышу нужно прочитать «перепутанные» слова, догадаться, как
они должны звучать на самом деле, а затем прочесть их правильно (конечно, после
того, как вы их правильно напишете).

Упражнение
«Найди спрятанное слово»

Очень
известная игра, которая помогает тренировать навык чтения, а также развивает
внимание.

Расскажите
ребенку о том, что в некоторых словах могут прятаться другие коротенькие
словечки. Например, в слове «кобра» прячутся слова «кора» и «бра», а в слове
«кочки» скрываются «очки».

А
сколько маленьких слов прячется в слове «электричество»? Посоревнуйтесь с
малышом, кто найдет больше.

Упражнение
«Цепочки слов»

Когда ребенок
впервые начинает читать слова, то после прочтения второго (или третьего) слога
он возвращается к первому. Повторение прочитанного способствует лучшему его
осмыслению и не позволяет забыть первый слог к моменту прочтения последнего.
Поэтому при переходе от чтения слогов к чтению слов полезно читать цепочки
слов, где окончание предыдущего слова является началом последующего, например:
ЛИ-СА-МА-КИ-НО СИ-ЛА. Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится
каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только что
прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.

Читать такие
цепочки в книге может быть трудно для ребенка, потому что в поле его внимания
оказывается слишком много знаков. Чтобы облегчить чтение, необходимо закрывать «лишнее»,
можно вырезать «окошко» в листе бумаги и, постепенно его передвигая по странице
книги, открывать нужные для прочтения слоги. Или написать слоги на карточках и
выкладывать их попарно, по мере чтения цепочки слов убирать первый слог и
добавлять новый второй.

Упражнение
«Вставь букву»

В
начале обучения чтению целых слов эта игра оказывается очень эффективной.

Нарисуйте или
найдите картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ,
МАК и т. п.). Под каждой картинкой напишите слово, которое обозначает предмет,
изображенный на картинке. Но вместо гласной буквы оставьте пустое место (то
есть, под картинкой, на которой изображен дом, у вас будет подпись Д – М).
Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы
из нашей вырезанной азбуки, так как, если ребенок впишет букву, второй раз вы
не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).

       Ребенок,
выполняя задание из этой игры (например, подыскивая нужную букву к слову под картинкой
с изображением дома), рассуждает примерно так.

      «Если я
поставлю А, получается ДАМ, нет, такое слово не подходит к картинке. Поставлю
У, получается ДУМ, тоже не подходит! ДОМ! ДО-О-ОМ! Здесь должна быть буква О!»
Таким образом в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает
смыслоразличительное значение букв, развивает фонематический слух.

Упражнение
«Сложи слово»

В этой игре
картинки не потребуются. Напишите на бумаге или картоне любое двусложное слово
(например, РУКА). Разрежьте бумажку на две части так, чтобы на каждой из частей
был один слог, например: РУ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов,
при этом последовательность слогов он определяет сам. У ребенка может
получиться и КАРУ, и РУКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов,
малышу придется подумать и осмыслить прочитанное. Со временем усложните задачу,
разрежьте трехсложное слово.

Упражнение
«Закончи слово»

Для этой игры
потребуются любые картинки (от лото, из журналов, открытки). Напишите на
отдельных бумажных полосках начало и окончания слов, обозначающих изображенные
на картинках предметы. Разложите картинки перед ребенком. Бумажки, на которых
написано начало слов, положите на картинки. Полоски, на которых написаны
окончания слов, разложите перед ребенком.

Задача малыша –
подобрать каждому слову соответствующее окончание. Не забудьте о лишнем
варианте окончания, чтобы игра стала интереснее!

Со старшими детьми
играть можно и без картинок. На одном листе в столбик пишутся первые слоги
слов, относящихся к одному обобщающему понятию (одежда, транспорт, посуда,
мебель, птицы, времена года…), отдельно, на разрезных карточках, – окончания
этих слов.

Например:

АВТО………….ЕЗД

ТРАМ………….ВАЙ

МЕТ……………ЛЕТ

САМО…………БУС

ПО………………РО

После
выполнения задания спросите ребенка, как можно все понятия назвать одним
словом.

Еще
один вариант задания: подобрать к первому слогу подходящий второй из двух
предложенных вариантов. Например: соедини правильно слоги, отгадай имена детей.

Упражнение
«Составь слово из букв»

Это упражнение по
своей сути аналогично составлению слов из слогов, но проводить его можно только
тогда, когда ребенок уже уверенно читает по слогам, не разбивая их на буквы.

Для упражнения
используются вырезанные буквы азбуки. Ребенку нужно составить слово из
предлагаемого, заранее подготовленного взрослым комплекта букв. Например: О, М,
Т, С. Ребенок, перебирая варианты порядка букв, осмысливая их, выбирает
правильный ответ.

Усложненный вариант
упражнения: из одного заданного набора букв сложить два слова. Чтобы облегчить
задачу (особенно на первых порах), желательно подбирать слова, относящиеся к
одному обобщающему понятию.

Например: составь
из букв – А, О, М, Р, 3, К, А – название двух цветков (РОЗА, МАК).

Упражнение
«Подбери слово»

Такие упражнения
часто встречаются в различных дидактических тетрадях. Их выполнение требует от
ребенка, в первую очередь, осмысленного чтения. Кроме того, с их помощью
тренируется логика и умение обобщать.

Заранее продумайте
задание и напишите на отдельных карточках соответствующие слова. Затем
предложите ребенку прочитать и разделить слова на группы по определенному
признаку, например:

• Выбери посуду и
мебель (растения и животных, овощи и фрукты, съедобное и несъедобное и т. п.).


Что наливают в кружку, а что – в тарелку? (Чай, борщ, щи, молоко, кофе, какао,
сок…).


Подбери к каждому слову из первой группы подходящее по смыслу из второй группы
(весна – ручей, зима – снег, лето – жара, осень – грибы; клоун – цирк, врач –
больница, продавец – магазин, учитель – школа, повар – ресторан и т. п.).


Подбери к каждому слову как можно больше подходящих по смыслу (летит – бабочка,
птица, самолет, время; пишет – карандаш, ручка, ученик; скачет – зайчик,
кузнечик, девочка; растет – цветок, гриб, ребенок, и т. п.).


Подбери противоположные по смыслу слова (быстрый – медленный, широкий – узкий,
добрый – злой, холодный – горячий, молодой – старый…).

Упражнение
«Отыщи спрятанное слово»

Начертите на
большом листе бумаги таблицу, впишите по горизонтали и вертикали слова,
относящиеся к какой-либо общей теме (овощи, фрукты, дом, школа, игрушки,
имена…) (в каждую клеточку вписывайте по одной букве). Клеточки, оставшиеся
пустыми, заполните любыми буквами. Ребенку нужно найти и прочитать слова,
которые вы «спрятали». Если ребенку сложно искать слова по теме, попросите
находить называемые или загадываемые вами слова («Найди слово РУСАЛОЧКА»,
«Найди имя героя, который живет на крыше»). Задание развивает осмысленность
чтения, так как кроме слов-отгадок ребенок может увидеть в таблице и
бессмысленные слова – АМАЛЬ, ЛЯБА, ОЛАБ и др.

Перед вами пример
квадрата, в котором малыш должен найти имена сказочных героев.

Читаем
длинные слова

От коротеньких и
простых слов вы переходите к длинным многосложным словам. И вот малыш, доселе
читавший правильно, начинает сочинять – додумывать окончания у длинных слов.
Например, если попросить ребенка прочитать слово ПЫЛЕСОСИТ, то он, скорее
всего, не дочитав слово до конца, будет предлагать самые разные варианты
окончаний: ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-CO, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?..

Преодолеть эту
трудность вам поможет следующее упражнение.

Упражнение
«Читай с конца»

      
Выберите слово и разделите его на слоги. Запишите последний слог, дайте его
прочитать ребенку, допишите предыдущий, дайте прочитать уже два слога, далее
добавляете по одному слогу до прочтения целого слова.

Например,
слово ПЫЛЕСОСИТ ребенок будет читать так:

СИТ

СО-СИТ

ЛЕ-СО-СИТ

ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ

Такой
способ чтения исключает «додумывание» слова.

Читаем
предложения

      
И вот наконец от чтения отдельных слов мы добрались до чтения словосочетаний, а
затем и предложений.

При чтении
предложений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения
прочитанных слов. Так же как и в случае повторения слогов при прочтении слов,
это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к
моменту прочтения и понимания последних слов предложения («Лена, ела, Лена ела,
малину, Лена ела малину»). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором
времени ребенок научится быстро понимать смысл прочитанного предложения и без
повтора слов.

Для облегчения
чтения предложений на самом первом этапе можно вместо некоторых слов
использовать картинки. Тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при
чтении, будет меньше, а значит, понять предложение станет проще.

Первые предложения
не должны содержать многосложных или незнакомых ребенку слов. Если вы видите,
что в предложении такое слово все-таки встречается, попросите ребенка прочитать
это слово до чтения предложения. В случае необходимости помогите ему прочитать
и понять это слово.

Для тренировки
осмысленного чтения предложения полезно работать с разрезными предложениями и
сюжетными картинками.

Упражнение
«Составь словосочетание»

  Напишите на
карточках слова в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать
подходящие слова и положить их рядом.

Помните о «лишнем»
варианте ответа для повышения эффективности задания! Как это сделать в таких
заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово («новое», например), или
добавьте слово («машина»). Так же и для второго задания: добавьте или уберите
одно слово.

Упражнение «Какое
слово потерялось?»

Упражнение помогает
научиться осмысливать значение предлогов и не пропускать их при чтении.
Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на
отдельных карточках. Предложите ребенку «вернуть» «маленькие словечки» на
место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается,
какое слово пропущено, и вписывает его.  

Упражнение
«Подбери окончание»

Напишите
словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в
прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов
напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места.
Предусматривайте «лишние» варианты ответов!

Упражнение
«Предложение + картинка»

Для упражнения
потребуется несколько сюжетных картинок (их можно вырезать из журналов).
Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим
картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает
предложения и догадывается, к каким картинкам они подходят.

Упражнение
«Разрезные предложения»

Для этого задания
нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает
слова и составляет из них осмысленное предложение. Можно добавлять лишние
слова, не подходящие по смыслу или форме слова.

Для облегчения
выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию
предложения, это поможет малышу быстрее догадаться, как составить слова.

Когда ребенок
освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. Здесь малыша
ожидает новый уровень осмысления прочитанного – понимание последовательности и
причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

Оглав­ле­ние

  • Ошибка 1. Раз­де­ле­ние буквы и звука
  • Ошибка 2. Изу­че­ние букв с помо­щью алфа­вита с картинками
  • Ошибка 3. Отсут­ствие системы
  • Ошибка 4. Обу­че­ние чте­нию по буквам
  • Ошибка 5. При­нуж­де­ние к чтению
  • Ошибка 6. Чте­ние «нани­зы­ва­нием» букв
  • Ошибка 7. Роди­тели больше не читают детям
  • Ошибка 8. Отсут­ствие кон­троля пони­ма­ния при обу­че­нии чтению
  • Ошибка 9. Отсут­ствие при­мера взрослых
  • Ошибка 10. Недо­ста­точ­ный уро­вень готов­но­сти ребенка к чтению

Обу­че­ние чте­нию — важ­ный этап раз­ви­тия ребенка. На прак­тике при­хо­дится стал­ки­ваться с 10 ошиб­ками, кото­рые допус­кают роди­тели при обу­че­нии ребенка чтению.

Ошибка 1. Разделение буквы и звука

Обу­че­ние ребенка чте­нию, нача­лом кото­рого стало изу­че­ние букв, в буду­щем создает боль­шие про­блемы. Поэтому сле­дует назы­вать звук и букву оди­на­ково. Напри­мер, буква «М» должна зву­чать как звук «М», а не как «ЭМ». Если ребе­нок усвоит послед­ний вари­ант про­из­но­ше­ния, слог «МА» будет про­чи­тан им как «ЭМА» вме­сто пра­виль­ного «МА». В дет­ском созна­нии буква и звук должны соот­вет­ство­вать друг другу.

Ошибка 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками

Заучи­ва­ние ребен­ком букв с помо­щью кар­ти­нок надолго создает в дет­ском созна­нии устой­чи­вую связь буквы и при­вя­зан­ного к ней изоб­ра­же­ния. Цвет­ные иллю­стра­ции помо­гут выучить алфа­вит, но созда­дут труд­но­сти при чте­нии. Ребенку будет трудно понять, почему слово «КОТ» полу­ча­ется сло­же­нием несколь­ких поня­тий, напри­мер, «КЕНГУРУ», «ОБЛАКО» и «ТЕЛЕФОН».

Ошибка 3. Отсутствие системы

Еще одной ошиб­кой при обу­че­нии ребенка чте­нию явля­ются бес­си­стем­ные заня­тия. Зани­маться сле­дует регу­лярно, но не более 15 минут в день. Память детей доста­точно крат­ко­вре­менна, поэтому для закреп­ле­ния навыка тре­бу­ется череда повторений.

Ошибка 4. Обучение чтению по буквам

Начи­ная читать, ребе­нок про­из­но­сит сна­чала звуки, а потом пыта­ется их сло­жить. Напри­мер, про­из­но­сит «М» и «А», а затем вме­сте «МА». Стал­ки­ва­ясь с длин­ным сло­вом, ребе­нок забы­вает, какой звук был им про­из­не­сен в начале. Пра­виль­ным явля­ется чте­ние по сло­гам. Ребе­нок может «тянуть» опре­де­лен­ный звук при чте­нии. Напри­мер, про­из­но­сить «МММММАММММА». Глав­ное, чтобы про­цесс чте­ния не обры­вался на пер­вом звуке. Хоро­шего резуль­тата можно добиться, научив ребенка про­пе­вать слоги.

Ошибка 5. Принуждение к чтению

Еще одна ошибка роди­те­лей — при­нуж­де­ние к заня­тиям. В этом слу­чае может воз­ник­нуть стой­кая непри­язнь к чте­нию, что ста­нет барье­ром на пути к обу­че­нию. Не стоит исполь­зо­вать чте­ние и в каче­стве нака­за­ния. Фраза роди­те­лей: «Если не сде­ла­ешь, как я скажу, сей­час пой­дем читать!» — идет враз­рез с жела­нием при­вить любовь к этому заня­тию. Кос­вен­ное под­тал­ки­ва­ние в виде фраз «Вот сей­час дочи­таем главу и пой­дем играть» также исполь­зо­вать нельзя.

Ошибка 6. Чтение «нанизыванием» букв

В про­цессе обу­че­ния чте­нию роди­те­лями воз­ни­кает ошибка в про­из­но­ше­нии слова. Ребе­нок про­из­но­сит каж­дую букву отдельно, вме­сто того, чтобы про­из­не­сти слоги один за дру­гим. Напри­мер, «М‑А-Ш-И-Н‑А» вме­сто «МА-ШИ-НА». При чте­нии длин­ных слов ребе­нок отвле­ка­ется и не пом­нит, какие звуки уже про­из­нес. э

Ошибка 7. Родители больше не читают детям

Мно­гие роди­тели совер­шают ошибку, пере­ста­вая читать ребенку сказки на ночь и петь колы­бель­ные. Счи­тая, что ребе­нок уже научился читать сам и больше не нуж­да­ется в уча­стии папы и мамы, роди­тели упус­кают важ­ный момент сов­мест­ного обще­ния и сов­мест­ного чте­ния. Обще­ние помо­гает сфор­ми­ро­вать сло­вар­ный запас ребенка, что важно не только для чте­ния, но и для общего развития.

Ошибка 8. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению

В про­цессе обу­че­ния может воз­ник­нуть ситу­а­ция, когда ребе­нок читает меха­ни­че­ски, не вос­при­ни­мая смысл про­чи­тан­ного. Про­из­нося слог за сло­гом, он не осо­знает зна­че­ние полу­чив­ше­гося слова. Чтобы избе­жать этой ошибки, реко­мен­ду­ется про­сить ребенка пере­ска­зать про­чи­тан­ный текст или зада­вать уточ­ня­ю­щие вопросы.

Ошибка 9. Отсутствие примера взрослых

Обу­че­ние чте­нию будет успеш­нее, если у ребенка раз­вит инте­рес к этому заня­тию. Инте­рес к кни­гам воз­ни­кает и под­дер­жи­ва­ется в семье, где взрос­лые сами любят читать. Вре­мя­про­вож­де­ние у теле­ви­зора или ком­пью­тера не моти­ви­рует ребенка научиться читать, поскольку он не видит в этом смысла.

Ошибка 10. Недостаточный уровень готовности ребенка к чтению

Роди­тели допус­кают ошибку, делая пер­вые шаги в обу­че­нии ребенка слиш­ком рано. Начи­ная обу­че­ние чте­нию с двух лет или ранее, можно добиться только меха­ни­че­ского повтора зву­ков. Готов­ность к изу­че­нию гра­моты подразумевает:

  • доста­точ­ный сло­вар­ный запас;
  • спо­соб­ность на слух раз­ли­чать раз­ные звуки (напри­мер, ребе­нок пони­мает раз­ницу между «дом» и «том»);
  • отсут­ствие про­блем в про­из­но­ше­нии звуков;
  • хоро­шую ори­ен­та­цию: ребе­нок дол­жен раз­ли­чать «право — лево, верх — низ», чтобы пра­вильно сле­до­вать по тексту.

Ошибки, кото­рые совер­шают боль­шин­ство роди­те­лей при обу­че­нии ребенка чте­нию, исправ­ля­ются гра­мот­ным и систем­ным под­хо­дом к изу­че­нию мате­ри­ала, а также уче­том инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей сво­его ребенка. Порой, для исправ­ле­ния непра­вильно сфор­ми­ро­ван­ного навыка чте­ния, учи­телю тре­бу­ется до полу­года систе­ма­ти­че­ской работы. В таком слу­чае лучше вообще не учить ребенка читать, чем учить его неправильно.

Об авторе: Рого­зина Вален­тина Ива­новна, вос­пи­та­тель МКДОУ “Воро­бьев­ский дет­ский сад №1”, опыт работы более 20 лет.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации

Горизонтальная линия в HTML


  • Путешествие по группам
  • Результаты проведения специальной оценки условий труда рабочих мест (соут)
  • Все для родителей
  • Наши достижения
  • Советы специалистов
    • Советы специалистов
    • Советы музыкального руководителя
    • Советы медицинской сестры
    • В помощь воспитателю
    • Советы логопеда
    • Советы психолога
  • Инновационная деятельность
    • Инновационная деятельность
    • Выпуск газеты “Эковек”
    • Экологическое воспитание
    • Муниципальная инновационная площадка
    • Инновационная площадка ДОО-Азы финансовой грамотности
    • Федеральная стажировочная площадка
  • Защитим права ребенка
  • Безопасность
  • Антикоррупционная деятельность
  • Платные дополнительные услуги
    • «Академия логических задач»
    • «Азбука танца»
    • Студия «Речевичок»
    • Студия «Читай-Ка»
    • Платные дополнительные услуги
    • Кислородный коктейль
    • День рождение воспитанника
    • Группа выходного дня «Выручай-ка»
  • Дополнительные образовательные услуги
  • ГТО
  • Доступная среда
  • ГО и ЧС
  • Информационная безопасность
    • Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
    • Нормативное регулирование
    • Педагогическим работникам
    • Обучающимся
    • Родителям (законным представителям) обучающихся
    • Детские безопасные сайты
  • Карта сайта
  • Часто задаваемые вопросы
  • Профилактика вирусных заболеваний
  • Обработка персональных данных
  • Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)
  • Независимая оценка качества образования (НОКО)

ГТО
Образовельный культурно-просветительский портал

Контактная информация Министерства образования и науки Кузбасса


Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

 САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ,

ДОПУСКАЕМЫЕ  ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

  • В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде, чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО, — т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим его отрывисто. И букву необходимо называть так же. Ни в коем случае не ЭМ или МЭ! Говоря так, мы называем сразу два звука (Э, М). Данное обстоятельство только дезориентирует детей. И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.
  • Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА! Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая следующая буква : МММА. Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву.

Лишь бы он не остановился после первой буквы!

Лишь бы прочел слитно буквы слога!

Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому  что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как к таковой и он не сознает ценности чтения книг. Он может видеть небрежное отношение к книге родителей. Ведь культура обращения с книгой, интерес к ней закладывается в семье.

Даже если в семье существует культ книги, помните, что самостоятельное чтение дается детям вначале всегда с трудом. Это необходимо понимать и относиться с сочувствием.  Как все просто представлялось ребенку: выучу буквы и можно читать. Но какое его ждет разочарование – буквы знает, а сложить их так трудно. Надо объяснить, что и взрослым было в начале так же трудно учиться читать, но помог труд, терпение. Надо набраться терпения прежде всего вам, взрослым, несмотря на дефицит времени и охватывающее вас раздражение.

Никогда не сравнивайте ребенка с соседским Сашей, не употребляйте заключение по типу: «Так ты никогда не научишься читать!».

Фактор новизны книги имеет большое значение. Если ребенку знакомо произведение, он будет сбиваться на пересказ, догадки. Значит, лучше брать новую литературу, но интересную и доступную без непонятных и сложных слов.

Хорошо взять ребенка с собой в библиотеку или магазин и выбрать книгу, учитывая его желание. В этом случае интерес к чтению возрастет. Не забывайте, что первое чтение – это чтение вслух.

Пусть он проговаривает то, что читает.

Приглашаем вас к сотрудничеству и желаем успехов!

Речевое развитие по возрастам

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно — появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.

1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это — существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия «здесь» и «сейчас»; прилагательные «большой» и «маленький», реже — глаголы, личные местоимения.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т’], [д’], [с’], [з’]. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «ко» или «моко» вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: «Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!».

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные», рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.


Какими бывают звуки русского языка

Достаточно часто при обучении дошкольников      грамоте приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети знают больше, чем родители. Особенно это касается различения звуков русского языка. Конечно, наши школьные года остались далеко позади, и некоторые знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы быть ребенку помощником в учении, вспомним некоторые особенности звуков русского языка, которые так необходимы при выполнении звукового анализа слогов и слов.

В русском языке различают 42 звука речи, которые делятся на гласные и согласные. Гласных звуков всего 6, а согласных 36.

При произнесении гласных звуков голосовые складки вибрируют и воздух свободно проходит через ротовую полость. Поэтому, изучая гласные звуки с детьми, мы обращаем их внимание на то, что произносить эти звуки нам ничего не мешает. Это главное отличие гласных звуков от согласных.

При произнесении согласных звуков в ротовой полости возникают преграды на пути выходящего воздуха в виде тех или иных речевых органов, таких как губы, зубы и язык. Некоторые согласные произносятся с участием голоса и их называют — звонкими, другие произносятся без голоса и их называют — глухими. Отдельного внимания заслуживают, так называемые, парные согласные, когда у звонкого согласного есть пара в виде глухого согласного. Их произношение отличается наличием или отсутствием голоса.

В представленной таблице наглядно видно, какие бывают парные звуки по звонкости — глухости.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Звонкие Глухие
Б, БЬ П, ПЬ
В, ВЬ Ф, ФЬ
Г, ГЬ К, КЬ
Д, ДЬ Т, ТЬ             НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Ж Ш Звонкие Глухие
3, ЗЬ С, СЬ Й
Л, ЛЬ
М, МЬ
Н, НЬ
Р, РЬ
Ч
Ц
Щ
X, ХЬ
         
Последнее различие согласных в их      твердости и мягкости. Большинство согласных парные по твердости-мягкости, например, звуки П и ПЬ: ПЫЛ — ПИЛ; однако, есть всегда твердые согласные и всегда мягкие.
ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ ВСЕГДА МЯГКИЕ
Ш
Ж
Ц
Ч
Щ
Й
И ещё одна весьма распространённая родительская ошибка, когда считается, что звук и буква это одно и тоже. На самом деле между ними огромная разница. Так, например, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

Замечено, что дети эту разницу усваивают достаточно чётко и, как правило, не путают данные понятия.

Дата обновления страницы: 24.10.2017

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самсунг а10 перегрев устройства как исправить
  • Самые распространенные ошибки которые допускают пользователи при эксплуатации ssd
  • Самсунг wf s1061 коды ошибок стиральная машина
  • Самсунг wf8590nms коды ошибок
  • Самые распространенные орфоэпические ошибки