Самый высочайший дуб ошибка

Узнай ответ на вопрос: Исправь ошибки в употреблении словУ него был раздумчивый видНа опушке рос самый высочайший дуб в округеСолдат сделал подвиг

gienten273

gienten273

Вопрос по русскому языку:

Исправь ошибки в употреблении слов
У него был раздумчивый вид
На опушке рос самый высочайший дуб в округе
Солдат сделал подвиг

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

jeanenkela184

jeanenkela184

У него был задумчивый вид.
На опушке рос самый высокий дуб в округе.
Солдат совершил подвиг.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 58.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические .

Совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах языковых норм.

Ознакомление с двумя уровнями речевой культуры:

1) владение нормами устного и письменного литературного языка;

2) использование выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Формирование и совершенствование умений видеть нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять ошибки.

Совершенствование аналитических и коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему. Самоопределение к деятельности

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)-

  1. Актуализация знаний (через проверку дом.задания)

— Что такое «НОРМА» русского языка?

Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

— Какие бывают нормы?

Какие нормы отражают следующие правила?

  • произношения, ударения, использования интонации;
  • употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;
  • образования слов;
  • образования форм слов различных частей речи;
  • построения словосочетаний и предложений;
  • употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;
  • написания слов и форм слов;
  • постановки знаков препинания?
  1. Работа по теме урока.
  1. Орфоэпическая разминка

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, сливовый.

Проверьте себя. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Задание: Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. ( употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа ( употребление рядом однокоренных слов ).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении ).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. ( Неправильное употребление Д.О.).
  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее. ( Неправильное образование форм прилагательных ).
  1. Отработка практических умений и навыков

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

В конце вечера трибуну представили гостям.

Одень пальто, на улице холодно.

Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.

Татьяна любила вставать с зарницей.

День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

с обоими медвежатами

удивляться юмором рассказчика

победил вопреки прогнозов

самый высочайший дуб

в двухтысяча двенадцатом году

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

  1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка /

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

План-конспект занятия «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки»

План-конспект занятия по теме «Лексические нормы русского языка.Лексические нормы» (раздел «Лексика и фразеология»).

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки»»

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П.Левина

«Лексические нормы русского языка.

преподаватель русского языка

План-конспект учебного занятия

Тема учебного занятия: «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки».

Тип учебного занятия: комбинированный урок ­­­­­­­­­­­­­(изучение нового материала + повторение и закрепление ранее изученного материала).

Вид учебного занятия: лекция + практикум + игра.

Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с лексическими нормами современного русского литературного языка и видами лексических ошибок; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».

1. Образовательные задачи: формировать знания о лексических нормах современного русского литературного языка и видах лексических ошибок; совершенствовать умение соблюдать лексические нормы в своей речи, замечать ошибки в речи окружающих, исправлять их; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».

2. Развивающие задачи: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ отдельных языковых единиц; обеспечить условия для развития умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

3. Воспитательные задачи: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса, уважения и любви к русскому языку; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Методы обучения: словесный (лекция), практический (метод упражнения), метод игры.

Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая.

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер с лицензионными программами, доска.

Учебно-методическое обеспечение: календарно-тематический план, план учебного занятия, учебная литература, презентация.

Междисциплинарные связи: связь русского языка с культурой речи и литературой.

Организационный момент (2 мин)

Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 мин)

Актуализация знаний (10 мин)

Изучение нового материала (30 мин)

Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 мин)

Рефлексия (5 мин)

Домашнее задание (3 мин)

Подведение итогов работы (2 мин)

Организационный момент (2 минуты).

Приветствие, перекличка, проверка готовности обучающихся.

Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 минуты).

Преподаватель: тема нашего сегодняшнего урока «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки» (студенты записывают в тетради).

Данное занятие – заключительное в разделе «Лексика и фразеология».

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какова цель нашего занятия?

Студенты: целью занятия является знакомство с лексическими нормами русского языка и видами лексических ошибок.

Преподаватель: так как на следующей паре вы будете писать контрольную работу, то сегодня мы также обязательно уделим внимание обобщению и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Лексика и фразеология».

Актуализация знаний (10 минут).

Преподаватель: перед тем, как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним материал прошлых занятий. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд (в форме фронтального опроса).

Урок русского языка на тему «Лексические нормы русского языка (9 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План открытого урока

Дата проведения: 9.02.2017 г.

Тема: Лексические нормы русского языка

Цель: создание условий для:

1) повторения и обобщения теоретических знаний по данной теме, закрепления умений, полученных в процессе изучения темы;
2) развития логического мышления и речи учащихся, расширения кругозора;
3) воспитания интереса к русскому языку, желания пополнять свой лексикон.

повторить основные термины и понятия лексики;

усвоить понятие лексических норм;

рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;

3. Тип урока: урок обобщения и систематизации.

4. Вид урока: урок-практикум

5. Методы: словесные, наглядные, практические.

выполнение упражнений на предупреждение нарушений лексических норм;

7. Виды контроля: текущий контроль.

8. Формы контроля: устные, практические (устный опрос, письменные упражнения).

9. Наглядные пособия: задания на листах для каждого ученика.

10. Оборудование: доска, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация.

11. Форма работы: групповая

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель : Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

-Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?

Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

3. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной, чистой и живой. А правильность речи — это основа речевой культуры, т.е. умение владеть языковыми нормами. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

— Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- — нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

— Что мы понимаем под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

4. Лексическая разминка (обобщение знаний по теме «Лексика»).

Разгадывание кроссворда (слайды 3-12).

Раздел языкознания, где изучается лексика (лексикология) (слайд 4).

Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы) (слайд 5).

Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии (профессионализмы) (слайд 6).

Слова, близкие по значению (синонимы) (слайд 7).

Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы) (слайд 8).

Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные) (паронимы) (слайд 9).

Слова, противоположные по значению (антонимы) (слайд 10).

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (слайд 11).

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и поговорим о способах их предупреждения.

По ходу работы нами будет заполняться таблица.

5. Работа с таблицей. (слайд 13)

Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов .

— Что такое паронимы?

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.

Записывается вид ошибки и пример в таблицу.

Адресант получил письмо на почте .

6. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках. (слайд 14)

(Отборный, отборочный) тур.

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

(Красочный, крашеный) пейзаж.

(Звуковой, звучный) голос.

(Глинистый, глиняный) берег.

(Вековые, вечные) ценности.

7. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. (слайд 15)

Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок.(осуждать)

Сегодня мы обсуждали план работы.

Мы попали в затрудненное положение.(Затруднительное)

Дыхание стало затрудненным.

Песочный пляж простирался на несколько километров.(Песчаный)

Песочные часы используются и сейчас.

8. Работа с таблицей.

Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем в таблицу ошибку под №2. (Слайд 16)

Необходимо верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный , но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

Запомните : иметь значение, играть роль.

9. Задание : Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. ( слайд 17)

1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.(неловким)

2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.(признаков)

3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.(установить)

4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.(имела)

5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.(расширять)

10. Задание : Выберите нужное слово. (слайд 18)

11. Работа с таблицей .

Мы используем в своей речи слова иноязычного происхождения. Но употребление этих слов должно быть оправданным. Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки. (слайд 19)

12. Задание : Подберите русские синонимы к иностранным словам. (слайды 20-25)

Вердикт (решение), пунктуальный (точный), реставрация (восстановление), корректный (тактичный), коммуникабельный (общительный).

Исправьте лексические ошибки. (слайд 26)

Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.(перерыв)

В этом тексте выступления много дефектов .(недостатков)

Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары .(принадлежности)

13 . Работа с таблицей. (слайд 27)

Она сидела, облокотившись локтями о стол.( Употребление однокоренных слов)

У ворот стоял пожилой старик. (Слово пожилой лишнее по смыслу)

14. Задание. Устраните лексические ошибки. (слайд 28)

1.Мы поражались его поразительной памяти.(употребление рядом стоящих однокоренных слов)

2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.( обратно- лишнее слово)

3.Я не успел закончить до конца эту работу.( употребление рядом стоящих однокоренных слов)

4.Это очень прекрасный материал для доклада. ( очень- лишнее слово)

5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.( снежный- лишнее слово)

6.Всадники приближались ближе к деревне.( употребление рядом стоящих однокоренных слов)

15. Закрепление изученного материала. «Побудьте редакторами».

Следующим этапом урока предлагается найти лексические ошибки в предложенных примерах (работа в группах).

(дается 5 минут для выполнения задания. Учащиеся комментируют ошибки)

Устраните плеоназмы, тавтологию. (слайд 29)

Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.

Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их. (слайд 30)

1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое

количество нового материала.

4.Множество фактов : климатические и температурные условия, сроки

обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

5.Между ними установились доверчивые отношения.

Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.(слайд 31)

« В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе)

16. Итоги урока. Рефлексия.

Хочется, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам

добрым советом (слайд 32)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя. ( В. Солоухин)

Выберите один из предложенных вариантов.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

2. Урок мне показался (коротким / длинным).

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).

4. За урок я (устал / не устал).

18. Домашнее задание : записать 5-6 предложений с речевыми ошибками.

источники:

http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-zaniatiia-leksicheskie-normy-russkog.html

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-leksicheskie-normi-russkogo-yazika-klass-1620656.html

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

ЕГЭ 11 класс
             Задание № 7 
    Типы грамматических ошибок
Составила:
 учитель русского языка МАОУСОШ № 14 
г. Серова  Волжанина В. И.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

К каждой позиции первого столбца подберите 
соответствующую позицию из второго столбца.
























ПРЕДЛОЖЕНИЕ                                                                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит
вновь.
                                                                                                         1) ошибка, связанная с неправильным 
употреблением
                                                                                                           предлога
Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял
главный редактор. Когда они поговорили, писатель
отправился в гостиницу.
                                                                                                          2) стилистически неоправданное согласования
                                                                                                           сказуемого с подлежащим.
В) ЦРУ сделал официальное заявление о
непричастности к этой акции своих сотрудников
                                                                                                             3) нарушение видовременной соотнесенности
                                                                                                         глагольных форм
Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от
рук и отказывается от сочинительства»
                                                                                                          4) ошибка при употреблении однородных членов
Д) Кроме рисования я ещё пою.                                                    5) ошибка в употреблении прямой речи
                                                                                                          6) ошибка, связанная с построением причастного
                                                                                                                оборота.
                                                                                                          7) бедность и однообразие синтаксических
                                                                                                            конструкций
Ответ:
А Б В Г Д

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибка в построении предложений с 
однородными членами
   Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. 
    Поэт не сомневается и верит в победу
    над самодержавием.
    На тему войны созданы не только 
кинофильмы, но и поставлены 
замечательные спектакли.
   Для нас как интересен образ Раскольникова, 
так и образ Сони Мармеладовой.
.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибка в построении предложений с 
однородными членами
• Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо 
пела, понравилась всем.
•  Новый роман, опубликованный в журнале
•  « Новый мир» и который рассказывает о 
войне, мне понравился.
• Экономисты говорят о снижении инфляции и 
что задержки зарплаты больше не будет.
• В сочинении я хотел рассказать о значении 
спорта и почему я его люблю.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибка в построении предложений с 
однородными членами
    Желаю счастья и поступить в институт. 
    Я люблю музыку и кататься на коньках.
    Автор наделяет Кутузова редкими   душевными 
качествами: справедливость, благородство, простота. 
   Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, 
скверах
   Турфирмы предлагают побывать в Греции, Испании, 
Финляндии и Кипре.
   Книга рассказывает, как правильно содержать 
аквариумных рыбок и об устройстве их дома.
.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибки при употреблении 
причастных оборотов
• Приехавшие делегаты на съезд должны 
зарегистрироваться.
• Мне было поручено уничтожить засевшего 
снайпера на дереве.
• Лес тянется с севера на юг, состоящий в 
основном из хвойных деревьев.
• Некоторыми из путешественников, 
бывавшим в притоках реки Амазонки, было 
описано растение с огромными листьями.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Нарушение в построении предложения с 
причастным оборотом
   Прошедшие обильные дожди в мае
   вызвали хороший рост трав. 
   Арестованный тревожился о семье, взятой 
под надзор полицией и которую он оставил 
без средств к существованию.
   Не подкреплённые слова фактами ничего не 
стоят.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Неправильное построение предложения 
с деепричастным оборотом
   Используя языковые средства
   выразительности, речь наполняется яркими 
красками.
   Выступая на судебном разбирательстве в 
качестве свидетеля, у меня даже руки 
начали дрожать.
   Услышав чьи­то шаги, раздавались
   крики дрессированного ворона Дурова:
   «Кто там?»

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибка в употреблении вида 
деепричастий
   Читая статью и отметив нужный 
материал, я делаю выписки.
   Хочется рассказать о случившемся, не 
опуская подробностей и прочувствовав 
состояние героев романа.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Нарушение видовременной 
соотнесенности
глагольных форм
   Замирает на мгновение сердце и вдруг 
застучит вновь.
   Боль от потери со временем утихнет и 
хочется всё забыть.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
   В районной газете «Светлом пути» 
была опубликована статья о нашей 
школе.
   В оде Пушкина « Вольности» 
поднимается тема свободы.
   В журнале «Новом мире» напечатана
   рецензия на это произведение.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Нарушен порядок слов в 
предложении
   В комнате стояли столы, стулья, 
книжный шкаф, современная мебель.
   Розовые, жёлтые, голубые на поляне 
цветы росли.
   Ехали трамваи по городу, троллейбусы 
и автобусы.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Неправильное употребление 
имени числительного
   Этот переход составил около четыреста
   шестьдесят пяти километров.
   Трое девушек вошли в купе.
   Поздравляю с восьмым мартом!
   В период с тысячи девятисот семнадцатого 
года по тысячу девятьсот двадцать 
четвёртого года он пребывал во Франции.
   Я побывала в сороках городах.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Неправильное употребление падежной 
формы существительного с предлогом
   По окончанию школы мы все будем
   поступать в институты.
  По приезду в Венецию я сразу посетил 
несколько своих знакомых.
  Работу на проливе решено было вести 
вопреки установившихся правил.
   Согласно сложившихся на флоте традиций, 
переход через экватор считался 
знаменательным событием.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибка, связанная с неправильным 
употреблением предлога
    Поезд потерпел крушение благодаря
    небрежности стрелочника.
    Мы возвращались с товарищем со
    школы. 
    Несмотря на напряжённый график работы, я 
давала концерты в домах отдыха, в 
различных культурных центрах, залах и 
открытых площадках.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Неправильное построение предложений с 
двойными союзами
• Созданы благоприятные условия не 
только для опубликования научных 
работ, а также для внедрения их в 
практику.
• Сведения о смелых экспериментах в 
области генетики были получены как из 
официальных, а также из 
неофициальных источников.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Неправильное употребление конструкций « те, 
кто», «все, кто»
• Все, кто бывали на Белом море, знают, что 
в феврале там начинается зверобойный 
промысел.
• Те, кто не знали слова песни, молча 
раскрывали рот.
• Тем, кто были постарше, предложили 
стулья.
• Все, кто собирается посетить выставку, 
должны заранее записаться на экскурсию.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Допущена ошибка в согласовании главных 
членов в сложноподчиненном предложении
   Многие из путешествующих, кто были 
на русском Севере, стремятся приехать 
еще раз на Соловки и Кижи.
   Многие из тех, кто побывал на
   международном кинофестивале в     
Москве, увидел лучшие отечественные 
и зарубежные картины года.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Нарушение связи между подлежащим и 
сказуемым
• Большинство произведений поэта
   посвящены теме любви.
•  Большинство учеников справилось со всеми 
заданиями успешно.
• ЦРУ сделал официальное заявление о
   непричастности к этой акции своих 
сотрудников.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Стилистически неоправданное 
согласование
сказуемого с подлежащим
    Более семидесяти выпускников школы
    получило дипломы шоферов третьего
    класса.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Неверное присоединение придаточной 
части, создающее
неоднозначность восприятия.
   Лошади казаков, которые были 
покрыты
   пеной, с трудом взбирались по горной 
тропе.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибка в употреблении формы 
имени прилагательного
    Мы были в более худших условиях.
    Он закричал более громче.
    Это самый высочайший дуб на земле.
    Знакомый оказался бесчувственен.
    Местность была высокогорна.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибка в использовании местоимений, 
приводящих к двусмысленности
   Мы видим, что кровать у девочки не
   заправлена, и она подтверждает, что 
девочка только что встала.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Ошибка, связанная с употреблением частиц: отрыв
частицы от того компонента предложения, к которому
она относится
   В тексте всего раскрываются две
   проблемы.
   Именно рассказывали эту историю.
   Я хотел сходить бы за подмогой, но она 
вдруг неожиданно очнулась.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Нарушение границ предложения
   Его не приняли в баскетбольную
   команду. Потому что он был невысокого
   роста. 
   Мы скоро окончим школу и будем 
пробовать поступить в институт. 
Который находится в Воронеже.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Нарушение грамматической формы союзного 
слова в придаточной части
   Весной вернулись в село юноши, 
которыми служили в армии.
   Кот сидел на заборе, которого сильно 
качало от ветра.
   На верхушках деревьев, за которых 
скрылся горизонт, лежали снежные 
шапки.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Бедность и однообразие синтаксических
конструкций
   Когда писатель пришел в редакцию, 
его принял главный редактор. Когда 
они поговорили, писатель отправился в 
гостиницу.

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Неправильное построение предложения 
с косвенной речью
  Неизвестный осведомился у Ивана, что
   какие сигареты он предпочитает. 
 Студент грустно сказал, что я еще пока не 
готов отвечать.
 Оскар Уайльд сожалел, что: «В наш век
 люди слишком много читают, это мешает им 
быть мудрыми»

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Неправильное цитирование
• В своих воспоминаниях Короленко 
писал, что «всегда я видел в лице 
Чехова несомненную 
интеллигентность»

Типы грамматических ошибок

Типы грамматических ошибок

Согласование глагола с 
существительным
• Отчитаться в чём? в работе
• Поражаться чему? терпению
• Скучать, грустить по ком? по вам, по нам
• Удивляться чему? рассказам
• Оплатить что? проезд
• Уделять внимание чему? изучению
• Заведующий чем? кафедрой
• Управляющий чем? банком
• Отзыв о чём? о книге
• Рецензия на что? на книгу

Предложения со словосочетанием «высокий дуб»

Всякую свободную от беготни за нами, пятерыми, минуту она проводила в тени высокого дуба за чтением.

В его голубых глазах отражался свет вечернего солнца, лучи которого просачивались сквозь кроны высоких дубов.

Подняв глаза, мальчик увидел над собой ветки высокого дуба, на который он только что забирался.

Его предположение подтвердила скромная табличка. Мы находились у подножья холма, откуда аллея из высоких дубов вела прямо к больнице.

Но прежде всего вы должны вообразить растущий во дворе красивый высокий дуб.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: алебардщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Услышав рассказ о таком, не поверил бы: лиса на верхушке высокого дуба!

Его окружали высокие дубы.

Тёмно-серые тучи совсем закрыли солнце, и голые ветки высоких дубов покорно подчинились сильным порывам ветра, который раздувал дождевые капли во все стороны.

Устав, присел он под могучим высоким дубом, достал несколько варёных картофелин из ягдташа и немного соли и собрался было уже пообедать…

Наконец на холме показался огромный трёхэтажный дом, обрамлённый с обеих сторон высокими дубами, настолько древними, что их извилистые мощные корни раскинулись по земле не на один метр.

Останавливаемся у высокого дуба рядом с двухэтажным домом из красного кирпича.

Это чудесное уединённое местечко, приютившееся в долине и покрытое высокими дубами, меж которыми петляет ручей.

Холодный лёгкий ветерок нежно ласкал каждый листик высоких дубов, отчего те тихо шелестели, будто вели неспешную беседу.

Узкая дорожка вывела нас к аллее, по которой вдоль каменной дороги росли высокие дубы, которых осень одарила золотым и оранжевым цветом.

И они направились к озеру, где плескались волны, а на берегу стоял высокий дуб.

Обнажённый по пояс широкоплечий мужчина с копной кудрявый тёмных волос восседал на одной из толстых ветвей высокого дуба почти у самой верхушки и задумчиво рассматривал белокаменную громаду замка лордов, обнесённую деревянным забором из цельных стволов с острозаточенными верхами.

Наконец наши путешественницы увидели высокий дуб, одиноко стоящий на краю леса, а дубе том дупло.

Я пошёл по указанному пути и вскоре оказался перед оградой небольшого старого особняка, окружённого высокими дубами.

Ровно через пять дней, когда последний бочонок с черничным сиропом был спрятан в надёжном месте под корнями высокого дуба тринадцать гномов собрали свои рюкзачки, пошитые из листьев лопуха, ранним утром собрались на своей любимой поляне, чтобы отправиться в неизведанный ими лес за приключениями.

Никлуш сидел на мягкой траве под старым высоким дубом и смотрел на небо.

Однако, полетав немного вдоль реки, она вдруг остановилась, повернулась, посмотрела на ребят и влетела в большущее дупло высокого дуба, не забыв напоследок оглянуться и изречь своё: «Кар».

Утро выдалось душным, ночная прохлада испарилась ещё до рассвета, поэтому девушка почти бежала, не замечая ни цветущей зелени высоких дубов, ни памятника вождю мирового пролетариата, обсиженного голубями, ни цветочных клумб, ни тумбы с афишами.

Рядом высился раскидистый высокий дуб в три обхвата со стволом.

Туман, как будто заметив моё любопытство, начал потихонечку отступать, и сквозь него проступили очертания старинных зданий, находящихся вдалеке, а к ним вела извилистая тропинка, на которой мы стояли в окружении высоких дубов.

То была роща высоких дубов, с твёрдой почвой, без зарослей.

Через мутноватый и густой воздух лес казался поднятой вверх, вздыбленной пашней, только верхушка высокого дуба выделялась одиноко на чистом небе.

С шумом крыльев, но без карканья проносится над высокими дубами туча грачей: полетели на дальний водопой…

Разбитая повозка мёртвым грузом обняла высокий дуб, поломанные куски сбруи разлетелись по алой, залитой кровью тропе.

Свет фонаря, соседствовавшего высокому дубу, мигал, но хозяйка смогла разглядеть на пороге высокого, худого мужчину в длинном чёрном плаще.

Под высоким дубом поставили лежак, с которого можно было брать на прицел мишень, прибитую к стволу дерева на другом конце лощины.

С первого удара не падает высокий дуб.

Берёза отражается в капле росы на тоненькой травиночке утром в саду, высокий дуб раскинулся корнями на всю ширину лесной тропинки.

Арцизовка – мы уже видели над верхушками высоких дубов церковный шпиль с его блестящим вопреки всему крестом – колокола молчали!

На спуске у высокого дуба шла драка.

Тропинка, обросшая травой по бокам, развивалась перед большим высоким дубом.

Без предупреждения погас свет, и по экрану побежали титры на фоне женского голоса, поющего по-русски: «Среди долины ровныя, на голой высоте, растёт, цветёт высокий дуб в могучей красоте».

Пляшут языки пламени, выше дубов вековых вздымаясь.

А там видит – чуть дальше дерево ещё выше дуба.

Они подошли к величаво стоящему высокому дубу с густой, размашистой листвой. Девушки прислонились к нему спинами, вдыхая ароматы коры и морского воздуха.

Направо пойдёшь – высокий дуб найдёшь.

Помнишь, как нас обыскались до самой ночи, а мы на высоком дубу сидели, ни звука не произнеся?

Пройдя немного вперёд, я не без удовольствия усаживаюсь на старую некрашенную скамейку в сени высокого дуба и осматриваю расстилающийся передо мной пейзаж.

Было слышно, как с длинных сосулек капала талая вода, как хлопали крылья взлетевшей сороки, как фыркали лошади, как кралась по обледенелой дороге кошка, собака вздыхала и тихо поскуливала, вдалеке на высоком дубе каркала стая ворон.

А надпись там совсем другая уже, и подробное описание, как до холма вершины дойти, и к высокому дубу подобраться.

Много людей оказалось у высокого дуба приковано цепями.

На том острове высокий дуб растёт, а на дубе избушка стоит.

Она попросила помощи у леса и тут ей откликнулся высокий дуб, опустив свои могучие ветви к земле он сделал подобие шалаша с очень плотными стенами.

Ассоциации к слову «высокий»

Ассоциации к слову «дуб»

Синонимы к словосочетанию «высокий дуб»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «высокий дуб»

  • Сегодня мы пойдем в густую рощу; // Там на поляне есть высокий дуб, // С дерновою скамьей. — И там увидишь ты // Фернандо. — Не счастлива ль ты // Одной надеждой? для чего // Смущала так предчувствием себя? // Поверь: невинную любовь // Хранят святые ангелы, как стражи! // Дитя! дитя! — и вот вся горесть // Рассеялась — и в монастырь не хочешь!.. // Но не стыдись ребячеством своим: // Оно есть добродетель, потому // Что, как всё доброе, не долговечно!..
  • На том месте, где говорится, что высокий дуб растет:
  • Избрав у корня высокого дуба тенистое и ровное место, я лег на траву, усадил подле себя Жирана и начал ожидать.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «высокий»

  • ВЫСО́КИЙ, —ая, —ое; —со́к, —сока́, —со́ко и —соко́, —со́ки и —соки́; вы́ше; вы́сший и высоча́йший. 1. Имеющий большое протяжение снизу вверх; противоп. низкий. Высокий человек. Высокий дом. Высокая гора. Высокая трава. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ВЫСОКИЙ

Значение слова «дуб»

  • ДУБ, -а, мн. дубы́, м. 1. (предл. в ду́бе и в дубу́, на ду́бе и на дубу́). Крупное лиственное дерево сем. буковых, с плотной древесиной, имеющее плоды — желуди. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ДУБ

Афоризмы русских писателей со словом «высокий»

  • Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети  — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда.
  • Все души милых на высоких звездах.
    Как хорошо, что некого терять…
  • Мангалочный дворик,
    Как дым твой горек
    И как твой тополь высок…
    Шехерезада
    Идет из сада…
    Так вот какой, Восток!
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ВЫСО́КИЙ, —ая, —ое; —со́к, —сока́, —со́ко и —соко́, —со́ки и —соки́; вы́ше; вы́сший и высоча́йший. 1. Имеющий большое протяжение снизу вверх; противоп. низкий. Высокий человек. Высокий дом. Высокая гора. Высокая трава.

Все значения слова «высокий»

ДУБ, -а, мн. дубы́, м. 1. (предл. в ду́бе и в дубу́, на ду́бе и на дубу́). Крупное лиственное дерево сем. буковых, с плотной древесиной, имеющее плоды — желуди.

Все значения слова «дуб»

  • большой дуб
  • священный дуб
  • огромный дуб
  • могучий дуб
  • старые дубы
  • (ещё синонимы…)
  • человек
  • гулливер
  • гигант
  • дом
  • тон
  • (ещё ассоциации…)
  • дерево
  • дубинка
  • жёлудь
  • листья
  • лес
  • (ещё ассоциации…)
  • высокий уровень
  • высокий уровень развития
  • подниматься всё выше и выше
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • старый дуб
  • дуб дубом
  • ствол дуба
  • дуб стоял
  • подойти к дубу
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «высокий»
  • Разбор по составу слова «дуб»
  • Как правильно пишется слово «высокий»
  • Как правильно пишется слово «дуб»

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень.

Цель урока: — дать понятие степень сравнения имен прилагательных;

— понятие сравнительной степени имен прилагательных;

— выяснить, как образуется сравнительная степень прилагательного;

— правописание окончаний прилагательных в сравнительной степени.

Оборудование: доска, мел, учебник, наглядность, карточки.

Ход урока:

Учитель: здравствуйте, ребята, сегодня мы начнем наш урок с проверки домашнего задания. (Учитель вызывает к доске ученика, который делает устный морфологический разбор имени прилагательного «высокий», это было домашним заданием).

Учитель: посчитайте количество форм этого прилагательного.

Дети: называют число, например, 28.

Учитель: нет, их гораздо больше. (учитель показывает карточки с формами сравнительной и превосходной степеней этого прилагательного:

ВЫШЕ ВЫСОЧАЙШИЙ

БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ВЫШЕ ВСЕХ

САМЫЙ ВЫСОКИЙ

Учитель: Когда мы употребляем такие формы?

Дети: Когда сравниваем предметы.

Учитель: Правильно. Это формы степеней сравнения. Их две в русском языке: сравнительная и превосходная. Если между собой сравниваются два предмета (показывает рисунок, на котором слон и мышь), здесь мы употребляем прилагательные в сравнительной степени.

Если сравниваются 3 предмета, (к предыдущему рисунку добавляется рисунок кита),то употребляют прилагательные в превосходной степени.

Степень сравнения – это новый грамматический признак, который мы будем изучать. Нам нужно его вписать в таблицу по частям речи, начатую в 5-ом классе.

Часть речи

Значение, вопросы

Морфологические признаки:

Синтаксическая функция, член предложения

Пост.

Изменяемые

Имя прилагательное

Какой?

Чей?

Обозначает

признак предмета

(синий шар)

принадлеж-ность лицу

или животному

(лисий хвост)

1.род

2.число

3.падеж

4.краткая или

полная форма

5.(степени сравнения)

Широка страна моя

родная.

Определение, сказуемое (именное)

Учитель: Куда же мы впишем степень сравнения? Какой это признак?

Дети: Изменяемый.

(Учитель на доске, дети в тетради вписывают «степень сравнения» под цифрой 5.)

Учитель: итак, степени сравнения будем изучать по следующему плану:

1.значение.

2. образование.

3. изменение.

4. синтаксическая функция.

5. стилистическое употребление

В результате работы в ходе урока должна быть заполнена следующая таблица:

Сравнительная степень

Превосходная степень

план

простая

составная

значение

При сравнении двух предметов показывает, что в одном предмете какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

При сравнении трех или более предметов

образование

-ее красивее

-е чище

-ше старше,

хороший-лучше

Нач. форма+более,

менее

более красивый

изменение

——

По родам, числам, падежам

Синтаксическая функция

Сказуемое

Свет лучше тьмы

Чаще определение и сказуемое

Стилистическое употр.

В разговорной речи

В научном стиле

Учитель: ребята, перед вами на доске три столбика примеров, с их помощью мы сейчас решим нашу первую задаче, т. е. ответим на первый пункт нашего плана.

Трудная задача

Задача труднее примера

Труднейшая задача

Высокий дуб

Дуб выше клена

Самый высокий дуб

Учитель: Что с чем сравнивается во втором столбике?

Выделите прилагательные. Что обозначают прилагательные «труднее», «выше»?

Чтобы определить точно значение сравнительной степени прилагательных сравните реку и ручей (по ширине), дерево и камень (по твердости), яблоко и лимон (по вкусу), Волгу и Неву (по величине).

Итак, попробуйте сформулировать, каково же значение сравнительной степени?

Дети: при сравнении двух предметов, показывает, что в одном предмете какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

Учитель: Запишем это в нашу таблицу.

А теперь давайте обратим внимание на третий столбик.

Как вы думаете, сколько здесь может сравниваться предметов?

Дети: больше двух.

Учитель: о превосходной степени прилагательного подробнее вы узнаете на следующем уроке, а пока только запишем в таблицу, что при ней сравнивается три и более предметов.

Учитель: а теперь у меня есть для вас вопрос на засыпку:

Мы сейчас сравнивали разные предметы, а если сравнить один и тот же предмет, это возможно? Например, Сегодня день морознее, чем вчера. Какой предмет мы сравниваем?

Дети: день.

Учитель: только чем этот день отличается?

Дети: первый был вчера, а второй сегодня.

Учитель: приведите аналогичные примеры. Самые интересные запишем.

Т. о. первую задачу мы выполнили, теперь перейдем ко второй: образование, как же сравнительная степень образуется?

Продолжите предложения (записывают в тетрадь, а учитель на доске):

Света – красивая девочка, а Марина красивее.

У кошки шубка чистая, а у меня чище.

Я в классе старший, а Володя Сидоров из параллельного класса меня старше.

Мы с вами дописали прилагательные в сравнительной степени, с помощью чего они образовались?

Дети: с помощью суффиксов: -ее, -е, -ше

Учитель: давайте это запишем в нашу таблицу.

Это было образование простой степени сравнения, а еще есть составная, например, более чистый, или менее чистый.

Составная сравнительная степень с помощью чего образуется?

Дети: к начальной форме прилагательного добавляется более, или менее.

Учитель: верно, это нужно записать, конечно, с примерами.

Выполним упражнение № 283, нужно раскрыть скобки, образовать от имен прилагательных, простую сравнительную степень, т.е. чем мы воспользуемся? (суффиксами, и перечисляют их. Обратить внимание детей на прилагательные, у которых простая форма сравнительной степени берется от другой основы).

Учитель: существительное работы из упражнения нужно сделать морфологический разбор у доски. А к предложению под цифрой 4 мы вернемся чуть позже.

Учитель: выполним упражнение №284, здесь нужно образовать составную форму сравнительной степени прилагательного, т.е. что нужно использовать?

Дети: нач.ф. прилагательного + более или менее.

Учитель: а теперь перейдем к третьему пункту нашего плана: изменение.

Простая форма никак не изменяется, это ясно, можете попробовать.

А вот составная, чтобы это увидеть наглядно на примере, давайте из нашего упражнения возьмем более ясный и составим словосочетания с существительными трех разных родов:

День, погода, небо.

Дети: (составляют и записывают)

Учитель: и как же изменяются эти прилагательные?

Дети: по родам.

Учитель: запишем, а попробуйте изменить боле ясный день по падежам. Получается? Значит еще записываем в таблицу, что изменяется по падежам, а теперь ещё попробуйте изменить по числам. Т. о. составная форма сравнительной степени прилагательного изменяется по родам, числам и падежам, записали? Молодцы.

Учитель: чтобы перейти к следующему пункту нашего плана, вернемся к предложению из упражнения №238:

Здоровье дороже золота. (Разбор по членам предложения)

Это была простая форма, теперь возьмем предложение со сложной формой:

В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

Домой мы возвращались по более широкой дороге. (Разбирают)

Если в простой форме сравнительная степень прилагательного являлась только сказуемым, то во втором случае ещё и определением. Записываем в таблицу.

И в нашей таблице осталась не заполнена последняя графа: стилистическое употребление. Чтобы ее заполнить обратимся к стихотворению нашей землячки Л.Татьяничевой, которая написала замечательное стихотворение об Урале. Выразительно прочитайте.

В чем заключается главная мысль стихотворения?

Как прилагательные в сравнительной степени помогают ее раскрыть?

Найдите их. Какая это форма сравнительной степени?

Дети: простая.

Учитель: а какой стиль у этого стихотворения? Высокий или ближе к разговорному? Вобщем-то простая форма может встречаться в разговорной речи, в художественных произведениях. Ведь вы не забыли, для чего нужны в речи прилагательные? (Для ее украшения). Составная форма чаще используется в научном стиле, например: Млекопитающие более разумные существа, чем земноводные.

В истории данный период был менее насыщен событиями, чем предыдущий. И т. п.

Учитель: мы закончили заполнять таблицу, теперь давайте попробуем по ней рассказать обо всем, что мы сегодня узнали нового о прилагательном. (Рассказывают).

Запись домашнего задания: упр.№286 (объяснение).

4

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самый вкуснейший торт где ошибка
  • Самый быстрейший ошибка
  • Самсунг аккаунт произошел сбой как исправить эту ошибку
  • Самсунг аккаунт ошибка сети
  • Самсунг аккаунт ошибка 403