Исправьте предложения с нарушением управления в словосочетаниях.
1. В нравственном единении людей на основе христианских идеалов писатель ищет опору, противостоящую ужасам буржуазного мира.
2. Как жаль, сто человек с такими прекрасными задатками, не нашел свое место в жизни.
3. Звоню тебе с парикмахерской.
4. Дом, в котором нет ни одной книги, выглядит не интересный, пустой и холодный.
5. Своей статьей я хочу привлечь к вниманию общественность города.
Исправьте предложения с неправильно употребленными однородными членами.
1. Свободно владею техникой рукопашного боя, немецким языком и английским языком со словарем.
2. Люблю живопись, музыку и петь.
Исправьте предложения, в которых нарушен порядок слов.
1. Сегодня ко мне в новой куртке пришел мой друг.
1. На праздник она сиреневого надела цвета платье.
2. Всесторонне использовались возникающие ситуации в классе.
3. Здесь описаны уникальный препарат, его действие, а также и о самом авторе.
4. С легкостью парировал по различным темам литературного искусства русский поэт Борис Пастернак.
2. Исправьте предложения, в которых нарушено согласование между подлежащим и сказуемым.
1. Кто не поедет на экскурсию должны сообщить об этом завтра.
2. Уже много автомобилей проехали по этой дороге.
3. И психика и разум людей построен так, чтобы все непонятное со временем являлось доступным.
4. Порядка пятиста миллионов рублей было выдано за последние два года.
5. Плетеная кресло — качалка стояла на перроне.
3. Исправьте предложения, в которых при построении деепричастного оборота допущены ошибки.
1. Разбирая слово по составу, исходите из его грамматической природы.
2. Неважно и то, что, оперируя этой фиктивной единицей, невозможно построить естественные правила употребления глагольных форм.
3. Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться.
4. Исправьте предложения с нарушением управления в словосочетаниях.
1. Вопреки прогнозов синоптиков погода установилась теплая.
2. В связи со сложившейся обстановкой на предприятии просим принять меры укрепления трудовой дисциплины.
3. Заведующему по продуктовому магазину необходимо срочно сдать финотчет в налоговую инспекцию.
4. Год был необычен в том, что мы впервые начали работать с муниципальными советами.
5. Настя была так довольна подарком, что не скрывала свое счастье.
5. Исправьте в предложения с нарушением согласования в словосочетаниях.
1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.
1. Настя была так довольна подарком, что не скрывала свое счастье.
2. Сорок двум участникам конкурса были выданы грамоты и благодарственные письма.
6. Исправьте предложения с неправильно употребленными однородными членами.
1. Студентам технических колледжей следует больше уделять внимания физике, математике, химии и точным дисциплинам.
2. Странен и таинственный становится в конце мая Санкт — Петербург.
Исправьте предложения, в которых нарушен порядок слов.
1. Сегодня очень жарко днем.
2. Меня фильм этот заинтересовал очень.
3. Для ритмической большей организации текста Есенин повтор использует.
4. Одноклассники поняли и согласились с его возражениями.
5. Ряд отрицательных явлений общественной жизни можно встретить еще и в наши дни, против которых были направлены сатирические произведения Салтыкова — Щедрина.
2. Исправьте предложения, в которых нарушено согласование между подлежащим и сказуемым.
1. На этой неделе прошли немало спортивных событий.
2. Большая часть моих вкусов и привычек нравились ему.
3. Рассказ или повесть регулярно печатаются в каждом номере ежемесячного молодежного журнала.
4. С новостями спорта вас познакомит мой коллега Мария Киселева.
5. В Австралии в результате катастрофы погибли 101 человек.
3. Исправьте предложения, в которых при построении деепричастного оборота допущены ошибки.
1. Помните, что исходя из желания сделать наоборот, ваши постоянные подозрения могут привести к противоположному результату.
2. Поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид.
3. Отойдя недалеко от дома, справа от меня на болоте темной стеной стоял лес.
4. Исправьте предложения с нарушением управления в словосочетаниях.
1. Она предстала его глазам.
2. Они не спали добрые двое суток перед зачетом по латинскому языку.
3. Из банка она получила отказ о выдаче в дополнительных средствах.
4. Автор думает и отрицает эту точку зрения.
5. Убедительная просьба тех, кто записался на праздничный новогодний вечер, сдать деньги до двадцать девятого декабря.
5. Исправьте в предложения с нарушением согласования в словосочетаниях.
1. Соседский ребенок уделяет внимание на познавательные игры.
2. Подойдя ближе к этим двоим ребятам, послушаем, что они говорят.
3. Молодые исполнители народных песен овладевают в умении петь.
6. Исправьте предложения с неправильно употребленными однородными членами.
1. Настает ночь, погружаются в тень каналы, смутны тогда силуэты зданий, пронзительные прямые линии проспектов.
2. Современным студентам нужно ценить и думать о правильно использованном времени.
На странице вопроса Исправьте предложения с нарушением управления в словосочетаниях? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Мнений может варьироваться
очень сильно. Бойкот наркотиков в России
должен стать нормой.
О поэме А. Блока «Двенадцати» споры не
утихают до сих
пор. Некоторые
школьники удостоены медалью «За отвагу».
Согласно закона человек имеет право
на бесплатное образование.
График нарушен вопреки
указания директора. В письме мать
описывает о путешествии. Заведующий
склада отдал распоряжение. Павел пришёл
с армии. Звоню тебе с парикмахерской.
Мне было интересно узнать твоё мнение
и на эту проблему. Нам
оплатили за сверхурочный труд.
Майк Тайсон всегда
жаждал к славе и стремился победы. Когда
мы вас видели в последний раз, прошло
три года. В этой
статье я обратил внимание на ряд деталей,
вызвавшие
серьёзный интерес.
Требования к вступительному сочинению
не выходят за рамки,
ограниченными школьной программой. По
истечению срока книги должны быть
сданы. Разрушения произошли за счёт
плохой работы системы водоснабжения.
6. Исправьте ошибки в предложениях.
1) Сдавая экзамен, необходимо накануне
выспаться.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Поднявшись на пригорок, перед нашим
взором открылся поражающий своим
великолепием вид.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Побив все рекорды продаж, книга
написана молодым малоизвестным автором.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Гуляя по берегу, море плескалось у
наших ног и нежный ветерок колыхал
ленточки на её шляпке.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Подъехав к терминалу, состав разгрузят
за короткое время.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Читая статью и отметив нужный материал,
я всегда делаю выписки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Послушав лекцию по истории о Великой
Отечественной войне, передо мной
возникли героические образы полководцев.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Узнав такие новости, мне не спалось.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Зайдя в машинное отделение, меня
обдало жаром.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
3.6. Предложения с деепричастными оборотами
Деепричастия и деепричастные обороты, как и причастные обороты, – характерная примета письменной речи, прежде всего – официально-делового и научного стиля. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще!
Но поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.
При употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.
1. Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.
Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге чиновника Ярмонкина: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:
Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (Пушкин).
В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить.
Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие:
Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.
2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.
Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (ср.: Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (ср.: Когда я возвращался домой, мне было грустно).
Допускается, хотя и не приветствуется (!), использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).
3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.
Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (ср.: Боец ранен в голову осколком гранаты), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (ср.: Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа:
Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.
Чтобы сделать такие предложения корректным, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:
При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.
4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени.
Ср.: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.
5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:
Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).
Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении!
Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).
6. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.
Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).
Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:
Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).
После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:
Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).
7. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.
Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:
Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.
Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Улыбнувшись, она протянула мне руку.
При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое – глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.
Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей – есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.
Приведём ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие – глаголом ( Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. А это бессмыслица!
Упражнение к теме «3.6. Предложения с деепричастными оборотами»
► Перейти к оглавлению книги «Русский язык и культура общения»
Употребление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом
Часто трудности при построении синтаксических конструкций вызывает употребление обособленных членов предложения. Наиболее часто отступления от синтаксической нормы наблюдаются при употреблении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Следует помнить, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое должно относиться к тому же субъекту (деятелю), что и основное действие, выраженное спрягаемой формой глагола:
Обычно люди живут безотчетно — изо дня в день, не ощущая поступи истории, во всяком случае, не соотнося с нею свое бытие (В. Лакшин). У нас не больше прав потреблять счастье, не давая его, чем потреблять блага цивилизации, ничего при этом не создавая (Б. Шоу).
Причиной частых ошибок является несовпадение субъекта действия в основной части высказывания и в той части, которая представлена деепричастным оборотом: * Надевая пальто, мне пришла в голову замечательная мысль позвать с собой на прогулку Валентину Алексеевну. В данном высказывании представлено две ситуации. Первая: я надевал пальто. Вторая: мне в голову пришла мысль. Субъектом в первой выступает говорящий, субъектом второй является мысль. Различие субъектов двух действий надевать и прийти, одно из которых выражено деепричастием, ведет к ошибке.
Чтобы не допустить ошибок при употреблении обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, следует помнить, что деепричастный оборот не может относиться:
- 1) к конструкциям, в которых субъект не соотнесен с действием, выраженным деепричастием: *Живя в такой атмосфере, характер Катерины изменился;
- 2) пассивным конструкциям, в которых в позиции подлежащего находится объект, а не субъект действия: * Слушая эту волнующую душу музыку, мне представляется гроза и шторм на море;
- 3) безличным конструкциям, так как безличные конструкции не предполагают деятеля: * Купив автомобиль, можно отправляться путешествовать ши каждый день ездить на работу.
Нередко ошибка может быть спровоцирована распространенностью и грамматической осложненностыо высказывания: *Что касается правш употребления деепричастных оборотов, их надо просто выучить, обратив внимание на то, к чему относится обособленное обстоятельство, выраженное оборотом. Это сложное предложение целесообразно представить в виде двух предложений.
Деепричастие, как правило, соотнесено с глаголом по виду: деепричастия несовершенного вида употребляются с глаголами несовершенного вида, а деепричастия совершенного — с глаголами совершенного. При употреблении в одном высказывании с глаголом совершенного вида деепричастия несовершенного вида оно должно обозначать процесс, включающий в себя действие, выраженное глаголом. Перелистывая страницы книги, я неожиданно для себя нашел в ней старую фотографию моей бабушки. Процесс перелистывания включает в себя событие нашел.
В высказываниях с глаголом несовершенного вида не может употребляться деепричастие совершенного вида: * Прочитав роман, я знакомился с творчеством нового для меня писателя.
Деепричастия и деепричастные обороты в большей степени характерны для книжной речи. Они используются для создания «временной объемности» повествования. В сочетании с глаголом деепричастия выражают разнообразные временные отношения, возникающие между ситуациями. Использование деепричастных оборотов делает речь более выразительной.
1. Прочитайте стихотворные строки Б. Пастернака. Назовите обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Какую роль выполняют деепричастия в поэтическом тексте?
Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева.
- 2. Какова роль деепричастных оборотов в русских пословицах и загадках? Что изменится в высказывании, если деепричастие заменить глагольной формой? Спишите, расставляя знаки препинания.
- 1. Не разжевав вкуса не узнаешь. 2. Не окрикнув лошади в стойло не лезь.
- 3. Не зная броду не суйся в воду. 4. Надувшись на пиво его не выпьешь. 5. Не греша не покаешься не покаявшись не помолишься не молясь не спасешься.
- 6. Не бравшись за топор избы не срубишь. 7. Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает не кусает, а в дом не пускает. 8. Стоит Арина рот разиня. 9. Идет мужик на горку задрамши бородку.
- 3. Перепишите высказывания, исправляя ошибки там, где это необходимо. Подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
- 1. Узнав такие новости, мне не спалось. 2. Разбирая слово по составу, исходите из его грамматической природы. 3. Теперь вам жить, не позабыв об этом.
- 4. Неважно и то, что, оперируя этой фиктивной единицей, невозможно построить естественные правила употребления глагольных форм. 5. Помните, что, исходя из желания сделать наоборот, ваши постоянные подозрения могут привести только к противоположному результату. 6. Сидя в библиотеке, у него случился инфаркт, впоследствии он не смог выжить. 7. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.
- 4. Распределите высказывания с деепричастными оборотами на три группы в зависимости от типа ошибки (деепричастие относится к безличной конструкции; субъект не соотнесен с действием, выраженным деепричастием; деепричастие относится к пассивной конструкции).
- 1. Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться. 2. Поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид. 3. Побив все рекорды продаж, книга написана молодым малоизвестным автором. 4. Читая пятую главу романа, сразу же открывается пророческий смысл этих строк. 5. Отойдя недалеко от дома, справа от меня, на болоте, темной стеной стоял лес. 6. Перед нами простиралась безграничная степь, смотря в даль, в душе просыпалось сильное стремление к свободе. 7. Гуляя по берегу, море плескалось у наших ног и нежный ветерок колыхал ленточки на ее шляпке. 8. Послушав лекцию по истории о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев.
- 5. Прочитайте текст. Прокомментируйте ошибки, допущенные автором. Отредактируйте текст.
Приводя меня в ужас, я чувствую боль в пояснице. Я встаю с постели, хожу по комнате, но боль не утихает. Я встречаю соседку, и она, словно молодея лет на десять, сообщила мне радостную новость. Она вылечила свою поясницу.
Теперь я знаю, что, желая излечиться, необходимо пойти в аптеку и купить удивительный препарат «Неболин». Приходя в аптеку, меня мучают сомнения: а вдруг принимая таблетку, нельзя будет ходить по утрам на лыжах. Обладая низкой ценой, лекарство можно купить в любой аптеке, даже самой небольшой. Будучи уверенным в избавлении от боли, лекарства покупались мной с ожиданием выздоровления.
Врач пояснил, что, добиваясь устойчивых результатов, необходимо отрегулировать обменные процессы, очищая организм от накопившихся шлаков.
Принимая препарат «Неболин» ежедневно по три раза, боль ушла; уже через две-четыре недели, можно добиться ощутимых результатов и убедиться в том, что чудодейственное лекарство есть.
Ошибки при использовании деепричастного оборота
Поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.
Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему. Действующее лицо должно быть одно и то же – и для глагола, и для деепричастия; оба действия должны происходить в одно время.
Попрощавшись с друзьями, один из них сообщает мне важную новость (я прощался, а сообщает кто-то другой; попрощавшись — деепричастие СВ, то есть действие от глагола СВ «попрощался» в прош. вр., друг «сообщает» — глагол в наст. вр.). Исправление: Когда я прощался с друзьями, один из них сообщил мне важную новость.
— Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Ошибка: Выпив крепкого кофе, мне не спалось. Исправление: Из-за выпитого крепкого кофе мне не спалось.
— По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия. Ошибка: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, дорога очищается спецтехникой. Исправление: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, спецтехника очищает дорогу.
— При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым: Пример: Поставив укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. (Порядок действий не соответствует фактическому). Исправление: Ставя укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым.
Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. Ошибка: Увидев расставленные по полкам книги, читатель быстро найдет нужную. Исправление: Когда читатель увидит расставленные по полкам книги, он быстро найдет нужную.
— Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).
источники:
http://studme.org/259631/literatura/upotreblenie_obstoyatelstva_vyrazhennogo_deeprichastnym_oborotom
http://grammatika-rus.ru/oshibki-pri-ispolzovanii-deeprichastnogo-oborota/
2 чел. помогло.
^
Тема: «Синтаксические нормы. Принципы русской орфографии и пунктуации»
Цели: 1. Формировать у студентов умение соблюдать синтаксические нормы и
умение находить и исправлять синтаксические ошибки в речи;
2. Контроль за умением учащихся соблюдать орфографические и пункту-
ационные нормы;
1 вариант.
- Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
Всю д..рогу до самой станицы Абинской Григорию запомнилось только одно бе..просветной тёмной ноч..ю очнулся он от ре..кого пронизывающего (на)сквозь холода. Григорий услышал издавн.. знакомый согласный р..тмический перезвяк подогн..ного (казачий) сн..ряжения глухое и то(же) согласное чмоканье по гряз.. множества конских к..пыт. Прошло (не) больше двух сотен а топот всё ещё звучал по обочин.. дорог.. ш..л вероятно полк. И вдруг впереди над пр..тихшей степью как птица взлетел мужеств..(н, нн)ый груб..ватый голос зап..валы Ой как на речке было братцы на Камышинке на славных степях саратовских…
Зазвучала песня разом смолкли г..лоса разговаривавших на пово..ках казаков утихли понукания и тыс..чный обо.. двигался в глубок.. чутк.. молчан… лишь стук колёс да чавканье месящих грязь конских копыт слышались в те минуты когда запевала ст..рательно выговаривая выводил печальные слова. Над ч..рной степ..ю жила и властвовала одна старая пережившая века песня.
- ^
1)Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а кому-то обрести надежду выздоровления.
2) Согласно указа президента России Владимира Путина об учреждении стипендии имени Анатолия Собчака, 10 лучших российских студентов-юристов станут получать 700 рублей.
3) Я не верю в эликсир от бессмертия
4) Я не вижу оснований за то, чтобы этот законопроект не принимать.
5) Вы уже в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три.
- ^
- Обсуждая работу электората, ещё раз было подчёркнуто, что мнение электората напрямую зависит от программы депутата.
- Заглянув в словарь и прочитав значение этого слова, мне стало интересно, одинаковы ли значения этого слова в других словарях.
- Взяв словарь, я отправилась в читальный зал, открыв его, мне открылся мир определений.
- Пушкин на портрете Кипренского изображён, скрестив руки.
- Отсмотрев актёров, иностранцам понравился Видов.
- Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами.
1)Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться.
2) Поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид.
3)Побив все рекорды продаж, книга написана молодым малоизвестным автором.
4) Текст писался мной долго и напряжённо, вызывая приступы раздражения и приводя к длительным часам апатии.
5)Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
6) Обучив лошадь всем премудростям выездки, наездника ждёт заслуженная награда.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА N3.
^
Цели: 1. Формировать у студентов умение соблюдать синтаксические нормы и
умение находить и исправлять ошибки, связанные с нарушением данных
норм;
2. контроль за умением учащихся соблюдать орфографические и пунктуа-
ционные нормы;
2 вариант.
- Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
Антон Павлович Чехов самый поэтичный пр..заик и драматург рубежа девятна..цатого – два..цатого веков. Писатель как писатель, мног.. велик..х имён в русск..й литератур.. начала века два..цатого. Между тем именно Чехов и новатор и оригинал и классик. Казалось бы чего проще считать Антона Павловича пр…заиком и драматургом. Нет всё (не) так просто.
Назвать Чехова поэтом смешно. Он (не) напечатал (н..) одного стихотворн..го произведения. При всём обили.. русских поэтовЧехов одинок в столь (не)привычном для нас понимании поэтическ..го творчества. А.П.Чехов замечал одиночество в творчестве тяжёлая штука. Чехов (не)повтори. Антон Павлович прежде всего явля..тся юмористом.
Высокое и низкое вот два ключа к творчеству Чехова. Если читатели поймут это значит они призна..т Чехова самым поэтичным автором среди писателей с..здавших юмористические ра(с,сс)казы и комедии.
- Найдите ошибки в следующих высказываниях. Запишите в исправленном виде.
- Мы наблюдали некоторые странные аномалии.
- Как считают эксперты журнала «Нейчур», увеличение содержания газов, вызывающих парниковый эффект, обусловлено с человеческой деятельностью.
- На мой взгляд, если хотя бы тридцать минут в день каждый будет уделять на приятную беседу со словарями, в мире не останется невежд.
- Согласно договора при поступлении в вуз, абитуриенты будут сдавать только один экзамен.
- Наше заседание является ярким свидетельством о том, что мы достигли определённых результатов.
- Отметьте ошибки в следующих высказываниях. Исправьте их.
- Спустя 132 года после своей смерти прах Дюма будет покоиться в Пантеоне.
- Он обратно опоздал на занятия.
- Взревел мотор, и самолёт бросился ввысь.
- Порадуемся вторым местом Ольги Зайцевой.
- Эти две растительные культуры прекрасно сосуществуют вместе на одной грядке.
- Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами.
- Отойдя недалеко от дома, справа от меня, на болоте, тёмной стеной стоял лес.
- Перед нами простиралась безграничная степь, смотря в даль, в душе просыпалось сильное стремление к свободе.
- Гуляя по берегу, море плескалось у наших ног и нежный ветерок колыхал ленточки на её шляпке.
- Прослушав лекцию по истории о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев.
- Употребляя слова-паразиты, ваша речь делается не более, а менее выразительной.
- Исследуя творчество Державина, литературоведа ждёт много открытий.
^
Вариант 1.
- Правильным является написание слов:
- программный
- компромисный
- пятибальный
- норманский
- кристальный
- финский
- кристаллический.
- Склоняются фамилии:
- Василий Лановой
- Эрнест Хемингуэй
- Альбер Камю
- Александр Лукашенко
- Леонид Гайдай
- Наталия Герцен.
- Форма Р.п. мн.ч. является правильной у существительных:
- таможень
- шпингалетов
- чулок
- носок
- апельсинов
- мандарин.
- Правильным является сочетание слов:
- играть роль
- заслужить известность
- придавать внимание
- одержать победу
- поднять тост
- уморить червячка
- пускать пыль в глаза
- положить в долгий ящик.
- Соответствие слова и его антонима:
- истина 1. убыток
- мажор 2. минор
- восторг 3. ужас
- спокойствие 4. сочувствие
- безучастность 5. тревога
- барыш 6. заблуждение
- Прилагательное «кислый» употреблено в переносном значении в следующих сочетаниях:
1.кислое яблоко
2. кислая картошка
3. кислое тесто
4. кислое настроение
5. кислое выражение лица.
7) Исконно русскими являются слова:
1. потолок
2. жаворонок
3. кемпинг
4. сорока
5. преамбула.
Существительными м.р. являются слова:
1. куль
2. дурь
3. шампунь
4. тюль
5. путь
6. медаль.
9) Синонимы к слову
бурлить:
- клокотать
2. Источать
3. кипеть
4. бушевать
5. дымиться.
10) Ударение поставлено правильно в словах:
1. банты
2. диспансер
3. жалюзи
4. завидно
5. каталог
6. красивее
7. торты
8. откупорить
9. ходатайствовать.
11) Правильно образованы формы мн.ч. слов:
1. директора
2. сторожа
3. столяра
4. гусляры
5. маляры
6. откупы.
12) Краткую форму образуют прилагательные:
1. длинный
2. короткий
3. младший
4. тесный
5. поздний
6. рваный.
13) Правильными являются следующие сочетания:
1. обоих братьев
2. по обеим сторонам
3. у обоих ворот
4. обеим подругам
5. обоих чашек.
14) Правильно построены следующие предложения:
1. Создавая партию, вы имеете шанс нарушить эту
тенденцию.
2. Придя домой, я вскрыл конверт.
3. Совещание состоялось с целью согласовать позиции
сторон.
4. Увидев это жилище, у меня сложилось плохое
впечатление.
5. Делалось это, дурачась, мистификации ради.
15) Цитата «Рукописи не горят» принадлежит:
1. А.С.Пушкин
2. Н.В.Гоголь
3. М.А.Булгаков
4. И.С.Тургенев
5. М.Ю.Лермонтов.
^
Вариант 2.
- Согласный перед е произносится твёрдо в словах:
- пюре
- кофе
- темп
- патент
- фанера
- тезис
- бутерброд
- термометр.
- Ударение на последний слог падает в словах:
- алкоголь
- благовест
- эксперт
- пломбировать
- постриг
- дремота
- немота
- исподволь.
- Правильно поставлено ударение в форме мн.ч. существительных:
1.сироты
2. блюда
3. средства
4. торты
5. банты
6. ступни.
4) Склоняются имена и фамилии:
1. Эльдар Рязанов
2. Андре Моруа
3. Альберто Моравиа
4. Маргарет Тэтчер
5. Мартирос Сарьян.
5) Нормативна форма Р.п. существительных:
1.шесть пар чулков
2. пять вафель
3. пара сапог
4. отряд партизанов
5. сто англичан.
6) Выделенные слова употреблены в прямом значении:
1.
короткие волосы
2. сказать
правду
3.
верх совершенства
4.
гасить ссору
5.
хвойный лес
6.
встретить Новый год
7.
встретить знакомого.
7) На месте буквосочетания
чн произносится шн в словах:
1. прачечная
2. ночной
3. справочник
4. скворечник
5. что.
Правильно построены предложения:
1. Половина жильцов старого дома не получила новые
квартиры.
2. Несколько человек кого-то отталкивало.
3. Половина собравшихся являются студентами.
4. Несколько человек остались на второй год.
5. Половина избирателей голосовали против.
9) Правильно построены сочетания:
1. превосходство над кем-то
2. преимущество над чем-либо
3. уделить внимание к кому-либо
4. проявить внимание к кому-либо
5. оплатить за проезд
6. заплатить за проезд.
10) Соответствие сущ. и сочетающихся с ними прилаг.:
1.помещение 1. дымный
2. головня 2. дымовой
3. завеса 3. дымчатый
4. игрушка 4. дымковский
5. кот 5. дымящийся
11) Антонимами являются пара слов:
1. веселье-горе
2. упрёк-похвала
3. кошка-собака
4. помнить-вспоминать
5. лето-прохладный
12) Исконно русскими являются слова:
1. чело
2. рыцарь
3. библиография
4. город
5. свеча
6. рондо
13) Правильным является написание слов:
1. дуршлаг
2. кварплата
3. интриган
4. прескурант
5. протвень
6. перрон
14) Правильно образованы формы мн.ч. слов:
1. директора
2. сторожа
3. столяра
4. гусляры
5. маляры
6. откупы
15) Цитата «И какой же русский не любит быстрой езды» принадлежит:
1. А.С.Пушкину
2. М.Ю.Лермонтову
3. Н.В.Гоголю
4. Л.Н.Толстому
5. И.С.Тургеневу.
^
1 вариант.
1) 1,4,5,6,7.
2) 1,2,5
3) 1,3,5
4) 1,4,7
5) 1,6; 2,2; 3,3; 4,54 5,4; 6,1
6) 4,5
7) 1,2,4
1,3,4,5
9) 1,3,4
10) 1,2,4,6,9
11) 1,2,4,5
12) 1,2,4
13) 1,2,4
14) 1,2
15) 3
2 вариант.
- 1,3,6,7
- 1,3,4,7
- 1,4,5
- 1,6
- 2,3,5
- 1,2,5,7
- 1,4,5
- 1,4
- 1,4,6
- 1,14 2,5; 3,2; 4,4; 5,3
- 1,2
- 1,4,5
- 1,3
- 1,2,4,5
- 3
^
- Александрова З.А. «Словарь синонимов русского языка», М., 1986;
- Введенская Л.А. «Русский язык и культура речи», Р-н-Д., 2003;
- Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи», М., 2004;
- Водина Н.С., Иванова А.Ю. «Культура устной и письменной речи делового человека», М.,2002;
- Данцев А.А., Нефедова Н.В., «Русский язык и культура речи для технических вузов», Р-н-Д., 2002;
- Дуднев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. «Русский язык и культура речи», СПб, 2004;
- Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А., «Русская речь в эфире», М., 2004.
- Кузнецова Н.В. «Русский язык и культура речи», М., 2008;
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», М.,1992;
- Сидорова М.Ю., Савельев В.С. «Русский язык и культура речи», М., 2005;
страница | 3/3 |
работы | |
Дата | 27.09.2011 |
Размер | 0,55 Mb. |
Тип | Конкурс, Образовательные материалы |