Вас не слушают, когда вы выступаете публично? В ответственные моменты ваш голос садится, становится хриплым, низким или, напротив, фальшиво-высоким? Так проявляются зажимы, мешающие вам проявить себя на публике, в рабочем коллективе или при общении с друзьями.
В этом материале мы предлагаем разобраться в причинах появления проблемы. Также расскажем способы ее устранения и поделимся тремя практическими упражнениями, которые позволят получить результат уже после 2–3 тренировок.
Что такое зажимы, и почему они возникают
Голосовые зажимы бывают постоянными и временными. Проявляться они могут в хрипоте, срывах на тона разной высоты, в тонком или низком звучаниях. Они скрывают выразительность вашей речи, природную красоту тембра.
Выделяют две основные причины их появления:
-
Физические – неправильная осанка, напряжение, усталость, болезнь или период восстановления. Неумение правильно дышать, задействовать нужные мышцы тела и речевого аппарата.
-
Психологические – хронический стресс, сильное волнение, желание сделать голос красивее, выразительнее.
На физическом уровне зажимы проявляются в сжатых челюстях, напряженных губах и гортани. На уровне психологии они могут быть вызваны внутренним запретом на выражение своего мнения или эмоций.
Что делать с телом, чтобы снять зажимы
Причины появления проблемы у каждого человека свои, а решение одно – необходимо научиться расслаблять мышцы лица и гортани. Только избавившись от ненужного напряжения, речевой аппарат будет работать легко и свободно, а речь – звучать красиво и выразительно.
Эффективные способы снятия зажимов:
-
Массаж лица. Можно делать самомассаж, но лучше довериться специалисту, чтобы процедура действительно дала результат. Проработка мышц лица улучшает кровообращение и лимфоток, устраняет спазмы. Помимо расслабления, вы получите дополнительные бонусы: улучшится цвет кожи, разгладятся неглубокие морщины, подтянется овал лица.
-
Пение звука «Мммм». Для его выполнения встаньте прямо, разведите руки в стороны и пойте звук, не открывая рта. Если выполнять это упражнение правильно, вы почувствуете вибрации, идущие от головы по всему телу. Результат – снятие напряжения с мышц гортани. Благодаря этому голосовые связки не зажимаются, воздух проходит свободно. Выполняйте это упражнение несколько минут перед выходом на сцену.
-
Бег. Помогает улучшить тонус, насытить клетки кислородом, а заодно расслабить мышцы лица и диафрагмы. Но нужно помнить, что эта нагрузка противопоказана при больных суставах. Возможно, ваш врач порекомендует заменить бег плаванием.
-
Контроль осанки. Сгорбленные плечи, зажатая диафрагма, сутулость мешают проявлению сильного и красивого голоса. Поэтому мы рекомендуем следить за своей осанкой в быту и на работе, а также подобрать комплекс лечебной физкультуры, направленный на укрепление мышц спины.
-
Пение. Пойте песни от лица мужчин и женщин, экспериментируя с высотой, интонациями, тембром голоса. Копируйте пение мультипликационных персонажей, детские голоса. Так вы познакомитесь со своими природными возможностями, научитесь контролировать дыхание.
От психологических зажимов поможет избавиться психолог или психотерапевт. Во время тестирования или терапии специалист найдет внутренние причины вашей проблемы, даст индивидуальные рекомендации.
Освобождаем гортань, мышцы лица и челюсть
Первые шаги для снятия голосовых зажимов можно сделать самостоятельно. Для этого предлагаем ознакомиться с нашими рекомендациями.
Напряженные челюсти
Психологи считают, что зажим в этой области появляется из-за стремления скрыть гнев, боль или другие сильные эмоции. Такой человек идет по жизни, буквально стиснув челюсти и разговаривая сквозь зубы.
Чтобы снять напряжение на физиологическом уровне, нужно подвигать нижней челюстью вправо и влево, вверх и вниз. Для усиления эффекта создавайте сопротивление ладонями, чтобы движение давалось с усилием.
Сдавленная гортань
Представляет собой эффект кома в горле. Сопровождать его может першение, сдавленность, желание прокашляться.
Чтобы расслабить гортань, можно работать на уровне мысли – представить ком в горле как физический объект, а затем расправить его. Физиологически зажим снимает зевота и смех. Но при условии, что зевать и смеяться вы будете от души не менее пяти минут подряд.
Зажатые губы
Проблема часто возникает у людей, вынужденных искусственно улыбаться на публике или в личном общении. При этом виде зажима голос становится натянутым и неестественным.
Устранить зажатость поможет артикуляционная гимнастика. Если вы почувствовали проблему, попробуйте выполнить пару несложных упражнений.
-
Вытяните губы в трубочку и верните в исходное положение. Повторите 5–7 раз.
-
Вдохните и выдохните воздух с сомкнутыми зубами через расслабленные губы. Упражнение напоминает лошадиное фырканье. Повторите его 5–7 раз.
Могут ли зажимы находиться только в одной или сразу трех областях? Всё индивидуально, даже интенсивность напряжения в разных зонах лица может быть разной.
Упражнения
Для снятия голосовых зажимов мы подобрали три эффективных упражнения. Выполняйте их каждый день, и результаты не заставят себя ждать!
Ямки
Поставьте указательные пальцы на область перед ушной раковиной, где находится «вход» в ухо. Медленно открывайте рот, пока не почувствуете образовавшиеся впадины. На счет «раз» опускайте нижнюю челюсть и погружайте пальцы в ямки. На «два» – закрывайте рот, приподнимая пальцы.
Упражнение помогает расслабить челюстные зажимы.
Алфавит
Положите ладони на нижнюю челюсть и пойте согласные по порядку, соединяя их со звуком «а»: «Бааа, вааа, гаа, даа» и так далее. Произносите звуки тихо и без усилий, контролируя при этом работу речевого аппарата ладонями.
Упражнение помогает расслабить зажимы губ.
Рыбка
Откройте рот и выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Медленно переместите ее в одну сторону, затем в другую, делая плавный полукруг. После этого сядьте за стол, поставьте на него локти и подоприте ладонями подбородок. Откройте рот через сопротивление, подвигайте нижней челюстью вправо и влево.
Упражнение помогает расслабить зажимы челюсти и гортани.
Любите свой голос и мыслите позитивно
Неприятие своего голоса рождается из-за плохого знания собственного тела и его особенностей. Мы слышим себя «изнутри», поэтому записанная на аудионоситель речь кажется незнакомой и чужой.
Второй причиной нелюбви к своему голосу является неприятие себя как личности. Старания изменить свой тембр, высоту, звучание часто приводят в тупик. Организм, чувствуя насилие, сопротивляется, все усилия приводят к обратному результату.
Важно понять и принять тот факт, что ваш голос уникален. Полюбите свое звучание, работайте над его чистотой и силой. Освободитесь от лишнего напряжения, тогда вы получите удовольствие от умения свободно выступать на публике.
В заключение хотим сказать, что для устранения зажимов нужна планомерная работа. Важно подходить к проблеме комплексно: выполнять упражнения, учиться расслабляться, не накапливать в себе отрицательные эмоции. А помогут в этом преподаватели школы ораторского мастерства КОРОЛЬ ГОВОРИТ! На наших занятиях вы сможете развить свое индивидуальное звучание, раскрыть красоту и силу голоса. В результате к вам будут прислушиваться не только друзья и коллеги, но и незнакомые люди во время публичных выступлений!
Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!
Нарушения голоса — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Голос является неотъемлемым компонентом вербального общения и одной из важнейших функций нашего организма.
Голосообразование – процесс крайне сложный, а структура голосового аппарата отнюдь не ограничивается голосовыми связками.
На характеристики голоса влияет функционирование органов дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, эндокринных желез, органов желудочно-кишечного тракта.
Выделяют центральный и периферический отделы речевого аппарата. К первому относят структуры нервной системы, например, кору больших полушарий головного мозга, нервные волокна. Задача центрального отдела речевого аппарата – создание и проведение нервного импульса, т. е. команды к голосообразованию. К периферическому же отделу речевого аппарата относят гортань с голосовыми связками, нижние отделы дыхательных путей, а также челюстно-лицевой аппарат, обеспечивающий артикуляцию.
Проблема нарушения голоса многогранна не только с точки зрения причин возникновения, но и с точки зрения коррекции, которую совместно проводят врачи, логопеды, психологи и педагоги.
Разновидности нарушений голоса
В зависимости от степени сохранности голоса его нарушения делят на две большие группы: афонии и дисфонии.
Афония – отсутствие голоса; при данном состоянии возможна только шёпотная речь.
Дисфония – изменение отдельных свойств голоса при сохранности его как такового. К дисфонии относятся такие расстройства, как:
- нарушение громкости: слабость или излишняя громкость голоса;
- нарушение высоты основного тона: изменение голоса в сторону слишком низкого или слишком высокого;
- нарушение тембра: охриплость голоса, монотонность, лающий характер голоса и др.;
- нарушение резонанса.
В зависимости от наличия или отсутствия структурных изменений голосового аппарата выделяют органические и функциональные причины нарушения голоса, соответственно. Стоит подчеркнуть важную особенность: функциональные изменения голоса чаще носят временный характер, в то время как изменения голоса вследствие органического повреждения голосового аппарата являются более стойкими и требуют серьезного лечения.
Причины нарушений голоса
Изменения голоса нельзя рассматривать исключительно как заболевание.
Известно, что в определенные возрастные периоды, в первую очередь в подростковом возрасте, происходит физиологическая мутация (изменение) голоса.
Изменения голоса в пубертате связаны как с гормональной перестройкой организма, так и с интенсивным и неравномерным ростом структур голосового аппарата. К моменту завершения ростового скачка характеристики голоса стабилизируются. Стоит подчеркнуть, что возрастная мутация голоса происходит не только у юношей, но и у девушек (менее выражена).
Рассмотрим изменение голоса как один из симптомов заболевания. Считается, что наиболее частой причиной функционального нарушения голоса является перенапряжение голосового аппарата в результате продолжительного пения, крика, говорения. Функциональные изменения голоса также развиваются под воздействием сильного эмоционального стресса (например, полное исчезновение голоса во время сдачи экзамена), при психических отклонениях (неврозах, истерии и т. д.).
Причины органических поражений голосового аппарата еще более разнообразны.
Пыль, курение, частые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей повреждают голосовой аппарат, вызывая развитие хронического воспаления гортани (ларингит), что со временем приводит к нарушениям голоса.
Помимо этого, на структурах голосового аппарата могут возникать новообразования, чаще доброкачественные, которые деформируют воздушные потоки и приводят к изменениям голоса.
Важной проблемой является изменение или исчезновение голоса по причине нарушения иннервации голосового аппарата. При этом происходит дискоординация работы мышц и развивается дизартрия (невозможность нормального голосообразования из-за нарушений в нервно-мышечном аппарате). Другой причиной нарушений голоса при неврологических заболеваниях могут быть частые поперхивания во время приема пищи, когда кусочки еды попадают в гортань и вызывают химическое повреждение голосового аппарата.
Отдельно можно отметить довольно частые изменения голоса при эндокринных заболеваниях.
Изменения гормонального баланса могут влиять на структуры тканей голосового аппарата, что закономерно отражается на характеристиках голоса.
Например, у больных гипотиреозом (недостаточная функция щитовидной железы) голос часто низкий и хриплый.
Другие заболевания, при которых развивается нарушение голоса:
- инфекционные заболевания верхних (в первую очередь ларингит) и нижних дыхательных путей;
- аллергические заболевания (например, аллергический ринит);
- новообразования на голосовых связках: узелки голосовых складок, папилломатоз гортани, полипы голосовых связок;
- увеличение аденоидов (носоглоточных миндалин);
- детский церебральный паралич, инсульты, приводящие к парезам и параличам мышц гортани, мягкого неба, жевательных мышц, языка;
- рубцовые и костные изменения голосового аппарата после различных травм, ожогов, операций;
- эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, надпочечников, половых желез и др.).
- врожденные аномалии структур голосового аппарата: расщелины, ларингомаляция (размягчение хрящей гортани), стенозы (сужения) гортани и т. д., в том числе в составе наследственных заболеваний (при синдроме Дауна, синдроме кошачьего крика);
- сопутствующая врожденная глухота.
К каким врачам обращаться?
Проблема изменения голоса является смежной для многих врачебных специальностей. Первичную диагностику проводит врач широкого профиля –
терапевт
или
педиатр
, который направит к более узкому специалисту в зависимости от предполагаемого заболевания (чаще всего это ЛОР-врач, аллерголог-иммунолог,
эндокринолог
,
невролог
). В случае если вы сами предполагаете инфекционную причину нарушений голоса, можно напрямую обратиться к оториноларингологу.
Диагностика и обследование при нарушениях голоса
Диагностика нарушений голоса начинается с беседы врача и пациента, в ходе которой проясняются возможные причины, провоцирующие факторы развития патологии голоса, а также сопутствующие состояния, такие как боль в области горла, гортани, першение, жжение, слабость и т. д. Врач может провести общий осмотр для определения степени развития вторичных половых признаков (оволосение, развитие молочных желез и т. д.), а также для выявления признаков поражения эндокринной и нервной систем. Тщательно осматривается ротовая полость.
Врач может назначить дополнительные лабораторно-инструментальные обследования:
- эндоскопию гортани – основной метод в диагностике нарушений голоса неизвестной этиологии (проводят визуальный осмотр структур голосового аппарата при помощи эндоскопа – медицинского инструмента с закрепленной на нем камерой);
- клинический анализ крови с развернутой лейкоцитарной формулой для выявления признаков инфекционного и аллергического процессов в организме;
- аудиометрию – диагностический метод выявления нарушений слуха.
Лечение
Коррекция нарушений голоса – это подчас проблема междисциплинарная, требующая участия не только врача, но и логопеда, психолога и педагога. Сразу после установления причины нарушений голоса необходимо начать комплексное лечение. Из основных направлений лечения стоит отметить:
- медикаментозное лечение;
- фонопедическую коррекцию (фонопедия – раздел логопедии, занимающийся лечением заболеваний голосового аппарата посредством специальных педагогических техник);
- физиотерапевтическое лечение;
- психологические тренинги.
Лечение лекарственными препаратами широко распространено при инфекционных или аллергических заболеваниях и направлено на уменьшение воспаления, уничтожение возбудителя (бактериального или вирусного происхождения).
Также на практике врач-невролог и психиатр используют медикаменты, корректирующие дисбаланс процессов нервного возбуждения и торможения (например, седативные препараты) и улучшающие обменные процессы в нервно-мышечных структурах. На это же направлена и физиотерапия.
Фонопедическое лечение заключается в использовании специально составленного для конкретного пациента комплекса упражнений, направленных на восстановление нормального процесса голосообразования. Обычно фонопедическое лечение применяют в качестве реабилитации после лекарственной терапии острого процесса.
В отдельных случаях, например, в случае психогенного изменения голоса, может потребоваться тесное взаимодействие с психологом, который поможет устранить психологический барьер, препятствующий нормальному голосообразованию.
При определенных состояниях, таких как узелки гортани, папилломатоз, стеноз гортани и др., если медикаментозное лечение и фонопедическая коррекция не помогли восстановить голос, прибегают к хирургическому вмешательству с последующей реабилитацией голоса.
Нельзя забывать и про изменение образа жизни: откажитесь от курения, избегайте чрезмерного пылевого воздействия, а также перенапряжения голосового аппарата.
Что делать при нарушении голоса?
Впервые столкнувшись с этой проблемой, следует незамедлительно обратиться к врачу для постановки диагноза и подбора комплексного лечения.
Если вы предполагаете, что нарушения голоса связаны с перенапряжением голосового аппарата, то дайте время для восстановления голосовых связок: исключите чрезмерную нагрузку (пение, крик, длительные беседы), не принимайте чересчур горячую, острую пищу, не употребляйте газированных напитков, которые раздражают слизистую верхних дыхательных путей.
Если вы связываете нарушения голоса с иными причинами, обязательно обратитесь к врачу.
Не занимайтесь самолечением, ведь голос – это уникальная часть нашей личности, которую следует беречь.
Источники:
- Клинические рекомендации «Острый обструктивный ларингит [круп] и эпиглоттит. Разраб.: Союз педиатров России, Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии, Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов. – 2021.
- Клинические рекомендации «Гипотиреоз». Разраб.: Российская ассоциация эндокринологов. – 2021.
- Клинические рекомендации «Аллергический ринит». Разраб.: Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов, Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов, Союз педиатров России. – 2020.
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
Как научиться красиво говорить
интервью
Постановка голоса:
«Чаще всего у пациентов мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани.»
Мохотаева Маргарита — фонопед фониатрического отделения Санкт-Петербургского научно-исследовательского институте уха, горла, носа и речи, кандидат педагогических наук.
Фонопед — педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.
— Можно ли поставить голос или это дается от природы?
— Постановка голоса — процесс, который для кого-то может быть простым, для кого-то — сложным, это индивидуально.
У кого-то есть природная постановка голоса, и этому человеку совершенно не нужно долго заниматься, достаточно дать направление, и для него все будет просто. А для кого-то это будет уже достаточно сложным и длительным процессом. Чаще всего, когда уже наработаны вредные голосовые привычки, это долго.
Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.
— Что за привычки? Зажимать гортань?
— Да, в том числе и эта. Когда мы говорим, гортань зажата, это означает, что она
находится в верхнем напряженном положении. В таком случае и голос звучит зажато. Конечно, от такой привычки нужно избавляться.
Дыхательное упражнение с книгой
— Сколько времени нужно на то, чтобы поставить голос?
— Постановка голоса подразумевает улучшение основных качеств голоса человека, у которого нет патологии гортани. К нам же приходят, как правило, те, кто уже столкнулся с проблемами и у кого с помощью эндоскопической техники мы выявили нарушения в работе голосового аппарата. То есть. задача фонопеда, в таком случае, — сначала исправить недостатки, нормализовать работу гортани и уже только на этой основе можно приступать к развитию основных качеств голоса.
Мы ориентируем своих пациентов где-то на три месяца, но все зависит от патологии. Бывает так, что у пациента серьезная патология, например послеоперационные нарушения голоса или узелки, хронический ларингит. Достаточно длительное время требуется для восстановления голоса.
А бывает, пациенты имеют функциональные расстройства голоса, например снижен тонус голосовых складок. И тогда наши занятия будут не такими продолжительными. Но в среднем мы ориентируем на три месяца занятий. И ежедневно пациенты должны самостоятельно заниматься плюс приходить заниматься амбулаторно со специалистом.
— Что нужно сделать, чтобы голос зазвучал и раскрылся?
— Голосовой аппарат – это целая группа органов и систем. Это и дыхание, и артикуляция, целая система резонаторов. Работа над голосом предполагает сначала постановку правильного нижне-ребренного (диафрагмального) типа дыхания и работу над артикуляцией. Затем начинается работа над развитием резонаторной системы, усилением резонирования звука, а также работа над мышечно-связочным аппаратом гортани. Только работа над всеми звеньями голосового аппарата может дать максимальный эффект и возможность для максимального раскрытия потенциала вашего голоса.
— Какие проблемы вы слышите у современных чтецов?
— Тут можно все проблемы разделить на несколько групп. Это касается произносительной части — например, нарушены орфоэпические нормы, нечеткая дикция.
Это, скорее, не нарушения звукопроизношения, (когда человек неправильно произносит те или иные звуки), а просто нечеткая, невнятная, смазанная артикуляция, где затухают окончания, пропадают части слов. В таком случае только в контексте можно понять, что человек говорит.
Что же касается голоса, то чаще всего, конечно, это напряженная манера подачи голоса, твердая атака звука, когда голос звучит напряженно и резко. Нет мягкости тембра в голосе. И часто эти люди потом испытывают трудности с голосом.
Маргарита Мохотаева показывает результаты акустического анализа голоса: каких частот недостаточно в голосе, где нарушен баланс, уровень охриплости.
— Чего нужно избегать, чтобы не звучать напряженно?
Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне
— Не нужно стараться кому-то подражать. Это неправильный путь. Нужно найти свой голос, тот, который вам дан природой, и это будет самое лучшее. У взрослого человека определенного размера гортань, определенной длины и толщины голосовые связки. Если он сформировался, вырос, прошел переходный возраст и соответствует теноровому диапазону, то не нужно стараться быть басом. Это ни к чему хорошему не приведет.
Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне, и тогда это будет хорошо
восприниматься слушателями.
— При каких симптомах нужно бить тревогу и идти к фониатору?
— Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если после голосовой нагрузки появляется охриплость или осиплость, вы чувствуете дискомфорт, першение, боль в горле, ком в области гортани, то это повод задуматься, что же происходит с гортанью.
Если эти симптомы достаточно стойкие, и тогда уже следует серьезно подумать о том, чтобы пойти на прием к фониатру. Но мой вам совет: до такого состояния, когда нужно бить тревогу, себя доводить не стоит.
Голосовой аппарат – это наш рабочий инструмент. А значит относиться к нему нужно бережно и периодически, не реже 1 раза год приходить на профилактический осмотр к фониатру.
Голосовые упражнения на объемность и силу голоса. Фонопед показывает, ученик повторяет. После занятий ученик дома самостоятельно делает упражнения.
— Женские голоса более уязвимы, подвержены внешним стрессам, зажимам? Можете про это рассказать подробнее?
— Женщины — эмоциально-лабильные существа. Мы больше все воспринимаем эмоционально, и, конечно, на качестве голоса это отражается. Любые переживания, стресс, депрессии сильно влияют на голос. Мужской голосовой аппарат более вынослив. Если женщина покричит — могут быть проблемы, а если мужчина покричит, попоет — вполне возможно, что его голосу от этого ничего не будет.
Тут стоит отметить, что женщины склонны анализировать свои ощущения более досконально, чем мужчины, то есть прислушиваться к своим ощущениям. И уже какие-то минимальные нарушения заставляют идти их к доктору. Поэтому чаще всего наши пациенты — это все-таки женщины.
Мужчины же менее трепетно относятся к здоровью и поэтому запускают серьезные расстройства. И еще что касается женщин: зная, что женский голос более уязвим, следует соблюдать гигиену голоса. Надо помнить, что женщины не должны в «женские дни» петь, форсированно говорить. Нужно бережно относиться к своему голосу.
— Что такое «говорить в маску»? Насколько «маска» важна при постановке голоса?
— «Маска» — это образ, ассоциация, термин для понимания того, как и куда направлять звук. Маска — это то, что у нас впереди. А что у нас впереди? У нас здесь находятся резонаторные полости. Резонирует ротовая, носовая полость, носоглотка, пазухи резонируют. Резонировать в организме могут те полости, в которых есть воздух.
Принято различать верхние и нижние резонаторы. Ощущение вибрации в области верхних резонаторов как раз и создает ощущение маски. Легче понять, когда мы говорим: «Надо послать звук в маску». Это, значит нужно ощутить вибрацию в этой области.
Нижние резонаторы находятся под гортанью: трахея, бронхи. Благодаря их работа наш голос приобретает глубину, объем, мягкость. Сама гортань тоже резонирует.
— Грудная клетка — тоже резонатор, и достаточно большой, почему именно в маску нужно посылать звук?
Так происходит электроглоттография. На область гортани накладываются электроды, человек произносит звуки в микрофон, а фонопед в специальной программе смотрит как работают голосовые складки: сколько длятся фазы смыкания и размыкания голосовых складок, оценивается соотношение этих фаз.
— Работа верхних резонаторов дает нам звонкость, полетность голоса. Без «маски» голос
будет глухой, тусклый, будто завален назад и идет откуда-то издалека.
Чаще всего у пациентов, которые к нам приходят, мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани. И организм компенсирует это расстройство. Если снижен тонус голосовых складок, то организм пытается это расстройство скомпенсировать, мы начинаем напрягать другие мышцы.
Часто напрягаются мышцы глотки, мягкого нёба.
Бывает, что у пациента недостаточный резонанс — резонанс именно носовой. Это называется ринофония, то есть нарушение баланса резонирования. Так рождается гнусавый призвук.
— То есть гнусавый призвук возникает от того, что есть недостаточный резонанс в носовом резонаторе?
— Тут все достаточно хитро, потому что ринофония может быть закрытой и открытой. Есть гиперназализация, когда, наоборот, излишне резонирует звук носовой полости в носоглотке, а бывает закрытая ринофония — когда недостаточный резонанс.
Чаще всего мы наблюдаем закрытую ринофонию — недостаточный носовой резонанс. Открытая ринофония — это грубая патология, которая чаще встречается при врожденных расщелинах мягкого или твердого нёба. В таком случае воздух излишне проходит в носовую полость и там резонирует.
— Спасибо за интересную беседу! Как можно записаться к вам на прием?
— Я работаю в Научно-исследовательском институте уха, горла и носа Санкт-Петербурга, ул. Бронницкая, 9. Можно звонить в фониатрическое отделение — тел.: 316-41-17.
Там ведется запись на прием.
Интервью взял: Илья Демьянов
Начинающие исполнители просто мечтают о красивом и свободно льющемся голосе. Нехватка навыков исполнения, плохая постановка голоса, незнание принципов правильного дыхания становятся причиной зажимов в процессе пения. Такое явление появляется из-за чрезмерной зажатости наружных мышц, которые принимают участие в процессе образования звука.
Почему появляются зажимы в момент пения
На вокальную функцию человека влияют мышцы спины и плечевой пояс. Именно поэтому моментально в голосе чувствуются телесные зажатости. Очередной фактор влияния на качество голоса – поднятые плечи. Многие вокалисты делают это действие вполне неосознанно, но подобная поза не дает певцу полноценно расслабиться, а также негативно сказывается на дыхании.
Все части тела, которые находятся выше уровня солнечного сплетения, должны оставаться максимально расслабленными. Напрягаться и постоянно работать должна только диафрагма и голосовые связки. Выполнять все действия указанные органы должны самопроизвольно, без привлечения работы остальных мышечных структур.
В процессе исполнения музыкального произведения нормальному образованию голоса мешает активная мышечная деятельность шеи, жевательных и глотательных мышц. Чтобы улучшить качество звучания многие вокалисты стараются усилить громкость или поднять высоту звучания, но лучше натренировать мышечные структуры таким образом, чтобы они самостоятельно справлялись с задачей воспроизведения качественного звука без помощи сторонних мышечных органов.
Излишнее мышечное напряжение создает дополнительные силовые нагрузки на голосовой аппарат, поэтому мышцы могут становиться неподвижными, а голос станет быстрее утомляться. Давайте подробнее рассмотрим основные причины горловых зажимов в процессе пения:
- Привычка всегда петь с мышечным зажимом.
- Желание быстро взять высокую или низкую ноту с помощью мышц всего тела.
- Подключение жевательных и глотательных мышечных тканей.
Как определить наличие голосового зажима
Существует ряд признаков, по которым вы сможете безошибочно диагностировать у себя наличие зажима горла в момент пения. Просто обратите внимание на самочувствие, оцените свое поведение и привычки в процессе очередного исполнения музыкального произведения. Наиболее характерными признаками наличия горлового зажима становятся:
- Зажатость голоса. Когда исполнитель поет зажатым голосом, слушатель сможет распознать данное явление на слух. Во время прослушивания исполнения голосовой и слуховой аппарат слушателя и исполнителя работают сбалансировано, поэтому слушатель может узнать зажим по дискомфорту и напряженности в собственном голосе;
- Сильное напряжение в зоне шеи и горла. У такого исполнителя всегда будет желание опустить голову, втянуть шею и прижать подбородок к себе;
- Отсутствие выносливости. Вокалисты с неправильной постановкой голоса и зажимами быстро устают от исполнения произведений, им сложно управлять голосом и выполнять звуковые техники.
Ключевой причиной зажима голосовых связок становится неправильное психологическое состояние, поэтому основной способ борьбы с подобными явлениями заключается в максимальном расслаблении и релаксации. Постарайтесь петь в расслабленном состоянии, чтобы найти положение, в котором вам исполнять удобно и комфортно. Вы должны петь так же легко, как и всегда разговариваете.
Частой причиной зажима голосовых связок у начинающих исполнителей является стойкое желание качественно преобразовать собственный голос, сделать его более льющимся и бархатным. Именно в таком явлении раскрывается основная психологическая проблема – в страхе принять свой голос таким, каким его создала природа. В исполнении музыкальных произведений не должно быть идеалов или намеренной красоты, старайтесь петь естественно и непринужденно. Чтобы избавиться от зажимов и лишнего напряжения в голосе, повторяйте эффективные упражнения:
- Максимально расслабьте шею. Для этого попробуйте мягкими и непринужденными движениями повернуть голову в разные стороны.
- Плавно опустите нижнюю челюсть вниз, а потом – верните в естественное положение. Попробуйте открыть рот максимально широко и расслабьте в этом момент мышцы лица.
- Вытяните губы в форму трубочки и вращайте ими в разные стороны.
- Шевелите кончиков языка.
Основа красивого пения – правильное дыхание. Именно владения техниками корректного дыхания помогут вам научиться контролировать громкость, четкость и интонацию. Пользуйтесь диафрагмой в качестве опоры, переносите напряжение с горловых мышц в зону солнечного сплетения. Естественный способ снять напряжение в теле – зевок, поэтому старайтесь почаще зевать. Так вы быстрее привыкнете к ощущению легкости и расслабленности в области голосовых связок.
Преодолевать любые физиологические зажимы очень непросто. Вам пригодится зеркало, которое станет вашим контролером в процессе исправления неправильных мышечных привычек. Старайтесь репетировать все свои выступления перед зеркалом, четко контролируйте положение плеч и рук. Они должны быть максимально опущены и расслаблены. Часто причиной голосовых зажимов являются активные танцы в момент выступления. Чтобы снять лишнее напряжение, воздержитесь от активных движений.
Стоимость уроков вокала. Записывайтесь!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Подпишись на мой TELEGRAM
И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!
ПОДПИСАТЬСЯ