Семантическая дислексия примеры ошибок

Семантическая дислексия характеризуется нарушением понимания прочитанного, при правильной технике чтения. Основные виды, причины и коррекция нарушения.

Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушения письма) являются распространенными нарушениями среди младших школьников. От физиологических ошибок их отличает стойкость, специфичность, разнообразие нарушений, похожие механизмы их возникновения. Из-за трудностей в овладении чтением и письмом дети становятся менее общительными, стесняются этой особенности. Существует несколько форм дислексии, отличающихся механизмом появления.

СодержаниеСвернуть

  • Причины развития нарушения
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Особенности диагностических мероприятий
  • Особенности семантической формы дислексии
  • Особенности коррекционной работы при данной форме дислексии
  • Примеры упражнений по коррекции дислексии
  • Профилактические меры
  • Когда лучше начинать занятия

Причины развития нарушения

Этиологические факторы дислексии

Причины появления дислексии разнообразны, они связаны с органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за овладение навыками чтения и письма. Появление этой дисфункции может быть обусловлено следующими причинами:

  • тяжелое течение беременности;
  • родовые, послеродовые травмы;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы головы, сотрясение мозга;
  • неправильная речевая среда, в которой растет и воспитывается ребенок;
  • недостаточное функционирование определенных отделов головного мозга.

Дислексия может появиться в результате ОНР (общего недоразвития речи), других речевых нарушений (дизартрии, алалии).

Классификация

Дислексия − это трудности в овладении чтением, обусловленные недостаточной сформированностью высших психических функций. Она проявляется в специфических ошибках, имеющих стойкий характер. В зависимости от того, работа каких отделов головного мозга нарушена, различают несколько форм дислексии.

  • Фонематическая связана с нарушением работы фонематического слуха. Причина ее появления − несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
  • При семантической форме нарушается понимание прочитанного, при этом техническая сторона чтения идеальная.
  • Если недостаточно сформирован грамматический строй, то может появиться аграмматическая дислексия. При этой форме у детей наблюдаются затруднения в усвоении грамматических категорий.
  • Мнестическая форма связана с трудностями в запоминании новых букв и прочитанного.
  • Оптическая дислексия  характеризуется сложностью в усвоении графического образа буквы или цифры. При такой форме нарушения чтения может быть зеркальное письмо.
  • Тактильная форма свойственна слепым детям, проявляется в трудностях усвоения шрифта Брайля.

В зависимости от формы дислексии специалист будет составлять план коррекционной работы и подбирать методики лечения.

Симптоматика

Диагностику данного нарушения проводят в начальной школе, когда симптоматика проявляется наиболее ярко. В дошкольном возрасте можно определить лишь предпосылки для появления дислексии. Когда дети только начинают осваивать чтение и письмо наличие ошибок − естественно, поэтому специалисту трудно определить, носят ли они физиологический характер.

Главный признак − это ошибки в чтении.

Малыш не запоминает буквы, неправильно их произносит, переставляет местами, заменяет на другие, не понимает смысла прочитанного. У него наблюдаются трудности с переводом звуков в буквы, а распознавание знакомых слов происходит медленнее, чем у других детей, наблюдаются трудности в овладении навыком письма.

Кроме речевой симптоматики, у детей с дислексией наблюдаются следующие признаки нарушения:

  • пространственная дезориентация (путает где верх и низ, право и лево);
  • нарушения в координации;
  • нарушена моторная сфера;
  • недостаточно развита память;
  • при высоком уровне интеллекта ребенок с трудом осваивает чтение;
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи.

Если вы заметили, что у ребенка имеется большинство перечисленных симптомов или у него в дошкольный период было сложное речевое нарушение, тогда вам стоит обратиться за консультацией к логопеду.

Особенности диагностических мероприятий

Нарушение способности к чтению

Логопед проводит диагностику нарушений процессов чтения и письма у младших школьников. Специалист обязательно обращает внимание на состояние звукопроизношения, сформированность фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Если у детей имеются нарушения в этих областях, то могут возникнуть трудности при овладении грамотой.

Логопед оценивает состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной. Также он смотрит на ориентацию малыша в пространстве, различает ли он стороны. Для оценки навыков чтения и письма логопед предлагает назвать буквы, написать заглавные, строчные, определить место звука и буквы в слове. Специалист предлагает прочитать слоги, затем речевой материал усложняют. При этом обязательно спрашивают смысл прочитанного.

Для оценки письма логопед предлагает написать слова под диктовку, списать их с образца, а потом написать самостоятельно. Специалист беседует с родителями, чтобы понять в какой речевой среде воспитывается ребенок. На основе результатов диагностики логопед дает рекомендации родителям и составляет план коррекционной работы.

Особенности семантической формы дислексии

При данной форме дислексии не наблюдаются нарушения звукопроизношения, искажения слоговой структуры и предложений. Но человек совсем не понимает смысла прочитанного. Часто семантическая дислексия наблюдается при слоговом чтении. Из-за того, что малыш делит слово на части, он не воспринимает его как единое целое.

Дети испытывают затруднения в узнавании знакомых слов. Одна из причин семантической дислексии является недостаточная сформированность синтеза, проблемы в объединении слогов в одно составляющее. Дети испытывают трудности при выполнении следующих заданий:

  • соединить звуки вместе, если их произносят с паузами;
  • чтение слов, предложений, выстроенных по слогам.

Нарушение понимания прочитанного

Ребенок не может воспринимать предложение из-за того, что у него недостаточно сформированы понятия о связи слов во фразах, тексте. Для него оно находится обособленно, никак не связано с другими словами. Поэтому основная задача коррекционной работы по преодолению семантической дислексии − это устранение механического чтения, и одновременно сформировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Особенности коррекционной работы при данной форме дислексии

Во время обучения нужно научить ребенка объединять слоги в одно слово, чтобы потом он смог устанавливать связи с другими словами в предложении, понимать смысл прочитанного. Для каждой формы дислексии имеются специфичные задания, направленные на устранение причин их появления:

  1. Взрослый называет слово по отдельным звукам, делая паузы между ними. Задача ребенка − назвать это слово.
  2. Теперь взрослый произносит слово по слогам, делая паузы между их произнесением больше. Задача ребенка − соединить их вместе.
  3. Дополнить слово недостающими слогами.
  4. Предложить поменять первый слог так, чтобы образовалось новое слово.
  5. Составить из двух слов одно.
  6. Детям дают карточки со слогами, расположенными в хаотичном порядке, предлагают составить из них слово.

Упражнение "Собери слово из слогов"

Эти упражнения направлены на формирование навыков звуко-буквенного анализа и умения соединять слоги. Кроме этих заданий, предлагайте детям соотносить наименования с показываемыми картинками. Специалист должен сформировать синтаксические связи между словами и основы грамматики.

Поэтому, чтобы ребенок научился читать, понимать прочитанное, включите упражнения, связанные с прочтением предложений и выполнением заданий на соотнесение с подходящими изображениями, поиск соответствующего по смыслу предложения. Нужно попросить рассказать о том, что ребенок прочитал, ответить на вопрос, заданный в тексте.

Важное направление − работа с деформированным текстом. Детям предлагают неправильно составленные предложения. Нужно распределить предложения так, чтобы получился единый рассказ. Это задание формирует навык умения работать не только с небольшими синтаксическими единицами, но и с целыми предложениями.

Эти упражнения помогут школьнику преодолеть трудности слогового чтения и научиться объединять части слов в единое целое, соотносить с предметом или действием. Но какая-то определенная форма дислексии встречается редко, чаще всего имеются симптомы нескольких разновидностей. В коррекционную работу нужно включать задания на устранение этих недостатков.

Примеры упражнений по коррекции дислексии

Если у ребенка имеются нарушения фонематического слуха, то нужно проводить работу по дифференциации смешиваемых звуков. Для этого используют слова-паронимы (отличающиеся одним звуком), взрослый просит показать на нужное. Детям подробно объясняют артикуляцию звука − это важно, потому что в начальной школе ребенок при написании опирается на проговаривание.

Упражнение по дифференциации звуков

Важное направление в коррекции дислексии − это формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова. Ребенка знакомят с понятием «слово» (например, можно обозначить прямоугольной фигурой или другим символом). Взрослый предлагает составить схему предложения − выложить нужное количество слов. Предлагают задания на составление предложений с определенным количеством составляющих, придумать их в соответствии с сюжетной картинкой.

Отдельное направление − работа с предлогами, которые можно обозначить как «маленькие слова». При составлении предложений добавлять и их. Также, задача педагога научить детей правильно делить на слоги, переставляя их создавать новые слова, выбирать их в соответствии с заданным количеством слогов. Особое направление − это выделение ударного слога. При работе с формированием навыков звуко-буквенного анализа обязательно используйте различные схемы, чтобы ребенку было легче усвоить материал.

Профилактические меры

Благодаря тому, что в современной логопедии имеется достаточное количество информации о дислексии с дисграфией, теперь можно предупредить появление нарушение процессов чтения и письма. Цель таких занятий − это помочь детям освоить грамоту. Упражнения следует проводить не в виде уроков, а как дидактические игры:

  1. Игра с карточками, на которых написано слово. Из них составьте предложение и прочитайте его вслух. Взрослый предлагает ребенку составить предложение из карточек на слух самостоятельно.
  2. Ребенку дают написать под диктовку отрывок из сказки или его любимого рассказа.
  3. Это упражнение на развитие фонематического слуха. Ребенку показывают карточки, с обратной стороны которых написаны их названия. Взрослый произносит слово, а ребенок должен самостоятельно найти подходящую картинку.
  4. Составление слов из слогов.

Такие профилактические задания позволят сформировать и уточнить начальные навыки чтения и письма. Предлагайте ребенку задания для улучшения навыков письма, потому что чтение и письмо − взаимосвязаны, поэтому, кроме дислексии, у ребенка будут трудности с письмом − дисграфия.

Когда лучше начинать занятия

Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития

Чтобы у ребенка в начальной школе не появилось проблем с чтением и письмом, необходимо провести коррекционную работу по преодолению речевого нарушения. Если ребенком с дизартрией не занимались, то при овладении грамотой могут возникнуть затруднения. Если работу по преодолению речевых недостатков стали проводить в школьном возрасте, то нужно одновременно корректировать произношение звуков.

Чем раньше вы начнете заниматься коррекцией дислексии с дисграфией, тем проще учащийся будет усваивать школьную программу. Потому что школьная программа будет усложняться, у ребенка может возникнуть больше ошибок при чтении и письме. К тому же появляется вероятность того, что к взрослому возрасту ошибки во время прочтения, написания слов автоматизируются и устранить их будет сложнее.

Дислексия и дисграфия успешно поддаются коррекции, при условии, что правильно определили форму нарушения. Составляющая успеха ваших занятий − это их систематичность и последовательность, правильно подобранный способ терапии. Интенсивность уроков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и форм дисграфии и дислексии.

Дислексия. Ошибки при чтении.

«Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное  несформированностью  (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». 

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться  вне единства письменной и устной речи.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавании букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в этом процессе можно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Т.Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;
2) послоговое чтение;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Она связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками  являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки К и З  отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы отличаются одним признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки С и З отличаются одним признаком  (с – глухой, з – звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твердые и мягкие, звонкие и глухие и т.д.).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которое связано  с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове (косы – козы) или изменение последовательности (липа – пила) приводит к изменению смысла или разрушению его.

Выделяют следующие функции фонематической системы:

смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы приводит к изменению смысла)

слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно)

фонематический анализ (разложение слова на составляющие его фонемы)

в процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции.

У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Первая форма – нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно.

Вторая форма – нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках  звуков (утка – «тука»); в пропусках и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

(механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т.е. целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью , недифференцированностью представлений о синтетических связях внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушении фонематического и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания прочитанного. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с СД затрудняются  в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлена несформированностью представлений о синтетических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.

обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдается: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все» — «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» — «влетал», «видит» — «видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Она проявляется в трудностях усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и заменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т – Г, Ь – Р, Н – П – И). данная форма дислексии связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при срисовывании по памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом.

Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую (например, из буквы Р сделать букву В, из буквы П сделать букву Н). выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Для некоторых детей с ОД буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графических буквах являются неточными и недифференцированными.

Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена схема тела.

При литеральной ОД наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной ОД нарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (Е – И, Ж – Х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (А – Б, Б – Л, Л – К).

У слепых детей с ТД имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с ТД воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него  наблюдается не глобальное чтение, а аналитическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.

Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности.

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Во избежание подобных проявлений необходимо как можно раньше начать коррекционную работу».

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при дислексии.

               

Наверх

Дислексия (от греч. «дис» ― нарушение и «лексис» — речь) — это обобщенное название группы неврологических патологий, обуславливающих проблемы с письменной речью (чтение, письмо, понимание печатных текстов и т. п.) на фоне сохранности остальных умственных способностей.

Термин «дислексия» был введен немецким офтальмологом Р. Берлином для обозначения нарушений чтения и письма у его маленького пациента.

В западной традиции сложности, возникающие у ребенка при освоении сложных умственно-моторных навыков, коими являются чтение, счет, письмо, относятся все одновременно к группе дислексий (оптическая, аграмматическая дислексия).

В отечественной науке принято различать патологии по их направленности и выраженности тех или иных симптомов:

  1. Нарушения чтения — собственно дислексия.
  2. Нарушения письма — дисграфия.
  3. Нарушения грамотности письма и речи — дисорфография.
  4. Нарушения счета — дискалькулия.

Нарушения в освоении указанных навыков редко бывают изолированными: чаще наблюдаются сочетанные симптомы в составе ЗПР и ОНР, которые нуждаются в комплексной коррекции.

Дислексия является заболеванием, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к невозможности обучаться, поэтому его выявление на ранних стадиях крайне важно для будущей учебной деятельности ребенка.

Особенности семантической дислексии

Семантическая дислексия относится к группе нарушений чтения и является одной из разновидностей речевых патологий. Следствием этого является невозможность слитно прочитать слово/текст и понять смысл изложенного на бумаге (греч. «семантис» — обозначение). Чтение носит механический характер и не сопровождается осмыслением.

Основными проявлениями семантической дислексии являются:

  • Неспособность к слитному прочтению слов, слоговое чтение.
  • Угадывание слов при прочтении.
  • Неспособность понять прочитанное.
  • Сложности в пересказе прочитанного.

Помимо диагностических симптомов, для детей-дислексиков характерна нервно-психическая неустойчивость, повышенная возбудимость, неуклюжесть, выраженная эмоциональность и раздражительность.

Особенности

Причины семантической дислексии

В настоящее время большинство специалистов-дефектологов и неврологов склоняются к тому, что причины патологии следует искать в нейробиологических нарушениях. У детей, страдающих дислексией фонематической или оптической, ряд отделов головного мозга отличается меньшей функциональной активностью, чем у здоровых детей. Это связано, прежде всего, с асимметрией ГМ и неполноценным взаимодействием полушарий друг с другом.

Преобладающее развитие одной половины мозга характерно и для здоровых людей (так называемые правополушарные и левополушарные типы), однако у них головной мозг функционирует, как единое целое, и решение комплексных задач не вызывает трудностей.

У детей-дислексиков межполушарное взаимодействие нарушено, из-за чего такая синтетическая деятельность, как чтение или письмо, становится для них сложным вызовом. Поэтому преодоление и коррекция заболевания немыслимы без построения полноценных нейронных связей между структурами ГМ.

Помимо нейробиологических, одними из причин семантической дислексии могут быть различные травмы и поражения структур головного мозга: нарушения внутриутробного развития, родовые и ранние травмы, инфекционные заболевания.

Стоит, однако, заметить, что в данном случае перечисляются лишь факторы, которые, в конечном счете, приводят к тем же нейронным повреждениям, которые уже и обуславливают развитие и прогрессирование заболевания.

Генетические исследования заболевания указывают также и на наследственные факторы, играющие роль в его появлении. Показатель наследования дислексии достигает 70 %, особенно у мальчиков.

В отечественной науке в качестве причин дислексии называются также и социально-педагогические факторы: педагогическая запущенность, синдром госпитализма, психологические травмы в раннем детстве и пр.

Причины

Диагностика дислексии

Поскольку заболевание связано с определенной деятельностью (чтение), многие родители долгое время и не догадываются о его существовании. Это один из доводов в пользу того, чтобы начать обучать детей чтению уже в возрасте 3-4 лет, а не ждать до школы и не надеяться на опытных и знающих педагогов.

Если заболевание диагностировать перед самим школьным обучением, на благополучном и полноценном будущем ребенка можно поставить крест: он не сможет легко и безболезненно влиться в учебную ситуацию, будет испытывать постоянные затруднения в понимании учебного материала. А вслед за учебными трудностями придут и вторичные психологические нарушения в виде сниженной самооценки, сложностей в общении со сверстниками и т. п. Поэтому так важно выявить дефект как можно раньше и своевременно начать его коррекцию.

Диагностику дислексии проводит врач-невропатолог и дефектолог. Если ребенок с рождения отличается повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, излишней чувствительностью, лучше не медлить с постановкой на диспансерный учет к врачу-невропатологу, который, при постоянном наблюдении, сможет своевременно заметить симптомы заболевания и направить на коррекцию.

При обследовании на предмет постановки диагноза может назначаться электроэнцефалограмма или компьютерная томография с целью определить уровень психической активности и выявить пораженные участки ГМ.

Поскольку дислексия часто наблюдается у детей с нарушениями речи, обязательна консультация логопеда или дефектолога. Он проводит тестологическое обследование и выявляет:

  1. Способность ребенка к воспроизведению речи.
  2. Уровень сформированности навыков чтения и его особенности.
  3. Уровень развития слуха.
  4. Особенности памяти и внимания.

Обследование следует проводить в игровой форме, благоприятной и спокойной обстановке. Если время тестирования не совпадает с режимом ребенка (в это время он обычно спит или ест), важно заблаговременно (не менее пары недель до тестирования) перестроить распорядок дня, чтобы ребенок чувствовал себя на обследовании комфортно, был выспавшимся и сытым.

На основании данных тестирования и медицинских заключений делается вывод о том, присутствует ли у ребенка заболевание и в какой степени коррекции и терапии он нуждается.

Важно отличать дислексию от сходных состояний: СДВГ, педагогическая запущенность, ЗПР. Только комплексное и квалифицированное обследование позволяет поставить правильный диагноз. Не стоит бояться дислексии: это не умственная отсталость, это некритичный дефект, который с успехом поддается терапии.

Диагностика

Коррекция и профилактика семантической дислексии

Коррекционная работа при семантической дислексии является важнейшим условием скорого избавления от дефекта. Заниматься следует с логопедом или детским психологом. Поскольку основными трудностями для ребенка являются слитное прочтение слов и понимание смысла текста, обучение и коррекционные упражнения должны быть направлены на формирование соответствующих навыков. Хорошими в этом отношении являются:

  • задания на слитное произнесение слов, продиктованных по слогам;
  • составление слов из слогов;
  • нахождение картинки по услышанному слову, предложению или небольшому тексту;
  • задания на составление картинок в порядке повествования прослушанной сказки и т. п.
  • ответы на вопросы о прочитанном;
  • задания на нахождение предложения в тексте, которому соответствуют картинки;
  • и многие другие.

Вопрос о профилактике дислексии следует решать, исходя из причин, ее вызывающих. Во избежание инфекций и травм важно проводить своевременную вакцинацию от кори, паротита, менингита, энцефалита и пр., следить за физической безопасностью ребенка. Полноценное питание, правильный распорядок дня и обучающие занятия с родителями обеспечат ребенку полноценную среду для его физического и умственного развития.

В заключение

Таким образом, семантическая дислексия — это нарушение речевой деятельности, проявляющееся в сложности прочтения и осмысления текста. Дислексия — это не диагноз «отставание в развитии», т. к. на уровне социальных навыков и двигательно-моторных функций ребенок является здоровым. В остальных сферах он может проявлять себя, как все обычные дети, и демонстрировать способности в различных видах неучебной деятельности: танцах, рисовании, конструировании и пр.

При своевременном обращении к специалисту дислексия с успехом может быть скорректирована.


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Как сообщает Американская психиатрическая ассоциация, примерно 80 процентов школьников, у которых есть трудности в обучении, страдают дислексией. Частный логопед Евгения Гетман рассказала Педсовету об одном из распространенных подвидов этого расстройства — семантической дислексии, которая сильно затрудняет обучение ребенка чтению. 

Что такое семантическая дислексия

Дислексия в общем виде — это расстройство, которое сопровождается трудностями в восприятии письменного текста. Детям с дислексией сложно понимать написанное, при этом у них может не быть никаких задержек развития, а интеллект соответствует норме. Данный диагноз не приговор, он не означает, что ребенок не сможет научиться читать. Просто для овладения этим навыком потребуется больше усилий.

Ребенок с семантической дислексией будет читать текст, возможно, даже очень быстро, но его чтение будет механическим: без осмысления, понимания и запоминания. Он не сможет ответить на проверочные вопросы по содержанию: 

  • скажет что-то несвязное от себя; 
  • попытается угадать правильный ответ, глядя на иллюстрации; 
  • промолчит. 

Заметить проблему можно только при обучении чтению, то есть не раньше четырех-пяти лет. 

Большинство детей с семантической дислексией не получают необходимой помощи. Взрослые списывают проблемы с чтением на недостаточно усердные занятия, стресс, невнимательность. При этом своевременное обращение к специалисту позволяет легче и быстрее адаптировать ребенка к трудностям и свести их к минимуму. 

Как распознать семантическую дислексию

Существуют сигналы, на которые следует обратить внимание родителям:

  • замедленное развитие речи в раннем детстве;
  • трудности в выполнении многоступенчатых задач — например, собрать игрушки в корзинку и положить на полку;
  • переставление слогов в словах при разговоре;
  • плохая концентрация внимания;
  • трудности в запоминании простых детских стишков;
  • забывчивость в отношении знакомых имен, цветов, названий;
  • дислексия диагностирована у близких родственников.

На их основании нельзя поставить диагноз, но можно перестраховаться, показав малыша логопеду

Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией предлагает также онлайн-тест, который позволяет точнее сказать, есть ли повод для беспокойства.

Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!

Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.

А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Как скорректировать дислексию 

Если ребенку диагностировали семантическую дислексию, то без логопеда-дефектолога или психоневролога не обойтись. Важно оказать своевременную квалифицированную помощь, ведь чтение — один из основных способов получения информации для школьника. 

Когда специалист корректирует дислексию, он смотрит не только на чтение, но и на другие факторы:

  • усидчивость;
  • возможность сконцентрироваться на определенном упражнении; 
  • умение запоминать цепочки слов, короткие стихи;
  • способность мыслить логически.

В реабилитации ребенка с семантической дислексией используется поэтапное обучение чтению со словарем. Оно основано на фонетико-фонематическом принципе: сначала учат соотносить зрительные образы букв с акустической и артикуляционной характеристиками звука, затем переходят к чтению по слогам и только потом к целостному восприятию слов. 

Чтобы мотивировать ребенка скорее выучить буквы и начать складывать их в слоги и слова, подходят такие простые игры:

  • Сделать карту сокровищ, написав на записке местонахождение подарка.
  • Устроить квест, прислав ребенку открытку от сказочного персонажа.
  • Попросить написать или прочитать сообщение на телефоне — например, от бабушки, живущей в другом городе.

Специалисты обращают внимание и на письмо. Ведь часто сопутствующим нарушением при дислексии становится дисграфия. 

Облегчить жизнь детям с семантической дислексией могут и современные технологии, конвертирующие текст в аудио и обратно: 

  • интеллектуальные голосовые помощники, вроде Алисы;
  • ручки-сканеры, способные распознавать даже рукописный текст и озвучить его. 

Социальная сеть «Одноклассники» разработала отдельное приложение под названием ProstoSlovo, которое конвертирует текст на русском языке в уникальный шрифт «Антидислексия», придуманный графическим дизайнером, страдающим этой проблемой, Кристианом Буром. В нем округлые буквы и большее расстояние между ними. 

Как вести себя родителям дислексика

«Для ребенка с семантической дислексией особенно важны поддержка и понимание, а также отсутствие какого-либо давления со стороны родителей. Фразы в духе „Я в твоем возрасте просто зачитывался книгами! К школе прочитала все детские сказки!“ только травмируют ребенка. Не стоит также заставлять его читать на скорость», — советует Евгения Гетман.

Родителям ребенка с семантической дислексией следует придерживаться этих простых правил:

  1. Всегда обсуждать прочитанное.

Для того, чтобы содержание усваивалось и чтение не становилось механическим, полезно обсуждать с ребенком прочитанное, выбирая тексты в зависимости от его возраста и интересов.

  1. Создавать комфортные условия. 

Если ребенок склонен часто отвлекаться, ему лучше не читать там, где гремит посуда или работает телевизор. Пусть вокруг будет тихо, спокойно, обстановка способствует хорошей концентрации.

  1. Разрешать подолгу рассматривать иллюстрации.

Если ребенок уделяет много внимания картинкам в книге, не нужно торопить его скорее приступать к чтению. После изучения визуальной информации ему будет легче осмыслить содержание.

  1. Развивать интерес к чтению любыми доступными способами. 

На помощь придут яркие современные книги и журналы, настольные игры по обучению чтению. Можно пользоваться и мобильными приложениями, если не злоупотреблять временем перед экраном. 

Важно не сдаваться и не ставить крест на проблеме. 

«Полностью избавиться от дислексии практически невозможно. Но ее можно контролировать. Дети учатся с этим жить: концентрироваться на нужном материале и читать с паузами для закрепления прочитанного. Правда, коррекционный процесс, как правило, небыстрый. И родителям, и ребенку нужно быть к этому готовыми и набраться терпения», — отмечает эксперт.

Дети-дислексики чаще страдают синдромом дефицита внимания и СДВГ, а взрослые, которые не получили должной помощи в детстве, мучаются депрессивными и тревожными расстройствами. Поэтому крайне важно своевременно обращаться за помощью к специалистам и не запустить нарушение.


Материалы по теме:

  • Приложения и сервисы для детей с дислексией
  • Как учителю работать с дислексиками? Советы дефектолога

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Семантическая дислексия: сущность и причиныДислексия представляет собой обобщенное название группы заболеваний, которые вызывают проблемы с чтением и пониманием печатной информации. Возникает отклонение на фоне нормального умственного, неврологического и психологического состояния человека. Данное заболевание проявляется в нескольких формах, одной из которых является семантическая дислексия.

В чем заключается семантическая дислексия?

Данный вид нарушений в усвоении навыков чтения состоит в непонимании прочитанных слов, словосочетаний и в целом информации в печатном виде. Такой тип патологии еще называют механическим чтением, так как технически ребенок озвучивает информацию совершенно правильно, но вот суть прочитанного передать или пересказать не может.

В основу семантической дислексии положены:

  • сложности звукового и слогового анализа, то есть, неспособность ребенка мысленно соединять сочетания звуков в их комплексы (слова, словосочетания) и, соответственно, воспринимать их значение;
  • непонимание синтаксических связей – каждое слово в ходе прочтения информации воспринимается как отдельная единица, никоим образом не связанная с другими членами предложения.

Почему возникает семантическая дислексия у детей?

В основе формирования дислексии лежат нейробиологические причины. Патология возникает в следствие слабого развития или нарушения функционирования различных мозговых структур. Исследования показывают, что у дислексиков задняя часть левой средней височной извилины менее активна, нежели у людей, которые не испытывают сложностей с чтением.

В целом, причинами формирования семантической дислексии могут стать:

  • наследственные факторы – мутация определенных генов приводит к неправильному развитию нейронов в отдельных мозговых зонах и, как следствие, вызывает дислексию (ключевой фактор формирования патологии практически у 70% дислексиков);
  • неполноценное взаимодействие мозговых полушарий, в результате которого чтение или письмо вызывают непреодолимые сложности;
  • нехватка прослушивания прочитанного, обучения и самостоятельного чтения в дошкольные годы, которая приводит к слабому развитию связей между нейронами в речевом центре мозга;
  • физические повреждения головного мозга и родовые травмы;
  • сбои внутриутробного развития;
  • различного рода инфекционные поражения (корь, краснуха, тяжелые формы гриппа);
  • педагогическая запущенность;
  • ранние психотравмы.

Читайте также: Известные актеры с дислексией

Признаки семантической дислексии

Семантическая дислексия имеет ряд достаточно характерных симптомов, заметив которые родители могут заподозрить наличие данной патологии у ребенка, а именно:

  • невозможность после прочтения слов, словосочетаний или предложений понять смысл озвученного;
  • сложности при пересказе прочитанной информации;
  • механический характер чтения;
  • отсутствие осмысленности при озвучивании печатной информации;
  • преимущественно чтение по слогам;
  • частые паузы между буквами и слогами;
  • угадывание слов во время чтения.

Важным остается тот факт, что ребенок может нормально читать, выговаривает звуки и буквы, и даже правильно расставляет интонации. Однако, эти обстоятельства зависят от умственных способностей малыша и общей подготовки. При наличии данной патологии сложность заключается именно в понимании смысла материала, а не на воспроизведении печатных символов.

Дополнительными симптомами, характерными практически для всех дислексиков, являются:

  • синдром дефицита внимания;
  • дезориентация;
  • гиперактивность;
  • повышенная возбудимость;
  • яркие эмоциональные реакции;
  • плохая организованность, рассеянность;
  • неуклюжесть и плохая координация;
  • раздражительность.

Читайте также: Почему ребенок говорит плохо и невнятно?

Как распознать семантическую дислексию у ребенка?

Распознавание дислексии – крайне сложная задача, которую необходимо доверить специалистам. Работу с ребенком должны провести логопед, дефектолог и психолог. Только эксперт сможет отличить патологию от схожих с ней состояний педагогической запущенности, нарушений мозговой деятельности и проч.

Работа с ребенком, у которого подозревается наличие дислексии, проводится в игровой форме. Важно, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Специалист предлагает различные тесты, которые помогают определить уровень владения навыками чтения, а также выдвигает ряд задач на выявление психологического и общего эмоционального состояния.

Вторым этапом обнаружения семантической дислексии является медицинское обследование, так как данное нарушение крайне часто провоцируется различного рода травмами и заболеваниями. Ребенку необходимо пройти консультацию у детского невролога, а также ряд инструментальных обследований (эхоэнцефалографию, электроэнцефалограмму, позитронно-эмиссионную томографию, функциональную магнитно-резонансную томографию и др.), которые позволят изучить работу мозга на уровне электрических волн, выявить функциональную активность, определить плотность тканей височных долей и проч.

Диагноз «семантическая дислексия» устанавливается только на основе логопедического тестирования и медицинских заключений. Только комплексный диагностический подход позволит определить, присутствует ли у ребенка данная патология, выявить степень ее запущенности и разработать правильные подходы дальнейшей коррекции. Не стоит бояться данного диагноза, ведь дислексия – это не критичный дефект и не умственная отсталость, и при правильном подходе поддается успешному лечению.

Дата публикации: 13.05.2019. Последнее изменение: 11.07.2022.

Дислексия семантическая – это неврологическая патология, характеризующаяся нарушением чтения. Такой недуг обусловлен дезорганизацией высших корковых функций головного мозга и их развития. Расстройство сопровождается типичными ошибками при чтении, которые совершаются детьми и взрослыми.

Чтение – это сложный умственный процесс, в котором участвуют несколько отделов коры мозга: височная область, зрительный и речедвигательный центры. Чтение не является одномоментным актом: процесс активизирует цепочку взаимосвязанных действий в коре.

Схематически это выглядит так: зрительный путь передает информацию о наборе пока еще непонятных символов к зрительному центру. Там происходит анализ: изображение превращается в буквы. После чего информация сопоставляется со слуховой корой, где происходит анализ более высокого уровня. В конце, синтезированные данные из областей отправляются к лобному центру, где формируется понятие букв и их значение. Возникает мыслительный процесс: полученная информация приобретает смысл – отдельные буквы превращаются в целостные предложения.

Суть заболевания состоит в нарушении работы либо отдельных центров, либо их взаимосвязи: при выпадении одного звена из цепочки и нарушается процесс чтения.

Причины

Единого фактора, могущего вызвать нарушение чтения, не существует. Однако причины семантической дислексии чаще имеют органическую природу.


  1. нарушение чтения
    Наследственная предрасположенность: люди с правым полушарием более склоны к недугу.
  2. Воздействие биологических факторов. Они вызывают органическое поражение ткани головного мозга. Например, при тяжелых родах плод может страдать недостатком кислорода. Также к этим факторам относятся: врожденные дефекты сердца, желтуха у новорожденных, заболевания крови. Инфекции: краснуха, корь, грипп при тяжелом течении.
  3. Черепно-мозговые травмы, повреждающие мозговые ткани.
  4. Социальные факторы: педагогическая запущенность, госпитальный синдром у детей, сильные ранние психические травмы.

Какие бывают дислексии

Семантическая форма нарушения чтения –  один из видов дислексий. Кроме нее в неврологии и психологии выделяют еще несколько категорий:

  1. Аграмматическая. Эта форма часто наблюдается у детей с задержкой умственного развития. Аграмматический вид проявляется неверным чтением и произношением окончаний, префиксов и суффиксов в предложении.
  2. Фонематический вариант. Сопровождается проблемами в фонематической составляющей чтении, разговора и письма: перестановки букв, слов и словосочетаний, подмена твердых и мягких звуков.
  3. Мнестическая дислексия. Это расстройство проявляется в нарушении запоминания букв и их произношения. Например, ребенок не может усвоить произношение буквы «д».
  4. Оптическая дислексия. Такой вариант патологии проявляется нарушением различия похожих букв. Ребенок не отличает букву «г» от «т», или «ь» от «р».

Как проявляется

Следует помнить, что чистая дислексия семантическая наблюдается редко. В основном в клинике заболевания комбинируется несколько вариантов вместе с задержками развития речевого аппарата. Симптомы нарушения:


  • ребенок с трудом понимает содержание прочитанного
    ребенок с трудом понимает содержание прочитанного, ему трудно воспроизвести информацию;
  • сложность в слитном произношении слов и предложений;
  • частые короткие паузы между буквами;
  • чтение по слогам.

Однако ребенок при этой дислексии все же может нормально читать, выговаривать все буквы со звуками, правильно расставлять интонации. Но часто это зависит от уровня подготовки и умственных способностей.

При семантическом нарушении чтения упор делается не на звуки, а на понимание смысла прочитанного материала. К примеру, таким словам, как «пила» и «липа» ребенок придает аналогичное содержание.

Как диагностировать патологию

Логопед – тот, к кому следует показать ребенка. Этот специалист не просто учитель, но и психолог. Эксперт сможет выявить уровень патологии: это педагогическая запущенность или нарушение мозговой деятельности. Так, после собеседования и нескольких тестов логопед даст первичное заключение.

Медицинское исследование – вторая часть диагностики, так как часто неврологические нарушения провоцируются травмами и заболеваниями организма. В клинике ребенка необходимо показать детскому неврологу. После врач назначит инструментальные исследования: электроэнцефалограмму, эхоэнцефалографию – методы, что изучают работу мозга на уровне его электрических волн.

Методы устранения

Патологию лечит логопед. Длительность устранения зависит от сложности дислексии, ее запущенности и когнитивных возможностей ребенка. Коррекционная работа – основной способ лечения семантической дислексии. Наиболее популярная схема закрепилась за методикой Дейвиса. Бывший скульптор предположил, что все страдающие дислексией мыслят образно, так как у них нет организованных мыслей. Дейвис предложил два основных направления:

  1. Контроль перцепционной дезориентации.
  2. Устранение причин дислексии.


занятия с логопедом
Суть первого способа заключается в том, чтобы научить ребенка длительное время концентрироваться на одном процессе или явлении. В ходе занятий детей учат сознательно управлять своими образами и внутренними ощущениями. Так, дети мысленно переносят фокус своего внимания на необходимый объект. В итоге маленькие клиенты обучаются правильно воспринимать буквы, звуки и их сочетание.

Смысл коррекции провоцирующих факторов – обучить ребенка алфавиту и основным символическим изображениям. Кроме того, на лечебном курсе дети осваивают содержание слов, семантику.

Метод Дейвиса предлагает творческие упражнения. Так, ребенок лепит буквы алфавита из пластилина. Буква для него становится реальным объектом, с которым можно работать, потрогать, изучить.

Тренировка артикуляции

Упражняться артикуляцией необходимо для комплексного лечения дислексии. При развитии одного мозгового центра – рядом активизируются и развиваются другие. Тренировка речевого аппарата лечит не только нарушение собственно артикуляции, но и слуха, и в некоторой степени зрения. В том числе и дисграфию.

Сама тренировка состоит из медленного чтения вслух и молча. Скорость не так важна, как качество артикуляции. Поэтому в начале курса ребенок медленно читает по слогам, и лишь затем переходит к целым словам.

Профилактика дислексии


девочка читает
Предупреждение болезни начинается еще с младших лет. У детей нужно развивать зрительную и слуховую функцию игровыми методами. Конструктор – один из способов развить мелкую моторику пальцев. Интеллектуальные игры способствуют становлению синтетических и аналитических процессов мышления.

В развитии болезни часто играют такие факторы: инфекции и внутренние заболевания. Для этого рекомендуется проводить вакцинацию, стимулировать иммунитет, посещать врача согласно плану. Также необходимо придерживаться рационального питания и режима дня.

Дислексия и дисграфия

Дисграфия – нарушение письменных навыков – нередко сочетается с дислексией. В таком случае применяется комплексный подход: метод Дейвиса и упражнения для письма. Сочетание патологий имеет неблагоприятный прогноз для дальнейшей жизни: ребенку, немеющему читать и писать, сложно адаптироваться к обществу.

Осложнения и последствия

Последствия можно разделить на такие группы: психологические, социальные и интеллектуальные. К социальным последствиям относится нарушение адаптации ребенка к учебному классу, проблемы в поиске товарищей; к интеллектуальным – задержка умственного развития, бедный багаж знаний, полная потеря к учебе; к психологическим – внутриличностные конфликты, низкая самооценка, эмоциональная нестабильность.

Психотерапия


у психолога с ребенком
В редких случаях больному дислексией нужен психотерапевт. Неврологическая патология не развивает расстройств психики и не способствует нарушению поведения. В таких случаях показана консультация психолога, который должен объяснить все связанные с болезнью моменты родителям.

Советы родителям

Важно помнить: дислексия исправима и ее можно излечить. Так, родителям больше обычного нужно уделять внимание своему ребенку. Кроме домашних занятий чтением и письмом, рекомендуется отвести ребенка в творческий кружок, где он мог бы изучать рисование, танцы или просто общаться с другими детьми.

Внеурочные занятия способствуют не только лечению собственно дислексии, но и развитию скрытых талантов и их полноценной реализации.

Автор статьи: Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Содержание:

  • Дислексия – что это за болезнь?
  • Виды дислексии
  • Симптомы дислексии
  • Дислексия как определить
  • Лечение и коррекция дислексии у детей

Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).

По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.

В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:

  • Фонематическая. Наиболее распространенная проблема, которая чаще всего встречается у младших школьников. Она является следствием недоразвития синтеза, анализа и фонематического восприятия. При этом нарушении ребенок переставляет местами слоги (вместо «ток» читает «кот»).
  • Семантическая. Это следствие несформированности слогового синтеза, непонимания синтаксических связей и бедности словаря. Ребенок с таким расстройством понимает слова, но в отдельности от всего текста. Это приводит к тому, что он не может уловить смысл прочитанного.
  • Аграмматическая. Она предполагает ошибки в составлении конструкций. Ребенок неправильно использует падежи, окончания, времена («белый ложка», «черная стол»).
  • Мнестическая. Вызвана нарушениями слухоречевой памяти, проблемами соотнесения звука и буквы.
  • Оптическая. Вызвана недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений. Проблема проявляется по-разному: ребенок может видеть слово задом наперед, либо не может сфокусировать взгляд на строчке, которую читает, в результате чего нарушается последовательность чтения. Ребенок сталкивается с определенными трудностями в написании сходных графических букв (Д-Л, В-З и т.д.).
  • Тактильная. Эта проблема характерна для слабовидящих людей, которые используют азбуку Брайля для чтения. Буквы, которые определяются тактильно, либо воспринимаются неверно (их путают с другими), либо человек не может удержаться на нужной букве.

Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

  1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям (нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.
  2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда – моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.
  3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений.
  4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т. д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.

Симптомы патологии зависят от конкретного вида дислексии, диагностированного у ребенка. Помимо характерных для каждой формы признаков, есть общая симптоматика, которая встречается у большинства детей с этой проблемой.

К признакам дислексии относятся:

  • Проблемы с концентрацией внимания и памятью.
  • Быстрая утомляемость.
  • Близкое расположение книги при чтении. При этом ребенок может по какой-то причине закрывать один глаз во время чтения. Также в процессе такие дети часто трут глаза.
  • Во время чтения может поворачивать голову набок.
  • После чтения есть жалобы на головную боль.
  • Пропуск слов, изменение последовательности слогов и букв.
  • Ребенок старается избежать выполнения письменных работ и чтения. Как правило, объясняется это тем, что эти действия даются ему с трудом, либо в процессе их выполнения обнаруживается много ошибок, что приводит к психологическому дискомфорту ребенка.
  • Написание слов задом наперед.
  • При написании текста слова накладываются друг на друга.

В большинстве исследований говорится о том, что на развитие данное патологии влияют патологические биологические факторы:

  • Гипоксия головного мозга ребенка. Патология случается при неправильной имплантации плодного яйца, врожденных пороках сердца плода, порока сердца матери и анемии. Также расстройство может быть следствием затяжных родов, асфиксии новорожденного во время родовой деятельности и т.д.
  • Поражение центральной нервной системы, вызванное медикаментозной, наркотической или алкогольной интоксикацией. Токсическое поражение также может быть вызвано ядерной желтухой новорожденного.
  • Корь, краснуха, грипп и другие заболевания, которые перенесла мать во время беременности. Результатом этих болезней является инфекционное поражение мозга плода.
  • Травматизация плода, вызванная затяжными родами, узким тазом матери, использованием акушерских инструментов во время родов и т.д.

В первые годы жизни малыша на развитие патологии может повлиять черепно-мозговая травма, различные инфекции (корь, полиомиелит и т.д.).

К социальным факторам возникновения дислексии относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • нехватка речевого общения;
  • синдром госпитализма (вызван отдалением ребенка от матери, дефицитом социально-эмоциональных контактов);
  • двуязычие у детей (билингвизм);
  • большая умственная нагрузка;
  • раннее овладение грамотой.

Понимание этих причин очень важно для родителей и педагогов, ведь часто встречаются случаи, когда от незнания они списывали проблемы с чтением ребенка на его лень, невнимательность или недостаточный уровень умственного развития. Биологические причины патологии также говорят о том, что дислексия может развиваться у детей из совершенно разных семей, т.е. вовсе необязательно, что в неблагополучных семьях процент таких детей окажется выше.

Диагностика этого расстройства подразумевает проведение логопедического обследования, которое складывается из характеристики уровня чтения, сформированности устной речи и письма.

Первый этап – это сбор анамнеза, т.е. беседа с ребенком и его родителями, выяснение обстоятельств протекания беременности, особенности формирования речи, успеваемости ребенка в школе и т.д.

Второй этап – диагностика включается в себя:

  • Диагностику устной речи. Оценивается фонематическое развитие, звукопроизношение, сформированность связной речи и слоговой структуры слова.
  • Диагностику письменной речи. Исследование предполагает работу с письмом: списывание с текста, написание текста на слух, самостоятельное написание. При анализе чтения вслух оценивается правильность и темп, а также понимание ребенком прочитанного.
  • Обследование ребенка у офтальмолога и отоларинголога для определения состояния зрительной и слуховой функции. Также проводятся специальные тесты для определения уровня интеллекта (позволяют определить, есть ли умственная отсталость или нет).

Нейропсихологическую диагностику, обследования письма и чтения младших школьников разработали Ахутина Т.В., О.Б. Иншакова. Методику раннего выявления предрасположенности к дислексии разработал Корнев А.Н. (1982г.) Он предложил ряд тестов, в которые входят: “Рядоговорение”, “Ритмы”, “Тест Озерецкого “Кулак – ребро – ладонь”, субтест “Повторение цифр”.  А.Н. Корнев и О.А. Ишимова, разрабатывая методику диагностики дислексий у учащихся 2-6 классов, для выявления у детей предрасположенности к дислексии до начала обучения в школе.

Логопедическая работа при дислексии направлена на работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Выбор конкретной методики лечения зависит от формы расстройства.

Коррекция включает в себя программы систематизированного обучения, оно направлено на формирование и дальнейшее развитие фонематических навыков, улучшение памяти, увеличение словарного запаса.

  1. Развитие фонематических, морфологических и синтаксических обобщений в зависимости от уровня и особенностей недоразвития устной речи детей (фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи; преобладание фонетико-фонематических, лексико-грамматических или семантических нарушений при ОНР). Эта работа может осуществляться в основных моментах по той же схеме, что и при устранении нарушений письма.
  2. Развитие психических функций, необходимых для овладения навыком нормального чтения.
  3. Формирование операций чтения.

Традиционно используются логопедические упражнения, которые направлены на решение определенной проблемы, в зависимости от формы дислексии:

  • Про фонематической форме корректируется звукопроизношение, формируется представление о звуко-буквенном составе слова.
  • В случае аграмматической формы нужно проводить коррекцию, направленную на формирование грамматических схем.
  • Для коррекции семантической дислаксии нужно развивать словарь и слоговый синтез, проводить занятия, в ходе которых ребенок усваивает грамматические нормы языка.
  • Мнестическая дислексия требует развития речезрительной и слухоречевой памяти.
  • Оптическая форма предполагает проведение коррекции, направленной на развитие зрительного анализа и синтеза.
  • При тактильной форме корректируется разбор и понимание предметов и схем, развивается пространственное представление.

Точный список упражнений и их специфику определяет логопед на основании анамнеза, т.е. конкретного клинического случая.

  • Одновременно с развитием речевых предпосылок чтения необходимо формировать стабильный графический образ буквы (графемы). Для этого используются такие упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а он должен опознать ее), тактильное опознание «наждачных» букв и т.д. Дополнительная опора на кинестетический анализатор облегчает дифференциацию букв.
  • Группировка стилизованных букв. Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые стилизованные буквы.
  • Автоматизация чтения слогов с уже усвоенными буквами. Этот прием позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и упрочить звуко-буквенные связи. В коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния:
  1. МА ОК ИМ        БА СО АП ЕЛ         МЕ АШ РИ АМ КУ ЛЕ
  2. УМ МИ ГО        ЛЕ ИЛ СА ПУ         ОП СУ ВЕ СИ ОК ПИ
  3. КО АМ МУ        БУ ЛИ БЕ ЗО          ТУ ОР ИМ ЛЯ УС ДО
  4. ОС БИ ПА         АС ШИ УК РУ         ВЕ ИП ЧУ ХА ДИ ИК
  • На начальном этапе овладения чтением дети с дислексией затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги. Это создает определенные трудности в чтении:
  1. для преодоления этого можно использовать цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например, красным);
  2. целесообразно включать упражнения по делению слов текста на слоги.
  • Формируя навыки фонематического анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях со слогами. Могут быть использованы следующие упражнения:
  1. отхлопывание слоговой структуры слов;
  2. игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, и дети должны догадаться, какое это могло быть слово (например, чье имя из присутствующих отстучал педагог?);
  3. игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово;
  4. синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
  • -бан                       -са
  • Ка  -лач                 ро     -та
  • -мень                    -за

Многие специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает, поэтому коррекционная работа всегда строится сугубо индивидуально. Часто подобные проблемы остаются с человеком и во взрослой жизни, поэтому важно, как можно скорее начать коррекцию.

Большую роль играют родители, которые должны самостоятельно в домашних условиях проводить упражнения, рекомендованные логопедом. Нужно делать упор на визуальную информацию, развивающие игры и внимание к своему ребенку.

Как проявляется? Дислексия у школьников проявляется в виде трудностей при чтении с одновременным сохранением способности к обучению. И хотя до 15 % учеников начальной школы сложно овладеть навыками чтения и письма, диагностировать проблему может только специалист.

Как помочь? Но педагог может распознать подобные сложности заблаговременно, ведь первые признаки дислексии можно увидеть уже во 2-3 классе. Своевременная диагностика поможет скорректировать программу обучения, чтобы ребенок лучше адаптировался к учебному процессу.

Оглавление:

  1. Как проявляется дислексия у школьников
  2. Разнообразие видов дислексии у школьников
  3. Классификация видов дислексии у школьников согласно Борель-Мезони
  4. 3 ключевых признака дислексии у школьников
  5. Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Как проявляется дислексия у школьников

Дислексия у ребенка – это либо полное отсутствие, либо слабое развитие навыков чтения, которое вызвано серьезным нарушением психических функций, отвечающих за умение читать. Причина этого отклонения, по мнению специалистов, кроется в неврологических расстройствах, возникающих на генном уровне.

Дети с дислексией с трудом могут читать и писать. Им тяжело различать отдельные буквы и символы, в результате чего искажается или вовсе не определяется смысл прочитанного.

Как проявляется дислексия у школьников

В России распространение дислексии у школьников и детей дошкольного возраста составляет около 10 %. В англоязычных странах это число выше и равно 17-20 %. Хорошо известно, что данное психическое нарушение, обнаруженное в раннем возрасте, при грамотном подходе поддается коррекции и может быть доведено до уровня, при котором человек живет обычной жизнью, учится и работает.

Сама по себе дислексия проявляется редко. Чаще она идет в паре с дисграфией – нарушением письменной речи. В МКБ-10 дислексия занесена под кодом R48.0 и подразделяется на непосредственно дислексию (частичное снижение способности к чтению) и алексию (полное отсутствие навыков чтения и письма).

Разнообразие видов дислексии у школьников

По основным проявлениям нарушение навыков бывает:

  • литеральным (с трудом запоминаются отдельные буквы);
  • вербальным (возникают проблемы при чтении слов).

Разнообразие видов дислексии у школьников

В зависимости от нарушенных механизмов расстройство способности к чтению приобретает одну из следующих форм:

  • Фонематическая. Чаще всего эта форма дислексии диагностируется у младших школьников как следствие слабого развития фонематического восприятия, а также синтеза и анализа. При этом расстройстве ребенок переставляет в слове буквы и слоги (вместо «том» читает «мот»).
  • Семантическая. Основными причинами проявления считаются несформированный слоговой синтез, отсутствие понимания синтаксических связей и ограниченный словарный запас. Ребенок с таким нарушением понимает значение слов, но только вне текста, отдельно. Поэтому он с большим трудом осозгпет смысл того, о чем читает.
  • Аграмматическая. Ошибки возникают при составлении словосочетаний. Ребенок не понимает, как правильно использовать падежи, времена, окончания слов («белая снег», «черный кошка»).
  • Мнестическая. Проявляется на фоне нарушений слухоречевой памяти трудностями при поиске соответствия между звуком и буквой.
  • Оптическая. Основная причина – недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления. Расстройство проявляется по-разному: ребенок воспринимает слово задом наперед либо не в состоянии удержать глазами строчку, которую читает, что приводит к нарушению последовательности чтения. У него могут возникать трудности при написании букв с похожей графикой (Д-Л, В-З и т.п.).
  • Тактильная. Это нарушение проявляется у слабовидящих детей, которые читают с помощью азбуки Брайля. Они либо на ощупь неверно определяют букву, либо не могут удержаться пальцами на нужной позиции.

Семантическая, фонематическая, аграмматическая формы дислексии своим проявлением обязаны тому, что недостаточно сформировались речевые функции, а тактильная, мнестическая и оптическая связаны с тем, что не сформированы психические функции.

Классификация видов дислексии у школьников согласно Борель-Мезони

Наибольшее распространение получила классификация дислексии, разработанная Сарой Борель-Мезони. Она выстроила ее по принципу учета патогенеза детей с данным расстройством.

  1. Дислексия, при которой нарушается устная речь. Недоразвитые речевые функции напрямую влияют на слуховое восприятие, приводят к нарушениям слуховой памяти. Детям очень тяжело запомнить соотношение между буквой и звуком (слуховым образом).
  2. Дислексия, связанная с нарушением координации движений и других действий в пространстве. Ребенок при таком расстройстве не в состоянии правильно оценить форму, величину, расположение предметов, понять строение собственного тела. Нарушается полнота кинестетической памяти, иногда проявляется моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.
  3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). У детей проявляются все вышеперечисленные признаки: нарушение зрительного и слухового восприятия, плохо развитые моторика, устная речь, плохая ориентация в пространстве.
  4. Ошибочная (ложная) дислексия. В этом случае у детей нет никаких нарушений устной речи, слухового восприятия и т.д. Они не могут научиться читать из-за того, что педагогически запущены, росли в неблагоприятных условиях или их просто неправильно учили читать.

3 ключевых признака дислексии у школьников

Как уже говорилось, наиболее заметно проявляется дислексия у школьников в начальных классах. Но и у малышей можно заметить целый ряд признаков, на которые следует обратить пристальное внимание.

3 ключевых признака дислексии у школьников

    1. Сложности с устной речью
      • Происходит отставание в развитии речи на фоне детей такого же возраста.
      • Ребенок не может запомнить стихотворение, путается в днях недели, времени суток, не может правильно перечислить времена года.
      • Продолжает неправильно произносить и коверкать звуки после 5-6 лет.
      • Читает очень медленно, с ошибками, в итоге с трудом понимает смысл того, что прочитал.
    2. Трудности зрительно-пространственного характера:
      • Путает понятия «право» и «лево».
      • Буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.
      • Часто не различает графически схожие буквы.

Профилактика дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста

  1. Проблемы моторно-регуляторного характера:
    • У ребенка наблюдается плохая координация движений, которая сохраняется и в активных играх.
    • Заторможено развитие мелкой моторики. Ребенок с трудом завязывает шнурки, не умеет пользоваться ножницами, собирать мозаику и т.д.
    • Плохо работает концентрация внимания.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Неспособность к чтению, нарушение этих навыков усложняет социализацию человека в обществе. У младших школьников диагностированная дислексия может стать причиной насмешек, травли со стороны сверстников и, как следствие, плохой успеваемости. В дальнейшем это может привести к неспособности работать в определенных сферах и даже социальному отчуждению.

Если же ребенок своевременно получает всю необходимую помощь в обучении навыкам чтения и письма, то он начинает лучше учиться в школе и сможет успешно трудиться по выбранной специальности.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если родители знают, что у ребенка дислексия, и понимают, насколько важно вовремя провести коррекционно-вспомогательную работу, то им не помешает консультация с логопедом, психологом, неврологом и другими специалистами. К сожалению, не всегда родители адекватно воспринимают замечания школьного учителя. Но и в этом случае педагог в состоянии помочь такому ребенку в школе:

  1. Не упускайте случая похвалить особенного ученика. Он должен чувствовать, что учитель его поддерживает. Ни в коем случае нельзя подшучивать над ним или отпускать в его адрес язвительные замечания. Иначе он точно станет объектом насмешек и унижений со стороны других учеников. Чтобы ободрить ребенка, хвалите его за любые сделанные усилия (даже не принесшие нужного результата) и за правильно выполненные задания.
  2. Не запрещайте учащимся двигаться на переменах. Пока в классе нет детей, проветривайте помещение. Следите за тем, чтобы дети не имели недостатка в питьевой воде.
  3. При каждом удобном случае используйте упражнения на стимуляцию деятельности мозжечка. Они дают великолепные результаты, заметно улучшая способность к обучению и восприятию информации. К таким относятся:
    • Упражнения на балансировку.
    • Активные игры с разновесными предметами. Ребенок должен поймать их, по очереди подкинуть вверх и снова поймать.
    • Игра с подвешенным мячом. Дети должны отбивать мяч одной рукой, меняя очередность правой и левой.
    • Игра с мишенью. Дети прицельно бросают в мишень дротики.
    • Игра с летящим мячом. Ребенок должен отбить его ракеткой.
  4. Отличные результаты дает артикуляционная гимнастика. Скороговорки, поговорки, пословицы – ребенок должен как можно четче повторять их. Подобных упражнений для коррекции дислексии у школьников довольно много. Все они направлены на то, чтобы ребенок лучше воспринимал учебный процесс.
  5. Одновременно с развитием речевых навыков, необходимых для чтения, у ребенка следует сформировать стабильный графический образ буквы (графемы). В этом очень помогут такие упражнения, как «рисование» педагогом буквы на ладони ученика, которую он должен определить, тактильное опознание «наждачных» букв и т.д. Привлечение кинестетического анализа помогает дифференцировать буквы.
  6. Группировка стилизованных букв. Задача ребенка – собрать в одну группу одинаковые буквы.
  7. Автоматизация чтения слогов с уже усвоенными буквами. Этот прием позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и укрепить связи между буквами и звуками. В коррекции дислексии первостепенное значение имеет выработка навыков слогосложения.

Скачайте пошаговый план «Как выйти на дополнительный доход до 30 000 рублей
без вреда основной работе»


Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.


С чего начать репетиторство


Поиск учеников


Техника и рабочее место


Программы для онлайн-образования


Уже скачали 8673 человека


Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Когда дети с такими нарушениями только начинают учиться читать, им трудно не только складывать слоги в слова, но и разделять читаемые слова на слоги. Процесс чтения еще больше усложняется.

Решить проблему помогает цветная маркировка слогов. Например: «Наступило лето. Таня и Петя плавают в речке» (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например, зеленым). Правильно будет включать упражнения по делению слов текста на слоги.

В процессе формирования навыков фонематического анализа и синтеза акцент следует делать на операциях со слогами. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • хлопки на каждый слог читаемого слова;
  • имитация телеграфа: педагог стуком обозначает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, что он отстучал (например, имя какого ученика);
  • имитация магнитофона: учитель поочередно с паузами называет слоги, а дети должны сложить из них слово;
  • создание слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге.

Специалисты уверены: двух одинаковых дислексиков не бывает, поэтому все коррекционные занятия выстраиваются индивидуально для каждого школьника. Не стоит задерживать начало этой работы, ведь проблемы с чтением могут перейти и во взрослую жизнь.

Большое значение играет участие в процессе коррекции родителей. Именно на них ложится ответственность за проведение в домашних условиях упражнений, рекомендованных логопедом. Упор делается на внимание к своему ребенку, визуальную информацию, развивающие игры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Селфи зеркальное изображение как исправить
  • Своя родина речевая ошибка
  • Селтик платинум котел ошибка аа
  • Свою ошибку признаю объяснительная
  • Селенга 980d ошибка сети