Шепелявость у взрослого как исправить упражнения

Исправление «шепелявости» является частой причиной обращения к логопеду. Это расстройство речи может встретиться в любом возрасте. В этой статье мы поговорим, о том, что же такое шепелявость, каковы причины её появления и можно ли решить эту проблему во взрослом возрасте.

Центр Fidem > Статьи > Шепелявость у взрослых — есть ли решение для тех, кто старше 20?

Термин «шепелявость» — это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.

Признаками сигматизма являются:

  • Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Появление посторонних звуков при разговоре.

Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.

В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.

При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.

Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.

Основные виды нарушений шипящих:

  • Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
  • Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» — «щуба».
  • аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» — «кхарик».
  • Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» — «фапка».
  • Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» — «мяц».

В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).

Основные виды нарушений свистящих:

  • Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
  • Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» — «тамолёт».
  • Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» — «щабака».
  • Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» — «зираф».
  • Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.

Причины появления шепелявости у взрослых

  • Неправильный прикус;
  • Малоподвижный язык;
  • Короткая уздечка языка;
  • Отсутствие зубов;
  • Травма артикуляционного аппарата;
  • Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
  • Наследственность.

При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.

Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:

  • Состояние слуха, в том числе фонематического;
  • Подвижность и состояние органов артикуляции;
  • Правильность, нормативность произносимых звуков.

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

19 лет: Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет: Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых

Сотрудничество

Контакты

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2023, Санкт-Петербург / СПб

Когда маленький ребёнок вместо звука «с» произносит «ш», то родители не особо беспокоятся, но если речевой дефект наблюдается у подростка или зрелого человека, то это вызывает дискомфорт в общении. Неисправленная в детском возрасте проблема в зрелые годы становится трудноустранимым фактором закомплексованности и психических расстройств. Статья даёт информацию о том, что такое шепелявость, почему она развивается, какими методами можно её устранить.

Что такое шепелявость?

Шепелявость – это нарушение речи, при котором неверно произносятся шипящие и свистящие звуки. Пациент обладает нормальным лексиконом и не имеет проблем с пониманием слышимого и произносимого.

Специалистом, исправляющим речевое нарушение, является логопед. Подход к каждому пациенту индивидуальный. Одним пациентам достаточно усвоить правила проговаривания звуков, закрепить навык правильного произношения. Другим пациентам из-за сложной причины, вызвавшей речевую патологию, требуется комплексная терапия.

Всем пациентам логопеды назначают артикуляционную гимнастику. Неплохой эффект может дать логопедический массаж лица. Некоторым пациентам, имеющим психические комплексы, испытывающим трудности с коммуникацией и вливанием в социум, необходима помощь психолога.

У детей 3–4 лет речевые проблемы нередко исчезают самостоятельно, без участия логопеда. Если же речевая патология сохраняется у взрослого человека, то её может устранить только медицинский специалист.

Виды

Логопеды выделяют шесть видов шепелявости:

  1. Губно-зубная. Неправильно работают губы при формировании шипящих звуков. Звук «ш» проговаривается как «ф».
  2. Призубная. При неправильном расположении кончика языка относительно зубов шипящие звуки обретают звонкость.
  3. Боковая. Язык отклоняется с центра ротовой полости вбок. Шипящие звуки становятся хлопающими.
  4. Щёчная. Из-за деформирования слизистых покровов щёк шипящие звуки не формируются.
  5. Носовая. Мягкое небо провисает. Это приводит к гнусавости голоса.
  6. Смягчённая. Вместо «ш» произносится «щ».

Причины

Причины шепелявости бывают врождёнными или приобретёнными, вызываются:

  • аномальным строением речевого аппарата;
  • неправильным развитием челюстно-лицевых структур (патологический прикус, сильно выгнутый нёбный свод, большое межзубное расстояние);
  • нервными расстройствами, влияющими на артикуляцию;
  • травмами лица;
  • ослаблением слуха;
  • потерей зубов;
  • наследственной предрасположенностью.

Родителям нужно учитывать, что дети склонны подражать речевым особенностям старших. Нередко к шепелявости у малыша приводит присутствие в семье человека с дефектным произношением.

Симптомы

Шепелявость проявляется:

  • неправильным расположением языка при разговоре;
  • заметным нарушением проговаривания шипящих и свистящих звуков;
  • переходом на шёпот при произношении проблемных слов.

Дети могут неправильно произносить слова, заменяя слоги с шипящими буквами на другие. Люди старшего возраста неразговорчивы, замкнуты, предпочитают не беседовать, а вести переписку.

Лечение шепелявости

Логопед может дополнительно отправить пациента к отоларингологу, стоматологу, психологу.

Избавление от шепелявости осуществляется посредством:

  • комплекса логопедических упражнений;
  • устранения искривления носовых путей, застойных процессов в пазухах носа;
  • восстановления слуха;
  • нормализации артикуляции;
  • расслабления челюстных мышц, устранения спазма гортани;
  • исправления прикуса и формы уздечки.

Упражнения от шепелявости

Ниже приводятся упражнения, предлагаемые логопедами от шепелявости.

  1. Расслабление языка. Самое лёгкое упражнение. Нужно лизать верхнюю губу вверх-вниз. После снятия напряжения произносят шипящие буквы.
  2. «Чашечка». Язык скручивают чашеобразно, не высовывая изо рта (передний край и бока приподнимают). Челюсть не должна двигаться. Пытаются произнести «з».
  3. Приоткрывают рот, высовывают язык, кладут его на нижнюю губу. Пытаются произнести «ля ля ля». Можно двигать язык так, чтобы он касался правого и левого углов рта. Губу не заворачивают.
  4. «Блинчик». Язык в расслабленном состоянии размещают на нижних зубах, он должен быть чуть высунутым. Верхними зубами несколько раз несильно сжимают язык. Движения сменяются паузами.
  5. «Пробка». Каждый день нужно читать вслух газетную статью или главу книги, сжимая в зубах пробку от винной бутылки.
  6. Читать вслух 30 минут, но с закрытым ртом. Голос должен быть чётко слышен, но губы нельзя размыкать.
  7. «Шипение гусей». Стоячее положение. Стопы нешироко расставлены. Руки на поясе. Нужно досчитать до 4 и согнуться вперёд, вытянув шею, медленно выдохнув и произнеся «ш-ш-ш». Повторить 5 раз.
  8. «Косец». Стопы нешироко расставлены. Руки несильно согнуты в локтях, вытянуты вперёд, сжаты в кулаки. Двигая туловищем и руками, как при скашивании травы, нужно произносить «ж-ж-жух». Повторить 8 раз.
  9. «Пиление дров». Нужен второй человек. Пациенты становятся лицом друг к другу, берут партнёра за обе руки. Ноги и туловище ставятся, как при распилке дров. Необходимо в течение 30–40 секунд двигаться, будто распиливая дерево, произнося «ж-ж-ж».
  10. «Паровоз». Семенящим шагом перемещаться по комнате в течение 30–40 секунд, поочерёдно делая круговые движения согнутыми в локтях руками, произнося «ч-ч-чух».

Эффективным домашним способом, как убрать шепелявость у взрослого, является артикуляционная гимнастика. Лечение заключается в следующем:

  • человек активно жуёт с закрытым ртом;
  • широко улыбается с раскрытыми губами, но сжатыми зубами;
  • трубкообразно сворачивает губы;
  • чередует «трубочку» из губ с широкой улыбкой.

Скороговорки для развития речи

Они применяются регулярно, чтобы быстро убрать детскую и подростковую шепелявость. Иногда помогают избавляться от проблемы зрелым людям. Ниже приводятся наиболее применяемые скороговорки от шепелявости.

При проблеме с произношением «ч»:

  • «чудак под диванчик спрятал чемоданчик»;
  • «в печурочке золотые чурочки».

При проблеме с проговариванием «ш»:

  • «кукушка кукушонку купила капюшон».

Скороговорка при проблемном произношении «щ»:

  • «хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет».

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

  • Из чего состоит дикция речи
  • Как улучшить взрослому и подростку
  • Работа над дикцией и произношением
  • Упражнения для дикции и голоса
  • Упражнения для дикции и артикуляции
  • Скороговорки для развития дикции

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
    При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
    произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
    «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
    языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
    неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
    «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
    носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
    резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
    мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
    дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
    нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
    теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Шепелявость – что это и как исправить

В этой статье мы поговорим о распространенном нарушении звукопроизношения – шепелявости. Разберемся, что же это такое — «шепелявость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием шепелявость подразумевается неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ, научное название – сигматизм шипящих звуков.

Прежде чем говорить о видах шепелявости, необходимо остановиться на том, как же произносятся шипящие звуки в норме. Звуки «ш, ж» появляются к 4.5 – 5 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно. Поскольку они отличаются только звонкостью («ш» – глухой, а « ж» – звонкий), то нарушаются почти всегда парой. Звуки «ч, щ» нарушаются значительно реже, как правило они либо заменяются другими звуками (ч-ть, щ-сь), либо произносятся с чрезмерным округлением губ.

Для того чтобы произнести «ш, ж» необходимо язык сделать широким в форме чашечки и поднять наверх, при этом боковые края языка должны прижиматься к коренным зубам. Зубы сближены, а губы слегка округлены. Если же язык не очень хорошо поднимается, тонус мышц нарушен (язык вялый или чрезмерно напряженный) и удерживать его широким наверху и при этом еще дуть вверх тяжело, то появляется шепелявое произношение. Кроме того к шепелявости может привести неправильный прикус , особенно если между верхними и нижними зубами большое расстояние и зубы не смыкаются (передний открытый прикус или прогнатия) Кроме искаженного шепелявого произношения существуют :

  • Пропуски звука ш, ж – шапка – апка, жук -ук ;
  • Замены ш, ж на звуки с ,з – шапка-сапка, жук – зук.

Если ребенок до 5 лет шипящие звуки не произносит или заменяет на свистящие, то правильные ш, ж еще могут появиться в речи самостоятельно, при условии, что все остальные звуки правильно произносятся. Но если ребенок начал произносить шипящие неправильно, то это уже шепелявость и самостоятельно она, увы, не исчезнет.

Шепелявость при произнесении звуков ш, ж чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной — при этом виде шепелявости нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Если у родителей возникают подозрения, что ребенок шепелявит, то в 5 лет разумно прийти на консультацию к логопеду, который скажет, есть ли шепелявость, и, если проблема есть, поможет ее преодолеть.

Шепелявость у взрослых

У взрослых людей шепелявость встречается довольно часто, после картавости это второе по распространенности речевое нарушение, с которым обращаются к логопедам. Практика логопедии показывает, что шепелявость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид шепелявости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки .

Если шепелявость мешает вам говорить и чувствовать себя уверенно, ждем вас в нашем центре, где опытные логопеды помогут решить эту проблему.

Читайте так же: Нарушения произношения свистящих звуков «с, з»

Сигматизм

Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.

Сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем. Обе группы относятся к звукам позднего онтогенеза, при этом шипящие считаются артикуляторно более сложными, чем свистящие. Среди дефектов звукового оформления речи различные варианты сигматизма встречаются чаще других искажений. У старших дошкольников с дислалией сигматизм свистящих выявляется в 22% случаев, сигматизм шипящих – в 24%, у детей со стертой дизартрией – в 95% и 82% соответственно. Нередко дефектное звукопроизношение сохраняется и у взрослых.

Причины сигматизма

Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:

  • Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
  • Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
  • Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
  • Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
  • Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Фонетическая характеристика свистящих и шипящих

Свистящие [С], [З] и шипящие [Ш], [Ж], [Щ] ‒ согласные, ротовые, переднеязычные, щелевые. Из них [З] и [Ж] – звонкие (при фонации голосовые складки вибрируют, издавая голос), остальные глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только способом образования ‒ они смычно-щелевые. [Ч] и [Щ] – всегда мягкие, [Ц], [Ш], [Ж] – всегда твердые, [С], [З] – имеют мягкие пары [С′] и [З′]. Важным отличием группы свистящих от шипящих является базовый артикуляционный уклад, включающий:

  • положение губ: при произношении свистящих губы растянуты в улыбке, при произношении шипящих ‒ округлены и слегка вытянуты вперед;
  • положение и форму языка: при артикуляции свистящих язык располагается «горкой» за нижними резцами, при артикуляции шипящих ‒ у альвеол в форме «чашечки»;
  • характеристику воздушной струи: у свистящих она узкая, холодная; у шипящих – широкая и теплая.

Виды сигматизма

Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:

  • Межзубный. Кончик языка принимает позию между верхними и нижними резцами. Фонемы приобретают шепелявое звучание.
  • Призубный. Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т].
  • Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними зубами, воздух выходит толчкообразно. Вместо правильного звука слышится искаженный [Ф] или [В].
  • Боковой. Выдыхаемая воздушная струя выходит через одностороннюю щель или по обоим боковым краям языка. Звук получается шумным, хлюпающим.
  • Носовой. При фонации воздух выходит не через рот, а через носовую полость. Из-за этого звук получает храпящий призвук с назальным оттенком.

Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:

  • нижнее – язык опущен за нижние резцы, шипящие произносятся смягченно;
  • щечное – воздушная струя уходит в щеки, вызывая их раздувание, вместо звука слышен шум;
  • заднеязычное ‒ воздух проходит между твердым небом и задней частью спинки языка, слышится «хыканье» или «гыканье», напоминающее южно-русский говор.

Диагностика

Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование. Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:

  • Артикуляторных органов. Производится осмотр органов полости рта, оценка тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры, состояния орального праксиса. При выявлении аномалий ЧЛО, нарушений мышечного тонуса устанавливается предварительный речевой диагноз. При необходимости выдается направление на консультацию к ортодонту, неврологу.
  • Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется при их произнесении изолированно, в слогах, словах, фразах. Для этого используется специальный картинный и речевой материал, соответствующий возрасту, интеллекту логопата. Применяются специальные дидактические приемы, позволяющие разграничить различные виды сигматизма и парасигматизма.
  • Состояния звукопроизношения. Осуществляется для выявления всех дефектов звукопроизношения (как фонетических, так и фонематических), количества нарушенных звуков. При дефектах шипящих и свистящих устанавливается тип сигматизма. После этого определяется последовательность коррекционной работы.

Если у ребенка предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.

Упражнение "Чашечка" - базовое для постановки шипящих звуков

Упражнение «Чашечка» — базовое для постановки шипящих звуков

Коррекция

Медицинская помощь

Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов, специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу хирургической тактики при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.

При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: удаления аденоидов, проведения противоаллергической терапии.

Логопедическая коррекция

Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:

  • Подготовительный. На этом этапе формируются необходимые артикуляционные уклады: правильное положение губ, языка. Ведется работа над развитием силы и направления воздушной струи. Отрабатываются опорные звуки ([И], [Ф] – для [С], [Т], [С] – для [Ш]. Методы, с помощью которых достигаются поставленные задачи, включают артикуляционную и дыхательную гимнастику, по показаниям – логопедический массаж.
  • Звукопостановка. Осуществляется разными способами: по подражанию («как свистит насос», «как звенит комар», «как шипит змея»), с использованием артикуляционных упражнений или с помощью инструментов (зондозаменителей, зондов). Базовым звуком для постановки всех свистящих служит [С], для получения других шипящих — [Ш].
  • Автоматизация. Добившись правильного произнесения изолированного звука, переходят к его закреплению, последовательно вводя в слоги (прямые, обратные, с сочетанием согласных), слова, фразы и спонтанную речь. После отработки твердых звуков приступают к усвоению их мягких пар. Этап дифференциации для сигматизма и других звуковых искажений не предусмотрен.

Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).

Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр. Сроки исправления сигматизма могут различаться у разных детей, период логопедической работы занимает до 45-90 дней и больше.

Шепелявость – расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением свистящих и шипящих звуков при сохранности понимания речи, ее словарного запаса и грамматического строя. Является разновидностью дислалии (нарушения звукопроизношения).

Причины

Многие люди в настоящее время хотят узнать, почему возникает шепелявость. Обычно при данном речевом дефекте верхушка языка попадает между передними зубами при произношении свистящих и шипящих звуков, в результате чего образуется своеобразный шум (пришепётывание).

Причинами данного расстройства речи становятся:

  • механический фактор (недостаточная подвижность языка, неправильный прикус, травмы ротовой полости, тугоухость);
  • функциональный фактор (недоразвитость речи, иноязычное речевое окружение, двуязычие в семье, нарушение фонематического слуха);
  • наследственный фактор (наличие щели между передними зубами, выдвинутая вперед нижняя челюсть).

Симптомы шепелявости

Главным симптомом картавости становится нарушение произношения свистящих («з», «с», «ц») и шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») звуков.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика

Чтобы установить, как избавиться от шепелявости, логопед проводит полное логопедическое обследование, в ходе которого выясняет:

  • особенности звукопроизношения;
  • состояние и подвижность артикуляционного аппарата;
  • состояние зрения, слуха;
  • особенности психоречевого развития;
  • словарный запас;
  • особенности грамматики, письма, чтения, памяти, слухового письма;
  • развитие зрительного восприятия.

Также необходим осмотр отоларинголога, чтобы проверить насколько правильно и ритмично работает носовое дыхание.

Лечение шепелявости

Для шепелявости лечение представляет собой сложный и длительный процесс. В период лечения врач проводит логопедическую, психокоррекционную, педагогическую, коммуникативную работу:

  • постановка звуков;
  • массаж языка;
  • упражнения для осуществления механической вибрации передней части языка;
  • упражнения на автоматизацию свистящих и шипящих звуков;
  • артикуляционная гимнастика.

В некоторых случаях шепелявость у детей проходит самостоятельно к 7 годам.

Шепелявость у взрослых людей наблюдается в 2% случаев. Для исправления дефекта в зрелом возрасте может потребоваться хирургическая коррекция мышц языка, протезирование зубов, консультация у ортодонта.

Профилактика

Чтобы в будущем не сталкиваться с проблемой, как исправить шепелявость, родителям рекомендуется самостоятельно заниматься с ребенком развитием речи и своевременно обращаться за помощью к логопеду.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Шепелявость (или сигматизм) – это одно из самых распространенных речевых нарушений, которые встречаются в детском возрасте. Если в детстве не исправить данную ситуацию, то дефект останется и во взрослой жизни, что будет очень мешать общению с другими людьми и может стать ограничением при выборе профессии.

Шепелявость – это нарушение речи, которое характеризуется неправильным произношением свистящих и шипящих звуков. Ребенок может испытывать трудности с произношением «с-з», «ц», «ш-ж», «ч-щ».

Суть этого нарушения заключается в искажении, обходе и замене свистящих, а также шипящих звуков. Проблема может быть с одним или с несколькими звуками.

При этом важно понимать, что связная речь и грамматика не страдают, и дети с шепелявостью в большинстве случаев не испытывают проблем с пониманием услышанного.

Шепелявость у детей до 5 лет может считаться нормой, потому что до этого возраста речевой аппарат находится в стадии развития. Такие дети могут даже вызывать умиление, но совсем другое дело, если перед вами взрослый человек с аналогичной проблемой.

Причины шепелявости могут быть разными – как врожденными, так и приобретенными. Вот основные из них:

  • Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
  • Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
  • Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
  • Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
  • Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью. К другим возможным причинам относятся наследственные факторы, а также перенесенные травмы головы.

Чаще всего дети испытывают проблемы с произношением звуков «Ш» (глухой) и «Ж» (звонкий). С произношением «Ч» и «Щ» проблем, как правило, меньше.

Помимо заметного нарушения в проговаривании свистящих и шипящих звуков, для этого расстройства характерно неправильное расположение языка при разговоре. При произношении проблемных слов, дети часто переходят на шепот.

В некоторых случаях ребенок заменяет слоги с шипящими и свистящими звуками на другие или вовсе пропускает их. Если наблюдается шепелявость у взрослого, то такие люди часто замкнуты, не хотят вступать в разговор, малообщительны, предпочитают не разговаривать, а вести переписку.

В логопедии выделяют 6 видов шепелявости:

  1. Губно-зубная. Нижняя губа примыкает к верхним зубам, в результате чего свистящие и шипящие звуки проговаривается как Ф и В.
  2. Призубная. Неправильное расположение языка по отношению к зубам. Вместо свистящих и шипящих звуков произносится звук Т.
  3. Боковая. При произношении слов язык (или большая его часть) отклоняется в бок. Свистящие и шипящие  звуки становятся хлопающими.
  4. Щечная. Щеки надуваются, язык лежит внизу ротовой полости. Характеризуется наличием шума при произношении.
  5. Носовая. Проявляется характерным наличием гнусавости голоса во время разговора.
  6. Смягченная. Слишком мягкое произношение Ш, который становится более похож на Щ.

Избавление от шепелявости – это процесс, который предполагает проведение комплексной коррекции под контролем логопеда. Задачей коррекции является не только обучение человека правильному произношению проблемных звуков, но и формирование двигательных стереотипов языком для предупреждения возможного прогрессирования речевого нарушения.

Перед проведением коррекции, логопед должен отправить ребенка или взрослого к стоматологу, отоларингологу, а также психологу.

Существует несколько методов, позволяющих эффективно убирать шепелявость:

  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
  • Логопедический массаж языка.
  • Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.
  • Развитие фонематического слуха.

Иногда данное нарушение связано с органическими причинами, поэтому, помимо помощи логопеда, может потребоваться хирургическое вмешательство или лечение у стоматолога. В частности, при неправильном прикусе показано длительное ношение брекетов, которые позволяют сформировать нормальное строение ротовой полости.

Избавиться от проблемы помогут следующие упражнения:

  • Чашечка. Необходимо открыть рот, поднять переднюю и боковую часть языка, чтобы в центре образовалось углубление. Пытаемся произнести звук З (нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык всегда внутри ротовой полости).
  • Блинчик. Язык расслаблен, выдвинут вперед и распластан. По его поверхности нужно совершать постукивающие движения верхней губой.
  • Приоткрываем рот, высовываем язык и кладем его на нижнюю губу. Пытаемся произнести «ля-ля-ля». Можно двигать язык так, чтобы касался уголков рта.

Избавление от шепелявости возможно с помощью дыхательных упражнений, проводимых комплексно с другими занятиями.

Вот несколько примеров:

  • Выдувание мыльных пузырей.
  • Дуть на ватный шарик, расположенный на столе. Ребенок и взрослый располагаются напротив друг друга, дуя на шарик.
  • Помогает и следующее упражнение: закрываем одну ноздрю пальцем, делаем глубокий вдох и плавно выдыхаем воздух через рот. Повторяем со второй ноздрей. Количество повторений – 10 раз.

Еще один эффективный способ, как исправить шепелявость – это скороговорки. К примеру, для формирования правильного произношения звука Ш используется скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон». Упражнения подбираются индивидуально для каждого человека в зависимости от причин нарушения, возраста, тяжести случая и других факторов.


Download Article


Download Article

Lisping doesn’t cause a lot of physical harm, but it is very embarrassing and can cause people to tease the lisper. Fortunately, there are several exercises you can practice to help you, or your child, consistently say the «S» sound. Experts in this subject are called speech therapists or speech-language pathologists, and may be able to help get rid of a lisp with just a short weekly session.

  1. Image titled Get Rid of a Lisp Step 1

    1

    Use this exercise if you say «TH» instead of «S» or «Z.» In a frontal lisp, the speaker puts his tongue forward against his teeth when he says the «S» or «Z» sound, causing a «TH» sound instead.[1]
    If he has a gap between his front teeth, he may push his tongue through this gap. If you’re not sure whether this describes you, look at yourself in a mirror while you make the «S» or «Z» sound.

    • With a frontal lisp, «S» ends up sounding like the «TH» in «math» and «Z» ends up sounding like the «TH» in «father.»
  2. Image titled Get Rid of a Lisp Step 2

    2

    Smile at a mirror. Find a mirror in a well-lit area, so you can easily see your mouth while you speak. Smile into the mirror to display your teeth. Smiling will both make it easier to watch yourself, and help pull the tongue back slightly, where it needs to be for an «s» sound.

    Advertisement

  3. Image titled Get Rid of a Lisp Step 3

    3

    Close your teeth together. Keep your teeth together, but remain smiling with your lips apart. You do not need to clench your teeth together hard.

  4. Image titled Get Rid of a Lisp Step 4

    4

    Place your tongue in the correct «S» position. Move your tongue so the tip is just behind the teeth, high up against the roof of the mouth.[2]
    Don’t press your tongue against your teeth, and keep your tongue fairly relaxed, not pressing hard.

  5. Image titled Get Rid of a Lisp Step 5

    5

    Push air through your mouth.[3]
    If you don’t hear a hissing «S» sound, your tongue may be too far forward still. Try pulling your tongue back and smiling forward. If you can’t get it, don’t get frustrated. Try the next exercise below, and keep practicing often.

  6. Image titled Get Rid of a Lisp Step 6

    6

    Try saying «EET» while paying attention to your tongue shape. If saying «s» is still difficult in the above exercise, try this exercise as well. Separate your teeth slightly, and press the sides of your tongue against your upper back molars (the teeth in the back top of your mouth). Smile, and try to say «EET» and keep the back of your tongue in this shape while the tip of your tongue rises to make the final «T» sound. If the back of your tongue falls when this happens, keep practicing until you can say «EET» with your tongue in this position.

    • This is the sound «EET» as in «sleet» or «meet.»
    • If you are having difficulty keeping the back of your tongue raised, use a tongue depressor or popsicle stick to hold your tongue up while you say «EET.»
  7. Image titled Get Rid of a Lisp Step 7

    7

    Turn the EET sound into an EETS, then an EES sound. Once you can say «EET» with your tongue in the right position, say it again while holding the «T» sound. Leave the tip of your tongue up there while you say «T-T-T-T-T-T.» The flow of air past your tongue tip can turn this sound into an «S.» Keep practicing this exercise until you can get an «EEETS» sound, then an «EES» sound, although you don’t have to get this right on your day one.

    • You might end up spraying some spit on this exercise!
  8. Image titled Get Rid of a Lisp Step 8

    8

    Practice these exercises frequently. Try these exercises at least once a day, and preferably several times a day. Once you can repeat the «s» sound many times in a row, try to use it in words and sentences. It might be easier for you to say nonsense words first, such as «beejseet» or «ah sah asah,» then move on to reading aloud.

  9. Image titled Get Rid of a Lisp Step 9

    9

    Ask a speech therapist for more tips. If you are still having trouble with your lisp after a few weeks, try finding a speech therapist in your area. She should be able to give you exercises that are individualized for your speech patterns, specifically designed to help you say the sounds you’re trying to say.

  10. Advertisement

  1. Image titled Get Rid of a Lisp Step 10

    1

    Use this method for lisps that produce a «slushy» sound.[4]
    In a lateral lisp, the speaker’s tongue is in the position for an «L» sound whenever he tries to make an «S» sound. In other words, the tip of the tongue is up against the curve where the roof of the mouth begins to rise higher. When the speaker tries to make an «S» sound, air escapes over the sides of his tongue, making a «slushy» or «spitty» sound instead.[5]

    • Often, «SH» as in «shoot» and «ZH» as in «massage» or «conclusion» are difficult to pronounce as well.
  2. Image titled Get Rid of a Lisp Step 11

    2

    Put your tongue in the butterfly position. Say «knee» or «bin» and keep the vowel going, without finishing the word. During this sound, you should feel your tongue’s sides rise up in your mouth, but the middle stays lowered. The tongue tip remains lowered as well, not touching anything.

    • This tongue position looks something like a butterfly, if you picture the center of your tongue as the butterfly’s body, and the sides as the raised wings.
  3. Image titled Get Rid of a Lisp Step 12

    3

    Practice quickly putting your tongue in this position. Think of this as strength exercises for your tongue. Relax your tongue, then quickly raise it into the «butterfly position.» This is making the sides of your tongue stronger, and helping them get into the habit of blocking the excess air flow that makes the «slushy» lateral lisp. Practice this as long as necessary, until you can easily reach this position.[6]

  4. Image titled Get Rid of a Lisp Step 13

    4

    Blow air through your mouth in this position. Keep your tongue in the butterfly position. Blow air through the groove made by your tongue instead. This should produce a sound that sounds more like an «S,» or a «Z» if you vocalize while blowing.[7]

  5. Image titled Get Rid of a Lisp Step 14

    5

    Keep practicing this exercise, and trying to say «S» normally. Practice the butterfly position every day, and blow through it to make an airy «S» sound. Then relax your tongue again and raise the tip to just behind your teeth. Try to say an «S» sound. As your tongue becomes stronger and you become more used to the position of the sides of your tongue, your ordinary «S» sound will sound less and less slushy.

  6. Image titled Get Rid of a Lisp Step 15

    6

    Visit a speech therapist (if necessary). If you are still having trouble with your lisp in a few weeks, try to find a speech therapist in your area. She may give you specific exercises that help you shape your mouth in the right position.

  7. Advertisement

  1. Image titled Get Rid of a Lisp Step 16

    1

    Learn about lisps in children. Most lisps in children are frontal lisps, in which the tongue is pushed too far forward when the child tries to make the «s» sound. Many children have this lisp, but most of them grow out of it naturally. If a child does not, professional opinion is divided on whether the child should start speech therapy for a frontal lisp at the age of four and a half, or wait until he turns seven. Consult with a doctor or speech therapist for advice specific to the child, but know that there is no need for concern if a child under four and a half years old has a lisp.

    • If the lisp has a different form, with the tongue positioned further back, consulting a speech therapist is recommended.
  2. Image titled Get Rid of a Lisp Step 17

    2

    Don’t keep pointing out the lisp. Drawing attention to the lisp can cause embarrassment and shame, which does not help the child get rid of the lisp.[8]

  3. Image titled Get Rid of a Lisp Step 18

    3

    Treat allergies and sinus issues. If the child frequently has a stuffy nose, sneezing fits, or other sinus complaints, this may be affecting her speech. This is especially likely to be a cause if the child makes many sounds with her tongue pushed forward, not just «S.»[9]
    Seek the advice of a doctor for child-safe treatments for allergies and sinus infections.

  4. Image titled Get Rid of a Lisp Step 19

    4

    Stop thumb sucking habits. While thumb sucking is usually harmless in toddlers, it can contribute to a lisp by pushing the teeth out of position.[10]
    If the child continues sucking his thumb after the age of four, stop the habit by substituting a favorite activity of the child’s, one that uses both hands. Telling the child to stop or pulling the thumb out of his mouth is less likely to be effective than positive reinforcement, or rewarding the child when he stops on his own.

  5. Image titled Get Rid of a Lisp Step 20

    5

    Consider using oral motor exercises. Oral motor exercises are sometimes recommended for toddlers to help develop speech, but for ordinary circumstances research shows that they are not effective.[11]
    However, it is possible that a lisping child may benefit from better mouth musculature, and the relevant exercises are simple and harmless: give the child a straw for her drinks, and encourage her to play with toys that involve blowing, like toy horns or bubbles.[12]

  6. Image titled Get Rid of a Lisp Step 21

    6

    Talk to a doctor about «tongue tie.» People with «tongue tie,» or ankyloglossia, are born with a short attachment, or frenulum, between the tongue and the base of the mouth, or an attachment too close to the tip of the tongue. If the child has trouble licking his lips, or sticking his tongue out, this short attachment may be the cause of the lisp.[13]
    This does not necessarily mean the child needs surgery, but a doctor may recommend it in some cases. The surgery, called frenectomy, takes a few minutes at most, and typically results in no side effects other than a sore mouth.

  7. Image titled Get Rid of a Lisp Step 22

    7

    Follow tongue surgery with tongue exercises. If the doctor does recommend tongue surgery and the child’s guardians decide to go through with it, make sure to follow the surgery with tongue exercises. These will strengthen the tongue, help prevent speech problems, and prevent the frenulum from reattaching, which can happen in some versions of the surgery. If the baby is still breastfeeding, her doctor will likely recommend that you gently stretch the baby’s tongue yourself, after cleaning your hands.[14]
    For anyone older than breastfeeding age, follow the advice of the surgeon and the speech therapist.

  8. Advertisement

  1. Image titled Talk to a Schizophrenic Step 6

    1

    Expect to make regular, weekly appointments until the lisp is cured. Speech pathology is not an instant fix. Great speech-language pathologists (SLPs) will work with you or your child to help develop great speaking habits and tricks. The more you can meet, the faster you will get rid of your lisp.[15]

    • Sessions are usually between 20 minutes and an hour.
    • Some clinics offer group therapy, easing the pressure on you to perform.[16]
  2. Image titled Talk to a Schizophrenic Step 5

    2

    Be prepared to talk about your medical and speech history, or your child’s. You need to know the causes of the lisp to find solutions. While some people are born with lisps, some speech problems are rooted in medical history, sometimes going back to birth. Bring a copy of medical records with you. A good professional leaves no stone unturned.

    • Parents are instrumental in helping their children beat a lisp — expect the therapist to enlist your help.[17]
  3. Image titled Talk to a Camera Step 5

    3

    Expect to be screened and assessed, which is usually just a short conversation or set of word tests. In order to determine the next course of action, the SLP will want to hear your speak. This generally consists of simple questions or repeated words. You may even do an Oral Motor Exam, which is a series of exercises to see how your mouth moves independently of speaking.

    • If you’ve brought your child in, the SLP may want to observe them playing, with other kids, or with you. Seeing them speak naturally, and not under pressure, is important.
    • You may have your speech recorded for learning and practice.[18]
  4. Image titled Talk to a Shy Guy Step 5

    4

    Prepare for hands-on practice sessions with your SLP. Once the issues are diagnosed, it’s time to fix them. This usually consists of copy-catting. The therapist will say a word, and you’ll work on copying the physical movements — mouth, tongue, and breath. You may be given a mirror to help you watch your mouth’s movements.

  5. Image titled Talk to Ex Step 24

    5

    Expect to get homework. Many of these exercises can, and should be, practiced at home. Expect to get a series of handouts helping you work on the lisp later on.[19]

  6. Image titled Talk to a Schizophrenic Step 4

    6

    Expect to work for several weeks, not to be fixed instantly. Know that you will keep developing new strategies for as long as it takes. Don’t get discouraged if he/she says it may take a few weeks or months. Once you’ve got the skills down to get rid of a lisp, they rarely ever leave you again.

    • Everyone is different — some might have weekly sessions for a month, others may need a year or more.
    • Ask for exercises or ways to practice at home if you’re dissatisfied with your progress.
  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you fix a lisp?

    Iddo DeVries, MA-SLP

    Iddo DeVries is a Speech-Language Pathologist and the Owner and Clinical Director of Speech Therapy of DV Therapy, Inc. based in Los Angeles, California since 2014. Focusing on dynamic therapy for individuals and their families, Iddo specializes in family training and speech therapy for disabilities and delays including, autism, late-talkers, PDD, specific language impairments, articulation and phonological disorders, auditory processing delays, stuttering, pragmatic and social delays, Verbal Apraxia of Speech. Iddo holds a BS in Speech Communication Sciences from Brooklyn College and an MA in Speech-Language Pathology from Adelphi University. In 2011 Iddo was awarded the outstanding achievement award in the field of speech therapy by the New York City Department of Education. He has been an active member of the nationally accredited speech board ASHA since 2006.

    Iddo DeVries, MA-SLP

    Speech-Language Pathologist

    Expert Answer

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Be patient. It can take a few weeks to correct the lisp in regular conversation.

  • If the types of lisp described on this page do not match your lisp, see a speech therapist. There are several additional types of lisp; the ones described here are simply the most common.

Advertisement

  • Talking through a smile for too long may make your jaw sore and cause you to clench your teeth, which can make it harder to do your speaking exercises. Stop the exercise if this happens, and rub your jaw muscles in a gentle, circular motion to relax them.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

If you want to get rid of a frontal lisp where «s» sounds come out more like «th,» practice smiling in front of a mirror so you can watch your mouth and tongue. As you smile, move your tongue into the «s» position, which is just behind the teeth, high up against the roof of the mouth. Then blow air through your mouth to make a hissing sound. Keep practicing every day until it becomes easier to do. To work on a lateral lisp, where s-words make a «slushy» sound, practice saying «EET» while you blow air through your mouth. To learn how to treat a small child’s lisp, keep reading.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 972,735 times.

Reader Success Stories

  • Ninja Bagalwa

    Ninja Bagalwa

    Jun 8, 2017

    «I have a lisp and I am a foreigner from Congo. I have been made fun of because of it and this site gives me hope. I…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Lisping doesn’t cause a lot of physical harm, but it is very embarrassing and can cause people to tease the lisper. Fortunately, there are several exercises you can practice to help you, or your child, consistently say the «S» sound. Experts in this subject are called speech therapists or speech-language pathologists, and may be able to help get rid of a lisp with just a short weekly session.

  1. Image titled Get Rid of a Lisp Step 1

    1

    Use this exercise if you say «TH» instead of «S» or «Z.» In a frontal lisp, the speaker puts his tongue forward against his teeth when he says the «S» or «Z» sound, causing a «TH» sound instead.[1]
    If he has a gap between his front teeth, he may push his tongue through this gap. If you’re not sure whether this describes you, look at yourself in a mirror while you make the «S» or «Z» sound.

    • With a frontal lisp, «S» ends up sounding like the «TH» in «math» and «Z» ends up sounding like the «TH» in «father.»
  2. Image titled Get Rid of a Lisp Step 2

    2

    Smile at a mirror. Find a mirror in a well-lit area, so you can easily see your mouth while you speak. Smile into the mirror to display your teeth. Smiling will both make it easier to watch yourself, and help pull the tongue back slightly, where it needs to be for an «s» sound.

    Advertisement

  3. Image titled Get Rid of a Lisp Step 3

    3

    Close your teeth together. Keep your teeth together, but remain smiling with your lips apart. You do not need to clench your teeth together hard.

  4. Image titled Get Rid of a Lisp Step 4

    4

    Place your tongue in the correct «S» position. Move your tongue so the tip is just behind the teeth, high up against the roof of the mouth.[2]
    Don’t press your tongue against your teeth, and keep your tongue fairly relaxed, not pressing hard.

  5. Image titled Get Rid of a Lisp Step 5

    5

    Push air through your mouth.[3]
    If you don’t hear a hissing «S» sound, your tongue may be too far forward still. Try pulling your tongue back and smiling forward. If you can’t get it, don’t get frustrated. Try the next exercise below, and keep practicing often.

  6. Image titled Get Rid of a Lisp Step 6

    6

    Try saying «EET» while paying attention to your tongue shape. If saying «s» is still difficult in the above exercise, try this exercise as well. Separate your teeth slightly, and press the sides of your tongue against your upper back molars (the teeth in the back top of your mouth). Smile, and try to say «EET» and keep the back of your tongue in this shape while the tip of your tongue rises to make the final «T» sound. If the back of your tongue falls when this happens, keep practicing until you can say «EET» with your tongue in this position.

    • This is the sound «EET» as in «sleet» or «meet.»
    • If you are having difficulty keeping the back of your tongue raised, use a tongue depressor or popsicle stick to hold your tongue up while you say «EET.»
  7. Image titled Get Rid of a Lisp Step 7

    7

    Turn the EET sound into an EETS, then an EES sound. Once you can say «EET» with your tongue in the right position, say it again while holding the «T» sound. Leave the tip of your tongue up there while you say «T-T-T-T-T-T.» The flow of air past your tongue tip can turn this sound into an «S.» Keep practicing this exercise until you can get an «EEETS» sound, then an «EES» sound, although you don’t have to get this right on your day one.

    • You might end up spraying some spit on this exercise!
  8. Image titled Get Rid of a Lisp Step 8

    8

    Practice these exercises frequently. Try these exercises at least once a day, and preferably several times a day. Once you can repeat the «s» sound many times in a row, try to use it in words and sentences. It might be easier for you to say nonsense words first, such as «beejseet» or «ah sah asah,» then move on to reading aloud.

  9. Image titled Get Rid of a Lisp Step 9

    9

    Ask a speech therapist for more tips. If you are still having trouble with your lisp after a few weeks, try finding a speech therapist in your area. She should be able to give you exercises that are individualized for your speech patterns, specifically designed to help you say the sounds you’re trying to say.

  10. Advertisement

  1. Image titled Get Rid of a Lisp Step 10

    1

    Use this method for lisps that produce a «slushy» sound.[4]
    In a lateral lisp, the speaker’s tongue is in the position for an «L» sound whenever he tries to make an «S» sound. In other words, the tip of the tongue is up against the curve where the roof of the mouth begins to rise higher. When the speaker tries to make an «S» sound, air escapes over the sides of his tongue, making a «slushy» or «spitty» sound instead.[5]

    • Often, «SH» as in «shoot» and «ZH» as in «massage» or «conclusion» are difficult to pronounce as well.
  2. Image titled Get Rid of a Lisp Step 11

    2

    Put your tongue in the butterfly position. Say «knee» or «bin» and keep the vowel going, without finishing the word. During this sound, you should feel your tongue’s sides rise up in your mouth, but the middle stays lowered. The tongue tip remains lowered as well, not touching anything.

    • This tongue position looks something like a butterfly, if you picture the center of your tongue as the butterfly’s body, and the sides as the raised wings.
  3. Image titled Get Rid of a Lisp Step 12

    3

    Practice quickly putting your tongue in this position. Think of this as strength exercises for your tongue. Relax your tongue, then quickly raise it into the «butterfly position.» This is making the sides of your tongue stronger, and helping them get into the habit of blocking the excess air flow that makes the «slushy» lateral lisp. Practice this as long as necessary, until you can easily reach this position.[6]

  4. Image titled Get Rid of a Lisp Step 13

    4

    Blow air through your mouth in this position. Keep your tongue in the butterfly position. Blow air through the groove made by your tongue instead. This should produce a sound that sounds more like an «S,» or a «Z» if you vocalize while blowing.[7]

  5. Image titled Get Rid of a Lisp Step 14

    5

    Keep practicing this exercise, and trying to say «S» normally. Practice the butterfly position every day, and blow through it to make an airy «S» sound. Then relax your tongue again and raise the tip to just behind your teeth. Try to say an «S» sound. As your tongue becomes stronger and you become more used to the position of the sides of your tongue, your ordinary «S» sound will sound less and less slushy.

  6. Image titled Get Rid of a Lisp Step 15

    6

    Visit a speech therapist (if necessary). If you are still having trouble with your lisp in a few weeks, try to find a speech therapist in your area. She may give you specific exercises that help you shape your mouth in the right position.

  7. Advertisement

  1. Image titled Get Rid of a Lisp Step 16

    1

    Learn about lisps in children. Most lisps in children are frontal lisps, in which the tongue is pushed too far forward when the child tries to make the «s» sound. Many children have this lisp, but most of them grow out of it naturally. If a child does not, professional opinion is divided on whether the child should start speech therapy for a frontal lisp at the age of four and a half, or wait until he turns seven. Consult with a doctor or speech therapist for advice specific to the child, but know that there is no need for concern if a child under four and a half years old has a lisp.

    • If the lisp has a different form, with the tongue positioned further back, consulting a speech therapist is recommended.
  2. Image titled Get Rid of a Lisp Step 17

    2

    Don’t keep pointing out the lisp. Drawing attention to the lisp can cause embarrassment and shame, which does not help the child get rid of the lisp.[8]

  3. Image titled Get Rid of a Lisp Step 18

    3

    Treat allergies and sinus issues. If the child frequently has a stuffy nose, sneezing fits, or other sinus complaints, this may be affecting her speech. This is especially likely to be a cause if the child makes many sounds with her tongue pushed forward, not just «S.»[9]
    Seek the advice of a doctor for child-safe treatments for allergies and sinus infections.

  4. Image titled Get Rid of a Lisp Step 19

    4

    Stop thumb sucking habits. While thumb sucking is usually harmless in toddlers, it can contribute to a lisp by pushing the teeth out of position.[10]
    If the child continues sucking his thumb after the age of four, stop the habit by substituting a favorite activity of the child’s, one that uses both hands. Telling the child to stop or pulling the thumb out of his mouth is less likely to be effective than positive reinforcement, or rewarding the child when he stops on his own.

  5. Image titled Get Rid of a Lisp Step 20

    5

    Consider using oral motor exercises. Oral motor exercises are sometimes recommended for toddlers to help develop speech, but for ordinary circumstances research shows that they are not effective.[11]
    However, it is possible that a lisping child may benefit from better mouth musculature, and the relevant exercises are simple and harmless: give the child a straw for her drinks, and encourage her to play with toys that involve blowing, like toy horns or bubbles.[12]

  6. Image titled Get Rid of a Lisp Step 21

    6

    Talk to a doctor about «tongue tie.» People with «tongue tie,» or ankyloglossia, are born with a short attachment, or frenulum, between the tongue and the base of the mouth, or an attachment too close to the tip of the tongue. If the child has trouble licking his lips, or sticking his tongue out, this short attachment may be the cause of the lisp.[13]
    This does not necessarily mean the child needs surgery, but a doctor may recommend it in some cases. The surgery, called frenectomy, takes a few minutes at most, and typically results in no side effects other than a sore mouth.

  7. Image titled Get Rid of a Lisp Step 22

    7

    Follow tongue surgery with tongue exercises. If the doctor does recommend tongue surgery and the child’s guardians decide to go through with it, make sure to follow the surgery with tongue exercises. These will strengthen the tongue, help prevent speech problems, and prevent the frenulum from reattaching, which can happen in some versions of the surgery. If the baby is still breastfeeding, her doctor will likely recommend that you gently stretch the baby’s tongue yourself, after cleaning your hands.[14]
    For anyone older than breastfeeding age, follow the advice of the surgeon and the speech therapist.

  8. Advertisement

  1. Image titled Talk to a Schizophrenic Step 6

    1

    Expect to make regular, weekly appointments until the lisp is cured. Speech pathology is not an instant fix. Great speech-language pathologists (SLPs) will work with you or your child to help develop great speaking habits and tricks. The more you can meet, the faster you will get rid of your lisp.[15]

    • Sessions are usually between 20 minutes and an hour.
    • Some clinics offer group therapy, easing the pressure on you to perform.[16]
  2. Image titled Talk to a Schizophrenic Step 5

    2

    Be prepared to talk about your medical and speech history, or your child’s. You need to know the causes of the lisp to find solutions. While some people are born with lisps, some speech problems are rooted in medical history, sometimes going back to birth. Bring a copy of medical records with you. A good professional leaves no stone unturned.

    • Parents are instrumental in helping their children beat a lisp — expect the therapist to enlist your help.[17]
  3. Image titled Talk to a Camera Step 5

    3

    Expect to be screened and assessed, which is usually just a short conversation or set of word tests. In order to determine the next course of action, the SLP will want to hear your speak. This generally consists of simple questions or repeated words. You may even do an Oral Motor Exam, which is a series of exercises to see how your mouth moves independently of speaking.

    • If you’ve brought your child in, the SLP may want to observe them playing, with other kids, or with you. Seeing them speak naturally, and not under pressure, is important.
    • You may have your speech recorded for learning and practice.[18]
  4. Image titled Talk to a Shy Guy Step 5

    4

    Prepare for hands-on practice sessions with your SLP. Once the issues are diagnosed, it’s time to fix them. This usually consists of copy-catting. The therapist will say a word, and you’ll work on copying the physical movements — mouth, tongue, and breath. You may be given a mirror to help you watch your mouth’s movements.

  5. Image titled Talk to Ex Step 24

    5

    Expect to get homework. Many of these exercises can, and should be, practiced at home. Expect to get a series of handouts helping you work on the lisp later on.[19]

  6. Image titled Talk to a Schizophrenic Step 4

    6

    Expect to work for several weeks, not to be fixed instantly. Know that you will keep developing new strategies for as long as it takes. Don’t get discouraged if he/she says it may take a few weeks or months. Once you’ve got the skills down to get rid of a lisp, they rarely ever leave you again.

    • Everyone is different — some might have weekly sessions for a month, others may need a year or more.
    • Ask for exercises or ways to practice at home if you’re dissatisfied with your progress.
  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you fix a lisp?

    Iddo DeVries, MA-SLP

    Iddo DeVries is a Speech-Language Pathologist and the Owner and Clinical Director of Speech Therapy of DV Therapy, Inc. based in Los Angeles, California since 2014. Focusing on dynamic therapy for individuals and their families, Iddo specializes in family training and speech therapy for disabilities and delays including, autism, late-talkers, PDD, specific language impairments, articulation and phonological disorders, auditory processing delays, stuttering, pragmatic and social delays, Verbal Apraxia of Speech. Iddo holds a BS in Speech Communication Sciences from Brooklyn College and an MA in Speech-Language Pathology from Adelphi University. In 2011 Iddo was awarded the outstanding achievement award in the field of speech therapy by the New York City Department of Education. He has been an active member of the nationally accredited speech board ASHA since 2006.

    Iddo DeVries, MA-SLP

    Speech-Language Pathologist

    Expert Answer

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Be patient. It can take a few weeks to correct the lisp in regular conversation.

  • If the types of lisp described on this page do not match your lisp, see a speech therapist. There are several additional types of lisp; the ones described here are simply the most common.

Advertisement

  • Talking through a smile for too long may make your jaw sore and cause you to clench your teeth, which can make it harder to do your speaking exercises. Stop the exercise if this happens, and rub your jaw muscles in a gentle, circular motion to relax them.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

If you want to get rid of a frontal lisp where «s» sounds come out more like «th,» practice smiling in front of a mirror so you can watch your mouth and tongue. As you smile, move your tongue into the «s» position, which is just behind the teeth, high up against the roof of the mouth. Then blow air through your mouth to make a hissing sound. Keep practicing every day until it becomes easier to do. To work on a lateral lisp, where s-words make a «slushy» sound, practice saying «EET» while you blow air through your mouth. To learn how to treat a small child’s lisp, keep reading.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 972,735 times.

Reader Success Stories

  • Ninja Bagalwa

    Ninja Bagalwa

    Jun 8, 2017

    «I have a lisp and I am a foreigner from Congo. I have been made fun of because of it and this site gives me hope. I…» more

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шепелявлю как исправить
  • Шевроле лачетти ошибка р0650
  • Широкая грудная клетка у женщин как исправить
  • Шелушится потолок на кухне как исправить
  • Шевроле лачетти ошибка р0342 как исправить