Технология коррекции бокового сигматизма шипящих звуков: «ш», «ж» без привлечения физиотерапии
На практике очень часто приходится встречать детей с дизартрическими расстройствами речи, проявлением которого является нарушение звукопроизношения: бокой сигматизм группы шипящих звуков «ш», «ж».
Трудность коррекции бокового сигматизма заключается в отсутствии оказания медикоментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных причин. Одной из которых является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по рекомендации логопеда таких специалистов, как: физиотерапевт, невропатолог — эти врачи вам помогут, составить наиболее эффективную программу лечения, в том числе проверить здоровье. В результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.
Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата [1].
При данном виде нарушения звукопроизношения ребенок не может по речевой инструкции логопеда или по подражанию правильно или приближенно к принятому звуковому эталону произнести коррегируемый звук. Поэтому необходимо выбрать опосредованный путь коррекции бокового сигматизма группы шипящих звуков: «ш», «ж». При этом зачастую дети с дизартрией, на первый взгляд, правильно выполняют такие заданные логопедом артикуляционные уклады, как: «Чашечка», подъем языка, «Грибок», «Лошадка» (цокание языком), «Вкусное варенье», «Парус» и т. д. Но качество выполняемых движений несколько снижено: язык недостаточно широкий при подъеме, боковые края языка не прижимаются к зубам, отмечается тремор, саливация, синкинезии. Принятый артикуляционный уклад ребенок не может удержать во время произнесения шипящих звуков: «ш», «ж».
Так как в симптомокомплекс при дизартрии входит такое нарушение, как некоординированность артикуляционных тонких движений, изменение мышечного тонуса. У некоторых детей при наличии бокового сигматизма развиты навыки правильного произношения группы звуков-соноров: «р», «рь». Однако, при автоматизации звука «ш» даже на уровне слов отмечается пропуск соноров: «р», «рь». Причиной данного явления, на мой взгляд, является: нарушение переключения с одной позиции языка на другую, несформированность целенаправленной воздушной струи. Очень часто вкупе с боковым сигматизмом шипящих звуков нарушенными являются свистящие звуки: «с», «сь», «з», «зь», «ц».
В первую очередь при коррекции звукопроизношения назначается медикоментозная и физиотерапия. Но оказавшись на логопункте при массовом детском саде, столкнулась с трудностью — зачастую родители не находили времени, чтобы обратиться к указанным специалистам.
Поэтому, в подобных случаях прибегала к следующей технологии коррекции звукопроизношения при боковом сигматизме шипящих звуков.
1. Выработка правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики. С детьми отрабатывались следующие положения языка:
Подъем широкого языка, положить на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.
Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.
Аналогичная работа, только язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости. Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую.
2. При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к искаженному варианту произношения. В таких случаях использую логопедические зонды — зонд для постановки шипящих звуков. Несколько приподняв кончик языка с помощью зонда, прошу ребенка произнести звук «т» (как правило, у детей-дизартриков произношение звуков «д», «т» из нижнего положения) и подуть. В данном случае получается утрированное произношение звука «т» похожее на «ш». Используя зонд закрепляем правильное положение языка при произношении шипящего звука «ш». Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая пользоваться зондом. Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук на уровне слогов и слов. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, а не от звука «т», используя логопедический зонд. Таким образом проводим еще пару занятий. За это время ребенок привыкает к новому правильному варианту произношения, в итоге- меньше переживает из-за того, что может не получиться.
3. Следующим этапом в коррекции произношения будет — автоматизация звука без использования зонда на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш», содействуют не только автоматизации произношения, но и развивают фонематический слух. Кроме того, можно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них.
4. Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно ведем работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Не забывать отрабатывать воздушную струю. При произношении изолированного звука и в слогах.
5. Дойдя до автоматизации на уровне слов, переходим к постановке звука «ж». Анализируем положение органов артикуляциии при произношении, развиваем воздушную струю. Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.
6. Отводим достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учим детей предложение анализировать: количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении, деление слов на слоги, определение положения заданного звука в слове. Работа с деформированным текстом и предложением.
Таким образом, вполне возможно поставить нарушенные звуки при дизартрии, не используя медикоментозную и физиотерапию.
Литература:
1. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-448 с.
Также по теме:
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием частного проявления множественных мышечных зажимов ребенка. Поэтому, прежде всего надо снять эти зажимы. Ребенок, как правило, не способен произвольно расслабиться. Стараясь это сделать, он только еще больше напрягает мышцы: плечи не опускает, а с нажимом оттягивает вниз, глаза не прикрывает, а зажмуривает, и т.д. Поэтому рекомендации логопеда должны быть более образными, например: плечи «отвалились», «тяжелая» голова «упала» на руки и т. д.
Если какие-либо мышцы у ребенка остаются зажатыми, предложите ребенку сначала усилить это напряжение. Как только ребенок почувствует свой «зажим», ему легче будет его сбросить.
Например:
— У тебя плечи приподняты. Попробуй поднять их еще, еще сильнее. Чувствуешь, как тебе неудобно в таком положении? Урони руки, пусть плечи отдохнут…
Устранить зажимы уголков губ поможет массаж, включающий в себя специальные ИЗОТОНИЧЕСКИЕ упражнения, т.е. упражнения с элементами сопротивления:
1. Губы ребенка не напряжены. Зафиксировав пальцами углы его губ, попросить ребенка с силой улыбнуться. В момент наивысшего напряжения убрать пальцы.
2. Зафиксировать углы губ, улыбающегося ребенка и предложить ему вытянуть губы в «трубочку». Оторвать пальцы от губ в момент наибольшего напряжения.
ПОСТАНОВКУ звука целесообразно проводить на фоне релаксации.
Например, при коррекции звука [С], логопед говорит:
— Ты сидишь, устало «уронив» плечи. Твое лицо «ленивое»… глаза сонно прикрыты. На губах вялая улыбка. Кончик языка прилип к нижним зубам. Спокойный вдох и усталый шумный выдох…
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ ОТ ЩЕЧНОГО СИГМАТИЗМА?
И в том, и в другом случае произнесение звука сопровождается раздуванием щёк.
При БОКОВОМ произношении струя воздуха расходится по спинке языка от средней линии вправо или влево, реже в обе стороны.
1.вариант: Двусторонний боковой сигматизм. Язык своей спинкой смыкается с нёбом, не образуя посредине желобка, при этом боковые края опущены и пропускают воздушную струю, которая обтекает с двух сторон языка и выходит изо рта с неряшливым шумом.
2. вариант: Односторонний боковой сигматизм. Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки языка плотно смыкается с альвеолами. Воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков, в результате
слышится хлюпающий шум. Губы могут принять асимметричное положение.
3. вариант: Односторонний боковой сигматизм. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько правее или левее. Воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый с шипящим оттенком шум. Губы могут быть в асимметричной улыбке.
Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, подставив ко рту ребенка ладонь. На ней вы почувствуете, из какого уголка рта выходит воздух.
При ЩЕЧНОМ произношении язык не принимает участия в артикуляции. Выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и зубами, а между сближенными (иногда сжатыми между собой) зубами и прижатыми к ним с боков уголками рта.
1. вариант: Выдыхаемая воздушная струя бьет в щёки так, что они раздуваются при произнесении шипящих или свистящих, которые издают неряшливый хлюпающий шум.
2. вариант: Выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие между сближенными (иногда сжатыми между собой) зубами и прижатыми к ним с боков уголками рта. Образуется «тупой» шум Произнесение звука сопровождается раздуванием щёк.
3. вариант: Пытаясь самостоятельно улучшить произношение, ребенок прижимает щёки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Получается акустический эффект близкий к норме. Это достигается, в том числе за счет излишне выдвинутых вперед губ.
При произнесении звонких звуков [З] и [Ж] к шуму прибавляется голос.
Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 — 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.
Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).
С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.
Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:
- Губно-зубной сигматизм — при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
- Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
- Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
- Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
- Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
- Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.
Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:
- дыхательной;
- голосового аппарата;
- артикуляционного аппарата;
- физиологического слуха;
- центральной нервной системы (ЦНС).
При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.
Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:
- Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
- Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
- Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
- Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.
При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:
- Губы слегка округлены.
- Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
- Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
- Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
- Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
- Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.
Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.
Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.
Далее переходят к более сложным упражнениям:
- «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
- «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
- «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
- «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
- «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.
Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т.д.
Для примера приведем несколько упражнений:
- «Забей мяч в ворота». На столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики), делают шарики из ваты. Задача ребенка – дуть на шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота. Логопед должен внимательно следить за правильной артикуляцией.
- «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе.
- «Листья летят». Это упражнение проводится по той же схеме, т.е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее.
Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.
Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.
Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:
- От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
- От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
- От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный. Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.
Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):
- Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
- Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).
Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).
Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.
Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом). Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).
Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:
- Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
- Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
- Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
- Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.
Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики. Нужно не забывать о том, что на произношение могут влиять чисто физиологические причины (нарушение прикуса), поэтому нужно регулярно посещать стоматолога и ортодонта.
Устранение недостатков произношения шипящих звуков
Подготовительный
этап.
Основная
цель этого этапа – включить ребенка в
целенаправленный логопедический
процесс. Одной из важных задач является
формирование установки на занятия:
установить с ребенком доверительные
отношения, расположить его к себе,
адаптировать к обстановке логопедического
кабинета, вызвать у него интерес к
занятиям и желание в них включаться.
Предварительный
этап.
Этот
этап является более продолжительным.
На этом этапе проводится развитие общей,
ручной, речевой моторики, слухового
восприятия, внимания. Провожу работу и
над правильным речевым дыханием, над
формированием длительного плавного
выдоха.
-
Развитие
ручной моторики.
Необходимость
развития моторики рук у детей, обусловлена
тесным взаимодействием ручной и речевой
моторики. По данным М.И. Кольцовой,
морфологическое и функциональное
формирование речевых зон совершается
под влиянием кинестетических импульсов,
поступающих от рук. Совершенствование
ручной моторики способствует активизации
моторных речевых зон головного мозга
и вследствие этого – развитию речевой
функции.
Развитие
ручной моторики имеет большое значение
не только для активизации речевой
моторики, но и для подготовки к овладению
письмом.
При
проведении игр прочитывается стихотворение
и выполняется вместе с детьми. При
повторении игры дети полностью выполняют
движения и лишь частично текст, заканчивая
фразу, начатую мною. В дальнейшем дети
заучивают стихотворения наизусть и
сопровождают движения пальцев
соответствующим текстом стихотворения.
Выбор
упражнения, дидактического и речевого
материала определяю темой занятия. Так,
например, подбираю контурные изображения
(для раскрашивания, обведения, вырезывания)
тех предметов, в названии которых есть
отрабатываемый звук.
Упражнения
по развитию ручной моторики провожу
систематически в течение 3-5 минут на
каждом занятии.
2.)
Развитие ритма.
Развитие
ритма подготавливает детей к работе
под звукослоговой структурой слова,
над ударением, интонационной
выразительностью.
3.)
Развитие дыхания.
Первоначально
провожу работу над развитием длительного
выдоха без участия речи. При этом слежу
за тем, чтобы дети не поднимали плечи,
излишне не напрягали мышцы дыхательного
аппарата, чтобы выдох был плавным,
постепенным, длительным. Воспитывается
нижнереберное, диафрагмальное дыхание.
С целью контроля рука кладется на область
диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает
дыхательные движения логопеда.
4.)
Развитие речевого дыхания и голоса.
После
того, как у детей сформирован плавный
длительный выдох, ввожу голосовые
упражнения.
5.)
Закрепление правильного дыхания в
процессе речи. С целью развития речевого
дыхания на длительном плавном выдохе
даю специальные речевые упражнения.
6.)
Развитие артикулярной моторики.
На
предварительном этапе коррекции
нарушений звукопроизношения определенное
место отвожу развитию мимических
движений и движений языка, губ.
7.)
Развитие слухового восприятия и внимания.
Логопедическая
работа по развитию слухового внимания
и восприятия подготавливает детей к
различению и выделение на слух речевых
единиц: слов, слогов, звуков. Эту работу
провожу в виде игровых упражнений.
8.)
Развитие слухового внимания и восприятия
на речевом материале.
У
детей часто отсутствует интерес, внимание
к речи окружающих, что является одной
из причин недоразвития речевого общения.
В связи с эти уже на самом начальном
этапе логопедической работы развивают
у детей интерес и внимание к речи,
установку на восприятие речи окружающих.
Этап
постановки звука
Постановка
звука представляет собой процесс
формирования артикуляции, обучение
ребенка произношению звука в изолированном
звучании. На этапе постановки звука
формируется навык правильного произношения
изолированного звука, закрепляется
слуховой, кинестетический образ звука,
используется зрительное восприятие
артикуляции.
На
данном этапе логопедическая работа
осуществляется по следующим направлениям:
1.)
развитие восприятия речи;
2.)
формирование фонематического анализа;
3.)
развитие артикуляторной моторики;
4.)
работа по непосредственной постановке
звука.
Развитие
восприятия речи, как и на предварительном
этапе, провожу с использованием заданий
на имитацию слогов. Предлагаю слоги со
стечением согласных (которые правильно
произносятся). На этапе постановки звука
развитие фонематического восприятия,
анализа и синтеза предполагает
формирование умения выделять отрабатываемый
звук в слове, определять его место,
дифференцировать от других прежде всего
от далеких артикуляторно и акустически.
С учетом уровня овладения фонематической
стороной речи провожу работу и над
сложными формами фонематического
анализа. Например, предлагаю детям
определить какой по счету звук.
На
этапе постановке звука большое внимание
уделяю развитию речевой моторики. На
этом этапе продолжаю работу по закреплению
навыков речевого дыхания, по развитию
голоса, артикуляторных движений.
Развитие
артикуляторной моторики провожу в виде
артикуляторной гимнастики. Артикуляторная
гимнастика представляет собой определенный
комплекс упражнений для губ, языка,
подготавливающих правильное произнесение
звука. Целью артикуляторной гимнастики
является отработка каждого элемента
артикуляторного уклада. Для каждого
звука рекомендуется определенная
система артикуляторных упражнений.
Комплекс
упражнений для формирования правильного
звукопроизношения шипящих звуков: [ш],
[ж], [ч], [щ].
1.
Заборчик – улыбнуться весело, без
напряжения, так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Удержать в таком
положении губы под счет от 1-5-10.
2.
Рупор – губы выдвигаются вперед и
округляются. Зубы сомкнуты.
3.
Трубочка — вытянуть сомкнутые губы
вперед трубочкой, зубы сомкнуты. Удержать
в таком положении губы под счет от
1-5-10.
4.
Открывание – закрывание рта – широко
открывать и закрывать рот. Удерживать
кончик языка в основании верхних зубов.
5.
Наказать непослушный язычок – немного
приоткрыть рот, спокойно положить язык
на нижнюю губу и, пошлепывая ее губами,
произносить звуки: «пя-пя-пя»…Удерживать
широкий язык в спокойном положении при
открытом рте под счет от 1-5-10.
6.
Блинчик – широкий язык высунуть,
расслабить, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу. Удержать ее
в таком положении под счет от 1-5-10.
7.
Грибок – раскрыть рот, присосать широкий
язык всей плоскостью к небу. Не отрывая
язык от неба, оттягивать вниз нижнюю
челюсть. Проделывать 10-15 раз. Язык не
должен отрываться от неба (язык напоминает
тонкую шляпку грибка, а растянутая
подъязычная связка – его ножку).
8.
Гармонь – удерживать «грибок», а рот
широко открывать и закрывать, при
повторении стараясь открывать рот все
шире и все дольше удерживать язык в
верхнем положении.
9.
Почистить верхние зубы — приоткрыть рот
и кончиком языка, почистить верхние
зубы, с внутренней стороны, делая движения
языком из стороны в сторону.
10.
Вкусное варенье – слегка приоткрывать
рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая движения
языком сверху, вниз, но не из стороны в
сторону. Язык широкий, боковые его края
касаются углов рта.
11.
Парус – положить широкий, распластанный
язык на нижнюю губу и затем поднять
кверху, прижавшись передним краем языка
изнутри к краешкам зубов.
12.
Чашечка – рот широко раскрыть. Широкий
язык поднять кверху. Потянуться к верхним
зубам, но не касаться их. Удерживать
язык в таком положении под счет от
1-5-10.
13.
Рот спокойный – рот закрыт, язык и губы
в спокойном состоянии.
14.
Змея шипит – губы «рупором», но между
зубами щель в 1 мм., язык в виде чашечки
поднят за верхние зубы, краешком
приближаясь к передней части твердого
неба. Боковые края языка плотно прилегают
к верхним коренным зубам. Воздушная
струя идет посередине языка, оставляя
ощущения тепла на ладони.
15.
Фокус – улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий передний край языка
на верхнюю губу, так, чтобы боковые края
его были прижаты, а посередине языка
был желобок, и сдуть ватку, положенную
на кончик носа. Воздух при этом должен
идти посередине языка, тогда ватка
полетит вверх. Голову держать прямо.
16.
Футбол — положить передний широкий край
языка на нижнюю губу и как бы произнося
длительный звук [ф], сдуть ватку на
противоположный край стола, попал и в
колпачок или ворота из колпачков.
Каждое
упражнение артикуляционной гимнастики
имеет свое название, соотносящиеся с
предметом и четверостишьем об этом
предмете. После отработки изолированных
элементов, движения объединяются,
включаются в единый артикуляционный
уклад. Для устранения недостатков
произношения звуков необходимо знать
не только правильную, но и не правильную
артикуляцию этих звуков.
Уклад
органов артикуляции.
При
произнесении звука [ш] губы вытянуты
вперед и окружены (перед [а] – округление
минимально, перед [ы], [и] округления
может и не быть). Расстояние между зубами
больше, чем при свистящих 4-5 мм. Кончик
языка поднят по направлению к началу
твердого неба или альвеолам, средняя
часть спинки языка прогибается, а задняя
– поднимается по направлению к мягкому
небу и оттягивается к стенке зева.
Боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам; небная занавеска поднята
и закрывает проход в нос. Голосовые
складки разомкнуты; сильная выдыхательная
струя воздуха проходит через две щели:
между задней частью языка и мягким
небом, а также между кончиком языка и
твердым небом. При этом производится
сложный шум, более низкий, чем при
произнесении свистящих, напоминающий
шипении.
При
образовании звонкого [ж] та же артикуляция,
что и при образовании звука [ш]; она
дополняется работой сомкнутых и
колеблющихся голосовых складок,
производящих голос. Выдыхаемая струя
воздуха несколько слабее и щель между
кончиком языка и твердым небом меньше,
чем при образовании звука [ш].
Основные
виды нарушений звуков [ш] и [ж] встречающихся
у детей дошкольного возраста. Среди
нарушений этих звуков встречается
несколько видов искаженного произношения.
«Щечное» произношение [ш] и [ж]. Язык не
принимает участия в артикуляции,
выдыхаемая струя воздуха встречает
препятствие не между языком и губами,
а между сжатыми между собой зубами и
прижатыми к ним с боков углами рта.
Образуется «тупой» шум, а при произнесении
звонкого [ж] к шуму прибавляется голос;
произнесение звука сопровождается
раздуванием щек.
«Нижнее»
произношение [ш] и [ж]. Щель образуется
на сближении кончика языка с твердым
небом, а передней частью его спинки. При
таком артикулировании шипящие приобретают
мягкий оттенок, напоминая звук [щ],
произносимый без присущей ему долготы.
В некоторых случаях при таком
артикулировании произносится твердый
звук.
Заднеязычное
произношение [ш] и [ж]. Щель образуется
сближением задней части спинки языка
с твердым небом. В этом случае шум,
напоминающий шум при звуке [х] или звонком
фрикативном [г].
Кроме
случаев искаженного произношения [ш] и
[ж], наблюдаются различные замены шипящих
другими звуками (суба- шуба, зук- жук),
среди них наиболее частыми оказываются
замены шипящих свистящими. Замена
шипящих свистящими не всегда бывает
полной, так как очень часто наблюдаются
акустические отличия свистящего
заменителя от нормированного звука
[с].
Недостатки
произношения звука [щ]. Звук [щ] произносится
как долгий мягкий фрикативный шипящий,
для которого характерен следующий уклад
органов артикуляции: губы, как при [ш],
вытянуты вперед и округлены, кончик
языка поднят до уровня верхних зубов
(ниже, чем при [ш]). Передняя часть спинки
языка несколько прогибается, средняя
часть – приподнимает к твердому небу,
задняя часть опущена и продвинута
вперед: небная занавеска поднята,
голосовые складки разомкнуты. Сильная
струя выдыхаемого воздуха проходит
через две щели: между средней частью
спинки языка и твердым небом, и передними
зубами или альвеолами. Образуется
сложный шум, более высокий, чем при [ш].
Среди недостатков произношения звука
[щ] имеется укороченное произношение
(длительность такого звука такая же как
при [ш]), замена мягким свистящим звуком
[с`], (сека -щека ), а так же произношение
[щ] с аффрикативным элементом в завершающей
фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо
щ`ука).
Недостатки
произношения звука [ч]. При произношения
звука [ч] губы, как при всех шипящих,
вытянуты и округлены. Расстояние между
зубами 1-2 мм. Звук имеет сложную язычную
артикуляцию: он начинается со смычного
элемента (как при звуке [т`]). Кончик языка
опущен и касается нижних резцов. Передняя
часть спинки языка прижата к верхним
резцам или альвеолам. Средняя ее часть
выгнута по направлению к твердому небу.
Весь язык несколько продвигается вперед.
Звук заканчивается щелевым элементом
(как при [щ]), который звучит кратко.
Граница между взрывным и щелевым
(фрикативным) элементами не улавливается
ни на слух, ни артикуляционно, так как
элементы слиты воедино. Мягкое небо
поднято и закрывает проход в нос,
голосовые складки разомкнуты, звук
глухой. Среди недостатков произношения
звука [ч], помимо тех, которые являются
общими для всех шипящих, следует отметить
замену [ч] мягкой, свистящей аффрикатой
[ц], не свойственной фонетической системе
русского литературного языка, а так же
[т`] или мягкий [ш].
Приемы
постановки шипящих звуков. Сначала
ставлю звук [ш], а затем на его базе ставлю
[ж]. Постановку звука [ш] осуществляю
рядом приемов. Ребенок несколько раз
произносит слог –са- и во время его
произношения постепенно (плавно)
поднимает кончик языка по направлению
к альвеолам. По мере подъема языка
меняется характер шума согласного
звука. В момент появления шипящего шума,
соответствующего акустическому эффекту
нормированного [ш//, фиксируется внимание
ребенка с помощью зеркала на этой позе.
Затем надо сильно подуть на кончик
языка, присоединяя к выходу звук [а] (в
резульитате слышетмся слог – ша-).
Ребенок произности –са- при верхнем
положении языка и вниматеельно
прислушивается к тому какой звук при
этом получается.
Ребенок
произносит несколько раз слог –са-, при
этом вводится под язык зонд. С его помощью
переводится кончик языка в верхнее
положение и регулируется степень его
подъема до появления нормально-звучащего
[ш]. Фиксируется зонд в этом положении,
ребенок вновь произносит тот же слог и
внимательно вслушивается. После
нескольких тренировок в произнесении
–ша- с помощью зонда фиксируется внимание
ребенка на положении языка и выясняется,
может ли он самостоятельно поставить
язык в нужную позицию.
При
не нарушенном произнесении [р] можно
поставить [ш] и [ж] от этого звука ребенок
произносит слог –ра- и в этот момент
логопед прикасается зондом к нижней
поверхности его языка, чтобы затормозить
вибрацию. При шепотном произнесении
–ра- слышится –ша-, а при громком –жа-.
Звук
[ж] ставится от звука [ш] включением
голоса при его произнесении, но он может
быть поставлен и от звука [з], как при
[ш] от [с].
Для
постановки звука [щ] можно воспользоваться
звуком [с]. Ребенок несколько раз
произносит слог -с`и- или -с`а- с протяженным
свистящим элементом: с`и, с`и…. Затем
вводится шпатель или зонд под язык и в
момент произнесения слогов слегка
приподнимается, несколько отодвигается
назад.
Тот
же акустический эффект можно получить,
не поднимая язык, а лишь несколько
отодвигая его назад прикосновением
шпателя.
Если
правильно произносится звук [ч], то от
него легко получить звук [щ], протянув
завершающий звук [ч] фрикативный элемент.
Слышится долгий звук [щ], который в
дальнейшем без труда определяется от
взрывного элемента. Звук сразу же
вводится в слоги, а затем в слова.
Звук
[ч] можно поставить от [т`], произносимого
в прямом слоге (т`и) или обратном (ат`).
Ребенок произносит несколько раз
какой-нибудь из этих слогов с некоторым
усилением выдоха на согласном элементе.
В момент произнесения с помощью шпателя
или зонда слегка отодвигается назад
кончик языка (как для артикуляции [щ]).
Тот же акустический эффект может быть
получен при введении зонда под язык. В
момент произнесения слегка приподнимается
язык и одновременно несколько отодвигается
назад. Звук [ч] легче вызывается в обратных
слогах. В процессе закрепления произношения
изолированного звука постепенно
осуществляется переход от полимодальных
подкреплений нормальной артикуляции
звука к опоре лишь на кинестетические
и слуховые ощущения, а в дальнейшем
только на слуховой образ звука.
Этап
автоматизации звука.
С
физиологической точки зрения этап
автоматизации звука представляет собой
закрепление условно-рефлекторных
речедвигательных связей на различном
речевом материале. Поставленный звук
еще очень хрупкий, условно-рефлекторная
связь без подкрепления может быстро
разрушиться. Автоматизировать звук –
это значит ввести его в слоги, слова,
предложения, связную речь. Автоматизация
звука требует активного использования
процесса внутреннего торможения,
способности к дифференциации правильного
и неправильного артикуляционного
уклада. Она осуществляется по принципу
от легкого к трудному, от простого к
сложному.
Прежде
всего проводится включение звука в
слоги. Слог – более простая речевая
единица по сравнению со словом. Кроме
того слоги лишены смысла, у ребенка в
связи с этим отсутствуют стереотипы
произношения слогов, что облегчают их
автоматизацию.
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
Артикуляционный уклад звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Звук Ш
Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:
- губы слегка округлены и выдвинуты вперед:
- между зубами есть небольшое расстояние;
- кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;
- язык находится в форме «чашечки»;
Звук Ж
Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий).
Если у ребенка есть звуки Ш, Ж, то оставшаяся группа шипящих звуков Ч, Щ обычно появляется автоматически.
Нарушения произношения шипящих звуков
Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.
Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:
- Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.
- Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский Г.
Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.
Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.
Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.
Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.
Звук Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.
Техника выполнения упражнений
Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.
Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
Техника выполнения:
- начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
- артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
- рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
Артикуляционная гимнастика
«Слоник»
- зубы сомкнуты;
- губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
- верхние и нижние резцы видны.
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик»
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
- удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
- важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Качели»
- улыбнуться;
- открыть рот;
- языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Чистим зубы»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» верхние зубы;
- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;
- нижняя челюсть при этом не двигается.
«Футбол»
- рот закрыт;
- кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
- на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
«Чашечка»
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
«Лошадка»
- присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
- щелкать языком медленно и сильно;
- нижняя челюсть должна быть неподвижной!!!
«Грибочек»
- улыбнуться;
- присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
«Гармошка»
- улыбнуться;
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
- не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Парашютики»
- улыбнуться;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф] сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.
Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения шипящих звуков.
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.
Вам также будет интересно:
- Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.
- Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ.
- Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
- Буклеты учителя-дефектолога.
- Кинезиология
- Автоматизация звука С в картинках.
- Автоматизация звука Р в картинках.
- Биоэнергопластика.
Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
Сигматизм
Содержание:
Специфические виды сигматизма шипящих
Нарушения в произношении свистящих (С, С’, З, З’, Ц) и шипящих (Ш, Щ, Ж, Ч) звуков называется сигматизм. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками – парасигматизм.
Сигматизм – самый частый дефект звукопроизношения. До 4-летнего возраста является естественным, и по мере усвоения ребёнком артикуляционной практики устраняется самостоятельно. Также не говорят о дефектном произношении свистящих и шипящих звуков во время выпадения у детей молочных зубов, особенно резцов. Сигматизм и его вид выявляются при логопедическом обследовании.
Причины сигматизма
Наиболее частыми причинами возникновения сигматизма считаются:
- анатомические аномалии челюстно-лицевой системы:
- нарушения прикуса (прогнатия (чрезмерное развитие верхней челюсти), прогения (чрезмерное развитие нижней челюсти), открытый прикус, глубокий прикус),
- макроглоссия (массивный язык), микроглоссия (маленький узкий язык),
- расщелины нёба.
- нарушения иннервации органов артикуляции: нормальная работа органов, обеспечивающих образование звуков, обусловлена передачей нервных импульсов из коры головного мозга в дыхательные, мимические, голосовые и артикуляционные мышцы. Нарушение передачи импульсов провоцирует речевое нарушение. При подобной патологии сигматизм диагностируется в составе тяжёлого нарушения речи – дизартрии.
- нарушения слуха (тугоухость): при тугоухости практически не улавливаются высокие диапазоны звуковых частот, вследствие чего свистящие звуки воспринимаются как шипящие. Нарушение звукового восприятия провоцирует нарушение звукопроизношения. При подобном нарушении сигматизм диагностируется в рамках акустико-фонематической дислалии.
- неправильные артикуляционные уклады: слабость мышц губ, языка, верхнего нёба, вызванные, например, частыми соматическими заболеваниями, создают сложность в переходе от уклада одного звука к укладу последующего. Ребёнок может чисто выговаривать свистящий или шипящий звук, но в серии из 2-3 звуков он будет дефектным. Также сигматизм развивается при подражании некорректным образцам произношения (родительский пример).
Сигматизм диагностируется у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при задержке психического развития (ЗПР), задержке речевого развития (ЗРР), при умственной отсталости.
Виды сигматизма
1. Межзубный: при произнесении свистящих и/или шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами, вследствие чего звук приобретает шепелявый оттенок.
Причины: выпадение молочных зубов, прямой открытый прикус, вялость кончика языка.
2. Губно-зубной: свистящие и/или шипящие звуки произносятся подобно звукам Ф и В. Звук образуются губами, язык в артикуляции не участвует. (Кошка и собака звучит как кофка и фабака; змея и жук – вмея и вук).
Причины: аномалии зубно-челюстной системы – прогнатия.
3. Призубный: кончик языка упирается в щель между верхними и нижними резцами, мешая выходу воздушной струи. Вместо свиста раздаётся Т или Д (собака – табака, кошка – котка, зонтик – донтик, цапля – тапля). Этот вид сигматизма можно назвать парасигматизмом. Самый тяжёлый вид сигматизма, поскольку нарушение охватывает все звуки группы, сильно искажает речь, делая её малопонятной; также отражается на письме. Коррекция практически невозможна из-за проблем с фонематическим (на слух) различением звуков.
Причины: аномалии зубно-челюстной системы, тугоухость, ОНР, ЗРР и другие тяжёлые речевые патологии.
4. Шипящий: свистящие и шипящие звучат нечётко. Неправильное положение языка приводит к произношению звуков, похожих на смягчённые Ш и Ж (кошка и собака – кошька и шябака).
Причины: аномалии зубно-челюстной системы, тугоухость.
5. Боковой: неправильное положение языка при артикуляции приводит к выходу воздушной струи по краям (или одному краю) языка. Произносимый звук приобретает хлюпающий оттенок.
Причины: аномалии зубно-челюстной системы, микроглоссия, парез языка (ограничение объёма и силы движений).
6. Носовой: воздушная струя уходит в носовую полость, звук приобретает гнусавый оттенок, похож на Х.
Причина: расщелины нёба, дисфункция (вялость) мягкого нёба.
Специфические виды сигматизма шипящих
- Щёчное произношение Ш и Ж: звук произносится с раздуванием щёк.
- Свистящий сигматизм шипящих: аналогия с шипящим сигматизмом.
- Нижнее произношение Ш и Ж: возможно смягчение звуков; рассматривается как вариант нормы, если не слышится явный дефект произношения.
- Заднеязычное произношение Ш и Ж: образует дополнительный шум, как в южнорусских областях.
Диагностика сигматизма
Диагностика начинается со сбора анамнеза. В ходе изучения медицинской документации и беседы с матерью ребёнка выясняются подробности течения беременности, родов, раннего развития.
Объективное обследование позволяет установить степень развития движений, мелкой моторики, слуха, зрения. Следующий этап – определение уровня развития органов артикуляции и возможные нарушения в их строении; уровень развития фонематического слуха и состояние звукопроизношения (определение вида и степени тяжести сигматизма).
Дополнительно могут потребоваться консультации с последующим лечением у узких специалистов: отоларинголога, стоматолога, ортодонта, хирурга, невролога.
Коррекция сигматизма
Медикаментозное лечение или хирургическое вмешательство осуществляется узкими специалистами.
Логопедическая коррекция заключается в подготовке артикуляционного аппарата к правильному звукопроизношению, постановке и автоматизации звуков.
Последовательность работы над звуками определяется сроками их возникновения в онтогенезе.
Если сигматизм диагностируется в рамках сложного речевого дефекта (дизартрия, ОНР и другие), то коррекционная работа проводится и по коррекции других сторон речи: лексики, грамматики, просодики, дыханием, умением направлять воздушную струю.
Фото: © Depositphotos
30 декабря 2020 13:03 | Отредактировано: 17 сентября 2021 10:43
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
Причины нарушения
Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук «ш».
-
проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей
присутствует
дизартрия
, мышцы языка плохо развиты. - Межзубной сигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
- При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
- Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
- При зубной парасигматизм заменяет в словах
звук «ш» на
глухой
«т». Возникает при снижении языкового тонуса. - Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».
Важным фактором является также манера общения родителей с малышом. Часто взрослые специально подражают ребенку, считая такое произношение забавным. Однако малышу кажется, что так и нужно говорить, поэтому он со временем привыкает к неверному произношению.
Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно.
При плохой артикуляции
происходит снижение качества произношения звуков. Также
при короткой уздечке
возникают проблемы с сосательным рефлексом.
Артикуляционные упражнения
Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.
Важно: перед постановкой любого звука необходимо правильно отрегулировать движения артикуляционного аппарата во время произношения и закрепить полученный результат до автоматизма. Это единственно верный путь для решения проблемы.
Прием
«Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.
тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.
Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.
Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.
Домашнее
задание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки
звука «ш». Он поможет
научить ребенка
управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.
неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться. Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости.
Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику
чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельное
индивидуальное занятие
, которое отвечало бы всем проблемам произношения.
Не пропустите: Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?
Детям 4-5 лет
проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этом
щечная
часть полости рта участия не принимает.
Важно, чтобы задания были интересными. Тогда малышу, у которого не получается произносить звуки, станет весело и занимательно их выполнять. Это значительно ускорит проявление положительных результатов.
Постановка звука ШЬ
Он же звук Щ, глухой и мягкий.
Артикуляция следующая:
- язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
- языковые мышцы напряжены;
- при выдохе кончик языка давит на небо;
- губы вытянуты трубкой;
- между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.
Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.
Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.
Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.
Способы постановки фонемы «Ш»
Специалисты используют механическое становление правильного звука «Ш» с помощью других фонем:
-
- Постановка от фонемы «р». Выполняется при условии хорошо выговариваемого звука. При воспроизведении инструментом придерживают кончик языка, устраняя вибрирующие движения. Предварительно можно выполнить с малышом упражнение «парус», чтобы правильно поставить язык.
- Постановка с помощью гласных. Здесь наиболее подходят звуки «а», «ы», «э». Ребенка просят воспроизвести одну из фонем и поднимают язычок зондом. Должно получиться аш-ыш-эш.
На заметку: становление «ш» с помощью гласных чаще всего используют при дизартрии. При тяжелых нарушениях речи – этот вариант наиболее действенный особенно, если в лексиконе совсем мало правильно выговариваемых звуков.
Лекция 7. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».(4ч.)
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1.
Механизм образования шипящих фонем
«ш», «ж», «ч», «щ».
2. Недостатки произношения шипящих фонем «ш», «ж», «ч», «щ»
сигматизм и парасигматизм шипящих.
1.Механизм образования фонемы шсостоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык поднят «чашечкой» («ковшом») к небу. Боковыми краями он прилегает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость.
Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.
Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесении с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигается округлением губ.
Различие в механизме образования фонем ши жсостоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание голосовые связки, несколько слабее становится напор струи выдыхаемого воздуха, несколько уже щель между языком и небом.
Фонема щ,как мягкая, отличается, от фонемы шболее высоким положением спинки языка и легким перемещением его кпереди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.
Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т и щелевого щ.
В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме
щ.Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ.
2.Основные виды нарушений звуков ш
и
ж.
Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.
«Щечное»произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при из несении звонкого ж
к шуму прибавляется голос; пронесение звука сопровождается раздуванием щек.
«Нижнее»произношение щ и ж. Щель образуется сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ,
произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.
Заднеязычноепроизношение ш и ж.Щель образуетсясближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х
звонком фрикативном
г,
как в южнорусских областях. Кроме случаев искаженного произношения
ш
и ж, наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.
Недостатки произношения звуков щ
и
ч.
При наличии шнедостатков в произношении фонем щи ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щна с’ и ч на ц’.
Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой
шнаблюдается правильное звучание фонем щи ч.
Для исправления фонемы щ,произносимой как с′проще всего воспользоваться зондом или шпателем.
При замене фонемы чпосредством ц’(или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ.
Лекция 8. Недостатки произношения «j» (йотацизм), «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).(4ч.)
План:
1. Механизм образования «j».
2. Недостатки произношения «j» — йотацизм.
3. Приемы постановки «j».
4. Механизм образования фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,».
5. Недостатки произношения «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,» каппацизм, гаммацизм, хитизм.
6. Исправление недостатков произношения фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,»
1.Уклад органов артикуляции. Губы несколь растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резцами 1—2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.
2.Недостатки произношения фонемы j(йот) встречается преимущественно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л′.
Взамен артикуляции, присущей фонеме j, используется нижний или верхний вариант артикуляции фонемы л’.
3.Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены фонемы j гласной фонемой и. Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио, аи, ои и т.п., несколько протягивая фонему и. В таком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами; иа, иаблоко; ио, иожик; аи, играи; ои, стои и т.п. Далее включаются более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут и т.п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т.п.
Постепенно длительность гласного и сокращается и из слогового звука он превращается в неслоговой.
Можно воспользоваться механическим способом постановки j от фонемы з’. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между (з’а) и (ж’а). Затем шпатель продвигается несколько глубже, пока не послышится четкое йа.
4. Механизм образования фонемы к состоит в следующем. Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку.
Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом, место смычка колеблется в зависимости от фонетических условий: при
ка
оно находится примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при
ко
и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты.
Фонема г по механизму своего образования отличается отклишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.
Особенность артикуляции фонемы х, отличающая ее от к, состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х
Мягкие фонемы к′, г’, х’отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемых языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.
5.Встречаются три основных вида каппацизма.
В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.
В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы кна т. В третьем случае взрывная фонема кзаменяется фрикативной х,
что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.
6.Исправление недостатков произношения фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,».
Если не удается исправить фонему к
на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изображения смычки языка с нёбом кистями рук, то следует воспользоваться механическим способом постановки
кот тс помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та.
Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо
та
должно получиться
кя.
Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое
ка.
Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к.
Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.
⇐ Предыдущая5
Закрепление
После того, как ребенку удалось произнести звук «ш», важно закрепить результат, и автоматизировать процесс.
для каждого малыша. Начинать нужно с простых слов и
словосочетаний
, в которых часто встречается проблемный звук. Можно также завести специальную
домашнюю тетрадь для закрепления
результатов, куда дети, начиная с
1 класса
смогут записывать
тексты
с обильным содержанием буквы «ш».
Необходимо, чтобы ребенок не только фонетически
правильно произносил звук «ш», но и верно его использовал в
грамматике
. При правильном написании и употреблении буквы, малыш и в разговоре будет стараться употреблять ее как нужно.
В такой тетради нужно дать задание на добавление окончаний в словах: Ната…(ша) пи…(шет), Тимо…(ша) хочет ку…(шать), Ма…(ша) собирает ланды…(ши).
Нужно научить ребенка создавать уменьшительно-ласкательную форму слов: дядя – дядюшка, кроха – крошка, ухо – ушко, пятно – пятнышко.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Следует составить текст, где постоянно встречается буква «ш», слова нужно заменить картинками. Ребенок при прочтении будет стараться выговорить слова правильно. Важно сохранять для малыша развлекательную составляющую, тогда он будет воспринимать занятия как игру.
Существует богатый выбор стихов
и
чистоговорок
, которые направлены на постановку звука «ш» у детей.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Малыш должен уметь также правильно употреблять букву «ш» в правописании. Для этого ему нужно составлять предложения с проблемным звуком. Начать можно с простых односложных предложений, постепенно усложняя задачу.
Дыхательная гимнастика
Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:
- «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
- «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.