Щечное произношение звука ш как исправить

Узнайте способы постановки шипящего звука у детей.

Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 — 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.

Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).

С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.

Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной сигматизм — при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:

  • дыхательной; 
  • голосового аппарата; 
  • артикуляционного аппарата; 
  • физиологического слуха;
  • центральной нервной системы (ЦНС). 

При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.

Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:

  • Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
  • Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
  • Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
  • Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.

При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • Губы слегка округлены.
  • Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
  • Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
  • Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
  • Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
  • Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.

Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.

Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.

Далее переходят к более сложным упражнениям:

  • «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
  • «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
  • «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
  • «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
  • «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.

Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т.д.

Для примера приведем несколько упражнений:

  • «Забей мяч в ворота». На столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики), делают шарики из ваты. Задача ребенка – дуть на шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота. Логопед должен внимательно следить за правильной артикуляцией.
  • «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе.
  • «Листья летят». Это упражнение проводится по той же схеме, т.е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее.

Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.

Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.

Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:

  • От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
  • От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
  • От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный. Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.

Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):

  • Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
  • Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).

Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).

Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.

Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом). Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).

Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:

  • Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
  • Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
  • Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
  • Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.

Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики. Нужно не забывать о том, что на произношение могут влиять чисто физиологические причины (нарушение прикуса), поэтому нужно регулярно посещать стоматолога и ортодонта.

В норме артикуляция у ребенка складывается к 4 – 5 годам. Однако не всегда картина столь радужная. Распространенное речевое нарушение у детей — неправильное произношение Ш. Это базовый звук в группе шипящих, и его постановка первостепенна, поскольку является базой для освоения правильного произношения остальных фонем. Из статьи вы узнаете о том, как логопеды ставят Ш, с какими трудностями можно столкнуться и что изначально вызывает проблемы с артикуляцией.

Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Диагностика

Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:

  1. Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
  2. Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
  3. Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
  4. Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
  5. Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
  6. Составление рассказа из предложенных слов и картинок.

По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.

Постановка артикуляции звука Ш

Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).

Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.

Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.

Артикуляционная гимнастика

Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.

На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.

Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:

  1. «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
  2. «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
  3. «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
  4. «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
  5. «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.

Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Дыхательная гимнастика

Положите кусочек ваты на стол и предложите малышу сдуть его воздушной струей на конец стола с помощью одного ровного и сильного выдоха. Важно, чтобы губы были сложены трубочкой, а щеки не напрягались. Более увлекательный вариант — вырезать картонные пчелы и цветы, соединить их нитками и сдувать насекомых.

Такие занятия усиливают эффект от артикуляционных упражнений с логопедом и в комплексе дают отличный результат.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.

Игры, стихи, чистоговорки

Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.

В автоматизации звука помогут скороговорки:

  • «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
  • «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши — и во ржи не души»;
  • «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
  • «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
  • «шапка да шубка — вот наш Мишутка»;
  • «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши — шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
  • «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».

Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.

Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее.

Дальнейшие рекомендации

При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.

Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику. Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.

Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Технология коррекции бокового сигматизма шипящих звуков: «ш», «ж» без привлечения физиотерапии

На практике очень часто приходится встречать детей с дизартрическими расстройствами речи, проявлением которого является нарушение звукопроизношения: бокой сигматизм группы шипящих звуков «ш», «ж».

Трудность коррекции бокового сигматизма заключается в отсутствии оказания медикоментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных причин. Одной из которых является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по рекомендации логопеда таких специалистов, как: физиотерапевт, невропатолог — эти врачи вам помогут, составить наиболее эффективную программу лечения, в том числе проверить здоровье. В результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.

Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата [1].

При данном виде нарушения звукопроизношения ребенок не может по речевой инструкции логопеда или по подражанию правильно или приближенно к принятому звуковому эталону произнести коррегируемый звук. Поэтому необходимо выбрать опосредованный путь коррекции бокового сигматизма группы шипящих звуков: «ш», «ж». При этом зачастую дети с дизартрией, на первый взгляд, правильно выполняют такие заданные логопедом артикуляционные уклады, как: «Чашечка», подъем языка, «Грибок», «Лошадка» (цокание языком), «Вкусное варенье», «Парус» и т. д. Но качество выполняемых движений несколько снижено: язык недостаточно широкий при подъеме, боковые края языка не прижимаются к зубам, отмечается тремор, саливация, синкинезии. Принятый артикуляционный уклад ребенок не может удержать во время произнесения шипящих звуков: «ш», «ж».

Так как в симптомокомплекс при дизартрии входит такое нарушение, как некоординированность артикуляционных тонких движений, изменение мышечного тонуса. У некоторых детей при наличии бокового сигматизма развиты навыки правильного произношения группы звуков-соноров: «р», «рь». Однако, при автоматизации звука «ш» даже на уровне слов отмечается пропуск соноров: «р», «рь». Причиной данного явления, на мой взгляд, является: нарушение переключения с одной позиции языка на другую, несформированность целенаправленной воздушной струи. Очень часто вкупе с боковым сигматизмом шипящих звуков нарушенными являются свистящие звуки: «с», «сь», «з», «зь», «ц».

В первую очередь при коррекции звукопроизношения назначается медикоментозная и физиотерапия. Но оказавшись на логопункте при массовом детском саде, столкнулась с трудностью — зачастую родители не находили времени, чтобы обратиться к указанным специалистам.

Поэтому, в подобных случаях прибегала к следующей технологии коррекции звукопроизношения при боковом сигматизме шипящих звуков.

1. Выработка правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики. С детьми отрабатывались следующие положения языка:

Подъем широкого языка, положить на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.

Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.

Аналогичная работа, только язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости. Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую.

2. При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к искаженному варианту произношения. В таких случаях использую логопедические зонды — зонд для постановки шипящих звуков. Несколько приподняв кончик языка с помощью зонда, прошу ребенка произнести звук «т» (как правило, у детей-дизартриков произношение звуков «д», «т» из нижнего положения) и подуть. В данном случае получается утрированное произношение звука «т» похожее на «ш». Используя зонд закрепляем правильное положение языка при произношении шипящего звука «ш». Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая пользоваться зондом. Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук на уровне слогов и слов. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, а не от звука «т», используя логопедический зонд. Таким образом проводим еще пару занятий. За это время ребенок привыкает к новому правильному варианту произношения, в итоге- меньше переживает из-за того, что может не получиться.

3. Следующим этапом в коррекции произношения будет — автоматизация звука без использования зонда на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш», содействуют не только автоматизации произношения, но и развивают фонематический слух. Кроме того, можно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них.

4. Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно ведем работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Не забывать отрабатывать воздушную струю. При произношении изолированного звука и в слогах.

5. Дойдя до автоматизации на уровне слов, переходим к постановке звука «ж». Анализируем положение органов артикуляциии при произношении, развиваем воздушную струю. Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.

6. Отводим достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учим детей предложение анализировать: количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении, деление слов на слоги, определение положения заданного звука в слове. Работа с деформированным текстом и предложением.

Таким образом, вполне возможно поставить нарушенные звуки при дизартрии, не используя медикоментозную и физиотерапию.

Литература:

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-448 с.

Также по теме:

Устранение недостатков произношения шипящих звуков

Подготовительный
этап.

Основная
цель этого этапа – включить ребенка в
целенаправленный логопедический
процесс. Одной из важных задач является
формирование установки на занятия:
установить с ребенком доверительные
отношения, расположить его к себе,
адаптировать к обстановке логопедического
кабинета, вызвать у него интерес к
занятиям и желание в них включаться.

Предварительный
этап.

Этот
этап является более продолжительным.
На этом этапе проводится развитие общей,
ручной, речевой моторики, слухового
восприятия, внимания. Провожу работу и
над правильным речевым дыханием, над
формированием длительного плавного
выдоха.

  1. Развитие
    ручной моторики.

Необходимость
развития моторики рук у детей, обусловлена
тесным взаимодействием ручной и речевой
моторики. По данным М.И. Кольцовой,
морфологическое и функциональное
формирование речевых зон совершается
под влиянием кинестетических импульсов,
поступающих от рук. Совершенствование
ручной моторики способствует активизации
моторных речевых зон головного мозга
и вследствие этого – развитию речевой
функции.

Развитие
ручной моторики имеет большое значение
не только для активизации речевой
моторики, но и для подготовки к овладению
письмом.

При
проведении игр прочитывается стихотворение
и выполняется вместе с детьми. При
повторении игры дети полностью выполняют
движения и лишь частично текст, заканчивая
фразу, начатую мною. В дальнейшем дети
заучивают стихотворения наизусть и
сопровождают движения пальцев
соответствующим текстом стихотворения.

Выбор
упражнения, дидактического и речевого
материала определяю темой занятия. Так,
например, подбираю контурные изображения
(для раскрашивания, обведения, вырезывания)
тех предметов, в названии которых есть
отрабатываемый звук.

Упражнения
по развитию ручной моторики провожу
систематически в течение 3-5 минут на
каждом занятии.

2.)
Развитие ритма.

Развитие
ритма подготавливает детей к работе
под звукослоговой структурой слова,
над ударением, интонационной
выразительностью.

3.)
Развитие дыхания.

Первоначально
провожу работу над развитием длительного
выдоха без участия речи. При этом слежу
за тем, чтобы дети не поднимали плечи,
излишне не напрягали мышцы дыхательного
аппарата, чтобы выдох был плавным,
постепенным, длительным. Воспитывается
нижнереберное, диафрагмальное дыхание.
С целью контроля рука кладется на область
диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает
дыхательные движения логопеда.

4.)
Развитие речевого дыхания и голоса.

После
того, как у детей сформирован плавный
длительный выдох, ввожу голосовые
упражнения.

5.)
Закрепление правильного дыхания в
процессе речи. С целью развития речевого
дыхания на длительном плавном выдохе
даю специальные речевые упражнения.

6.)
Развитие артикулярной моторики.

На
предварительном этапе коррекции
нарушений звукопроизношения определенное
место отвожу развитию мимических
движений и движений языка, губ.

7.)
Развитие слухового восприятия и внимания.

Логопедическая
работа по развитию слухового внимания
и восприятия подготавливает детей к
различению и выделение на слух речевых
единиц: слов, слогов, звуков. Эту работу
провожу в виде игровых упражнений.

8.)
Развитие слухового внимания и восприятия
на речевом материале.

У
детей часто отсутствует интерес, внимание
к речи окружающих, что является одной
из причин недоразвития речевого общения.
В связи с эти уже на самом начальном
этапе логопедической работы развивают
у детей интерес и внимание к речи,
установку на восприятие речи окружающих.

Этап
постановки звука

Постановка
звука представляет собой процесс
формирования артикуляции, обучение
ребенка произношению звука в изолированном
звучании. На этапе постановки звука
формируется навык правильного произношения
изолированного звука, закрепляется
слуховой, кинестетический образ звука,
используется зрительное восприятие
артикуляции.

На
данном этапе логопедическая работа
осуществляется по следующим направлениям:

1.)
развитие восприятия речи;

2.)
формирование фонематического анализа;

3.)
развитие артикуляторной моторики;

4.)
работа по непосредственной постановке
звука.

Развитие
восприятия речи, как и на предварительном
этапе, провожу с использованием заданий
на имитацию слогов. Предлагаю слоги со
стечением согласных (которые правильно
произносятся). На этапе постановки звука
развитие фонематического восприятия,
анализа и синтеза предполагает
формирование умения выделять отрабатываемый
звук в слове, определять его место,
дифференцировать от других прежде всего
от далеких артикуляторно и акустически.
С учетом уровня овладения фонематической
стороной речи провожу работу и над
сложными формами фонематического
анализа. Например, предлагаю детям
определить какой по счету звук.

На
этапе постановке звука большое внимание
уделяю развитию речевой моторики. На
этом этапе продолжаю работу по закреплению
навыков речевого дыхания, по развитию
голоса, артикуляторных движений.

Развитие
артикуляторной моторики провожу в виде
артикуляторной гимнастики. Артикуляторная
гимнастика представляет собой определенный
комплекс упражнений для губ, языка,
подготавливающих правильное произнесение
звука. Целью артикуляторной гимнастики
является отработка каждого элемента
артикуляторного уклада. Для каждого
звука рекомендуется определенная
система артикуляторных упражнений.

Комплекс
упражнений для формирования правильного
звукопроизношения шипящих звуков: [ш],
[ж], [ч], [щ].

1.
Заборчик – улыбнуться весело, без
напряжения, так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Удержать в таком
положении губы под счет от 1-5-10.

2.
Рупор – губы выдвигаются вперед и
округляются. Зубы сомкнуты.

3.
Трубочка — вытянуть сомкнутые губы
вперед трубочкой, зубы сомкнуты. Удержать
в таком положении губы под счет от
1-5-10.

4.
Открывание – закрывание рта – широко
открывать и закрывать рот. Удерживать
кончик языка в основании верхних зубов.

5.
Наказать непослушный язычок – немного
приоткрыть рот, спокойно положить язык
на нижнюю губу и, пошлепывая ее губами,
произносить звуки: «пя-пя-пя»…Удерживать
широкий язык в спокойном положении при
открытом рте под счет от 1-5-10.

6.
Блинчик – широкий язык высунуть,
расслабить, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу. Удержать ее
в таком положении под счет от 1-5-10.

7.
Грибок – раскрыть рот, присосать широкий
язык всей плоскостью к небу. Не отрывая
язык от неба, оттягивать вниз нижнюю
челюсть. Проделывать 10-15 раз. Язык не
должен отрываться от неба (язык напоминает
тонкую шляпку грибка, а растянутая
подъязычная связка – его ножку).

8.
Гармонь – удерживать «грибок», а рот
широко открывать и закрывать, при
повторении стараясь открывать рот все
шире и все дольше удерживать язык в
верхнем положении.

9.
Почистить верхние зубы — приоткрыть рот
и кончиком языка, почистить верхние
зубы, с внутренней стороны, делая движения
языком из стороны в сторону.

10.
Вкусное варенье – слегка приоткрывать
рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая движения
языком сверху, вниз, но не из стороны в
сторону. Язык широкий, боковые его края
касаются углов рта.

11.
Парус – положить широкий, распластанный
язык на нижнюю губу и затем поднять
кверху, прижавшись передним краем языка
изнутри к краешкам зубов.

12.
Чашечка – рот широко раскрыть. Широкий
язык поднять кверху. Потянуться к верхним
зубам, но не касаться их. Удерживать
язык в таком положении под счет от
1-5-10.

13.
Рот спокойный – рот закрыт, язык и губы
в спокойном состоянии.

14.
Змея шипит – губы «рупором», но между
зубами щель в 1 мм., язык в виде чашечки
поднят за верхние зубы, краешком
приближаясь к передней части твердого
неба. Боковые края языка плотно прилегают
к верхним коренным зубам. Воздушная
струя идет посередине языка, оставляя
ощущения тепла на ладони.

15.
Фокус – улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий передний край языка
на верхнюю губу, так, чтобы боковые края
его были прижаты, а посередине языка
был желобок, и сдуть ватку, положенную
на кончик носа. Воздух при этом должен
идти посередине языка, тогда ватка
полетит вверх. Голову держать прямо.

16.
Футбол — положить передний широкий край
языка на нижнюю губу и как бы произнося
длительный звук [ф], сдуть ватку на
противоположный край стола, попал и в
колпачок или ворота из колпачков.

Каждое
упражнение артикуляционной гимнастики
имеет свое название, соотносящиеся с
предметом и четверостишьем об этом
предмете. После отработки изолированных
элементов, движения объединяются,
включаются в единый артикуляционный
уклад. Для устранения недостатков
произношения звуков необходимо знать
не только правильную, но и не правильную
артикуляцию этих звуков.

Уклад
органов артикуляции.

При
произнесении звука [ш] губы вытянуты
вперед и окружены (перед [а] – округление
минимально, перед [ы], [и] округления
может и не быть). Расстояние между зубами
больше, чем при свистящих 4-5 мм. Кончик
языка поднят по направлению к началу
твердого неба или альвеолам, средняя
часть спинки языка прогибается, а задняя
– поднимается по направлению к мягкому
небу и оттягивается к стенке зева.
Боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам; небная занавеска поднята
и закрывает проход в нос. Голосовые
складки разомкнуты; сильная выдыхательная
струя воздуха проходит через две щели:
между задней частью языка и мягким
небом, а также между кончиком языка и
твердым небом. При этом производится
сложный шум, более низкий, чем при
произнесении свистящих, напоминающий
шипении.

При
образовании звонкого [ж] та же артикуляция,
что и при образовании звука [ш]; она
дополняется работой сомкнутых и
колеблющихся голосовых складок,
производящих голос. Выдыхаемая струя
воздуха несколько слабее и щель между
кончиком языка и твердым небом меньше,
чем при образовании звука [ш].

Основные
виды нарушений звуков [ш] и [ж] встречающихся
у детей дошкольного возраста. Среди
нарушений этих звуков встречается
несколько видов искаженного произношения.
«Щечное» произношение [ш] и [ж]. Язык не
принимает участия в артикуляции,
выдыхаемая струя воздуха встречает
препятствие не между языком и губами,
а между сжатыми между собой зубами и
прижатыми к ним с боков углами рта.
Образуется «тупой» шум, а при произнесении
звонкого [ж] к шуму прибавляется голос;
произнесение звука сопровождается
раздуванием щек.

«Нижнее»
произношение [ш] и [ж]. Щель образуется
на сближении кончика языка с твердым
небом, а передней частью его спинки. При
таком артикулировании шипящие приобретают
мягкий оттенок, напоминая звук [щ],
произносимый без присущей ему долготы.
В некоторых случаях при таком
артикулировании произносится твердый
звук.

Заднеязычное
произношение [ш] и [ж]. Щель образуется
сближением задней части спинки языка
с твердым небом. В этом случае шум,
напоминающий шум при звуке [х] или звонком
фрикативном [г].

Кроме
случаев искаженного произношения [ш] и
[ж], наблюдаются различные замены шипящих
другими звуками (суба- шуба, зук- жук),
среди них наиболее частыми оказываются
замены шипящих свистящими. Замена
шипящих свистящими не всегда бывает
полной, так как очень часто наблюдаются
акустические отличия свистящего
заменителя от нормированного звука
[с].

Недостатки
произношения звука [щ]. Звук [щ] произносится
как долгий мягкий фрикативный шипящий,
для которого характерен следующий уклад
органов артикуляции: губы, как при [ш],
вытянуты вперед и округлены, кончик
языка поднят до уровня верхних зубов
(ниже, чем при [ш]). Передняя часть спинки
языка несколько прогибается, средняя
часть – приподнимает к твердому небу,
задняя часть опущена и продвинута
вперед: небная занавеска поднята,
голосовые складки разомкнуты. Сильная
струя выдыхаемого воздуха проходит
через две щели: между средней частью
спинки языка и твердым небом, и передними
зубами или альвеолами. Образуется
сложный шум, более высокий, чем при [ш].
Среди недостатков произношения звука
[щ] имеется укороченное произношение
(длительность такого звука такая же как
при [ш]), замена мягким свистящим звуком
[с`], (сека -щека ), а так же произношение
[щ] с аффрикативным элементом в завершающей
фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо
щ`ука).

Недостатки
произношения звука [ч]. При произношения
звука [ч] губы, как при всех шипящих,
вытянуты и округлены. Расстояние между
зубами 1-2 мм. Звук имеет сложную язычную
артикуляцию: он начинается со смычного
элемента (как при звуке [т`]). Кончик языка
опущен и касается нижних резцов. Передняя
часть спинки языка прижата к верхним
резцам или альвеолам. Средняя ее часть
выгнута по направлению к твердому небу.
Весь язык несколько продвигается вперед.
Звук заканчивается щелевым элементом
(как при [щ]), который звучит кратко.
Граница между взрывным и щелевым
(фрикативным) элементами не улавливается
ни на слух, ни артикуляционно, так как
элементы слиты воедино. Мягкое небо
поднято и закрывает проход в нос,
голосовые складки разомкнуты, звук
глухой. Среди недостатков произношения
звука [ч], помимо тех, которые являются
общими для всех шипящих, следует отметить
замену [ч] мягкой, свистящей аффрикатой
[ц], не свойственной фонетической системе
русского литературного языка, а так же
[т`] или мягкий [ш].

Приемы
постановки шипящих звуков. Сначала
ставлю звук [ш], а затем на его базе ставлю
[ж]. Постановку звука [ш] осуществляю
рядом приемов. Ребенок несколько раз
произносит слог –са- и во время его
произношения постепенно (плавно)
поднимает кончик языка по направлению
к альвеолам. По мере подъема языка
меняется характер шума согласного
звука. В момент появления шипящего шума,
соответствующего акустическому эффекту
нормированного [ш//, фиксируется внимание
ребенка с помощью зеркала на этой позе.
Затем надо сильно подуть на кончик
языка, присоединяя к выходу звук [а] (в
резульитате слышетмся слог – ша-).
Ребенок произности –са- при верхнем
положении языка и вниматеельно
прислушивается к тому какой звук при
этом получается.

Ребенок
произносит несколько раз слог –са-, при
этом вводится под язык зонд. С его помощью
переводится кончик языка в верхнее
положение и регулируется степень его
подъема до появления нормально-звучащего
[ш]. Фиксируется зонд в этом положении,
ребенок вновь произносит тот же слог и
внимательно вслушивается. После
нескольких тренировок в произнесении
–ша- с помощью зонда фиксируется внимание
ребенка на положении языка и выясняется,
может ли он самостоятельно поставить
язык в нужную позицию.

При
не нарушенном произнесении [р] можно
поставить [ш] и [ж] от этого звука ребенок
произносит слог –ра- и в этот момент
логопед прикасается зондом к нижней
поверхности его языка, чтобы затормозить
вибрацию. При шепотном произнесении
–ра- слышится –ша-, а при громком –жа-.

Звук
[ж] ставится от звука [ш] включением
голоса при его произнесении, но он может
быть поставлен и от звука [з], как при
[ш] от [с].

Для
постановки звука [щ] можно воспользоваться
звуком [с]. Ребенок несколько раз
произносит слог -с`и- или -с`а- с протяженным
свистящим элементом: с`и, с`и…. Затем
вводится шпатель или зонд под язык и в
момент произнесения слогов слегка
приподнимается, несколько отодвигается
назад.

Тот
же акустический эффект можно получить,
не поднимая язык, а лишь несколько
отодвигая его назад прикосновением
шпателя.

Если
правильно произносится звук [ч], то от
него легко получить звук [щ], протянув
завершающий звук [ч] фрикативный элемент.
Слышится долгий звук [щ], который в
дальнейшем без труда определяется от
взрывного элемента. Звук сразу же
вводится в слоги, а затем в слова.

Звук
[ч] можно поставить от [т`], произносимого
в прямом слоге (т`и) или обратном (ат`).
Ребенок произносит несколько раз
какой-нибудь из этих слогов с некоторым
усилением выдоха на согласном элементе.
В момент произнесения с помощью шпателя
или зонда слегка отодвигается назад
кончик языка (как для артикуляции [щ]).
Тот же акустический эффект может быть
получен при введении зонда под язык. В
момент произнесения слегка приподнимается
язык и одновременно несколько отодвигается
назад. Звук [ч] легче вызывается в обратных
слогах. В процессе закрепления произношения
изолированного звука постепенно
осуществляется переход от полимодальных
подкреплений нормальной артикуляции
звука к опоре лишь на кинестетические
и слуховые ощущения, а в дальнейшем
только на слуховой образ звука.

Этап
автоматизации звука.

С
физиологической точки зрения этап
автоматизации звука представляет собой
закрепление условно-рефлекторных
речедвигательных связей на различном
речевом материале. Поставленный звук
еще очень хрупкий, условно-рефлекторная
связь без подкрепления может быстро
разрушиться. Автоматизировать звук –
это значит ввести его в слоги, слова,
предложения, связную речь. Автоматизация
звука требует активного использования
процесса внутреннего торможения,
способности к дифференциации правильного
и неправильного артикуляционного
уклада. Она осуществляется по принципу
от легкого к трудному, от простого к
сложному.

Прежде
всего проводится включение звука в
слоги. Слог – более простая речевая
единица по сравнению со словом. Кроме
того слоги лишены смысла, у ребенка в
связи с этим отсутствуют стереотипы
произношения слогов, что облегчают их
автоматизацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Штрих принт ошибка настройки 115
  • Щетка плохо прижимается к стеклу как исправить
  • Шкода рапид ошибка восклицательный знак
  • Штрих принт ошибка диапазона нуля весы
  • Щербинка на зубе как исправить