Обновлено: 12.02.2023
Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал некто Пауков. Спас ее оперуполномоченный Комаров – это была его 265 операция . Видно, жалеет теперь Мухина о 590 рублях, потраченных на гостей.
Гражданка Мухина, найдя кошелёк
с пятьюстами шестьюдесятью двумя рублями ,
приобрела самовар стоимостью
около двухсот пятидесяти рублей ,
а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму
свыше трёхсот сорока рублей ,
прибавив к найденным пятистам шестидесяти двум рублям
ещё что-то около двадцати девяти рублей из личных сбережений.
Собравшимся у Мухиной ста восьмидесяти семи гостям было предложено роскошное угощение.
На тридцать восьмой минуте пира на хозяйку напал некто Пауков. Спас ее оперуполномоченный Комаров – это была
его двести шестьдесят пятая операция.
Видно, жалеет теперь Мухина о пятистах девяноста рублях,
потраченных на гостей.
3) Найдите и исправьте ошибки в выборе форм числительных
1. Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двоих дочерей.
2. Обоих сестер не дождались к обеду.
3. У четверых претенденток на медаль шансы примерно равны.
4. Насыпь сооружали с помощью двоих бульдозеров.
5. Пятеро студентов мы отправили домой.
у четырех претенденток;
Варианты связи подлежащего и сказуемого
Думаю, вряд ли у кого-то возникнут затруднения в согласовании главных членов в обычном предложении, где подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом в форме одного из наклонений. Например, в предложении Юная студентка долго искала нужную ей книгу сказуемое искала должно стоять в единственном числе и женском роде именно потому, что оно связано с подлежащим студентка – существительным женского рода единственного числа.
Однако если подлежащее выражено каким-либо иным способом, могут возникнуть трудности в согласовании с ним сказуемого: Большинство студентов хорошо сдал о экзамен или Большинство студентов хорошо сдал и экзамен ?
Что делать? Как поступить в таком случае?
Очень просто: внимательно прочитать следующий справочный материал!
Если в состав подлежащего входит собирательное существительное ( ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.), то сказуемое обычно ставится
во множественном числе , если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия;
в единственном числе , если подлежащее обозначает предметы неодушевленные.
Например: Ряд новых столов стоял в конце читального зала. Большинство студентов хорошо сдали экзамены.
Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом ( трое преподавателей, шестнадцать студенток, тысяча студентов и т.п.), то см. п. 1 , т.к. сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим, выраженным собирательным числительным. Например: Десять студентов сдали зачетную работу. Написано сто двадцать страниц курсовой работы;
При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе , например: Три книги лежат на столе; Четыре студента вошли в аудиторию.
При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в единственном числе : Школу окончил сорок один ученик.
При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для вузовской библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.
При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое обычно ставится в единственном числе : Прошло две недели; Пробило десять часов; Так прошло пятнадцать лет.
При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: профессор сделал доклад;
Согласование с такими существительными определений в женском роде носит разговорный характер ( наша редактор…; новая декан ).
При подлежащем, выраженном сочетанием нарицательного и собственного имен существительных, сказуемое согласуется с собственным именем: Профессор Сергеева прочла лекцию.
При сложных названиях , состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована; песня-романс стала весьма популярной; книга-справочник весьма полезна.
Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.
При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях (типа кто, некто, никто, кто-то ) в роли подлежащего сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода , даже если речь идет о женщине или нескольких лицах: Кто из присутствующих сдал деньги на билеты в театр?
Колебания в форме числа сказуемого возникают и при однородных подлежащих . Обычно сказуемое в таких случаях ставится в форме множественного числа : Спортсмены и тренер отправились в аэропорт. Варианты (с формой единственного числа) допустимы только в разговорной речи : Вместе с нами шла сестра и брат Ивановы.
1. Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант.
1. Большинство студентов нашей группы успешно ( защитило; защитили ) курсовой проект.
2. Еще ряд предложений ( возник; возникли ) у главного инженера.
3. Меньшинство сотрудников все-таки ( проголосовало; проголосовали) против.
4. Три заявления о приеме на работу ( лежали; лежало ) на столе.
5. Сто сорок один депутат ( участвовал; участвовали ) в работе сессии.
6. Тысяча человек ( отправилась; отправились ) на переподготовку.
7. Многие студенты нашего вуза летом ( работали; работало ).
2. Отметьте и исправьте ошибки согласования.
2. Фирма реализовала двадцать две льготных туристических путевок.
3. За два последних месяца работа на строительстве дороги заметно приостановилась.
4. Арбуз разделили на четыре равные части.
5. Мать с дочерью, поступающей на следующий день в институт, от волнения не могла уснуть.
6. Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.
7. В ходе проверки выявился ряд недостатков.
9. Город Тюмень встречал гостей.
1. Предложения, построенные в соответствии с литературной нормой, должны звучать так:
1. Большинство студентов нашей группы успешно защитили курсовой проект.
2. Еще ряд предложений возник у главного инженера.
3. Меньшинство сотрудников все-таки проголосовали против.
4. Три заявления о приеме на работу лежали на столе.
5. Сто сорок один депутат участвовал в работе сессии.
6. Тысяча человек отправилась на переподготовку.
7. Многие студенты нашего вуза летом работали .
2. Надеюсь, ваши варианты согласования звучат так:
2. Фирма реализовала двадцать две льготные туристические путевки .
3. верно : За два последних месяца работа на строительстве дороги заметно приостановилась.
4. верно : Арбуз разделили на четыре равные части.
5. Мать с дочерью, поступающей на следующий день в институт, от волнения не могли уснуть.
6. Положение дел в фирме оставляет желать лучшего.
7. верно: В ходе проверки выявился ряд недостатков.
9. верно: Город Тюмень встречал гостей.
Впрочем, я и не сомневалась в вашем ответе. Просто с этим приятным праздником связана очень распространенная ошибка, от которой мне хотелось бы вас предостеречь.
Прежде чем ответить, вспомните: в словосочетании день рождения главное слово – день , которое относится к мужскому роду. Именно поэтому все сочетающиеся с ним слова (зависимые от него) тоже должны употребляться только в мужском роде.
Так какой вариант будет единственно правильным?
Уважаемый читатель!
Спасибо тебе, дошедшему до последней странички справочника, за твое стремление к знаниям, за желание научиться говорить грамотно. Ведь именно культура речи (ее правильность, точность, выразительность и т.д.) – не только непременная составляющая хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры человека.
Надеюсь, что этот справочник стал лишь первой ступенькой в твоем самосовершенствовании, потому что этот процесс бесконечен.
Желаю тебе, дорогой читатель, помнить, что именно Слово помогает нам стать и быть ч е л о в е к о м. Относись к нему бережно! Не забывай: в языке нет пустяков и, коверкая свою речь, мы коверкаем себя, свой внутренний мир, свое истинное Я.
Не будь равнодушен к языку, к своей речи, а значит – к себе!
Попрощаться же с тобой мне хотелось бы стихотворением Е. Вестника, которое, возможно, и тебя не оставит равнодушным:
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«Обл Е гчить, н А чать, взад, прин Я л,
Ну, ладно б жулик или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана.
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят: «Ос У жденный и инци Н дент,
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не н А чать, а нач А ть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Список использованной литературы
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М.А. Штудинера. – М.: Рольф, 2000. – 816 с.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: Норинт, 2000. – 304 с.
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические нормы. – М.: Русский язык – Медиа, 2004. – 912 с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1987. – 704 с.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 832 с.
Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология/ Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. издание 7-е стереот. – М.: ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД, 2..6. – 960 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 578 с.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2000. – 448 с.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 315 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – 368 с.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 509 с.
Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 256 с.
Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 383 с.
Введение
Заимствованные слова: польза или вред?
Список использованной литературы
1 Список использованных при составлении раздела словарей и справочников смотрите в списке литературы.
1 Список использованных при составлении раздела словарей и справочников смотри в списке литературы.
1 Лыком называют внутреннюю часть коры молодых лиственных деревьев – липы, дуба, вяза или ивы. Лыко (иначе говоря, луб или лубок) заготавливали впрок для различных хозяйственных нужд.
1 Управление – выбор падежной формы зависимого слова
1 Деепричастие – особая глагольная форма, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
Похожие документы:
Сборник статей Санкт-Петербург 2014 удк 01: 62 ббк 13. 18
. человека, творимого культурой. В работе [9] движение от человека –– творца культуры к человеку –– продукту культуры . туристского, спортивного, делового и т.д. . Валентином Юдашкиным, . устной . культуру производственную и бытовую; культуру поведения и речи .
Непридуманные истории из жизни психологов и их клиентов москва 2007
Здравствуйте! Как правильно » Сорок один с половиной балл» или » сорок один с половиной балла»? И почему?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: сорок один балл с половиной; сорок один и пять десятых балла.
Как правильно писать: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратных метра. Или 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок один целый одна десятая) квадратных метра.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: одна тысяча пятьсот сорок один и одна десятая квадратного метра.
Как правильно писать: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратных метра. Или 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок один целый одна десятая) квадратных метра.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратного метра.
как правильно — сорок один наименований
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: школу окончил сорок один ученик.
Здравствуйте! Как правильно написать: В этом году школу закончило (или закончил) сорок один человек. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: . школу окончил сорок один человек .
Уважаемая ГРАМОТА!
Уже задавала этот вопрос, но не получила ответа. Попробую еще раз.
Как правильно говорить (речь идет об умножении):
1.двадцатью двумя два- сорок четыре или двадцатью дважды два – сорок четыре
2.На экскурсию поехал/ поехало/ поехали сорок один ученик.
Ответ справочной службы русского языка
1. Наиболее употребительно: Двадцать два умножить на два – сорок четыре. 2. На экскурсию поехал сорок один ученик (как правило, сказуемое в форме единственного числа).
Подскажите, как будет писаться слово КОРРЕКТИВЫ в родительном падеже. И Как правильно сказать: сто сорок один депутат участвовал (участвовали) в собрании. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Подскажите, как правильно: 1. «. произнося первую за мои сорок один год речь, я. «; 2. «. произнося первую за свой сорок один год речь, я. «. Интересует правило сопряжения с числительными, заканчивающимися на «год», варианты изменения всей фразы прошу не рассматривать. Андрей
Часто в речи нарушаются нормы согласования и управления. Согласование – это морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова. Рассмотрим наиболее трудные случаи согласования подлежащего со сказуемым.
При подлежащем, выраженном собирательным именем существительным (ряд, большинство, часть и т.п.) в сочетании с Р.п. мн. ч., сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет об одушевленных предметах или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоял в конце деревни.
При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе. Три книги лежат на столе. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе. Школу окончил сорок один человек.
При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое ставится в единственном числе и согласуется в роде. Получена тысяча книг для школьной библиотеки. При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в единственном числе. Прошло две недели.
Если при подлежащем имеются слова все, эти, сказуемое должно быть только во множественном числе. Все три всадника ехали молча. При наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе. Было только трое гостей.
При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое ставится в единственном числе. Много мыслей приходит в голову.
Если в состав подлежащего входит сочетание существительного в И.п. с существительным в Т.п. (с предлогом с) типа брат с сестрой, то сказуемое ставится во множественном числе, например, Сережа с Петей долго ждали маму, т.к. оба названные лица выступают как равноправные производители действия, или в единственном числе: Мать с ребенком пошла в поликлинику, если второе лицо сопутствует основному производителю действия.
Согласование определений с определяемым словом подчиняется следующим правилам:
Задание. Прочитайте текст и выполните задания. Правильный вариант ответа выделить полужирным курсивом.
БАЗОВЫЙ ТЕКСТ
Виражи жизненного пути Вовы Ортопедова
Вова Ортопедов, сын провинциальных родителей-виолончилистов, решил по окончанию школы поступать в медицинский институт. Родители отговаривали его от столь опрометчивого проступка, просили еще раз подумать. Согласно их прогноза, его призвание — музыка. Однако Вова был непреклонен. Решение родителей он считал неприемлемым. Он мечтал о жизни в гигантском мегаполисе, мечтал стать виртуозом медицинской науки и получить ученую степень доктора медицинских наук. Поэтому, окончив школу с серебрянной медалью, купив несколько пар ботинок и носков, он с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями поехал покорять столицу Сибири и ее главное достояние — медицинский институт. Всего в тот год школу окончил сорок один ученик.
И вот он уже в институте. Все здесь кажется ему чудесным: и большое фойе, на желтых стенах которого висит анонс, информирующий о предстоящих занятиях. Но больше всего его поразило мудрое изречение Гиппократа — отца медицины, украшающее фасад института.
Начались занятия. С тревожным волнением в груди, с благоверным трепетом он заходит в аудиторию. В аудитории сидят двадцать три юноши и двое девушек, среди студентов было несколько осетин, башкир, румын, монголов, турок и даже якутов. Обои девушки были красивыми, интеллигентными. Звали их Таня Нейман и Василиса Троекурова. Он сел рядом со старостой Максимом Вертебрологовым, более умнейшим студентом. Это был всесторонне развитый, немного чудаковатый, способный к музыке молодой человек.
Начались лекции, практические занятия, коллоквиумы, семинары. Больше всего нам импонировали лекции профессора Травмотологова. Для нас он стал апостолом медицинской науки. Мне он запомнился как человек, у которого правая манжета почему-то всегда была оторвана. Принципиальный, увлеченный наукой, профессор Травматологов привил еще неопытным студентам знание того, что медицина — это не техника, но искусство. Тогда они еще не знали, что в жизни им придется повидать много хороших людей и которые увлекут их в сложный, интересный мир медицины.
Так они учились. Иногда им казалось, что их воля поражена, ум парализован, дух умерщвлен рентгеновскими флюидами компьютерных систем нового поколения.
Апофеозом обучения стала для Вовы первая сессия. Преподаватели выслушали Вову и порадовались его обширным знаниям. Большинство студентов, так же как и Вова, хорошо сдали экзамены.
Так закончился для Вовы первый семестр. Окрыленный своей первой победой он по окончанию сессии поехал домой. Четверо суток был он в пути. И вот наконец он дома. Ряд новых домов стояли на его родной улице.
Двадцать двое суток он был дома. Но пришло время уезжать. Ведь скоро обратно начнутся занятия, снова нужно будет готовится к семинарам и коллоквиумам, а еще нужно будет не забыть поздравить обоих девушек-одногруппниц с Восьмым мартом.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО БАЗОВОМУ ТЕКСТУ
К какому стилю речи относится данный текст?
а) к художественному
в) к разговорному
г) к официально-деловому
Сформулируйте главную мысль базового текста. Какой из следующих формулировок она соответствует?
а) Вова Ортопедов — студент медицинского вуза
б) Вова Ортопедов всегда мечтал учиться в медицинском вузе
в) мечты сбываются
г) нет правильного варианта ответа
3. Определите основной тип речи текста:
В каком словаре Вы будете смотреть значение слова ВИРАЖИ
Б) в орфографическом
В) в этимологическом
Г) в словаре иностранных слов
В каком разделе учебника (справочника) по русскому языку Вы найдете правило, определяющее написание слова ОКРЫЛЕННЫЙ
А) морфология: Разряды имен прилагательных,
Б) орфография: Правописание имен прилагательных
В) орфография: Правописание некоторых иностранных слов.
Г) синтаксис: Способы связи слов в словосочетании.
Есть ли орфографическая ошибка в написании слова НЕПРИЕМЛЕМЫМ
А) есть: следует писать НЕ ПРИЕМЛЕМЫМ
Б) есть: следует писать НЕ ПРЕЕМЛИМЫМ
В) есть: следует писать НЕПРЕЕМЛЕМЫМ
Укажите причину постановки запятой в предложении ОКРЫЛЕННЫЙ СВОЕЙ ПЕРВОЙ ПОБЕДОЙ, ОН ПО ОКОНЧАНИЮ СЕССИИ ПОЕХАЛ ДОМОЙ.
А) запятая указывает на границы обособленного определения, стоящего перед определяемым словом, в таких случаях запятая ставится всегда;
Б) обособленное определение относится к личному местоимению;
В) обособленное определение относится к притяжательному местоимению;
Г) распространенные определения всегда обособляются.
Сколько слов в предложении написано неверно?
В каком значении употреблено слово АПОСТОЛ в тексте (все определения приведены по Толковому словарю современного русского языка Д. Н. Ушакова)?
А) ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения;
Б) лицо, посвятившее себя проповеди какой-либо идеи;
11. Подберите антонимы к словам и выражениям УМНЫЙ, КАК РЫБЫ В ВОДЕ, ЧУДАКОВАТЫЙ.
12. В каком словаре Вы будет смотреть правильное произношение слова СЕССИЯ:
Укажите правильное произношение слова СЕССИЯ?
Выберите правильное произношение и написание числительного, употребленного в первом абзаце.
А) с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями
Б) с тремя тысячью пятистами двадцатью пятью рублями
В) с тремя тысячами пятистами двадцатью пятью рублями
Г) с тремя тысячами пятьюстами двадцати пяти рублями
15. В соответствии с нормами современного русского литературного языка проставьте ударение в словах ТЕЛЕПАТИЯ, КОЛЛОКВИУМ, ИМПОНИРОВАЛИ, ОРТОПЕДИЯ. Выберите вариант, в котором ударения во всех трех словах поставлены правильно:
а) телеп¢атия, колл¢ оквиум, импон¢ировали, ортоп¢едия,
Б) телепат¢ия, коллокви¢ум, импон¢ировали, ортопед¢ия
В) телепат¢ия, колл¢оквиум, импониров¢али, ортоп¢едия
Г) телеп¢атия, коллокв¢иум, импон¢ировали, ортопед¢ия
16. Сколько орфографических ошибок допущено в предложении В аудитории сидят двадцать три юноши и двое девушек, среди студентов было несколько осетин, башкир, румын, монголов, турок и даже якутов. Обои девушки были красивыми, интеллигентными.
17. В предложении Родители отговаривали его от столь опрометчивого проступка, просили еще раз подумать допущенаследующаяошибка:
а) смешение паронимов
Б) смешение синонимов
В) смешение антонимов
Г) смешение омонимов
18. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны формы множественного числа существительных ЛЕКТОР, БУХГАЛТЕР, ПРОФЕССОР.
Читайте также:
- Размеры американского школьного автобуса
- Фейхтвангер безобразная герцогиня краткое содержание
- Беседа о насекомых в доу
- Саджо и ее бобры краткое содержание
- Аттестация инструктора по физической культуре в доу на высшую категорию
Всего найдено: 9
Здравствуйте! Как правильно «Сорок один с половиной балл» или «сорок один с половиной балла»? И почему?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: сорок один балл с половиной; сорок один и пять десятых балла.
Как правильно писать: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратных метра. Или 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок один целый одна десятая) квадратных метра.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: одна тысяча пятьсот сорок один и одна десятая квадратного метра.
Как правильно писать: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратных метра. Или 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок один целый одна десятая) квадратных метра.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратного метра.
как правильно — сорок один наименований
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: сорок одно наименование.
Как правильно: школу окончил(и) сорок один ученик?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: школу окончил сорок один ученик.
Здравствуйте! Как правильно написать: В этом году школу закончило (или закончил) сорок один человек. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: …школу окончил сорок один человек.
Уважаемая ГРАМОТА!
Уже задавала этот вопрос, но не получила ответа. Попробую еще раз.
Как правильно говорить (речь идет об умножении):
1.двадцатью двумя два- сорок четыре или двадцатью дважды два – сорок четыре
2.На экскурсию поехал/ поехало/ поехали сорок один ученик.
Ответ справочной службы русского языка
1. Наиболее употребительно: Двадцать два умножить на два – сорок четыре. 2. На экскурсию поехал сорок один ученик (как правило, сказуемое в форме единственного числа).
Подскажите, как будет писаться слово КОРРЕКТИВЫ в родительном падеже. И Как правильно сказать: сто сорок один депутат участвовал (участвовали) в собрании. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _коррективов; участвовал_.
Здравствуйте. Подскажите, как правильно: 1. «…произнося первую за мои сорок один год речь, я…»; 2. «…произнося первую за свой сорок один год речь, я…». Интересует правило сопряжения с числительными, заканчивающимися на «год», варианты изменения всей фразы прошу не рассматривать.
Андрей
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _за свои сорок один год_.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Елена Владимировна Жуковская – автор
книги «Итоговые тесты по русскому языку и
культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003) предлагает
вашему вниманию два варианта (комплекта)
итоговых тестов по русскому языку. Каждый из этих
комплектов представляет собой сбалансированный
тест, по которому можно провести аттестационный
контроль учащихся.
Тесты Е.В. Жуковской уже публиковались в газете
«Русский язык» № 2/2003.
Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга
Контрольные тесты по русскому языку
Старшие классы
Экзаменационная работа по русскому
языку состоит из комплекса тестовых заданий
различной степени сложности, которые отражают
такие тематические разделы школьной программы,
как морфология, орфография, лексика, фонетика,
словообразование.
Каждое тестовое задание содержит условие
(вопрос) и четыре варианта ответа, среди которых
только один правильный. Задания ориентированы на
быстрое решение (на выполнение самого
трудоемкого задания отводится не более 4 минут).
На выполнение тестирования отводятся 60 минут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в
котором они даны. Если какое-то задание вызывает
у вас затруднение, пропустите его и переходите к
следующему. К пропущенным заданиям можно будет
вернуться, если у вас останется время.
Рекомендуемое соответствие оценки и
числа выполненных заданий:
-
«отлично» – не более 4 ошибок;
-
«хорошо» – не более 10 ошибок;
-
«удовлетворительно» – не более 16
ошибок; -
«неудовлетворительно» – 17 ошибок и
более.
Дополнительное задание
(сочинение-рецензия по тексту) оценивается как
творческая работа.
ТЕСТ № 1
1. Отметьте номер слова с приставкой пре-:
1) пр_открыть,
2) пр_следование,
3) пр_ключение,
4) пр_готовление.
2. В каком примере не пишется
раздельно?
1) (не)стерпимая боль,
2) поступить крайне (не)осторожно,
3) купил (не)дорогой, но красивый костюм,
4) далеко (не)легкое дело.
3. Отметьте номер предложения, в
котором на месте пропуска ставится запятая:
1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с
поклажей воз взялись.
2) И берег_ и море молчали.
3) Большой город притягивал своей мощью,
жизненностью, суетой непрерывных человеческих
потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен
автомобилей.
4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.
4. Отметьте номер слова с удвоенной
согласной:
1) бал(л)он,
2) ал(л)юминий,
3) драм(м)а,
4) рес(с)урс.
5. В каком слове пропущена буква о?
1) ж_лудь,
2) печ_ный,
3) реш_тка,
4) холщ_вый.
6. Лексическое значение какого слова
определено неверно?
1) Мякина – мягкая часть печеного
хлеба, хлебных изделий.
2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.
3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от
таяния снега, льда или сильных дождей.
4) Целина – земля, которую никогда не пахали.
7. Какое слово пишется через дефис?
1) (Радио)локация,
2) (электро)моторный,
3) (как)никак,
4) вряд(ли).
8. Нужны запятые на месте цифр:
Я люблю подмосковные леса (1) и когда
они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда
они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под
холодным светом луны.
1) 1, 2, 3, 4, 5,
2) 1, 2, 3, 4,
3) 2, 3, 4, 5,
4) 2, 3, 4.
9. В каком ряду во всех словах пропущена
одна и та же буква?
1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус,
затв_рить.
2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.
3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.
4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.
10. Отметьте номер предложения с
пунктуационной ошибкой:
1) Быстро, чтобы орлы не проведали об
укрытом олене, я поспешил к Лувену.
2) Из всего сказанного следует, что после каждого
выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть
за ним, пока он не улетит с глаз.
3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись
рядами болота и длинные озерки, которые были
отделены друг от друга песчаными волами.
4) Проводник молча указал на клочья тумана,
которые появились в горах и, точно привидения,
бродили по лесу.
11. Пишется без ъ:
1) фельд(ъ)егерь,
2) аэрос(ъ)емка,
3) двух(ъ)ярусный,
4) четырех(ъ)элементный.
12. Укажите пример с ошибкой в
образовании грамматической формы слова:
1) он невежествен,
2) барсучьи норы,
3) не имеет право,
4) полон впечатлений.
13. В каком случае возможно только одно
написание?
1) Щ(и/е)пать,
2) пр(и/е)клоняться,
3) за(то),
4) надума(н/нн)ый.
14. В каком словосочетании тип связи
слов – управление?
1) Покупка дома,
2) второй номер,
3) учиться рисовать,
4) это дерево.
15. В каком слове буква т,
заключенная в скобки, не пишется?
1) Словес(т)ный,
2) корыс(т)ный,
3) завис(т)ливый,
4) ус(т)ный.
16. В каком слове ударение на первом
слоге?
1) Цыган,
2) щавель,
3) баловать,
4) принят.
17. В каком предложении на месте
пропуска нужно поставить тире?
1) Сержусь-то я на самого себя_ сам
кругом виноват.
2) Тут открылась картина довольно занимательная_
широкая сакля, крыша которой опиралась на два
закопченных столба, была полна народа.
3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.
4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и
прямая честь.
18. В каком примере в суффиксе пишется нн?
1) сеян_ая мука,
2) некошен_ый луг,
3) девочка избалован_а,
4) дорога пустын_а.
19. Отметьте номер слова, где на месте
пропуска пишется звонкая согласная:
1) моло_ьба,
2) стру_ка,
3) чере_чур,
4) ни_провергать.
20. В каком предложении чужая речь
оформлена неверно?
1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась
Валя – я никому не скажу».
2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня
дежурю».
3) «Наше присутствие на местах в такой
напряженный момент необходимо, – закончил
Борташев. – Я выезжаю завтра».
4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у
меня будут гости из города».
21. К какому слову неверно подобран
синоним?
1) Глаза – очи,
2) блестела – сверкала,
3) монумент – пьедестал,
4) ярость – гнев.
22. Какое слово неверно разбито для
переноса?
1) Ра-звя-зать,
2) ра-зыс-кать,
3) со-жженный,
4) подъ-езд.
23. В каком примере на месте пропуска
пишется ни?
1) Кто н_ проклинал станционных
смотрителей, кто с ними н_ бранивался?
2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_
оборачиваясь, вышел из комнаты.
3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет
отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при
опасной переправе.
4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что
делать, но ничего другого не мог придумать, как
только выпустить изо рта оставшийся дым очень
тонкою струею.
24. В каком ряду во всех словах пишется ь?
1) Роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь),
достич(ь);
2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь);
3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь);
4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те.
25. В каком предложении на месте
пропуска запятая не ставится?
1) Конечно_ не один Евгений смятенье
Тани видеть мог.
2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет
большую глубину.
3) Мы не надеялись никогда более встретиться,
однако_ встретились.
4) Как хорошо ты_ о море ночное!
26. Отметьте номер слова с
орфографической ошибкой:
1) спуститься в долину,
2) быть старожилом,
3) посвятить фонарем,
4) умолять о помощи.
27. В каком слове количество букв и
звуков совпадает?
1) Баян,
2) предмет,
3) праздник,
4) возьмем.
28. Какой пример не соответствует
нормам литературного языка?
1) Охотничьи заботы и мечты овладели
моим воображением.
2) На изготовление лодок ушло четверо суток.
3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать
взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая
бороду.
4) Я попросил товарища внести свой чемодан в
вагон.
29. Отметьте номер слова, где написание
раздельное:
1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось
подкладывать в костры больше дров.
2) Никита повернул (на)право, к речке.
3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень
сохранила свою свежесть до начала июля.
4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня
видели в прошлом году.
30. В каком слове пропущена буква ю?
1) Зрители смотр_т,
2) готов_щийся к зачету студент,
3) знамена ре_т,
4) ненавид_щий взгляд.
31. В каком предложении нужно поставить
двоеточие (знаки препинания в предложениях не
расставлены)?
1) Ничего не заметно было оживляющего
картину ни отворяющихся дверей ни выходивших
откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот
дома.
2) Много снега много хлеба.
3) Надежду и пловца все море поглотило.
4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало
безмолвие.
32. Отметьте пример, в котором
подчеркнутое слово пишется с прописной (большой)
буквы:
1) Государственная Третьяковская (г)алерея;
2) Большой зал Московской (к)онсерватории;
3) Дальний (в)осток;
4) Ломоносовские (ч)тения.
33. В каком предложении на месте
пропуска запятая не ставится?
1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_
полном влаги и свежести моря.
2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.
3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой
сходила к брегу.
4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в
выборе поэтических предметов для своих
произведений, но для него все предметы были равно
исполнены поэзии.
34. Отметьте номер слова, где написание
с не слитное:
1) Капля (не)велика, а камень разрушает.
2) Капля (не)велика, а мала.
3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь
просмотренная книга.
4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.
35. «Соединения типа метана могут
выделяться и при вулканической деятельности, но
тот факт, что они неизменно связаны с “темными”
морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они
присутствуют в спектре всякой растительности,
несомненно, укрепляет позиции защитников
органической жизни на Марсе».
Приведенный ниже текст относится к следующему
стилю речи:
1) официально-деловому,
2) научному,
3) публицистическому,
4) художественному.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и
выполните задания 36–40.
(A) Всю ночь соловьиные трели будоражат
чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в
таком же приподнятом настроении.
(Б) На рассвете их будит кукушка.
(B) В последние дни мая расцветает шиповник,
распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти
которой переваливаются за деревянную ограду
сада.
(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый
птичий гомон.
36. В каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст?
1) ГАБВ,
2) BБГA,
3) БВАГ,
4) АВБГ.
37. Определите стиль и тип речи
приведенного выше текста:
1) разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, рассуждение;
3) художественный стиль, повествование;
4) научный стиль, рассуждение.
38. Найдите ошибочное утверждение о
предложениях текста:
1) Предложение А – простое предложение
с обособленным определением.
2) Предложение Б – простое распространенное
предложение.
3) Предложение В – сложное предложение, состоит
из трех простых.
4) Предложение Г – простое предложение с
однородными определениями.
39. У какого слова из текста неправильно
определены грамматические признаки?
1) Беспрестанно – наречие;
2) нежно-розовые – сложное прилагательное;
3) обитателей – существительное в
творительном падеже;
4) соловьиные – относительное
прилагательное.
40. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой:
1) А,
2) Б,
3) В,
4) Г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение-рецензию по этому
тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной
автором. Оцените языковое оформление текста:
стиль, композицию, отбор языковых средств.
НЕТ КОНЦА МИРУ…
Теперь конец сентября, но ветлы еще не
пожелтели. Зато из-за домов, с задворков,
проглядывают верхушки желтых и багрово-красных
деревьев.
Травка, которой заросло все село, тоже, как и
ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые
липы, растущие в огороде, не начали ронять
пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный
ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить
все село, и теперь уж сквозь опавшие листья
проглядывает зелень травы.
Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная
поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной
голубизны и темных, аспидных туч.
Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще
чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки
неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще
чернее дорога, еще более проглядывает сквозь
полуопавшие липы старенькая колокольня.
Если с этой колокольни, забравшись по
полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть
теперь во все стороны белого света, то сразу
расширится кругозор: мы охватим взглядом весь
холм, на котором стоит Олепино, увидим, может
быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни,
стоящие по речке, крутое полукружие леса,
подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и
деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не
по-осеннему зеленые поля.
Нет конца миру. Воображение может поднять нас
повыше колокольни, тогда вновь раздадутся
горизонты, и село, которое только было вокруг нас,
покажется как бы из игрушечных домиков,
сбившихся в небольшую стайку посреди земли,
имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством
тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят
к городам, которые с нашей высоты можно теперь
увидеть.
(По В.Солоухину)
Ответы:
1 – 2); 2 – 4); 3 – 2); 4 – 1); 5 – 4); 6 – 1); 7 – 3); 8
– 4); 9 – 1); 10 – 2); 11 – 4); 12 – 3); 13 – 4); 14 – 1); 15 – 1); 16 –
4); 17 – 3); 18 –4); 19 – 2); 20 – 1); 21 – 3); 22 – 1); 23 – 4); 24 – 2);
25 – 3); 26 – 3); 27 – 2); 28 – 4); 29 – 4); 30 – 3); 31 – 1); 32 – 3); 33
– 2); 34 – 1); 35 – 2), 36 – 1); 37 – 3); 38 – 4); 39 – 3) 40 – 3).
ТЕСТ № 2
1. В каком слове пропущен ь?
1) Январ(ь)ский,
2) еш(ь)те,
3) блестящ(ь),
4) бан(ь)щик.
2. В каком примере в суффиксе пишется нн?
1) Ветрян_ая мельница,
2) книга иллюстрирован_а,
3) стадо испуган_о,
4) печен_ый в золе.
3. В каком слове допущена
орфографическая ошибка?
1) Запаздать,
2) воображение,
3) угрожать,
4) нагромождать.
4. Какой ряд синонимов составлен
неверно?
1) Всадник, наездник, верховой, конный;
2) краснеть, рдеть, алеть, румяниться;
3) ошибка, оплошность, погрешность, промах;
4) злой, лихой, плохой, ужасный.
5. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Богатый,
2) утреннее,
3) вьюга,
4) просьба.
6. Пишется частица не:
1) Н_ один человек не пришел.
2) Н_ она ли это?
3) Н_ дать н_ взять.
4) Откуда н_ возьмись.
7. В каком предложении на месте
пропуска запятая не ставится?
1) Дрова как будто и сухи_ да не играет
печка.
2) Обе женщины хитрили_ и ни одна не начинала
нужный разговор.
3) День был невинен_ и ветер был свеж.
4) В июле на юге вечера наступают рано_ и воздух
темнеет быстро.
8. Укажите пример, в котором
употребление прописной буквы неверно:
1) Организация Объединенных Наций;
2) Герой Российской Федерации;
3) Западная Сибирь;
4) Государственная Третьяковская Галерея.
9. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой:
1) Несмотря на ранний час, многие
лицеисты не спали.
2) Самая речь полковника, скупая на слова, никогда
не отличалась определенностью.
3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна.
4) Ведущая вверх, тропинка сильно петляла.
10. Пишется раздельно:
1) (двадцати)(пяти)тысячный,
2) (пол)десятого,
3) (четверть)финал,
4) (три)(тысячи)пятнадцатый.
11. Часть речи определена неверно:
Как вольно дышит грудь, как будто
движутся челны, как крепнет весь человек,
охваченный свежим дыханием весны.
1) Вольно – наречие;
2) весь – местоимение;
3) охваченный – прилагательное;
4) дыханием – существительное.
12. В каком слове приставка
оканчивается на -с?
1) Во_награждать,
2) бе_шумный,
3) ра_жечь,
4) и_мучить.
13. Пишется о:
1) алыч_вый,
2) перч_ный,
3) затуш_вывать,
4) никч_мный.
14. В каком предложении нужно поставить
двоеточие (знаки препинания в предложениях не
расставлены)?
1) Карнизы и наличники дома калитка и
ворота все было в узорах.
2) Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын.
3) Дожди размыли горные дороги ехать было трудно.
4) Снег становился все белее и ярче так что ломило
глаза.
15. Укажите, в каком слове допущена
ошибка:
1) щавель,
2) парашютный,
3) малышы,
4) щуриться.
16. Укажите неверное утверждение о
количестве букв и звуков в словах:
1) въезд – 5 букв, 5 звуков;
2) вечный – 6 букв, 7 звуков;
3) просьба – 7 букв, 6 звуков;
4) доброе – 6 букв, 7 звуков.
17. В каком слове пропущен
разделительный ъ?
1) контр(ъ)аргумент,
2) гил(ъ)отина,
3) пред(ъ)юбилейный,
4) с(ъ)узить.
18. В каком предложении знаки
препинания расставлены неверно?
1) По окончании трудов Петр вынул
карманную книжку, дабы справиться, все ли им
предполагаемое на сей день исполнено.
2) Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных
духом, всегда ты будешь живым примером.
3) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский
язык и русская обстановка доставляли ему большое
удовольствие.
4) Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так
как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем
скорее наступит утро.
19. Укажите слово с орфографической
ошибкой:
1) раззвонить,
2) чересчур,
3) изчезнуть,
4) дислокация.
20. В каком слове ударение падает на
третий слог?
1) Закупорить,
2) зимовщик,
3) каучук,
4) красивее.
21. В каком предложении на месте
пропуска запятая не ставится?
1) Казалось, настало время, когда каждая
минута словно вечность_ и не надо ждать иной.
2) Сам он не увеличил отцовского состояния_ ибо
был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский
лад.
3) Уж коли задался человек идеей_ то ничего не
поделаешь.
4) Мне не хотелось домой_ да и незачем было идти
туда.
22. Чужая речь в предложении передана
неверно:
1) Я спросил брата, принес ли он книгу.
2) Мамаев объяснил, что сидит здесь шесть часов.
3) Какой аромат, граждане, какой упоительный
аромат, говорил старик.
4) Гаврила вдруг спросил, где снасть.
23. Отметьте номер слова, лексическое
значение которого определено неверно.
1) Блик – отблеск света или световое
пятно на темном фоне.
2) Аллея – дорога, по обеим сторонам которой
посажены деревья.
3) Репродукция – картина, отпечатанная в
типографии.
4) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных
изделий.
24. Пишется слитно:
1) вслед (за)тем раздался выстрел,
2) выслушивать одно и то(же),
3) было (от)чего печалиться,
4) (за)тем и пришел, чтобы получить нужные
сведения.
25. Найдите ошибочное утверждение о
предложении:
Давай вдвоем песенку споем.
1) Предложение простое,
неопределенно-личное;
2) главный член предложения сказуемое давай
спое;
3) предложение распространенное;
4) вид связи в словосочетании споем песенку –
управление.
26. Отметьте неверно образованную форму
множественного числа:
1) кучера,
2) сторожа,
3) жернова,
4) инженера.
27. В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1) З_ницы, yд_py, ж_лейка, пр_небречь;
2) к_бура, несг_раемый (шкаф), воз_бновить,
заг_ловок;
3) вя_кое (болото), бе_дельник, чере_полосица,
и_зябнуть;
4) без_нициативный, от_скать, пред_стория,
сверх_зысканный.
28. В каком словосочетании вид связи –
примыкание?
1) Тотчас наполнило,
2) ожидание встречи,
3) наполнило сердце,
4) наполнило радостью.
29. Отметьте слово с приставкой пре-:
1) пр_певать,
2) пр_кончить,
3) пр_стегнуть,
4) пр_возносить.
30. У какого слова в предложении
неправильно определены грамматические признаки?
Мы отдохнули после работы, затем
пошли в кино.
1) Мы – личное местоимение;
2) после – предлог;
3) затем – союз;
4) пошли – глагол.
31. Укажите правильный вариант ответа:
Ц_фра, возр_ст, ра_ценка, син_ватый,
засе_л, пред_стория,
1) и–о–с–и–е–ы,
2) и–а–з–е–е–и,
3) ы–а–с–е–я–и,
4) и–а–с–е–я–ы.
32. В каком слове пишется нн?
1) Жеван_ый;
2) балован_ый ребенок;
3) вялен_ая рыба;
4) мы ограничен_ы временем.
33. В каком примере возможно только одно
написание?
1) (В)даль,
2) (от)того,
3) ве(з/с)ти,
4) уже(ли).
34. В каком случае не пишется
слитно?
1) Долг (не)уплачен;
2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка;
3) (не)оконченный труд;
4) сказано (не)(по)русски.
35. Укажите предложение без
грамматических ошибок (правильно построенное):
1) Большинство учеников хорошо сдало
экзамены.
2) Школу закончили сорок один человек.
3) В деревне послышался топот и крики.
4) Докладчик пытался убедить своих слушателей,
что будто бы выдвинутые им предложения проверены
на практике.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и
выполните задания 36–40.
(A) Подует ветер прямо в лицо, все весело
зашумит и задвижится кругом.
(Б) Ветерок то просыпался, то утихал.
(B) Одни кузнечики дружно трещали.
(Г) Но вот, он опять замер, и все опять стихло.
36. В каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст?
1) БАГВ,
2) АБВГ,
3) ВГБА,
4) ГБВА.
37. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой:
1) А,
2) Б,
3) В,
4) Г.
38. В каком предложении есть слово с
орфографической ошибкой?
1) А,
2) Б,
3) В,
4) Г.
39. У какого слова из текста неправильно
определены грамматические признаки?
1) В лицо – существительное,
неодушевленное, средний род, 2-е склонение, ед.
число, винительный падеж;
2) утихал – глагол, несовершенный вид,
1-е спряжение, прошедшее время;
3) дружно – прилагательное, качественное,
краткая форма, средний род, ед. число;
4) он – местоимение, личное, 3-е лицо, ед. число.
40. Определите стиль и тип речи данного
текста:
1) разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, описание;
3) художественный стиль, повествование;
4) научный стиль, рассуждение.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение-рецензию по этому
тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной
автором. Оцените языковое оформление текста:
стиль, композицию, отбор языковых средств.
ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
Это было давно, лет сорок назад. Ранней
осенью я возвращался с рыбалки по скошенному
лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником,
увидел птицу. Она услышала меня, испугалась и
вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь
набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо
убегать. Непременно бросится он в погоню,
разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда,
живая душа. Я догнал птицу и, слепой от охотничьей
страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы
бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены
мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто
прихваченный морозом лист, болталась.
Я узнал птицу. Это был коростель, дергач
по-нашему. Все его друзья дергачи отправились в
теплые края зимовать, а этот уйти не смог. У него
не было одной лапки – в сенокос он попал под косу.
Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже,
потому я и догнал его.
Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во
мне такую жалость, что я стал руками выгребать
ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру
загубленную птицу…
Много лет я живу и всякого навидался. Был на
войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но
отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за
речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на
меня одно застарелое мучение: зачем я убил
коростеля? Зачем?
(В.Астафьев)
Ответы
1 – 2), 2 – 4), 3 – 1), 4 – 4), 5 – 4), 6 – 2), 7 – 4), 8
– 4), 9 – 4), 10 – 4), 11 – 3), 12 – 2), 13 – 1), 14 – 2), 15 – 3), 16 –
2), 17 – 3), 18 – 2), 19 – 3), 20 – 3), 21 – 1), 22 – 3), 23 – 4), 24 –
4), 25 – 1), 26 – 4), 27 – 2), 28 – 1), 29 – 4), 30 – 3), 31 – 4), 32 –
2), 33 – 4), 34 – 3), 35 – 3), 36 – 1), 37 – 4), 38 – 1), 39 – 3), 40 –
3).
ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»
Экзаменационная работа
по русскому языку (тестовые задания)
для студентов 2-го курса по специальностям НХТ и СКД
Преподаватель русского языка и литературы:
Королёва М.Н.
Шацк
2017
Пояснительная
записка
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из комплекса
тестовых заданий различной степени сложности, которые отражают такие
тематические разделы школьной программы, как морфология, орфография, лексика,
фонетика, словообразование.
Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа,
среди которых только один правильный. Задания ориентированы на быстрое решение
(на выполнение самого трудоемкого задания отводится не более 4 минут). На
выполнение тестирования отводятся 60 минут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то
задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К
пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных
заданий:
·
«отлично» – не более 1 ошибки;
·
«хорошо» – не более 4 ошибок;
·
«удовлетворительно» – не более 10ошибок;
·
«неудовлетворительно» – 11 ошибок и более.
Вариант 1.
1. Отметьте номер слова с приставкой пре-:
1) пр_открыть,
2) пр_следование,
3) пр_ключение,
4) пр_готовление.
2. В каком примере не пишется раздельно?
1) (не)стерпимая боль,
2) поступить крайне (не)осторожно,
3) купил (не)дорогой, но красивый костюм,
4) далеко (не)легкое дело.
3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска
ставится запятая:
1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись.
2) И берег_ и море молчали.
3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных
человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей.
4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.
4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:
1) бал(л)он,
2) ал(л)юминий,
3) драм(м)а,
4) рес(с)урс.
5. В каком слове пропущена буква о?
1) ж_лудь,
2) печ_ный,
3) реш_тка,
4) холщ_вый.
6. Лексическое значение какого слова определено неверно?
1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.
2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.
3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей.
4) Целина – земля, которую никогда не пахали.
7. Какое слово пишется через дефис?
1) (Радио)локация,
2) (электро)моторный,
3) (как)никак,
4) вряд(ли).
8. Нужны запятые на месте цифр:
Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при
летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под
холодным светом луны.
1) 1, 2, 3, 4, 5,
2) 1, 2, 3, 4,
3) 2, 3, 4, 5,
4) 2, 3, 4.
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить.
2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.
3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.
4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.
10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой:
1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил
к Лувену.
2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не
упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз.
3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки,
которые были отделены друг от друга песчаными волами.
4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно
привидения, бродили по лесу.
11. Пишется без ъ:
1) фельд(ъ)егерь,
2) аэрос(ъ)емка,
3) двух(ъ)ярусный,
4) четырех(ъ)элементный.
12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической
формы слова:
1) он невежествен,
2) барсучьи норы,
3) не имеет право,
4) полон впечатлений.
13. В каком случае возможно только одно написание?
1) Щ(и/е)пать,
2) пр(и/е)клоняться,
3) за(то),
4) надума(н/нн)ый.
14. В каком словосочетании тип связи слов – управление?
1) Покупка дома,
2) второй номер,
3) учиться рисовать,
4) это дерево.
15. В каком слове буква т,
заключенная в скобки, не пишется?
1) Словес(т)ный,
2) корыс(т)ный,
3) завис(т)ливый,
4) ус(т)ный.
16. В каком слове ударение на первом слоге?
1) Цыган,
2) щавель,
3) баловать,
4) принят.
17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить
тире?
1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват.
2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой
опиралась на два закопченных столба, была полна народа.
3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.
4) Я знаю_ в вашем сердце
есть и гордость и прямая честь.
18. В каком примере в суффиксе пишется нн?
1) сеян_ая мука,
2) некошен_ый луг,
3) девочка избалован_а,
4) дорога пустын_а.
19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется
звонкая согласная:
1) моло_ьба,
2) стру_ка,
3) чере_чур,
4) ни_провергать.
20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?
1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не
скажу».
2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю».
3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, –
закончил Борташев. – Я выезжаю завтра».
4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из
города».
21. К какому слову неверно подобран синоним?
1) Глаза – очи,
2) блестела – сверкала,
3) монумент – пьедестал,
4) ярость – гнев.
22. Какое слово неверно разбито для переноса?
1) Ра-звя-зать,
2) ра-зыс-кать,
3) со-жженный,
4) подъ-езд.
23. В каком примере на месте пропуска пишется ни?
1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_
бранивался?
2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты.
3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в
дубраве, ни при опасной переправе.
4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не
мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.
24. В каком ряду во всех словах пишется ь?
1) Роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь);
2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь);
3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь);
4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те.
25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились.
4) Как хорошо ты_ о море ночное!
26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:
1) спуститься в
долину,
2) быть старожилом,
3) посвятить фонарем,
4) умолять о помощи.
27. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) Баян,
2) предмет,
3) праздник,
4) возьмем.
28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка?
1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением.
2) На изготовление лодок ушло четверо суток.
3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело
подергивая и почесывая бороду.
4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.
29. Отметьте номер слова, где написание раздельное:
1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в
костры больше дров.
2) Никита повернул (на)право, к речке.
3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до
начала июля.
4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.
30. В каком слове пропущена буква ю?
1) Зрители смотр_т,
2) готов_щийся к зачету студент,
3) знамена ре_т,
4) ненавид_щий взгляд.
31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки
препинания в предложениях не расставлены)?
1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся
дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.
2) Много снега много хлеба.
3) Надежду и пловца все море поглотило.
4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие.
32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с
прописной (большой) буквы:
1) Государственная Третьяковская (г)алерея;
2) Большой зал Московской (к)онсерватории;
3) Дальний (в)осток;
4) Ломоносовские (ч)тения.
33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и
свежести моря.
2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.
3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу.
4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для
своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.
34. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:
1) Капля (не)велика, а камень разрушает.
2) Капля (не)велика, а мала.
3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга.
4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.
35. «Соединения типа метана могут выделяться и при
вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными”
морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой
растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на
Марсе».
Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:
1) официально-деловому,
2) научному,
3) публицистическому,
4) художественному.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.
(A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных
обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.
(Б) На рассвете их будит кукушка.
(B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени
нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада.
(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.
36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы
получился текст?
1) ГАБВ,
2) BБГA,
3) БВАГ,
4) АВБГ.
37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста:
1) разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, рассуждение;
3) художественный стиль, повествование;
4) научный стиль, рассуждение.
38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста:
1) Предложение А – простое предложение с обособленным
определением.
2) Предложение Б – простое распространенное предложение.
3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых.
4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями.
39. У какого слова из текста неправильно определены
грамматические признаки?
1) Беспрестанно – наречие;
2) нежно-розовые – сложное прилагательное;
3) обитателей – существительное в творительном
падеже;
4) соловьиные – относительное прилагательное.
40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) А,
2) Б,
3) В,
4) Г.
Вариант 2.
1. В каком слове пропущен ь?
1) Январ(ь)ский,
2) еш(ь)те,
3) блестящ(ь),
4) бан(ь)щик.
2. В каком примере в суффиксе пишется нн?
1) Ветрян_ая мельница,
2) книга иллюстрирован_а,
3) стадо испуган_о,
4) печен_ый в золе.
3. В каком слове допущена орфографическая ошибка?
1) Запаздать,
2) воображение,
3) угрожать,
4) нагромождать.
4. Какой ряд синонимов составлен неверно?
1) Всадник, наездник, верховой, конный;
2) краснеть, рдеть, алеть, румяниться;
3) ошибка, оплошность, погрешность, промах;
4) злой, лихой, плохой, ужасный.
5. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Богатый,
2) утреннее,
3) вьюга,
4) просьба.
6. Пишется частица не:
1) Н_ один человек не пришел.
2) Н_ она ли это?
3) Н_ дать н_ взять.
4) Откуда н_ возьмись.
7. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Дрова как будто и сухи_ да не играет печка.
2) Обе женщины хитрили_ и ни одна не начинала нужный разговор.
3) День был невинен_ и ветер был свеж.
4) В июле на юге вечера наступают рано_ и воздух темнеет быстро.
8. Укажите пример, в котором употребление прописной буквы
неверно:
1) Организация Объединенных Наций;
2) Герой Российской Федерации;
3) Западная Сибирь;
4) Государственная Третьяковская Галерея.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Несмотря на ранний час, многие лицеисты не спали.
2) Самая речь полковника, скупая на слова, никогда не отличалась
определенностью.
3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна.
4) Ведущая вверх, тропинка сильно петляла.
10. Пишется раздельно:
1) (двадцати)(пяти)тысячный,
2) (пол)десятого,
3) (четверть)финал,
4) (три)(тысячи)пятнадцатый.
11. Часть речи определена неверно:
Как вольно дышит грудь, как будто движутся
челны, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны.
1) Вольно – наречие;
2) весь – местоимение;
3) охваченный – прилагательное;
4) дыханием – существительное.
12. В каком слове приставка оканчивается на -с?
1) Во_награждать,
2) бе_шумный,
3) ра_жечь,
4) и_мучить.
13. Пишется о:
1) алыч_вый,
2) перч_ный,
3) затуш_вывать,
4) никч_мный.
14. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки
препинания в предложениях не расставлены)?
1) Карнизы и наличники дома калитка и ворота все было в
узорах.
2) Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын.
3) Дожди размыли горные дороги ехать было трудно.
4) Снег становился все белее и ярче так что ломило глаза.
15. Укажите, в каком слове допущена ошибка:
1) щавель,
2) парашютный,
3) малышы,
4) щуриться.
16. Укажите неверное утверждение о количестве букв и звуков в
словах:
1) въезд – 5 букв, 5 звуков;
2) вечный – 6 букв, 7 звуков;
3) просьба – 7 букв, 6
звуков;
4) доброе – 6 букв, 7 звуков.
17. В каком слове пропущен разделительный ъ?
1) контр(ъ)аргумент,
2) гил(ъ)отина,
3) пред(ъ)юбилейный,
4) с(ъ)узить.
18. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?
1) По окончании трудов Петр вынул карманную книжку, дабы
справиться, все ли им предполагаемое на сей день исполнено.
2) Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных духом, всегда ты будешь живым
примером.
3) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка
доставляли ему большое удовольствие.
4) Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что
чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.
19. Укажите слово с орфографической ошибкой:
1) раззвонить,
2) чересчур,
3) изчезнуть,
4) дислокация.
20. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) Закупорить,
2) зимовщик,
3) каучук,
4) красивее.
21. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Казалось, настало время, когда каждая минута словно
вечность_ и не надо ждать иной.
2) Сам он не увеличил отцовского состояния_ ибо был, как говорится, жуир,
эпикуреец на русский лад.
3) Уж коли задался человек идеей_ то ничего не поделаешь.
4) Мне не хотелось домой_ да и незачем было идти туда.
22. Чужая речь в предложении передана неверно:
1) Я спросил брата, принес ли он книгу.
2) Мамаев объяснил, что сидит здесь шесть часов.
3) Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат, говорил старик.
4) Гаврила вдруг спросил, где снасть.
23. Отметьте номер слова, лексическое значение которого
определено неверно.
1) Блик – отблеск света или световое пятно на темном фоне.
2) Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.
3) Репродукция – картина, отпечатанная в типографии.
4) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.
24. Пишется слитно:
1) вслед (за)тем раздался выстрел,
2) выслушивать одно и то(же),
3) было (от)чего печалиться,
4) (за)тем и пришел, чтобы получить нужные сведения.
25. Найдите ошибочное утверждение о предложении:
Давай вдвоем песенку споем.
1) Предложение простое, неопределенно-личное;
2) главный член предложения сказуемое давай
спое;
3) предложение распространенное;
4) вид связи в словосочетании споем
песенку – управление.
26. Отметьте неверно образованную форму множественного числа:
1) кучера,
2) сторожа,
3) жернова,
4) инженера.
27. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) З_ницы, yд_py, ж_лейка, пр_небречь;
2) к_бура, несг_раемый (шкаф), воз_бновить, заг_ловок;
3) вя_кое (болото), бе_дельник, чере_полосица, и_зябнуть;
4) без_нициативный, от_скать, пред_стория, сверх_зысканный.
28. В каком словосочетании вид связи – примыкание?
1) Тотчас наполнило,
2) ожидание встречи,
3) наполнило сердце,
4) наполнило радостью.
29. Отметьте слово с приставкой пре-:
1) пр_певать,
2) пр_кончить,
3) пр_стегнуть,
4) пр_возносить.
30. У какого слова в предложении неправильно определены
грамматические признаки?
Мы отдохнули после работы, затем пошли в кино.
1) Мы – личное местоимение;
2) после – предлог;
3) затем – союз;
4) пошли – глагол.
31. Укажите правильный вариант ответа:
Ц_фра, возр_ст, ра_ценка, син_ватый, засе_л, пред_стория,
1) и–о–с–и–е–ы,
2) и–а–з–е–е–и,
3) ы–а–с–е–я–и,
4) и–а–с–е–я–ы.
32. В каком слове пишется нн?
1) Жеван_ый;
2) балован_ый ребенок;
3) вялен_ая рыба;
4) мы ограничен_ы временем.
33. В каком примере возможно только одно написание?
1) (В)даль,
2) (от)того,
3) ве(з/с)ти,
4) уже(ли).
34. В каком случае не пишется слитно?
1) Долг (не)уплачен;
2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка;
3) (не)оконченный труд;
4) сказано (не)(по)русски.
35. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно
построенное):
1) Большинство учеников хорошо сдало экзамены.
2) Школу закончили сорок один человек.
3) В деревне послышался топот и крики.
4) Докладчик пытался убедить своих слушателей, что будто бы выдвинутые им
предложения проверены на практике.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.
(A) Подует ветер прямо в лицо, все весело зашумит и задвижится
кругом.
(Б) Ветерок то просыпался, то утихал.
(B) Одни кузнечики дружно трещали.
(Г) Но вот, он опять замер, и все опять стихло.
36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы
получился текст?
1) БАГВ,
2) АБВГ,
3) ВГБА,
4) ГБВА.
37. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) А,
2) Б,
3) В,
4) Г.
38. В каком предложении есть слово с орфографической ошибкой?
1) А,
2) Б,
3) В,
4) Г.
39. У какого слова из текста неправильно определены
грамматические признаки?
1) В лицо – существительное, неодушевленное,
средний род, 2-е склонение, ед. число, винительный падеж;
2) утихал – глагол, несовершенный вид,
1-е спряжение, прошедшее время;
3) дружно – прилагательное, качественное,
краткая форма, средний род, ед. число;
4) он – местоимение, личное, 3-е лицо, ед.
число.
40. Определите стиль и тип речи данного текста:
1) разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, описание;
3) художественный стиль, повествование;
4) научный стиль, рассуждение.
Ответы: Вариант 1
1 – 2); 2 – 4); 3 – 2); 4 – 1); 5 – 4); 6 – 1); 7 – 3); 8
– 4); 9 – 1); 10 – 2); 11 – 4); 12 – 3); 13 – 4); 14 – 1); 15 – 1); 16 – 4);
17 – 3); 18 –4); 19 – 2); 20 – 1); 21 – 3); 22 – 1); 23 – 4);
24 – 2); 25 – 3); 26 – 3); 27 – 2); 28 – 4); 29 – 4); 30 – 3); 31 – 1);
32 – 3); 33 – 2); 34 – 1); 35 – 2), 36 – 1); 37 – 3); 38 – 4); 39 – 3) 40 –
3).
Ответы: Вариант 2
1 – 2); 2 – 4); 3 – 1); 4 – 4); 5 – 4); 6 – 2); 7 –
4); 8 – 4); 9 – 4); 10 – 4); 11 – 3); 12 – 2); 13 – 1); 14 – 2); 15 –
3); 16 – 2); 17 – 3); 18 – 2); 19 – 3); 20 – 3); 21 – 1); 22 – 3);
23 – 4); 24 – 4); 25 – 1); 26 – 4); 27 – 2); 28 – 1); 29 – 4); 30 – 3); 31
– 4); 32 – 2); 33 – 4); 34 – 3); 35 – 3); 36 – 1); 37 – 4); 38 – 1); 39
– 3); 40 – 3).
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play