Сидя у костра внезапно налетел ветер исправить речевые ошибки

Работа, нацеленная на получение знаний о роли деепричастий в речи и в художественных текстах, а также на умение использовать деепричастия при работе с текстом и в своей речи.. Русский язык, Уроки, 7 класс, "Употребление деепричастий в речи"

1.Организационный момент.

Здравствуйте! Я пришла к вам с хорошим настроением.

А какое настроение у вас?

2. Введение в тему, определение целей урока.

Учитель: Каждый день бывают разные речевые ситуации. Приведу пример из повседневной жизни. Администратору магазина необходимо было написать несколько объявлений. Вот что у него получилось:

Зайдя в магазин, дверь должна быть закрыта.

Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице.

Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!

Проверяйте деньги, не отходя от кассы.

— Можно ли такие объявления повесить в магазине?

— Помогите администратору, исправьте ошибки, запишите правильно.

Проверяем… Определяем, в чем ошибки… Формулируем тему и цель урока…

3. Создание мотивации. Работа с поэтическим текстом.

Учитель: Деепричастия… И произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны?

Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад». Давайте познакомимся с этим стихотворением и попробуем определить, в чем его необычность.

• Прочитаем текст (один ученик читает);

• Сколько предложений в этом тексте?

• Почему мы называем это предложение текстом?

• С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

• Почему стихотворение записано в виде пирамиды? (Стих. любопытно не только обилием деепричастий, передающих дополнительные действия падающей воды ( об этом свидетельствует наличие в словах дрожащих, свистящих, шипящих согласных), но количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, который и своим внешним видом напоминает срывающийся с высоты, все более нарастающий поток воды.)

Задание 1. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий:

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, —

Так падают бурные воды в сверкающем быстром

Лодоре

(Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна)

Задание 2 (по рядам). 1ряд: Выпишите деепричастия, которые способствуют звуковой организации речи и помогают услышать падение воды.

2 ряд: Выпишите деепричастия, которые передают звуки движения воды подобно живому существу.

3 ряд: Выпишите деепричастия, которые придают стилю текста возвышенность и торжественность

Проверь себя

урча

шипя

шурша

шелестя

звеня

клокоча

взрываясь

грохоча

гремя

шипя

ворча

воркуя

смеясь

болтая

минуя

вздымаясь

взметаясь

минуя

!!! Подведите итоги. Оцените свою работу.

Учитель: Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. И именно с помощью деепричастий удалось поэту описать неукротимую природную стихию.

4. Работа в парах с текстом по картине И.А.Айвазовского «Ниагарский водопад»

Учитель: А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.

• Рассмотрите картину. Какие деепричастия можно использовать, описывая водопад?

Задание 1: допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Роберта Саути.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты ______________ . Они, ___________, неостановимо бегут наперегонки,___________________ . Вот они, ______________________, переливаются под лучами солнца, а вот,________________________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________, веками удивляет человека?

Выслушать ответы учащихся. Подвести итог: обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, деепричастия «дорисовывают действие», придают художественному тексту особую выразительность.

!!! Подведите итоги. Оцените свою работу.

5. Работа по развитию речи. Грамматические ошибки.

Учитель: Ответьте на вопрос: часто ли вы, ребята, в своей речи используете деепричастия и деепричастные обороты? (отриц. ответ)

Действительно, в обыденной речи человек редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам:

— деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной жизни;

— эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи…

Такие ошибки относят к грамматическим ошибкам. Нам надо научиться видеть и исправлять эти ошибки в предложении, чтобы не возникли проблемы, какие возникли у администратора магазина и чтобы успешно выполнить задание на ЕГЭ.

Задание: Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов

НО…Учитель: Мы на уроках уже изучили деепричастие, знаем, как они образуются и на какие вопросы отвечают, что такое деепричастный оборот, но есть ли в нашем учебнике правило, как находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. (ответ отриц.)

Задание: Прочитать теоретический материал (на распечатках) и определить условия для определения и исправления грамматической ошибки (т.е. алгоритм действий).

Распечатка

  1. Книга ЕГЭ. Русский язык. Авт. Пасичник И.В., Басова Л.А..

В предложениях, содержащих деепричастный оборот, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Поэтому, прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в Им. п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный подлежащим, должен выполнять оба действия.

Деепричастный оборот не может быть употреблен в предложении, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным деятелям.

НЕПРАВИЛЬНО: Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

У действия, названного с помощью деепричастия, и действия, названного с помощью сказуемого, должен быть один и тот же исполнитель.

ПРАВИЛЬНО: Возвращаясь в порт, корабль был застигнут штормом.

Создание алгоритма по исправлению ошибок в употреблении деепричастного оборота:

1.Найдите подлежащее (сущ. или местоим. В Им.п.)

2.Найдите сказуемое.

3.Найдите деепричастие. (действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему)

4.Проверьте: должен быть один исполнитель.

Задание: Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. 

  1. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

  2. Сидя у костра, внезапно налетел ветер.

  3. Придя в лес, солнце село.

  4. Входя в школу, у ребят открывается дорога знаний.

  5. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

  6. Закончив экскурсию, в столовой нас ждал обед.

!1! Проверьте ответы. Оцените свою работу.

Ответы:

  1. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

  2. Когда мы сидели у костра, внезапно налетел ветер.

  3. Как только мы пришли в лес, солнце село.

  4. Входя в школу, ребята открывают дорогу знаний.

  5. Когда я посмотрел фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

  6. Закончив экскурсию, мы пошли в столовую на обед.

6.Домашнее задание (на выбор)

7.Рефлексия. Итак, оцените свою работу на уроке сами в листах самоконтроля.

Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами:

«ПОЛЕЗНО»

«ИНТЕРЕСНО»

«ТРУДНО»

Урок
русского языка в 7 классе
                    Дата
22.12.2015

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи» 

Вид урока:  беседа, практическая работа

Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления
    деепричастий в речи;
  • Совершенствовать умение анализировать текст,
    выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов;
  • Знать особенности употребления деепричастий;
  • Уметь использовать деепричастия в
    предложении и тексте.

Ход
урока

I.
Вступительная  беседа. Формулировка  темы. Целеполагание.

— Ребята,  вы  любите  юмористические  рассказы? Сейчас  я 
хочу  напомнить  вам  небольшой  фрагмент  рассказа  А.П.Чехова  «Жалобная 
книга».

«Подъезжая  к  станции  и  глядя  на  природу  в 
окно,  у  меня  слетела  шляпа».

— Почему  эту  жалобу Чехов  поместил  в  юмористическую 
книгу?

— Какую  часть  речи  неудачно  употребляет повествователь?

— Над  чем  он не  задумался,  а  может  быть,  чего-то 
он  не  знал? Тогда,  как  вам  кажется,  изучив  всю  тему  «Деепричастие», о 
чем  необходимо  задуматься?

— Сформулируйте  тему  урока  (употребление 
деепричастий  в  речи).

— Что  значит  правильно  употреблять  деепричастия
(произносить, использовать)?

 — Сформулируйте  цели  урока (знать  особенности 
употребления  деепричастий; уметь  использовать  их  в  предложении   и 
тексте; задуматься  о  роли  деепричастий  в  речи).

II.
Актуализация  опорных  знаний.

— Но  прежде  всего, чтобы  правильно  употреблять,  надо 
узнавать  деепричастия! Проверим  себя (выделите  в  каждом  столбике 
деепричастие).

1)

— По  каким  признакам  вы  это  сделали?

2) Из данных словосочетаний выбрать и записать
словосочетания

деепричастие +
существительное:

синеющая даль

вспахать поле

пересекая болота

заросшие места

поваленные бурей

пропитан пылью

передвигая ноги

— По каким признакам вы нашли деепричастие?

— Что такое деепричастный оборот?

— Когда обособляется деепричастный оборот и
одиночное деепричастие?

— Когда не обособляется?

III. Формирование  новых  понятий.

1. Знакомимся  с  особенностями  произношения 
деепричастий  (орфоэпическими  нормами).

— От  данных  глаголов  образуйте  деепричастия (устно):

создать

создав

занять

заняв

поднять

подняв

Какую  закономерность 
вы  заметили?

Продолжайте  теперь  самостоятельно (письменно).

начать  (начав)

понять  (поняв)

принять  (приняв)

прибыть  (прибыв)

закупорить  (закупорив)

заплесневеть  (заплесневев)

облегчить  (облегчив)

углубиться  (углубившись)

черпать  (черпая)

баловаться  (балуясь)

— Проверьте  себя (произносите  правильно).

2. Знакомимся  с  особенностями  использования,
включения  деепричастий  в  предложения  (грамматическими  нормами).

1)  Анализ текста. Выразительно прочитайте текст. (Текст у каждого на парте).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я,
медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского
оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы
свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью.
Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих,
словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё
яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной
дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев.
Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они
    играют в тексте?

2)Замените данные конструкции
предложениями с деепричастиями.

Графически объясните постановку знаков
препинания.


Туча набирала силу и медленно поднималась из-за
леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело
переливаясь на солнце, дрожали капли росы).

Что изменилось в предложениях?

3) Замените, где можно, один из глаголов
деепричастием. Укажите условия замены.

1. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
2. Малыш напевал и хлопал в ладоши.
3. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

4) Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных
оборотов в каждом предложении.

В- I

В- II

1. Подойдя  к  дому,  собака  встретила 
меня  радостным  лаем. 

1. Покатавшись  на  катке,  сильно 
болят  ноги.

2. Сидя  у  окна,  в  комнату 
влетел  воробей.

2. Возвращаясь 
домой,  пошел  дождь.

3. Заигравшись  до  позднего 
вечера,  мама  рассердилась  на  нас.

3. Поселившись  в  деревне, его 
мечта  осталась  прежней.

5) Задумаемся  о  роли  деепричастий  в  речи.

— Деепричастия,  деепричастия… . Сколько  с  ними  хлопот: 
и  произносить  их  надо  правильно,  и  употреблять  в  предложении, 
хорошенько  подумав. А  может,  не  так  уж  они  и  нужны? Мне  кажется, 
убедительно,  красноречиво  ответил  на  этот  вопрос  английский  поэт
Р.Саути  своим  необычным  стихотворением  «Лодорский  водопад».

(звучит  стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в  сверкающем, быстром  Лодоре.

— Что  в  этом  стихотворении  показалось  необычным? (52
деепричастия!)

— Кто  из  вас  видел  настоящий  водопад? Слышал  его 
шум?

— Какие  слова  в  стихотворении  помогли  это  сделать?
Попробуем  обойтись  без  них.

— Какую  же  роль  играют  они?

·        
Деепричастия  дорисовывают  основное  действие,
делают  речь  более  точной,  яркой.

·        
Предложения  с  деепричастиями  более 
выразительны, живописны.

IV. Формирование  умений,  навыков.

— А  если  так,  если  деепричастия  в  речи  нужны, 
будем  учиться  их  использовать. Предлагаю  выполнить  творческое  задание.

(составьте  текст «Зима  в  нашем  селе», правильно 
включив  в  него  как  можно  больше  деепричастий)

— Чьи  работы  вам  понравились?

Дома  можно  попробовать  написать  стихотворение  с 
деепричастиями  или  текст  на  другую  тему.

V. Итоги.

— Наше  занятие  подходит  к  концу.

— С  какими  нормами  употребления  деепричастий  вы 
познакомились?

— Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной,
динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая»
действие).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко
пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким
причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего
стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при
употреблении, что снижает качество речи.

Домашнее  задание: решить
тестовые задания.

V. Рефлексия.

   Благодарю  всех  за 
сотрудничество  и  прошу,  уходя  с  урока,  подумать  о  том,  как  прошел 
он  для  вас  лично,  и  «выстрелить»  в  своеобразную  мишень  с  графами:
«Полезно», «Интересно»,  «Скучно», 
«Трудно».

Домашнее задание

В- I

В- II

1. Какое  из  слов  не  является 
деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На  месте  каких  цифр  должны 
стоять  запятые?

Он  шел  по  тропинке (1)  и  (2) 
низко  опустив  голову (3)  что-то  искал.

Он  бросил  работать (1)  и  (2) 
отойдя  к  окну (3)  открыл  его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите  слова  с  ударением  на 
третьем  слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите 
правильное  продолжение  фразы.

Сидя  у  костра,

Подходя  к  лесу,

а) внезапно  налетел  ветер;

а) ветер  стал  как  будто  сильнее;

б) мы  завороженно  глядели  на 
огонь;

б) уже  чувствуется  осенняя 
свежесть;

в) мне  вспоминалась  ночь  на  Днепре.

в) я  всегда  испытываю  волнение.

5. Подберите 
синоним  к  фразеологизму.

а) сломя  голову;

а) не  разгибая  спины;

б) засучив  рукава.

б) положа  руку  на  сердце.

 

Домашнее задание

В- I

В- II

1. Какое  из  слов  не  является 
деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На  месте  каких  цифр  должны 
стоять  запятые?

Он  шел  по  тропинке (1)  и  (2) 
низко  опустив  голову (3)  что-то  искал.

Он  бросил  работать (1)  и  (2) 
отойдя  к  окну (3)  открыл  его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите  слова  с  ударением  на 
третьем  слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите 
правильное  продолжение  фразы.

Сидя  у  костра,

Подходя  к  лесу,

а) внезапно  налетел  ветер;

а) ветер  стал  как  будто  сильнее;

б) мы  завороженно  глядели  на 
огонь;

б) уже  чувствуется  осенняя 
свежесть;

в) мне  вспоминалась  ночь  на 
Днепре.

в) я  всегда  испытываю  волнение.

5. Подберите 
синоним  к  фразеологизму.

а) сломя  голову;

а) не  разгибая  спины;

б) засучив  рукава.

б) положа  руку  на  сердце.

Анализ текста

Был
невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с
моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного
кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло
неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и
вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья;
одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и
дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились
над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

Анализ текста

Был
невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с
моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного
кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло
неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны,
разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни
воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и
дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились
над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

Анализ текста

Был
невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с
моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного
кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло
неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и
вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья;
одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и
дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились
над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

Анализ текста

Был
невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с
моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного
кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло
неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и
вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья;
одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и
дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились
над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.

   Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя,
гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и 
болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь,
вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в 
свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в 
сверкающем, быстром  Лодоре.

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, 
шурша,

Резвясь  и 
спеша,

Скользя, 
обнимаясь,

Делясь  и 
встречаясь,

Ласкаясь,
бунтуя, летя,

Играя,
дробясь, шелестя,

Блистая,
взлетая, шатаясь,

Сплетаясь,
звеня,  клокоча,

Взвиваясь,
вертясь, грохоча,

Морщинясь,
волнуясь, катаясь,

Бросаясь,
меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь 
и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа,
разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь,
извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и 
вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают 
бурные  воды  в  сверкающем, быстром  Лодоре.

Произносите правильно приняв поняв начав заплесневев облегчив углубившись прибыв закупорив черпая балуясь

Произносите правильно приняв поняв начав заплесневев облегчив углубившись прибыв закупорив черпая балуясь

Исправьте Егоркины объявления: Проходя мимо витрины, стекло может разбиться! Проверяйте деньги, не отходя от

Исправьте Егоркины объявления: Проходя мимо витрины, стекло может разбиться! Проверяйте деньги, не отходя от кассы! Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице! Можно ли какое-нибудь объявление повесить в магазине?

Отредактируйте предложения 1 вариант 2 вариант 1. Подойдя к дому, собака 1. Покатавшись на

Отредактируйте предложения 1 вариант 2 вариант 1. Подойдя к дому, собака 1. Покатавшись на катке, встретила меня сильно болят ноги. радостным лаем. 2. Возвращаясь домой, 2. Сидя у окна, в комнату пошёл дождь. влетел воробей. 3. Поселившись в деревне, 3. Заигравшись до его мечта осталась позднего вечера, мама прежней. рассердилась на нас.

Проверь себя! 1 вариант 2 вариант 1. Я подошёл к дому, и собака 1.

Проверь себя! 1 вариант 2 вариант 1. Я подошёл к дому, и собака 1. Когда покатаешься на встретила меня радостным катке, сильно болят ноги. лаем. 2. Когда мы возвращались 2. Когда я сидел у окна, в домой, пошёл дождь. комнату влетел воробей. 3. Он поселился в деревне, а его 3. Мы заигрались до позднего мечта осталась прежней. вечера, и мама рассердилась на нас.

Кипя, Шипя, Р. Саути «Лодорский водопад» Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая,

Кипя, Шипя, Р. Саути «Лодорский водопад» Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Роль деепричастий в речи Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точнее и ярче Предложения

Роль деепричастий в речи Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точнее и ярче Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны

Минуты творчества

Минуты творчества

I вариант Итоговый тест II вариант 1. Какое из слов не является деепричастием: А)

I вариант Итоговый тест II вариант 1. Какое из слов не является деепричастием: А) даря; Б) гиря; В) жаря. А) доля; Б) деля; В) пиля. 2. На месте каких цифр должны стоять запятые: Он шёл по дороге (1) и (2) опустив голову (3) что-то искал. Он бросил писать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его. А) 1, 2, 3 Б) 2, 3 3. Найдите слова с ударением на третьем слоге: А) балуясь; Б) черпая; В) углубившись. А) облегчив; Б) прибыв; В) закупорив. 4. Выберите правильное продолжение фразы: Сидя у костра, Подходя к лесу, А) внезапно налетел ветер; А) ветер стал как будто сильнее; Б) мы завороженно глядели на огонь; Б) уже чувствуется осенняя свежесть; В) мне вспомнилась ночь на Днепре. В) мы посмотрели на компас. 5. Подбери синоним к фразеологизму: А) сломя голову А) не разгибая спины Б) засучив рукава Б) положа руку на сердце

I вариант Проверь себя! II вариант 1 Б 1 А 2 Б 2 Б

I вариант Проверь себя! II вариант 1 Б 1 А 2 Б 2 Б 3 В 3 А 4 Б 4 В 5 А-быстро 5 Б-усердно 5 А-беспрерывно 5 Б-откровенно

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Выделите в каждом столбике деепричастие:
1
А) закрыт;
Б) закрывшийся;
В) закрыв.
2
А) работавший;
Б) работая;
В) разработка.
По каким признакам определили деепричастия?

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Произносите правильно
приняв
поняв
начав
прибыв
закупорив
заплесневев 
облегчив
углубившись
черпая
балуясь

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Исправьте Егоркины объявления:
Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!
Проверяйте деньги, не отходя от кассы!
Заходя в магазин, собаки должны остаться на
улице!
Можно ли какое­нибудь объявление 
повесить в магазине?

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Отредактируйте
предложения
2
вариант
1
вариант
1. Покатавшись на
1. Подойдя к дому,
собака встретила
меня радостным
лаем.
2. Сидя у окна, в
комнату влетел
воробей.
3. Заигравшись до
позднего вечера,
мама рассердилась
на нас.
катке, сильно болят
ноги.
2. Возвращаясь домой,
пошёл дождь.
3. Поселившись в
деревне, его мечта
осталась прежней.

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Проверь себя!
1
вариант
1. Я подошёл к
дому, и собака
встретила меня
радостным лаем.
2. Когда я сидел у
окна, в комнату
влетел воробей.
3. Мы заигрались до
позднего вечера,
и мама
рассердилась на
нас.
2
вариант
1. Когда
покатаешься на
катке, сильно
болят ноги.
2. Когда мы
возвращались
домой, пошёл
дождь.
3. Он поселился в
деревне, а его
мечта осталась
прежней.

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Р. Саути «Лодорский 
водопад»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, ­
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Роль деепричастий в речи
Деепричастия дорисовывают 
основное действие, делают речь 
точнее и ярче
Предложения с деепричастиями 
более выразительны, живописны

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Минуты творчества

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Итоговый тест
I вариант
1. Какое из слов не является деепричастием:
II вариант
А) даря;  Б) гиря;  В) жаря.
А) доля;  Б) деля;  В) пиля.
2. На месте каких цифр должны стоять запятые:
Он шёл по дороге (1) и (2) опустив голову (3) 
что­то искал.
А) 1,2,3                  Б) 2,3
Он бросил писать (1) и (2) отойдя к окну (3) 
открыл его.
А) 1,2,3                     Б) 2,3
3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:
А) облегчив;  Б) прибыв;  В) закупорив.
А) балуясь;  Б) черпая;  В) углубившись.
4. Выберите правильное продолжение фразы:
Сидя у костра,
А) внезапно налетел ветер;
Б) мы завороженно глядели на огонь;
В) мне вспомнилась ночь на Днепре.
Подходя к лесу,
А) ветер стал как будто сильнее;
Б) уже чувствуется осенняя свежесть;
В) мы посмотрели на компас.
5. Подбери синоним к фразеологизму:
А) сломя голову
Б) засучив рукава
А) не разгибая спины
Б) положа руку на сердце

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Взаимопроверка!
I вариант
II вариант
                     1А
                     2Б
                     3А
                     4В




5А­быстро
5Б­усердно 
           5А­беспрерывно
           5Б­откровенно

Учебная презентация по русскому языку «Употребление деепричастий речи» (7 класс)

Учебная презентация по русскому языку "Употребление деепричастий речи" (7 класс)

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

1.Организационный момент.

Здравствуйте! Я пришла к вам с хорошим настроением.

А какое настроение у вас?

2. Введение в тему, определение целей урока.

Учитель: Каждый день бывают разные речевые ситуации. Приведу пример из повседневной жизни. Администратору магазина необходимо было написать несколько объявлений. Вот что у него получилось:

Зайдя в магазин, дверь должна быть закрыта.

Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице.

Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!

Проверяйте деньги, не отходя от кассы.

— Можно ли такие объявления повесить в магазине?

— Помогите администратору, исправьте ошибки, запишите правильно.

Проверяем… Определяем, в чем ошибки… Формулируем тему и цель урока…

3. Создание мотивации. Работа с поэтическим текстом.

Учитель: Деепричастия… И произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны?

Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад». Давайте познакомимся с этим стихотворением и попробуем определить, в чем его необычность.

• Прочитаем текст (один ученик читает);

• Сколько предложений в этом тексте?

• Почему мы называем это предложение текстом?

• С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

• Почему стихотворение записано в виде пирамиды? (Стих. любопытно не только обилием деепричастий, передающих дополнительные действия падающей воды ( об этом свидетельствует наличие в словах дрожащих, свистящих, шипящих согласных), но количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, который и своим внешним видом напоминает срывающийся с высоты, все более нарастающий поток воды.)

Задание 1. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий:

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, —

Так падают бурные воды в сверкающем быстром

Лодоре

(Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна)

Задание 2 (по рядам). 1ряд: Выпишите деепричастия, которые способствуют звуковой организации речи и помогают услышать падение воды.

2 ряд: Выпишите деепричастия, которые передают звуки движения воды подобно живому существу.

3 ряд: Выпишите деепричастия, которые придают стилю текста возвышенность и торжественность

Проверь себя

урча

шипя

шурша

шелестя

звеня

клокоча

взрываясь

грохоча

гремя

шипя

ворча

воркуя

смеясь

болтая

минуя

вздымаясь

взметаясь

минуя

!!! Подведите итоги. Оцените свою работу.

Учитель: Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. И именно с помощью деепричастий удалось поэту описать неукротимую природную стихию.

4. Работа в парах с текстом по картине И.А.Айвазовского «Ниагарский водопад»

Учитель: А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.

• Рассмотрите картину. Какие деепричастия можно использовать, описывая водопад?

Задание 1: допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Роберта Саути.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты ______________ . Они, ___________, неостановимо бегут наперегонки,___________________ . Вот они, ______________________, переливаются под лучами солнца, а вот,________________________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________, веками удивляет человека?

Выслушать ответы учащихся. Подвести итог: обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, деепричастия «дорисовывают действие», придают художественному тексту особую выразительность.

!!! Подведите итоги. Оцените свою работу.

5. Работа по развитию речи. Грамматические ошибки.

Учитель: Ответьте на вопрос: часто ли вы, ребята, в своей речи используете деепричастия и деепричастные обороты? (отриц. ответ)

Действительно, в обыденной речи человек редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам:

— деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной жизни;

— эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи…

Такие ошибки относят к грамматическим ошибкам. Нам надо научиться видеть и исправлять эти ошибки в предложении, чтобы не возникли проблемы, какие возникли у администратора магазина и чтобы успешно выполнить задание на ЕГЭ.

Задание: Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов

НО…Учитель: Мы на уроках уже изучили деепричастие, знаем, как они образуются и на какие вопросы отвечают, что такое деепричастный оборот, но есть ли в нашем учебнике правило, как находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. (ответ отриц.)

Задание: Прочитать теоретический материал (на распечатках) и определить условия для определения и исправления грамматической ошибки (т.е. алгоритм действий).

Распечатка

  1. Книга ЕГЭ. Русский язык. Авт. Пасичник И.В., Басова Л.А..

В предложениях, содержащих деепричастный оборот, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Поэтому, прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в Им. п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный подлежащим, должен выполнять оба действия.

Деепричастный оборот не может быть употреблен в предложении, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным деятелям.

НЕПРАВИЛЬНО: Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

У действия, названного с помощью деепричастия, и действия, названного с помощью сказуемого, должен быть один и тот же исполнитель.

ПРАВИЛЬНО: Возвращаясь в порт, корабль был застигнут штормом.

Создание алгоритма по исправлению ошибок в употреблении деепричастного оборота:

1.Найдите подлежащее (сущ. или местоим. В Им.п.)

2.Найдите сказуемое.

3.Найдите деепричастие. (действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему)

4.Проверьте: должен быть один исполнитель.

Задание: Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. 

  1. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

  2. Сидя у костра, внезапно налетел ветер.

  3. Придя в лес, солнце село.

  4. Входя в школу, у ребят открывается дорога знаний.

  5. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

  6. Закончив экскурсию, в столовой нас ждал обед.

!1! Проверьте ответы. Оцените свою работу.

Ответы:

  1. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

  2. Когда мы сидели у костра, внезапно налетел ветер.

  3. Как только мы пришли в лес, солнце село.

  4. Входя в школу, ребята открывают дорогу знаний.

  5. Когда я посмотрел фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

  6. Закончив экскурсию, мы пошли в столовую на обед.

6.Домашнее задание (на выбор)

7.Рефлексия. Итак, оцените свою работу на уроке сами в листах самоконтроля.

Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами:

«ПОЛЕЗНО»

«ИНТЕРЕСНО»

«ТРУДНО»

ТЕМА: Урок развития речи. Исправление речевых ошибок. (2 часа)

Урок составила: Л.А.Жукова

Цели:

— учить правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка, учить находить в речевые ошибки и исправлять их, повторить понятия фразеологизмы, антонимы, синонимы, иноязычные слова.

-активизировать мыслительную деятельность учащихся, познакомить с языковыми явлениями (тавтология, плеоназм, литературные нормы), обогащать устную речь, ее словарный запас

— воспитывать общую культуру учащихся, воспитывать интерес к изучению русского языка, к изучению различных языковых явлений

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раздаточный дидактический материал (тесты)

Эпиграфы: «На ошибках учатся» (Народная поговорка)

«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» Д.И.Писарев

«Слово- одежда всех фактов, всех мыслей» А.М.Горький

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Назовите стили речи русского литературного языка. Поясните их значение. Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое фразеологизмы?

3 Постановка задач. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

— Вступительное слово учителя.

Правильность и грамотность речи – необходимое условие общей культуры каждого человека. Отношение к русскому языку в нашей стране за последние 2-3 года очень сильно изменилось. Даже чиновники высших государственных структур нашего региона сдают тесты на знание русского языка. А анализ заданий ЕГЭ специалистами УИПК показал, что из них только 20% заданий на знание орфографических правил написания, а 80%- это задания на правильность речи, на умение выразить свои мысли, знание лексики. Это говорит о том, что сейчас требования изменились. Можно грамотно писать отдельные слова, но можно безграмотно говорить и не уметь выражать свои мысли. Сегодня мы с вами займемся исправлением этих речевых ошибок через различного вида упражнения.

      И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

План урока (записан на доске)

  1. Непонимание лексического значения слова.

  2. Употребление синонимов, антонимов.

  3. Употребление антонимов.

  4. Слова иноязычного происхождения.

  5. Многословие.

  6. Лексическая неполнота.

  7. Фразеологизмы.

  8. Грамматические ошибки.

  9. Фактические и логические ошибки.

  10. Синтаксические ошибки.

  11. Профессионализмы.

4.Этапы усвоения новых знаний, формирование практических умений и навыков.

Типичные речевые ошибки.

1.Непонимание значения слова.

А. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:  

 Костер все больше и больше распалялся, пылал

Ошибка заключается в неверном выборе слова:
 Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.

 Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

Б. Употребление служебных слов без учета их семантики.
Пример:

 Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
 Предлог благодаря сохраняет связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о положительных фактах: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. При неправильном понимании и употреблении предлога возникает речевая ошибка. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

В. Лексическая несочетаемость.

Пример:  Их сильная, закаленная дружба у многих вызывала восхищение.

Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая — крепкая дружба.

2.Употребление синонимов, паронимов

А.Неправильное употребление синонимов

   Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка — разговорное; ляп — жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. Представьте себе в официально- деловом документе слово «ляп».
      Пример:  Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
            Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут — это ведет к речевой ошибке.
      Пример:  Вчера мне было печально. Какой синоним здесь будет уместнее? Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно.

Упражнение: (слова записаны на доске)

Подобрать подходящие по смыслу слова к следующей группе синонимов:

Старый- человек, (был молодой, новый)

Давний — друг ( много времени прошло)

Старинный — сундук (имеющие свою историю старины каких-то далеких времен)

Ветхий — домишко ( дряхлый, истлевший)

Древний — замок ( в отдаленных веках)

В чем смысловая разница между этими синонимами?( объяснение дано в скобках)

Вывод: Перед нами синонимы, но все они имеют свои смысловые стилистические оттенки.

Упражнение. Устно, подберите подходящие по смыслу слова.

Смелый -1

Неустрашимый-5

Мужественный-3

Бесстрашный-4

Храбрый-2

-Какое общее значение имеют эти слова- синонимы? ( Они обозначают признак, качество человека, умеющего преодолеть страх, не поддающегося ему)

В чем различия оттенков значений?

Расставьте 3 от 1 до 5 по силе выразительности признака, качества.

Б.Неправильное употребление паронимов.

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но разные по смыслу. Это часто приводит к ошибкам в употреблении из- за непонимания точного смысла этих слов.

Пример:    Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный — прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный— не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Поэтому, как мы должны сказать: праздничный настроение, праздная жизнь

Упражнение. Письменно. Подобрать подходящие по смыслу слова к каждой паре слов (записаны на доске), составив словосочетания.(устно):

провести (газ, время, человека до чего-то) – произвести (впечатление, обработку от насекомых)

1 вариант

1высокие — высотные

сытый — сытный

усвоил — освоил

близкий — ближний

2 вариант

скрытый — скрытный

обидный — обидчивый

бережливый — бережное

мелкий – мелочный

Вывод: Как вы видите перед нами не синонимы, а слова с одним корнем, это паронимы. (Запись) Паронимы — похожие по звучанию, но разные по значению слова.

3.Употребление антонимов

Неправильное употребление антонимов

Упражнение. Устно. Развиваем мыслительную активность, активизируем знания языка. Подобрать антонимы к следующим словам. Опрос фронтальный.

Быстро, потерять, мокрый, конный, временный, смех, нельзя, тишина, румяный, громко, скучно, весело, храбрость, уважение, счастье, пропажа, поражение, обвинять, погаснуть, причина, висеть,, взлетать, миловать, опрятный, усталость, второпях.

Упражнение. Письменно. Подберите различные антонимы к многозначным словам. Работа по вариантам.

1 вариант

Свежий- хлеб, журнал, ветер, взгляд

Бледный- луч, краски, рассказ, лицо

2 вариант

Легкий – вопрос, аромат, ноша, походка, содержание, характер

Глубокий- сон, озеро, знания, обморок, след

Сейчас вы еще раз убедились насколько богат наш язык многообразием оттенков, значений.

4. Слова иноязычного происхождения

Какие слова называют иноязычными? Иноязычные слова прочно входят в нашу речь, (с чем это связано?) поэтому мы должны владеть ими, правильно и уместно употреблять их в речи.

Упражнение. Устно. Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словам

Рейтинг- оценка

Сайт- местоположение

Имидж- образ

Ланч- завтрак второй

Паркинг- стоянка

Тинейджер- подросток

Кастинг- отбор

Инвестиция – вложение

Баланс – равновесие

Игнорировать – пренебрегать

Менеджер- управляющий

Лимит- ограничение

Упражнение. Тест (раздаточные карточки, взаимокнтроль )

Выберите правильный вариант написания:

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

Проверка.

Правильные ответы:

  1. в

  2. а

  3. в

  4. в

  5. б

5.Многословие.

А. Слова- паразиты.

Очень часто приходится слышать речь, в которой присутствуют слова- сорняки или слова- паразиты. Они засоряют речь и используются для того, чтобы сделать мыслительную паузу, выиграть время для дальнейшей формулировки мысли. Это слова ну, вообще, как бы, стало быть, ээээ-, так сказать, честно говоря, извините, простите, знаете и др. Отрывок из пьесы Чехова «Вишневый сад»: «Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим, простите, я женат».

Б. Плеоназмы.

Не меньше засоряют речь плеоназмы –речевые излишества. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи логически излишних слов. Еще А.П.Чехов писал «Краткость- сестра таланта».

      Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
Прослушайте выражения, какие слова в них лишние:

отступить назад на два шага, впервые знакомиться, мы дорожим каждой минутой времени, вернуться в апреле месяце, десять рублей денег, написал свою автобиографию, своя родная семья, посидим молча, без слов, для приготовления яичницы надо иметь хотя бы одно яйцо.

В.Тавтология

Послушайте следующее высказывание: следует отметить следующие факты. Что здесь лишнего? Повторения «следует- следующие». Такое явление называется Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте: Изображаемый образ наглядно показывает (Представленный читателям образ ……).

Все население объединилось воедино ( все население сплотилось или просто объединилось.

В поэме автор запечатлел свои впечатления ( ….. выразил….)

Все мысли и стремления героя были устремлены…. (…желания….)

В романе показаны черты характера, характерные для …( присущие..)

Иногда тавтология оправдана, но это бывает в художественных произведениях, например, А. Твардовский писал:

Сила силе доказала!

Сила силе — не родня

Есть металл прочней металла,

Есть огонь страшней огня.

Искореняя из своей речи слова- паразиты, плеоназмы, тавтологию мы добьемся того, что наша речь станет точной, ясной, лаконичной, т.е. краткой.

Игра.

Скажите фразу: «Наша Таня громко плачет», «Уроков не будет, уроки отменили на неделю»

Голосом пирата, старенькой-старенькой бабушки, президента страны, маленького стеснительного ребенка, учителя, кашляющего человека, веселого человека, очень грустного человека.

Вывод: любая фраза не только несет в себе значение, но и настроение говорящего, надо следить за своей интонацией.

6.Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
 Пример:

Достоинство Лермонтова в том, что ничего лишнего.

Чего здесь не хватает?

У Л.может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже ни одного) слова.

Пример:»… не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь вражду«.

Так получается — «страница телевидения», а надо добавить на экраны или в передачи телевидения

7. Фразеологизмы.

Упражнение. Исправьте фразеологизмы (записаны на доске)

сломав голову

скрипя сердцем

как кур во щи

показывать образец

зеница глаза

две большие разницы

играет большое значение

взял львиную часть

подстреленный воробей

Упражнение. Подберите к словам фразеологизмы. Письменно.

один на один- с глазу на глаз, тет-а тет

очень быстро — в два счета, одна нога там, другая- здесь

некстати- ни к селу ни к городу

вдоволь- от всей души

работать усердно- работать засучив рукава

быть в чем- то большим знатоком- собаку съесть

перекусить- заморить червячка

бездельничать- бить баклуши

Проверка.

Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.

Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное название учебного заведения

A priori- наперед, заранее, например, априорная ценность

Post skriptum- приписка к письму

Salte mortale- рискованный шаг, неожиданный переход

Status guo- существующее положение

Persona non grate- нежелательное лицо

Nota bene- знак на полях текста, обозначающий»заметь, обрати внимание»

Игра (на развитие мышления) Разгадай аббревиатуру из 3 букв. КГБ (кто готовит бомбу), ПИТ, ВВС, УУХ, ПИЦ, БББ, РВС

8. Грамматические ошибки.

А.Словообразовательные.
Ошибка происходит не в значении, а в произношении, неправильном построении слова:

«беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм, два знамя ( нет, бессмертие, вместо, публицистика, два знамени)

Чулок, но носков. (рисунок)

Б.Морфологические.
К этому виду ошибок относятся:
а) ошибки в образовании форм существительных: «англичаны», «на мосте», «Во дворе построили большую качель».
б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого».

«Я приведу более лучший пример»
в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом«.
г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился», «Мама всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок«.
«Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее«.

Запомните (запись): надеть одежду – одеть Надежду!

Упражнение «Убери лишнее слово»:

Кашпо

Кофе (м. р.)

Пальто

Бюро

Такси

Тюль

Рояль

Шампунь

Толь

Вуаль ( ж.р.)

Слова записаны на доске.

— Что общего в этих словах? (все слова иноязычные, несклоняемые, среднего рода, кроме слов «кофе» (м.р.), и вуаль (ж.р.) Составьте устно словосочетания с этими словами по вариантам. Проверка.

Упражнение. Образуйте от глаголов формы прошедшего времени. Устно.

Зябнуть (озяб), меркнуть (померк), исчезнуть (исчез), остыть (остыл), заворожить (заворожил), завораживать (завораживал), увести (увел), кивнуть (кивнул), прыгнуть (прыгнул), сохнуть (сох), закипать (закипал), закипеть (закипел).

Упражнение. Записать глаголы. Образуйте формы глагола 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени от глаголов:

Победить, чудить, убедить, ощутить, дерзить

Вывод: от некоторых глаголов нельзя образовать формы или настоящего или будущего времени. В таком случае используют описательные обороты, т.е. к ним добавляют подходящие по смыслу слова.

Могу победить, хочу победить, обязательно получится победить, хочу убедить, смогу убедить и буду чудить, попытаюсь ощутить и др.

Упражнение. Устно. Исправьте ошибки:

Базаров- молодой человек с захудалым лицом.

Сатин первым раскусывает Луку.

Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку

Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.

При необходимости мы будем брать адекватные меры.

Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.

Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

9. Фактические ошибки. Логические ошибки.

 Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей, например: «В зимнем лесу звонко куковала кукушка«.

-В чем причина фактических ошибок?

-Причина фактических ошибок — недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков.

Пример:

Кутузов участвовал в сражениях 1861 года.

Пушкин в своем стихотворении «Бородино»….

Роман «Обломов» принес известность Карамзину.

Толстой был князем.

Симбирск основан в 1748 году.

Логические ошибки

— В чем они заключаются? (Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок. )
К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании сочинений:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) отсутствие необходимых частей;
5) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

10. Синтаксические ошибки.

Самые распространенные ошибки- это синтаксические ошибки в построении словосочетания, а следовательно, предложения.

Примеры:

Неправильное составление словосочетаний :

«Нынешнее летом я был в степном Заволжье«.

«Если в жаркий день дотронешься к березе, то…

«Жажда к славе«.

Неправильное составление предложений:

«В комнату проникли сноп лучей солнца«.

«Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей«.

«Гринев видит, как Пугачев садился в карету«.

«Многие книги их можно читать несколько раз«.

«Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая«.

«Я учу уроки на столе» (за столом).

«Мальчик был лобастый, но серьезный«.

Более подробно над синтаксическими ошибками мы будем работать после

изучения синтаксиса.

  1. Профессионализмы.

А сейчас поговорим о словах, связанных с вашей профессией, с практическими занятиями. Слова записаны на доске.

  1. Слесаря — слесари

  2. В цехе- в цеху

  3. Зуби́ло — зубила?

  4. Договоры- договора

  5. Сверло – в Род. падеже? (сверел)

  6. Пассатижи, тиски – в Род.падеже? –

  7. резьба- классификация резьб…?

  8. штанге(н, ль) ц_ркуль?

  9. токари- токаря

Правильные ответы:

  1. Слесари и слесаря- обе формы стали равноправными.

  2. Оба произношения верны, но «в цехе»- книжная лексика, а « в цеху»- разговорная, в деловых бумагах необходимо использовать первый случай произношения.

  3. Зубило- сущ. Ср. рода, нет зубила.

  4. Договоры (книжная лексика) – договора (разговорная лексика)

  5. Свёрел

  6. Пассатижей, тисков, но не тисок

Упражнение. Составьте 5 предложений со словами, связанными с вашей будущей профессией.

5. Итог урока. Слово учителя.

Поговорка гласит: «На ошибках учатся». Сегодня мы работали над своими и чужими ошибками в устной речи. Увидели, что ошибки бывают разные. И это лишь малая часть огромной работы над совершенством грамотной речи. Хочется назвать те, составляющие, которые являются главными критериями грамотной красивой речи.

Правильность

Ясность

Логичность

Простота

Богатство

Сжатость

Чистота

Живость

Благозвучие

6.Самостоятельная работа учащихся. Упражнения на закрепление темы.

Упражнение №33 Грекова «Пособие для старших классов»,

Упражнение 9, 26, 61 Введенская «Культура речи и русский язык»

7. Домашнее задание.

Повторить все ключевые моменты урока, а именно, какие бывают речевые ошибки, их виды? Составить синонимические ряды к следующим словам: синий, большой, сообщать, наказание, прекрасно.

Составьте предложения с 10 словами- профессионализмами, связанными с вашей будущей профессией.

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сзв стаж ошибка 50 как исправить форум
  • Сзв стаж неправильно указан период работы как исправить
  • Сзв стаж код ошибки 50 что это значит
  • Сзв стаж код ошибки 50 как исправить путь до элемента строка 0 символ 0
  • Сзв стаж забыли включить сотрудника как исправить 2023