Симбиотическая привязанность как исправить

Травма привязанности – психическое отклонение, возникшее из-за отсутствия эмоционального контакта со взрослыми. В психиатрии ее обозначают как РРП (реактивное расстройство привязанности). Иногда термин применяют к неустойчивым и недостаточно близким отношениям с родителями. Эту ситуацию уместнее назвать «ненадежной привязанностью». Она встречается в 40% случаев. РРП выявляются менее чем в 1%.

Детские травмы значительно влияют на дальнейшую жизнь человека. Сами травмы обычно не осознаются пострадавшим и выявляются только на сеансе психотерапии. Психолог помогает клиенту вспомнить и заново пережить трагедию в благоприятной обстановке. Травмой считается не только травмирующее событие, но и отсутствие какого-то важного компонента или явления. Им может быть здоровая привязанность.

Типы привязанности

Есть несколько классификаций привязанностей, но компоненты в них, несмотря на разные названия, примерно схожи по смыслу. Первые исследования начала Мэри Эйнсворт в 60-х годах. В течение трех суток наблюдатели изучали особенности взаимодействия подопытных младенцев с их матерями. Чуть позже те же дети, достигшие годовалого возраста, помещались в лабораторные условия со сменяющимися обстоятельствами: оставались с мамой, одни, с незнакомцем. М. Эйснворт фиксировала их реакции.
Изучая классификацию, важно помнить, что тип привязанности, сформировавшийся у ребенка, может измениться. Это зависит от дальнейшего опыта, который он получит. Случаются как позитивные, так и негативные тенденции. Однако в любом случае именно на этом фундаменте сформируется его личность и увлечения. Сложившиеся модели поведения повзрослевший ребенок будет переносить на других людей: детей, партнера, друзей.

Возможные формы привязанности:

Безопасная. Мама удовлетворяет потребности ребенка. С ней он чувствует себя счастливым, радуется ей, однако адекватно реагирует на расставание: сначала расстраивается, затем отвлекается на игрушки. Такие дети активные, самостоятельные, развитые. Они чувствуют себя защищенными и поэтому не беспокоятся.

Амбивалентная. Если мама рядом – ребенок встревожен, когда уходит – еще более встревожен. Когда она возвращается, он пытается причинить ей боль (укусить, ударить). Он то стремится к контакту, то избегает его. Такое поведение обусловлено непостоянством матери: она действует по настроению, может приласкать, а может обидеть. В дальнейшем ее отпрыск сохранит тревожность, будет чувствовать себя одиноким.

Избегающая. Ребенок самостоятельный, он избегает мать или игнорирует ее. Причина: неотзывчивость, холодность, сдержанность матери. В будущем ребенок не сможет выстраивать близкие отношения, за показной независимостью будет скрывать неуверенность. Главный страх – боязнь быть отвергнутым.

Дезорганизованная. Мама ушла – ребенок застыл, вернулась – убежал. Ребенок подвергается насилию, агрессии, его дальнейшая судьба непредсказуема.

Симбиотическая. Ребенок требует ежесекундного внимания матери, остро реагирует, когда она отвлекается или говорит с кем-то еще. Это значит, что мама гиперопекающая. Ребенок растет тревожным, с трудом сепарирует.

Травмы привязанности у детей

Травма привязанности – психическое отклонение, возникшее из-за отсутствия эмоционального контакта со взрослыми. В психиатрии ее обозначают как РРП (реактивное расстройство привязанности). Иногда термин применяют к неустойчивым и недостаточно близким отношениям с родителями. Эту ситуацию уместнее назвать «ненадежной привязанностью». Она встречается в 40% случаев. РРП выявляются менее чем в 1%.


 Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.


Причины
Среди причин выявляют не только социальные факторы. Иногда предпосылкой к травме привязанности служат патологии нервной системы, из-за которых человек больше других подвержен к стрессу, патологическим эмоциональным и поведенческим проявлениям.
Настоящее РРП возникает у сирот и детей из неблагополучных семей. Во втором случае речь идет о зависимых родителях, склонных к агрессии и насилию, или матерей, страдающих послеродовой депрессией. Также это касается нежеланных детей.
Расстройство формируется из-за того, что ребенок не смог сформировать позитивные отношения с родителями. Например, он кричит от голода, но отец в ответ повышает голос, не исправляя ситуацию. Младенец чувствует опасность. Его доверие к миру подорвано.

Признаки

Количество проявлений зависит от тяжести травмы. Это может быть только один или несколько признаков, или весь комплекс симптомов (когда речь идет о РРП). Также проявления зависят от типа привязанности. Можно заподозрить травму привязанности, если ребенок:
не смотрит в глаза;
мало улыбается;
не радуется, когда приходит мама;
не дает приблизиться, успокоить себя;
не хочет брать игрушки, протянутые взрослыми;
равнодушен к одиночеству;
беззвучно плачет без повода;
отвергает помощь родителей, но пытается найти утешение у посторонних, познакомиться и сблизиться с ними.

Распространенный вариант последствий травмы: у младенцев замечают вялость, отсутствие или задержку лепета. Позже у ребенка запаздывает речь, нет интереса к игре. Далее интеллектуальное отставание все более заметно, возникают проблемы в школе. Дошкольник избегает прикосновений, на попытки сближения реагирует неадекватно: гневом, смехом, слезами, криком. С возрастом он продолжает дистанцироваться. Нередки истерики. Взрослые учатся контролировать агрессию, маскируют проявления агрессии, но все еще не могут рефлексировать собственные чувства и поведение.

Диагностика

Полное обследование должно включать:
Опрос. Врач спрашивает о составе семьи, поведении ребенка. Уточняет особенности взаимоотношений между всеми членами семьи, личные качества ребенка.
Наблюдение. Профессионал наблюдает за общением ребенка с родителями.
Сбор дополнительных данных. Специалист может интересоваться мнением других профессионалов: педагогов, невролога и др.;
Психодиагностика. На этом этапе важно изучить внутренний мир и состояние пациента.
Врач убеждается, что у ребенка именно расстройство привязанности, а не аутизм, гиперактивность или дефицит внимания.

Лечение
Цель – изменить взаимоотношения ребенка с родственниками. Применяются следующие виды воздействия:
Индивидуальная психотерапия. Необходимо устранить страхи, недоверие, снизить напряженность.
Семейная психотерапия. Восстанавливается эмоциональный и вербальный контакт.
Консультирование родителей.
Иногда при РРП могут также выписать медикаменты, улучшающие эмоциональный фон ребенка.

Последствия травм привязанности для взрослых

Взрослый, которого воспитывали в условиях безопасной привязанности, умеет рефлектировать и удовлетворять свои эмоциональные потребности. А вот человек с травмой привязанности оказывается постоянно неудовлетворенным. Например, мужчина не позволяет себе вступить в серьезные отношения с женщиной. Образовавшую пустоту он может заполнять рыбалкой, играми, алкоголем и т.д.
Амбивалентная привязанность перерастает в неуверенность. Человек страдает патологической ревностью, он все время думает, что его бросят и первый провоцирует расставание. Он не может завести семью, потому что постоянно меняет партнеров. Примерно также проявляется дезорганизованная. Симбиотическая привязанность проявляется в отсутствии критичности к себе и партнеру. С остальными видами сложнее предсказать типичный сценарий.
Взрослый, переживший травму привязанности, может превращать работу в сублимацию отношений. Карьера превращается в единственную жизненную цель. При этом тревога повышена. Есть вероятность неадекватного отношения к начальнику, на которого переносится родительский образ.

О травме отвержения читайте здесь.

Записаться на прием можно здесь.

Сегодня мы поговорим про симбиотические отношения и созависимости в семье. Говорить мы будем с точки зрения транзактного анализа, поэтому, если кто-то не знаком с этой теорией – посмотрите видео на моем канале. Для тех, кто знаком напоминаю принципиальную вещь, которая нам сегодня потребуется в разговоре ниже. Наша личность в соответствие с теорией транзактного анализа состоит из 3 частей: внутреннего Родителя, Взрослого, Ребенка. Родитель – это образ реально существовавших/существующих родительских фигур. Взрослый – это часть, отвечающий за реальный и адекватный контакт с окружающим миром. Ребенок – это мы в каком-то конкретном раннем возрасте, но в данный момент.

Симбиотические отношения в понимании психологии и психоанализа

Теперь немного общих размышлений о симбиотичности. По представлению психоаналитиков (да и не только) целью развития личности и признаком зрелой личности является автономия, которая подразумевает относительную независимость от окружающего социума. Почему относительная? Все очень просто – мы не можем удовлетворить часть своих потребностей без других рядом. Потребность в общении, потребность в создании чего-то, потребность в поддержке, сексуальная потребность – требуют наличия партнера или другого участника процесса.

При этом Фрейд утверждал, что у нас нет фиксации либидо на объект. На простом языке это означает возможность удовлетворять свои потребности разными способами с разными объектами. В психологической практике можно часто встретить ситуацию, когда свою тревогу люди могут снимать алкоголем, походом к психологу, собственными рациональными размышлениями или поругавшись с близким. Потребность в безопасности одна, а способов достигнуть ее несколько. Именно по этой причине я не верю в существование «единственно подходящей» женщины или «единственно подходящего» мужчины. Именно поэтому я верю и убежден в том, что нам придется самим заботиться об удовлетворении своих потребностей разумно выбирая из широкого круга.

Почему у нас может быть несколько отношений за жизнь

Из всего выше сказанного получается, что средний условно нормальный человек должен уметь расставаться (при возникновении обстоятельств) и выдерживать страх одиночества, который неизбежно возникает при расставании. Но мы встречаем людей и случаи, которые не так уж и редки, когда люди мучатся, но продолжают отношения, которые со стороны кажутся иррациональными. Немного забегая вперед, для тех, кому будут неинтересны механизмы работы симбиоза в личности, скажу, что на самом деле порой труднопреодолимая привязанность в симбиотических отношениях, не является привязанностью к партнеру.

Часто это доказывается тем, что симбиотичным людям трудно расставаться со всеми партнерами в их жизни. Или тем, что человек по окончанию отношений отказывается от новых отношений, что означает отказ от удовлетворения части потребностей. В первом случае возникает вопрос с тем, почему разрыв ОДИНАКОВО сложен всегда. Во втором – кто же такой этот человек, ради которого я готов испортить свою жизнь. И ответ, наверное, можно уже угадать. Это некая родительская фигура, с которой мы, по мнению транзактного анализа, разыгрываем игру по достижению чего-то очень желаемого (чего, кстати, партнер не может дать скорее всего). Ниже в статье мы начнем рассмотрение механизма такой игры и действий партнеров, которые, очевидно, доказывают наш ранний вывод.

Возьмем достаточно традиционную для России пару мужчины и женщины. Для интереса можем представить их, например, как сочетание обсессивно-компульсивный мужчина и истерическая (гистрионная) женщина. Если мы представим себе такую пару с точки зрения строения личности, то увидим следующую картину.

Симбиотические отношения в Транзактном анализе

Как Вы видите, в структуре личности мужчины его внутренний Родитель входит в зону действия взрослого, а в структуре личности женщины – внутренний Ребенок. На практике это означает, что мужчина будет склонен действовать в реальной жизни с точки зрения родителя, а женщина – из Ребенка. Со всеми «прелестями» эго-состояний. Мужчина будет заботлив, надежен, возьмет на себя содержание семьи, НО будет говорить, что делать, что не делать, что правильно, а что нет и т.д.  Женщина будет весела и эмоциональна, тепла, НО требовательна к заботе, несамостоятельна, наивна и т.д. Конечно, степень выраженности проблем (но и преимуществ) зависит от степени отклонения от нормы. Или в нашем случае от степени присутствия Родителя или Ребенка в жизни. Чем их больше, тем поведение человека будет специфичней.

Таким образом, предрасположенность к игре уже есть в этой паре. Взаимоотношения Родитель-Ребенок будут вполне естественными. Однако если Вы думаете, что игра общая, то Вы ошибаетесь. Общего здесь – только транзакции Родитель-Ребенок, а вот игра разная. Каждый контактирует со своим образом и отвечает исходя из своего представления.

В случае симбиоза происходит, на примере нашего случая, «выключение» Ребенка мужчины и выключение Родителя и Взрослого женщины. Таким образом, мы получаем один набор Родителя, Взрослого и Ребенка. И он общий. Теперь мужчина больше не радуется сам и отдает организации функции радости женщине. Женщина отказывается от того, что думать о каких-то практических вещах и каких-то принципах. За это теперь заведует мужчина. И теперь Вы понимаете почему расхождение такой пары больше похоже на катастрофу для ее участников.

Симбиотические отношения и работа психолога

Основной частью работы психолога при поддержке участников симбиотических отношений является работа со страхом мужчины по поводу потери радости жизни (она была заключена в женщине) и страхом женщины, которая в этой ситуации чувствует себя беспомощной и дезориентированной (решения принимались мужчиной-партнером и он указывал направления действий и мыслей). А более глубокая работа подразумевает развитие у мужчины ребенка и его «освобождение» от внутреннего Родителя. А для женщины – ограничение внутреннего «Ребенка» и его успокоение и развитие внутреннего Родителя.

Нам осталось разобраться с интересным моментом, который частенько происходит в симбиотических отношениях. При конфликтах с угрозой разрыва происходит переключение ролей в паре. При этом мужчина начинает вести себя уже как Ребенок. Иногда очень испуганный ребенок, который внезапно видит перед собой критикующую маму, которая обесценивает его и его достижения. Причем такие мужчины ищут подобных критикующих женщин. А если они их не критикуют, то прилагают максимум усилий, чтобы привести их к этой роли, начиная провоцировать конфликты. Им надо, чтобы их бросили, чтобы ситуация повторила отношения детства.

В свою очередь, женщина, имевшая сложные отношения с отцом в детстве, в случае конфликта нападает на Ребенка своего отца (это ее фантазия), которого она видит в Ребенке партнера, с целью отомстить ему за старые обиды и его невнимательность.

После окончания конфликта происходит обратное переключение ролей.

Ютуб канал Психологического  центра на Волхонке

Ютуб канал Дениса Каменского

Какими бывают пары? Видео Дениса Каменского о различных типах взаимоотношений.

Статьи психологов 

Семейные психологи нашего Центра

Данная статья является продолжением статей:

— Симбиотическая связь матери и ребенка

— Выход из симбиоза

Люди, обладающие с симбиотическим характером, довольно легко могут расположить к себе окружающих, они обычно честны, великодушны и терпеливо относятся к недостаткам прочих. Они готовы жертвовать своими интересами, временем, интересами и комфортом ради, как близких, так и не очень близких людей, они умеют приспосабливаться к потребностям других, они стремятся сохранить отношения любой ценой. Для таких людей характерно хроническое применение местоимения «мы» вместо «он, она, я» («мы посещаем занятия по боксу» говоря о ребенке-подростке, «мы выходим замуж»  говоря о взрослой дочери, «мы получили повышение» говоря об успехах мужа).

Травма человека, обладающего симбиотическим характером, развивается в семье, где родители не способны принять индивидуальность ребенка, считая его своим продолжением. Естественные попытки отделиться блокируются либо активно наказываются.

После естественного периода слияния на первых годах жизни, малыш переходит к процессу постепенной сепарации от родителей. Когда мать с уважением и пониманием относится к данному процессу, ребенок обучается формированию собственных границ и собственного «я». Если же мать стремится удерживать малыша рядом с собой и ограничивает в самостоятельном изучении мира, ребенок может так и зависнуть в роли зависимого младенца, который не способен ничего сделать самостоятельно. Такой человек комфортно чувствует себя лишь в отношениях, он не может быть один. Он уверен в том, что все самое хорошее в жизни получить можно только от других людей, а не сделать самому, уверен в том, что автономия ведет к покинутости.

Если мать состоит со своим ребенком в патологическом симбиозе, смысл ее жизни – в нем. Спутниками такой патологии будут: тотальный контроль, постоянная тревога, стремление решать все проблемы за ребенка, старания оградить его полностью от опасностей и жизненных трудностей (как правило, преувеличенных), чересчур сильное внимание к здоровью ребенка (частые обследования, укутывания, диеты и т.п.), негативное отношение к друзьям ребенка (даже потенциальным) вплоть до желания создать вокруг малыша вакуума.

Такой способ может быть вариантом ухода в материнство от имеющихся проблем в прочих сферах ее жизни, для повышения ее значимости. Кроме того, вероятно, что женщина и сама не вышла из симбиоза со своей матерью и просто транслирует данную модель поведения своему ребенку. Симбиотические отношения довольно сильно похожи на любовь, однако любовь к другому учитывает и его наличие в отношениях. Чтобы любить человека, необходимо замечать, уважать и принимать его отличие. В симбиозе же «другой» просто исчезает. Здесь главенствует любовь к безопасности и постоянству. В симбиозе заботу не дарят, а инвестируют с однозначной надеждой далее получить проценты. Здесь нет любви, исключительно не прямое и прямое использование и насилие.

Симбиотический характер — признаки

— Непереносимость одиночества

Человеку, обладающему симбиотическим характером, особенно важно обезопасить именно себя от одиночества, переживается которое как брошенность, и ощущается зависимым, как отсутствие мотивации на какую-либо деятельность и пустота. Зависимый продуктивно может действовать исключительно в контакте со вторым человеком. Данную проблему решают посредством контроля. И здесь имеются  два пути. Пассивный путь – когда симбиотик имеет привязчивый характер, он избегает самостоятельного принятия важных решений, ожидая указаний от другого. Как это не странно звучит, он контролирует другого человека, подчиняясь — «я сделаю как ты хочешь, главное не бросай меня». Путь активный – заключается в стремлении подчинить и поставить в зависимость от себя, эмоционально либо финансово. Здесь контроль производится через подчинение — «тебе никуда не деться, ведь ресурсы у меня». В обоих вариантах одинаково нуждаются один в другом, просто разные способы обеспечения нахождения партнера в отношениях.

— Плохо простроенные личностные границы

В семейных симбиотических системах иметь свое, личное нельзя – все общее. Вы не имеете права распоряжаться своим временем – от вас потребуют немедленное включение в проблемы родителя или партнера. Если вы немедленно не откликаетесь, следовательно, сейчас вы не для него, а для себя, а это абсолютно непростительно. Распоряжаться своим пространством или временем вы не можете – не допускаются закрытые двери в вашу комнату, необходим полный доступ к вашим личным вещам. В таких отношениях в порядке вещей присутствие ключей от квартиры взрослого ребенка у родителей. И, конечно, вы не вправе обладать своим мнением. Особенно, когда оно отличается от мнения мамы либо мнения симбиотического партнера. В этом симбиозе нет никаких границ, особенно внутри пары или семьи. Все, что разделяет их, вызывает глобальную тревогу, которую просто невозможно перенести. При этом довольно жесткая граница возводится между семьей и прочим миром.

Когда ребенок растет с чувством, что его физические, психические или пространственные границы взломаны могут быть в любой момент, он просто перестанет их ощущать. И в дальнейшем, во взрослой жизни, не будет осознавать, обидели его или это просто юмор такой. Понимание того, что это было эмоциональным насилием, к примеру, придет намного позднее. Это говорит о том, что пониженная чувствительность к границам, а также их нарушению, воспитанная в симбиотической системе, является прямой угрозой безопасности. Не видя своих границ, симбиотики не замечают и границ окружающих. К примеру, симбиотик будет давать советы, когда его не просят, будет навязывать свою жизненную позицию другим, даже не понимая, что этим он не уважает ваше время и ваши ценности.

 — Запрет на выражение агрессии

В симбиотической семье имеется негласный запрет на прямое выражение чувств, включая злость. По этой причине проявляется агрессия скрыто — в форме обиды, критики, высмеивания, обесценивания. Симбиотическая личность ощущает панику в моменты, когда наталкивается на различия между собой и людьми, значимыми для неё. В подобные моменты ей проще прогнуться и смириться с чужой точкой зрения, нежели заявить о несогласии с чем-либо. Это ведет к накоплению большого количества невысказанных «нет» и невыраженной агрессии.

— Высокий уровень приспособляемости к окружающему миру

Симбиотические личности в своем социальном поведении напоминают хамелеона, так как перенимают мнения, взгляды и убеждения окружающих людей. В отношениях такая личность является полным отражением другого человека, создавая иллюзию исключительного единомыслия и сходства, чтобы быть ценной и принятой для значимых людей. Целью психотерапии симбиотической личности является обнаружение подавленной индивидуальности с детства, установление контакта с собственными желаниями и собственной агрессией, формирование границ. Кроме этого, важно обучение не только своевременно распознавать агрессивные импульсы внутри себя, понимать их причины и принимать их, как естественные сигналы об опасности, но также и адекватно ситуации выражать их.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Силясь побороть слабость она шла вперед лексическая ошибка
  • Сименс iq300 сброс ошибки f21
  • Сильный сколиоз у взрослых как исправить
  • Символы ошибок рено дастер
  • Сильный вырез на платье как исправить