Синдром отличника как исправить

В нашей статье мы подробно рассмотрим эту проблему у детей и взрослых. И дадим советы, как от нее избавиться.

Человек с синдромом отличника всегда пытается соответствовать ожиданиям других людей. Его мысли сконцентрированы вокруг того, что о нем думают окружающие, одобряют ли его действия. Это крайне мучительно — пытаться заслужить похвалу, каждый поступок переосмысливать с позиции другого человека.

Что такое комплекс отличника

Давайте сразу проведем условную границу между понятиями синдрома отличника и перфекционизма. Потому что многие их путают. Если в двух словах, то перфекционист — это человек, который стремится к совершенству ради самого совершенства. Ему все равно, что об этом думают другие. Надо выложить футболки по цвету — выложит. Надо выходить из дома ровно в 8:13, будет выходить. Независимо от того, узнает ли об этом кто-то, оценит ли его старания, похвалит ли… 

Признаки синдрома отличника

Проявляется комплекс отличника в виде неправильной расстановки приоритетов. На первый план выходят не знания, умения, личностные качества и нравственность, а положительная оценка от окружения.

Я питаюсь правильно не для того, чтобы быть здоровой, а чтобы меня похвалил муж.

Я поехал в дорогостоящий отпуск не потому, что хочу отдохнуть в классной стране, а чтобы показать друзьям, как хорошо я зарабатываю. 

Я посещаю курсы английского, чтобы мама мной гордилась. 

Комплекс отличницы провоцирует сильную эмоциональную реакцию на результат, который не оправдал ожиданий. То есть мы видим еще и повышенную чувствительность к критике. Таким людям нельзя ничего говорить, кроме комплиментов. Иначе автор критики превратится в злейшего врага. 

Нет адекватного отношения к неудачам — даже мелкая оплошность может вызвать болезненные душевные переживания. А какой-то крупный провал вгоняет в депрессию. 

Ну и низкая самооценка — как базовое условие для формирования синдрома отличника. Не может человек, который адекватно оценивает себя, быть болезненно зависим от мнения других людей. Это взаимоисключающие понятия.

Дебют синдрома

Формируется синдром отличника в детстве — ближе к школьному возрасту. Наверное, именно поэтому ему дали такое название. 

У детей начиная с 6-7 лет учеба становится главным видом деятельности и, соответственно, самореализации. Все успехи, достижения и поводы для гордости так или иначе ассоциированы со школой и другими видами обучения (спорт, кружки). 

Школьная система предполагает оценивание, а также одобрение со стороны педагогов. Соответственно, внешний фактор оценки результата действий в школе преобладает: получил «отлично» — молодец. Однако далеко не у всех детей развивается синдром отличника. Почему?

Согласно исследованиям, для этого должны быть предпосылки — особенности характера ребенка и даже пол. Как правило, этот синдром характерен девочкам. А в плане личностных качеств должны присутствовать:

  • аккуратность;
  • настойчивость;
  • эмоциональная привязанность к родителям;
  • послушание.

Ведущий тренд синдрома отличника — ориентация на положительную оценку от общества, а не на цель действий. Эти люди — «похвальные маньяки». Они зависимы от чужого одобрения. 

Как формируется синдром отличника в семье

Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов. Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно:

  • Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки.
  • Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают. В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов.
  • Дефицит внимания. Чтобы компенсировать недостаток времени, проведенного с ребенком, родители поощряют его излишней похвалой, подарками, поблажками. А он, в свою очередь, измеряет родительскую любовь «подношениями». Такие отношения в семье нельзя назвать психологически здоровыми не только в плане риска развития синдрома отличника, но и в других смыслах.
     
  • Заниженная самооценка. Прилежностью и хорошей учебой ребенок старается компенсировать свою неуверенность в себе и обилие комплексов, психологических барьеров. Родители же слепы к истинным проблемам своего дитя: учится хорошо, значит, всё с ним нормально. 
  • Любовь нужно заслужить. Это одна из самых серьезных ошибок, которой родители пресекают выстраивание близких и доверительных отношений с детьми. В нормальной ситуации родительская любовь безусловна. И ребенок должен знать это.
  • Строгое воспитание. А точнее — перебор с наказаниями за ошибки/оплошности/плохие поступки. Мало того, что ребенок, который боится ошибиться, со временем может превратиться в зашуганного и апатичного взрослого. Так еще и будет болезненно реагировать на критику, потому что подсознательно всегда ожидает родительского «ремня». 

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Может казаться, что быть отличником — большая удача и подспорье для блестящей карьеры. В действительности желание все делать на пятерку может работать против вас.

Ольга Горюшкина, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое синдром отличника

Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. Однако в профессиональной психологической литературе такого термина нет, а проявление этого синдрома относят к перфекционизму. Это явление связано со стремлением получить одобрение окружающих.

Может показаться, что синдром отличника характерен только для тех, кто учится в школе или университете, но это совсем не так. В моей практике уже взрослые клиенты часто рассказывают о различных ситуациях, когда кто-то оценивал их работу, и о том, насколько сильные они испытывали эмоции — злость, гнев, ощущение беспомощности и потерянности, если то, что они сделали, не было оценено на отлично. Если они получали «четыре», у них внутри рушился мир, хотя внешне они могли демонстрировать спокойствие.

Сила эмоций и переживаний в такие моменты доставляет дискомфорт. Для того, чтобы с ними справиться, требуются большие внутренние ресурсы. И именно такие ситуации часто становятся поводом для того, чтобы пересмотреть свое отношение к мышлению и поведению отличника.

Признаки и симптомы синдрома отличника:

  • чрезмерная зависимость от оценки окружающих;
  • преувеличение последствий от сделанной ошибки;
  • стремление доводить все до идеала, даже если в этом нет объективной нужды;
  • гиперответственность;
  • чувствительность к успехам других (достижения других воспринимаются как собственный провал);
  • страх неудачи внутри мешает оценить собственные ресурсы, с помощью которых можно справиться со сложной ситуацией;
  • неумение радоваться своим победам, получать от них удовольствие;
  • учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания.

Откуда берется синдром отличника

Когда мы познаем мир, обратная связь от окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку. В детстве нас учат правильно говорить, одеваться, держать вилку, мыть руки после прогулки и перед едой. Через корректировку мы усваиваем то, что может нам понадобиться в более взрослой жизни. В школе ребенок становится уже более самостоятельным, но оценивание, исправление, поощрение продолжают его сопровождать — теперь как инструменты системы образования. Здорово, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации — безоценочная любовь, поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку, оказался не прав или просто ищет то, что для него важно и интересно, не обращая внимания на правила. Иногда родители, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или ограниченности внутреннего ресурса, обращают внимание на ребенка только тогда, когда отпрыск его чем-то «заслужил», например принес пятерку. То есть пятерка в детском сознании становится залогом получения приятного и важного ресурса. Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать.

До определенного момента бонусы от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом.

Минусы мы начинаем чувствовать не сразу. В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверситетской жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей.

Фото: Shutterstock

Чем синдром отличника отличается от перфекционизма

Перфекционизм — сложный и многоплановый концепт. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма.

Гордон Флейт и Пол Хьюитт в исследовании 2002 года выделили три типа перфекционизма:

  • ориентированный на себя;
  • ориентированный на других;
  • социально предписанный.

Ориентированный на себя перфекционизм — это тенденция устанавливать для самого себя недостижимые планки. Например, всегда выполнять задачи максимально хорошо и не допускать ошибок.

Перфекционизм, ориентированный на других, — это тенденция требовать от окружающих, чтобы они соблюдали определенные стандарты, соответствовали неким идеальным параметрам. Таким людям сложно делегировать задачи, потому что они считают, что другие не выполнят работу достаточно хорошо.

Социально предписанный перфекционизм — это тенденция думать, что другие ожидают от тебя невозможного, и чтобы получить от них одобрение, нужно соответствовать высочайшим требованиям.

Синдром отличника представляет собой некую смесь разных типов перфекционизма: это форма перфекционизма, где есть высокие требования, предъявляемые к себе (а зачастую и к окружающим), и убеждение в том, что похвалу можно получить, только выполняя установленные стандарты.

Чем же стремление хорошо выполнять свою работу отличается от установки человека с синдромом отличника? Стремление достичь определенных целей совершенно понятно и нормально:

  • спортсмены ставят перед собой высокие планки, чтобы выиграть соревнования;
  • молодой амбициозный выпускник ставит перед собой карьерные цели, чтобы через какое-то время занять желаемую должность;
  • предприниматель также фиксирует для себя определенные показатели, которых хочет достичь.

Исследователи проводят черту там, где стандарты превышают грани разумного и по иерархии становятся выше целей, а стремление достичь этих невозможных целей определяют собственную значимость и самооценку.

Фото: Shutterstock

Как исследовать свои стандарты

1. Напишите на листе бумаги основные сферы вашей жизни. Если вам знакома методика «Колесо баланса» из коучинга, названия сфер можно взять оттуда либо написать свои. Например:

  • работа/бизнес,
  • отношения,
  • финансы,
  • здоровье,
  • внешность,
  • дети,
  • отдых,
  • обучение,
  • большие цели.

2. По каждому пункту ответьте на следующие вопросы:

  • Что я должен делать в этой сфере на пятерку?
  • Какие бонусы у меня будут, если я буду так делать?
  • Что я теряю, если я не буду делать это на пятерку?
  • Когда я последний раз делал это не на пятерку, а на тройку?
  • Что я себе сказал после этого «нарушения», какие сделал выводы?

Для примера возьмем сферу «Бизнес»:

  • Что я должен делать на пятерку? — Все, весь результат зависит от меня.
  • Какие бонусы у меня будут, если я так буду делать? — Доход.
  • Какие потери у меня будут, если я не буду делать на пятерку? — Не заработаю деньги, не на что будет кормить детей, оплачивать им обучение, не поедем в отпуск.
  • Когда я последний раз делал это не на пятерку, а на тройку? — В прошлом месяце не проконтролировал одного сотрудника и мы понесли дополнительные расходы.
  • Что я себе сказал после этого «нарушения»? — Поставил себе задачу внимательнее проверять договоры по определенным направлениям.

3. Оцените каждую сферу жизни по следующим критериям:

  • Жесткость стандарта — делать все определенным образом и никак иначе, не допускать вариаций.
  • Ориентация на отличное или сверхотличное выполнение.
  • Ожидание внешней похвалы.

Опираясь на информацию из пункта 3, оцените общую степень развитости у вас синдрома отличника по шкале от 1 до 100%. При оценке важны ваши ощущения, насколько вы чувствуете, что он у вас есть, а также факты из таблицы, которые или поддержат ваши ощущения, или покажут, что где-то эмоциональная оценка отличается от реального положения дел. Это упражнение поможет определить установки, которые создают сложности.

Синдром отличника — это привычка мышления и поведения, которая доставляет дискомфорт, но оказывается сильнее вас.

В психологии часто используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции, действия. Случается, что один из пассажиров начинает громко кричать, что-то требовать, отвлекать, мешать, но до тех пор, пока вы за рулем, — все хорошо. Как только вы уступаете руль пассажиру или начинаете рулить под его влиянием — это признак того, что вам нужна помощь.

Как избавиться от синдрома отличника

Прежде чем перейти к возможному плану работы, стоит иметь в виду: работать над изменением мышления и поведения мы начинаем тогда, когда ощущаем, что мы «не за рулем автобуса» и есть что-то, что на нас давит, управляет нами, причиняет нам дискомфорт.

Если вы, управляя своим автобусом, вдруг видите водителя другого автобуса (вашего партнера, близкого, коллегу или друга), которому дискомфортно, вы можете сказать ему о ваших переживаниях, но решение об изменениях и работе над своим состоянием принимает он. Если ему при этом комфортно (такое тоже может быть), а вам — дискомфортно, то стоит подумать о том, что происходит с вами в этот момент: какие чувства, мысли, желания появляются и откуда возникает это желание помочь без запроса. В этом тоже может помочь психолог.

Итак, вы поняли, что синдром отличника — это про вас: есть конкретные ситуации, где он проявляется, и может быть, у вас есть понимание, где он берет начало. Что можно сделать дальше?

1. Зафиксируйте мотивацию

Обратите внимание, что изменение текущих привычек принесет плюсы в долгосрочной перспективе, но в краткосрочной может обернуться определенными потерями: вы можете лишиться тех эмоциональных бонусов, которые позволили синдрому отличника закрепиться и развиться. Например, может появиться раздражение, могут возникать мысли вроде: «Я слабак, что не делаю все идеально, хотя могу». Зато в долгосрочной перспективе можно научиться выполнять рабочие задачи с разной степенью включенности, оптимальнее использовать свои ресурсы (иногда и не нужно что-то делать идеально!), и в итоге это позволит продвинуться по карьерной лестнице, а также больше времени посвящать семье и хобби.

Стратегия — сократить проявление синдрома отличника, перечислив на бумаге или в файле свои краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, когда в ней будет меньше синдрома отличника.

Представьте:

  • Каким вы будете?
  • Какие у вас будут цели и мечты?
  • Что для вас будет важно в жизни?
  • Какие ценности будет легко проявлять?
  • Какими будут отношения с близкими и друзьями?
  • Как это отразится на карьере?

2. Определите области в жизни, в которых вы хотели бы снизить свои стандарты

Это позволит сфокусировать усилия и оптимально использовать свои силы.

3. Понаблюдайте за своими мыслями

Стандарты большинства людей не универсальны, и важно заметить именно ваши субъективные причины, которые толкают вас к стремлению выполнить все идеально и получить внешнюю похвалу.

Записи можно вести в следующем формате:

  • дата/время;
  • ситуация (кратко);
  • мои первые мысли;
  • мои эмоции;
  • мои действия.

Например:

  • Дата/время: 1 ноября, 12:40.
  • Ситуация: я сижу на работе и проверяю почту — новых писем нет.
  • Первая мысль: «Наверное, я сделала ошибку в отчете, если руководитель пока не ответил».
  • Эмоции: тревога.
  • Действия: начинаю проверять почту каждые пять минут, чтобы увидеть ответ и успокоиться.

4. Проведите «мозговой штурм»

Проведите «мозговой штурм» с повторяющимися мыслями из предыдущего шага.

Ответьте на вопросы:

  • Какие аргументы подтверждают мою изначальную мысль?
  • Есть ли альтернативная или противоположная точка зрения?
  • Какие аргументы говорят в пользу этой альтернативы?
  • Какой может быть обновленная, более реалистичная точка зрения?
  • Какие аргументы за нее?
  • Когда я произношу эту мысль, какие у меня возникают эмоции?

Например:

  • Аргументы за изначальную мысль: никаких, мне просто так кажется.
  • Альтернативная точка зрения: у руководителя могут быть совещания все утро, и он еще даже не открывал отчет.
  • Аргументы за альтернативную точку зрения: сегодня понедельник, утро понедельника всегда перегружено делами.
  • Моя обновленная точка зрения: если в отчете будут ошибки, мне об этом скажут, а пока я могу заняться другими делами.
  • Аргументы: это хорошая идея, потому что завтра встреча с клиентами, нужно сделать презентацию — лучше переключиться на эту задачу.
  • Новая мысль и новые ощущения: эта другая задача более творческая, она принесет мне удовлетворение от того, что я продуктивно использую свои ресурсы.

5. Планируйте и проводите поведенческие эксперименты

Отличники регулярно тренируют себя на избегание другого поведения: я делаю только так и не иначе. И это все сильнее закрепляет нас в рамках привычных действий. Чтобы выйти из шаблонов, нужно на практике убедиться в том, что существуют другие ресурсы справиться с изменившейся стратегией поведения.

Отличный способ проверки реалистичности своих страхов — конфронтация.

Прежде чем приступать к эксперименту, составьте таблицу из трех столбцов:

  • действие «отличника»;
  • контрдействие;
  • уровень страха перед контрдействием по шкале от 0 до 100%.

Например:

  • Действие «отличника» — потратить вечер воскресенья на подготовку отчета.
  • Контрдействие — попросить подрядчика перенести срок.
  • Уровень страха перед контрдействием — 70%.

Пусть в вашей таблице будет минимум десяток страхов разного уровня. Количество в этом эксперименте нужно для того, чтобы двигаться поэтапно. Важно выдержать основное правило изменения — постепенность. Если в списке окажется только два-три страха, постепенно идти не получится — высока вероятность ретравматизации и исходный паттерн поведения может закрепиться еще прочнее.

Выберите самый легкий эксперимент — тот, которого вы боитесь меньше всего, — и проделайте его в своей голове. Запоминайте свои мысли, эмоции и ощущения, фиксируйте выводы. Вы можете чувствовать дискомфорт или тревогу, но это нормально — это просто индикатор того, что вы работаете над изменением старых привычек. Важно фокусироваться на том, что вы вполне можете справиться с дискомфортом. Если повторить эксперимент пару раз, уровень дискомфорта начнет снижаться.

После эксперимента в воображении его нужно провести в реальной жизни. Также замечая и фиксируя то, что с вами происходит.

Будьте внимательны и терпеливы к себе. Не нужно планировать несколько поведенческих экспериментов разной сложности в один день. Прошлые привычки вырабатывались годами, поэтому и на их изменение потребуется время.

Гораздо важнее скорости ваша приверженность изменениям и последовательные действия в течение длительного периода. Цель — довести новые привычки до автоматизма, требующего минимальных внутренних ресурсов.

Если на пути движения у вас будут возникать сомнения, обратитесь к вашей мотивации (вспоминаем шаг 1). Если этого будет недостаточно, обратитесь за помощью специалиста. Иногда нам нужен другой, чтобы увидеть то, что наш мозг не замечает и пропускает.

6. Давайте место и пространство старым привычкам

Позволяйте себе иногда использовать старые стандарты — во благо вашим целям. Например, вашему ребенку скоро исполнится пять лет — первый юбилей. Позвольте себе сделать все идеально — как отличник!

Когда мы стараемся на пятерку избавиться от старых привычек, то фактически не меняем свое мышление, продолжая думать в черно-белом формате. Когда мы позволяем себе быть гибкими и использовать привычки для достижения целей, то формируем навык выбора стратегий поведения. Кроме того, какая-то часть внутри нас получает подкрепление и старые «плюшки», но разница в том, что теперь мы сами устанавливаем границы идеальности.

В завершение мне хочется вспомнить работу Михай Чикссентмихаайи «Поток. Психология оптимального переживания». Автор вместе с коллегами описал определенные действия, которые помогают нам входить в состояние потока — когда мы открыты новым возможностям, нам интересно наше будущее, мы хорошо относимся к себе и к окружающим, мы с оптимизмом оцениваем свои ресурсы. Такое состояние возможно только тогда, когда мы гибко реагируем на то, что происходит в жизни. Стандарты, которые мы упорно соблюдаем несмотря ни на что, мешают потоку.

Кроме того, мы тоже меняемся, а значит, регулярный пересмотр внутренних стратегий — залог нашего развития. Если вы чувствуете, что это сложно сделать самостоятельно, вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту.

Книги по теме:

  • Мартин Энтрони, Ричард Свинсон, «Не пытайтесь сделать все идеально»;
  • Энн Мари Добош, рабочая тетрадь «Перфекционизм. Упражнения для снижения тревоги и достижения результата»;
  • Шерон Мартин, «Перфекционизм. Когнитивно-поведенческий подход. Пошаговое руководство».

Желание делать все идеально – распространённая проблема. Как избавиться от синдрома отличника? Ведь с ним сталкиваются не только люди, которые учатся на пятёрки. В статье я разберу подробнее эту тему и дам несколько полезных советов для тех, кто борется с синдромом отличника. 

синдром отличницы

Что такое синдром отличника

Это желание делать все идеально и получать положительную оценку окружающих. 

Чаще всего с таким синдромом сталкиваются те люди, которые в школе были отличниками и привыкли делать все лучше других.

Особенности людей с синдромом отличника

Отличительных черт у людей с синдромом отличника несколько:

  1. Такие люди всегда очень ответственные, их пугает лишь мысль о том, что кто-то усомнится в этом.
  2. Они не привыкли у неудачам, болезненно на них реагируют.
  3. Считают, что все должно быть выполнено идеально, зависимы от мнения окружающих.
  4. Они тревожны и любят, чтобы их хвалили.

Помните: какие-то пункты могут не совпадать и быть не у каждого человека, который борется с синдромом отличника.

Почему люди страдают от синдрома отличника

Зачастую синдром отличника возникает из-за гиперответственных и тревожных родителей, которые любят контролировать все. В младших классах они всегда делали домашнее задание со своими детьми, чтобы те идеально его выполнили и не совершили ошибку.

Синдром отличника также часто возникает из-за постоянных сравнений с окружающими, потому что у ребенка возникает желание выделиться и быть лучше. 

Как бороться с синдромом отличника: 10 советов

На это понадобится много времени, и после прочтения книги (их очень много – вот только один пример) или просмотра лекции на эту тему ситуация особо не изменится. Важно применять советы на практике и работать над собой. В ситуации с синдромом отличника все зависит от вас. 

1. Начните с самооценки

Зачастую люди с синдромом отличника не любят себя, ведь они ставят мнение других на первое место. Примите себя и свои недостатки и поймите, что имеете право на ошибки. 

2. Перестаньте думать о том, что скажут другие

Людей с синдромом отличницы интересует положительная оценка от окружающих, а значит нужно бороться с зависимостью от чужого мнения. 

Помните, что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или успеха в жизни.

Кстати, на тему мнения окружающих у меня была статья:

3. Начните правильно расставлять приоритеты

Если вас интересует лишь результат (например, положительная оценка) и одобрение окружающих, то стоит задуматься, что для вас важнее. Если от учёбы и получения знаний вы не испытываете удовольствия, то зачем вам это? Не будете ли вы потом жалеть, что прожили жизнь зря? 

4. Не сравнивайте себя с другими

Как я писала раньше, зачастую желание сделать все идеально возникает из-за соперничества, которое никогда ни к чему хорошему не приводит. Вы будете достигать желаемого результата не потому, что вы захотели этого, а из-за желания победить конкурента. 

5. Поймите, что вас любят не за достижения

Часто людям с синдром отличницы может казаться, что их любят только за достижения, но это не так. Близкие люди – например, друзья и семья, – рады тому, что вы просто есть. И несмотря на недостатки, такое окружение примет вас любым.  

6. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни

Вы ошибочно думаете, что чем больше времени вы посвящаете учёбе, тем лучше. Пользуйтесь законом Парето (принцип 80/20). Это закономерность, которая говорит о том, что 20% усилий даёт 80% результата и наоборот (80% усилий даёт 20% результата). О чем это говорит?

Было ли у вас такое, что вы, например, всю ночь готовились к важной контрольной, выучили весь материал, а затем получили неудовлетворительную оценку? Возможно, в тот момент вы сказали, что это закон подлости. Но вовсе нет – просто сработал закон Парето. Потратили много сил и времени, а к хорошему результату это не привело.

Это правило применимо почти во всех сферах жизни. Если вы пытаетесь делать что-то идеально всегда, то вряд ли это приведёт к желаемому результату. 

7. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи

Это один из самых важных пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи. Делайте выводы из ситуаций, которых вы бы хотели избежать в будущем. Каждая неудача – это опыт, и он поможет вам в следующий раз, потому что, скорее всего, вы не совершите ту же ошибку и быстро разберётесь с ситуацией. 

8. Поймите, чего хотите вы сами

Люди с синдром отличника часто не умеют слушать себя и понимать, чего хотят от жизни они сами. Задумайтесь о том, чем вы занимаетесь сейчас. Вы сами этого хотите? Или это цели, навязанные другими? Интересы должны вас вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы вы эту вещь, если она бы не была так популярна? То же самое и с целями, которые часто бывают навязаны окружающими. 

9. Полюбите процесс

Людям с синдромом отличника важнее результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие. Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его достижению? 

10. Научитесь доверять другим

Недоверие к другим присутствует не у каждого человека с синдром отличника, но встречается тоже часто. Такие люди боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют работать в группе и многое другое. Например, во время выполнения совместного проекта кто-то не сделает все так, как вы хотели, и вас это может разозлить. А почему бы не научиться принимать недостатки других? 

Чек-лист для тех, кто хочет избавиться от синдрома отличника

Чтобы избавиться от синдрома отличника нужно потратить много сил и времени, но надеюсь, что с помощью этой статьи вы стали ближе к цели. Для удобства подготовила вам подборку главных мыслей статьи:

  1. Синдром отличника – это желание делать все идеально и получать положительную оценку от окружающих.  
  2. Зачастую синдром отличника появляется из-за контроля родителей или желания быть лучше, чтобы заслужить их внимание. 
  3. Полюбите себя. 
  4. Перестаньте думать о том, что скажут другие.  
  5. Начните правильно расставлять приоритеты.  
  6. Не сравнивайте себя с другими.  
  7. Поймите, что вас любят не за достижения.  
  8. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни.
  9. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи. 
  10. Поймите, чего хотите вы сами. 
  11. Полюбите процесс. 
  12. Научитесь доверять другим. 

Понравилась моя статья? Тогда почитайте еще одну – о том, как подростку достигать целей.

Синдром отличника

Зачастую дети, которые безупречно учатся в школе, занимают призовые места на олимпиадах, а на конкурсах завоевывают медали, подвержены «синдрому отличника», который является прямой или косвенной платой за успех. В психологии этот синдром граничит с перфекционизмом, но имеет свои особые черты, которые выдают его наличие. Потому вполне возможно поставить себе диагноз самостоятельно, подобрав лечение в индивидуальном порядке.

Ключевые особенности синдрома отличника

Разобравшись в терминологии, любому человеку не составит труда понять, является ли он подверженным синдрому отличника. Такое явление как совокупность психологических особенностей человека, ввиду наличия которых он проявляет стремление к достижению наилучшего результата, называется синдромом отличника. При этом для особы в приоритете стоит достижение успеха и поощрения, а не процесс и извлечение пользы.

Синдрому могут подвергаться как дети, так и взрослые люди. В детском возрасте отклонение наступает неосознанно, тогда как в более старшей группе людей присутствует возможность осознания происходящего. Симптоматика зачастую включает такие характерные признаки как:

     • изменчивость самооценки, сильно зависящей от постороннего мнения;

     • сравнивание своих результатов с успехами окружающих;

     • наличие постоянного страха совершения ошибки, а потому отказ от осуществления чего-то нового;

     • постоянное желание угодить желаниям других людей;

     • возникновение зависти при лучшем результате соперников.

Также склонность к появлению депрессии после совершения ошибки является ярким свидетельством развития синдрома. При этом боязнь совершения ошибок, страх перед мнением окружающих и боязнь критики считаются ключевыми аспектами расстройства. Попутно люди с синдромом отличника живут чужими ценностями, идеалами, порой сами того не осознавая.

Типичные ошибки, свидетельствующие о зарождении синдрома

Зачастую синдром отличника у детей, подростков развивается вследствие давления взрослых и употребления ими фраз способных отправить ребенка на путь отличника. В диалоге непременно будут звучать такие вопросы:

     • «Как прошел день?» вместо «Как дела?»;

     • «А другие успели?»

Также сам человек может способствовать формированию расстройства путем неправильного мышления. Тогда будут отчетливо прослеживаться такие фразы как «Боюсь что-то забыть сказать во время выступления» или «Волнуюсь, что что-то не успею сделать по задуманному сценарию».

Если сразу отследить зарождение проблемы не удается, то желательно прибегнуть к проверке себя путем прохождения тестов, опросников, посвященных комплексной оценке качеств личности:

     • по шкале самооценки Дембо-Рубинштейна;

     • согласно стандартизированному многофакторному методу исследования личности Л.Н. Собчика;

     • вооружившись многомерной шкалой перфекционизма Хьюитта-Флетта.

В случае обнаружения проблемы или наличия беспокоящих симптомов лучше незамедлительно приступить к эффективным мерам, чтобы не допустить усугубления ситуации.

Пути избавления от синдрома отличника

Несмотря на то, что подверженность такому расстройству личности является распространенной проблемой, избавиться от нее возможно самостоятельно, приложив определенную долю усилий.

     1. Осознание проблемы (принятие того факта, что наличие синдрома является уязвимым местом в характеристике человека, является первым шагом на пути к избавлению от проблемы).

     2. Пристальный осмотр вокруг (осуществление попытки разобраться в собственном окружении, формирующем неправильные взгляды, позволяет устранить из круга друзей, знакомых, которые являются токсичными людьми, подстегивающими к появлению синдрома).

     3. Дать себе разрешение на шалости (ввиду того, что проблема идет с детства, человеку любого возраста важно позволить себе быть неидеальным, и дать себе волю пошалить от души).

     4. Устранение привычки сравнения себя с другими людьми (следует переключить фокус с результата на процесс, ставя в приоритет собственные потребности, не оглядываясь на достижения других).

     5. Прохождение специальной онлайн-программы (быстро поправить собственное состояние психики поможет «Психическая саморегуляция», программа, пройдя которую за 6 недель, удастся забыть о присутствии синдрома отличника в своей жизни).

     6. Ознакомление с узконаправленными книгами (глубокого погружения в тему можно достигнуть путем прочтения трудов Руби Уэкса «Быть собой», Эриха Фромма «Человек для себя»).

Чтобы не допустить развития синдрома с детства, родителям важно хвалить собственное чадо, обращая внимание на способность делать что-либо самостоятельно, а не на получение высокой оценки за проделанные действия. Проявление любви, доброжелательность станут добрыми попутчиками на пути формирования здоровой личности подрастающего ребенка.

ee13e02e-4d23-4f8f-acce-df92441989a9

Ребенок, который приносит из школы золотые медали, дипломы и сплошные «пятерки» – не это ли мечта каждого родителя? Любимец учителей вызывает гордость, но психологи бьют тревогу: излишнее проявление перфекционизма может стать причиной ментальных проблем. Поговорим о том, как избавиться от синдрома отличника и сохранить хорошие отметки в школе.

Содержание

Откуда берется синдром отличника

Чрезмерное желание получить одобрение окружающих возникает по разным причинам. Чаще истоки кроются в психологическом давлении со стороны взрослых, когда ребенок несет наказание за неуспеваемость или плохой результат. Родители предъявляют сыну или дочери повышенные требования, не акцентируя внимания на похвале в тех случаях, когда результаты стараний ребенка приносят плоды. Еще одной причиной называют отсутствие внимания, когда школьник пытается привлечь интерес мамы и папы к своей персоне. Недостаток любви, ласки и заботы выливается в желание быть лучшим, чтобы заслужить ответные чувства.

24 декабря – 20 января

5-11 классы

Онлайн-олимпиада Коалиции

Признаки синдрома отличника

Стоит забеспокоиться, если ребенок:

  • сильно зависит от чужого мнения. Самооценка личности зависит от мнения окружающих – это нормально, но она не должна быть чрезмерной, когда постоянная неуверенность держит в страхе;
  • боится сделать неверный шаг и допустить ошибку. Важно уметь нормально реагировать на критику и научиться нести ответственность за ошибки;
  • готов получать хорошие оценки любой ценой. «Хождение по головам» ради общественного мнения – не лучший способ показать свою идеальность;
  • невозможность радоваться собственным победам.

Внутренняя работа над собой поможет избавиться от постоянного желания получать высокую оценку.

Чем грозит синдром

Проблема людей с синдромом отличника в повышенной самокритичности, которую окружающие принимают за самолюбие. Эмоции и переживания в тот момент, когда оценка действий занижена, доставляют крайний дискомфорт. Это может выражаться в недовольстве собой до такой степени, что оценка своих действий искажается и приводит к саморазрушению. Самая тяжелая степень – депрессия, при которой человек теряет смысл жизни из-за невозможности быть идеальным. За видимым успехом часто скрываются тяжелые переживания личности.

d0815b80-c28d-4b36-9c66-ce71518025e3

Как работать над синдромом отличника у ребенка

Семья – это любовь, не приемлющая оценочных действий. Для ребенка важна поддержка родителей, забота и любовь даже тогда, когда он совершает ошибку. Объясните малышу, что совершать ошибки – это нормально, а ваши рекомендации помогут избежать неприятностей. Не ругайте за плохие отметки, старайтесь вместе найти причину неудачи, ее источник, а затем вместе ищите способы решения. Взаимодействие между родителем и ребенком, здоровая коммуникация помогут справиться с синдромом отличника, а главными составляющими успеха станут:

  • проявление любви и ласки;
  • поддержка в любой ситуации;
  • умение нормально воспринимать критику
  • разумная похвала;
  • важность простых радостей и семейного счастья.

Поработайте над собственными амбициями и нереализованными планами. Родители пытаются «отыграть» собственные несбывшиеся ожидания, что негативно сказывается на самооценке формирующейся личности.

41fa3bd7-3648-4d43-b6db-b3ea69f94167

Как избавиться от синдрома отличника взрослому

Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. И если в некоторых случаях стремление к образцу оправдано (спортивные соревнования, карьерный рост, получение прибыли), то личность «отличника» не имеет конечной цели. Весь смысл действий заключен в желании получить высокую оценку.

Избавиться от синдрома можно при помощи нескольких советов:

  • найдите мотивацию и конечную цель, для которой потребуется стремление к идеалу;
  • подумайте, как эти действия повлияют на отношения с близкими и как они отразятся на карьерном росте;
  • найдите сферы, где не нужно быть идеальным;
  • ведите наблюдение за мыслями каждый раз, когда ловите себя на желании сделать что-то идеально;
  • научитесь контролировать синдром отличника и используйте его тогда, когда это по-настоящему важно.

Будьте терпеливы по отношению к себе и старайтесь изменить привычки планомерно, не вводя себя в новую крайность.

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Что делать, чтобы синдром отличника не появился

Страх не справиться с поставленными задачами, не достичь высокого результата и подвести родителей, возлагающих надежды, может помешать при сдаче тестов или на собеседовании. К этому добавляется упадок сил, когда ребенок устал готовиться к экзаменам. Чтобы не допустить появление синдрома отличника, важно вовремя распознать проблему и внушить детям позитивное отношение к учебе:

  • хвалите, но справедливо: акцентируйте внимание на знаниях и навыках, а не на том, какая оценка стоит в дневнике;
  • научите ребенка делать выводы и выносить опыт из совершенных ошибок;
  • не забывайте об эмоциональном контакте внутри семьи: говорите, как любите друг друга;
  • помните о необходимости дополнительных секций: спортивных, художественных или языковых;
  • обеспечивайте детей должным вниманием.

Разговаривайте о значимости и ценности ребенка, интересуйтесь его жизнью и объясните, что поражение тоже имеет значение.

cbceaf15-38db-43d3-b4b2-0760d9f80153

Выводы

Здоровая атмосфера внутри семьи – главный способ борьбы с синдромом отличника. Именно внутри нее начинается корень психологических проблем. Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте. Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха.

По-настоящему успешный человек сохраняет гармонию внутри, не требует повышенного внимания окружающих и не ждет чрезмерной похвалы за свои действия. При необходимости комплексной проработки причин тревожности и низкой самооценки следует обратиться к специалисту. Опытный психолог поможет определить источник трудностей, а вы – сделать все возможное для его устранения.

Поделиться в социальных сетях

А у вас проявляется синдром отличника?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синий экран код ошибки kernel data inpage error
  • Синдром грустного лица как исправить
  • Синий экран код ошибки inaccessible boot device
  • Синий экран код ошибки 0х00000050
  • Синамикс ошибка f30012