Синкинезия как исправить

Синкинезии

Синкинезии — это непроизвольные двигательные акты, появляющиеся в одной части тела при произвольных движениях в другой. Патологические синкинезии наблюдаются при инсульте, демиелинизирующих заболеваниях, церебральных новообразованиях, патологии лицевого нерва, нарушениях речи, гемифациальном спазме. С диагностической целью проводится эхоэнцефалография, реовазография, МРТ или КТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы. Консервативная терапия осуществляется в соответствии с основным заболеванием. При новообразованиях, пороках развития возможно хирургическое лечение.

Общие сведения

Содружественные движения могут возникать как в норме, так и при патологии. В основе патологических синкинезий лежит иррадиация возбуждения на соседние нервные структуры гомо- или контрлатеральной стороны. Среди патологических содружественных движений в парализованных конечностях выделяют 3 вида. Глобальные синкинезии возникают при сильном напряжении мышц здоровой конечности. При имитационных синкинезиях движения в паретичной конечности аналогичны тем, которые выполняет здоровая. Координаторные синкинезии наблюдаются в паретичных мышцах во время произвольного сокращения функционально связанных с ними мышечных групп.

Почему возникают синкинезии

Физиологические причины

Недостаточное развитие нервной системы у детей первых лет жизни приводит к возникновению у них физиологических содружественных движений. Так, оральные синкинезии в норме присутствуют у детей до 3х-месячного возраста. Наличие физиологических синкинезий у взрослых обусловлено сложным взаимодействием пирамидной и экстрапирамидной составляющих нервной системы. Наиболее ярким примером являются содружественные движения верхними конечностями при ходьбе.

Церебральные заболевания

Различные поражения мозговых структур приводят к дисфункции отвечающих за произвольные движения пирамидных путей. Вследствие нарушения центральной иннервации развивается парез соответствующей конечности. Чаще наблюдается контрлатеральный гемипарез с повышением мышечного тонуса. Синкинезии могут возникать при следующих заболеваниях:

  • Церебральный инсульт. Ишемический инсульт возникает при спазме или окклюзии кровоснабжающих мозг артерий. Геморрагический инсульт обусловлен разрывом интракраниального сосуда и внутримозговым кровотечением. Оба варианта приводят к поражению нейронов и проводящих путей пирамидной системы с появлением спастического пареза c синкинезиями.
  • Внутримозговая опухоль. Рост новообразования приводит к разрушению или компрессии окружающих нервных тканей, в том числе и пирамидных трактов. В клинике преобладает картина гемипареза, контрлатерального очаговому образованию. Возникают синкинезии и расстройства чувствительности.
  • Демиелинизирующие заболевания. Включают острый энцефаломиелит, рассеянный склероз. Синкинезии при этих заболеваниях обусловлены разрушением миелиновой оболочки нервных стволов пирамидного пути. При лейкоэнцефалите Шильдера парезы и синкинезии паретичных конечностей отмечаются на поздних этапах заболевания.

Невропатия лицевого нерва

Заболевание проявляется слабостью мимических мышц на гомолатеральной поражению стороне. При попытке мимических движений лицо перекашивается в здоровую сторону. Синкинезии наблюдаются в паретичных мышцах пораженной стороны, сопровождаются логофтальмом, слезотечением, асимметрией лица. Причиной лицевой невропатии может выступать:

  • Поражение ядра лицевого нерва. Наблюдается при новообразованиях ствола мозга, стволовой форме полиомиелита, энцефалите, стволовом инсульте. Мимический парез и синкинезии сочетаются с другой очаговой симптоматикой.
  • Невринома лицевого нерва. Доброкачественная опухоль приводит к сдавлению нервных волокон с развитием их дисфункции. При локализации в области внутреннего слухового входа сопровождается тугоухостью.
  • Инфекционные заболевания. Возможно первичное поражение или распространение инфекционного процесса из среднего уха при отите, из области околоушной железы при паротите. Характерно наличие болевого синдрома.
  • Синдром Ханта. Поражение коленчатого ганглия происходит при герпетической инфекции. Лицевые синкинезии на фоне пареза наблюдаются в сочетании с герпетическими высыпаниями на ушной раковине, слизистой глотки и языка.
  • Травматические повреждения. Травмы лица и травмы головы, оперативные вмешательства лицевой области, установка кохлеарных имплантов могут приводить к травмированию лицевого нерва и мимическому параличу с синкинезиями.

Гемифациальный спазм

Заболевание обусловлено раздражением центрального участка лицевого нерва церебральной опухолью, аневризмой мозговых сосудов, очагом демиелинизации, зоной лакунарного инфаркта. Клиническая картина гемифациального спазма характеризуется пароксизмами спастических сокращений гомолатеральной половины лица. Патогномоничным симптомом выступает синкинезия Бабинского — непроизвольное поднятие брови при произвольном смыкании век. Синкинезия возникает за счет сокращения фронтальной лобовой мышцы, возникающего при сокращении круговой мышцы глаза.

Синкинезии

Синкинезии

Расстройства артикуляции

Патология характеризуется нарушением произносительной стороны речи. В связи с трудностями в работе артикуляционного аппарата развивается напряжение всей лицевой мускулатуры. В перенапряженных мышцах возникают непроизвольные мышечные сокращения, обуславливающие возникновение синкинезий. Последние наблюдаются не только в момент речи, но и во время моргания, жевания и других движений с вовлечением лицевых мышц. Этиологическими факторами выступают:

  • Аномалии языка. К затруднению артикуляции могут приводить макроглоссия, раздвоение кончика, укорочение уздечки языка. В большинстве случаев синкинезии отмечаются одновременно с артикуляционными движениями.
  • Дизартрия. Расстройство артикуляции обусловлено нарушением иннервации участвующих в ней мышц. Патология возникает при различных поражениях тканей головного мозга: инсультах, опухолях, энцефалите, у детей — при детском церебральном параличе.
  • Зубочелюстные аномалии. Включают расщелину неба и лица, нарушения прикуса, патологию строения и размеров челюстей. Указанные аномалии затрудняют правильную артикуляцию, могут сопровождаться синкинезиями.

Черепно-мозговые травмы

Нарушения регуляции двигательной сферы и мышечного тонуса при ЧМТ обусловлены прямым механическим повреждением моторных путей, их компрессией образовавшейся гематомой или посттравматическим отеком мозговых тканей. Синкинезии появляются на фоне мышечной слабости и гипертонуса, сопровождаются другой симптоматикой, соответствующей локализации и характеру повреждений. Возникновение аномальных содружественных движений возможно и в посттравматическом периоде в процессе восстановления мышечной силы.

Диагностика

Диагностические мероприятия начинаются с опроса пациента о характере синкинезий, их локализации, сопутствующих жалобах. В анамнезе обращают внимание на наличие неврологического заболевания, артериальной гипертензии, атеросклероза, предшествующей травмы. Перечень необходимых обследований может включать:

  • Неврологичекий осмотр. При исследовании неврологического статуса невролог может выявить парез лицевых мышц, мускулатуры конечностей, диагностировать мышечный гипертонус и гиперрефлексию. Проводится функциональная оценка вестибулярного аппарата, когнитивных функций и эмоциональной сферы.
  • Консультацию логопеда. Необходима пациентам с оральными синкинезиями, возникающими при речевых расстройствах. Включает оценку строения артикуляционного аппарата, исследование звукопроизношения. Проводится изучение лексико-грамматических и фонематических процессов.
  • Эхоэнцефалография. Доступный и быстрый метод первичной диагностики объемных интракраниальных образований по смещению серединного М-эхо. Однако он не позволяет получить представление о характере образования.
  • Реоэнцефалография. Позволяет провести первичную оценку состояния церебрального кровообращения. Выявляет участки сниженного кровотока. Возможно проведение исследования с функциональными пробами.
  • УЗДГ сосудов шеи и головы. Направлена на определение локализации и характера поражения сосудов, участвующих в церебральной гемодинамике. Возможно выявление спазма, атеросклеротической бляшки, тромба, как причины инсульта.
  • Нейровизуализация. Наиболее точно диагностирует зоны ишемического и геморрагического инсульта, участки демиелинизации, травматические повреждения, новообразования. МРТ головного мозга предпочтительнее при подозрении на ишемический инсульт или опухоль. КТ более информативно при травмах головы и гематомах.
  • Иммунологические исследования. Являются неотъемлемой частью диагностики рассеянного склероза. Проводится анализ крови на олигоклональные антитела IgG, антитела к аквапорину-4, к нативной ДНК.

Неврологический осмотр

Неврологический осмотр

Лечение

Консервативная терапия

Состоит в медикаментозном и реабилитационном лечении. Схема терапии подбирается в каждом случае индивидуально, в зависимости от основного заболевания, его этиологии, стадии и характера течения. В процессе лечения могут быть назначены следующие препараты:

  • Сосудистые. Вазодилататоры и спазмолитики показаны при ишемическом характере инсульта. Для улучшения реологических свойств крови применяют антитромботические фармпрепараты. При инсульте вследствие тромбоза проводят терапию тромболитиками. При геморрагическом инсульте показаны коагулянты.
  • Нейропротекторы. Необходимы для защиты нейронов от патологического воздействия различных этиологических факторов. Позволяют улучшить функциональную способность пораженных структур и их более быстрое восстановление. К нейропротекторам также относятся антиоксиданты.
  • Витамины группы В. Применяются в комплексном лечении поражений лицевого нерва и восстановлении проводимости нервных стволов после перенесенного инсульта. Рекомендованы препараты, включающие несколько витаминов данной группы: тиамин, пиридоксин, цианокобаламин.
  • Антибактериальные. Показаны в качестве этиотропной терапии, если синкинезии обусловлены бактериальной инфекцией. Например, при бактериальном энцефалите, неврите. Также применяются при необходимости профилактики бактериальных осложнений.
  • Противовирусные. Являются базовыми препаратами в лечении синдрома Ханта. В тяжелых случаях возможно внутривенное капельное введение.
  • Иммунотерапия. Применяется при демиелинизирующей этиологии заболевания. Поскольку демиелинизация связана с аутоиммунными процессами, стандартной терапией считается иммуносупрессия глюкокортикостероидами.

Реабилитационное лечение направлено на восстановление нервной регуляции двигательного акта, что проявляется увеличением мышечной силы в иннервируемых мышцах. В комплекс реабилитационных мероприятий входит массаж, рефлексотерапия, лечебная гимнастика. По мере регрессии пареза в клинической картине исчезают синкинезии. При речевых нарушениях необходимы регулярные логопедические занятия, направленные на коррекцию артикуляции.

Хирургическое лечение

Операция необходима в случаях, когда консервативное лечение неспособно устранить этиологическую причину, вызвавшую заболевание, симптомом которого являются синкинезии. Основные виды возможных хирургических вмешательств включают:

  • Удаление интракраниальной опухоли. Техника операции зависит от локализации образования. Для более полной резекции и меньшего повреждения здоровых тканей целесообразно применение микрохирургической методики.
  • Удаление внутримозговой гематомы. Показано у пациентов с геморрагическим инсультом или последствиями травмы. В зависимости от локализации гематомы возможно ее дренирование через фрезевое отверстие или путем трепанации.
  • Удаление невриномы. Необходимо при большом размере новообразования лицевого нерва. В экстракраниальной части обычно не вызывает затруднений. Резекция интракраниальной невриномы дает худший результат.
  • Коррекция зубочелюстных аномалий. Показана при расщелинах лица и других пороках развития. Направлена на реконструкцию нормальных анатомических структур. Следствием является улучшение речевой функции.

Кроме речевой симптоматики, у детей с неврологическими патологиями наблюдаются и другие изменения. Синкинезии в логопедии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Например, при поднятии языка поднимается верхняя губа.

Подобные явления могут наблюдаться не только в артикуляционной моторике, но и в скелетной мускулатуре. Особенно в отделах, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. Иногда во время разговора ребенок двигает пальцами, хотя в этом нет необходимости, – это синкинезия. Такие непроизвольные движения являются одним из признаков сложных речевых расстройств.

Виды

Виды синкинезий

Существует несколько разновидностей непроизвольных сопутствующих движений, которые могут проявляться у людей с нарушениями речи.

  1. Синкинезии лицевой мускулатуры. Причина их возникновения – патология лицевого нерва. Происходит напряжение мышц, приводящее к их непроизвольному сокращению. Такая патология появляется не только в момент речи, но и во время совершения движений, в которых оказываются задействованными мышцы лица (жевание, моргание и т. д.).
  2. Оральные синкинезии могут наблюдаться у младенцев. Это нормальное явление, проходящее к концу 3-го месяца жизни. Но если они сохраняются, то могут пагубно сказаться на формировании артикуляционной моторики, что приведет к нарушению звукопроизношения.
  3. Патологические синкинезии являются отражением действий здоровой конечности. Например, при поднятии правой ноги непроизвольно поднимается левая. Или во время речи возникает подергивание ноги или руки.

Патологические синкинезии

Синкинезии часто сопровождают дизартрические расстройства, особенно когда у человек испытывает сильное психоэмоциональное напряжение. Происходит нарушение артикуляционной моторики, иногда появляется гиперсаливация (сильное слюнотечение).

При диагностике логопед отмечает наличие тремора (дрожания) языка, нарушение работы мимической мускулатуры, непроизвольные движения нижней челюсти. Коррекционную работу над преодолением синкинезий в логопедии проводят параллельно с другими видами работ при речевых расстройствах.

Этиология

Раньше медики и логопеды полагали, что справиться с данной патологией нельзя. Считалось, что причина – необратимое нарушение иннервации лицевого нерва. Но дальнейшие исследования и уточнение определения показали, что этиология синкинезий – обширна, соответственно можно подобрать методики по их преодолению. Причины:

  • Расстройства центральной нервной системы (ЦНС).
  • Нарушения работы коры головного мозга (КГМ).
  • Нарушения общего мышечного тонуса.
  • Дизартрия.
  • Патологические рефлексы.
  • Перенесенный инсульт.
  • Неправильная работа мимической мускулатуры.
  • Черепно-мозговые травмы.

Все перечисленные причины – серьезные, и требуют медицинских знаний, чтобы подобрать правильное лечение. Поэтому детям, в анамнезе которых есть синкинезии, оказывают комплексную помощь, в том числе и медицинскую. Это повышает эффективность коррекционной работы.

Особенности логопедической диагностики

Наличие непроизвольных сопутствующих движений можно выявить и на логопедическом обследовании. Для этого проверяют состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной и мимической.

Оценка общей моторики

Исследование общей моторики

Для ее оценивания предлагают упражнения на статику (удержание) определенной позы и динамические задания:

  • стояние поочередно на одной ноге под счет до 5;
  • вытянуть одну ногу и руки вперед, закрыть глаза и попытаться удержать это положение под счет до 5;
  • прыжки на месте;
  • бег на месте;
  • марш под счет с одновременным поднятием ног и рук.

Специалист обращает внимание на координацию, на наличие сопутствующих движений: например, при поднятии ноги ребенок может высовывать язык или при стоянии на одной ноге вторая пытается распрямиться и др. Также оценивается и состояние ребенка: насколько быстро он устает, как реагирует, если задание не получается. Иногда дети с нарушениями мышечного тонуса могут отказываться выполнять какие-либо задания, потому что они испытывают физический дискомфорт. Например, могут быть болезненные ощущения при выпрямлении ноги или руки. Все это признак нарушения общей моторной сферы.

Оценка пальчиковой моторики

Множество исследований доказали, что пальчиковая моторика связана с работой речевых центров. Поэтому ей уделяется особое внимание в коррекционной работе. Если ребенок испытывает затруднения в освоении тонких дифференцированных движений пальцами, то у него могут возникнуть сложности в формировании звукопроизношения.

Исследование пальчиковой моторики

Все упражнения выполняют в определенной последовательности. Сначала делают правой рукой, потом левой и обеими одновременно. Удерживать позы нужно под счет до 5.

  • Удерживать прямую ладонь со сближенными пальцами в вертикальном положении.
  • Аналогичное задание, только пальцы разводят в стороны.
  • Выставить большой палец и мизинец.
  • Сделать позу «зайчик» − выставить указательный и средний пальцы, остальные собрать в щепоть.
  • Указательный и мизинец выпрямлены, остальные собраны в кулак.
  • Средний палец положить на указательный.
  • Соединить поочередно все пальцы с большим («Кольцо»). Сначала на одной руке, потом на другой и на обеих одновременно.
  • Пальцы сжимают в кулак и разжимают несколько раз.
  • Ладонь помещают на стол и соединяют−разъединяют пальцы.
  • Делают из пальцев кольцо, затем раскрывают ладонь 5-8 раз.
  • Одна кисть в положении «открытой ладони», другая сжата в кулак. Затем они меняются местами и так повторяют несколько раз.

Во время выполнения вышеперечисленных упражнений логопед обращает внимание на точность их выполнения; координацию; трудности в переключении. Синкинезии могут проявляться в содружественных движениях мимических мышц (например, опускание нижней челюсти, поднятие языка и др.) или одновременном выполнении всех проб на обеих руках.

Оценка мимической мускулатуры

Часто при тяжелых речевых расстройствах отмечается нарушение лицевой моторики. Для ее проверки ребенку предлагают изобразить эмоции удивления, злости, грусти, радости. При выполнении этого задания могут проявиться лицевые и оральные синкинезии. Ребенку перед выполнением показывают картинки с изображением этих эмоций, если у него возникают затруднения с пониманием инструкции.

Оценка артикуляционной моторики

Для проверки предлагают задания на удержание позы и на проверку динамической стороны.

  • Сделать губы трубочкой, округлить, улыбнуться.
  • Широко открыть рот и закрыть его несколько раз.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Вытянуть узкий язык.
  • Поднимать−опускать язык.
  • Двигать языком влево−вправо.
  • Удерживать в форме «Чашечки».
  • Присосать кончик языка к небу («Грибок») и удерживать в таком положении.
  • Сделать «Грибок» и поднимать−опускать нижнюю челюсть.
  • Сделать «Лошадку».

Исследование артикуляционной моторики

Исследование двигательной организации челюсти и языка

Исследование двигательной организации мягкого неба

Во время выполнения упражнений специалист смотрит на точность движений; особенности переключения; наличие тремора языка и состояние его мышечного тонуса. При дизартрии во время проверки артикуляционной моторики могут проявиться синкинезии. Например, при опускании языка вниз ребенок морщит лоб или опускается верхняя губа, могут возникать и другие виды непроизвольных движений.

Коррекционная работа

Чтобы преодолеть синкинезии нужно комплексное воздействие. Это упражнения для улучшения состояния общей моторики, расслабление мышечного тонуса. Поэтому таким пациентам часто рекомендуют заняться плаванием, потому что оно благотворно влияет не только двигательную активность, но и на нервную систему.

Дети с наличием синкинезий посещают занятия ЛФК, проходят курсы терапевтических массажей, которые назначает врач. Если они проявляются в артикуляционной и лицевой моторике, то добавляют курс логопедического массажа. Выполнять его должен только логопед, окончивший специальные курсы. В домашних условиях можно делать несложный самомассаж, также благотворно влияющий на лицевые и артикуляционные мышцы.

При дизартрии назначают медикаментозное лечение. Оно не только стимулирует работу речевых центров, но и влияет на состояние мышечного тонуса.

Чем раньше родители обратились за консультацией к специалисту, тем эффективнее будет коррекционная работа. Преодоление синкинезий благотворно влияет не только на речевую деятельность, но и на нервную систему и состояние мышечного тонуса.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Работа над синкинезиями требует времени

Что бы вам ни говорили, быстрого способа справиться с патологическими синкинезиями не существует. Инъекции Ботокса – не в счет, поскольку это лишь временное и симптоматическое средство.

Синкинезии лицевых мышц
Синкинезии лицевых мышц

Причиной патологических синкинезий является «неправильный» мимический двигательный стереотип, который сформировался в течение длительного периода восстановления. При мимических движениях, ваш мозг всякий раз отправляет на мимические мышцы несбалансированный набор сократительных сигналов. А это никак не возможно скорректировать методами пластической хирургии.

Синкинезии можно сравнить с мигающими огоньками дискотеки. Какие бы лампочки мы не поставили в аппарат светомузыки, как бы мы ни заворачивали эти лампочки в цветные драпировки —  все равно они будут мигать, вместо того чтобы ровно светить. Причина здесь в том, что СИГНАЛЫ, приходящие на лампочки, имеют прерывистый характер (паттерн).  Если изменить паттерн сигналов на постоянный, то лампочки будут давать непрерывный свет.

Насколько популярные методы восстановления могут помочь при синкинезии?

Давайте рассмотрим наиболее распространенные методы восстановления и то, могут ли они помочь при синкинезии. Важно отметить, что это наша точка зрения в клинике, основанная на нашем опыте и опыте наших пациентов. Если вы относитесь к этим методам по-другому и уверены, что они принесут желаемые результаты, можете им следовать.

Ботокс

Периодические инъекции Ботокса (ботулинического токсина) могут принести временное облегчение и сделать проявления синкинезий менее выраженными. Однако спустя 3-5 месяцев, когда эффект от применения токсина снизится, синкинезии возвратятся. Причиной возврата является тот факт, что Ботокс лишь временно «отключает» мимические мышцы от лицевого нерва, в то время как синкинетический паттерн сигналов, которые приходят на мышцы из головного мозга, остается неизменным. Кроме того, как любое инвазивное вмешательство, применение Ботокса не лишено определенных рисков.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика и мим-терапия «научат» ваш волевой центр управления мимикой подавлять нежелательные синкинетические движения – сначала сознательно, а затем и бессознательно, автоматически. В качестве побочного эффекта, ваша мимика может стать «однобокой», поскольку вы научитесь не использовать пораженную сторону при разговоре и обычных мимических движениях. Результат: синкинезии уменьшатся, но мимика все равно будет асимметричной.

Пластическая хирургия

При помощи пластической хирургии можно сбалансировать лицо в нейтральном, неподвижном состоянии. Однако, как только пациент сделает первое мимическое движение, лицо снова утратит симметрию.

Как можно уменьшить проявления синкинезий навсегда?

Единственным способом эффективно сбалансировать вашу мимику – это заменить «неправильный» мимический двигательный стереотип на естественный паттерн. Этого можно достигнуть лишь в результате постоянных и точно направляемых усилий. Вам нужно будет заново научиться использовать мимические мышцы естественным образом, без излишних волевых усилий и превратить новый навык в привычку. Этот процесс может занять от 5 до 12 месяцев, в зависимости от вашей мотивации и настойчивости. К сожалению, иного пути нет.

Если вы хотите навсегда избавиться от синкинезий, то нужно будет настойчиво и ежедневно работать в течение нескольких месяцев, возможно и до года. Кроме того, у вас должно быть не просто желание, а жгучее стремление – улучшить качество мимических движений и вернуть свою улыбку. Мотивация на этом непростом пути –  решающий фактор. Мотивация не даст вам опустить руки и прекратить занятия, когда вначале улучшения будут идти медленно.

Тем временем, можете посмотреть наши советы, что вы можете начать делать самостоятельно для уменьшения синкинезий. Вы так же можете обсудить возможности уменьшения ваших синкинезий с нашими специалистами в онлайн консультации.

девочка в шарикахСинкинезией называется содружественное непроизвольное движение конечностей, или других частей тела. Она бывает разнообразной и в основном характерна для нормальной моторики, является составной частью синергии (совместные сокращение группы мышц).

Патологическая форма болезни появляется в результате растормаживания сегментарного аппарата и поражения кортикоспинального пути. Проявление таких форм синкинезии позволяет диагностировать органические поражения всей нервной системы.

Причины нарушения

Существует несколько причин возникновения данного синдрома:

  • передача иррадиации возбуждения на соседние нейроны;
  • облегчающее воздействие ретикулярной формации на элементы спинного мозга;
  • склонность регенерирующего лицевого нерва к разветвлению;
  • расстройство центральной нервной системы;
  • нарушение деятельности периферической центральной нервной системы;
  • наличие спинальных травм;нарушение мозгового кровообращения
  • перенесение инсульта;
  • нарушение в формировании мимических движений;
  • возникновение спастической атаксии;
  • нарушение кровообращения в мозге;
  • наличие тяжелых черепно-мозговых травм;
  • возникновение опухолей и других новообразований;
  • наличие воспалительных процессов в организме;
  • аномальное повышение общего тонуса мышц.

Разновидности двигательных расстройств

Существуют два основных вида синкинезии, оральные и патологические:

  1. Оральный вид нарушения характеризуется открыванием рта при выполнении любого произвольного движения. При этом, у больного повышается рвотный рефлекс. Также подвижность губ и языка становится значительно ограниченной. По утверждениям врачей, такие нарушения являются нормой для новорожденных детей. К третьему месяцу жизни ребенка все явные признаки оральной синкинезии ослабевают, а до года исчезают вовсе. Если данные дисфункции не исчезнут, то в дальнейшем у ребенка может возникнуть нарушении в формировании речевого аппарата. Вследствие этого, появляются другие логопедические проблемы, которые могут сохраниться на всю жизнь. А именно: неправильное произношение согласных и гласных, межзубное произношение шипящих и свистящих звуков, смягчение твердых звуков при воспроизведении (палатализация).
  2. Паталогические характеризуются проявлением сопутствующих движений, которые могут быть свойственны и здоровым людям. Нарушения в движениях возникают в результате поражения центрального двигательного неврона. Выраженность паталогических форм болезни зависит от степени поражения нервной системы и возраста ребенка.

Координаторные синкинезии

Патологические синкинезии в свою очередь разделяются на три группы:

  1. Глобальные. Это содружественные движения, проявляющиеся в виде усиления сгибания в парализованной руке и разгибания в виды синкенезиипарализованной ноге. Причем такое усиление наблюдается при попытке движения парализованными конечностями. Глобальные синкинезии проявляются при любом физическом усилии (кашель, чихание и др.). При совершении попытки активного движения, может возникать ряд беспорядочных деформаций, которые не позволяют совершить основное движение.
  2. Имитационные. При попытке совершить движение парализованной конечности, в здоровой симметричной стороне тела наблюдается соответствующее движение. Имитационные синкинезии проявляются зеркальным воспроизведением движений в пораженной конечности. Чаще всего, данная дисфункция проявляется при нарушении структуры пирамидной и экстрапирамидной систем. Данный вид нарушения может также проявляться при синдроме зрительного бугра, миотонии и детских энцефалопатиях.
  3. Координационные. Характеризуется невозможностью выполнить одно изолированное движение, так как при попытке совершить движение в одном суставе, возникают движения других суставов этой же конечности. Данный вид нарушения может проявляться в виде симптома Раймиста. В данном случае, попытка взять в руку какой-либо предмет вызывает сгибание в локтевом и разгибание в плечевом составе. Координационные синкинезии выражаются не резко и чаще всего, ребенок может справляться со всеми нарушениями в движениях.

имитационные синкинезии

Клиническая картина

Основные симптомы развития синкинезии:

  • повышенная сопротивляемость мышц при активном движении;оральная синкинезия
  • появление ритмичных сократительных движений отдельных мышц;
  • нарушение мимических движений лица;
  • рефлекторное ритмичное подергивание стоп;
  • подергивание пораженной конечности при механическом или температурном воздействии;
  • повышенная интенсивность сухожильных рефлексов;
  • наличие повышенного тонуса мышц при прощупывании.

Основные методы диагностики

Диагностика в случае синкинезии проводится следующими способами:

  1. Визуальный осмотр. В данном случае, больной должен пройти обследование у невролога, который совершает наблюдение за произвольными движениями.
  2. Проведение магнитно-резонансной томографии.
  3. Рентгеноскопия. Заключается в просвечивании всего тела в горизонтальном и вертикальном его положении.
  4. Электромиография скелетных мышц. Это метод диагностики поражения нервно-мышечной системы, заключающийся в регистрации электрической активности скелетных мышц. Даже при наличии первичного мышечного поражения, уже отмечается осмотр и диагностика у неврологаснижение амплитуды осцилляций.
  5. Комплексная проверка рефлексов ног. Диагностика проходит в положении лежа на спине. При поднятии ноги вверх, возникает напряжение седалищного нерва. Поэтому, если наблюдается непроизвольное движение иных суставов или конечностей, то это говорит о наличии одного из видов синкинезии.
  6. Электроэнцефалография. Заключается в проверке функционального состояния головного мозга. Позволяет определить наличие нервных судорог.
  7. Проведение нейросонографии.

Так как синкинезия очень часто сопровождается рядом других заболеваний, то диагностика не может быть быстрой и однозначной. Помимо проведения вышеуказанных методов исследования пациент должен пройти осмотр у отоларинголога, нейрохирурга, стоматолога и окулиста.

Цели и методы лечения

ЦиклодолНа ранних стадиях развития синкинезий, врачи рекомендуют проводить лечебную физкультуру и терапевтические массажи. Помимо терапевтических мер, применяется и медикаментозное лечение. В данном случае, применяются такие препараты, как: Циклодол, Тропацин, Дофамин и Элатин.

При поражении лицевого нерва, проводится облучение поврежденной стороны лица. Облучение проводится по массажным линиям на протяжении шести минут. Курс лечения данным способом составляет десять процедур.

При лечении заболевания проводятся и хирургические вмешательства, но чаще всего это бывает при проявлении синдрома Маркуса-Гунна.

При периферичном поражении конечностей применяются такие физиотерапевтические методы лечения, как гальванизация и фарадизация.

Также врачи рекомендуют и бальнеотерапию – применение сероводородных и радоновых ванн. В случае поражения лицевого нерва, необходимо применить лекарственные препараты, которые будут восстанавливать миелиновую оболочку нерва.

К таковым относятся препараты, содержащие такие витамины, как В1, В6 и В12 (Прозерин, Асказил, жидкий экстракт алое).

Для улучшения кровообращения используются различные биологически активные добавки, основа которых состоит из растительных компонентов. В некоторых случаях, для лечения применяются и аппаратные методы лечения в виде проприокоррекции.

Если синкинезия не была вовремя диагностирована, или же при диагностике не приводилась терапия, то в дальнейшем может появиться ряд осложнений. Прежде всего, это нарушение речевых и двигательных функций, а также общее эволюционирование заболевания. Благоприятный исход болезни может наблюдаться у тех больных, которые вовремя прошли полноценный курс лечения.

Профилактические меры

При проявлении первичных признаков синкинезии, больной должен соблюдать элементарные меры профилактики, чтобы не допустить Разрушение миелинадальнейших осложнений.

Прежде всего, это увеличение физических нагрузок. Также больной должен заниматься лечебной физкультурой. При выполнении упражнений пациент учится расслаблять синергические мускулы. В данном случае, воссоздаются и формируются важные двигательные способности.

Если при развитии синдрома поражаются лицевые мышцы, то необходимо сразу применять инъекции ботулотоксина. Также в данном случае нужно избегать чрезмерных голосовых нагрузок.

А при возникновении простудных заболеваний, нужно сразу их лечить, не допуская дальнейшего развития. К профилактическим мерам относится терапевтический массаж, который выполняется исключительно по назначению врача.

Если синдром сопровождается рядом других неврологических дисфункций, то профилактика может оказаться не столь эффективной.

Чтобы предотвратить развитие болезни, необходимо периодически проходить комплексное обследование у врачей. Своевременная диагностика болезни позволить не только предотвратить ее развитие, но и вернуть здоровое состояние рефлекторной и нервной системы.

Многие родители отмечают, что при попытке показать возраст на пальчиках, малыш задействует всю руку или даже обе. К произвольному движению одной части тела присоединяется рефлекторный ответ другой. Это вариант проявления синкинезии. Он может быть как нормой, так и указывать на патологию развития, в зависимости от симптомов.

Признаки и проявления

В раннем детстве малыши совершают много бессознательных действий. Например, младенцы приоткрывают рот, когда шевелят ручками и ножками, но до года это проходит. Чем старше ребенок, тем меньше сопутствующих движений он делает. Такая тенденция считается нормальной.

Существуют возрастные нормы количества синкинезий, связанных с мелкой моторикой:

  • 6 лет — до десяти рефлекторных движений;
  • 7 лет — около шести;
  • 8 лет — пять и т.д.

У современных детей моторное отставание выражено сильнее, чем у их предшественников, поскольку сегодняшний образ жизни требует меньше ручного труда. Синкинезии также развиваются и как самостоятельный симптом поражений нервной системы или ее отделов.

Синкинезии у ребенка

Режим работы
с 8:00 до 20:00

Записаться

У современных детей моторное отставание выражено сильнее, чем у их предшественников, поскольку сегодняшний образ жизни требует меньше ручного труда. Синкинезии также развиваются и как самостоятельный симптом поражений нервной системы или ее отделов.

Причины

Одновременное сокращение не связанных между собой мышц происходит, когда они управляются из одного центра в головном мозге (отдельные центры еще не сформированы). Это определяется незрелостью нервной системы малыша.

К причинам патологических синкинезий относятся:

  • расстройства центральной и периферической нервных систем;
  • нарушения кровообращения, травмы, опухоли мозга;
  • аномалия мышечного тонуса;
  • спастическая атаксия.

Когда необходимо обращаться к врачу

Если количество синкинезий не соответствует возрастным нормам, требуется работа с мелкой моторикой. Игнорировать проблему нельзя, иначе ребенку будет трудно освоить элементарные навыки — письмо, рисование. Возможно отставание в учебе.

При серьезных патологиях крайне важно вовремя диагностировать проблему и обратиться к специалисту. Это поможет избежать осложнений в виде речевой, двигательной дисфункции, остановить прогрессирование болезни.

Как мы можем помочь

Помните, что симптомы, описанные выше, часто указывают на наличие тех или иных проблем с ЦНС и проводимостью нервных путей. Если у ребенка наблюдаются синкинезии, обратитесь к специалисту. В нашем Центре Вы можете проконсультироваться у невролога и пройти комплексную диагностику.

Удостовериться в том, что с крохой не все в порядке, помогают довольно простые тесты. Их вполне можно сделать дома. 

Ребенок с синкинезией либо вообще не может, либо неправильно выполняет элементарные на первый взгляд упражнения. Итак, проверим?

  1. Попросите малыша последовательно соединить большой палец руки со всеми пальчиками на этой же руке.
  2. Покажите малышу комбинацию „кольцо», соединив большой и указательный пальцы, а затем попросите его сделать то же самое сначала на одной руке, потом на другой. В 4 года ребенку еще можно помочь, объяснив ему, какие пальчики должны участвовать в работе. Потом это будет сделать сложнее.
  3. Покажите на своей руке малышу комбинацию „коза», вытянув вперед из кулака указательный палец и мизинец. Попросите его сделать то же самое на одной, а потом на другой руке. Следите, чтобы в работе участвовали „правильные» пальцы: чтобы большой палец не уходил в сторону и чтобы малыш не помогал себе другой рукой. С 4-летним ребенком можно предварительно проговорить, какие пальчики будут участвовать в игре.
  4. Покажите на одной руке ребенку знак „виктори» — поднятые вверх указательный и средний палец. Попросите его повторить этот жест сперва на одной, потом на другой руке. Следите, чтобы при выполнении теста пальцы были выпрямлены.
  5. А вот тест, позволяющий проверить у ребенка межполушарную координацию. Для этого насыпьте в мисочку белую и красную фасоль. Попросите ребенка левой рукой брать белую фасоль, а правой — красную. Делать это надо одновременно, раскладывая фасолины по двум разным тарелочкам.

Собственно говоря, синкинезия — это непроизвольные содружественные движения. Они присутствуют почти у каждого человека. 

Например, при ходьбе мы машем руками или, когда подкрашиваем ресницы, от усердия высовываем язык. Но это синкинезия, которая не мешает нам в жизни.

Проблема детской синкинезии в том, что ребенку требуется значительно больше сил на обучение, чем его сверстникам. Та энергия, которая могла бы расходоваться на внимание и работоспособность, вместо этого идет на компенсацию дополнительных и совершенно лишних движений.Например, малыш рисует и одновременно активно двигает языком. Или при какой-то деятельности у него вдруг начинают шевелиться губы.

Когда вместе с рукой у ребенка работает язык — значит, у него один центр в головном мозге отвечает и за три пальца, и за язык. И этот центр берет энергии в три раза больше, чем должен был бы брать. Один центр в мозге может объединять пальцы и зрение. И тогда одновременно с работой пальцев напрягаются глаза, и ребенок неправильно списывает задания с доски. Это происходит не потому, что он невнимательный. Стоит ему приподнять голову, чтобы рассмотреть, что же написано на доске, как глаз перестает работать „правильно». Он хаотически выхватывает лишь куски из написанного учителем на доске.Был случай, когда к хирургу на консультацию привели ребенка, у которого во время занятий в первом классе стали болеть ноги. Самое удивительное, что причиной оказалась опять же синкинезия. Как только ребенок брал ручку и начинал писать, мышцы у него на ногах напрягались и у малыша сводило ноги.

Почему же так важно правильно держать карандаш и ручку? Ответ прост как дважды два: именно так меньше всего сил мы затрачиваем на письмо, при этом не напрягая руку. А значит, сохраняется масса энергии на другую деятельность: например, можно одновременно слушать объяснения или списывать с доски. А если карандаш взять неправильно и локоть повиснет в воздухе, то огромные усилия ребенок потратит только на то, чтобы удерживать руку в нужном положении.

Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность. Да это и понятно: ведь его энергетический запас съедается сопутствующими письму движениями, которые ему вовсе не нужны! Раз малыш утомлен — значит, он мало что воспринимает и ему надо погрузиться в себя, чтобы поднакопить энергии. А если в это время идет урок? Методики специалистов для работы с такими детишками, как правило, базируются на двигательных упражнениях и медикаментозном лечении.

Синкинезией  называют непроизвольные содружественные движения. Это врожденное отклонение, которое связано со своеобразным формированием некоторых зон головного мозга. Синкинезия считается признаком недостаточной дифференцированности движений, то есть при выполнении необходимого движения подключаются ненужные для этого мышцы.

Появляется синкинезия, когда один из мозговых центров берет на себя функции близлежащих центров. К примеру, участок, который отвечает за движения, выполняемые большим пальцем руки, возлагает на себя также и функции чужие, например, другого пальца, ноги либо руки, языка, зон для которых в мозге не были сформированы свои центры.

Наибольшее число проблем, которые связаны с синкинезией, проявляется у малыша при поступлении в школу. Как оказалось, у большинства из современных детей, в наши дни, отмечается общее моторное отставание. Еще примерно двадцать лет назад родителям вместе с ребятишками, приходилось выполнять больше ручной работы: вязать, вышивать,  стирать и т.д. Сегодня же, почти на все занятия имеются машины.

Зависимость между развитием речи и тонких движений руки замечена была Марией Монтессори еще в прошлом век, а ранее — Сегеном. Уровень развития координации и мелкой моторики движений рук является одним из главных показателей интеллектуального развития, а, значит, и готовности к обучению в школе. Приступать к работе необходимо с самого раннего возраста. Даже грудным карапузикам можно начинать массировать пальчики, тем самым, воздействуя на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. Однако прежде начинать упражнения и игры по развитию мелкой моторики, необходимо определить, на каком уровне находится развитие мелких мышц рук малыша, а также его навыки управления данными мышцами.

Не секрет, что руки и головной мозг между собой тесно связаны, и проблемы с ручками возникают именно в голове. Статистика гласит, что у 67 % деток, поступающих в школу, имеются какие-либо неврологические проблемы, а синкинезия — одна из таких проблем. Подобным детям не дается грамота, им сложно освоить написание цифр и букв (например, может появиться их зеркальное отображение), у таких детей низкая концентрация внимания и работоспособность.

Проблема детской синкинезии заключается в том, что такому ребенку нужно гораздо больше сил на обучение, нежели его сверстникам. Энергия, которую можно было бы расходовать на работоспособность и внимание, ребенок тратит на компенсацию совершенно лишних, дополнительных движений. К примеру, ребенок рисует и одновременно с этим активно двигает языком. Либо при какой-то деятельности вдруг он начинают активно шевелить губами. Когда наряду с рукой у малыша работает язык — это сигнал, что у него в головном мозге один центр несет ответственность и за три его пальчика, и за его язык. И центр этот берет на себя в три раза больше драгоценной энергии. Также один центр головного мозга может отвечать за контроль пальцев и зрения. В указанном случае, напрягаются глаза одновременно с работой пальцев, и ребенок неверно списывает с доски задания. И невнимательность тут ни при чем! Ребенку стоит приподнять голову, дабы рассмотреть, что же на доске написано, и глаз прекращает «правильно» работать. Ребенок может увидеть только куски из написанного на доске учителем.

Почему очень важно правильно держать ручку?

По той причине, что именно в таком положении нам приходится затрачивать на письмо менее всего сил. А, следовательно, масса энергии сохраняется для другой деятельности:  к примеру, можно будет одновременно слушать объяснения и списывать с доски. А когда карандаш взят неправильно и в воздухе висит локоть, огромные усилия ребенку приходится потратить лишь на то, чтобы удерживать в нужном положении руку. Малыш с синкинезией значительно быстрее устает, у него сокращается работоспособность, так как«съедается» его энергетический запас ненужными, сопутствующими движениями. Уставший ребенок мало что может воспринимать, а если в данное время идет урок?

Синкинезия не является неизлечимым заболеванием и от нее можно избавиться. Для этого необходимо заставить мозг разделить объединенные функции таким образом, чтобы каждая из составляющих двигательного акта приобрела в головном мозге свой собственный “центр управления”. С подобными детьми достаточно успешно работают специалисты нейропсихологи.

Если ваш ребенок на протяжении долгого времени держит ложку неправильно  — это серьезный повод насторожиться. К трем годам малыши, как правило,уже в состоянии хорошо справляться со столовыми приборами. После трех лет ребенка, который упорно держит ложку кулачком, следует показать специалисту. Неловкость крохи — также является поводом для настороженности. Когда в процессе подвижных игр шести- семилетний ребенок не вписывается в дверной проем, задевает углы мебели, либо ребенок взял книгу и одновременно опрокинул стакан — это также явные признаки нарушения пространственных представлений и, вероятно, синкинезии, а не природной неуклюжести. Когда малыш не желает рисовать, неверно держит кисточку, карандаш, скорее всего, он ощущает, что рисование ему дается хуже, чем его ровесникам. Специалисты считают, что малыши отказываются рисовать либо из-за негативного опыта (ранее его не похвалили за рисунок) либо виновник –синкинезия, в этом случае ребенку просто физически сложно держать карандаш в руке.

Как распознать синкинезию?

Усадите малыша за стол и перед ним положите лист бумаги. Пусть ребенок положит обе руки с разведенными пальчиками на этот листик так, чтобы они на нем свободно разместились. Обведите кисти рук ребенка ручкой и разъясните ему задание: “Мы с тобой сейчас будем играть. Я тебе буду показывать пальчики на нарисованной руке, а тебе нужно будет поднимать тот пальчик, который я покажу. А другие пальчики не надо поднимать”. Показывайте пальчики ребенку в случайном порядке. Начинать следует с правой руки. Использовать можно, к примеру, следующую последовательность: мизинец, указательный, большой палец, средний, безымянный.Далее переходим к левой ручке, потом — снова к правой, а затем, снова к левой.

При выполнении малышом движений нужно следить за синкинезиями— непроизвольными движениями прочих пальчиков.

Подсчитайте по двум пробам среднее число синкинезий на каждой ручке. Для этого подсчитывают число синкинезий для каждой ручки и делят на 2. Результаты, полученные для каждой руки, складываются. Данный тест дает возможность узнать, какая рука при письме станет ведущей. Если при выполнении заданий число синкинезийна левой руке больше, чем на правой, значит, на правой руке дифференциация двигательной системы лучше, и она будет ведущей рукой.

Число синкинезий, полученных у ребенка, можно оценить, сравнивая с возрастными нормативами и уже на основании этого судить о развитии мелкой моторики его ручек:

6 лет — 9 синкинезий;

7 лет — 6 синкинезий,

8 лет — 5 синкинезий,

9 лет — 3 синкинезии.

Если вы выяснили, что у ребенка число синкинезий больше нормы, с ним необходимо специально заниматься для развития мелких мышц рук. Обязательно потребуется консультация специалистов. Однако даже, когда все показатели имеют соответствие норме, развивать пальчики тоже не помешает. Методики, разработанные специалистами для работы с подобными детьми, базируются на двигательных упражнениях.

ВЫСОКИЕ ДОЗЫ БОТУЛОТОКСИНА — АЛГОРИТМ ЛЕЧЕНИЯ ЛИЦЕВЫХ СИНКИНЕЗИЙ

01.06.2019

Лицевые синкинезии (ЛС) являются частым осложнением воспаления и механического повреждения лицевого нерва. Хотя в последнее время для лечения данной патологии все чаще используется инъекционное введение ботулотоксина, вопрос выбора эффективной дозы и схемы введения препарата остается открыт. В статье, опубликованной в журнале JAMA Facial Plastic Surgery (2019 Jan 31) предложена схема инъекционного введения оноботулотоксина при ЛС, а также описаны факторы, влияющие на эффективность лечения.

Лицо неосознанно воспринимается как олицетворение личности человека, поэтому обезображивающие заболевания во все времена привлекали к себе особое внимание. Одним из самых распространенных заболеваний, сопровождающихся нарушением мимики и симметричности лица является невропатия лицевого нерва — паралич Белла (частота 20–30 случаев на 100 тыс. населения). У трети больных впоследствии развивается постневропатическая контрактура мимических мышц, сопровождающаяся лицевыми синкинезиями и дискинезиями.

Все методы лечения можно разделить на оперативные и консервативные (медикаментозные и физиотерапевтические). Перспективным направлением лечения ЛС является хемоденервации — создание пролонгированной релаксации мимических мышц, участвующих в синкинезии, с помощью инъекций в них современного локального миорелаксанта — ботулотоксина. Ботулотоксин вызывает химическую денервацию мышцы за счет необратимой блокады высвобождения ацетилхолина из пресинаптической мембраны. Применение ботулотоксина для лечения синкинезий впервые было описано в немецкой литературе в 1991 г, когда он был применен для устранения непроизвольного закрывания глаз в результате губо-пальпебральной синкинезии. Традиционно к хемоденервации прибегают через 3-6 мес после начала интенсивной лечебной физкультуру для лица под наблюдением реабилитолога. Однако многие специалисты произвольно выбирают дозировку препарата и режим введения из-за отсутствия систематизированных знаний.

Авторы описываемой статьи изучили эффективность применения ботулотоксина у 99 пациентов с ЛС. В 41% случаев лицевая синкинезия являлась следствием паралича Белла, у 36% пациентов заболевание развилось после повреждения лицевого нерва при оперативном удалении шваномы. Средний возраст участников составил 54 года, 81% участников — женщины.

Для инъекционного введения были 6 ключевых мимических мышц лица и шеи: мышца, сморщивающая бровь (m. corrugator), верхняя круговая мышца глаза (m. orbicularis oculi superioris), нижняя круговая мышца глаза (m. orbicularis oculi inferioris), мышца улыбки (m. risorius), подбородочная мышца (m. mentalis) и подкожная мышца шеи (m. platysma). Инъекционное введение начиналось с малых доз с последующим повышением. Средняя доза ботулотоксина составила 2–3 ЕД на каждую мышцу лица, 9–10 ЕД для подкожной мышцы шеи. На рисунке приведена исходная схема введения и дозирования ботулотоксина при синкинезиях (сторона A) и схема введения после подбора дозы препарата (сторона B). Указана средняя доза ботулотоксина и частота введения в конкретную мышцу (в скобках).

Введение препарата осуществлялось до достижения стабильного состояния. Инъекции оноботулотоксина на здоровой стороне лица были проведены в 11% случаев для повышения симметричности лица и согласованности мимических движений. Среднее количество полученных инъекций составило 13,5 на пациента (минимум 12, максимум 29), стабильное состояние достигалось в целом за 3,7 процедуры.

Согласно Опроснику по оценке выраженности ЛС (SAQ) после первой процедуры показатель тяжести синкинезии в среднем снизился на 13,3 балла, а после последней процедуры — в среднем на 15,6 балла. В случаи коррекции веко-губной синкинезии удалось достичь больших успехов (20,8 балла) чем при губо-пальпебральной форме (16,7 балла).

Как свидетельствуют результаты исследования, инъекционное введение оноботулотоксина обладает высокой клинической эффективностью при лечении ЛС. Более успешному клиническому результату способствовали молодой возраст, женский пол и применение высоких доз оноботулотоксина. Благодаря контролю с помощью ЭНМГ и индивидуальному подходу к дозировке препарата для каждой мышцы введение высоких доз ботулотоксина привело к существенной положительной динамике с сохранением удовлетворительного профиля безопасности.

Подробнее об этом исследовании читайте в журнале «Косметика и медицина» №2/2019.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синий экран ошибка video tdr failure windows 10
  • Синтаксическая ошибка при анализе пакета возникла проблема
  • Синий экран ошибка video scheduler internal error windows 10
  • Синтаксическая ошибка при анализе пакета android
  • Синий экран стоп код как исправить