Синтаксические нормы построения сложного предложения наиболее типичные ошибки

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Предложения,
состоящие из двух или нескольких частей,
каждая из которых имеет собственную
грамматическую основу (подлежащее и
сказуемое или один из главных членов),
называют сложными. Части могут соединяться
с помощью союзов или только с помощью
интонации. В письменном тексте части
сложного предложения обычно разделяются
запятой или другими знаками препинания.

Ошибки в
сложносочиненных предложениях

1. Нарушение
логико-грамматической связи между
частями сложносочиненного предложения:
«Мой отец долго не забывал эту историю,
но он умер».

2. Использование
местоимения во второй части сложносочиненного
предложения, приводящее к двусмысленности:
«Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

Ошибки в
использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных
— для связи частей сложносочиненного
предложения при отсутствии между ними
противительных отношений: «Вчера был
шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных
— для соединения частей сложносочиненного
предложения при отсутствии между ними
противительных отношений: «У нас во
дворе растет береза, но на ней тоже
набухают почки».

в) двойных и
повторяющихся: «Не то птица села на
воду, или обломки разбитой лодки плывут
по морю».

г) неоправданный
повтор союзов: «И вдруг девочки увидели
маленькую черную точку, и у них появилась
надежда».

д) неудачный выбор
союзов: «Митраше было десять лет с
хвостиком, но сестра была старше».

Ошибки в
сложноподчиненных предложениях

1. Несоответствие
вида придаточного предложения значению
главного: «Но они все же дождутся своего
отца, так как рыбаков обязательно должны
ждать на берегу».

2. Использование
сочинения и подчинения для связи частей
в сложноподчиненном предложении: «Если
человек не занимается спортом, и он
быстро стареет».

3. Утяжеления
конструкций за счет «нанизывания»
придаточных предложений: «Парус появился
в море как счастливая весть о том, что
с рыбаками все в порядке и что девочки
смогут скоро обнять своих родителей,
которые задержались в море, потому что
был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого
указательного слова: «Мама всегда меня
ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное
употребление указательного слова: «У
меня есть такое предположение, что
рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное
использование союзов и союзных слов
при правильном их выборе:

а) употребление
союзов и союзных слов в середине
придаточного предложения: «В комнате
на тумбочке стоит телевизор, после школы
по которому я смотрю развлекательные
передачи».

б) нарушение
согласования союзного слова в придаточном
предложении с замещаемым или определительным
словом в главном предложении: «На двух
полочках – художественная литература,
которыми я пользуюсь при подготовке к
урокам».

7. Использование
однотипных придаточных предложений
при последовательном подчинении:
«Прогуливаясь по берегу, я увидела двух
девочек, которые сидели на перевернутой
лодке, которая лежала у берега верх
килем».

8. Использование
придаточного предложения как
самостоятельного: «Девочки беспокоятся
за своих родных. Поэтому так печально
глядят они в даль».

Ошибки в бессоюзном
сложном предложении

1. Нарушение единства
конструкций однородных частей в составе
бессоюзного сложного предложения: «На
картине изображено: раннее утро, только
встает солнце».

2. Разложение частей
бессоюзного сложного предложения на
самостоятельные предложения: «Одеты
девочки просто. На них летние ситцевые
платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное
использование бессоюзной и союзной
связи: «Одежда на девочках простая:
которая постарше с платком на голове,
в синей юбке и серой кофте, младшая без
платка, в фиолетовом платье и темно-синей
кофточке».

Ошибки в сложном
предложении с различными видами связи

1. Нарушение порядка
следования частей предложения: «Волны
еще пенятся, но у берега успокаиваются;
чем ближе к горизонту, тем море темнее;
и поэтому у девочек есть надежда, что
отец вернется».

2. Использование
местоимений, приводящих к двусмысленности:
«Мы видим, что кровать у девочки не
заправлена, и она подтверждает, что
девочка только что встала».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сложное предложение1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы, поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.3. Распространённая ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно: Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например: Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. Правильно: Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог — автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно: Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. Правильно: Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы. Правильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким. 
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

Лекционный материал

по предмету Русский язык

Тема «Синтаксическая норма»

Автор преподаватель

Солдатова Е.Н.

Лебедянь, 201_ г.

Синтаксические
нормы
— это
правила построения словосочетаний и предложений. Ср.: управляющий банком (не
банка), выйти из положения (не с положения); вспоминая детство,
представляю наш старый дом
(не представляется).

Синтаксические нормы
регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого,
определения с определяемым словом, некоторые случаи управления, построение
простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами,
связь частей сложного предложения.

1.                
Порядок слов в предложении

Для правильного построения
предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в
расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это
означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго
закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может
привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению
смыслового содержания всего высказывания. Например: На собрании принятые
обязательства успешно выполнены.
(Смысл данного предложения может быть
понят так, что обязательства выполнялись на самом собрании. Для устранения
неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Принятые на
собрании обязательства успешно выполнены.)
Особенно важен точный порядок
слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может
быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов,
мимики) и самой ситуации.

2.
Согласование сказуемого
с подлежащим

1.     Сказуемое ставится в той же форме,
что и подлежащее (т. е. в том нее роде, лице и числе): Детвора весело
резвилась на лужайке
(но не детвора резвились). Ножницы лежали на столе.
Петино пальто стало старым.

2.     При подлежащем, в состав которого
входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и
управляемое существительное в род. падеже (типа большинство студентов, ряд
предприятий),
сказуемое может стоять как в единственном, так и во
множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае,
если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы
(например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не
подчеркивается активность действующих лиц (например: Большинство учеников
отсутствовало).
Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае,
если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство
студентов сдали зачет).
Множественное число сказуемого в подобных
конструкциях указывает на активность действующих лиц.

3.     При подлежащем, выраженном количественно-именным
сочетанием
(типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь
формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется
с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен.
Прошло пять лет.

4.     При подлежащем с количественным
числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме
единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит
в сборную команду города по волейболу.

5.     При подлежащем, имеющем в своем
составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся
на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и
т. д.), сказуемое, как пра­вило, ставится в форме множественного числа. Например:
На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в
стройотряде.
Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях,
когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается
безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс
будет переведено три или четыре ученика.

Особые
трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при
себе приложение (типа диван-кровать, газета «Известия»).

1. Если
существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое
согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например:
диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка
доставлено.

Как
правило, основное, более широкое по смыслу на именование обычно находится в
сочетании на первом месте.

2.  Если при существительном
есть приложение, выраженное именем собственным (например, фамилии, географические
наименования, названия средств массовой информации), то сказуемое согласуется с
нарицательным именем существительным: Озеро Байкал самое глубокое
озеро в мире. Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный
материал.

Если
подлежащее выражено именем собственным, сказуемое согласуется с ним по
грамматическому принципу: «Известия» сообщают, Эльбрус покорен и т. д.

3.     Если подлежащее выражено
заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое
согласуется, с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова
в аббревиатуре): пальто куплено, ТЮЗ открыт.

3. Нормы
управления

Важное значение для
построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного,
местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее
типичны следующие ошибки:

1.     Предложное сочетание используется
вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо
разъяснение смысла указа.

2.     Беспредложная конструкция употребляется
вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства
вместо потребность в средствах производства.

3.     В предложной конструкции
используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал
на то.

Необходимо
обратить внимание на особенности управления следующих слов:

анонс о чем: анонс
о спектакле

комментарий к чему: комментарий
к выступлению

характеристика
кого/на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика

заведовать
(заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией

командовать
(командующий) чем: командовать (командующий) армией

управлять
(управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом

апеллировать
к кому/чему: апеллировать к общественному мнению

баллотироваться
куда/в кого: баллотироваться в депутаты, в парламент

властвовать
над кем/чем: властвовать над людьми, над умами

возразить против чего

говорить о ком/чем: говорить
о сыне, о победе

голосовать за
кого/что

гордиться кем/чем: гордиться
сыном

дискутировать о чем

задуматься
над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни

намекать на что

неприемлемый
для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров

непримиримый
к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи

объявить что о чем

отчитаться за что: отчитаться
за командировку

приговорить к чему

уверенность в чем: уверенность
в победе

уделить внимание чему

указать
что на кого/что: указать методическую ли­тературу, указать на недостатки,
промахи

ходатайствовать о
ком/чем

4.
Неправильное использование предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для
выражения причинно-следственных отношений.

Предлоги
ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального
лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным
следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется,
когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

ЗАПОМНИТЕ:

Благодаря

Согласно      чему?
(дат. п.)

Вопреки    

(благодаря стараниям,
согласно приказу, вопреки указаниям)

Вследствие

                            
чего? (род. п.)

В случае 

(ввиду
болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи с чем? (тв.
п.)

(в связи с выборами)

В книжной
речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными
в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).

При
обозначении пространственных отношений для указания обратного направления
предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

В ↔ ИЗ

НА↔С

Например: поехал
в Москву
приехал из Москвы; отправился на Кавказ вернулся с
Кавказа.

5.
Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению, или
однокоренными словами, требующими различного употребления (разных падежей). Например:
беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

ЗАПОМНИТЕ:

Беспокоиться о
ком                                      Тревожиться за кого

Идентичный
чему                                        Сходный с чем

Надеть что на что                                         Одеть
кого во что

Обращать внимание на
что                           Уделять внимание чему

Отзыв о
чём                                                 Рецензия на что

Превосходство над
чем                                Преимущество перед чем

Предостеречь                                              
Предупредить о чём

Препятствовать
чему                                    Тормозить что

Уверенность в
чём                                       Вера во что

Уплатить за что                                           Оплатить
что

4.     Употребление деепричастных
оборотов

Деепричастный
оборот
— это
деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот является принадлежностью
книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы остановились.

Особое внимание следует
обратить на следующие правила:

1)    обязательным условием употребления
деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено
глаголом-сказуемым, а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем
же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись
вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;

2)   допустимым является употребление
деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких
предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя
рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

Нарушение
этих правил воспринимается как грубая речевая ошибка.

Не
соответствует норме
употребление деепричастного оборота в следующих случаях:

— если
действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся
к разным лицам.

Сравните:

Неправильный
вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Исправленный
вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь. Или: Возвращаясь
домой, я был застигнут дождем;

— если в
безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное
косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.

Сравните:

Неправильный
вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Исправленный
вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно;


если предложение
представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия
пассивной.

5.     Употребление
однородных
членов предложения

Иногда в устной и
письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с
однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание
на некоторые закономерности исполь­зования в предложении однородных членов.

ЗАПОМНИТЕ:

1)    Нельзя сочетать в качестве
однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе
имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное

кондитерское изделие).

2)    Не следует соединять в качестве
однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю
шоколад и блондинов.
Однако в художественной литературе такие сочетания
используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный
обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у
приятеля в винт (Ч.).

3)    При сочетании однородных членов
необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в предложении В
ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний
лексическая
сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести,
но можно сделать.

6.     Особенности
состава
и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях

В русском языке есть
предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие
предложения называются сложными. Ср.: Налево все небо над горизонтом было
залито багровым заре­вом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же
собиралась всходить луна.

Сложное
предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними.
Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми
предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения
(причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными
частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в
книжной письменной речи.

Однако
нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а
неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических
норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее
частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:

1. Неправильное
или неточное использование союзов и союзных слов.

Неправильный
вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь
тогда, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

Исправленный
вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь
тогда, когда результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
Или:
Новые методы хозяйство­вания получат широкое распространение лишь в том
случае, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

2. Использование
одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.

Неправильный
вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее
участники не смогут прийти к компромиссу.

Исправленный
вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не
смогут прийти к компромиссу.

3.  Постановка рядом
однозначных союзов.

Неправильный
вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова
не возымели действия.

Исправленный
вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели
действия.
Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако
его слова не возымели действия.

4.     Неправильный порядок слов в
предложении с придаточным определительным.

ЗАПОМНИТЕ:

Между
союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не
должно находиться другое существительное в том же числе.

Неправильный
вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации,
которая недавно прилетела в Москву.

Исправленный
вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву
представительницы делегации.

5.  Смешение прямой
речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к
ответу.

Исправленный
вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

6.  Разнотипность
частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском  собрании

обсуждались следующие вопросы: 1)
помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи
выпускников школы.

Исправленный
вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь
школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников
школы.
Или: На родительском со­брании обсуждались следующие вопросы: 1)
как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи
выпускников школы.

Вопросы для обсуждения
теоретического материала

1. Что входит в
понятие «синтаксические нормы русского языка»?

2. Что такое порядок
слов в предложении? Какую роль играет порядок слов в русском языке?

3. Перечислите
основные правила согласования сказуемого с подлежащим, выраженным
количественно-именным сочетанием слов.

4. Что такое нормы
управления?

5.
Каковы особенности использования деепричастных оборотов в современном русском
языке?

6.
Каковы основные правила употребления однородных членов предложения?

7.
Какие синтаксические нормы необходимо соблюдать при построении сложных
предложений?

Необходимо различать управление
существительных, прилагательных и глаголов, близких по значению:

быть участником чего-либо – участвовать в чем-либо;

беспокоиться о чем-либо – тревожиться за что-либо;

вера во что-либо – уверенность в чем-либо;

доволен чем-либо – рад чему-либо;

дорожить чем-либо – ценить что-либо;

думать о чем-либо – задумать что-либо;

наградить чем-либо – удостоить чего-либо;

наполнить чем-либо – полон чего-либо;

начать что-либо ю– приступить к чему-либо;

отличать что-то от чего-то – различать что и что;

отчитываться в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;

опираться на что-либо – упираться во что-либо;

писать о чем-либо – описывать что-либо;

платить за что-либо – оплачивать что-либо;

полон чего-либо – переполнен чем-либо;

поделиться чем-либо – рассказать о чем-либо;

предостеречь от чего-либо – предупредить о чем-либо;

препятствовать чему-либо – тормозить что-либо;

разочароваться в чем-либо – быть недовольным чем-либо;

удивляться чему-либо – быть удивленным чем-либо, восхищаться
чем-либо;

упрекать в чем-либо – попрекать чем-либо.

Нормы управления

Следует обратить внимание на
употребление следующих слов и словосочетаний:

аллергия на что-либо, аллергия
на пыльцу
;

альтернатива чему-либо, альтернатива
диетам
;

анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога, рисовать анфас;

аэропорт, в чём? где?, в
аэропорту
;

бал, о чём? на чём?, о
бале, на балу
;

беспокоиться о ком-либо, о чем-либо, беспокоится о сыне; 

благодаря кому? чему?, благодаря
другу;

вопреки чему-либо, вопреки
усталости;

(дис)гармонировать с чем-либо, (дис)гармонировать
с тоном;

жажда чего-либо, жажда
чтения;

жалоба на кого-либо, жалоба
на Иванова;

избегать кого-либо, чего-либо, избегать
встречи;

иммунитет к чему-либо, иммунитет
к ядам;

курировать кого-либо, курировать
сотрудника;

наблюдение за кем-либо, за чем-либо, наблюдение за погодой;

обижаться на кого-либо, на что-либо, обижаться на одноклассника;

обосновать что-либо, обосновать
высказывание;

оплатить что-либо, оплатить
проезд
, но платить, заплатить за что-либо, платить за проезд;

отзыв о чем-либо, отзыв
о фильме;

пренебречь чем-либо, кем-либо, пренебречь
помощью;

препятствовать чему-либо, препятствовать
осуществлению плана;

рецензия на что-либо, рецензия
на книгу;

скучать по кому-либо, чему-либо,
скучать по сыну, скучать по нему;

свойственный кому-либо, свойственная
ему манера;

талант к чему-либо, талант
к музыке;

тенденция чего-либо, тенденции
моды;

уделять внимание кому-либо, чему-либо, уделять внимание друзьям;

упрекать в чем-либо, упрекать
в непонимании;

характеристика кого-либо, характеристика
ученика.

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.

Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных

не видеть ошибку — не видеть ошибки

(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.),  т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,

  • порядком слов

Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:

Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

  • использованием причастных и деепричастных оборотов

Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.

По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;

  • однородных членов предложения:

Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.

  • построением сложного предложения

Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.

(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)

Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

  • нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

  • нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г)  нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

  • ошибки при употреблении причастных оборотов:  

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Русский язык

11 класс

Урок № 4

Тема: Синтаксические нормы: сложное предложение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Урок посвящён теме «Синтаксические нормы: сложное предложение». На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о типах сложных предложений, предложениях с прямой речью, научатся соблюдать синтаксические нормы в области построения сложного предложения, повторят способы оформления чужой речи, цитирование.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень //А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы// Арутюнова Н.Д.. — М.: УРСС, 2003 – 383 с.;

  1. Мартьянова И. А. Просто о сложном предложении// Мартьянова И. А.. — Спб. 2002 – 96 с.;
  2. Падучева Е.В. О семантике синтаксиса.// Падучева Е.В. — М., 1974 – 292 с.;
  3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении// Пешковский А.М. — М.: Языки славянской культуры, 2001 – 544с.;
  4. Пичугова Ю. «Русский язык. Практика», Учебник по русскому языку для 9 класса//Пичугова Ю. С., Купалова А.Ю., Еремеева А.П. – М.: Дрофа, 2012, -272 с.

Материал для самостоятельного изучения:

Сложное предложение – это предложение, в котором содержится две или несколько грамматических основ.

Все сложные предложения делятся на 2 группы по наличию союзных слов или союзов, связывающих части сложного предложения. Те сложные предложения, которые связаны по смыслу, интонационнно и при помощи союзных слов или союзов, называются «союзные». Те, которые связаны по смыслу, интонационнно, но без помощи союзных слов или союзов, называются «бессоюзные».

Все союзные предложения делятся на две группы в зависимости от смыслового и грамматического отношения частей сложного предложения друг к другу: «Сложносочинённые предложения» и «Сложноподчинённые предложения».

Сложносочинённые – это предложения, части которых равноправны, т.е. мы не можем от одной части задать вопрос к другой, или в ряде случаев мы можем каждую часть использовать как отдельное простое предложение, и смысл его не будет искажён. Сложноподчинённые – это такие сложные союзные предложения, в которых одна часть является главной, то есть мы можем задать вопрос от неё к другой части, зависимой, которая называется придаточным предложением.

Примеры:

Условия жизни изменятся, и зло перестанет господствовать, и человек станет человеку самым близким другом и братом. (сложносоч.)

Когда я проснулся, ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты. (сложноподч.)

Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений в зависимости от смысловых отношений между частями сложного предложения. Интонация перечисления: на стыке простых предложений в составе сложного ставится запятая или точка с запятой.

Примеры:

Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зелёные луга; за лугами пологие холмы; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, я сно проступает даль…

Интонация причины или интонация, раскрывающая, дополняющая первое предложение: на стыке простых предложений в составе сложного ставится двоеточие.

Примеры:

Трус не любит жизни: он только боится её потерять

Степь пестрела цветами: ярко белели ромашки, синели васильки, алели полевые гвоздики.

Он взглянул наверх: над ним расстилалось бескрайнее осеннее ещё мягкое тёмное небо, усеянное звёздами.

Интонация следствия, времени, условия, противопоставления: на стыке простых предложений в составе сложного тире.

Примеры:

Дуб держится – к земле тростиночка припала.

Он неудачно прыгнул- волна накрыла ему голову.

Преодолеем перевал до захода солнца – успех экспедиции обспечен.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Задание 1. Выделение цветом.

Прочитайте предложения. Укажите в них основы.

1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.

3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.

4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.

5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.

6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.

7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.

8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.

Правильный вариант

1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.

3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.

4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.

5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.

6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.

7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.

8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.

Задание 2. Единичный выбор

Исключите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

1. Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

2. Идея единого европейского пространства, поклонником которой был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, обрела множество сторонников.

3. Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, по отношению к которому принято говорить «высшее», и своего положения в нём.

4. Света подошла к мальчику старшая сестра, которого училась с ней в одном классе и поздоровалась.

5. После Берлинского конгресса Болгария, геостратегическое положение которой было очевидно, стала главной точкой опоры российской политики.

Правильный вариант: 4. В этом предложении неверно выделено придаточное определительное. Правильный вариант этого предложения: Света подошла к мальчику, старшая сестра которого училась с ней в одном классе, и поздоровалась.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синтаксические нормы построения простого предложения наиболее типичные ошибки
  • Синтаксические нормы основные виды синтаксических ошибок
  • Синтаксическая ошибка это пример
  • Синтаксическая ошибка это какая
  • Синтаксическая ошибка эксель