Синтаксические нормы причины возникновения синтаксических ошибок

Работа по теме: rech. Глава: 8. Синтаксические нормы. Основные причины нарушений грамматических норм на синтаксическом уровне.. Предмет: Культура речи и деловое общение. ВУЗ: УрГЮУ.

Синтаксическая
норма- относится к грамматическим
нормам. Она определяет порядок слов в
предложении, координацию главных и
второстепенных членов предложения,
употребления однородных членов,
построение сложных предложений и др.

Порядок
слов в предложении.

В
русском языке порядок слов считается
свободным и определяется целенаправленностью
высказывания. Компонент предложения,
содержащий уже известную информацию,
именуется тема и обычно заключается в
начальной части предложения; второй
компонент, ядро высказывания, содержащий
новую информацию, именуется рема и
помещается в его конечную часть.

Однородные
члены предложения:

Однородные
члены могут соединяться как бессоюзным
способом, так и с помощью союзов.

Однородные
члены, соединенные без союзов, образуют
незамкнутый ряд, который не имеет
характера исчерпывающего перечисления.

Однородные
члены с постановкой союза перед последним
однородным членом образуют замкнутый
ряд, имеющий значение исчерпывающего
перечисления.

Ошибочным
является соединение в качестве однородных
членов предложения несопоставимых
понятий.

Нормы
согласования.

При
подлежащем, имеющем в своем составе
собирательное существительное с
количественным значением, сказуемое
может стоять как в ед.числе так и во
мн.числе . использование ед.числа
представляет собо грамматическую
координацию (и подлежащее, и сказуемое
стоят в ед. числе), а использование
мн.числа — координацию по смыслу (
подлежащее, указывающее на множество
предметов ии сказуемое во мн.числе).

При
подлежащем, выраженным количественным
сочетанием ( сочетание числительного
с существительным: два человека),
сказуемое может иметь форму как ед., так
и мн.числа.

Нормы
управления.

Вид
подчинительной связи, при котором
главное (управляющее) слово требует,
чтобы зависимое ( управляемое) слово
ставилось в определенном падеже, с
определенным предлогом или без предлога,
называются управлением.

1.
Глагольное управление. Регулирует
правила использования глагола в
зависимости от него слов. Каждый глагол
в русском языке требует употребления
после него слова в определенном падеже:
доказать (что?)- винительный падеж,
(кому?)-дательный падеж.

2Предложное
управление. Норма употребления после
предлога слова в конкретном падеже.
Необходимо запомнить, что предлоги
благодаря, согласно, вопреки употребляются
только с дательным падежом.

А)с
административно-географическими
наименованием ( название городов,
областей, республик, стран) употребляются
предлоги в-из. Например, в город- из
города.

Б)с
названием горных областей употребляются
предлоги на- с. Например: на Алтай- с
Алтая.

В)С
названием предприятий употребляются
предлоги на-с. Например, на завод- с
завода.

9. Научный стиль речи: основные стилевые черты, языковые особенности.

 Научный
стиль- один из функциональных стилей
литературного языка, обслуживающий
сферу науки и производства, обладающий
специфическими особенностями единиц
всех уровней языка в связи с
предназначенностью научных стилей дать
объективную информацию о природе,
человеке и общественных процессах.

Научный
стиль характеризуется логической
последовательностью изложения,
упорядоченной системой связи между
частями высказывания, стремление авторов
к точности, сжатости, однозначности при
сохранении насыщенности содержания.

1.
Логичность. Это по возможности, наличие
смысловых связей между последовательными
единицами текста.

2.
Последовательностью обладает только
такой текст, в котором выводы вытекают
из содержания, они непротиворечивы,
текст разбит на отдельные смысловые
отрезки, отражающие движение мысли от
частного к общему или от общего к
частному.

3.
Ясность. Как качество научной речи,
предполагает понятность, доступность.

Языковые
особенности.

Объективность
научной речи обеспечивается изложением
разных точек зрения на проблему,
сосредоточенность н предмете речи. На
лексическом уровне объективность
проявляется в использовании однозначных
слов, слов в прямом значении, общенаучных
терминов.

Логичность
выражается в подчеркнутой последовательности
и непротиворечивости изложения. На
лексическом уровне это проявляется в
употреблении вводных слов и оборотов
логического характера, синонимов,
связывающих смыслы предложений.

Доказательностью
речи обеспечивают аргументация выдвинутых
положений, предъявление цепочки
рассуждений для обоснования гипотез и
др. На синтаксическом уровне доказательность
формируют сложные предложения с
придаточными причинами, условия,
следствия, причастные и деепричастные
обороты.

Точность
проявляется в фактической и понятийной
достоверности, в однозначности выражения
научной мысли. На морфологическом уровне
точность речи создается при помощи
указательных местоимений ( тот),
выделительно- усилительных частиц
(весьма).

Бесстрастность
предполагает системное описание фактов,
явлений, процессов без проявления
эмоций, оценок, впечатлений автора.

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.

Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных

не видеть ошибку — не видеть ошибки

(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.),  т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,

  • порядком слов

Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:

Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

  • использованием причастных и деепричастных оборотов

Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.

По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;

  • однородных членов предложения:

Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.

  • построением сложного предложения

Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.

(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)

Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

  • нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

  • нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г)  нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

  • ошибки при употреблении причастных оборотов:  

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Виды синтаксических ошибок в русском языке

Разновидности ошибок

Чтобы понимать, что представляют собой такие нарушения речи, важно видеть разницу. Существует несколько видов ошибок, которые отличаются в зависимости от неверных формулировок, неправильного использования времен глаголов, построения предложения в целом и много другого.

Нарушения структуры сочетания слов:

Нарушения структуры сочетания слов

  • неправильное использование правил согласования;
  • неверное применение способов синтаксического управления;
  • ошибки при выборе падежных окончаний;
  • немотивированное употребление предлогов;
  • использования предлогов там, где они неуместны;
  • пропуск зависимого члена в составной структуре.

Построение блоков с потерей смысловой нагрузки:

  1. Сказуемое и подлежащее не имеют логической связи.
  2. Составление незаконченных самостоятельных единиц текста.
  3. Построение предложений, где любая из частей может обладать господствующим значением (двузначность).
  4. Неправильное сопоставление времен глаголов.

Неверное формирование простых двусоставных структур:

Неверное формирование простых двусоставных структур

  1. Повторное указание подлежащего с помощью местоимения.
  2. Несогласованность местоимения и подлежащего во взаимосвязанных образованиях.
  3. Замена сказуемого на прилагательное.
  4. Отсутствие родовой и числительной связи между подлежащим и сказуемым.
  5. Некорректное использование нескольких местоимений, обозначающих подлежащее.
  6. Неверное употребление определений без их согласования.
  7. Неуместное применение большого количества определений обоих видов.
  8. Искажение формы обстоятельства при указании места действия.

Неправильное построение предложений с одним главным членом:

  1. Употребление двух главных членов в односоставной конструкции.
  2. Применение деепричастных словосочетаний в конструкции, описывающей независимое действие или обстоятельство.
  3. Ошибочное использование различных по свойствам классов речи в качестве однородных членов.
  4. Употребление разнородных определений как однородных частей предложения.
  5. Неверный выбор союзов для объединения однородных членов.
  6. Ошибочное образование взаимосвязи между главным и второстепенными членами.
  7. Отсутствие логической связи между подлежащим и сказуемым.
  8. Использование разнородных сказуемых как однородных частей.
  9. Разночтение падежных окончаний именных сказуемых.

Ошибки при образовании вводных слов и композиций:

  • использование вводной конструкции в качестве самостоятельного элемента;
  • некорректный подбор вводного слова;
  • применение вводных композиций, приводящих к возможности двойственного толкования.

Построение неверных конструкций с синтаксически самостоятельными членами:

Построение неверных конструкций

  1. Разрыв связи между причастием и словом, которое оно определяет.
  2. Объединение определения и причастной конструкции.
  3. Использование блока придаточного типа в качестве причастного оборота.
  4. Применение деепричастной конструкции как причастного оборота.
  5. Нарушение построения предложений с обстоятельствами, обладающими изолированными определениями, которые описываются с помощью деепричастия.

Ошибки при отображении прямой и косвенной речи:

  1. Совместное употребление прямой и авторской речи в одном образовании.
  2. Отсутствие вводной конструкции от автора при использовании прямой речи.
  3. Неуместное связывание своего и чужого повествования в одном блоке.
  4. Неверное формулирование при цитировании высказываний.

Неправильное формирование композиций с несколькими главными членами:

Неправильное формирование композиций с несколькими главными членами

  1. Смысловые несоответствия грамматического сочетания в сложносочинённых конструкциях.
  2. Вставка местоимений во вторую половину сложносочинённого блока.
  3. Неверный выбор соединительного союза для образования взаимосвязи между составляющими сложносочинённого блока.
  4. Неверный выбор противительного союза.
  5. Некорректное введение дополнительных и повторяющихся союзов.
  6. Немотивированное применение одинаковых союзов в одном предложении.
  7. Ошибочный подбор союза.

Неверное составление конструкций сложноподчинённого типа:

  • неправильное сочетание главной и зависимой частей;
  • увеличение объема из-за неоправданного количества подчиненных сегментов;
  • отсутствие указательного блока;
  • выделение зависимой части композиции в самостоятельную единицу текста;
  • вставка неуместного указательного оборота;
  • разрыв смыслового значения между заместительным союзом подчинённой части и определением в основной части;
  • неверное местоположение союзного слова в зависимом предложении;
  • неоправданное употребление нескольких зависимых конструкций одного типа.

Ошибочное составление сложных блоков без союзов и союзных слов:

Ошибочное составление сложных блоков без союзов и союзных слов

  1. Отсутствие взаимосвязи между отдельными частями бессоюзного образования сложного вида.
  2. Употребление частей сложной бессоюзной конструкции как самостоятельных единиц текста.
  3. Смешение союзных и бессоюзных способов образования сложных структур.

Неправильное формирование сложных блоков с применением связующих способов разного типа:

  1. Искаженная последовательность элементов сложной конструкции.
  2. Нарушение взаимосвязи составляющих сложного предложения из-за некорректной вставки местоимений.

Чтобы исключить из текста или речи ошибки такого рода, нужно знать и применять на практике установленные нормы и правила.

Способы исправления

Для того чтобы знать, как исправить синтаксическую ошибку, нужно провести тщательный анализ текста. Выявив смысловые провалы и логические несоответствия, можно приступать устранению несоответствий содержания грамматическим нормам русского языка.

Номера в списке исправления ошибок соответствуют порядку в перечне «Разновидности ошибок»

Список методов исправления ошибок:

Соблюдать грамматически верную расстановку слов

Применять только принципы образования бессоюзных конструкций

  1. Соблюдать грамматически верную расстановку слов во всех видах предложений.
  2. Построение структуры без нарушения ее границ, с логически верным внутренним содержанием.
  3. Формируя двусоставные единицы, правильно использовать местоимения, не заменять сказуемые прилагательными. Не нарушать связи между частями предложения. Применять определения без потери смысловой нагрузки. Корректно согласовывать сказуемое и подлежащее, учитывая число и род.
  4. Запрещается составлять односоставные композиции по типу двусоставных моделей и вставлять деепричастные словосочетания без указания лица действия.
  5. Нельзя использовать вводные слова и конструкции как самостоятельные части речи.
  6. Правильно составлять причастные блоки и следить за логической последовательностью их в предложении.
  7. Грамматически верно сочетать прямую и косвенную речь.
  8. Соблюдение смысловых связей между составляющими сложных структур. Правильное употребление союзов сложносочинённого типа.
  9. Следить за смысловой и грамматической взаимосвязью частей. Избегать ненужного увеличение объема и не использовать подчиненные составляющие как самостоятельные элементы текста.
  10. Применять только принципы образования бессоюзных конструкций и воздерживаться от потери смысловой связи между сегментами.

Кроме того, нельзя допускать нарушение логической последовательности частей при образовании сложных элементов текста.

Примеры допущенных погрешностей

Наглядные модели предложений, содержащих синтаксические нарушения, помогают более глубоко понять правила русского языка и не позволяют допустить погрешность.

Синтаксические ошибки, примеры:

Примеры допущенных погрешностей

  1. Типичное нарушение структуры сочетания слов: Прошедшее зимой он гулял по берегу озера.
  2. Нарушение смысловой структуры: Снегопад уже начиналась, когда туристы возвращались в лагерь.
  3. Неверный порядок следования частей простого двусоставного образования: Облака, собравшиеся в грозовую тучу, они готовы разразиться дождем.
  4. Неправильное построение односоставного образования: Лес нам понравился, потому что в нем интересно, красивый и загадочный.
  5. Неверная постановка вводного слова: Люди с нетерпением поглядывали на часы, наверное, из-за поворота появится автобус.
  6. Ошибочный состав конструкции с синтаксически самостоятельными членами: Ребенку вручили подарки: он распечатал, красиво упакованные.
  7. Ошибки при отображении речевых выражений прямого и косвенного порядка: После остановки проводник крикнул: «Все пассажиры, на выход и первым покинул троллейбус».
  8. Неправильно сформированная композиция с несколькими главными членами: Ее собака любила играть с резиновым мячом, но она убежала.
  9. Неверное образование сложноподчинённой композиции: Они всё-таки смогут купаться, потому что дети должны уметь плавать.
  10. Отсутствие единообразия составляющих сложной бессоюзной структуры и неправильная расстановка знаков препинания: На фестивале показано интересное, представление играют актеры.
  11. Отсутствие правильной последовательности при формировании сложного образования: Ветер еще дует, но уже не так сильно, поэтому остается надежда, что рыбаки выживут, небо проясняется.

Виды синтаксических ошибок и способы их исправления можно изучить более подробно по многочисленным таблицам, широко представленным в специализированной литературе, а также пройти пробное задание.

Синтаксические нормы и ошибки употребления

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных

не видеть ошибку — не видеть ошибки

(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.), т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,

Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:

Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

  • использованием причастных и деепричастных оборотов

Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.

По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;

Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.

  • построением сложного предложения

Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.

(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)

Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г) нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

  • ошибки при употреблении причастных оборотов:

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Лексическая сочетаемость слов — нормы, нарушения и примеры употребления

Смысл понятия

Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:

  • свободные. Это почти все служебные слова, вспомогательные глаголы, некоторые прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький). Они способны легко образовывать сочетания;
  • фразеологически связанные. Подобные лексические значения предельно ограничивают возможность слов соседствовать с другими. К примеру, «бразды» могут быть только «правления» — нельзя сказать «бразды руководства» или «бразды власти». Есть лексемы, способные сочетаться с синонимами: закадычный + друг, товарищ или приятель, щекотливый + вопрос или положение, одержать + победу или верх;
  • значения с ограниченной лексической сочетаемостью. Это слова, возможность употребления которых вместе с другими зависит от норм и традиций языка. К примеру, сказать «крепкая дружба» или «крепкий мороз» можно, а «крепкая ненависть» или «крепкая жара» — нельзя, хотя речь идёт об одних и тех же явлениях (чувствах и погоде).

Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.

Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.

Виды ошибок и причины их возникновения

Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.

В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:

  • Семантическая предполагает согласование по смыслу. Нарушение возникает, когда нет точного понимания значения слов. Распространённые примеры: «она женилась» вместо «она вышла замуж», «одолжить у друга денег» вместо «занять у друга денег».
  • Синтаксическая сочетаемость подразумевает, что слова должны быть грамматически согласованы. Например, нельзя сказать «большинство времени», поскольку первая лексема употребляется только с существительными, означающими поддающиеся счёту предметы. Правильно — «бо́льшая часть времени». Кроме того, нарушение грамматической сочетаемости возникает при неверном глагольном управлении: говорить за жизнь, описывать об успехах, приехать с деревни.
  • Случаи лексической сочетаемости самые сложные, поскольку для грамотного употребления слова необходимо учитывать всё богатство его ассоциативных связей. Так, прилагательное «закоренелый» помимо значения «застарелый, не поддающийся исправлению» имеет дополнительную негативную окраску, поэтому сказать «закоренелый преступник» можно, а «закоренелый филантроп» — нет.

Нарушения лексической сочетаемости

Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.

Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.

Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.

Смысловые недочёты

Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.

Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:

  • Контаминация. Возникает при путанице похожих словосочетаний. Так, из «удовлетворять требования» и «отвечать потребностям» появилось «удовлетворять потребностям», а заодно «запросам», «критериям» и «правилам». Шаблонные «повысить качество» и «поднять уровень» привели к появлению фразы «улучшить уровень». Другие примеры: играть роль + иметь значение = играть значение, принять меры + предпринять шаги = предпринять меры, подорожали товары + повысились цены = подорожали цены, поднять бокал + сказать тост = поднять тост, уделять внимание + проявлять заботу = уделять заботу.
  • Неразличение синонимов. У них бывают дополнительные значения, что и вызывает ошибки в употреблении. Например, «храбрый» и «смелый» похожи по смыслу, но первое прилагательное подразумевает лишь внешнее проявление качества, поэтому не сочетается со словами «мысль» или «идея». Другой пример: «построить» и «возвести». Второй глагол применяется к объектам, возвышающимся над поверхностью, и не сочетается с существительными, обозначающими хозяйственно-бытовые конструкции. Поэтому, к примеру, подвал или сарай можно только построить.
  • Путаница в паронимах. Бо́льшая часть последних — однокоренные слова. Разные приставки и суффиксы придают им дополнительные оттенки значения или стилевую окраску, но из-за внешнего сходства часто возникают ошибки в употреблении. Распространённый пример — «оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд» или «уплатить за проезд». Другие варианты, когда возможно непонимание: практичный и практический, логичный и логический, экономный и экономический, чужой и чуждый, военный и воинский, гарантийный и гарантированный, одеть и надеть.

Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.

Проблемы со стилистикой

В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.

Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.

Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:

  • Неуместное употребление канцеляризмов, например, «осуществить сравнение», «в данное время», «большое количество вещей», «испытывать чувство радости» вместо «сравнить», «сейчас», «много вещей» и «радоваться». В большинстве случаев длинные обороты можно заменить одним или двумя словами. Предложение от этого только выиграет.
  • Неоправданное употребление просторечной, жаргонной, бранной лексики в литературном или деловом контексте. Этим часто грешит современная пресса: «обчистить квартиру», «демонстранты сматывают удочки», «дефицит налички», «отрываться на фестивале». Основной смысл, конечно, ясен, но не каждому зрителю или читателю нравится, когда с ним общаются на сленге.
  • Смешение стилей. Например, употребление разговорных слов в научном или публицистическом тексте: «фишка корпускулярно-волнового дуализма света», «давеча на конгрессе присутствовали делегации разных стран».
  • Периссология — одновременное употребление заимствованного и русского слова с похожими смыслами. Так, в сочетании «прейскурант цен» первая лексема означает «справочник цен на товары». Другие примеры: хронометраж времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, атмосферный воздух, свободная вакансия, коллега по работе, памятный сувенир, перспективы на будущее, дополнительный бонус.
  • Плеоназм — ошибка, аналогичная периссологии, но без использования заимствований. В сочетании присутствуют русские слова, близкие по смыслу, из-за чего возникает неуместное дублирование информации. Примере: главная суть, ценные сокровища, упасть вниз, май месяц, молодая девушка, впервые познакомиться, короткое мгновение, равная половина, бесплатный подарок, опытный специалист, неподтверждённые слухи.
  • Тавтология — употребление однокоренных слов: рассказчик рассказывает, возобновить вновь, многократно приумножить, предложить другое предложение, проливной ливень, заработать зарплату, виток развития. Правда, подобные сочетания не являются ошибкой, когда подбор синонимов невозможен: варить варенье, белое бельё, словарь иностранных слов, загадать загадку, чёрные чернила, отслужить службу, болеть базедовой болезнью.

Особенности употребления заимствований

С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.

Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.

Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.

Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.

Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».

Намеренные нарушения как стилистический приём

В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».

Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.

Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».

Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.

Синтаксические нормы. Основные причины нарушений грамматических норм на синтаксическом уровне

Синтаксическая норма- относится к грамматическим нормам. Она определяет порядок слов в предложении, координацию главных и второстепенных членов предложения, употребления однородных членов, построение сложных предложений и др.

Порядок слов в предложении.

В русском языке порядок слов считается свободным и определяется целенаправленностью высказывания. Компонент предложения, содержащий уже известную информацию, именуется тема и обычно заключается в начальной части предложения; второй компонент, ядро высказывания, содержащий новую информацию, именуется рема и помещается в его конечную часть.

Однородные члены предложения:

Однородные члены могут соединяться как бессоюзным способом, так и с помощью союзов.

Однородные члены, соединенные без союзов, образуют незамкнутый ряд, который не имеет характера исчерпывающего перечисления.

Однородные члены с постановкой союза перед последним однородным членом образуют замкнутый ряд, имеющий значение исчерпывающего перечисления.

Ошибочным является соединение в качестве однородных членов предложения несопоставимых понятий.

При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением, сказуемое может стоять как в ед.числе так и во мн.числе . использование ед.числа представляет собо грамматическую координацию (и подлежащее, и сказуемое стоят в ед. числе), а использование мн.числа — координацию по смыслу ( подлежащее, указывающее на множество предметов ии сказуемое во мн.числе).

При подлежащем, выраженным количественным сочетанием ( сочетание числительного с существительным: два человека), сказуемое может иметь форму как ед., так и мн.числа.

Вид подчинительной связи, при котором главное (управляющее) слово требует, чтобы зависимое ( управляемое) слово ставилось в определенном падеже, с определенным предлогом или без предлога, называются управлением.

  • 1. Глагольное управление. Регулирует правила использования глагола в зависимости от него слов. Каждый глагол в русском языке требует употребления после него слова в определенном падеже: доказать (что?)- винительный падеж, (кому?)-дательный падеж.
  • 2Предложное управление. Норма употребления после предлога слова в конкретном падеже. Необходимо запомнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с дательным падежом.
  • А)с административно-географическими наименованием ( название городов, областей, республик, стран) употребляются предлоги в-из. Например, в город- из города.
  • Б)с названием горных областей употребляются предлоги на- с. Например: на Алтай- с Алтая.
  • В)С названием предприятий употребляются предлоги на-с. Например, на завод- с завода.
  • Г) при названиях учебных заведений употребляются предлоги в- из. Например, в университет- из университета.

Употребление деепричастного оборота.

Деепричастие- особая форма глагола, отвечающая на вопросы (что делая?)…несов вид, (что сделав?)…. Сов.вид., обозначающая добавочное действие и являющаяся в предложении обстоятельством.

Деепричастный оборот- деепричастие с зависимыми словами, в предложении является обстоятельством, обособляется запятыми.

Основные причины нарушения грамматических норм на синтаксическом уровне.

Порядок слов в предложении.

При нарушении порядка слов в предложении часто встречаются следующие ошибки, затрудняющие восприятие5 предложения:

  • А)определение (согласованное или несогласованное) неоправданно оторвано от определяемого слова.
  • Б) обстоятельство занимает в предложении место, не соответствующее общепринятому порядку слов (обстоятельство, как правило, зависит от сказуемого). Например, в результате небрежного хранения тары свалившийся металлический сосуд со стеллажа причинил телесные повреждения кладовщику. Правильно: металлический сосуд, свалившийся со стеллажа в результате небрежного хранения тары, причинил телесные повреждения кладовщику.
  • В)Неправильное расположение служебных слов ( предлогов, союзов, частиц) : Петров сам выполнил не только задание, но и успел помочь другу. ( не только выполнил, но и …)

Однородные члены предложения.

Ошибочным является соединение в качестве однородных членов предложения несопоставимых понятий.

Источником ошибки может быть лексическая не сочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении.

Нарушениями норм управления является неправильный выбор предлога, или падежной формы, или и того, и другого.

Нормы управления нарушаются часто, однако количество глаголов, которое вместе с управляемыми словами могут составлять неверные конструкции, ограниченно. Их следует запомнить.

Употребление деепричастного оборота.

Деепричастный оборот не может быть употреблен в следующих случаях:

  • 1)Если действие, выраженное сказуемым, и действием, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: возвращаясь домой.
  • 2) Если подлежащее является безличным и имеет логическое подлежащее, стоящее в косвенном падеже;

Если предложение выражено страдательной конструкцией, так как в этом случае производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают.

источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/leksicheskaya-sochetaemost.html

http://studwood.ru/1343645/literatura/sintaksicheskie_normy_osnovnye_prichiny_narusheniy_grammaticheskih_norm_sintaksicheskom_urovne

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.
Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных: не видеть ошибку — не видеть ошибки. Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.),  т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,
  • с порядком слов Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты: Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;
  • с использованием причастных и деепричастных оборотов Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных. По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;
  • с использованием днородных членов предложения: Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом. Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.
  • с построением сложного предложения Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении. (По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.) Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Виды синтаксических ошибок

  1. Неправильное согласованиеМолодежь любятходить в театр (любит).
  2. Неправильное управление:Согласно приказа ректора (приказу).
  3. Местоименное дублирование подлежащего:Якушев – он наш губернатор.
  4. Неправильное конструирование сказуемого: Механизмы должны быть выключенные и запертые после работы (выключены и заперты).
  5. Отсутствие видовременной соотносительности глаголов-сказуемых: Девушки рассмеялисьи смотрят друг на друга (посмотрели).
  6. Пропуск членов предложения: Водитель включил свет в салоне и (?) тронулся (автобустронулся).
  7. Неправильный порядок слов: Мы увидели в шагах двадцати дерево; Умные нужны нашей стране люди
  8. Двойная синтаксическая связь: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (требовали ремонта или ликвидации ремонта?);
  9. Синтаксическая двузначность: Чтение Евтушенко произвело неизгладимое впечатление (читал Евтушенко или читали его произведения?).
  10. Нарушение синтаксической связи оборотов с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с(эти обороты должны управляться глаголами-сказуемыми): Кроме спорта, читаю книги.
  11. Свободный (независимый) деепричастный оборот: Узнав о конкурсе, у меня появилось желание участвовать в нем.
  12. Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного:Мальчик ждал вечера и когда придет мама.
  13. Смещение конструкции(говорящий строит начало предложения по одной модели, а конец – по другой): Главное, чему следует уделять внимание, это своей грамотности (это грамотность).
  14. Смешение прямой и косвенной речи(отсутствие необходимой замены местоимений первого лица местоимениями третьего лица и др.): Преподаватель сказал, что я проверю все конспекты (он проверит …).
  15. Неправильный выбор союза или союзного словаВопрос обсуждался у ректора, гдебыло принято решение (и было…).
  16. Дублирование союзов:Он сказал, что будто бы уже написал курсовую работу.
  17. Неправильная расстановка частей составного союза:Мы были не только на конференции, но и выступили с докладом (Мы не только были, но и выступили).
  18. Лишнее соотносительное слово в главном предложении(указательное местоимение): Мы смотрели на те звезды, которые усеяли небо.
  19. Одновременное использование подчинительного и сочинительного союза: Когданачался пожар, и люди не растерялись, а потушили его.
  20. Разноструктурность однородных частей бессоюзного сложного предложения: О докладе студента можно сказать следующее: желательно использоватьбольше фактов; не указывается практическая значимость проведенного исследования (О докладе студента можно сказать следующее: недостаточное использование фактов, отсутствие указания о практической значимости…).
  21. Нарушение границ предложения: После школы я подумал и решил. Что надо учиться дальше. И поступил в университет (После школы я подумал и решил, что надо учиться дальше, и поступил…).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

Лекционный материал

по предмету Русский язык

Тема «Синтаксическая норма»

Автор преподаватель

Солдатова Е.Н.

Лебедянь, 201_ г.

Синтаксические
нормы
— это
правила построения словосочетаний и предложений. Ср.: управляющий банком (не
банка), выйти из положения (не с положения); вспоминая детство,
представляю наш старый дом
(не представляется).

Синтаксические нормы
регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого,
определения с определяемым словом, некоторые случаи управления, построение
простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами,
связь частей сложного предложения.

1.                
Порядок слов в предложении

Для правильного построения
предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в
расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это
означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго
закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может
привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению
смыслового содержания всего высказывания. Например: На собрании принятые
обязательства успешно выполнены.
(Смысл данного предложения может быть
понят так, что обязательства выполнялись на самом собрании. Для устранения
неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Принятые на
собрании обязательства успешно выполнены.)
Особенно важен точный порядок
слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может
быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов,
мимики) и самой ситуации.

2.
Согласование сказуемого
с подлежащим

1.     Сказуемое ставится в той же форме,
что и подлежащее (т. е. в том нее роде, лице и числе): Детвора весело
резвилась на лужайке
(но не детвора резвились). Ножницы лежали на столе.
Петино пальто стало старым.

2.     При подлежащем, в состав которого
входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и
управляемое существительное в род. падеже (типа большинство студентов, ряд
предприятий),
сказуемое может стоять как в единственном, так и во
множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае,
если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы
(например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не
подчеркивается активность действующих лиц (например: Большинство учеников
отсутствовало).
Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае,
если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство
студентов сдали зачет).
Множественное число сказуемого в подобных
конструкциях указывает на активность действующих лиц.

3.     При подлежащем, выраженном количественно-именным
сочетанием
(типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь
формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется
с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен.
Прошло пять лет.

4.     При подлежащем с количественным
числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме
единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит
в сборную команду города по волейболу.

5.     При подлежащем, имеющем в своем
составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся
на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и
т. д.), сказуемое, как пра­вило, ставится в форме множественного числа. Например:
На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в
стройотряде.
Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях,
когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается
безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс
будет переведено три или четыре ученика.

Особые
трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при
себе приложение (типа диван-кровать, газета «Известия»).

1. Если
существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое
согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например:
диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка
доставлено.

Как
правило, основное, более широкое по смыслу на именование обычно находится в
сочетании на первом месте.

2.  Если при существительном
есть приложение, выраженное именем собственным (например, фамилии, географические
наименования, названия средств массовой информации), то сказуемое согласуется с
нарицательным именем существительным: Озеро Байкал самое глубокое
озеро в мире. Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный
материал.

Если
подлежащее выражено именем собственным, сказуемое согласуется с ним по
грамматическому принципу: «Известия» сообщают, Эльбрус покорен и т. д.

3.     Если подлежащее выражено
заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое
согласуется, с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова
в аббревиатуре): пальто куплено, ТЮЗ открыт.

3. Нормы
управления

Важное значение для
построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного,
местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее
типичны следующие ошибки:

1.     Предложное сочетание используется
вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо
разъяснение смысла указа.

2.     Беспредложная конструкция употребляется
вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства
вместо потребность в средствах производства.

3.     В предложной конструкции
используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал
на то.

Необходимо
обратить внимание на особенности управления следующих слов:

анонс о чем: анонс
о спектакле

комментарий к чему: комментарий
к выступлению

характеристика
кого/на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика

заведовать
(заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией

командовать
(командующий) чем: командовать (командующий) армией

управлять
(управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом

апеллировать
к кому/чему: апеллировать к общественному мнению

баллотироваться
куда/в кого: баллотироваться в депутаты, в парламент

властвовать
над кем/чем: властвовать над людьми, над умами

возразить против чего

говорить о ком/чем: говорить
о сыне, о победе

голосовать за
кого/что

гордиться кем/чем: гордиться
сыном

дискутировать о чем

задуматься
над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни

намекать на что

неприемлемый
для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров

непримиримый
к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи

объявить что о чем

отчитаться за что: отчитаться
за командировку

приговорить к чему

уверенность в чем: уверенность
в победе

уделить внимание чему

указать
что на кого/что: указать методическую ли­тературу, указать на недостатки,
промахи

ходатайствовать о
ком/чем

4.
Неправильное использование предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для
выражения причинно-следственных отношений.

Предлоги
ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального
лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным
следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется,
когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

ЗАПОМНИТЕ:

Благодаря

Согласно      чему?
(дат. п.)

Вопреки    

(благодаря стараниям,
согласно приказу, вопреки указаниям)

Вследствие

                            
чего? (род. п.)

В случае 

(ввиду
болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи с чем? (тв.
п.)

(в связи с выборами)

В книжной
речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными
в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).

При
обозначении пространственных отношений для указания обратного направления
предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

В ↔ ИЗ

НА↔С

Например: поехал
в Москву
приехал из Москвы; отправился на Кавказ вернулся с
Кавказа.

5.
Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению, или
однокоренными словами, требующими различного употребления (разных падежей). Например:
беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

ЗАПОМНИТЕ:

Беспокоиться о
ком                                      Тревожиться за кого

Идентичный
чему                                        Сходный с чем

Надеть что на что                                         Одеть
кого во что

Обращать внимание на
что                           Уделять внимание чему

Отзыв о
чём                                                 Рецензия на что

Превосходство над
чем                                Преимущество перед чем

Предостеречь                                              
Предупредить о чём

Препятствовать
чему                                    Тормозить что

Уверенность в
чём                                       Вера во что

Уплатить за что                                           Оплатить
что

4.     Употребление деепричастных
оборотов

Деепричастный
оборот
— это
деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот является принадлежностью
книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы остановились.

Особое внимание следует
обратить на следующие правила:

1)    обязательным условием употребления
деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено
глаголом-сказуемым, а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем
же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись
вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;

2)   допустимым является употребление
деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких
предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя
рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

Нарушение
этих правил воспринимается как грубая речевая ошибка.

Не
соответствует норме
употребление деепричастного оборота в следующих случаях:

— если
действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся
к разным лицам.

Сравните:

Неправильный
вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Исправленный
вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь. Или: Возвращаясь
домой, я был застигнут дождем;

— если в
безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное
косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.

Сравните:

Неправильный
вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Исправленный
вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно;


если предложение
представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия
пассивной.

5.     Употребление
однородных
членов предложения

Иногда в устной и
письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с
однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание
на некоторые закономерности исполь­зования в предложении однородных членов.

ЗАПОМНИТЕ:

1)    Нельзя сочетать в качестве
однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе
имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное

кондитерское изделие).

2)    Не следует соединять в качестве
однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю
шоколад и блондинов.
Однако в художественной литературе такие сочетания
используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный
обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у
приятеля в винт (Ч.).

3)    При сочетании однородных членов
необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в предложении В
ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний
лексическая
сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести,
но можно сделать.

6.     Особенности
состава
и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях

В русском языке есть
предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие
предложения называются сложными. Ср.: Налево все небо над горизонтом было
залито багровым заре­вом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же
собиралась всходить луна.

Сложное
предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними.
Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми
предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения
(причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными
частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в
книжной письменной речи.

Однако
нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а
неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических
норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее
частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:

1. Неправильное
или неточное использование союзов и союзных слов.

Неправильный
вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь
тогда, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

Исправленный
вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь
тогда, когда результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
Или:
Новые методы хозяйство­вания получат широкое распространение лишь в том
случае, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

2. Использование
одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.

Неправильный
вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее
участники не смогут прийти к компромиссу.

Исправленный
вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не
смогут прийти к компромиссу.

3.  Постановка рядом
однозначных союзов.

Неправильный
вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова
не возымели действия.

Исправленный
вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели
действия.
Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако
его слова не возымели действия.

4.     Неправильный порядок слов в
предложении с придаточным определительным.

ЗАПОМНИТЕ:

Между
союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не
должно находиться другое существительное в том же числе.

Неправильный
вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации,
которая недавно прилетела в Москву.

Исправленный
вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву
представительницы делегации.

5.  Смешение прямой
речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к
ответу.

Исправленный
вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

6.  Разнотипность
частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском  собрании

обсуждались следующие вопросы: 1)
помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи
выпускников школы.

Исправленный
вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь
школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников
школы.
Или: На родительском со­брании обсуждались следующие вопросы: 1)
как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи
выпускников школы.

Вопросы для обсуждения
теоретического материала

1. Что входит в
понятие «синтаксические нормы русского языка»?

2. Что такое порядок
слов в предложении? Какую роль играет порядок слов в русском языке?

3. Перечислите
основные правила согласования сказуемого с подлежащим, выраженным
количественно-именным сочетанием слов.

4. Что такое нормы
управления?

5.
Каковы особенности использования деепричастных оборотов в современном русском
языке?

6.
Каковы основные правила употребления однородных членов предложения?

7.
Какие синтаксические нормы необходимо соблюдать при построении сложных
предложений?

Необходимо различать управление
существительных, прилагательных и глаголов, близких по значению:

быть участником чего-либо – участвовать в чем-либо;

беспокоиться о чем-либо – тревожиться за что-либо;

вера во что-либо – уверенность в чем-либо;

доволен чем-либо – рад чему-либо;

дорожить чем-либо – ценить что-либо;

думать о чем-либо – задумать что-либо;

наградить чем-либо – удостоить чего-либо;

наполнить чем-либо – полон чего-либо;

начать что-либо ю– приступить к чему-либо;

отличать что-то от чего-то – различать что и что;

отчитываться в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;

опираться на что-либо – упираться во что-либо;

писать о чем-либо – описывать что-либо;

платить за что-либо – оплачивать что-либо;

полон чего-либо – переполнен чем-либо;

поделиться чем-либо – рассказать о чем-либо;

предостеречь от чего-либо – предупредить о чем-либо;

препятствовать чему-либо – тормозить что-либо;

разочароваться в чем-либо – быть недовольным чем-либо;

удивляться чему-либо – быть удивленным чем-либо, восхищаться
чем-либо;

упрекать в чем-либо – попрекать чем-либо.

Нормы управления

Следует обратить внимание на
употребление следующих слов и словосочетаний:

аллергия на что-либо, аллергия
на пыльцу
;

альтернатива чему-либо, альтернатива
диетам
;

анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога, рисовать анфас;

аэропорт, в чём? где?, в
аэропорту
;

бал, о чём? на чём?, о
бале, на балу
;

беспокоиться о ком-либо, о чем-либо, беспокоится о сыне; 

благодаря кому? чему?, благодаря
другу;

вопреки чему-либо, вопреки
усталости;

(дис)гармонировать с чем-либо, (дис)гармонировать
с тоном;

жажда чего-либо, жажда
чтения;

жалоба на кого-либо, жалоба
на Иванова;

избегать кого-либо, чего-либо, избегать
встречи;

иммунитет к чему-либо, иммунитет
к ядам;

курировать кого-либо, курировать
сотрудника;

наблюдение за кем-либо, за чем-либо, наблюдение за погодой;

обижаться на кого-либо, на что-либо, обижаться на одноклассника;

обосновать что-либо, обосновать
высказывание;

оплатить что-либо, оплатить
проезд
, но платить, заплатить за что-либо, платить за проезд;

отзыв о чем-либо, отзыв
о фильме;

пренебречь чем-либо, кем-либо, пренебречь
помощью;

препятствовать чему-либо, препятствовать
осуществлению плана;

рецензия на что-либо, рецензия
на книгу;

скучать по кому-либо, чему-либо,
скучать по сыну, скучать по нему;

свойственный кому-либо, свойственная
ему манера;

талант к чему-либо, талант
к музыке;

тенденция чего-либо, тенденции
моды;

уделять внимание кому-либо, чему-либо, уделять внимание друзьям;

упрекать в чем-либо, упрекать
в непонимании;

характеристика кого-либо, характеристика
ученика.

План урока:

Теоретические основы синтаксических норм

Нормы согласования и управления

Построение предложений с однородными членами

Построение сложноподчиненных предложений

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Синтаксические нормы»

Теоретические основы синтаксических норм

Сначала необходимо разобраться с сущностью понятия синтаксических норм. Они обладают своими функциями, свойствами и видами, о которых стоит знать.

Что такое синтаксические нормы. Понятие и сущность

В русском языке есть много средств, которые регулируют порядок и связь слов в предложениях и словосочетаниях. Одним из таких инструментов являются синтаксические нормы. По-другому их можно назвать смотрящими за благополучное существование и развитие языка. В толковых словарях существуют разные определения данного понятия. В справочнике Ожегова синтаксические нормы обозначаются следующим образом:

«Нормы русского языка, регулирующие правила грамотного построения единиц синтаксиса».

В толковом словаре Ушакова дается другое определение:

«Синтаксические нормы – это правильное употребление слов и словосочетаний в предложениях».

Данные определения хоть и отличаются по структуре, но при этом тождественны по значению. Иными словами, можно сказать, что под синтаксическими нормами понимается совокупность правил и общепринятых норм синтаксиса, определяющая основы для грамотного построения словосочетаний и предложений. Без них наша устная и письменная речь была бы бессвязной и непонятной.

Функции синтаксических норм. Предмет регулирования

Синтаксические нормы представляют основу для всего великого русского языка. Именно с них начинается слияние слов в словосочетания, затем в предложения, а в конце уже и в полноценный текст. Но допуская ошибки, целостность и смысл синтаксических единиц теряется, поэтому такой процесс необходимо контролировать.

Именно данные нормы занимаются регулированием и контролем за правильным соблюдением всех грамматических основ. Они включают в себя правила для всех синтаксических случаев. Под их область регулирования попадают следующие составляющие:

  • верное согласование подлежащего и сказуемого;
  • связи между частями сложного предложения;
  • правильный порядок слов в синтаксических единицах;
  • случаи связи с помощью управления;
  • совместимость определения и определяемого слова;
  • создание простых предложений и их осложняющих элементов (причастных и деепричастных оборотов).

Со всеми этими функциями справляются синтаксические нормы. Такие правила применяются повсеместно, поскольку нормы встречаются везде и требуют строго соблюдения. В противном случае из контекста будет пропадать смысл и авторская задумка, а иногда слушатель может даже неправильно понять суть сообщаемой информации.

Распространенные ошибки. Нарушение синтаксических правил

Существует много категорий ошибок, которые люди допускают при устном или письменном построении предложений. Они разделены по типам и частям речи. В уроке мы рассмотрим самые часто встречаемые варианты неправильного построения и научимся не совершать таких же ошибок.

Несоблюдение правил встречается в следующих разделах:

  • построение предложений с однородными членами;
  • употребление причастного и деепричастного оборота в предложениях;
  • ошибки в употреблении составных предлогов;
  • написание сложноподчиненных предложений;
  • трансформирование прямой речи в косвенную;
  • согласованность подлежащего и сказуемого.

Каждый вид делится еще на несколько подвидов, с которыми необходимо ознакомиться. Встречаются и такие ошибки, которые, как оказываются, совершаются нами очень давно. Именно поэтому важно обращать внимание на синтаксические нормы, которые очищают и облагораживают русский язык, избавляя его от неграмотной речи.

Нормы согласования и управления

Грамматическая основа и другие составные части в предложении связываются друг с другом при помощи специальных средств. В согласовании подлежащего и сказуемого есть нюансы, которое необходимо учитывать. Рассмотрим все тонкости средств связи членов предложения.

Согласование подлежащего и сказуемого

Есть несколько правил, которые помогут разобраться в аспектах синтаксических норм, касающихся подлежащего и сказуемого. Их нужно запомнить, чтобы потом не допускать грубых ошибок в построении предложений.

1 sintaksicheskie normy

1 1 sintaksicheskie normy

Управление как норма синтаксиса            

Под управлением понимается вид связи в словосочетаниях, который обозначает верное употребление падежа. Из-за смены одного окончания происходят изменения и во всем смысле предложения. Поэтому важно изучить все предлоги, которые относятся к своим падежам. Так при виде предлога можно будет сразу определить падеж, в котором будет стоять слово.

Таблица предлогов и падежей:

2 sintaksicheskie normy

Построение предложений с однородными членами

Сталкиваются с целым рядом проблем и те, кто не знают употребление синтаксических норм с однородными членами в предложениях. Здесь важно обращать внимание на расстановку слов, их падежный вопрос и предлог, стоящий рядом.

Что такое однородные члены. Где они встречаются

Под однородными членами предложения понимаются синтаксические единицы, которые относятся к одному слову и отражают действие, признак или свойство объекта. Как правило, они имеют разное значение, но представляют одну и ту же фигуру.

Пример однородных членов в предложении:

Мама и папа пошли в магазин за новым телевизором.

«Мама» и «папа» относятся к сказуемому «пошли» и представляют собой однородные члены. И тот, и другой субъект осуществили одно и то же действие.

Если между однородными членами нет соединительных или разделительных союзов, то они разделяются между собой запятыми или иными знаками препинания, что тоже зависит от контекста. Важно уметь различать однородность составных частей предложения, иначе по ошибке можно посчитать члены синтаксиса тождественными, что придет к неправильной расстановке знаков препинания и к потере смысла текста.

Связь между однородными членами. Распространенные ошибки

Существуют сложные случаи, которые предусматривают частные ошибки в заданиях на экзаменах или обычных жизненных ситуациях, когда требуется написать или составить текст. Они разделены на группы, чтобы данное правило было легче выучить и навсегда запомнить все трудные места, касающиеся употребления однородных членов.

Таблица правил и ошибок:

3 sintaksicheskie normy

Построение сложноподчиненных предложений

Данные единицы синтаксиса связаны между собой с помощью союзов. Поэтому важно разобраться в структуре таких предложений и правильно употреблять подчинительные союзы.

Что такое сложноподчиненное предложение. Особенности

Сложноподчиненным предложением называют единицу синтаксиса, которая содержит в себе несколько грамматических основ и соединена при помощи подчинительного союза или союзного слова.

Пример сложноподчиненного предложения:

Сегодня на улице целый день шел дождь, поэтому Алина решила остаться дома.

Здесь представлены две грамматические основы: «шел дождь» и «Алина решила». Они соединены подчинительным союзом «поэтому», значит данное предложение – подчинительное.

Они делятся на несколько видов:

  • причины;
  • условия;
  • уступки.

Определяются данные типы по падежным вопросам, которые задаются от подчинительных союзов. Пунктуация в таких синтаксических единицах сложна и требует постоянного заучивания правил. Помимо пунктуационных ошибок, встречаются еще и синтаксические, связанные с незнанием союзов.

Распространенные ошибки. Правила употребления

Самые распространенные ошибки возникают в предложениях, придаточная часть которых начинается с союза или союзного слова «кто».

Пример ошибок:

Все, кто пробовали сок «моя цена», остались довольны покупкой.

Такое употребление сказуемого после слова «кто» не допустимо, поскольку оно употреблено в единственном числе, а значит и сказуемого должно быть в этой же форме.

Правильный ответ:

Все, кто пробовал сок «моя цена», остались довольны покупкой.

Подобные ошибки возникают с такими связками, как «те, кто…», «все те, что …» и т.д.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Синтаксические нормы»

На Едином государственном экзамене по русскому языку выпускникам предстоит выполнить задание 8, в котором требуется знание синтаксических норм русского языка. Рассмотрим структуру задания более подробно.

Задание 8. ЕГЭ 2020 русский язык

Суть задания в том, чтобы ученик нашел ошибки в приведенных предложениях и сопоставил их с предложенными графами. Чтобы справиться с требованием, важно помнить все типы ошибок, которые относятся к разным частям речи и синтаксическим ситуациям. Важно внимательно смотреть на построение предложений и искать неверно употребленные слова.

Пример задания:

4 sintaksicheskie normy

Ответ: 53847

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синтаксические нормы построения сложного предложения наиболее типичные ошибки
  • Синтаксические нормы построения простого предложения наиболее типичные ошибки
  • Синтаксические нормы основные виды синтаксических ошибок
  • Синтаксическая ошибка это пример
  • Синтаксическая ошибка это какая