Синтаксические ошибки синтаксические средства выразительности

Для того чтобы сделать речь более красивой и экспрессивной, часто используют различные языковые изобразительные средства. Среди них ест...

Синтаксические средства выразительности


Синтаксические средства выразительности

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 407.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 407.

Для того чтобы сделать речь более красивой и экспрессивной, часто используют различные языковые изобразительные средства. Среди них есть фонетические, лексические, а также синтаксические, о которых и пойдет речь в нашей статье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое синтаксические средства выразительности

Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий связь между словами внутри словосочетания и предложения. К нему примыкает пунктуация – раздел науки о языке о постановке знаков препинания. Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Все перечисленное может не только выполнять свою основную, утилитарную функцию, но и быть средством выразительности.

Ниже в таблице «Синтаксические средства выразительности в русском языке» можно увидеть список и примеры.

Средство

Пример

Анафора

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить. (А. Ахматова)

Эпифора

Лес не тот!

— Куст не тот!

— Дрозд не тот!

— Свист не тот! (М. Цветаева)

Антитеза

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен. (А. С. Пушкин)

Инверсия

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу…. (А. Ахматова)

Градация

Это было удивительно, потрясающе, грандиозно!

Парцелляция

Когда избавит нас Творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов)

Эллипсис

Зверю – берлога,

Страннику – дорога… (М. Цветаева)

Многосоюзие

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Бессоюзие

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья… (А. Фет)

Риторический вопрос

Кто из нас не слышал об этом великом человеке?

Риторическое обращение

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой.. (Ф. Тютчев)

Риторическое восклицание

Довольно! Нет возможности терпеть дальше произвол и несправедливость!

Синтаксический параллелизм

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат… (А. Ахматова)

Рассмотрим подробнее некоторые из этих средств выразительности.

Анафора

Анафора – это единоначатие. Каждая стихотворная строка или каждое предложение в прозе начинается с одного и того же слова или группы слов. Это очень распространенный прием, который широко используется в литературе, особенно в поэзии.

Примеров использования анафоры очень много. Скажем, в этой детской песенке на стихи поэта Льва Ошанина:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

В данном примере повторяется группа слов. Кроме анафоры, автор использует синтаксический параллелизм (несколько строк подряд имеют одинаковое синтаксическое строение).

Часто в одном произведении или даже отрывке использовано не одно средство выразительности, а несколько.

Антитеза

Антитеза – это противопоставление. Также очень распространенный прием. Рассмотрим, например, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

В каждой паре строк содержится противопоставление. Кроме антитезы, поэт использует анафору в первых трех строках.

Инверсия

Это изменение традиционного, прямого порядка слов. Например, в русском языке как прямой порядок воспринимается такая последовательность: сначала подлежащее, затем сказуемое. Если же этого требует авторский замысел, писатель или поэт могут поменять их местами. Посмотрим на отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

В этом отрывке мы наблюдаем в первых трех строках инверсию (сначала сказуемое, затем подлежащее) и синтаксический параллелизм.

В русском языке свободный порядок слов; но это не значит, что любой порядок слов прямой.

Заключение

Что мы узнали?

Синтаксис, как и лексика и фонетика, принимает участие в создании художественного образа. Средства выразительности, основанные на синтаксисе: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация и другие – позволяют прозаику и особенно поэту создать многоплановую и выразительную картину. Как правило, автор использует не один синтаксический прием, а несколько сразу.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Савелий Веснин

    10/10

  • Елизавета Деманова

    10/10

  • Антонина Райденко

    9/10

  • Вита Бродская

    9/10

  • Лариса Коланева

    10/10

  • Сергей Ефремов

    9/10

  • Любовь Юркова

    10/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 407.


А какая ваша оценка?

Виды синтаксических ошибок в русском языке

Разновидности ошибок

Чтобы понимать, что представляют собой такие нарушения речи, важно видеть разницу. Существует несколько видов ошибок, которые отличаются в зависимости от неверных формулировок, неправильного использования времен глаголов, построения предложения в целом и много другого.

Нарушения структуры сочетания слов:

Нарушения структуры сочетания слов

  • неправильное использование правил согласования;
  • неверное применение способов синтаксического управления;
  • ошибки при выборе падежных окончаний;
  • немотивированное употребление предлогов;
  • использования предлогов там, где они неуместны;
  • пропуск зависимого члена в составной структуре.

Построение блоков с потерей смысловой нагрузки:

  1. Сказуемое и подлежащее не имеют логической связи.
  2. Составление незаконченных самостоятельных единиц текста.
  3. Построение предложений, где любая из частей может обладать господствующим значением (двузначность).
  4. Неправильное сопоставление времен глаголов.

Неверное формирование простых двусоставных структур:

Неверное формирование простых двусоставных структур

  1. Повторное указание подлежащего с помощью местоимения.
  2. Несогласованность местоимения и подлежащего во взаимосвязанных образованиях.
  3. Замена сказуемого на прилагательное.
  4. Отсутствие родовой и числительной связи между подлежащим и сказуемым.
  5. Некорректное использование нескольких местоимений, обозначающих подлежащее.
  6. Неверное употребление определений без их согласования.
  7. Неуместное применение большого количества определений обоих видов.
  8. Искажение формы обстоятельства при указании места действия.

Неправильное построение предложений с одним главным членом:

  1. Употребление двух главных членов в односоставной конструкции.
  2. Применение деепричастных словосочетаний в конструкции, описывающей независимое действие или обстоятельство.
  3. Ошибочное использование различных по свойствам классов речи в качестве однородных членов.
  4. Употребление разнородных определений как однородных частей предложения.
  5. Неверный выбор союзов для объединения однородных членов.
  6. Ошибочное образование взаимосвязи между главным и второстепенными членами.
  7. Отсутствие логической связи между подлежащим и сказуемым.
  8. Использование разнородных сказуемых как однородных частей.
  9. Разночтение падежных окончаний именных сказуемых.

Ошибки при образовании вводных слов и композиций:

  • использование вводной конструкции в качестве самостоятельного элемента;
  • некорректный подбор вводного слова;
  • применение вводных композиций, приводящих к возможности двойственного толкования.

Построение неверных конструкций с синтаксически самостоятельными членами:

Построение неверных конструкций

  1. Разрыв связи между причастием и словом, которое оно определяет.
  2. Объединение определения и причастной конструкции.
  3. Использование блока придаточного типа в качестве причастного оборота.
  4. Применение деепричастной конструкции как причастного оборота.
  5. Нарушение построения предложений с обстоятельствами, обладающими изолированными определениями, которые описываются с помощью деепричастия.

Ошибки при отображении прямой и косвенной речи:

  1. Совместное употребление прямой и авторской речи в одном образовании.
  2. Отсутствие вводной конструкции от автора при использовании прямой речи.
  3. Неуместное связывание своего и чужого повествования в одном блоке.
  4. Неверное формулирование при цитировании высказываний.

Неправильное формирование композиций с несколькими главными членами:

Неправильное формирование композиций с несколькими главными членами

  1. Смысловые несоответствия грамматического сочетания в сложносочинённых конструкциях.
  2. Вставка местоимений во вторую половину сложносочинённого блока.
  3. Неверный выбор соединительного союза для образования взаимосвязи между составляющими сложносочинённого блока.
  4. Неверный выбор противительного союза.
  5. Некорректное введение дополнительных и повторяющихся союзов.
  6. Немотивированное применение одинаковых союзов в одном предложении.
  7. Ошибочный подбор союза.

Неверное составление конструкций сложноподчинённого типа:

  • неправильное сочетание главной и зависимой частей;
  • увеличение объема из-за неоправданного количества подчиненных сегментов;
  • отсутствие указательного блока;
  • выделение зависимой части композиции в самостоятельную единицу текста;
  • вставка неуместного указательного оборота;
  • разрыв смыслового значения между заместительным союзом подчинённой части и определением в основной части;
  • неверное местоположение союзного слова в зависимом предложении;
  • неоправданное употребление нескольких зависимых конструкций одного типа.

Ошибочное составление сложных блоков без союзов и союзных слов:

Ошибочное составление сложных блоков без союзов и союзных слов

  1. Отсутствие взаимосвязи между отдельными частями бессоюзного образования сложного вида.
  2. Употребление частей сложной бессоюзной конструкции как самостоятельных единиц текста.
  3. Смешение союзных и бессоюзных способов образования сложных структур.

Неправильное формирование сложных блоков с применением связующих способов разного типа:

  1. Искаженная последовательность элементов сложной конструкции.
  2. Нарушение взаимосвязи составляющих сложного предложения из-за некорректной вставки местоимений.

Чтобы исключить из текста или речи ошибки такого рода, нужно знать и применять на практике установленные нормы и правила.

Способы исправления

Для того чтобы знать, как исправить синтаксическую ошибку, нужно провести тщательный анализ текста. Выявив смысловые провалы и логические несоответствия, можно приступать устранению несоответствий содержания грамматическим нормам русского языка.

Номера в списке исправления ошибок соответствуют порядку в перечне «Разновидности ошибок»

Список методов исправления ошибок:

Соблюдать грамматически верную расстановку слов

Применять только принципы образования бессоюзных конструкций

  1. Соблюдать грамматически верную расстановку слов во всех видах предложений.
  2. Построение структуры без нарушения ее границ, с логически верным внутренним содержанием.
  3. Формируя двусоставные единицы, правильно использовать местоимения, не заменять сказуемые прилагательными. Не нарушать связи между частями предложения. Применять определения без потери смысловой нагрузки. Корректно согласовывать сказуемое и подлежащее, учитывая число и род.
  4. Запрещается составлять односоставные композиции по типу двусоставных моделей и вставлять деепричастные словосочетания без указания лица действия.
  5. Нельзя использовать вводные слова и конструкции как самостоятельные части речи.
  6. Правильно составлять причастные блоки и следить за логической последовательностью их в предложении.
  7. Грамматически верно сочетать прямую и косвенную речь.
  8. Соблюдение смысловых связей между составляющими сложных структур. Правильное употребление союзов сложносочинённого типа.
  9. Следить за смысловой и грамматической взаимосвязью частей. Избегать ненужного увеличение объема и не использовать подчиненные составляющие как самостоятельные элементы текста.
  10. Применять только принципы образования бессоюзных конструкций и воздерживаться от потери смысловой связи между сегментами.

Кроме того, нельзя допускать нарушение логической последовательности частей при образовании сложных элементов текста.

Примеры допущенных погрешностей

Наглядные модели предложений, содержащих синтаксические нарушения, помогают более глубоко понять правила русского языка и не позволяют допустить погрешность.

Синтаксические ошибки, примеры:

Примеры допущенных погрешностей

  1. Типичное нарушение структуры сочетания слов: Прошедшее зимой он гулял по берегу озера.
  2. Нарушение смысловой структуры: Снегопад уже начиналась, когда туристы возвращались в лагерь.
  3. Неверный порядок следования частей простого двусоставного образования: Облака, собравшиеся в грозовую тучу, они готовы разразиться дождем.
  4. Неправильное построение односоставного образования: Лес нам понравился, потому что в нем интересно, красивый и загадочный.
  5. Неверная постановка вводного слова: Люди с нетерпением поглядывали на часы, наверное, из-за поворота появится автобус.
  6. Ошибочный состав конструкции с синтаксически самостоятельными членами: Ребенку вручили подарки: он распечатал, красиво упакованные.
  7. Ошибки при отображении речевых выражений прямого и косвенного порядка: После остановки проводник крикнул: «Все пассажиры, на выход и первым покинул троллейбус».
  8. Неправильно сформированная композиция с несколькими главными членами: Ее собака любила играть с резиновым мячом, но она убежала.
  9. Неверное образование сложноподчинённой композиции: Они всё-таки смогут купаться, потому что дети должны уметь плавать.
  10. Отсутствие единообразия составляющих сложной бессоюзной структуры и неправильная расстановка знаков препинания: На фестивале показано интересное, представление играют актеры.
  11. Отсутствие правильной последовательности при формировании сложного образования: Ветер еще дует, но уже не так сильно, поэтому остается надежда, что рыбаки выживут, небо проясняется.

Виды синтаксических ошибок и способы их исправления можно изучить более подробно по многочисленным таблицам, широко представленным в специализированной литературе, а также пройти пробное задание.

Синтаксические средства

Авторская пунктуация – это
постановка знаков препинания, не
предусмотренная пунктуационными
правилами. Авторские знаки передают
добавочный смысл, вложенный в них
автором. Чаще всего в качестве авторских
знаков используется тире, которое
подчеркивает либо противопоставляет:Рожденный ползать – летать не может,
либо особо выделяет второю после
знака часть:Любовь – главнее всех.
Авторские восклицательные знаки
служат средством выражения радостного
или горестного чувства, настроения.

Анафора, илиединоначатие — (греч. anaphora— вынесение
вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся
в повторении одних и тех же элементов
в начале каждого параллельного ряда
(стиха, строфы, прозаи­ческого отрывка).

  • Анафора звуковая.Повторение
    одних и тех же со­четаний звуков.

Грозой снесенные мосты, Гроба с
размытого кладбища.
(Пушкин)

  • Анафора морфемная.Повторение одних
    и тех же морфем или частей сложных слов.…Черноглазую девицу, Черногривого
    коня!
    (Лермонтов)

  • Анафора лексическая.Повторение
    одних и тех же словНе напрасно дули
    ветры, Не напрасно шла гроза.
    (Есенин)

  • Анафора синтаксическая.Повторение
    одних и тех же синтаксических конструкций.Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу
    ль во многолюдный храм, Сижу ль меж
    юношей безумных, Я предаюсь моим
    мечтам.
    (Пушкин)

  • Анафора строфическая(повторение
    одних и тех же элементов в начале строф).
    См. стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда
    волнуется желтеющая нива…».

Антитеза – стилистический прием,
который состоит в резком противопоставлении
понятий, характеров, образов, создающий
эффект резкого контраста. Она помогает
лучше передать, изобразить противоречия,
противопоставить явления. Служит
способом выражения авторского взгляда
на описываемые явления, образы и т.д.

Восклицательные частицы – способ
выражения эмоционального настроя
автора, прием создания эмоционального
пафоса текста:О, как ты
прекрасна, земля моя! А как хороши твои
поля
!

Восклицательные предложения
выражают эмоциональное отношения
автора к описываемому (гнев, иронию,
сожаление, радость, восхищение):Безобразное отношение! Как можно
беречь счастье!
Восклицательные
предложения выражают также побуждение
к действию:Сбережем свою душу как
святыню!

Градация – стилистическая фигура,
заключающая в следовательном нагнетании
или, наоборот, ослаблении сравнений,
образов, эпитетов, метафор и других
выразительных средств художественной
речи:Ради своего ребенка, ради семьи,
ради народа, ради человечества – берегите
мир!
Градация бывает восходящая
(усиление признака) и нисходящая (
ослабление признака).

Инверсия — (от лат.inversio– перестановка) – изменение порядка
слов в предложении для достижения
определённой художественной цели,
например, для усиления эмоционального
восприятия.С горы бежит поток проворный(
Тютчев). Это
обратный порядок слов в
предложении. При прямом порядке подлежащее
предшествует сказуемому, согласованное
определение стоит перед определяемым
словом, несогласованное – после него,
дополнение после управляющего слова,
обстоятельство образа действия – перед
глаголом:Современная молодежь быстро
поняла ложность этой истины.
А при
инверсии слова располагаются в ином
порядке, чем это установлено грамматическими
правилами. Это сильное выразительное
средство, употребляемое в эмоциональной,
взволнованной речи:Родина любимая,
земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Композиционный стык – это
повторение в начале нового предложения
слова или слов из предыдущего предложения,
обычно заканчивающих его:Все сделала
для меня
Родина. Родина меня
выучила, вырастила, дала путевку в
жизнь.
Жизнь,
которой я горжусь.

Многосоюзие – риторическая
фигура, состоящая в намеренном повторении
сочинительных союзов для логического
и эмоционального выделения перечисляемых
понятий:Игром не грянул,
и
небо не обрушилось на землю, и
реки не разлились от такого горя!

Парцелляция – прием расчленения
фразы на части или даже на отдельные
слова. Ее цель – придать речи интонационную
экспрессию путем ее отрывистого
произнесения:Поэт внезапно встал.
Побледнел.

Повтор – сознательное употребление
одного и того же слова или сочетания
слов с целью усилить значение этого
образа, понятия и т.д.:Пушкин был
страдалец, страдалец в полном
смысле этого слова.

Присоединительные конструкции –
построение текста, при котором каждая
последующая часть, продолжая первую,
основную, отделяется от нее длительной
паузой, которая обозначается точкой,
иногда многоточием или тире. Это средство
создания эмоционального пафоса текста:Белорусский вокзал в День Победы. И
толпа встречающих. И слезы. И горечь
утрат.

Риторические вопросы и риторические
восклицания –
особое средство создания
эмоциональности речи, выражения авторской
позиции.

Кто не проклинал станционных
смотрителей, кто с ними не бранивался?
Кто в минуту гнева не требовал от них
роковой книги, дабы вписать в оную свою
бесполезную жалобу на притеснение,
грубость и неисправность? Кто не почитает
их извергами человеческого рода, равными
покойным подьячим или, по крайней мере,
Муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето? Да это просто
колдовство!

Синтаксический параллелизм –
одинаковое построение нескольких
рядом расположенных предложений. С его
помощью автор стремиться выделить,
подчеркнуть высказанную мысль:Мать
– это чудо земное. Мать – это слово
святое.

Сочетание коротких простых и длинных
сложных или осложненных разнообразными
оборотами предложений
помогает
передать пафос статьи, эмоциональный
настрой автора.

«Бинокли. Бинокли .люди хотят быть
ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее
кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто
ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно
Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды
имеют тот блеск и ту влажность, какие
обычно видны у живого человека…а в
углублении шеи при внимательном взгляде
можно видеть биение пульса…И они это
видят и слышат. И это не чудо. Таково
мастерство Леонардо».

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж.
Дворец изящных искусств… в центральном
зале экспозиции – тридцать пять картин
великого романтика» .

Односоставные, неполные предложения
делают авторскую речь более
выразительной, эмоциональной, усиливают
эмоциональный пафос текста:Джоконда.
Лепет людской. Шепот. Шорох платьев.
Тихие шаги… Ни одного мазка, — слышу я
слова. – Нет мазков. Как живая.

Эпифора – одинаковая концовка
нескольких предложений, усиливающая
значение этого образа, понятия и т.д.:я
всю жизнь шел
к тебе. Я всю
жизнь верил
в тебя. Я всю
жизнь любил
тебя.

Таблица 3. Выявление изобразительно-выразительных
средств(пример)

«Всё моё», — сказало злато;
«Всё моё»,
— сказал булат;
«Всё куплю», — сказало
злато;
«Всё возьму», — сказал булат.

анафора, эпифора

Для усиления предшествующего слова

Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и
могучая, ты и бессильная,
Матушка-Русь

антитеза, риторическое восклицание,
риторическое обращение

для создания контраста

Да, это была непогода! Какая там гроза!
Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун
обрушился на нас

градация

производит впечатления нарастания
или убывания

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит
мороз увянувшее поле

инверсия

расположение слов в особом порядке
для усиления выразительности

Молодая старость. Не каждому отпущено
такое счастье!

оксюморон

придаёт оригинальность

О России петь —
что стремиться в
храм.
О России петь —
что весну
встречать

синтаксический параллелизм

одинаковое построение предложений

Зверю — берлога,
Страннику — дорога

эллипсис

придаёт речи живость

Нет, я хотел:, быть может, вы…

умолчание

сознательная недосказанность, чтобы
читатель дорисовал картину

Этим летом я видел море. Первый раз.

парцелляция

часть предложения отделяется от
основной, чтобы сосредоточить внимание

Швед, русский колет, рубит, режет

бессоюзие

показывает динамику

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят
победителя годы

многосоюзие

подчёркивает однородность, придаёт
выразительность

Литературоведческий анализ лирическогопроизведения

В качестве примера литературоведческого
анализа обратимся к сти­хотворению
М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая
Россия…»:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ.

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

1. Стихотворение «Прощай, немытая
Россия…» было написано в 1841 г. перед
второй ссылкой поэта на Кавказ.
Опубликовано лишь в 1887 г. 40-е годы XIXв. характеризуются как время социальной
пассивно­сти общества, пришедшей на
смену национальному подъему народа в
Отечественной войне 1812 г. и восстанию
декабристов 1825 г.

2. Произведение относится к зрелому
этапу в творчестве М.Ю. Лер­монтова,
периоду расцвета его поэтического
таланта. В 40-е годы были написаны такие
шедевры гражданской лирики поэта, как
«1-е января», «И скучно и грустно…»,
«Родина», «Тучи» и др. Стихотворение
«Прощай, немытая Россия…» отражает
традиции декабристской поэзии с ее
высоким гражданским пафосом и призы­вом
к социальному протесту. Для данного
этапа в творчестве М.Ю. Лер­монтова
было характерно резко критическое
восприятие действи­тельности, горечь
и мотив одиночества, ощущение глубокого
несо­ответствия мечты и реальной
жизни. Все эти особенности нашли отражение
в рассматриваемом стихотворении.

3. Произведение относится к лирике и
характеризуется ярко выражен­ным
субъективным отношением к описываемой
действительности. Это лирический монолог
автора, в котором содержится вызов
само­державной России. Произведение
отличается ограниченной описательностью,
риторичностью, условностью (ср., например,
намек на тотальную слежку, подслушивание,
подавление свободы, инакомыс­лия —
благодаря гиперболизации и способности
превращать деталь в символ:от их
всевидящего глаза, от их всеслышащшх
ушей}.

4. Произведение относится к жанру
лирического стихотворения — это
обращение к «стране рабов, стране
господ». Обличительный пафос произведения,
его гневная интонация и четкая ритмика
формиру­ются не только благодаря
особой лексике и синтаксису, но и
избран­ному автором стихотворному
размеру — четырехстопному ямбу. Н.С.
Гумилев сказал об этом размере: «У
каждого метра своя душа, свои особенности
и задачи. Ямб, как бы спускающийся по
ступе­ням, …свободен, ясен, тверд и
прекрасно передает человеческую речь,
напряженность человеческой воли».
Последнее особенно ощутимо в анализируемом
стихот­ворении.

Факторы
«единства стихового ряда» и «тесноты
его», отмеченные Ю.Н. Тыняновым в поэзии,
в полной мере характерны для
рас­сматриваемого произведения,
которое отличает гармоническое
соот­ветствие формы и содержания,
точность поэтического словоупотреб­ления
и эстетическая мотивированность
синтаксических конструкций. Семантическая
насыщенность, лаконизм, отсутствие
многословия, риторичность составляют
важные особенности стихотворения.

Проблематику стихотворения можно
охарактеризовать как граж­данскую,
антикрепостническую.
Это произведение
о родине, преис­полненное боли и горечи
за народ, который пассивен и угнетен
са­модержавием. Для стихотворения
характерны монологизм, тяготе­ние к
экспрессивности и открытой оценочности.

6. Основной в произведении является
тема родины и судьбы русского народа.
Это сквозная тема в поэзии Лермонтова
(ср. стихи: «Рус­ская песня», «Осень»,
«Воля», «Последний сын вольности»,
«Пре­красны вы, поля земли родной…»,
«Гляжу на будущность с боязнью», «Родина»,
«Дума»). В отличие от других произведений
Лермонто­ва, где есть противопоставление
героического прошлого России мрачной
действительности, в рассматриваемом
стихотворении пред­ставлена современная
поэту Россия с ее деспотическими
порядка­ми, достойными обличения.

7. Композиция небольшого по объему
стихотворения, состоящего из двух строф,
проста. Ключевое высказывание —
сентенция, отража­ющее тему и идею
произведения, открывает произведение,
постро­енное в форме взволнованного
монолога-размышления лирическо­го
героя. Последующее изложение раскрывает
и дополняет смысл ключевого высказывания.
Таким образом, общая логическая схема
поэтического текста включает в себя
тезис и аргументы (схема 6).

8. Что же касается пафоса анализируемого
стихотворения, то его мож­но определить
как соединение трагического и сатирического
с эле­ментами иронии.

Пафос
произведения связан с характерным для
поэта состоянием «переходности» от
романтизма к реализму, их свое­образным
сочетанием. В тексте проявляется
рефлексия автора, его погруженность в
себя, трагический разлад с окружающей
действительностью, тоска по высокому,
совершенному, характерная для
ро­мантика.
Вместе
с тем в стихотворении воплощаются
конкретные исторические детали
определенного этапа в развитии общества,
вы­раженные в художественной форме,
автор открыто критикует су­ществующий
порядок вещей в духе реализма.
В рассматриваемом
поэтическом произведении представлены
харак­терные для сатирического
изображения условные формы: перифраз
мундиры голубые
царских жандармах — блюстителях
самодержав­ных порядков, носивших
голубые мундиры); паши
(их ироническое
обо­значение по наименованию турецких
военных сановников); всевидя­щий
глаз, всеслышащие уши —
символы,
олицетворяющие жестокий порядок в
стране, основанный на доносах и слежке.
Риторичность, отличающая
стихотворение, выражается взволнован­ным
обращением «Прощай, немытая Россия…»,
использованием ярких эпитетов, синекдохи
и перифразы (мундиры
голубые),
мета­фор
(немытая Россия, стена
Кавказа),
гипербол
(От их всевидяще­го
глаза, / От их всеслышащих ушей).

9. Общая эмоциональная тональность
произведения — гневная, воз­мущенная,
окрашенная болью и горечью за поруганный
народ. Клю­чевыми в произведении
являются образы России, народа и царских
жандармов. Если в стихотворении «Родина»
поэт признавался: «Люблю Отчизну я, но
странною любовью…», то в анализируемом
тексте раскрывается эта «странность»
и особое отношение к Рос­сии, отражающее
сложную гамму чувств: ненависть и любовь,
боль и горечь. Оценочный эпитет «немытая»,
т.е.грязная, — в контексте стихотворения
имеет актуальный смысл «перен.
безнравственный, аморальный». Последующее
изло­жение раскрывает суть этого
благодаря приему контраста:страна
рабов, страна господ.
В формировании
образа народа, молча пребывающего в
рабстве, важная роль принадлежит эпитету
«преданный»(И ты, им преданный народ).
Преданный — т.е. «исполненный люб­ви
и верности», смирившийся. Имен­но это
обстоятельство глубоко возмущает
лирического героя, напол­няя его
сердце болью.

Очень
выразительны образы царских жандармов,
формирующиеся на основе ассоциативно-смысловой
связи лексических средств: мун­диры
голубые, паши, всевидящий глаз, всеслышащие
уши.
Образ лирического
героя в этом произведении окрашен
трагически. Это личность смелая, гордая,
глубоко страдающая за свою родину,
отрицающая покорность и смирение народа
и царские порядки. Относительно хронотопа
интересно отметить, что в стихотворении
представлены образы настоящего времени
(«здесь» и «сейчас») — Прощай,
немытая Россия…
и
будущего: — Быть может,
за стенойКавказа сокроюсь от твоих
пашей…
Образ
пространства как види­мого и
воображаемого, масштабного и удаленного
(стена Кавказа)
актуализируется в
размышлениях лирического героя. В целом
образный строй стихотворения нацелен
на выражение его идеи.

I.Идею произведения
можно определить как активное неприятие
и осуждение самодержавия и социальной
пассивности народа. Высо­кий гражданский
пафос отличает это стихотворение,
которое было воспринято как вызов
крепостнической России.

1. Художественные особенности
стихотворения определяются его
идейно-тематическим своеобразием и
высоким гражданским пафо­сом. Частично
о них уже шла речь в связи с характеристикойрито­ричности поэтического текста.
Все изобразительно-выразительные
средства направлены на создание
обличительной тональности, бу­дучи
сфокусированными на ключевые образы.
Приемы риторичес­кого обращения и
контраста в начале стихотворения(Прощай, не­мытая Россия, Страна
рабов, / страна господ)
определяют
после­дующее художественное
развертывание текста. Контраст усиливается
противопоставлением образовнарода
и царских жан­дармов
за счет
синекдохи, перифразы и выразительного
эпитета:

И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный
народ.

Использование метафор (стена Кавказа,
немытая Россия),
гипер­болы в
формировании обобщающего образа
самодержавного деспотиз­ма, тотальной
слежки и подслушивания(От их всевидящего
глаза, / От их всеслышащих ушей)
является
очень выразительным и прагматически
действенным.

Таким образом, система ярких художественных
средств и приемов формирует образный
строй произведения, выражающий его
идейное содержание.

Стихотворение типично для поздней
лирики М.Ю. Лермонтова и отражает его
индивидуально-авторские стилистические
особенности: романтическую патетику в
сочетании с исторически конкретной
реали­стической достоверностью в
описании общественных реалий 40-х годов
XIXв., открытый социальный
протест и неприятие самодержавного
строя; повышенную экспрессию и разнообразие
изобразительно-выра­зительных средств.

Подведем итоги:


Литературоведческий анализ составляет
третью ступень филологи­ческого
анализа художественного текста.

Объектом литературоведческого анализа
является главным образом содержание
художественного произведения,

Имманентный анализ литературного
произведения необходимо до­полнятьпроекционным, учитывающим
культурно-исторический контекст эпохи.
Литературоведческий анализ включает
изучение времени и обстоятельств
написания произведения; его места в
твор­честве писателя; определение
литературного рода произведения и
жанра; основной проблематики; темы;
композиции; пафоса произ­ведения и
эмоциональной тональности; образного
строя; идеи и ху­дожественных
особенностей.

• Литературоведческий анализ дополняет
и углубляет представление о содержании
художественного текста и творческой
личности автора, полученное на основе
лингвистического и стилистического
анализа текста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Слайд №2 ЗАНЯТИЕ 15
Тема занятия: Ошибки в построении
сложноподчиненных предложений
Синтаксические средства художественной
выразительности. Слайд №3 ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
При последовательном подчинении не должны повторяться одни
и те же слова. Именно это нарушение помогло С. Я. Маршаку добиться
комического эффекта в известном стихотворении:
Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
2. Нельзя одновременно употреблять подчинительные и
Сочинительные союзы: Как только мы сели отдохнуть, но вдруг на
поляну выбежал заяц. Чтобы исправить это предложение,
необходимо оставить один из союзов: Мы сели отдохнуть, но вдруг
на поляну выбежал заяц или Как только мы сели отдохнуть, на
поляну выбежал заяц. Слайд №4 3. Не могут повторяться близкие по значению подчинительные союзы: Преподаватель считает, что будто мы недостаточно готовимся к занятиям. Для выражения синтаксических отношений достаточно одного союза: Преподаватель считает, что мы недостаточно готовимся к занятиям или Преподаватель считает, будто мы недостаточно готовимся к занятиям.
4. Не следует пропускать необходимые указательные слова в главном предложении. Мальчик ходил, где опаснее. Грамматическую и смысловую завершённость это предложение получит, если в главную часть добавить нужное указательное слово: Мальчик ходил там (туда), где опаснее Слайд №5 5. Придаточное предложение, выражающее косвенную речь, не должно сохранять глагольных форм и личных местоимений, присущих прямой речи: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов писал, что «печально я гляжу на наше поколенье». Такая форма выражения мысли допустима только при прямой речи. Чтобы исправить ошибки в данном предложении, необходимо исключить из него местоимения 1-го и 2-го лица, изменить форму глагола и притяжательного местоимения: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на своё поколенье.
6. Употребление союза что в придаточной части при наличии частицы ли является грубой ошибкой: Я не заметил, что находится ли он в комнате. Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате. Слайд №6 ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
синтаксическая ошибка примеры объяснение и исправление ошибки
1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. Неправильный порядок слов: между
союзным словом которые и
существительным, к которому оно
относится, не должно находиться
другое существительное в той же
числовой форме или иное слово.
Правильный вариант: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии. Нарушено согласование: юноши(какие) которые…
Правильный вариант: Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии. Слайд №7 ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
синтаксическая ошибка примеры объяснение и исправление ошибки
3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного слова «кто». Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. Союзное слово «кто» употребляется с глаголами только в форме ед.ч. Те, …, не могли не любоваться…; тот, … не мог не любоваться и т.п. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
4. Смешение прямой и косвенной речи. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать. Нельзя использовать в придаточной, части косвенной речи местоимений 1-го и 2-го лица. Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще пока не готов отвечать. Слайд №8 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗНЫМ СЛОВОМ КОТОРЫЙ
— это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.
1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который:
Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.
Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался.
Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.
Правильно: Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы.
2) ошибочное управление словом который:
Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все
обрадовались.
Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. ИЛИ: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились. Слайд №9 БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».
Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».
Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке». Слайд №10 СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».
Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала». Слайд №11 ПРАКТИКУМ
ЗАДАНИЕ: Найдите ошибку в
согласовании главных членов в
сложноподчиненного предложения.
Все , кто побывали в Мещерском крае, ощутили его притягательную силу, прелесть русской природы. 2. Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидел лучшие отечественные и зарубежные картины года. 3. Многие из путешествующих, кто были на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи. 4. Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста. 5. Все, кто хорошо знают творчество Ф.М. Достоевского, читали романы «Подросток» и «Братья Карамазовы». Слайд №12 СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ (фигуры)
1. Анафора (единоначатие)
2. Эпифора (повторение слова или группы слов в конце
строк, строф или предложений)
3. Парцелляция (вычленение)
4. Синтаксический параллелизм (сходное
построение предложений)
5. Инверсия (обратный порядок слов в предложении)
Эллипсис (намеренный пропуск какого-либо члена
предложения или части предложения: В твоих садах – цветы,
в моих – печаль) Слайд №13 СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
7. Подхват, т.е. композиционный стык (повтор
какого- либо отрезка речи в начале следующего за ним
соответствующего отрезка речи)
8. Риторический вопрос (выражение утверждения в
вопросительной форме)
9. Риторическое восклицание (выражение утверждения в
восклицательной форме)
10. Риторическое обращение (обращение к
неодушевлённым предметам)
11. Градация (расположение слов, предложений в
порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания)
признака) Слайд №14 СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
12. Антитеза (противопоставление понятий, положений,
образов)
13. Оксюморон (соединение несовместимых понятий, как
правило, противоречащих друг другу: горькая радость,
шумит тишина)
14. Именительный темы (Москва! как много в этом
звуке…)
15. Умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно
прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться,
какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль) Слайд №15 СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
16. Вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и
сам же на него отвечает)
17. Лексический повтор. Разновидностями повтора
являются анафора, эпифора, подхват.
18. Полисиндетон (многосоюзие)
19. Асиндетон (бессоюзие) Слайд №16 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» СРЕДСТВА:
1. Синтаксическая структура предложений
(однородные члены предложения, односоставные
предложения, неполные предложения,
распространенные или нераспространенные
предложения, вводные слова и словосочетания,
обособленные члены предложения).
2. Восклицательные предложения.
3. Вопросительные предложения.
4. Сложные предложения.
5. Разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, монолог, “скрытый”
диалог, прямая речь.
6. Цитирование. Слайд №17 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Сложноподчинённые предложения обладают
богатыми возможностями развёрнутого изложения
мыслей, средства подчинительной связи способны
выразить оттенки отношений между
грамматическими частями. Сложноподчиненные
предложения помогают сделать текст
эмоциональным, законченным, полным,
выразительным. Слайд №18 ПРАКТИКУМ
Задание 1: Найдите градацию в приведенных отрывках из произведений В.В.Маяковского, определите ее стилистическую функцию. Дайте определение градации.
В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры.
2. Что же вы, кричащие, что я, калека?! Старые,
жирные, обрюзгшие враги!
3. Вот вы, мужчины, у вас в усах капуста где-то
недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина,
на вас белила густо, вы смотрите устрицей из
раковин вещей. Слайд №19 ПРАКТИКУМ
Задание 2: В данных текстах назовите типы стилистических фигур; укажите, в чем заключается их выразительность. Перечислите, какие вы знаете стилистические фигуры, и дайте их определение.
1. Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни. (В. Хлебников)
2. Стелется вьюга седыми покосами.
Стынут сугробы вокруг.
Девочкой, девочкой с русыми косами
Ты себя вспомнила вдруг. (С.Островой)
3 . О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! (М.Горький). Слайд №20 ПРАКТИКУМ
Задание 3: Укажите все средства выразительности, объясните их роль в тексте.
Тишина
Теплый, солнечный день. Деревья, измученные дождями, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики. Посвистывают птицы. Удивительная тишина. (Ф. Абрамов) Слайд №21 ПРАКТИКУМ
Задание 4: Укажите все средства выразительности, объясните их роль в тексте.
Всегда слушала меня бабушка. Всегда приходила ко мне в нужную минуту. Всегда спасала меня, облегчала мои боли и беды. А сейчас не придет. Я вырос, и жизнь развела нас. (В.Астафьев) Слайд №22 ПРАКТИКУМ
Задание 5: Укажите все средства выразительности, объясните их роль в тексте.
Церковь на Нерли. Кто не знает по снимкам это белое чудо, глядящее в воду, простоявшее в лугах слиянии Нерли и Клязьмы восемьсот с лишним лет?
(В.Песков) Слайд №23 ПРАКТИКУМ
Задание 6: Укажите все средства выразительности, объясните их роль в тексте.
Озорниковый март капризничал, как балованное дитя, — то сеет на землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжет в небе яркое солнце и в час растопит пуховые цветы на темных сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь из-под сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая к земле, подмытый снег. Первые весенние цветы расцветают в душе, а потом уже — в полях. (М.Горький) Слайд №24 ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ
Мой сайт http://suyazova.my1.ru/

www.proshkolu.ru Ирина Анатольевна
Суязова – личная страница

Слайд №25
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Определим список фигур речи.

Название

Пояснение

Примеры

Анафора

Одинаковое начало предложений, частей сложного предложения или строчек в стихах

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

(С. Есенин. Не напрасно дули ветры…)

Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя (Ф. Достоевский. Братья Карамазовы)

Эпифора

Одинаковое окончание предложений, фраз или строчек в стихах

Ах, Отец мой, Отец — да,
Ты зиждительный Творец — да,
Приведи меня в конец — да,
Что в конец всех сердец — да,
Где игра колоколец — да,
Где таинственный ларец — да,
Где венчальный свет колец — да

(К. Бальмонт. Да)

Инверсия

Нарушение привычного порядка слов 

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. Тургенев. Голуби).

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…

(А. Пушкин. (19) октября)

Антитеза

Противопоставление

Левая сторона лица моего обращена к солнцу, и ей тепло, а правой холодно (А. Куприн. Пустые дачи).

И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.

(А. Блок. На поле Куликовом)

Градация

Расположение во фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения.

Для градации обязательно наличие минимум трёх элементов

Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить (А. Чехов. Тёмною ночью).

Взорвали,
взрыли,
смыли,
смели
.

(В. Маяковский. Пролетарий, в зародыше задуши войну!)

Парцелляция

Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова

Флёров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (М. Горький. Жизнь Клима Самгина).

Вот пусть эта звезда, как её… ты не знаешь? и я не знаю, ну да всё равно, — пусть она будет свидетельницей, что я наконец слажу с чем-нибудь: или с живописью, или с романом (И. Гончаров. Обрыв)

Синтаксический параллелизм

Одинаковое построение соседних фраз или предложений

В синем море волны плещут,
В синем небе звёзды блещут.

(А. Пушкин. Сказка о царе Салтане)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

(Ф. Тютчев. Полдень)

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?.. (М. Лермонтов. Герой нашего времени)

Риторическое восклицание

Восклицательное предложение, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия

О как мне всё это противно! (Ф. Достоевский. Игрок)

Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов. Герой нашего времени)

Вопросно-ответная форма

Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы

Что любовь? Пустые грёзы,
Бред несбыточной мечты.

(С. Есенин. Упоенье — яд отравы)

Ты понимаешь, что это значит? Это значит, что ты останешься без второго, кацо! (Г. Адамов. Тайна двух океанов)

Эллипсис

Пропуск во фразе какого-либо слова, которое легко восстанавливается, понятно без контекста

Богаты мы, едва [вышли] из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом.

(М. Лермонтов. Дума)

Татьяна [бежит] в лес, медведь [бежит] за нею (А. Пушкин. Евгений Онегин)

Лексический повтор

Намеренное повторение одного слова с целью обратить на него внимание

О Максим Ильич, я хотела бы быть всю жизнь рабою вашей, собакой вашей, ковром вашим, подстилкой для ног ваших! О, как страшно я люблю вас! (А. Куприн. Ночная фиалка)

Однородные члены предложения

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

Не отдавая Никите шинели, он вошёл вместе с нею в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мёрзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям (Н. Гоголь. Портрет)

Умолчание

Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность и эмоциональность.

Оформляется обычно с помощью многоточия

Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуногого недруга
Раздирают на части клыки.

(С. Есенин. Мир таинственный, мир мой древний)

Оксюморон

Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов

Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?

(С. Есенин. Русь)

О, как мучительно тобою счастлив я (А. Пушкин. Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…)

Русский язык: средства выразительности

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства
Напишем

Лексические средства: тропы

АллегорияФемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
Ирония Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
МетафораСонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
МетонимияКласс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение Молвит слово — соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы 1) бежать – мчаться. 2) Шум (шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
Архаизм очи — глаза, ланиты — щёки Устаревшее слово или оборот речи

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.

Фонетические средства: звукопись

Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей Повтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую
То светлую, то грустную
– передает легкую грусть, нежность.
Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (в

Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.

8 ноября 2018, 15:45

Could not load xLike class!

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.

Фонетические средства выразительности

1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Например: Город грабил, грёб, грабастал.
2. Ассонанс — повторение гласных.
Например:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…(Б.Пастернак)

3. Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука.
Например:

Как носят капли вести о езде,

И всю-то ночь всё цокают да едут,

Стуча подковой об одном гвозде

То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.

Лексические средства выразительности (тропы)
1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
Например: золотая роща, весёлый ветер
2. Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Например: И берёзы стоят, как большие свечки.
3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве.
Например: Ситец неба голубой.
4. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Например: Спит черёмуха в белой накидке.
5. Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Например: Я три тарелки съел.
6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот).
Например: Швед, русский колет, рубит, режет…


7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости
8. Гипербола — преувеличение.
Например: Двести лет тебя не видел.
9. Литота — преуменьшение.
Например: Подожди 5 секунд.
10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку.
Например: Царь зверей (лев).
11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.
Например:
Сев в такси, спросила ТАКСА:

«За проезд какая ТАКСА?»

А водитель: «Денег с ТАКС

Не берем совсем. Вот ТАК-С!»

12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов.
Например: звонкая тишина, горячий снег
13. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов.
Например: зарыть талант в землю.
14. Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.
Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)
1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов
Например: Тебя мы ждали долго.
2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого.
Например: Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.

3. Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…
4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы.
Например: Как заработать миллион?
5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение.
Например: Кто ж не сможет его догнать?

6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций.
Например: О Море! Как же я скучал!
7. Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк.
Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
8. Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
9. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий.
Например: Волос длинный — ум короткий.
10. Анафора — единоначатие.
Например:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

11. Эпифора — повтор конечных слов.
Например:

Лес не тот!

Куст не тот!

Дрозд не тот!

12. Парцелляция — разделение предложения на части.
Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синтаксические ошибки примеры предложений
  • Синтаксические ошибки деепричастный оборот
  • Синтаксические нормы причины возникновения синтаксических ошибок
  • Синтаксические нормы построения сложного предложения наиболее типичные ошибки
  • Синтаксические нормы построения простого предложения наиболее типичные ошибки