Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №52»
Методические рекомендации
по выполнению задания 7
(ЕГЭ-2016. Русский язык)
Подготовила
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с УИОП №52»
Симонова Ирина Александровна
Содержание
Раздел I. Аннотация…………………………………………………….стр 3
Раздел II. Теоретические материалы…………………………..….стр.4-11
Раздел III. Практические задания…………………………………стр.12-17
Раздел IV. Ответы ……………………………………………………стр.18
Раздел V. Литература………………………………………….……..стр.19
Раздел I. Аннотация
В
заданиях КИМ ЕГЭ по русскому языку 2016 года произошли некоторые изменения. Ряд
теоретических заданий, представляющих особые трудности для выпускников, убраны,
количество заданий уменьшилось. Однако появились новые формулировки, которые
вызывают вопросы не только у учеников, но и у педагогов, готовящих детей к
выпускному экзамену. Наибольшие затруднения вызывает задание 7, при выполнении
которого нужно соотнести ошибочно сформулированные предложения с видами
грамматических ошибок. Примечательно то, что школьники знают, как исправить
предложение, но соотнести эти два столбика бывают не в состоянии.
В
пособии предоставлены теоретические материалы, которые помогут
классифицировать грамматические ошибки, и практические задания, направленные на
закрепление изученного. Буду рада, если смогу помочь Вам и Вашим выпускникам в
выполнении этого задания.
Автор-составитель
— Симонова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
№52».
Раздел II. Теоретические
материалы
1)
неправильное употребление
падежной формы существительного (местоимения) с предлогом;
2)
нарушение связи между подлежащим
и сказуемым;
3)
нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением;
4)
ошибка в построении предложения
с однородными членами;
5)
неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом;
6)
нарушение в построении предложения
с причастным оборотом;
7)
неправильное построение предложения
с косвенной речью;
ошибка в употреблении
имени числительного;
9)
ошибка в построении сложного
предложения;
10) нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм.
Типы |
Примеры |
Правила |
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с |
||
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, |
Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки |
Существительные после предлогов благодаря, |
2. Ошибка в употреблении предлога по |
По завершениЮ |
Если предлог «по» имеет значение «после |
> >ВАЖНО! Запоминание этих предлогов поможет и выполнении задания 13, и в написании |
||
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает |
||
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает |
Не раздумывая ни минуты, отважный всадник |
Правильный вариант: Не раздумывая ни минуты, отважный всадник |
3. Употребление предложного сочетания |
Установить о причинах аварии, не |
Правильный вариант: Установить (кого? что?) причины не касаться (кого? чего?) этих вопросов |
4. Беспредложная конструкция вместо |
Характерная им особенность |
Правильный вариант: Характерная (для кого?) для них |
5. Неправильный выбор предлога |
Партнер в игре в теннис |
Правильный вариант: Партнер (по чему?) по игре в теннис |
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
||
1. Ошибки в предложениях, придаточная |
Те, кто бывали в Геленджике, не могли |
Союзные слова КТО, НИКТО употребляются с |
2. Ошибки в предложениях с интерпозицией |
Те, кто никогда |
Начинать работу с такими конструкциями |
3. Ошибки в предложениях с приложением во |
Никто, даже |
Запомнить, что сказуемое сочетается с |
4. Подлежащее выражено синтаксически не |
||
*Подлежащее выражено сочетанием |
Никто из друзей не могли даже |
Местоимение НИКТО употребляется с глаголами |
* Подлежащее выражено собирательным |
1)Большинство 2)Ряд новых домов стояли в конце деревни. |
1)Сказуемое 2)Сказуемое |
* Подлежащее выражено так называемым счётным |
Десять бойцов бросилось |
Сказуемое обычно согласуется так же, как с |
* Подлежащее выражено числительными два, три, четыре с существительным |
Три книги лежит на столе. Четыре ученика |
Сказуемое обычно ставится во множественном |
* Подлежащее выражено конструкцией с составными числительными, оканчивающимися |
Институт окончили триста один студент. |
Сказуемое, как правило, ставится в |
* Подлежащее выражено конструкцией со словами тысяча, миллион, миллиард. |
Получены тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущено |
Сказуемое обычно ставится |
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным лет, месяцев, дней, |
Прошли две недели (П.) Пробили десять часов. (Т.) |
Сказуемое обычно ставится в единственном Прошло две недели (П.) Пробило десять часов. (Т.) |
* В подлежащем со счётным оборотом имеются слова все, эти, а также слова всего, только, лишь |
1)Все три всадника ехало молча. (Г.) 2)Гостей приходили только трое. (П.) |
1)Сказуемое ставится только во множественном 2)Напротив, при наличии слов всего, только, лишь |
* Подлежащее выражено сложным существительным, первой |
1)Полдома сгорели. Полжизни прожиты. Полтарелки 2)Полгода, проведенные в деревне, восстановило здоровье |
1)Сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в 2)Но если при этих словах имеется определение в Правильный вариант: Полгода, проведенные в деревне, |
* С состав подлежащего входит имя существи-тельное со |
За моею тележкою четверка |
Сказуемое ставится в единственном числе. Правильный вариант: За моею тележкою четверка быков |
* Подлежащее выражено конструкцией со словами много, мало, немного, немало, |
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидели в |
Сказуемое обычно ставится в единст-венном Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидело в |
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным мужского рода, обозначающим |
Педагог Сергеева |
Сказуемое ставится в |
* При подлежащем, |
«Герой нашего времени» написано М.Ю. Лермонтовым. «Волки и овцы» поставлено |
Сказуемое согласуется со словом или словами «Волки и овцы» поставлены Однако нельзя |
* При |
Библиотека-музей отремонтирован, песня-романс |
Сказуемое согласуется с тем из них, которое Правильный вариант: библиотека-музей отремонтирована, |
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
||
В качестве |
||
1. Ошибки в употреблении имен собственных |
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ»… Об этом писали в газете «Аргументах и В «Аргументы и факты» много новостей. |
В сочетании с именем нарицательным имя |
2. Ошибки в употреблении географических |
Я живу в городе Курск. Мы отдыхали |
Названия городов, Все остальные географические названия (озер, мысов, заливов, островов, полуостровов, гор, |
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами |
||
1. Нарушение синтаксических норм при |
Хорошо отвечали как |
Нельзя нарушать парность двойных союзов. |
Книга не только имеет познавательную |
При двойных союзах один из однородных членов |
|
2. Построение предложений с однородными |
Во время войны народ надеялся и верил |
Если однородные сказуемые имеют дно и то же |
3. Пропуск предлога при однородных членах |
На земле, воде и воздухе – всюду мы |
Перед словом воздухе необходимо добавить |
4. Нарушение лексической сочетаемости |
Много критических замечаний и ценных |
Все однородные члены предложения должны |
5. Нарушение падежных форм обобщающего |
Посетители музея любовались картинами великих |
Все однородные члены должны стоять в одном |
6. Нарушение однородности понятий |
Мы любим футбол и стрелять. |
Не могут быть однородными существительное и |
7. Смешение родо-видовых понятий в ряду |
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. |
Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи. |
8. Соединение в одном ряду однородных |
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и |
Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный |
9. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. |
Иван Петрович пришел с женой и плохим |
«Пришел с женой и плохим настроением» |
10. Нарушение однородности синтаксических |
Дождь, ливший с утра и который напоил |
Не могут выступать в качестве однородных |
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
||
> ВНИМАНИЕ! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с |
||
1. Добавочное действие (деепричастный |
Окончив с отличием политехнический |
Подлежащее «карьера» выполняет |
2. Деепричастный оборот употреблен в |
Гуляя вечером, мне нездоровилось. |
Употреблять деепричастный оборот в безличном |
3. Сказуемое выражено конструкцией со |
Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками. |
Исполнитель действия, выраженного сказуемым, |
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
||
1. Нарушение согласования причастия с |
Мы гордимся нашими футболистами, |
Причастие и определяемое слово должны |
2. Разрыв причастного оборота |
Приготовленные оладьи мамой были |
Определяемое слово не может разрывать |
3. Неверное определение определяемого слова, |
Через несколько дней после ссоры |
Кто крадёт дрова: леса или всё-таки |
4. Замена страдательных причастий |
Задание, выполняющееся нами, не Водитель – это лицо, управляемое |
Действительное причастие на –ся |
7. |
||
В отличие от прямой речи косвенная |
||
1. Смешение прямой и косвенной речи |
Студент грустно сказал, что я еще |
Нельзя использовать в придаточной части косвенной Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать. |
8. |
||
Особые проблемы в конструировании Собирательные числительные употребляются |
||
1. С лицами мужского и общего рода: трое мальчиков, двое сирот |
Трое девчонок весело смеялись, разглядывая картину. |
Правильный вариант: Три девчонки весело смеялись, |
2. С |
Мы отсутствовали двадцать двое |
Правильный вариант: Мы отсутствовали двадцать два дня. |
3. С существительными |
Пять людей вышли из дому. |
Правильный вариант: Пятеро людей вышли из дому. |
4. С личными |
Нас |
Правильный вариант: Нас было четверо. Вам двоим необходимо |
5. С названиями парных предметов: двое носков, пятеро брюк |
Мне было необходимо купить пять |
Правильный вариант: Мне было необходимо купить пятеро новых носков. |
6. С |
У моих соседей трое красивых кошек. |
Правильный вариант: У моих соседей три красивые кошки. // У моих соседей трое красивых |
7. С |
В госпитальной палате теснились шесть |
Правильный вариант: В госпитальной палате теснились шестеро раненых. |
8. Склонение |
Вымой обои ладони. Обоим |
Правильный вариант: Вымой обе ладони. Обеим бабушкам уступили место. |
9. |
||
1. Замена |
Она говорила то, что в жизни есть Мы благодарны им, что живем под |
Правильный вариант: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и Мы благодарны им за то, что живем |
2. Неуместное |
Когда |
Правильный вариант: Когда тяжелый бой уже закончился, |
3. |
Учитель поинтересовался, что успеем ли |
Правильный вариант: Учитель поинтересовался, успеем ли мы закончить работу к концу |
4. |
Они мечтали, чтобы когда наступит |
Правильный вариант: Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черемуха, когда наступит |
10. |
||
1. Глагольные |
Статья показывает пороки, Замирает на мгновение сердце и застучит вновь. Кто-то сядет на лавочку, |
Правильный вариант: Статья показала пороки, современного общества и вызвала живой Замрёт на мгновение сердце и застучит вновь. Кто-то сядет на лавочку, |
Источник
- 1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура
речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.:
ФЛИНТА: Наука, 2011. – 608 с. - Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник
заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ.
Задачник»)
Раздел III. Практические задания
Задание 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) нарушение в построении предложения Д) ошибка в построении сложного предложения |
1) Сравнивая слова 2) Сразу по приезде 3) Те, кто увлекается 4) Иней ОДЕЛ все деревья 5) В обширном арсенале 6) Изучая растения 7) Благодаря нашего Записывая формулу, 9) Я не заметил, что успел ли Сергей |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с Б) нарушение связи между подлежащим и В) неправильное построение предложения Г) нарушение видовременной соотнесённости Д) ошибка в употреблении имени числительного |
1) Кто бы ни изучал биографию 2) Поутру обои подруги 3) В одном из старинных 4) Организм человека, 5) Мы взяли с собой нехитрую 6) Древнегреческий 7) Незнакомец спросил Артём очень любит своего 9) Пьеса Горького «На дне», которая была |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) нарушение в построении предложения В) нарушение связи между подлежащим и Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости |
1) На уроке все, кто прочитал 2) Вечером мы уже были 3) Я не заметил, что 4) Тех, кто в ХVIII столетии 5) Об истории создания 6) Согласно плану операции, 7) Никто не удивился, В журнале «Юности» 9) Благодаря душевности, доброте, |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) неправильное построение предложения Д) ошибка в употреблении имени числительного |
1) Плохо выраженная 2) Их было всего четверо, 3) Благодаря уникального 4) Спрятавшись за старый 5) Для Пушкина Татьяна, 6) По утверждению К.И. 7) Владимир говорил, Пользуясь советами 9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения Г) нарушение связи между подлежащим и Д) нарушение видовременной соотнесённости |
1) И. С. Тургенев подвергает 2) Все, кто побывал в 3) В основе произведения 4) С. Михалков утверждал, 5) В 1885 году В. Д. Поленов 6) Теория красноречия 7) В пейзаже И. Машкова Счастливы те, кто 9) Читая классическую литературу, замечаешь, |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения Б) неправильное употребление падежной В) ошибка в построении предложения с Г) нарушение связи между подлежащим и Д) ошибка в построении предложения с |
1) В конце лекции студентка 2) В рукописи, относящейся 3) Создавая проект 4) Согласно правил современного 5) Исаак писал, что не 6) Если вести речь о животных, 7)Те, кто знал Николая Необычна сама история 9) Международная общественность хорошо |
Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Раздел IV.
Ответы
Задание 1
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
7 |
8 |
3 |
9 |
Задание 2
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
4 |
7 |
8 |
2 |
Задание 3
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6 |
8 |
1 |
3 |
7 |
Задание 4
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
3 |
4 |
7 |
9 |
Задание 5
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
9 |
3 |
2 |
1 |
Задание 6
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
4 |
3 |
7 |
9 |
Раздел V.
Литература
- Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи:
учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: ФЛИНТА:
Наука, 2011. – 608 с. - Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2016.
Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. –
М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 118, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые
тестовые задания») - Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник
заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ.
Задачник») - Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, А.Г. Нарушевич,
Н.М. Смерчинская. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2:
учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.А. Сениной. — Ростов н/Д:
Легион-М, 2014. – 368 с. – (Готовимся к ЕГЭ). - Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к
ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н/Д:
Легион-М, 2010. – 523 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
НОРМЫ СИНТАКСИСА
Нормы синтаксиса требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения.
1. Согласование сказуемого с подлежащим
Согласование сказуемого с подлежащим в простом предложении:
• Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: *Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора – существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети – благодарны.
• При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогла составить директору отчет. Доцент Сергеева прочла лекцию.
• При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть, свыше, пара и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоял в конце деревни.
Если нет управляемого слова: Большинство проголосовало
Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста:
а) при числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади щелкнули два выстрела, просвистели две пули. Тридцать два человека дышали одним духом;
б) при составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик;
в) при словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка;
г) при существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое ставится в единственном числе: Прошло две недели. Пробило девять часов. Пятнадцать лет прошло;
д) если при счетном подлежащем имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча;
е) наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое;
ж) если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моей тележкою четверка быков тащила другую; Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту;
з) при словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, пело в ветвях. Сколько разных чувств прошло во мне, сколько мыслей туманом пронеслось.
• Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: Вуз объявил набор студентов.
При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет).
- Если однородные подлежащие, сказуемое во мн. числе: Промышленность и с.х. развиваются.
• При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) (брат с сестрой, отец с сыном) сказуемое ставится во множественном числе, если оба названия предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащим); и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались. Мать с ребенком пошла в поликлинику.
При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню.
2. Нормы управления
• Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным (не Р.п.) падежом: согласно расписаниЮ, вопреки предсказаниЮ (ош: согласно расписаниЯ, вопреки предсказаниЯ)
• Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления:
беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь;
похожий на кого-н. – сходный с кем-н.
предостеречь от чего-н. – предупредить о чем-н.
упрекать в чем-нибудь – порицать, осуждать за что-нибудь;
отчитываться в чем-нибудь – сделать отчет о чем-нибудь;
обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь;
удивляюсь чему-нибудь – удивлен чем-нибудь;
превосходство над чем-нибудь – преимущество перед чем-нибудь;
уверенность в чем-н. – вера во что-н.
• При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты и т. п.
Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: любить и увлекаться поэзией (Любить что? Увлекаться чем?) .
Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить поэзию и увлекаться ею.
- Запомните!
По приездЕ, по отъездЕ, по приходЕ (не У)
По выполнениИ, по окончаниИ, по заключениИ (не Ю)
Скучаю по вас. Стреляли по нас (доп. скучаю по вам, стреляли по нам)
- Вследствие чего
- Благодаря чему
- Ввиду чего
- Из-за чего
3. Употребление однородных членов
Не могут сочетаться:
— инфинитив и существительное: Я люблю футбол и плавать. (пр: Я люблю футбол и плавание)
— полная и краткая формы прилагательных, причастий: его выводы простые и понятны. (пр. Его выводы просты и понятны)
• Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов:
«не только – а также» (вместо не только – но и);
«как – а также» (вместо как – так и);
«поскольку – поэтому» (вместо поскольку — постольку)
4. Употребление деепричастных оборотов
• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
• Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее: «Подходя к лесу, мне стало холодно».
• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причале.
Изображение слайда
2
Слайд 2: Типы ошибок:
н еправильное употребление падежной формы существительного (местоимения) с предлогом ;
н арушение связи между подлежащим и сказуемым ;
н арушение в построении предложения с несогласованным приложением ;
о шибка в построении предложения с однородными членами ;
н еправильное построение предложения с деепричастным оборотом ;
н арушение в построении предложения с причастным оборотом ;
неправильное построение предложения с косвенной речью ;
о шибка в употреблении имени числительного ;
ошибка в построении сложного предложения;
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Изображение слайда
3
Слайд 3: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез
Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной.
Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в д.п. (кому? чему?) Правильный вариант: Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу погода была прекрасной.
Изображение слайда
4
Слайд 4: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
2. Ошибка в употреблении предлога по
По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Регистрация была завершена по прибытиЮ участников симпозиума в аэропорт.
Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по завершениИ =после завершения; по приездЕ =после приезда, по истечениИ = после истечения, по прибытиИ = после прибытия) и др.
Изображение слайда
5
Слайд 5: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает такая формулировка предложения, где предлог находится в дистантном положении по отношению к «своему» существительному, то есть в том случае, когда между словами вставлено определение
Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез сорвавшегося табуна
Правильный вариант:
Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез (кому? чему?) сорвавш ему ся табуну ( как ому?)
Изображение слайда
6
Слайд 6: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции
Установить о причинах аварии, не касаться к этим вопросам
Правильный вариант:
Установить (кого? что?) причины аварии;
не касаться (кого? чего?) этих вопросов
Изображение слайда
7
Слайд 7: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания
Характерная им особенность
Правильный вариант:
Характерная (для кого?) для них особенность
Изображение слайда
8
Слайд 8: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
5. Неправильный выбор предлога
Партнер в игре в теннис
Правильный вариант:
Партнер (по чему?) по игре в теннис
Изображение слайда
9
Слайд 9: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной
Союзные слова КТО, НИКТО употребляются с глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной
Изображение слайда
10
Слайд 10: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
2. Ошибки в предложениях с интерпозицией придаточного, по причине которой подлежащее и сказуемое находятся в дистантном положении
Те, кто никогда не бывал в пустыне, представляет её в виде большого необитаемого пространства.
Начинать работу с такими конструкциями необходимо с определения границ предложений. Правильный вариант: 1) Те, 2) (кто никогда не бывал в пустыне), 1) представляЮт её в виде большого необитаемого пространства.
Изображение слайда
11
Слайд 11: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
3. Ошибки в предложениях с приложением во множественном числе, поясняющем подлежащее, по причине которого подлежащее и сказуемое находятся в дистантном положении
Никто, даже лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз.
Запомнить, что сказуемое сочетается с подлежащим, а не с приложением! Правильный вариант: Никто, даже лучшие специалисты, не мог поставить правильный диагноз.
Изображение слайда
12
Слайд 12: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
*Подлежащее выражено сочетанием местоимения НИКТО с существительным в родительном падеже множественного числа с предлогом ИЗ
Никто из друзей не могли даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведет к таким последствиям
Местоимение НИКТО употребляется с глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Никто из друзей не мог даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведет к таким последствиям.
Изображение слайда
13
Слайд 13: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа
1) Большинство студентов хорошо сдало экзамен
2) Ряд новых домов стояли в конце деревни.
1) Сказуемое нужно употреблять во множественном числе, когда речь идет о предметах одушевлённых или подчёркивается активность. Правильный вариант: Большинство студентов хорошо сдали экзамен.
2) Сказуемое нужно употреблять в единственном числе, когда подлежащее обозначает предметы неодушевлённые. Правильный вариант: Ряд новых домов стоял в конце деревни.
Изображение слайда
14
Слайд 14: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено так называемым счётным оборотом, сочетанием количественного числительного или другого счётного слова (например, несколько ) с существительным в родительном падеже множественного числа.
Десять бойцов бросилось в атаку. Засеяны сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходило взад и вперёд. (Л.)
Сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим-собирательным существительным. Правильный вариант: Десять бойцов бросились в атаку. Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд. (Л.)
Изображение слайда
15
Слайд 15: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено числительными два, три, четыре с существительным в родительном падеже множественного числа.
Три книги лежит на столе. Четыре ученика вошло в класс. Позади их щёлкнуло два выстрела, просвистели две пули. (Л. Т.) Тридцать два человека дышало одним духом. ( Шол.)
Сказуемое обычно ставится во множественном числе. Правильный вариант: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади их щёлкнули два выстрела, просвистели две пули. (Л. Т.) Тридцать два человека дышали одним духом. ( Шол.)
Изображение слайда
16
Слайд 16: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено конструкцией с составными числительными, оканчивающимися на один
Институт окончили триста один студент.
Сказуемое, как правило, ставится в единственном числе. Правильный вариант: Институт окончил триста один студент.
Изображение слайда
17
Слайд 17: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено конструкцией со словами тысяча, миллион, миллиард.
Получены тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущено миллион рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед его пальцем сидело тысяча Андреев. (А. Н. Т.)
Сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде с числительным. Правильный вариант: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев. (А. Н. Т.)
Изображение слайда
18
Слайд 18: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным лет, месяцев, дней, часов и т.п.
Прошли две недели (П.) Пробили десять часов. (Т.) Пятнадцать лет так прошли.
Сказуемое обычно ставится в единственном числе. Правильный вариант:
Прошло две недели (П.) Пробило десять часов. (Т.) Пятнадцать лет так прошло.
Изображение слайда
19
Слайд 19: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* В подлежащем со счётным оборотом имеются слова все, эти, а также слова всего, только, лишь
1) Все три всадника ехало молча. (Г.)
2) Гостей приходили только трое. (П.)
1) Сказуемое ставится только во множественном числе. Правильный вариант: Все три всадника ехали молча. (Г.)
2) Напротив, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе. Правильный вариант: Гостей пришло только трое. (П.)
Изображение слайда
20
Слайд 20: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-.
1) Полдома сгорели. Полжизни прожиты. Полтарелки еще остались.
2) Полгода, проведенные в деревне, восстановило здоровье больного.
1) Сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде. Правильный вариант: Полдома сгорело. Полжизни прожито. Полтарелки еще осталось.
2) Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе:
Правильный вариант: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.
Изображение слайда
21
Слайд 21: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* С состав подлежащего входит имя существи -тельное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т.п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.)
За моею тележкою четверка быков тащили другую. (Л.) Публики сегодня были целая бездна. Поток машин, орудий и повозок с грохотом катились по узкому мосту.
Сказуемое ставится в единственном числе.
Правильный вариант: За моею тележкою четверка быков тащила другую. (Л.) Публики сегодня было целая бездна. Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
Изображение слайда
22
Слайд 22: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено конструкцией со словами много, мало, немного, немало, сколько
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, лежали в ветвях. Сколько разных чувств проходят во мне, сколько мыслей туманом проносятся… (Пр.)
Сказуемое обычно ставится в единст -венном числе. Правильный вариант:
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидело в ветвях. Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится… (Пр.)
Изображение слайда
23
Слайд 23: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным мужского рода, обозначающим профессию, должность, звание и т.д.
Педагог Сергеева прочёл лекцию.
При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию.
Изображение слайда
24
Слайд 24: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.д.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже
« Герой нашего времени» написано М.Ю. Лермонтовым.
« Волки и овцы » поставлено на сцене городского театра.
Сказуемое согласуется со словом или словами в именительном падеже. Правильный вариант: « Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым.
« Волки и овцы » поставлены на сцене городского театра.
Изображение слайда
25
Слайд 25: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
* При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода
Библиотека -музей отремонтирован, песня- романс стал весьма популярен, витрина- стенд помещён в вестибюле, часы -будильник остановился, книга -справочник весьма полезен, таблица- плакат висел на стене.
Сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета.
Правильный вариант: библиотека -музей отремонтирована, песня- романс стала весьма популярной, витрина- стенд помещена в вестибюле, внимание…
Изображение слайда
26
Слайд 26: 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Ошибки в употреблении имен собственных
В кинофильме « ВойнЕ и мирЕ »…
В сочетании с именем нарицательным имя собственное остается в начальной форме, а изменяется только нарицатель-ное. Если же имя собственное употреб-ляется без нарицательного, то изменяется оно. Правильный вариант: В кинофильме «Война и мир»… или В « ВойнЕ и мирЕ »…
Изображение слайда
27
Слайд 27: 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
2. Ошибки в употреблении географических названий
Я живу в городе Курск. Мы отдыхали на реке Волга. У деревни Ивантеевка строится новый свинокомплекс. На полуострове Таймыре расположилась исследовательская группа. В озере Байкале очень чистая вода.
Названия городов, рек, сел, деревень СКЛОНЯЮТСЯ! Правильный вариант: Я живу в городе Курске. Мы отдыхали на реке Волге. У деревни Ивантеевки строится новый свинокомплекс.
Изображение слайда
28
Слайд 28: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и; если…, то; более(менее)…, чем и др.
Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
Нельзя нарушать парность двойных союзов. Правильный вариант: Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.
Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
Изображение слайда
29
Слайд 29: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
2. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах
Во время войны народ надеялся и верил в победу.
Если однородные сказуемые имеют дно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им: Глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся на кого? на что?), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант : Во время войны народ надеялся на победу и верил в неё.
Изображение слайда
30
Слайд 30: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
3. Пропуск предлога при однородных членах
На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены!
Перед словом воздухе необходимо добавить предлог «в», так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант : На земле, в воде и воздухе – всюду мы защищены!
Изображение слайда
31
Слайд 31: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.
Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которыми они связаны по смыслу: нельзя «внести замечания». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много высказано критических замечаний.
Изображение слайда
32
Слайд 32: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
5. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов.
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.
Все однородные члены должны стоять в одном падеже. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.
Изображение слайда
33
Слайд 33: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
6. Нарушение однородности понятий
Мы любим футбол и стрелять.
Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу.
Изображение слайда
34
Слайд 34: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
7. Смешение родо -видовых понятий в ряду однородных членов.
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.
Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
Изображение слайда
35
Слайд 35: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
8. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.
Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома.
Изображение слайда
36
Слайд 36: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
9. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.
«Пришел с женой и плохим настроением» — логически несовместимые понятия. Правильный вариант: Иван Петрович пришел с женой, был в плохом настроении.
Изображение слайда
37
Слайд 37: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
10. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.
Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
Изображение слайда
38
Слайд 38: 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Добавочное действие (деепричастный оборот) и основное действие (сказуемое) имеют разного исполнителя
Окончив с отличием политехнический институт, мне предстояла успешная карьера.
Подлежащее «карьера» выполняет действие-сказуемое «предстояла», но оно не может «окончить политехнический институт». Правильный вариант: Окончив с отличием политехнический институт, выпускник рассчитывал на успешную карьеру (выпускник и институт окончил, и на карьеру рассчитывал)
Изображение слайда
39
Слайд 39: 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
2. Деепричастный оборот употреблен в безличном предложении, где исполнителя нет и быть не может
Гуляя вечером, мне нездоровилось.
Употреблять деепричастный оборот в безличном предложении нельзя, так как в нём исполнителя нет и быть не может. Правильный вариант: Гуляя вечером, я почувствовал недомогание. Но в некоторых случаях (см. выше) деепричастный оборот может быть уместен. Правильный вариант: Гуляя вечером, можно простудиться.
Изображение слайда
40
Слайд 40: 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
3. Сказуемое выражено конструкцией со страдательным причастием.
Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками.
Исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (медикаменты доставил самолёт, а осматривать его будут техники).
Изображение слайда
41
Слайд 41: 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Нарушение согласования причастия с определяемым словом.
Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
Причастие и определяемое слово должны согласоваться (окончание в вопросе должно соответствовать окончанию причастия) Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, (как ими ?) победивш ими английскую команду.
Изображение слайда
42
Слайд 42: 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
2. Разрыв причастного оборота определяемым словом.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Определяемое слово не может разрывать причастный оборот, оно может только перед ним или после него. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. // Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
Изображение слайда
43
Слайд 43: 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
3. Неверное определение определяемого слова, создающее неоднозначность восприятия
Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
Кто крадёт дрова: леса или всё-таки крестьяне Троекурова? Правильный вариант: Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова.
Изображение слайда
44
Слайд 44: 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Замена страдательных причастий действительными и наоборот
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Водитель – это лицо, управляемое автомобилем.
Действительное причастие на – ся следует, где это возможно, заменять страдательными. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. Водитель – это лицо, управляющее автомобилем.
Изображение слайда
45
Слайд 45: 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Смешение прямой и косвенной речи
Студент грустно сказал, что я еще не готов отвечать.
Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимения 1 и 2 лица.
Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать.
Изображение слайда
46
Слайд 46: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. С лицами мужского и общего рода : трое мальчиков, двое сирот
Трое девчонок весело смеялись, разглядывая картину.
Правильный вариант: Три девчонки весело смеялись, разглядывая картину.
Изображение слайда
47
Слайд 47: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
2. С существительными, имеющими форму только мн. числа: двое суток, пятеро ножниц
Мы отсутствовали двадцать двое суток.
Правильный вариант: Мы отсутствовали двадцать два дня.
Изображение слайда
48
Слайд 48: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
3. С существительными ребята, люди, дети, лицо (в знач. «человек»): пятеро подозрительных лиц, двое ребят
Пять людей вышло из дому.
Правильный вариант: Пятеро людей вышло из дому.
Изображение слайда
49
Слайд 49: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. С личными место-имениями МЫ, ВЫ, ОНИ: их трое, вас семеро
Нас было четыре. Вам двум необходимо сдать документы.
Правильный вариант: Нас было четверо. Вам двоим необходимо сдать документы.
Изображение слайда
50
Слайд 50: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
5. С названиями парных предметов: двое носков, пятеро брюк.
Мне было необходимо купить пять новых носков.
Правильный вариант: Мне было необходимо купить пятеро новых носков.
Изображение слайда
51
Слайд 51: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
6. С детенышами животных: трое котят, малышей
У моих соседей трое красивых кошек.
Правильный вариант: У моих соседей три красивые кошки.. // У моих соседей трое красивых котят.
Изображение слайда
52
Слайд 52: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
7. С прилагательными и причастиями в значении существительных (субстантивированными существительными)
В госпитальной палате теснилось шесть раненых. Я встретил два знакомых.
Правильный вариант: В госпитальной палате теснилось шестеро раненых. Я встретил двоих знакомых.
Изображение слайда
53
Слайд 53: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
8. Склонение имен числительных оба-обе
Вымой обои ладони. Обоим бабушкам уступили место.
Правильный вариант: Вымой обе ладони. Обеим бабушкам уступили место.
Изображение слайда
54
Слайд 54: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Замена придаточного изъяснительного придаточным местоименно-определительным предложением
и наоборот
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Мы благодарны им, что живем под мирным небом.
Правильный вариант: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Мы благодарны им за то, что живем под мирным небом.
Изображение слайда
55
Слайд 55: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
2. Неуместное употреб-ление двойных союзов вместо одиночного
Когда тяжелый бой уже закончился, то кое-где еще были слышны выстрелы.
Правильный вариант: Когда тяжелый бой уже закончился, то кое-где еще были слышны выстрелы.
Изображение слайда
56
Слайд 56: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
3. Дублирование частицы ли, употребленной в качестве союза в придаточном изъяснитель -ном предложении
Учитель поинтересовался, что успеем ли мы закончить работу к концу урока.
Правильный вариант: Учитель поинтересовался, успеем ли мы закончить работу к концу урока.
Изображение слайда
57
Слайд 57: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
4. Неоправданная инвер -сия.
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха.
Правильный вариант: Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черемуха, когда наступит весна.
Изображение слайда
58
Последний слайд презентации: Русский язык Задание 7 Типичные ошибки в построении сложного предложения: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
Глагольные формы, употребленные в одном контексте, должны совпадать во временнОм значении
Статья показывает пороки, современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
Замирает на мгновение сердце и застучит вновь.
Кто-то сядет на лавочку, поднимет глаза на высокое небо и блаженно произнес: «Хорошо-то как!»
Правильный вариант: Статья показала пороки, современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
Замрёт на мгновение сердце и застучит вновь.
Кто-то сядет на лавочку, поднимет глаза на высокое небо и блаженно произнесёт: «Хорошо-то как!»
Изображение слайда
Согласование сказуемого с подлежащим
1.
При подлежащем, выраженном именем
существительным собирательным (ряд,
большинство,
меньшинство,
часть
и т. п.) в сочетании с родительным падежом
множественного числа, сказуемое обычно
ставится во множественном числе,
если речь идет о предметах одушевленных
или если подчеркивается активность
действия, и в единственном числе, если
подлежащее обозначает предметы
неодушевленные: Большинство
учеников хорошо сдали выпускные экзамены.
Ряд новых домов стоял в конце деревни.
2.
Если подлежащее выражено так называемым
счетным оборотом, т. е. сочетанием
количественного числительного или
другого счетного слова (несколько)
с существительным в родительном падеже
множественного числа, то сказуемое
обычно согласуется так же, как с подлежащим
— собирательным существительным:
Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно
сто двадцать гектаров; Несколько
мальчиков скорыми шагами ходили взад
и вперед по площадке.
3.
При числительном два,
три, четыре
сказуемое обычно ставится во множественном
числе: Три
книги лежали на столе.
4.
При составных числительных, оканчивающихся
на один,
сказуемое, как правило, ставится в форме
единственного числа: Школу
окончил сорок один человек.
5.
При словах тысяча,
миллион, миллиард
сказуемое обычно ставится в единственном
числе и согласуется в роде: Получена
тысяча книг для школьной библиотеки.
Отпущен миллион рублей на благоустройство
поселка.
6.
При существительных лет,
месяцев, дней, часов
и т п. сказуемое обычно ставится в
единственном числе: Прошло
две недели; Пробило десять часов;
Пятнадцать лет так прошло.
7.Если
при счетном обороте имеются слова
все,
эти,
то сказуемое ставится только во
множественном числе:
Все три всадника ехали молча.
При
наличии слов всего,
лишь, только
сказуемое ставится в единственном
числе: Гостей
приходило только трое.
8.
Если в состав подлежащего входит имя
существительное со значением определенного
количества (пара,
дюжина, сотня, тройка, десяток
и т. д.) или неопределенного количества
(
масса, поток, уйма,
пропасть,
бездна
и т. д.) то сказуемое ставится в единственном
числе: За
моею тележкою четверка быков тащила
другую; Публики сегодня приходила целая
бездна; Поток машин, орудий и повозок с
грохотом катился по узкому мосту.
9.
При словах много, мало, немного, немало,
сколько сказуемое обычно ставится в
единственном числе: Много птиц сидело
в ветвях; Сколько разных чувств
проходит
во мне; сколько мыслей туманом проносится…
10.
При имени существительном мужского
рода, обозначающем профессию, должность,
звание и т. д., сказуемое ставится
в мужском роде независимо от пола того
лица, о котором идет речь:
агроном сделал доклад, директор вызвал
к себе ученика. При
наличии собственного имени лица, при
котором указанные слова, выступают в
роли приложений, сказуемое согласуется
с собственным именем: Агроном
Сергеева прочла лекцию.
11.
При подлежащем, выраженном группой слов
(названия литературных произведений,
газет, журналов, предприятий и т.
д.), среди которых имеется ведущее слово
или слова в именительном падеже, сказуемое
согласуется с этим словом или словами:
«Герой нашего времени» написан
Лермонтовым; «Волки и овцы» поставлены
на сцене городского театра. Однако
нельзя сказать «Руслан
и Людмила» написаны А. С. Пушкиным,
поскольку
речь идет об одном произведении, хотя
в названии имеются два имени; в этих
случаях следует добавить родовое
наименование (поэма,
произведение и др.),
с которым и согласуется сказуемое.
Иногда сказуемое согласуют с одним из
слов, входящих в название:
«Война
и мир» написана Л. Н. Толстым.
12.
При сложных названиях, состоящих из
двух слов разного грамматического рода,
сказуемое согласуется с тем из них,
которое выражает более широкое понятие
или обозначает конкретный предмет:
кафе-столовая отремонтирована,
автомат-закусочная открыта, песня-романс
стала весьма популярной, витрина-стенд
помещена в вестибюле, плащ-палатка
лежала в свернутом виде, книга-справочник
весьма полезна, раскладное кресло-кровать
стояло в углу и т.д.
13.
Не влияет на форму согласования сказуемого
наличие при подлежащем уточняющих слов,
присоединительных конструкций,
сравнительных оборотов и т. д.: Никто,
даже лучшие специалисты, не мог вначале
поставить диагноз болезни.
14.
Если сложносокращенное слово имеет
грамматическую форму(склоняется), то
способы согласования сказуемого обычные:
вуз
объявил набор студентов.
При
отсутствии грамматической формы у
сложносокращенного слова сказуемое
согласуется с ведущим словом сочетания:
МГУ
объявил конкурс, СибАДИ участвовал в
соревнованиях.
15.
Если сказуемое относится к нескольким
подлежащим, не соединенным союзами или
связанным посредством соединительного
союза, то применяются следующие формы
согласования:
а)
сказуемое, стоящее после однородных
подлежащих, обычно ставится во
множественном числе:
Здание
театра и прилегающий к нему сквер
нуждаются в реконструкции;
Б)
сказуемое, предшествующее однородным
подлежащим, обычно согласуется с
ближайшим из них: В
деревне послышался топот и крики.
Если
между подлежащими стоят разделительные
или противительные союзы, то сказуемое
ставится в единственном числе:
Пережитый страх или мгновенный испуг
уже через минуту кажется смешным; Не
ты, но судьба виновата…
16.
При сочетании в подлежащем существительного
в именительном падеже с существительным
в творительном падеже (с предлогом с)
типа брат
с сестрой
сказуемое ставится во множественном
числе, если оба названия предмета (лица)
выступают как равноправные производители
действия, и в единственном числе, если
второй предмет (лицо) сопутствует
основному производителю действия
(является дополнением):
Сережа с Петей долго ждали возвращения
матери; Мать с ребенком пошла в поликлинику.
При
наличии слов вместе, совместно сказуемое
обычно ставится в единственном числе:
Брат вместе с сестрой уехал в деревню;
Бригадир совместно с членом бригады
взялся отремонтировать станок.
Синтаксические нормы – правила построения и употребления синтаксических конструкций
Некоторые случаи управления. Большое значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания: «разъяснение о допущенных ошибках» (вместо: разъяснение допущенных ошибок), «показатели по использованию электроэнергии» (вместо: показатели использования…), «оперировать с точными фактами» (вместо: оперировать точными фактами) и т. п.
Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом (благодаря поддержке, согласно расписанию, вопреки приказу).
Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления: беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь, упрекать в чём-нибудь – порицать за что-нибудь, отчитаться за что-нибудь – сделать отчёт о чём-нибудь, обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь, удивляться чему-нибудь – удивлён чем-нибудь, превосходство над чем-нибудь – преимущество перед чем-нибудь, уверенность в чём – вера во что.
Употребление причастного оборота. Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом («лежащая книга на столе»).
Употребление деепричастного оборота. Деепричастный оборот не может быть употреблён, если действие, выражаемое сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам; например: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее, например: «Подходя к лесу, мне стало холодно».
Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают, например «Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода».
Согласование сказуемого с подлежащим.
1) При подлежащем, выраженным именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые. Например: Большинство учащихся хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоял в конце улицы. Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.
2) Если подлежащее выражено так называемым счётным оборотом, т. е. сочетанием количественного или другого счётного слова (несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же как с подлежащим – собирательным существительным (см. п. 1). Например: Десять бойцов бросились в атаку. Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько девушек гуляли по бульвару.
3) При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три книги лежат на столе. Четыре человека вошли в класс. Позади их щёлкнули два выстрела, просвистели две пули.
4) При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Университет окончил сорок один слушатель.
5) При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей на благоустройство города. Говорил он так, будто перед ним стояла тысяча человек.
6) При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обучено ставится в единственном числе: Прошло две недели.Пробило десять часов. Пятнадцать лет так прошло.
7) Если при счётном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое обычно ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча.
Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей пришло только трое.
Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуемое обычно ставится в единственном числе; в прошедшем времени – в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы ещё осталось. Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, проведённые в деревне, восстановили здоровье больного.
9) При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, жёлтых, зелёных сидело на ветвях. Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится …
В простом предложении иногда допускается немотивированное удвоение сказуемого: «Товары, которые получены с базы позавчера, они должны быть на складе».
Построение сложных предложений. В сложном предложении нередко возникает смысловая неясность вследствие многословия. Желание автора включить в рамки одной синтаксической структуры несколько мыслей и выразить своё отношение к теме может сделать фразу громоздкой. Особенно неуместно это в устной речи.
Например: Широко разрекламированный в своё время метод выращивания дуба (под сплошным покровом зерновых) практикой степных лесхозов, которые его применяли, был развеян в первые же годы применения этого способа (как всегда, время – лучший судья), который оказался явно несостоятельным, как этого и следовало ожидать, в условиях Юго-востока, климат которого характеризуется малым количеством осадков, засушливостью…
Очевидно, что слушателю трудно сосредоточиться на основной мысли высказывания.
При употреблении союзов и союзных слов часто имеет место двусмысленность: «На место происшествия прибыли сотрудники милиции с собаками, которые были вызваны для задержания террористов», «Подросток в супермаркете залез в карман гражданину К., где и был задержан».
Смешение прямой и косвенной речи. Находит выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге; Не признавая критики по своему адресу, он отмечал, что пусть бы лучше вмешивались в его дела. Такие предложения имеют разговорный характер. Например: Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за старое (Н. В. Гоголь); Приехал один важных господин из столицы и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша! (И. А. Бунин).
Чтобы не допускать ошибок в употреблении грамматических форм и синтаксических конструкций, необходимо развивать так называемое чувство языка, которое формируется при чтении образцовых произведений художественной литературы. Владеющий чувством языка, как правило, способен интуитивно выбрать правильный вариант употребления той или иной единицы. Знание норм русского литературного языка составляет теоретическую базу этого навыка.