Словообразовательная ошибка это пример

Тема занятия «Ошибки в словообразовании»

1.

Тема занятия
«Ошибки в словообразовании»

2.

Изучите внимательно материал лекции.
Перепишите теорию в тетрадь по родному языку
или подготовьте файл в формате Word,
распечатайте материал.
Выполните письменно домашнее задание в тетради
по родному языку.

3.

Словообразовательные нормы —
это нормы образования и
употребления производных слов.

4.

Словообразовательные
ошибки – это результат
словосочинительства с
нарушением
словообразовательных норм.

5.

Словообразовательные
ошибки относятся к ГРАММАТИЧЕСКИМ
ошибкам.
Грамматические ошибки (Г) – это нарушение
какой-либо грамматической нормы –
словообразовательной, морфологической,
синтаксической.

6. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК (это деление условно)

— неправильное прямое
словообразование (ошибки в корне):
зайцата (вместо зайчата),
пинжак (пиджак),
приурачивать (приурочивать) и т.п.

7. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК

— заместительное словообразование,
т.е. замена какой-либо морфемы
(приставки, суффикса):
подчерк — почерк,
раздумчивый взгляд — задумчивый,
уклонство — уклонение

8. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК

— образование несуществующих
форм слова:
НЕПРАВИЛЬНО
пылесосю
победю
хочут
жгет
ихний
ПРАВИЛЬНО
использую пылесос
одержу победу
хотят
жжет
их

9. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК

— словосочинительство, ошибочное
словообразование, искажение слов,
т.е. создание несуществующего
слова:
НЕПРАВИЛЬНО
мотовщик
рецензист
неоглядаемая
ПРАВИЛЬНО
мот
рецензент

10.

Срезают лазером сосули,
В лицо впиваются снежины.
До остановы добегу ли,
В снегу не утопив ботины?
А дома ждет меня тарела,
Тарела гречи с белой булой;
В ногах – резиновая грела,
И тапы мягкие под стулом.
СосульКи!
Надевайте шапКи и
ботинКи
В железной бане – две селеды,
Торчат оттуда ложа с вилой.
Есть рюма и бутыла с водой,
Она обед мой завершила.
Я в кружу положу завары,
Раскрою «Кобзаря» Шевчены –
Поэта уровня Петрары
И Валентины Матвиены.
Павел ШАПЧИЦ

11.

12.

13. Создание несуществующего слова

14. ихний, евошный, евонный — только ИХ, ЕГО

15.

16.

17.

18.

19.

20. Домашнее задание

1. Исправьте словообразовательные ошибки
РАЗНОЧИНСКАЯ интеллигенция,
ПОЛНОСТЬ изображения,
БЛАГОРОДНОСТЬ души,
ВЗЯТНИЧЕСТВО, УПОРНОСТЬ,
НАДСМЕШКА, СКУЧАНИЕ,
ИХНИЕ слова, ЕВОЙНЫЕ родители
ЗАВСЕГДАТЕЛИ трактира,
ЖАЖДАЕТ, ПОКЛАДИ, СФОТКАЙ.

21. 2. Найдите два слова, в которых допущены словообразовательные ошибки

Домашнее задание
2. Найдите два слова, в которых допущены
словообразовательные ошибки

22.

Когда частица НЕ и
НИ становятся
приставкой, а слово
без «не» и «ни» не
употребляется!
3. Выпишите слова, которые
без «не» и «ни»
не употребляются.
Проверьте их правописание
по орфографическому
словарю
Шёл по улице удачник,
Весь в глиже, одетый брежно,
И на вид он очень взрачный,
Сразу видно, что годяй!
Он людимый, он имущий,
Удивительный дотёпа,
Он доумок и доучка,
И доразвитый вполне.
А ему идёт навстречу
Врастеничная Смеяна,
Языком вполне цензурным
Говорит ему взначай:
Я уклюжая такая,
И природная поседа,
Я радивая ужасно,
Очень ряшество люблю!
А давай-ка мы с тобою
Будем жить в законном браке,
Ведь такой кудышной пары
Сыщут вряд ли кто и где!

23. 4. Повтори правило правописания

24. 5. Выполните упражнение. Спишите предложения, напишите слитно или раздельно «не» и «ни»

(н…)как
(н…)запомнить
(н…)(с)кем погулять
(н…)кого нет дома
(н…)(у )кого спросить
(н…)кто (н…)виноват
(н…)зачем просить
(н…)когда (н…)встретимся
(н…)куда (н…)пойду
(н…)как (н…)запомнить
(н…)кто в очках
(н…)кто (н…)пришел

          ШЕНТАЛИНСКИЙ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Тема «Словообразовательные нормы»

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело (базовый
уровень)

        Разработал: 
преподаватель     Бурлягина М.В.

Шентала

2015
г.

Содержание

1.Пояснительгная
записка…………………………………………………… … 3.

2.Руководство для
студентов по работе с пособием……………………………4

3. Теоретическая
часть (информационный материал)………………………..
5

1)
Словообразование…………………………………………………………………5

2) Состав
слова……………………………………………………………………….5

3) Способы
словообразования………………………………………………………6

4)
Словообразовательный анализ и разбор слова по составу……………………..7

5) Словообразовательные
ошибки………………………………………………….8

4. Практическая
часть  (задания для самоконтроля)…………………………..9

1)
Упражнения…………………………………………………………………………9

2) Тест № 1…………………………………………………………………………….12

3) Тест №
2…………………………………………………………………………… 15

5. Ответы к
упражнениям…………………………………………………………..16

6. Ответы к тестам……………………………………………………………………20

7. Список
использованной литературы……………………………………………21

Пояснительная
записка.

Учебно-методическое
пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлено в соответствии
с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта
среднего  профессионального образования  для специальности 34.02.01.
Сестринское дело и рекомендовано для студентов и преподавателей ОУ СПО.

      Данное
учебно-методическое пособие может выполнять функции руководства по изучению
предложенной темы  по русскому языку и культуре речи   как на занятиях, так и
может быть использовано для внеаудиторной  самостоятельной работы студента.
Пособие выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация
образовательного процесса.

     Тема
«Словообразовательные нормы» разработана  с учетом новых образовательных стандартов,
расширяет представление студентов о речевой коммуникации, особенностях русской
речи, нормах современного русского литературного языка. Представленные
материалы способствуют формированию и развитию речевой культуры.

Данный курс может
быть полезен всем, интересующимся современным состоянием русского языка и
желающим совершенствовать свою речь.

В
учебно-методическое пособие входят:

— теоретическая
часть,  информация в которой  даёт возможность ознакомиться  с  нормами
словообразования и типами словообразовательных ошибок;

— практическая
часть, в  которую   входят задания, рекомендованные для выполнения как под
руководством преподавателя, так и для самостоятельной аудиторной и
внеаудиторной  работы с последующим анализом;

— задания для   самоконтроля, 
с помощью которых студенты смогут проверить полученные знания;

— ответы к заданиям
для самоконтроля;

— список использованной
литературы.

                          Содержание
учебной информации.

Нормы словообразования.

Типы словообразовательных ошибок.

Устранение словообразовательных ошибок.

Руководство
для студентов по работе с пособием.

Уважаемые студенты!

   Данное
учебно-методическое пособие поможет вам   успешно подготовиться  к занятию по
теме «Самообразование» и предоставляет вам  возможности для успешного  освоения
интереснейшего из языков
русского
языка, повышения собственной речевой и общей культуры.

  Для этого вам
необходимо внимательно ознакомиться с информационным материалом  из
теоретической части  и ответить на контрольные вопросы,  затем приступить к
выполнению заданий для самоконтроля в рабочей тетради  из практической части. 
В случае затруднения  обращайтесь к справочникам, словарям по русскому языку.
При необходимости проконсультируйтесь с преподавателем.

 С помощью
упражнений и тестов сможете реально оценить свои знания, обнаружить пробелы и
своевременно их устранить.

   Надеюсь на
интересную, плодотворную совместную работу по освоению курса «Русский язык
и культура речи».

I.Теоретическая часть.  (Информационный
материал.)

1.Словообразование (от лат. derivatio — отведе­ние) — это
образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим
в язы­ке словообразовательным  моделям.

Словообразование
— это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их обра­зования.

Словарный
состав языка пополняется, в первую очередь, в результате образования новых
слов, которые требуются для наименования появляющихся новых понятий или иного
называния уже существующих. Русский язык имеет богатый ресурс
словообразовательных средств. Научиться ими пользоваться в соответствии с
существующими в языке традициями, выработанными моделями, нормами — задача
каждого образованного человека.

Словообразовательные нормы — это нормы
образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых,
грамматических, словообразовательных словарях.

2.Состав
слова

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень,
суффикс. Части слова называются
морфемами.

Морфема (от греч. morphe — форма) — это ми­нимальная
значимая часть слова, которая не чле­нится на более мелкие единицы того же
уровня. Морфема обладает грамматической формой и грам­матическим значением. Она
способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его
является корневая морфема); 2) грамматиче­ское (носителем его являются
служебные морфе­мы);
3) словообразовательное  (оно
вносится
аффиксами).

  
Кроме материально выраженных, в языке иног­да встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально
не выраженные, но обладающие грам­матическим значением, например, в слове дом  материально не выражено
окончание, а в слове нес — окончание
и суффикс прошедшего времени – л.

Главной
морфемой слова является корень
(общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий
лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может
употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня
употребляться не могут.

Аффикс
это служебная морфема, видоизме­няющая значение корня или выражающая отно­шение
между словами в словосочетании и предло­жении. В классификации служебных морфем
учи­тывается не только их местоположение по отноше­нию к корневой морфеме, но и
выполняемая ими функция, а также способность сочетаться с други­ми элементами
этого же уровня.

 Значимыми морфемами слова являются корень, приставка, суффикс.

Корень
главная значимая часть слова, в кото­рой заключено общее значение всех
однокоренных слов: водный, подводный,
водяной — водник
— все эти слова обозначают предметы или
признаки, име­ющие отношение к воде, так как в них входит ко­рень  —вод- .  

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренные слова могут
относить­ся к одной части речи (дом, домик, домишко, до­мовой) или к
разным частям речи (свет, световой, светить, светло).

В слове может быть один корень (земляной) или два корня (землекоп,
землемер
).

Морфема,
стоящая перед корнем, называется пре­фикс
(от лат.
praefixus — приставленный впереди) или приставка.

Приставка
служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый —
предобрый
).

В слове могут быть не одна, а две и более при­ставки: выход,
безвыходный
.

В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-,
под-, над-, в
-), но, есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-,
экс-/
например: субъект, контракт, экс-президент.

Некоторые приставки имеют несколько значе­ний, например: приставка при-
может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный),
неполное действие (прилег).

Морфема, стоящая после корня, называется суф­фиксом (от лат. suffixus — подставленный). Суф­фикс также служит для образования новых слов
(школа — школьник) или новых форм (играть — играл).

Многие суффиксы свойственны определенным
ча­стям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам
существительным: рез­чик, летчик, сварщик, учитель, ученица.

Морфема, стоящая в конце слова и служащая
для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией (от лат.
flexio — сгибание).

Окончание выражает разные грамматические
зна­чения: у существительных, числительных и лич­ных местоимений — падеж и
число; у прилагатель­ных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число,
род: у глаголов — лицо и число.

Окончание может быть нулевым, т.е. таким, ко­торое не выражено
звуками, например: нос, конь.

 3. Способы словообразования.

В языках мира существует несколько
способов сло­вообразования. Среди них выделяются следующие:

1)   морфологический (наиболее продуктивный способ словообразования во всех славянских язы­ках):
он заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в
языке пра­вилам. Данный способ включает в себя приставоч­ный, суффиксальный, приставочно-суффиксалъный,
бессуффиксный, сложение;

Приставочный способ.

    
При образовании слов данным способом к ис­ходному слову присоединяется
приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исход­ные. Таким
способом образуются имена существи­тельные: ход — выход, свет — рассвет;
имена при­лагательные: большой — небольшой, вкусный — безвкусный, звуковой —
сверхзвуковой
; местоиме­ния: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить
— заходить, выходить, подходить, уходить;
наречия: всегда, навсегда.

 Суффиксальный
способ.

При
суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом,
могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес —
лесной
).

Суффикс присоединяется не к целому слову,
а к его основе, при этом иногда основа видоизменяет­ся: может отсекаться часть
основы, изменяться зву­ковой состав, происходит чередование звуков: от­ливать
— отливка, ткач — ткацкий.

Приставочно-суффиксальный

При этом способе к исходному слову
одновре­менно присоединяются приставка и суффикс: при­усадебный,
подорожник,  Подмосковье, наездник
.

Чаще всего данным способом образуются
имена существительные: предпосылка, подоконник; гла­голы: расписаться,
увлечься
; наречия: по-весенне­му, по-русски.

Бессуфиксный способ заключается в том, что от
слова отбрасывается окончание (черный — чернь) или может одновременно
отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать — отдых, бранить —
брань.

Сложение

Сложение — это образование нового слова
путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ.
Слова, образованные в резуль­тате сложения, называются сложными. Сложные слова
образуются:

1)                
путём сложения основ: вольнонаемник,
сухофрукты, грузоподъёмник, генерал-майор, Екатеринбург, носорог,
первоисточник, самозащита
, долголетие,
жизнелюбие, скалолаз, тепловоз, солнцепёк, тяжелодум
;

2)путем сложения основ с одновременной суффиксацией (сложносуффиксальный способ): первоклассник
(первый + класс +
суффикс –ник
), красногвардеец
(красн-ая +гвард-ия +
суффикс –ец);

3)путём 
сложения целых слов
: телефон-автомат, шко­ла-интернат;

2) неморфологический
способ
образования слов  называется аббревиация, которая
предполагает сокращение основ и образование новых слов в результате сложения
сокращённых элементов или сокращённого элемента и целого слова. Возникающие
таким образом слова называются аббревиатурами или сложносокращёнными
словами. Например: главбух (глав-ный бух-галтер), МОСУ (Московский
общественный социальный универстиет
). Аббревиатуры создаются:

1) сложением
сокращённых элементов слова или сокращённого элемента и целого слова
(слоговой): главбух, завуч, медбрат, медсестра, студсовет;

2) сложением начальных букв (буквенный): МГУ, АТС, СНГ, ФРГ;

3)сложением
начальных звуков (звуковой): тюз, МХАТ, ООН, США, СОШ, ссуз, вуз;

3)лексико-семантический, который заключает­ся в создании нового слова путем расщепления ста­рого
на два или более омонима:
«боксер» — порода собаки и «боксер» -спортсмен по боксу;

2)   морфолого-синтаксический: образование ново­го слова путем перехода его из одной части речи в
другую: столовая, мороженое. Слово при этом при­обретает новые
грамматические признаки;

3)  
лексико-синтаксический, который заключает­ся
в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания
слов: вечно-зеле­ный, сей-час — вечнозеленый, сейчас.

4.
Словообразовательный анализ и разбор слова по составу.

Различают два вида анализа структуры словооб­разовательно
мотивированных слов: морфемный анализ,
т.е. разбор слова по составу, и  словообразо­вательный
анализ.
Первый предполагает выделе­ние всех составляющих слова,
второй требует уста­новления словообразовательной структуры слова, т.е.
представить словообразовательную цепочку.

Например:
учить -> учитель -> учительница:

Сущность
словообразовательного анализа заклю­чается в толковании лексического значения
произ­водного слова на основе сопоставления значения и структуры двух близкородственных
слов, в резуль­тате которого выясняется исходная единица и часть слова,
прибавленная к ней при образовании этого слова. На основании этого определяется
способ его образования.

Например: слово деревянный обозначает «сделан­ный из
дерева», значит, его производной базой яв­ляется слово дерево.

В слове
деревянный
есть суффикс -янн-, которо­го в слове дерево
не было, следовательно, он был прибавлен к нему, и слово
деревянный образовано
суффиксальным способом.

Разбор
слова по составу связан с пониманием лек­сического значения данного слова, он
предполага­ет подбор однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень, в
котором и заключается лекси­ческое значение слова.

План разбора по составу.

1. 
Выделить окончание и основу. С этой целью не­обходимо
слово изменить, чтобы правильно выделить окончание:
добрый — доброго — добрым, основа — добр-;
любить — любим — любят
, основа — люб-.

2.  
Определить, из чего состоит основа: только из корня
или есть еще приставка и суффикс. Для это­го надо сопоставить однокоренные
слова: издалека — далекий — далеко — даль.

3.   Выделить корень, затем, если есть,  приставку и суффикс: из-дал-ек-а

План словообразовательного анализа

1.   
Дать толкование лексического значения дан­ного
слова. Например:

прибрежный
— находящий­ся рядом (около) с берегом.                                                 

2.   
Составить словообразовательную цепочку:

Например:
прибрежный→
береговой →берег.

3.   
Выявить часть слова, от которой образовано данное
слово, затем часть слова, при помощи кото­рой оно образовано.

Данное
слово прибрежный
образовано при помо­щи приставки при-
и суффикса –к-.

5.
Словообразовательные ошибки.

    Со
словообразованием связаны две большие проблемы:

 а) соблюдение норм
или правил образования слов и

б) выбор того или
иного слова, в составе которого есть оценочные морфемы, в конкретной ситуации
общения. Первая проблема относится к области культуры речи, вторая – в большей
степени к стилистике. Неправильно образованные слова называются окказионализмами.

   
Словообразовательно-стилистические ошибки, как правило, связаны с
использованием в официально-деловом и научном стилях экспрессивно-окрашенной,
разговорной лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами  (Мастерская
производит окраску в зелёненький цвет
).

     Самыми
распространёнными словообразовательными ошибками, которые влияют на написание
слов, являются следующие:

-неправильный выбор
приставки (под-черк  вместо по-черк);

-неверный выбор
суффикса (уклон-ств-о вместо уклон-ени-е);

-ошибка в корне слова
(при-урач-ива-ть вместо при-уроч-ива-ть)

        Среди всех
морфем самые большие словообразовательные возможности у суффиксов. С помощью
суффиксов слова могут выражать оценочно-ласкательное значение (девч-оночка,
хорош-еньк-ий ), презрение (журнал-юг-а, хил-як), иронию (грязн — еньк-ий),
усиление какого-либо признака (жадн-ющ-ий, рук-аст-ый) и т.д. Все приведённые
примеры относятся к разговорной речи, однако это не означает, что в этой сфере
слова не подчиняются правилам. Речь портит неоправданное использование ласковых
словечек (В этом магазине продаётся симпатичненький ситчик, просто
загляденьице!
)

     Типичными
книжными суффиксами, которые встречаются в абстрактных словах-понятиях являются
–ени/-ни (гор-ени-е. стар-а-ни-е), -ость (повторяем-ость, сжигаем-ость), -изн-
(отч-изн-а, крут-изн-а), -изм (нигил-изм) и др.

 Немотивированное
использование книжной лексики в разговорной речи выглядит смешно и считается
стилистической ошибкой (В центре села наконец-то воздвигли столовую),
однако оно может быть оправдано, если фраза произносится иронично (Не
соблаговолите ли, любезнейший, наконец-то починить кран?)

  Таким образом,
употребляя то или иное слово, нужно быть внимательнее к составу слова, который
подскажет, где и как уместно его использовать.

      Большинство
профессионализмов и терминов имеет иноязычное происхождение, восходит к
латинскому и английскому языкам. Многие специальные слова образованы с помощью
иноязычных корней, суффиксов и приставок, чаще всего латинского происхождения,
и носят интернациональный характер: авиа, авто, библио, гео, граф, лог,
теле, скоп, фон, фото (автономия, геология).

II.   Вопросы для самоконтроля.

1.     Какой раздел науки о языке называется сло­вообразованием?

2.    Что такое морфема? Какие типы значений она передает?

3.     Какая морфема в слове является гласной, по­чему?

4.     Какую роль в слове выполняют аффиксы?

5.    Почему окончание не является значимой час­тью слова?

6.    Каковы основные способы словообразования?

7.   Какой способ является наиболее продуктивным?

8.    Какие способы образования слов входят в со­став морфологического
способа?

9.     Охарактеризуйте каждый из способов слово­образования и приведите
примеры слов, которые относятся к вашей будущей профессии.

10.  Чем отличаются словообразовательный ана­лиз и разбор слова по составу?
Укажите порядок выполнения того и другого, приведя в качестве примеров слова,
свойственные вашей профессии.

III. Практическая часть (Задания для самоконтроля).

1.  Упражнения.

Упражнение
1.

Укажите:

1.  Слова с нулевым окончанием.

Солидарность, стремление, преуспел,
участвуя, шире, альпинист, байдарка, шоссе, преодолел, пре­врати.

2.  Слова, которые не имеют окончаний.

Статья, приобретя, вчера, дисциплина, табло, се­годня, ситуация,
высушив, пенальти, двести.

3.  Слова с двумя приставками.            

Воодушевить, вообразить, непобедимый, непо­грешимый, воссоединение,
посоветовать, подейство­вать, озаглавить, озадачить, обнажить.

4.  Слова с двумя суффиксами.

Талантливый,
оркестрантка, ремесленник, про­граммный, виртуозность, гостиница, типографский,
печатать, авторство.

5.  Сложные слова.

Биография, ситуация, жизнеописание, проектировать, кинотеатр,
поликлиника, мультивитамины, великолепный, радиопередача, безотчетный.

Упражнение 2.

Найдите и выпишите  слова, которые являются
формами одного и того же слова.

1.   Драматург.
Драматизм. Драматургия. Драма­тична. Драматичный.

2.    Трагедия. Трагедийность. Трагедийный. Тра­гедийна. Трагик.

3.     Конфликт. Конфликтный. Конфликтовать. Бесконфликтный. Конфликты.

4.    Романтическая. Романтичная. Романтик. Ро­мантичнее. Романтизировать.

5.   Комедийный.
Комедийная. Комедия. Комеди­ант. Комедиантка.

6.     Мотивировка. Мотивировать. Мотивирован­ный. Мотив. Мотивироваться.

7.     Контраст. Контрастируя. Контрастный. Контрастность. Контрастно.

8.       
Сатира. Сатирический. Сатирически. Сатирой.
Сатирик.

9.  Анализ.
Анализировать. Анализируемый. Про­анализировать. Анализирую.

10.  
Театр. Театральный. Театрал. Театралка. Те­атральное.

Упражнение 3.

Прочитайте
текст. Выпишите выделенные слова и рядом запишите те, от которых они
образовались.

Свечка

Горела свечка в
старом подсвечнике, горела да и отгорела. Погасла. Кончилась.

— Какая она недолговечная!
— весело сказал та­ракан, выползая из щели. — Мало пожила свечка.

— Да, она мало пожила, — сказал, вдохнув, ста­рый подсвечник. — Зато ярко горела.  Многим от
нее было светло и радостно.

Ничего на это не ответил таракан, уползая к себе в щель, потому что в
подсвечник вставили
новую свечку и зажгли. А таракан не любил света и боял­ся его.

(Е. Пермяк)

 Упражнение 4.

Прочитайте
и определите, каким способом образованы выделенные слова. Приведите свои
примеры на каждый из этих способов, применяя лексику вашей профессии.

1.Считаться специалистом. 2. Назначить дежур­ного. 3. Любимое мороженое. 4. Навестить больно­го. 5. Беседа с присутствующими. 6. Благодаря прилагаемым
усилиям. 7. Разговаривать стоя. 8. Прошлогодние листья. 9. Нижеподписавшиеся члены
комиссии.

Упражнение 5.

Определите,
какое слово не является однокоренным в каждом ряду слов, и выпишите его
.

1.    Консервный. Консервирование. Консервация. Законсервировать.
Консерватория.

2.    Температура. Темперамент. Темпераментный. Темпераментно.
Темпераментность.

3.    Секретарь. Секретарша. Секрет. Секретариат. Секретарский.

4.    Участковый. Участвовать. Участие. Участли­вый. Участник.

5.     Почта. Почтальон. Почтамт. Почтовый. По­чтенный.

6.    Сторожевой. Сторожить. Старожил. Сторожи­ха. Посторожить.

7.   
Автор. Авторитет. Авторский. Авторство. Со­автор.

Упражнение
6.

Приведите 10 примеров сложносокращенных слов
(аббревиатур), обладающих функционально-стили­стической окраской и свойственных
вашей профес­сии.

Упражнение
7.

  Исправьте словообразовательные ошибки:

1)     
«Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из
объявления в санатории)

2)     
«Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)

3)     
«Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из
отчета работников пищепрома)

4)     
«На всех окружающих мой друг запоглядывал весело»
(Из сочинения ученика)

5)     
С исчерпывающей полностью  сатирик вскрывает
причины распада семьи Головлёвых.

6)     
От самодурности  Дикого страдают не только
домочадцы, но и горожане.

7)     
Печорин не раз проявлял бесстрашность.

8)      
Равнодушество охватило Евгения.

9)     
Успех первых пьес значительно упрочнил положение
драматурга.

10)  Отряд, бессомненно, придёт вовремя.

11)  Необходимо воспитать самокритическое отношение к себе.

12)  Всю жизнь свою он стремился к богатости.

13)  Мастерская шьёт полушубочки.

14)  Больше
всего меня потрясло погибание героя в конце романа.

15)  Раздражает
его упрямость.

16)   Злопамятливность
не украшает человека.

Упражнение 8.

Расшифруйте следующие аббревиатуры:

АД, АКТГ, БА, ВИЧ, ГБ, ГОМК, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ,
ОСН, ОЦК, РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС,
ЧДД, ЭКГ, ЯМР.

Упражнение 9.

1. В каком термине содержится понятие «боль»:        

              А) кардиология

               Б)
цистоскопия

               В)
флеботомия

               Г)
дистрофия

               Д)
гидрофобия

 2. Найдите
слово со значением «исследование»:

   
А) энцефалопатия

   
Б) гастроскопия

   
В) кардиография

   
Г) кардиограмма

   
Д) флеботомия

3. Какое
значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

      
А) недостаток

       
Б) боязнь

       
В) склонность

       
Г) исследование

 
     Д) расширение

Упражнение 10.

  От
каждого из географических наименований образуйте по два существительных,
называющих по месту жительства лицо мужского пола (единственного числа) и
группу лиц (существительное множественного числа).

Образец: Белград — белградец, белградцы.

Архангельск,
Багдад, Белгород, Бишкек, Вена, Волгоград, Выборг, Вятка, Генуя, Дели,
Екатеринбург, Камчатка, Курск, Индия, Люксембург,
Нефтеюганск, Нью-Йорк, Орехово-Зуево, Пермь, Пхеньян, Санкт-Петербург, Сочи,
Ставрополь, Таганрог, Тбилиси, Тель-Авив, Токио,
Феодосия, Ханты-Мансийск.

Астра­хань, Баку, Варшава, Вологда, Иркутск, Калуга, Крым, Минск, Мурманск,
Нижний Новгород, Париж, Псков, Полесье, Рига, Рим, Томск, Хабаровск, Кострома,
Одесса, Омск, Сибирь, Харьков.

Упражнение 11.

 От данных слов образуйте существительные,
называющие лиц противоположного пола (мужского или женского).

Образец: англичанин — англичанка, немка — немец.

Австралиец — …,
армянка — …, башкирка — …, венгерка — …, грек — …, индеец — …, индус — …, казах
— …, киргиз — …, кореец — …, поляк — …, серб — …, татарка — …, туркмен — ….,
эвенк — …

2.Тесты

Тест № 1.


1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным
способом?

А) приехать,
Б) читатель,   
В) неизбежный,   
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход 
Б) заповедник  
В) выполнение     
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным
способом?

А) по-хорошему,   
Б) новизна, 
В) охотник,  
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным
способом? 

А) сторожка, 
Б) нерешительный, 
В) по-зимнему, 
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный, 
Б) где-нибудь, 
В) доверху, 
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
 

А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.
8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?   
А) кожаный, 
Б) отлет, 
В) водолаз, 
Г) напольный.
9. Какое слово образовано бессуффиксным способом  
А) синеть,
Б) наладчик, 
В) лесоруб, 
Г) подъезд.
10.  Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
11. В каком слове допущена ошибка в определении
способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,  
Б) разбег – бессуффиксный,  
В) лесоруб – бессуффиксный,  
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении
способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,  
Б) пробежать – приставочный,  
В) выход – бессуффиксный,  
Г) горение – суффиксальный.
13. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ  
А) приставочный,
Б) суффиксальный,   
В) бессуффиксный,   
Г) переход
14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД
А) приставочный,    
Б) бессуффиксный,   
В) суффиксальный,   
Г) переход
15. B каком предложении есть слово, образованное
путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне
телеграммы.

Тест № 2.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2) кусать, закуска, вкусный;

3) воспитать, питание, подписка;

4) утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах
выделяется окончание?

1) Прямиком, берегом, творогом;

2) одно, полотно, шестеро;

3) издавна, чиста, комната;

4) четыре, поверье, вскоре.

3. В каком ряду все слова не имеют
окончания?

1) Крюк, номер, насквозь;

2) мышь, здесь, четверо;

3) издавна, заново, лишь;

4) напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком ряду во всех словах
выделяется приставка над-?

1) Надеть, надежный, надпись;

2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3) надежный, надбровье, надкусить;

4) надвинуть, надрезать, надводный.

5. В каком ряду во всех словах
выделяется приставка под-?

1) Подворотня, подкрылок, неподражаемый;

2) подреберье, подробный, неподкупный;

3) неподсудный, подлесок, подарок;

4) неподвластный, подследственный, наподдать.

6. В каком из данных слов есть приставка
при- со значением неполноты действия?

1)  Приземистый;

2) Пристать;

3) Примитивный;

4) Привстать.

7.Укажите предложение, в котором
словообразовательная норма соблюдена:

1) Почему у вас проезд не заплачен?

2) Поклади книгу на стол.

3) Верить в мечту не возбраняется.

4) Сергеева всегда характеризовали
профессионализм и экстраординарность.

8. Укажите предложение, в котором
словообразовательная норма нарушена:

1) Среди военоначальников было много людей
дворянского происхождения.

2) В начале весны в саду начинают цвести
плодовые деревья.

3) Злопамятность не украшает человека.

9. Найдите ненормативное образование:

1) 1) Работенка,

2) Объегорить;

3) Обрулить;

4) Грубость.

10. Найдите ненормативное прилагательное
от слова лосось:

1) Лососий;

2) Лососевый;

3) Лососячий;

4) Лососинный.

11. Найдите нормативное прилагательное
от слова акула:

1) 1) Акуловый;

2) Акулячий;

3) Акулиный;

4) Акулиский.

12. Найдите нормативное прилагательное к
слову афоризм:

1) Афоризмовый;

2) Афоризовый;

3) Афористский;

4) Афористичный.

13. Найдите правильно образованное
слово:

1) Упаковальщица;

2) Упаковывальщица;

3) Принюхиваться;

4) Поднюхивать.

14. Найдите сложное слово, содержащее
иноязычный корень:

1) Сорвиголова;

2) Автогонка;

3) Ветродуй;

4) Паровоз.

15. Укажите существительное, от которого
можно образовать прилагательное с помощью суффикса -ск-:

1)  Сентябрь;

2) Вес;

3) Рыбак;

4) Немец

IV. Ответы к заданиям.

1.     
Упражнения.

Упражнение
1.

1.Слова с
нулевым окончанием.

Солидарность, преуспел, альпинист,
преодолел, пре­врати.

2.Слова,
которые не имеют окончаний.

Приобретя, вчера, табло, се­годня, высушив, пенальти..

3.Слова с
двумя приставками.                  

Воодушевить, непо­грешимый, воссоединение,  озаглавить.

4.Слова с
двумя суффиксами.

Оркестрантка,
ремесленник, виртуозность, гостиница.

5.Сложные
слова.

Жизнеописание, кинотеатр, мультивитамины, радиопередача.

Упражнение 2.

Найдите и выпишите  слова, которые являются
формами одного и того же слова.

1)      Драма­тична. Драматичный.

2)      Трагедийный. Тра­гедийна.

3)      Конфликт. Конфликты.

4)      Романтичная. Ро­мантичнее.

5)      Комедийный. Комедийная.

6)      Мотивировать. Мотивироваться.

7)      Контрастный. Контрастно.

8)       Сатира.Сатирой.

9)      Анализировать. Анализирую.

10)  Театральный.
Те­атральное.

Упражнение 3.

Прочитайте
текст. Выпишите выделенные слова и рядом запишите те, от которых они
образовались.

свечка  — свеча

недолговечная — долговечная

 пожила — пожить

подсвечник  свеча

вставили — вставить

Упражнение 4.

Прочитайте
и определите, каким способом образованы выделенные слова. Приведите свои
примеры на каждый из этих способов, применяя лексику вашей профессии.

1.специалистом (суффиксальный).

2.  дежур­ного (переход одной части
речи в другую).

3. мороженое (переход одной части речи
в другую).

4. больно­го (переход одной части речи
в другую).

  5. с присутствующими (переход одной
части речи в другую).

 6. благодаря (переход одной части речи
в другую).

7. стоя (переход одной части речи в
другую).

8. прошлогодние (сложение основ).

9. нижеподписавшиеся (сложение основ). 

Упражнение 5.

Определите,
какое слово не является однокоренным в каждом ряду слов, и выпишите его
.

1.Консерватория.

2.Температура.

3.Секрет.

4.Участковый.

5.По­чтенный.

6.Старожил.

7.Авторитет.

Упражнение
7.

  Исправьте словообразовательные ошибки:

1)      «Граждане отдыхающие, пойдемте взвешиваться» (Из объявления в
санатории)

2)      «Весело отгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)

3)      «Питание в наших столовых улучшилось» (Из отчета
работников пищепрома)

4)      «На всех окружающих мой друг поглядывал весело» (Из сочинения
ученика)

5)      С исчерпывающей полнотой  сатирик вскрывает причины распада
семьи Головлёвых.

6)      От самодурства  Дикого страдают не только домочадцы, но и
горожане.

7)      Печорин не раз проявлял бесстрашие.

8)       Равнодушие охватило Евгения.

9)      Успех первых пьес значительно упрочил положение драматурга.

10)  Отряд, несомненно,
придёт вовремя.

11)  Необходимо
воспитать самокритичное  отношение к себе.

12)  Всю жизнь
свою он стремился к богатству.

13)  Мастерская
шьёт полушубки.

14)  Больше
всего меня потрясла гибель героя в конце романа.

15)  Раздражает
его упрямство.

16)  Злопамятность (злопамятство) не украшает человека.

Упражнение 8.

Расшифруйте следующие аббревиатуры:

АД, АКТГ, БА, ВИЧ, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, ОЦК,
РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ,
ЯМР.

АД — артериальное
давление,

АКТГ — адренокортикотропный 
гормон,

БА — бронхиальная
астма,

ВИЧ — вирус
иммунодефицита человека,

ДНК — дезоксирибонуклеиновая
кислота,

ЖКТ — желудочно-кишечный
тракт,

ИБС -ишемическая
болезнь сердца,

ИВЛ -искусственная
вентиляция лёгких,

ИМ — инфаркт
миокарда,

ЛФК — лечебная
физкультура,

ОДН — острая
дыхательная недостаточность,

ОРВИ — острая
респираторная вирусная инфекция,

ОСН — острая
сердечная недостаточность,

ОЦК — объём
циркулирующей крови,

РНК — рибонуклеиновая
кислота,

СМЖ — спинномозговая
жидкость,

СОЭ — скорость
оседания эритроцитов,

СПИД — синдром
приобретённого иммунодефицита,

ССС — сердечнососудистая
система,

СТГ — соматотропный
гормон,

УЗИ — ультразвуковое
исследование,

УФО — ультрафиолетовое
облучение,

ХАГ — хронический
активный гепатит,

ХПН — хроническая
почечная недостаточность,

ЦНС — центральная
нервная система,

ЧСС — частота
сердечных сокращений,

ЧДД — частота
дыхательных движений,

ЭКГ — электрокардиография,

ЯМР — ядерно-магнитный
резонанс.

Упражнение 9.

А, Б, В

Кардиология –
(кардия – сердце, логос — учение) раздел медицины, изучающий строение, функции
и заболевания сердца и сосудов, а также разрабатывающий методы их лечения.

Цистоскопия –
(цисто –мочевой пузырь, скопия – осматривание) метод осмотра полости мочевого
пузыря.

Флеботомия – (флебо
– вена, томия – разрезание) вскрытие, разрезание вен.

Дистрофия – (дис
–нарушение, трофия – питание) расстройство питания тканей.

Гидрофобия –( гидро
– вода, фобия – боязнь) водобоязнь.

Энцефалопатия –
(энце – мозг, фало – страдание) заболевание головного мозга.

Гастроскопия
–(гастро – желудок, скопия – осматривание) осматривание полости желудка.

Кардиограмма –
(кардио – сердце, грамма запись) графическая запись движений грудной клетки,
полученная при регистрации сердечных толчков.

Кардиография –
(кардио – сердце, графия – запись) запись с помощью специального  аппарата 
движений грудной клетки, вызываемых работой сердца.

…филия –
склонность, расположение, любовь.

Упражнение 10.

1)      Архангельск — архангелогородец,
архангелогородцы

2)      Багдад — багдадец, багдадцы

3)      Белгород — белгородец, белгородцы

4)      Бишкек — бишкекец, бишкекцы

5)      Вена — венец, венцы

6)      Волгоград- волгоградец, волгоградцы

7)      Выборг — выборжец, выборжцы

8)       Вятка- вятич, вятичи

9)      Генуя — генуэзец, генуэзцы

10)  Дели-  делиец,
делийцы

11)  Екатеринбург
екатеринбуржец, екатеринбуржцы

12)  Камчатка-
камчадал, камчадалы

13)  Курск —
курянин, куряне

14)  Индия- индиец, индийцы

15)  Люксембург- люксембуржец, люксембуржцы

16)  Нефтеюганск  —  нефтеюганин, нефтеюгане

17)  Нью-Йорк
ньюйоржец, ньюйоркцы

18)  Орехово-Зуево
ореховозуевец, ореховозуевцы,

19)  Пермь —
пермяк, пермяки

20)  Пхеньян
пхеньянец, пхеньянцы

21)  Санкт-Петербург
петербуржец, петербуржцы

22)  Сочи
сочинец, сочинцы

23)  Ставрополь
ставрополец, ставропольцы

24)  Таганрог
таганрожец, таганрожцы

25)  Тбилиси
тбилисец, тбилисцы

26)  Тель-Авив
тельавивец, тельавивцы

27)  Токио —
 
токиец, токийцы

28)  Феодосия
феодосиец, феодосийцы

29)  Ханты-Мансийск
хантымансиец, хантымансийцы

30)  Астра­хань
астраханец, астраханцы

31)  Баку — бакинец, бакинцы

32)  Варшава
варшавянин, варшавяне

33)  Вологда
 вологжанин, вологжане

34)  Иркутск
иркутянин, иркутяне

35)  Калуга
калужанин, калужане

36)  Крым — крымчанин, крымчане

37)  Минск — минчанин, минчане

38)  Мурманск
мурманчанин, мурманчане,

39)  Нижний
Новгород —
нижегородец,
нижегородцы

40)  Париж- парижанин, парижане

41)  Псков- псковитянин, псковитяне

42)  Полесье
полещук, полещуки

43)  Рига- рижанин, рижане

44)  Рим — римля­нин, римляне

45)  Томск — томич, томичи

46)  Хабаровск
хабаровчанин, хабаровчане

47)  Кострома-
костромич, костромичи

48)  Одесса
одессит, одесситы

49)  Омск — Омск — омич, омичи

50)  Сибирь
сибиряк, сибиряки

51)  Харьков
харьковчанин, харьковчане

Упражнение 11.

1.     
 От данных слов образуйте
существительные, называющие лиц противоположного пола (мужского или женского).

1)      Австралиец — австралийка,

2)      армянка — армянин,

3)      башкирка — башкир,

4)      венгерка — венгр,

5)      грек — гречанка,

6)      индеец — индианка,

7)      индус — индианка (индуска),

8)       казах — казашка,

9)      киргиз —  киргизка,

10)  кореец
— кореянка,

11)  поляк —
 полячка,

12)  серб — сербиянка
(сербка),

13)  татарка
— татарин,

14)  туркмен
— туркменка,

15)  эвенк —
эвенка.

2.       Тесты

Ответы к тесту № 1.

1.      В
2. Г
3. А
4. Г
5. А
6. Г
7. В
8. Б
9. Г
10. Б
11. В
12. А
13. В
14. Б
15. Б

Ответы к тесту № 2.

1   1)

2   2)

3    3)

4    2)

5    4)

6    4)

7     2)

8     3)

9     3)

10   2)

11   1)

12   4)

13   2)

14   2)

15   1)

Список
использованной литературы.

1.И. В. Голуб
«Русский язык и культура речи», М.,»Логос», 2004
г.

2.Т.В.Потёмкин,
Н.Н.Соловьёва  «Русский язык и культура речи», М., ГАРДАРИКИ, 2004
г.

3.Л.В.Измайлова,
Н.Н.Демьянова, Н.П.Меньшикова «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону,
Феникс, 2005 г.

5.Д.Э.Розенталь,
Е.В.Джанджакова «Справочник по русскому языку», М.,Айрис-пресс, 2006
г.

6.
Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских учебных заведений
«Русский  язык и культура речи», М., 2003
г. Составитель ст.преподаватель Е.В.Мензул.

7. Примерная
программа  «Русский язык и культура речи» (Москва, ВУНМЦ, 2002).

8. Методические рекомендации к практическим
занятиям по русскому языку и культуре речи для преподавателей медицинских и
фармацевтических колледжей и училищ. Авторы: директор Арзамасского медицинского
училища Трофимова Г.А.,  заместитель директора Арзамасского медицинского
училища по научно-методической работе доктор медицинских наук Лавровский С.Н.,
преподаватель русского языка и культуры речи Арзамасского медицинского училища
Александрова Ж.С., Москва, ГОУ
ВУНМЦ, 2003 г.

9. Рябкова Н.Н. Русский язык и культура речи.
Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра русского языка и
культуры речи, 2011 г.

Типичные ошибки

В данной статье:

  • Ошибочное определение начальной формы
  • Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами
  • Ошибочное определение слова, от которого образовано данное
  • Ошибочное определение средств словообразования
  • Ошибочное определение способа словообразования

1. Ошибочное определение начальной формы:

  • в словах,  имеющих формообразующие суффиксы, например: идите, смотрите, крупнее, красивейшего, думающему, придумав
  • в неизменяемых словах, например, осенью, днём, ночью и др. наречиях, не имеющих форм вообще
  • в глаголах (в результате смешения видов: указание в качестве начальной формы глаголов другого вида), например: переписывал, нарисовал, прыгнул, прыгает и проч.
  • в глаголах движения в результате смешения однонаправленных и разнонаправленных глаголов, например: поедет, слетал, приезжаю, летаем, летим, проходят, привезу, вожу

Правильно:

  • идти, смотреть, крупный, красивый, думать, придумать
  • осенью, днём, ночью — начальной формы, как и форм вообще, нет
  • переписывать, нарисовать, прыгнуть, прыгать
  • поехать, слетать, приезжать, летать, лететь, проходить, привезти, водить

2. Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами:

Примеры:
пришли, училась, веселее, должен, заняты, освобождённому, смотри, выручайте, хотел бы, ел, тряс, замёрз, будучи

Правильно:
прий-, учи-, весел-, должен-, занят-, освободи-, смотре-, выруча-, хоте-, ес-, тряс-, замёрзну-, бы-

3. Ошибочное определение слова, от которого образовано данное.

Примеры:
передвижник, передвижничество, передвижной, передвинуть не образованы от слова двигать.

Правильно: 
передвижникпередвижной 
передвижничество ← передвижник
передвижной ← передвигать
передвинуть ← двинуть

4. Ошибочное определение средств словообразования: 

Приставок:

послезавтра, назавтра, сверхмощный, бездействовать, заставить, заиграть, зажжение, выпроводить, беспристрастный

Правильно:
послезавтра ← завтра, средство словообразования (далее — средство): после-
назавтра ← завтра, средство: на-
сверхмощный ← мощный, средство: сверх-
бездействовать ← действовать, средство: без-
заставить ← ставить, средство: за-
заиграть ← играть, средство: за-
зажжение ← жжение, средство: за-
выпроводить ← проводить, средство: вы-
беспристрастный ← пристрастный, средство: бес-

Суффиксов:

 письмишко, утречком, вечером, учитель, родительница, крикун      

Правильно:
письмишко ← письмо, средство: -ишк-
утречком ← утром, средство: -ечк-
вечером ← вечер, средство: -ом
учитель ← учить, ссредство: -тель-
родительница ← родитель, средство: -ниц-
крикун ← крик, средство: -ун-

Приставок и суффиксов:

 беспризорный, настенный, по-прежнему, покрикивать, подснежник, снова

Правильно:
беспризорный ← призор, средство: бес- + -н-
настенный ← стена, средство: на- + -н-
по-прежнему ← прежний, средство: по- + -ему
покрикивать ← кричать, средство: по- + -ива-
подснежник ← снег, средство: под- + -ник-
снова ← новый, средство: с- +

5. Ошибочное определение способа словообразования,

т.е. непонимание процесса образования производной основы от производящей.  

Приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы, примеры которых приведены в п. 4., устанавливаются с опорой на словообразовательную морфему в составе слова.

Другие способы, такие как  сложение, сложение в сочетании с суффиксацией, сращение, сокращение, аббревиация, изменение части речи, вызывают наибольшие затруднения. Ребята просто забывают об их существовании. Нужно помнить, что все способы есть в русском языке, нельзя игнорировать какие-либо из них. Проверь, помнишь ли ты  все способы образования слов. Если нет, см.: Как устроен наш язык.  Глава 5. Словообразование.

Смотрите также

  • Глава 5. Словообразование
  • Особенности словообразовательного разбора
  • Советы. Как приступить к делу
  • Примеры и комментарии
  • Первые шаги — подготовительные задания
  • Тренинг «Словообразовательный разбор»
  • Итоговые тесты «Словообразовательный анализ в формате ЕГЭ»
  • В1 — В7. Работа с текстом. Владение языковедческими понятиями
  • Словообразование

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Слишком мягкий характер как исправить
  • Словоеб ошибка 2
  • Слишком много форматов ячеек excel как исправить макрос
  • Слишком много разрыхлителя как исправить
  • Слово ошибка на разных языках