УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРЯМЫЕ – умозаключения, в которых заключение выводится из некоторого множества высказываний-посылок. Обычно выделяют четыре вида прямых умозаключений (в основном – двухпосылочных):
чисто условные умозаключения;
условно-категорические умозаключения;
разделительно-категорические умозаключения;
условно-разделительные умозаключения.
Чисто условными умозаключения называются такие умозаключения, в которых обе посылки и заключение представляют собой условные высказывания, т.е. сложные высказывания, составленные из простых высказываний с помощью логического союза «если…, то…», который в логике часто обозначается символом →. С учетом этого обозначения и замены простых высказываний прописными буквами латинского алфавита схема условного умозаключения выглядит следующим образом:
Пример условного умозаключения: «Если студент хорошо занимается в течение семестра, то он хорошо сдает сессию. Если студент хорошо сдает сессию, то он получает стипендию. Следовательно, если студент хорошо занимается в течение семестра, то он получает стипендию».
Условно-категорическим умозаключением называется двухпосылочное умозаключение, в котором одна из посылок является условным высказыванием, а другая же посылка, а также заключение является либо первым простым высказыванием условного высказывания (первой посылки), либо вторым, либо отрицанием того и другого. К их числу относится, например, умозаключение следующего типа:
В традиции, идущей от средневековой логики, это умозаключение называлось modus ponens, что означает «утверждающий способ рассуждения». Умозаключения этого типа являются весьма простыми и на примерах выглядят тривиально. Например: «Если каждый день пить кофе, то в голову придет хорошая идея. Этот человек каждый день пьет кофе. Следовательно, ему рано или поздно в голову придет хорошая идея».
Более интересен второй тип условно-разделительных умозаключений, называемый modus tollens (отрицающий способ рассуждений) схему которого можно изобразить следующим образом:
Здесь символ Ш используется для записи логического союза «неверно, что …» (отрицание). Пример подобного умозаключения можно обнаружить, например, у Августина Блаженного, когда он пишет «если кто-нибудь из избранных погибает, то Бог ошибается, но никто из избранных не погибает, ибо Бог не ошибается».
Часто совершаемые ошибки при использовании условно-разделительных умозаключений заключаются в использовании следующих неправильных способов рассуждений:
Содержательно эти ошибочные схемы умозаключений можно проиллюстрировать с помощью следующих двух примеров:
Некий следователь рассуждал: «Если этот человек преступник, то он был на месте преступления. Этот человек был на месте преступления. Следовательно, этот человек преступник».
Умозаключение, которым часто пользуются врачи: «Если у человека повышена температура, то он болен. У этого человека температура не повышена. Следовательно, он не болен».
Разделительно-категорическим умозаключением называется двухпосылочное умозаключение, в котором одна посылка (разделительная) представляет собой сложное высказывание, образованное из двух простых высказываний с помощью разделительного союза «… или …» (дизъюнкции, обычно обозначаемой символом Ъ), в то время как вторая посылка и заключение – простые высказывания. С учетом принятого обозначения схемы разделительно-категорического умозаключения выглядит следующим образом:
Они получили название modus tollendo ponens, что означает «отрицающе-утверждающий способ рассуждения». Пример подобного умозаключения выглядит следующим образом: «Этот человек заблуждается сам или сознательно вводит в заблуждение других. Но сам этот человек не заблуждается. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других».
Вместе с тем не относятся к числу корректных следующие разделительно-категорические умозаключения:
Однако если заменить в этих умозаключения разделительный союз «… или …» на строгий разделительный союз «либо … либо …» (строгую или альтернативную дизъюнкцию), то эти способы рассуждений превращаются в корректные. Умозаключения подобного типа имеют традиционное название modus ponendo tollens. С употреблением таких умозаключений можно столкнуться, например, на митинге, когда оратор говорит: «Либо мы победим, либо все пойдет ко всем чертям! Но мы победим!», подразумевая, что «Все не пойдет ко всем чертям».
Условно-разделительными умозаключениями называются умозаключения, в которых одна из посылок является разделительным высказывание, а остальные – условными высказываниями. Еще одно название условно-разделительных умозаключений – лемматические, происходящее от греческого слова lemma – предложение, предположение. Это название основано на том, что в этих умозаключениях рассматриваются различные предположения и их следствия. В зависимости от числа условных посылок условно-разделительные умозаключения называют дилеммами (две условные посылки), трилеммами (три), полилеммами (четыре и более). В практике рассуждений чаще всего используются дилеммы.
Можно выделить следующие основные виды дилемм:
– простая конструктивная дилемма,
– сложная конструктивная дилемма,
– простая деструктивная дилемма,
– сложная деструктивная дилемма.
Пример простой конструктивной дилеммы (рассуждение Сократа):
«Если смерть – переход в небытие, то она благо. Если смерть – переход в мир иной, то она благо. Смерть – переход в небытие или в мир иной. Следовательно, смерть – благо».
Пример сложной конструктивной дилеммы:
Молодой афинянин обратился к Сократу за советом: стоит ли ему жениться? Сократ ответил: «Если тебе попадется хорошая жена, то ты будешь счастливым исключением, если плохая, то ты будешь как и я, философом. Но тебе попадется хорошая или плохая жена. Поэтому или быть тебе счастливым исключением, или философом».
Пример простой деструктивной дилеммы:
«В современном мире, если вы хотите быть счастливым, нужно иметь много денег. Однако всегда было так, что если вы хотите быть счастливым, то нужно иметь чистую совесть. Но мы знаем, что жизнь устроена так, что невозможно одновременно иметь и деньги, и совесть, т.е. или денег нет, или нет совести. Следовательно, оставьте надежду на счастье».
Пример сложной деструктивной дилеммы:
«Если он умен, то он увидит свою ошибку. Если он искренен, то он признается в ней. Но он или не видит своей ошибки, или не признается в ней. Следовательно, он или не умен, или не искренен».
См. также ЛОГИКА; УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ; НЕПРЯМЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Владимир Васюков
Подборка по базе: Контрольная работа на тему Красный и белый террор в Советской Ро, ВКР Профилактика профессионального выгорания персонала Перекрест, Простой Красный и Черный Образовательный Ключевые моменты Презен, Черный и Красный Геометрическая Технология Основная Мысль Презен, Какие редкие растения Китая внесены в международный красный спис, тест Красный цветок 10 кл.docx, Код Красный организация действий при пожаре (1).pdf, Что такое красный шлам.docx, Купаться запрещено.docx, ЛР 3 Органолептический анализ Красный шрифт только для преподава
Вопрос | Ответ | Верно |
1.10. Укажите вид модальности высказывания «Запрещено переходить перекресток на красный сигнал светофора»: | деонтическая модальность | да |
1.12. Формальная логика появилась: | в Античности | да |
1.13. Формальная логика является: | аристотелевской | да |
1.14. Интуитивная логика – это: | стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления | да |
1.15. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это: | софисты | да |
1.16. Создателем логики считается древнегреческий философ: | Аристотель | да |
1.17. Математическая или символическая логика появилась: | в XIX в. | да |
1.18. Немецкий ученый XVIII века, разработавший закон достаточного основания в логике: | Лейбниц | да |
1.19. Английский ученый конца XVI — начала XVII века, разработавший в произведении «Новый Органон» основы индуктивной логики: | Ф. Бэкон | да |
1.3. Понятие – это | форма мышления | да |
1.4. Истинность в логике означает: | соответствие мысли объекту | да |
1.5. Принцип верификации – это: | критерий научного знания | да |
1.6. Символическая логика является разделом: | математики | да |
1.7.Что означает слово «logos»? | закон, мысль, слово, смысл. | да |
1.8. Модальная логика относится к: | неклассической логике | да |
Количество правильных ответов: | 15 | |
Количество не правильных ответов: | 0 | |
Количество пропущенных вопросов: | 0 | |
Количество вопросов: | 15 | |
% правильных ответов: | 100 | |
Вопрос | Ответ | Верно |
1.1. Логика – это: | наука о формах и законах правильного мышления | да |
1.10. Укажите вид модальности высказывания «Запрещено переходить перекресток на красный сигнал светофора»: | деонтическая модальность | да |
1.11. Укажите вид модальности высказывания «Плохо, что он не принял замечание во внимание»: | аксиологическая модальность | да |
1.12. Формальная логика появилась: | в Античности | да |
1.14. Интуитивная логика – это: | стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления | да |
1.15. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это: | софисты | да |
1.16. Создателем логики считается древнегреческий философ: | Аристотель | да |
1.17. Математическая или символическая логика появилась: | в XIX в. | да |
1.18. Немецкий ученый XVIII века, разработавший закон достаточного основания в логике: | Лейбниц | да |
1.2. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»: | построено по форме: «Все A есть B» | да |
1.20. Английский ученый XIX века, развивший теорию научной индукции: | Д.С. Милль | да |
1.3. Понятие – это | форма мышления | да |
1.4. Истинность в логике означает: | соответствие мысли объекту | да |
1.5. Принцип верификации – это: | критерий научного знания | да |
1.6. Символическая логика является разделом: | математики | да |
Количество правильных ответов: | 15 | |
Количество не правильных ответов: | 0 | |
Количество пропущенных вопросов: | 0 | |
Количество вопросов: | 15 | |
% правильных ответов: | 100 | |
Вопрос | Ответ | Верно |
3.1. Какая из формул соответствует суждению: «Уж полночь близится, а Германа всё нет»: | А ∧ В | да |
3.10.Алфавит логики предикатов включает кванторы: | Квантор всеобщности (для всех …) и квантор существования (для некоторых …). | да |
3.11.Импликация (→) – это логический союз: | Который делает ложным сложное высказывание только в том случае, когда первое высказывание (основание) – истинно, а второе высказывание (следствие) – ложно. | да |
3.2. Сложное суждение: «Когда вечереет, становится прохладнее», – является: | импликацией | да |
3.3. Импликация ложна только тогда, когда: | ее основание истинно, а следствие ложно | да |
3.5. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда: | истинен только один ее элемент, а остальные ложны | да |
3.6. Нестрогая дизъюнкция ложна тогда, когда: | все ее элементы ложны | да |
3.7. Знаковая система, служащая для хранения, передачи и наращивания информации: | язык | да |
3.8.Язык логики высказываний включает: | Пропозициональные переменные, логические союзы, технические знаки и определение формулы. | да |
3.9.Сложное высказывание «Если он умный человек, то он увидит свою ошибку, и если он искренний человек, то он признает ее» имеет формулу: | (p→q) ∧ (r→s) | да |
Количество правильных ответов: | 10 | |
Количество не правильных ответов: | 0 | |
Количество пропущенных вопросов: | 0 | |
Количество вопросов: | 10 | |
% правильных ответов: | 100 | |
Вопрос | Ответ | Верно |
3.1. Какая из формул соответствует суждению: «Уж полночь близится, а Германа всё нет»: | А ∧ В | да |
3.10.Алфавит логики предикатов включает кванторы: | Квантор всеобщности (для всех …) и квантор существования (для некоторых …). | да |
3.11.Импликация (→) – это логический союз: | Который делает ложным сложное высказывание только в том случае, когда его составляющие – истинные высказывания. | нет |
3.2. Сложное суждение: «Когда вечереет, становится прохладнее», – является: | импликацией | да |
3.3. Импликация ложна только тогда, когда: | ее основание истинно, а следствие ложно | да |
3.4. Конъюнкция истинна только тогда, когда: | истинны все ее элементы | да |
3.5. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда: | истинен только один ее элемент, а остальные ложны | да |
3.7. Знаковая система, служащая для хранения, передачи и наращивания информации: | язык | да |
3.8.Язык логики высказываний включает: | Пропозициональные переменные, логические союзы, технические знаки и определение формулы. | да |
3.9.Сложное высказывание «Если он умный человек, то он увидит свою ошибку, и если он искренний человек, то он признает ее» имеет формулу: | (p→q) ∧ (r→s) | да |
Количество правильных ответов: | 9 | |
Количество не правильных ответов: | 1 | |
Количество пропущенных вопросов: | 0 | |
Количество вопросов: | 10 | |
% правильных ответов: | ||
Вопрос | Ответ | Верно |
4.1. Любое понятие имеет: | объём | да |
4.10. Понятие, большее по объёму, называется: | родовым | да |
4.12. Отношения между понятиями изображаются: | круговыми схемами Эйлера | да |
4.13. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является: | включающим тавталогию | да |
4.14. Деление понятия раскрывает его: | объём | да |
4.15. В делении: «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами», – допущена ошибка: | подмена основания | да |
4.17. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие: | сломанный карандаш | да |
4.19. Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие: | высокий уровень преступности | да |
4.2. Понятию «Созвездие Ориона» соответствует логическая характеристика: | ни одна из перечисленных | да |
4.20.Логические приемы образования понятий это: | абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение. | да |
4.3. Любое понятие выражается в форме: | слова или словосочетания | да |
4.4. «Глупость» – это понятие: | абстрактное | да |
4.5. Содержание понятия – это: | совокупность всех объектов, которые оно охватывает | нет |
4.7. Объём понятия – это совокупность: | наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает | нет |
4.9. Логической характеристике: общее, собирательное, конкретное, положительное, соответствует понятие: | все перечисленные | да |
Количество правильных ответов: | 13 | |
Количество не правильных ответов: | 2 | |
Количество пропущенных вопросов: | 0 | |
Количество вопросов: | 15 | |
% правильных ответов: | 86.67 |
ДЕДУКТИВНЫЕ
ВЫВОДЫ
Следуя
сложившейся в логике традиции, мы
выделяем в качестве видов умозаключений
лишь некоторые основные правильные
формы таковых, наиболее часто встречающиеся
в повседневной практике мышления. Один
из этих видов — так
называемые выводы из сложных высказываний
— по существу представляют собой
правила вывода, рассмотренные уже
в логике высказываний (см. § 10). Другие
— выводы из категорических высказываний
— в логике предикатов (§11) и
представляют собой, как мы уже отмечали,
специфические формы
выводов в естественных языках. Те и
другие формы по упоминавшейся традиции
называют с и л л о г и з м а м и (от
греческого названия дедуктивных
умозаключений).
§ 35. Выводы из сложных высказываний (выводы на основе свойств логических связок)
К
подобным высказываниям относятся
следующие про-е формы1
(схемы) умозаключений.
1
Простое
умозаключение — это умозаключение, не
разложимое на какие-то
другие умозаключения.
333
У
с л о в н о — к а т е г о р и ч е с к и й
силлогизм,
включающий
два правильных модуса (разновидности):
— утверждающий
модус условно-категорического
силлогизма (modus
ponens).
— отрицающий
модус условно-категорического
силлогизма (modus
tollens).
Одна
из посылок, как мы видим, здесь — условное
высказывание. Согласно традиционной
терминологии, высказывание А
в
его составе есть основание данного
условного высказывания, В
—
его следствие (по современной терминологии
— это соответственно антецедент и
консеквент условного высказывания).
В соответствии с этим само умозаключение
в первом случае характеризуют как
движение мысли от утверждения основания
условного высказывания (посылка А)
к утверждению его следствия (заключение
В).
Второй
модус согласно той же терминологии
представляет собой движение мысли от
отрицания следствия условного
высказывания (посылка не-В) к отрицанию
его основания (заключение не-А). А и
В здесь в свою очередь какие-то
высказывания, но не обязательно
категорические, как предполагалось в
традиционном учении (откуда и произошло
название данных модусов). Эти высказывания
могут быть любыми, в том числе и
сложными.
• Примеры
Ясли
по
(некоторому данному) проводнику проходит
ток (А),
то
проводник нагревается (В).
По
проводнику проходит ток (А)
Проводник
нагревается (В)
Если
по (некоторому данному) проводнику
проходит ток (А), то проводник нагревается
(В)
Данный
проводник не нагревается (не-В)
По
проводнику ток не проходит (не-А)
334
Рассмотрим
умозаключение:
«Если
сумма цифр числа 346 не делится на 3, то
оно не делится на 3. Сумма цифр числа 346
не делится на 3. Следовательно, число
346 не делится на 3». Это умозаключение
также представляет собой утверждающий
модус, несмотря на отрицательный характер
второй посылки, ведь она является
утверждением основания условного
высказывания, которое, как можно
увидеть, носит отрицательный характер.
Проанализируем
еще одно умозаключение: «Если число
3576 является простым, то оно не делится
на 3. Число 3576 делится на 3. Следовательно,
число 3576 не является простым» — оно
тоже представляет собой отрицающий
модус, несмотря на утвердительный
характер второй посылки, поскольку
она эквивалентна отрицанию следствия
условного высказывания: «Число 3576 не
делится на 3». Строго говоря, мы принимаем
здесь еще и правило двойного отрицания,
то есть осуществляем переход от «неверно,
что не-В» к «В».
В
более формализованном виде — по сравнению
с данным в начале — схемы этих
умозаключений соответственно таковы:
Очевидно,
что возможно бесконечное множество
вариаций (конкретизаций) исходных
схем.
• Упражнение
Установите,
к каким из указанных модусов (утверждающему
или отрицающему) относятся умозаключения
следующих видов, приведите примеры
умозаключений таких видов:
Используя
введенную ранее символику (см. «Язык
логики высказываний» — § 10) и рассматривая
«Если…, то…» как ма-
1
Вспомните
закон де Моргана: «неверно (А
и
В)» эквивалентно «неверно А
или
неверно В» (-,
(А
&
В)
=
-,A
v
-,
В).
335
териальную
импликацию (« =>»), исходные схемы
утверждающего и отрицающего модуса
условно-категорического силлогизма
можем представить в виде:
Очевидно,
что им соответствует отношение логического
следования: (Л
з В),
А
(=
В
и
(Л зЯ),
->В
|=
-. А
и
логические законы
((A=> В)
&
А) оВ
и
((А=>В) & -,
J5)
=>-.
А Убедитесь в этом, используя
данный ранее табличный метод (см. § 10)1.
Имея
в виду выработку навыков правильных
умозаключений, полезно обратить
внимание и на неправильные формы
условно-категорического силлогизма,
тем более, что в практике рассуждений
нередко встречаются ошибки, связанные
с ними. Таковыми являются заключения
«от отрицания основания условного
высказывания к отрицанию следствия»,
а также «от утверждения следствия к
утверждению основания условного
высказывания». То есть, неправильны, не
г а р а н т и р у ю т истинность заключения
при истинности посылок такие формы
умозаключений:
Неправильно,
например, рассуждать так: «Если число
456 делится на 2 и на 3, то оно делится на
6. Число 456 делится на 6. Следовательно,
оно делится на 2 и на 3». Рассуждение
здесь, очевидно, идет от утверждения
следствия к утверждению основания,
то есть неправильно по форме, хотя
заключение здесь (в данном конкретном
случае), как нетрудно убедиться,
является истинным. Но дело в том, что
эта истин-
1
Возможность
такой проверки дает современная
символическая логика
— в традиционной логике не было способа
доказательства правильности описываемых
умозаключений.
336
ность заключения
не гарантирована истинностью посылок.
Умозаключение кажется здесь правильным,
потому что известна истинность
условного высказывания, обратного
данному: «Если число делится на б, то
оно делится на 2 и на 3». Взяв эту посылку
вместо данной в нашем примере, мы
получим, конечно, правильное
умозаключение.
Условно-категорические
выводы описанного вида надо отличать
— что не всегда делается — от выводов,
в которых вместо условной посылки
имеется общее суждение субъективно-предикатного
типа с условным предикатом (см. § 32).
Среди них могут быть выделены две формы,
аналогичные двум основным формам
условно-категорического силлогизма:
Утверждающий
модус. Для
всякого предмета С верно, что если он
обладает свойством А,
то он обладает
свойством В.
Предмет а из класса
С обладает свойством А
Предмет а из класса
С обладает свойством В
Отрицающий модус.
Для всякого
предмета С верно, что если он не обладает
свойством Л, то он не обладает свойством
В.
Предмет а из класса
С не обладает свойством В
Предмет а из класса
С не обладает свойством А
• Пример
Для всякого проводника
верно, что если по нему проходит ток, то
он нагревается
По проводнику а
проходит ток Проводник а нагревается
Умозаключения этого
типа легко сводятся к рассмотренным —
если учесть, что из общих суждений,
которые являются их посылками,
выводимы условные высказывания. Например,
из того, что для всякого проводника
верно, что если по нему проходит ток, то
он нагревается, выводимо: если по
проводнику а проходит ток, то он
нагревается. В этом выводе применяется
правило, подобное правилу исключения
квантора общности в исчислении предикатов
(см. § 11). Будем говорить, что это есть
правило перехода от общего к единичному
случаю этого общего.
337
УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ
(ЛЕММАТИЧЕСКИЙ) СИЛЛОГИЗМ
Умозаключения
этого вида есть выводы из трех и более
высказываний, причем две или более
посылок — условные высказывания, а одна
— дизъюнктивная посылка, которая
традиционно называется разделительным
суждением. Причем разделительное
суждение может быть как со слабой, так
и со строгой дизъюнкцией (см. § 30). Мы
рассмотрим случай, когда употребляется
слабая дизъюнкция, как более общий
случай.
В
ситуации двух условных высказываний
эти силлогизмы называются
д и л е м м а м и . Причем различают два
вида дилемм: конструктивные и
деструктивные. К о н с т р у к т и в -ная
(утверждающая) дилемма имеет вид:
Если
А,
то
В
Если
С, то D
А
или
С В
илиD
Деструктивная
(отрицающая) дилемма:
Если
А, то В
Если
С, то D
не-В
или не-Г> не-А
или не-С
Пример
конструктивной дилеммы.
Студент,
не готовившийся заранее к экзамену,
накануне экзамена оказывается перед
дилеммой:
Если
я лягу нормально спать, то не подготовлюсь
к экзамену.
Если
же я буду заниматься ночью, то приду на
экзамен
с
головной болью.
Но
мне остается только или ложиться спать
или
заниматься ночью.
Следовательно,
я приду на экзамен неподготовленным
или
с головной болью.
338
Пример
деструктивной дилеммы:
Если
Иванов работает, то он получат зарплату.
Если
же Иванов учится, то получает стипендию.
Но
Иванов не получает зарплату
или
не получает стипендию.
Следовательно,
он не учится или не работает.1
Однако
имеется и третья форма лемматических
умозаключений, существование которой
обычно не отмечается в учебниках. Это
с м е ш а н н ы й у с л о в н о — р а з д е л и
-т е л ь н ы й с и л л о г и з м —
конструктивно-деструктивный силлогизм
или все равно, что деструктивно-конструктивный.
Некоторые из членов разделительной
посылки в этих умозаключениях указывают
на наличие оснований каких-нибудь
из условных суждений, а иные — представляют
собой отрицание следствий (консеквентов)
условных суждений.
Так,
например, конструктивно-деструктивной
является дилемма вида:
Возникает
вопрос: возможно ли правильное
умозаключение, если, по крайней мере,
один член разделительной (дизъюнктивной)
посылки отрицает основание или утверждает
1
Вероятно,
читатель почувствовал, что пример здесь
довольно надуманный.
И это не случайно, ибо если выводы такого
рода и встречаются в практике,
то, по-видимому, очень редко. Чаще
встречаются формы, когда вместо
дизъюнктивной
посылки дается конъюнкция, члены которой
являются отрицаниями
следствий данных условных суждений и
заключение в этом случае
представляет собой конъюнкцию отрицаний
их оснований (антецедентов).
Именно эту форму часто принимают за
деструктивную дилемму. В нашем
случае посылка могла бы быть: «Иванов
не получает зарплату и не получает
стипендию». А заключением было бы тогда
суждение: «Иванов не работает
и не учится» (хотя допустимо, вообще
говоря, и более слабое высказывание:
«Иванов не работает или Иванов не
учится», ибо р
&
g
t=
р
v
g.
339
следствие
условных посылок? Ответ на этот вопрос
становится
очевидным, если учесть возможность
сведения лемма-тических
выводов к условно-категорическим. Здесь
имеется в виду особый способ рассуждения,
так называемое «рассуждение
по случаям». Он состоит в том, что при
наличии разделительного
суждения для осуществления выводов из
него в сочетании с какими-то другими
суждениями поочередно
рассматривается каждый из случаев, на
которые указывает
разделительное высказывание. В нашем
случае, когда с разделительной посылкой
мы имеем условные, вывод каждый
раз осуществляется по тому или иному
правильному модусу условно-категорического
силлогизма. Так, имея, например,
условные суждения. «Если А, то В»; «Если
С, то £>»; «Если
М,
то
Ф» и разделительное А или не-D
или М,
рассуждаем
по случаям:
-
положим,
истинно А, тогда (по modus
ponens)
из
этого утверждения
и первого условного получаем В; -
далее,
полагая истинность не-D,
выходим (по modus
tol—lens)
не-С; -
и,
наконец, в предположении, что имеет
место М,
заключаем,
что истинно Ф.
Поскольку
рассматриваемую возможности составляют
дизъюнкцию, то таким же образом объединяем
и следствия, то есть имеем заключение:
«В
или
не-С или Ф».
Среди
дилемм различают еще простые
и сложные. Приведенные выше были
сложными. Дилемма является сложной,
когда как основания, так и следствия
условных суждений различны.
В
простой дилемме, если она конструктивная,
основания различны, а следствие в
условных суждениях одно и то же.
В
деструктивной же дилемме основание
одно и то же, а следствия различны.
Если
А |
то В |
С С |
С |
Если
А, то С Если
А, то В
не-С
или не-В не-А
340
Так,
приведенное выше рассуждение относительно
нерадивого студента можно преобразовать
в простую конструктивную дилемму:
Если
я лягу спать, то не сдам экзамен.
Если
буду заниматься ночью, то также не сдам
экзамен
(ибо
приду с больной головой).
Но
я или буду заниматься ночью или лягу
спать.
Следовательно,
я не сдам экзамен.
Условно-разделительные
силлогизмы называют лемма-т и ч е с к и
м и умозаключениями, имея в виду
возможность обобщения дилемм за счет
увеличения числа условных высказываний
и соответственно — членов разделительного
суждения. Так, умозаключение вида:
называется
сложной к о н с т р у к т и в н о й трилеммой.
Читателю
должно быть ясно, как можно продолжить
обобщения. Однако случаи, когда число
условных суждений (высказываний) более
трех являются весьма уникальными.
Чисто-условный
силлогизм. Это
выводы из любого количества посылок,
представляющих собой условные
высказывания. Наиболее типичны выводы
из двух условных высказываний:
Выводы
этого вида характеризуют как выводы на
основании транзитивности импликации.
Ясно, конечно, что можно иметь сколь
угодно длинную цепь транзитивности:
341
• Пример
Если
студент занимается не систематически,
то
он не имеет прочных знаний.
Если
же он не имеет прочных знаний,
то
он не будет хорошим специалистом.
Если
студент занимается не систематически,
то он не будет хорошим специалистом.
К
числу чисто-условных силлогизмов
относится также и умозаключение вида:
которое
называют просто правилом контрапозиции.
• Пример
Если
человек знает геометрию, то он знает
теорему Пифагора.
Если
он не знает теорему Пифагора, то он не
знает геометрию.
Разделительно-категорический
силлогизм. Это
умозаключение из двух или более
посылок, в которых, по крайней мере, одна
— разделительное суждение. Основными
формами являются:
342
А
или
В
не-А
В
— модус
tollendo
ponens
(отрицаю-ще-утверждающий).
Дизъюнкция здесь может
быть как слабой, так и сильной.
А
либо
В
А
не-В
—
модус ponendo
Miens
(утвержда-юще-отрицающий),
где «либо» — сильная
дизъюнкция.
Понятно,
что дизъюнкция (разделительная) посылка
может содержать и более двух членов.
Однако формы выводов с такими посылками
можно сводить к указанным, если учесть,
что дизъюнкция ассоциативна и коммутативна
(см. §11), то есть в дизъюнктивном
высказывании с более чем двумя
членами возможна любая расстановка
скобок, а сами члены
дизъюнкции можно переставлять в любом
порядке, получая
при этом высказывания, равносильные
исходному. Например,
умозаключение вида:
А
или
В,
или
С
не-В
А
или
С
сводится
к
виду
В
или
(А
или
С)
не-В
А
или
С
то
есть
к
виду:
А
или
В
не-А
В
модус
tollenc
Вообще,
все формы выводов этого вида могут быть
сведены
к двум общим правилам:
343
-
Если
из всех возможностей, на которые
указывает разделительное высказывание,
какие-то не имеют места, то имеют место
все остальные — обобщение модуса
tollendo
ponens. -
Если
из исключающих друг друга возможностей,
на которые указывает разделительное
суждение со строгой дизъюнкцией,
какая-то имеет место, то не имеют места
остальные — ponendo
tollens.
• Пример
Суждение
«Риск —
благородное
дело» (которое, очевидно,
является
простым) является единичным, или общим,
или
частным.
Но оно не является единичным. Следовательно,
это
суждение общее или частное.
Вместо
употребленной здесь посылки со слабой
дизъюнкцией можно было бы, очевидно,
взять и со строгой, сильной дизъюнкцией,
поскольку в действительности члены
данной посылки исключают друг друга.
Тогда правильным был бы следующий вывод:
Суждение
«Риск —
благородное
дело» является
либо
единичным, либо частным, либо общим.
Это
суждение —
частное
(если иметь
в
виду его истинность).
Следовательно,
данное суждение не является единичным,
и не является общим.
Ко
всему сказанному надо добавить, во-первых,
что перечисленные формы умозаключений
— это, по существу, правила довольно
простых умозаключений. Однако
умозаключения, как мы уже говорили,
могут быть и сложными, представляющими
собой последовательности нескольких
простых умозаключений, каждое из
которых осуществляется по одному
правилу. Обратимся, например, к примеру
чисто условного силлогизма о студенте,
который не занимается систематически.
Проницательный читатель мог заметить,
что заключение о нем может быть
ложным, если имеется в виду, к
344
примеру,
студент с выдающимися способностями
(который может
иметь прочные знания, даже не занимаясь
систематически).
В чем же, спрашивается, состоит причина
того, что в правильном
умозаключении заключение оказывается
ложным?
Для выяснения ее можем построить
следующий вывод:
Известно,
как мы уже подчеркивали, что если
дедуктивное умозаключение правильно
и посылки его истинны, то заключение
его тоже истинно. В рассмотренном
умозаключении
заключение неистинно, значит неверно,
что оно правильно
и посылки его истинны (по модусу tollens
условно-категорического
силлогизма: если А
и
В,
то
С, не-С. Следовательно,
не-(Л и В)). Но это означает, что это
умозаключение неправильно
или какая-то из его посылок неистинна
(по правилу
отрицания конъюнкции). Однако умозаключение
правильно.
Следовательно, какая-то из посылок этого
умозаключения
неистинна1
(модус tollendo
ponens
разделительно-категорического
силлогизма: не-А или не-В; А,
следовательно,
не-В). Заметим, что ради упрощения мы
пропустили здесь еще
одно звено, а именно: от высказывания
«умозаключение правильно»
к «значит, неверно, что оно неправильно»
(снятие двойного отрицания).
Из
этого примера видно уже, что перечисленных
в данном
параграфе правил недостаточно для того,
чтобы в любом случае
осуществить вывод из некоторого множества
посылок
А,,...,
Ап
высказывания
В
при
наличии логического следования
Av…,
Ant=
В. Полную
систему правил, позволяющую построить
вывод, соответствующий любому отношению
логического следования в языке логики
высказываний (ЯЛВ),
указывают рассмотренные выше натуральные
системы
исчисления высказываний (см. § 10). А
логика высказываний вообще, как и
логика предикатов, дает нам также
критерии и способы проверки правильности
умозаключений из сложных высказываний.
Поскольку
задача наша здесь состояла в том, чтобы
выделить
наиболее типичные, практически важные
формы умозаключений,
следует добавить к перечисленным две
формы выводов
— правила так называемых косвенных
рассужде-
1
Очевидно,
таковой является первая — «Если студент
занимается не систематически, то он не
имеет прочных знаний».
345
ний,
— которые не были замечены как специальные
правила вывода
в традиционной логике и получили точные
формулировки
в рамках символической логики (как
правила выводов в логике высказываний
— см. § 10). Этими формами нередко пользуются
в процессах аргументации (см. § 47), в
частности, как
средствами доказательств и опровержений.
Не случайно сами их названия связаны
именно с процессами этого рода. Одна из
них — доказательство
«от противного»,
другая — опровержение
«путем сведения,
к абсурду». Сразу следует заметить, что
эти формы вывода, вероятно, известны
читателю из школьных курсов
математики и геометрии. Однако обычно
при употреблении этих способов
рассуждения не выявляют структуру этих
выводов,
в силу чего они не рассматриваются как
особые правила рассуждения. Это сделано
лишь в рамках логики высказываний.
Рассуждение
по первой из этих форм — «от противного»
— имеет рассмотренную ниже структуру.
Дано
некоторое множество посылок — высказываний
— Г и подлежащее доказательству некоторое
высказывание Л. Рассуждая «от противного»,
предполагаем, что Л неверно (не-Л).
Задача теперь состоит в том, чтобы прийти
к противоречию,
а именно: попытаться из множества
высказываний Г и не-Л вывести некоторое
высказывание В
и
из тех же самых посылок Г и не-Л —
также яе-В.
Наличие
двух таких выводов позволяет заключить,
что если все высказывания, содержащиеся
в Г, истинны, то истинно и Л («что и
требовалось
доказать», — как обычно говорят
использующие этот метод). В логике
высказываний это правило умозаключения
представляется в виде:
В
качестве примера такого рассуждения
можно взять известное доказательство
теоремы в эвклидовой геометрии: «Из
точки на плоскости можно опустить лишь
один перпендикуляр на прямую, лежащую
на этой же плоскости» (это наше
«Л»). Рассуждая «от противного»,
предположим, что данное утверждение
неверно, то есть не-Л (-.А).
Теперь
из Г, представляющего
в данном случае множество аксиом эвкли-
346
довой
геометрии, и не-А выводят, что существует
треугольник с суммой внутренних
углов больше 180° (наше не-В), то есть
осуществляют вывод Г, -iАt=
—
В. С
другой стороны, известно, что из одних
только аксиом геометрии выводима теорема
о равенстве внутренних углов треугольника
именно 180° (наше В,
то
есть имеет место вывод Г =
В). На
основании полученного противоречия
(В
и -> В) заключают
об истинности А. Однако при этом не
учитывается, что второй член противоречия
— высказывание В
—
выводимо не только из Г, но и из Г и
не-Л (Г, -i
А1=
В),
согласно
логическому принципу: если что-то
выводимо из некоторого множества
высказываний, то оно выводимо и из любого
расширения этого множества. Применение
этого принципа в данном случае дает
выводимость Г, -,A^
В, фигурирующую
в составе правила. Имея обе нужные
выводимости Г, -,А=В
и Г,
-1А
= —iВ,
заключаем,
что А
выводимо
из Г (Г 1= Л).
Правило
рассуждения путем «сведения к абсурду»
имеет вид:
Выводимость,
стоящая под чертой, дает право считать
ложным суждение А при истинности всех
высказываний Г.
Таким
образом, два известных способа рассуждения
структурируются здесь в два точно
формулируемые правила рассуждения;
одно из них дает возможность доказательства
А, другое — опровержения А, то есть
доказательства не-А.
Строгое
проведение рассуждений этих видов
предполагает, что точным образом
выделяется множество истинных
высказываний (посылок) Г, что в практике
рассуждений этого типа отнюдь не всегда
делается. Без этого доказательство или
опровержение не является строгим и не
гарантирует истинность заключительного
высказывания А или не-А, поскольку
какие-то невыявленные явно посылки
могут оказаться ложными.
• Упражнения
1.
Используя описанные в данном параграфе
формы выводов, решите вопрос, являются
ли правильными следующие умозаключения;
если — да, то покажите, как оправдать
их; если — нет, объясните, почему?
347
а) Если
число рационально, то оно вещественно.
Если
число натурально, то оно рационально.
Значит, если число
является натуральным,
то оно вещественно.
б) Если
прямая касается окружности, то радиус,
прове
денный в точку касания,
перпендикулярен к ней. Таким об
разом,
радиус окружности не перпендикулярен
к этой пря
мой, поскольку она не
касается окружности.
в) Потерпевшим
признается лицо, которому преступлени
ем
нанесен моральный, физический или
имущественный
вред. Ни моральный, ни
физический вред потерпевшему не
нанесен.
Следовательно, ему нанесен имущественный
вред.
г) Если
человек является последовательным
материалис
том, то он признает
познаваемость мира. Если человек
при
знает познаваемость мира, то
он не является агностиком.
Следовательно,
если человек не является
последовательным
материалистом, то
он — агностик.
д) Если
человек говорит неправду, то он
заблуждается
или сознательно вводит
в заблуждение других. Этот человек
говорит
неправду, но явно не заблуждается (в
этом вопросе).
Следовательно, он
сознательно вводит в заблуждение других.
е) Если
в мире есть справедливость, то злые люди
не мо
гут быть счастливы. Если мир
есть создание злого гения, то
злые
люди могут быть счастливы. Значит, если
в мире есть
справедливость, то мир не
может быть созданием злого ге
ния.
ж) Если
б он был умен, то он увидел бы свою
ошибку.
А если б он был искренен, то
признался бы в ней. Однако
прошлое его
поведение показывает, что он или не
умен, или
неискренен, а может быть и
то, и другое. Таким образом,
следует
ожидать, что он или не увидит ошибку,
или не при
знается в ней.
з) Практика
показывает, что если отпечатки пальцев,
об
наруженные на месте преступления,
не состоят на дактилос
копическом
учете, то это существенно затрудняет
оператив
ное расследование
преступлений, совершенных особо
опас
ными рецидивистами. В таком
случае требуется дополни
тельное
привлечение сотрудников
оперативно-розыскного
аппарата. Однако
в данном случае, думаю, что этого не
пот
ребуется, ведь полученные
отпечатки пальцев имеются в на
шей
дактилоскопической картотеке.
2.
Сделайте вывод по правилу контрапозиции
из суждений:
348
а) Если
слово ставится в начале предложения,
то его по
ложено писать с большой
буквы.
б) Если
слово изменяется по падежам и по числам,
то оно
является существительным.
в) Дело
подлежит передаче в вышестоящий суд,
если на
приговор подана жалоба или
принесен протест.
г) Число
253 не оканчивается на 0 или на 5, значит
оно не
делится на 5.
Ответы на билеты по предмету: Логика (Пример)
Содержание
1.1. Логика – это:
1.2. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»:
1.10. Укажите вид модальности высказывания «Запрещено переходить перекресток на красный сигнал светофора»:
1.11. Укажите вид модальности высказывания «Плохо, что он не принял замечание во внимание»:
1.12. Формальная логика появилась:
1.13. Формальная логика является:
1.14. Интуитивная логика – это:
1.15. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это:
1.16. Создателем логики считается древнегреческий философ:
1.17. Математическая или символическая логика появилась:
1.18. Немецкий ученый XVIII века, разработавший закон достаточного основания в логике:
1.19. Английский ученый конца XVI — начала XVII века, разработавший в произведении «Новый Органон» основы индуктивной логики:
1.20. Английский ученый XIX века, развивший теорию научной индукции:
1.3. Понятие – это
1.4. Истинность в логике означает:
1.5. Принцип верификации – это:
1.6. Символическая логика является разделом:
1.7.Что означает слово «logos»?
1.8. Модальная логика относится к:
1.9. Укажите вид модальности высказывания «Возможно, что снежный человек существует»:
3.1. Какая из формул соответствует суждению: «Уж полночь близится, а Германа всё нет»:
3.10.Алфавит логики предикатов включает кванторы:
3.2. Сложное суждение: «Когда вечереет, становится прохладнее», – является:
3.3. Импликация ложна только тогда, когда:
3.4. Конъюнкция истинна только тогда, когда:
3.5. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда:
3.6. Нестрогая дизъюнкция ложна тогда, когда:
3.7. Знаковая система, служащая для хранения, передачи и наращивания информации:
3.8.Язык логики высказываний включает:
3.9.Сложное высказывание «Если он умный человек, то он увидит свою ошибку, и если он искренний человек, то он признает ее» имеет формулу:
4.1. Любое понятие имеет:
4.10. Понятие, большее по объёму, называется:
4.11. Понятия «кодекс» и «уголовный кодекс» находятся в отношениях:
4.12. Отношения между понятиями изображаются:
4.13. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:
4.14. Деление понятия раскрывает его:
4.16. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:
4.17. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:
4.18. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:
4.2. Понятию «Созвездие Ориона» соответствует логическая характеристика:
4.20.Логические приемы образования понятий это:
4.3. Любое понятие выражается в форме:
4.4. «Глупость»
- это понятие:
4.5. Содержание понятия – это:
4.6. «Неряха»
- это понятие:
4.7. Объём понятия – это совокупность:
4.8. «Солнце»
- это понятие:
5.10. Субъект и предикат в суждении: «Все сосны – не берёзы», – находятся в отношениях:
5.11. Суждение: «Бога нет», – является:
5.12. Атрибутивным является суждение:
5.13. Субъект и предикат находятся в отношении пересечения в суждении:
5.14. В суждении: «Некоторые россияне являются олимпийскими чемпионами»:
5.15. Субъект распределён, а предикат не распределён в суждении:
5.16. Термин простого атрибутивного суждения является нераспределённым, если в этом суждении:
5.17. Суждение это:
5.18. По своим логическим свойствам единичные суждения относятся к:
5.19. Каково отношение между суждениями «Все люди сметны» и «Некоторые люди не смертны»?
5.20. Термин называют распределенным, если:
5.2. Суждение выражается в форме:
5.3. Истинным или ложным может быть:
5.4. Предмет суждения называется:
5.5. Простые (атрибутивные) суждения делятся на утвердительные и отрицательные:
5.6. Суждения типа А (общеутвердительные) и типа Е (общеотрицательные) находятся в отношениях:
5.7. Суждения типа А (общеутвердительные) и типа I (частноутвердительные) находятся в отношениях:
5.8. Суждения типа А (общеутвердительные) и типа О (частноотрицательные) находятся в отношениях:
5.9. Суждения типа I (частноутвердительные) и типа О (частноотрицательные) находятся в отношениях:
6.1. Софизм – это:
6.10. Требования какого логического закона выполняются в лермонтовском тексте: «Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места»?
6.11. Формулировка закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия:
6.2. Какой закон нарушен в данном примере »
- Я сломал руку в двух местах. — Больше не попадай в эти места»:
6.4. Необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей между собой называется:
6.5. В каком отношении находятся суждения: «Сократ высокий» и «Сократ низкий»:
6.6. Имеет ли место нарушение логического закона в высказывании: «Преступление совершил Н, ведь он сам признался и подписал все показания»:
6.7. Два противоположных суждения о двух разных предметах:
6.8. Какой закон логики нарушен в анекдоте: »
- У вас телевизоры цветные есть? — Есть. – Тогда дайте мне желтый»:
6.9. Какой логический закон выражает требование определенности и ясности мышления?
7.10. Дедуктивные умозаключения это:
7.11. Индуктивные умозаключения это:
7.12. Традуктивные умозаключения это:
7.13. Отношение логического следования это:
7.15. Условно-категорические рассуждения имеют:
7.14. Схема чисто-условного рассуждения это:
7.16. Схема утвердительного модуса условно-категорического рассуждения это:
7.17. Схема отрицательного модуса условно-категорического рассуждения это:
7.18. Одна из схем отрицательно-утвердительного модуса разделительно-категорического рассуждения это:
7.19. Одна из схем утвердительно-отрицательного модуса разделительно-категорического рассуждения это:
7.2. Суждения: «Все хищники – животные», «Тигры – это животные», – находятся в отношении:
7.20. Схема простой конструктивной дилеммы (условно-разделительное рассуждение) это:
7.21. Схема сложной деструктивной дилеммы (условно-разделительное рассуждение) это:
7.22. Модусы – это виды простого категорического силлогизма (ПКС), которые отличаются:
7.23. Большая посылка ПКС это:
7.24. Меньшая посылка ПКС это:
7.25. Посылка ПКС, в состав которой входит средний термин это:
7.26. В простом категорическом силлогизме, построенном по первой фигуре:
7.27. В простом категорическом силлогизме, построенном по второй фигуре:
7.28. В простом категорическом силлогизме, построенном по третьей фигуре:
7.29. В простом категорическом силлогизме, построенном по четвертой фигуре:
7.30. Правила для терминов в ПКС не включают:
Правила для терминов в ПКС не включают:
7.31. Правила для посылок в ПКС не включают:
Правила для посылок в ПКС не включают:
Правила для посылок в ПКС не включают:
7.32. Как называется разновидность условно-категорического силлогизма, в котором ход рассуждения направлен от утверждения основания к утверждению следствия?
Как называется разновидность условно-категорического силлогизма, в котором ход рассуждения направлен от утверждения основания к утверждению следствия?
Как называется разновидность условно-категорического силлогизма, в котором ход рассуждения направлен от утверждения основания к утверждению следствия?
7.1. Противопоставлением предикату для суждения: «Все воробьи – птицы», – будет суждение:
7.3. Если суждение: «Все люди изучали логику», – является ложным, то суждение: «Все люди не изучали логику», – является:
7.4. Сложное суждение: «Посеешь ветер – пожнёшь бурю», – является:
7.5. Аналогия – это:
7.6. Непосредственные дедуктивные рассуждения это:
7.7. Энтимема – это:
7.8. Сорит – это разновидность:
7.9. Связь между субъектом и предикатом вывода в простом силлогизме выполняет:
8.10. Укажите тип доказательства:»Предположим, что он действительно убил этого человека. Но в этом случае должны быть следы преступления, мотив, орудие. Ничего этого нет. Значит, нет и состава преступления» это:
Укажите тип доказательства:»Предположим, что он действительно убил этого человека. Но в этом случае должны быть следы преступления, мотив, орудие. Ничего этого нет. Значит, нет и состава преступления» это:
8.11. Как избежать ошибки «круг в аргументации»?
8.12. Как называется уловка в споре, когда вместо аргументации тезиса хвалят противника с надеждой, что он, будучи тронутый комплементами, согласиться принять тезис?
8.13. «Преступление совершил либо А, либо Б, либо С. Доказано, что не совершали преступление ни А, ни Б. Следовательно преступление совершил С.» это:
8.1. Как называется искусство спора?
8.2. Аргументация состоит из элементов:
8.3. Какое из следующих утверждений является правилом тезиса?
8.4. Какое доказательство (аргументация) называется прямым?
8.5. Вопрос это:
8.6. Исходное знание, содержащееся в вопросе это:
8.7. Вопрос с точки зрения логики:
8.8. «Сведение к абсурду» это:
8.9. «Доказательство от противного» это:
102. Понятие «Европейское государство» и «Федеративное государство» находятся в отношении:
107. Укажите, где имеет место деление понятия:
108. Найдите предложение, выражающее суждение:
109. Суждение: «Каждая страна имеет свой гимн» является:
116. Если общеутвердительное суждение (А) истинно, то противоположное суждение (Е)
12. Содержание понятия – это:
127. Слабая дизъюнкция ложна только тогда, когда:
128. Импликация ложна только тогда, когда:
130. Какой принцип логики нарушен в суждении «Генерал своим корпусом преградил ему дорогу»:
133. Какой принцип логики нарушен в признании ложным двух суждений «Некоторые правовые акты не являются нормативными», «Все правовые акты являются нормативными»:
145. В каких случаях тезис является недоказанным, но не опровергнутым? При критике:
153. Можно ли непротиворечиво доказать абстрактно-всеобщий тезис:
18. Логической характеристике: общее, собирательное, конкретное, положительное, соответствует понятие:
19. Понятие «умный человек» является:
21. Понятия «звезда» и «созвездие» находятся в отношениях:
23. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:
29. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:
3. Формальная логика является:
4. Создателем логики считается древнегреческий философ:
58. Законы – это вечные принципы природы. Всеобщая воинская обязанность – это закон. Всеобщая воинская обязанность – это вечный принцип природы. В этом силлогизме допущена ошибка:
62. Древние римляне были политиками, или ораторами, или писателями. Цицерон был политиком. Цицерон не был ни оратором, ни писателем. В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка:
71. В популярной индукции, в отличие от научной:
79. Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть:
95. Понятие «Высшее учебное заведение»:
109. Суждение: «Каждая страна имеет свой гимн» является:
117. Если общеутвердительное суждение (А) истинно, то противоречащее суждение (О)
118. Если частноутвердительное суждение (У) истинно, то общеутвердительное суждение (А)
128. Импликация ложна только тогда, когда:
129. Простой категорический силлогизм – это дедуктивное рассуждение, где и посылки и заключение – простые суждения.
139. Состоятельно ли обобщение в пословице «Гусь лапу поднимет – к стуже»:
141. Аргументация при помощи аналогии обеспечивает:
148. Какой принцип логики нарушает аргументация к личности:
150. Какой принцип логики нарушает круг в доказательстве:
165. К искусственным языкам относятся
18. Логической характеристике: общее, собирательное, конкретное, положительное, соответствует понятие:
44. Суждения: «Все хищники – животные», «Тигры – это животные», – находятся в отношении:
51. Умозаключение – это:
53. Индукция – это:
59. Эпихейрема – это:
6. Математическая или символическая логика появилась:
65. Если каждый угол треугольника равен 60°, то треугольник – равносторонний. В треугольнике ABC каждый угол равен 60°. Треугольник ABC является равносторонним. Этот силлогизм является:
72. Сложное суждение: «Если с утра шёл дождь, то к полудню прояснилось», – является:
75. – У вас телевизоры цветные есть? – Есть. – Тогда дайте мне жёлтый. В этом анекдоте нарушен:
77. Софизм – это:
82. В рассуждении: «Мёд не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали, так как от этого он теряет свои лечебные свойства, как и от добавления воды и сахара. Между тем иногда такой мёд поступает в продажу. Образуется он в резуль
88. Противоречия бывают:
92. Рассуждение: «Докажем, что три раза по два будет не шесть, а четыре. Возьмём спичку или палочку и сломаем её пополам. Это один раз два. Потом возьмём одну из половинок и её тоже сломаем пополам. Это второй раз два. Затем возьмём оставшуюся половинку и
93. Сорит – это разновидность:
Выдержка из текста
ТЕМА 1,
2. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
ТЕМА
3. ЛОГИКА И ЯЗЫК
ТЕМА
4. ПОНЯТИЕ
ТЕМА
5. СУЖДЕНИЕ
ТЕМА
6. ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ
ТЕМА
7. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕМА
8. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
ТЕСТ ПО КУРСУ
Список использованной литературы
—