Смеха боится даже тот который ничего не боится исправить ошибку

Скачать: раздаточный материал по русскому языку карточки по культуре речи:.

        Вариант 1

Исправить грамматические ошибки и указать их тип

  1. Много молодёжи пришли на вечер танцев.
  2. Никто из пришедших не поздоровались с ней.
  3. Глядя на эту ветку, мне  вспомнилась
    молодость.
  4. Мартышка увидела в зеркале и стукнула лапой.
  5. К триста двадцать шести прибавить
    шестнадцать, из девяносто семь вычесть пятьдесят.
  6. В евонном отряде было много башкиров,
    татаров, уральских рабочих.
  7. Используя этот крем, ваша кожа станет более
    нежнее.
  8. Посмотрел я в окно. И там увидел большую
    птицу.
  9. Перед боем солдаты одевают чистые рубахи,
    готовятся.
  10.  Таня сообщила о себе, что я поеду в лагерь.
  11.  Читающая девочка книгу сидела за столом.
  12.  Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
  13.  Недорослями называются молодых людей, не
    получившими  образования и которые стремились к праздной жизни.
  14.  Рискуя, милиционер обезвредил преступников.
  15.  Во время похода кто-то из детей плелся взади всех.

             Вариант 2

Исправить грамматические ошибки и указать их
тип

1.     
Опавшая листва с деревьев усыпала тропинку.

2.     
На ихних огородах много травы наросло.

3.     
Скипятил я чайник на костре.

4.     
Мы увидели лебедей, которые прилетели на озеро,
которое находилось вблизи села.

5.     
Арендатор владел восемьсот шестьдесят пяти гектарам
земли.

6.     
Кто сказал. Что надо бросить песню на войне.

7.     
Учитель спросил,  которая из девочек  будет читать
стихи.

8.     
Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем
полоненым.

9.     
Подумав о будущем, оно казалось мне  таким далеким.

10.   В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

11.   Носки одеты на обоих ногах.

12.   Ребята любят и гордятся своей страной.

13.   На рисовании ученики делали эскизы для картины.

14.   Мальчик не принес учебник на урок.

15.   На уроке мы говорили о благородности и упрямости.

Г-1: ошибка в образовании слова

Вариант 1

Выпишите  слово с ошибкой (в приставке,
в суффиксе, в корне), исправьте  ее

1.     
На столе лежала обвертка от конфеты.

2.     
Он уже давно изуверился в людях.

3.     
Девочка играется с куклой.

4.     
Он познавает свои ошибки.

5.     
Можно ли вспрыскивать больному сыворотку?

6.     
Можно ли становить учеников парами?

7.     
На клумбе много цветущихся астр.

8.     
Мы осуждаем преклонничество перед ними.

9.     
Свинью весили на весах.

10.   В поле посеяли свеклу на кормеж скоту.

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 1

Выпишите  слово с ошибкой, исправьте  ее

  1. Сегодня холодно,
    поэтому я одела шубу.
  2. В магазин
    привезли моющие импортные обои.
  3. К празднику
    купили 5 кило банан.
  4. Врачиха выписала
    лекарство.
  5. В Индии живут
    индейки, а в Корее – корейки.
  6. В институт я не
    пошла, так как была заболевши.
  7. Становьте сюда
    свой чемодан.
  8. На концерте мы
    видели знаменитых артистов, ихние наряды были из шелка.
  9.  Работу нужно
    закончить к третьему апрелю.
  10.  Ребенок держался
    за коляску обоими руками.

    Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 2

Образуйте  форму И.п. мн.ч.

Директор –
директора                                 цех – …

доктор – …                                                   фронт
— …

инспектор — …                                              лектор
— …

профессор — …                                             катер
— …

инженер — …                                                
торт — …

фельдшер — …                                              слесарь
— …

редактор -…                                                 
суп — …

отпуск — …                                                    бухгалтер
— …

якорь — …                                                      аптекарь
— …

трактор — …                                                  
раз — …

договор — …                                                 
почерк — …

выбор — …                                                     дно
(кастрюли) — …

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 3

Поставьте  сущ. в Р.п. мн.ч., выпишите  только
сущ.

  1. Мать велела
    купить  несколько (простыни).
  2. Я не нашла в
    магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила два
    килограмма (помидоры) и (яблоки).
  3. В углу стояло
    несколько (кочерга).
  4. Рим пал от
    нашествия (варвары).
  5. Мне нужно забрать
    брата из (ясли).
  6. Отец купил
    несколько (дыни).
  7. В поход мы взяли
    две пары (сапоги), несколько пар (чулки) и (носки).
  8. Осенью всегда
    бывает много (свадьба).
  9. Крылов написал
    много (басни).
  10.  После
    (заморозки) ягоды стали слаще.

_______________________________________________________________________

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 4

Поставьте  сущ.
в Р.п. мн.ч., выпишите  только сущ.

1.     
 На
Чёрном море много (побережья).

2.     
 Отряд (солдаты) и (партизаны) встретились в лесу.

3.     
 Я был в лесу от (сумерки) до (потёмки).

4.     
 Я встала, сняв ребёнка с (колени).

5.     
 В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

6.     
 Сколько же (платья) тебе нужно.

7.     
 Я купила все, кроме (грабли).

8.     
 Над болотом кружила пара (цапли).

9.     
 Сколько (доли) от наследства ты получил?

10.   В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины,
башкиры).

Г-3: ошибка в согласовании слов в р., ч., п.

Согласуйте  прилагательное с существительным в
роде

  1. Чёрн…           кофе
  2. Душист…     шампунь
  3. Нов…       тюль
  4. Компетентн…      жюри
  5. Яблочн…        повидло
  6. Вкусн…         студень
  7. Огромн…       мозоль
  8. Густ…        вуаль
  9. Нов…        табель
  10.  Асфальтированн…    
     шоссе
  11.  Бел…        лебедь
  12.  Интересн…       кино
  13.  Вкусн…            пюре
  14.  Чёрн…             
     рояль
  15.  Строительн…          толь
  16.  Больш…            кенгуру
  17.  Маленьк…        колибри
  18.  Вкусн…            кольраби
  19.  Высокогорн…         плато
  20.  Спел…              картофель

________________________________________________________________

Г- 4: ошибка в связи управления

Из данных слов составьте словосочетания

Образец: приплыть
(к чему?) к берегу.

приплыть                                                            
тосковать

добраться            (берег)                                     
                                          (близкие)

достичь                                                                
скучать

препятствовать           (движение)                        
страдать                           (разлука)

тормозить                                                          
     сетовать

касаться                 
(стол)                                     восхищение

прикасаться                                                        
  уважение                             (подвиг)

                                                           
                    гордость

оплатить          (квартира)                                     
гордиться                         (успехи)

уплатить                                                             
    радоваться

Г-5: ошибка в употреблении причастного оборота

Вариант 1

  1. Узкая дорога была
    покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  2. Мой спутник
    указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.
  3. Туристы делились
    полученными впечатлениями за время похода.
  4. Пострадавшим
    жителям села от наводнения была оказана помощь.
  5. Тёмно – голубые
    клочки неба, украшенный звёздами, блестели между тучами.
  6. Всю ночь ветер
    свирепствовавший срывал с деревьев листья.
  7. Галя срезала
    свернувшую прядь волос в колечко.
  8. Мы увидели
    хорошие незабудки у ручья.
  9. Осыпавшиеся
    листья с деревьев шумели под ногами.
  10. Недорослями
    называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.

Г-6: ошибка в употреблении деепричастного
оборота

Вариант 1

  1. Подъезжая к
    станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа.
  2. Проходя по
    механическому цеху, на меня дохнуло жаром.
  3. Глядя на эту
    ветку сирени, мне вспомнилась весна.
  4. Едва овладев
    грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошёл английский язык.
  5. Чувствуется ширь,
    взглянув на Волгу.
  6. Взяв её под руку,
    они пошли вместе.
  7. Поступив работать
    на завод, у меня оставалось мало времени.
  8. Вбежав в дом,
    мать возилась на кухне и не обратила на меня внимания.
  9. Глядя на эту
    картину, у меня невольно сжимается сердце.
  10.  Прочитав эту
    роль, в первый момент мне стало даже смешно.

_____________________________________________________________________________

Г-7: ошибка в согласовании подлежащего и
сказуемого

Вариант 1

Допиши окончания глаголов – сказуемых

1.     
В очереди стоял (?)  41 человек.

2.     
Под расписку выдан (?)  1 000 000 рублей.

3.     
1 357 635 избирателей принял (?) участие в
голосовании.

4.     
1 357 621 из них подал (?)  голоса в
поддержку кандидата от демократов.

5.     
Большинство избирателей не голосовал (?) на
выборах.

6.     
Большинство выступавших резко критиковал (?)  правительство.

7.     
38 попугаев стал (?) героями мультфильма.

8.     
В клетке сидел (?) 4 чижика.

9.     
До зарплаты оставал (?)сь 1 000 рублей.

10.  Шел один ишак, шел (шли) сто один ишак.

Г-8: ошибка в употреблении однородных членов.

Вариант 1

  1. В отряде Пугачёва
    было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
  2. Она молода, умна,
    красивая.
  3. Композитор
    знакомится и внимательно изучает фольклор.
  4. Он мечтал о
    поездке в Москву, учиться, работать и быть полезным людям.
  5. Недорослями стали
    называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к
    праздной жизни.
  6. Передовые люди
    России боролись против гнёта самодержавия, помещиков и капиталистов.
  7. Принимаются
    заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.
  8. Мы любим и
    гордимся Родиной.
  9. О жестоком
    угнетении, нищете и долгом терпении крестьян с болью писал Некрасов.
  10. Если весной войти
    в лес, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

__________________________________________________________________

Г-9: ошибка в построении сложного предложения

Вариант 1

  1. В письме
    говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник –
    Дмухановский.
  2. Рассказы и романы
    Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим
    интересом, понятны и близки всем людям.
  3. Смеха боится даже
    тот, который ничего не боится.
  4. Она презирала то
    общество, из кого она вышла.
  5. Библиотекарь
    спросил у мальчика, что где он оставил книгу.
  6. Научиться играть
    в баскетбол нужна воля и настойчивость.
  7. Мы приблизились к
    озеру, в котором плавали лебеди, которые прилетели недавно с юга.
  8. Раздалось громкое
    рычание, что Петренко остановился.
  9.  Когда казнили
    Тараса, то он не думал, что сам сгорит на костре.
  10.  В то время, что
    машинист набирал воду, в поезде происходил обыск.

Г-10: ошибка в употреблении прямой и косвенной
речи

Вариант 1

1.     
Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем
полоненым.

2.     
Когда у него спросили, что какой твой любимый
герой, он ответил, что не знаю.

3.     
Проводник говорил, что давайте повернем назад.

4.     
В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

5.     
Роман начинается с того, что Онегин думает, что

       Мой дядя
самых честных правил,

       Когда не
в шутку занемог…

6.     
Шеф сказал обо мне: «Я тоже пойду на концерт».

7.     
Шеф сказал о себе, что я тоже пойду на концерт.

8.     
Ученик сослался на недомогание и сказал, что я тоже
не готов к уроку.

Г-11: пропуск необходимого слова

Вариант 1

  1. Ещё до прихода
    немцев в Краснодон Олег знал, что не смирится.
  2. Олег понимает,
    какая опасность грозит, если его арестуют.
  3. Перед боем
    солдаты надевают чистые рубахи, тщательно готовятся.
  4. Рискуя, товарищи
    переправили подпольщика за границу.
  5. Они знают, за что
    борются, и это порождает в их сердцах уверенность.
  6. Владик кое – как прибил
    доску и побежал в волейбол.
  7. Пушкин раскрывает
    Онегина всесторонне.
  8. На собрании было
    принято  работать с понедельника.
  9. На первом уроке
    раздаю учебники, объясняю, как ими пользоваться, как должны себя вести.
  10.  На трудах дети
    делали игрушки из фольги и бумаги.

__________________________________________________________________

Г-12: нарушение границ предложения
(парцелляция)

Вариант 1

  1. Незнакомец не
    рассматривал нас так. Как рассматривали его мы.
  2. Когда управляющий
    вызывал меня. То я замирал от страха.
  3. Осень пришла
    врасплох. И завладела землёй, садами и реками.
  4. Дремали не только
    леса. Но и лесные озёра.
  5. Кое – где по
    дороге попадала угрюмая ракита. Или молодая берёзка.
  6. Теперь газ горит
    в кухнях. В заводских печах.
  7. Обогнув зелёный
    остров. Пароход вошёл в залив.
  8. Несмотря на
    плохую погоду. Ребята пошли в поход.
  9. Он говорил.
    Улыбаясь.
  10.  Дорога в космос
    трудна. И опасна.

Цели урока:

  • Обучающие
    — продолжить формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности;
    — закрепить навыки при выполнении различных видов грамматических разборов;
    — формировать умения при выполнении комплексного анализа текста;
    — контролировать степень усвоения навыков учебной деятельности.
  • Развивающие
    — работать над развитием речевых способностей учащихся при замене синонимичных синтаксических конструкций;
    — продолжать работу по развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование:
Раздаточный материал для промежуточного контроля (текст для анализа, тесты).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Устно

Вопросно-ответная беседа на повторение пройденного материала:

— Дайте определение СПП;

— Назовите виды придаточных предложений в СПП;

— Назовите способы подчинения в СПП с несколькими придаточными;

— Расскажите о пунктуации в СПП при последовательном подчинении придаточных и стечении союзов ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и др.

2. Словарно-орфографическая работа

(у доски: записать словосочетания, обозначить и объяснить встретившиеся орфограммы)

Доблестный ветеран, традиционный фестиваль, картинная галерея, искусственное освещение, кожаный чемодан, стеклянная витрина, старинные монеты, пряная зелень, гостиный двор, ветряной двигатель, безветренная погода.

3. Грамматические разборы (3 ученика у доски)

  • разобрать словосочетание «профессионально комментировать»;
  • разобрать  по составу «усыпанный»;
  • сделать фонетический разбор «вкусно».

4. Комплексный анализ текста

Составьте текст из предложений, расставьте недостающие знаки препинания.

А. Это были поэмы Пушкина.

Б. Минуту смотришь на неё очарованный а потом счастливо обежишь её всю и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.

В. Я прочитал их все сразу охваченный тем жадным чувством которое испытываешь попадая в невиданно красивое место – всегда стремишься обежать сразу.

Г. Так бывает после того когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернётся перед тобою сухая поляна вся в цветах и солнце.

  • найдите слово с чередующейся гласной в корне;
  • найдите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов;
  • найдите в тексте простое предложение, ССП, СПП с однородным подчинением придаточных, начертите его схему;
  • найдите обособленные определения, чем они выражены?
  • каким членом предложения является деепричастный оборот? Найдите его;
  • докажите, что приведенный отрывок является текстом (определите его принадлежность к стилю речи, тип текста, тему, способы связи предложений между собой);
  • какое средство художественной выразительности лежит в основе этого текста?

5. Перестройте предложения, устраняя синтаксические ошибки

  • В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации.
  • Автор осуждает Игоря, что он повёл на битву свою дружину.
  • Смеха боится даже тот, который ничего не боится.

6. У доски синтаксический разбор предложения №1

7. Выполните тестовые задания

1. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие:

  1. страница, предки, письмецо;
  2. посадка, тапки, вместе;
  3. все, птица, текст;
  4. пехота, вкусно, кашевар?

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением:

  1. пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;
  2. изл…жение, д…рижировать, д…лекая;
  3. в…новатый, пов…р, вбл…зи;
  4. акв…рельный, з…ря, ук…рить?

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.
  2. Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.
  3. Окно на кухне было (не)занавешено.
  4. (Не)истовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад.

4. В каком предложении слово ГОРДЫНЯ употреблено неправильно?

  1. Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
  2. Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
  3. Непомерная гордыня обуяла этого человека.
  4. Новый клуб – гордыня поселка.

5. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1. чахнуть, угасать, таять;
  2. одобрять, хвалить, хвастаться;
  3. хитрить, лукавить, лицемерить?
  4. устать, измучиться, изнемочь?

6. В каком предложении нет фразеологического оборота?

  1. Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия.
  2. Он объявил нам, что ноги его не будет в этом доме.
  3. Девочка сидела на диване ,поджав ноги.
  4. Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.

7. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква «О»?

  1. погл…щать, оп…лчиться, оп…здать, укр…щать;
  2. бл…кировать, д…лбить, зак…литься, осл…жнять;
  3. пропол…скать (рубашку), подк…пать, гл…тать, раск…лить;
  4. задр…жать, раск…лоть, ор…сить, раздр…жать.

8. Нужна ли запятая на месте пропуска?

В это время прогремел взрыв (…) и из окопов донеслись крики.

  1. сложное предложение, запятая нужна;
  2. простое предложение с однородными членами, запятая не нужна;
  3. сложносочинённое предложение, запятая не нужна, есть общий второстепенный член предложения;
  4. простое предложение с однородными членами, запятая нужна.

1. Современность творчества Гоголя. 2. Образы Городничего и Хлестакова. 3. «Смех» — единственное «честное лицо» в комедии.

В 1852 году после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя:

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

В этих строках, думается, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира — это злое, язвительное осмеяние не просто общечеловеческих изъянов, но и социальных пороков. Это не добрый смех, а смех «сквозь невидимые миру слезы», потому что, как считал Гоголь, именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех — это оружие, острое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь вел борьбу с «мерзостями русской действительности».

Как всякий великий писатель, Н. В. Гоголь современен для любого времени. Не злободневен, а именно современен — это принципиальное отличие, поскольку путь переноса из одной социальной эпохи в другую бессмыслен и неоправдан.

Т сказать, что ее сюжет витал в воздухе: в то время рассказывали о мнимом ревизоре в Устюжне, который обобрал весь город; о приключениях литератора Свиньина в Бессарабии, где он выдавал себя за крупного чиновника. Пушкина, который, как известно, подсказал Гоголю сюжет «Ревизора», в 1833 году приняли за ревизора в Нижнем Новгороде. Кроме того, еще в 1827 году Квитка-Основьяненко написал комедию «Приезжий из столицы», которая напрямую перекликалась с «Ревизором», правда, Гоголь, работая над «Ревизором», еще не знал о существовании этого произведения. И тем не менее можно смело утверждать, что многогранные образы гоголевской комедии не имею литературных прототипов, и Гоголь был их первооткрывателем.

Гоголь — великий сатирик, который обладал огромной силой обличительного смеха. Он говорил: «Смеха… боится тот, кто уже ничего не боится». Но при всей анекдотичности ситуации, изображенной в комедии, в «Ревизоре» чувствуется глубинная затаенная грусть. Не случайно сам автор пояснял в «Предуведомлении для господ актеров» сцену чтения письма: «Здесь уже не шутка, и положение многих лиц почти трагическое». То есть «Ревизор» — произведение, находящее на перекрестке трагического и комического.

«Ревизор» можно назвать энциклопедией жизни общества. Гоголь коснулся практически каждой стороны жизни России того времени, затронул каждый слой общества. Писатель показал, насколько все конфликтно в обществе коррупции, хищничества, стяжательства. Гоголь не только отразил все эти явления жизни, но и попытался понять причины, породившие эти явления.

В связи с этим можно обратиться к образу Городничего. Это не просто тупой чиновник, берущий все, что плохо лежит. Гоголь изображает его и как тонкого дипломата, который ведет сложную политику в отношениях и с чиновниками, и с купечеством, и с обитателями города. Ему приходится считаться с ними, выяснять, не было ли тайного доноса, он велит скрывать высеченную унтер-офицершу. В последнем действии, расправляясь с купцами, он по-своему благодушен, не позволяет себе опускаться до крика и угроз.

Обращаясь к образу человека, который обманул Городничего, Хлестакову, следует сказать, что он просто ничтожный маленький человек, олицетворение душевной пустоты, фанфаронства, тупости. Он похож на пустой сосуд, который можно наполнить чем угодно. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвастовство, стремление выдать желаемое за действительное. Хлестаков ошеломлен и зачарован всем тем, что может дать Петербург. Он все восклицает: «Ах, Петербург, Петербург!» И, по сути дела, он не врет в своих россказнях — все, о чем он рассказывает, в Петербурге есть: и балы, и курьеры, и вист с посланниками, вот только Хлестаков не имеет ко всему этому никакого отношения. Принадлежать к этому миру — это неосуществимая мечта. И этот человек, который выглядит довольно жалко, сумел провести опытного, умудренного жизнью Городничего. Как такое могло произойти?

Вернемся к началу пьесы. В обстановке общей нервозности, вызванной сообщением о приезде ревизора, только Городничий выглядит как человек здравомыслящий, спокойный, которые не раз попадал в передряги. Он знает точно одно: при любых обстоятельствах важно соблюсти форму. Четким соблюдением формы, принятых условием инкогнито и обусловлено поведение Городничего по отношению к Хлестакову в первой сцене. А ведь Хлестаков совершенно лишен хитрости, он до крайности простодушен, и именно это его качество и сбивает с толку Городничего, на своем веку успевшего обмануть трех губернаторов. Оба персонажа оказываются в удивительной зависимости друг от друга, чем и завершается этот своеобразный гротескный поединок, выписанный Гоголем в гротескной форме.

Но не только Городничий не смог «раскусить» Хлестакова — не смогли сделать это и остальные чиновники, люди, по-житейски неглупые. Почему они закрывали глаза на многие промахи Хлестакова? Да потому что его россказни отвечают их чаяниям и надеждам. Так, городничий после отъезда «ревизора» мечтает о генеральском мундире, а Бобчинский хвастает тем, что первый понял, что Хлестаков и есть тот самый ревизор, приезжающий инкогнито: «Это я первый сказал Э!» Легко представить, что чувствуют люди, которые не только вздохнули с облегчением после отъезда ревизора, но и смеют надеяться на то, что каждый из них еще и окажется в выигрыше в будущем, в тот момент, когда понимают, что Хлестаков вовсе не тот, за кого они приняли. А далее следует немая сцена, вызванная сообщением о том, что едет настоящий ревизор. И эта сцена есть высшая кара, высший суд, перед лицом которого замирают все персонажи.

В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т. п. Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал смех, единственное «честное лицо» в комедии. Это был смех, писал Гоголь, «который весь излетает из светлой природы человека… потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека».

Раздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибки

Данный раздаточный материал предназначен для организации практической работы  по предупреждению и исправлению грамматических ошибок учащихся при изучении текущего учебного материала на уроках русского языка.  Его можно использовать в качестве дидактического материала для отработки грамматических норм языка или для контроля знаний и умений учащихся находить и исправлять грамматические ошибки в тексте, а также для проведения специальных уроков культуры речи.   В классификации грамматических ошибок…

Поделитесь с коллегами:

Предупреждение и исправление грамматических ошибокРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибки

Вариант 1

Исправить грамматические ошибки и указать их тип

  1. Много молодёжи пришли на вечер танцев.

  2. Никто из пришедших не поздоровались с ней.

  3. Глядя на эту ветку, мне вспомнилась молодость.

  4. Мартышка увидела в зеркале и стукнула лапой.

  5. К триста двадцать шести прибавить шестнадцать, из девяносто семь вычесть пятьдесят.

  6. В евонном отряде было много башкиров, татаров, уральских рабочих.

  7. Используя этот крем, ваша кожа станет более нежнее.

  8. Посмотрел я в окно. И там увидел большую птицу.

  9. Перед боем солдаты одевают чистые рубахи, готовятся.

  10. Таня сообщила о себе, что я поеду в лагерь.

  11. Читающая девочка книгу сидела за столом.

  12. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

  13. Недорослями называются молодых людей, не получившими образования и которые стремились к праздной жизни.

  14. Рискуя, милиционер обезвредил преступников.

  15. Во время похода кто-то из детей плелся взади всех.

Вариант 2

Исправить грамматические ошибки и указать их тип

  1. Опавшая листва с деревьев усыпала тропинку.

  2. На ихних огородах много травы наросло.

  3. Скипятил я чайник на костре.

  4. Мы увидели лебедей, которые прилетели на озеро, которое находилось вблизи села.

  5. Арендатор владел восемьсот шестьдесят пяти гектарам земли.

  6. Кто сказал. Что надо бросить песню на войне.

  7. Учитель спросил, которая из девочек будет читать стихи.

  8. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненым.

  9. Подумав о будущем, оно казалось мне таким далеким.

  10. В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

  11. Носки одеты на обоих ногах.

  12. Ребята любят и гордятся своей страной.

  13. На рисовании ученики делали эскизы для картины.

  14. Мальчик не принес учебник на урок.

  15. На уроке мы говорили о благородности и упрямости.

Г-1: ошибка в образовании слова

Вариант 1

Выпишите слово с ошибкой (в приставке, в суффиксе, в корне), исправьте ее

  1. На столе лежала обвертка от конфеты.

  2. Он уже давно изуверился в людях.

  3. Девочка играется с куклой.

  4. Он познавает свои ошибки.

  5. Можно ли вспрыскивать больному сыворотку?

  6. Можно ли становить учеников парами?

  7. На клумбе много цветущихся астр.

  8. Мы осуждаем преклонничество перед ними.

  9. Свинью весили на весах.

  10. В поле посеяли свеклу на кормеж скоту.

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 1

Выпишите слово с ошибкой, исправьте ее

  1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

  2. В магазин привезли моющие импортные обои.

  3. К празднику купили 5 кило банан.

  4. Врачиха выписала лекарство.

  5. В Индии живут индейки, а в Корее — корейки.

  6. В институт я не пошла, так как была заболевши.

  7. Становьте сюда свой чемодан.

  8. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды были из шелка.

  9. Работу нужно закончить к третьему апрелю.

  10. Ребенок держался за коляску обоими руками.

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 2

Образуйте форму И.п. мн.ч.

Директор — директора цех — …

доктор — … фронт — …

инспектор — … лектор — …

профессор — … катер — …

инженер — … торт — …

фельдшер — … слесарь — …

редактор -… суп — …

отпуск — … бухгалтер — …

якорь — … аптекарь — …

трактор — … раз — …

договор — … почерк — …

выбор — … дно (кастрюли) — …

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 3

Поставьте сущ. в Р.п. мн.ч., выпишите только сущ.

  1. Мать велела купить несколько (простыни).

  2. Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила два килограмма (помидоры) и (яблоки).

  3. В углу стояло несколько (кочерга).

  4. Рим пал от нашествия (варвары).

  5. Мне нужно забрать брата из (ясли).

  6. Отец купил несколько (дыни).

  7. В поход мы взяли две пары (сапоги), несколько пар (чулки) и (носки).

  8. Осенью всегда бывает много (свадьба).

  9. Крылов написал много (басни).

  10. После (заморозки) ягоды стали слаще.

_______________________________________________________________________

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 4

Поставьте сущ. в Р.п. мн.ч., выпишите только сущ.

  1. На Чёрном море много (побережья).

  2. Отряд (солдаты) и (партизаны) встретились в лесу.

  3. Я был в лесу от (сумерки) до (потёмки).

  4. Я встала, сняв ребёнка с (колени).

  5. В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

  6. Сколько же (платья) тебе нужно.

  7. Я купила все, кроме (грабли).

  8. Над болотом кружила пара (цапли).

  9. Сколько (доли) от наследства ты получил?

  10. В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины, башкиры).

Г-3: ошибка в согласовании слов в р., ч., п.

Согласуйте прилагательное с существительным в роде

  1. Чёрн… кофе

  2. Душист… шампунь

  3. Нов… тюль

  4. Компетентн… жюри

  5. Яблочн… повидло

  6. Вкусн… студень

  7. Огромн… мозоль

  8. Густ… вуаль

  9. Нов… табель

  10. Асфальтированн… шоссе

  11. Бел… лебедь

  12. Интересн… кино

  13. Вкусн… пюре

  14. Чёрн… рояль

  15. Строительн… толь

  16. Больш… кенгуру

  17. Маленьк… колибри

  18. Вкусн… кольраби

  19. Высокогорн… плато

  20. Спел… картофель

________________________________________________________________

Г- 4: ошибка в связи управления

Из данных слов составьте словосочетания

Образец: приплыть (к чему?) к берегу.

приплыть тосковать

добраться (берег) (близкие)

достичь скучать

препятствовать (движение) страдать (разлука)

тормозить сетовать

касаться (стол) восхищение

прикасаться уважение (подвиг)

гордость

оплатить (квартира) гордиться (успехи)

уплатить радоваться

Г-5: ошибка в употреблении причастного оборота

Вариант 1

  1. Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

  2. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

  3. Туристы делились полученными впечатлениями за время похода.

  4. Пострадавшим жителям села от наводнения была оказана помощь.

  5. Тёмно — голубые клочки неба, украшенный звёздами, блестели между тучами.

  6. Всю ночь ветер свирепствовавший срывал с деревьев листья.

  7. Галя срезала свернувшую прядь волос в колечко.

  8. Мы увидели хорошие незабудки у ручья.

  9. Осыпавшиеся листья с деревьев шумели под ногами.

  10. Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.

Г-6: ошибка в употреблении деепричастного оборота

Вариант 1

  1. Подъезжая к станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа.

  2. Проходя по механическому цеху, на меня дохнуло жаром.

  3. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась весна.

  4. Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошёл английский язык.

  5. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

  6. Взяв её под руку, они пошли вместе.

  7. Поступив работать на завод, у меня оставалось мало времени.

  8. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на меня внимания.

  9. Глядя на эту картину, у меня невольно сжимается сердце.

  10. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

_____________________________________________________________________________

Г-7: ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого

Вариант 1

Допиши окончания глаголов — сказуемых

  1. В очереди стоял (?) 41 человек.

  2. Под расписку выдан (?) 1 000 000 рублей.

  3. 1 357 635 избирателей принял (?) участие в голосовании.

  4. 1 357 621 из них подал (?) голоса в поддержку кандидата от демократов.

  5. Большинство избирателей не голосовал (?) на выборах.

  6. Большинство выступавших резко критиковал (?) правительство.

  7. 38 попугаев стал (?) героями мультфильма.

  8. В клетке сидел (?) 4 чижика.

  9. До зарплаты оставал (?)сь 1 000 рублей.

  10. Шел один ишак, шел (шли) сто один ишак.

Г-8: ошибка в употреблении однородных членов.

Вариант 1

  1. В отряде Пугачёва было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

  2. Она молода, умна, красивая.

  3. Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.

  4. Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать и быть полезным людям.

  5. Недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.

  6. Передовые люди России боролись против гнёта самодержавия, помещиков и капиталистов.

  7. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.

  8. Мы любим и гордимся Родиной.

  9. О жестоком угнетении, нищете и долгом терпении крестьян с болью писал Некрасов.

  10. Если весной войти в лес, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

__________________________________________________________________

Г-9: ошибка в построении сложного предложения

Вариант 1

  1. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник — Дмухановский.

  2. Рассказы и романы Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим интересом, понятны и близки всем людям.

  3. Смеха боится даже тот, который ничего не боится.

  4. Она презирала то общество, из кого она вышла.

  5. Библиотекарь спросил у мальчика, что где он оставил книгу.

  6. Научиться играть в баскетбол нужна воля и настойчивость.

  7. Мы приблизились к озеру, в котором плавали лебеди, которые прилетели недавно с юга.

  8. Раздалось громкое рычание, что Петренко остановился.

  9. Когда казнили Тараса, то он не думал, что сам сгорит на костре.

  10. В то время, что машинист набирал воду, в поезде происходил обыск.

Г-10: ошибка в употреблении прямой и косвенной речи

Вариант 1

  1. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненым.

  2. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что не знаю.

  3. Проводник говорил, что давайте повернем назад.

  4. В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

  5. Роман начинается с того, что Онегин думает, что

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог…

  1. Шеф сказал обо мне: «Я тоже пойду на концерт».

  2. Шеф сказал о себе, что я тоже пойду на концерт.

  3. Ученик сослался на недомогание и сказал, что я тоже не готов к уроку.

Г-11: пропуск необходимого слова

Вариант 1

  1. Ещё до прихода немцев в Краснодон Олег знал, что не смирится.

  2. Олег понимает, какая опасность грозит, если его арестуют.

  3. Перед боем солдаты надевают чистые рубахи, тщательно готовятся.

  4. Рискуя, товарищи переправили подпольщика за границу.

  5. Они знают, за что борются, и это порождает в их сердцах уверенность.

  6. Владик кое — как прибил доску и побежал в волейбол.

  7. Пушкин раскрывает Онегина всесторонне.

  8. На собрании было принято работать с понедельника.

  9. На первом уроке раздаю учебники, объясняю, как ими пользоваться, как должны себя вести.

  10. На трудах дети делали игрушки из фольги и бумаги.

__________________________________________________________________

Г-12: нарушение границ предложения (парцелляция)

Вариант 1

  1. Незнакомец не рассматривал нас так. Как рассматривали его мы.

  2. Когда управляющий вызывал меня. То я замирал от страха.

  3. Осень пришла врасплох. И завладела землёй, садами и реками.

  4. Дремали не только леса. Но и лесные озёра.

  5. Кое — где по дороге попадала угрюмая ракита. Или молодая берёзка.

  6. Теперь газ горит в кухнях. В заводских печах.

  7. Обогнув зелёный остров. Пароход вошёл в залив.

  8. Несмотря на плохую погоду. Ребята пошли в поход.

  9. Он говорил. Улыбаясь.

  10. Дорога в космос трудна. И опасна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смех над ошибками
  • Сметанный соус кислый как исправить
  • Сметанный крем не загустел как исправить
  • Сметанный крем не взбивается как исправить
  • Сметанный крем для торта получился жидкий как исправить