Смешение антонимов примеры ошибок

Работа по теме: ответы стилистика. Глава: Стилистические функции антонимов. Ошибки, связанные с употреблением антонимов.. ВУЗ: МГУ.
  1. Стилистические функции антонимов. Ошибки, связанные с употреблением антонимов.

Использование
антонимов в речи должно быть стилистически
мотивировано. Неуместное употребление
антонимов затрудняет восприятие фразы
(Ответ
В. Пухова был
лучшим из худших ).

Следует
избегать сочетания взаимоисключающих
признаков предмета (Дорога
шла
 прямая,
хотя и
 извилистая),
однако писатели могут нарушить это
требование с целью речевой характеристики
героя. Так, в комедии Грибоедова «Горе
от ума» Фамусов говорит Скалозубу:
«Давно полковники,
а служите
 недавно ».
Антонимические пары должны составляться
логично. Нельзя противопоставлять
несопоставимые понятия. Нелогичность
подобного противопоставления обыграна
в драме А.П. Чехова «Три сестры»: Ольга …На
вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо!..
Наташа …Да? Но ведь это не
 зеленый,
а скорее
 матовый .
Это нелепое возражение Наташи подчеркивает
ее ограниченность.

Анализируя
употребление антонимов в речи, иногда
можно столкнуться с ошибками
в построении антитезы
,
например: Эта
книга охватывает все. Это книга о рождении
и смерти, о любви и радости, о ненависти,
страданиях и горе
.
Автор нарушил последовательность
перечисления, лишив речь стройности.
Прием антитезы требует четкости в
сопоставлении контрастных понятий:
после слова любовь следовало
поставить его антонимненависть,
рядом со словом радость
— горе
,
упомянув о страданиях,
автору нужно было дать антоним к этому
слову или исключить «выпадающее» из
антитезы существительное.

Употребление
антонимов оправдано в том случае, если
оно действительно отражает диалектическое
единство противоположностей окружающей
жизни. Но иногда игра слов, построенная
на антонимах, не отражает реального
противопоставления, не вскрывает
внутренних противоречий и воспринимается
как своего рода трафарет (например, в
заголовках газетных статей «Большие
беды малого кино», «Большие беды малого
флота», «Большие беды малого бизнеса»
 и
т.д.).

Стилистической
погрешностью слога могут стать и
неудачные оксюмороны. Например, «Теплая
метель
»
— в статье рассказывается о том, как во
время стихийного бедствия люди были
окружены вниманием и заботой. Автор
стремится провести параллель между
теплой заботой и …метелью. Другой
оксюморон — «Жаркая
мерзлота
»
— использован как заголовок статьи о
добыче угля в Заполярье. Так как уголь
идет на топливо, автор пытается вызвать
у читателя ассоциацию между жаром и
мерзлотой. Нелогичность подобных
заголовков очевидна.

Еще
больший ущерб стилю наносит немотивированный
оксюморон
,
случайно «проявляющийся» в результате
соединения несовместимых понятий: При наличии
отсутствия
 необходимых
материалов трудно наладить работу
.
Причиной неуместного комизма высказывания
порой становится и невольный 

каламбур,
который может возникнуть в результате
не замеченной автором антонимии
многозначных слов, что порой придает
речи двусмысленное, комическое звучание.
Например: Старый портфель
отца был еще
 новый 
здесь использовано слово старый в
значении «существующий с давнего
времени», а слово новый — в значении
«прочный». Но, оказавшись почти рядом,
эти прилагательные «столкнулись» в
значениях «испорченный от употребления»
и «не бывший в употреблении», что сделало
фразу абсурдной.

Искажает
смысл высказывания и неуместный 

антифразис,
т.е. употребление вместо нужного слова
его антонима, например: Трудность
нашего общения с местным населением
состояла в
 знании языка.
Словознание автор
использовал по ошибке, имея в виду как
раз противоположное ему — незнание.
Подобные ассоциативные ошибки порой
не просто и заметить: Не
разговорчивый, но и не
 болтливый,
он притягивал к себе какой-то внутренней
силой
 (следовало: не
молчаливый
).

Регулярность
антонимических отношений в языке не
позволяет свободно изменять состав
антонимической пары. О плохом знании
лексики свидетельствуют ошибки
в построении антонимической пары
Молодые
люди живут активно, они не
 соглядатаи жизни,
а ее участники
 —
слово соглядатай означает
«человек, тайно наблюдающий за кем-то»,
оно не связано со словом участник
антонимическими отношениями. Автору
следовало написать праздный
наблюдатель, созерцатель
.

Регулярность
антонимических отношений слов делает
невозможным их употребление вне
противопоставления. Поэтому столкновение
антонимов в речи становится причиной
комизма, порождает каламбуры (Щель
 узкоеместо, широко встречающееся
в строительстве
).

Рассмотрим
примеры стилистической правки текстов,
в которых 

антонимы
употреблены неудачно:

1. Лично
я в этом ничего
 плохого,
кроме
 хорошего,
не вижу.

1. Я
в этом ничего плохого не вижу.
 Или: Я
думаю, что это не плохо, а, наоборот,
хорошо.

2. В силу
слабой
 разработки
этого метода оценка его преждевременна.

2. Из-за
слабой разработки этого метода оценка
его преждевременна.

Для
стилистической правки первого предложения
пришлось отказаться от одного из
антонимов, ставших причиной абсурдности
высказывания, исключить 

плеоназм
(лично
я
).
Во втором предложении возник
немотивированный оксюморон: первое из
слов антонимической пары, выступая в
функции предлога, в тексте не должно
было сохранять первоначальное лексическое
значение, но из-за близкого соседства
его антонима это значение «проявилось»,
соединение несовместимых понятий стало
причиной нелогичности высказывания.
Редактор исключил стилистически не
оправданный оксюморон и устранил
канцелярскую окраску речи в предложении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Антонимы — это слова с противоположным значением.

Содержание

  1. Общие сведения
  2. Структура антонимов
  3. Функции антонимов
  4. Использование антонимов в речи
  5. Самые распространенные ошибки при употреблении антонимов
  6. Вывод

Общие сведения

В антонимические отношения вступают лишь слова, соотносимые по какому-либо признаку (качественному, количественному, временному, пространственному) и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый — некрасивый, много — мало, утро — вечер, удалять — приближать. Другие слова обычно не имеют антонимов: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ.

Большинство антонимов характеризуют качества: хороший — плохой, умный — глупый, родной – чужой. Однако немало и таких, которые указывают на пространственные и временные отношения: большой — маленький, просторный — тесный; ранний — поздний, утро-вечер.

Реже встречаются антонимические пары с количественным значением: много – немного, единственный — многочисленный. Также встречаются противоположные наименования действий и состояний: плакать — смеяться, радоваться – горевать.

Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой.

Существует в языке и внутрисловная антонимия — антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios — противоположный + sema — знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимоисключающие друг друга значения.

Например, глагол отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но он же может означать «умирать, прощаться с жизнью». Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Оратор оговорился, редактор просмотрел эти строки.

Структура антонимов

По своей структуре антонимы делятся на разнокорневые (лето — зима) и однокорневые (закрывать – открывать, прогресс – регресс).

Разнокорневые антонимы составляют группу собственно лексических антонимов, однокорневые – лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения: убежать – прибежать, открыть – закрыть, вложить – выложить, принести – унести.

Таким образом, такие слова противопоставляются благодаря словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой – немолодой, злой — незлой), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается «приглушенной» (немолодой — это еще не означает «старый», незлой – не значит «добры»). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный — неудачный, сильный — бессильный.

Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали — антонимические.

Функции антонимов

1. Являются лексическим средством для построения антитезы. Пример: И ненавидим мы, и любим мы случайно.

2. Употребление антонимов с отрицанием используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества. Пример: Она была не хороша, не дурна собою.

3. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого. Пример: В мире есть добро и зло, ложь и правда, горе и радость.

4. Антонимия лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron ‘остроумно-глупое’) — стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов.

Использование антонимов в речи

Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков: «Дорога шла прямая, хотя и извилистая».

Нельзя сопоставлять как антонимы любые слова, например: «Молодые люди живут активно и целеустремленно, они не соглядатаи жизни, а ее участники». Соглядатай — человек, тайно наблюдающий за кем-то. Это слово не связано антонимическими отношениями со словом участник. Вместо соглядатай следовало сказать: праздный наблюдатель, созерцатель.

Также причиной ошибок может быть ненамеренное (помимо воли автора) столкновение в речи антонимов, приводящее к комизму: «В силу слабой разработки метода экономического анализа». Рядом с прилагательным слабой неожиданно оживляется буквальное значение предлога в силу.

Невнимательный подбор антонимов может стать причиной досадных лексических ошибок.

Иногда автор не замечает, что употребил рядом противоположные по значению слова, и возникает неоправданный оксюморон: При наличии отсутствия спортивного инвентаря трудно пробудить в ребятах желание заниматься спортом; В силу слабой организации этой работы успехов здесь ждать не приходится. А иногда из-за столкновения противоположных слов трудно понять смысл сказанного: В итоге пришлось признать, что предложенная ею программа была лучшей из худших; В этом сезоне у нас значительно меньшее увеличение числа травм.

Все это говорит о том, что употреблять антонимы в речи нужно осторожно, тщательно подбирая их. Но если автор старается применить те или иные стилистические приемы актуализации антонимов, он также не застрахован от ошибок, которые возможны, например при построении антитезы, создании оксюморона и т.д.

Существование антонимов в языке провоцирует и ассоциативные ошибки, т.е. оговорки, возникающие под влиянием ложных ассоциаций. При этом используется не то слово, которое требуется по смыслу, а противоположное, что, конечно, совершенно искажает мысль.

Использование антонимов в речи должно быть стилистически оправдано.

Неуместное употребление антонимов приводит к речевым ошибкам:

  1. Затрудняет восприятие фразы: Ответ студента Пухова был лучшим из худших.
  2. При употреблении антонимов следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета: Дорога шла прямая, хотя и извилистая.
  3. Стилистической ошибкой являются неудачные оксюмороны. Например, название газетной статьи «Теплая метель» (журналист рассказывает о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой; автор неудачно провел параллель между душевной теплотой и метелью).
  4. Двусмысленное, комическое звучание речи придает не замеченная автором антонимия многозначных слов. Например, Старый портфель отца был еще новый. Здесь использовано слово «старый» в значении «существующий с давнего времени», а слово «новый» в значении «прочный». Оказавшись рядом, эти прилагательные столкнулись в значениях, что сделало фразу абсурдной, лишив ее всяческой логики.

Самые распространенные ошибки при употреблении антонимов

1. Ошибки в построении антитезы. Например, Эта книга о любви и радости, ненависти, страданиях и горе (нарушение последовательности перечисления). Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость — горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

Употребление антонимов оправдано в том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Но иногда игра слов, построенная на антонимах, не отражает реального противопоставления, не вскрывает внутренних противоречий и воспринимается как своего рода трафарет (например, в заголовках газетных статей «Большие беды малого кино», «Большие беды малого флота», «Большие беды малого бизнеса» и т. д. ).

2. Употребление неудачного оксюморона. Немотивированный оксюморон появляется в результате соединения несовместимых понятий. Например, «Теплая метель» — в статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой. Автор стремится провести параллель между теплой заботой и …метелью. Нелогичность подобного заголовка очевидна.

3. Невольный каламбур – причина неуместного комизма высказывания, который возникает в результате незамеченной автором антонимии многозначных слов. Например, Старый портфель отца был ещё новый;  Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве; На открытом партийном собрании говорили о скрытых производственных резервах.

4. Неуместный антифразист.е. употребление вместо нужного слова его антонима может искажать смысл высказыванияя: трудность состояла в знании языка (надо в незнании).

5. Ошибки в построении антонимической пары: они живут активно, они не соглядатаи жизни (соглядатаи – чел, тайно наблюдающ. за кем-л., надо – созерцатели, праздные наблюдатели).

Вывод

Таким образом, антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют очень важную роль в лексической системе языка. Словам с противоположным значением свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции. Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов. Антонимия придаёт особую значительность предметам и понятиям.

Основная стилистическая функция антонимов — быть лексическим средством выражения антитезы. Однако стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений. Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи. Потому что очень легко допустить ошибку при невдумчивом употреблении антонимов.

Ошибки при употреблении антонимов в речи

Невнимание к антонимии может стать причиной досадных лексических ошибок. Иногда автор не замечает, что употребил рядом противоположные по значению слова, и возникает неоправданный оксюморон: При наличии отсутствия спортивного инвентаря трудно пробудить в ребятах желание заниматься спортом; В силу слабой организации этой работы успехов здесь ждать не приходится. А иногда из-за столкновения полярных слов трудно вникнуть в смысл информации: В итоге пришлось признать, что предложенная ею программа была лучшей из худших; В этом сезоне у нас значительно меньшее увеличение числа травм.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Все это убеждает в необходимости остерегаться «случайного» употребления антонимов. Но если автор старается применить те или иные стилистические приемы актуализации антонимов, он также не застрахован от ошибок, которые возможны, например при построении антитезы, создании оксюморона и т.д. Сошлемся лишь на один пример. Не всегда журналисту удается правильно выделить слова, объединенные по принципу контраста, и тогда он противопоставляет слова, не образующие антонимической пары. Это делает речь нелогичной: На соревнования слетелись пилоты как сильного, так и прекрасного пола из шести стран. Продиктованная, очевидно, соображениями этики замена определения в сочетании «слабый пол» оказалась стилистически не оправданной.

Существование антонимов в языке провоцирует и ассоциативные ошибки, т.е. оговорки, возникающие под влиянием ложных ассоциаций. При этом используется не то слово, которое требуется по смыслу, а противоположное, что, конечно, совершенно искажает мысль. Так, корреспондент сообщает читателям: Олимпиада пойдет на экране с некоторым опозданием: с 11 до 13 часов будет показана видеозапись утренней части соревнований предыдущего дня, затем в программе «Время» будет представлен спортивный обзор, а после неготрансляция вечерних соревнований. Это неуместный антифразис (следовало написать: минувшего дня).

Ошибки при употреблении антонимов

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные возможности для достижения выразительности речи и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов.

Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное их употребление затрудняет восприятие фразы (Ответ В. Пухова был лучшим из худших). Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Дорога шла прямая, хотя и извилистая). Однако писатели могут нарушить это требование с целью речевой характеристики героя. Один из героев Достоевского предлагает: Надень мои старые сапоги. Они еще новые.

Антонимические пары должны составляться логично. Нельзя противопоставлять несопоставимые понятия. Нелогичность подобного противопоставления обыграна в драме А.П. Чехова «Три сестры»: О л ь г а. …На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо. Н а т а ш а Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый. Это нелепое возражение Наташи подчеркивает ее ограниченность.

В статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой, автор стремится провести параллель между теплой заботой и метелью. Другой оксюморон — «Жаркая мерзлота» — использован как заголовок статьи о добыче угля в Заполярье (ведь уголь идет на топливо). Автор пытается вызвать у читателя ассоциацию между жаром и мерзлотой. Нелогичность подобных заголовков очевидна.

Еще больший ущерб стилю наносит немотивированный оксюморон , случайно «проявляющийся» в результате соединения несовместимых понятий: При наличии отсутствия необходимых мате­ риалов трудно наладить работу; В силу слабой разработки этого метода, оценка его преждевременна. (Из газ.)

Причиной неуместного комизма высказывания порой становится и невольный каламбур , который может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание. Например: Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве; На открытом партийном собрании говорили о скрытых производственных резервах.

Бывают и немотивированные антифразисы , если вместо нужного слова употребляется его антоним: Не разговорчивый, но и не болтливый (следовало: не молчаливый), он притягивал к себе какой­ то внутренней силой; Ее не покидали тяжелые воспоминания предыдущих лет (прошедших, минувших).

Подобные ошибки встречаются и при употреблении конверсивов: Он попросил меня занять (вместо одолжить) ему денег; За ложный вызов скорой помощи Иванов получил (уплатил) штраф. Анализируя употребление антонимов в речи, иногда можно столкнуться с ошибками в построении сложной антитезы, например: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе.

Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость — горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

Фразу можно исправить: Эта книга о рождении и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе, о счастье и страданиях. Рассмотренные нами ошибки не редкость в речи ораторов, поэтому, готовясь к выступлению, особенно важно помнить об антонимии: она может и украсить речь, и сделать ее смешной.

Конспект урока по родному языку (русскому) на тему»Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.»(6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Родной язык (русский)

Тема урока : Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Цели образовательные: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий, закрепления умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;

развивающие : — развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

— развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;

— развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности ;

воспитательные: — воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.

Предметные — объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правильный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов, антонимов, омонимов; пользуются словарями синонимов , антонимов, омонимов

Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные — структурируют знания, читают и слушают,извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные — научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления , принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений

Методы и приемы : словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль

Оборудование : словари, карточки, презентация

1 .Организационный этап.

Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке

Я настроиться вам помогу,

Чтобы были везучими.

Повторите по сто раз —

У меня всё хорошо,

А будет ещё лучше!

Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите, на какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам подняться на ступеньку выше.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.

А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

— А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка, созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.

Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)

3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).

1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.

А) Огонь, дым, пламя

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный — …(ум короткий).

4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5.Книга – источник познания.

6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?

— Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.

1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;

• к слову источник:

1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;

1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;

1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.

Итак, давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.

В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.

1) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски , чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)

2) Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара…

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,

Лишь ты паришь, свой свет струя…

Меж тем в реке – из сизой стали В.Я.Брюсов

Влачится за струей струя.

5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово

1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

III. Закрепление изученного материала.

1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

Герой все время находится в подвесном состоянии.

В этот день я услышала много обидчивых слов.

Любой поступок заслуживает осуждения.

Студент быстро освоил материал.

Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

Она пришла в цветистом платье

А) значимые части слова и способы образования слов.

В) словарный состав языка

Д) правила написания слов

Е) соответствие между звуками и буквами

А) слова, имеющие несколько лексических значений.

В) слова, употребляемые в той или иной местности.

С) слова с противоположным лексическим значением.

Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.

Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

3.Укажите строку синонимов.

С) Холодно, жарко

Е) Правильно, верно

4. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

5. Укажите строку омонимов.

А) Крыло птицы, крыло самолета

В) Сдача мелочью, мелочи жизни

С) Ковш с водой, ковш экскаватора

Д) Длинная коса, острая коса

6. Паронимы – это…

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи

8. Укажите ряд антонимов.

А) Передвижение, перемещение

В) Жестокость, бессердечие

Д) Грусть, печаль

9. Укажите ряд омонимов

А) Акции поднялись, акция протеста

В) Железные двери, железные мускулы

С) Крыло птицы, крыло самолета

Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа

Е) Невежа, невежда

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

Ключ к тесту.Самопроверка

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

— Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные задания по карточкам:

1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения

1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр.

3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркнитеантонимы. Запись сделайте в тетрадях.

    источники:

    http://student-servis.ru/spravochnik/oshibki-pri-upotreblenii-antonimov/

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rodnomu-yazyku-russkomu-na-temu-tipichnye-rechevye-oshibki-svyazannye-s-upotrebleniem-sinonimov-antonimov-i-le-4639992.html

    Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные возможности для достижения выразительности речи и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов.

    Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное их употребление затрудняет восприятие фразы (Ответ В. Пухова был лучшим из худших). Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Дорога шла прямая, хотя и извилистая). Однако писатели могут нарушить это требование с целью речевой характеристики героя. Один из героев Достоевского предлагает: Надень мои старые сапоги. Они еще новые.

    Антонимические пары должны составляться логично. Нельзя противопоставлять несопоставимые понятия. Нелогичность подобного противопоставления обыграна в драме А.П. Чехова «Три сестры»: О л ь г а. …На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо!.. Н а т а ш а Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый. Это нелепое возражение Наташи подчеркивает ее ограниченность.

    Употребление антонимов оправдано в том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Стилистической погрешностью слога могут стать и неудачные оксюмороны, например «Теплая метель».

    В статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой, автор стремится провести параллель между теплой заботой и метелью. Другой оксюморон — «Жаркая мерзлота» — использован как заголовок статьи о добыче угля в Заполярье (ведь уголь идет на топливо). Автор пытается вызвать у читателя ассоциацию между жаром и мерзлотой. Нелогичность подобных заголовков очевидна.

    Еще больший ущерб стилю наносит немотивированный оксюморон, случайно «проявляющийся» в результате соединения несовместимых понятий: При наличии отсутствия необходимых мате­ риалов трудно наладить работу; В силу слабой разработки этого метода, оценка его преждевременна. (Из газ.)

    Причиной неуместного комизма высказывания порой становится и невольный каламбур, который может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание. Например: Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве; На открытом партийном собрании говорили о скрытых производственных резервах.

    Бывают и немотивированные антифразисы, если вместо нужного слова употребляется его антоним: Не разговорчивый, но и не болтливый (следовало: не молчаливый), он притягивал к себе какой­ то внутренней силой; Ее не покидали тяжелые воспоминания предыдущих лет (прошедших, минувших).

    Подобные ошибки встречаются и при употреблении конверсивов: Он попросил меня занять (вместо одолжить) ему денег; За ложный вызов скорой помощи Иванов получил (уплатил) штраф. Анализируя употребление антонимов в речи, иногда можно столкнуться с ошибками в построении сложной антитезы, например: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе.

    Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость — горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

    Фразу можно исправить: Эта книга о рождении и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе, о счастье и страданиях. Рассмотренные нами ошибки не редкость в речи ораторов, поэтому, готовясь к выступлению, особенно важно помнить об антонимии: она может и украсить речь, и сделать ее смешной.

    Автор статьи

    Светлана Остапенко

    Эксперт по предмету «Русский язык»

    преподавательский стаж — 10 лет

    Задать вопрос автору статьи

    Ошибки, связанные с употреблением паронимов и синонимов в речи

    Одним из аспектов речевой культуры индивида является соблюдение норм литературного языка. Особе место среди речевых недочётов занимают лексические ошибки, вызванные различными причинами:

    • Неточным словоупотреблением в связи с незнанием значения слова.
    • Языковой избыточностью или недостаточностью.
    • Смешением единиц лексики, обладающих общим корнем, но различающихся оттенками значения (то есть паронимов).
    • Неправильное использование синонимов, то есть близких по значению слов, особенно различающихся функционально-стилистической окраской.

    Рассмотрим данные речевые ошибки более подробно.

    Лексические недочёты, связанные с неверным употреблением паронимов, основаны на незнании данного языкового явления.

    Определение 1

    Паронимы – это лексические единицы, восходящие к общему корню, но отличающиеся семантически.

    Начни разбираться в искусстве

    Обучающие курсы по психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино

    Выбрать программу

    Например, дождевой плащ – дождливый день, гористая местность – горный уступ, практичный подарок – практическая работа.

    Не различение паронимов в речи ведёт к их смешению и возникновению специфических ошибок, суть которых заключается в том, что единицы паронимической пары имеют разную сочетаемость (семантическую валентность).

    Ошибочное употребление паронимов особенно явственно в тех случаях, когда их значения затемнено, неясно для говорящего или пишущего: Адресат письма в газету делится своими впечатлениями от увиденного (верно: адресант – отправитель сообщения). Одень очки, чтобы лучше видеть с доски (правильно: надень – глагол с приставкой на- употребляется в тех контекстах, где необходимо указать, на кого надевается вещь). Командировочным выдали все необходимые документы для проезда (верно: командированным – лицам, отправленным в командировку). Необходимо поставить роспись на документе (верно: подпись – собственноручно написанная фамилия на официальном документе).

    Избежать подобных ошибок помогает обращение к толковым словарям и анализу контекста, в котором употребляются паронимы.

    «Ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов, паронимов в речи» 👇

    В речи также довольно часто смешиваются и слова, близкие по значению, то есть синонимы. Особенно это касается тех единиц, которые различаются не только объёмом и содержанием значения, но и его экспрессивной и (или) стилистической окраской.

    Кроме этого, некоторые синонимы имеют жестко определенную сочетаемость. Например, характеризуя цвет глаз, используют прилагательное «карий», однако его недопустимо использовать для атрибуции существительного «костюм». С этой целью используется синоним «коричневый». Аналогично в сочетаниях: лазурное небо – голубое платье, пасмурный день – серый костюм.

    Необходимо помнить также о стилевой дифференциации синонимов. В научном тексте недопустимо использование поэтизма «очи», вместо этого используется слово «глаз» в терминологическом значении. Неверным будет употребление этого слова в нарочито сниженном контексте: Это был лысый субъект, плюгавенький, невзрачный, с какими-то белёсыми и подслеповатыми очами (уместнее – глазками).

    Часто ошибки возникают тогда, когда говорящий пытается подобрать синонимы к словам иноязычного происхождения, значение которых он точно не знает.

    Например: Преподаватель оставил нелицеприятный, очень плохой отзыв о моей работе (нелицеприятный – не синоним слова «плохой»; это слово близко по значению к прилагательным «беспристрастный», «объективный»). Это был очень знаменитый, одиозный политический деятель (одиозный – значит крайне неприятный, отталкивающий). Эта информация была для нас важной, актуальной (актуальный – злободневный, современный).

    Недочёты в использовании антонимов

    Ошибки в употреблении антонимов связаны с их неоправданным использованием в тех контекстах, в которых они не нужны: Это был лучший результат среди худших работ выпускников.

    Также неверное употребление антонимов порождает двусмысленность, нелогичность высказывания: Она чертовски религиозна. При наличии отсутствия учебников вы не сделаете эту работу. Иногда это приводит к созданию непреднамеренных каламбуров: На открытом заседании присутствующие высказались о скрытых дефектах в работе. Оксюморон – это узкоспециальный термин, широко используемый в художественном тексте.

    Обычно немотивированное использование антонимов порождает стилистически не оправданный атифразис: За телефонную шутку Иванов получил штраф (заплатил). Приятель попросил меня взять взаймы (дать взаймы).

    Также с неверным использованием антонимов связаны нарушения на уровне высказывания (например, в употреблении такого приёма, как антитеза): Петров был не болтлив, но и не разговорчив (верно: не молчалив, но и не разговорчив). В этом фильме зритель увидит и любовь, и ненависть, и смерть, и предательство («смерть – предательство» — не антонимичная пара, поставленная в один ряд с антонимами «любовь – ненависть»).

    Избежать подобных ошибок помогает не только знание точного значения антонима, но и внимание к синтаксической структуре и логике высказывания, его внутренней непротиворечивости и ясности.

    Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

    Поиск по теме

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Смешанный контент как исправить
  2. Смеха боится даже тот который ничего не боится исправить ошибку
  3. Смех над ошибками
  4. Сметанный соус кислый как исправить
  5. Сметанный крем не загустел как исправить