Симптоматика дисграфии (нарушения письменной речи)
Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Садовникова И.Н. применила принцип поуровневого анализа специфических ошибок. Выделила три группы специфических ошибок:
— ошибки на уровне буквы и слога;
— ошибки на уровне слова;
— ошибки на уровне предложения (словосочетания);
Ошибки на уровне буквы и слога
Включают: 1) ошибки звукового анализа; 2) ошибки фонематического
восприятия.
- Ошибки звукового анализа
Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых – узнавание звука на фоне других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье – «дорве», брат – «бт».
Пропуску буквы и слога способствуют следующие позиционные условия:
а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л) лакать, живу(т) дружно». В последнем случае по нормам орфоэпии произносится «живуд дружно», т.е. имеет место регрессивная ассимиляция;
б) соседство слов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), си(ди)т, и т.д. Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», ковром – «корвом» и д.р. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он – «но», от школы – «то школы». В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима – «зиам».
Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор — «довр», брат – «барт» и т.д.
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «девочика», «дружено». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный. Есть еще вставка, имеющая особенность: «вставленной» оказывается гласная, уже имеющаяся в составе слова, например: «дуружно», в «укуклы». Подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» и др. Подобная «вставка» есть отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребенком ошибка и правильное написание. На это указывает всегда симметричное расположение вставленной буквы: ярече, на речуку, деверь. Диктуемое слово звучит доли секунды, ребенку сложно уловить мгновенное чередование фонем, их точную последовательность.
В последние годы у младших школьников стали обнаруживаться ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, а именно: в словах, начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз уже в виде строчной – Аавгуст, Оосень. Эти ошибки –результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому привели первоклассников письменные упражнения в «Прописях», где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде: Вв, Лл, и др. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти и сохраняется в письме последующие годы.
2) Ошибки фонематического восприятия
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:
— нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
— в нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.
Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции:
д-т – «тавно», «деди», «итут домой»;
з-с – «кослик», «привосит», «звою сумку»;
б-п – «попеда», «пелье», «балатка»;
ж-ш – «шдет», «жумно», «весело шушшали шуки…»;
г-к – «долко», «досга», «кокда», «уколок»;
в-ф – «портвель», «вавли», «фьюга», «ковта».
Лабиализованные гласные:
о-у – «звенит рочей», «сизый голобь», «по хрупкуму льду»;
е-ю – «клеква», «тюплый».
Сонорные:
р-л – «хородный», «крюч», «лабота».
й-л’ – «тут бывалет и солька» – тут бывает и сойка…
Свистящие и шипящие:
с-ш – «шиски», «излозение», «зелезо», прузына»;
с’-щ – «нещет», «сенок».
Аффрикаты:
ч-щ – «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «щасто»;
ч-ц – «сквореч», «чапля», «цястый»;
ч-т’ – “черчит”, “Жутька”, “вместе играч”, “девотька”;
ц-т – “пцица”, “Пеця”;
ц-с – “рельцы”, “куриса”, “улиса”.
Смешение букв по кинетическому сходству
Смешения объясняются либо акустико-артикуляционным сходством фонем,
либо оптическим сходством букв.
Были выделены группа оптически сходных букв и кинетически сходных букв.
По кинетическому сходству:
о-а – «бонт», «ураки», «глазки», «на гарку»…
б-д – «людит», «убача», «ядлоки»…
и-у – «прурода», «села миха», «кукишка», «кист»…
т-п – «стасли», «вытал», «шатка», «атрель»…
х-ж – «поймал еха», «можнатые», «дорохки»…
л-я – «февраяь», «кяюч», «весеяо»…
Г-Р – «Гечка, Ролова, Гаки, Ролодный…
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш…), либо ошибочно выбрал последующий элемент (и-у, Г-Р, б-д…).
По мнению Садовниковой И.Н. следует различать оптически или кинестетически сходные буквы, поскольку оптически сходные буквы имеют разные отправные точки при начертании первого элемента «и в письме школьников не смешиваются» (с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д).
Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ. В подобных смешениях играет отрицательную роль также неправомерное методическое требование «безотрывного» написания слов.
Персеверации, антиципации.
Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит соответственно названия: персеверация (застревание) и антиципация (упреждение, предвосхищение): согласный, а реже – гласный – заменяет вытесненную букву в слове.
Персеверации в письме:
а) в пределах слова: «магазим», «колхозниз», «за зашиной»;
б) в пределах словосочетания: «у деда Модоза»;
в) в пределах предложения: «Девочка кормила петуха и курм»;
Антиципация в письме:
а) в пределах слова: «на девевьях», «дод крышей», «с родмыми местами»;
б) в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки». «Жалобко замяукал котенок».
Возможна персеверация и антиципация слога и слова.
В основе подобных ошибок лежит слабость дифференцировочного торможения.
Ошибки на уровне слова.
В устной речи слова в синтагме произносятся слитно, а в письменной речи
слова предстают обособленно. Если ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы, то это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.
Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:
1) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «я сный»). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;
2) при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («б рат», «поп росил» и др.).
Слитно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или
предыдущим словом «ветки елии сосны», «кдому, надерево». Есть случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более: «быличудные дни», «кругомтихо».
Своеобразны ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» – у деда Мороза».
В некоторых случаях слияние слов как бы провоцируется наличием одноименной буквы в составе смежных слов – иначе говоря, ребенок сбивается с замысла, проговаривая при письме слова: на «общем» звуке переходит на следующее слово. При этом пропускаются части первого слова: каждый день – «каждень», куст шуршит – «куршид», посадил в клетку (кого?) – «посадил в клеткого».
Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражение в контаминациях слов: лепят бабу – «лептбау», была зима – «блзм», в мешке подарки для ребят – «мишкпаркилрит» и т.п.
Отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов является морфемный аграмматизм. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. Так, при попытке подбора проверочных слов для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования: лед – «ледик», мед – «медик». Образуя существительные посредством суффикса – ищ — ученики 2-3-х классов часто не учитывают чередования согласных в корне и даже после устного анализа пишут: рука – «рукища», нога – «ногища».
Нарушение функции словообразования обнаруживается особенно явственно при образовании прилагательного от существительного, например:
цветок, растущий в поле – «поленой цветок»;
в воде – «водный цветок»;
хвост медведя – «медвежин, медведий хвост»;
лисы – «лисичий хвост»;
день, когда дует ветер – «ветерный день».
Несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем, например: «сильнеет греет солнышко», «взмахнул лопатый», «глубокие скважинные» — вместо скважины и т.д.
Могут не осознаваться обобщенные значения морфем, часто учащиеся ошибочно используют приставку или суффикс: «Пожарник поливает пожар» – вместо заливает и др.
Затрудняются дети с дисграфией и в выборе соответствующей формы глагола (по времени или виду – совершенному, несовершенному).
Ошибки на уровне предложения.
Многим детям трудно усвоить членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений – заглавных букв и точек. Такие ошибки объясняются тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: техническими, логическим, орфографическими. Имеет значение и несформированность умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации.
Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления.
Определенные трудности представляет оперирование однородными членами предложения, например: «Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей».
Неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к ошибкам согласования даже при письме под диктовку, например: «Засыпанным снегом лес был сказочно красив» – вместо «засыпанный снегом лес».
Особенно многочисленны ошибки в употреблении норм управления: «Зима ждала, ждала прурода», «по дорожках сада», «шел к фермы» и т.д.
Значительные трудности связаны с употреблением предлогов: их могут опускать, заменять, реже – удваивать, например: «вызвал доске», «зайка жил живом уголке», «тень за деревом, перед деревом» – вместо под деревом; «в прохладную воду в светлой реке».
По утверждению Садовниковой И.Н. главная трудность при обучении родному языку заключается в том, что язык как особая система долгое время не существует для сознания ребенка. Формирование аппарата письменной речи происходит на начальной, элементарной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя полтора-два года от начала обучения письмо и чтение могут рассматриваться как умственное действие, поскольку их техническая сторона автоматизируется, «свертывается», а на первый план выступает смысловая сторона этих процессов.
Ошибки на уровне слова
Если в устной речи слова в синтагме
произносятся слитно, на одном выдохе,
то в письменной речи слова предстают
обособленно. Несовпадение норм устной
и письменной речи вносит трудности в
начальное обучение письму. Написание
обнаруживает такой дефект анализа и
синтеза слышимой речи, как нарушение
индивидуализации слов: ребенок не сумел
уловить и вычленить в речевом потоке
устойчивые речевые единицы и их элементы.
Это ведет к слитному написанию смежных
слов либо к раздельному написанию частей
слова.
Раздельное написание частей слова
наблюдается чаще всего в следующих
случаях:
когда приставка, а в бесприставочных
словах начальная буква или слог напоминают
предлог, союз, местоимение («и дут», «на
чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и
др.). По-видимому, здесь имеет место
генерализация правила о раздельном
написании служебных частей речи;
при стечении согласных из-за их меньшей
артикуляторной слитности происходит
разрыв слова «б рат», «поп росил», «д
ля», «п челы» и др.).
В приведенных примерах не имел места
перенос слова с одной строки на другую.
Многочисленные ошибки типа «по дкроватью»,
«по дстолом» и т.п. объясняются
фонетическими особенностями слогораздела
на стыке предлога и следующего слова.
Слитно обычно пишутся служебные слова
(предлоги, союзы) с последующим или
предыдущим словом «ветки елии сосны»,
«кдому, надерево». Нередки случаи
слитного написания двух самостоятельных
слов и более: «быличудные дни»,
«кругомтихо», «всядетвора», «идетработа»,
«светитлуна».
Своеобразны ошибки смещения границ
слов, включающие одновременно слияние
смежных слов и разрыв одного из них,
например:
«у дедмо Рза» — у деда Мороза»,
«врекепе тя» — в реке Петя поймал… .
В некоторых случаях слияние слов как
бы провоцируется наличием одноименной
буквы в составе смежных слов — иначе
говоря, ребенок сбивается с замысла,
проговаривая при письме слова: на «общем»
звуке переходит на следующее слово. При
этом, как правило, имеет место пропуск
части первого слова:
каждый день — «каждень», куст шуршит —
«куршид», было лето — «былето», посадил
в клетку (к ого?) — «посадил в клеткого».
Случаи грубого нарушения звукового
анализа находят выражение в контаминациях
слов:
лепят бабу — «лептбау», была зима —
«блзм», в мешке подарки для ребят —
«мишкпаркилрит» и т.п.
Морфемный аграмматизм является отражением
в письме трудностей анализа и синтеза
частей слов. Ошибки обнаруживаются в
операции словообразования. Так, при
попытке подбора проверочных слов для
прояснения конечного согласного звука
создаются несвойственные языку
образования:
лед — «ледик», мед — «медик».
Образуя существительные посредством
суффикса -ищ-, ученики 2-3-х классов часто
не учитывают чередования согласных в
корне и даже после устного анализа
пишут:
рука — «рукища», нога — «ногища».
Нарушение функции словообразования
обнаруживается особенно явственно при
образовании прилагательного от
существительного, например:
цветок, растущий в поле — «поленой
цветок»,
___»_____»_____ в воде — «водной цветок»;
хвост медведя — «медведин, медведий
хвост»;
__»__ лисы — «лисичий хвост»;
день, когда дует ветер — «ветерный
день»;
__»___»___»__ вьюга — «вьюгный день».
Несформированность языковых обобщений
проявляется в уподоблении различных
морфем, например:
«сильнеет греет солнышко», «взмахнул
лопатый», «глубокие скважинные» —
вместо скважины и т.д.
Многочисленные примеры из письменных
работ школьников подтверждают, что дети
не осознают обобщенного значения морфем,
часто ошибочно используют приставку
или суффикс:
«Пожарник поливает пожар» — вместо
заливает;
«Лосиха присторожилась» — вместо
насторожилась;
«Башня выглянуло гмуро» — вместо
выглядела хмуро и др.
Затрудняются дети с дисграфией и в
выборе соответствующей формы глагола
(по времени или виду — совершенному,
несовершенному). Так, ученица 3-го класса
написала в сочинении, не замечая
алогичности написанного: «Эту куклу
подарила ей мама, когда умерла» — вместо
умирала.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ, ИЛИ НЕДОСТАТКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ? ПОЧЕМУ ОНИ СЛУЧАЮТСЯ, В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ?
Формирование письма — процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью. Если работа какого-то анализатора грубо нарушена, на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.
КАКИЕ ЖЕ ПРИЧИНЫ ПРИВОДЯТ К ЗАДЕРЖКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА?
Огромное значение для овладения процессом письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии.
Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.
Нарушение письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для Московской области эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.
Причиной нарушения письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.
Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят «мямли» или «еле языком ворочает»).
Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.
Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и, действительно, невнимательности.
КАКИЕ ЖЕ ОШИБКИ ДОЛЖНЫ ПРИВЛЕЧЬ НАШЕ ВНИМАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?
Существует несколько видов недостатков письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.
1. Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск гласных, согласных в стечениях согласных букв, перестановка, вставка, недописывание букв, искажение слова, замена одной буквы на другую (парные звонкие и глухие согласные в четкой позиции, лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю, заднеязычные Г-К-X, сонорные Р-Л, Й-Ль, свистящие и шипящие С-Ш, 3-Ж, Сь-Щ, аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Ть, Ц-Т, Ц-С, нарушение смягчения согласных — василки (васильки), смали (смяли), кон (конь), пропуск разделительных Ь и Ъ.
Смешение букв по кинетическому сходству:
о — а | бонт, куполся, ураки, рабата и т.п. в ударной позиции… |
б — д | людит, рыдоловы, убача, мебведъ… |
и — у | прурода, криглый, дедишка, пула … |
п — т | стасли, спанция, шатка, пемнеет… |
х — ж | можнатые, дорохки, поймал еха, ледожод… |
л — м | феврамь, кмюч, весемо, из серых скам … |
Г — Р | Гечка, Габота над ошибками, Ролова, Ролод… |
2. Ошибки на уровне слова.
- слитное написание слов и их произвольное деление: нас тупила, виситнастене…,
- смещение границ слов: у дедмо Рза (у деда Мороза),
- морфемный аграмматизм- ошибки в словообразовании: рука-рукища, лисичий хвост, ветерный день, силънеет греет солнышко, лиса присторожиласъ…
3. Ошибки на уровне предложения:
- отсутствие заглавных букв и точек,
- аграмматизмы — нарушение связи слов: согласования и управления (Дети сидели на болъшими стулъя. Саша и Лена бегает.),
- опускание, замена, реже — удваивание предлогов: вызвал доске, играю из
- девочкой, в прохладную воду в светлой реки…
Учитель — первый человек, который может заметить эти специфичные ошибки и отправить на консультацию к логопеду. Обязательно последуйте его совету. Чем раньше начнётся помощь, тем больше шансов на полную коррекцию проблемы. Родители, чьи дети начали заниматься у логопеда, должны поддерживать с ним постоянный контакт, оказывать ему содействие в работе.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. Помните, всё, что говорим ребёнку, мы ему это внушаем! (В. Леви)
- Выполняйте дома упражнение «корректурная проба». Это принесет пользу любому ученику.
ЧТО ТАКОЕ «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»?
Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма (Н.Г. Свободина).
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Специфические ошибки на письме
И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»
Выделяют три группы специфических ошибок
- Ошибки на уровне буквы и слога
- Ошибки на уровне слова
- Ошибки на уровне предложения (словосочетания)
Ошибки на уровне буквы и слога
- Пропуск буквы и слога
- Перестановки букв и слогов
- Вставки гласных букв
- Упрощение структуры слова
Ошибки фонематического восприятия Это трудности дифференциации фонем, имеющих акустико–артикуляционное сходство. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.
Смешиваются обычно фонемы :
- звонкие и глухие согласные,
- мягкие и твердые,
- лабиализованные гласные,
- сонорные,
- свистящие и шипящие,
- аффрикаты
Звонкие и глухие
- Д-Т «тавно», «сыдый», «блетный»
- З-С «кослик», «вазилёк», «саснуть»
- Б-П «попеда», «балатка»,«просают»
- Ж-Ш «штёт», «снешок», «ложадь»
- Г-К «долко», «досга», «собага»
- В-Ф «картовель», «вавли», «фьюга»
Лабиализованные гласные
- О-У «дедошка», «рочей», «голобь»
- Ё-Ю «клёвка», «перелютные птицы»
Заднеязычные
- Г-К-Х «черемука»,«колгоз»
Сонорные
- Р-Л «смерый», «лабота», «крюч»
- Й-Ль «молька», «колька»
Свистящие и шипящие
- С-Ш «шиски», «шушим», «гнёздыско»
- З-Ж «жажгли», «зелезо», «привежли»
- Сь-Щ «нещёт», «сенок», «сётка»
Аффрикаты
- Ч-Щ «стущал», чепки», «щасто»
- Ч-Ц «сквореч», «чапля», «граци»
- Ц-Т «пцицы», «цвецот», «Пеця»
- Ц-С «рельцы», «улиса», «куриса»
Смешение букв по кинестетическому сходству
- о-а «бонт», «ураки», «глозки»
- б — д «лю д ит», «убача», «я д локи»
- и-у «кукишка», «дедишка», «прурода»
- п-т «с т асли», «ша т ка», «с п анция»
- х-ж «можнатые», «вехливый»
- л-я «февраяь», «весеяо», «кяюч»
- Г-Р «Гечка», «Ролод», «Гаки»
Персеверации
- в пределах слова:« м агази м », «колхо з ни з », « з а з ашиной»
- в пределах словосочетания:«у де д а Мо д оза»
- в пределах предложения: «Девочка ко рм ила петуха и ку рм .»
Антиципации
- в пределах слова:« д о д крышей»,«на де в е в ьях»
- в пределах словосочетания, предложения:
«Жу к чат ручей к и», «Жалоб к о замяу к ал кот»
Мягкие и твердые согласные и обозначение их на письме
1. неправильно произносит или не дифференцирует на слух
2. неправильно обозначает на письме:
- Гласными 2-го ряда (я, ю, ё, и, е)
«отправиса», «черомуха», «колучие»
- буквой Ь : «зажглис», «показалас»
Ошибки на уровне слова
- раздельное написание частей слова
«я сный», «и дут»
- слитное написание.
Обычно пишутся служебные слова с последующим или предыдущим словом «кдому, надерево»
- смещение границ слов «у дедмо Рза», «былето», «каждень»
- контаминация слов «лептбау»-лепят бабу
Морфемный аграмматизм
- подбор проверочных слов: «лед–лёдик»
- образование существ. посредством суффикса – ищ- :рука «рукища»
- образование прилагательного от существительного: цветок, растущий в поле- «поленой цветок»;хвост лисы- «лисичий хвост»
- неправильное использование приставок, суффиксов: «пожарник поливает пожар», «Башня выглянуло гмуро»
Ошибки на уровне предложения
- нарушение связи слов: согласование и управление (изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени)
- нарушение границ предложений
- пропуск слов
- трудности употребления предлогов