Смещение границ слова это ошибки на уровне

Характеристика нарушений письменной речи

 Симптоматика дисграфии (нарушения письменной речи)

     Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

     Садовникова И.Н.   применила принцип поуровневого анализа  специфических ошибок. Выделила три группы специфических ошибок:

     — ошибки на уровне буквы и слога;

     — ошибки на уровне слова;

     — ошибки на уровне предложения (словосочетания);

                      Ошибки на уровне буквы и слога

     Включают: 1) ошибки   звукового анализа;  2) ошибки фонематического

 восприятия.

  1. Ошибки звукового анализа

Д.Б. Эльконин  определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых – узнавание звука на фоне других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде  следующих типов специфических ошибок: пропуск,  перестановка, вставка букв либо слогов.    

     Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье – «дорве», брат – «бт».

     Пропуску буквы и слога способствуют следующие позиционные условия:

        а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л) лакать, живу(т) дружно». В последнем случае по нормам орфоэпии произносится «живуд дружно», т.е. имеет место регрессивная ассимиляция;

        б) соседство слов, включающих одинаковые  буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), си(ди)т, и  т.д. Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не  согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.

     Перестановки букв и слогов являются  выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», ковром – «корвом» и д.р. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру  слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он – «но», от школы – «то школы». В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется  обратным: зима – «зиам».

     Наиболее  часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор —  «довр», брат – «барт» и т.д.

     Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «девочика», «дружено». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном  проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный. Есть еще  вставка, имеющая особенность: «вставленной» оказывается гласная, уже имеющаяся в составе слова, например: «дуружно», в «укуклы». Подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» и др. Подобная  «вставка» есть отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребенком ошибка и правильное написание. На это указывает всегда симметричное расположение  вставленной буквы: ярече, на речуку, деверь. Диктуемое слово звучит доли секунды, ребенку сложно уловить мгновенное чередование фонем, их точную последовательность.

     В последние годы у младших школьников стали обнаруживаться ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, а именно: в словах, начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз уже в виде строчной – Аавгуст, Оосень. Эти ошибки –результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому привели первоклассников письменные упражнения в «Прописях», где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде: Вв, Лл, и др. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти и сохраняется в письме последующие годы.

         2) Ошибки фонематического восприятия

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешение букв указывает  на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:

        — нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;

        — в нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

     По акустико-артикуляционному сходству смешиваются следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.

     Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции:

д-т – «тавно», «деди», «итут домой»;

з-с – «кослик», «привосит», «звою сумку»;

б-п – «попеда», «пелье», «балатка»;

ж-ш – «шдет», «жумно», «весело шушшали шуки…»;

г-к – «долко», «досга», «кокда», «уколок»;

в-ф – «портвель», «вавли», «фьюга», «ковта».

     Лабиализованные гласные:

о-у – «звенит рочей», «сизый голобь», «по хрупкуму льду»;

е-ю – «клеква», «тюплый».

     Сонорные:

р-л – «хородный», «крюч», «лабота».

й-л’ – «тут бывалет и солька» – тут бывает и сойка…

     Свистящие и шипящие:

с-ш – «шиски», «излозение», «зелезо», прузына»;

с’-щ – «нещет», «сенок».

     Аффрикаты:

ч-щ – «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «щасто»;

ч-ц – «сквореч», «чапля», «цястый»;

ч-т’ – “черчит”, “Жутька”, “вместе играч”, “девотька”;

ц-т – “пцица”, “Пеця”;

ц-с – “рельцы”, “куриса”, “улиса”.

Смешение букв по кинетическому сходству

     Смешения объясняются  либо акустико-артикуляционным сходством фонем,

 либо оптическим сходством букв.

     Были выделены группа оптически сходных букв и кинетически сходных букв.

     По кинетическому сходству:

о-а – «бонт», «ураки», «глазки», «на  гарку»…

б-д – «людит»,  «убача», «ядлоки»…

и-у – «прурода», «села миха», «кукишка», «кист»…

т-п – «стасли», «вытал», «шатка», «атрель»…

х-ж – «поймал еха», «можнатые», «дорохки»…

л-я – «февраяь», «кяюч», «весеяо»…

Г-Р – «Гечка, Ролова, Гаки, Ролодный…

     В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел  далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом:  он  либо  неправильно  передал  количество  однородных элементов (л-м, п-т, и-ш…), либо ошибочно выбрал последующий элемент (и-у, Г-Р, б-д…).

     По мнению Садовниковой И.Н. следует различать оптически или кинестетически сходные буквы, поскольку оптически сходные буквы имеют разные отправные точки при начертании первого элемента «и в письме школьников не смешиваются» (с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д).  

     Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения,  и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С  переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ. В подобных смешениях играет отрицательную роль также неправомерное методическое требование «безотрывного» написания слов.

Персеверации,  антиципации.

     Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит соответственно названия: персеверация (застревание) и антиципация  (упреждение, предвосхищение): согласный, а реже – гласный – заменяет вытесненную букву в слове.

     Персеверации в письме:

а) в пределах слова: «магазим», «колхозниз», «за зашиной»;

б) в пределах словосочетания: «у деда Модоза»;

в) в пределах предложения: «Девочка кормила петуха и курм»;

     Антиципация в письме:

а) в пределах слова: «на девевьях», «дод крышей», «с родмыми местами»;

б) в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки». «Жалобко замяукал котенок».

     Возможна персеверация и антиципация слога и слова.

     В основе подобных ошибок лежит слабость дифференцировочного торможения.

Ошибки на уровне слова.

     В устной речи слова в синтагме произносятся слитно, а в письменной речи

слова предстают обособленно. Если ребенок не сумел уловить  и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы, то  это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.

     Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

        1) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «я сный»). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;

        2) при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова  («б рат», «поп росил» и др.).                    

     Слитно пишутся служебные слова  (предлоги, союзы) с последующим или

предыдущим словом «ветки елии сосны», «кдому, надерево». Есть случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более: «быличудные дни», «кругомтихо».

     Своеобразны ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» – у деда Мороза».

     В некоторых случаях слияние слов как бы  провоцируется наличием одноименной буквы в составе смежных слов – иначе говоря, ребенок сбивается с замысла, проговаривая при письме слова: на «общем» звуке переходит на следующее слово. При этом пропускаются  части первого слова: каждый день – «каждень», куст шуршит – «куршид», посадил в клетку (кого?) – «посадил в клеткого».

     Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражение в контаминациях слов: лепят бабу – «лептбау», была зима – «блзм», в мешке подарки для ребят – «мишкпаркилрит» и т.п.

     Отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов является морфемный аграмматизм. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. Так, при попытке подбора проверочных слов для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования: лед – «ледик», мед – «медик». Образуя существительные посредством суффикса – ищ — ученики 2-3-х классов часто не учитывают чередования согласных в корне и даже после устного анализа пишут: рука – «рукища», нога – «ногища».

     Нарушение функции словообразования обнаруживается особенно явственно при образовании прилагательного от существительного, например:

          цветок, растущий в поле – «поленой цветок»;

                                         в воде – «водный цветок»;  

    хвост медведя – «медвежин, медведий хвост»;

                    лисы – «лисичий хвост»;

    день, когда  дует ветер – «ветерный день».

     Несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем, например: «сильнеет греет солнышко», «взмахнул лопатый», «глубокие скважинные» — вместо скважины и т.д.

     Могут не осознаваться обобщенные значения морфем, часто учащиеся ошибочно используют приставку или суффикс: «Пожарник поливает пожар» – вместо заливает и др.

     Затрудняются дети с дисграфией и в выборе соответствующей формы глагола (по времени или виду – совершенному, несовершенному).

                                  Ошибки на уровне предложения.

     Многим детям трудно усвоить членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений – заглавных букв и точек. Такие ошибки объясняются тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: техническими, логическим, орфографическими. Имеет значение  и несформированность умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации.

     Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления.

     Определенные трудности представляет оперирование однородными членами предложения, например: «Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей».

     Неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к ошибкам согласования даже при письме под диктовку, например: «Засыпанным снегом лес был сказочно красив» – вместо «засыпанный снегом лес».

     Особенно многочисленны ошибки в употреблении норм управления: «Зима ждала, ждала прурода», «по дорожках сада», «шел к фермы» и т.д.

     Значительные трудности связаны с употреблением предлогов: их могут опускать, заменять, реже – удваивать, например: «вызвал доске», «зайка жил живом уголке», «тень за деревом, перед деревом» – вместо под деревом; «в прохладную воду в светлой реке».

     По утверждению Садовниковой И.Н.  главная трудность при обучении родному языку заключается в том, что язык как особая система долгое время не существует для сознания ребенка.     Формирование аппарата письменной речи происходит на начальной, элементарной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя полтора-два года от начала обучения письмо и чтение могут рассматриваться как умственное действие, поскольку их техническая сторона автоматизируется, «свертывается», а на первый план выступает смысловая сторона этих процессов.  

Ошибки на уровне слова

Если в устной речи слова в синтагме
произносятся слитно, на одном выдохе,
то в письменной речи слова предстают
обособленно. Несовпадение норм устной
и письменной речи вносит трудности в
начальное обучение письму. Написание
обнаруживает такой дефект анализа и
синтеза слышимой речи, как нарушение
индивидуализации слов: ребенок не сумел
уловить и вычленить в речевом потоке
устойчивые речевые единицы и их элементы.
Это ведет к слитному написанию смежных
слов либо к раздельному написанию частей
слова.

Раздельное написание частей слова
наблюдается чаще всего в следующих
случаях:

когда приставка, а в бесприставочных
словах начальная буква или слог напоминают
предлог, союз, местоимение («и дут», «на
чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и
др.). По-видимому, здесь имеет место
генерализация правила о раздельном
написании служебных частей речи;

при стечении согласных из-за их меньшей
артикуляторной слитности происходит
разрыв слова «б рат», «поп росил», «д
ля», «п челы» и др.).

В приведенных примерах не имел места
перенос слова с одной строки на другую.

Многочисленные ошибки типа «по дкроватью»,
«по дстолом» и т.п. объясняются
фонетическими особенностями слогораздела
на стыке предлога и следующего слова.

Слитно обычно пишутся служебные слова
(предлоги, союзы) с последующим или
предыдущим словом «ветки елии сосны»,
«кдому, надерево». Нередки случаи
слитного написания двух самостоятельных
слов и более: «быличудные дни»,
«кругомтихо», «всядетвора», «идетработа»,
«светитлуна».

Своеобразны ошибки смещения границ
слов, включающие одновременно слияние
смежных слов и разрыв одного из них,
например:

«у дедмо Рза» — у деда Мороза»,

«врекепе тя» — в реке Петя поймал… .

В некоторых случаях слияние слов как
бы провоцируется наличием одноименной
буквы в составе смежных слов — иначе
говоря, ребенок сбивается с замысла,
проговаривая при письме слова: на «общем»
звуке переходит на следующее слово. При
этом, как правило, имеет место пропуск
части первого слова:

каждый день — «каждень», куст шуршит —
«куршид», было лето — «былето», посадил
в клетку (к ого?) — «посадил в клеткого».

Случаи грубого нарушения звукового
анализа находят выражение в контаминациях
слов:

лепят бабу — «лептбау», была зима —
«блзм», в мешке подарки для ребят —
«мишкпаркилрит» и т.п.

Морфемный аграмматизм является отражением
в письме трудностей анализа и синтеза
частей слов. Ошибки обнаруживаются в
операции словообразования. Так, при
попытке подбора проверочных слов для
прояснения конечного согласного звука
создаются несвойственные языку
образования:

лед — «ледик», мед — «медик».

Образуя существительные посредством
суффикса -ищ-, ученики 2-3-х классов часто
не учитывают чередования согласных в
корне и даже после устного анализа
пишут:

рука — «рукища», нога — «ногища».

Нарушение функции словообразования
обнаруживается особенно явственно при
образовании прилагательного от
существительного, например:

цветок, растущий в поле — «поленой
цветок»,

___»_____»_____ в воде — «водной цветок»;

хвост медведя — «медведин, медведий
хвост»;

__»__ лисы — «лисичий хвост»;

день, когда дует ветер — «ветерный
день»;

__»___»___»__ вьюга — «вьюгный день».

Несформированность языковых обобщений
проявляется в уподоблении различных
морфем, например:

«сильнеет греет солнышко», «взмахнул
лопатый», «глубокие скважинные» —
вместо скважины и т.д.

Многочисленные примеры из письменных
работ школьников подтверждают, что дети
не осознают обобщенного значения морфем,
часто ошибочно используют приставку
или суффикс:

«Пожарник поливает пожар» — вместо
заливает;

«Лосиха присторожилась» — вместо
насторожилась;

«Башня выглянуло гмуро» — вместо
выглядела хмуро и др.

Затрудняются дети с дисграфией и в
выборе соответствующей формы глагола
(по времени или виду — совершенному,
несовершенному). Так, ученица 3-го класса
написала в сочинении, не замечая
алогичности написанного: «Эту куклу
подарила ей мама, когда умерла» — вместо
умирала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ, ИЛИ НЕДОСТАТКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ? ПОЧЕМУ ОНИ СЛУЧАЮТСЯ, В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ?

Формирование письма — процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью. Если работа какого-то анализатора грубо нарушена, на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.

КАКИЕ ЖЕ ПРИЧИНЫ ПРИВОДЯТ К ЗАДЕРЖКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА?

Огромное значение для овладения процессом письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.

Нарушение письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для Московской области эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.

Причиной нарушения письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят «мямли» или «еле языком ворочает»).
Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и, действительно, невнимательности.

КАКИЕ ЖЕ ОШИБКИ ДОЛЖНЫ ПРИВЛЕЧЬ НАШЕ ВНИМАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Существует несколько видов недостатков письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

1. Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск гласных, согласных в стечениях согласных букв, перестановка, вставка, недописывание букв, искажение слова, замена одной буквы на другую (парные звонкие и глухие согласные в четкой позиции, лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю, заднеязычные Г-К-X, сонорные Р-Л, Й-Ль, свистящие и шипящие С-Ш, 3-Ж, Сь-Щ, аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Ть, Ц-Т, Ц-С, нарушение смягчения согласных — василки (васильки), смали (смяли), кон (конь), пропуск разделительных Ь и Ъ.

Смешение букв по кинетическому сходству:

о — а бонт, куполся, ураки, рабата и т.п. в ударной позиции…
б — д людит, рыдоловы, убача, мебведъ…
и — у прурода, криглый, дедишка, пула …
п — т стасли, спанция, шатка, пемнеет…
х — ж можнатые, дорохки, поймал еха, ледожод…
л — м феврамь, кмюч, весемо, из серых скам …
Г — Р Гечка, Габота над ошибками, Ролова, Ролод…

2. Ошибки на уровне слова.

  • слитное написание слов и их произвольное деление: нас тупила, виситнастене…,
  • смещение границ слов: у дедмо Рза (у деда Мороза),
  • морфемный аграмматизм- ошибки в словообразовании: рука-рукища, лисичий хвост, ветерный день, силънеет греет солнышко, лиса присторожиласъ…

3. Ошибки на уровне предложения:

  • отсутствие заглавных букв и точек,
  • аграмматизмы — нарушение связи слов: согласования и управления (Дети сидели на болъшими стулъя. Саша и Лена бегает.),
  • опускание, замена, реже — удваивание предлогов: вызвал доске, играю из
  • девочкой, в прохладную воду в светлой реки…

Учитель — первый человек, который может заметить эти специфичные ошибки и отправить на консультацию к логопеду. Обязательно последуйте его совету. Чем раньше начнётся помощь, тем больше шансов на полную коррекцию проблемы. Родители, чьи дети начали заниматься у логопеда, должны поддерживать с ним постоянный контакт, оказывать ему содействие в работе.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ:
  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. Помните, всё, что говорим ребёнку, мы ему это внушаем! (В. Леви)
  • Выполняйте дома упражнение «корректурная проба». Это принесет пользу любому ученику.
ЧТО ТАКОЕ «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»?

Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма (Н.Г. Свободина).

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Специфические ошибки на письме И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»

Специфические ошибки на письме

И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»

Выделяют три группы специфических ошибок Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения (словосочетания)

Выделяют три группы специфических ошибок

  • Ошибки на уровне буквы и слога
  • Ошибки на уровне слова
  • Ошибки на уровне предложения (словосочетания)

Ошибки на уровне буквы  и слога Пропуск буквы и слога Перестановки букв и слогов Вставки гласных букв Упрощение структуры слова

Ошибки на уровне буквы и слога

  • Пропуск буквы и слога
  • Перестановки букв и слогов
  • Вставки гласных букв
  • Упрощение структуры слова

Ошибки фонематического восприятия   Это трудности дифференциации фонем, имеющих акустико–артикуляционное сходство.  Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.    Смешиваются обычно фонемы : звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, лабиализованные гласные, сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты

Ошибки фонематического восприятия Это трудности дифференциации фонем, имеющих акустико–артикуляционное сходство. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.

Смешиваются обычно фонемы :

  • звонкие и глухие согласные,
  • мягкие и твердые,
  • лабиализованные гласные,
  • сонорные,
  • свистящие и шипящие,
  • аффрикаты

Звонкие и глухие Д-Т «тавно», «сыдый», «блетный» З-С «кослик», «вазилёк», «саснуть» Б-П «попеда», «балатка»,«просают» Ж-Ш «штёт», «снешок», «ложадь» Г-К «долко», «досга», «собага» В-Ф «картовель», «вавли», «фьюга»

Звонкие и глухие

  • Д-Т «тавно», «сыдый», «блетный»
  • З-С «кослик», «вазилёк», «саснуть»
  • Б-П «попеда», «балатка»,«просают»
  • Ж-Ш «штёт», «снешок», «ложадь»
  • Г-К «долко», «досга», «собага»
  • В-Ф «картовель», «вавли», «фьюга»

Лабиализованные гласные О-У «дедошка», «рочей», «голобь» Ё-Ю «клёвка», «перелютные птицы» Заднеязычные Г-К-Х «черемука»,«колгоз» Сонорные Р-Л «смерый», «лабота», «крюч» Й-Ль «молька», «колька»

Лабиализованные гласные

  • О-У «дедошка», «рочей», «голобь»
  • Ё-Ю «клёвка», «перелютные птицы»

Заднеязычные

  • Г-К-Х «черемука»,«колгоз»

Сонорные

  • Р-Л «смерый», «лабота», «крюч»
  • Й-Ль «молька», «колька»

Свистящие и шипящие С-Ш «шиски», «шушим», «гнёздыско» З-Ж «жажгли», «зелезо», «привежли» Сь-Щ «нещёт», «сенок», «сётка» Аффрикаты Ч-Щ «стущал», чепки», «щасто» Ч-Ц «сквореч», «чапля», «граци» Ц-Т «пцицы», «цвецот», «Пеця» Ц-С «рельцы», «улиса», «куриса»

Свистящие и шипящие

  • С-Ш «шиски», «шушим», «гнёздыско»
  • З-Ж «жажгли», «зелезо», «привежли»
  • Сь-Щ «нещёт», «сенок», «сётка»

Аффрикаты

  • Ч-Щ «стущал», чепки», «щасто»
  • Ч-Ц «сквореч», «чапля», «граци»
  • Ц-Т «пцицы», «цвецот», «Пеця»
  • Ц-С «рельцы», «улиса», «куриса»

Смешение букв по  кинестетическому сходству о-а «бонт», «ураки», «глозки» б - д «лю д ит», «убача», «я д локи» и-у «кукишка», «дедишка», «прурода» п-т «с т асли», «ша т ка», «с п анция» х-ж «можнатые», «вехливый» л-я «февраяь», «весеяо», «кяюч» Г-Р «Гечка», «Ролод», «Гаки»

Смешение букв по кинестетическому сходству

  • о-а «бонт», «ураки», «глозки»
  • бд «лю д ит», «убача», «я д локи»
  • и-у «кукишка», «дедишка», «прурода»
  • п-т «с т асли», «ша т ка», «с п анция»
  • х-ж «можнатые», «вехливый»
  • л-я «февраяь», «весеяо», «кяюч»
  • Г-Р «Гечка», «Ролод», «Гаки»

Персеверации в пределах слова:« м агази м », «колхо з ни з », « з а з ашиной» в пределах словосочетания:«у де д а Мо д оза» в пределах предложения: «Девочка ко рм ила петуха и ку рм .»  Антиципации в пределах слова:« д о д крышей»,«на де в е в ьях» в пределах словосочетания, предложения:  «Жу к чат ручей к и», «Жалоб к о замяу к ал кот»

Персеверации

  • в пределах слова:« м агази м », «колхо з ни з », « з а з ашиной»
  • в пределах словосочетания:«у де д а Мо д оза»
  • в пределах предложения: «Девочка ко рм ила петуха и ку рм

Антиципации

  • в пределах слова:« д о д крышей»,«на де в е в ьях»
  • в пределах словосочетания, предложения:

«Жу к чат ручей к и», «Жалоб к о замяу к ал кот»

Мягкие и твердые согласные и обозначение их на письме 1. неправильно произносит или не дифференцирует на слух 2. неправильно обозначает на письме: Гласными 2-го ряда (я, ю, ё, и, е) «отправиса», «черомуха», «колучие» буквой Ь : «зажглис», «показалас»

Мягкие и твердые согласные и обозначение их на письме

1. неправильно произносит или не дифференцирует на слух

2. неправильно обозначает на письме:

  • Гласными 2-го ряда (я, ю, ё, и, е)

«отправиса», «черомуха», «колучие»

  • буквой Ь : «зажглис», «показалас»

Ошибки на уровне слова раздельное написание частей слова «я сный», «и дут» слитное написание. Обычно пишутся служебные слова с последующим или предыдущим словом «кдому, надерево» смещение границ слов «у дедмо Рза», «былето», «каждень» контаминация слов «лептбау»-лепят бабу

Ошибки на уровне слова

  • раздельное написание частей слова

«я сный», «и дут»

  • слитное написание.

Обычно пишутся служебные слова с последующим или предыдущим словом «кдому, надерево»

  • смещение границ слов «у дедмо Рза», «былето», «каждень»
  • контаминация слов «лептбау»-лепят бабу

Морфемный аграмматизм подбор проверочных слов: «лед–лёдик» образование существ. посредством суффикса – ищ- :рука «рукища» образование прилагательного от существительного: цветок, растущий в поле- «поленой цветок»;хвост лисы- «лисичий хвост» неправильное использование приставок, суффиксов: «пожарник поливает пожар», «Башня выглянуло гмуро»

Морфемный аграмматизм

  • подбор проверочных слов: «лед–лёдик»
  • образование существ. посредством суффикса – ищ- :рука «рукища»
  • образование прилагательного от существительного: цветок, растущий в поле- «поленой цветок»;хвост лисы- «лисичий хвост»
  • неправильное использование приставок, суффиксов: «пожарник поливает пожар», «Башня выглянуло гмуро»

Ошибки на уровне предложения нарушение связи слов: согласование и управление (изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени) нарушение границ предложений пропуск слов трудности употребления предлогов

Ошибки на уровне предложения

  • нарушение связи слов: согласование и управление (изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени)
  • нарушение границ предложений
  • пропуск слов
  • трудности употребления предлогов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смещение атланта как исправить
  • Смарт зала ошибка потока как исправить
  • Смещена задняя балка как исправить
  • Смарт бюджет ошибка подключения к базе данных
  • Смещен центр тяжести тела как исправить