Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну где ошибка

Стилистические ошибки и их типы Упражнение 92.  Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости о...

Стилистические ошибки и их типы

Упражнение 92. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.

Социальные процессы, представить объяснительную записку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пенсионный фонд России, купить тушёнку, вопить без остановки, шахтёрская столица края, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей.

Упражнение 93. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени, постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 94. Объясните, почему выделенные слова являются лишними в следующих контекстах.

1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. В кассе совхоза – не более тысячи рублей денег. 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актёр не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы. 16. Промышленная индустрия начала развиваться в регионе уже в ХVIII веке. 17. Продолжительность процесса плавки длится более трёх часов времени. 18. В центре города сохранится существующая сосновая роща. 19. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота. 20. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. 21. Правительство в это трудное и нелёгкое время должно представлять собой единый монолит. 22. Толпа быстро кинулась на Шабашкина. 23. Ещё юным подростком он совершил смелый поступок. 24. У него в Михайловском была целая библиотека книг. 25. Осенний парк кажется грустным и печальным.

Упражнение 95. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д… Отредактируйте предложения.

1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. Хочу коснуться ещё одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 3. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. Чтобы включить отопление, предстоит ликвидировать многочисленные дефекты и недостатки. Когда окончательно будет закончен ремонт, никто не знает. 4. Резервы и возможности у коллектива есть. Только надо правильно организовать работу, принять правильные меры в деле улучшения использования автопарка. Надо следить и проверять, как расходуются выделенные средства. 5. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шофёрского дела. 6. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 7. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца. 8. Стихийные забастовки, буквально всколыхнувшие Приморский край, могут обернуться серьёзными потерями для экономики края. 9. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 10. Наличие неисчерпаемых запасов природных ресурсов в регионе расхолаживает многих чиновников регионального уровня. 11. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 12. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 13. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 14. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 15. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 16. При прежнем директоре завод простаивал, рабочих постоянно увольняли, а сейчас производство растёт, и уже появились свободные вакансии. 17. Чётко и организованно работают все бригады, в срок выполняя все ремонтные работы по ремонту видеотехники. 18. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 19. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 20. Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей. 21. Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам! 22. Машинный парк обновился новыми машинами. 23. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 24. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 25. Разрешите спросить вопрос моему уважаемому оппоненту: «Тогда почему рост преступности в районе вырос? Может быть, следует умножить усилия во много раз?» 26. Командир облокотился локтем на стол.

Упражнение 96. Найдите примеры неоправданного использования штампов и экспрессивных средств, немотивированного употребления нелитературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д. Где данные недочёты используются как стилистический приём? Всегда ли этот приём кажется Вам оправданным?

1. В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. В свете вышеуказанного посмотрите вовнутрь себя, и вы поймёте, что я затронул нашу насущную проблему. 2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой котёнок под лучами тёплого солнышка, свернувшись малюсеньким клубочком на подоконнике. И я решила наречь его Солнышком. 3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом…». Это было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель друзей и товарищей. А живые строки эти звучат и поныне, звучат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к чьей могиле у Кремлёвской стены мы несём цветы, и куда идут юные пары в день бракосочетания, чтобы почтить память отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество. 4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории Украины. 5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени перед родниками и речками своего детства, иначе говоря, припадать к истокам. Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю и начинают наперебой хвастать своей облегчённой любовью к родным купелям, криницам, сажалкам, бочагам, старицам. 6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера. А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите на следующей остановке?» 7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть аборигенов, от которых пошло великое разнообразие ныне существующих канареек. 8. Серёжка возомнил себя самым умным и дружит теперь только со всякой шпаной. 9. Давно уже пора организовать учёт средств в ЖСК по науке, а не как бог на душу положит. 10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защита у нас хромает. Пора по-серьёзному отнестись к физической подготовке каждого члена команды.

Упражнение 97. Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. Природа с восторгом восприняла известие, что князь Игорь бежал из плена. 2. Если погрузиться вовнутрь текста, то сразу проникаешься теми же чувствами, что и поэт. 3. Болконский храбро сражался на войне, согласно желанию отца. 4. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать, считать. 5. В. Маяковский в своих произведениях говорит о тружениках, своим трудом преобразующих планету. 6. Каждый человек хочет быть бесстрашным гражданином своей Отчизны. 7. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. 8. Народ, движение масс – вот локомотив истории, и лучше встать на подножку этого локомотива, чем соваться под колёса. 9. Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну. 10. Тысячи комсомольцев, работая в далёкой Сибири на строительстве Байкало-Амурской магистрали, успешно закончат начатое Павлом строительство узкоколейки. 11. Жадность, накопительство настолько разложили Плюшкина, что хочется вымыть руки после того, как прочитал о нём. 12. А.М. Горький написал свой роман Горького «Мать». 13. Герой романа знал, что ценой своей жизни спасает жизнь своим сослуживцам. 14. Отец попытался выбиться из нужды, даже заимел киоск, но вскоре его продал. 15. Не только в те годы, но и сейчас «Как закалялась сталь» Н. Островского пользуется большим спросом у населения. 16. В 1812 году партизанами руководили Денисов, Долохов и другие товарищи. 17. Будут у нас и новые дороги, и новый клуб, и дома большие, чистые, и вода горячая, и другие удобства. 18. А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал не только людей двух разных классов, но и новых, посредством которых писатель обличал существующий строй. 19. В романе с большой обличительной силой раскрыто растлевающее влияние на человека крепостничества. 20. Мать решила презентовать сыну старый отцовский пиджак. 21. Печорин, бросившись догонять Веру, загоняет лошадь. 22. Павел ещё пуще сплачивает друзей. 23. Шабашкина не мучила своя собственная совесть. 24. Все помещики – «мёртвые души», поэтому за них начинают говорить неодушевлённые предметы – лицо, внутренний интерьер, усадьба. 25. Герой целеустремлённо стремится к своей намеченной цели. 26. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 27. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель. Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы её возвышенной души. 28. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 29. Мама попросила купить булку хлеба и молока, а я все деньги потратил на пирожные.

Упражнение 98. Прочитайте отрывки из газет, публичных выступлений и других жанров публицистического стиля. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. В этом году театр намерен показать три новые премьеры. 2. Любителей природы всегда восхищали птичьи трели в наших лесах. Но достаточно ли мы печёмся о пернатых наших друзьях? В мероприятиях по дичеразведению важное значение имеют работы по охране птиц в период их размножения. Поэтому общество охотников проводит работу по истреблению хищных птиц и зверей. 3. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений. 4. В дивизии давно слышали о новых снайперских винтовках, но так и не смогли их заполучить. 5. С августа месяца по сентябрь месяц нашим управлением проложено пятьдесят километров газопровода. 6. Мы предлагаем внести в проект некоторые коррективы и поправки. 7. Обо всех своих репрессированных родственниках я прямо рассказал в своей автобиографии. 8. Это первый дебют молодой актрисы на сцене прославленного театра. 9. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли. 10. На объекте работали укрупнённые бригады. Так был обретён новый опыт работы крупных коллективов. 11. Вот и сейчас, в морозные, студёные дни, фермеры вершат свое благородное дело. 12. Это достаточно надёжный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России. 13. Проводится огораживание посадок до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости мордой зверя. 14. Почти на каждой остановке водитель предупреждает: «Во избежание падения при резком торможении просьба держаться за поручни». 15. Деревья, кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу: фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, смягчают температурный режим. 16. Новое здание университета окрашено в колер жёлтого цвета. 17. До школы нас проводили вездесущие местные аборигены – сельские мальчишки. 18. Из детских садиков, расположенных на улице Раунас в домах №35 и 37, стали поступать сигналы о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного. 19. Мюнхен не ходит на теннис, а балдеет от футбола. 20. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения. 21. Предполагаемый район лесозаготовок изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 22. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку министерства. Коллеги считают, что он поплатился именно за это. 23. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки. 24. Пока не ясно, кто из соперников станет нашим основным конкурентом.

  1. Творческий практикум (стилистика)

Прочитайте
отрывки из школьных сочинений. Выделите
стилистические ошибки. Дайте обоснованную
характеристику этих ошибок.

1.
Природа с восторгом восприняла известие,
что князь Игорь бежал из плена.

2.
Если погрузиться вовнутрь текста, то
сразу проникаешься теми же чувствами,
что и поэт. 3. Болконский храбро сражался
на войне, согласно желанию отца.

4.
Мы счастливы, что можем свободно петь,
веселиться, писать, считать.

5.
В. Маяковский в своих произведениях
говорит о тружениках, своим трудом
преобразующих планету.

6.
Каждый человек хочет быть бесстрашным
гражданином своей Отчизны.

7.
Пусть всегда зеленеют поля и леса и
никогда не зеленеют мундиры фашистских
захватчиков.

8.
Народ, движение масс – вот локомотив
истории, и лучше встать на подножку
этого локомотива, чем соваться под
колёса.

9.
Софья своими опустошительными войнами
совсем опустошила свою страну.

10.
Тысячи комсомольцев, работая в далёкой
Сибири на строительстве Байкало-Амурской
магистрали, успешно закончат начатое
Павлом строительство узкоколейки.

11.
Жадность, накопительство настолько
разложили Плюшкина, что хочется вымыть
руки после того, как прочитал о нём.

12.
А.М. Горький написал свой роман Горького
«Мать».

13.
Герой романа знал, что ценой своей жизни
спасает жизнь своим сослуживцам.

14.
Отец попытался выбиться из нужды, даже
заимел киоск, но вскоре его продал.

15.
Не только в те годы, но и сейчас «Как
закалялась сталь» Н. Островского
пользуется большим спросом у населения.

16.
В 1812 году партизанами руководили
Денисов, Долохов и другие товарищи.

17.
Будут у нас и новые дороги, и новый клуб,
и дома большие, чистые, и вода горячая,
и другие удобства.

18.
А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал
не только людей двух разных классов,
но и новых, посредством которых писатель
обличал существующий строй.

19.
В романе с большой обличительной силой
раскрыто растлевающее влияние на
человека крепостничества.

20.
Мать решила презентовать сыну старый
отцовский пиджак.

21.
Печорин, бросившись догонять Веру,
загоняет лошадь.

22.
Павел ещё пуще сплачивает друзей.

23.
Шабашкина не мучила своя собственная
совесть.

24.
Все помещики – «мёртвые души», поэтому
за них начинают говорить неодушевлённые
предметы – лицо, внутренний интерьер,
усадьба.

25.
Герой целеустремлённо стремится к
своей намеченной цели.

26.
В ледяной холод и стужу Павел работает
на этой стройке узкоколейки.

27.
Жители города Калинова живут однообразной,
безрадостной жизнью… Катерина заранее
предчувствует свою гибель. Она не может
возвратиться обратно в дом Кабановых
и лучше предпочитает гибель повседневной
обыденности безрадостной и тоскливой
жизни, в которой бесполезно пропадают
все благородные порывы её возвышенной
души. 28. Наружная внешность героини
достаточно привлекательна.

29.
Мама попросила купить булку хлеба и
молока, а я все деньги потратил на
пирожные.

5. Выучить
наизусть: русская поэзия 19-20 вв. – 1
стихотворение по выбору.

II.
Творческие задания:

1. Прочитать:
П. Вайль, А. Генис. Родная речь: Уроки
изящной словесности. Напишите эссе
«Антиучебник П. Вайля и А. Гениса».

2. Сочини для
ребенка:


сказку


стихотворение

3. Интерпретация
художественного текста.

А).
Что такое интерпретация? Сопоставьте
две художественные интерпретации
образа:
Кармен в стихотворении
Блока и цикле Цветаевой. Что их объединяет
и в чем различие? Как относится к своей
героине каждый из поэтов и какими
художественными средствами выражается
это отношение? Кто еще из известных вам
поэтов и писателей обращался к образу
Кармен?

А. Блок

О, да, любовь
вольна, как птица,
Да, все равно – я
твой!
Да, все равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной
силе рук прекрасных,
В очах, где
грусть измен,
Весь бред моих страстей
напрасных,
Моих ночей, Кармен!

Я
буду петь тебя, я небу
Твой голос
передам!
Как иерей, свершу я требу

За твой огонь – звездам!

Ты встанешь
бурною волною
В реке моих стихов,
И
я с руки моей не смою,

И в тихий час
ночной, как пламя,
Сверкнувшее на
миг,
Блеснет мне белыми зубами

Твой неотступный лик.

Да, я томлюсь
надеждой сладкой,
Что ты, в чужой
стране,
Что ты, когда-нибудь, украдкой

Помыслишь обо мне…

За бурей жизни,
за тревогой,
За грустью всех измен,

Пусть эта мысль предстанет строгой,

Простой и белой, как дорога,
Как
дальний путь, Кармен!

28
марта 1914

Кармен, твоих
духов…

М. Цветаева

КАРМЕН

1

Божественно,
детски-плоско
Короткое, в сборку,
платье.
Как стороны пирамиды
От
пояса мчат бока.

Какие большие
кольца
На маленьких темных пальцах!
Какие
большие пряжки
На крохотных башмачках!

А
люди едят и спорят,
А люди играют в
карты.
Не знаете, что на карту
Поставили,
игроки!

А ей – ничего не
надо!
А ей – ничего не надо!
— Вот
грудь моя. Вырви сердце –
И пей мою
кровь, Кармен!

13
июня 1917

2.

Стоит, запрокинув
горло,
И рот закусила в кровь.
А
руку под грудь уперла –
Под левую –
где любовь.

— Склоните колена! –
Что вам,
Аббат, до моих колен?!
Так
кончилась – этим словом –
Последняя
ночь Кармен.

18 июня
1917

Б) Литературная
пародия – также один из видов
интерпретации. В 1925 году в Харькове
вышла книга литературных пародий
«Парнас дыбом». Используя известные
сюжеты, в частности историю серенького
козлика, авторы книги блестяще имитировали
стиль европейских, русских и советских
писателей. Кто, по мнению авторов
«Парнаса…», изложил бы историю козлика
так:

Любезный читатель!
Сколь приятно и умилительно сердцу
видеть дружбу двух существ любящих.
Всей чувствительной натурой своей
бедная старушка любила серенького
козлика; знайте же, грубые сердцем, что
и крестьянки чувствовать умеют.

Но увы! Сколь часто
неблагодарность, сия змея, на груди
человеческой отогретая, свивает себе
гнездо в душах существ обожаемых.

Сей серенький
козлик был склонен более к опасностям
жизни бурной, нежели к прелестям мирного
существования селянина на лоне сладостной
Натуры под кущами зелёных садов, среди
цветущих дерев и приятного ручейков
лепета.

В чаще непроходимых
дубрав нашёл серенький козлик погибель
свою от острых когтей и зубов косматого
чудовища лесов Гиперборейских – серого
волка. Лишь в знак любезной памяти
дружбы и умиления сердечного оставило
оное чудовище бедной старушке, горькие
слёзы в тиши ночной проливавшей, рожки
и ножки существа, столь горячо любимого
и столь печально погибшего.

А кто – вот
так:

У
старой женщины, бездетной и убогой,
Жил
козлик серенькой, и сей четвероногой
В
большом фаворе у старушки был.
Спал
на пуху, ел сытно, пил допьяна,
Вставал
за полдень, а ложился рано:
Ну, словом,
жил
И не тужил.
Чего же более? Но вот
беда –
Мы жизнью недовольны никогда:
Под
сению дерев на вольной воле
Запала
мысль козлу прогулку совершить,
И, не
раздумывая доле,
В соседний лес козёл
спешит.
Он только в лес – а волк из
лесу шасть!
В глазах огонь, раскрыл
грозящу пасть –
И от всего козла
осталося немножко:
Лишь шерсти клок,
рога да ножки.

Сей басни смысл не
трудно угадать:
Не бегай в лес, коль
дома благодать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

                     
Министерство образования и науки Республики Татарстан

                                
ГАПОУ « Сабинский аграрный колледж»

                                                   Разработка
кейс-заданий по теме: 

                                   
Практикум по
устранению недостатков речи.

                                                     
Автор:

преподаватель русского языка и  литературы               

                                                             
Хабибуллина Л.Р.

                                                                
2017 год

Тема лекции: Практикум по устранению недостатков речи.

Цель лекции: формирование понятия
речевых ошибок, анализ наиболее часто встречающихся в речи ошибок и неточностей

Задачи лекции:

обучающие: изучить
классификацию речевых ошибок; на конкретных примерах неправильного
словоупотребления рассмотреть типы речевых ошибок и причины их появления в
речи;

развивающие: развивать навыки
совершенствования речевого высказывания (способность определять и исправлять
речевые недочеты, связанные с нарушением лексических норм употребления слов);

воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся, чувство
ответственности по отношению к слову

оборудование: проектор,
кейс-задания для студентов

Ход лекции

I.
Организационный момент

II.
Определение темы и цели урока

Студенты
получают рисунок и по нему определяют проблему урока:

ошибки русского языка

-Как
вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?

-Какова
проблема нашего урока и цели , которые мы должны реализовать в ходе решения
данной проблемы?

-Достаточно
ли у вас знаний по данной проблеме?

-Для
того, чтобы идти дальше вам необходимо создать 8  рабочих групп, согласно
данной таблице:

типы ошибок

     (Студенты
разбиваются на 8 групп и получают кейсы с заданиями)

Кейсы с заданиями
содержат теоретический материал по видам ошибок, практические задания и задания
по мониторингу полученной информации. Они распределены по названиям, студенты
сами должны выбрать теоретический материал, который им необходим, подобрать к
нему практическое задание и задание для мониторинга.

                 
1 кейс с заданием по теме « Произносительные ошибки»

                                       
Теоретический материал:                                                
Произносительные или орфоэпические
ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами,
причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных
грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся
акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры: Произношение: «конечно»
(а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент»
(«прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»),
«лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 
Ударение: «зво́нит»,
«диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́»,
«феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

                    
Практический материал: ( задание выполняется со словарем)

 Выберите правильный вариант
ударения. Запишите.

АВТОМОБИЛЬ,АКСЕЛЕРАТОР, АМОРТИЗАТОР, ГЕНЕРАТОР,
ДЕТОНАЦИЯ , ДИФФЕРЕНЦИАЛ,
КАРБЮРАТОР, КАРТЕР, ПРОТЕКТОР

                                              
Задание для мониторинга:

Какие отступления от нормативного произношения вы бы отметили в
следующих словах?

Транвай;
пондравиться;
наркомания;
сестрам;
банты.

Какие типичные ошибки возможны в произношении того же человека,
если он будет говорить следующие слова
(«звездочками * отмечены «ошибкоопасные»
места):

1) по*скользнулся;
2) на*смехаться;
3) инци*дент;
4) компроме*тировать;
5) дерма*тин;
6) преце*дент;
7) флюорограф*ия;
8) брать*ям;
9) шарфы*.

                       2
кейс с заданием по теме « Лексические ошибки»

                                                  
Теоретический материал:                                                                                                  
Лексико-семантические ошибки возникают
от неточного знания значения слова, а иногда и от совершенно
ложного знания и изредка от невнимательности
. Обычно такие ошибки
допускаются в словах из периферийной зоны словарного запаса человека.

Общее
количество слов в русском языке никем не подсчитано. Наверное, оно близко к
миллиону.

В
новом Академическом словаре русского литературного языка будет около 200 тысяч
слов. А. Пушкин за годы своего творчества употребил 21200 слов. А. Блоку для написания цикла «Стихов о Прекрасной
Даме» понадобилось 2500 слов. Сколько слов в вашем словаре? Имеется в виду
активный запас слов – слова, которые вы употребляете. По некоторым
оценкам лингвистов словарь человека с высшим образованием имеет объем порядка
10 тысяч слов. Но это лишь количественная сторона словаря.

А) плеоназм – употребление близких по смыслу и
потому излишних слов: главная
суть, ценные сокровища, вернуться обратно, упасть вниз, долгий и
продолжительный, богатства и сокровища.

Б) тавтология – неоправданное повторение
однокоренных слов: спросить
вопрос, умножить во много раз, рабочие работают.

Существует скрытая тавтология (соединение иноязычного и русского слова,
дублирующего его значение): памятный
сувенир, внутренний интерьер, свободная вакансия, необычный феномен, ностальгия
по родине, госпитализировать в больницу, хронометраж времени, первая премьера,
прейскурант цен.

                                     
              Практический материал:

Употребите
наиболее подходящее по смыслу слово, объясните свой выбор. Укажите причину 
ошибки, возникающей при неверном выборе слова.

1. (Мимолетное – кратковременное)
нахождение денежных средств в банке усложняет документацию. 2. Свободные
экономические зоны, таким образом, могут содействовать (реализации –
осуществлению – выполнению) стратегических планов России. 3. Средства,
получаемые от прибыли и (освобождаемые – высвобождаемые) в результате проведения
приватизации, должны быть направлены на ремонт жилья. 4. Свободные
экономические зоны обеспечивают инвесторам большие возможности (решения –
выполнения – осуществления) поставленных задач, помогут им укрепить свои
позиции на российском рынке. 5.(Эффективное – эффектное) управление денежными
потоками имеет огромное значение. 6. Отсутствие научно (основанных –
обоснованных) механизмов прогнозирования оценки рынка труда привело к
известному дисбалансу в этой сфере. 7. Анализ финансового положения объединения
по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской
(отчетливости – отчетности) по экспорту. 8. Заключительный этап анализа –
определение (оборотливости, оборотности) и эффективности операций.

                                            
  Задание для мониторинга:                                                     
Замените
данные слова синонимами:                                                                                  
СТАРТЕР , ТАХОМЕТР, ТРАМБЛЕР, ЭКОНОМАЙЗЕР,РЕЛЕ,
РЕДУКТОР

                       3
кейс с заданием по теме « Фразеологические ошибки»

   
                                               Теоретический материал:

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма
фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В.
Фоменко выделяет 7 разновидностей:

1.                
Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть
да дело» вместо «Пока суд да дело»;

2.                
Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку»
(фразеологизм: «биться головой об стенку»);

3.                
Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы
обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);

4.                
Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не
могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;

5.                
Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все
делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа
руки»);

6.                
Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная
пуля»;

7.                
Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня
мы будем говорить о фильме от корки до корки».

                                               
Практический материал:

Вспомните
лексическое значение следующих фразеологических сочетаний и запишите их:

Бросать деньги на ветер 

Сорить деньгами 

Деньги на бочку 

Деньги не пахнут 

Денег куры не клюют 

Время — деньги 

Деньги счет любят 

Чемодан с деньгами 

Делать деньги 

Ни за какие деньги 

Белые деньги 

Грести деньги (лопатой) 

Опять за рыбу гроши (деньги) 

Шальные деньги 

Деньги как вода 

 — значит ни за что, ни при каких условиях ни в коем
случае.

 — полученные законным путем, без теневых махинаций,
легальный оборот.


получать огромные финансовые вознаграждения не прилагая больших усилий.


одно и тоже, снова и снова, опять; повторение.

 — полученные легким, не совсем законным путем; те, за
которые придется поплатится.

 — быстро растрачиваются, уходят «сквозь
пальцы».

 — неразумно распоряжаться финансами, тратиться на
ненужные вещи;

 — то же самое значение, иногда означает специальную
демонстрацию наличия средств;

 — означает приказ срочно сдать/вернуть то, что должен.

 — так говорят о деньгах человека, который не брезгует
нечестными, незаконными, постыдными способами их зарабатывания.

 — очень много, неисчислимое количество.

 — означает ценность каждого небольшого временного
отрезка, который тратится напрасно.

 — говорится о том, что нужно анализировать
целесообразность всех денежных трат.

 — богатый человек.

 — «сколачивать» на чем-то огромные капиталы.

                                              
Задание для мониторинга:

Исправьте неудачное употребление фразеологизмов.

1. Социальное страхование в области в настоящий момент находится
ниже любой критики. 2. Комиссия отмечает, что положение на строительстве
чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 3. Умение
смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах.
4. Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на
собрании.

                         
4 кейс с заданием по теме « Морфологические ошибки»

                                             
Теоретический материал                                       
Морфологические ошибки –
неправильное образование форм слова.
К этому виду ошибок относятся: 
а) ошибки в образовании форм существительных: «англичаны»,
«на мосте», «Во дворе построили большую качель»
.


б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей
другого».«Я приведу более лучший пример»

в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний
дом
«.
г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился»,
«Мама всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он
заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок
«. 
«Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты
украшиваем ее
«.

Запомните
: надеть одежду – одеть Надежду!

                                                 
Практический материал:
                                                  Раскройте скобки, выбрав
подходящий вариант. Мотивируйте свой выбор
.

1.
Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей).

2. Она
мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре
сироты – четырёх сирот – четверых сирот).

3. В
семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники.

4.
Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя –троими) приедет
мать.

5. При
больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг).

6.
Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

                                                
Задание для мониторинга:

Отметьте предложения с нарушением норм употребления числительных,

1.     Самолет с восьмидесятью
пассажирами на борту совершил посадку.

2.    
Мы думаем
ограничиться двустами тысячами рублей.

3.    
Вода течет из
обоих кранов.

4.    
Рассказы
писателя публиковались с тысяча восьмисот девяносто пятого года.

5.    
Я дочитал
книгу до двухсот одиннадцатой страницы.

6.  
С обоих
сторон реки густой лес.                                                                                             
7. Выпишите два первых предложения из трехсот девятого упражнения.                                    
8. Санаторий находится в полутораста километрах от
города.                       9.Покупатель обнаружил дефекты у обоих брюк.10.Собрание
бухгалтеров перенесли в триста двадцать четвертую аудиторию.11.В этом году наше
хозяйство собрало по восемьдесят центнеров пшеницы с гектара.12.На арене
четверо медвежат и три взрослых медведя.

                         
5 кейс с заданием по теме « Синтаксические ошибки»

                                                   
Теоретический материал

Синтаксические
ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений,
правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь
некоторые примеры.                                                                              
Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;

Неправильное управление: «Оплачивайте
за проезд»;

Синтаксическая двузначность: «Чтение
Маяковского произвело сильное впечатление»
 (читал Маяковский или
читали произведения Маяковского?);

Смещение конструкции: «Первое, о
чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, –
это внимание»;

Лишнее соотносительное слово в главном
предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

                                   
Практический материал:                                                        
Найдите
ошибки в данных предложениях:

  Благодаря общения
с литературой, искусством люди делаются богаче еще на одну жизнь, жизнь авторов
великих творений.

  Благодаря
зазеленевших весной растений сад удивительно преобразился.

  В
сентябре  коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки
к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделен на триместры.

  Вопреки
распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу.

   Согласно
закона человек имеет право на бесплатное образование. 

   Благодаря
слаженной работы трудового коллектива завод перевыполнил план. 

  Благодаря
комментариев  Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель романа
лучше понимает эпоху Пушкина.

                                                  
Задание для мониторинга:

Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении слов.

1       
Для членов
этой семьи свойственна порядочность.

2       
Заведующий
отдела ушел в отпуск.

3       
Докладчик
заверил слушателей в правильности своих расчетов.

4       
Плата за
проживание в общежитии производится ежемесячно.

5       
Умение
смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом.

6       
За проезд
оплачивайте кондуктору!

7       
Спортсмен
понимал, что его превосходство над соперниками состоит в
быстроте реакции.

8       
Вера в себя и
в свои силы необходима каждому человеку, особенно в начале нового дела.

9       
В школе
объявлен конкурс о лучшем детском сочинении.

10    
Небережливое
отношение к школьной мебели повлекло к дополнительным де­нежным затратам.

                         
6 кейс с заданием по теме «Орфографические ошибки»

                                             
Теоретический материал:

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания,
переноса, сокращения слов. Характерен для 
письменной речи. 
Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули»,

«приехать на вогзал», «русск.
язык», «грамм. ошибка».

                                    Практический материал:

Вставьте  пропущенные буквы. ( пользуются
словарем)

Деб…т, кр…дит,
н…кладная, д….кларация, ка…а, ра…етный счет, з…рплата, н…лог, и…держки,
р…сходы, д…ход, су…конто, себ…стоимость, взаимор…счеты, ам…ртизация, па….ив,
с…льдо.

                                      
Задание для мониторинга:

1. В каком слове
пропущена буква с ? а) дерз..кий; б) абхаз..кий; в) близ..кий;                          г)
мерз..кий.

2. В каком слове
пропущена буква ц ? а) узбек..кий; б) таджик..кий; в) слова..кий;                      г)
тюрк..кий.

3. В каком слове
пишется суффикс -ск- ? а) елец..ий; б) француз..ий; в) казац..ий;                      г)
рез..ий.              

4. В каком слове
пропущена одна буква с? а) оде(с,сс)кий; б) черка(с,сс)кий; в) уэль(с,сс)кий;
г)
дама(с,сс)кий.                                                                                                                                             
5. В каком слове пропущен ь ? а) гаван..ский; б) рязан..ский; в) тайван..ский;
г) латин..ский.

                7 кейс
с заданием по теме « Пунктуационные ошибки»

                                             
Теоретический материал:

Пунктуационная ошибка –
это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление
там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания
другим.

                                                
Практический материал:                                                    Найдите в предложениях
обстоятельства, требующие обособления, выделите их. Исправьте 
пунктуационные ошибки, если они есть.                                                       Профессия бухгалтера является важнейшей профессией
современности. Без бухгалтерского учёта не может обойтись ни одна экономика
мира. А уж тем более отдельные предприятия  заводы и даже маленькие магазины обязаны
вести бухгалтерский учёт. 

История бухгалтерского учёта столь же стара  как
и цивилизация. Давным-давно когда не было даже цифр  люди уже владели основами
бухгалтерского учёта. Они делали записи  о своём хозяйстве  а счет
заменяли зарубки  которые делали на сучках деревьев  на костях животных  на
стенах пещер и даже на поверхностях скал. Но особенно интересным носителем
данных были веревки, на которых завязывали узелки. В дальнейшем носителями информации
стали папирус  глиняные обожженные таблицы   «кирпичи»  пергамент 
воск дерево  бумага. 

Бухгалтеры участвовали в развитии городов,
торговли, становлении такого понятия  как богатство. Также бухгалтеры внесли свой вклад в
развитие письма  денег и банковского дела. Бухгалтерский учёт и развитие
бизнес-отношений сыграли основную роль в развитии цивилизации и в становлении
современного мира. 

Современный бухгалтер ведёт учёт всем расходам 
убыткам и прибыли предприятия  рассчитывает заработную плату  высчитывает и
оплачивает налоги. Бухгалтер знает всё  что происходит с деньгами фирмы или
завода. Сейчас специальность бухгалтера входит в число самых востребованных
специальностей.

                        
      Задание для мониторинга:

Отметьте предложение, в котором на месте пропуска надо поста­вить
тире в простом предложении.

1.     Он ( ) опытный бухгалтер.

2.     Вот и Серебрянка ( ) звонкая
речка.

3.     Я ( ) человек откровенный и
скрывать от вас ничего не желаю.

4.     Народное горе ( ) что бездонное
море.

       Расставьте знаки препинания.

1.     Громыхнул под колёсами расшатанный
мостик внизу холодно блеснула осенняя вода усыпанная палым листом и сразу же на
той стороне на взгорье завиднелись избы но уже другого села — Заполья.

2.     Ростову стало неловко он искал и
не находил в уме своём шутки которая бы ответила на слова Долохова.

3.     Когда я прочёл эти слова мир стал
темнеть и слово одно слово могло бы объяснить всё.

4.       Лицо девушки покраснело она
двинула вверх нижней губой как будто полумаска мешала видеть и рассмеялась но
неохотно.

5.     Глазами Марья Ивановна кокетничала
бойко и гордо прищу­ривала их однако бойкость не удавалась ей и чаще всего
особенно при новых людях взгляд Марьи Ивановны пропадал в пространстве хотя
болтала она в это время без умолку.

6.     Небо всё ниже нависает над полем
слабо брезжит синевато­свинцовый свет угасающего дня и в туманной дали уже
начинают появляться те бледные неуловимые огоньки которые всегда мелькают перед
напряжёнными глазами путника в зимние степные ночи.

Укажите,
на месте каких цифр должны стоять запятые.

По
уже затвердевшему насту полей (1) подули ветры. Молодой человек (2) провожавший
Настю (3) всем понра­вился.

1.     1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2

                              
8 кейс с заданием по теме « Стилистические ошибки»

                                             
Теоретический материал:

Под
этим неуклюжим термином следует понимать ошибки, основанные на
нарушении межстилевых границ, на проникновении элементов одного
функционального стиля в систему другого стиля.

  Простой пример. На первых моделях городских автобусов
«Икарус», которые поставляла в СССР Венгрия, над дверями были краткие таблички:
«Осторожно! Вовнутрь открывается». Ясно: сочинил этот текст венгр, учившийся в
Советском Союзе. В трех словах две тонкие стилевые ошибки. Во-первых,
«вовнутрь» –просторечное слово, а стиль объявления официально-деловой. На
месте просторечия должно быть нейтральное, литературное «внутрь». Но и после
редактирования остается небольшой стилистический дефект – обратный
порядок слов («внутрь открывается») явно разговорного происхождения, сообщающий
словосочетанию и всему краткому тексту легкую экспрессию, которая противопоказана
официально-деловому стилю. Это во-вторых. После второго исправления
получается грамотный, правильный вариант: «Осторожно! Открывается внутрь».

Мы
исправили две стилевые ошибки, которые образовались в результате внешнего
воздействия на стиль, в результате проникновения в официально-деловой стиль
чуждых ему стилистических элементов разговорно-просторечного характера. Этот
тип ошибки можно назвать – разговорное в книжном. 

                                    
Практический материал:

1.
В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены)
очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного)
вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все
необходимые бумажки (документы, бумаги).

4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет
разбито.

ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал
названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, — считал он, — что
к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

                                          
Задание для мониторинга:

Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите
стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. Природа с восторгом восприняла известие, что князь Игорь
бежал из плена. 2. Если погрузиться вовнутрь текста, то сразу проникаешься теми
же чувствами, что и поэт. 3. Болконский храбро сражался на войне, согласно
желанию отца. 4. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать,
считать. 5. В. Маяковский в своих произведениях говорит о тружениках, своим трудом
преобразующих планету. 6. Каждый человек хочет быть бесстрашным гражданином
своей Отчизны. 7. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют
мундиры фашистских захватчиков. 8. Народ, движение масс – вот локомотив
истории, и лучше встать на подножку этого локомотива, чем соваться под колёса.
9. Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну. 10.
Тысячи комсомольцев, работая в далёкой Сибири на строительстве Байкало-Амурской
магистрали, успешно закончат начатое Павлом строительство узкоколейки

                                                         
Заключение.

Каждая группа организует публичное выступление, участники
других групп задают вопросы по теме. Преподаватель контролирует, чтобы все
студенты были задействованы в работе.

Кейс-технология
на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания. Проект по
внедрению кейс-технологии в процесс обучения русскому языку и литературы
характеризуется продуктивностью, направлен на развитие ключевых компетенций
студентов, навыков практической деятельности. Решение кейсов не просто дает
знания, а учит действовать в определенных условиях, применяя знания. Именно эти
умения и необходимы современным студентам  для успешной реализации себя.

Отсюда следует, данный
проект представляет серьезную значимость для системы современного образования.
Применение кейс-технологии на лекциях должно стать неотъемлемой частью преподавания
предметов.  Считаю, что подготовленный мною проект будет иметь важную практическую
значимость для преподавателей , поможет осмыслить метод, углубиться в
особенности его применения.

Как сказал великий  Конфуций: «Кто постигает
новое, лелея старое, тот может быть учителем»
. Поэтому считаю, что инновации
должны быть неотъемлемым атрибутом процесса современного образования, но с
учетом веками сложившихся принципов преподавания и воспитания.

                                                                                      
Автор работы: Хабибуллина Л.Р.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сонье дюваль коды ошибок
  • Софизм это ответ преднамеренная ошибка непреднамеренная ошибка
  • Софизм логическая уловка умышленно ошибочное суждение
  • Сони плейстейшен 3 ошибка 80710092
  • Софизм 1 2 где ошибка