Cтраница 1 из 2
Согласование сказуемого с подлежащим
Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное
При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).
1. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов,
например большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против.
Постановка сказуемого в форме множественного числа в этом случае может быть продиктована условиями контекста или стилистическим заданием,
например: На конгресс славистов прибыло много гостей; задолго до заседания большинство заняли отведенные для них места (форма заняли находится в соответствии с последующей формой множественного числа для них); Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь… (Симонов).
2. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа,
например: Подавляющее большинство населения пришло на избирательные участки.
Сказуемое может стоять во множественном числе при так называемом обратном согласовании, т.е. согласовании связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого, например: большинство группы были приезжие.
3. Сказуемое ставится как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа.
Сравните: На дворе множество людей… обедало, сидя без шапок около братского котла (Пушкин). – Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь (Лесков).
Постановка сказуемого во множественном числе предпочтительна при наличии следующих условий:
1) если главные члены предложения оторваны друг от друга, например: Большинство участников совещания на предварительном обсуждении проекта нового положения о жилищно-строительной кооперации выразили свое согласие с основными его принципами; ряд делегатов от разных организаций предлагали изложить порядок работы комиссии;
2) если при препозитивном подлежащем (стоящем впереди сказуемого) имеется причастный оборот или определительное придаточное предложение с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе, например: Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании средней школы, успешно сдали зимнюю экзаменационную сессию.
3) если при собирательном существительном имеется несколько управляемых слов в форме родительного падежа множественного числа, что усиливает представление о множественности производителей действия,
например: Большинство прогрессивных общественных деятелей, писателей, ученых во всем мире выступают за сближение народов, их культур; Большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему (Л.Толстой);
4) если при подлежащем имеются однородные сказуемые, например: Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам.
5) если подчеркивается активность и раздельность действия каждого действующего лица,
например: Ряд сотрудников отдела заявили, что они не согласны с позицией администрации; но: Ряд вопросов, стоявших на повестке дня, за недостатком времени не обсуждался (подлежащее обозначает неодушевленный предмет). Поэтому сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе, так как подлежащее обозначает объект действия, а не его субъект,
например: Большинство участников соревнований размещено в пансионатах; Ряд молодых бизнесменов направлен за рубеж;
6) при обратном согласовании, если именная часть составного сказуемого имеет форму множественного числа,
например: Большинство представленных на конференции стран стали участниками крупного научного форума; Ряд спортсменов нашего учреждения стали призерами городских соревнований. Такая форма согласования обычна для сказуемых, выраженных краткой формой прилагательного или относительным прилагательным, например: Целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны; Большая часть домов на нашей улице панельные. Ср.: Большинство людей, встретившихся мне здесь, были оборванные и полураздетые… (Л. Толстой); …Большинство дверей были низки для его роста (Л.Андреев).
Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании (счетном обороте)
В рассматриваемой конструкции сказуемое может иметь как форму единственного, так и форму множественного числа.
Сравните: Вошло семь человек погони… (Лесков). – Наутро пятьдесят семь выходцев подали заявления с просьбой принять в колхоз (Шолохов).
На выбор формы числа, помимо указанных выше условий согласования сказуемого с подлежащим – собирательным существительным, влияет также ряд других условий.
1. Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия.
Сравните: Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием); К началу экзамена явилось десять студентов. – Десять студентов окончили институт с отличием. Сравните также различное согласование однородных сказуемых в одном и том же предложении: Человек полтораста солдат высыпало из лесу и с криком устремились на вал (Пушкин) (в первом случае характеризуется совместность действия, во втором – раздельность).
2. Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы.
Сравните: В городе строится пять объектов соцкультбыта (единое нерасчлененное представление о действии). – В крупнейших городах страны строятся еще пять объектов соцкультбыта (расчлененное представление о действии). Поэтому при подлежащем, обозначающем большое число предметов и воспринимаемом как одно целое, сказуемое обычно ставится в единственном числе,
например: В столовой в одну смену сидело сто человек (Макаренко); Прибыло шестьсот студентов-путейцев (Н. Островский).
3. Форма единственного числа сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т.д., так как в этом случае имеется в виду единое целое,
например: На покраску крыши ушло двадцать килограммов олифы; До конца пути оставалось пятнадцать километров; На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев.
4. Сказуемые-глаголы (обычно со значением протекания времени) ставятся в единственном числе, если в составе количественно-именного сочетания (обычно оборота) имеются слова лет, месяцев, дней, часов и т.д.,
например: Прошло сто лет (Пушкин); Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило (Тургенев); Вот два года моей жизни вычеркнуто (Горький). Но при другом лексическом значении глагола возможна форма множественного числа сказуемого,
например: Десять секунд показались мне за целый час (Л. Толстой).
5. При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа,
например: Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда… (А.Н. Толстой); Тридцать два человека… дышали одним духом (Шолохов. Но сказуемые-глаголы со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве и т.д. (т.е. со значением состояния, а не действия) обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа,
например: Три царства перед ней стояло (Некрасов); …При больнице состояло два человека (Тургенев); Умерло от удара… еще три человека (Л.Толстой); В комнате было два окна с широкими подоконниками (Каверин).
6. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа,
например: Двадцать один делегат прибыл на совещание; …было подано сразу тридцать одно заявление (Шолохов). Форма множественного числа данной конструкции может быть обусловлена контекстом,
например: Двадцать один делегат встретились за круглым столом (сказуемое-глагол встретились указывает на взаимное действие, которое выражается формой множественного числа); Двадцать один ящик с посудой, которые были доставлены на базу, попали туда по ошибке (влияние придаточного предложения с союзным словом которые в форме множественного числа); За все уплачено 231 рубль (при формальной роли подлежащего счетный оборот имеет значение обстоятельства меры в страдательной конструкции); Двадцать один студент не явились на экзамен (эмоционально окрашенный разговорный вариант, подчеркивающий количество отсутствовавших).
7. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно согласуется по правилам согласования с подлежащими-существительными (в роде и числе),
например: Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы столицы.
8. Если при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения, то сказуемое ставится во множественном числе,
например: Недавно построены и эти семь домов; Все двадцать одна страница переписаны заново; На столе лежат приготовленные к отправке пять пакетов.
При наличии в составе подлежащего слов всего, лишь, только (со значением ограничения) сказуемое обычно ставится в форме единственного числа,
например: В шахматный кружок записалось только семь человек; Всего лишь двенадцать сотрудников нашего отдела приняло участие в конкурсе.
9. Если в роли подлежащего выступает имя числительное без существительного, т.е. в значении абстрактного числа, то сказуемое ставится в единственном числе,
например: Двадцать делится на четыре без остатка. Но если с числительным связано представление о конкретном деятеле, то употребляется форма множественного числа сказуемого, например: И опять идут двенадцать, за плечами ружьеца… (Блок).
10. При обозначении приблизительного количества (путем постановки числительного впереди существительного или путем вставки слов около, свыше, больше, меньше и т.п.) сказуемое может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа (второй способ согласования все чаще встречается в наше время),
например:
а) Оттуда поднялось десятка два человек (А.Н. Толстой); Под навесиком помещалось не больше четырех ребят… (Макаренко);
б) Человек пять стали мыться в горном, холодном ручье (Горький); Не менее двадцати дам… сидели на зеленых скамейках и неотрывно глядели в сторону бухты (Сергеев-Ценский);
11. При наличии в количественно-именном сочетании слова несколько возможна постановка сказуемого как в форме единственного, так и в форме множественного числа.
Например:
а) За оградой стояло несколько саней… (Пушкин); Несколько человек оглянулось… (Горький);
б) Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке… (Лермонтов); Что могли сделать несколько молодых студентов! (Герцен).
Сравните различное согласование однородных сказуемых в одном и том же предложении в зависимости от того, обозначают они активное действие или пассивное состояние, совместное или раздельное действие: За дверью находилось несколько человек и как будто кого-то отталкивали (Достоевский); Замок бани сломали, несколько человек втиснулось в двери и почти тотчас же вылезли оттуда (Горький).
12. При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, сколько, столько преобладает форма единственного числа сказуемого, однако в последнее время, в связи с общей тенденцией к согласованию по смыслу, форма множественного числа находит все более широкое распространение.
Например:
а) И много других подобных дум проходило в уме моем… (Лермонтов); Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти! (Горький);
б) Много совершенно недетских впечатлений стали для меня как-то страшно доступны (Достоевский); Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью (Короленко).
13. При наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка, сотня, пара и т.п.) сказуемое ставится в форме единственного числа,
например: Семерка велосипедистов устремилась вперед, Сотня ребят разбежалась во все стороны.
14. В единственном числе ставится сказуемое при существительных со значением неопределенного количества (масса, уйма, бездна, пропасть и т.п.). При этом возможны варианты согласования в роде;
сравните: Народу сбежалось бездна… (Л. Толстой). – Дел у него была бездна… (Чернышевский). Обычно препозитивное сказуемое стоит в форме среднего рода, а постпозитивное сказуемое согласуется с указанными существительными; сравните: В моей повести было бездна натянутого (Герцен) – Уйма трудностей пережита… (В. Панова).
Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение
1. По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование,
например: Девушка-пилот умело вела машину, Жаркое – мясные консервы – встречено кислыми минами (Станюкович).
В отдельных случаях встречается согласование сказуемого по смыслу – не с подлежащим, а с более конкретным по значению приложением, ближе расположенным к сказуемому,
например: Долли невольно вздохнула. Лучший друг ее, сестра, уезжала (Л. Толстой); …Только величайшее искусство – музыка – способна коснуться глубины души (Горький).
2. При сочетании родового наименования и видового функцию подлежащего выполняет первое, обозначающее более широкое понятие, и сказуемое согласуется с этим словом,
например: Дерево баобаб раскинуло свои могучие ветви; Птица секретарь уничтожила змею; Трава зверобой росла по всей поляне.
3. При сочетании нарицательного существительного с собственным именем лица в роли подлежащего выступает последнее, и сказуемое согласуется с ним,
например: Дежурный бригадир Оксана Литовченко проталкивалась к Захарову (Макаренко); …Доверительно спросила санинспектор Фрося (П. Павленко).
Другие собственные имена (клички животных, географические наименования, названия средств массовой информации и т.д.) являются приложениями, и сказуемое согласуется с нарицательным существительным,
например: Собака Трезор громко лаяла; Озеро Байкал глубоко и полноводно; Журнал «Литературное наследство» опубликовал новые материалы о творчестве М. Булгакова.
4. На форму согласования сказуемого не влияет наличие при подлежащем уточняющих или пояснительных слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д.,
например: Все, по-видимому, и даже природа сама, вооружилось против господина Голядкина (Достоевский); Логическая форма, т.е. способ связи составных частей содержания в обоих умозаключениях, одна и та же.
Согласование сказуемого не с подлежащим, а с поясняющими его конструкциями используется для
<< Начало < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>
При
согласовании сказуемого с подлежащим
затруднения возникают в том случае,
если подлежащее выражено словосочетанием.
1.1. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное
При
подлежащем, которое имеет в своем составе
собирательное существительное
(большинство,
меньшинство,
ряд,
часть,
половина),
сказуемое может стоять в единственном
числе (грамматическое согласование) и
во множественном числе (согласование
по смыслу).
1.
Сказуемое ставится в единственном
числе:
1)
если собирательное существительное не
имеет при себе управляемых слов:
Большинство
голосовало за предложенную резолюцию;
2)
если собирательное существительное
имеет при себе управляемое слово в
родительном падеже единственного числа:
Подавляющее
большинство населения уже проголосовало;
3)
если подлежащее обозначает неодушевленный
предмет: Ряд
столов находился посередине большой
комнаты;
4)
если в состав
сказуемого входит страдательное
причастие: Ряд
работников, допустивших невнимательное
отношение к нуждам пассажиров, привлечен
к ответственности.
2.
Постановка сказуемого во множественном
числе предпочтительна при наличии
следующих условий:
1)
если главные члены предложения оторваны
друг от друга: Ряд
делегатов от разных организаций
участвовали в работе комиссии;
2)
если в составе подлежащего есть однородные
конструкции в форме родительного падежа
множественного числа: Большинство
редакторов, корректоров, авторов,
рецензентов изучили эти документы;
3)
если перечисляются однородные сказуемые:
Большинство
редакторов получили приказ, ознакомились
с его содержанием и сделали необходимые
выводы;
4)
если в предложении имеются другие
грамматические конструкции, указывающие
на множественность производителя
действия (причастные обороты или
придаточные предложения с союзным
словом который
во множественном числе): Большинство
студентов первого курса, поступивших
в вузы непосредственно по окончании
средней школы (которые поступили),
успешно сдали зимнюю экзаменационную
сессию;
5)
если нужно подчеркнуть активность и
раздельность действий каждого лица:
Большинство
участников заседания уже высказались;
6)
если сказуемое именное, оно может быть
выражено только формой множественного
числа: Большинство
приехавших были студенты.
3.
Сказуемое ставится как в форме
единственного, так и в форме множественного
числа, если собирательное существительное
имеет при себе управляемое слово в
родительном падеже множественного
числа: Множество
людей вышло на улицу;
Ряд рабочих завода заявили о начале
забастовки.
1.2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании
При
подлежащем, выраженном количественно-именным
сочетанием (счетным оборотом), сказуемое
может ставиться как в единственном, так
и во множественном числе.
1.
Единственное число сказуемого
употребляется в следующих случаях:
1)
если подразумевается совместное
выполнение действия: Пять
солдат отправилось в разведку
(группой);
2)
при подлежащем, обозначающем большое
число предметов и воспринимаемом как
одно целое: Сто
тридцать семь делегатов уже
зарегистрировалось (но:
Пять студентов
нашей группы приняли участие в кроссе
– при подлежащем, обозначающем немного
лиц, роль каждого больше выделяется,
поэтому сказуемое употребляется во
множественном числе). При наличии в
составе подлежащего слов всего,
только,
лишь
(со значением ограничения) сказуемое
обычно ставится в форме единственного
числа: В
соревновании участвовало всего десять
команд;
3)
при подлежащем, обозначающем меру веса,
пространства, времени и т. д.: До
конца пути оставалось пятнадцать
километров;
На ремонт ушло семь банок краски;
На выполнение всей работы понадобится
шесть месяцев.
Следует отметить, что иногда сказывается
влияние слов два,
три,
четыре,
вследствие чего сказуемое ставится в
форме множественного числа, например:
Так прошли
четыре дня;
4) если в состав
количественно-именного сочетания входят
слова лет,
месяцев,
дней,
часов,
а сказуемое-глагол имеет значение
протекания
времени: Прошло
сто лет. При
другом лексическом значении глагола
возможна форма множественного числа:
Пятнадцать
лет реформ изменили население страны;
5) если сказуемое
выражено глаголом со значением бытия,
наличия, существования, положения в
пространстве, действия, направленного
на неодушевленный предмет, пассивного
состояния лица и т. д. В этом случае
сказуемое употребляется в форме
единственного числа и при числительных
два,
три,
четыре,
двое,
трое,
четверо:
На столе было
три телефона;
У него было
два сына;
6) при составных
числительных, оканчивающихся на один:
Двадцать
один человек подтвердил это.
Если в состав подлежащего входит слово
все,
сказуемое употребляется в форме
множественного числа: Все
двадцать один человек подтвердили это;
форма множественного числа сказуемого
употребляется также, если в предложении
есть придаточная часть с союзным словом
который
во множественном числе: Двадцать
один ящик с посудой, которые были
доставлены на базу, попали туда по
ошибке;
7) при словах тысяча,
миллион,
миллиард:
Тысяча
книг
поступила в школьную библиотеку.
Возможно
также употребление сказуемого в форме
множественного числа: Тысяча
солдат бросились на правый фланг;
при наличии в
составе подлежащего имени существительного
со значением определенного количества
(тройка,
сотня,
пара
и т. д.): Сотня
ребят разбежалась во все стороны;
9) при существительных
со значением неопределенного количества
(масса,
уйма,
бездна,
пропасть).
При этом возможны варианты согласования
в роде: Народу
сбежалось бездна
(Л. Н. Толстой);
Дел у него была бездна
(Н. Г. Чернышевский);
10) при подлежащем,
выраженном сложным существительным,
первую часть которого образует
числительное пол-
(полчаса,
полгода):
Полчаса
пройдет незаметно.
В прошедшем времени сказуемое употребляется
в среднем роде:
Полгорода участвовало в демонстрации.
Однако, если при этих словах имеется
определение в именительном падеже
множественного числа, сказуемое ставится
во множественном числе: Остальные
полдома уцелели от пожара;
11) при наличии в
составе подлежащего слов много,
мало,
немного,
немало,
сколько,
столько:
Много
интересных встреч было намечено на
завтра
(однако в последнее время, в связи с
общей тенденцией к согласованию по
смыслу, употребляется и форма множественного
числа).
2. Форма множественного
числа сказуемого предпочтительнее в
следующих случаях:
1) если подчеркивается
раздельное совершение действия: Пять
бойцов отправились в разведку
(каждый с самостоятельным заданием);
Десять
студентов окончили институт с отличием;
2) если сказуемое
обозначает активное действие лица или
предмета: Три
телефона зазвонили одновременно;
3) если речь идет
об известном, определенном субъекте:
Наконец—то
ожидаемые
семнадцать
всадников
прискакали;
Сорок
минут,
о
которых
вы
просили,
истекли;
4) если при счетном
обороте имеются слова все,
эти
или другие в роли определения: Все
(эти) десять книг куплены недавно.
Положение распространяется и на составные
числительные, оканчивающиеся на один:
Все двадцать
один студент участвовали в состязании;
5) при числительных
два,
три,
четыре,
двое,
трое,
четверо
(кроме
глаголов со значением бытия, наличия,
существования, положения в пространстве):
Три дома на
вечер зовут
(А.
С.
Пушкин);
Лаборанту
помогали три студента.
3. Как единственное,
так и множественное число сказуемого
может употребляться:
1) при обозначении
приблизительного количества (в последнее
время чаще употребляется множественное
число): Сидит
нас человек двадцать;
От двух до трех миллионов человек
посещают московский зоопарк ежегодно;
2) при наличии в
количественно-именном сочетании слова
несколько
(в зависимости
от того, обозначает сказуемое активное
действие или пассивное состояние,
совместное или раздельное действие):
За сараем
стояло несколько саней
–
подлежащее обозначает неодушевленный
предмет; Заговорили
сначала несколько человек туманно и
нетвердо… (А.
А. Фадеев) –
активное действие лиц.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подборка по базе: управление проектами ответы.docx, MIKROBIOLOGIYa ответы.docx, Микра сурет тызым ответы (1).docx, Итоговая аттестация (тест с верными ответами) НИИДПО ВГАПС..doc, Итоговая аттестация (тест с верными ответами) НИИДПО ВГАПС..pdf, Итоговая аттестация (тест с верными ответами) НИИДПО ВГАПС..doc, Итоговая аттестация (тест с верными ответами) НИИДПО ВГАПС..pdf, конкуренция тест и ответы экзамен.docx, Бланк ответов.docx, Философия с ответами 4.pdf
Выберите правильные варианты глагольных форм
Правильный ответ:
- клади
- выдвини
- выправи
- ляг
- положи
- поезжай
- вычисти
- беги
Выберите склоняемые фамилии
Правильный ответ:
- Прище’па
- Мано’па
- Мордух
- Восканян
- Палий
- Сторожук
- Лобач
- Совгир
Глаголы, от которых нельзя образовать форму 1-го лица, называются…(запишите ответ в форме творительного падежа)
ОТВЕТ: недостаточными
Запишите правильную форму повелительного наклонения для глагола в скобках
Когда я болею, мама каждый час напоминает мне: “(Полоскать) горло ромашкой”!
ОТВЕТ: полощи
Запишите правильную форму настоящего времени для глагола в скобках
Стальная пружина (двигать) часовой механизм
ОТВЕТ: двигает
Выберите литературный вариант для слов, помещённых в скобки
Рекорд улучшен на (26,5) (секунды)
ОТВЕТ: 26,5 секунды
Выберите правильные варианты для заполнения пропуска в предложении
Более … продолжался этот непрерывный опыт
ОТВЕТ:
- восьми суток
- восьми дней
Форма более высокий является …
ОТВЕТ: аналитической формой сравнительной степени
Выберите одну из форм числительных
… брюк остались на столе
ОТВЕТ: две пары
Найдите предложения, в которых нет нарушения морфологической нормы
Правильный ответ:
- Кладите эти документы на место
- Мама помогла ребёнку надевать новогодний костюм
Впишите пропущенное слово ( в форме множественного числа).
В научной речи для обозначения постоянного, безотносительного признака, свойства или качества используются … прилагательные, так как здесь определения, описания даются в категорической форме
ОТВЕТ: краткие
Выберите правильный вариант числительного в предложении
У кабинета врача ждут … больных
ОТВЕТ: трое
Запишите словосочетание, взятое в скобки, в нужной форме
Вес некоторых грибов достигает (полтора килограмма)
ОТВЕТ: полутора килограммов
Прилагательные, называющие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени, — это …
ОТВЕТ: качественные прилагательные
Выберите правильный вариант для заполнения пропуска
У … брюк нет ремня
ОТВЕТ: тех и других
Какие формы прилагательных, полные или краткие, необходимо выбрать в следующих случаях:
Сегодня он (сердитый / сердит).
Мясо уже почти (готовое / готово).
ОТВЕТ: краткие формы, потому что прилагательные называют ситуативные признаки объектов
Выберите один или несколько ответов:
Правильные ответы:
- Ребёнок полощет горло
- Мальчик машет рукой
- Ветер колышет траву
- Волк рыщет по лесу
Выберите конструкции, в которых могут употребляться собирательные числительные
Правильные ответы:
- с существительными, называющими лиц мужского пола
- с субстантивированными (перешедшими из прилагательных и причастий) существительными
- с существительными, называющими детёнышей животных
Запишите правильную форму настоящего времени для глагола в скобках
Фонтан (брызгать) во все стороны, играя на солнце радужными искрами
ОТВЕТ: брызжет
Выберите правильный вариант для выделенной формы в предложении
У него сейчас более худшее положение, чем раньше
ОТВЕТ: более плохое
Выберите правильные варианты для слов, взятых в скобки
(3, юноши) второго курса и (2, девушки) четвертого курса являлись членами студенческого совета
Правильные ответы:
- две девушки
- трое юношей
Выберите формы с морфологическими ошибками
Правильные ответы:
- не ложите сюда тетради!
- сколько время?
- в обоих сумках
- в двух тысяча первом году
Морфологические нормы связаны:
Ответ: с основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа
Выберите формы для прилагательных
Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый)
Ответ: Кто бодр душой, тот всегда весел и здоров
Выберите неправильные формы
Правильные ответы:
- все одели маски
- обоими руками
- трое подруг
- опытные слесаря
- уже заключили договора
Выберите характеристику для прилагательного побольше
ОТВЕТ: разговорная форма простой сравнительной степени
Запишите правильную форму настоящего времени для глагола в скобках
Нам видно, как вслед поезду кто-то (махать) платком
ОТВЕТ: машет
Запишите правильную форму настоящего времени для глагола в скобках
Сестра (брызгать) холодной водой на брата, и тот визжит от неожиданности
ОТВЕТ: брызгает
Числительное, которое обозначает некоторое количество человек, находящихся в одном месте и выделяющихся на фоне остальных некоторыми признаками или общими действиями, называется…
ОТВЕТ: собирательными
Полная форма
Определите, краткую или полную форму прилагательного нужно использовать в каждом случае:
Правильные ответы:
Краткая форма
Ребенок очень жив(-ой)
Краткая форма
Страна богата(-я) нефтью.
Краткая форма
Улицы старого города узки(-е) для проезда машин.
Полная форма
Материя первична(-я), а сознание вторично (-е).
Полная форма
Эта квартира слишком тесна(-я)
Краткая форма
Улицы старого города узки(-е) и кривы(-е)
Краткая форма
Этот мальчик глух(- ой) к просьбам матери.
Краткая форма
Эта квартира тесна(-я) для шестерых жильцов
Краткая форма
Отец горд(-ый) успехами сына.
Боец еще жив(-ой).
Впишите пропущенное слово (в форме множественного числа)
В функции сказуемого временный или относительный признак выражают … прилагательные
ОТВЕТ: краткие
Укажите род имени существительного
ср
Правильные ответы:
м
досье
ср
пони
ср
резюме
м
факсимиле
ср
конферансье
м
кашне
ср
атташе
ж
алиби
ср
кольраби
ср
фойе
ср
бра
м
контральто
ср
импрессарио
ср
пари
портмоне
ж
ср
Нет названия вопроса:
Правильные ответы:
ФСБ
ж
МВФ
ср
ТЭЦ
м
УВД
НИИ
ср
ж
ГАИ
м
СНГ
ж
МИД
ср
ДПС
ж
МВД
ср
ООН
ЕЭС
Выберите существительные с окончанием –а(-я) в форме им.п. мн.ч..:
Правильные ответы:
- повар
- доктор
- директор
В ряду все существительные среднего рода
Правильные ответы:
- алиби, жюри, декольте
- авокадо, интервью, кашне
Допущены ошибки в употреблении фамилий
Правильные ответы:
- Были в гостях у Ирины Коваленки.
- Мы прочитали новое эссе о немецком писателе Эрнесте Гофман.
- Меня посадили за одну парту с Денисом Коренюк.
Укажите, в каких случаях необходимо выбрать окончание мужского рода для прилагательного, местоимения или глагола
Правильные ответы:
- (Каков/какова/каково) … сейчас МРОТ
- ЗАГС открыл… свои двери
- (Мой/моя/мое) … ИНН
- МВФ отказал… в выдаче
- МХАТ гастролировал…
- НИИ подписал… договор
- Вынужденн… нэп
Выберите существительные с окончанием –ов/-ев в род. П. мн.ч.
Правильные ответы:
- монголы
- таджики
- рельсы
- апельсины
- якуты
- мандарины
- килограммы
- помидоры
- носки
- граммы
Выберите склоняемые фамилии
Правильные ответы:
- Будник
- Рокач
- Приймак
- Мазний
- Зарва
- Карапыш
- Медияйнен
- Белогубец
- Зурнаджян
Допущены ошибки, связанные с определением рода имен существительных
Правильные ответы:
- В прошлом году СНГ прекратил поставки топлива на Украину.
- По решению министра ГАИ было переименовано в ГИБДД
- В бывшем ГДР возобновляются культурные традиции прошлого.
Допущены ошибки, связанные с употреблением падежных форм существительных
Правильные ответы:
- Корпуса лошадей темнели вдали.
- Тормозы на машине оказались испорченными.
- Нам подарили несколько оригинальных брелков
- В итальянской кухне много разных сортов макаронов
- В универмаге был богатый ассортимент изящных туфлей, узорных чулков, безразмерных носок.
- Из открытых детских ясель слышались веселые детские голоса.
- Десятки тонн болгарских помидоров, украинских яблок, крымских мандарин ежедневно доставляют в торговые центры города.
Укажите формы, в которых необходимо выбрать окончание мужского рода
Правильные ответы:
- несложн… эсперанто
- черноморск… Сочи
- солнечн… Сухуми
- забавн… гризли
- выдержанн… бри
Допущены ошибки, связанные с определением рода имен существительных
Правильные ответы:
- В качестве вспомогательного языка эсперанто было создано около ста лет назад.
- Я купила красивую тюль.
- Два колибри привлекли внимание орнитолога.
- Оказалось, что у правого туфля сломан каблук.
- У меня такой мозоль, что я не могу наступать.
- Я не ожидал, что мое визави знает меня.
- Вера знала что её племянник – большая сладкоежка.
В единственном
В каком числе должно стоять сказуемое
Правильные ответы:
В единственном
При слове тысяча
Во множественном
При подлежащем, выраженном местоимением КТО,НИКТО
В единственном
При двух-трех однородных подлежащих
В единственном
При собирательных существительных детвора, учительство, крестьянство,малышня,юношество, молодёжь, народ
В единственном
При подлежащем, которое обозначает меру веса, пространства, времени
В единственном
При словах много,мало, немного,немало, сколько
Отметьте ряды, в которых допущены ошибки в управлении в одном из словосочетаний:
Правильные ответы:
- тосковать по вас, скучать по вам
- заведующий лаборатории, заведовать лабораторией
- говорить за возможность, благодаря возможности
- стремление к деятельности, потребность к деятельности
Правильные ответы:
а) новый роман – газета
б) новая роман-газета –а
а) Целые два месяца мы готовились к этому экзамену.
б) Целых два месяца мы готовились к этому экзамену – б
а) Полученные продукты разделили на две равные части.
б) Полученные продукты разделили на две равных части – а) , а) Три наши спортсмена вышли в финал соревнований.
б) Три наших спортсмена вышли в финал соревнований – б
а) ловкий шимпанзе
б) ловкое шимпанзе – а
а) древний Афины
б) древние Афины – б
а) Четыре рыболовецкие судна вышли в море.
б) Четыре рыболовецких судна вышли в море – б
а) живописный Капри
б) живописное Капри –а,а) Напротив двери было два окна, завешанные платками.
б) Напротив двери было два окна, завешанных платками – б,а За три последних месяца в городе побывали многие артисты
б) За три последние месяца в городе побывали многие артисты – а
Правильные ответы:
Глядя на эти места, меня посетили воспоминания о детских годах,проведенных в деревне.,Попав в город, студенческая жизнь сразу же захватила меня., Проснувшись утром , у меня возникло желание немедленно искупаться в море., Прочитав письмо подруги, мне показались страннами ее упреки и жалобы., Ребенка начинают обучать письму, уже находясь в детском саду.
Отметьте номера предложений с ошибками в употреблении деепричастных оборотов.
Правильные ответы:
- Ребенка начинают обучать письму, уже находясь в детском саду.
- Глядя на эти места, меня посетили воспоминания о детских годах, проведенных в деревне.
- Проснувшись утром, у меня возникло желание немедленно искупаться в море.
- Прочитав письмо подруги, мне показались странными ее упреки жалобы.
- Попав в город, студенческая жизнь сразу же захватила меня.
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
В продажу поступило три новые модели джинсов
ОТВЕТ: нет
Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в согласовании определений и приложений:
Правильные ответы:
- Студентов пригласили на торжественную вечер-встречу с ветеранами.
- В январе 2000 года к планете Венере запущен очередной спутник.
- В городе Владивосток у нее остались родные.
- Внешне очень милый, мальчик этот был жуткая зануда.
- Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Побив все рекорды продаж,книга, написанная молодым малоизвестным автором, обошла весь мир.
ОТВЕТ: нет
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
В поэме описывается о похождениях Чичикова.
ОТВЕТ: описываются похождения.
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/сочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
В 2018 году на предприятие были приняты двадцать один специалист.
ОТВЕТ: был принят
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо.
ОТВЕТ: усилиям
В чем причина синтаксической ошибки в предложении:
В магазин поступила одежда для детей российского производства
ОТВЕТ: Неправильный порядок слов
Отметьте номера словосочетаний, содержащих ошибки
Правильные ответы:
- в обоих сумках
- с обоих сторон
- противоречит с этими фактами
- воодушевил к подвигу
- вопреки распоряжения
- двое студенток
- не ложите сюда тетради
- у него было день рождения
- помахай маме
- уделите внимание на здоровье
Какое рассуждение является верным при анализе предложения:
Большинство школьников успешно сдали ЕГЭ
ОТВЕТ: Сказуемое ставится во множественном числе, если подлежащее выражено сочетанием слов большинство, меньшинство с существительными в родительном падеже и речь идет об одушевленных предметах
Отметьте предложения, в которых допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов:
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
- Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами
- Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.
- Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.
- Перенеся тяжелую операцию, солдат был спасен.
- Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.
- У человека все радости и горести прошли, не выезжая из этих мест.
- Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
- Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Девочка очень любила и гордилась своей матерью.
ОТВЕТ: любила свою мать и гордилась ею
Прочитайте предложение, в котором нарушена последовательность слов/словосочетаний. Запишите цифры (без пробелов, без запятых) в той последовательности, которой должны стоять члены предложения
(1)Столяр (2)сделал (3)эту_этажерку (4)из_дуба (5)с_четырьмя_ножками.
ОТВЕТ: 12354
Отметьте ряды, в которых допущены ошибки в управлении в одном из словосочетаний:
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
- заведующий лаборатории, заведовать лабораторией
- стремление к деятельности, потребность к деятельности
- тосковать по вас, скучать по вам
- говорить за возможность, благодаря возможности
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретания
ОТВЕТ: о возможности
Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки в управлении:
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
- оперировать с точными данными
- сдать вовремя благодаря четкой работы
- разъяснения о допущенных ошибках
- подчеркнуть о необходимости строительства
- занять место согласно боевого расписания
- поступить наперекор установленных принципов
Что является причиной ошибки при употреблении деепричастного оборота в предложении: Подъезжая к станции, у меня слетела с головы шляпа.
ОТВЕТ: Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.
Отметьте предложения, в которых нарушена грамматическая координация главных членов предложения
ОТВЕТЫ:
- Сотня ребят разбежались во все стороны
- В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков
- В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления.
ОТВЕТ: полученному заявлению
Определите характер оишбок, допущенных в предложении. Ответ запишите через запятую и пробел (например: 1а, 2б, 3в)
ОТВЕТ: 1д, 2г, 3е, 4в, 5д, 6б
1) Все посылки…..
2) При подготовке…..
3) Она грезила …..
4) Путешествуя …..
5) Студенты……….
6) В период выборов выявлены множество проц…….
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Андрей Болконский способен к глубокому чувству.
ОТВЕТ: на глубокое чувство
Прочитайте предложение, в котором нарушена последовательность слов/словосочетаний. Запишите цифры (без пробелов, без запятых) в той последовательности, которой должны стоять члены предложения
(1)Общественность (2)города (3)широко (4)готовится (5)отметить (6)юбилей (7)известного (8)писателя.
ОТВЕТ: 12435678
Прочитайте предложение, в котором нарушена последовательность слов/словосочетаний. Запишите цифры (без пробелов, без запятых) в той последовательности, которой должны стоять члены предложения
(1)Прочитанная (2)лекция (3)для_студентов (4)о_новых_достижениях (5)в_медицине (6)вызвала (7)большой_интерес.
ОТВЕТ: 1324567
Отметьте предложения, в которых допущена ошибка в употреблении однородных членов:
ОТВЕТЫ:
- Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.
- Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
- Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.
- Анис культивируют на больших площадях на Украние, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.
- В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.
- Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь путешествиям, мечты о покорении космоса.
- Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.
- Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Никто, даже самые быстрые бегуны, не мог выполнить эту норму.
ОТВЕТ: нет
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции.
ОТВЕТ: господствовавших
б
а
б
б
б
а
б
б
а
В каждом случае выберите вариант, соответствующий литературной норме
А)С момента появления персонального компьютераа
Б) С момента появления
А) Журнал Смена
Б) Журнал Смена
А) Большинство участников
Б) Большинство участников
А) Прошло две недели
Б) Прошло две недели
А) Миллион демонстрантов
Б) Миллион демонстрантов
А) Было даже
Б) Было даже
А) Последние двое
Б) Последние двое
А) Большинство электората
Б) Большинство электората
А) Озеро Селигер
Б) Озеро Селигер
а
а
а
б
б
а)Большинство произведений А.И. Куприна заканчивается трагично.
б)Большинство произведений А.И. Куприна заканчивается трагично.
а)Целый ряд обстоятельств
б) Целый ряд обстоятельств
а)На покраску дома
б)На покраску дома
а)Несмотря на эпидемию в городе
б) Несмотря на эпидемию в городе
а) Несколько человек оглянулось
б) Несколько человек оглянулись.
Найдите причину синтаксической ошибки в предложении
Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда.
ОТВЕТ: Неправильное употребление производных предлогов
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Первые два места занимают команды юридического и экономического факультетов, набравшие равное количество очков
ОТВЕТ: нет
Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
Учениками дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене.
ОТВЕТ: за порядком