Совершают ли люди ошибки при выборе профессии письмо

Выбор и постижение профессии не простой процесс, на этом пути человека подстерегают различные сложности. При выборе профессии молодые люди наиболее часто совершают следующие ошибки:

Выбор и постижение профессии не простой процесс, на этом пути человека подстерегают различные сложности. При выборе профессии молодые люди наиболее часто совершают следующие ошибки:


1. Выбор профессии «за компанию»

Часто человек не владеет необходимой информацией, недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии «за компанию». Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убежден в его правильности. Однако, существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учебы в училище, колледже или вузе возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с начала». Возможна вероятность, что выбранная таким способом профессия тебе подойдет. Однако, следует помнить, что, профессия, которая нравится твоему другу, может не понравиться и не подойти тебе!


2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто, человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют. Однако зрители редко видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину. Молодые люди могут не знать о том, что только один спортсмен из сотни достигает вершин мастерства и занимает призовые места. Схожая ситуация с такими профессиями как киноактер, эстрадный певец, музыкант и др.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.


3. Перенос отношения к человеку на саму профессию

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на военного, потому что он любит смотреть фильмы про войну, ему нравится оружие, и он хочет быть похожим на героя боевиков. И уже поступив на такую специальность в суворовское училище или вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд военного не сводится к парадам, учениям и предполагает жесткую дисциплину, серьезную теоретическую и спортивную подготовку, муштру и «серые» армейские будни. Как выясняется позже, много из этого не интересует молодого человека или не соответствует его способностям. А воевать в современной ситуации нет необходимости. Интерес к приключениям и технике, стремление быть похожим на героя фильмов про войну, был ошибочно принят за интерес к профессии военного.

Для большого количества девушек романтический образ любимой школьной учительницы является мотивом для приобретения педагогического образования. Не высокий уровень оплаты труда учителя и зачастую сложные условия его работы могут не совпадать с притязаниями молодежи. Очевидно, что учитель также должен обладать определенными профессиональными качествами, без которых сложно добиться успеха на педагогическом поприще.

Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать. «Хороший человек» — это не профессия, если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.


4. Отождествление учебного предмета с профессией

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Помни, что школьный предмет — это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.


5. Выбор исключительно по признаку престижности

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфических качеств характера — например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично, Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.


6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо

«Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил — ну ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!». Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жестких требований к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов.

Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.


7. Недостаточный учет своих способностей

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.

Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.


8. Ориентация на мнение случайных людей

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму, и человека.

Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии…


9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков и/или игнорирование медицинских противопоказаний

Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем.

Когда человек выбирает профессию, игнорируя медицинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Представь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегето-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание.

Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с состоянием твоего здоровья.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце…


10. Ориентация на мнение родителей или близких людей

Часто случается, что родители или близкие нам люди навязывают нам собственное мнение и всеми другими доступными им средствами подталкивают нас к выбору той или иной профессии. Во многих случаях взрослые хотят, чтобы ребенок сделал то, чего, в свое время, не удалось достигнуть им самим.

К примеру, взрослый человек, который очень хотел, но, в силу жизненных обстоятельств, не смог приобрести высшее образование, чувствует ограниченность своих возможностей и обиду. В общении с ребенком он всеми силами будет ориентировать его на приобретение высшего образования для того, чтобы ребенок реализовал то, чего он сам не смог достичь. К сожалению, в такой ситуации, взрослые могут игнорировать интересы и склонности ребенка ради реализации собственной мечты, пускай, даже, и на примере другого человека.

Столкнувшись с подобной ситуацией, молодой человек должен быть достаточно критичен к мнению старших и выбирать профессию, основываясь на собственных способностях и интересах, советах специалистов, анализе рынка труда.


11. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства).


12. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.


13. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.


14. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…


 

15. Низкий уровень критического отношения к себе

Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. В таком случае проблема выбора как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

Возможно, старшие не раз иронично высказывались о попытках молодых самим выбрать профессию. Как часто можно услышать такую фразу: «Какой из тебя инженер (летчик, конструктор), когда у тебя одни тройки по математике (физкультуре, черчению)?» Однако именно родители и учителя с высоты своего опыта и совершенных ими самими ошибок пытаются уберечь ребенка от очевидных просчетов и ничем не оправданных иллюзий. Взрослые могут подсказать, как приблизиться к желаемой профессии, что надо для этого сделать, изменить в себе, какие препятствия преодолеть. Стойкий интерес к определенной сфере практики ведет к формированию таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, упорство и самообладание.

Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей, в реальности большое значение имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: «Кто должен сделать последний и решающий выбор?» и «Кто несет ответственность, если, выбор сделан неверно?» Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Если не быть любознательным и целеустремленным в выборе профессии, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

Вспомните себя в 9 или 11 классе, когда вы решали, какую профессию выбрать и в какой вуз поступать. Для меня это была очень непростая задача, ведь решался вопрос (как тогда казалось!) о сфере занятости буквально на всю жизнь. Хотелось, чтобы работа была интересной, востребованной и перспективной. Я почему-то решила в тот момент, что для меня это будет бухгалтерский учет и аудит. Судьба распорядилась иначе: я училась программированию в экономике, но, что интересно, именно этот «запасной» вариант поступления во многом определил мою основную деятельность в жизни.

Конечно, многие мои знакомые, став инженерами, так и не построили ни одного моста. Зато другие, окончив экономический факультет, занимают высокие должности в ЦБ РФ. Поэтому выбор высшего учебного заведения – вопрос, несомненно, важный. О нем стоит подумать и абитуриенту, и родителям, которые хотят помочь (но не навязать) определиться с будущей профессией своему ребенку. 

10 ошибок при выборе профессии

В современных школах готовиться к выбору профессии начинают уже со средних классов. Когда базовые навыки по чтению, письму и счету освоены, появилась самостоятельность и навык учиться, резко расширяется количество предметов. Это помогает молодым умам в том числе попробовать себя в различных областях науки и жизни. Кто-то выбирает языки или спорт, кто-то математику или физику. 

В этот момент родители и преподаватели могут помочь предложениями попробовать себя в разных областях: сходить к себе на работу (по возможности), посмотреть обучающие фильмы, побывать на мастер-классах у популярных, горящих своим делом спикеров, отправиться в обучающий лагерь и т.д. Тут важно не настаивать, а предлагать, заинтересовывать, хоть это и не просто.

Многие школьники старших классов испытывают сложности при выборе будущей профессии. Так, например, по данным исследования «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников», у 32% опрошенных школьников выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52% – средний; и только у 16% — высокий (Т.М. Урутина, Л.Г. Агеева, Молодой ученый, 2015 год).

Рассмотрим несколько основных ошибок, которые совершают школьники.

1. Мало знают о существовании различных профессий

Пожалуй, если сейчас спросить среднестатистического ученика о том, на кого можно выучиться в вузе, он расскажет хорошо если о 40-50 самых традиционных вариантах, в то время как профессий – тысячи. В этом случае можно вместе обратиться к интернету и посмотреть более узкие, но в то же время востребованные специальности в сфере, которая в целом интересна.

2. Не думают о будущем месте работы

И этот вопрос достаточно широк: много ли компаний нуждаются в данных специалистах, будет ли выбор и альтернатива, возможно ли продвижение по карьерной лестнице, каков уровень оплаты на разных этапах. И даже – есть ли возможность устроиться на работу по профессии в месте, где ребенок планирует дальше жить?

Можно мечтать выучиться на океанолога, но если пока нет перспективы переехать к океану, то выбор не будет разумным. Загляните на сайты с вакансиями, подумайте и почитайте вместе прогнозы о том, какие профессии могут быть востребованы в ближайшей перспективе, учитывая текущую ситуацию в мире. 

3. Выбирают вуз по семейной традиции

Как говорится, решают стать доктором или инженером в «пятом поколении». Родители очень хотят такого продолжения, потому что могут оказать протекцию в будущем трудоустройстве, поэтому начинают готовить «преемников» с пеленок. Давление может окончиться большими проблемами для обоих поколений: младшее будет заниматься нелюбимым делом всю жизнь (если будет), старшее получит балласт в компании.

Так, моя подруга окончила престижный вуз по специальности «инженер» из-за желания папы, уйдя с факультета социологии, которой грезила. В итоге ни дня в своей жизни она не работала в бюро…

4. Идут учиться за компанию с приятелями

Когда не хочется разлучаться со школьными друзьями, нередко подают заявление на факультет, который не подходит. Заметьте, что учиться неинтересному придется значительное время, и на возможную неуспеваемость больше никто не будет закрывать глаза, а это грозит отчислением и принудительным расставанием с приятелями.

5. Выбирают модную профессию

К сожалению, сотрудники, которых ищут активно сегодня, необязательно будут востребованы через 3-5 лет. А вот человек, увлеченный своей работой, знающей о ней все, будет нужен всегда.

6. Видят только внешнюю сторону профессии

Например, работа пилота или капитана корабля может привлечь своей необычностью, мужественностью. Но в расчет не идет, например, будущий график – ненормированный, с длительным отсутствием дома.

7. Следование за преподавателем

Иногда в школе один из предметов дает учитель, к которому ребенок тянется как к человеку, и потому выбирает профессию, связанную с этой сферой, хотя предрасположенностей к ней не имеет. Стоит помочь это понять.

8. Выбирают профессию по интересному школьному предмету, упуская нюансы самой профессии

Например, будущей студентке нравится литература и она решает стать педагогом, упуская из вида, что не умеет и не любит общаться с детьми.

9. Не могут реально оценить свои возможности

Нередко школьники старших классов не знают, с чего начать выбирать профессию: не знают свои сильные и слабые стороны, не понимают, что им может понадобиться на той или иной работе, завышают или занижают требования к себе. Здесь может помочь школьный или детский психолог, а также тесты на профориентацию. Они есть в бесплатном доступе в Интернете.

10. Идут в вуз, чтобы просто получить высшее образование

То есть у ребенка нет понимания, что обучение влечет за собой дело жизни, он просто продолжает ходить учиться все равно чему. Важно донести до него важность выбора профессии заранее. Конечно, всегда можно доучиться в будущем, и это будет сильным аргументом, но никто не вернет время, которое было потрачено зря.

Кстати, согласно опросам, значительная часть бывших студентов не работает по специальности, на которую обучались. Поэтому подойти с умом к выбору вуза и профессии лучше заранее.

Выпускники работают не по специальности

Источник: HeadHunter

Логичная задача родителей в этом случае заранее ненавязчиво проговорить с ребенком все эти пункты, понять, почему была выбрана та или иная профессия и вуз, помочь сделать выбор логичным и независящим от эмоций.

Как выбирать вуз

Еще один важный вопрос, который может быть решен ребенком эмоционально или за компанию. Взвесьте вместе все «за» и «против», пройдя следующие шаги:

  1. Оцените отзывы о вузе: как долго он работает, предоставляет ли возможность стажировок в стране или за границей, насколько сильный преподавательский состав конкретно вашего факультета. Особенно важно, есть ли среди преподавателей практикующие профессионалы, которые могут не просто пересказать книгу, но и поделиться реальным опытом.
  2. Узнайте, какие компании заинтересованы в специалистах, которые выпускает вуз. Уточнить это можно, например, у старшекурсников, которые проходят преддипломные работы – насколько сложно было им найти место для стажировки. Также можно вместе посмотреть рейтинги учебных заведений по тому, насколько востребованы специалисты из них.
  3. Сходите на дни открытых дверей, посмотрите, какие достижения у конкретного института или университета, поговорите с выпускниками и студентами. Также можно включиться в интернет-сообщества конкретных факультетов, чтобы понять, какие сложности могут возникать в процессе учебы.
  4. Выберите подходящий для себя формат обучения. Узнайте, какую программу предлагает вуз для выбранной специальности. Уточните, сколько будет практических занятий, что часто гораздо важнее теории.
  5. Посмотрите на возможности и условия проживания у выбранного учебного заведения, если ваш ребенок планирует жить отдельно. Насколько это будет доступно и каких затрат потребует от вас. 

Если выбор небольшой

Если выбор между двумя-тремя вузами или профессиями, можно воспользоваться простым листком, где можно предложить будущему студенту расписать все плюсы и минусы каждого поступления. Также можно попробовать пойти глубже и оценить выбор с помощью метода «Декартовых координат». Для этого нужно ответить на 4 вопроса по каждому месту учебы:

  1. Что будет, если я выберу учиться тут? Каковы плюсы этого обучения? 
  2. Что я потеряю или с чем расстанусь, если буду учиться тут?
  3. Если я не буду учиться тут, то что останется в моей жизни и что я приобрету от этого?
  4. Что я потеряю, если не буду учиться тут.

Если отвечать на вопросы честно, то велика вероятность лучше понять свои личные приоритеты в выборе вуза, которые пока скрыты сомнениями. В данном случае родителю можно сесть и сделать такие же списки отдельно от ребенка, а после сравнить получившиеся ответы и вместе их обсудить.

Полезные вопросы, которые помогут определиться с выбором

Задавать себе вопросы – очень важный навык, он формирует привычку к осознанности и у взрослых, и у детей. Выбирая вуз, а вместе с ним, возможно, и дело жизни, абитуриенту хорошо бы начать понимать себя и свои возможности, а для этого можно предложить ему на час-другой остановиться и задуматься над этим небольшим списком вопросов:

  1. Что мне нравится делать? И что мне делать точно не нравится?
  2. Как и где я хочу работать? 
  3. Какой должен быть график у будущей профессии? Какая оплата?
  4. Какие навыки у меня уже есть и какие я хочу освоить?
  5. Какие предметы в школе мне легче и интереснее изучать? По каким я читаю дополнительные материалы с интересом?
  6. Какой я вижу работу своей мечты?
  7. Какие профессии подходят под вышеописанные критерии?
  8. Какие профессии наверняка будут востребованы через 5 лет?
  9. Какие доступные мне вузы предлагают обучение этим или смежным профессиям?
  10. Какова программа и преподавательский состав в выбранных учебных заведениях?
  11. Что о нем говорят в рейтингах и отзывах?
  12. Насколько удобно и возможно мне будет учиться в этом вузе?
  13. Кто будет учиться со мной? Смогу ли я завести полезные знакомства?

Ответив на них последовательно, ребенок сможет начать понимать себя лучше. Даст себе возможность помечтать, а родителям поможет понять, чего действительно хочет. Велика вероятность увидеть, что ваш будущий студент хочет идти по жизни совсем не той дорогой, которую придумали ему вы, поэтому с этими вопросами лучше подходить чуть заранее, за пару лет до поступления, чтобы была возможность придумать альтернативный вариант обучения или совместно поискать компромиссные решения. 

Чем еще может помочь родитель в вопросе профориентации

1. Создать возможность для ребенка узнать побольше профессий изнутри. Для этого не обязательно ходить по разным рабочим местам, достаточно приглашать ваших лояльных знакомых, родственников на встречу и просить поделиться с ребенком тем, чем они занимаются на работе. Так ваше чадо получит представление о реальном рабочем и учебном процессе в будущей профессии, о чем в буклетах не пишут.

Как-то я рассказывала сыну подруги, как учатся на программиста. Он горел этой идеей, пока не услышал, что на курсе у меня было 13 различных математических и логических предметов за 5 лет. В результате стал изучать банковское дело и не жалеет.

2. Подключить ребенка к профессиональным чатам и сообществам по той профессии, которую он выбирает, по сфере интересов. Они обычно есть в Telegram, на форумах или в социальных сетях. Ваши знакомые вам подскажут.

3. Посоветовать ребенку поискать блоги представителей интересных ребенку профессий, где ведущие рассказывают о своей работе. Нередко в таких аккаунтах даются ссылки на предстоящие события и мероприятия, которые также можно совместно посетить. Подскажите будущему студенту подписаться и понаблюдать, обсуждайте интересные новости вместе. Это очень по-взрослому. 

4. Сейчас многие мероприятия проходят онлайн, например, мастер-майнды, где профессиональные сообщества обсуждают текущие тренды и ситуацию в своей сфере. Нередко они закрыты, но можно порекомендовать ребенку написать организаторам и попросить подключиться к сессии, обосновав желанием лучше познакомиться с будущей профессией. Даже если его не пропустят, могут порекомендовать более открытые мероприятия. Хорошо замотивированным молодым людям нередко отвечают с удовольствием.

5. Попробовать себя в действии на желаемой работе также стоит, если это реально возможно. Для этого обращайтесь к тем же знакомым из п.1 с просьбами дать ребенку небольшие задачи.

6. Использовать для знакомства с профессией выбранный вуз. В некоторых из них есть специальные подготовительные курсы, например, «Школа молодого предпринимателя», где с 9 класса можно окунуться в учебный процесс, попробовать предметы, включиться в активности самого учебного заведения. 

Заключение

От осознанного выбора вуза и профессии зависит многое в вашей жизни, не стоит пускать все на самотек. Даже если сейчас не совсем понятно, кем вы хотите работать, разберитесь, что вам нравится делать, это значительно сузит круг возможностей. И старайтесь получить образование в том, что вам интересно – не известно, какие дороги перед вами откроются в будущем.

Читайте также:

Лучший вариант предупреждения болезни — не игнорировать симптомы на ранних стадиях. В мире профессионального самоопределения тоже есть своего рода симптомы — ошибки при выборе профессии в жизни. Если обнаружите у себя более одного симптома — бегите ко врачу (ой, к эксперту по профориентации!).

В этой статье:


Признак №1. Выбирать профессию за компанию

Первая ошибка при выборе профессии в жизни — пойти в какой-либо университет командой на одно и то же направление. Задумайтесь, почему вы сделали такой выбор, нравится ли вам на самом деле эта экономика/юриспруденция (нужное подчеркнуть)? В таких ситуациях зачастую школьники руководствуются соблазном проводить и университетское время с друзьями — это круто, но какой ценой? Переосмыслите свой выбор!

Ошибки при выборе профессии в жизни

Ошибки при выборе профессии в жизни

Признак №2. Не знать рынок профессий в принципе

Выбор профессии — это труд, нельзя просто подумать в голове о том, кем вы хотите стать. В голове среднестатистического человека просто недостаточно информации по этой теме для грамотного размышления. 

Изучите рынок профессий, отметьте самые востребованные из них и, наоборот, умирающие, далее составьте список профессий, которые вам импонируют. 

Читайте также:

Признак №3. Выбирать профессию без привязки к своим способностям

Абстрактное размышление о профессии дизайнера без хотя бы базового умения рисовать должно быть тревожным звоночком. Нужно здраво оценить свои способности и умения, чтобы предотвратить разочарования в выборе специальности. Лучше всегда исходить из­ собственных способностей, а далее уже сокращать пул возможным профессий.

Идея: Попробуйте пройти профтест. За 5 минут и ответы на три вопроса вы получите список оптимальных профессий. Будет ли этот список окончательным? Вряд ли, но вы сможете понять, в правильную ли сторону смотрите. 

Признак №4. Опираться на любимый школьный предмет

«У меня по русскому языку 5 — пойду в лингвисты!» — установка, заранее обреченная на провал. Предмет не равно направление или профессия. Вам может просто нравиться учитель или то, что у вас получается справляться с домашней работой. 

Тяготение к предмету может быть лишь поводом задуматься о тех профессиях, где данный предмет профильный, но потом всё равно нужно более глубоко анализировать свои способности и желания. 

Признак №5. Ориентироваться только на финансовое благополучие

Услышать от кого-то «адвокаты много получают» и безоглядочно пойти в адвокаты — схема не вполне логичная. Ведь финансовое благополучие — не ультимативный путь к счастью. Нужно любить свой выбор! Постарайтесь при выборе профессии в жизни проанализировать все факторы. 

Поэтому изучите рынок и постарайтесь оценить, на каких позициях находятся симпатичные вам профессии:

Признак №6. Поддаваться давлению родителей

Каждый из нас не раз сталкивался с советами от родителей в аспекте выбора профессии, но важно понимать, что есть советы, а есть давление, где вы чувствуете, что вас заставляют. Родители часто апеллируют к тому, что лучше знают вас и желают добра, но никто не может знать вас лучше вас самих. 

Так что слушайте советы родителей, но окончательное решение принимайте самостоятельно. 

Признак №7. Выбирать вуз рядом с домом

Если вуз в соседнем доме — это еще не повод резко становиться инженером. По нашему мнению, это самая странная ошибка при выборе профессии в жизни. Здесь заметны полное отсутствие мотивации и собственная апатия к разумному выбору. Расположение вуза — последнее, о чём следует думать, так как это фактор малосвязанный с осознанным выбором профессии.

Расположение вуза можно учитывать только при особых условиях внутри вашей семьи, но всё же это редкий случай. 

Признак №8. Выбирать вуз по самому низкому проходному баллу

В современной системе образования есть разные вузы и направления — востребованные и не очень. Менее востребованные профессии обычно характеризуются низкими проходными баллами. Но важно понимать, что путь наименьшего сопротивления точно не самый удачный, здесь не учтены ваши желания и склонности. 

Поэтому изучите список, но не хватайтесь за него как последнюю возможность устроить свою жизнь:

Признак №9. Продолжать семейную династию

Когда семья — это целое поколение врачей, очень сложно сопротивляться влиянию этого фактора, даже если вы не чувствуете в себе способности и тяготения к медицине. Но гены врачей не передаются по наследству, так что всегда берите во внимание свои интересы.

Признак №10. Выбирать профессию без попытки разобраться в деталях

Даже если вам кажется, что вроде бы вы можете (и хотите!) стать юристом, но вся информации о профессии — это набор шаблонов из фильмов, тоже стоит углубиться в тему. 

Рекомендуем обратить внимание не только на плюсы, но и на минусы профессии, пообщаться с реальными представителями и сформировать более полную картину. И не бойтесь разочароваться в профессии! Уж лучше сразу понять, что профессия выбрана по ошибке, чем потратить свою возможность бесплатного обучения в вузе на неактуальную профессию. 

Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу правильного выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

Поделиться




3

Автор статьи

Библиографическое описание:


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 13.02.2023).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

—        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

—        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

—        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Литература:

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Ошибки
при выборе профессии

1. Отношение
к выбору профессии как к неизменному

В любой
сфере деятельности происходит смена
занятий, должностей по мере роста
квалификации человека. При этом наибольших
успехов достигает тот, кто хорошо прошел
начальные ступени.

Проанализируйте
ситуацию на рынке труда. Обратите
внимание на то, что с каждым годом
появляются все новые профессии. Будьте
готовы к тому, что придется регулярно
повышать квалификацию, осваивать смежные
специальности. Не бойтесь того, что
выбор профессии сейчас, в 11 классе,
фатальным образом определит всю Вашу
судьбу. Изменение выбора, освоение новой
специальности сделает Вас ценным
специалистом, востребованным в
междисциплинарных областях деятельности.
Первая профессия, даже если Вы затем
передумаете и найдете что-то более
привлекательное, пригодится в неожиданных
ситуациях. Например, первое образование
искусствоведа поможет юристу по своему
второму образованию разобраться в
сложных вопросах наследования антикварных
ценностей…

2. Бытующие
мнения о престижности профессии

В отношении
профессии предрассудки проявляются в
том, что некоторые важные для общества
профессии, занятия считаются недостойными,
неприличными (например: мусорщик).

Экономист
или психолог ничуть не более полезен
для общества, чем химик или слесарь.
Престижность профессии должна учитываться
— но после учета Ваших интересов и
способностей. Иначе будете владеть
(если будете) «модной», но не
приносящей удовольствия специальностью.
Или, чего доброго, окажетесь непригодны
к выполнению основных рабочих функций…

3. Выбор
профессии под влиянием товарищей (за
компанию, чтобы не отстать).

Профессию
мы выбираем по своему «вкусу» и
«размеру» так же, как одежду и обувь.

Чувство
группы, ориентация на сверстников —
очень позитивные особенности ребят
твоего возраста. Они нужны для освоения
норм поведения в обществе, формирования
образа «Я» и самооценки. Поэтому
оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя
с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся
увидеть, чем ты отличаешься от товарищей
— и в чем вы сходны. Это поможет понять,
что если Вася идет на пожарника (а он —
рискованный человек), тебе эта профессия
может не понравиться (ты ведь очень
осторожный и рассудительный).

4. Перенос
отношения к человеку, представителю
той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать
прежде всего особенности данного вида
деятельности, а не выбирать профессию
только потому, что тебе нравится или не
нравится человек, который занимается
данным видом деятельности.

Особенно
опасно очарование преподавателем (если
тебя восхищает душевность физика — это
не значит, что тебе нравится физика сама
по себе, вне «комплекта»). Кроме
того, часто ребята совершают ошибку,
стараясь получить профессию кумира —
спортсмена, политика, журналиста,
артиста. Спортсмены — они не все такие.

5. Увлечение
только внешней или какой-нибудь частной
стороной профессии

За легкостью,
с которой актер создает на сцене образ,
стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты
не всегда выступают в телепередачах —
чаще они перелопачивают массу информации,
архивов, разговаривают с десятками
людей — прежде, чем подготовят 10-минутное
сообщение, которое. ктому же, озвучит
другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление
школьного учебного предмета с профессией
или плохое различение этих понятий

Есть такой
предмет, как иностранный язык, а профессий,
где требуется способность к языку много
— переводчик, экскурсовод, телефонист
международной связи и др. Поэтому при
выборе профессии надо учитывать, какие
реальные занятия и профессии за этим
предметом стоят.

Для этого
лучше всего не просто изучить
профессиограммы или словари профессий.
Стоит проанализировать газеты с
вакансиями на бирже труда (там обычно
указывается, какое образование требуется
для конкретной вакансии). Например,
человек с лингвистическим образованием
(«русский язык и литература»,
«иностранный язык» в школе) может
работать и преподавателем, и переводчиком,
и редактором, и серетарем-референтом.
Тем более имей ввиду, что профессий
существует больше, чем школьных предметов.
Можно стать юристом, маркетологом,
аппаратчиком. Профессии обычно могут
быть ассоциированы с несколькими
школьными предметами (обычно соответствуют
вступительным экзаменам в ВУЗ (результаты
ЕГЭ) при поступлении на эту специальность).
Скажем, будущему экономисту в школе
может нравиться одновременно и математика,
и география.

7. Устарелые
представления о характере труда в сфере
материального производства

Во все
профессии, и прежде всего в рабочие,
внедряется сложная и интересная техника,
повышается культура труда.

(А компьютер
внедряется абсолютно все сферы
деятельности — вплоть до животноводства).

8. Неумение/
нежелание разбираться в своих личностных
качествах (склонностях, способностях)

Разобраться
в себе тебе помогут профконсультанты,
родители, учителя, товарищи.

Полезными
также могут оказаться психологические
тесты, а также статьи и публикации на
тему популярной психологии. Однако имей
ввиду, что среди них много непрофессиональных,
так что относить критически как к
результатам тестов, так и к тому, что
пишут в психологических книжках. Задача
популярных тестов — активизация
деятельности по самопознанию
(самонаблюдению, самоанализу), а не
выдача тебе готового ответа на вопрос
о том, кем быть или наклеивание ярлыка
о том, какой ты.

9. Незнание/
недооценка своих физических особенностей,
недостатков, существенных при выборе
профессии

Существуют
профессии, которые могут быть тебе
противопоказаны, т.к. они могут ухудшить
твоё состояние здоровья.

Таких
профессий немного и к ним относятся, в
основном, те, в которых требуется
длительное напряжение тех или иных
физиологических систем. Компьютерщики
сильно напрягают глаза, а летчики —
сердце…

10. Незнание
основных действий, операций и их порядка
при решении, обдумывании задачи при
выборе профессии

Когда ты
решаешь задачу по математике, то
выполняешь определенные действия в
определенной последовательности. Было
бы разумно поступить также и при выборе
профессии.

Наш Центр Перспективы как раз и создан
для того, чтобы направить тебя, показать
основные этапы решения проблемы. Однако
не воспринимай инструкции буквально,
лучше даже, если ты творчески подойдешь
к делу и разработаешь для себя свой
собственный план — список необходимых
для выбора профессии действий. Сюда
могут быть включены: анализ предложений
на рынке образования, анализ спроса на
рынке труда, объективная оценка своих
способностей, склонностей, знаний (с
помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Совершаю ошибку влажная среда текст
  • Совершать ошибки синоним
  • Совершаемые ошибки пьера безухова
  • События управления windows 10 много ошибок
  • Событие 7036 service control manager как исправить ошибки