Союз стран лексическая ошибка

Проверь, допущена ли лексическая ошибка в словосочетании. Секретный шпион. Допущена лексическая ошибка Всё правильно Союз стран. Всё правильно Допущена лексическая ошибка

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Подготовка к олимпиаде
  • Сочинение
  • Грамматика
  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Артем





    Русский язык


    5 — 9 классы




    28.04.2020 19:34

    Проверь, допущена ли лексическая ошибка в словосочетании.

    Секретный шпион.

    Допущена лексическая ошибка
    Всё правильно

    Союз стран.

    Всё правильно
    Допущена лексическая ошибка

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Горнозаводске
    • Репетитор в Кодинске
    • Репетитор в Нестерове
    • Репетитор в Сеуле
    • Репетитор в Чистополе
    • Репетитор в Бронницах
    • Репетитор в Йошкар-Оле
    • Репетитор в Мантурово
    • Репетитор в Пустошке
    • Репетитор в Унече
    • Репетитор в Астрахани

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

        В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

        • Примеры распространённых лексических ошибок
          • Нарушение лексической сочетаемости слов
          • Ошибки в похожих словах
          • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
          • Ошибки из-за невнимательности
        • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
          • Словари сочетаемости
          • 1. Gufo
          • 2. КартаСлов.ру
          • 3. Грамота.ру
          • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
          • 4. Орфограммка
          • 5. Текст.ру
          • 6. LanguageTool
          • 7. Тургенев
          • 8. Главред
        • Небольшой тест
        • Выводы

        Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

        В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

        Примеры распространённых лексических ошибок

        На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

        Примеры основных типов речевых лексических ошибок

        Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

        Нарушение лексической сочетаемости слов

        Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

        Типичным примером таких ошибок являются фразы:

        • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
        • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
        • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

        Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

        1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

        Речевая избыточность в словосочетании

        1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

        Неправильное по смыслу употребление слов

        1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

        Пример нарушения лексической сочетаемости слов

        1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

        Лексическая ошибка сочетаемости

        Ошибки в похожих словах

        Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

        • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
        • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
        • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
        • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
        • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

        Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

        1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

        Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

        Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

        Неправильно:

        Ошибки со словом «одеть»

        Правильно:

        Правильное употребление «надеть» и «одеть»
        Правильное употребление «надеть» и «одеть»

        1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

        «Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

        Неправильно:

        Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

        Правильно:

        Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

        Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

        Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

        Лексическая ошибка с гиперонимами

        С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

        Ошибки из-за невнимательности

        Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

        • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
        • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

        Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

        Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

        Словари сочетаемости

        По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

        1. Gufo

        Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

        Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

        Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

        Информация из разных словарей gufo.me

        2. КартаСлов.ру

        Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

        Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

        Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

        Возможности сервиса КартаСлов

        3. Грамота.ру

        Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

        Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

        Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

        Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

        Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

        Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

        4. Орфограммка

        Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

        Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

        Возможности сервиса Орфограммка

        Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

        • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

        Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

        • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

        Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

        • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

        Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

        В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

        Исправление лексических ошибок в Орфограммке

        5. Текст.ру

        Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

        Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

        В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

        Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

        Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

        MS Word неправильно подчёркивает ошибки

        А Advego – в согласовании числительного и существительного:

        Advego не распознал ошибку

        У text.ru таких грехов нет.

        text.ru правильно подчёркивает ошибки

        В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

        6. LanguageTool

        Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

        Проверка нарушений лексики в LanguageTool

        Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

        Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

        Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

        Настройка параметров проверки в LanguageTool

        7. Тургенев

        Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

        Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

        Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

        В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

        Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

        8. Главред

        Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

        Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

        Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

        Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

        Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

        А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

        Найденные Главредом лексические ошибки

        Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

        Небольшой тест

        Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

        Выводы

        Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

        Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

        Еще по теме:

        • Частые ошибки пунктуации
        • Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и…

        • Как писать статьи для сайтов разных тематик
        • Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…

        • Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?
        • Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,…

        • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
        • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

        • 7 мифов о копирайтерах
        • Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…

        Есть вопросы?

        Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

        Опубликовано 2 года назад по предмету
        Русский язык
        от bellabar

        1. Ответ

          Ответ дан
          Олеся9006

          Ответ: в обоих, Рассвет сам по себе ранний. Эксперт и так предполагает большие умения и опыт. (плеоназм)

          Объяснение:

        Не тот ответ, который вам нужен?

        Найди нужный

        Самые новые вопросы

        Никита081

        Математика — 2 года назад

        Сколько здесь прямоугольников

        Alinashastova

        История — 3 года назад

        Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

        diankayusupova3

        Литература — 3 года назад

        Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

        tegysigalpa2012

        Русский язык — 3 года назад

        Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
        1. укажите личное местоимение:
        1) некто
        2) вас
        3) ни с кем
        4) собой
        2. укажите относительное местоимение:
        1) кто-либо
        2) некоторый
        3) кто
        4) нам
        3. укажите вопросительное местоимение:
        1) кем-нибудь
        2) кем
        3) себе
        4) никакой
        4. укажите определительное местоимение:
        1) наш
        2) который
        3) некий
        4) каждый
        5. укажите возвратное местоимение:
        1) свой
        2) чей
        3) сам
        4) себя
        6. найдите указательное местоимение:
        1) твой
        2) какой
        3) тот
        4) их
        7. найдите притяжательное местоимение:
        1) самый
        2) моего
        3) иной
        4) ничей
        8. укажите неопределённое местоимение:
        1) весь
        2) какой-нибудь
        3) любой
        4) этот
        9. укажите вопросительное местоимение:
        1) сколько
        2) кое-что
        3) она
        4) нами
        10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
        1) увидел их
        2) её нет дома
        3) её тетрадь
        4) их не спросили

        pakhotnov228

        Русский язык — 3 года назад

        Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
        1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
        2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
        3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

        ggg3288

        Русский язык — 3 года назад

        помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

        Аккаунт удален

        Физика — 3 года назад

        Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

        Информация

        Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

        Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

        Задай вопрос

        Все предметы

        Математика

        Литература

        Алгебра

        Русский язык

        Геометрия

        Английский язык

        Химия

        Физика

        Биология

        История

        Обществознание

        Окружающий мир

        География

        Українська мова

        Информатика

        Українська література

        Қазақ тiлi

        Экономика

        Музыка

        Право

        Беларуская мова

        Французский язык

        Немецкий язык

        МХК

        ОБЖ

        Психология

        Оʻzbek tili

        Кыргыз тили

        Астрономия

        Физкультура и спорт

        Другие предметы

        кЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

        (по рекомендациям ФИПИ)

        Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

        Вид ошибки

        Примеры

        Р1

        Употребление слова в несвойственном ему значении

        Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
        Благодаря пожару, лес сгорел.

        Р2

        Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

        Таким людям всегда удается объегорить других.
        Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

        Р3

        Неудачное употребление местоимений

        Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;
        У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

        Р4

        Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

        По задумке автора, герой побеждает;
        Молчалин работает секретарем Фамусова;
        В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления;
        Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
        Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал;
        Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

        Р5

        Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

        В таких случаях я взглядываю в словарь.

        Р6

        Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

        Были приняты эффектные меры;
        Имя этого поэта знакомо во многих странах;
        В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься;
        грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

        Р7

        Нарушение лексической сочетаемости

        Автор использует художественные особенности.

        Р8

        Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

        Молодой юноша; очень прекрасный.

        Р9

        Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

        В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

        Р10

        Неоправданное повторение слова

        Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

        Р11

        Бедность и однообразие синтаксических конструкций

        Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

        Р12

        Употребление лишних слов, лексическая избыточность

        Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

        логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

        Вид ошибки

        Примеры

        Л1

        Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

        На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
        Он облокотился спиной на батарею;
        За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

        Л2

        Нарушение причинно-следственных отношений

        В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

        Л3

        Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

        Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

        Л4

        Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

        Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

        Л5

        Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

        Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

        Л6

        Сопоставление логически несопоставимых понятий

        Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

        Композиционно-текстовые ошибки

        Л7

        Неудачный зачин

        Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

        Л8

        Ошибки в основной части

        а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
        б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
        в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

        Л9

        Неудачная концовка

        Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

        Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).

        Вид ошибки

        Примеры

        Ф1

        Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

        Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором;
        Ленский вернулся в свое имение из Англии;
        Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

        Ф2

        Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

        Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»

        Ф3

        Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

        Великая Отечественная война 1812 года;
        Столица США — Нью-Йорк.

        Ф4

        Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров.

        Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

        Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

        Вид ошибки

        Примеры

        Э1

        Речевая некорректность.
        Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности

        Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
        Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
        Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

        Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

        Вид ошибки

        Примеры

        Г1

        Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

        Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

        Г2

        Нарушение норм согласования

        Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

        Г3

        Нарушение норм управления

        Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

        Г4

        Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

        Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
        Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

        Г5

        Ошибки в построении предложения с однородными членами

        Страна любила и гордилась поэтом.
        В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

        Г6

        Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

        Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

        Г7

        Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

        Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

        Г8

        Ошибки в построении сложного предложения

        Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
        Человеку показалось то, что это сон.

        Г9

        Смешение прямой и косвенной речи

        Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

        Г10

        Нарушение границ предложения

        Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

        Г11

        Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

        Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

        Г12

        Пропуск члена предложения (эллипсис)

        На собрании было принято (?) провести субботник.

        Г13

        Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

        Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
        В тексте всего раскрываются две проблемы.

                                                          Классификация речевых ошибок.

         Синтаксические ошибки:

        1. В структуре словосочетания

        • Нарушение управления.  “Я бы хотел уделить свое внимание на духовную деятельность”. (Уделить внимание чему? Обратить внимание на что?).
        • Двойное использование зависимого слова. “ Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает”. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?)
        • Неправомерное объединение грамматических конструкций.  “ XIX век русской литературы ознаменовался исканиями авторов героев нового вида “. (Исканиями кого? – авторов, исканиями кого? – героев).

        2. В структуре предложения.

        • Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом.  “ Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей ,  которые пропали без вести , сердце кровью обливается”. (Сердце видит?).
        • Ошибки в построении предложения с однородными членами.  “ Москва – это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, чем кто – либо на Земле, и, несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинства, веру и любовь к жизни. ” (Который сумел?)
        • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.  “ В романе Михаила Булгакова показана вся мужественность и храбрость жителей города.”
        • Разрыв конструкций. “ Действие повести В. Быкова “Сотников” происходит во время войны, на фронте. Где встречаются два героя, два характера – Сотников и Рыбак”.
        • Неудачная замена знаменательного слова местоимением. ” Онегин старается пресечь эту любовь провинциальной девушки, чтобы не позволить ей ( кому? – девушке или любви?) сломать свою ( чью? —  ее или его?) жизнь”.
        • Пропуск слова. ” После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире”.( Смерти кого?).
        • Нарушение порядка слов. “ В “ Белой гвардии” с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (… в нелегкие для нашей страны годы).
        • Лексические ошибки.

        1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

        2.  Нарушение лексической сочетаемости.“ Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу”.

        3.Стилистические ошибки.

        1. Использование слов иной стилевой окраски. ”Представители “ темного царства” взяли под свой контроль город Калинов”.

        2. Неоправданный повтор слова.

        3. Тавтология. ” Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе”.

        4. Плеоназм. ” Наташа и Соня взаимно любили друг друга”.

        РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке); д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект — «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень».

        2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:

        а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;

        б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».

        С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.

        в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».

        г) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (или семантико-коммуникативные). Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1) неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2) незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села). » Биография его коротка, но за ней очень много»; 3) пропуск необходимых слов и части высказывания: «У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль» (пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель второй части высказывания, например, «в его судьбе»); 4) смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы слов и дублирование информации): «Он со всеми своими душевными силами начал работать над этой темой». «Когда он грустит, лицо сморщенное, в лице грусть»;

        д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».

        РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА

        Все они носят коммуникативный характер.

        1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».

        2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».

        3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».

        Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.

        Под
        общим названием многословия
        в речи

        объединяется несколько видов лексических
        ошибок.

        а) Плеоназм – употребление в речи
        близких по смыслу и потому логически
        лишних слов.

        Ошибка: Все участники соревнований
        получили
        памятные сувениры.

        Сувенир – «подарок на память», поэтому
        «памятные» в этом предложении – лишнее
        слово.

        Правильно: Все участники соревнований
        получили
        сувениры. (Все
        участники соревнований получили
        памятные
        подарки
        .)

        Разновидностью плеоназмов являются
        выражения типа очень огромный, очень
        малюсенький, очень прекрасный
        и т.п.
        Прилагательные, обозначающие признак
        в его предельно сильном или слабом
        проявлении, не нуждаются в уточнении
        степени признака.

        б) Использование лишних слов. В
        данном случае имеются в виду слова,
        лишние не потому, что свойственное им
        лексическое значение выражено другими
        словами, а потому, что они вообще не
        нужны в данном тексте.

        Ошибка: О том, чтобы вы
        могли улыбнуться, 11 апреля
        об этом
        позаботится книжный магазин «Дружба»
        .

        Правильно: О том, чтобы
        вы могли улыбнуться, 11 апреля позаботится
        книжный магазин «Дружба»
        .

        в) Тавтология – повторение в пределах
        одного или нескольких соседних предложений
        одних и тех же слов или одинаковых
        морфем.

        Ошибка: Пилот вынужден
        был совершить
        вынужденную
        посадку.

        Правильно: Пилот вынужден
        был совершить посадку.
        (Пилот совершил
        вынужденную посадку.)

        г) Расщепление сказуемого. Это
        немотивированная замена глагольного
        сказуемого синонимичным глагольно-именным
        сочетанием. Такие сочетания характерны
        для научных, официально-деловых,
        публицистических текстов, однако даже
        там ими не следует злоупотреблять. В
        художественном тексте и при непринужденном
        общении эти конструкции неуместны.

        Ошибка: Студенты приняли
        решение
        произвести уборку
        спортивной площадки.

        Правильно: Студенты решили
        убрать спортивную площадку.

        5) Лексическая неполнота высказывания.

        Эта ошибка по смыслу противоположна
        многословию. Неполнота высказывания
        заключается в пропуске необходимого в
        предложении слова.

        Ошибка: Сейчас стали модными
        призывы не допускать
        на страницы
        печати и телевизоров
        высказывания,
        способные разжечь межнациональную
        вражду.

        В результате пропуска слова «экраны»
        получается «страницы телевизоров».

        Правильно: Сейчас стали модными призывы
        не
        допускать на страницы печати
        и экраны телевизоров
        высказывания,
        способные разжечь межнациональную
        вражду.

        6) Ошибки в использовании фразеологизмов.

        а) Ввод дополнительного компонента.

        Ошибка: Пора уж тебе взяться
        за свой ум
        .

        Правильно: Пора уж тебе взяться
        за ум.

        б) Пропуск компонента.

        Ошибка: Ну, хоть бейся об
        стенку
        !

        Правильно: Ну, хоть бейся
        головой об стенку
        !

        в) Смешение (контаминация) фразеологизмов.

        Ошибка: Эти и другие вопросы играют
        большое значение
        в мировой
        экономике.

        Произошло смешение двух устойчивых
        оборотов: играть роль и иметь
        значение.

        Правильно: Эти и другие вопросы
        играют большую роль в мировой
        экономике. Эти и другие вопросы имеют
        большое значение
        для мировой экономики.

        Задание
        1. В каком слове ряда неверно выделена
        буква, обозначающая ударный гласный
        звук?


        знАхарка, одолжИть, Отбыв, подбодрЯт


        каталОг, кулинАрия, портЫ, щавЕль


        в шАрфе, начАвший, пломбировАть,
        (наступить) туфлЁй


        бАрмен, галА-концерт, не умЕстится,
        углубИшь


        глазирОванный, донЕльзя, (сделано)
        мастерскИ, недосолЁный


        блАговест, намерЕние, обеспЕчение,
        срЕдства


        вЕрование, зАдали, исконИ, подклЮченный


        дОсуг, сабО, платО, сИлос


        не дозвонИмся, прИбывший, пУрпур,
        слИвовый

        Задание
        2. В каких словах согласный звук перед
        Е ([Э]) произносится:

        а) твердо?

        Рельс,
        пантеон, пресса, энергия, темпы, музей,
        неолит, бутерброд, термин, реквием,
        шинель, патент, термометр, дефицит,
        свитер, академия;

        б)
        мягко?

        Одесса, гротеск,
        детектив, эстетика, компьютер, кашне,
        компетентный.

        Задание 3. Разделите
        слова на 2 группы: 1) после мягкого
        согласного под ударением произносится
        [Э]; 2) после мягкого согласного под
        ударением произносится [О].

        Гололедица, маневры,
        издевка, принесший, никчемный, оседлый,
        современный, иноплеменный, подключенный,
        леска, гренадер, разновременность.

        Задание 4. Найдите
        и исправьте лексические ошибки.

        1. Людей приезжающих
        на отдых в Грецию, никогда не мучает
        ностальгия по Родине.

        2. При таком отношении
        к народному добру не стоит уповать на
        то, что витрины забиты импортными
        товарами.

        3. Постараемся
        сделать всё, что от нас возможно.

        4. Это была программа
        с безусловными условиями, которые нужно
        выполнять обоим сторонам.

        5. Я с опасностью
        думаю о том, что нам нужно менять
        стереотипы.

        6. Эти факторы не
        будут играть определяющего значения.

        7. Банки сегодня
        вышли на передовую арену жизни нашего
        общества.

        8. Группа солдат
        совершила побег с гауптвахты в соседской
        Пермской области.

        9. Это соревнование
        состоялось благодаря кооперативным
        усилиям многих стран.

        10. Несмотря на то,
        что там делаются все профилактические
        меры, леса горят.

        Задание
        1. Определите место ударения в словах.

        Августовский,
        алфавит, аналог, апостроф, баловать,
        буксировать, вероисповедание, втридорога,
        газопровод, генезис, гофрированный,
        дефис, джинсовый, диспансер, жалюзи,
        добыча, договор, дозвониться, досуг,
        древко, завидно, задолго, заиндеветь,
        заискриться, запломбировать, заржаветь,
        засорится, (телефон) звонит, иконопись,
        индустрия, исподволь, каталог, кашлянуть,
        квартал, красивее, красивейший, кремень,
        кулинария, кухонный, лубочный, маркетинг,
        мельком, мизерный, мускулистый, мышление,
        намерение, наотмашь, начавший, (работа)
        начата, недвижимость, некролог,
        обеспечение, облегчить, ободрить,
        оптовый, осведомиться, откупорить,
        отнятый, отчасти, памятуя, партер,
        плесневеть, пломбировать, предвосхитить,
        премирование, приняла (заказ), принудить,
        присовокупить, прожили, рассредоточение,
        симметрия, создали, столяр, табу, торты,
        тотчас, уведомить, углубить, умерший,
        упрочение, усугубить, факсимиле, форзац,
        ходатайство, христианин, шасси, эксперт,
        эссе, языковой вопрос, языковый паштет.

        Задание 2. Разделите слова на 2 группы:
        1) согласный перед Е произносится мягко;
        2) согласный перед Е произносится твердо.

        В каких словах возможен только один
        вариант, а в каких допустимы оба варианта?

        Агрегат,
        агрессия, адекватный, адепт, академик,
        аккордеон, амбре, анемия, аннексировать,
        антенна, антитеза, анестезия, антисептика,
        антресоли, апартеид, артезианский,
        астероид, атеист, аутсайдер, бартер,
        безе, берет, бекон, бестселлер, бизнес,
        бифштекс, брюнет, гантели, генезис,
        генетика, гипотеза, гротеск, дебаты,
        дебют, девиз, девальвация, дегенерат,
        деградация, декада, деканат, декларация,
        декламировать, декрет, демагогия, демарш,
        демпинг, денационализация, депеша,
        депозит, депонент, дефицит, диспансер,
        законопроект, индекс, интеллект, интервал,
        интервью, интернат, кодекс, компетентный,
        компьютер, конверсия, конкретный,
        консервация, купейный, корректный,
        лютеранин, лидер, менеджер, музей,
        неологизм, непрезентабельный, пастель,
        паштет, пресса, протеже, резерв, резюме,
        реноме, свитер, сервант, стратегия,
        текст, телефакс, тенденция, термин,
        террор, фанера, фортель, френч, чартер,
        энергия, эстет, эфемерный.

        Задание
        3. Разделите приведённые слова на три
        группы, в зависимости от варианта
        произношения чн: 1) слова, где произносится
        [чн]; 2) слова, где произносится [шн]; 3)
        слова, где возможны оба варианта
        произношения.

        Античный, библиотечный, булочная,
        бутылочный, восточный, вечно, вербовочный,
        вторично, гоночный, горничная, горчичник,
        единичный, елочный, игрушечный, кирпичный,
        конечно, копеечный, Кузьминична, лавочник,
        лихорадочный, мелочность, молочный,
        нарочно, научный, ночной однозвучный,,
        отличник, очечник, перечница, печной,
        подсолнечник, порядочный, почечный,
        прачечная, пустячный, ручной, Саввична,
        сердечный, скворечник, скучный, сливочный,
        солнечный, съёмочный, точность,
        тренировочный, троечник, убыточность,
        уличный, шапочный, яблочный, яичница,
        ячневая.

        Задание 4. Исправьте речевые ошибки,
        связанные с незнанием лексического
        значения слова.

        1. Спонсоры внесли значительную лепту
        в организацию праздника.

        2. Он двадцать лет проработал в торговле,
        хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

        3. Билетов в партер уже не было, пришлось
        довольствоваться местом на балюстраде.

        4. Помещики жестоко обращались со своими
        придворными.

        5. Во время интервала между уроками в
        класс вошел директор школы.

        6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

        7. Подруга Ольги ловко драпируется в
        богатую шаль.

        8. Мой брат, меломан, не переносит ни
        музыку, ни пение.

        9. Предприятие наладило выпуск товаров,
        пользующихся большим спросом, поэтому
        считалось теперь банкротом.

        10. Премии получили и конструкторы новых
        сортов пшеницы.

        11. Этот портрет стоит рядом с великолепными
        образцами в пантеоне мировых достижений
        портретной живописи.

        12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

        13. Базаров – молодой человек с захудалым
        лицом.

        14. Стихотворение Симонова «Жди меня»
        стало бестселлером.

        15. Крылов – удобный катализатор добра
        и зла.

        16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

        17. Свое следующее поприще, я думаю, он
        сделает в политике.

        18. Именно из-за таких регулярных возмездий,
        которые обрушиваются на головы мужиков,
        жители деревни испытывают ужас перед
        помещиком и его бурмистром.

        19. Дилемма, поставленная перед коллективом,
        была успешно выполнена.

        20. Летом мы совершили небольшой круиз:
        сели на поезд и поехали в Москву.

        21. Импорт этой страны составили меховые
        изделия, вывозимые из нее в большом
        количестве.

        22. Он медленно перелистывал страницы
        буклета – путеводителя по дворцу.

        23. Если хорошо изучить картографию,
        можно выиграть в покер много денег.

        24. Правда и только правда – таков имидж
        писателя.

        25. Девушка изменила имя Катя на Кармен,
        считая, что последнее импонирует ее
        внешности.

        26. Когда занавес раздвинулся, на сцене
        стоял актер в золоченом амплуа.

        27. Новая пьеса привлекла внимание
        критиков оригинальным до банальности
        сюжетом.

        28. Радостное известие привело его в
        минорное настроение – он готов был
        запрыгать от счастья.

        29. К подъезду подъехала тройка лошадей
        с крытым саквояжем.

        30. Наши успехи в экономике привели к
        заметному регрессу в других областях.

        Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
        в сочетаемости слов.

        1. Скрутившись клубком в своем гнезде,
        спит белка.

        2. После катка я иду домой радостная, с
        веселыми впечатлениями.

        3. Роль книги в жизни человека велика:
        он должен пополнять свой кругозор.

        4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна
        ли я на такие поступки, которые делают
        герои фильма.

        5. Успехами мы не блестим.

        6. Задача, поставленная перед нами,
        достигнута.

        7. На демонстрации Сизов приобщается к
        революционерам.

        8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится
        свежо.

        9. Группа студентов пришла слушать
        факультативный курс лекций по сварке
        доцента Юрьева.

        10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба
        подтвердить свои остатки.

        11. Организовано общежитие для мужчин и
        женщин с железными койками на сетках.

        12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с
        четырьмя ножками.

        13. Общественность города широко готовится
        отметить юбилей известного писателя.

        14. Девушка купила карие чулки.

        15. Гоголь прекрасно описал о похождениях
        Чичикова.

        16. Царское правительство устроило
        гонение за передовыми людьми.

        17. Ученики пристально слушали рассказ
        учителя.

        18. Большинство времени уходило на
        составление ненужных отчетов.

        19. Это произошло глубокой весной.

        20. В течение долговременного периода
        идет оформление документов.

        21. Он был мне подлинным другом.

        22. В этих соревнованиях спортсмен одержал
        поражение.

        23. Он преклонил голову ей на плечо.

        24. Сын склонил колени перед матерью.

        25. Эта новость причинила ей удовольствие.

        26. С моей закадычной подругой мы часто
        ходим в кино.

        27. Спешим поздравить вас с постигшим
        юбилеем.

        28. У нее были огромные каштановые глаза.

        29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

        30. Путешествуя по разным странам, я очень
        скучала за близкими.

        Задание 6. Исправьте речевые ошибки,
        связанные с употреблением паронимов.

        1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил
        абонент.

        2. Герой все время находится в подвесном
        состоянии.

        3. В этот день я услышала много обидчивых
        слов.

        4. Любой поступок заслуживает осуждения.

        5. Все вокруг привлекательно: и близкие
        и далекие холмы.

        6. Студент быстро освоил материал.

        7. Мой брат – человек практический, он
        не выбрасывает старые вещи.

        8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то
        виновным видом.

        9. В новых кварталах города находятся
        самые высотные дома.

        10. Она приготовила сытый завтрак.

        11. Болотистый ил является отличным
        удобрением.

        12. Она пришла в цветистом платье.

        13. Соседний кот важно прошел на кухню.

        14. В десятимесячном возрасте ребенка
        перевели на искусное вскармливание.

        15. Мы живем в одном доме, но на различных
        этажах.

        16. В жаркий день приятно походить по
        теневым аллеям.

        17. Землю надо обезводеть.

        18. На поляне мы увидели высокий земельный
        холм.

        19. Эти фотографии сохранились в семье
        потому, что моя бабушка была очень
        бережная.

        20. Давайте найдем в себе скрытные резервы
        и доберемся до вершины.

        21. С особенным удовлетворением учитель
        отметил успехи слабого ученика.

        22. Ему была представлена возможность
        поехать на юг.

        23. Были проведены отборные соревнования
        по гимнастике.

        24. На радио пришло письмо, адресат
        которого характеризует себя так: «Я
        одинок».

        25. Учиться он не хотел, вот и вырос
        невежей.

        26. Страшная бедность заставляла его
        влачить жалкое сосуществование.

        27. Он не любил работать и вел праздничный
        образ жизни.

        28. Маяковский стоял у источников нашей
        поэзии.

        29. Ранние произведения поэта понятливы
        и доступны каждому.

        30. В конце книги был приведен список
        рекомендательной литературы.

        Задание 7. Найдите в предложениях
        тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые
        ошибки.

        1. Выехать нам не удалось, потому что
        начался проливной ливень.

        2. У него сразу вспотели ладони рук.

        3. Следует сначала посоветоваться с
        коллегами по работе.

        4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

        5. Гость попытался собрать осколки
        сломанной вазы.

        6. В заключение рассказчик рассказал
        еще одну забавную историю.

        7. Впереди лидирует гонщик под номером
        5.

        8. Между природой и человеком уже не
        существует существенной разницы.

        9. Работа была выполнена небрежно и
        неряшливо.

        10. Даже при неблагоприятных условиях
        процесс развития растений продолжается.

        11. Как только прочитаете книгу, сразу
        же возвратите ее обратно в библиотеку.

        12. В прошлом году они окончили университет
        и получили высшее образование.

        13. Выступление было сумбурным,
        непродуманным, поэтому трудно было
        уловить его главную суть.

        14. Рано или поздно всем станет известна
        истинная подоплека распускаемых слухов.

        15. Образы мужиков в «Записках охотников»
        нарисованы Тургеневым с большим
        расположением и симпатией.

        16. А.Н. Островский создает правдивые,
        взятые из жизни, реалистические образы
        и картины действительности.

        17. В «Грозе» обличается самодурство,
        деспотизм и произвол купцов.

        18. На выполнение этого задания понадобилось
        более двух часов времени.

        19. В киосках нашего города можно купить
        памятные сувениры, подарки.

        20. Народ сумеет отстоять свою независимость,
        суверенитет и территориальную целостность.

        21. Мы его видели и сбоку, и в профиль.

        22. Старые методы руководства были
        признаны неправильными и ошибочными.

        23. Некоторые руководители не сосредоточивают
        внимания на решении необходимых и
        насущных вопросов.

        24. Обмен имеющимся опытом был очень
        полезен.

        25. Лес, окутанный темным мраком, наводил
        на нас ужас.

        26. Писатель показал, как боролась с
        врагами молодая, почти юная молодежь.

        27. Теплые весенние дни пришлись на начало
        апреля.

        28. Студенты активно готовятся к зимней
        сессии, к экзаменам.

        29. Отчет о проделанной работе следует
        подготовить к марту месяцу.

        30. Много жалоб на плохую доставку почтовой
        корреспонденции поступило от жителей
        деревень.

        Задание 8. Исправьте речевые ошибки,
        связанные с употреблением фразеологических
        оборотов и устойчивых словосочетаний.

        1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

        2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

        3. А сейчас все пойдет по своим делам.

        4. Надо взглянуть на дело глазами будущего
        потомка.

        5. Я уйду, как француз, по-английски.

        6. Цыплят, как известно, считают по
        очереди.

        7. Завтра первое боевое крещение наших
        спортсменов.

        8. Музыка оказала сильное впечатление
        на всех.

        9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть
        счастья семейной жизни.

        10. Все действия гражданина Петрова были
        направлены на то, чтобы втереть очки
        авторитетной комиссии.

        11. Из-за недостатка улик дело было
        положено за сукно.

        12. Взаимопонимание и доверие играют
        большое значение в семейной жизни.

        13. Русские писатели всегда уделяли
        большую роль проблеме использования
        иноязычных слов в русском литературном
        языке.

        14. Мальчишка любил пускать туман в глаза,
        рассказывая о своих успехах.

        15. Да я просто обязан злиться на тебя!
        Скажи, ради чего я поехал? Ради чего
        оторвался от работы – с какой великой
        радости?

        16. Сегодня ночью вышел проверить часового,
        а его, миленького, на посту нет –
        оказывается, спит на диване мирным сном
        младенца и пузыри пускает. Это уж – из
        ряда вон!

        17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы
        знаем, кто такой Толстой, разбираемся.
        Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры,
        ушами холодными хлопают.

        18. Если разобраться, ему в базарный день
        полкопейки цена.

        19. Обнаружено крупное хищение строительных
        материалов, в котором Качеровский играет
        главную скрипку.

        20. Среди всеобщей тишины раздается
        гомерический хохот.

        21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет
        в работе, то не хочет об этом говорить.

        22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я
        вам, господа русские офицеры, заслужили
        мы божеский отдых, судьба нас приласкала
        – целыми остались, есть с чем в Россию
        вернуться. Главное – башка на плечах.

        23. Такое несоответствие проходит красной
        полосой в студенческих работах.

        24. Рабочие занимались сизифовым делом,
        разгружая и перекладывая кирпич вручную,
        снова нагружая и поднимая наверх, к
        лесам.

        25. Не мудрствуя долго, приведу цитату
        из отчета.

        26. Хотя был он и не из робкой десятки, но
        тут не мог не испугаться.

        27. Десятки жалоб на руководство предприятия
        остаются гласом, вопиющим в пустыне.

        28. В плановых отделах и бухгалтериях
        сводят последние счеты с ушедшим годом.

        29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив
        работу, почувствовали облегчение.

        30. Каждый из этих авторов внес свою
        бесценную лепту в сокровищницу
        театрального искусства.

        8 августа 2022

        В закладки

        Обсудить

        Жалоба

        Тип ошибки и примеры.

        z6.docx
        z6.pdf

        Тип ошибки Примеры
        Плеоназм Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.
        Тавтология Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.
        Нарушение лексической сочетаемости Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).
        Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах);
        Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).
        Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза);Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые);
        Алогизм (соединение несовместимых понятий) Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
        Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).
        Употребление паронимов Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

        Формулировка 1:

        Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

        В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

        Ответ: главную (В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как словосочетание «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова))

        Формулировка 2:

        Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

        В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

        Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение).

        Автор: Рутц Е.Г.

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:
      • Состояние индекса содержимого ошибка
      • Сопроводительное письмо как ошибочно направленное
      • Состояние доступности ошибка windows 10 как исправить
      • Состояние доступа ошибка как исправить
      • Сошиал клаб ошибка аутентификации попробуйте снова