Вопрос №
1
А1. Пишется А на месте пропуска в словах:
созн..вать свою ошибку;
заг..рается звезда;
скл..нились к земле;
кружевные г..рдины;
поб..роть соперника.
Вопрос №
2
А2. Пишется Е на месте пропуска в словах:
ед..ница;
обм..няться впечатлениями;
оранж..рея;
зап..рать на замок;
в..ртуозное исполнение.
Вопрос №
3
А3. Пишется Д на месте пропуска в словах:
вкла..чик;
о..дышаться;
беспамя..ство;
звёз..ный;
давно проше..шее время.
Вопрос №
4
А4. Пишется О на месте пропуска в словах:
розовый пятач..к;
щ..лкать;
убереж..м от потерь;
с луч..м;
усеч..нный.
Вопрос №
5
А5. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква:
ц..ркулировать, поц..ловать при встрече;
юные красавиц.., под..грать;
военная мощ.., отвлеч..ся;
полезная рекомендац..я, фин..нспектор;
коп..ё, нес..едобный.
Вопрос №
6
А6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
в новом дельфинари.., медвед..ца;
об этой эпопе.., канад..ц;
к отчаявш..муся человеку, в красивом полушубк..;
мизинч..к, вычерч..вать деталь;
уступч..вый, непоседл..вый.
Вопрос №
7
А7. Пишется Е на месте пропуска в словах:
обвиня..мый в неудачах;
обстрел..нные позиции;
всё взвес..л;
выглад..вший утюгом;
мы выстира..м одежду.
Вопрос №
8
А8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
фруктовое мороже..ое, обращаться гума..о;
консервирова..ые грибы, здание построе..о;
нахмуре..ые брови, лица свежи и оживлё..ы;
реза..ое мясо, бесприда..ица;
бритве..ый прибор, клёва..ое птицами зерно.
Вопрос №
9
А9. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:
(не)годовать из-за разгильдяйства; роль (не)сыграна;
очень (не)удачная картина; получил (не)что совсем другое;
(не)закрытая за собой дверь; (не)высокий, а низкий берег;
отнюдь (не)увлекательное занятие; (не)золотой браслет;
(не)пять; (не)откладывая на завтра.
Вопрос №
10
А10. Укажите номера пропусков, где пишется НИ:
Турист, сидя у костра, 1)н.. может 2)н.. петь. Где бы мы 3)н.. бывали в походах, по вечерам обязательно пели под гитару. 4)Н.. разу 5)н.. нарушили мы эту туристскую традицию.
1
2
3
4
5
Вопрос №
11
А11. Через дефис пишутся слова:
(красно)носый клоун;
(по)твоему делу;
(по)туркменски;
(пол)Дзержинска;
(поп)фестиваль.
Вопрос №
12
А12. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
(В)ТЕЧЕНИЕ года мы не встречались с ним.
Домик у них получился (НА)ПОДОБИЕ избушки на курьих ножках.
Отец (ДО)ПОЗДНА сидел за компьютером.
Оказывается, вы ТО(ЖЕ) знакомы с Ивановыми.
ЧТО(БЫ) я ни писал, всё получалось не так, как мне хотелось.
Вопрос №
13
А13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
На картинах Левитана знакомые с детства вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие золотые берёзы_ избражены с любовью и печалью.
Жизнь Пришвина_ пример того, как человек отрешился от всего наностного и начал жить по велению сердца.
Этот старинный сгнивший пень_ как книга о круговороте жизни в природе.
Его повесть_ длинна и печальна.
Такой поступок_ есть проявление гуманности.
Вопрос №
14
А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
Было ОЧЕВИДНО что традиционные методы работы с этими сортами пшеницы почти невозможно использовать в наших климатических условиях.
Книга была ПО ЕГО СЛОВАМ единственным украшением одиноких вечеров.
Знаешь мы ПОЖАЛУЙ не увидимся больше.
К СЧАСТЬЮ обошлось без человеческих жертв поскольку авария произошла в абсолютно безлюдном районе.
Я ПО ПРЕЖНЕМУ много работаю а это лучший путь оставаться человеком везде и всегда.
Вопрос №
15
А15. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
Продолжают жить на земле вместе с нами Андрей Болконский_ и Пьер Безухов, Наташа Ростова_ и Татьяна Ларина, Мастер_ и Маргарита.
В широких коридорах, у стен, сидят_ и лежат сонные_ и молчаливые солдаты.
Туман то стлался по земле_ то вдруг поднимался_ то принимал форму облаков.
Обрывистый бережок весь был освещён_ и отражался в речке_ и быстро бегущая вода рвала на части его отражение.
Здесь волны выбрасывают на берег скифские серьги_ и черепки греческих ваз_ и монеты времён Екатерины.
Вопрос №
16
А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
Я не настолько богат, чтобы не ценить денег и не настолько мудр, чтобы перестать искать смысл бытия.
В кабине управления ритмично шумят вентиляторы и разноцветьем мигают сигнальные лампочки.
Всё что составляет духовный мир человека, всё что его окружает, может быть темой для поэзии.
Самым уютным местом в доме была маленькая веранда, окна которой, выходили в сад.
Я видел, что, хотя бабушкины руки привычно и сноровисто месили тесто, она была в каком-то оцепенении, словно боялась чего-то.
Вопрос №
17
А17. Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены):
[ ] — [ ].
Пока я говорил волна набежала на берег.
Не раны мучили его раздражало сознание ненужности.
Поставьте вазу с благоухающими гвоздиками на гремящий радиоприёмник цветы увянут на ваших глазах.
Что за удовольствие увидеть чайку в городе в солнечное утро!
Я выслушал Швабрина молча и был доволен одним имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем.
Вопрос №
18
А18. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
«Видно, я безнадёжный реалист», — вздохнул Максим.
«Я чувствую себя одиноким, — произнёс Сергей и, подумав, добавил: — Однако я всё равно стараюсь радоваться жизни».
— Ветер сейчас совсем слабый, — сказал старик: — Но через некоторое время ожидается шторм.
Индийская пословица гласит, что: «глупец и в собственном доме способен нажить себе врагов».
«Так чего же вы хотите?» — робко спросил я. «Чтобы о нас напечатали в газете!» — ответила разгневанная мамаша.
Вопрос №
19
А19. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
Первый снег в окно твоей квартиры заглянул несмело_ как ребёнок.
Причиной его раздражительности было не что иное_ как постоянное недосыпание.
Этот яблочный пирог можно есть_ как горячим_ так и холодным.
С Эйфелевой башни весь париж виден_ как на ладони.
Кошка выглядит_ как маленький тигрёнок.
Вопрос №
20
А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Вся семья Королёвых поджидала Володю 1)_ и 2)_ когда тройка белых лошадей уже стояла у подъезда, из саней вылез Володя; всё на нём было покрыто инеем 3_ и гимназическое пальто 4)_ и фуражка 5_ и колоши.
1
2
3
4
5
Вопрос №
21
А21. Укажите слова, в которых есть звук [з]:
мерзкий;
пересдавать;
взгромождённый;
гроздь;
позёмка.
Вопрос №
22
А22. Укажите, в каких словах выделены суффиксы:
топ-К-ий (берег);
бул-К-а;
канав-К-а;
посыл-ОЧ-К-а;
серед-ИНК-а.
Вопрос №
23
А23. Укажите, в каких предложениях грамматическая основа выделена правильно:
Доктор ЩЕДРИН ПОСЕЛИЛСЯ в комнате у местного рыбака.
АНТОН ПРОСИЛ вас не убирать у него со стола.
Каким же всё-таки весёлым и добрым БЫЛ мой ДЕДУШКА!
Две закадычные ПОДРУЖКИ РАБОТАЛИ в пекарне.
ОГНИ в эту ночь ЗАЖГЛИ во всём городе.
Вопрос №
24
А24. Верными являются утверждения:
Выделенное слово является предлогом в предложении «Недавно на рассвете я шёл в глухих лугах ВБЛИЗИ Оки».
В ряду ВСЁ РАВНО, ДА, ПОТОМ все слова являются частицами.
В предложении «Нужно было пройти всего шестьь километров до Сухаревки, откуда ровная и широкая тропинка выводила нас к шоссе» союз соединяет части сложноподчинённого предложения.
В наречиях «Издавна», «пОверху» ударение поставлено правильно.
В предложении «Чуланчик был с занавешенным мешком окном и дырявой дверью наружу» наречие выполняет функцию обстоятельства.
Вопрос №
25
А25. Речевые нормы нарушены в предложениях:
На всех зданиях города были установлены осветительные прожекторы.
Для посещения бассейна необходимо приобрести абонент на три месяца.
На железнодорожной станции ахиллесово столпотворение: шум, крики, плач, ругань.
Скрытый смысл этого высказывания не сразу дошёл до меня.
Я думаю, что нога человека ещё не ступала в этих диких местах.
Вопрос №
26
А26. Укажите предложения, в которых правильным является ПЕРВЫЙ из предложенных в скобках вариантов:
Время (сумерков, сумерек) ещё не наступило.
Новое косметическое средство протестировано (двумястами, двухстами) женщинами.
Не спорь с родителями по пустякам и не обижайся на (их, них).
Грязные вилки на стол не (ложи, клади).
От волнения сердце его билось (более сильно, более сильней).
Вопрос №
27
А27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
По воде неслась подгоняемая лодка ветром.
Вопреки нашим прогнозам, матч закончился победой гостей.
Новый министр вынужден будет прислушиваться не только к требованиям о сокращении военных расходов, но и решить экономические проблемы.
В этот день должен был состояться бал у петербургского вельможи, к которому так готовилась Наташа.
Поглядывая на приближающийся берег, матросов радует встреча с близкими.
Вопрос №
28
А28. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых после текста предложений должно быть в нём ПЕРВЫМ:
(1)…(2) Здание имеет форму вытянутого креста, с двумя высокими башнями на главном фасаде. (3) Убранство внутри костёла также оформлено в стиле позднего барокко, на стенах сохранились уникальные росписи XVIII века. (4) Главная реликвия храма — Будславская икона Божьей Матери — изображена маслом на холсте, обрамлённом серебряной рамой с орнаментом. (5) Также историческую ценность представляют деревянный резной алтарь и старинный орган.
Гервятский костёл входит в тройку самых высоких храмов Беларуси и является одним из лучших образцов неоготического стиля.
Храм был построен в начале ХХ века.
Памятником поздней готики стали ворота Базилианского монастыря в Вильнюсе.
Рядом с храмом сохранилось уникальное здание, в котором в XIX веке жил священник.
Будславский костёл является прекрасным образцом позднего барокко.
Вопрос №
29
Текст к заданиям А29, А30 и В1-В5
(1) Когда в московскую золотую осень (после долгих лет запрета) в Музее изобразительных искусств имени пушкина открылась выставка Марка Шагала, поклонники живописи стояли по двадцать часов, чтобы увидеть работы великого художника. (2) Я посетовал на то, что на выставке нет васильков — любимых цветов голубоглазого мастера, — чтобы поставить их к портрету. (3) Через день море скромных васильков затопило музей. (4) Их несли огромными охапками, ведрами. (5) Не знаю, откуда их привезли в осеннюю пору. (6) Не странно ли, что этот воспетый поэтом Апухтиным полевой цветок стал любимым для решительного авангардиста и разрушителя канонов? (7) А может быть, в этих синих остроугольных осколках ОТРАЗИЛАСЬ режущая душу судьба художника, которого на родине считали сорным цветком, вредным для поля, несмотря на гениальную голубизну его кисти?
(8) В картинах, в дневниках, в стихах, которые Шагал писал всю свою жизнь, он — васильковый человек. (9) Потому что он раним и сентиментален. (10) Потому что в его сердце всегда жила, вопреки распространяемой клевете, неистребимая любовь к Витебску, который он называл своим парижем, вернее, париж — Витебском. (11) И может быть, поэтому в его фантастических картинах летают зелёные козы, красные избы и парят влюблённые. (12) Его кочевой Витебск летает ПО ВСЕМУ МИРУ!
А29. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Выставка Марка Шагала открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Васильки — любимые цветы голубоглазого мастера.
Марк Шагал никогда не писал стихов.
Любовь к Витебску всегда жила в сердце художника.
В картинах Шагала объективно передана реальная действительность.
Вопрос №
30
А30. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
разговорный стиль речи;
публицистический стиль речи;
тип речи — описание;
задача речи — рассказать о творчестве Марка Шагала;
задача речи — рассказать об открытии выставки марка шагала и объяснить читателям, почему, по мнению автора текста, Шагал — «васильковый человек»
Всего: 93 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–93
Добавить в вариант
Пишется А на месте пропуска в словах:
1) сост .. вление плана
2) кат .. клизм
3) оз .. рить
4) прик .. сновение
5) погл .. щать
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2016
Пишется А на месте пропуска в словах:
1) попл..вок
2) водор..сли
3) нак..лить докрасна
4) об..няние
5) сост..влять
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2015
Пишется а на месте пропуска в словах:
1) отстр..ниться
2) хриз..нтема
3) из..бильный
4) пром..чить
5) подр..стающий
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2013
Пишется а на месте пропуска в словах:
1) р..птать на судьбу
2) к..ндидат в мастера спорта
3) вык..тить бочку
4) к..сательная к кругу
5) распол..житься на полу
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2019
Пишется а на месте пропуска в словах:
1) прик..снуться ладошкой
2) осн..щение корабля
3) ярм..рка
4) зак..лоть волосы
5) несг.раемый сейф
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2019
Пишется а на месте пропуска в словах:
1) возр..стные изменения;
2) раскр..шить хлеб;
3) ваза из ф..рфора;
4) вым..кнутъ под дождём;
5) происх..ждение.
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2021
Пишется А на месте пропуска в словах:
1) изнем..гать от жажды
2) ст..лкновение интересов
3) к..сательная линия
4) г..рмония
5) укл..няясь от удара
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2022
Пишется о на месте пропуска в словах:
1) б..гровый
2) пл..вцы
3) к..снуться
4) оч..рованный
5) похв..лить
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2014
Пишется о на месте пропуска в словах:
1) сотв..рение
2) к..сание
3) трансп..рант
4) отт..лкнуть
5) нагр..ждённый
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2014
Пишется о на месте пропуска в словах:
1) спл..титься
2) насл..ждаться поэзией
3) выр..щенный
4) изл..жение
5) б..гряный
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2014
Пишется о на месте пропуска в словах:
1) к..ндитер
2) пл..вник
3) р..внина
4) усл..ждать
5) упл..тнять
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2014
Пишется о на месте пропуска в словах:
1) безотл..гательный
2) м..нолог
3) прекр..щать
4) накл..нить голову
5) загр..ждение
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2014
Пишется Е на месте пропуска в словах:
1) обещ..нный отпуск
2) она опечал..тся
3) непробива..мый
4) испорт..вший бланк
5) ты застрян..шь
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2015
Пишется и на месте пропуска в словах:
1) пр..ображение
2) пр..бедняться
3) пр..амурская тайга
4) пр..выкнуть
5) пр..сыщение
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2012
Пишется и на месте пропуска в словах:
1) пр..рывистая связь
2) пр..зентация книги
3) пр..пудриться
4) пр..клонить к земле
5) пр..целиться
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2012
Пишется и на месте пропуска в словах:
1) пр..зирать труса
2) пр..вилегированный
3) пр..ниматься за работу
4) пр..норовиться
5) пр..возносить до небес
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2012
Пишется и на месте пропуска в словах:
1) он завис..т от вас
2) крикн..шь
3) заглаж..вать
4) непромока..мый
5) мы шага..м
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2011
Пишется е на месте пропуска в словах:
1) он верт..тся
2) мы подруж..мся
3) отсла..вать
4) непробива..мый
5) он вымо..тся
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2011
Пишется е на месте пропуска в словах:
1) мы заверт..мся
2) он укро..тся
3) перешаг..вать
4) заменя..мый
5) он зате..т спор
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2011
Пишется а/я на месте пропуска в словах:
1) собаки гон..тся
2) посе..ли панику
3) измуч..ный походом
4) отта..вшая душа
5) колыш..щиеся травы
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2020
Всего: 93 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–93
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и
нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по
отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Морфологический
разбор
Настройки разбора
Указывать часть речи
сверху слова?
Об инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора
предложения.
Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только
определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Приложение доступно в Google Play
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут
попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово.
Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в
раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке
разбора.
Если у вас есть вопросы или пожелания, можете обратиться к нам по электронной почте
admin@rustxt.ru
Тема 16.
Сложносочинённое предложение и предложения с однородными
Вспоминай формулы по каждой теме
Решай новые задачи каждый день
Вдумчиво разбирай решения
ШКОЛКОВО.
Готовиться с нами — ЛЕГКО!
Подтемы раздела
сложносочинённое предложение и предложения с однородными
16.0116. Авторские 2023
16.0216. Банк ФИПИ
16.0316. Демоверсии
16.0416. Досроки
16.0516. МИКС. На основании Цыбулько-2021
16.0616. Цыбулько прошлых лет
16.0716. Цыбулько-2022
16.0816. Авторские задания от Школково
Решаем задачу:
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Заметно склонилось на запад солнце и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3) Там кончались дачи и начинался пологий глинистый обрыв.
4) Крепкий бодрый морозец встречал прохожих на улице резал щёки прихватывал уши и не давал наслаждаться упругим холодом воздуха.
5) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел на реку на холмы да на виноградники.
(Взято из сборника Цыбулько-2022)
Показать ответ и решение
Грамматическая основа
Союзы
Однородные члены предложения – 1-я группа
Однородные члены предложения – 2-я группа
1) Заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть. — одна запятая (в предложении две грамматические основы – «солнце склонилось», «лучи стали утрачивать», которые соединены сочинительным союзом «И» (сложносочинённое предложение); общего второстепенного члена предложения нет => запятая ставится)
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные, розовые и голубые, жёлтые и зелёные фонарики. — две запятые (перед нами следующие однородные члены предложения: «синие, красные», «розовые, голубые», «желтые, зеленые»; каждая из пар определений соединена с помощью союза «И» => при такой схеме запятая ставится после каждой группы из ряда однородных (схема: О и О, О и О, О и О); однородные сказуемые «сияли», «искрились» соединены с помощью одиночного союза «И» => запятая не нужна)
3) Там кончались дачи и начинался пологий глинистый обрыв. — нет запятых (перед нами две грамматические основы: «дачи кончались»; «обрыв начинался»; они соединены с помощью сочинительного союза «И» (сложносочинённое предложение); «там» – обстоятельство места, которое относится к обеим частям предложения, то есть является для них общим, поэтому запятая не ставится; определения «пологий», «глинистый» являются неоднородными, поскольку характеризуют существительное «обрыв» с разных сторон => запятая не ставится)
4) Крепкий бодрый морозец встречал прохожих на улице, резал щёки, прихватывал уши и не давал наслаждаться упругим холодом воздуха. — две запятые (сказуемые «встречал», «резал», «прихватывал» связаны только интонацией (союзов нет) => разделяются запятыми; к этой же группе однородных относится сказуемое «не давал наслаждаться», которое соединено с ними с помощью союза «И» => запятая не ставится; определения «крепкий», «бодрый» относятся к слову «морозец», однако являются неоднородными, поскольку характеризуют объект с разных сторон => запятая не нужна)
5) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел на реку, на холмы да на виноградники. — одна запятая (в предложении две группы однородных членов: сказуемые «сидел», «глядел» соединены с помощью союза «И» => запятая не ставится; дополнения «на реку», «на холмы» связаны только интонацией (союзов нет) => разделяются запятыми; к этой же группе однородных относится дополнение «на виноградники», которое соединено с ними с помощью союза «ДА» в значении «И» => запятая не ставится)
Михаил Юрьевич Лермонтов
Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». (Прим. Лермонтова)
Слово от настоящего русского Пророка. Бог глаголет устами и делами своих гениев и героев. Так выглядит Священное Писание. Дочитайте до конца!
1
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
3а гранью дружеских штыков.
2
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днем приметно вял.
И близок стал его конец;
Тогда пришел к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил:
3
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
4
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем? .. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, —
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
5
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!
6
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…
7
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
Я помнил смуглых стариков,
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
Сидевших с важностью лица;
И блеск оправленных ножон
Кинжалов длинных… и как сон
Все это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной.
А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер…
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелию моей…
В ущелье там бежал поток.
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок,
Играть я в полдень уходил
И взором ласточек следил,
Когда они перед дождем
Волны касалися крылом.
И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,
Когда был мир еще пышней.
8
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
9
Бежал я долго — где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов,
И только! Много я часов
Бежал, и наконец, устав,
Прилег между высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Гроза утихла. Бледный свет
Тянулся длинной полосой
Меж темным небом и землей,
И различал я, как узор,
На ней зубцы далеких гор;
Недвижим, молча я лежал,
Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя,
И, гладкой чешуей блестя,
Змея скользила меж камней;
Но страх не сжал души моей:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
10
Внизу глубоко подо мной
Поток усиленный грозой
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою…
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез.
11
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Всуе, что я чувствовал тогда,
Те думы — им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
Я в нем глазами и душой
Тонул, пока полдневный зной
Мои мечты не разогнал.
И жаждой я томиться стал.
12
Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты,
С плиты на плиту я, как мог,
Спускаться начал. Из-под ног
Сорвавшись, камень иногда
Катился вниз — за ним бразда
Дымилась, прах вился столбом;
Гудя и прыгая, потом
Он поглощаем был волной;
И я висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
Лишь только я с крутых высот
Спустился, свежесть горных вод
Повеяла навстречу мне,
И жадно я припал к волне.
Вдруг — голос — легкий шум шагов…
Мгновенно скрывшись меж кустов,
Невольным трепетом объят,
Я поднял боязливый взгляд
И жадно вслушиваться стал:
И ближе, ближе все звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имен
Произносить был приучен.
Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла,
И мне, лишь сумрак настает,
Незримый дух ее поет.
13
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее; и зной
Дышал от уст ее и щек.
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились. Помню только я
Кувшина звон, — когда струя
Вливалась медленно в него,
И шорох… больше ничего.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко;
И шла, хоть тише, — но легко,
Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь ее полей!
Недалеко, в прохладной мгле,
Казалось, приросли к скале
Две сакли дружною четой;
Над плоской кровлею одной
Дымок струился голубой.
Я вижу будто бы теперь,
Как отперлась тихонько дверь…
И затворилася опять! ..
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль;
И если б мог, — мне было б жаль:
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.
14
Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени. Отрадный сон
Сомкнул глаза невольно мне…
И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой.
И странной сладкою тоской
Опять моя заныла грудь.
Я долго силился вздохнуть —
И пробудился. Уж луна
Вверху сияла, и одна
Лишь тучка кралася за ней,
Как за добычею своей,
Объятья жадные раскрыв.
Мир темен был и молчалив;
Лишь серебристой бахромой
Вершины цепи снеговой
Вдали сверкали предо мной
Да в берега плескал поток.
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Хотелось мне… но я туда
Взойти не смел. Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
15
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой…
Но, верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил — клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.
16
Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда;
Но тут я плакал без стыда.
Кто видеть мог? Лишь темный лес
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг во ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры… и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, — и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
17
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
18
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
19
Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Еще они не заросли
И не закрылись; но земли
Сырой покров их освежит
И смерть навеки заживит.
О них тогда я позабыл,
И, вновь собрав остаток сил,
Побрел я в глубине лесной…
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
20
Я вышел из лесу. И вот
Проснулся день, и хоровод
Светил напутственных исчез
В его лучах. Туманный лес
Заговорил. Вдали аул
Куриться начал. Смутный гул
В долине с ветром пробежал…
Я сел и вслушиваться стал;
Но смолк он вместе с ветерком.
И кинул взоры я кругом:
Тот край, казалось, мне знаком.
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал,
И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!..
Еще в сомненье погружен,
Я думал — это страшный сон…
Вдруг дальний колокола звон
Раздался снова в тишине —
И тут все ясно стало мне…
О, я узнал его тотчас!
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!..
И слушал я без слез, без сил.
Казалось, звон тот выходил
Из сердца — будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
21
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь…
Что я пред ним? Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской:
То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума.
На мне печать свою тюрьма
Оставила… Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия…
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
22
И как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.
Напрасно прятал я в траву
Мою усталую главу:
Иссохший лист ее венцом
Терновым над моим челом
Свивался, и в лицо огнем
Сама земля дышала мне.
Сверкая быстро в вышине,
Кружились искры, с белых скал
Струился пар. Мир божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
Хотя бы крикнул коростель,
Иль стрекозы живая трель
Послышалась, или ручья
Ребячий лепет… Лишь змея,
Сухим бурьяном шелестя,
Сверкая желтою спиной,
Как будто надписью златой
Покрытый донизу клинок,
Браздя рассыпчатый песок.
Скользила бережно, потом,
Играя, нежася на нем,
Тройным свивалася кольцом;
То, будто вдруг обожжена,
Металась, прыгала она
И в дальних пряталась кустах…
23
И было все на небесах
Светло и тихо. Сквозь пары
Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной.
Внизу Арагва и Кура,
Обвив каймой из серебра
Подошвы свежих островов,
По корням шепчущих кустов
Бежали дружно и легко…
До них мне было далеко!
Хотел я встать — передо мной
Все закружилось с быстротой;
Хотел кричать — язык сухой
Беззвучен и недвижим был…
Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред. Казалось мне,
Что я лежу на влажном дне
Глубокой речки — и была
Кругом таинственная мгла.
И, жажду вечную поя,
Как лед холодная струя,
Журча, вливалася мне в грудь…
И я боялся лишь заснуть, —
Так было сладко, любо мне…
А надо мною в вышине
Волна теснилася к волне.
И солнце сквозь хрусталь волны
Сияло сладостней луны…
И рыбок пестрые стада
В лучах играли иногда.
И помню я одну из них:
Она приветливей других
Ко мне ласкалась. Чешуей
Была покрыта золотой
Ее спина. Она вилась
Над головой моей не раз,
И взор ее зеленых глаз
Был грустно нежен и глубок…
И надивиться я не мог:
Ее сребристый голосок
Мне речи странные шептал,
И пел, и снова замолкал.
Он говорил: «Дитя мое,
Останься здесь со мной:
В воде привольное житье
И холод и покой.
*
Я созову моих сестер:
Мы пляской круговой
Развеселим туманный взор
И дух усталый твой.
*
Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных снов.
*
О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою…»
И долго, долго слушал я;
И мнилось, звучная струя
Сливала тихий ропот свой
С словами рыбки золотой.
Тут я забылся. Божий свет
В глазах угас. Безумный бред
Бессилью тела уступил…
24
Так я найден и поднят был…
Ты остальное знаешь сам.
Я кончил. Верь моим словам
Или не верь, мне все равно.
Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной,
И повесть горьких мук моих
Не призовет меж стен глухих
Вниманье скорбное ничье
На имя темное мое.
25
Прощай, отец… дай руку мне:
Ты чувствуешь, моя в огне…
Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожег свою тюрьму
И возвратится вновь к тому,
Кто всем законной чередой
Дает страданье и покой…
Но что мне в том? — пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют…
Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
26
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…
И близ меня перед концом
Родной опять раздастся звук!
И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отер внимательной рукой
С лица кончины хладный пот
И что вполголоса поет
Он мне про милую страну..
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!…»
Почему с возрастом у мудрого человека не должно остаться друзей: 3 мудрые цитаты Юрия Левитанского
Молодость дружбе располагает, а старость избегает ✔️
Дети заводят друзей по щелчку пальца, им достаточно узнать имя своего «нового лучшего друга» и принять его в объятья без задней мысли. Со временем человек лишается части друзей, а к пожилому возрасту и вовсе не должен их иметь. Почему? Юрий Левитанский считал, что дружба таит большую опасность, чем явный враг: «От явного врага мы ждем самого худшего, а от друга лишь прекрасного, лучшего» но каждый наш друг — простой человек, у которого есть свои интересы, свои слабости и желания, мы не хотим думать, что друг может предать или пожелать плохого, но человеческая природа всегда берет верх: «Больше всего нас ранят самые близкие, потому что наши души открыты для них».
[Spoiler (click to open)] [more]
С возрастом список тех людей, которых мы считали друзьями, сокращается до единиц: «Где понимание было, там оно уйдет, где было доверие, не останется и следа, кто был назван другом, придя однажды, уйдет навсегда». Таков закон жизни: чем дольше мы дружим с кем-то, тем больше встречаем непонимания, зависти, подлости и лицемерия, нужно лишь время, чтобы это проявилось: «Не давай свою руку своему лучшему другу, сегодня она спас тебя, потому что не сложно, но завтра подойдешь ты к колодцу и он скажет: прыгай, так нужно». Это не значит, что люди вокруг плохие, виноваты мы сами в том, что назвали их такими: «Разве можно назвать волка теленком и ждать, что он будет есть одну травку, а потом считать его предателем, если он съест стадо? Лишь потому, что мы назвали его теленком?». Волк остается волком, как его не называй: «Назови человека другом и не будь разочарован, помни: «Человек — это человек, как его ни называй» ».
Как относиться к людям вокруг, чтобы избежать разочарований в жизни? ✔️
Юрий Левитанский считал, что называя человека «другом», мы пытаемся приручить его, как бы это странно не звучало, сделать безопасным и дружественным, хотя до конца сделать это невозможно, человека невозможно приручить, как верного пса. Проблема заключается не в плохих друзьях, а в наших ожиданиях: люди не плохие и не хорошие, но назвав кого-то другом, мы ждем, что он пройдет с нами огонь и воду. Нам так хочется. Мы рады обманываться, но однажды придет час расплаты за нашу иллюзию: человек остался человеком, ни плохим ни хорошим, но мы то ждали лучшего. Именно поэтому взрослый, мудрый человек, не заводит друзей: «Мудрый человек делает добро и не ждет того же в ответ, а значит не будет разочарован».
Суть человеческих отношений всегда остается в том, что в них участвует два человека. Как не называй отношения: дружеские, супружеские, родственные, рано или поздно дадут о себе знать именно человеческие отношения, со своими интересами и целями, корыстью и мотивами. Обезопасить себя можно лишь одним: делать добро, если хочется, общаться, если интересно, помогать, если есть возможность и желание, но никогда не ждать, что тот, с кем вы хорошо общались и дружили, будет к вам благосклонен всегда: «Каждый может посочувствовать вашей неудаче, но мало кто может порадоваться вашему успеху». Люди меняются — это в человеческой природе, не нужно держать у себя «друзей» которые стали неприятны, как и воротить нос от тех, на кого раньше внимание не обращали: «Друзья становятся другими, тебя избавив от всего, а ты запомнил их лик такими, который был… До этого всего».
https://zen.yandex.ru/media/id/5aa6ba0857906a16ad6dfaba/pochemu-s-vozrastom-u-mudrogo-cheloveka-ne-doljno-ostatsia-druzei-3-mudrye-citaty-iuriia-levitanskogo-60b62d223efca05eed75c103
До недавнего времени проверка пунктуации была делом не просто сложным, но практически невыполнимым. На что только не шли тысячи людей, чтобы суметь разобраться в правильной расстановке знаков препинания… Написание текстов становилось достаточно большой проблемой, ведь даже при полном отсутствии орфографических и стилистических ошибок были еще и пунктуационные. Самые коварные, вредные и незаметные… В принципе, особых вариантов правильно расставить запятые не было: нужно было или досконально знать правила русской пунктуации или же надеяться на WORD, который зачастую очень своеобразно относится к расстановке знаков препинания в тексте.
Полуавтоматический сервис пунктуации на сайте TEXTIS
Как мы уже с вами выяснили, далеко не всегда стоит доверять программам вроде Ворд при проверке правильной расстановки запятых в тексте. Как правило, программа не учитывает множественных особенностей и наличия массы правил и исключений, а потому ставит запятые автоматически, нарушая подчас все очевидные требования и нормы.Естественно, что при таком подходе страдает зачастую качество работы, отсутствует гарантия, что знаки в статье расставлены действительно верно.
Далеко не каждому под силу и перерыть сотни правил русского языка, чтобы разобраться в том, стоит ли ставить запятую в тексте или же можно вполне прожить без оной. Увы, не все идеально знают школьную программу по русскому языку и, естественно, не могут сразу же четко ответить на вопрос о том, нужна ли запятая в каком-то конкретном случае или нет. Проблема? Да еще какая! Даже если текст написан без ошибок, неумение правильно расставить пунктуацию совершенно девальвирует его качество, что, конечно же, недопустимо. Деловые документы и письма компаньонам, труды по копирайтингу и статьи для сайтов, sms послания и посты в социальных сетях – все это требует проверки пунктуации.
К счастью, сегодня эти проблемы уже в прошлом, ведь появился новый уникальный сервис проверки пунктуации русского языка в режиме онлайн! Отныне вам не страшны даже самые каверзные правила, ведь теперь расставить запятые в тексте стало действительно просто! Деепричастия, местоимения, частицы, сложносочиненные предложения, предлоги, глаголы, наречия — все это теперь можно безбоязненно писать так, как хочется, не искажая смысл текста подбором похожих слов, где вы знаете, как расставить знаки пунктуации.
Важно, что онлайн проверка пунктуации осуществляется в полуавтоматическом режиме, что позволяет не только правильно расставить нужные знаки препинания, но и выучить правила русской пунктуации. Первое время будет казаться, что правил так много, что запомнить их все попросту невозможно. Нет, это только кажется! Уже через несколько посещений сервиса вы заметите, что значили улучшили свои навыки и знания, можете уже самостоятельно определиться с тем, как поставить запятую в каждом конкретном случае. Сайт помогает не только создавать грамотные тексты, но еще и постепенно изучать правила русского языка. Двойная польза!
Принципы работы сервиса по расстановке запятых в тексте
Как именно осуществляется онлайн проверка пунктуации в этом сервисе? Все достаточно просто: в специальном окошечке вы пишете ключевое слово, которое хотите проверить на правильность. Например «что», «когда» и так далее. Система онлайн проверки необходимости простановки запятых сама подбирает для вас все правила, связанные с конкретным словом или выражением. Даже если нужного слова не нашлось, вполне возможно, что вам подойдет аналогичное правило для другого слова. Просто включите интуицию и немного подумайте о том, чем можно заменить нужный вам пример. Как правило, обязательно находятся альтернативы, по которым можно определить необходимость использования правил в каждом конкретном случае.
Теперь вам не нужно тратить свое время на долгие поиски нужных пунктов правил в словарях и справочниках, ведь проверка пунктуации в режиме он-лайн обязательно поможет вам правильно расставить запятые и узнать требования, по которым они необходимы в каждом конкретном случае. Не нужно больше и надеяться на Word, который хоть и осуществляет быструю автоматическую проверку необходимости расстановки и использования запятых в тексте, но зачастую грешит многочисленными неточностями. Плюс к этому, вы не только теперь занимаетесь анализом корректности применения знаков препинания. Вы еще и учитесь, ведь все правила даны с массой примеров, а потому усвоенные знания отлично откладываются в памяти.
И еще одно преимущество сервиса пунктуации
Не нужно больше вводить различные поисковые запросы в Яндекс или Google, пытаясь найти сервис для проверки знаков препинания. Русский язык становится одной большой зоной комфорта вместе с этой удобной и полезной программой. Главное же его преимущество в том, что здесь все абсолютно бесплатно, да и регистрация для работы с сервисом совершенно необязательно. Можно зайти на страничку сайта и сразу же начать онлайн проверку запятых.
Пользуйтесь, ставьте like, делитесь с друзьями. Искренне надеюсь, что сервис расстановки запятых в тексте и отдельных предложениях будет вам действительно полезен. Кстати, если разместить страничку в закладки (слева серенький ряд кнопочек, ваша – со звездочкой), то не придется искать его снова. Также можно отправить ссылку на сайт через любые социальные сети, чтобы ваши друзья и коллеги тоже оценили удобство этого простого и надежного сервиса проверки запятых.
Да пребудут с нами Лопатин, Розенталь и Полный академический справочник пунктуации!