Статический дисбаланс колеса как исправить

Отзыв владельца LADA 21101 — плановое ТО. Как часто делать балансировку и для чего она нужна Балансировка колес необходима для того, чтобы во время движения автомобиля, водитель не испытывал дискомфорта, от такого явления как биение колес. Происходит это тогда, когда имеется дисбаланс относительно оси или плоскости вращения. Зачем нужна…

Как часто делать балансировку и для чего она нужна

Балансировка колес необходима для того, чтобы во время движения автомобиля, водитель не испытывал дискомфорта, от такого явления как биение колес. Происходит это тогда, когда имеется дисбаланс относительно оси или плоскости вращения.

Фото в бортжурнале LADA 21101

1

Зачем нужна балансировка колес

В процессе производства дисков, камер и покрышек, невозможно сделать идеально сбалансированный продукт. Основную часть дисбаланса привносит покрышка. Поскольку она наиболее удалена от центра вращения. Отсюда возникает необходимость балансировки.>>> Ведь неправильная балансировка колес не только делает езду на автомобиле не комфортной, она так же способствует быстрому износу элементов подвески.<<< В первую очередь страдает ступичный подшипник, который непременно придется менять в том случае, если вы ездили на несбалансированных колесах.

Согласитесь, куда дешевле сделать балансировку, нежели менять изношенные детали и покрышки. До сих пор встречаются люди, которые балансируют только передние колеса. Якобы в этом нуждаются только ведущие, и нет нужды тратить дополнительные деньги на балансировку задних. Это заблуждение, и такая экономия лишь убьет элементы задней подвески.

Существует несколько видов балансировки:

— на станке, со снятием колеса;

— финишная, производится непосредственно на автомобиле;

— автоматическая (порошковая, бисерная).

Так же существует разделение на статическую и динамическую.

Фото в бортжурнале LADA 21101

static & dunamic

Как делается балансировка

Статическая

В случае, когда колесо имеет статический дисбаланс, его вес по оси вращения неравномерный, оно имеет тяжелое место. Это место с большей силой будет бить по дороге, и чем больше будет скорость его вращения, тем сильней будет статический дисбаланс.

Фото в бортжурнале LADA 21101

st

Во избежание данного явления и делается статическая балансировка. Данную услугу в нашей стране предоставляют все шиномонтажные мастерские. Колесо помещается на специальный станок, в процессе вращения автоматика определяет степень дисбаланса, и указывает на какое место необходимо установить дополнительный груз.

Грузы бывают двух типов:

— с кронштейном, крепятся на край диска и применяются, как правило, на штампованных дисках;

— на клеевой основе, удобны для балансировки литых, кованых дисков.

Динамическая

Стоит сразу отметить, что данную услугу может предложить далеко не каждая станция шиномонтажа. Так как оборудование, используемое в большинстве случаев — старое, можно сказать трофейное.

Так для чего нужна динамическая балансировка? Чем шире профиль колеса, тем больше шансов получить динамический дисбаланс при движении, относительно плоскости его вращения.

Финишная

Данный вид балансировки производится уже после основной статической, и по возможности динамической. Под подвешенный автомобиль устанавливается специальное оборудование, балансировочный стенд, колесо раскручивается до скорости 90 км/ч, а автоматика делает замеры, и указывает в каком месте и какой груз необходимо установить. Для данной балансировки нужно оборудование, которым располагают зачастую лишь профессиональные центры шиномонтажа.

Фото в бортжурнале LADA 21101

finish

Автоматическая

Автоматическая применяется только на грузовых автомобилях и автобусах. Происходит это следующим образом — в колесо засыпается специальные балансировочные гранулы, мелкий бисер, реже песок, ведь у последнего высокий абразивный эффект. Во время движения, под воздействием центробежной силы, балансировочный материал притягивается к внутренней поверхности шины, что приводит к самобалансировке.

На легковом транспорте данный вид балансировки не используется по причине того, что нет возможности определить, сколько именно материала необходимо засыпать в каждое колесо. Дополнительно увеличивается и его вес.

Фото в бортжурнале LADA 21101

automatic

Правильная балансировка колес

Существует ряд правил, выполнение которых гарантирует максимально качественную балансировку.

— диск нужно очистить от грязи. Ведь ее зачастую довольно много как на внешней, так и на внутренней части. Автоматика рассчитывает, сколько грамм груза нужно повесить на ту или иную часть колеса. Сбалансировав грязное колесо, вы рискуете потерять баланс на первой же кочке, когда большой кусок грязи отвалится от диска и вся работа пойдет «коту под хвост»;

— обязательно нужно снять все старые балансировочные грузы;

— ещё достаточно часто встречается ситуация, когда шина просто не встала до конца на свое место. Снаружи это заметить можно не всегда, а вот на балансировку может влиять довольно сильно;

— различные пластмассовые колпаки, которые одеваются сразу по выходу из шиномонтажа, так же способны внести дисбаланс в только что сбалансированное колесо.

Фото в бортжурнале LADA 21101

trash

Как часто стоит делать балансировку колес

Рекомендуемая частота проведения разная. Кто-то говорит, что она необходима каждые 10 тысяч километров, кто-то настаивает на 20 тысячах. Если вы почувствовали, что при движении бьет руль, присутствует излишняя вибрация корпуса, не поленитесь посетить шиномонтаж. Тем самым вы, возможно, сэкономите на более дорогостоящем ремонте.
Надеемся, что после прочтения данной статьи, у вас уже не останется вопросов, зачем нужна балансировка колес, и нужно ли ее делать.

Так же не забываем правильно хранить колёсную резину

Фото в бортжурнале LADA 21101

save

Источник:
znanieavto.ru/skaty/balan…icheskaya-finishnaya.html

Фото моих колёс R15 Racing Wheels Classic H-353 r15 j6.5 на зимней резине AUSTONE SKADI SP-901 195/50 R15 82H

Фото в бортжурнале LADA 21101

Полный размер

статическая балансировка

Фото в бортжурнале LADA 21101

Полный размер

динамическая балансировка

Всем хорошим и добрым водителям удачи на дорогах! =)))))

Автомобильные шины производятся с допусками на внешние и посадочные габариты, поэтому вся продукция шинных заводов имеет разный вес и размер. Кроме того, у любых шин наблюдается неравномерность рисунка протектора, разброс стыков в слоях корда, отсутствие концентричности бортовых колец.

Автомобильные шины производятся с допусками на внешние и посадочные габариты, поэтому вся продукция шинных заводов имеет разный вес и размер. Кроме того, у любых шин наблюдается неравномерность рисунка протектора, разброс стыков в слоях корда, отсутствие концентричности бортовых колец. После установки автошин на диск эти особенности приводят к несовпадению осей инерции и вращения колеса. Из-за этого центр тяжести установленной шины не совпадает с осевой линией вала привода, в результате чего возникает дисбаланс конструкции, провоцирующий радиальное и торцевое биение переднего или заднего колеса.

Следствием этого дефекта может быть поломка:

  • шаровой опоры;
  • амортизационной стойки;
  • ступицы и подшипников.

Но от этого биения страдает не только колесная база. Неуравновешенность диска ускоряет износ протектора, увеличивает тормозной путь, снижает управляемость и общую безопасность водителя и пассажиров.

Виды дисбаланса

Существует всего две разновидности дефектов балансировки:

  • Статический дисбаланс колёс — в этом случае автомобильная покрышка сдвигает ось вращения относительно центра тяжести диска в строго параллельном направлении. Итогом статического дефекта будет только радиальное биение. Под его влиянием покрышка скачет вверх-вниз до тех пор, пока лишняя резина не сотрется о дорогу.
  • Динамический тип дисбаланса — в этом случае автошина сдвигает ось вращения под углом к оси инерции, пронизывающей центр тяжести. Динамическому дисбалансу присущи и радиальные и торцевые биения. В этом случае колесо авто колеблется относительно горизонтали и вертикали, что приводит к износу протектора и вибрации.

Неправильная динамическая балансировка считается более опасной, чем статическое радиальное биение. И если она превышает допустимые пределы, колесо отправляют на балансировочный станок. С его помощью можно устранить причины, которые вызывают биение в торцевой и радиальной плоскости.

Популярные модели шин

  • новинка


    Зимние


    Защита дисков

    Шипы:
    да
    Диаметр:
    17 / 18 / 19 / 20 / 21

  • Зимние


    Защита дисков


    Sound Comfort

    Шипы:
    нет
    Диаметр:
    15 / 16 / 17 / 18 / 19
  • новинка


    Зимние


    Защита дисков

    Шипы:
    нет
    Диаметр:
    16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21
  • новинка


    Зимние


    Защита дисков

    Шипы:
    да
    Диаметр:
    16 / 17 / 18 / 19

  • Зимние


    Защита дисков


    Run On Flat


    Sound Comfort

    Шипы:
    нет
    Диаметр:
    15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

Как определяют допуски на дисбаланс

Ни один производитель автошин не может гарантировать точность геометрии и формы своего изделия. Даже в одной партии наблюдается разная толщина боковин, расхождение в плотности корда, разброс герметизирующих стыков и прочие дефекты, влияющие на расположение оси инерции. Поэтому производителям шин разрешили устанавливать допуски на отклонения от номинальных размеров и точности формы.

Величины отклонений заложены в ГОСТ 4754-97, который регламентирует технические условия производства автошин. Этим же ГОСТ определяется и допустимая разбалансировка колеса с установленной шиной. Она зависит от ее типа и диаметра.

Для радиальных моделей автошин допускается разница в габаритах и форме, провоцирующая биение с амплитудой от 1 до 2 миллиметров. Для диагональных моделей допуск на радиальное и торцевое биение равен 2 и 3 миллиметрам.

Если динамический дисбаланс выходит за пределы этого допуска — колесо отправляется в шиномонтаж. Этот момент можно отследить по косвенным признакам.

Пять признаков динамического дисбаланса

  1. Вибрация в рулевой колонке — это главный признак проблемы с балансом передних колес. Причем абсолютно не важно, какие причины провоцируют биение — если оно возникло в передней оси, вы почувствуете дрожание руля даже на относительно небольшой скорости (до 60-80 км/час).
  2. Вибрация заднего ряда сидений — по этому симптому можно обнаружить дисбаланс задних колес. Причем на скорости от 100 км/час от качки и тряски вас не спасут даже самые совершенные амортизаторы. А при 150 км/час пассажиров начинает «кидать» по всему салону.
  3. Увеличение расхода бензина — при разбалансировке колес затраты топлива отличаются от паспортных величин на 0,5-1,5 литра. И такой перерасход сохраняется даже при движении по трассе с постоянной скоростью 90-100 км/час.
  4. Характерный шум в салоне на скорости выше 100 км/час — он возникает при незначительном торцевом или радиальном биении.
  5. Слишком быстрый износ протектора в локальной зоне — постоянная перегрузка «съедает» резину в одном секторе, причем в особо тяжелых случаях шина начинает травить воздух, требуя постоянной подкачки.

Как часто нужно делать балансировку

В устранении дисбаланса нуждаются все виды шин, это делают не только при установке новой резины. Ее заказывают и по мере износа шин, компенсируя негативное влияние стирающегося протектора.

Когда нужно проверять балансировку:

  • Установка новых шин. Процедуру повторяют после 500-километрового пробега на новой резине.
  • Замена шин по сезону.
  • При езде на всесезонных моделях нужно делать проверку хотя бы раз в год.
  • После ремонта подвески. Аналогичным образом поступают при восстановлении автомобиля после ДТП.
  • Каждые 5000 километров.

К этим советам стоит прислушаться всем владельцам новых авто. А если ваш автомобиль доживает последние годы — вам стоит проходить балансировку через каждые 2-3 тысячи километров пробега. Так вы предупредите тяжелые травмы подвески и возможные аварийные ситуации. И не бойтесь потерять деньги и время. Авария обойдется намного дороже, а современные разновидности балансировок сокращают время проведения этой процедуры в несколько раз.

Разновидности балансировок

Дисбаланс колеса устраняют с помощью следующих технологий балансировки:

  • автоматического нивелирования;
  • динамического компенсирования;
  • статического нивелирования;
  • финишной калибровки.

Автоматический способ предполагает установку на колесо калиброванных, подвижных противовесов, которые распределяются по поверхности диска под действием центробежных сил. После установки гранулированных грузиков колесо раскручивают, контролируя торцевое и радиальное биение. Центробежное ускорение передвигает грузик на нужное место, а контроллер биения останавливает вращение диска после выхода на допустимый дисбаланс. С помощью автоматического балансира можно поправить радиальные и торцевые дефекты колесных пар автобусов и грузовых автомобилей. Для легкового транспорта эта методика не подходит.

Динамическое компенсирование выполняют на балансировочном станке. Колесо монтируют на ось свободного вращения и раскручивают до угловых скоростей, эквивалентных 50-100 км/час. Измерительная аппаратура станка фиксирует боковое и радиальное биение, для компенсации которого используют грузики. Причем контроллер станка дает рекомендации по весу грузиков в граммах, а место для установки противовесов выбирается опытным путем. Поэтому динамическая балансировка длится несколько часов. Статическое нивелирование дисбаланса колеса выполняется по той же технологии, что и динамическое компенсирование.

Финишная калибровка позволяет уточнить положение грузика на диске. Ее проводят после завершения станочной или автоматической балансировки. Для финишной доводки необходимо специальное оборудование, которое анализирует биение колеса и указывает точку размещения компенсатора.

Балансировочные грузики бывают набивными и самоклеящимися. Первые монтируют с помощью кронштейна, который обеспечивает механическую фиксацию позиции противовеса. Вторые приклеивают на внутреннюю поверхность диска. Более надежным вариантом считают набивной грузик — он не слетает с обода даже при наезде на бордюр. Самоклеящиеся противовесы смываются с колес при мойке авто и отваливаются при резких заморозках.

Что делать, если шины вышли из равновесия

10.12.2018

Балансировка колес

Балансировка колес

Что делать, когда шины находятся в равновесии

Механик или специалист по шиномонтажу установят ваши колесные блоки на балансировочный станок один за другим. Обычно устройство вращается, и машина диагностирует его, чтобы найти более жесткие места и измерить вибрацию. Результаты показывают, сбалансирован ли вес, и если нет, то где применять дополнительные балансиры. Затем специалист наносит стальные, алюминиевые, цинковые или свинцовые элементы напротив жестких мест. Грузики называются балансирами. Процесс обычно занимает около часа для всех четырех колес.

Механик занят балансировкой

Механик занят балансировкой

Иногда дополнительных весов достаточно, чтобы привести в норму несбалансированную шину. Однако техническому специалисту, для восстановления баланса, может потребоваться повернуть шину на колесе. Причиной этого является то, что более тяжелые пятна (участки) колеса и шины могут перекрутиться, вызывая больший дисбаланс. Также необходимо проверить не заблокированы ли проушины колес. Они примерно в 1,5 раза тяжелее обычных крепежных гаек, поэтому они могут прибавить около 0,5 унции веса к боковой части колеса.

Основные типы балансировки шин

Существует три основных типа балансировки шин:

  • статический;
  • динамический (спин-балансировка);
  • дорожно-силовой.

Статическая балансировка

Статическая балансировка включает в себя применение балансиров, добавляемых только к одной линии шины, которая называется плоскостью (как если бы шина была диском). Это метод можно отнести к способам «старой школы», который наиболее прост в применении и полезен в случаях легкого дисбаланса. Если шины вышли из равновесия, каждая из них помещается на вертикальную опору с помощью инструмента для шпинделя или балансира. Более тяжелая сторона наклонится ниже к земле, показывая, что на 180 градусов от нее необходимо разместить вес.

Балансировки

Балансировки

В конце концов, балансиры будут только на одной стороне колеса, что хорошо с эстетической точки зрения. Однако, если дисбаланс является более сложным, этого метода может быть недостаточно.

Динамическая Балансировка

Динамическая балансировка включает в себя распределение веса по шине (из стороны в сторону, вверх и вниз), что позволяет рассматривать колесо только как двойную плоскость. Механики используют современные компьютерные балансировщики для этой процедуры. Техник помещает колесо в сборе на машину, которая затем вращается с определенной скоростью. Во время испытаний скорость обычно составляет от 15-20 км/ч. до 80-100 км/ч. Пока устройство вращается, датчики машины измеряют все недостатки веса.

Спин-балансеры не просто показывают местоположение более жестких мест, если шины не сбалансированы. Они также измеряют, какой вес должен приложить ваш механик, чтобы исправить ситуацию. Собственно, в этом и состоит суть корректировки.

В этом случае балансиры находятся на обеих сторонах колеса, и это также обеспечивает большую точность и баланс. Кроме того, некоторые колеса имеют «положительное смещение», это означает, что большая часть поверхности колес находится внутри. В таком случае внешние элементы могут быть позади лицевой стороны колеса, тогда как внутренние могут быть на внутренней части.

Дорожная силовая балансировка

Балансировка дорожной силы является одной из новейших технологий, которая создает симуляцию дорожных условий. В нашей стране она еще не очень распространена, однако в США её уже предлагают на каждой второй продвинутой авто станции. У машины есть большой ролик, который давит на шину, применяя расчетный вес автомобиля.

Этот метод может определить, не вышли ли шины из равновесия даже в сложных случаях. Такие машины также имеют разные «допуски», которые позволяют быть применимы для разных типов транспортных средств. Во время процесса датчики считывают давление по окружности, выявляя неровности.

Процедура балансировки с применением дорожной силы

Процедура балансировки с применением дорожной силы

Если отклонения слишком велики, система показывает техническому специалисту сообщение, позволяющее снять показания с колеса. Затем машина определяет, является ли причиной проблемы шина или колесо. Он также показывает, могут ли два элемента быть сопоставлены в соответствии с выбранным допуском. Если это так, система определяет места для работы. Затем техник смазывает борт и поворачивает шину на ободе для достижения минимального уровня изменения дорожного усилия.

Машина не всегда способна с первого раза определять все тонкости, так как процедура балансировки с применением дорожной силы более сложная и требует более высокой точности. Однако этот уровень точности невозможен при использовании статических или динамических балансировщиков.

Баланс шин самостоятельно

Если ваши шины вышли из равновесия, вы можете починить их дома/в гараже. Вы можете балансировать шины с балансиром или без него. Тем не менее, вы должны знать, как устроено автомобильное колесо, а еще желательно ориентироваться в строении автомобиля целиком.

С балансиром

Балансировка шин с помощью балансира

Балансировка шин с помощью балансира

Для снятия колеса вам понадобится отвертка с плоским концом, гаечный ключ и домкрат. Чтобы сбалансировать шины, вам понадобится балансировщик и различные колесные балансиры.

Если у вас есть обычный статический или спиновый (даже не компьютерный) балансировщик, выполните следующие действия:

  1. Снимите все балансиры, которые у вас уже установлены, прежде чем приступить к процедуре.
  2. Снимите колеса с автомобиля.
  3. Удалите весь мусор и грязь с протектора, остальных шин, обода и других частей колес. Затем вымойте их, если необходимо, и дайте им высохнуть.
  4. Поместите сборку на балансир и следуйте инструкциям (вращайте колеса, если вы используете динамическую балансировку и подождите, пока шины не установятся в стационарное положение, если вы используете статическую балансировку).
  5. Используйте мел, чтобы отметить места, где вы поместите вес (напротив тяжелого места), если шины не сбалансированы.
  6. Наденьте балансиры и перепроверьте баланс.
  7. Отрегулируйте вес до тех пор, пока шины не будут двигаться плавно (динамично) или не останутся на ровной линии (неподвижно).
  8. Установите колеса обратно на автомобиль, затяните гайки крепления и опустите домкрат.

Процедуры балансировки могут отличаться в зависимости от устройства конструкции, поэтому перед использованием обязательно ознакомьтесь с руководством. Этот метод универсален и предоставляет только основные шаги, которые необходимо предпринять.

Без балансира

Если у вас нет специального устройства, вы все равно можете самостоятельно сбалансировать шины методом проб и ошибок. Вам понадобятся инструменты для снятия колес и грузов.

Балансировка колеса в домашних условиях:

Выполните следующие действия, если ваши шины вышли из равновесия:

  1. Выберите колесо, которое на ваш взгляд стало источником дисбаланса.
  2. Снимите все дополнительные балансиры с колеса.
  3. Тщательно очистите колесо на автомобиле, удалив весь мусор с протектора.
  4. Установите вес в положение 12 часов и разгоните автомобиль до скорости, при которой он начинает вибрировать, увеличивая ее немного (+ 5-10 км. в час) за раз.
  5. Если вибрация сохраняется, замените груз под углом 45 градусов от исходного положения. Разогнитесь снова на тех же скоростях, и, если вы заметите, что стартовая скорость вибрации увеличивается, добавьте больше веса к этому месту.
  6. Если вы все еще не избавились от вибрации, переместитесь еще на 45 градусов и продолжайте в том же порядке.
  7. В конце концов, вы найдете нужное место, затем добавите больше веса, если необходимо, и балансировка будет завершена.

Вы можете определить, какие шины вышли из равновесия, если повернете покрышки сзади и лишь потом обнаружите вибрацию. Дисбаланс задней шины, возможно, был незначительным, пока он был сзади. Кроме того, тип вибрации может дать вам подсказку. Если дрожание ощутимо в основном в руле, передние шины, скорее всего, не сбалансированы. Если вибрация находится в сиденье и в районе днища, значит задние колеса требуют внимания. В других случаях вам может понадобиться проверить все четыре шины.

Балансиры

Существует два основных типа колесных балансиров:

  • Клипса
  • Клей (лента-А) или адгезивные балансиры.

Клипса

Вес прижимного колеса

Вес прижимного колеса

Это гири со специальным крюкообразным удлинением, которые крепятся на фланце обода автомобиля. Вам понадобится легкий молоток, чтобы вколотить клипсу в нужное место, поэтому эти веса также называют «удар». Для соответствия разным транспортным средствам существуют разные модели:

  • MC для многих американских автомобилей
  • EN для автомобилей Volkswagen и Honda
  • FN для японских автомобилей
  • IAW для многих европейских и южнокорейских автомобилей.

Адгезивные веса

Балансировка колес клейкими грузами

Балансировка колес клейкими грузами

Это универсальные, легкие в установке грузы — квадраты по 0,25 унции (7,09 г) с прочным клеем на одной стороне. Их основным местом использования является внутренняя часть колес, где шины не сбалансированы. Некоторые водители также используют клейкую ленту, чтобы усилить положение этих грузов. При накоплении тепла, особенно в гоночных шинах, основной клей может расплавиться, поэтому клейкая лента является резервной. Техники также рекомендуют очищать поверхность от грязи и пыли перед применением этих гирь, чтобы убедиться, что они плотно прилегают.

Такие грузики стали необходимыми, когда колеса из алюминиевого сплава начали становится всё более популярны. Прикрепление к ним грузиков может привести к повреждению, а это в свою очередь способно вызвать коррозию. То же самое относится и к хромированным колесам, так как любое легкое повреждение может вызвать отслаивание.

Как узнать, что шины вышли из равновесия

Основными признаками несбалансированной покрышки являются:

  • вибрация;
  • неравномерные швы в кузове;
  • увеличение расхода топлива;
  • проблемы с подвеской;
  • выбег шины / колеса;
  • нарушения в ABS или модуле управления тормозами.

Если вы заметили какие-либо из этих нарушений, обязательно проверьте баланс шин, даже если шины относительно новые.

Разница между балансировкой шин и выравниванием колес

Многие водители путают эти два термина. Балансировка шин обеспечивает равномерное распределение веса по окружности шины. Выравнивание колеса регулирует положение самого обода, поэтому оно идеально перпендикулярно земле и параллельно другим колесам.

Как часто я должен балансировать мои шины?

Вы должны балансировать свои шины каждые 5000–10 000 км или 1-2 года, если вы регулярно пользуетесь своим автомобилем. Вам также следует рассмотреть возможность балансировки шин и колес, если вы:

  1. Покупаете новые шины или диски.
  2. Ремонтировали свои покрышки или варили диски.
  3. Обратили внимание на вибрацию автомобиля при высоких скоростях.
  4. Заметили неровности кузова при отсутствии явных ДТП.
  5. Попали в большую выбоину.

Помните, что баланс ваших шин может исчезнуть по мере износа шин (меняется масса покрышки и её геометрический центр тяжести) и изменения распределения веса. Кроме того, плохие дороги, резкие торможения и повороты – всё это, так или иначе, со временем способно нарушить баланс.

Как только появился первый автомобиль, появились первые проблемы с балансировкой колес. С годами скорость движения на дорогах увеличивалась, покрытие на дорогах менялось, и соответственно менялось отношение к дисбалансу.

Что такое дисбаланс колеса?

Дисбалансом считается наличие неуравновешенных вращающихся масс: ступиц, тормозных барабанов, ободов и особенно шин затрудняет управление автомобилем. Данный дисбаланс снижает срок службы амортизаторов, подвески, рулевого управления, шин, безопасность движения и увеличивает расходы на техническое обслуживание.

Любое колесо — это объект вращения, имеющий симметричную форму, благодаря которой центр тяжести должен лежать на оси вращения, а все точки поверхности колеса в сечениях должны быть равноудалены от неё.

Какое колесо считается отбалансированным?

Колесо считается отбалансированным, когда ось его вращения является и главной центральной осью инерции. Однако, как диски, так и автомобильные шины, выпускаются с определенными допустимыми погрешностями. Из этого можно сделать вывод, что любое колесо практически всегда несимметрично, а, значит, имеет дисбаланс.

Какие виды дисбаланса существуют?

Существует два вида дисбаланса: статический и динамический.

Статический дисбаланс — это неравномерное распределение масс по оси вращения, при этом колесо бьет в вертикальной плоскости. При вращении колеса неуравновешенная масса создает свою центробежную силу F, которая при вращении колеса создаёт переменный по направлению вращающий момент на оси, что ведет к разбиванию подвески. Такой дисбаланс устраняется приложением силы Fу равной силе F по величине, но противоположной по направлению. Это достигается прикреплением дополнительного грузика в точке противоположной точке нахождения неуравновешенной массы. Это и называется статической балансировкой.

Динамический дисбаланс появляется из-за неравномерного распределение масс в плоскостях колеса. При динамическом дисбалансе на колесо действует пара противоположно направленных сил F, действующих на определенном плече относительно плоскости вращения колеса. Динамическая балансировка проводится на специальных балансировочных стендах. В основном при балансировке колеса мы сталкиваемся с комбинированным дисбалансом («комбинация» статического и динамического дисбалансов).

Из-за чего возникает дисбаланс?

Иногда, дисбаланс колеса может возникать из-за его конструкционных особенностей – переменного шага рисунка протектора шины, наличием вентильного отверстия в диске, люком для регулировки тормозов в тормозном барабане, либо технологичности изготовления – неточности геометрической формы, отклонения размеров, неоднородности материалов и т.д.

Самое большое влияние на дисбаланс колеса оказывает автомобильная шина. Она наиболее удалена от центра вращения, имеет большой вес, сложную многокомпонентную структуру, изготовлена из различных материалов: резины, тканей, стальной проволоки и т.п. Чем дальше от центра лишняя масса материала покрышки, тем большее влияние на дисбаланс она оказывает.

Можно выделить несколько основных факторов, влияющих на дисбаланс покрышек:

  • стык протектора, неравномерность его толщины по длине окружности, переменный шаг рисунка протектора, в зимних ошипованных шинах – шипы (в новой покрышке и по мере их выпадения);
  • стыки в слое корда, стыки слоев корда в каркасе и брекере;
  • стык герметизирующего слоя в бескамерной шине;
  • неконцентричность бортовых колец, большой нахлест проволоки в бортовом кольце;
  • непостоянство углов наклона нитей корда в слоях каркаса и брекера;
  • расхождение нитей корда в слоях;
  • точность изготовления пресс-формы;
  • разная толщина боковых стенок и боковин;
  • сгруппированные в одном месте маркировка обозначений на боковине покрышки и пр.

Повышение требований к технологической точности всех процессов производства шин и деталей колеса – непременное условие улучшения их качества, а значит и снижение дисбаланса и биений.

Дисбаланс колес в сборе с шинами целесообразно проверять через каждые 2-3 000 км, а через каждые 10 тысяч — колеса с шинами необходимо балансировать заново.

Балансировка колес автомобиля влияет на управляемость автомашины: пятно контакта постоянно меняется, сцепление с дорогой становится хуже. На мокрой или скользкой трассе при высокой скорости ситуация может выйти из-под контроля. Получается, балансировка колес – вопрос безопасности экипажа авто.

Комфортная и безопасная езда на автомобиле во многом зависит от состояния покрышек. Водителям знакомо понятие балансировки колес. Однако многие не придают должного значения процедуре. И, соответственно, не понимают последствий дисбаланса авторезины.

Что такое балансировка колес

Колесная база – важная часть машины. Скаты первыми принимают на себя удары от камней, ухабов и ям с дороги, «терпят» работу подвески. Чтобы выдерживать все нагрузки, автомобильная «обувь» должна быть добротной.

Технические характеристики хороших автопокрышек не заканчиваются отличным компаундом, качественными дисками, стабильным давлением. Автослесари на СТО и домашние мастера меняют сезонную резину, выявляют очаги и степень износа шин, несоосносность, другие проблемы.

Одно из необходимых мероприятий – балансировка колес – это устранение дисбаланса или уменьшение его до минимального уровня.

На что влияет балансировка колес и каковы последствия ее отсутствия

Разбалансированные колеса создают вибрацию автомобиля: появляется тряска, биение и шум. Если не брать во внимание дискомфорт водителя и пассажиров от такой поездки, то разрушение узлов и агрегатов игнорировать нельзя: ускоренный неравномерный (пятнистый) износ протекторов шин, деформацию дисков.

Также разрушаются шаровые опоры, ступицы, выходят из строя стойки амортизаторов, подшипники. Дисбаланс колес приводит к удлинению тормозного пути, нарушает рулевое управление.

Дисбаланс колес нарушает рулевое управление

Дисбаланс колес нарушает рулевое управление

Балансировка колес автомобиля влияет на управляемость автомашины: пятно контакта постоянно меняется, сцепление с дорогой становится хуже. На мокрой или скользкой трассе при высокой скорости ситуация может выйти из-под контроля. Получается, балансировка колес – вопрос безопасности экипажа авто.

Дисбаланс колес

Колесо – вращающийся объект. Все точки его поверхности равно удалены от центра – оси вращения, а вес должен быть одинаковым по всей окружности.

Определение

Неравномерное распределение вращающихся масс относительно центра вращения называется дисбалансом колеса. Иными словами, покрышка в определенных местах становится легче.

Балансировочные грузики

Балансировочные грузики

Балансировку колес проводят навешиванием специальных компенсирующих грузов для утяжеления полегчавших участков автошин.

Виды

Различают два вида дисбаланса:

  1. Динамический – когда нарушение массы происходит в горизонтальной плоскости, то есть сила инерции пересекает ось вращения: колесо выписывает «восьмерку».
  2. Статический – масса нарушена относительно вертикальной оси: покрышка подпрыгивает вверх-вниз (вертикальная вибрация).

Виды дисбаланса колес

Виды дисбаланса колес

Динамическую балансировку колес проводят только на профессиональных стендах по внешней и внутренней стороне. Статическую — можно делать в гаражных условиях: процедура заключается в том, чтобы навесить дополнительные утяжелители на легких участках. Однако часто на колесах одного автомобиля наблюдается комбинация обоих типов дисбаланса: тогда надежнее доверить дело специалистам шиномонтажных сервисов.

Как проверить балансировку колес

Проблема дает о себе знать на скорости машины 80-90 км/ч биением в руль, тряской. Можно самостоятельно проверить баланс автопокрышек, приурочив процедуру к летней или зимней замене комплектов резины. Смонтируйте новое колесо, поездите пару дней, чтобы шина избавилась от деформации после хранения.

Дальнейшие действия:

  1. Поставьте машину на домкрат с той стороны, где будете проводить проверку.
  2. Раскрутите скат, дождитесь остановки.
  3. Отметьте мелом на резине верхнюю точку.
  4. Раскручивайте еще в разных направлениях, помечая верх.

Как проверить балансировку колес

Как проверить балансировку колес

Оцените расположение меловых отметок: если они сбиты в кучу – колесо не отбалансировано, вы нашли «легкую» точку. Если риски разбросаны относительно равномерно по всей окружности – ездите без опаски.

Как правильно проводить процедуру

При дисбалансе в 10-15 г подвеска получает тысячи ударов в минуту, что сравнимо с действием отбойного молотка на бетон. Чтобы предотвратить негативные последствия нарушения распределения веса покрышек, необходима правильная балансировка шин.

Почему важен подготовительный этап и что в него входит

Балансировать колеса нужно в сборе, когда шина надета на диск. Обязательное правило – подготовительный этап, от которого зависит конечный результат процедуры.

Подготовительный этап

Подготовительный этап

Сделайте следующее:

  1. Отмойте колесный диск с двух сторон, иначе куски грязи покажут неравномерный вес резины по окружности.
  2. Вычистите протектор от застрявших камешков (особенно важно для грузовой техники и внедорожников). Камни и гравий между блоками беговой дорожки авторезины утяжеляют отдельные участки: балансирование будет неточным.
  3. Удалите старые грузики и декоративные колпаки с дисков.

Проследите, чтобы шина плотно сидела на своем месте: это оказывает сильное влияние на показатели балансировочных приспособлений и приборов.

Виды балансировки

Процедуру проводят несколькими способами. Есть балансировка колес автомобиля на станке со снятием автопокрышек и непосредственно на авто. Также существует автоматическая балансировка при помощи гранул или порошка.

Гранулы для балансировки колес

Гранулы для балансировки колес

Гранулы диаметром 0,15-0,9 мм имеют внутри тяжелое стеклянное или керамическое ядро, снаружи элементы покрыты силиконом.

Бисер засыпают в полость покрышки: под действием центробежных сил шарики распределяются, налипают на резину в больших количествах там, где вес меньше. Получается автоматическая самобалансировка, которая, впрочем, не пользуется популярностью у водителей.

Статическая

Статический (вертикальный) дисбаланс устраняют все станции шиномонтажа. Но это самый простой вид балансировки, который, чтобы сэкономить деньги и время, зачастую автолюбители выполняют в гараже.

Суть операции – выявить тяжелый участок шины, который с большей силой бьет по дороге, неравномерно истирая протектор и разрушительно отзываясь на ходовой и подвеске.

Статическая балансировка

Статическая балансировка

Для устранения статического дисбаланса на легкие точки за бортовые закраины навешивают компенсирующие грузики. Вес изделий – от 5 до 60 грамм, материал – свинец, сталь, цинк.

На штампованные диски ремонтные приспособления крепят кронштейнами, на литые и кованые – липучками. Последние ненадежны зимой: на морозе могут отвалиться. Но есть ряд дисков, на которых другой способ крепления грузов не предусмотрен.

Динамическая

Чем больше протектор в поперечине, тем проще «заработать» динамический дисбаланс при движении («восьмерку») и тяжелее от этого избавиться. Самостоятельно устранить пересечение осей инерции и вращения невозможно – дело доверяют профессионалам. Давление воздуха в шинах при любом виде балансировки должно быть нормальным.

Финишная

Такую балансировку колес нужно делать после устранения статического и динамического дисбаланса, а также при смене авторезины.

Финишная балансировка

Финишная балансировка

Финишную процедуру выравнивания баланса шин проводят непосредственно на автомобиле: под днище устанавливают электронное устройство, колеса раскручивают до 80-90 км/ч. Датчики автоматически делают замеры, указывают места, где на обод нужно добавить груза.

Способы проведения балансировки без снятия колес

Когда возникает вертикальная вибрация кузова от подскоков колеса, водители устраняют ее в гараже. Процесс проходит так же, как на СТО, но времени вы потратите больше, потому что придется несколько раз примерять грузики разного веса. Способ по старинке, «на глазок», дает тот же эффект, что и в мастерской.

Подготовьте домкрат, балансировочные самоклеящиеся или на кронштейнах грузики. Вам потребуется мел или маркер, чтобы отмечать легкие точки, а также молоток для закрепления набивных грузов.

Не пропустите подготовительный этап с мойкой дисков и очисткой протектора от камней и гравия. Снимите пластиковые накладки.

Дальнейшая работа:

  1. Поднимите одну сторону машины на домкрат, подстрахуйте от отката и падения.
  2. Определите место установки балансирующих грузов: раскрутите скат в одну сторону, после остановки отметьте на нем мелом верхнюю точку, ориентируясь, например, на середину колесной арки.
  3. Крутаните покрышку в другую сторону, повторите манипуляцию с мелом.
  4. Оцените размещение меловых отметин: середина между ними – искомая легкая точка.
  5. Устанавливайте в этом месте грузики, начиная с легких.
  6. Продолжайте раскручивать колесо. Если после остановки грузы оказываются внизу, балансировка идет успешно.
  7. Теперь начинайте разводить утяжелители в разные стороны. Задача – добиться, чтобы после очередных раскруток и остановок грузики оказывались в разных положениях.
  8. Закрепите предметы молотком.

Способы проведения балансировки без снятия колес

Способы проведения балансировки без снятия колес

С первого раза балансировка может не получиться. Утяжеляйте легкие места, добавляя вес грузов. Соблюдайте последовательность действий с другими автопокрышками, затем опробуйте колеса на баланс, поездив 10-15 км со скоростью 80-90 км/ч. Если не ощутили подскакивания машины, характерных ударов в руль, вы сделали все правильно.

Какое оборудование необходимо для проведения процедуры

Уже при изготовлении масса автошин неравномерно распределена вокруг оси вращения – это, так называемая, технологическая погрешность. Далее, в процессе эксплуатации, дисбаланс нарастает: на шину приходится до 75% неуравновешенности, на диски – до 20%. Остальные проценты падают на ступицы с тормозными барабанами.

Для избавления от дисбаланса существует профессиональное оборудование – балансировочные станки (БС). Конструкции для диагностики и регулировки вращающихся объектов стационарно установлены в помещениях шиномонтажных мастерских.

БС для широкопрофильных и обыкновенных шин градируют на установки без снятия колес с механическими, электронными и комбинированными измерительными приборами. Другую группу оборудования представляют стенды, которые работают со снятыми скатами.

Балансировочный станок

Балансировочный станок

Основные элементы высокоточного стенда для балансировки колес легковых авто – вал с электрическим (до 800 об/мин) или ручным (до 250 об/мин) приводом и компьютером для обработки данных.

Техпроцесс выглядит так: колесо нанизывают и надежно фиксируют на валу, вычислительная система считывает исходную информацию (ширину и высоту профиля резины, размер диска). Вал раскручивают, затем привод останавливают, предоставляя колесу вращаться по инерции.

Далее включаются импульсные, динамические и пьезоэлектрические датчики, фиксируют новые данные, по которым заложенная программа вычисляет легкие точки покрышки. Мастеру остается смонтировать утяжелители.

Некоторые модели станков отечественного и импортного производства снабжены лазерными установками, точно показывающими место навешивания балансира.

Распространенные ошибки балансировки

Типичные ошибки, когда нарушают технологию уравнивания массы колеса относительно оси вращения:

  • Подготовительного этапа не было вовсе либо он проведен небрежно: в итоге налипшие комки грязи показывают излишний вес колеса там, где все в порядке.
  • С обода не удалили старые грузики: в противовес им устанавливают новые утяжелители, что ведет к худшему дисбалансу;
  • Не обратили внимание на посадку резины на ободе: когда давление в шине поднимают, она садится на место, баланс пропадает.
  • Колесо не отцентрировано на валу балансировочного стенда. Для центрального отверстия обычно используют конусный адаптер, для крепежных отверстий – фланцевые или винтовые зажимы. Для колес грузовиков, «Газелей» могут потребоваться проставки и большие конусы.

Ошибки при балансировке колес

Ошибки при балансировке колес

Не устанавливайте на одно колесо легкового авто более 60 г груза.

Обязательно ли балансировать задние колеса на переднем приводе

На переднеприводных автомобилях ведущие колеса страдают сильнее, так как участвуют в поворотах. Бесчисленные маневры съедают боковины протектора. Но и задние скаты подвергаются механическим деформациям. Если переднее колесо влетает в яму, то и заднее попадет туда же, нанося удар по подвеске.

Дисбаланс в передней части ярче выражен, тогда как задний проявляется на скорости более 120 км/ч. Но проводить балансировку нужно одновременно на всех колесах, независимо от места установки.

От чего зависит частота проведения балансировки

Конкретных требований к периодичности процедуры нет – все зависит от эксплуатации. Если вы проехали за сезон в умеренном ритме 15 тыс. км, обязательно проверьте балансировку скатов. Экстремальная манера вождения сокращает срок диагностики и регулировки вдвое.

Другие причины, почему нужно часто балансировать колеса:

  • автомобиль попадал в глубокие выбоины на дороге или колесо ударялось о бордюры, другие препятствия;
  • вы часто тормозите юзом;
  • когда купили новые диски и шины: собрав колесо, отбалансируйте его;
  • в момент сезонной «переобувки» нелишним будет проверить баланс: солидные автосервисы делают это бесплатно;
  • перед поездкой на расстояние более 1500 км и сразу после длительного путешествия;
  • после установки новых дисков;
  • ремонт колес, демонтаж шин – повод провести процедуру балансировки.

Вывод: чем спокойнее и внимательнее автомобилист, тем реже он балансирует колеса.

В этой статье:

  1. Каковы причины дисбаланса колес
  2. Каковы признаки разбалансированного колеса
  3. Как часто делать балансировку колес
  4. На что обратить внимание при балансировке колес

Каждый автовладелец понимает, для чего нужна балансировка колес и что будет, если появится разбалансировка. Однако не все могут определить, нормально ли отбалансированы автоколеса, сколько еще можно на них ездить и когда необходимо посетить станцию шиномонтажа. Разбираемся, какие существуют признаки разбалансированного колеса и как устранить эту проблему.

Причины дисбаланса колес

К сожалению, многие автолюбители халатно относятся к процедуре балансировки. Делать так не следует. Ведь от того, насколько качественно выполнена эта процедура, зависит «самочувствие» вашей машины.

Поскольку автоколесо вращается, оно должно иметь:

  • Ось симметрии.
  • Центр тяжести, который находится на оси вращения.
  • Равноудаленные от центра тяжести точки окружности.

Балансировка колес — это процедура, позволяющая максимально уменьшить дисбаланс. Выполняют ее так: на обод добавляются специальные гранулы, которые притягиваются к резиновой поверхности. Благодаря такому уравновешиванию признаки разбалансировки колеса устраняются.

Только когда признаки разбалансировки колеса устранены, можно быть уверенным в том, что езда на автомобиле будет не только комфортной, но и безопасной. Если время от времени проводить балансировку, можно предотвратить появление таких неприятных последствий разбалансировки, как выход из строя элементов подвески: стойки, рулевого механизма и подшипников.

Разбалансировка автоколес подразделяется на 2 типа:

  • Статическая разбалансировка. Наблюдается, когда центр тяжести смещен относительно оси вращения. Распределение по окружности массы происходит неравномерно. Можно заметить вертикально направленную вибрацию. В результате происходит неравномерный износ автопокрышек. Ездить на такой машине некомфортно и небезопасно.
  • Динамическая разбалансировка. Возникает, когда пересекаются оси инерции и вращения. Центр тяжести находится на оси вращения. Последствия динамической разбалансировки: неодинаковое рассредоточение массы по колесу.

Встречается также и комбинированная разбалансировка. В этом случае происходит смещение и наклонение относительно друг друга осей инерции и тяжести колеса.

Причины дисбаланса колес Фото: Shutterstock

Почему возникают признаки разбалансировки:

  • Автопокрышка изношенна.
  • Диск помят.
  • Погрешности при производстве шины или диска, например шаг рисунка протектора автопокрышки разный, в диске есть отверстия.
  • Боковые стенки разной ширины.
  • Автошины были отремонтированы неправильно.

То, насколько сильной будет разбалансировка, зависит от состояния автопокрышек. Ведь структура резины сложная и неравномерная, все это влияет на точность отцентровки.

Признаки разбалансированного колеса

Какой признак разбалансировки встречается чаще всего? Конечно же, это вибрация. Когда есть дисбаланс, вибрация идет из ходовой части машины в салон. Чем больше разбалансировка, хуже дорога и выше скорость авто, тем сильнее будет вибрация. Вибрирующие движения бывают разные. К примеру, вы можете слышать небольшой шум или же машину может трясти так сильно, что вождение станет некомфортным.

Узнать, какое автоколесо разбалансировано, получится, если вы отличаете разные типы вибраций. Например, вы находитесь за рулем автомобиля и больше всего чувствуете вибрирующие колебания, которые идут на руль. Значит, есть разбалансировка передних автоколес. Когда разбалансированы задние колеса, то неприятные потряхивания будут ощущать пассажиры, которые едут сзади.

Признаки разбалансированного колеса Фото: Shutterstock

Почему возникает разбалансировка колеса и каковы его признаки? Во время прокручивания отдельные области автопокрышки испытывают на себе давление большей силы по сравнению с другими участками. Из-за того, что автоколесо движется неравномерно, возникают вибрирующие колебания. Области шины, на которые воздействует более сильное давление, быстро стираются, становятся непрочными. Если есть признаки разбалансировки колеса, которое в определенных местах стерлось, резина начнет спускать воздух, и вам придется постоянно подкачивать шины.

Какие еще есть признаки разбалансировки? Например, вы заметили, что машина внезапно стала потреблять больше топлива. Скорее всего, причина в разбалансировке. Чем она сильнее, тем больше топлива расходует автомобиль. Особенно это заметно, когда вы едете на высокой скорости.

Что может случиться, если игнорировать признаки разбалансировки:

  • Ездить на машине будет не только некомфортно, но и опасно.
  • Рулевое управление выйдет из строя.
  • Выйдут из строя амортизаторы.
  • Придут в негодность подшипники и другие элементы подвески.

Причина таких неприятных последствий — вибрирующие колебания, которые возникают из-за разбалансировки и воздействуют на автомобиль.

Обратите внимание! Если вы заметили биение руля, это может быть не только признаком разбалансировки. В руль бьет, если диск помят, на автошине появились грыжи, поврежден корд и тому подобное. Однако если биение возникает, только когда вы повышаете скорость, то это 100% признак разбалансировки переднего колеса. В этом случае совершенно не важно, заднеприводная или переднеприводная машина. Если есть разбалансировка задних колес, то такого признака, как биение руля, не проявляется.

Чаще всего признаки разбалансированного колеса наблюдаются, когда меняют зимнюю резину на летнюю (или наоборот). Автовладельцы не задумываются о том, какое оборудование используется для балансировки, опытный ли мастер. Но от этого зависит качество проведения процедуры. К примеру, дисбаланс может появиться через 200–300 км пробега, если специалист, производящий балансировку, не отмыл резину. Куски грязи отвалятся, и вы снова будете наблюдать признаки разбалансировки колеса.

Если использовался низкокачественный грузик, может появиться биение руля. Ведь под действием центробежной силы грузик оторвется, в руль начнет бить.

Признаки разбалансированного колеса Фото: Shutterstock

Как обнаружить признаки разбалансировки? Поднимите машину при помощи домкрата, а затем установите отбалансированное колесо и выполните проверку. Затем, выполнив несколько простых действий, вы обнаружите признаки разбалансированного колеса, если они есть.

  • Возьмите в руки кусочек мела, раскрутите диск.
  • Когда он остановится, мелком сделайте отметку в том месте, где расположена середина колесной арки.
  • Раскрутите диск еще несколько раз, лучше всего 6–10.
  • Сделанные отметки собираются примерно в одной точке? Это признак разбалансировки. Необходимо как можно скорее отправиться на шиномонтажку.

Меловые отметки не собираются в одной точке, а разбросаны по всей автопокрышке? Никаких признаков разбалансировки нет, и тратить деньги на балансировку не нужно.

Как часто делать балансировку колес

Когда комплект колесных дисков у вас один и для зимы, и для лета, то проводить балансировку придется обязательно. Иначе возникнут признаки разбалансировки. Задумываться о том, стоит ли делать балансировку, могут лишь те автомобилисты, у которых есть 2 комплекта колесных дисков: для зимы и для лета.

Нужна ли балансировка колес после сезонной смены резины?

Обратимся к инструкции по эксплуатации транспортного средства. Там должно быть указано, что балансировку необходимо выполнять каждые 10 000–15 000 километров. Ваш сезонный пробег меньше? Тогда теоретически балансировка не требуется, за исключением нижеописанных ситуаций.

Однако в реальности нужно ориентироваться на «самочувствие» машины. Явные признаки разбалансированного колеса, такие как биение в руль, отсутствуют? Значит, можно обойтись без балансировки. Не всегда можно почувствовать биение задних колес, но они подвергаются негативному воздействию не так сильно. Так или иначе, зная признаки разбалансировки, вы сможете определить, нужно ли посетить шиномонтажку.

Как быть, если автовладелец самостоятельно меняет колеса дважды в год? Придерживайтесь нижеследующих советов. Установите новый комплект автоколес, несколько дней покатайтесь на них. В течение этого времени деформация на резине, которая возникла во время хранения, исчезнет. Признаки разбалансированного колеса отсутствуют, вибрирующих колебаний нет, причем не важно, быстро или медленно вы едете? Значит, балансировка не нужна.

Однако без этой процедуры не обойтись, если:

  • Сезонный пробег вашего авто более 15 000 км.
  • После того как автоколесо было отбалансировано, вы наехали на яму на большой скорости.
  • Ощущали небольшую вибрацию ранее, но балансировку не провели.
  • У вашей машины нет ABS, при этом вы нередко тормозите, юзом двигаясь по асфальту.
  • У вас небольшой опыт вождения, и вы не можете выявить признаки разбалансировки.

Ошибки при балансировке колес

Итак, вы обнаружили признаки разбалансированного колеса и отправились в шиномонтажку. Как определить, что мастер выполняет свою работу некачественно?

  • Специалист не помыл автопокрышки и диски

Чаще всего недобросовестный мастер не моет автоколеса. На первый взгляд может показаться, что эта процедура не так уж важна. Но если на шинах и колесных дисках есть грязь, отбалансировать их не получится. Ведь даже десятиграммовый кусочек грязи на колесе, маленький камушек, который забился в протектор резины, могут стать причиной разбалансировки.

И когда вы будете ехать на скорости 100 километров в час, в руль начнет бить, а элементы подвески станут испытывать непредусмотренную нагрузку, приводящую в итоге к разрушению.

  • Балансировочный станок плохо закреплен

Еще одна причина, почему может возникнуть разбалансировка колеса, — балансировочный станок расположен неправильно. Его могут просто поставить в вагончик на деревянной поверхности. Но такой станок должен быть прикреплен при помощи анкерных болтов к ровному бетонному полу. Не должно возникать никаких вибраций. Иначе мастер не сможет качественно выполнить балансировку. Не стоит посещать передвижные шиномонтажки, ведь пользы от такой балансировки не будет.

  • Мастер не откалибровал балансировочный станок

По правилам балансировочное оборудование должно подвергаться калибровке несколько раз в сезон. Однако во многих шиномонтажках, владельцы которых не беспокоятся о качестве предоставляемых услуг, эту процедуру не проводят. Кроме того, своими силами откалибровать дорогостоящий станок невозможно. Чтобы не тратить деньги на работу стороннего специалиста, иногда калибровка не проводится.

  • Мастер некачественно приклеил балансировочный грузик

Если колесные диски литые, то балансировочные грузы обычно приклеивают. Чтобы исключить его отклеивание из-за вибраций или попадания влаги во время мойки авто, необходимо правильно подготовить как грузик, так и диск. Прежде чем приклеивать груз, нужно протереть диск обезжиривающим составом, например растворителем. Причем диск должен быть заранее очищен от грязи. Область, куда будет приклеиваться грузик, и непосредственно сам груз прогревают строительным феном.

Это правильная технология работы, если она соблюдается, то грузик никогда не отклеится, даже при попадании на колесо воды на автомойке. Но, к сожалению, технология процедуры часто нарушается, поэтому на автомоечных станциях можно увидеть множество грузиков, которые отклеились.

  • Мастер не делает балансировку «по нулям»

Специалист торопится или ленится, он говорит вам, что ничего страшного не произойдет, даже если будет 5 г дисбаланса. Но когда диск монтируется на автомобиль, появятся признаки разбалансировки. Именно поэтому важно, чтобы после балансировки на мониторе стенда высвечивались нулевые показатели отклонения показателей равновесия снаружи и внутри колеса.

Чтобы добиться такого результата, придется несколько раз отклеивать и переклеивать грузики. Может быть, мастер даже разбортирует и очистит колесо изнутри, если там осталась вода или грязь. Или диск погнутый, в этом случает его необходимо выправить. В любом случае погрешностей быть не должно. Даже минимальная разбалансировка в 5 г станет причиной того, что на высокой скорости возникнет биение руля, машина будет хуже управляться, а элементы подвески быстро выйдут из строя.

  • Для прикручивания колеса мастер использует гайковерт

Работая гайковертом, мастер тратит меньше времени и сил, однако вождение автомобиля после такого сервиса становится небезопасным. Дело в том, что гайковерт может испортить резьбу на шпильках, гайках и болтах. В результате возникает угроза жизни водителя и пассажиров. Если специалист слишком сильно затянет гайки и болты, посадочное место на диске искривится, и вы снова обнаружите признаки разбалансированного колеса.

Несмотря на то что мастер может работать гайковертом аккуратно, болт или гайка все равно будут перетянуты. И когда вы захотите открутить колесо на трассе, то не сможете это сделать. Только в новейших шиномонтажных центрах используются особые гайковерты, на которых можно сделать усилие минимальным. В конце работы мастер использует динамометрический ключ, чтобы докрутить гайки до требуемого момента. Запомните, что с помощью гайковерта можно откручивать, а не закручивать гайки.

  • Специалист закручивает болты либо гайки на диске вкруговую

В этом случае центровка автоколеса относительно ступицы будет нарушена. В результате снова появятся признаки разбалансированного колеса. Ступица, а также элементы подвески будут испытывать на себе повышенные нагрузки. Как не сбить центровку? Для этого надо закручивать гайки и болты крест-накрест.

  • Мастер не использует динамометрический ключ, гайки затягивает неправильно, с большим усилием

Нередко происходит так, что, устанавливая колесо, мастер затягивает гайки, ориентируясь на свои ощущения и опыт. Либо использует гайковерт. Поскольку материал дисков достаточно мягкий, из-за того что гайки затянуты неравномерно, они становятся кривыми, появляются признаки разбалансировки.

Как затягивать болты и гайки на колесе? Для выполнения этой процедуры используется динамометрический ключ. С его помощью можно сделать затяжку с нужным усилием, которое отличается в зависимости от марки и модели авто. Узнать, какое должно быть усилие для вашей машины, можно в инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Стоит отметить, штатный баллонный ключ, который находится в багажном отделении вашего авто, не просто так имеет такие габариты. Размер ключа должен быть таким, чтобы, встав на колено и надавив рукам (не присоединяя к ключу трубу и не давя на него изо всех сил), вы смогли закрутить гайки на колесе с нужным усилием. Причем не важно, мужчина или женщина выполняет эту процедуру.

Точно так же легко у вас должно получиться открутить колесо штатным баллонным ключом. Конечно, если на шиномонтаже специалист использовал динамометрический ключ и не перетянул гайки.

Что думают водители о разбалансировке колес

  • Доверяй, но проверяй

«Полгода назад знакомый посоветовал мне (после того как в шиномонтаже сделали балансировку) поставить колесо на станок и покрутить. После такой проверки я был в шоке. До снятия колеса показатели были «по нулям», когда мастер снял колесо, и я попросил поставить его опять, показатели уже после балансировки были 10–50 г! Горе-специалист слишком поздно понял, какая цель была у этой проверки».

  • Без адаптеров нельзя

«В одном авторитетном автожурнале прочел, что качественно отбалансировать колеса можно, только если используются адаптеры, которые играют роль автомобильной ступицы. Таким образом, диск одевается на шпильки, а не на конус».

  • Если бьет в руль, это еще не признак разбалансировки

«Что касается биения, на моей машине стоят мягкие покрышки «Йокогама», диски 18 дюймов, подвеска достаточно жесткая. В руль не бьет, даже если дисбаланс 35 г. Есть один признак разбалансировки: когда на скорости 100 км/ч плавно оттормаживаюсь, то возникает биение. А вот на скорости 150 км/ч при торможении биения нет».

  • Ориентироваться нужно на биение

«Прежде чем клеить грузики, надо покрышки на дисках выставить по биению. Когда колесо вращается, то биение видно по высоте. В этом случае нужно резину провернуть на диске, чтобы било меньше. Тогда придется грузиков использовать намного больше. Но это же невыгодно шиномонтажникам. Еще один совет: когда сделали балансировку нового колеса, следует отбалансировать его еще раз после 1 000 км пробега, когда резина ляжет на диск, и признаков разбалансировки точно не будет».

  • Доверять можно только опытному шиномонтажнику

«Говорить на эту тему можно бесконечно. Мои колеса из Японии в сборе отходили 2 сезона, никаких признаков разбалансировки не появилось. А когда мастер некачественно отбалансирует колеса, появляется биение руля. Опытного специалиста найти сегодня не так просто».

Балансировка колес – одна из главных составных частей технологической цепочки любого шиномонтажа.

Комфортное и безопасное передвижение можно почувствовать только на автомобиле, у которого хорошо отбалансированы колеса.

Дисбаланс приводит к биению колеса, а это ударная сила, которая передается на ступичные подшипники, амортизаторы, все вращающиеся, трущиеся детали подвески. Возникающая вибрация разносится по всему кузову машины, передается водителю по рулевой колонке. Дисбаланс 14 дюймового колеса в 20 граммов при движении автомобиля со скоростью 100 километров в час эквивалентен ударам кувалды 800 раз в минуту по колесу с силой 3 кг. Чем выше скорость и больше радиус колеса, тем больше сила удара и процесс передвижения становится опасным.

Виды дисбаланса колес

Различают два вида дисбаланса – статический и динамический.

Статический.

При статическом дисбалансе ось вращения не совпадает с осью инерции, которая проходит в центре тяжести колеса. Обе оси располагаются параллельно. Это связано с тем, что общая масса шины неравномернораспределена по длине окружности. Визуально статический дисбаланс можно увидеть при вывешивании колеса на крутящуюся ось. При прекращении вращения колеса, оно остановится, когда центр тяжести будет находиться вертикально внизу. Смысл статической балансировки – максимально совместить центр тяжести с осью инерции. Колесо, которое имело бы только статический дисбаланс, при движении подпрыгивало бы.

Динамический

При динамическом дисбалансе ось вращения и ось инерции пересекаются под некоторым углом. Вес колеса в данном случае неравномерно распределяется по ширине. Наблюдать динамический дисбаланс можно только при быстром вращении колеса. Самое тяжелое место смещено внутрь или наружу, а не находится на центральной плоскости колеса. Устраняется дисбаланс путем установки компенсирующих грузиков по обе стороны обода диска. Колесо, имеющее динамический дисбаланс, при движении не только раскачивается из стороны в сторону, но и подпрыгивает.

В каких случаях необходимо посетить шиномонтаж

•    Балансировка колес необходима при начальной сборке шины и диска;
•    При накатке первых 500 километров, когда прошла притирка новой резины;
•    Балансировка нарушается при износе резины, деформации диска (нарушение геометрии), например, после попадания колеса в яму:
•    После покраски дисков;
•    Если вибрирует рулевая колонка на невысоких скоростях или на высоких скоростях вибрация передается в определенном диапазоне;
•    При неравномерном износе резины;
•    При неравномерном налипании грязи на протектор;
•    Разбита подвеска в местах крепления колеса.

Методы балансировки колес

1.    Автоматическая балансировка во время движения колеса (внутренняя балансировка). Материал для балансировки – специальные электростатические гранулы, порошок с таким же свойством или песок. Путем взаимодействия центробежной силы колеса и подвески осуществляется балансировка – электростатический материал притягивается к внутренней части шины и уравновешивает дисбаланс колеса.
2.    Балансировка колеса (диск и шина в сборе) на специальном станке. С его помощью определяются места дисбаланса и величину уравнивающих грузиков, которые крепятся на внутренней и наружной стороне обода диска.
Виды балансировочных грузиков

Балансировочные грузики различают набивные и клеящиеся, изготавливают их из цинка или свинца. Выбор конкретного противовеса зависит от конструкции диска и производителя. Как правило, набивные грузики устанавливают:

— на штампованные и литые (кованные) диски;
— когда необходимо более надежное крепление, особенно в зимний сезон;
— в случае невозможности закрепить клееный.

Груз на клее универсален и пригоден для всех видов дисков, эстетический вид колеса с ним более пригляден. Однако перепады температур, дорожное покрытие, мойка дисков струей воды – все это приводит к безвременной утере клеящихся грузиков.

Какой дисбаланс считается приемлемым для безопасного движения

Определить статический дисбаланс для обычного автолюбителя фактически не представляется возможным. А вот измерить величину бокового, радиального биения и динамический дисбаланс колеса можно определить, если посетить шиномонтаж, у которого есть соответствующее оборудование.
На территории Р.Ф. (аналогичные Т.У. применимы и в Беларуси) действует межгосударственный ГОСТ 4754-97, введенный с 1999 года. Он описывает предельно допустимые величины статического дисбаланса, массы корректирующих грузиков при динамическом дисбалансе и величины биения колеса.

Предельно допустимые биения шины и масса компенсирующих грузов в соответствии с ГОСТ 4754-97

Тип шины

Посадочный диаметр (дюймы)

Предельно допустимая масса грузиков на колесо (грамм)

Предельно допустимое биение шины (мм)

радиальное

боковое

Радиальные (все типоразмеры

12»

50

1,0

1,5

13»

60

1,0

1,5

14»

70

1,0

1,5

15»

70

1,5

2,0

16»

70

1,5

2,0

215/80 R16C

16»

140

1,5

2,0

Пре

16»

160

1,5

2,0

Диагональные (все размеры)

13»

80

2,0

3,0

14»

100

15»

140

175/80-16

16»

120

Если на шиномантаже, при балансировке нового колеса и диска, вы столкнулись с превышением предельно допустимых значений, то это служит основанием для замены диска или шины. Безусловно, все измерения необходимо оформить документально.

Балансировка по системе «Хавека»

В большей части шиномонтажных мастерских балансировка колес осуществляется по центральному отверстию диска, которое не изнашивается. Колесо центрируется с помощью конуса на станке.
Фирма «Хавек» разработала методику балансировки, в основу которой заложено крепление колеса к балансировочному стенду фланцевым адаптером, имитирующим шпильки ступицы автомобиля. Причем происходит двойная центровка колеса, изначально по центральному отверстию диска, а затем через отверстия крепления к ступице. Такая двойная центровка применяется к любым типам дисков. Разница только в том, что легкосплавные диски изначально центрируются не конусом, а цанговым адаптером. 

 
Как определить качественную балансировку?

На качество балансировки влияют два фактора – квалификация мастера и точность шиномонтажного оборудования.

Классный мастер никогда не позволит:

—    балансировать колесо с налипшей грязью, застрявшими камушками в протекторе;
—    держать в грязи балансировочный станок;

Квалифицированный мастер, который дорожит своим рабочим местом и имеет соответствующее оборудование, всегда перед балансировкой измерит радиальное и боковое биения диска и шины.

По внешним признакам колеса можно также делать выводы:

—    грузики на хорошо отбалансированном колесе должны располагаться рядом;
—    противовесы на установленном колесе не должны ничего цеплять.

Если колесо после балансировки снято со стенда, попросите мастера еще раз закрепить его и проверить дисбаланс. На хорошем шиномантаже, при балансировке по системе «Ха-века», если у вас колесо со стальным диском, дисбаланс на каждую сторону не должен превышать5 граммов, с легкосплавным диском – 3 грамма соответственно. Чем больше размер колес, тем больше ощущается влияние погрешностей на качество балансировки.
Как видим, на результат балансировки человеческий фактор и качество оборудования влияют в равной степени. Если профессиональное мастерство мы как-то еще определяем, то в технических параметрах шиномонтажного оборудования разобраться сложно. Поэтому не стоит заезжать в первый попавшийся придорожный шиномонтаж, а следует обращаться в надежные, проверенные временем мастерские.
В последнее время появились шиномонтажи с 3D балансировкой. Ее суть состоит в том, что с помощью 3ех лазерных лучей и компьютера составляется компьютерная модель диска и шины. На основании этих данных определяются радиальное и боковое биения, с наименьшим дисбалансом садится шина на диск и соответственно более точно можно определить место и массу противовесов.

Для устранения статического дисбаланса в некоторых центрах есть финишная балансировка. Станок финишной балансировки максимально устраняет дисбаланс всего узла подвески: ступицы в сборе с тормозной системой и колеса. Причем, максимальный противовес не должен превышать 15 граммов. Много споров существует по поводу необходимости финишной балансировки, однако понятно, что без нее, при движении авто свыше 120 км/час будет ощущаться дискомфорт.

Вывод: чем больше диаметр диска и выше скорость передвижения автомобиля, тем более точная необходима балансировка.

Динамическая и статическая балансировка колес

Знания большинства людей о балансировке колес ограничены только тем, что они должны быть отбалансированы перед установкой на автомобиль; в противном случае с высокой вероятностью вы получите биение рулевого колеса, неравномерный износ шин и т. д.

Дисбаланс возникает тогда, когда центр масс не совпадает с центром вращения, когда ось центра масс отличается от оси его бегущего центра. Силы, которые приводят к вибрации, в первую очередь обусловлены незначительными несовершенствами вращающихся компонентов. Практически все новые диски и шины являются несимметричными из-за выдувных отверстий в отливках, неравномерного количества / положения отверстий для болтов, деталей, установленных вне центра, диаметров эксцентрично расположенным подшипникам и т. д.

Балансировка — это процедура, при которой массовое распределение колеса проверяется и регулируется с целью обеспечения того, чтобы усилия на оси с частотой, соответствующей рабочей скорости автомобиля, находились в определенных пределах, указанных в международных стандартах.

Неравномерное распределение массы называется дисбалансом. Поскольку оси ограничивают это движение, центробежная сила из-за дисбаланса заставляет колесо вибрировать. Эта вибрация вызывает износ подшипников, создает шум и может привести к механическому повреждению.

Балансировка — это процесс улучшения распределения массы тела таким образом, чтобы оно вращалось в своей плоскости без несбалансированных центробежных сил. Процесс «балансировки» заключается в удалении или добавлении веса (грузика) к колесу таким образом, чтобы эта эффективная осевая линия массы приближалась к истинной оси, добавление или удаление грузиков таким образом, чтобы два центра совпадали.

Существует две формы балансировки: статическая и динамическая

Статическая-баланисровка.png

Статическое нарушение  равновесия  — это неравномерно распределенная масса на оси вращающихся объектов, в результате чего более тяжелая сторона объекта падает в самое низкое положение,пример грузик «А», когда оно находится в покое. Это означает, что если бы вы поместили колесо на свободно вращающуюся ось, оно оставалось бы неподвижным независимо от своего положения. Если колесо статически не отбалансированно, то тяжелое пятно окажется внизу на 6 часов. Установив соответствующий вес (грузик) на противоположной стороне тяжелого пятна, дисбаланс может быть устранен. Этот метод использовался для балансировки узких старинных автомобильных колес в течение многих лет. Большинство владельцев мотоциклов с узкими колесами все еще используют этот метод балансировки колес. Этот тип балансировки прост в исполнении и может быть выполнен большинством компетентных людей и не требует дополнительных устройств, а значит можно выявить дисбаланс в домашних условиях. Статическая балансировка находит применение при балансировке мото колес.

Динамическая-балансировка.png

Динамическое нарушение равновесия может быть обнаружено только при вращении колеса. Это результат неравномерного распределения масс в двух и более плоскостях вращения. Если вы балансируете какие-либо современные колеса (а под современными я подразумеваю колеса шире 4 дюймов), вы всегда должны использовать программу динамической балансировки. Чем шире колесо и шины, тем важнее это становится. При динамической балансировке колеса вы противодействуете вращательным силам, как в вертикальной плоскости, так и в боковой плоскости.  Вертикальный или статический дисбаланс на вращающемся колесе приведет к эллиптическому вращению колеса. Это происходит из-за дисбаланса веса, который устремляется от своего центра. Это заставляет колесо подпрыгивать вверх и вниз. В свою очередь, это может создавать вибрацию и неприятные звуки внутри автомобиля. Это также приведет к тому, что шина будет сильно изнашиваться. Представьте себе, что вы держите в руках велосипедное колесо,а к нему прикрепляете тяжелый груз. Теперь, если вы заставите кого-то вращать это колесо, вы почувствуете, как оно движется вверх и вниз. Динамический дисбаланс колеса может быть исправлен двумя грузиками «А» и «B», но речь здесь идет не только о набивных грузах, в зависимости от формы диска, чаще речь идет про литые, балансировка выполняется с помощью установки в двух плоскостях самоклеющихся грузиков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стандофф 2 ошибка ваше устройство заблокировано
  • Старлайн а93 код ошибки ос7
  • Стежки на швейной машинке как исправить
  • Сталкер чн ошибка cannot open file fsgame ltx check your working folder
  • Статическая ошибка тау это