Страх ошибки у спортсменов

Автор: Е.О. Тихвинская

Автор: Е.О. Тихвинская

Психологическая работа с переживанием страха в спорте

Примеры ситуаций из конкретных видов спорта: опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент») и др.

Основная позиция: страх – это полезная и конструктивная эмоция, если его правильно использовать. Самое худшее, что можно сделать с любой эмоцией, – это пытаться ее игнорировать или пытаться запретить ее себе, убрать «напрямую», «вырезать». Важен оптимальный уровень страха и конструктивное использование страха.

Как страх может быть полезен? Функция страха: страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться. Люди, которые не боятся вообще, – выходят неподготовленные, проходят через предстоящую ситуацию хуже, плохо реагируют на непредвиденные трудности.

Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен – внимание на процесс действия, а не на представление неудачных картинок того, что может произойти. В момент опасности нужно вывести эту опасность из фокуса внимания. Что значит забыть об опасности? Если по-настоящему забыть, то это опять же приведет к несобранности, потере бдительности. Забыть в том смысле, что оставить ее на периферии внимания, периферии сознания. Память об опасности будет внутренним стимулом, будет выражаться в сверхвнимании к разным техническим, тактическим моментам процесса борьбы. Тогда память об опасности занимает свое место и не распространяется на все поле внимания.

Нужно иметь в виду, что как опасность воспринимается не только физическая угроза, но и обычный проигрыш, как опасность социальная, опасность осуждения, опасность непризнания окружающими. Часто спортсмен отрицает само слово «страх», тогда предпочтительнее более мягкие термины, например, «опасение».

Приведём авторские упражнения, используемые в консультировании спортсменов при работе со страхом:

Упражнение 1. «Проживание страха до конца». То есть представление максимума возможных картинок, что будет, если опасения оправдаются, нужно проделать заранее, исчерпать эти фантазии и представления задолго до важной ситуации соревнования. Психолог помогает проделывать данное упражнение с помощью конкретизирующих вопросов.

Пример: «Я опасаюсь ошибки», ? «Что будет, если ты ошибешься?», ? «Будет неприятно», ? «Что именно неприятно?», ? «Денег не дадут (уважать не будут, план сорвется, в глаза кому-то смотреть не смогу и т. п.)»,? Что будет, если (денег не дадут, уважать не будут, сам в себе разочаруюсь)? Подобными вопросами надо прокрутить цепочку до самого конца и до самого плохого.

Результаты: а) меньше останется неосознанного, но работающего в подсознании негатива; б) будет план на худший случай; в) можно выйти на основную причину страха – тогда работа со страхом будет более эффективна; работа с заместителем основной причины менее эффективна.

Упражнение 2. «Представление последовательности предстоящих действий». Оно использует «прокручивание» алгоритмов действий в различных вариантах развития событий, упражение уместно для корректировки уровня страха до оптимального. Страх является сигналом требования подсознанием дополнительной информации и дополнительного сосредоточения на определенных моментах деятельности (по поводу которых возникает страх). Подсознание в виде легких опасений (безосновательных для сознания) выдает информацию о слабых, недостаточно подготовленных моментах предстоящей деятельности. Детальное представление предстоящей деятельности уменьшает информационную неопределенность, увеличивает шансы заранее обратить внимание на слабые места подготовки и приложить к ним дополнительные усилия, подготавливает нервную систему к предстоящим вариантам развития событий.

Возможны следующие ошибки в данной психотехнике: обобщенное, неподробное представление (не выполняет вышеописанных функций); представление неудачных вариантов (провоцирует их исполнение). Вместо этого рекомендуется сосредоточить внимание на том, что нужно сделать (как можно более детально) для предотвращения неудачного варианта развития событий. Эффективность данного упражнения зависит от уровня управления вниманием и от определения того, почему возникло именно такое опасение, т. е. какие именно действия вызывают опасение и страх.

Упражнение 3. «Обязательный страх». Упражнение можно выполнять на тренировках или в различных жизненных ситуациях, при условии отсутствия реального риска травмы из-за спровоцированных неправильных действий. Психолог дает задание бояться «по расписанию», в обязательном порядке. Например, при прохождении дистанции или выполнении какой-либо деятельности в течение 5 минут обязательно нужно бояться (спортсмен разрешает себе и пытается спровоцировать в своем состоянии те явления, от которых обычно пытается избавиться), затем 5 минут не бояться, потом опять бояться и т. д. Результаты: а) эмоция превращается в объект для экспериментов, она перестает быть захватывающей, всеобъемлющей, бесконтрольной; б) обязательность снижает привлекательность страха для подсознания. Пробовать желательно не на соревнованиях и задолго до старта.

Упражнение 4. «Интерес к собственному страху». Это упражнение превращает собственную эмоцию в объект и заключается в установке на интерес к собственному страху. (Интерес – хорошая комплексная эмоция, сочетающаяся с сосредоточенностью, энергичностью, умеренностью.) Пример: «Интересно, как я пройду эту дистанцию в условиях опасений?», «Интересно, о чем сейчас хочет сказать мне мой страх?» ? «О том, что ты неудачник» – ответ неверный, ?«О том, что стоит обратить внимание на (что?), сделать (как?), подстраховаться в (чем?) (конструктивные варианты). ?«О том, что что-нибудь случиться» ? ответ неполный, не конструктивный. Должно быть: «Что именно может случиться и как поступить в этом случае». Условие таких внутренних диалогов ? отсутствие цензуры. Подсознанию разрешается генерировать любые варианты, но сознание вправе задавать уточняющие вопросы. Прием может использоваться и в процессе деятельности при возникновении страха.

источник: Е.О. Тихвинская
Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007

Спортивная деятельность, особенно соревновательная, характеризуется высокой
эмоциональностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими
факторами, среди которых основными факторами, влияющими на выраженность
предстартового возбуждения спортсменов, являются:

1. Важность соревнования; эта важность всегда индивидуальна и не всегда
коррелирует с рангом соревнования, например, чемпионат института может быть
более важен для спортсмена, чем участие в соревнованиях городского или
областного масштаба, где у спортсмена нет шансов на победу;

2. Наличие сильных конкурентов;

3. Условия проведения соревнований (торжественность открытия, задержка
старта из-за погодных условий);

4. Поведение посторонних лиц, особенно тренера, который нарушает
концентрацию спортсмена своей «накачкой»;

5. Индивидуально-психологические особенности спортсмена (особенности
нервной системы и темперамента: эмоциональный стресс легче переносят спортсмены
со слабой нервной системой, эмоционально возбудимые, с высоким нейротизмом);

6. Характер и особенности взаимоотношений в коллективе, т.е.
психологический климат;

7. Присутствие важных для спортсмена людей (друзей, возлюбленных, тренеров
команд);

8. Степень владения способами саморегуляции.

Переживание страха и тревоги естественно для человека. У каждого человека
есть своя индивидуальная форма страха, которая является такой же частью образа
жизни, как и присущая ему форма любви и индивидуальная неизбежность смерти.
Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека.

Чувство страха, вероятно, самое болезненное из всех психических состояний,
оно отражает внутренний (психический) страх, который подавляется, а иногда это
просто состояние паники. Иногда страх приводит к потере контроля над поведением
человека, что можно рассматривать как трусость, малодушие. Преодоление того же
чувства страха считается мужеством или личной храбростью.

Тревожность (беспокойство) проявляется в нарушении внутреннего
психологического комфорта, переживании сильного трепета или даже страха в
ситуациях, к которым спортсмен ранее был относительно равнодушен.

Неуверенность в себе — это результат размышлений о неадекватности своих
способностей по отношению к поставленной цели. Как страх, так и уверенность
(неуверенность) могут быть чертами личности или ситуативными, отражающими
душевное состояние спортсмена. В данном случае речь идет о таком психическом
состоянии, когда даже уверенный в себе спортсмен начинает сомневаться в том,
что его достаточно для достижения цели. В крайних случаях развитие этого
состояния приводит к отказу от поставленной цели и уходу из спорта.

Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием тревоги, что
может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или качество тренировочного
процесса. Е.П. Ильин считает, что причины тревоги и страха у спортсменов могут
быть следующими: Страх проиграть и даже выиграть; страх ответственности; риск
испытать боль или получить травму; последствия собственной агрессии; оценка
силы соперника.

Возникновение тревоги и страха не редкость в спорте, в некоторых случаях
они даже помогают достичь желаемой концентрации. Однако избыток может привести
к выбросу адреналина, что может негативно сказаться на производительности.

Таким образом, спортивная деятельность как деятельность в экстремальных условиях способствует развитию различных страхов, поэтому важной задачей является разработка методов, помогающих спортсменам преодолевать страхи.

Диагностика страха и тревоги у спортсменов - Некоторые методы диагностики состояния здоровья

Некоторые методы диагностики состояния здоровья

Термометр Киселева — это шкала для интервальной самооценки
состояния, разработанная Ю.В. Киселевым. Я. Киселева (ВНИИФК) в 1975 году,
методика предназначена для оценки компонентов предсоревновательного состояния
спортсменов. Для исследования используются графические шкалы индексов состояния
длиной 10 см. Спортсмена инструктируют отмечать на шкалах тяжесть показателей
состояния. После обследования психолог отмечает значения показателей состояния,
измеряя отмеченные участки линейкой (измерение показателей состояния с помощью
числовых шкал более удобно для обработки, но менее содержательно, так как спортсмены
стремятся избегать низких значений, и значения оказываются завышенными).

Метод «Рельеф психического состояния личности»
предназначен для комплексной оценки многоуровневых компонентов состояния,
разработан Прохоровым (Казанский государственный университет имени В.И.
Ульянова-Ленина) в 1998 году. Опросник состоит из четырех разделов,
соответствующих характеристикам государства, каждый из которых оценивается 10
индексами с 11 значениями. Формы, ключи и обработка публикуются таким образом,
чтобы данные можно было представить в виде оригинальной гистограммы. Нет
информации по интерпретации, можно провести сравнительный анализ характеристик
ПС у разных людей в группе, у человека в разных ситуациях и изучить связь шкал
с показателями других методик. Проведение обследования и обработки является
очень трудоемким и трудоемким, поэтому методика не может быть использована в
практических целях психологической помощи. В научных исследованиях анкета может
быть использована для диагностики состояний, которые являются длительными и
очень стабильными.

Методика САН (метод оценки самочувствия, активности, настроения,
официальное название — «Тест дифференцированной самооценки функционального
состояния») была разработана в 1972 году сотрудниками Ленинградской
военно-медицинской академии В. И. Ленинграда. А. Доскин, II. А. Лавренев и др.
Анкета состоит из 30 пар полярных шкал: Благополучие, активность, настроение.
Во время экзамена экзаменатор отмечает степень выраженности каждого показателя.
Во многих публикациях и компьютерных версиях приводятся формы и ключи, но часто
отсутствуют описания характеристик масштаба и интерпретации. При разработке
методики САН была проведена проверка на конструктивную валидность и текущую
валидность, а также стандартизация на выборке из 300 студентов. Эта техника
является одной из популярных, но она редко используется в спортивной
психологии, в основном в научных исследованиях. Для практических задач в
спортивной психологии были разработаны более информативные методы, позволяющие
оценить показатели ПС, которые в то же время более информативны для спортивной
деятельности.

Метод СOПAС-8 (субъективная оценка актуальных психических
состояний) был разработан в лаборатории психических состояний Чехословацкого
научно-исследовательского института психиатрии в 1980-х годах и адаптирован
Соповым; были созданы компьютерные версии. Цель процедуры — оценить девять
компонентов ПС (см. табл. 16.1). Шкалы, соответствующие каждому из компонентов,
включают восемь показателей, выражение которых имеет четыре варианта. Опрос
проходит быстро, поскольку формы четко расположены. В публикациях дается
описание шкал, форм и обработки. Нормативных стандартов интерпретации не
существует, рекомендуется сравнивать сдвиги между компонентами фонового и
диагностированного ПС. Результаты опросов с использованием этого метода
представлены в работе Сойова.

Предсоревновательный опросник для спортсменов был разработан для оценки физического, эмоционального и когнитивного компонентов ПС. Опросник был разработан в 1982 году известным отечественным специалистом Алексеевым (ВНИИФК) и состоит из 30 вопросов с тремя вариантами ответов. В публикациях (см. табл. 16.1) представлены формы и ключи, стандарты интерпретации отсутствуют, рекомендуется сравнить выраженность компонентов и соответственно организовать психологическое вмешательство. Результаты опроса могут позволить уточнить направление психотерапевтических бесед и содержание предложений.

Состояние
страха

Спортивная
деятельность часто сопровождается переживанием страха (ужаса), который может
повлиять на успех соревнований или качество тренировок. Это особенно актуально
для начинающих спортсменов, но даже опытные спортсмены могут испытывать страх
снова проиграть, если их предыдущее выступление на соревнованиях было
неудачным.

Тревога
чаще возникает у женщин-спортсменок, чем у мужчин-спортсменов, и чаще у явных
спортсменов, чем у

Тревожность
чаще встречается среди кандидатов в мастера спорта и мастера физического
воспитания, и чаще среди тех, кто имеет высшее образование, чем среди тех, кто
имеет среднее образование.

Тревога
имеет два проявления — астеническое и стеническое. Первая проявляется в
пассивно-оборонительных реакциях, таких как ступор, и активно-оборонительных
реакциях.

Некоторые
исследователи выделяют три формы тревоги, возникающей при осознании опасности.
Первая форма — астеническая реакция — выражается в ступоре, дрожи, неадекватном
поведении. Она возникает по механизму пассивно-оборонительного рефлекса.

Вторая
форма — это паника, которая охватывает многих или всех членов команды. Близким
к панике как массовому состоянию в спортивной деятельности является страх танка
у гимнастов при неудачном выступлении первого номера команды, страх команды,
которая накануне выиграла матч у сильного соперника с крупным счетом и т.д.

Третий
тип страха — боевое возбуждение, которое связано с активной сознательной
деятельностью в момент опасности. Состояние боевого возбуждения положительно
окрашено, то есть человек испытывает своеобразное удовольствие и повышенную
активность психической деятельности в опасной ситуации. Очевидно: это состояние
встречается у опытных спортсменов: парашютистов, слаломистов, альпинистов,
прыгунов в воду и прыгунов с трамплина.

Помимо
крайних проявлений, страх всегда подразумевает переживание реальной или
воображаемой опасности. Следует помнить, что не отдельный фактор страха
определяет величину реакции, а ситуация в целом, образ ситуации (эксперименты
Кеннона). Страхи, по определению, всегда направлены на конкретный объект.
Отдельной проблемой является беспредметная тревога, которая периодически
перерастает в панические атаки и обычно связана со скрытым страхом смерти. По
словам К. Изарда, результаты ряда исследований убеждают нас в том, что
необходимо различать тревогу и страх, хотя ключевой эмоцией тревоги является
страх.

Но
тревогу нельзя отождествлять со страхом. Страх — это совершенно отдельная,
специфическая эмоция, которая заслуживает выделения в отдельную категорию.
Рассмотрение тревоги как специфической эмоции позволяет нам отделить ее от
феномена страха. Тревога — это сочетание или картина эмоций, и эмоция страха —
лишь одна из них. Например, З. Фрейд предположил, что когда человек
подвергается хроническому стрессу и испытывает угрозу своему благополучию, его
эго наполняется ярко выраженной тревогой. Некоторые психоаналитики используют
термины «тревога», «тревожность» для обозначения
чрезмерного мрачного ожидания. Под «тревогой» подразумевается
сознательная оценка реальной угрожающей ситуации.

Степень
и направление вегетативных сдвигов зависят от степени развития самоконтроля и
качества мужества спортсмена. У лиц, склонных к трусости в опасной ситуации,
пульс может не увеличиваться, а уменьшаться, а вместо покраснения лица
наблюдается бледность. Характерен также следующий факт: у смелых перед
повторным упражнением частота сердечных сокращений ниже (по сравнению со
сдвигом во время первого упражнения), а у трусов во время повторного упражнения
частота сердечных сокращений еще выше.

Нейродинамические показатели также изменяются под влиянием страха. Смелые субъекты отличаются от трусливых большей стабильностью баланса между возбуждением и торможением в опасной ситуации или сдвигом в сторону увеличения возбуждения. Трусы характеризуются менее устойчивым равновесием и большим сдвигом в сторону торможения. Эти типы реакций, отличающие храбреца от труса, соответствуют двум формам эмоциональных реакций на осознанную опасность: астенической и стенической.

Тревога как состояние и как черта характера

Тревога, как и любое другое психологическое
переживание, напрямую связан с направляющими мотивами и потребностями человека
и призван регулировать его поведение в потенциально опасной ситуации.
Источником тревоги могут быть как внешние раздражители (люди, ситуации, текущие
события), так и внутренние факторы (текущее состояние; прошлый жизненный опыт,
определяющий интерпретацию текущих событий и прогнозирующий их дальнейшее
развитие). Состояние тревоги, как и любое другое психическое состояние,
проявляется на разных уровнях организации человека: на физиологическом уровне —
тревога проявляется усилением сердцебиения, учащением дыхания, увеличением
минутного объема циркулирующей крови, повышением артериального давления,
повышением общей возбудимости, снижением порогов чувствительности, появлением
сухости во рту, слабости в ногах и т.д;

— эмоционально-когнитивный — характеризуется
чувством беспомощности, бессилия, неопределенности, амбивалентности чувств, что
приводит к трудностям в принятии решений и постановке целей;

— поведенческие — бесцельно ходит по комнате,
грызет ногти, раскачивается на стуле, стучит пальцами по столу, теребит волосы,
вертит в руках различные предметы и т.д.

Следует отметить, что хотя на уровне
субъективного опыта тревога является скорее негативным состоянием, ее влияние
на поведение и деятельность человека неоднозначно. В связи с этим современная
психология выделяет два вида тревоги: мобилизующую и расслабляющую
(дезорганизующую). Мобилизующая тревога дает дополнительный импульс к
деятельности, а расслабляющая тревога снижает ее эффективность вплоть до
полного прекращения и общей дезорганизации деятельности.

Исследования показывают, что уровень тревожности различается по интенсивности и может меняться со временем в зависимости от уровня стресса, которому подвергается человек. Наименьшая интенсивность тревоги соответствует чувству внутреннего напряжения, выражающегося в переживании напряжения, настороженности, дискомфорта. Сам по себе он не несет признаков угрозы, но служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Эта стадия тревоги имеет наибольшую адаптивную ценность. Наиболее интенсивное проявление тревоги — тревожно-боязливое возбуждение — выражается в потребности двигательной разрядки, поиске помощи, что максимально дезорганизует поведение человека. Таким образом, тревога может стимулировать активность до определенного момента, но начинает производить дезорганизующий эффект после пересечения порога «зоны оптимального функционирования» индивида. Только сильная тревога оказывает дезорганизующее действие. Для психологов этот тип тревоги представляет наибольший интерес, поскольку этот тип тревоги является «проблемным» в субъективном опыте индивида. Интенсивная тревога, оказывающая дезорганизующее влияние на деятельность, является крайне неблагоприятным состоянием для преодоления или трансформации человека.

Тревога и страх в спорте

Тревога — это наиболее распространенное
состояние, которое испытывают спортсмены перед стартом и перед сложным
упражнением, которое они собираются выполнить впервые. Она возникает у
спортсмена перед стартом, исход которого для него значим, но результат которого
неизвестен. Симптомы состояния тревоги следующие: Сомнение в будущем исходе,
замедленные двигательные реакции, нарушение дыхательного цикла, снижение объема
и частоты дыхательных движений. Состояние тревоги усугубляется неуверенностью
спортсмена.

Спортивная деятельность часто сопровождается
переживанием тревоги (страха), что может повлиять на успех соревнований или
качество тренировок.

Тревога в спорте — это эмоциональное состояние
спортсмена, связанное с предчувствием надвигающейся опасности.

Как и все люди, спортсмены подвержены различным
тревогам.

Однако спортсмены гораздо чаще оказываются в
стрессовых ситуациях, когда об их относительном успехе или неудаче могут судить
другие. Более того, успех, которого они достигают, можно очень точно измерить в
метрах, очках, секундах, победе или поражении и так далее.

Хотя результаты спортивных мероприятий легко
измерить, средства достижения этих результатов не так хорошо структурированы.
Существует множество методов тренировок. Тренировочные планы бывают разных форм
и интенсивности, как и тактические варианты игр с различными действиями.

Более того, успех, которого они достигают, можно
очень точно измерить в метрах, очках, секундах, выигрыше или проигрыше и т.д.

Поэтому неудивительно, что спортсмены иногда страдают
от различных страхов и тревог.

Это особенно актуально для дебютантов
соревнований, но даже опытные спортсмены могут бояться снова проиграть, если
предыдущее выступление на соревнованиях закончилось неудачей.

Тренеры и те, кто интересуется спортом высоких
достижений, возможно, не знают, что некоторые спортсмены иногда боятся победы.
Этот страх может иметь разные причины и приводить к разным последствиям в
конкуренции. Например, врачи, наблюдавшие этот страх у спортсменов,
предположили, что это просто боязнь стать рекордсменом или чемпионом, создав
тем самым ситуацию, в которой другие будут пытаться их победить.

Кроме того, спортсмен с комплексом
«никофобии» (страх успеха) может бояться победы из-за зрителей и
болельщиков, которые могут не так активно поддерживать его в будущем,
предпочитая болеть за претендента, а не за сильнейшего обладателя титула.

Тревога и многие формы страха в большинстве
случаев характеризуются следующим мыслительным процессом: Человек находит
примеры неблагоприятных или опасных событий в своем прошлом или из своего
окружения и переносит этот опыт на свое будущее.

Страх и тревога, как и другие неприятные
переживания, не являются исключительно «вредными». Каждая эмоция
имеет свою функцию и позволяет ребенку и взрослому ориентироваться в
объективной и социальной среде. Страх и тревога регулируют поведение,
направляют человека в сторону от опасности, возможности получения травмы и т.д.
Однако для людей как социальных существ страх и тревога часто становятся
препятствиями на пути к достижению целей.

Существует две формы страха, которые может
испытывать спортсмен: соматический страх и когнитивный страх. Соматическая
тревога обычно проявляется такими физиологическими признаками, как сухость во
рту, зевота, желание посетить уборную, тошнота и липкие ладони. Когнитивное
беспокойство или волнение может оказать негативное влияние и привести к страху
неудачи или плохой работе. Более того, волнение можно направить в
конструктивное русло и оказать положительное влияние на результаты тренировок и
соревнований. Страхи спортсменов делятся на следующие категории:

1) Личные страхи не показать желаемый результат;

2) Страх перед неудачей товарищей по соревнованию
(сторонников и т.д.).

3) Страх получить травму,

4) Страх быть невостребованным;

5) Страх агрессии со стороны окружающих.

Чтобы преодолеть негативное влияние тревоги и страха, спортсменам необходимо развивать определенные качества: смелость, решительность, сила воли и т.д.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология социального поведения
  2. Общественная природа сознания
  3. Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов
  4. Психические расстройства по мкб
  5. Виды поведения
  6. Смысложизненные ориентации одарённых девушек подростков, занимающихся изобразительной деятельностью
  7. Ощущение – первичная форма отражения действительности — Понятие ощущения
  8. Членство в группе и социальная идентичность
  9. Книги по детской психологии — список
  10. Влияние профессионального стресса на психические состояния персонала организации

Родители и тренеры часто жалуются на то, что дети сами вредят собственному успеху. Почему же юные спортсмены делают это? Можно предположить, что проблема связана с «боязнью успеха», но вряд ли это так. Боязнь успеха действительно приводит спортсменов к саморазрушению, но такого рода страх встречается гораздо реже по сравнению с боязнью неудачи.

В чем разница между боязнью неудачи и страхом перед успехом? Хотя оба они мешают спортсменам, заставляя их испытывать беспокойство, напряженность и переживание по поводу победы и достижения результата, причины возникновения этих страхов различны.

Боязнь неудачи развивается тогда, когда спортсмены боятся не получить желаемого, не добиться цели, для достижения которой они долго и упорно трудились, например, завоевать победу на престижном чемпионате. А боязнь успеха развивается тогда, когда их огромные переживания сосредоточены на том, что будет после того, как они станут успешными в своем виде спорта, справятся ли они с новыми трудностями, обязанностями и ограничениями, которые буквально обрушатся на них в случае неоднократной победы и, соответственно, узнаваемости.

Достаточно представить, что чувствует спортсмен с мировым именем перед началом соревнования или просто выходя на публику, какую собранность и внутренний контроль он должен проявить, чтобы не огорчить людей, чьи взгляды прикованы к каждому его движению. Не каждый способен нести эту ношу.

Но для большинства молодых спортсменов проблема состоит совсем не в этом. Чаще всего они «мешают сами себе» по причине боязни неудачи, которая проявляется во всевозможных формах. Помимо тревоги и сковывающего внутреннего напряжения боязнь неудачи способна заставлять юных спортсменов прикладывать чрезмерные усилия, что тоже психологически надламывает их, мешая добиться успеха.

Какие конкретно опасения мешают спортсменам добиваться успеха?

Родителям недостаточно просто знать, что их ребенок испытывает боязни неудачи. Очень важно иметь представление о том, какой конкретно тип страха препятствует их юному спортсмену в достижении успеха. В частности, как можно увидеть из списка ниже, боязнь неудачи зачастую связана с выраженной потребностью в социальном одобрении, т. е. ребенку крайне важно то, что подумают о нем другие люди.

Проявления страха неудачи:

  • Боязнь проиграть матч, игру или состязание. Дети очень сильно хотят выигрывать и боятся, что не смогут этого сделать.
  • Боязнь негативной общественной оценки. Спортсмены боятся, что окружающие могут посчитать их неудачниками в спорте.
  • Боязнь позора. Дети боятся опозориться перед товарищами, показав плохой результат.
  • Боязнь подвести других. Спортсмены не хотят подводить других – тренеров, родителей или товарищей по команде.
  • Боязнь приложить усилия напрасно, вхолостую или не сыграть в полную силу. Юные спортсмены хотят, чтобы их тяжелый труд, талант и долгие тренировки всегда приводили к достижениям (например, к победам, наградам и т. д.).
  • Боязнь не оправдать ожиданий. Молодые спортсмены переживают, что не смогут оправдать ожидания окружающих.
  • Боязнь быть отвергнутым, потерять уважение или не получить одобрения.
  • Боязнь совершить ошибку и не показать всего, на что способен, и это после большого количества тяжелой работы и тренировок.

Как помочь юным спортсменам преодолевать боязнь неудачи

  • Для того чтобы помочь детям справиться с боязнью неудачи, необходимо понять, чего конкретно они бояться, и бороться с этой проблемой прицельно. Возьмем для примера страх позора. Если у вашего юного спортсмена именно эта форма страха, значит, он слишком переживает о том, что думают о нем другие люди. Он должен заниматься спортом для себя, в свое удовольствие, и не беспокоиться о мнении сторонних наблюдателей.
  • Помогайте детям концентрироваться на успехе вместо того, чтобы беспокоиться о неудаче. Многие спортсмены с боязнью неудачи обращают внимание не на то, что нужно. Они больше думают о том, как не наделать ошибок, чем о том, как поймать мяч или выполнить гимнастическое упражнение. Таким спортсменам необходимо устанавливать для себя небольшие, пошаговые цели, которые помогут им сильнее сконцентрироваться на достижении успеха. Один из вариантов: дети должны мысленно представить правильное выполнение упражнения, прежде чем выполнить его.
  • Спортсмены с боязнью неудачи должны учиться заниматься эффективно, а не идеально. Идея заключается в том, что ребенку не нужно быть совершенным, чтобы показывать в спорте свои лучшие результаты. Дети часто пытаются чрезмерно контролировать свои спортивные выступления (из-за опасения совершить ошибки). Они должны понять, что ошибки являются естественной частью спорта. Цель состоит в том, чтобы ваши юные спортсмены доверяли своим навыкам, выполняли спортивные упражнения более свободно и чувствовали себя менее зажатыми.

Ссылки по теме:

  • Значение неудач и поражений для детей
  • Как ребенку нужно воспринимать свои ошибки
  • Что способно разрушать мотивацию ребенка
  • Как воспитать уверенного в себе ребенка
  • Больше статей о психологии детей

12.1. Тревога и страх в спортивной деятельности

Спортивные психологи и педагоги уделяют большое внимание изучению страха и тревоги [74, 114, 115, 127–135, 136, 137, 145, 151, 195, 204, 232, 238, 266, 292].

Тревога в спортивной деятельности. Исследования спортивных психологов показывают, что высокий уровень тревоги является довольно типичным для спортсменов. При этом, как выявил Ю. Л. Ханин [294], чем ближе к старту соревнований, тем более выражено состояние ситуативной (реактивной) тревоги у спортсменов. Аналогичные данные получены А. Д. Ганюшкиным [67]: за неделю до соревнований тревогу испытывали 6 % спортсменов, за два-три дня – 10 %, за день – 20 %, утром в день соревнований – 33,5 %, за один-два часа до старта 30,8 %. При этом более выраженная тревога была у спортсменов с высокой личностной тревожностью. Отмечено также, что предстартовая тревога нарастает с возрастом спортсменов.

Спортсмены с сильно выраженной потребностью в успехе отличаются меньшей тревожностью, чем спортсмены с преобладанием мотива избегания неудачи [137]. Тенденция к тревожности с первым типом мотивации находится в значимой положительной связи, а со вторым типом – в положительной. Это означает, что чем меньше у спортсменов тревожность, тем больше выражен у них мотив достижения успеха и чем больше тревожность, тем больше выражен мотив избегания неудачи. Чем больше был выражен мотив избегания неудачи, тем больше интенсивность сдвигов, связанных с состоянием тревоги. Наконец, чем больше у спортсменов тревожность, тем хуже успешность их деятельности. Сходные результаты в отношении тревожности были получены Ю. Н. Лысенко [181]: высокий уровень предстартовой тревожности положительно коррелировал с выраженностью вегетативных сдвигов и отрицательно – с соревновательными результатами.

Усугубляет состояние тревоги чувство неуверенности спортсмена в своей готовности к соревнованию или в том, какую оценку дадут другие люди результату его деятельности (когда вынесение этой оценки откладывается на некоторое время). Причинами же неуверенности могут быть: недостаток сведений, необходимых для принятия решений или прогноза успеха или неуспеха; преклонение перед сильным соперником, боязнь его; частые поражения, которые терпит спортсмен, или проигрыш важного соревнования; вынужденная смена игрового амплуа; новизна обстановки, задания, неясность и неопределенность цели и задачи.

Играют роль и особенности личности, например неадекватная заниженная самооценка, приводящая к стойкой неуверенности в себе, что свойственно спортсменам, уходящим от борьбы, пасующим перед трудностями.

На очень ответственных соревнованиях, заявляетзаслуженный мастер спорта M., а иногда и перед ними, он начинал так нервничать, что приходилось отказываться от выступления. Всякие попытки силой воли заставить себя не нервничать, даже не думать о соревнованиях, отвлечься чем-либо посторонним, взять себя в руки не давали никаких результатов.

Гаврилюк В. К. [62, с. 100]

Неуверенность часто возникает у лиц легко внушаемых, с навязчивыми мыслями; такие спортсмены верят в приметы, ритуалы, что связано с их эмоциональной неустойчивостью [84].

Характерно, что если неуверенность приводит к тревоге, то и устойчивая тревожность как свойство личности приводит к более легкому появлению неуверенности, к постоянным сомнениям.

Некоторые спортсмены умело скрывают свою тревогу перед стартом. В этом случае выявить ее поможет объективное психологическое обследование спортсмена.

Вратарь олимпийской сборной команды СССР по футболу Р. Урушадзе в беседе говорил, что никогда не волнуется перед матчами, и его поведение перед играми всегда подтверждало это. Но перед отборочной встречей с командой ГДР в Москве, когда решался вопрос об участии советской команды в финальных играх Олимпиады в Токио, вратарь сыграл неожиданно слабо и допустил ряд грубых ошибок. Результаты корректурной пробы перед игрой показали неудовлетворительное состояние у спортсмена функции внимания.

Новиков Б. И. [206, с. 37]

Выявить тревожного спортсмена не всегда легкая задача. Спортсмен редко прямо скажет тренеру, что он боится. Ведь так не должен поступать мужчина, и потому даже самые встревоженные и обеспокоенные спортсмены, вероятнее всего, открыто не выскажут своих страхов, поскольку побоятся признать свою слабость. Однако поведение спортсмена может свидетельствовать о том, что он встревожен. Например, известно, что встревоженный человек охотнее обсуждает свои слабости и недостатки, чем не тревожный. Тревога часто проявляется в поведении, которое можно было бы назвать чрезмерной чувствительностью к раздражению. Спортсмен, который входит в незнакомый зал или на чужое поле и начинает при этом жаловаться на что-то (слишком крутой вираж у дорожки, не то освещение, перекладина не как у нас), тем самым косвенно говорит тренеру, что он в той или иной мере встревожен.

Кретти Б. Дж. [158, с. 146]

При неуверенности в благополучном исходе деятельности предстартовые сдвиги, отражающие величину эмоционального возбуждения, выражены гораздо больше, чем при уверенности в успехе. Более высокая тревога неуверенных имеет, однако, и положительное следствие: у них больше, чем у уверенных, выражена мобилизация на достижение успеха в предстоящей деятельности. Поэтому нельзя неуверенность безоговорочно причислять к факторам, мешающим достижению успеха. Все зависит от той степени выраженности тревоги, которая развивается у данного спортсмена. Степень же тревоги определяется как степенью значимости успеха для спортсмена, так и его личностными особенностями (например, чаще всего высокая тревога сопутствует спортсменам с высоким нейротизмом).

Насколько прогностичным является показатель тревоги в отношении успешности выступления спортсменов на соревнованиях? Данные, получаемые исследователями, противоречивые.

По данным Вяткина и Мерлина [56], у тревожных спортсменок на соревнованиях успешность выполнения упражнений несколько снижается по сравнению с уровнем, показываемым на тренировочных занятиях.

Некоторыми авторами [337, 341] не выявлены линейные зависимости между тревогой и результатом соревновательной деятельности. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, занятое место и абсолютный результат, показанный на соревновании, не всегда отражают действительную эффективность деятельности спортсмена [511], поэтому предлагается сопоставлять уровень тревоги не с местом или результатом, а с качеством действий, насколько результат близок к лучшему достижению, к максимальным возможностям спортсмена. Во-вторых, целесообразно ориентироваться не на среднегрупповые, а на индивидуальные показатели конкретных участников и присущие именно им индивидуальные оптимумы «полезной тревоги» [294]. Последнее означает, что у каждого спортсмена имеется такой уровень тревоги, который способствует наибольшей успешности его деятельности.

В качестве примера Ю. Л. Ханин [292] приводит результаты исследования, проведенного им с участием десяти квалифицированных тяжелоатлетов. У спортсменов за три дня до начала ответственных соревнований определялся уровень ситуативной тревожности (тревоги). Затем этот уровень тревоги сопоставлялся с заблаговременно выявленными у них индивидуальными оптимумами тревоги, и все участники были проранжированы по тому, насколько близко их состояние находилось к соответствующему уровню «полезной» тревоги. После выступлений на соревновании спортсмены были также проранжированы по успешности их деятельности (насколько каждый из них был близок к своему личному рекорду в сумме двоеборья). Оказалось, что между успешностью выступления спортсмена и степенью отклонения его состояния тревоги от оптимального уровня за три дня до соревнований существует достоверная корреляция. Менее успешно выступили спортсмены, у которых тревога за три дня до соревнований была не только выше, но и существенно ниже их индивидуальных предсоревновательных оптимумов. Это исследование показывает, что в ряде случаев уровень тревоги надо не только снижать, но и повышать.

Чаще все же неудаче сопутствовал повышенный уровень тревоги, поэтому тренеру или психологу необходимо знать способы снижения тревоги. К ним относятся: 1) снижение субъективной значимости предстоящего соревнования; 2) формирование уверенности у спортсмена в успешности выступления на соревновании; 3) сужение круга значимых людей, на оценки которых спортсмен особенно ориентирован; 4) создание желаемой социальной микросреды через регламентацию общения и взаимодействия партнеров между собой и с тренером.

Надо отметить, что тренеры могут передавать собственную тревогу своим спортсменам. Например, один тренер по боксу, волнуясь за неблагоприятный исход поединка для своего ученика, имел обыкновение поправлять свой галстук. Его ученик связал это поведение тренера с успешностью своих выступлений и выявил, что, когда тренер теребит свой галстук, он проигрывает. После этого он стал внимательно наблюдать за тренером и, увидев, что тренер трогает свой галстук, начинал волноваться, у него появлялась неуверенность и в конце концов он проигрывал поединок.

Страхи у спортсменов. Спортивная деятельность часто сопровождается страхом в связи с наличием риска и опасностей различного рода, и прежде всего с опасностью получения физических травм.

Легкие травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери спортивной работоспособности, составляют 90 %, средние – около 9 % и тяжелые, когда пострадавшие нуждаются в госпитализации, а спортивная работоспособность утеряна на долгое время, если не навсегда, – не более 1 %.

В среднем по всем видам спорта число травм на 1000 человек составляет 4,7. Частота травм во время тренировок и соревнований неодинакова. На официальных соревнованиях, когда спортсмен, презрев риск, максимально выкладывается, показатель травматичности намного выше и составляет 8,3, в то время как на обычных тренировках он составляет всего 2,1. Причем на тренировках, где отсутствует тренер, травмы случаются в четыре раза чаще, чем в его присутствии.

Самым травмоопасным видом спорта по праву считается бокс, где показатель травматичности равняется 158,1 на 1000. Помимо бокса наиболее травмоопасными считаются борьба и конный спорт. Показатель травматичности в борьбе составляет 103, а в конном спорте 101. Следующим в рейтинге увечий неожиданно идет фехтование, правда заметно отставая от первых трех «фаворитов». Травматичность в фехтовании равна 64,2. Опасным видом спорта является и альпинизм, где нередки случаи гибели как отдельных спортсменов, так и целых команд. Кроме того, альпинисты из-за сильного отражения солнечных лучей от снега могут ослепнуть.

Что касается вероятности смерти для занимающихся спортом, то, по данным В. Н. Лысцова [182], наиболее опасными являются мотоспорт, альпинизм, скачки (особенно с препятствиями), далее идут велоспорт, бокс, горные лыжи. В знаменитой «Формуле-1» почти ежегодно погибают пилоты, практически каждый гонщик в любом классе машин побывал в столкновениях и имеет травмы различной тяжести. Бывает, что люди умирают непосредственно в момент занятий спортом (внезапная смерть).

Следствием этого является переживание тревоги и страха спортсменами, занимающимися травмоопасными видами спорта. По данным И. П. Петяйкина [219], около половины гимнастов во время соревнований испытывают различные астенические переживания. Боязнь новой травмы после излечения предшествующей приводит к тому, что спортсмен, перестраховываясь, не действует в полную силу.

X. Фландерс, известная горнолыжница: «Моя основная специальность – скоростной спуск, где скорости достигают 80–90 миль в час, и чувство страха здесь обычное явление. Для достижения цели приходится рисковать. Страх и все, что с ним связано, заставляет быть расчетливым. Вы должны знать, что каждый участник скоростного спуска испытывает беспокойство, а некоторые до смерти напуганы. Ничего удивительного, так как горнолыжник постоянно рискует и здоровьем, и даже жизнью».

Ангерлейдер С. [17, с. 77]

Особенно рельефны различные формы страха и проявления его в вегетативных и поведенческих реакциях у начинающих спортсменов-парашютистов. По наблюдениям психологов, сама перспектива предстоящего прыжка вызывает у них изменение обычного состояния. Накануне дня, на который назначен прыжок, появляются беспокойство, сомнения и опасения, сон становится тревожным; артериальное давление, пульс, дыхание, потливость повышены. При посадке в самолет и во время полета пульс нередко увеличивается до 120–140 ударов в минуту, появляется резкое побледнение или покраснение кожных покровов, сухость во рту, зрачки расширяются. Изменяется и поведение. У одних появляются оцепенение, дрожь, заторможенность. В отдельных случаях заторможенность напоминает ступорозное состояние с угнетением психики и с безучастностью к окружающему (пассивно-оборонительная форма страха). У других обнаруживается двигательное возбуждение, говорливость, отвлекаемость внимания. Наиболее трудным моментом для начинающих парашютистов является момент отделения от самолета. Появляется безотчетный «страх падения». Наступает некоторое сужение объема сознания, возникает своеобразный эмоциональный шок.

Когда самолет набрал нужную высоту и прилетел в зону прыжков, я убрал газ мотора и дал спортсмену команду приготовиться. Задевая ранцами парашютов за края кабины, он вылез на крыло и встал на самом его краю. Левой рукой он держался за борт самолета, а правой за вытяжное кольцо парашюта.

– Пошел! – скомандовал я.

Но он, казалось, не слышал команды. Застывшим взглядом он смотрел в бездну у своих ног и не двигался.

– Вернитесь в кабину! – крикнул я.

Но он оставался в прежней позе, видимо боясь пошевелиться. Еще несколько попыток вернуть спортсмена в кабину не привели ни к чему. Мельком взглянув вниз, я увидел, как под крылом проплывают границы аэродрома. Адальше были железнодорожные пути большой станции, водокачка, вокзал и другие места, не подходящие для приземления парашютиста. Сажать самолет с человеком на крыле нельзя, так как он может свалиться. Надо было срочно принимать решение. «Вытяжная веревка все равно раскроет парашют», – вспомнил я и резко положил машину на левое крыло, дав мотору полный газ. Спортсмен сорвался с крыла самолета и камнем пошел вниз. Парашют ему раскрыла вытяжная веревка, так как сам он даже не сделал попытки выдернуть кольцо… Приземлился он благополучно, на старт пришел бледный, но довольный.

– Откровенно говоря, я плохо помню, как там в воздухе все произошло, – признался он.

Романюк В. В. [240, с. 15–16]

Однако не только страх за свое здоровье и жизнь возникает у спортсменов. Имеются и другие страхи.

Страх неудачи может приводить к тому, что спортсмен неосознанно начинает искать объективную причину отказа выступать на соревновании или выступления не в полную силу, ссылаясь на травму, плохое самочувствие.

Заслуженный мастер спорта О. рассказывает, что перед особо ответственными состязаниями у него иногда возникает навязчивая мысль: «А вдруг проиграю, неудачно выступлю, об этом будет напечатано в газете, узнает вся страна, друзья, товарищи».

Гаврилюк В. К. [62, с. 102]

Неудачное выступление спортсмена приводит в ряде случаев к его социальной изоляции. Олимпийский чемпион в беге на 800 метров Юрий Борзаковский в начале своей международной карьеры испытал это в полной мере. В беседе с корреспондентом, спросившим его о самом печальном событии в его спортивной жизни, он рассказал: «Самое печальное, безусловно, Олимпиада 2000 года в Сиднее. Хотя лично для меня никакой трагедии с точки зрения результата не произошло. Более того, я, девятнадцатилетний дебютант, расценил как успех уже само попадание в финал, не говоря уже о шестом месте. Но это оказалось никому не нужным. От меня даже многие отвернулись, поскольку после того, как я за полгода до этого выиграл зимний Чемпионат Европы, ждали как минимум олимпийской медали».[38]

Боязнь соперника. Спортсмен боится соперника, зная его силу. Вот что рассказала спортсменка М., участница соревнований по легкой атлетике. Узнав, что в забег попадают сильные бегуны, она почувствовала беспокойство, неуверенность в своих силах. «Сразу пала духом, – говорит она, – думала, что теперь всем проиграю, а среди зрителей много знакомых; испытала страх, что приду последней. Во рту пересохло, дыхание нарушилось, не могла сделать глубоких и спокойных вдохов». В результате она пробежала дистанцию хуже, чем когда-либо [304, с. 53].

Боязнь ответственности возникает в том случае, когда спортсмену предстоит выполнить решающее действие. Например, в футболе игрок, находясь в выгодном положении, вместо удара по воротам отдает пас партнеру, находящемуся в менее выгодном положении. Страх может быть и при пробитии послематчевых одиннадцатиметровых ударов, когда один промах может лишить команду победы.

Боязнь санкций со стороны тренера и руководства. Во многих случаях спортивные руководители требуют от спортсменов завоевания на соревнованиях призового места, а то и победы. В случае неудачи могут последовать «карательные» меры («проработка» в СМИ, исключение из сборной команды страны и т. п.). Показательным в этом плане является разгон И. В. Сталиным команды ЦДКА, бывшей основой сборной СССР, после проигрыша на Олимпиаде в Хельсинки команде Югославии, поскольку в то время вождь всех народов находился в конфронтации с руководителем этой страны И. Б. Тито.

Боязнь публичности. Спортивные соревнования проходят при зрителях, поэтому спортсменам не безразлична их реакция. Это сковывает спортсменов, особенно дебютантов, вызывает у них боязнь опозориться. Вот как описывает свой дебют выдающийся футбольный вратарь Лев Яшин: «Всю игру Хомич (вратарь московской футбольной команды «Динамо». – Е. И.) стоял отлично… И вдруг он после очередного броска остался лежать на траве… Отрезвил меня зычный голос тренера: „Что ты сидишь? Иди в ворота!“ Тут только я понял, что один из ста шансов пришел. Но куда девалась моя уверенность! Я еле поднялся с лавки, повторяя про себя, как заклинание, одну лишь только фразу: „Только бы не играть… Только бы не играть…“ Повторял, а ставшие ватными ноги несли мое обмякшее тело к воротам. Судья дал команду, кто-то из наших защитников ударом от ворот послал мяч в середину поля, игра продолжилась, но что происходило на поле, я не видел. Со мной творилось что-то непонятное, никогда прежде не испытанное. Мне казалось, что весь стадион видит, как у меня частой и дружной дробью дрожат и подкашиваются колени. Я чувствовал: сейчас упаду или просто сяду на траву. Чтобы этого не случилось, я стал быстро расхаживать на негнущихся ногах от штанги к штанге. Дрожь не унималась, а игра в это время переместилась на нашу половину поля. Как во сне, увидал я накатывающуюся на меня красную волну спартаковцев. Я необоснованно ринулся на мяч, не видя никого кругом, столкнулся с защитником, шедшим на перехват мяча, и пропустил гол».[39]

Страх успеха (никофобия). Молодой или более слабый спортсмен может внезапно остановиться в ходе поединка перед победой, стоит ему только подумать: «Я могу победить?! Его, до сих пор непобедимого? Нет. Здесь что-то не так». Это относится не только к отдельным спортсменам, но и к командам.

А. Д. Ганюшкин и Е. А. Калинин [69] провели психологический анализ причин, наиболее часто вызывающих страх и боязнь у квалифицированных спортивных гимнастов, разделив их на пять групп.

1. Обстоятельства, повышающие вероятность получения физической травмы (при действии причин этой группы зафиксировано 694 случая боязливых реакций в семи характерных ситуациях).

2. Несоответствие уровня подготовленности конкретным требованиям соревнований (535 случаев в семи характерных ситуациях).

3. Неожиданные, непредвиденные обстоятельства – «аварийные» ситуации (528 случаев в семи характерных ситуациях).

4. Обстоятельства, повышающие вероятность показать низкий результат (319 случаев в семи ситуациях).

5. Неблагоприятные действия других людей, прямо или косвенно участвующих в соревнованиях (280 случаев в семи ситуациях).

Наибольшую угрозу представляют: выполнение упражнения при плохом сцеплении со снарядом, при недолеченной травме, без применения средств страховки, участие в соревнованиях при недостаточном опыте или длительном перерыве выступления на соревнованиях (эти причины вызывают страх и боязнь более чем у 75 % гимнастов). Более чем у 50 % гимнастов страх или боязнь вызывают изменение высоты снаряда, его частичная неисправность или замена другим снарядом; отсутствие навыков самостраховки в данном упражнении; ненадежность страховки, страховка незнакомым тренером; неуверенность страхующих; чрезмерно большие задачи, поставленные в соревновании; неудачное падение кого-либо из участников до собственного подхода к снаряду; получение накануне старта неблагоприятной информации, связанной с соревнованиями, и др. (всего тринадцать причин).

Выявлено также, что у гимнасток страх и боязнь бывают чаще, чем у мужчин; страх и боязнь более присущи гимнастам-перворазрядникам, чем мастерам спорта; у гимнасток со спортивным стажем три – пять лет страх и боязнь встречаются чаще, чем у гимнасток с большим стажем; у гимнастов с высшим образованием страх и боязнь проявляются чаще, чем у спортсменов со средним образованием.

Чтобы предупредить возникновение страха при выполнении упражнений, на тренировочных занятиях не следует применять форсированное обучение упражнениям, связанным с риском и опасностью, несмотря на кажущийся успех в начале разучивания. Необходимо также ограничивать количество повторений сложных упражнений в одном занятии, особенно на фоне утомления обучающихся. Целесообразно расчленять сложное упражнение, избегать преждевременного самостоятельного (без страховки тренера) выполнения упражнения, связанного с риском; избегать разговоров об опасности упражнения; идти в процессе обучения от простого к сложному; заканчивать тренировочное занятие на удачном исполнении упражнения, чтобы сформировать у спортсмена уверенность в своих силах и создать благоприятный эмоциональный фон для последующих занятий.

Другим способом является преодоление приобретенных устойчивых состояний страха с помощью педагогических, психотерапевтических и фармакологических воздействий. К педагогическим методам относятся: предварительное выполнение упражнения другим, более опытным спортсменом для создания уверенности у боящегося; фиксация внимания на том, что спортсмен уже владел этим элементом упражнения; перерыв в тренировочном процессе после испытанного сильного страха.

Однако, как показывают практика и проведенные нами эксперименты, наиболее эффективным способом снятия страха является многократное выполнение опасного упражнения, создающее адаптацию к ситуации [123, 252, 253].

Из переписки в Интернете

Влад. Я никак не могу решиться прыгнуть самостоятельно сальто назад. С тренером и его поддержкой решился пару раз и прыгнул почти чисто. Один – ни в какую. Боюсь. Что с собой можно поделать? Кто как преодолевает страх?

Nam. Только многократное исполнение и уверенность в элементе позволяют нормально бороться со страхом. Пока движение не будет доведено до автоматизма, страх будет довлеть. Очень часто девчонки плачут, когда им страшно и у них не получается. Новый сложный элемент – это новый страх. Пока элемент не будет отработан, страх не пройдет.

Занятия экстремальными видами спорта как средство получить удовольствие от страха. Экстрим (англ. extreme – противоположный, обладающий высокой степенью, чрезмерный, особенный) – выдающиеся, экстраординарные действия, как правило, связанные с опасностью для жизни.[40]

Особенностью экстремальных видов спорта является возможность совершения действий с высокой степенью риска социально приемлемым способом. Поэтому важной задачей в современной России является привлечение молодежи, в том числе из группы риска, в эти виды спорта, чтобы они могли реализовать свои экстремальные наклонности цивилизованным способом. Ведь увлечение экстримом дает возможность дать выход негативным эмоциям и разрядиться, решить собственные проблемы, приобрести быстрый успех, изменить установки и реализовать стремление объединиться с другими людьми.

Но экстрим – это и возможность получения предельно острых ощущений, балансирование на грани жизни и смерти. При этом существует объективная опасность для жизни спортсмена, и по мере приобретения спортивного стажа уменьшается самоограничение.

Журнал «Forbes» составил рейтинг самых опасных экстремальных видов спорта.

На первом месте в списке самых опасных видов спорта стоит бейсджампинг (BASEjumping). Его «прародителем» является парашютный спорт. Однако, в отличие от прыжков с парашютом из самолета, бейс-прыжки совершаются со скалы, здания, заводской трубы или с еще чего-то. В бейсе из-за небольших высот очень мало время полета, что часто мешает принять правильное положение тела перед открытием парашюта. В результате в период с 1981 по 2007 год зарегистрировано 114 происшествий со смертельным исходом.

На втором месте по травматизму и смерти – хелискиинг (heliskiing). Сначала вертолет забрасывает человека на горную вершину, а затем он спускается на лыжах с горных склонов. Маршруты вне трассы позволяют испытать острые ощущения – это ведь в десятки раз опаснее из-за своей непредсказуемости, а зачастую и полной непроходимости.

На третьем месте – дайвинг (diving) – плавание под водой с аппаратами, обеспечивающими автономный запас воздуха. Опасность в том, что можно столкнуться с акулой или электрическим скатом, что зачастую и происходит даже с самыми опытными ныряльщиками. И тогда исход событий может быть весьма печальным.

На четвертом месте – кейв-дайвинг (cavediving) – погружение и путешествие по подводным пещерам. Только каверны и пещеры Центральной Флориды отняли жизни более чем у четырехсот дайверов. Опасность создают низкая или нулевая видимость, невозможность подняться на поверхность в случае аварийной ситуации. Существует и скрытая опасность – это ил. Он есть почти в каждой системе пещер. Состоящий из глины и разложившихся растений, он способен полностью лишить дайвера видимости. Одно неверное движение ластами или рукой – и прозрачная как воздух вода становится мутно-коричневой. В таком состоянии она может оставаться несколько дней. Так что есть риск того, что выход из лабиринта не будет найден.

На пятом – укрощение дикого быка (rodeo bull riding). Для большинства зрителей родео буллрайдинг является самым захватывающим зрелищем из всех экстремально-конных видов спорта, но он же – и самый травматичный.

На шестом месте стоит серфинг (surfing), причем не обычный, а серфинг на большой волне – чем выше волна, тем более непредсказуем исход сражения человека с океаном. Он может и поглотить.

На седьмом – стритлагинг (streetluge). Этот экстремальный вид спорта (если это вообще можно назвать спортом, а не дурацким развлечением) заключается в том, что подростки ложатся на роликовые доски и разгоняются по трассе рядом с автомобилями. Затормозить можно либо ногами, либо столкнувшись с препятствием или автомобилем. Иногда защитные шлемы не помогают.

На восьмом – скалолазание [41] – вид спорта, вышедший из альпинизма. Падение со скал или вертикальных стен чревато тяжелыми травмами и гибелью.

На девятом – экстремальный велокросс и «фигуры высшего пилотажа» на велосипеде (freestyle ВМХ).

И на десятом – рафтинг (rafting) – сплав по бурным рекам с порогами.

Число людей, всерьез увлеченных экстремальными видами спорта, растет в мире быстрыми темпами: по статистике, количество экстремалов за последние 30 лет утроилось в США, некоторых европейских странах, Австралии, а в России – выросло почти в 1,5 раза за последние 20 лет. Экстрим часто является основной формой отдыха для «очень успешных» деловых людей, так как это хороший способ забыть о работе. Поэтому, катаясь на горных лыжах, они выбирают самые сложные спуски, крутят сальто на водных лыжах, прыгают с парашютом, управляют реактивными самолетами и т. д. Они бесстрашны, чувствуют себя неуязвимыми. Они уверены, что полностью контролируют ситуацию.

Растет и число самих экстремальных видов спорта. Это дельтапланеризм, парапланеризм, скалолазание, сноубординг и скейтбординг, серфинг и вейкобординг (акробатика на воде), фристайл (трюки на велосипеде), маунтинбайк, сплав на порожистых и горных реках и пр.

Экстремальные виды спорта чаще всего выбирают люди определенного психологического склада (экстремалы) для того, чтобы «повысить адреналин в крови», в том числе и в связи с ситуацией риска. Это люди, которые ориентированы на получение удовольствия от жизни, на неприятие самоограничений, стремятся к поиску приключений и острых ощущений, меньше ориентированы на постановку долгосрочных целей. Так, по данным исследователей [30, 31], у подростков, занимающихся экстремальными видами спорта, выраженность показателей чувства риска (потребность в поиске новых ощущений и готовность к риску) большая, чем у обычных школьников (рис. 12.1).

Ю. Т. Башкина [30] отмечает, что готовность к риску в группе экстремалов выражена у мальчиков и девочек одинаково в отличие от школьников, где готовность к риску значительно больше выражена у мальчиков (6,8 балла против 1,8 балла).

По данным М. Н. Протопоповой и Ю. В. Байковского [231], у 40 % альпинистов-разрядников наблюдается средний уровень риска. Лица этой группы рискуют взвешенно, при достаточно высокой вероятности успеха. Они уверены в себе, чувствуют себя защищенными, способными преодолеть трудности в привычной для себя обстановке. Однако у 60 % испытуемых наблюдается тенденция к повышенному уровню риска. Следует отметить, что ни у кого из спортсменов не был выявлен низкий уровень склонности к риску. Эти данные согласуются с тем, что у большинства альпинистов наблюдалась большая сила нервной системы: основная часть испытуемых имела сильную (40 %) и среднесильную (33 %) нервную систему. Известно, что лица с сильной нервной системой более склонны к риску, чем лица со слабой нервной системой. Поэтому неудивительно, что только у 27 % наблюдается слабая нервная система.

Рис. 12.1. Потребность в новых ощущениях и готовность к риску успортсменов-экстремалов и школьников

Рис. 12.1. Потребность в новых ощущениях и готовность к риску успортсменов-экстремалов и школьников

Ф. Фарли [382] отнес искателей острых ощущений к людям «Т-типа» (от английского thrill-seeking). Люди «Т-типа» экстравертные, импульсивные, обладают немалыми творческими способностями, готовы идти на риск ради получения захватывающих ощущений. При этом они довольно стабильны эмоционально, меньше других подвержены депрессии, проявлениям страха и нервозности. Также было замечено, что женщины увлекаются экстримом реже, чем мужчины, это, в свою очередь, объясняется половыми различиями, т. е. у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин [6].

«Т-тип» объединяет разных людей, не только спортсменов-экстремалов. Так, например, серфенгист относится к позитивному «Физическому Т-типу». Эйнштейн также классифицируется по Ф. Фарли как позитивный «Умственный Т-тип». Негативные вариации «Т-типа» Фарли применяет к представителям преступного мира.

Психологи предполагают, что человек с чертой «поиска острых ощущений» (она даже получила сокращенное название ПОО) имеет биогенетическую зависимость, а потребность к новым трюкам и трудным условиям является практически физической. Освоенный элемент или трюк переходит в разряд опыта и умения и не приносит ощущения новизны, это заставляет спортсмена стремиться к следующему, более трудному элементу.

Необходимо отметить исследование спортивного психолога Эрика Бримера (цит. по Г. Д. Горбунову, 1977). Он признает, что в экстремальных видах спорта, безусловно, присутствуют и риск, и ощущение адреналина, но вовсе не они заставляют людей постоянно испытывать судьбу. Э. Бример с коллегами исследовал, было ли стремление к риску определяющим фактором для участия в экстремальных спортивных состязаниях. За образец были взяты альпинизм, серфинг и горные сплавы на байдарках. В итоге исследователи опровергли традиционную точку зрения на психологию экстремального спорта и доказали, что люди, ищущие приключений, никак не соответствуют стереотипу о «безумных искателях приключений». В своем исследовании Бример провел интервью со спортсменами-экстремалами в возрасте от тридцати до семидесяти трех лет. Предметом интервью было выяснение того, что они чувствовали внутри процесса и чем были мотивированы. Он выяснил, что экстрим для них – не более чем некое событие, позволяющее обострить чувство жизни через преодоление трудностей. Также не менее половины (по данным Бримера) спортсменов просчитывают последствия своих действий и программируют свою психику перед выступлениями. Это позволяет им прежде всего предвидеть возможные события и максимально предотвратить неожиданности, связанные с рискованным спортом.

Отношение спортсменов к выполнению рискованных упражнений зависит от уровня их мастерства. Американский исследователь С. Р. Розенталь [468] разработал вопросник, выяснявший отношение людей, занимающихся спортом, к упражнениям, связанным с риском. На вопрос о том, какое физическое и психическое состояние возникает после выполнения рискованных упражнений в спорте, в 97 % случаев опытные спортсмены говорили о состоянии бодрости, приподнятости, радости, граничащей с эйфорией. Новички же и лица с низким уровнем спортивного мастерства, напротив, отмечали, что после выполнения таких упражнений они испытывали депрессию, удрученность, утомление. Розенталь считает, что существует необходимость и даже польза от применения спортивных упражнений, связанных с риском, так как они приносят радость, дают удовлетворение.

Ю. В. Голубев, опросив около ста пятидесяти спортивных гимнастов, получил от большей части из них ответы, что элементы риска – одна из самых привлекательных сторон данного вида спорта. Е. Вайцеховская, олимпийская чемпионка по прыжкам в воду, одной из привлекательных сторон своего вида спорта тоже отметила наличие постоянного риска.[42]

Не случайно среди спортсменов высокого класса, занимающихся видами спорта, где имеется большой риск (прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, прыжки с парашютом, прыжки с шестом, прыжки в воду), Н. Д. Скрябин (1976) не нашел лиц с типологическим комплексом свойств нервной системы, характеризующим склонность человека к трусливости.

Как только миндалевидное тело мозга получает ясный и четкий сигнал об опасности, сердце начинает учащенно биться (до трех раз быстрее, чем обычно), моментально увеличивается кровяное давление, во рту пересыхает, и учеловека появляется непреодолимое желание избежать того, что должно случиться. В связи отакими изменениями в организме происходит большой выброс адреналина, норадреналина и соматотропина (гормона роста). В тысячные доли секунды мозг посылает сигнал в почки, которые начинают вырабатывать кортизол (биологически активный глюкокортикоидный гормон). Человек начинает дышать чаще, кровь приливает ко всем частям тела намного активнее. Иммунная система повышает свою сопротивляемость к возможным травмам и повреждениям. Так вот, сможет ли человек, например, выпрыгнуть из аэроплана и полететь с парашютом, будет зависеть от его естественного умения справляться со страхом падения и стрессом. А что заставляет людей рисковать, идя на преодоление этого естественного механизма защиты организма?

Изумрудов А. «Риск – благородное дело» [http://siteprovse.com/index/psikhologija]

По данным М. С. Трескуновой, 30 % парашютистов выбирают этот вид спорта для того, чтобы испытать остроту переживаний страха и возбуждения, «предельных переживаний». Еще 8 % занимаются парашютным спортом потому, что это «круто» и ими из-за переживания ситуации опасности и риска восхищаются другие.

М. С. Трескунова выявила, что у спортсменов-экстремалов (парашютистов) имеется отрицательная связь стажа спортивной деятельности с самоограничением, что свидетельствует о повышении ситуации риска (снижении опасения) у опытных спортсменов.

Парашютисты отличаются от спортсменов-неэкстремалов и лиц, не занимающихся спортом, особенностями воспитания их родителями. Им в детстве родители в большей степени потворствовали и меньше запрещали, применяли минимальные санкции. Родители не стремились воплотить в своих детях то, что им не удалось сделать самим.

По данным И. Н. Вербицкой [52], у парашютистов имеется выраженная потребность в острых ощущениях, готовность к риску, отсутствие боязни неудач, исследовательская направленность, активность в освоении окружающего мира, экстравертированность, эмоциональная устойчивость, эмпатийность.

Примеры ситуаций из конкретных видов спорта: опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент») и др.

Основная позиция: страх – это полезная и конструктивная эмоция, если его правильно использовать. Самое худшее, что можно сделать с любой эмоцией, – это пытаться ее игнорировать или пытаться запретить ее себе, убрать «напрямую», «вырезать». Важен оптимальный уровень страха и конструктивное использование страха. Как страх может быть полезен? Функция страха: страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться. Люди, которые не боятся вообще, – выходят неподготовленными, проходят через предстоящую ситуацию хуже, плохо реагируют на непредвиденные трудности. Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен – направлять внимание на процесс действия, а не на представление «неудачных» картинок того, что может произойти. В момент опасности нужно вывести эту опасность из фокуса внимания. Что значит забыть об опасности? Если по-настоящему забыть, то это, опять же, приведет к несобранности, потере бдительности. Забыть — в том смысле, что оставить её на периферии внимания, периферии сознания. Память об опасности будет внутренним стимулом, будет выражаться в сверхвнимании к разным техническим, тактическим моментам процесса борьбы. Тогда память об опасности занимает свое место и не распространяется на все поле внимания. Нужно иметь в виду, что как опасность воспринимается не только физическая угроза, но и обычный проигрыш, как опасность социальная, опасность осуждения, опасность непризнания окружающими. Часто спортсмен отрицает само слово «страх», тогда предпочтительнее более мягкие термины, например, «опасение».

Приведём авторские упражнения, используемые в консультировании спортсменов при работе со страхом:

Упражнение 1. «Проживание страха до конца». То есть, представление максимума возможных картинок, что будет, если опасения оправдаются, нужно проделать заранее, исчерпать эти фантазии и представления задолго до важной ситуации соревнования. Психолог помогает проделывать данное упражнение с помощью конкретизирующих вопросов.

Пример: «Я опасаюсь ошибки», «Что будет, если ты ошибешься?», «Будет неприятно», «Что именно неприятно?», «Денег не дадут (уважать не будут, план сорвется, в глаза кому-то смотреть не смогу и т. п.)», «Что будет, если (денег не дадут, уважать не будут, сам в себе разочаруюсь)?»… Подобными вопросами надо прокрутить цепочку до самого конца и до самого плохого.

Результаты:

а) меньше останется неосознанного, но работающего в подсознании негатива;

б) будет план на худший случай;

в) можно выйти на основную причину страха – тогда работа со страхом будет более эффективна; работа с заместителем основной причины менее эффективна.

Упражнение 2. «Представление последовательности предстоящих действий». Оно использует «прокручивание» алгоритмов действий в различных вариантах развития событий, упражнение уместно для корректировки уровня страха до оптимального. Страх является сигналом требования подсознанием дополнительной информации и дополнительного сосредоточения на определенных моментах деятельности (по поводу которых возникает страх). Подсознание в виде легких опасений (безосновательных для сознания) выдает информацию о слабых, недостаточно подготовленных моментах предстоящей деятельности. Детальное представление предстоящей деятельности уменьшает информационную неопределенность, увеличивает шансы заранее обратить внимание на слабые места подготовки и приложить к ним дополнительные усилия, подготавливает нервную систему к предстоящим вариантам развития событий.

Возможны следующие ошибки в данной психотехнике: обобщенное, не подробное представление (не выполняет вышеописанных функций); представление неудачных вариантов (провоцирует их исполнение). Вместо этого рекомендуется сосредоточить внимание на том, что нужно сделать (как можно более детально) для предотвращения неудачного варианта развития событий. Эффективность данного упражнения зависит от уровня управления вниманием и от определения того, почему возникло именно такое опасение, т. е. какие именно действия вызывают опасение и страх.

Упражнение 3. «Обязательный страх». Упражнение можно выполнять на тренировках или в различных жизненных ситуациях, при условии отсутствия реального риска травмы из-за спровоцированных неправильных действий. Психолог дает задание бояться «по расписанию», в обязательном порядке. Например, при прохождении дистанции или выполнении какой-либо деятельности в течение 5 минут обязательно нужно бояться (спортсмен разрешает себе и пытается спровоцировать в своем состоянии те явления, от которых обычно пытается избавиться), затем 5 минут не бояться, потом опять бояться и т. д.

Результаты:

а) эмоция превращается в объект для экспериментов, она перестает быть захватывающей, всеобъемлющей, бесконтрольной;

б) обязательность снижает привлекательность страха для подсознания. Пробовать желательно не на соревнованиях и задолго до старта.

Упражнение 4. «Интерес к собственному страху». Это упражнение превращает собственную эмоцию в объект и заключается в установке на интерес к собственному страху. (Интерес – хорошая комплексная эмоция, сочетающаяся с сосредоточенностью, энергичностью, умеренностью).

Пример: «Интересно, как я пройду эту дистанцию в условиях опасений?», «Интересно, о чем сейчас хочет сказать мне мой страх?», «О том, что ты неудачник» – ответ неверный, «О том, что стоит обратить внимание на (что?), сделать (как?), подстраховаться в (чем?) (конструктивные варианты)», «О том, что что-нибудь случиться» — ответ неполный, не конструктивный. Должно быть: «Что именно может случиться и как поступить в этом случае».

Условие для таких внутренних диалогов — отсутствие цензуры. Подсознанию разрешается генерировать любые варианты, но сознание вправе задавать уточняющие вопросы. Прием может использоваться и в процессе деятельности при возникновении страха.

Е. Тихвинская. Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007

Евгения Олеговна Тихвинаская работает спортивным психологом-консультантом с 2000 г., сотрудничая с командами и спортсменами разных видов спорта (яхтинг, скалолазание, ориентирование, академическая гребля, тхэквондо, фигурное катание).

Источник

Спортсмены, тем более элитные, становятся жертвами преследования и травли в СМИ и интернете не меньше, чем звезды Голливуда. Как правило, неподготовленные люди такие ситуации переживают тяжело, ведь в дело вступает архаическая потребность нравиться людям из страха стать изгоем. В исторический момент закладки такой установки это грозило смертью — без поддержки коммуны было не выжить. Поэтому древний страх догоняет современного человека из глубин прошлого и буквально парализует его. Оценить силу последствий, рационализировать, доказать ничтожность этих опасений бывает непросто. Хочется, чтобы это все прекратилось немедленно, и человек готов многим ради этого пожертвовать, например импульсивно завершить карьеру. 

Показательной стала ситуация, которая произошла с 15-летней российской фигуристкой Камилой Валиевой на Олимпийских играх в Пекине. Стало известно, что допинг-проба спортсменки оказалась положительной, из-за чего девушку не хотели допускать до соревнований.

Освободиться от страха

По моему опыту, в большинстве случаев профессиональных спортсменов системно не готовят к таким ситуациям. Да, когда они происходят, тренер, психолог или агент начинают выстраивать тактику медийной обороны. Это происходит тогда, когда все уже случилось. Но человек должен быть готов к ситуации и иметь ментальную схему интерпретации таких событий. 

Спортивные психологи футбольного клуба «Барселона», например, рекомендуют вырабатывать у спортсмена резистентность к неудачам, поскольку может быть множество факторов, которые приведут тебя к поражению. Среди них более сильные спортсмены, плохая погода, неспособность справляться со стрессом перед соревнованиями и, как следствие, нарушенный сон и повышенный тонус мышц, низкая мотивация. 

В этой концепции помогает подход смещения акцента внимания и изменение формулировки намеченной цели. Задача на матч психологами «Барсы» сформулирована следующим образом: цель — не победа, а использование всех тактических, технических, психологических, физиологических ресурсов, полученных во время тренировок. Такой подход освобождает человека от страха поражения и делает его более свободным, позволяя при этом сохранять намерение на победу. Это касается не только спорта высоких достижений, но и любой сферы жизни. 

Чемпионы, по моему наблюдению, имеют в структуре своей личности долю невротичности. Быть только первым, учиться на пятерки и закончить школу с медалью, а институт с красным дипломом — все это последствия взаимоотношений с важными для ребенка людьми, которые привили ему эти правила.

В этом случае нервотичность — способ адаптации к тому, что прожил человек. Она вводит в жесткие рамки, предлагает суровые правила. Сначала это, безусловно, помогает, спортсмен развивается, побеждает. Правила же, в свою очередь, дают почву когнитивным искажениям. Суть этих искажений — в систематических ошибках, которые совершаются из-за особенностей работы мышления и влияют на рассуждения и выводы. Со временем человек начинает выгорать: любой сильный кризис, стресс его выбивают, потому что психика негибкая. В этой ситуации в случае болезненного поражения должен подключиться психолог, который распутает его клубок когнитивных искажений, чтобы выстроить новые схемы в голове.

1) Видение будущего исключительно в негативном свете, исключая другие варианты развития событий. 

2) Черно-белое мышление: все или ничего. Например: «если я не займу первое место, то я ничтожество и жизнь прожита зря».

3) Чтение мыслей. Когда человеку кажется, что он знает, о чем думают люди, и отказывается принять другие, более реалистичные версии. Например: «все думают, что я ни на что не гожусь, и презирают за это».

4) Эмоциональное обоснование — оценка происходящего, основанная только на эмоциях, при этом игнорируются логически выверенные доказательства обратного. 

5) Искажение по типу долженствований. Человек для себя и для окружающих формирует особый свод правил, которые необходимо соблюдать. Их нарушение вызывает массу тяжелых эмоций — тревогу, разочарование, раздражение. Эта ментальная ловушка зачастую ставит человека в тупик. 

Для человека, оказавшегося в ситуации неудачи и травли, важно научиться определять описанные виды искажений и отсеивать их, не давая себе свалиться в тревожно-депрессивное состояние. Мысль определяет эмоцию, эмоция, в свою очередь, влияет на поведение. 

Например, спортсмен, который совершает ошибку на решающих соревнованиях, в результате чего занимает не то место, на которое рассчитывали он и его фанаты, переживает все описанные выше виды когнитивных искажений.

Главный соперник — ты сам

В момент проживания тяжелых эмоций в период провалов человек начинает обесценивать свои достижения, фокусируется на неудаче и формирует видение будущего исключительно из этого события.

1) Необходимо сместить фокус внимания и вспоминать свои прошлые успехи. Можно составить их список, увидеть их вес и значимость в жизни. Без них он не оказался бы в этом месте и в это время. 

2) Читать биографии людей, чьи истории вызывают уважение. В них всегда есть сюжет, посвященный трудным периодам героя и тому, как он преодолевал его. 

3) Оценить, какие есть сильные стороны, которые часто помогали преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Описание повышает веру в себя и дает понимание, что происходящее — это не что-то исключительное, а всего лишь этап жизни, который реально преодолеть. Важно уважать себя, не впадать в роль жертвы и не пытаться вызвать к себе жалость.

4) Вспомнить, какие комплименты в профессиональной среде были самыми приятными. Возможно, похвала значимого человека, например тренера, который сказал, что ты самый сильный из команды. Или признание соперника. 

5) Подумать о том, что самого плохого может случиться в произошедшей ситуации, и о том, как с этим справишься. 

6) Получать удовольствие от того, чем занимаешься. Профессиональный спорт ли это, бизнес или наука. Это помогает не выгореть, поддерживать интерес и мотивацию и легко преодолевать периоды неудач.

7) Важно относиться к спорту или тому, что делаешь, серьезно, но не сводить к этому всю жизнь. Понимать, что всегда есть варианты решения сложившейся ситуации. Нужно продолжать работать и смотреть на происходящее шире. 

8) Сфокусировать внимание только на текущем моменте, не позволяя мыслям и эмоциям размыть акценты. В этом помогают дыхательные практики. Например, дыхание по квадрату: вдох на счет четыре, задержка на пике вдоха на счет четыре, выдох на счет четыре и также задержка на выдохе на счет четыре. Отлично помогают и медитации. 

Если хейт навязчиво прорывается через соцсети, то можно удалить из телефона приложения, избирательно общаться в мессенджерах и по телефону, не смотреть телевизор. Понимать, почему люди говорят те или иные слова, почему они вообще начинают травлю, — психологически зрелый человек не будет заниматься такими вещами. 

Главное, в ситуации ненависти и травли понять, что если тебя хейтят и плюют в спину, значит, ты лидер и нужно быть готовым к таким событиям. Все победы и поражения — в нашей голове, и главный соперник для себя самого — это ты сам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Страх ошибки психология
  • Страх ошибки причины
  • Страх ошибки на работе
  • Страх ошибки как преодолеть
  • Страх ошибки как избавиться