Сюжетные ошибки на почтовых марках

Знаменитые курьёзы и ошибки печати отечественной почты на почтовых миниатюрах


Ошибки печати в отечественной филателии

Польский афорист Лешек Кумор однажды предложил: «Давайте учиться на чужих ошибках — репертуар своих слишком однообразен». Не возьмусь судить об ошибках житейских и о натуре человеческой — пусть этим занимаются психологи и иже с ними. А вот что касается ошибок на отечественных марках и других знаках почтовой оплаты, то здесь мы, конечно же, многомудрого пана здорово посрамили! Репертуар наших ошибок так разнообразен, что обращаться к «опыту» других стран было бы… ошибкой. В доказательство — «винигрет» из самых разнообразных доморощенных оплошностей.

Один из знаменитых курьёзов нашей почты — почтовой миниатюры с портретом лётчика Сигизмунда Леваневского. Эта 10-копеечная марка выпущена в серии «Спасение челюскинцев» и нарисована классиком жанра Василием Завьяловым. Коллекционеры хорошо знают серию, представившую героев эпопеи спасения парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами 13 февраля 1934 года. Именно в связи с подвигом спасателей в СССР учредили 16 апреля того же года звание Герой Советского Союза. На марках серии, вышедшей в 1935 году, портреты первых Героев М. Водопьянова, И. Доронина, Н. Каманина, С. Леваневского, А. Ляпидевского, В. Молокова, М. Слепнёва, а также руководителя полярной экспедиции 0.Шмидта и капитана парохода «Челюскин» В.Воронина.

Отечественная филателия ошибки печати

Сразу после поступления марок в почтовое обращение филателисты заметили странную вещь: все портреты лётчиков и полярников нарисованы в обрамлении лавровых ветвей, из которых, как известно, в древности делался венок победителю. И лишь портрет Сигизмунда Леваневского украшен и лавровой, и пальмовой ветками… Народ даже в тогдашнем СССР был вполне образован по части искусств. Коллекционеры вспомнили картины старых мастеров, на которых ангел преподносит пальмовую ветвь деве Марии, возвещая ей о скорой смерти, а сама дева Мария на смертном одре передаёт эту ветвь Иоанну Евангелисту… И что же? Прошло всего два с небольшим года после создания марки — и лётчик Леваневский погиб.

Тут-то и заговорили о мистическом характере 10-копеечной миниатюры, стали пытать (к счастью, не буквально) её автора. Но Василий Завьялов твёрдо держал оборону, утверждая, что пальмовую ветвь нарисовал «случайно», памятуя, что в светских темах живописи богиня Победы всегда изображается с веткой пальмы. Никакого, дескать, траурного подтекста и в помине не было. Возможно, сейчас, а не в 1937 году, когда погиб лётчик, художник рассказал бы по-другому. Но этого мы уже не узнаем.
Как не узнаем и то, каким образом после (наверняка!) десятков проверок и перепроверок на советских марках появились нелепые опечатки. Даже троечники помнят, что великого русского писателя Добролюбова звали Николаем Александровичем. Но вот сюрприз: на марке, выпущенной к 100-летию критика, публициста, поэта, прозаика в 1936 году чёрным по белому, а точнее — учитывая цвет марки — коричневым по серому, напечатано: «А.Н. Добролюбов». Может быть издателей смутило наличие в русской литературе ещё одного Добролюбова — поэта Александра Михайловича? Но, как говаривал незабвенный товарищ Сухов, «это вряд ли»… Во-первых, у «второго» Добролюбова «труба пониже и дым пожиже», а во-вторых, вообще сомневаюсь, что в 1936 году его (ещё живого и здорового!) кто-то решился бы вспомнить, ибо был сей поэт «по совместительству» основателем религиозной секты «добролюбовцев» или «братков» (не путать с братками нынешними!).

ошибки на наших марках

В те же годы ещё один ляп — и тоже на уровне программы средней школы. В 1943 году издана серия из двух миниатюр одного рисунка к 125-летию со дня рождения И.С.Тургенева. Нет, нет, с инициалами здесь всё в порядке. А вот с остальным текстом… В общем, художник Г. Ечеистов решил слегка «подкорректировать» классика — и правда, чего там церемониться?! Помните со школьных времён знаменитое тургеневское стихотворение в прозе о русском языке: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Однако на марке появился другой текст: «великий, могучий, справедливый и свободный русский язык»… Марки изъяли из обращения и, надо полагать, в те суровые военные годы бедному художнику и редактору выпуска досталось на орехи.

Сужу по тому, что имя художника Г. Ечеистова напрочь исчезло из списка авторов последующих советских почтовых эмиссий. А вот марка, посвящённая в 1990 году эстонскому эпосу «Калевипоэг» до сих порвызывает у меня улыбку. Помните это время, так сказать, «преднезависимости», когда весь советский народ учился, глядя по телевизору карту погоды или читая расписание поездов, произносить невозможное для «великого и могучего» — Таллинн… Знать, авторы означенной марки здорово «переучились» произносить это самое «нн», так как в тексте на её купоне с удивлением читаем: «борьба против враждебнных народу сил». Довольно долго присутствовала грамматическая ошибка в оттисках штемпелей франкировальных машин отделений связи Санкт-Петербурга. Как видно на иллюстрации, название города звучало там непривычно: «С-ПЕТЕРБЧРГ».

ошибки печати

Помню, какой ажиотаж случился на московском почтамте в ноябре 1971 года, когда обнаружилось, что на марке в честь 90-летия со дня рождения деятеля международного рабочего движения Уильяма Фостера — ошибка в дате смерти. Было напечатано «1964» вместо правильного «1961». Марку очень быстро изъяли из обращения, а те из завсегдатаев почтамта, кто в первый день приобрёл её в большом количестве, как сказали бы ныне, «наварили бабки». В общем, кто смел — тот и съел!.. В декабре 1971 года марка вышла с правильной датой. Достаточно распространена ошибка художников — авторов марок авиапочты. Они упрямо забывали рисовать костыль под хвостовым оперением самолёта, без которого нормальная посадка практически невозможна. В отечественной филателии таких «хромых» самолётов более десятка, а в выпусках других стран мира — сотни. Есть ошибки на миниатюрах 1961 года (к 40-летию советской почтовой марки) и 1968 года (посвящена Дню почтовой марки и коллекционера): на них марка 1921 года «Освобождённый пролетарий» изображена с зубцами, хотя на самом деле поступала в почтовое обращение только неперфорированной.

ошибки на миниатюрах почты

Дефект печати сделал на миниатюре 1961 года генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева генерал-полковником (лишняя звёздочка слева в петлице). «Прозрачная» Луна появилась на марке РФ 1993 года: сквозь лунный диск там просвечивает звёздочка. А в 1995 году российская почта «заблудилась» в полях и лугах. Была издана марка с подписью «Василёк луговой (Centaurea jacea)», однако нарисован был василёк синий (Centaurea cyanus). Луговой василёк имеет цветы отчётливо лилового цвета, и растёт он не в полях среди посевов ржи, как василёк синий, а на лугах, полянах, на обочинах дорог.

Не повезло (и не однажды!) на наших марках флагам зарубежных госу-дарств. В 1958 году пришлось переиздавать почтовую миниатюру в честь совещания министров, ведающих вопросами связи в социалистических странах. Обидели флаг Чехословакии, перевернув его. Он на марке нарисован Василием Завьяловым слева от стилизованного щита с текстом. Правильное расположение — белая полоса вверху, а красная внизу. В 1983 году пострадал флаг Румынии, изображённый на блоке по случаю Дня ко-смонавтики. Но не думаю, что здесь виноват художник. Скорее всего, подвела отечественная полиграфия, и вместо синей полосы, как положено, на флаге в эмблеме международного космического полёта отпечатана зелёная. Ошибка прошла почти незамеченной — во всяком случае, исправлять её не стали.

ошибки почты в филателии

Так же не стали исправлять ошибку на марке 1961 года, нарисованной В. Завьяловым. Посвящён выпуск 100-летию со дня смерти Т.Г. Шевченко, и 6-копеечный знак почтовой оплаты представляет в числе прочих сюжетных элементов титульный лист первого издания шевченковского «Кобзаря». На марке название книги воспроизведено без мягкого знака. Именно так это слово и пишется сейчас на украинском языке — достаточно взглянуть на марку Украины 1994 года с портретом Шевченко и обложкой бессмертной книги. Но в 1840 году, когда появилось первое издание «Кобзаря», без мягкого знака было не обойтись. Так и изображено на иллюстрации советского конверта 1990 года по рисунку художника Б. Илюхина. А вот с маркой 1933 года из большой серии «Народы СССР» стоимостью 1 коп. — всё в по-рядке. Дело в том, что изображены на миниатюре казахи. Но в последние десятилетия многие молодые филателисты с удивлением видят на марке типичных представителей Средней Азии и читают подпись: «казаки». Как же так? Да всё просто — в тридцатые годы именно так и писалось.., Вы, дорогие читатели, конечно, будете смеяться, но нарисовал эту марку… Ну, как говорится, угадайте с трёх раз!..

Впрочем, и другие советские художники не отстают от В. Завьялова по числу попаданий в курьёзный рейтинг-лист. Взгляните на художественные маркированные конверты с памятником А.С. Пушкину в Пушкинских Горах. Те цельные вещи, что изданы в 1976 году (художник В. Мартынов) и в 1986 году (художник Л. Курьерова), представляют бронзового Пушкина с высоко поднятой правой рукой. А вот на конверте 1981 года (художник В. Бейлин) памятник опустил правую руку намного ниже левой — что хорошо заметно при сравнении конвертов.

From Wikipedia, the free encyclopedia

A postage stamp design error is a mistake made during the design phase of the postage stamp production process. Design errors most commonly occur as minor mistakes, such as a missing letter in the binomial name of an organism depicted on the stamp, but some have been major gaffes, such as a map appearing to lay claim to another country’s territory, or the depiction of the wrong person on the stamp.

A design error caught during the production process may disappear quietly, with copies of the error only getting into the public’s hands via unscrupulous employees (these are therefore not considered «real» stamps). Design errors are often caught during the distribution process, when large numbers of postal workers are scrutinizing the new stamp; although officials may elect to withdraw all the stamps at that point, it is very difficult to retrieve every one of them, and in these instances a few may end up being sold and used. The exact circumstance are important, because once the stamp is sold to a customer, whether or not against the postal service’s rules, it is considered to be legitimate.

The Legends of the West sheet was a particularly difficult case. Shortly before the release of this commemorative series (and after sheets had already been sent to post offices and found their way into collectors’ hands), a claim was made that the image of Bill Pickett used for his stamp’s painting was actually an image of his brother Ben. The United States Postal Service decided to recall the stamps and re-issue them later with Pickett’s stamp based on an image known with certainty to be him. The USPS sold the entire run of erroneous stamps at face value by lottery.[1]

Somewhat rarer is a design error that is first noticed by a member of the public. This usually happens within a few days of the stamp first going on sale, and usually ends up as the subject of newspaper articles. A recent example of this is the Maya Angelou stamp issued by the U.S. Postal Service on April 7, 2015. The stamp contains a quotation that had been frequently attributed to Ms. Angelou, but was really written by Joan Walsh Anglund. In this circumstance, the Postal Service was unaware of the real author until it was brought to their attention by The Washington Post.[citation needed]

The response of postal officials may include withdrawal of all the stamps, or simply the suspension of printing and distribution, pending revision and reprinting. If the stamps are withdrawn, then the ones already out there become instant rarities, as happened with the PRC’s «All China is Red» stamp of 1968. The withdrawn stamps may be destroyed or overprinted if the design can be repaired that way.

Design errors occurring during chaotic times such as revolutions will simply become a topic of discussion for future philatelists. Similarly for errors occurring in highly technical aspects, such as the spelling of a scientific name of a plant or animal, and may not be noticed during the stamp’s period of use.

Some notable design errors[edit]

  • Pagsanjan Falls stamp, Philippines 1932
  • Franz Schubert/Robert Schumann error, East Germany 1956
  • Gronchi Rosa, Italy 1961
  • The Whole Country is Red, China 1968
  • Legends of the West, United States 1993
  • Queen Elizabeth II error, Malta 2008[2]
  • Predator Free 2050, New Zealand 2018 [3]

The largest run of an error on a postage stamp is the 2011 United States ‘Statue of Liberty Forever stamp’. The stamp shows the replica of the Statue of Liberty in Las Vegas rather than the original in New York. The stamp was released in December 2010 and the error was not noticed until March 2011 when it was identified by Sunipix, a stock photo agency in Texas. Ten and a half billion of the error stamps were produced.[4]

Postage stamp design error types[edit]

Design errors are different from any other types of errors including typographical errors, incorrect watermarks, overprints, paper types, perforation, and gums. There are the following types of design errors:[5]

  • Errors in the plot
  • Incompatible features:
    • errors in chronological compatibility
    • errors in the depiction of natural phenomena
    • errors in the depiction of technological processes
  • Invalid features:
    • errors associated with the ownership of territories
    • mistakes in state and religious symbols
    • errors related to personalities
  • Errors in inscriptions or overprints (in numbers, names, concepts)
  • Typos, clerical, spelling, punctuation mistakes
  • Semantic, factual errors

See also[edit]

  • Errors, freaks, and oddities

Bibliography[edit]

  • Jean-Pierre Mangin, Guide mondial des timbres erronés. Errors on stamps, ed. Yvert, Amiens ; book 1, 1999, ISBN 2-86814-105-6 ; book 2, 2005. Bilingual books (English and French).
  • D.E.G. Irvine and M. Seshold, Errors in Postage Stamp Design Published by National Philatelic Society, 1979, ISBN 0-906291-01-1
  • More than 3.000 crazy errors on stamps [1]

References[edit]

  1. ^ Hess Design Works.com US Stamps — Legends of the West. Retrieved February 13, 2009.
  2. ^ «Postage Stamp Design Errors > Country: Malta». Postage Stamp Design Errors. 2014-01-22. Retrieved 2014-03-24.
  3. ^ «Postage Stamp Design Errors > Country: New Zealand». Postage Stamp Design Errors. 2018-09-06. Retrieved 2018-09-06.
  4. ^ «Linn’s: Vegas Liberty undetected for more than two years». postalnews blog. 2011-06-13. Retrieved 2013-06-17.
  5. ^ Stamp Design Errors Retrieved November 20, 2018.

From Wikipedia, the free encyclopedia

A postage stamp design error is a mistake made during the design phase of the postage stamp production process. Design errors most commonly occur as minor mistakes, such as a missing letter in the binomial name of an organism depicted on the stamp, but some have been major gaffes, such as a map appearing to lay claim to another country’s territory, or the depiction of the wrong person on the stamp.

A design error caught during the production process may disappear quietly, with copies of the error only getting into the public’s hands via unscrupulous employees (these are therefore not considered «real» stamps). Design errors are often caught during the distribution process, when large numbers of postal workers are scrutinizing the new stamp; although officials may elect to withdraw all the stamps at that point, it is very difficult to retrieve every one of them, and in these instances a few may end up being sold and used. The exact circumstance are important, because once the stamp is sold to a customer, whether or not against the postal service’s rules, it is considered to be legitimate.

The Legends of the West sheet was a particularly difficult case. Shortly before the release of this commemorative series (and after sheets had already been sent to post offices and found their way into collectors’ hands), a claim was made that the image of Bill Pickett used for his stamp’s painting was actually an image of his brother Ben. The United States Postal Service decided to recall the stamps and re-issue them later with Pickett’s stamp based on an image known with certainty to be him. The USPS sold the entire run of erroneous stamps at face value by lottery.[1]

Somewhat rarer is a design error that is first noticed by a member of the public. This usually happens within a few days of the stamp first going on sale, and usually ends up as the subject of newspaper articles. A recent example of this is the Maya Angelou stamp issued by the U.S. Postal Service on April 7, 2015. The stamp contains a quotation that had been frequently attributed to Ms. Angelou, but was really written by Joan Walsh Anglund. In this circumstance, the Postal Service was unaware of the real author until it was brought to their attention by The Washington Post.[citation needed]

The response of postal officials may include withdrawal of all the stamps, or simply the suspension of printing and distribution, pending revision and reprinting. If the stamps are withdrawn, then the ones already out there become instant rarities, as happened with the PRC’s «All China is Red» stamp of 1968. The withdrawn stamps may be destroyed or overprinted if the design can be repaired that way.

Design errors occurring during chaotic times such as revolutions will simply become a topic of discussion for future philatelists. Similarly for errors occurring in highly technical aspects, such as the spelling of a scientific name of a plant or animal, and may not be noticed during the stamp’s period of use.

Some notable design errors[edit]

  • Pagsanjan Falls stamp, Philippines 1932
  • Franz Schubert/Robert Schumann error, East Germany 1956
  • Gronchi Rosa, Italy 1961
  • The Whole Country is Red, China 1968
  • Legends of the West, United States 1993
  • Queen Elizabeth II error, Malta 2008[2]
  • Predator Free 2050, New Zealand 2018 [3]

The largest run of an error on a postage stamp is the 2011 United States ‘Statue of Liberty Forever stamp’. The stamp shows the replica of the Statue of Liberty in Las Vegas rather than the original in New York. The stamp was released in December 2010 and the error was not noticed until March 2011 when it was identified by Sunipix, a stock photo agency in Texas. Ten and a half billion of the error stamps were produced.[4]

Postage stamp design error types[edit]

Design errors are different from any other types of errors including typographical errors, incorrect watermarks, overprints, paper types, perforation, and gums. There are the following types of design errors:[5]

  • Errors in the plot
  • Incompatible features:
    • errors in chronological compatibility
    • errors in the depiction of natural phenomena
    • errors in the depiction of technological processes
  • Invalid features:
    • errors associated with the ownership of territories
    • mistakes in state and religious symbols
    • errors related to personalities
  • Errors in inscriptions or overprints (in numbers, names, concepts)
  • Typos, clerical, spelling, punctuation mistakes
  • Semantic, factual errors

See also[edit]

  • Errors, freaks, and oddities

Bibliography[edit]

  • Jean-Pierre Mangin, Guide mondial des timbres erronés. Errors on stamps, ed. Yvert, Amiens ; book 1, 1999, ISBN 2-86814-105-6 ; book 2, 2005. Bilingual books (English and French).
  • D.E.G. Irvine and M. Seshold, Errors in Postage Stamp Design Published by National Philatelic Society, 1979, ISBN 0-906291-01-1
  • More than 3.000 crazy errors on stamps [1]

References[edit]

  1. ^ Hess Design Works.com US Stamps — Legends of the West. Retrieved February 13, 2009.
  2. ^ «Postage Stamp Design Errors > Country: Malta». Postage Stamp Design Errors. 2014-01-22. Retrieved 2014-03-24.
  3. ^ «Postage Stamp Design Errors > Country: New Zealand». Postage Stamp Design Errors. 2018-09-06. Retrieved 2018-09-06.
  4. ^ «Linn’s: Vegas Liberty undetected for more than two years». postalnews blog. 2011-06-13. Retrieved 2013-06-17.
  5. ^ Stamp Design Errors Retrieved November 20, 2018.

Дальнее зарубежье Все иностранные государства, кроме бывших союзных республик

Старый
03.06.2012, 20:31:55

 

#1

По умолчанию
Сюжетные и другие ошибки на почтовых марках мира


СССР. Выпуск 1958 года. На посвящённой Совещанию министров связи социалистических стран в Москве почтовой марке среди многочисленных государственных флагов стран-участниц есть и флаг Чехословакии. Только с перепутанными цветами — белая полоса внизу, красная вверху. Благодаря оперативной реакции чехословацких представителей ошибка была быстро замечена, марки изъяты из обращения и заменены исправленным выпуском.

__________________
Добро пожаловать в мой блог — «Postage stamp design error / Ошибки на почтовых марках»
http://volandwizard.blogspot.com Более 800 постов.

 

Наверх

Пользователь сказал cпасибо:

 

Старый
03.06.2012, 22:07:30

 

#2

По умолчанию
Re: Ошибки, разновидности, триалы почтовых марок Великобритании и Содружества


Цитата:

Сообщение от Volandwizard
Посмотреть сообщение

Уважаемые коллеги! Поздравляю с праздником Святой Троицы и желаю всех благ!

Спасибо.

Так как последние марки не по теме, то: Бога нет, о чём, в частности, марка по рисунку лётчика-космонавта СССР В. Джанибекова (правая нижняя в блоке), которая называется «Побеждённый Марс»:

И так как стали демонстрироваться марки не по теме, то на левой нижней марке блока ошибка: астронавт и космонавт на Марсе, откуда марсианские спутник выглядит намного меньше.

 

Наверх

Старый
03.06.2012, 22:34:17

 

#3

По умолчанию
Re: Ошибки, разновидности, триалы почтовых марок Великобритании и Содружества


magnus_z, Вы правы. От темы отклонился, СССР — это далеко не «марки Великобритании и Содружества». Что роднит с этой темой, так это интересная ошибка на марке и возможность качественно её проиллюстрировать.

__________________
Добро пожаловать в мой блог — «Postage stamp design error / Ошибки на почтовых марках»
http://volandwizard.blogspot.com Более 800 постов.

 

Наверх

Старый
03.06.2012, 22:40:25

 

#4

По умолчанию
Re: Ошибки, разновидности, триалы почтовых марок Великобритании и Содружества


Цитата:

Сообщение от Volandwizard
Посмотреть сообщение

magnus_z, Вы правы. От темы отклонился, СССР — это далеко не «марки Великобритании и Содружества». Что роднит с этой темой, так это интересная ошибка на марке и возможность качественно её проиллюстрировать.

Мне очень нравится Ваша тема, спасибо. А для ошибок на марках помимо Великобритании и Содружества, наверное, было бы лучше создать новую тему. Чтобы не было смешения.

 

Наверх

Старый
03.06.2012, 22:57:01

 

#5

По умолчанию
Re: Ошибки, разновидности, триалы почтовых марок Великобритании и Содружества


magnus_z, В ближайшее время так и сделаю. Спасибо за совет.

__________________
Добро пожаловать в мой блог — «Postage stamp design error / Ошибки на почтовых марках»
http://volandwizard.blogspot.com Более 800 постов.

 

Наверх

Старый
05.06.2012, 12:50:13

 

#6

По умолчанию
Сюжетные ошибки на почтовых марках мира


«Сюже́тные оши́бки на почто́вых ма́рках — совокупность ошибок, вызванных человеческим фактором, то есть имеющих отношение к сюжету и/или дизайну официально выпущенных в обращение почтовых марок.»-ВикипедиЯ

__________________
Добро пожаловать в мой блог — «Postage stamp design error / Ошибки на почтовых марках»
http://volandwizard.blogspot.com Более 800 постов.

 

Наверх

Старый
05.06.2012, 13:56:53

 

#7

По умолчанию
Re: Сюжетные ошибки на почтовых марках мира


СССР 1960 год. Выпуск серии марок, посвещённый пятнадцатым Олимпийским играм в Риме. Дизайн этой серии разработали художники В. и А. Завьяловы. На каждой марке изображена гора Олимп — мифическое место жительства греческих богов, никакого отношения к олимпийским играм не имеющая. Олимпийские игры были названы в честь города Олимпия — «Олимпия (греч. Αρχαία Ολυμπία) — одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры» — ВикипедиЯ. Сюжетные ошибки видны и на других марках. На майках баскетболистов нет номеров, финиширующие бегуны разрывают несуществующую ленточку. На марке номиналом 1 рубль, изображены скачки с препятствованием, которые не входили в состав игр 1960 года.
http://moemesto.ru/mr-superwizard/fi…е.1960%202.jpg -здесь в оригинальном размере и высоком разрешении (12мб) http://moemesto.ru/mr-superwizard/

__________________
Добро пожаловать в мой блог — «Postage stamp design error / Ошибки на почтовых марках»
http://volandwizard.blogspot.com Более 800 постов.


Последний раз редактировалось Volandwizard; 05.06.2012 в 14:20:10.

 

Наверх

Старый
05.06.2012, 21:57:23

 

#8

По умолчанию
Re: Ошибки, разновидности, триалы почтовых марок Великобритании и Содружества


Цитата:

Сообщение от Andrey Collector
Посмотреть сообщение

Ну спорить с Обуховым сложно, он у нас самый главный спец по ошибкам в рисунках.

Спорить нужно,
потому как «потыкать палкой в забор» — это самое простое, чем рассказать — Что должно быть, как и почему.

Вот пример, довольно редкого Мл. Никарагуа, на котором нет ни одного правильного имени вымерших динозавров и др.

вот неуменьшенная марка, даже полный *** знает, как выглядит стегозавр!

 

Наверх

Пользователь сказал cпасибо:

Старый
06.06.2012, 01:35:34

 

#9

По умолчанию
Re: Ошибки, разновидности, триалы почтовых марок Великобритании и Содружества


Цитата:

Сообщение от Faunist
Посмотреть сообщение

Вот пример, довольно редкого Мл. Никарагуа, на котором нет ни одного правильного имени вымерших динозавров и др.

Спасибо за замечательный вклад в тему! Не знал, что существует такая явная ошибка. Как можно так перепутать название животного?! Человек, оформлявший дизайн малого листа, явно не напрягался… Вэлком в мой фонд ляпов.
Два стегозавра

__________________
Добро пожаловать в мой блог — «Postage stamp design error / Ошибки на почтовых марках»
http://volandwizard.blogspot.com Более 800 постов.


Последний раз редактировалось Volandwizard; 06.06.2012 в 02:26:14.

 

Наверх

Старый
06.06.2012, 09:06:37

 

#10

По умолчанию
Re: Ошибки, разновидности, триалы почтовых марок Великобритании и Содружества


Цитата:

Сообщение от Volandwizard
Посмотреть сообщение

Не знал, что существует такая явная ошибка

Там названия

на всех

марках неправильные!

Цитата:

6.00С. — Macroplata. Макроплата. (плиозавр)
6.00С. — Mesosaurus. Мезозавр.
на марке ошибка: — Coelurus.
6.00С. — Liopleurodon. Лиоплевродон (плиозавр)
на марке ошибка: — Stegosaurus.
6.00С. — Shonisaurus. Шонизавр.
на марке ошибка: — Corythosaurus.
6.00С. — Crassigyrinus. Крассигиринус.
на марке ошибка: — Thadeosaurus.
6.00С. — Archelon. Архелон.
на марке ошибка: — Brachisaurus.

это просто наиболее показательные примеры, потому что их, динов, знают практически все, хотя бы из фильма «Парк юрского периода»
Ps.: кстати — тираннозавр жил в меловом периоде, а не юрском, разница миллионы лет.

и даже латынь с ошибкой — Brachisaurus -> Brachiosaurus

Вот еще парочка перепуток из Лаоса,
мало того, что нагло сперли рисунок чешского художника Зденека Буриана,
так еще и названия перепутали.


Последний раз редактировалось Faunist; 06.06.2012 в 09:19:04.

 

Наверх


Ваши права в разделе

Вы не можете создавать новые темы

Вы не можете отвечать в темах

Вы не можете прикреплять вложения

Вы не можете редактировать свои сообщения


BB коды Вкл.

Смайлы Вкл.

[IMG] код Вкл.

HTML код Выкл.


Правила форума

Быстрый переход

Текущее время: 07:18:53. Часовой пояс GMT +3.

Чешская Республика, 2010 год

На марке Чешской Республики 2010 года изображён мальчик, рассматривающий в лупу почтовую марку. Ошибка сюжета в том, что, судя по всему, в лупе вместо увеличительного стекла стоит простое.

Польша, 1938 год

Польша. 1938 год. 150-летие Конституции США. На марке изображены национальные герои США: Тадеуш Костюшко, Томас Пейн, Джордж Вашингтон. Вашингтон держит флаг… почему-то 1938 года с 48 звёздами! А должно быть – 13.

Мальта

Мальта. Дизайн марки основан на библейском сюжете и выполнен по картине Гюстава Доре «Св. Павел после кораблекрушения».
Ошибка сюжета заключается в наличии змеи, которая изображена сзади святого Павла в костре. Змея появилась позже, а не в момент кораблекрушения.

СССР, 1967 год

В октябре 1967 года Почта СССР выпустила в обращение серию, состоящую из пяти марок. Называлась она «Космическая фантастика». Дизайн марок был основан на картинах художников: лётчика-космонавта Алексея Леонова и А. Соколова, где были изображены космические фантастические сюжеты. Речь пойдёт о марке номиналом 6 копеек, выполненной по картине А. Леонова «Селенодезисты». На ней изображены два космонавта, стоящие на лунной поверхности и держащие в руках прибор для привязки к местности. Перед ними Земля, как бы ­восходящая из-за лунного горизонта. Марка вначале так и называлась – «На Луне. Восход Земли». Когда был напечатан весь тираж, какой-то бдительный советский функционер заподозрил в надписи несоответствие: ведь Луна повёрнута к Земле всегда одной и той же стороной… Какие могут быть восходы?! А поскольку А. Леонов был человек очень известный и знаменитый, то нельзя было допустить никаких ляпов, связанных с его именем. Сказано – сделано, и весь тираж шестикопеечной марки пошёл на переделку. На нём была сделана грубая надпечатка, имитирующая тень и закрывающая собой часть надписи. В итоге осталась только первая часть названия – «На Луне». Когда этим природным явлением заинтересовались специалисты, привлечённые суетой вокруг марки, то выяснилось, что надпечатку сделали зря, так как восход Земли на Луне имеет место, правда, очень долгий. Этому способствует раскачивание и вибрация спутника в пространстве. Также наблюдать явление восхода можно, находясь в отдалённых от горизонта местах и на полюсах. В общем, зря испортили марку. Многих интересует вопрос, остались ли экземпляры этих марок без надпечатки, но единого мнения нет: кто-то утверждает, что видел их, где-то продавались на аукционе, даже прошедшие почту, но… Этот вопрос остаётся открытым.

Франция, 1936 год

Франция. АВИА-1936. AERIEN-1936-4 Poste Aérienne. На марке ошибка дизайна – нарисован самолёт без хвостового вертикального стабилизатора. Серия из семи марок с одинаковым дизайном, разных по цвету.

Венгрия, 1969 год

Венгрия в 1969 году выпустила марку с изображением аммонита и с надписью Reineckia crassicostata, что является ошибкой. Правильное название Reineckeia crassicostata, по имени учёного Иоганна Матиаса Кристофа Рейнеке (1769–1818).

Гренада

На марках Гренады изображены раковины. Марки выполнены с грубыми ошибками – раковины закручены не в ту сторону. Так в природе не бывает. Скорее всего, изображение перевернули зеркально.

Монголия, 1980 год

Монгольская марка 1980 года: Олимпийские игры в Москве, тяжёлая атлетика. На марке ошибка: на гриф штанги блины добавляются по мере уменьшения диаметра, а на штанге монгольской марки всё наоборот.

Чехословакия, 1918 год

На серии первых марок Чехословакии знаменитым чешским художником Альфонсом Мухой были изображены пражские Градчаны и находящееся за ними яркое солнце. Художник ошибся, желая аллегорически показать восходящее солнце, символизирующее независимость новой республики от Австро-Венгрии: в таком ракурсе оно не может ни всходить, ни заходить, поскольку показан вид на север. Из-за этого марки были позже переизданы просто с подсвеченными Градчанами, без диска солнца.

Южная Африка, 1926 год

На однопенсовой почтовой марке вместо корабля «Дромедарис», на котором Ян ван Рибек впервые высадился на мысе Доброй Надежды в 1652 году, изображено голландское военное 24-пушечное судно гораздо более поздних времён, его модель ныне находится в Новом музее в Претории. Кроме того, так как город Кейптаун «смотрит» на северо-северо-восток, солнце в изображённом пейзаже должно находиться напротив вершины Столовой горы, если оно заходит, и вообще вне этой картины, если оно восходит.

Уоллис и Футуна, 1992 год

На 100-франковой авиапочтовой марке Уоллиса и Футуны, посвящённой Всемирной выставке почтовых марок по колумбовой тематике в Чикаго, изображён Христофор Колумб с подзорной трубой и глобусом. Подзорная труба была изобретена более чем век спустя. Что же касается глобуса, упоминания о воплощениях такой идеи встречаются с античных времён, но самый старый из дошедших до нас сделан Мартином Бехаймом из Нюрнберга как раз в год экспедиции Колумба (1492-й) – и этот глобус первый, о котором мы знаем достаточно, чтобы предположить адекватность его свойств. То есть маловероятно, что мореплаватель хоть раз в жизни видел нечто похожее на изображённый на марке глобус. Правда, марка лишь отражает изображённое на картинах галереи Палаццо Россо в Генуе.

США, 1925 год

Была выпущена двухмарочная серия, отмечавшая столетие прибытия в Америку первых поселенцев из Норвегии. На марке в 2 цента изображён корабль, доставивший переселенцев в 1725 году, а на второй, номиналом в 5 центов, – точная копия гокстадского драккара, древнего корабля викингов, к носу и корме которого в знак американо-норвежской дружбы приделаны государственные флаги Норвегии и США. Эта копия корабля была спущена на воду в Христиании (Осло) и приплыла в Чикаго в 1893 году на Всемирную выставку, посвящённую 400-летию открытия Америки Колумбом.

Куба, 2000 год

На выпущенной к 35-летию боевых акций Че Гевары в Конго почтовой марке Кубы номиналом в 65 сентаво оказалась изображена карта не ДР Конго, бывшего Бельгийского Конго со столицей в Киншасе, а соседней с ним Республики Конго, бывшей французской колонии Среднее Конго со столицей в Браззавиле, где знаменитого команданте не было.

Австралия, 1947 год

В серии из трёх марок Австралии, посвящённой 150-летию со дня основания Ньюкасла (Новый Южный Уэльс), на марке номиналом в 2,5 пенса должен был быть изображён исследователь лейтенант Джон Шортленд, открывший реку Хантер (названа им в честь первого губернатора колонии Новый Южный Уэльс Джона Хантера), в устье которой был основан город. Однако изображённым лицом оказался отец Шортленда, капитан Джон Шортленд. Марка исправлена не была.

Александр СЁМИН
Составлено по:
URL: http://www.mirmarok.ru/forum/viewtopic.php?p=29653;
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki;
Обухов Е. Ошибки на знаках почтовой оплаты: справочник / Под ред. В. И. Пищенко. – М.: ИТЦ «Марка», 2006. – 80 с. – (Прил. к журн. «Филателия». № 6. 2006);
Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. – М.: Связь, 1968 (см. Опечатки и Ошибки на марках).

Текущая страница: 5 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Не верь глазам своим

Шляпа Косыгина и пальчики шаловливые

Обращусь к самой интересной части классификации – разделу сюжетных ошибок. При известной степени внимательности и старания их было проще не делать, чем так вот взять и совершить!

Кстати, вспоминаю историю, которая произошла в газете «Известия» в 1960-е годы и потом была пересказана в книге о курьезах газетной профессии журналисткой Лидией Ивченко[14]14

  Ивченко Л. Д. Ни дня без шутки. Журналисты шутят, а поводов у журналистов – масса. – М.: Ленанд, 2015.

[Закрыть]

. В СССР приехала очередная делегация дружественной компартии, встретили ее в аэропорту неутомимые члены политбюро. Тут же в редакцию газеты доставили исторические фотопленки, мгновенно запустили их в работу. И ретушер в невероятном газетном цейтноте принялся за дело… Что такое на негативе? Все гости и члены политбюро стоят у трапа в шляпах, а товарищ Косыгин – без нее! Недолго думая, опытный спец умело нарисовал на негативе фотопленки шляпу на голове и у этого государственного деятеля. Негатив заслали в печать, снимок – в номер, газета вышла. И все увидели на опубликованном снимке, что Косыгин, как и все остальные, стоит в шляпе. А в руке держит… вторую шляпу.

Марки делаются не в такой спешке, поэтому тем более необъяснимо, как на них порой возникают невероятные ошибки – сродни косыгинской шляпе. Классический сюжетный ляп допустили в рисунке марки Монако в 1947 году. На миниатюре благодаря стараниям одного из лучших французских мастеров малой графики Пьера Гандона (1899–1990) и гравера Габриэля-Антуана Барланга (1874–1956) изображен известный филателист и по совместительству президент США Франклин Делано Рузвельт (1882–1945) за любимым занятием – изучением своей коллекции. Президент был истинным фанатом филателии, он писал: «Я обязан своей жизнью своим хобби – особенно коллекционированию марок»[15]15

  Popular mechanics, USA, № 10, 1934.

[Закрыть]

. Миниатюра Монако была приурочена к 100-летию выпуска первых марок Соединенных Штатов Америки. И все бы прекрасно, но когда знак почтовой оплаты Монако поступил в обращение, увидели, что у Рузвельта на левой руке… шесть пальцев! Пять вытянулись вперед, а шестой – соответственно, большой – палец подхватывает почтовую марку с обратной стороны…

Дело прояснилось, когда мне удалось найти в свободном доступе на сайте GodUpdates Share inspiration[16]16

  godupdates.com

[Закрыть]

исходную фотографию: недобрую шутку с художником и гравером сыграла тень под ладонью именитого филателиста. Теперь понятно, откуда ноги растут, то есть в данном случае – пальцы. Но все равно удивление не проходит: над гравировкой клише марки авторы работали несколько недель, а то и месяцев. Как гравер ухитрился за это время не обратить более пристального внимания на подготовленный Пьером оригинал почтовой миниатюры и почему он ни разу не пересчитал пальцы на руке!

Монако, 1947 г. Почтовая марка и ее фрагмент

«Реабилитировался», – так можно со смехом сказать об авторе Пьере Гандоне, рассмотрев его миниатюру для авиапочты Франции того же 1947 года. Ее рисунок – «Зевс в образе орла несет Гебу». Описание сюжета даю по версии каталога «Скотт»[3]. Если в Монако у Рузвельта один палец оказался лишним, то у дочери Зевса – богини вечной молодости Гебы – наоборот, одного пальчика не хватает, что на марке хорошо видно. По другим версиям, на гравюре изображен обратившийся в орла Зевс, похитивший Эгину, дочь речного бога. И так может быть, но число пальчиков у изображенной девицы от этого не прибавится.

Исходная фотография в свободном доступе, по которой готовился оригинал марки, и ее фрагмент

На следующий год недосчитались пальцев уже у героини марки Монако. Издали великолепную по исполнению почтовую миниатюру со скульптурой Франсуа Жозефа Бозио (1768–1845)«Нимфа источника Салмас». Заметно, с каким недоумением глядит девушка на свою правую ногу – там точно нет мизинца. Угадайте, кто был автором этого знака почтовой оплаты? Ну, конечно же, опять тот самый Пьер. И вновь тени подвели: я нашел фотооткрытку начала прошлого века с изображением скульптуры. На ней мизинчик-то есть, но видно, как густо он покрыт тенью руки. Полагаю, создатель марки 1948 года решил не возиться с мелочами, и пятью жирными вертикальными штрихами представил дело так, будто нимфа вообще лишилась небольшой части тела. Кстати, в той же серии вышла и крупноформатная благотворительная марка номиналом 15 + 25 франков с тем же сюжетом и точно такой же оплошностью, манера-то у художника одна! Монако еще раз обратилось к творению Франсуа Жозефа Бозио в 2015 году – здесь гравировка немного точнее, но все равно есть ощущение, что с мизинцем у нимфы что-то не так…

А все эти странности с пальцами начались еще в 1945 году, когда во Франции была издана марка «Освобождение». На ней бойцы Сопротивления ведут бой с оккупантами, а вдохновляет их на победу сама Франция – Марианна на крылатом коне. Жаль, с призывным жестом у символа Французской республики как-то не заладилось: хорошо заметно, что на руке у нее… четыре пальца. Как вы предполагаете, кто гравировал эту почтовую миниатюру? Да, снова он! И что удивляет, несмотря на обилие таких изумительных ошибок, гравер Пьер Гандон завершил творческий путь в 91 год, став лауреатом четырех национальных Гран-при в области филателистического искусства!

Франция, авиапочта, 1947 г. Почтовая марка и ее фрагмент

Представляю, как торжествовал этот месье Пьер, учитывая его «любовь» к пальцам героев, когда в молодости увидел марку Греции 1935 года номиналом 30 драхм из знаменитой в мире филателии «Мифологической серии». На рисунке изображен Триптолем, бог земледелия, сын смертного царя Келея, мчащийся по небу в колеснице с драконами. Чуть было не написал «запряженной драконами», но нет. Драконы с повозкой никак не связаны, разве что тонкими уздечками в руке Триптолема. До чего ж, наверное, приятно граверу было наблюдать, что у драконов не по пять, а по четыре пальца на лапах – правда, говорят, так и бывает у драконов. И что рука Триптолема, держащая вожжи, хоть и со всеми пальцами в наличии, но вывернута неестественным образом, словно после инквизиции.

Монако, 1948 г. Почтовая марка и ее фрагмент

Вот какие сложности случаются в филателии у лиц, приближенных к Зевсу и Олимпу. Впрочем, у богов все по-своему. Например, еще одна марка из серии французской авиапочты, выпущена она годом раньше описанной выше «четырехпалой Гебы», автор миниатюры, разумеется, тот же. Изображен Гелиос, мчащийся по небу на своей солнечной колеснице. Вот только по земным меркам никто никуда нестись не может. Кони не запряжены и связаны со стоящим в колеснице божеством лишь тремя тоненькими поводьями, словно французский гравер позаимствовал эту деталь с более ранней греческой марки. Да и сам Гелиос не особо одет: за спиной у него нарисовано нечто вроде развевающегося плаща, но тряпица вовсе не накинута на плечи и держится сзади каким-то чудесным образом. Что, в общем-то, вполне свойственно богам всего Олимпа.

Монако, 1948 г. Марка авиапочты с дополнительным номиналом

Что уж говорить о простых смертных! Такая же ошибка присутствует на марке Бельгии 1920 года в честь VII Олимпийских игр. В Германии в 1940 году была издана марка коричневого цвета с изображением античного воина в колеснице, выпуск приурочен к скачкам «Коричневая лента Германии». Однако, фигурально выражаясь, далеко ускакать никому из издателей той почтовой миниатюры не довелось. Как и самому герою марки: непонятно, кого, куда и как несут кони, – их тройка не запряжена.

Франция. «Нимфа источника Салмас» на открытке начала ХХ в.

Марка Канады и вновь упоминавшийся выше богатый на сюрпризы 1947 год, когда поветрие с «неправильными» пальцами будто пронеслось над странами в одно и то же время. Какая «тень» легла на эту миниатюру, сказать невозможно. Но в выпущенной к 80-летию Канадской конфедерации четырехцентовой почтовой марке на поднятой правой руке юноши, символизирующего молодого канадского гражданина, всего четыре пальца, причем средний вроде бы просто отрублен. Жуть, конечно, но и в данном случае что-то же думал гравер в ходе работы! Что именно, мы не узнаем…

Франция, 1945 г. У Марианны на руке четыре пальца

Греция, 1935 г. Повозка не запряжена, рука у бога земледелия вывернута

В 1953 году художник Э. Грунер нарисовал большую стандартную серию марок ГДР, в которую вошли 18 знаков почтовой оплаты номиналами от 1 до 84 пфеннигов. Выпуск «Народно-хозяйственный пятилетний план ГДР» неоднократно переиздавался разными способами печати, на бумаге с разными водяными знаками и зубцовками. Но марка достоинством 6 пфеннигов «За единство трудящихся Германии!» во всех изданиях привлекала пристальное внимание. Смущало рукопожатие, как следует предполагать, передового рабочего и образцового крестьянина. Почему-то один взял правую руку другого своей левой с внешней стороны ладони. Чрезвычайно странный жест, чтобы символизировать единство. Филателисты даже пошучивали: «Может, это такой прием штази[17]17

  Штази, нем. Stasi – неофициальное название Министерства государственной безопасности ГДР, тайной полиции. – Прим. ред.

[Закрыть]

изображен?» В остальном в рисунке все вполне удачно. Кого-то смущает рука, держащая знамя; кажется, что она особо длинная. Но стоит измерить линейкой на крупной репродукции марки расстояния от плеч до сгибов локтей и потом до ладоней, как становится ясно, что непомерной длина конечности лишь кажется при таком ракурсе. Руки у знаменосца вполне одинаковые, хоть тут художник не совершил промаха.

Австрия, 1934 и 1935 гг. Художник Г. Юнг ухитрился нарисовать виноторговца из Вахау (Нижняя Австрия) с вывернутыми в обратную сторону ушами: вино, что ли, было настолько кислым… Через год ошибку исправили

В 1954 году на марках сделали надпечатки: в частности, почте не хватало номинала в 5 пфеннигов, и эта цифра была надпечатана на марках другого достоинства. Так смущавшее всех рукопожатие мудро прикрыли жирной цифрой.

Франция, авиапочта, 1946 г. Кони не запряжены, плащ каким-то чудесным образом не улетает и не отлипает от спины

Вряд ли, совершая сюжетную ошибку, в социалистической ГДР 1953 года брали с кого-то пример. Уж тем более не со своих «новых друзей» из Западного Берлина. Но факт остается фактом: в 1951 году именно там, в западном секторе этого города, где уже были свои почта и марки, выпустили примерно такую же диковинку. Причем ошибку повторили на многих почтовых миниатюрах.

В том году в Западном Берлине издали серию красивых марок с изображением колокола Свободы, водруженного незадолго до этого на башню Шёнебергской ратуши. Здесь проходили заседания Собрания депутатов и находился кабинет правящего бургомистра Западного Берлина.

Колокол Свободы назван в честь «старшего брата», хранящегося в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, и был подарен берлинцам американским народом как символ стремления к свободе, миру и демократии возрождающейся немецкой нации. Поэтому на нем и помещена цитата из Геттисбергской речи Авраама Линкольна 1863 года, гласящая, что «нация с Божьей помощью возродится в свободе».

По узкой части, талии подаренного колокола размещены изображения людей, передающих друг другу символический факел. Вот на этой «эстафетной» передаче гравер Л. Шнелль и споткнулся. На самом колоколе заметно, что и рука передающего, и рука берущего держатся за древко факела, хотя из-за небольшой высоты барельефов эта деталь выглядит достаточно упрощенно. Марки же представляют дело иначе: отчетливо видно, что рука слева буквально вцепилась в факел, а рука справа попросту промахнулась и цепко сжимает воздух.

Германия, 1940 г., Бельгия, 1920 г. И здесь колесница не запряжена

Канада, 1947 г. Почтовая марка и ее фрагмент

С такой гравюрой поначалу выпустили пять номиналов – в 5, 10, 20, 30 и 40 пфеннигов – без подписи гравера под рисунком. Вскоре переиздали марки уже с подписью. Затем пошли и цветовые варианты. В общем, сложилась яркая красивая подборка из разноцветных почтовых миниатюр. Но, наверное, вскоре обратили внимание на, скажем так, недоработку гравера, и в 1953 году сделали на одной из марок надпечатку, причем текст надежно прикрыл ту самую хватающую воздух руку. В 1954 году проделали тот же трюк с другой маркой – а мы помним, что точно так же поступили с «неправильными» руками и в ГДР. Сам же рисунок марок Западного Берлина не исправляли: дорого, да и время уже прошло.

ГДР, 1953 г. На марке необычное и очень странное рукопожатие, фрагмент марки

ГДР, 1954 г. Неудачное рукопожатие прикрыли надпечаткой

А вот в 1988 году в Исландии выпустили интересную серию из четырех почтовых миниатюр «Духи-защитники». И сразу началось: филателисты заметили, что у героя одной из марок… шесть пальцев на руке. Но волновались напрасно – это редкий случай, когда именно так и должно быть!

Как рассказывает «Сага об Олаве Трюггвасоне», хитрый король Харальд Синезуб, собираясь вторгнуться в Исландию, приказал колдуну принять облик ужасного кита и выведать уязвимые места обороны острова. Четыре раза пытался он это сделать, но могущественные духи земли, хранящие Исландию, неизменно заставляли его повернуть обратно.

Западный Берлин, 1951 г. Одна из марок серии «Колокол Свободы» и ее фрагмент, на котором ясно видно, что рука факел не держит

Западный Берлин, 1953 г., 1954 г. Надпечатки закрыли «неправильную» руку

Италия, 2008 г. Здесь с веслами неразбериха: у второго гребца в руках лишь обрубок рукоятки, у четвертого вообще ничего нет

В первые три раза встречали его огромные Дракон Востока, Гриф Севера и Бык Запада с рогами из бронзы. В четвертый раз уже порядком напуганного колдуна встретил Горный великан Юга, твердо державший огромный жезл шестипалыми руками. Кстати, все Духи-хранители изображены на гербе Исландии.

Еще одна марка, герои сюжета которой хватают руками воздух, появилась в Монако в 1988 году. Мы уже обсудили некоторые ляпы на знаках почтовой оплаты этого государства, тем не менее очень уважаемого в мире филателии за красоту издаваемых миниатюр. Марку посвятили столетию «Морского общества Монако», ранее – «Общества регат Монако». Я не могу найти логического объяснения тому, что изобразили авторы рисунка и гравюры. Гребцы в лодке, похожей на парную байдарку-четверку без рулевого, не имеют весел с левой стороны и буквально хватаются руками за воздух. Если же имелась в виду четверка распашная, где у гребцов по одному большому веслу, то непонятно, во-первых, почему они не держат свои весла двумя руками, как принято и удобно, а отводят одну руку в сторону. И во-вторых, у этого типа лодок два весла должны располагаться справа, а два – слева. Иначе грести по прямому курсу не получится. В общем, загадка!

Исландия, 1988 г. В мифологической серии все верно: у Горного великана Юга действительно шесть пальцев на волшебной руке

Монако, 1988 г. С левой стороны у гребцов… нет весел

СССР, 1968 г. Художник Е. Анискин не знал, что лежа не гребут

Точно такая же, как и на марке Италии 2008 года. Здесь все понятно: работает четверка распашная с рулевым. Но, как видим, у второго гребца в руках нарисована лишь одна рукоятка весла, куда делось остальное – неясно. Пусть это задумка художника, такой стиль рисунка, и правый борт лодки по воле автора как бы скрывается в некой молочно-желтой речной пелене. Но тогда посмотрите на четвертого гребца – у него в руках вообще ничего нет. Сидит и уверенно держит в кулаках воздух!

Не получится никакой гребли и у доблестных олимпийцев, нарисованных признанным мастером почтовой миниатюры Евгением Анискиным. Комментировать тут особо нечего: перед тем как браться за сюжет, художнику надо было бы хоть раз сходить на соревнования по академической гребле, запомнить движения спортсменов. Скажу коротко: лежа не гребут!

Почтово-благотворительные марки – марки с дополнительным номиналом для отчисления средств в фонд каких-либо организаций, на благотворительные цели. Наивысшая доплата – на марке Бельгии 1945 года в пользу послевоенного восстановления (3000 %).

Разоблачения и оправдания

Теперь несколько марок, сюжеты которых связаны со спортивными дисциплинами. Они имеют как явные, так и придуманные коллекционерами ошибки.

В 1949 году в Японии вышла серия, посвященная национальным соревнованиям. Одна из марок представляет фигурное катание. Направление и форма складок юбки фигуристки демонстрируют, что та стремительно движется назад. Но оставленный ею след на льду однозначно показывает, что спортсменка при этом совершает движение вперед. Вот и получился из нее Тянитолкай.

Сурово обошелся с тетивой лука в 1957 году чешский художник Ян Черны. Готовя марку в серии, посвященной международным спортивным соревнованиям, он вообще забыл ее нарисовать… Позднее автор объяснял это неким общим новаторским замыслом миниатюры. Но ведь и спортсменка, и ее спортивный снаряд изображены на марке совершенно реалистично! Поэтому вопрос «а где же тетива?» вполне правомерен.

Япония, 1949 г. Фигуристка одновременно движется и назад, и… вперед

Чехословакия, 1957 г. На луке нет тетивы

Зато такой же промах на марке Франции 1946 года из хорошо уже известной нам авиационно-мифологической серии никто объяснять и не собирался. Гравировал-то почтовую миниатюру… Что тут поделаешь, опять знаменитый Пьер Гандон! У Кентавра тоже лук, который не стреляет из-за банального отсутствия тетивы. Вообще, должен отметить: в той красивой серии для авиапочты всего четыре марки, и на трех из них присутствуют вопиющие, полновесные ошибки. Рекорд, право слово!

Франция, 1946 г. И здесь лук без тетивы. Польша, 1948 г. А тут у Кентавра с луком все в порядке

Франция, 1953 г. Фехтует левой рукой

На другой французской марке 1953 года номиналом 30 франков волею художника фехтовальщик держит рапиру в левой руке. Казалось бы, ошибка, дано зеркальное изображение? Однако здесь никакой ошибки нет: автор имел в виду скрывшего лицо под маской Кристиана д’Ориолу (1928–2007), завоевавшего к моменту издания марки уже три золотые олимпийские медали в фехтовании на рапирах (а всего четыре!) и признанного уже в наше время лучшим фехтовальщиком ХХ века. Кристиан д’Ориола действительно был левша… Нет ошибки и на марке Бразилии 1994 года. Там художник Рафаэль Монтейро нарисовал футболиста с невозможным для этой игры номером 100 на груди. Но все оправданно. В том году многократные чемпионы мира отметили 100-летие национального футбола, с чем их находчивый художник и поздравил.

В начале прошлого века отличилась почта Швейцарии. Там в течение нескольких лет печатали огромными тиражами серии стандартных марок с сюжетами по мотивам знаменитой легенды о Вильгельме Телле (XIII–XIV века). Как известно из наиболее распространенной версии, жестокий наместник германского императора в Швейцарии Альбрехт Гесслер повесил на площади города Альтдорфа на шесте шляпу австрийского герцога и отдал приказ, чтобы всякий проходящий кланялся шляпе. Молодой крестьянин Телль, отличный стрелок, не исполнил этого приказания, и Гесслер в наказание заставил его стрелять из арбалета в яблоко, поставленное на голову сына этого непослушного стрелка. Телль успешно справился с задачей. Отсюда, видимо, пошло выражение «попасть в яблочко».

Эти визитные карточки страны с изображением Телля на одних марках и его сына, держащего в руках арбалет и простреленное яблоко, – на других разошлись по свету, и филателисты не сразу заметили, что тетива арбалета на них нарисована Альбертом Велти (1862–1912) не над, а под ложем и под направляющей канавкой для стрелы. Попробуй выстрелить! Хотя до сих пор нет единого мнения насчет наличия ошибки на этой марке. Часть коллекционеров уверена, что сын Телля на рисунке просто держит арбалет направляющей канавкой к себе, а нижней стороной ложа к зрителю, поэтому тетива находится в правильной позиции, но с другой стороны.

Большая серия издана в СССР в 1964 году в честь IX зимних Олимпийских игр в Инсбруке: пять марок без зубцов, пять – с зубцами, позднее на перфорированных марках были сделаны надпечатки в честь побед советских спортсменов. И каждый из пяти повторяющихся в перечисленных вариантах сюжетов объединяет изображение олимпийской эмблемы и большой – во все поле марки – снежинки. Коллекционеры привыкли верить художникам-марочникам, да и вообще – всему печатному, что появлялось в Советском Союзе. Поэтому не сразу обратили внимание, какие снежинки нарисовал известный художник-график П. Бендель (1905–1989), сделавший четыре сюжета с видами спорта, а также Е. Галицкий, создатель центральной марки серии с одной крупной снежинкой. У всех снежинок-то получилось по пять лучей. На самом деле с природой не поспоришь: у любой снежинки всегда шесть лучей. Может, с красной звездой перепутали?

Бразилия, 1994 г. Первая сотня лет бразильского футбола

Шарджа, 1968 г. Кристиан д’Ориола – лучший фехтовальщик ХХ века

Швейцария, тет-беш, 1910 г. Тетива нарисована под ложем арбалета. Или все-таки нет?

СССР, 1964 г. Снежинки с пятью лучами

ГДР, 1952 г. Палка у лыжника… между ног

Такие вот курьезы случаются со «спортивными» марками – художники сами себе словно палки в колеса ставят. Или, бывает, даже лыжную палку. Как произошло в 1952 году с маркой ГДР, посвященной зимнему национальному первенству в Оберхофе. Стараниями сразу двух мастеров малой графики Г. Лидтке и Г. Вебера бедняга лыжник в пылу борьбы опирается на лыжную палку аккурат между своих ног – через секунду растянется на лыжне!

Монако, 1991 г. Еще одна намечающаяся лыжная авария…

ГДР, 1967 г. Один биатлонист с вывернутым пальцем, другой – без лыжных палок и стартового номера

Монако, 1953 г. С правой рукой у гимнаста явно что-то не так! В каких еще ситуациях следует верить глазам своим, а в каких не стоит?

А вот с марками Монако 1991 года в честь зимних Игр в Альбервиле – 1992 все в порядке, мастера малой графики не ошиблись. Они лишь скрупулезно воспроизвели изображение композиции знаменитой в этом княжестве ваятельницы и – в молодости – не менее известной в Германии балерины Эммы де Сигальди (1910–2010). По поводу самой скульптуры можно сказать: с лыжницами что-то не так! Вторая основательно въезжает между ног лидирующей, так что та фактически вынуждена расставить лыжи раза в три шире плеч. В общем, секунда – и упадут обе. Что знак почтовой оплаты четко и зафиксировал.

Италия, 1957 г. Красный свет внизу

Чехословакия, 1992 г. Красный свет вверху

Не менее странными получились марки для почты ГДР у художника И. Риса в 1967 году. Он посвятил свои творения прошедшему в Альтенберге Чемпионату мира по биатлону. И если допустить, что ближний спортсмен на миниатюре в 20 пфеннигов имеет лыжные палки, но они в момент стрельбы лежат под его ногами, то дальний явно и без палок, и без стартового номера – кажется, что по пути на охоту завернул пострелять на трассу мирового первенства. Еще более озадачивает марка в 10 пфеннигов – там изображена необычная рука, держащая винтовку. Палец слева похож на большой, но тогда у бедняги в наличии две правых руки! Если же автор так нарисовал мизинец левой ладони, то с пальцем явно что-то не в порядке. Спортсмену лучше сразу сойти с трассы и обратиться к хирургу. Этому специалисту прибавится работы и в связи с травмой героя марки Монако 1953 года в честь летней Олимпиады-52: видно, что в прыжке через коня с его правой рукой что-то сильно не ладно. Либо он опирается на снаряд тыльной стороной ладони, и потому большой палец направлен не внутрь, а к зрителю. Либо он отталкивается правильно, но тогда его мизинец повернут к ладони под прямым углом – про такие случаи в экстремальных телепередачах говорят коротко: «Опасно для здоровья! Не повторять!»

Фиджи, 1938 г. Каноэ под парусом идет само по себе

Фиджи, 1940 г. Каноист вернулся!

СССР, маркированная почтовая карточка 1957 г. Очень странный циферблат: после цифры V идет перевернутая IV, а затем после IX повторяется снова IX… Художник В. Климашин

В середине прошлого века в Италии вышла марка, посвященная безопасности на дорогах. Долгое время филателисты усмехались, беря миниатюру в руки: художник Р. Мара изобразил светофор, у которого красный свет расположен внизу, а не вверху, как всем привычно. Для примера показываю и правильный светофор на марке Чехословакии. Однако тут всё в порядке, зря все усмехались по поводу итальянского выпуска. В брошюре «Ошибки на знаках почтовой оплаты»[32] рассказано о костромском коллекционере, который приводит воспоминания отца – старого шофера. Опытный водитель утверждал, что до войны светофоры в некоторых городах были именно такие – с красным светом внизу. Так, может, и в Италии тогда было так же, и художник-итальянец в самом деле не ошибся?

«Летучим голландцем» совершенно справедливо назвали миниатюру Фиджи 1938 года. Эта марка номиналом 1,5 пенса показывает каноэ, идущее по волнам под парусом. Одно непонятно: в лодке никого нет! Лишь в повторном выпуске 1940 года каноист «вынырнул» и взялся за управление ранее беспризорным транспортом.

СССР, 1984 г. «С Новым, 1985 годом!» На циферблате часов два раза повторяется цифра VI, но нет IV. Художник Н. Дворников

В 1957 году в СССР издана маркированная почтовая карточка, на которой художник В. Климашин поместил новогоднее поздравление. Он нарисовал часы Спасской башни Московского Кремля с весьма странным циферблатом. На нем после цифры V следует VI, но… перевернутая, а после IX повторяется еще раз IX… Увы, такой случай не последний. Забавный курьез подарил нам в 1984 году художник Н. Дворников. Он нарисовал марку СССР в честь наступавшего 1985-го. Если присмотреться внимательно, то на циферблате кремлевских курантов вслед за делениями I, II, III следует сразу VI, потом – V, а затем снова VI. Необъяснимая ошибка. Конечно, деталь на самой марке мелкая, трудно сразу разглядеть промах. Но ведь на художественном совете выбирали и рекомендовали к изданию несравненно более крупные эскизы – и как же никто не обратил внимания на чехарду с цифрами!

Так же «отличился» дуэт Ч. Качмарчика и Е. Конецкого, авторов польской марки 1963 года. К традиционной Неделе письма они создали очень красивую миниатюру с репродукцией картины Владислава Чахурского (1850–1911)«Любовное письмо». С одним но: на циферблате часов почему-то два раза изображены цифры XII. А ведь на самом живописном полотне Чахурского с этой деталью все правильно.

Крупно ошибся в мелкой детали и отечественный классик малой графики Василий Васильевич Завьялов (1906–1972). В прекрасной серии марок и блоков в честь 100-летия русской почтовой марки он в 1958 году изобразил почтамт ХVIII века. И не только изобразил, но и написал на фронтоне: «Почтамт», забыв, однако, что в то время слово писалось непременно с Ъ на конце.

Польша, 1963 г. Часы на этой марке бьют 12 часов два раза подряд…

СССР, 1958 г. Ошибка в слове «почтамтъ»

Озадачила филателистов марка США 1944 года в честь юбилея Первой трансконтинентальной железной дороги. На ее рисунке дым от паровоза идет вправо, а флаг развевается влево. Впрочем, говорят оптимисты, при очень сильном порывистом ветре такое порой можно наблюдать. А вот по поводу марки Франции 1960 года, представляющей термальный курорт Ла-Бурбуль, сомнений нет. Там ветер порезвился на славу. Иначе как объяснить, что на рисунке Ж. Комби занавеска без всякой опоры каким-то чудом держится в воздухе? Если же допустить некоторую схематичность изображения, то в перспективе получается, что подразумеваемая автором марки гардина или веревка, на которой крепится занавеска, проходит… сквозь оконное стекло! Точно так же вызывает удивление марка Германии 1934 года номиналом 3 + 2 пфеннига: в руке бизнесмена телефонная трубка. Но вряд ли образцовый арийский предприниматель решит по телефону свои вопросы – трубка нарисована без обязательного в ту эпоху провода.

США, 1944 г. Что-то не так с направлением ветра

Франция, 1960 г. Занавески парят в воздухе

Германия, 1934 г. Радиотелефон, которого тогда еще не было

Парагвай, 1944–1945 гг. Нет тягового дышла

Но вернемся к паровозам, коснусь еще одной классической ошибки, хотя «локомотивных недоразумений» в филателии столько, что им можно посвятить отдельную, хотя и довольно монотонную, книгу. Эту ошибку произвела на свет почта Парагвая в 1944–1945 годах, издав знак почтовой оплаты в честь первой в стране железной дороги середины позапрошлого века. Лишь внимательно присмотревшись к изображению, можно понять, что паровоз, к сожалению, не сможет стронуться с места: он нарисован без шатуна (тягового дышла), передающего движение колесам.

Хочу здесь реабилитировать уже упоминавшегося в связи в курьезами «Черного пенни» российского художника В. Коваля. Известный график стал автором последней стандартной серии СССР, в которую включил двухкопеечную марку с изображениями старинных средств перевозки почты. Коллекционеры недоумевали: куда же поедет его паровоз, если к нему вместо тендера с запасом топлива, воды и смазки сразу прицеплен пассажирский вагон? Но стоп! Точнее – полный вперед! На самом деле автор марки умело нарисовал не простой, а танк-паровоз, который все свое возил с собой. Это локомотив редкой серии 1–2–1: цифры обозначают количество передних колесных пар, ведущих и задних. Построен он был в 1899 году и с 1905 года курсировал исключительно на Финляндской железной дороге по ветке Лаппи – Брагестад.

Кстати, именно на обозначении числа колесных пар, как правило, и спотыкаются художники-марочники. Один из десятков примеров – марка Канады, на которой паровоз У-2 в подписи предстает прямо-таки многоколесным монстром: 4–8–4. На самом деле по незнанию посчитали число колес, а не колесных пар, и марка 1986 года представляет паровоз достаточно распространенной серии 2–4–2.

СССР, 1991 г. Паровоз изображен правильно

Канада, 1986 г. Ошибка в подписи

Приведу еще несколько заметных сюжетных ошибок, допущенных художниками.

ФРГ, 1965 год. Международная выставка транспорта в Мюнхене. Автобус изображен с дверями с левой стороны, хотя в Германии правостороннее движение.

ФРГ, 1969 год. Благотворительная серия с надбавкой к основному номиналу «Оловянные игрушки». На марке номиналом 30 + 15 пфеннигов птичка нарисована не за прутьями клетки, а перед ними.

А вот бедная птица на красивой миниатюре Франции 1978 года, изданной по теме «Защита природы». Видно, скопа вскоре умрет от голода – художник так лихо загнул ей верхнюю часть клюва, что раскрыть самостоятельно она его вряд ли сумеет. То-то она сердито смотрит на зрителя и филателиста: мол, ничего себе, природу защитили! Для сравнения рядом – правильная марка России 2014 года: тут благодаря рисунку О. Шушлебиной с клювом все хорошо.

И в заключение главы еще о некоторых конструкторских «достижениях».

ФРГ, 1969 г. Птичка выпорхнула из клетки

ФРГ, 1965 г. Двери у автобуса не с той стороны

Гренада, Гренадины, 1991 г. Педаль не в ту сторону

Монако, 1947

В честь Международной филателистической выставки в Нью-Йорке, посвящённой 100-летию американских почтовых марок, была выпущена серия почтовых марок. На 50-франковой марке художник Пьер Гандон изобразил президента США Франклина Рузвельта, одного из самых известных филателистов мира, с его коллекцией марок. В правой руке президента большая лупа, с её помощью он внимательно рассматривает свою левую кисть руки, которая держит марку (что недопустимо для опытного филателиста). Но главное: на руке Рузвельта шесть пальцев.

Сент-Кристофер и Невис, 1903

На напечатанной в Лондоне первой серии почтовых марок этой британской колонии Христофор Колумб всматривается вдаль, используя подзорную трубу. Между тем, она была изобретена лишь более ста лет спустя в 1608 году в Голландии оптиком Гансом Липперсгеем и усовершенствована Галилео Галилеем около 1619. Однако британская почта в ответ на претензии разъяснила, что на рисунке имелась в виду не подзорная, а зрительная труба без оптики — а она известна с XV-го века. Трудно сказать, насколько при этом почта была искренна: изображённая на марках труба телескопическая, а механизм складывания тоже вряд ли был известен предполагаемому изготовителю-современнику мореплавателя.

Босния и Герцеговина, 1918

В юбилейной серии, которую тогдашние австро-венгерские власти этой аннексированной территории посвятили 80-летию императора Франца-Иосифа, на марке номиналом 40 геллеров с изображением почтового дилижанса-двуколки на двух запряжённых в него лошадей приходится всего шесть, максимум семь ног.

Германия, 1934

В серии почтовых марок на марке 3+2 пфеннига, изображающей арийского бизнесмена за работой, в его правой руке находится трубка, возможно, первого в мире беспроводного телефона.

Парагвай и Боливия, 1927—1935

Ещё в 1924 году на марках Парагвая северо-восточная граница между ним и соседней Боливией не была точно определена и не обозначалась. Однако уже в 1927 году Парагвай выпустил марку, где его граница проходила севернее плато Гран-Чако, отсекая последнее, таким образом, от Боливии. Боливия в ответ с 1928 года стала почти ежегодно заказывать в типографии American Bank Note Company и выпускать аналогичные марки с картой, где границы страны были отодвинуты к югу, а сама пограничная область названа «Боливианское Чако» (исп. Chaco Boliviano). В 1932 году Парагвай ответил серией своих почтовых марок, где не только присоединил Гран-Чако к себе, заодно ещё больше расширив его территорию и назвав «Северное Чако Парагвая» (исп. El Chaco Boreal del Paraguay), но и снабдил лозунгом «Было, есть и будет (парагвайским)» (исп. Ha Sido, Es y Sera).

В результате вспыхнула Чакская война, закончившаяся только в 1938 году подписанием мирного договора и победой Парагвая, правда, потерявшего на ней 20 % населения, зато получившего примерно 72 % спорного Гран-Чако, что составило около трети его нынешней территории. Последний выпуск марок Боливии с «Боливианским Чако» датируется 1935 годом. Примечательно, что сам по себе предмет разногласий — пустынная и почти не заселённая земля. Однако там в начале 30-х годов производилось разведочное бурение, показывавшее наличие больших запасов нефти. Агрессия Парагвая была инспирирована британо-голландской нефтяной компанией «Шелл», а за спиной Боливии стояла американская нефтяная компания «Стандард Ойл». Прогнозы о наличии нефти в Гран-Чако не подтвердились. Парагвай и поныне вынужден её импортировать.

СССР, 1935

В знаменитой серии авиапочтовых марок, посвящённых лётчикам-спасателям челюскинцев, вышла, в том числе, и марка с изображением С. Леваневского, позднее надпечатанная «Перелёт Москва — Сан-Франциско через Сев. полюс 1935». Художник серии Василий Завьялов не мог заранее знать, что этот перелёт закончится трагически и лётчик погибнет. Однако, в отличие от остальных лётчиков (Ляпидевского, Доронина, Каманина и др.), изображённых на марках этой серии в обрамлении двух лавровых ветвей, символизирующих славу, портрет Леваневского обрамляют лавровая и пальмовая ветви. Последняя нередко знак траура.

Саарская область, 1947

В стандартной серии марок сюжет номиналов 15, 16, 20 и 24 пфеннига представлял собой двух металлургов в процессе выплавки у мартена. Но если перевернуть одну из перечисленных марок и приглядеться, то позади второго рабочего можно обнаружить лицо одноглазого Адольфа Гитлера. Что хотел этим сказать художник и хотел ли вообще, неизвестно. Но каталожная цена такой марки более чем вшестеро превосходит соседние марки той же серии.

КНР, 1968

На почтовой марке номиналом в 8 фэней изображены ликующие трудящиеся с транспарантами, над ними карта Китая и лозунг «Вся страна красного цвета!» Однако вскоре после выпуска (марка печаталась в Кантоне) обнаружилось, что художнику не хватило красной краски на остров Тайвань, где, по совпадению, как раз укрылись сепаратисты-гоминьдановцы, оспаривающие право КНР на территорию острова. Марка была срочно, уже через полдня после выхода в свет, изъята из продажи с формулировкой китайских властей «В связи с отсутствием изображений архипелагов Сиша и Наньша» (Парасельские острова и часть Гуанчжоу). Тираж был уничтожен и отпечатан заново в исправленном виде. Сейчас первый выпуск оценивается каталогами в 15000 долларов США, второй идёт по $55. Судьба исполнителя неизвестна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Счастливая ошибка гончаров анализ
  • Сценарий не отвечает firefox как исправить
  • Схема1 ms10 error parameter count mismatch first invalid parameter int 14
  • Сэб 1тм 02м 06 ошибка е 01 что делать
  • Схема ошибок планар 4дм 24