Так как потому что какая ошибка

Тысячи заданий с решениями для подготовки к ЕГЭ

Пояснение (см. также Правило ниже).

А)  ошибка в построении сложного предложения в предложении 2 заключается в том, что употреблены лишние союзы и указательное слово. Наряду с грамматической, тут и речевая ошибка: у автора не может быть смысла.

Предложение можно перестроить так: Когда я закончил читать эту книгу, то понял её глубокий смысл.

Пункт правила 7.4.6

Б)  нарушение в построении предложения с однородными членами в предложении 4. Эта ошибка вызвана тем, что в предложениях, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др.

части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.

Приведём верное написание: Грамоты получили не только призёры, но и активные участники среди зрителей.

Пункт правила 7.6. 3

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 9. Название телепрограммы, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—программа.

Приведём верное написание: В программе «КлуБ кинопутешественников» рассказывают о необыкновенно интересных людях.

Пункт правила 7.2.1

Г)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 6 вызвана тем, что к сказуемому «встала» ошибочно отнесено деепричастие «взяв». Задача не могла взять, это делал царь.

Предложение можно перестроить так: Когда в 1552 году Иван Грозный взял столицу Казанского ханства, перед ним встала задача расположить к себе новых подданных.

Пункт правила 7.8.1 ТИП 1

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 1 состоит в том, что после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа ЧЕМУ? и ни в какой другой.

Приведём верное написание: Добиться высоких целей можно благодаря такиМ качествАМ человека, как целеустремлённость, трудолюбие и упорство.

Пункт правила 7.7.1

Приведём верное соответствие :

А Б В Г Д
2 4 9 6 1

Источник: ЕГЭ по русскому языку 21.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Basically так как and потому что mean the same, but they do have differences in usage.
They both are used to connect some fact with its reasons (like words ‘because’ or ‘since’), but так как can be placed both in the beginning of the sentence and in the middle of it, while потому что is used mostly in the middle of the sentence:

Так как я проспал, я не пришел на первый урок. — The reason here goes before the fact, sounds formal.
Потому что я проспал, я не пришел на первый урок. — Sounds innatural, though can be used in some rare cases.

Я не пришел на первый урок так как я проспал. — Sounds formal
Я не пришел на первый урок потому что я проспал. — Most neutral form

Так как is more formal and according to this source emerged in formal language at the end of 18th century and become accepted around 1850-es. It become popular because it can be used both at the beginning of the sentence and in the middle of it. According to Лев Поливанов (died in 1899), writers avoided to use так как because it sounds bad: «Союз так как … весьма редко употребляется образцовыми писателями, как неблагозвучный.».


Так что and поэтому are not completely interchangeable. Поэтому connects reasons with facts (in other way than так как or потому что):

Я проспал, поэтому я не пришел на первый урок.

The reasons and facts are connected in obvious logical way.

Так что is less formal. It can be used to summarize all previous thoughts or intentions or reasons in a single sentence (like «So, …»):

Наши программы пользуются большой популярностью, новые заказчики просят о расширении возможностей. Есть много идей и для нового проекта. Так что без работы мы в ближайшее время не останемся.

Here some situation is described and the author uses так что to express their estimation for the future. I think it can be translated as so or as you can see, etc.

«Потому что», являющееся составным подчинительным союзом, пишется раздельно.

Чтобы определить, как правильно пишется слово «потому-что» или «потому что», через дефис или раздельно, выясним часть речи, к которой оно принадлежит, а также из каких компонентов складывается.

Часть речи «потому что»

Рассмотрим в качестве примера следующее высказывание:

Тень от деревьев становится все длиннее, (почему?) потому́ что солнце уже совсем низко над горизонтом.

В этом сложноподчиненном предложении во второй зависимой части указывается, по какой причине тени от деревьев удлиняются. Причина грамматически оформляется с помощью служебной части речи — подчинительного союза «потому что». Это слово эквивалентно по значению аналогичным союзам:

  • так как
  • ибо
  • поскольку

Чтобы убедиться, что часть речи интересующего нас слова определена правильно, используем принцип синонимической замены одного союза другим.

Сравним:

Стало свежо, потому что прошел летний дождь.

Стало свежо, так как (поскольку) прошел летний дождь.

Потому-что или потому что

Правописание «потому что»

Написание подчинительного союза «потому что» может доставить затруднение, поскольку он состоит из двух частей. Так все-таки, как следует правильно написать этот союз: через дефис или нет?

Чтобы понять это, определим, из каких компонентов он состоит. Рассматриваемый подчинительный союз является производным образованием:

В русском языке существуют два самостоятельных слова:

  • местоименное наречие «потому»;
  • относительное (вопросительное) местоимение «что».

Производный подчинительный союз сохраняет самостоятельность составляющих его слов, как и аналогичные сложные союзы:

  • так как;
  • так что;
  • лишь только;
  • как только;
  • то есть.

Вывод

Подчинительный союз «потому что» пишется раздельно в два слова.

Учтем, что в русском языке с дефисом пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределёнными местоимениями и наречиями:

  • кое-кто, кое-что, кое-какой;
  • что-то, когда-то, где-то;
  • какой-либо, как-либо, откуда-либо;
  • кто-нибудь, чей-нибудь, когда-нибудь, куда-нибудь.

Чтобы усвоить правильное написание рассмотренного подчинительного союза в два слова, прочтите примеры предложений.

Примеры

Потемнело, потому что небо затянули низкие свинцовые тучи.

Охотники пробирались по лесу осторожно, потому что не хотели спугнуть свою добычу.

Над полем и лесом раскинулась коромыслом яркая радуга, потому что после дождя сразу ярко засияло солнце.

Как хочется скорее окунуться в прохладную речку, потому что невыносимо жарко.

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 130

ПУНКТУАЦИЯ В КОНСТРУКЦИЯХ С СОСТАВНЫМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении может присоединяться к главной с помощью составных подчинительных союзов, например: ввиду того что, вместо того чтобы, в случае если, несмотря на то что, перед тем как, потому что, прежде чем и др.

Пунктуационная трудность заключается в том, что такие союзы могут целиком входить в придаточную часть (в этом случае части союза не разделяются запятой) или же расчленяться (в этом случае запятая ставится перед второй частью союза, а первая включается в состав главной части сложноподчиненного предложения как соотносительное слово).

Составной подчинительный союз расчленяется и запятая ставится между частями союза, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • перед составным союзом имеется отрицание «не»: Она любила Ричардсона // Не потому, чтобы прочла, // Не потому, чтоб Грандисона // Она Ловласу предпочла… А. Пушкин, Евгений Онегин. Мне хочется назвать тебя женой // Не для того, чтоб всем сказать об этом, // Не потому, что ты давно со мной, // По всем досужим сплетням и приметам. К. Симонов, Мне хочется назвать тебя женой…

  • перед составным союзом есть усилительные, ограничительные и другие частицы, вводные слова, наречия: Этюд казался ей ничтожным, и написала она его только затем, чтобы иметь лишний предлог сходить к художнику. А. Чехов, Попрыгунья. А сердце бьется лишь для того, чтобы волос становился все длиннее и краше. Ю. Коваль, Недопесок. В том селе был у одного козака, прозвищем Коржа, работник, которого люди звали Петром Безродным; может, оттого, что никто не помнил ни отца его, ни матери. Н. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. То есть, правду сказать, я сам не знаю, почему я вернулся; вероятно, потому, что о тебе вспомнил… И. Тургенев, Рудин. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было… А. Чехов, Человек в футляре. «Это, должно быть, оттого, что я слишком долго живу на свете», – думал Мостовской. В. Гроссман, Жизнь и судьба.

  • первая часть составного союза входит в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций: Ромашов же краснел до настоящих слез от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорбленную Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова. А. Куприн, Поединок. 

  • автор желает подчеркнуть, что на первую часть составного союза падает логическое ударение: Мужики тихи, робки и вежливы оттого, что у каждого для весу в кудели по камню… М. Пришвин, Мирская чаша. Я спросил у отца, что значит «особенный вечер». Отец объяснил мне, что этот вечер называется так потому, что он не похож на все остальные. К. Паустовский, Сказочник.

В том случае, если составной союз целиком входит в придаточную часть, знаки препинания ставятся следующим образом:

А) Если придаточная часть предложения следует за главной – запятая ставится только перед союзом.

[Калугин] рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые приказания. Л. Толстой, Севастополь в мае. Мы принялись бегать по закрайку самого берега, и все выходило отлично, несмотря на то что кое-где лед ломался и выступала вода. Д. Мамин-Сибиряк, Дурной товарищ.

Б) Если придаточная часть находится внутри главной – запятые ставятся перед союзом и после всего придаточного предложения.

Он, несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина, чувствовал, что несколько неприлично в таком виде и при таком действии находиться в присутствии постороннего свидетеля. Н. Гоголь, Невский проспект. Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. А. Чехов, Степь. Художник, оттого что выпил два стакана портеру, как-то вдруг опьянел и неестественно оживился. А. Чехов, Припадок.

В) Если придаточная часть предшествует главной – запятая ставится только после всего придаточного предложения.

С тех пор как вечный судия // Мне дал всеведанье пророка, // В очах людей читаю я // Страницы злобы и порока. М. Лермонтов, Пророк. Вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке. Л. Толстой, Война и мир. В случае если Исполнитель не выполнил своих обязательств в сроки, указанные в настоящем Договоре, Заказчик вправе расторгнуть Договор.

Некоторые закономерности

Анализ примеров из художественной литературы позволяет разделить составные подчинительные союзы на четыре группы (в зависимости от особенностей пунктуационного оформления) и выявить следующие закономерности:

1. Составные подчинительные союзы ввиду того что; вместо того чтобы; в случае если / когда; в то время как; для того чтобы; до того как; мало того что; на случай если; несмотря на то что; оттого что; перед тем как; подобно тому как; по мере того как; после того как; потому что; прежде чем; при том что; с тем чтобы; с тех пор как могут целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но могут и расчленяться – в зависимости от приведенных выше условий. При этом следует отметить, что союзы ввиду того что, до того как, на случай если чаще расчленяются, союз прежде чем чаще не расчленяется, а перед союзом несмотря на то что запятая сохраняется и в случае его расчленения (это обусловлено тем, что союз образован при участии отглагольного предлога).

2. Составные подчинительные союзы благодаря тому, что; во имя того, чтобы; в отношении того, что; вплоть до того, что; в связи с тем, что; в силу того, что; вследствие того, что; в сравнении с тем, что; до тех пор, пока; за счёт того, что; затем, чтобы / чтоб; за то, что; из-за того, что; на основании того, что; насчёт того, что; на том основании, что; независимо от того, что; под видом того, что; под предлогом того, что; под тем предлогом, что; по поводу того, что; по причине того, что; по той причине, что; при всём том, что; при условии, что / если;  ради того, чтобы; раньше, чем; с той целью, чтобы расчленяются (т. е. запятая ставится между частями союза). При этом, если придаточная часть присоединяется союзами вплоть до того, что; вследствие того, что; на основании того, что; на том основании, что; независимо от того, что, возможна постановка запятой не только между частями союза, но и перед союзом (если он расположен не в начале предложения).

3. Составные подчинительные союзы исходя из того, что; невзирая на то, что; смотря по тому, что; судя по тому, что (образованные при участии отглагольных предлогов), а также союзы вопреки тому, что; за исключением того, что; кроме того, что; помимо того, что расчленяются, при этом запятая ставится не только между частями союза, но и перед союзом (если он расположен не в начале предложения).

4. Составные подчинительные союзы как если бы; меж / между тем как; потому как; словно как; так что (в значении следствия); тем более что; тогда как не расчленяются (т. е. запятая между частями союза не ставится).

Как пишется Потому что – слитно, раздельно или через дефис и как правильно объяснять это правило в школе

В два слова, если = «из-за того, что».

3 375

Как пишется потому что

«Потому что» надо писать в два слова, если можно заменить на «из-за того, что»: Я читаю, потому что хочу быть умным = Я читаю из-за того, что хочу быть умным.

В три слова надо писать, если «тому» можно заменить на существительное: «По какому пути ты пойдешь? Я пойду по тому, что приведет меня в Изенгард» – «Я пойду по пути, что приведет меня в Изенгард».

Где ставить запятую

Запятая нужна всегда, потому что «потому что» связывает главное предложение и придаточное. Где именно ее ставить – зависит от интонации. Обычно ставим перед «потому»: «Пингвины ловят рыбу, (пауза) потому что хотят есть».

Если хотите выделить голосом это «потому», то запятая может ставиться после него: «Ребенок играет в телефон потому, (пауза) что ему лень учиться».

Как пишется поэтому - простое объяснение

Как пишется поэтому – как легко понять правило и как объяснять его в школе

Раздельно, если можно вставить «вот»: «по вот этому».

Как объяснять в школе

В школе объяснять эту орфограмму надо так. «Потому что» пишется в два слова, так как это союз, он связывает главное предложение и придаточное со значением причины: [Я сплю], (потому что устал)».

Учительница скажет: «Докажите, что это союз». Вы ей ответите: «Это союз, потому что его можно заменить другим союзом, например «ибо».

«По тому, что» пишется в три слова, так как «по» – предлог, «тому» – указательное местоимение. Это именно местоимение, потому что его можно заменить на ИМЯ существительное: «Я иду по тому [пути, мосту, берегу, перевалу, плоскогорью, кургану, взморью], что находится…»

И еще его можно заменить на другое местоимение, например «этому»: иду по этому пути.

Лайкните статью, если понравилась. Хороших вам баллов на ЕГЭ, пишите грамотно, любите русский.

( 7 оценок, среднее 4.43 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Пояснение (см. также Правило ниже).

А)  ошибка в построении сложного предложения в предложении 2 заключается в том, что употреблены лишние союзы и указательное слово. Наряду с грамматической, тут и речевая ошибка: у автора не может быть смысла.

Предложение можно перестроить так: Когда я закончил читать эту книгу, то понял её глубокий смысл.

Пункт правила 7.4.6

Б)  нарушение в построении предложения с однородными членами в предложении 4. Эта ошибка вызвана тем, что в предложениях, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др.

части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.

Приведём верное написание: Грамоты получили не только призёры, но и активные участники среди зрителей.

Пункт правила 7.6. 3

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 9. Название телепрограммы, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—программа.

Приведём верное написание: В программе «КлуБ кинопутешественников» рассказывают о необыкновенно интересных людях.

Пункт правила 7.2.1

Г)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 6 вызвана тем, что к сказуемому «встала» ошибочно отнесено деепричастие «взяв». Задача не могла взять, это делал царь.

Предложение можно перестроить так: Когда в 1552 году Иван Грозный взял столицу Казанского ханства, перед ним встала задача расположить к себе новых подданных.

Пункт правила 7.8.1 ТИП 1

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 1 состоит в том, что после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа ЧЕМУ? и ни в какой другой.

Приведём верное написание: Добиться высоких целей можно благодаря такиМ качествАМ человека, как целеустремлённость, трудолюбие и упорство.

Пункт правила 7.7.1

Приведём верное соответствие :

А Б В Г Д
2 4 9 6 1

Источник: ЕГЭ по русскому языку 21.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1

«Потому что» где ставить запятые?

«Потому что» где ставить запятые?

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Как и многие производные служебные части речи, слово «потому что» вызывает множество вопросов: нужна ли запятая, где ставится, если нужна (перед или после «потому»), выделяется ли слово «потому» запятыми с двух сторон. Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к значению союза в данном предложении.

«Потому что» выделяется запятыми

Перед фразой

Слово «потому что» является подчинительным союзом, оно связывает части сложноподчиненного предложения: присоединяет придаточное причины. Так что ответ на вопрос, перед «потому что» ставится запятая или нет, очевиден. Разумеется, перед «потому что» запятая нужна, если все сочетание – союз. Его можно заменить синонимичным союзом «так как».

  • Мы не могли даже пошевелиться, потому что высохшие листья громко шуршали от наших движений.
  • Теперь бессмысленно говорить об этом, потому что изменить все равно уже ничего нельзя.

После слова «потому»

Однако важно определить, где ставить запятые, потому что это сочетание может и разделяться запятой в ряде случаев.

1. Запятая ставится после «потому», если перед ним есть отрицательная частица «не».

  • Я так поступил не потому, что не люблю вас.
  • Он не пошел на праздник не потому, что не хотел.

2. Знак оказывается после «потому», если имеются какие-то усилительные или ограничительные слова: «лишь», «именно», «быть может» и т.п.

  • Я сказал так лишь потому, что хотел вас поддержать.
  • Это случилось, должно быть, потому, что в сети был скачок напряжения.

3. Далее, возможна запятая перед «что», если автор хочет, чтобы на слово «потому» падало особое логическое ударение.

  • Это ему очень свойственно потому, что мать его всегда так же поступала.
  • Кондаков произнес эту длинную и бестолковую речь потому, что молчание становилось уже невыносимым.

4. Наконец, запятая после «потому» ставится в том случае, если в предложении есть перечисление причин.

  • Семен нравился старухе и потому, что был аккуратен и обходителен, и потому, что он внук ее школьной подруги.
  • Это невозможно и потому, что запрещено правилами, и потому, что попросту опасно.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 20% ответили правильно)

полдня

пол дня

все верны

СЛОЖНОПOДЧИНЁННЫЕ
ПРЕДЛ
OЖЕНИЯ С
ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРИДЛОЗЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ
УСЛОВНЫМИ И УСТУПИТЕЛЬНЫМИ. СЛ
OЖНОПOДЧИНЁННЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТ
OCЧНЫМИ СЛЕДСТВИЯ И ПРИСOЕДИНИТЕЛЬНЫМИ

9 класс


Придаточные причины

   В ПРИДАТOЧНЫХ
ПРИЧИНЫ в сложноподчинённых предложениях в придаточной части
раскрывается причина того, о чём говорится в главной части. В главной
части сообщается о следствии, то есть результате. Придаточные причины
отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?. Придаточные
причины присоединяются с помощью союзов потому что, так как, оттого
что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, ввиду того
что. Охотники расположились в шалаше и были счастливы, оттого что
могут переждать непогоду (Ю. Казаков).

   Все составные причинные союзы,
кроме союза так как, могут разделяться запятой на две
части: указательная часть располагается в главной части. Это позволяет
направить внимание читающего или слушающего на содержание главной части,
то есть сосредоточить внимание не на причине, а на следствии, результате
происшедшего.

Придаточные причины могут
располагаться перед, после и внутри главной части, кроме
частей, присоединяемых союзом потому что, так как этот союз не может
находиться в начале предложения
Rus9 16.jpg


Придаточные следствия
   В сложноподчинённых предложениях с придаточными следствия в придаточной
части указывается на следствие, результат, вывод, который вытекает из
того, о чём говорится в главной части. В главной части сообщается о
причине, которая привела к такому результату. Придаточные следствия
отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? и присоединяются
союзом так что: Кот ловит мышей, так что мышей в доме не было
Rus9 17.jpg

На что необходимо обратить внимание
в материалах параграфа, чтобы правильно выделять запятыми придаточное
предложение?


1.  Конструирование предложений

І. Прочитайте предложения. Укажите,
в какой части сложного предложения рассказывается о причине происшедшего,
в какой — говорится о следствии.

ІІ. Запишите предложения трижды:
располагая придаточную часть перед, после и внутри главной части.
Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните
написание корней с чередованием гласных.

О б р а з е ц. В саду лучше
иметь пологие лестницы, так как крутой подъём может испортить вам прогулку
по саду. Так как крутой подъём может испортить вам прогулку по саду, в саду
лучше иметь пологие лестницы. В саду, так как крутой подъём может
испортить вам прогулку по саду, лучше иметь пологие лестницы.

1. Он очень торопился так как
соб..рался прийти на встречу первым. 2. Устойчивость лесов к воздействию
неблагоприятных факторов понижается вследствие того что увеличились
площади старовозр..стных насаждений. 3. В этих р..стениях нас интересуют
только стебли потому что листья не годятся для плетения (Е. Мельникова).
4. Ввиду того что многое из естественной р..стительности удалось сохранить
молодой сад производит впечатление старого парка. 5. В школьном возр..сте
благодаря тому что в школе хорошо велось преподавание литературы я
имел возможность познакомиться со всеми выдающимися произведениями русской
и мировой класики (В. Бондаренко)

ІІІ. Укажите, какие союзы
стилистически нейтральны, так как употребляются по всех стилях, какие —
только в книжных. Устно замените книжные союзы стилистически нейтральными.


2.  Объяснительное письмо

І. Выразительно прочитайте
предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки
препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте
скобки.

1. Наташа у нас вчера (в)первые
выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2.
Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только
головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи
попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в
плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и
беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма
а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не
осталось (М. Булгаков).

ІІ. Повторно запишите предложения,
преобразуя сложноподчинённые предложения с придаточными следствия в 
сложносочинённые с союзом и.


3.  Восстановление текста

І. Из каждой пары простых
предложений составьте сложноподчинённые, используя данные в скобках союзы.
Укажите вид придаточных.

1. Зависимость от мобильного
телефона приобретает угрожающие размеры. Психологи изучают причины её
возникновения и средства её преодоления (В связи с тем что). 2.
Мобильная зависимость может привести к повышенной тревожности, нарушениям
сна, невозможности приспособиться к новым ситуациям. Причины зависимости
от алкоголя, табака, сладостей или мобильного телефона —  одинаковые 
(Вследствие того что). 3. Учёные считают психологическую зависимость от
мобильного телефона заболеванием. За границей от мобильной зависимости и
SMS-мании лечат в клиниках (потому что).

ІІ. Устно из каждой пары простых
предложений составьте сложноподчинённые, используя союзтак что. Укажите
вид придаточных предложений.

Придаточные причины и культура речи

4.  Редактирование

І. Прочитайте предложения. Какая
ошибка допущена при расположении придаточной части в сложном предложении,
чем она вызвана? Спишите отредактированный текст. Расставьте недостающие
знаки препинания, назовите вводные слова.

1. Потому что вряд ли хоть
какое-то чувство времени во мне сохранилось, за точность времени я конечно
не мог ручаться (А. Битов). 2. Потому что старик уже ничем не мог быть
мне полезен собственно я мог бы и уходить (А. Битов). 3. Потому что вокруг
него ещё не просохло серое цементное пятно по-видимому аппарат был
установлен недавно (А. Битов). 4. Потому что ещё студентом во время летних
каникул неоднократно пытался заинтересовать их своими литературными
произведениями с работниками нашей газеты я был знаком (Ф. Искандер).

ІІ. Повторно запишите исправленные
вами предложения, устраняя союз потому что, то есть преобразуйте
сложное союзное предложение в бессоюзное. Как изменится пунктуация предложения?


Проверьте свои знания

1. Какая информация в
сложноподчинённых предложениях с придаточными причины содержится в главной
части, какая — в придаточной? Какая информация в сложноподчинённых предложениях
с придаточными следствия содержится в главной части, какая — в
придаточной?
2. Какими союзами присоединяются придаточные причины?
3. На что необходимо обратить внимание в материалах параграфа, чтобы
правильно выделять запятыми придаточную часть сложноподчинённого
предложения?

Найдите ошибку в утверждении

1. Все придаточные причины
могут располагаться перед, после и внутри главной части.
2. Все составные причинные союзы могут разделяться запятой; указательная
часть может располагаться в главной части.
3. В зависимости от расположения в предложении придаточная часть
выделяется то парной, то одиночной запятой.
4. Придаточные причины могут присоединяться к главной части с помощью
разных союзов, но чаще используется союз так что.


   Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, условия, уступительными

Сложноподчинённые предложения
с придаточными цели, условия, уступительными, как и с придаточными
причины и следствия, имеют общее значение обусловленности. Придаточная
часть содержит объяснение, при какомусловии, с
какой целью или вопреки каким обстоятельствам может осуществиться
то, о чём говорится в главной части.


Придаточные цели                                               
ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ содержат объяснение цели того, о чём говорится в главной
части. Придаточные цели отвечают па вопросыдля чего? с какой целью? и
присоединяются к главной части союзами чтобы, для того чтобы, с тем
чтобы: Чтобыникуда не опаздывать, надо планировать свои день заранее.
Rus9 18.jpg

Придаточные условия

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ служат для
выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится в главной
части. Придаточная часть отвечает на вопрос при каком условии? и
присоединяется к главной союзами если, если бы, при условии если,
раз, коль, когда: Еслипассивно усвоенная сумма знаний подавляет способность
к самостоятельному мышлению, чего ж тут хорошего (М. Веллер).
Rus9 19.jpg

Придаточные уступительные

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПИТЕЛЬНЫЕ содержат
объяснение того, вопреки, наперекор чему, несмотря на что произойдёт,
происходит пли произошло то, о чём говорится в главной части.
Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что?
вопреки чему? и присоединяются к главному с помощью
союзов несмотря на то что, невзирая на то что, хотя, пусть, пускай, даром
что, сочетанием союзных слов с частицей ни: как ни, сколько
ни: Несмотря на то чтовесна ещё не вступила в свои права, её приближение
чувствовалось во всём.
Rus9 20.jpg

5.  Конструирование
предложений

І. Запишите приметы, по которым
предсказывают погоду, в виде сложноподчинённых предложений, используя
описание примет в роли придаточного условия, а материалы, данные в скобках, в
роли главного предложения.

ІІ. Повторно запишите приметы в
виде бессоюзного сложного предложения. Объясните постановку тире в
бессоюзном предложении.

О б р а з е ц. Синичка с утра
пищит (ночью мороз будет). — Если синичка с утра пищит, то ночью мороз
будет. Синичка с утра пищит — ночью мороз будет.

1. Паук делает паутину колесом (жди
солнечной сухой погоды). 2. Мухи просыпаются рано утром, громко жужжат
(будет хорошая погода). 3. Комары и мошки вьются столбом (будет
хорошая погода). 4. Мошки лезут в лицо (надо ждать дождя). 5. Зимой вороны
и галки вьются в воздухе (пойдёт снег). 6. Зимой вороны и галки садятся на
землю (надо ожидать оттепели). 7. Стрижи летают высоко (жди ясной погоды).            

                                                                                                                     

   Синтаксические конструкции, включающие деепричастие не смотря, производный
предлог несмотря на и союз несмотря на то что, всегда выделяются запятой.


6.  Восстановление предложений

Спишите предложения, расставляя
знаки препинания. Вставьте не. Повторно запишите
предложения, восстанавливая авторский вариант: для этого замените
обстоятельства, присоединяемые производным предлогом несмотря на,
придаточными с союзом несмотря на то что.

О б р а з е
ц. Весна, несмотря на войну, вступала в свои права (В. Астафьев). —
Весна, несмотря на то что идёт война, вступала в свои права.

1. Внутри костёл … смотря на
строгую архитектуру поражал взор роскошным великолепием в … дорогом
убранстве (В. Астафьев). 2.  Народу возле костёла … смотря на … погоду
… убыло а прибыло (В. Астафьев). 3. Коля … взирая на … погоду молча
добивался своего (В. Астафьев). 4. Дом с каменными рыцарями на фронтоне
… смотря на светлый ещё вечер был ярко освещен (Б. Акунин). 5. … взирая на
дождь и ветер вчера в полдень на Триумфальной площади собрались поклонники
автомобилизма (Б. Акунин).


7.  Синтаксические синонимы

І. Выразительно прочитайте текст.
От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной
части.

ІІ. Спишите, заменяя
сложноподчинённые предложения с придаточными условия
простыми предложениями, осложнёнными деепричастными оборотами. Устраните
повтор местоимения ты.

Трудно найти подростка, который не
любил бы смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Если не
соблюдать очень простые, но важные правила, можно превратить компьютер
и телевизор из своих друзей и помощников в своих врагов. Если ты долго или
слишком близко находишься перед экраном, ты подвергаешь опасности своё
зрение. Чрезмерное напряжение глазных мышц приводит к значительному
ухудшению зрения. Если ты слишком долго играешь в компьютерные игры, ты
неизбежно попадаешь под влияние излучений, которые в больших дозах опасны
для здоровья. Кроме того, ты получаешь довольно большую эмоциональную
нагрузку и становишься раздражительным. А это портит твои отношения с
окружающими тебя людьми и в результате портит твою жизнь.                                                                                                                                                         
(С. Потапов, О. Вакса)


8.  Творческая работа

Используя данные в словосочетаниях
глаголы, составьте сложноподчинённые предложения c придаточными цели, условия,
уступительными.

О б р а з е ц. Пришёл
уточнить. — Я пришёл сегодня пораньше, чтобы уточнить все
детали проекта. Если бы я пришёл пораньше, мы бы успели уточнить
все детали проекта. Я пришёл к тебе, хотя уточнить все детали
проекта можно было по Интернету.

Пришёл посоветоваться, приехали
посмотреть, прибыл обсудить, принёс показать.


9.  Преобразование предложений

І. Спишите предложения, располагая
весь составной союз придаточной части. Расставьте знаки препинания.
Проанализируйте предложения: на содержание какой части предложения
направлено внимание? Что важнее в содержании предложения: причина или
результат?

ІІ. Повторно спишите предложения,
располагая часть составного союза  в главной части.  Расставьте
знаки  препинания.  Проанализируйте предложения: на содержание какой
части предложения направлено внимание? Что важнее в содержании
предложения: причина или результат? 

1. Все молчат потому что ответа
никто не знает. 2. Необходимо взять с собой брезенты оттого то придётся на
ночёвку располагаться под открытым небом (Г. Боч). 3. В связи с тем
что наступили заморозки необходимо в ближайшие дни полностью убрать с
полей весь картофель. 4. Умело подобранные композиции древесных растений
можно обозревать со всех сторон благодаря тому что размешены они на
открытых полянах (Л. Плотникова).

Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

  • Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
  • Составные союзы не должны быть искаженными;
  • В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1:

Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2:

Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Пример 2

Предложение:

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Верный вариант:

Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

Пример 3

Предложение:

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.

Верный вариант:

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Пример 4

Предложение:

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Верный вариант:

Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

Пример 5

Предложение:

Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.

Верный вариант:

Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

«Потому что», являющееся составным подчинительным союзом, пишется раздельно.

Чтобы определить, как правильно пишется слово «потому-что» или «потому что», через дефис или раздельно, выясним часть речи, к которой оно принадлежит, а также из каких компонентов складывается.

Часть речи «потому что»

Рассмотрим в качестве примера следующее высказывание:

Тень от деревьев становится все длиннее, (почему?) потому́ что солнце уже совсем низко над горизонтом.

В этом сложноподчиненном предложении во второй зависимой части указывается, по какой причине тени от деревьев удлиняются. Причина грамматически оформляется с помощью служебной части речи — подчинительного союза «потому что». Это слово эквивалентно по значению аналогичным союзам:

  • так как
  • ибо
  • поскольку

Чтобы убедиться, что часть речи интересующего нас слова определена правильно, используем принцип синонимической замены одного союза другим.

Сравним:

Стало свежо, потому что прошел летний дождь.

Стало свежо, так как (поскольку) прошел летний дождь.

Потому-что или потому что

Правописание «потому что»

Написание подчинительного союза «потому что» может доставить затруднение, поскольку он состоит из двух частей. Так все-таки, как следует правильно написать этот союз: через дефис или нет?

Чтобы понять это, определим, из каких компонентов он состоит. Рассматриваемый подчинительный союз является производным образованием:

В русском языке существуют два самостоятельных слова:

  • местоименное наречие «потому»;
  • относительное (вопросительное) местоимение «что».

Производный подчинительный союз сохраняет самостоятельность составляющих его слов, как и аналогичные сложные союзы:

  • так как;
  • так что;
  • лишь только;
  • как только;
  • то есть.

Вывод

Подчинительный союз «потому что» пишется раздельно в два слова.

Учтем, что в русском языке с дефисом пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределёнными местоимениями и наречиями:

  • кое-кто, кое-что, кое-какой;
  • что-то, когда-то, где-то;
  • какой-либо, как-либо, откуда-либо;
  • кто-нибудь, чей-нибудь, когда-нибудь, куда-нибудь.

Чтобы усвоить правильное написание рассмотренного подчинительного союза в два слова, прочтите примеры предложений.

Примеры

Потемнело, потому что небо затянули низкие свинцовые тучи.

Охотники пробирались по лесу осторожно, потому что не хотели спугнуть свою добычу.

Над полем и лесом раскинулась коромыслом яркая радуга, потому что после дождя сразу ярко засияло солнце.

Как хочется скорее окунуться в прохладную речку, потому что невыносимо жарко.

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 130

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тв приставка показывает 10 каналов вместо 20 как исправить
  • Тайфун бернер выдает ошибку
  • Тв приставка wink ошибка при воспроизведении
  • Тайные тропы 2 ogsr engine fatal error при запуске
  • Тахограф тца 02нк ошибки