Так много сделано ошибок исповедальные мотивы лирики есенина сочинение миниатюра

Сочинение так много сделано ошибок исповедальные мотивы лирики есенина

Обновлено: 12.02.2023

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА Король Эдуард.

Призрак нацизма Отшумели торжества по случаю Дня Победы, отгремел праз.

Днепр — четвертая по длине река Европы, уступающая только Волге, Дунаю и Уралу. Длина Днепр.

Хотите организовать привлекательный цветник, но ваш участок расположен в месте, где солнце &.

-Рубрики

  • (8)
  • Авмобили (1)
  • Архитектура (11)
  • Великий кутерье (игра) (2)
  • Война (63)
  • ВОВ (11)
  • Времена года (0)
  • Грузия (24)
  • Доктор, помоги (4)
  • ДОМ (13)
  • Европа (167)
  • ЕС (77)
  • Женщина — богиня (9)
  • Животный мир (18)
  • Зарядка (12)
  • Индейцы (0)
  • Интересные факты (20)
  • Искусство (3)
  • История (4)
  • Квартирный вопрос (12)
  • Кино и театр (49)
  • Классическая музыка (21)
  • Классическая музыка (3)
  • Ковбои (0)
  • Компьютер (63)
  • Кулинария (113)
  • Либералы (69)
  • Литература (103)
  • Любимые мелодии (43)
  • Мантры (2)
  • Мир вокруг нас (11)
  • Мир вокруг нас (3)
  • Мода (49)
  • Мозг человека (1)
  • Мой Кот (2)
  • Музеи Мира (9)
  • Музыка (13)
  • Музыканты (25)
  • Наш дом (5)
  • НАШ ОРГАНИЗМ (86)
  • Наши соседи (2)
  • Образование (2)
  • Олимпиада (13)
  • Он и Она (1)
  • Отдых (1)
  • Память (10)
  • Парикмахерская (8)
  • Парки (1)
  • Парфюм и макияж (11)
  • Писатели (11)
  • Питер (31)
  • Победы над болезнью (4)
  • Подвиги простых людей (8)
  • Политика (15)
  • Посуда (7)
  • правовой ликбез (2)
  • Православие (233)
  • ПРАЗДНИКИ (12)
  • Природа (8)
  • Продукты питания (9)
  • Противники России (0)
  • Психология отношенй (31)
  • Путешествия (5)
  • Россия и россияни (185)
  • Рукоделие (2)
  • Спорт (4)
  • Спорт (5)
  • СССР (4)
  • Субкультуры (0)
  • Танцы (39)
  • Танцы (2)
  • Телевизор (2)
  • тест (10)
  • Ф1 (1)
  • Фотогрофы, фотографии (6)
  • Фотошоп (2)
  • Художники и картины (27)
  • Цветы (22)
  • Школа (5)
  • Ювелирное искусство (7)
  • Юмор (4)

-Музыка

-Приложения

-Фотоальбом

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Интересы

грузия. индия и япония классика в музыке и литературных произведениях легенды поэты серебряного века православие страны европы

-Друзья

-Статистика

Сергей Есенин должен был хорошо понимать это, так как с младенческих лет был воспитан в православной вере, а в период обучения в Константиновской, и особенно в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, сознательно принимал уча­стие в богослужениях. Ученики этой школы помогали священ­нослужителям при ведении службы, пели в церковном хоре, чи­тали Псалтирь, регулярно ходили на исповедь.

Учитывая обстоятельства воспитания Сергея Есенина, оче­видно, что понятие греха и ответственности за содеянное перед Всевышним и собственной совестью было не только преподано поэту в догматической форме, но и прочно вошло в его сознание.

Прочь уходи поскорее,

Дай мне забыться немного,

Или не слышишь — я плачу,

Каюсь в грехах перед Богом?

Дай мне с горячей молитвой

Слиться душою и силой.

Весь я истратился духом,

Скоро сокроюсь могилой.

Сергей Есенин, действительно, ничего не округлял.

А когда ночью светит месяц,

Когда светит. черт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,

Но всю ночь напролет, до зари,

Я читаю стихи проституткам

И с бандитами жарю спирт.

В других стихах 1920-х гг. поэт с еще большей разоблачаю­щей силой бичует свою приверженность к кабаку:

Не вчера ли я молодость пропил.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь.

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Ужель нет выхода

В моем пути заветном.

Лирический герой (да и сам поэт) не только констатирует факты, но и пытается анализировать причины своего порока. И тут делает выводы о том, что страсти человеческие взаимосвяза­ны. Покорность какой-либо одной страсти незаметно влечет за собой стремление к другой. Грех порождает грех.

Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Что случилось? Что со мною сталось?

Каждый день я у других колен.

Каждый день к себе теряю жалость,

Не смиряясь с горечью измен.

Я всегда хотел, чтоб сердце меньше

Билось в чувствах нежных и простых,

Что ж ищу в очах я этих женщин —

Легкодумных, лживых и пустых.

В этом же стихотворении поэт делает вывод, как бы подво­дящий итог всей его жизни:

За свободу в чувствах есть расплата.

В другом стихотворении этого же года выражено очень схожее с предыдущим суждение:

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Уж давно глаза мои остыли

На любви, на картах и вине.

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.

Промотал я молодость без поры, без времени

Временами как бы со стороны поэт смотрит на самого себя будто кто-то другой дает очень нелицеприятную оценку его по­ступкам:

И, утратив скромность, одуревши в доску

Как жену чужую, обнимал березку.

И хотя в душе поэта еще держится смутная надежда на то, что он сможет изменить себя, что в нем еще осталось что-то от прежней чистоты:

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок.

Не оправдались и надежды на земную славу, которой когда-то так жаждал юный поэт, и теперь остается только смириться с последствиями былой гордости и тщеславия:

Честь моя за песню продана.

Пусть вся жизнь моя за песню продана.

Что сам я петухом

Перед рассветом края,

Отцовские заветы попирая,

Все мы обмануты счастьем.

Жизнь — обман с чарующей тоскою.

растерянность перед тем, как жить дальше:

Я не знаю, как мне жизнь прожить.

На кой мне черт, Что я поэт.

И без меня в достатке дряни.

отчаянное желание жить, не задумываясь ни о чем:

На земле живут лишь раз!

Жить нужно легче, жить нужно проще.

Сергей Есенин должен был хорошо понимать это, так как с младенческих лет был воспитан в православной вере, а в период обучения в Константиновской, и особенно в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, сознательно принимал уча­стие в богослужениях. Ученики этой школы помогали священ­нослужителям при ведении службы, пели в церковном хоре, чи­тали Псалтирь, регулярно ходили на исповедь.

Учитывая обстоятельства воспитания Сергея Есенина, оче­видно, что понятие греха и ответственности за содеянное перед Всевышним и собственной совестью было не только преподано поэту в догматической форме, но и прочно вошло в его сознание.

Прочь уходи поскорее,

Дай мне забыться немного,

Или не слышишь — я плачу,

Каюсь в грехах перед Богом?

Дай мне с горячей молитвой

Слиться душою и силой.

Весь я истратился духом,

Скоро сокроюсь могилой.

Сергей Есенин, действительно, ничего не округлял.

А когда ночью светит месяц,

Когда светит. черт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,

Но всю ночь напролет, до зари,

Я читаю стихи проституткам

И с бандитами жарю спирт.

В других стихах 1920-х гг. поэт с еще большей разоблачаю­щей силой бичует свою приверженность к кабаку:

Не вчера ли я молодость пропил.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь.

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Ужель нет выхода

В моем пути заветном.

Лирический герой (да и сам поэт) не только констатирует факты, но и пытается анализировать причины своего порока. И тут делает выводы о том, что страсти человеческие взаимосвяза­ны. Покорность какой-либо одной страсти незаметно влечет за собой стремление к другой. Грех порождает грех.

Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Что случилось? Что со мною сталось?

Каждый день я у других колен.

Каждый день к себе теряю жалость,

Не смиряясь с горечью измен.

Я всегда хотел, чтоб сердце меньше

Билось в чувствах нежных и простых,

Что ж ищу в очах я этих женщин —

Легкодумных, лживых и пустых.

В этом же стихотворении поэт делает вывод, как бы подво­дящий итог всей его жизни:

За свободу в чувствах есть расплата.

В другом стихотворении этого же года выражено очень схожее с предыдущим суждение:

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Уж давно глаза мои остыли

На любви, на картах и вине.

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.

Промотал я молодость без поры, без времени

Временами как бы со стороны поэт смотрит на самого себя будто кто-то другой дает очень нелицеприятную оценку его по­ступкам:

И, утратив скромность, одуревши в доску

Как жену чужую, обнимал березку.

И хотя в душе поэта еще держится смутная надежда на то, что он сможет изменить себя, что в нем еще осталось что-то от прежней чистоты:

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок.

Не оправдались и надежды на земную славу, которой когда-то так жаждал юный поэт, и теперь остается только смириться с последствиями былой гордости и тщеславия:

Честь моя за песню продана.

Пусть вся жизнь моя за песню продана.

Что сам я петухом

Перед рассветом края,

Отцовские заветы попирая,

Все мы обмануты счастьем.

Жизнь — обман с чарующей тоскою.

растерянность перед тем, как жить дальше:

Я не знаю, как мне жизнь прожить.

На кой мне черт, Что я поэт.

И без меня в достатке дряни.

отчаянное желание жить, не задумываясь ни о чем:

На земле живут лишь раз!

Жить нужно легче, жить нужно проще.

1. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. М., 1993, репринт. Т. 1. С. 367

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современ­ное написание: В 4 т. М.: АСТ; Астрель, 2001. Т. 2. С. 84

3. Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань. 2002. С. 413.

4. Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2002. С. 126.

5. Брянчанинов И. Аскетические опыты: Сочинения. М, 1993. Т. 1. С. 168

6. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Московское подворье Псково-Печерского монастыря, 1995. С. 311—312

7. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литера­тура в XVII—XX веках. М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2003. С. 738

8. Ходасевич Вл. Есенин // Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эс­се, очерки, рецензии: В 2 т. // Вступ. ст., сост. и коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1993. Т. 1.С. 70

Знаменитый писатель Сергей Есенин зарекомендовал себя как искусный чуткий поэт. Он мог вызывать высокие чувства в душах разных читателей. Поэзия его восхитительна, эмоциональна и невообразимо близка любому человеку. Вы можете увидеть в ней себя, собственные переживания, свою любовь и эмоции.

Способности поэта обнаружились ещё в юной творческой деятельности. Ни один человек не сумел бы показать русскую природу, рощи и луга таким образом, как Есенин. Одновременно с этим, кроме уникального лирического дарования, он держал в самом себе широкие любовные чувства к родине и к своим соотечественникам. Может быть, именно поэтому, поэзия Сергея Александровича такая красивая.

Есенин эмоционально говорил о том, что мир неразделим с его жителями. Он обожал делать много образов, при этом принимая их центром своих сочинений. Его главные объекты обязаны быть особенными и непорочными.

Независимо в творческом процессе автора можно подчеркнуть сердечную тематику, которая, как и он сам, подверглась на протяжении его жизни некоторым преобразованиям. Так, например, начальная поэзия Сергея Есенина содержит облик страстного сельского молодого человека. Интересно, что естественная среда обитания в этих стихотворениях помимо того, что создает окружение главному событию, но и оказывается независимым действующим лицом эпизода. Она может показать эмоции человека, предчувствовать окончание любви. Облик возлюбленной женщины также соединен с первозданным миром.

В 1919 — 1920 годах и в личных делах, и в творческом процессе Сергея Александровича настал непростой этап. В этот период появляется серия стихотворений «Москва кабацкая».

Романтическая сюжетная линия заключительных лет писателя создает стихи «Письмо к женщине». Это стихотворение необходимо подчеркнуть особенно, в нем Есенин призывает некогда возлюбленную девушку, простить его. Это так сказать признание перед ней. Он призывает простить его за все плохое, что он совершил, в чем он провинился. Однажды он не смог сберечь любовные чувства, но в душе у него до сих пор пребывают чувства и преклонение перед ней.

Есенинские стихотворения открывают в душе читателей какую-то добрую, настоящую любовь к месту, где мы находимся. Эта лирика толкает верить людей в чудеса, даже, отчасти, дотронутся до них. Благодаря этому она вечна. Поэзию Есенина обожают и не забывают огромное количество людей не только в России, но и во всем мире.

2 вариант

Лирика появилась в творчестве поэта с самого начала. Ему удавалось описать природу, леса, поля так, как ни удавалось практически, ни кому. Есенин очень любил свою родину и людей проживающих на ней. Сергей Есенин обладал исключительным поэтическим даром, именно поэтому его произведения с нотками лирики столь прекрасны.

Создавая образы в своих произведениях, он дополнял свои произведения стержнем. Он считал, что каждое его творение должно быть наполнено самыми необычными и чистыми стержнями.

Любовная лирика в жизни поэта потерпела много изменений. Ранняя лирика Сергея Есенина была в образе деревенского парнишки. Природа в произведениях Есенина является неотъемлемой частью, она создает определенный фон, а так же является участником основных событий. Даже образ любимой женщины у этого поэта имеет связь с матушкой природой. В его лирических произведениях именно природа передает настоящие чувства и эмоциональное отношение человека.

Стихотворения последних лет его жизни, были наполнены философскими мотивами. Многие произведения рассказывали о прожитой жизни поэта. К сожалению, жизнь Есенина была коротка, но очень красочна. Несмотря на короткий срок, отведенный ему, поэту все-таки, удалось оставить за собой огромный след в литературе и жизни людей.

Произведения Сергея Есенина пробуждают в душе и сознании читателей, поистине искренние и добрые чувства. Его поэзия дает надежду в то, что чудеса еще существуют. Поэт дает читателю прикоснуться к этим чудесам. Поэтому лирика и творчество Есенина останутся навсегда бессмертны. Его произведения любят не только русскоязычные, но и отдают предпочтение многие заграничные любители искусства.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Есенина

Популярные сегодня темы

В центре картины — молодая красивая итальянская девушка. Лето, июльский полдень. В виноградниках идёт сбор урожая. Спелые гроздья налились, так и просятся в корзинку. Девушка правой рукой держит сорванную гроздь зелёного винограда

Каждый народ хранит свою историю, потому что без истории невозможно построить будущее. Культура демонстрируется через фольклор, который содержит в себе и придания, и сказки, и местные легенды

Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.

Великий поэт Сергей Есенин проявил себя как умелый утончённый лирик. Он умел пробуждать возвышенные чувства в душе любого читателя. Лирика его красива, чувственна и необычайно близка каждому. Вы можете узнать в ней себя, свои эмоции, чувства и переживания.

Талант лирика проявился ещё в раннем творчестве поэта. Никто не смог бы описать российскую природу, леса и поля так, как Есенин. При этом помимо неповторимого поэтического дара он носил в себе всеобъемлющую любовь к родной земле и живущим на ней людям. Возможно, благодаря этому, лирика Сергея Александровича столь прекрасна.

Есенин горячо писал о том, что мир един с его обитателями. Он любил создавать множество образов, искренне считая их стержнем стихотворений. Образы должны быть необычными и чистыми.

Отдельно в творчестве поэта можно выделить любовную лирику, которая, как и он сам, претерпевала в течение жизни определенные изменения. К примеру, ранняя лирика Сергея Есенина несет образ пылкого деревенского парня. Примечательно, что природа в этих стихах не только создает фон основному действию, но и является непосредственным участником событий. Она может передать чувства людей, предсказать развязку отношений. Образ любимой девушки тоже связан с природой.

В 1919 — 1920 годах и в личной жизни, и в творчестве Сергея Александровича наступил сложный период. В это время возникает цикл стихов под названием «Москва кабацкая».

Любовная тема последних лет поэта рождает стихотворение «Письмо к женщине». Его хотелось бы выделить особо, в нем Есенин просит прощение у некогда любимой женщины. Это своего рода исповедь перед ней. Он просит простить горечь и обиды, которые она испытала по его вине. Когда-то он не сумел сохранить любовь, но в сердце у него до сих пор живет привязанность и уважение к ней.

Есенинские строки пробуждают в душе читателя какие-то тёплые, искренние чувства к миру, в котором мы живем. Эта поэзия заставляет верить в чудо, даже, в какой-то степени, прикоснуться к нему. Именно поэтому она бессмертна. Лирику Есенина любит и помнит несчетное количество людей не только у нас, но и по всему миру.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Читайте также:

      

  • Сочинение по географии 5 класс путешествие по
  •   

  • Сочинение на тему за добро плати добром
  •   

  • Сочинение человек и природа в романе тихий дон сочинение
  •   

  • Язык живет и развивается в речи сочинение
  •   

  • Сочинение владимира мономаха как называется

Исповедальные мотивы в творчестве С.А. Есенина

Кирьянова Т.Ю.

Удивительную искренность стихов Сергея Александровича Есенина отмечают многие читатели и исследователи творчества поэта. Особенно откровенны стихи последних лет его жизни. Их откровенность очень близка к исповедальности. С беспощадно­стью к самому себе, к своим ошибкам, сделанным на пройден­ном пути, полном внутренних трагедий, поэт готов поведать чи­тателю все самое сокровенное, все глубинные движения собст­венной души. Самый строгий суд для Есенина — суд собствен­ной совести, перед которым поэт ничего не может и не хочет скрывать.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о совести: «Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, разли­чающее добро от зла. Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести»[1].

Сергей Есенин должен был хорошо понимать это, так как с младенческих лет был воспитан в православной вере, а в период обучения в Константиновской, и особенно в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, сознательно принимал уча­стие в богослужениях. Ученики этой школы помогали священ­нослужителям при ведении службы, пели в церковном хоре, чи­тали Псалтирь, регулярно ходили на исповедь.

Учитывая обстоятельства воспитания Сергея Есенина, оче­видно, что понятие греха и ответственности за содеянное перед Всевышним и собственной совестью было не только преподано поэту в догматической форме, но и прочно вошло в его сознание.

Известно, что исповедь как таинство требует от человека полного раскаяния. Лишь при этом условии кающийся может получить прощение. Стихи Есенина, скорее, не надежда на про­щение, его поэтическая исповедь прежде всего — «искреннее и полное сознание, объяснение убеждений своих, помыслов и дел» (В.И. Даль) [2]. Но исповедальные стихи поэта в то же время и покаянные, и в них часто звучит по отношению к самому себе и сожаление, и осуждение.

Исповедальные мотивы впервые встречаются у Есенина в юношеском стихотворении (во многом еще очень несовершенном) «Вьюга на 26 апреля 1912 года». Поэт так обращается к вьюге:

Прочь уходи поскорее,

Дай мне забыться немного,

Или не слышишь — я плачу,

Каюсь в грехах перед Богом?

Дай мне с горячей молитвой

Слиться душою и силой.

Весь я истратился духом,

Скоро сокроюсь могилой…

(IV, С. 28)

Конечно, юный поэт пока выражает свои чувства общими покаянными фразами, но на себя обращает наше внимание строка: «…весь я истратился духом…». Безусловно, здесь он говорит о духе как о стремлении внутреннего «Я» к небесному, о том, что отличает дух от души, человека духовного от человека душевного. «Истраченный дух» в юношеском стихотворении всего лишь об­раз, но как человек, воспитанный в православной вере, Есенин хо­рошо представлял себе разницу между духом и душой, и его образ не случаен. К концу жизни Сергей Есенин попытается развить в себе духовную личность в христианском понимании и отразит свои переживания в поразительно искренних стихах. Действи­тельно, как сказал поэт в стихотворении «Мой путь» (1925), «озорливая душа уже по-зрелому запела» (II, С. 165).

С особой тщательностью Есенин занят самоанализом в ли­рике 20-х гг. Позади смятение и эйфория революционного време­ни, и в последние годы своей жизни, по мнению проф. О.Е. Воро­новой, «в нем (Есенине) происходило, возрастание «духовного» человека, «ясновидец» побеждал «хулигана» [3]. И этот «яснови­дец», этот новый духовный человек, глубоко проникший в собст­венную душу, в собственные страсти и пороки, исповедуется чи­тателю в своих стихах.

Преподобный Амвросий Оптинский так отвечал на вопрос «Что значит искренно исповедоваться?»; «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять»[4].

Сергей Есенин, действительно, ничего не округлял.

Вот как, например, поэт описывает один из пороков лири­ческого героя (а с героем часто идентифицируется и сам автор) в стихотворении 1922 г. «Да! Теперь решено. Без возврата…»:

А когда ночью светит месяц,

Когда светит… черт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,

Но всю ночь напролет, до зари,

Я читаю стихи проституткам

И с бандитами жарю спирт.

(I, С. 167—168).

Кабак — постоянное пристанище героя — назван «логовом жутким», напоминающим чем-то ад, и направляется туда герой, не смея поднять глаз от стыда, «головою свесясь». Пьянство — один из тяжких грехов. И сам герой, признавая за собой покорность своей страсти, говорит о себе как о «пропащем», приравнивая себя к бандитам и проституткам (разбойникам и блудницам).

В других стихах 1920-х гг. поэт с еще большей разоблачаю­щей силой бичует свою приверженность к кабаку:

Не вчера ли я молодость пропил?..

[«Вечер черные брови насопил…» (I, С. 199)].

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!..

[«Я усталым таким еще не был…» (I, С. 181)].

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду…

[«Несказанное, синее, нежное…» (I, С. 216)].

В стихотворении «Письмо от матери» (1924) он сам задает себе вопрос:

Ужель нет выхода

В моем пути заветном?..

(II, С. 129).

Лирический герой (да и сам поэт) не только констатирует факты, но и пытается анализировать причины своего порока. И тут делает выводы о том, что страсти человеческие взаимосвяза­ны. Покорность какой-либо одной страсти незаметно влечет за собой стремление к другой. Грех порождает грех.

Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину…

[«Я усталым таким еще не был…» (I, С. 181)].

В числе причин соблазна поэт верно называет «темную си­лу», но не склонен прощать и собственных заблуждений:

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть…

[«Мы теперь уходим понемногу…» (I, С. 201)]

В 1925 г. Есениным было написано стихотворение «Может, поздно, может, слишком рано…». В нем он с сожалением отме­чает свое полное подчинение пороку нехранения чувств и ощу­щает себя в плену страстей, из которого, как ему кажется, уже нет выхода. Поэт не понимает, как это произошло совершенно незаметно для него самого.

Что случилось? Что со мною сталось?

Каждый день я у других колен.

Каждый день к себе теряю жалость,

Не смиряясь с горечью измен.

Я всегда хотел, чтоб сердце меньше

Билось в чувствах нежных и простых,

Что ж ищу в очах я этих женщин —

Легкодумных, лживых и пустых?..

(IV, С. 240).

В этом же стихотворении поэт делает вывод, как бы подво­дящий итог всей его жизни:

За свободу в чувствах есть расплата…

(IV, С. 241).

В другом стихотворении этого же года выражено очень схожее с предыдущим суждение:

Если тронуть страсти в человеке, То, конечно, правды не найдешь… [«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» (IV, С. 242)].

Вероятно, тут будет уместно опять вспомнить слова святи­теля Игнатия: «Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных ощущений: и гор­дости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния!» [5]

Использование в стихах 1920-х гг. Есениным слов «плоть», «страсть», «чувственность», «душа», «расплата», «утративший» (или «утрачено», «утраченная») и т. п. ясно говорит о том, что поэт постоянно рефлектирует и перед лицом своей совести не стремится оправдать себя, а пытается найти выход из жизненно­го тупика Есенин беспощаден к себе. Прожитая жизнь представляет­ся ему непрерывной цепью ошибок. Его стихи полны выраже­ний сожаления, печали, уныния, самоосуждения:

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду…

[«Несказанное, синее, нежное…» (I, С. 216)]

Уж давно глаза мои остыли

На любви, на картах и вине…

[«Сочинитель бедный, это ты ли…» (I, С. 286)].

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.

Промотал я молодость без поры, без времени

[«Песня» (I, С. 217)].

Временами как бы со стороны поэт смотрит на самого себя будто кто-то другой дает очень нелицеприятную оценку его по­ступкам:

И, утратив скромность, одуревши в доску

Как жену чужую, обнимал березку.

[«Клен ты мой опавший, клен заледенелый» (IV, С. 233)].

И хотя в душе поэта еще держится смутная надежда на то, что он сможет изменить себя, что в нем еще осталось что-то от прежней чистоты:

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность…

[«Какая ночь! Я не могу…» (IV, С. 234)],

но тоска и уныние так и не оставляют его и по временам очень близки к отчаянию. Не оттого ли в его стихотворениях 1920-х годов не раз встречаются слова «не жалею» и «не желаю»? Видимо, не­даром еще в 1923 г. Есенин написал:

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок…

[«Мне грустно на тебя смотреть.. » (I, С. 195)].

Не оправдались и надежды на земную славу, которой когда-то так жаждал юный поэт, и теперь остается только смириться с последствиями былой гордости и тщеславия:

Честь моя за песню продана…

Пусть вся жизнь моя за песню продана…

[«Голубая да веселая страна…» (I, С. 275, 276)].

И отказ от традиций предков, их образа жизни и мировоз­зрения тоже оборачивается трагедией для Есенина. С нескры­ваемым презрением к себе он говорит об этом в стихотворении «Метель» (1924):

Но я забыл,

Что сам я петухом

Орал вовсю

Перед рассветом края,

Отцовские заветы попирая,

Волнуясь сердцем

И стихом…

(II, С. 149).

Но, пожалуй, самым серьезным своим грехом поэт считал «неверие в благодать» (I, С. 186). Действительно, тяжкий грех — сомнение в Божественных истинах, маловерие, а тем паче не­верие, которое определяется Православной церковью как смерт­ный грех. Есенин чистосердечен в своих признаниях, и в отличие от удали революционных лет его «веселый свист» означает только горечь отсутствия веры и надежду хотя бы умереть под иконами.

Как видим, поэт в своей исповеди откровенно признавался в своих пороках, но… «…что значит покаяться? Разве только пере­числить свои грехи и сказать — грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться — это значит переменить грешные мыс­ли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо сознать свои гре­хи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Не­обходимо возрастание, духовное восхождение от «силы в силу», как бы по ступеням лестницы» [6]. Это слова современного духовно­го писателя архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Но у Сергея Есенина не хватило сил продолжать духовное восхождение. Он словно смирился со своей «пропащей» жизнью и уже потерял надежду на спасение. В его стихах, особенно послед­него года жизни, нередко слышно разочарование и в прошлом, и в настоящем:

Все мы обмануты счастьем…

[«Глупое сердце, не бейся!..» (I, С. 273)].

Жизнь — обман с чарующей тоскою…

[«Жизнь — обман с чарующей тоскою…» (I, С. 239)],

растерянность перед тем, как жить дальше:

Я не знаю, как мне жизнь прожить…

[«Руки милой — пара лебедей…» (I, С. 269)]

На кой мне черт, Что я поэт!..

И без меня в достатке дряни…

[«Мой путь» (II, С. 162)],

отчаянное желание жить, не задумываясь ни о чем:

На земле живут лишь раз!

[«Ну, целуй меня, целуй…» (I, С. 222)].

Жить нужно легче, жить нужно проще…

[«Свищет ветер, серебряный ветер…» (I, С. 290)].

Покаявшись, поэт оказался перед выбором: или изменить свое отношение к жизни, или навсегда отчаяться. И он остано­вился на том, что «в этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей» (IV, С. 244).

Во многом прав проф. М.М. Дунаев: «В слишком соблазни­тельное время попал Есенин со своей неокрепшей душевностью — и оно сломило его» [7]. Но нельзя не согласиться и с В. Ф. Хо­дасевичем: «Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своею совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие…» [8]

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. М., 1993, репринт. Т. 1. С. 367

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современ­ное написание: В 4 т. М.: АСТ; Астрель, 2001. Т. 2. С. 84

3. Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань. 2002. С. 413.

4. Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2002. С. 126.

5. Брянчанинов И. Аскетические опыты: Сочинения. М, 1993. Т. 1. С. 168

6. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Московское подворье Псково-Печерского монастыря, 1995. С. 311—312

7. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литера­тура в XVII—XX веках. М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2003. С. 738

8. Ходасевич Вл. Есенин // Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эс­се, очерки, рецензии: В 2 т. // Вступ. ст., сост. и коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1993. Т. 1.С. 70

Исповедальные мотивы в творчестве С.А. Есенина

Удивительную искренность стихов Сергея Александровича Есенина отмечают многие читатели и исследователи творчества поэта. Особенно откровенны стихи последних лет его жизни. Их откровенность очень близка к исповедальности. С беспощадно­стью к самому себе, к своим ошибкам, сделанным на пройден­ном пути, полном внутренних трагедий, поэт готов поведать чи­тателю все самое сокровенное, все глубинные движения собст­венной души. Самый строгий суд для Есенина — суд собствен­ной совести, перед которым поэт ничего не может и не хочет скрывать.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о совести: «Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, разли­чающее добро от зла. Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести»[1].

Сергей Есенин должен был хорошо понимать это, так как с младенческих лет был воспитан в православной вере, а в период обучения в Константиновской, и особенно в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, сознательно принимал уча­стие в богослужениях. Ученики этой школы помогали священ­нослужителям при ведении службы, пели в церковном хоре, чи­тали Псалтирь, регулярно ходили на исповедь.

Учитывая обстоятельства воспитания Сергея Есенина, оче­видно, что понятие греха и ответственности за содеянное перед Всевышним и собственной совестью было не только преподано поэту в догматической форме, но и прочно вошло в его сознание.

Известно, что исповедь как таинство требует от человека полного раскаяния. Лишь при этом условии кающийся может получить прощение. Стихи Есенина, скорее, не надежда на про­щение, его поэтическая исповедь прежде всего — «искреннее и полное сознание, объяснение убеждений своих, помыслов и дел» (В.И. Даль) [2]. Но исповедальные стихи поэта в то же время и покаянные, и в них часто звучит по отношению к самому себе и сожаление, и осуждение.

Исповедальные мотивы впервые встречаются у Есенина в юношеском стихотворении (во многом еще очень несовершенном) «Вьюга на 26 апреля 1912 года». Поэт так обращается к вьюге:

Прочь уходи поскорее,

Дай мне забыться немного,

Или не слышишь — я плачу,

Каюсь в грехах перед Богом?

Дай мне с горячей молитвой

Слиться душою и силой.

Весь я истратился духом,

Скоро сокроюсь могилой.

Конечно, юный поэт пока выражает свои чувства общими покаянными фразами, но на себя обращает наше внимание строка: «. весь я истратился духом. ». Безусловно, здесь он говорит о духе как о стремлении внутреннего «Я» к небесному, о том, что отличает дух от души, человека духовного от человека душевного. «Истраченный дух» в юношеском стихотворении всего лишь об­раз, но как человек, воспитанный в православной вере, Есенин хо­рошо представлял себе разницу между духом и душой, и его образ не случаен. К концу жизни Сергей Есенин попытается развить в себе духовную личность в христианском понимании и отразит свои переживания в поразительно искренних стихах. Действи­тельно, как сказал поэт в стихотворении «Мой путь» (1925), «озорливая душа уже по-зрелому запела» (II, С. 165).

С особой тщательностью Есенин занят самоанализом в ли­рике 20-х гг. Позади смятение и эйфория революционного време­ни, и в последние годы своей жизни, по мнению проф. О.Е. Воро­новой, «в нем (Есенине) происходило, возрастание «духовного» человека, «ясновидец» побеждал «хулигана» [3]. И этот «яснови­дец», этот новый духовный человек, глубоко проникший в собст­венную душу, в собственные страсти и пороки, исповедуется чи­тателю в своих стихах.

Преподобный Амвросий Оптинский так отвечал на вопрос «Что значит искренно исповедоваться?»; «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять»[4].

Сергей Есенин, действительно, ничего не округлял.

Вот как, например, поэт описывает один из пороков лири­ческого героя (а с героем часто идентифицируется и сам автор) в стихотворении 1922 г. «Да! Теперь решено. Без возврата. »:

А когда ночью светит месяц,

Когда светит. черт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,

Но всю ночь напролет, до зари,

Я читаю стихи проституткам

И с бандитами жарю спирт.

Кабак — постоянное пристанище героя — назван «логовом жутким», напоминающим чем-то ад, и направляется туда герой, не смея поднять глаз от стыда, «головою свесясь». Пьянство — один из тяжких грехов. И сам герой, признавая за собой покорность своей страсти, говорит о себе как о «пропащем», приравнивая себя к бандитам и проституткам (разбойникам и блудницам).

В других стихах 1920-х гг. поэт с еще большей разоблачаю­щей силой бичует свою приверженность к кабаку:

Не вчера ли я молодость пропил.

[«Вечер черные брови насопил. » (I, С. 199)].

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь.

[«Я усталым таким еще не был. » (I, С. 181)].

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

[«Несказанное, синее, нежное. » (I, С. 216)].

В стихотворении «Письмо от матери» (1924) он сам задает себе вопрос:

Ужель нет выхода

В моем пути заветном.

Лирический герой (да и сам поэт) не только констатирует факты, но и пытается анализировать причины своего порока. И тут делает выводы о том, что страсти человеческие взаимосвяза­ны. Покорность какой-либо одной страсти незаметно влечет за собой стремление к другой. Грех порождает грех.

Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

[«Я усталым таким еще не был. » (I, С. 181)].

В числе причин соблазна поэт верно называет «темную си­лу», но не склонен прощать и собственных заблуждений:

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

[«Мы теперь уходим понемногу. » (I, С. 201)]

В 1925 г. Есениным было написано стихотворение «Может, поздно, может, слишком рано. ». В нем он с сожалением отме­чает свое полное подчинение пороку нехранения чувств и ощу­щает себя в плену страстей, из которого, как ему кажется, уже нет выхода. Поэт не понимает, как это произошло совершенно незаметно для него самого.

Что случилось? Что со мною сталось?

Каждый день я у других колен.

Каждый день к себе теряю жалость,

Не смиряясь с горечью измен.

Я всегда хотел, чтоб сердце меньше

Билось в чувствах нежных и простых,

Что ж ищу в очах я этих женщин —

Легкодумных, лживых и пустых.

В этом же стихотворении поэт делает вывод, как бы подво­дящий итог всей его жизни:

За свободу в чувствах есть расплата.

В другом стихотворении этого же года выражено очень схожее с предыдущим суждение:

Если тронуть страсти в человеке, То, конечно, правды не найдешь. [«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель. » (IV, С. 242)].

Вероятно, тут будет уместно опять вспомнить слова святи­теля Игнатия: «Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных ощущений: и гор­дости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния!» [5]

Использование в стихах 1920-х гг. Есениным слов «плоть», «страсть», «чувственность», «душа», «расплата», «утративший» (или «утрачено», «утраченная») и т. п. ясно говорит о том, что поэт постоянно рефлектирует и перед лицом своей совести не стремится оправдать себя, а пытается найти выход из жизненно­го тупика Есенин беспощаден к себе. Прожитая жизнь представляет­ся ему непрерывной цепью ошибок. Его стихи полны выраже­ний сожаления, печали, уныния, самоосуждения:

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

[«Несказанное, синее, нежное…» (I, С. 216)]

Уж давно глаза мои остыли

На любви, на картах и вине.

[«Сочинитель бедный, это ты ли…» (I, С. 286)].

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.

Промотал я молодость без поры, без времени

Временами как бы со стороны поэт смотрит на самого себя будто кто-то другой дает очень нелицеприятную оценку его по­ступкам:

И, утратив скромность, одуревши в доску

Как жену чужую, обнимал березку.

[«Клен ты мой опавший, клен заледенелый» (IV, С. 233)].

И хотя в душе поэта еще держится смутная надежда на то, что он сможет изменить себя, что в нем еще осталось что-то от прежней чистоты:

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

[«Какая ночь! Я не могу…» (IV, С. 234)],

но тоска и уныние так и не оставляют его и по временам очень близки к отчаянию. Не оттого ли в его стихотворениях 1920-х годов не раз встречаются слова «не жалею» и «не желаю»? Видимо, не­даром еще в 1923 г. Есенин написал:

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок.

[«Мне грустно на тебя смотреть.. » (I, С. 195)].

Не оправдались и надежды на земную славу, которой когда-то так жаждал юный поэт, и теперь остается только смириться с последствиями былой гордости и тщеславия:

Честь моя за песню продана.

Пусть вся жизнь моя за песню продана.

[«Голубая да веселая страна. » (I, С. 275, 276)].

И отказ от традиций предков, их образа жизни и мировоз­зрения тоже оборачивается трагедией для Есенина. С нескры­ваемым презрением к себе он говорит об этом в стихотворении «Метель» (1924):

Что сам я петухом

Перед рассветом края,

Отцовские заветы попирая,

Но, пожалуй, самым серьезным своим грехом поэт считал «неверие в благодать» (I, С. 186). Действительно, тяжкий грех — сомнение в Божественных истинах, маловерие, а тем паче не­верие, которое определяется Православной церковью как смерт­ный грех. Есенин чистосердечен в своих признаниях, и в отличие от удали революционных лет его «веселый свист» означает только горечь отсутствия веры и надежду хотя бы умереть под иконами.

Как видим, поэт в своей исповеди откровенно признавался в своих пороках, но. «. что значит покаяться? Разве только пере­числить свои грехи и сказать — грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться — это значит переменить грешные мыс­ли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо сознать свои гре­хи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Не­обходимо возрастание, духовное восхождение от «силы в силу», как бы по ступеням лестницы» [6]. Это слова современного духовно­го писателя архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Но у Сергея Есенина не хватило сил продолжать духовное восхождение. Он словно смирился со своей «пропащей» жизнью и уже потерял надежду на спасение. В его стихах, особенно послед­него года жизни, нередко слышно разочарование и в прошлом, и в настоящем:

Все мы обмануты счастьем.

[«Глупое сердце, не бейся. » (I, С. 273)].

Жизнь — обман с чарующей тоскою.

[«Жизнь — обман с чарующей тоскою. » (I, С. 239)],

растерянность перед тем, как жить дальше:

Я не знаю, как мне жизнь прожить.

[«Руки милой — пара лебедей. » (I, С. 269)]

На кой мне черт, Что я поэт.

И без меня в достатке дряни.

[«Мой путь» (II, С. 162)],

отчаянное желание жить, не задумываясь ни о чем:

На земле живут лишь раз!

[«Ну, целуй меня, целуй. » (I, С. 222)].

Жить нужно легче, жить нужно проще.

[«Свищет ветер, серебряный ветер. » (I, С. 290)].

Покаявшись, поэт оказался перед выбором: или изменить свое отношение к жизни, или навсегда отчаяться. И он остано­вился на том, что «в этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей» (IV, С. 244).

Во многом прав проф. М.М. Дунаев: «В слишком соблазни­тельное время попал Есенин со своей неокрепшей душевностью — и оно сломило его» [7]. Но нельзя не согласиться и с В. Ф. Хо­дасевичем: «Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своею совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие. » [8]

1. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. М., 1993, репринт. Т. 1. С. 367

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современ­ное написание: В 4 т. М.: АСТ; Астрель, 2001. Т. 2. С. 84

3. Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань. 2002. С. 413.

4. Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2002. С. 126.

5. Брянчанинов И. Аскетические опыты: Сочинения. М, 1993. Т. 1. С. 168

6. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Московское подворье Псково-Печерского монастыря, 1995. С. 311—312

7. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литера­тура в XVII—XX веках. М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2003. С. 738

8. Ходасевич Вл. Есенин // Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эс­се, очерки, рецензии: В 2 т. // Вступ. ст., сост. и коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М., 1993. Т. 1.С. 70

(1895—1925)

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.

«СТИХИ НАЧАЛ СЛАГАТЬ РАНО»

Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.
«Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак заката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре… о женихе, светлом госте из града неведомого», т. е. о Христе и Небесном Иерусалиме, городе праведников.
…Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках.
После Константинова, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой лёгкостью.
Склонность к сочинительству, однако, не прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.
Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Радуница» (1916 г.), поэт пометил некоторые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в действительности написаны позже, в пору большей творческой зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чистые, уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом.
Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому, которое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.

«Я ПРИШЁЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ, ЧТОБ СКОРЕЙ ЕЁ ПОКИНУТЬ»

В конце 1915 — начале 1916 г. имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов.
В это же время Есенин знакомится и сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев Олонецкой губернии. Проникнутые патриархальными религиозными мотивами, связанные с культурой старообрядческого Севера, с русским фольклором, стихи Клюева во многом перекликались с есенинской музой. Оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем, печатаются в одних и тех же изданиях, вместе посещают салоны и литературные собрания, где Есенин неизменно появляется «в щегольских сафьянных сапожках, голубой шёлковой рубахе, подпоясанный золотым шнурком…».
Однако поэты были связаны своеобразными отношениями «друзей-врагов». Недаром через ряд писем и стихотворений Есенина проходят и ласка к «ладожскому дьячку», «смиренному Миколаю», как называл его Сергей Александрович, и неприятие стихов и жизненной позиции Клюева.
И в поэзии, и в поведении Клюева Есенину порой виделись нарочитое, чуть ли не наигранное смирение, замкнутость, обособленность от современного мира. Он предельно сосредоточен на деталях древнего быта, на идеале старины с её загадочным затонувшим градом Китежем, символом сгинувшей Древней Руси. Не таков был Есенин с его стихийной, мятущейся душой — впечатлительный, пылкий и нетерпеливый. Не случайно через несколько лет Есенин будет советовать одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с её несуществующим Китежем… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…».
…Шла Первая мировая война. Призыва в действующие войска удалось избежать. Есенин служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале. Летом 1916 г. в Царском Селе он читал свои стихи в лазарете для раненых в присутствии императрицы. Это выступление, как и выступление несколькими месяцами раньше в Москве перед великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, вызвало негодование в петербургских литературных кругах, настроенных враждебно по отношению к монархии. Впрочем, о том периоде жизни Есенина трудно говорить определённо — слишком противоречивы свидетельства и воспоминания современников.
Во всяком случае, достоверно известно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилёва и А. Ахматову и прочёл им стихотворение, поразившее Анну Андреевну своим последним четверостишием — оно показалось ей пророческим.

 «О РУСЬ, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ…»

Февральскую революцию 1917г. Есенин встретил восторженно. Ему чудилось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот «Фениксом, жаром-птицею взлетит мужицкая Русь». Неведомая, чудесная доля мчалась навстречу и несла, как казалось, не гибель и разруху, а надежду на новое, преображённое бытие.
В эту пору в Есенине ощущалась большая перемена. Он казался мужественнее, выпрямленнее, взволнованно-серьёзнее, чем в первые годы петербургской жизни.

«…Я РАЗЛЮБИЛ НИЩУЮ РОССИЮ»

Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Она встретила Есенина, и вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США. Заграничные впечатления поэта противоречивы. В очерке об Америке «Железный Миргород» Есенин пишет: «Да, я вернулся не тем… Вспомнил про „дым отечества”, про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами… и стал ругать всех цепляющихся за „Русь”, как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию». Как многим впервые попавшим в Европу русским людям, ему сначала нравится, что там «всё прибрано и выглажено под утюг», но очень скоро он начинает «хлопать себя по колену и скулить, как собака».
«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства… — пишет Есенин в 1922 г. из Германии. — Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать…»
И в Америке, и в Европе Есенину не хватает именно «души», а встречи с русскими эмигрантами наводят тоску и щемящую грусть. В Берлине «после долгих бесед в ночи» «под гитару» своего друга поэта А. Кусикова, к тому времени эмигрировавшего, он создаёт первые стихи из цикла «Москва кабацкая».
В августе 1923 г. он уже снова в Москве, и снова одинокий: брак с Айседорой Дункан оказался непрочным.

«ОТГОВОРИЛА РОША ЗОЛОТАЯ…»

В последние годы жизни Есенин то пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью, то, по свидетельству одного из современников, начинает «так „крыть” большевиков, как это… не могло и в голову прийти никому в Советской России». Однако Есенина как широко известного «поэта деревни» трогать не решались. Более того — всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая его лишь для вида и не давая делу хода.
Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему «работается и пишется… дьявольски хорошо».
Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее. Одну за другой он пишет «маленькие поэмы» с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя, — «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», где пророчески правдивым словом защищает и «уходящую», и «советскую» Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелёгкий путь.
А в стихах — шедеврах любовной лирики — льётся через край неподвластная никаким политическим перипетиям искренность.
В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма «Анна Онегина» (1925 г.). Воспоминания о родной деревне, о революционных событиях, нарушивших веками складывавшийся крестьянский уклад жизни, наконец, о юношеской любви поэта к молодой помещице Кашиной, ставшей прототипом главной героини, делают поэму автобиографичной. Подобно блудному сыну из библейской легенды, герой возвращается от всех своих жизненных блужданий и ошибок к тому, что «любил как бы до своего грехопадения».
Однако между «скромным мальчишкой» «с кудрявыми волосами», влюблённым в молодую помещицу, и автором этих строк пролегла непроходимая пропасть. Возвращение к истокам уже невозможно. Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по разгромленной вере отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния.
Смысл судьбы будто ускользает от автора, в прошлом — «мальчика», жившего «в простой крестьянской семье», «желтоволосого», «с голубыми глазами», а ныне — «прохвоста и забулдыги», которого преследует «чёрный человек». Олицетворение всего самого тёмного во внутреннем мире автора, этот жуткий гость в чём-то подобен совести, терзающей душу. Он «спать не даёт… всю ночь», «водит пальцем по мерзкой книге», перечисляет грехи своей жертвы. Беда же автора не только в том, что он не справился с силами хаоса в собственной душе, но и в том, что ему было суждено родиться и жить в страшное для России время.
Переполненный гневом и отвращением, поэт бросает свою трость «прямо к морде его, в переносицу…», но разбивает только зеркало…
Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая…» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.
Ждать осталось недолго. 24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице, сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:
До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди:
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, безруки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей.
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
«До свиданья, друг мой, до свиданья…»
А в ночь с 27 на 28 декабря, как писал поэт и критик В. Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи… верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

ЗЛЫЕ ЗАМЕТКИ

Талант Есенина оценили по достоинству далеко не все его современники. К. И. Чуковский незадолго до гибели поэта записал в дневнике: «В Есенине есть… графоманская талантливость, которая не сегодня – завтра начнёт иссякать». Литературовед Ю. Н. Тынянов в статье «Промежуток» утверждал: «Всё поэтическое дело Есенина — это непрерывное искание украшений для… голой эмоции. Сначала церковнославянизмы, старательно выдержанный деревенский налёт и столь же традиционный „мужицкий Христос”; потом — бранные слова из практики имажинистов, которые были таким же, в сущности, украшением для есенинской эмоции, как и церковнославянизмы».
Но больше всего доставалось поэту от радетелей коммунистической идеологии. В советской прессе его творчество называли «психобандитизмом».
Один из самых влиятельных большевистских вождей Н. И. Бухарин посвятил поэзии Есенина целую брошюру— «Злые заметки» (1927 г.). «Есенин талантлив?» — спрашивал Бухарин. И сам же отвечал: «Конечно, да… Есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей. И всё-таки в целом есениншина — это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами… Причудливая смесь из „кобелей”, икон… религии и хулиганства… „любви” к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на „широкий размах” (в очень узких четырёх стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до „принципиальной” высоты… — вот что такое есениншина… Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого „национального характера”: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни…». Это высказывание сыграло роковую роль в посмертной судьбе Есенина. Сочувственные голоса стали затихать, а потоки брани увеличиваться. Вплоть до «оттепели» Есенина издавали редко, и преимущественно одни и те же стихи. Многие стихотворения и даже целые циклы распространялись в основном в рукописных копиях.

Список литературы

Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература ч.2. глав. ред. М. Д. Аксенова.

Он уже в 9 лет начал писать стихи, подражая частушкам, а впервые его стихотворения были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». Спустя некоторое время он сближается с группой «новокрестьянских поэтов» и в 1916 году издает первые сборники, которые сделали его знаменитым. Сергей Александрович часто выступал перед императрицей Александрой Федоровной и ее дочерьми в Царском Селе.

Максим Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

Сергей Есенин в 1922 году

Сергей Есенин в 1922 году. (pinterest.com)

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды.

Я уж готов. Я робкий.
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки —
Душу мою затыкать.

Есенин в 1924 году

Есенин в 1924 году. (pinterest.com)

Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны.

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Жизнь… Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно.

Что не могли в словах сказать уста,
Пусть пулями расскажут пистолеты.

На отдыхе в Италии

На отдыхе в Италии. (pinterest.com)

Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…

Гой ты, Русь моя родная, Хаты в ризах образа…
Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою.

Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно… Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод… зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину.

Из письма Есенина А. Сахарову

Посмертное фото Есенина

Посмертное фото Есенина. (pinterest.com)

Тайна гибели русского поэта до сих пор остается неразгаданной. Помимо версии о самоубийстве существует также предположение об убийстве на политической почве, которое было лишь инсценировано под самоубийство.

Стихи Есенина – искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности.
В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Его мужики сетуют на засуху, “скинув шапки, молясь и вздыхая”, а рыбаки поют “где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню”. Поэт описывает деревенский быт, показывает избу, где “вьется сажа над заслонкою”, “пахнет рыхлыми драченами”, “щенки

кудлатые заползают в хомуты”. Именно здесь, среди крестьянской жизни, прошло детство Есенина, и все это ему дорого.

Природа в крестьянской жизни – часть повседневного быта, а потому солнце у Есенина – тележное колесо, облака – коровы, поливающие поля своим молоком. И мы ощущаем в этих образах поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его “любить на этом свете все, что душу облекает в плоть”. Ранние стихи поэта – признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней:
Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды

солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы.
Большое влияние на творчество Есенина оказала песенная лирика. С ранних лет он слышал народные сказания, поговорки, загадки, замечательные песни пела ему мать. Вот почему многие ранние стихи Есенина написаны в песенном жанре.

Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу, к родине. Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образами. Позднее он скажет: “От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции”. И это еще один факт в биографии Есенина, который отразился в его творчестве.

После переезда в Москву, а затем в Петербург творчество Есенина приобрело новое направление: поэт обращается к истокам прошлого, пытаясь объяснить события настоящего. Уже в “маленькой поэме” “Товарищ” возникает образ рабочего, идущего на смертельную схватку, а в драматической поэме “Пугачев” поэт изображает крупнейшее крестьянское восстание. В поэме же “Песнь о великом походе” Есенин стремится поведать историю последних двух веков России. Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками своей концепции мира и человека, окончательно сформулировать которую помогла поэту революция.

Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле “Москва кабацкая”. Поэт, переживая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности.

Выходом его боли стало стихотворение “Исповедь хулигана”. Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердечный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой. В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоянная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее народа. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне:
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Сам себя Есенин называл “поэтом золотой бревенчатой избы”. Он ощущал себя “последним поэтом деревни”:
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Вторжение цивилизации в деревню заставляет поэта задуматься над будущим русской деревни, над судьбой крестьянской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с истоками древней Руси, с ее крестьянской душой.
Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Запад разочаровал поэта, здесь он не нашел вдохновения. Но именно здесь Есенин оценил масштабы исторических перемен, происходящих на родине, и убедился, “до чего прекрасна и богата Россия”. Желание идти в ногу со временем отражено в его стихах:
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Разные интонации звучат в лирике Есенина, глубокой, отзывчивой и трепетной. “Отговорила роща золотая…” – так начинает Есенин одно из самых знаменитых своих стихотворений. Образ рощи вызывает тревожные воспоминания об ушедших молодых годах. Скорбь о быстротечности жизни овладевает поэтом, “ведь каждый в этом мире странник”. В стихах часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей юности, о растраченных силах.

В них видны и личные переживания поэта, и отражение сложного времени, в которое он жил.
Сквозь все творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Верность и постоянство чувства он обобщил в этом образе. Тоскуя по дому, он писал о “милой, доброй, старой, нежной матери”:
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться –
Чайная чашка скользит из рук,
А в “Письме матери” сыновние чувства переданы с поразительной силой:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Замечательный русский поэт С. Есенин посвятил себя творчеству, в котором отразилась вся его жизнь, все его помыслы. Каждое стихотворение – это еще одна страница обширной книги его жизни. Эта книга открывает нам самобытный талант русского поэта. Все этапы пройден-лой жизни Есенина запечатлены на страницах его поэм и стихотворений.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что поэзия Есенина – это лирическое описание всей его жизни. Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Но и то, что успел сделать поэт, стало нашим бесценным национальным достоянием.

Loading…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тарков ошибка game aborted try reconnect
  • Твиттер error oops something went wrong please try again later
  • Так много сделано ошибок есенин сочинение
  • Твердый стул как исправить
  • Так много сделано ошибок анализ