Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы ошибка

Это учебное пособие содержит правила правописания, на которые чаще всего делаются ошибки, а также соответствующие упражнения с ответами. Правила даны в легко запоминающейся табличной форме, с большим количеством примеров и обзором исключений. Краткий словарь лингвистических терминов позволит вспомнить основные понятия морфологии, синтаксиса и словообразования - Пишем грамотно: 100 важнейших правил - 2.11. Грамматические ошибки - Раздел 2. Правила правописания

Пишем грамотно: 100 важнейших правил — Н. Ю. Русова 2018

Правило 79. Существительное

Характер ошибки

Пример

Исправление

Неправильный выбор падежного окончания

облакИ

выборА

с повидлОЙ

без рельс

нет времЯ

облакА

выборЫ

с повидлОМ

без рельсОВ

нет времЕНИ

Существительные мужского рода 2-го склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание -У (а не -А)

ни слухА, ни духА с мирА по нитке

ни слухУ, ни духУ

с мирУ по нитке

Существительные мужского рода 2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание -У, в случае объектного значения — окончание -Е

Деревья в вишнёвом садЕ.

Декорации в «Вишнёвом садУ».

Деревья в вишнёвом садУ.

Декорации в «Вишнёвом садЕ».

Не допускается образование множественного числа от отвлечённых и вещественных существительных (форма множественного числа может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества: РАДОСТИ жизни, животные ЖИРЫ)

В партизанских ДВИЖЕНИЯХ участвовали самые различные слои населения.

Татьяне свойственны тонкие ПОНИМАНИЯ русской природы.

В партизанском ДВИЖЕНИИ участвовали самые различные слои населения.

Татьяне свойственно тонкое ПОНИМАНИЕ русской природы.

Неверный выбор падежа

удивляюсь его СИЛОЙ

жажда К СЛАВЕ мечта К СВОБОДЕ

удивляюсь его СИЛЕ

жажда СЛАВЫ мечта О СВОБОДЕ

Несочетаемость форм управления

Обнародована петиция, подписанная СВЫШЕ МИЛЛИОНА граждан.

Обнародована петиция, подписанная СВЫШЕ ЧЕМ МИЛЛИОНОМ граждан.

Правило 80. Прилагательное

Характер ошибки

Пример

Исправление

В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы

Жизненный путь героя ТЯЖЁЛ И ТРАГИЧНЫЙ.

Жизненный путь героя ТЯЖЁЛ И ТРАГИЧЕН.

Жизненный путь героя ТЯЖЁЛЫЙ И ТРАГИЧНЫЙ.

Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного

Сюжет рассказа ИНТЕРЕСНЫЙ во многих отношениях.

Сюжет рассказа ИНТЕРЕСЕН во многих отношениях.

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения

Это произведение БОЛЕЕ ХУДШЕЕ. САМЫЙ СПОСОБНЕЙШИЙ студент.

Это произведение ЕЩЁ ХУЖЕ. САМЫЙ СПОСОБНЫЙ студент. СПОСОБНЕЙШИЙ студент.

Правило 81. Числительное

Характер ошибки

Пример

Исправление

При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав;

В окружности озеро составило около ЧЕТЫРЕСТА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТИ метров.

В окружности озеро составило около ЧЕТЫРЁХСОТ ШЕСТИДЕСЯТИ ПЯТИ метров.

при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово

Это событие состоялось в начале ТЫСЯЧИ ВОСЬМИСОТ ЧЕТВЁРТОГО года.

Это событие состоялось в начале ТЫСЯЧА ВОСЕМЬСОТ ЧЕТВЁРТОГО года.

Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола

ДВОЕ шахматисток ТРОЕ зайцев

ДВЕ шахматистки ТРИ зайца

Недопустимо употребление формы ОБА с существительными женского рода (собирательное числительное ОБА имеет две формы: форму мужского и среднего рода — ОБА и форму женского рода — ОБЕ)

в ОБОИХ квартирах ОБОИМИ подругами

в ОБЕИХ квартирах ОБЕИМИ подругами

Правило 82. Местоимение

Характер ошибки

Пример

Исправление

Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ имеют архаический характер

ДЛЯ НЕЙ нет имени.

ДЛЯ НЕЁ нет имени.

Ошибочное образование форм местоимений

ИХНИЙ ребёнок около ЕГО

ИХ ребёнок около НЕГО

Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность

Когла Ниловна везла прокламации с речью Павла, ЕЁ захватила полиция.

(Кого — Ниловну или речь Павла?) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ЕМУ НИЧЕГО ХОРОШЕГО.

(Кому — Чацкому или Фамусову?)

Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.

Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Андреевичу ничего хорошего.

Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение

В комедии обличается провинциальное ЧИНОВНИЧЕСТВО. Среди НИХ процветают взяточничество, беззаконие, воровство.

В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди НЕГО процветают взяточничество, беззаконие, воровство.

Местоимения СВОЙ и СЕБЯ указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность

Тургенев подводит героя к постепенному осознанию СВОИХ ошибок.

(Чьих — Тургенева или героя?)

Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к СЕБЕ. (К кому — к помещику или к самому себе?)

Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых ИМ ошибок.

Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к НИМ в гости.

Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович К НЕМУ приехал.

Правило 83. Глагол

Характер ошибки

Пример

Исправление

Ошибочное образование глагольных форм

ложит

ездиет

кладёт

ездит

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа

Я УБЕЖУ его… Я ПОБЕЖУ.

Я ОЩУЩУ.

Я должен убедить его… Я надеюсь победить…

Я могу ощутить…

Недопустимо использование суффикса -ЫВО- ВА- (-ИВОВА-) вместо -ОВА- (-ИВА-)

Результаты подытоживовались.

Результаты подытоживались.

При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и страдательного значений таких глаголов

После лекции слушатели нередко ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ в аудиториях. (Их задерживают, или слушатели сами остаются?)

После лекции слушателей нередко ЗАДЕРЖИВАЮТ в аудиториях.

После лекции слушатели нередко ОСТАЮТСЯ в аудиториях.

Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов

Чуткий художник, он ОТКЛИКАЕТСЯ на события окружающей жизни и ОТМЕЧАЛ только что зарождающиеся в ней явления.

Чтобы правильно ПОНЯТЬ творчество писателя, необходимо тщательно ИЗУЧАТЬ его эпоху.

Чуткий художник, он ОТКЛИКАЕТСЯ (ОТКЛИКАЛСЯ) на события окружающей жизни и ОТМЕЧАЕТ (ОТМЕЧАЛ) только что зарождающиеся в ней явления.

Чтобы правильно ПОНЯТЬ (ПОНИМАТЬ) творчество писателя, необходимо тщательно ИЗУЧИТЬ (ИЗУЧАТЬ) его эпоху.

Правило 84. Причастие

Характер ошибки

Пример

Исправление

Недопустимо одновременное использование суффиксов -ОВА- и -ЕМ- (-ИМ-)

исследОВАЕМый процесс

исследуЕМый процесс

Нельзя пропускать частицу -СЯ в причастиях, образуемых от возвратных глаголов

В центре повести представитель НАРОЖДАЮЩЕГО класса буржуазии.

В центре повести представитель НАРОЖДАЮЩЕГОСЯ класса буржуазии.

Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или окружающей лексикой

На совещании БЫЛИ представители всех районов, за исключением двух делегатов, ОТСУТСТВУЮЩИХ по уважительным причинам.

Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, ГОСПОДСТВУЮЩЕГО в дореволюционной России.

На совещании БЫЛИ представители всех районов, за исключением двух делегатов, ОТСУТСТВОВАВШИХ по уважительным причинам.

Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, ГОСПОДСТВОВАВШЕГО в дореволюционной России.

Причастный оборот не должен включать определяемое существительное

отредактированная РУКОПИСЬ РЕДАКТОРОМ

отредактированная РЕДАКТОРОМ РУКОПИСЬ

РУКОПИСЬ, отредактированная РЕДАКТОРОМ

Причастный оборот обычно примыкает (спереди или сзади) к определяемому существительному; переносить оборот не рекомендуется

Горная цепь тянется с востока на запад, СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ.

Горная цепь, СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ, тянется с востока на запад. СОСТОЯЩАЯ ИЗ МНОЖЕСТВА ХРЕБТОВ горная цепь тянется с востока на запад.

Правило 85. Деепричастие

Характер ошибки

Пример

Исправление

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц

ВЫРАЖАЯ в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом БЫЛИ СОЗДАНЫ произведения большой глубины и силы.

ВЫРАЖАЯ в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ СОЗДАЛ произведения большой глубины и силы.

Нельзя допускать разнобоя в употреблении видов деепричастий

ЧИТАЯ статью и ОТМЕТИВ нужный материал, я всегда делаю выписки.

ЧИТАЯ (ПРОЧИТАВ) статью и ОТМЕЧАЯ (ОТМЕТИВ) нужный материал, я всегда делаю выписки.

Нельзя относить деепричастный оборот к сказуемому, выраженному страдательным причастием (употреблять деепричастие в пассивной конструкции)

На картине изображён мальчик, широко РАССТАВИВ ноги и УПЕРЕВШИСЬ руками в колени.

На картине изображён мальчик, широко РАССТАВИВШИЙ ноги и УПЕРШИЙСЯ руками в колени.

Правило 86. Простое предложение

Характер ошибки

Пример

Исправление

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Выставка-просмотр открыт ежедневно. Несколько ребят вышлИ из леса.

Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими — оказалИ огромное влияние на мировоззрение Павла.

Выставка-просмотр открытА ежедневно. Несколько ребят вышлО из леса.

Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими — оказалА огромное влияние на мировоззрение Павла.

Падежное рассогласование имён

Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненнЫЕ неизбывной тоской.

Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненнЫХ неизбывной тоской.

Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное

Эта книга научила меня ЧЕСТНОСТИ, СМЕЛОСТИ И УВАЖАТЬ ДРУЗЕЙ.

Эта книга научила меня ЧЕСТНОСТИ, СМЕЛОСТИ И УВАЖЕНИЮ К ДРУЗЬЯМ.

Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом

Во встрече участвовали делегаты от следующих СТРАН: ИСПАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ.

Во встрече участвовали делегаты от следующих СТРАН: ИСПАНИИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ.

Нельзя ставить общее слово при однородных членах предложения, требующих разного управления

Трест организовал и руководит ПРЕДПРИЯТИЯМИ.

Трест организовал ПРЕДПРИЯТИЯ и руководит ИМИ.

Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов

Народные массы НЕ ТОЛЬКО создают материальные блага, НО И великие сокровища культуры.

Народные массы создают НЕ ТОЛЬКО материальные блага, НО И великие сокровища культуры.

Пропуск необходимых слов

Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.

Владик кое-как прибил доску и побежал ИГРАТЬ в волейбол.

Нарушение границ предложения

Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.

Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю.

Правило 87. Сложное предложение

Характер ошибки

Пример

Исправление

Загромождение сложного предложения придаточными, особенно однотипными

Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.

Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного.

Разнотипность частей сложного предложения

В докладе выдвинуто два положения:

1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции.

В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции).

Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений

Последнее, на чём я остановлюсь, ЭТО НА ВОПРОСЕ о Ленском.

Последнее, на чём я остановлюсь, ЭТО ВОПРОС о Ленском.

Неправильное совмещение конструкции простого и сложного предложений

Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.

Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.

Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения

На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.

Придаточное определительное предложение со словом КОТОРЫЙ нельзя отрывать от определяемого существительного

Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует.

Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.

Неоправданное повторение одинаковых союзов

Некоторые критики полагали, ЧТО автор так молод, ЧТО едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.

Некоторые критики полагали, БУДТО автор так молод, ЧТО едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.

Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов

Он считал, ЧТО БУДТО мы его неправильно поняли.

Он считал, ЧТО мы его неправильно поняли.

Он считал, БУДТО мы его неправильно поняли.

Неверное употребление союзов и союзных слов

Вопрос обсуждался на совещании, ГДЕ было принято соответствующее решение.

Вопрос обсуждался на совещании, На КОТОРОМ было принято соответствующее решение.

Смешение прямой и косвенной речи

Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.

Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт. Корчагин твёрдо заявляет: «К будёновцам я обязательно перейду».

Упражнение
17

Прочитайте
и укажите ошибки, допущенные в употреблении
форм единственного и множественного
числа имен существительных. Исправьте
ошибки и перепишите.

1.
Татьяне свойственны тонкие понимания
русской природы. 2. Павел Петрович
Кирсанов и Базаров — антагонисты, их
мировоззрения совершенно различны. 3.
Недовольства рабочих на жизнь выражались
в стач­ках. 4. В конце XIX
— начале XX
века в России происхо­дили бурные
развития революционного движения. 5. В
Павле мы ясно видим отражения
замечательных

черт молодого поколения
тех времен. 6. Образ скряги, потерявшего
все человеческое, не может не вызывать
наших негодований. 7. В чернильнице
Плюшкина было не чернило, а какая-то
заплесневевшая жидкость.

7 Категория падежа существительных

Упражнение
18

В
падежных формах ежей,
свиней
окончания
разные: в форме свиней

нулевая флексия (докажите это), а в форме
ежей
окончание
-ей.

У
каких из этих форм окончание нулевое?

Дождей,
друзей, крепостей, оленей, семей.

Упражнение
19

Какие
это падежные формы? Приведите свой
пример, когда такие же падежные формы
(но у других слов) отличаются ударением.

РукИ
— рУки, травЫ – трАвы, головЫ – гОловы

Упражнение
20

Выберите
слова, которые в пред­ложном падеже
единственного числа оканчиваются на
-и.

Зодчий,
натрий, гербарий, овечий, полицейский,
критерий, гелий, рабочий, калий, розарий,
дворецкий, планетарий, санаторий,
комментарий, кальций.

Упражнение
21

Образуйте
формы предложного падежа от слов иней,
гравий, улей, Василий, Алексей.

Упражнение
22

Просклоняйте
одно из существи­тельных на -мя;
составьте три предложения с этим словом
в разных падежах. (Обратите внимание:
от слов семя,
стремя
род.
п. мн. ч. семян,
стремян).

Слова
мать,
дочь
склоняются
так:

И.,
В.— мать,
дочь;

Р.,
Д., П.— матери,
дочери;

Т.—
матерью,
дочерью.

Во
множественном числе — ударные окончания
3-го склонения, основы матер’-,
дочер’-.

Упражнение
23

Придумайте
предложения, где бы слова мать
и
дочь
употреблялись
в косвенных падежах.

Упражнение
24

Образуйте
формы родительного падежа множественного
числа у предложенных слов. Запишите их.
С некоторыми из них придумайте предложения.

Сделайте
вывод: когда после ц пишется окончание

ов,
когда —ев.

Образец:
отец

отцов,
горец

горцев.

Лжец,
жнец, гребец, рубец, счастливец, продавец,
певец, сослуживец, пловец, молодец,
европеец, уралец, птенец, мизинец,
червонец, борец, горец, огурец, заяц.

Упражнение
25

Найдите
формы с нулевым окончанием.

Зданий,
змей, детей, семей, костей, коленей,
яслей, ушей, корней, известий, ослов,
слов, снов, основ, голов.

8 Склонение имён существительных

Упражнение
26

Образуйте
формы творительного падежа единственного
числа, запишите их. С некоторыми составьте
предложения.

Нож,
сторож, багаж, экипаж, гараж, еж, рубеж,
падеж, чертеж, муж, шалаш, ковш, змееныш,
плющ, выигрыш, клещ, плащ, борщ, товарищ,
богач, ткач, калач, смерч, неуч, мяч,
конец, отец, хитрец, палец, старец; стража,
межа, рогожа, лужа, вожжа, ноша, груша,
левша, праща, роща, задача, свеча, каланча,
туча, тысяча, улица, шутница, ленца,
гнильца, пыльца, лисица, овца; лицо,
письмецо, кольцо, яйцо, зеркальце, солнце.

Упражнение
27

Форма
родительного падежа может обозначать
целое, из которого берется часть: ведро
воды, кусок сахара, бутылка молока,
килограмм масла, вагон арбузов, ворох
сена, множество новостей.
Такое
значение имеет приименная форма
родительного падежа, т.е. та­кая,
которая относится к имени существительному.

Придумайте
свои примеры, где форма родительного
падежа имеет такое значение.

Упражнение
28

Форма
родительного падежа может иметь
определенное значение: цветы
лугов

луговые
цве­ты, запахи тайги

таежные
запахи, человек дела

де­ловой
человек, слова мудрости

мудрые
слова.

В
некоторых случаях родительный
определительный нельзя заменить именем
прилагательным: человек
долга, дело чести.

Придумайте
свои сочетания слов, в которых форму
родительного падежа существительного
можно заменить прилагательным.

Упражнение
29

При
отглагольных существительных форма
родительного падежа может обозначать:

1) субъект
действия (т.е. того, кто действует): советы
приятелей
(=приятели
советуют), победа
чемпиона
(=чемпион
победил), стоны
больного
(=больной
стонет), предложения
нашего цеха
(=наш
цех предлага­ет), борьба
двух команд
(=две
команды борются), просьба
брата
(=брат
просит), беспокойство
матери
(=мать
беспокоится);

2) объекты
действия: воспитание
детей
(=воспиты­вать
детей), лечение
больных
(=лечить
больных), подготовка
учителей
(=подготавливать
учителей), ре­монт
машин
(=ремонтировать
машины), производство
оборудования
(=производить
оборудование).

Придумайте
сами несколько примеров на тот и другой
случай и предложения с ними. (Обратите
внимание: дополнение при глаголе стоит
в вин. п.: ремонтировать
машины, посещать школы,
а
при отглагольном существи­тельном —
в род. п.: ремонт
машин, посещение школ.)

Упражнение
30

Глаголы
хотеть,
желать, жаждать, до­могаться, добиваться,
вымаливать, достигать
(глаголы
со значением «стремиться к цели») требуют
дополнения в родительном падеже.
Составьте предложения, где были бы
сочетания этих глаголов с
существительными-дополне­ниями.

Упражнение
31

Избегать,
сторониться, чуждаться, лишать, лишаться,
бояться, пугаться, страшиться, трусить,
стыдиться, стес­няться, дичиться.

Это
глаголы, которые являются антонимами
глаголов предыдущей группы (см. упр.
34). Они тоже требуют дополнения в
родительном падеже.

Составьте
предложения с сочетаниями такого типа.

В
каких глаголах из этого списка само их
строение указывает, что они не могут
управлять винительным падежом?

Упражнение
32

Заяц
сказал: «Боюсь лису!» Сказал неправильно.
В чем ошибка?

Упражнение
33

Придумайте
свои словосочетания такого типа,
со­ставьте с ними предложения.

Кувшин
из глины, дом из кирпичей, кораблик из
бумаги, одежда из брезента, венок из
ромашек, скульпту­ра из мрамора.

Упражнение
34

Придумайте
предложения такого типа.

Нос
покраснел от мороза. Мальчик побледнел
от страха. Ворота покривились от старости.
Кошка зашипела от злости.

Упражнение
35

Пояснительные
слова (для
+ род. п.)
показывают,
каково назначение предмета, зачем он
нужен.

Придумайте
свои словосочетания такого типа,
со­ставьте с ними предложения.

Ящик
для писем, лекарство для больного, серьги
для состры, учебники для школьников,
дорога для тракторов, передача по радио
для пионеров, искусство для народа,
жизнь для Родины.

Упражнение
36

Придумайте
свои словосочетания такого типа,
со­ставьте с ними предложения.

Чемодан
без ручки, очки без стекол, речь без
смысла, человек без чувства ответственности,
цветы без запаха, вопросы без ответа.

Упражнение
37

Придумайте
свои словосочетания такого типа,
со­ставьте с ними предложения.

Глаголы
добежать,
добраться, дого­вориться, добрести,
довезти, добросить, додуматься, до­жить,
дойти, докатиться, доковылять, докопаться,
доне­сти, дослужиться, дотянуться
требуют
дополнения в роди­тельном падеже с
предлогом до.

Упражнение
38

Придумайте
словосочетания с этими глаголами.

Надвинуть,
навинтить, навьючить, накинуть, наклеить,
налепить, нанизать, натолкнуть, натравить,
натянуть +
что-нибудь
+ на
что-нибудь
(т.е. вин. п. + на + вин. п.).

Упражнение
39

Придумайте
предложения с этими глаголами.

Глагол
делать
и
близкие ему по значению готовить,
лепить, ваять, склеивать, шить, кроить
требуют
дополнения в винительном падеже.

Упражнение
40

Придумайте
предложения с этими глаголами.

Глагол
брать
и
близкие ему по значению требуют дополнения
в винительном падеже. Вот некоторые из
этих глаголов: взять,
схватить, хватать, купить, покупать,
занять, занимать, получить, принять.

Упражнение
41

Придумайте
предложения, в кото­рых приведенные
ниже слова относились бы непосред­ственно
к глаголу. Какое общее значение имеют
эти дополнения при всех глаголах?
(Дополнения должны быть без предло­гов.)

Образец:
Я
желаю удачи моему другу.

Моему
другу, оленям, всем людям.

Упражнение
42

Школьники
одного класса научи­лись правильно
употреблять в устной речи формы дательного
падежа единственного числа 1-го и 2-го
склонения (дяде,
брату)
.
Но оказалось, что в письменных работах
они делают ошибки, и притом редко — в
формах дательного падежа единственного
числа 2-го склонения и часто — в формах
дательного падежа единственного числа
1-го склонения. Как вы думаете, почему
такая разница?

Упражнение
43

Придумайте
предложения с этими словами.

Глаголы
радоваться,
помогать, верить, обещать, удивляться,
объяснять, завидовать,


мешать,
подражать
требуют
дополнения в дательном падеже.

Упражнение
44

При
некоторых прилагательных возможны
поясняющие существительные в творительном
падеже: доволен
своей работой, высок ростом, могуч духом,
мягок сердцем, известен выдержкой.

Придумайте
предложения, в которых употреблялось
бы сочетание «прилагательное +
существительное в тв. п.».

Упражнение
45

Прочитайте
текст.

Найдите
в этом тексте формы творительного
падежа. Здесь представлены полностью
все окончания существи­тельных в
творительном падеже (кроме существительных,
изменяющихся как прилагательные, типа
звеньевая,
рабочий).
Проверьте,
так ли это.

Дитя
не требует выводов, доказательств и
логической последовательности — ему
нужны образы, краски и звуки. Чтобы
говорить образами, надо если не быть
поэтом, то, по крайней мере, быть
рассказчиком и иметь фантазию живую,
резвую, радужную. Чтобы говорить образами
с детьми, надо знать детей, надо самому
быть взрослым ребенком, не в пошлом
значении этого слова, но родиться с
характером младенчески простодушным.
Есть люди, которые любят детское общество
и умеют занять его и рассказом, и
разговором, и даже игрою, приняв в ней
участие; дети, с своей стороны, встречают
этих людей с шумною радостью, слушают
их со вниманием и смотрят на них с
откровенной доверчивостью, как на своих
друзей. Про такого человека у нас на
Руси говорят: это детский праздник.

(В.
Белинский)

Упражнение
46

В
данных предложениях замените
существительные в творительном падеже
другими суще­ствительными в том же
падеже.

1.
Он гордится своим отцом — лучшим
трактористом в селе. 2. Он считает его
своим близким другом. 3. Он обладает
удивительной способностью понять
человека и помочь ему. 4. Он командует
полком. 5. Он любит раскрашивать свои
рисунки цветными карандашами. 6. Он
любовался закатом. 7. Он хвастался
спортивными достижениями своего брата.

Упражнение
47

Глаголы
гордиться,
считать
(кого
чем), обладать,
владеть, руководить, командовать,
при­творяться, пользоваться, любоваться,
хвастаться
непре­менно
требуют дополнения в творительном
падеже. Если при таком глаголе нет
существительного в творительном падеже,
значит, предложение неполное; но из
контекста ясно, какое существительное
в творительном падеже опущено.

Пример:
«Давай
любоваться этим ярким

пламенем!»

«Любоваться
можешь, только не обожгись».

Придумайте
сами такие неполные предложения.

Упражнение
48

Со
словами, данными ниже, приду­майте
такие предложения, чтобы эти слова
стояли в предложном падеже единственного
числа (или, если трудно придумать с
формой ед. ч., во мн. ч.).

Улица,
здание, трамвай, троллейбус, магазин,
библи­отека, столовая, парикмахерская,
витрина, планетарий, музей, булочная,
бульвар, аллея, прохожий, пешеход,
милиционер, рабочий, женщина, приезжий,
движение, шум.

Упражнение
49

Придумайте
предложения со слова­ми снег,
иней, изморозь, сугробы, лед, метель,
снежинка, сосулька, солнце, холод, шуба/
полушубок, шапка, потепление, синева,
капель
в
предложном падеже един­ственного
числа. Объясните правописание флексий.

Упражнение
50

Предположим,
что из текста были выбраны слова в
творительном и предложном падеже
единственного числа. Можно ли решить,
какого падежа каждое существительное,
не зная его контекста? Если окончание
е,
какой падеж? Если —ом
— какой падеж? Если —и
— какой падеж? (Выбраны были слова только
в этих двух падежах.)

Упражнение
51

Объясните,
почему данные нескло­няемые
существительные относятся к определенному
роду.

Кино
(ср. р.), кули (м. р.), Кармен (ж. р.), буржуа
(м. р.), пани (ж. р.), радио (ср. о.), денди (м.
р.), боа (ср. р.), миледи (ж. р.), Осло (м. р.),
регби (ср. р.), пенни (ср. р.), гну (м. р.),
Перу (государство) (ср. р.), Китти (ж. р.),
колибри (м. р.), атташе (м. р.), Йошкар-Ола
(мр. р.).

Упражнение
52

Не
склоняются женские фамилии нерусского
происхождения, оканчивающиеся на
соглас­ный: Мария
Гинзбург, Вера Александровна Робинсон.
Не
склоняются фамилии (по происхождению
украинские) на -ко: Иван
Франко, Оксана Казаченко.
Не
склоняются фамилии типа Черных,
Долгих, Живаго, Дурново.

Вспомните,
не слышали ли вы такие фамилии. Используйте
их в составе предложений так, чтобы было
видно, что они несклоняемые.

Упражнение
53

Поставьте
существительные в форме имени­тельного
падежа единственного числа и перепишите,
согласуя с ними прилагательные. При
затруднении в определении рода обращайтесь
к толковому или орфографическому
словарю.

Спел…
(абрикосы)

спелый
абрикос,
м.
р., запасн… (пути),
чист…
(бланки),
редк…
(имена),
извести…
(фа­милии),
концертн..
(рояли),
молод…
(тополя),
кожан…
(туфли),
вместительн..
(залы),
недельн…
(табели),
ранн…
(овощи),
полев…
(мыши),
заказн…
(бандероли),
избирательн…
(бюллетени).

Упражнение
54

Просклоняйте
по падежам следующие слова.

Страна,
юноша, земля, семья, лекция, завод, гений,
конь, гвоздь, дело, село, поле, собрание,
лошадь, площадь, ночь, рожь.

Поставьте
данные слова во множественное число и
просклоняйте их по падежам.

Упражнение
55

Представьте,
что существует слово фырьбачь
(на
самом деле в русском языке нет такого
слова; оно экспериментальное, нужное
для грамматиче­ского эксперимента).

Каких
знаний достаточно, чтобы признать, что
оно существительное?

  1. Оно
    изменяется так: фырьбачь

    фырьбачи

    фырьбачью.
    Эти
    формы имеют значения именительного,
    дательного, творительного падежей.

  2. Его
    лексическое значение, т.е. значение его
    основы,— название какого-то действия
    (ср. течь).

  3. Оно
    бывает подлежащим и дополнением в
    предло­жении.

  4. Оно
    имеет ударение на втором слоге.

Упражнение
56

Известно,
что какое-то слово (обозначим его условно
«слово А») бывает дополнением в
предложении. Докажите, что этого
недостаточно, чтобы считать «слово А»
существительным.

Упражнение
57

Разберите
морфологически ряд существительных
из упражнения 45 по данным схемам разбора
части речи «существительное» (см.
Приложение 6 «Порядок разбора
самостоятельных и служебных частей
речи»).

Существительное

  • Неправильный выбор падежного окончания: облаки вм.облака, выборавм. выборы, с повидлой вм. с повидлом, без рельс вм. без рельсов, нет время вм. нет времени;
  • Неверный выбор падежа: удивляюсь его силой вм. удивляюсь его силе; жажда к славевм. жажда славы; мечта к свободе вм. мечта о свободе.
  • грамматические ошибки

  • Существительные мужского рода 2 склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание -у (а не ). Примеры ошибок: Ни слухани духавм. Ни слуху ни духуС мира по нитке вм. С миру по нитке.
    Существительные мужского рода 2 склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание , в случае объектного значения – окончание -е: Деревья в вишнёвом саду (НЕ в саде!); Декорации в “Вишнёвом саде” (НЕ в саду!).
  • Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных (форма мн. ч. может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества: радости жизни, животные жиры): В партизанском движении(НЕ в партизанских движениях!) участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание (НЕ понимания!) русской природы.
  • Несочетаемость форм управления: Обнародована петиция, подписанная свыше миллионаграждан вм. Обнародована петиция, подписанная свыше, чем миллиономграждан.

Прилагательное

  • В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки: Жизненный путь героятяжёл и трагичныйвм. Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.
  • Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного: Сюжет рассказа интересен(НЕ интересный!) во многих отношениях.
  • Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:Это произведение более худшее вм. Это произведение ещё хужеСамый способнейший студент вм. Самый способный студент.
  • Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен: Его вклад в работу был существен (НЕсущественен!).

Числительное

  • При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав: В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти!) метров.; при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого!) года.
  • Собирательные числительные (двое, трое) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок: двое шахматисток вм. две шахматистки, троезайцев вм. тризайца.
  • Недопустимо употребление формы обас существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе): в обеих (НЕ вобоих!) квартирах, обеими (НЕ обоими!) подругами.

Местоимение

  • Ошибочное образование форм местоимений: ихний ребёнок вм. их ребёнок, около его вм. около него.
  • Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок: Для нейнет имени вм. Для неёнет имени.
  • Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
    Неправильно:Когда Ниловнавезла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
    Правильно: Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.

    Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
    Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.
     

  • Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).
    Неправильно:В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди нихпроцветают взяточничество, беззаконие, воровство.
    Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
  • Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
    Неправильно:Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.
    Правильно:Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.

    Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)
    Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.

Глагол

  • Ошибочное образование глагольных форм: ложит вм. кладет, ездиет вм. ездит.
  • У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов: Я могу ощутить (а НЕ я ощущу), я надеюсь победить (а НЕ я побежу),я должен убедить (а НЕ я убежу).
  • Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива)результаты подытоживались (а НЕ подытоживовались)
  • При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: После лекций слушатели нередко задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности: После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.
  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.
    Неправильно:Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
    Правильно:Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.

Причастие

  • Недопустимо одновременное использование суффиксов -ова- и -ем- (-им-)исследоваемый процессвм. исследуемый процесс.
  • Нельзя опускать частицу -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов: В центре повести представитель нарождающегося (НЕнарождающего!) класса буржуазии.
  • Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или с окружающей лексикой: На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших (НЕ отсутствующих!) по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего(НЕ господствующего!) в то время в России.
  • Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Пример ошибки: отредактированнаярукопись редактором вм.отредактированная редактором рукописьили рукопись, отредактированная редактором.
  • Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному непосредственно (спереди или сзади). Разносить их не следует.
    Неправильно:Горная цепьтянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
    Правильно: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад. Либо: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

Деепричастие

  • Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
    Неправильно:Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
    Правильно:Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
  • В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.
    Неправильно:Читаястатью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.
    Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив)
  • Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.
    Неправильно:На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.
    Правильно:На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.

Доработка и модернизация сайтов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Твич ошибка 4000 опера
  • Такого позора я до своего гроба не забуду где ошибка
  • Таттелеком ошибка 400
  • Твич ошибка 3000 что делать
  • Таким людям всегда удается объегорить других какая ошибка