Текст для приема лови ошибку

Cкачать: Методический приём Лови ошибку!

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения  на уроках
я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого  приёма? Как и
зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле
ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание
учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или
несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность,
учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

·         
универсален, его применение
возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

·         
приводит в тонус внимание,
мыслительную деятельность учащихся;

·         
развивает аналитические
способности;

·         
предоставляет поле для
практического применения полученных знаний;

·         
заставляет взглянуть на
получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить
надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

·         
воздействует на эмоциональную
сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать
как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для
повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема
«Лови ошибку» на уроках русского языка

1)     
Учащимся предлагается задание:  

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.


В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит
Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а
можно работать в паре с товарищем.

  Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки.  Какое
правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная
зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в
окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель
даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо
кочялись   камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как
на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты.
Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не
указывать число ошибок в тексте.

Рибята  пришли в лез. У пенка лижал ёш. По
трапинке прополс уж.   Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя  способ и
метод писать грамотно и без ошибок.

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка

Учащимся предлагается задание:

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.

Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не указывать число ошибок в тексте.

Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и метод писать грамотно и без ошибок.

Формирование
критического мышления

в процессе
обучения истории и правовым дисциплинам

Саликов
В.Ю.,

учитель
истории и общественно-политических
дисциплин

СОШ
№ 36 г. Тамбова,

победитель областного
конкурса “Учитель года – 2003”

Аннотация

Проблемное обучение на уроках истории.
Развитие критического мышления
школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови
ошибку”, “Решение творческих учебных
задач” позволяют увеличить познавательную
активность учащихся, обеспечивают
положительную мотивацию учебной
деятельности, настраивают школьников
на творческий поиск.

Особенности подготовки и
проведения уроков

с использованием
методики формирования критического
мышления

Цель: обеспечение максимальной
эффективности проведения урока.

Подготовка к уроку:

  • предварительный
    анализ учителем материала изучаемой
    темы; выделение и формулировка проблемы,
    которую учащиеся должны решить на
    уроке;

  • диагностика
    уровня подготовленности класса к
    выполнению той или иной работы;

  • подбор
    пакета учебных текстов к уроку (при
    необходимости их адаптация к уровню
    развития школьников);

  • подбор
    конкретных педагогических приемов с
    целью использовать на уроке.

Изменения в структуре урока.

Применение методики формирования
критического мышления приводит к
изменению структуры урока. Выделяются
3 основные стадии: стадия вызова, стадия
осмысления, стадия размышления
(рефлексии).

Стадия вызова. Основная задача –
пробудить интерес, подготовить учащихся
к предстоящей работе. На этой стадии
происходит озвучивание цели урока,
принятие ее учащимися,
мотивация их
дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления – стадия, в которой
учащиеся сталкиваются с новой информацией;
школьники пытаются решить поставленную
проблему, опираясь на сведения,
предоставленные учителем, текст учебника
или документа.

Стадия размышления (рефлексии) – стадия
на которой происходит корректировка
взглядов учащихся на основании полученной
ими новой информации, происходит
присвоение нового знания. Школьники
высказывают собственные идеи и
аргументируют их.

Правила,
которые необходимо соблюдать при
проведении уроков по формированию
критического мышления.

  • В работу
    должны быть вовлечены в той или иной
    степени все учащиеся. С этой целью
    полезно использовать приемы, позволяющие
    включить всех участников в процесс
    обсуждения.

  • Следует
    позаботиться о психологической
    подготовке учащихся. Для этого полезны
    проведение разминок, постоянное
    поощрение учеников за активное участие
    в работе, предоставление возможности
    для самореализации ученика.

  • Учащихся
    не должно быть много, не более 30 человек.
    Только при этом условии возможна
    продуктивная работа в группах. Очень
    важно, чтобы каждый был услышан, чтобы
    каждой группе была предоставлена
    возможность выступить по проблеме.

  • Для
    школьников должен быть создан
    максимальный физический комфорт. Столы
    лучше поставить “елочкой”, чтобы
    каждый ученик сидел вполоборота к
    ведущему занятие и имел возможность
    общаться в малой группе.

  • Вопросы
    процедуры и регламента надо обсудить
    в начале занятия и постараться не
    нарушать их.

  • Деление
    учащихся на группы лучше построить на
    основе добровольности, но обязательно
    добиться того, чтобы группы были
    примерно равны по силам.

Результативность: повышение
качества
образовательного процесса.

Приемы, используемые на стадии
вызова

Цель:
— актуализация имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме;

  • обеспечение
    мотивации предстоящей деятельности;

  • подготовка
    учащихся к выполнению последующей
    работы;

  • создание
    ситуации успеха на уроке.

Прием “Я уже знаю”

Цель:


вызов индивидуальных имеющихся
представлений по изучаемой
теме;

— обеспечение включения каждого школьника
в учебный процесс.

Время выполнения: 7-8 минут.

Описание
приема
.

Учитель
выделяет ключевое понятие изучаемой
темы и предлагает учащимся за определенное
время выписать как можно больше слов
или выражений, связанных, по их мнению,
с предложенным понятием. Важно, чтобы
школьники выписывали все, приходящие
им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу
индивидуально.

2
этап. 2 минуты. Обсуждение полученных
записей в парах (группах). Учащиеся
выделяют совпадающие представления,
наиболее оригинальные идеи, вырабатывают
коллективный вариант ответа.

3
этап. 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”.
Каждая пара (группа) поочередно называет
одно из выписанных выражений. Учитель
фиксирует реплики на доске. Основное
условие – не повторять то, что уже было
сказано другими.

В
результате, на доске формируется кластер
(пучок), отражающий имеющиеся у учащихся
знания по данной конкретной теме, что
позволяет учителю диагностировать
уровень подготовки классного коллектива,
использовать полученную схему в качестве
опоры при объяснении нового материала.

Пример. Тема: “Япония на
пути модернизации” 8 класс.

Учитель выписывает на доске ключевое
слово “Япония” и предлагает учащимся
выполнить работу.

Составляется кластер

Островное

государство

Самурай


Каратэ


Электроника


Страна

восходящего
Солнца

Островное

г



осударство

Иена

Рис


Япония

Сёгун

Кимоно







Токио

“Сони”


Тихий океан


Харакири


Дальний Восток

Учитель: “Из вышеперечисленного
мы можем установить, что Япония –
островное дальневосточное государство,
расположенное в бассейне Тихого океана,
обладающее древними культурными и
военными традициями. В настоящее время
Япония – высокоразвитое государство,
славящееся своей техникой и электроникой.
Столица – Токио, национальная валюта
– иена. Однако, к началу XIX века, по своему
экономическому и политическому развитию
Япония значительно отставала от ведущих
европейских держав и США”. Далее следует
объяснение нового материала.

Прием “Решение творческих учебных задач”

Цель: стимуляция творческой
мыслительной активности учащихся,
пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема.

Опираясь на сюжет изучаемого материала,
учитель заранее составляет текст задачи
и предлагает учащимся найти различные
пути ее решения.

Условие задачи должно соответствовать
следующим требованиям:

  1. – наличие
    проблемы, требующей решения;


  2. достаточность условия;

  3. – корректность
    вопроса;

  4. – наличие
    противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу
самостоятельно или в группах, выдвигают
варианты решения.

Учитель предлагает школьникам выяснить,
как данная ситуация разрешилась в
реальности (переход к изучению нового
материала).

Пример. Тема: “Мировой
экономический кризис 1929-1933 г.г.” 11 класс.

Задача: “Одной из главных причин
экономических кризисов является
нарушение баланса между производством
и потреблением: предложение на рынке
произведенных товаров превышает
платежеспособный спрос на них. Во
избежание убытков, предприниматели
вынуждены сокращать производство,
увольнять работников, что, в свою очередь
приводит к падению платежеспособности
населения и очередному сокращению рынка
сбыта. Предложите, в какие отрасли
экономики следует перераспределить
капиталовложения, чтобы сохранить
прибыль, обеспечить занятость населения,
но, при этом, не выпускать излишнюю
товарную массу?” (Контрольный ответ:
выпуск продукции по государственному
заказу (допустим вооружение);
перераспределение капиталов из сферы
производства в сферу обслуживания).

Прием “Лови ошибку”

Цель: актуализация имеющихся
у учащихся знаний по изучаемой теме,
развитие у школьников критического
подхода к получаемой информации.

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст,
содержащий ошибочную информацию и
предлагает учащимся выявить допущенные
ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе
ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко
выявляются учащимися, исходя из их
личного опыта и знаний;

Б — скрытые, которые можно установить,
только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный
текст, пытаются выявить ошибки,
аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый
материал, после чего вернуться к тексту
задания и исправить те ошибки, которые
не удалось выявить в начале урока.

Пример. Тема “Права
несовершеннолетних по трудовому
законодательству” 9 класс.

Задание: “Предприниматель А. принял на
работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика
на оптовый склад табачных изделий на
следующих условиях:

  • 6-ти дневная рабочая неделя,
    продолжительность рабочего дня 8 часов;

  • ежегодный
    оплачиваемый отпуск – 2 недели;

  • испытательный
    срок при приеме на работу – 3 месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего
Б. в сфере трудового законодательства
были нарушены?”

Результативность. Использование
перечисленных приемов на уроке приводит
к:

— актуализации уже имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме;

  • обеспечению
    высокого уровня заинтересованности
    в изучении нового материала;

  • созданию
    ситуации успеха для каждого школьника;

  • возможности
    для учителя диагностировать уровень
    подготовки учащихся к изучению данной
    конкретной темы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Формирование читательской грамотности

на уроке математики через прием «Лови ошибку»

Путинцева Юлия Павловна

МБОУ СШ 156 г. Красноярск

В Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формированиечитательской компетентностимладшего школьника, осознание себя какграмотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Чтение-качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Грамотность – способность человека понимать и использовать письмен-

ные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать

своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной

жизни.

«Читательскаяграмотностьспособность понимать использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и вне школьных читательских сообществах и для удовольствия». PIRLS(международноесравнительноеисследованиекачествачтенияипониманиятекстаучащимисяначальнойшколы)

«Читательскаяграмотность— совокупность умений и навыков, отражающих:

Потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

Готовность ксмысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации обобщению представленной в них информации;

Способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях».Н.Ф.Виноградова

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

 умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию

и строить на ее основании простейшие суждения;

 умения находить информацию и формулировать простые непосредствен-

ные выводы;

 найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

 основываясь на тексте, сделать простые выводы;

 умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интег-

рировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте

собственных знаний читателя»;

 устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

 интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

 реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержа-

щуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста

(жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характери-

стикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учаще-

гося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие

ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообще-

ния художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пре-

делы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня го-

товы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и

преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыс-

лей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не

полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения

текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в по-

мощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоре-

чат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и со-

трудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расхо-

дятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие уча-

щимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о че-

ловеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Прием «Лови ошибку!», или маленькие хитрости

для больших успехов

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Технологический прием заимствован из описанных А.А. Гином приемов педагогической техники, но, естественно, в новой редакции с учетом использования мультимедиа. При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:

  • умение анализировать информацию;

  • умение применять знания в нестандартной ситуации;

  • умение критически оценивать полученную информацию.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем дисциплинам;

  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

  • развивает аналитические способности;

  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Недостатки приема «Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.

Инструкция по «Ловле ошибок»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом возрасте.

Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.

Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.

Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки.

При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.

Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.

Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.

Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».

Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.

Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

И еще одно важное условие использования данного приема.

После ответов учеников обязательно на экране должна появиться информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д.

    1. Дана задача в которой есть ошибка: Сидели 2 воробья, прилетели еще 2. Сколько всего ворон?

Задание: Прочитай здачу.

Можешь ли ты решить эту задачу?

Измени задачу так, чтобы ее можно было решить.

Реши задчу.

    1. На доске даны записи неравенств равенств и выражений.

Задание: Найди в каждом столбце ошибку.

равенства

неравенства

выражения

2+5=7

3+12

4-1=3

3-28

6+3=9

8+15

5+3

1+7

5-1=4

Какая запись лишняя в первом столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)

Какая запись лишняя во втором столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)

Какая запись лишняя в трерьем столбце_________. Почему? (После ответов детей, их высказывания сверятся с правилом в учебнике)

Обращение правилу в тексте учебника или справочника обяательно.

3. Определи, где верно составлен математический рассказ по рисунку:

  1. Было 3 кленовых листочка. Один листочек оторвался.

  2. Были на веточке кленовые листочки. Один листочек оторвался. Сколько листочков осталось?

  3. Было 3 кленовых листочка. Один листочек оторвался. Сколько листочков осталось?

Верна 3 запись, но и 2 записьммы можем решить, если будем опираться на рисунок.

Путем применения таких заданий на уроке математики будут сформирован ряд метапредметных умений и навыков:

  • Осмыслять цели чтения

  • Извлекать необходимую информацию из текстов

  • Формулировать проблемы текста

  • Формировать систему аргументов

  • Анализировать тексты

  • Понимать текст и ориентация в нем

  • Глубоко и детально понимать содержания и формы текста

  • Использовать информации из текста для различных целей

  • Искать и находить очевидную и неочевидную информацию (ориентироваться в тексте)

  • Формулировать выводы и делать заключения с опорой на факты поданные в тексте

  • Сравнивать и противопоставлять информацию из разных частей текста

  • Находить практическое применение информации полученной из текста

Лови ошибку

Автор: Никитюк Татьяна Валерьевна

Организация: МОУ Гимназия им. В.А. Надькина

Населенный пункт: Иркутская область, город Саянск

Очень люблю книгу А.И. Гина «Приемы педагогической техники». Яркая, интересная и очень полезная. С тех пор, как она попала мне в руки, не один раз попробовала почти все приемы на своих уроках, приглянулся прием «лови ошибку!»

Этот прием использую как для устной работы, так и для анализа письменной речи.

Когда начинаю работать с пятиклашками и осваиваю этот прием, предварительно предупреждаю о том, что в тексте или речи будет допущена ошибка и ее нужно поймать. При работе с письменным текстом предупреждаю, какая ошибка спрятана в нем, фактическая (чаще всего этот вариант прием использую для отработки теории на уроках русского языка, для проверки фактических знаний текста на уроках литературы).

На уроках в старших классах использую этот прием в режиме «перевернутого класса»: учащиеся самостоятельного осваивают теоретический материал дома, а на уроке получают задание по этому материалу с фактическими ошибками, которые необходимо найти и объяснить.

Для выпускников использую орфографические задания с ошибками: текст или предложение. В задании могу указать, сколько и каких ошибок допущено, на какие конкретно правила допущены ошибки.

Использование этого приема эффективно на этапе закрепления изученного материала или на этапе самостоятельной и коррекционной работы. Прием формирует внимание, актуализирует слуховую и зрительную память, нацеливает на критичное восприятие информации, особенно печатной.

Использовать этот прием можно и на этапе подведения итогов урока. Для старшеклассников уже не объявляю, что в моем сообщении будут допущены ошибки, учеников 5-6 класса предупреждаю, прошу включить внимание. Подвожу итоги урока и проговариваю, какой материал мы изучили, но в 4-5 предложениях намеренно допускаю 1-2 ошибки, которые должны выявить ученики. Они останавливают мое выступление, объясняют суть допущенной ошибки: получается, что итог урока подводят дети, а не учитель.

Особое место в работе по подготовке к итоговой аттестации уделяю материалам ФИПИ – рекомендациям для экспертов по проверке ОГЭ или ЕГЭ по русскому языку. В тренировочных заданиях всегда содержатся копии реальных работ, которые я предлагаю проверить своим ученикам, опираясь на критерии. Эту работу предлагаю не всем ученикам, а выборочно: обязательно тем, кто не особо привык утруждать себя графической точностью (разборчивостью почерка), а еще сильным ученикам, которые иногда допускают «глупые» ошибки по невнимательности. Эту работу организую в парах и индивидуально, иногда в качестве домашнего задания.

«Ловить» ошибки любят все ученики. Кроме внимания, орфографической и пунктуационной зоркости, формируется навык осознанной проверки, понимания критериев оценки любой работы, критичное восприятие информации, умение объяснить найденную ошибку и аргументировать поставленную (и понять полученную) оценку.

Приложения:

  1. file0.docx.. 15,0 КБ

Опубликовано: 27.03.2019

1.

Приём
«Лови ошибку»
Выполнили:
Карпушина Д.
Артамонова Д.
Пчелинцева М.

2.

«Лови ошибку» — универсальный
приём, активизирующий внимание
учащихся.
•При
объяснении нового материала или желая
заострить внимание учащихся на проблемном месте в
задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну
или несколько).
•Можно заранее оповестить детей о ее наличии.
•Обнаружив неточность, учащиеся вносят
коррективы, оглашают правильный вариант.

3.

Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках
практически по всем дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную
деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения
полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с
долей скептицизма, порождает желание проверить
надежность источников, сравнить с данными других
ресурсов;
способствует более прочному усвоению учебного
материала.

4.

Формирует:
умение анализировать и информацию;
умение применять знания в
нестандартной ситуации;
умение критически оценивать
полученную информацию.

5.

Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо
ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты,
можно на любом этапе урока, в любом возрасте.
Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать
способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для
обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и
аргументации своего выбора.
Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной
информации в задании.
Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов.
При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с
подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками,
намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение
неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким
признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу
своей точки зрения.

6.

Описание приема
Прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по
группам, по парам и в индивидуальной работе на
разных этапах урока:
в начале – при устных упражнениях или при повторении;
в середине урока – при закреплении материала, на стадии
осмысления;
в конце урока – при подведении итогов, на стадии
рефлексии.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую
неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку
группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к
определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер
передает результаты учителю или оглашает задание и
результат его решения перед всем классом. Чтобы
обсуждение не затянулось, заранее определяется на него
время.

7.

Примеры применения приема «Лови
ошибку» на уроках русского языка
Учащимся предлагается задание:
Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать
текст в тетрадь.
Можно работать индивидуально — у каждого своя
карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.
Очень важно после этого объяснить все найденные
ошибки
Вьюга.
На улице стаитхалодная зима. Бушует вюга.
Сильный ветер всадукочает деревья. Ветки тополя
стучят в окно. Дарогузамило. Трудно пройти кдому.
Хлопья снега бют в лицо.

8.

Примеры применения приема «Лови
ошибку» на уроках окружающего мира
С помощью приема «Лови
ошибку» учитель проводит фронтальный
опрос.
Это игра на внимание, она развивает
мышление.
Учитель называет утверждения .
Учащиеся из перечисленных утверждений
выбирают верное или неверное .

9.

-Сейчас будем играть в игру «Лови ошибку». Внимательно слушайте утверждения. Если
вы подумали, что утверждение верное, то поднимаете зеленую карточку. А если вы
услышали неверное утверждение, то вы поднимаете красную карточку и даете
верный ответ.
— Глаза – это орган зрения.
— Нос – это орган вкуса.
— Уши – это орган слуха.
— Кожа – это орган осязания.
— А теперь чуть усложним. Я вам приведу одну ситуацию, из которой вы должны
извлечь верные действия.
— Если ваш младший брат или сестренка, в отсутствии взрослых дома, нечаянно обжег
руку, играя спичкой. Вы…
— Не обращая внимания на брата или на сестренку даете возможность дальше играть со
спичками.
— Убираете спички подальше, прячете его подальше от младшего брата или сестренки.
— Звоните родителям.
— Звоните своему однокласснику.
— Срочно вызываете врача скорой помощи по телефону 02.
— Срочно держите руку брата или сестренки под струей холодной воды.
— Мажете мазью, который ты сам нашел в домашней аптечке.
— Мажете мазью, который назначил врач.
— Мажете йодом или зеленкой, затем перевязываете место ожога бинтом или клеите
кусочек бинта пластырем.

13 октября 2015 года на сайте издательства
«Учитель» я приняла участие в вебинаре по
данной теме и она меня очень заинтересовала. Так
как данная технология позволяет строить учебный
процесс на научно-обоснованных закономерностях
взаимодействия личности и информации, что
полностью соответствует требованиям к
современному уроку.

Вебинар проводила Почётный работник
образования Лободина Наталья Викторовна,
которая очень подробно рассказала

  • об истоках возникновения технологии развития
    критического мышления,
  • о целях применения и направлениях,
  • а так же о структуре урока, на котором
    применяется данная технология
  • и её функциях.

Кто же такой критически мыслящий (КМ) человек?

Во-первых, КМ человек задаёт вопросы:

— Что я знаю по данной теме?

— Что я узнал нового при изучении этой темы?

— Как изменились мои знания к концу урока?

— Что я буду с этим делать? Где пригодятся мне
эти знания?

Отвечая на все эти вопросы, можно сказать, что у
учащегося сформированы навыки КМ.

В своём выступлении я хочу рассказать о приёмах
этой технологии, которые я использую на своих
уроках.

Презентация.

Кластер — многие из нас этим словом не
пользуются, но многие из нас этот приём
используют.

Иногда этот способ называют наглядным
«Мозговым штурмом». Этот приём я часто
использую на уроках русского языка и окружающего
мира.

Например, начиная изучать раздел «Имя
существительное» учащиеся самостоятельно
составляют свой кластер, всё, что знают про имя
существительное. Обучающиеся выписывают все
слова, которые у них ассоциируются с данным
словом. Затем проводится коллективная работа по
заполнению общего кластера (всё, что вспомнили об
имени существительном).

Или при изучении темы «Природные зоны.
Лес.» Ребятам даётся задание составить кластер
по данной теме.

Приём позволяет охватить избыточный материал
информации, таким образом сократить текстовый
материал учебника нескольких страниц до размера
кластера.

Приём»Знаю — Узнал — Хочу узнать» один из
способов графической организации и
структурирования материала, который
целесообразно применять при работе в парах.

При изучении темы урока: «Моря, озёра и реки
России» детям раздаётся табличка

  • 1 шаг — Дети знают только тему урока, до
    знакомства текста заполнить в парах колонку ЗНАЮ
    и ХОЧУ УЗНАТЬ по данной теме.
  • 2 шаг — по ходу знакомства с новым материалом,
    дети заполняют колонку УЗНАЛ
  • 3 шаг -подведение итогов — сопоставляется
    содержание граф, делается вывод.

В данную табличку можно в старших классах
добавить ещё 2 колонки — ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ и
ЧТО ОСТАЛОСЬ НЕРАСКРЫТЫМ

Приём «Верю — не верю»

Предлагается перед началом стадии вызова урока
таблица, где записаны вопросы по новой изучаемой
теме. Если учащийся верит, то ставит +, не верит — ,
сомневается ?

Вот такую табличку заполняли ребята по теме:»Моря,
озёра и реки России».

В конце урока (на стадии подведения итогов
урока) необходимо вернуться к данной табличке и
исправить, если требуется, ответы на вопросы.

Следующий приём «Корзина идей»

При изучении темы «Слова с непроизносимыми
согласными», учитель задаёт вопрос:

— Ребята, как вы думаете, любой согласный может
считаться непроизносимым? Запишите как можно
больше слов, предложений, связанных с понятием
непроизносимые согласные. (1 минута).

После записи, дети обсуждают со своим соседом
информацию и составляют общий ответ на мой
вопрос. (1 минута)

Далее происходит “Сброс идей в корзину”.

Учитель фиксирует реплики на доске. Основное
условие – не повторять то, что уже было сказано
другими.

Вот такие идеи предложили мне ученики по теме
«Непроизносимые согласные»

Прием «Инсерт»

Маркировка текста используется для того,
чтобы ученик узнал новое и отказался от
неправильной информации.

Маркировка текста производится с помощью
специальных знаков:

— ставят“галочку” — если информация известна

— “плюсик” — узнали что-то новое

— “минус” — противоречит тому, что знаю; думал
иначе или не согласен с информацией

— “знак вопроса” — хочу узнать подробнее

При изучении темы «Части речи. Глагол»
детям даётся текст, который они читают и делают
пометки в виде условных знаков.

Глагол – это самостоятельная часть
речи, которая обозначает действие и отвечает на
вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет
начальную форму, которая называется
неопределенной формой глагола (или инфинитивом):
ходить, стоять.

Глаголы изменяются по временам: прошедшее
время – погасил, настоящее время – гасит,
будущее время – погасит.

Изменение глаголов по лицам и числам
называется спряжением. Спрягаются глаголы
только в настоящем и будущем времени. В прошедшем
времени глаголы изменяются по родам и числам.

В предложении глагол обычно служит сказуемым и
вместе с подлежащим образует его грамматическую
основу.

Затем ученики выписывают все, что знали раньше
о глаголе в первую колонку таблицы “я знаю…”, во
вторую “узнал новое”, в третью – “хочу узнать”.

Далее, по составленной таблице ведётся беседа:

— Что из того, что вы прочитали, вам было уже
знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не
согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите
свою точку зрения.

Очень часто приём «Инсерт» (маркировку
текста) я использую при знакомстве с правилом.
Ребята с удовольствием ставят значки, а затем я
выясняю для себя, уровень знаний детей, над чем
нужно поработать дополнительно.

Приём «Лови ошибку»

Даётся текст с ошибками с целью проверить
имеющиеся знания детей.

Учитель заранее подготавливает текст. Важно,
чтобы ошибки содержали виды 2-х уровней:

  • А — явный, ошибки достаточно легко выявляются
    учащимися, исходя из личного опыта и знаний.
  • Б — скрытый (более высокий), который можно
    установить, только изучив новый материал.
    Учащиеся прогнозируют, аргументируют свои
    выводы. Учитель предлагает изучить новый
    материал, после чего вернуться к заданию и
    исправить те ошибки, которые не удалось
    исправить в начале урока.

Приём «6 думающих шляп»

Класс делится на 6 групп. Каждой группе
вверяется одна из шести шляп различного цвета.

Каждая шляпа несёт свою задачу. Одевая
поочерёдно каждую шляпу, группа рассматривает
ситуацию с различных точек зрения.

Шикарно использовать этот приём при изучении
литературных произведений.

Вот какой урок получился при использовании
данного приёма.

Тема урока: Басня «Как мужик камень убрал»
Льва Толстого.

Дети разделились по группам. Каждая группа
выбрала себе шляпу определённого цвета. Затем
дети читали текст самостоятельно, а дальше
обсуждали текст с точки зрения своей цветной
шляпы.

  • «Белая шляпа» представила
    факты и выдержки из текста:

На площади нужно убрать большой камень.
Предлагалось много вариантов. Один мужик сказал:
«А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»

  • “Жёлтая шляпа” должна найти в
    тексте позитивное и вот, что ребята определили:

Мужик предложил более выгодный вариант по
бюджету. Он оказался находчивым и
предприимчивым. За смекалку ему сверху добавили
ещё 100 рублей.

  • “Чёрная шляпа” выделяет
    негативное из басни:

Когда спрашивали инженеров, как убрать этот
камень и сколько это будет стоить, два учёных
инженера предложили каждый свой трудоёмкий
способ, но запросили за это очень много денег.

  • “Красная шляпа” говорит об
    эмоциях:

Мужика предложил выкопать подле самого камня
большую яму, землю из ямы развалить на площади,
свалить камень в яму и разровнять землю, что
вызвало у меня чувство восхищения находчивостью
и хорошей выдумкой мужика.

  • “Зелёная шляпа” — творческая:

Если бы не нашлось такого мужика, возможно, был
бы предложен конкурс для нахождения простого
способа, чтобы убрать камень. Или
градоначальники выбрали способ 2 учёного
инженера — он меньше запросил денег.

  • “Синяя шляпа” сделала вывод,
    обобщив всё сказанное:

Л.Н.Толстой выбрал для своего произведения
главных героев не случайно. Инженеров для того,
чтобы показать силу, а мужика — смекалку. Поэтому
мы считаем, что мораль этой басни такова: Сила
ломит всё, а ум силу.

Применение приёма “Шесть шляп мышления”
способствовало творческому самовыражению
личности ребёнка при анализе басни.

Обучающиеся были увлечены заданием и смогли
представить свою работу в группе всему классу

Развитие критического мышления приводит к
следующим результатам.

— Формируется высокая мотивация учащихся к
образовательному процессу.

— Возрастают мыслительные возможности
учащихся, гибкость мышления.

— Развивается способность самостоятельно
конструировать понятия и оперировать ими, а
также передавать другим авторскую информацию,
подвергать ее коррекции, понимать и принимать
точку зрения другого человека.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Текст для поиска ошибок 4 класс
  • Текст для ошибки 404
  • Текст для исправления ошибок 2 класс школа россии
  • Текст для 2 класса исправь ошибки
  • Текст абракадабра как исправить