Тетрадь для работ над ошибками

                                                        &nbs

                                                             В.Г.Швацкая,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5

Красноармейский район,

Краснодарский край.

Тетрадь

для индивидуальной работы над орфографическими ошибками

по русскому языку

5-8 класс

2012 г.

Рекомендовано

Рецензент:

            Данная тетрадь адресована учащимся 5-х-8-х классов. Её основное назначение – формирование и закрепление орфографической грамотности в процессе диагностики и коррекции индивидуальных орфографических затруднений ученика, группы учащихся или класса в целом.

            Тетрадь может быть использована в качестве справочника на этапах обучения и повторения материала при подготовке к ЕГЭ.

            Рекомендуется учащимся и учителям средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Окажет реальную помощь школьникам 5-8 классов в углублении орфографической грамотности по русскому языку.

От автора.

Дорогие ребята!

         Как часто, овладевая грамотным письмом, мы делаем многочисленные ошибки! На пути к грамотности ребятам сопутствуют разочарование, слёзы, неудовлетворительные отметки, а зловредные ошибки множатся… Ученик теряет веру в свои силы.  Как быть? Не стоит отчаиваться.

         Перед вами, ребята, пособие, которое поможет навести порядок в стране орфографических ошибок, каждая их которых имеет своё место в таблице, помещённой в начале тетради. Здесь действуют маленькие правила, которые поясняют главный закон той или иной орфограммы.

         Первая часть насчитывает 28 орфограмм. Это «Правописание гласных (А), Согласных (Б), чередующихся гласных (В), а также буквы Ъ, Ь. (Г)».

         Во второй части – 4 орфограммы. Она называется «Раздельные, слитные и дефисные написания слов и их частей».

         Третья часть – «Употребление прописной буквы».

         «Правила переноса слов» — четвёртая часть таблицы.

         Для каждой орфограммы в таблице указана страница, на которой она расположена в тетради. Здесь вы найдёте правило и место для работы над ошибками.

         Успехов вам, ребята, на пути усвоения орфографических правил!

Орфографическая таблица

I А. Правописание гласных

1.

Безударная проверяемая гласная корня

Поля-поле

10 стр.

2.

Безударная непроверяемая гласная корня

Багаж

11

3.

Безударные гласные Е, И в окончаниях существительных

В армии, на фабрике

12

4.

Безударные гласные Е, И в окончаниях глаголов

Стелешь

Дышим

13

5.

Безударные гласные в окончаниях прилагательных

Грозного

14

6.

Буквы О,Е после шипящих в корне слова

Шёлк, шов

15

7.

Буквы О,Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных

Врачом

Солнцем

Большому

16

8.

Безударные гласные между основами (соединительные гласные О, Е)

Птицелов

вагоновожатый

17

9.

Буквы Ы, И после Ц

Цирк, цыган

18

10.

Безударные суффиксы -О-, -А- на конце наречий

Справа

Влево

19

11.

Гласные И, У, А после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

Чаща, жизнь, широкий

20

12.

Правописание приставок при-, пре-

Прибыть,

Преградить

21

13.

Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-

Сыночек

Ключик

22

14.

Правописание Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.

Розыгрыш

межинститутский

23

I Б. Правописание согласных

15

Согласные в корне слова

Косьба

дрожжи

24            

16

 Непроизносимая согласная в корне слова

Местность

вкусный

25

17

Буквы З, С на конце приставок

Распилить

безбрежный

26

I В. Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова

18

Безударные чередующиеся гласные Е, И в корнях

             -бер-, -бир-

             -тер-, -тир-

             -мер-, -мир-

             -пер-, -пир-

             -дер-, -дир-

             -стел-, -стил-

             -жег-, -жиг-

Собирать

соберу

27

19

Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях:

       -лож-, -лаг-

       -кос-, -кас-

Приложить

касаюсь

28

20

Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях:

 -рос-, -раст- (-ращ-)

Растительный

Росла

росток

29

21

Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях:

-гор-, -гар-

-зор-, -зар-

-клон-, -клан-

-твор-, -твар-

-плов-, -плав-

Загар

заря

30

IГ. Буквы Ь, Ъ        

22

Разделительные Ъ, Ь

Подъезд

льют

31

23

Ь для обозначения мягкости согласных

Банька

речной

32

24

-тся, -ться в глаголах

Хочу учиться

Дети учатся

33

25

Правописание Ь после шипящих на конце существительных

Дочь

ветошь

34

26

Буква Ь после шипящих в глаголах неопределённой формы (инфинитив)

Жечь

стричься

35

27

Буква Ь после шипящих в глаголах 2 лица, ед.числа

Идешь

улыбаешься

36

28

Краткие прилагательные с основой на шипящий

могуч

37

II Раздельное, слитное и дефисное написание слов и их частей

29

Не с глаголами

Не хочу

ненавидеть

38

30

Не, ни в отрицательных наречиях и местоимениях

Негде

никто

39

31

Дефисное написание приставки кое-, суффиксов: -то, -либо, -нибудь в наречиях и местоимениях

Кое-кто

Кое-где

Когда-нибудь

40

32

Правописание сложных слов с пол- (половина)

Пол-улицы

полкниги

41

III Перенос слов

33

Правила переноса слов

Лес-ной, объ-яснить, кубан-ский

42

IV Употребление прописной буквы

34

Прописная буква

Анна Ивановна

Россия

Краснодар

43

V Работа над ошибками, не вошедшими в таблицу

44

1.    Безударная проверяемая гласная корня (поля-поле)

·         Для проверки подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет под ударением.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

2.    Безударная непроверяемая гласная в корне (багаж)

·         Такие слова нужно запомнить. Произнеси эти слова вслух несколько раз. Проверь написание по словарю

·         Запиши однокоренные слова.

·         Подумай, почему это слово пишется именно так.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

3.    Безударные гласные Е, И в окончаниях существительных (на фабрике, в армии)

·         Е пишется в окончаниях существительных первого склонения в Д.п. и П.п. (по аллее), в окончаниях существительных второго склонения в П.п. (в огороде)

·         И пишется в окончаниях существительных третьего склонения в Д.п. и П.п. (о молодёжи), в окончаниях существительных женского рода на –ия в Р.п., Д.п., П.п (о России), в окончаниях существительных муж.р. на -ий и ср.р на –ие в П.п (о гении, о лезвии)

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

4.    Безударные гласные Е, И в окончаниях глаголов (дышим, стелешь).

·         Глаголы первого спряжения имеют окончание –у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют, ут; второе спряжение –у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

·         Ко второму спряжению относятся глаголы:

Все на –ить(кроме брить, стелить, зиждиться)

11 глаголов: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, гнать, держать.

·         Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. Например: носишь — носить (II спр.)

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

5.    Безударные гласные в окончаниях прилагательных (грозного).

·         В прилагательных м.р., с.р., Т.п. ед.ч пишется –ым(-им), в П.п. –ом(-ем). Например: глубоким (каким?), в глубоком (каком?)

·         Прилагательные в ж.р. В.п. ед.ч. имеют окончание –ую(-юю), а в Р., Д., Т., П. – ой(-ей): в холодную зиму, морозной ночью.

·         Найди в предложении существительное, к которому относится прилагательное, и поставь вопрос. Горжусь весною (какою?) кубанскою.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

6.    Буквы О, Е после шипящих в корне слова (шёлк, шов).

·         В корне слова после шипящих под ударением пишется Ё (жёрдочка)

·         Слова исключения: шов, шорох, капюшон, крыжовник, трещотка, трущоба, чопорный, чокнутый, шомпол, шорник, шовинизм, шотландец, анчоус, боржом, джонка, жонглёр, джокер, шок, шоколад, шоссе, шофёр и др.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

7.    Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных (врачом, солнцем, большому).

·         После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется О, без ударения – Е: полотенцем, свинцом, плющом.

·         Поставь ударение в слове и верно определи, какую букву будешь писать

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

8.    Безударные гласные между основами (соединительные гласные О, Е). (Вагоновожатый, птицелов)

·         В сложных словах после основы на твёрдый согласный пишется соединительная гласная О. (Лесоруб)

·         После основы на мягкий согласный, на шипящий и Ц – соединительная гласная Е. (Кожеед, птицефабрика).

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

9.    Буквы Ы, И после Ц (цирк, цыган).

·         Буква  И пишется: в корне слова (цитата), в словах на –ция (лекция)

·         Буква Ы пишется: в окончаниях и суффиксах (улицы, сестрицын)

·         В корнях слов – исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках, цыц.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

10. Безударные суффиксы –о-, -а- на конце наречий ( справа, влево)

·       Пишется –а-, если наречие образованно от бесприставочного прилагательного. Досуха<-сухой. (без приставки)

·       В наречиях с приставкой из-, до-, с- на конце пишется –о-, если они образованны от прилагательных, в которых уже были приставки. Досрочно <- досрочный  (с приставкой)

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

11. Гласные И,У,А после шипящих Ж,Ш,Ч,Щ (чаща, жизнь, широкий)

·       После шипящих всегда пишутся И,У,А: площадь, чудо.

·       Исключения: жюри, брошюра, парашют.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

12. Правописание приставок пре-, при-. ( прибыть, преградить).

·        Пишутся в зависимости от своего значения:

                      Пре- = очень ( высшая степень действия и качества) преседой.

                                =пере- ( близкая к пере-) прервать = перервать.

·         При- =расположение вблизи: привокзальный.

          =неполное действие: прилечь.

          =присоединение, приближение: приклеить.

·         При работе над ошибкой укажи, какое значение слову придает приставка.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

13. Правописание суффиксов –ек, -ик. (сыночек, ключик)

·         Суффикс –ик, (-ник, — чик,) при склонении сохраняет гласный И: кирпичик- кирпичика.

·         Суффикс –ек имеет беглый гласный, который «убегает» при изменении слова. Например, звоночек- звоночка.

·         Просклоняй слова, чтобы узнать суффикс.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

14. Правописание Ы,И после приставок, оканчивающихся на согласную. (розыгрыш, межинститутский)

·         После приставки, оканчивающейся на согласный, вместо И пишется Ы: подытожить (итог)

·         Буква И пишется после приставок меж-, сверх-: сверхизысканный.

·         После приставок на гласный пишется И: соискать, доиграть.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

15. Согласные в корне слова (косьба, дрожжи)

·         Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить слово или подобрать к нему родственные так, чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук. Например, смазка- смазать

·         Запомни слова: ссора, вожжи, дрожжи, жжение, можжевельник и однокоренные с     ними.

·         Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть  заканчивается, а другая начинается с одной и той же согласной: главврач.

·         Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, корня и суффикса, если предыдущая часть заканчивается, а последующая начинается одной и той же согласной: воззвание, сонный.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

16. Непроизносимые согласные в корне (вкусный, местный)

·         Проверяются изменением формы слова или подбором однокоренного слова, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный: грустный- грустен.

·         Запомни: вкусный, чудесный, опасный, искусный, словесный, ужасный. (в них непроизносимого согласного нет)

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

17. Буквы З-, С- на конце приставок. ( распилить, безбрежный)

·         В приставках на З-(С-) перед звонкими согласными пишется З, перед глухими- С: разбудить, бесплатный.

·         Глухие: [К,П,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Щ,Ш ]

·         Приставки З нет! Сшить, сбить.

·         Здесь, здание, здоровье, ни зги. (приставки нет)

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

18. Безударные чередующиеся гласные Е,И в корнях: -бер/бир-,

-мер/мир-, -тер/тир-, -пер/пир-, -дер/дир-, -стел/стил-, -жег/жиг-.

( собирать, соберу).

·         Буква И пишется, если после корня стоит суффикс –а-,

·         Если нет –а-, пиши Е: 

                                        Набирал- наберу,

                                       Застилаю- застелю.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

19.  Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -лож-,    -лаг-, -кас-, -кос-. (приложить, касаюсь).

·         -а- пишется, если за корнем следует суффикс –а-: положения- полагаю, прикоснусь- касательная.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

20.Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -раст-(-ращ), -рос-. (растительный, росток, росла)

·         В корнях: -раст-(-ращ-), -рос- перед СТ , Щ пишется А: подрастать, поросль, выращенный.

·         Запомни: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.   

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

21. Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -гор/гар-,         -зар/зор-, -клон/клан-, -твор/твар-, -плов/плав-. (загар, заря).

·         Под ударением пишется та гласная, которая слышится: зори, поклон, плавать.

·         Без ударения: -гор-, -клон-, -твор-, -плов-, -зар-: зарница, загорел.

·         Запомни слова: утварь, зоревать, выгарки, изгарь, пловец, пловчиха.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

22. Разделительные Ъ,Ь (подъезд, льют)

·        Ъ пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я только после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд.

·        В остальных случаях пишется Ь: соловьи, семья.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

23. Ь для обозначения мягкости согласных (банька, речной)

·         Ь используется для обозначения мягкости предыдущего согласного, если этот согласный не является всегда мягким  (ч, щ) или смягченным под воздействием соседнего звука: печальный.

·         В сочетаниях: ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ- Ь не пишется.

·         Помни, что мягкость согласных обозначается не только Ь, но и с помощью стоящих после  них гласных: Е,Ё,Ю,Я,И. Например: пилят.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

24. –тся, ться в глаголах (хочу учиться, дети учатся)

·          -тся пишется в глаголах 3 лица ( они отвечают на вопросы: что делают? Что делает?) собираются.

·          -ться пишется если отвечает на вопрос: что делать? (инфинитив) собираться.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

25.Правописание Ь после шипящих на конце существительных (дочь, ветошь)

·         Ь пишется на конце существительных женского рода 3 скл.: печь, ветошь, молодежь.

·         У существительных не 3-го скл Ь не пишется: грач (м.р. 2 скл), много туч ( ж.р. 1 скл)

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

26. Буква Ь после шипящих в глаголах неопределенной формы (инфинитив) (жечь, стричься)

·         В неопределенной форме (инфинитиве) пишется Ь. (что делать? Что сделать?) стеречь.

·          Ь сохраняется перед суффиксом –ся: беречься.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

27. Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (идешь, улыбаешься)

·         После шипящих в глаголах 2л., ед.ч. пишется Ь: несешь.

·         Ь сохраняется перед суффиксом –ся: купаешься.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

28. Краткие прилагательные с основой на шипящий. (могуч)

·         Краткие прилагательные с основой на шипящий пишутся без Ь: колюч, дремуч, пахуч.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

29. НЕ с глаголами ( не хочу, ненавидеть)

·         НЕ с глаголами пишется раздельно: не был, не брать.

·         Запомни слова, которые без НЕ не употребляются:  негодовать, недоумевать, ненавидеть, неймется, невзлюбить, неистовствовать.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

30. НЕ, НИ в отрицательных наречиях и местоимениях. ( негде, никто)

·         Под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения- НИ- (слитно): некуда, некогда, никуда, никто, ничем.

·         НЕ/НИ пишутся с местоимениями раздельно, если отделим от него предлогом: не с кем, ни у кого.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

31.  Дефисное написание приставки кое-, суффиксов –то, -либо, -нибудь в наречиях и местоимениях. (кое-кто, кое-где, когда-нибудь)

·         приставка кое-, суффиксы –то, -либо, -нибудь с наречиями и местоимениями пишутся  через дефис: где-то, кто-нибудь, кое-кого.

·         Приставка кое- с местоимениями пишется раздельно, если отделима предлогом: кое у кого, кое с кем.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

32. Правописание сложных слов с пол- (половина) (полкниги, пол-улицы)

·         Дефис после пол- ставится:

                          перед гласной: пол-яблока, пол-арбуза.

                          перед всеми прописными буквами: пол-Москвы, пол-Краснодара.

                          перед согласной Л: пол-листа, пол-лимона.

·         В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно: полгруши.

·         Слова с полу- всегда пишутся слитно: полуграмотный

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

33. Перенос слов (лес-ной, объ-яснить, кубан-ский)

·         Слова переносятся по слогам. Ъ,Ь,Й от предшествующих букв не отделяются: боль-ной, май-ка, объ-явить.

·         Нельзя переносить одну букву!

·         Нежелательно разбивать приставки и суффиксы: рас-тянуть, мор-ской.

·         При переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: длин-ный, касс-са.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

34. Употребление прописной буквы ( Анна Ивановна, Россия, Краснодар)

·         С прописной буквы пишется первое слово предложения.

·         Собственные имена лиц, клички животных, названия видов растений ( кроме общепринятых названий цветов и плодов: анютины глазки ), имена действующих лиц в басне, сказке, пьесе ( Соловей, Волк ), имена прилагательные, образованные от индивидуальных названий ( Зевсов гнев );

·         Различные названия ( географические, астрономические, памятников, орденов, медалей, книг, спектаклей, фильмов и т.д. ): Кавказ, Водолей, орден Славы, медаль «За отвагу», теплоход «Шевченко».

·         Заглавия книг, названия журналов, газет, фильмов, заводов, фабрик заключаются в кавычки: газета «Известия».

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

V.   Для работы над ошибками, не вошедшими в таблицу. 

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06

(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, — Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).

Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.

В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.

Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!

Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.

Таблица № 1

Слово, в котором была допущена ошибка Правило, на которое была допущена
ошибка
Примеры
Решает решать – 1 спр. колет — колоть, 1 спр.

Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2

“Словарик: Я пишу правильно”

________________________________________________________
Дата

ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________

Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.

Таблица № 3

Фамилия ученика 5 класс “  ”

№п/п Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                               
1 Знаки препинания в конце предложения                                                
2 Запятая в предложении с однородными
членами
                                               
3 Обращение                                                
4 Обобщающие слова при однородных членах
пред.
                                               
5 Прямая речь                                                
6 Сложное предложение                                                
  Оценка за работу                                                

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
                 
5 КЛАСС “ ”

№П.П Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                           
1 Безударные гласные в корне слова, пров.
ударением
                                           
2 Безударные гласные в корне слова,
непров. удар.
                                           
3 Согласные буквы в корне слова и на конце
(гл. и зв., непроизносимые согласные)
                                           
4 Буквы И, У, А после шипящих                                            
5 Разделительный Ъ и Ь знак                                            
6 Правописание приставок (кроме на з/с)                                            
7 Приставки на З/С                                            
8 Предлоги                                            
9 И, Ы после Ц в корне слова                                            
10 Е.,О после шипящих в корне слова                                            
11 Правописание корней с чередующимися
гласными
                                           
12 Ь после шипящих на конце у
существительных муж. и ж.р.
                                           
13 Падежные окончания имён
существительных
                                           
14 Падежные окончания имён прилагательных                                            
15 Правописание кратких прилагательных                                            
16 1 и 2 спряжение глаголов                                            
17 Гласная перед суффиксом –л в глаголах
прошедшего времени
                                           
18 Не с глаголами                                            
19 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах                                            
20 Словарные слова                                            
  Оценка за работу                                            

Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:

  • саму работу над ошибками;
  • анализ ошибок;
  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.

Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)

Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.

Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.

  • Письмо к учёному соседу.
  • Как я воевал с ошибками.
  • Почему я плохо (хорошо) написал диктант.

Приложение 1

Тетрадь «Работа над ошибками»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

«Работа над ошибками на уроках русского языка в 5–6-х классах»   Данная работа  является продолжением  над углублённым анализом орфографических ошибок учащихся пятых – шестых классов Заполняя таблицы, предложенные в тетради, поэтапно разбирая ошибки, допущенные в диктантах, изложениях и других видах контрольных заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом. Всё это способствует более эффективному усвоению нового материала и повторению пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа орфографических ошибок дают полную картину пробелов в знаниях всего класса и каждого ученика в отдельности, что позволяет целенаправленно вести работу над повышением грамотности всего класса и индивидуально с каждым учеником. В данной работе использован опыт формирования и совершенствования грамотности учащихся, накопленный в методических разработках и теоретических исследованиях в современной педагогике и психологии. Работа по предложенной системе может вестись и в старших классах, нужно только расширить таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 82 Kb
Количество скачиваний: 9

Просмотров: 62

Похожие материалы

  • Опорный орфографический комплекс по русскому языку
  • Рабочая тетрадь по русскому языку в 5 классе
  • Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
  • Дидактические материалы по русскому языку по теме «Имя числительное» 6 класс
  • Презентация на тему :«Основы маркетинга «по дисциплине «Экономика организации»
  • Статья на тему:Cамостоятельная работа учащихся над литературными произведениями.
  • Сохранившиеся обычаи и традиции в казахский и русских этносах
  • Статья Использование интенсивных приёмов для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
  • Русская эмигрантская сатира, ее направленность.
  • Пока в России Пушкин длится
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2023

Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.

По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.

Политика Конфиденциальности сайта uroki.me

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тестораскаточная машина рвет тесто как исправить
  • Тесто густое как исправить для пирогов
  • Тесто у пиццы получилось жестким как исправить
  • Тестирование страницы 404 протестируйте обработка ошибки 404 если страница не найдена точка
  • Тесто рвется при замесе как исправить