Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчиненных предложений

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Сложное предложение1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы, поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.3. Распространённая ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно: Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например: Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. Правильно: Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог — автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно: Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. Правильно: Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы. Правильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким. 
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

Предложения,
состоящие из двух или нескольких частей,
каждая из которых имеет собственную
грамматическую основу (подлежащее и
сказуемое или один из главных членов),
называют сложными. Части могут соединяться
с помощью союзов или только с помощью
интонации. В письменном тексте части
сложного предложения обычно разделяются
запятой или другими знаками препинания.

Ошибки в
сложносочиненных предложениях

1. Нарушение
логико-грамматической связи между
частями сложносочиненного предложения:
«Мой отец долго не забывал эту историю,
но он умер».

2. Использование
местоимения во второй части сложносочиненного
предложения, приводящее к двусмысленности:
«Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

Ошибки в
использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных
— для связи частей сложносочиненного
предложения при отсутствии между ними
противительных отношений: «Вчера был
шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных
— для соединения частей сложносочиненного
предложения при отсутствии между ними
противительных отношений: «У нас во
дворе растет береза, но на ней тоже
набухают почки».

в) двойных и
повторяющихся: «Не то птица села на
воду, или обломки разбитой лодки плывут
по морю».

г) неоправданный
повтор союзов: «И вдруг девочки увидели
маленькую черную точку, и у них появилась
надежда».

д) неудачный выбор
союзов: «Митраше было десять лет с
хвостиком, но сестра была старше».

Ошибки в
сложноподчиненных предложениях

1. Несоответствие
вида придаточного предложения значению
главного: «Но они все же дождутся своего
отца, так как рыбаков обязательно должны
ждать на берегу».

2. Использование
сочинения и подчинения для связи частей
в сложноподчиненном предложении: «Если
человек не занимается спортом, и он
быстро стареет».

3. Утяжеления
конструкций за счет «нанизывания»
придаточных предложений: «Парус появился
в море как счастливая весть о том, что
с рыбаками все в порядке и что девочки
смогут скоро обнять своих родителей,
которые задержались в море, потому что
был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого
указательного слова: «Мама всегда меня
ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное
употребление указательного слова: «У
меня есть такое предположение, что
рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное
использование союзов и союзных слов
при правильном их выборе:

а) употребление
союзов и союзных слов в середине
придаточного предложения: «В комнате
на тумбочке стоит телевизор, после школы
по которому я смотрю развлекательные
передачи».

б) нарушение
согласования союзного слова в придаточном
предложении с замещаемым или определительным
словом в главном предложении: «На двух
полочках – художественная литература,
которыми я пользуюсь при подготовке к
урокам».

7. Использование
однотипных придаточных предложений
при последовательном подчинении:
«Прогуливаясь по берегу, я увидела двух
девочек, которые сидели на перевернутой
лодке, которая лежала у берега верх
килем».

8. Использование
придаточного предложения как
самостоятельного: «Девочки беспокоятся
за своих родных. Поэтому так печально
глядят они в даль».

Ошибки в бессоюзном
сложном предложении

1. Нарушение единства
конструкций однородных частей в составе
бессоюзного сложного предложения: «На
картине изображено: раннее утро, только
встает солнце».

2. Разложение частей
бессоюзного сложного предложения на
самостоятельные предложения: «Одеты
девочки просто. На них летние ситцевые
платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное
использование бессоюзной и союзной
связи: «Одежда на девочках простая:
которая постарше с платком на голове,
в синей юбке и серой кофте, младшая без
платка, в фиолетовом платье и темно-синей
кофточке».

Ошибки в сложном
предложении с различными видами связи

1. Нарушение порядка
следования частей предложения: «Волны
еще пенятся, но у берега успокаиваются;
чем ближе к горизонту, тем море темнее;
и поэтому у девочек есть надежда, что
отец вернется».

2. Использование
местоимений, приводящих к двусмысленности:
«Мы видим, что кровать у девочки не
заправлена, и она подтверждает, что
девочка только что встала».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

О грамматических ошибках при построении
сложноподчиненных предложений

На выпускном экзамене в прошлом учебном году по
критерию К9 “Соблюдение языковых норм” не
сделали грамматических ошибок в собственной
письменной речи только 51% выпускников.

Предлагаем практический материал по
предупреждению грамматических ошибок при
построении СПП с придаточными определительными
и изъяснительными – его можно в различной форме
включить в ход урока. Работа по формированию
грамматических норм на уроке может быть,
например, организована в виде ролевой игры
“Корректор”.

Сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными

Обращаем внимание учеников на то, что при
употреблении придаточных определительных часто
допускаются грамматические ошибки. Какие это
ошибки? Каковы способы устранения недочетов?

Задание 1. Подумайте, почему герою
романа И.Гончарова “Обломов” не понравилось
собственное письмо.

Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:

Милостивый государь!

Квартира, которую я занимаю во втором этаже
дома, в котором вы предложили произвести
некоторые перестройки, вполне соответствует
моему образу жизни…

Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные в
ученических сочинениях.

1) Я учусь в школе, которая носит имя писателя,
который известен всей стране. 2) У памятника,
который был открыт недавно, всегда лежат цветы,
которые приносят дети и взрослые. 3) Я прочитала
книгу, в которой рассказывается о городе, в
котором прошло мое детство.

– Какие способы устранения недочетов вы
выбрали? Всегда ли возможна замена придаточного
определительного предложения причастным
оборотом?

Тренировочные упражнения

Задание 3. Объясните и исправьте
ошибки в построении предложений. Предложения
запишите в исправленном виде.

Илл. В.В. Морозова к роману
И. Гончарова “Обломов”. 1948

1) Режиссер дал актрисе трудное задание,
которую он очень верил. 2) Оратор своей речью
захватил внимание слушателей, которая всех
глубоко взволновала. 3) В пруду разводили рыбу, на
берегу которого мы жили. 4) Спортивные общества
организуются повсюду, которые стали очень
популярными. 5) Возле дома мы простились, в
котором жили Кравцовы. 6) Спустившись вниз в
лощину, Долохов велел казакам дожидаться,
которые сопровождали его.”

Вывод: надо перестроить предложения так, чтобы
придаточное определительное всегда стояло после
определяемого слова.

Подумайте, какое существительное главного
предложения согласуется с союзным словом который?
Двусмысленность возникает тогда, когда в главном
есть другое существительное того же рода.

Например: Лошади казаков, которые были
покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе
. (Кто был покрыт пеной – лошади или
казаки?)

В этом случае придаточное определительное
следует заменить причастным оборотом: Покрытые
пеной лошади казаков с трудом взбирались по
горной тропе.

Следует обращать внимание на согласование в
роде и числе союзных слов который (какой)
с тем словом главного предложения, к которому
относится придаточное (форма падежа зависит от
того, каким членом предложения является союзное
слово).

Падежная форма слова который обычно
определяется двумя условиями: 1) если оно не
зависит от других членов предложения, то
является подлежащим в придаточном предложении и
стоит в именительном падеже; 2) если же оно
зависит от сказуемого, то является дополнением и
его падежная форма управляется глаголом (или
прилагательным), являющимся сказуемым.

Задание 4. Укажите правильную форму
союзного слова который. Перепишите
предложения в исправленном виде; обозначьте род,
число, падеж союзного слова и укажите стрелкой,
от какого слова эта форма зависит.

1) Высокогорное озеро Рица, в которой
удивительно прозрачная вода, поразило меня. 2)
Есть такая страна – Детство, в которое уже мы,
взрослые, не попадем. 3) Ребята направились к селу
Федоров двор, который виднелся на крутом берегу
реки. 4) Наряду с двусоставными в русском языке
широко распространены односоставные
предложения, в котором подлежащее и сказуемое
выражены одним словом. 5) Обличительные речи
Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и
даже боятся изменений.

Задание 5. Определите, какая ошибка
допущена в структуре сложного предложения с
придаточным определительным. Перепишите
предложения в исправленном виде, подчеркните
союзное слово, надпишите над ним падеж, стрелкой
укажите, от какого слова он зависит.

1) В конце мая уже нет такой свежести, которой
была в апреле. 2) В письме говорилось, что в город,
который управляет городничий
Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

Задание 6. Исправьте предложения, заменив
в одном из придаточных союзное слово который
союзными словами где, куда, откуда, когда.
Исправленные предложения запишите, расставляя
знаки препинания.

1) Дом в котором поселились строители был
окружен тайгой в которой было много дичи. 2) Год
в который я переселился в Тюмень был богат такими
событиями которые невозможно забыть. 3) Поезд
на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в
который все спали. 4) Завод на который направили
молодого специалиста выпускает продукцию
которая очень нужна сельскому хозяйству. 5)
Страна из которой приехали молодые люди
нуждается в специалистах которых выпускает наш
институт.

– Какие способы исправления еще возможны?
(Употребление определительного оборота: …тайгой,
богатой дичью, …продукцию, очень нужную
сельскому хозяйству;
причастного оборота: …в
специалистах, выпускаемых…
)

Задание 7. Найдите и исправьте ошибки,
допущенные при построении предложений.

Обратите внимание: не следует использовать
разные синтаксические конструкции при одном
определяемом слове, т.е. одно и то же
существительное нельзя пояснить придаточным
предложением и причастным оборотом.

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и
бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. 2)
Огромная туча, которая медленно двигалась и
застилающая небо, заставила нас отказаться от
прогулки. 3) Занятия, которые проводил с нами
новый учитель физкультуры и очень
интересовавшие ребят, я посещал регулярно.

Задание 8. Объясните, в чем чеховский герой
отступает от литературных норм при употреблении
придаточных определительных предложений.

1. Вы меня извините, я человек, который
работающий… 2. Я человек, который в чинах, и то
живу просто.

Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными (фрагмент
урока)

Слово учителя. На первый взгляд, в
построении сложноподчиненных предложений с
придаточными изъяснительными нет ничего
сложного. Но это только на первый взгляд.

Попробуйте объяснить, что неверно в
предложениях, включенных в задание, с точки
зрения грамматики. (Используется раздаточный
материал.)

Учащиеся делают самостоятельные выводы, в
случае необходимости учитель корректирует их
ответы. Характер ошибки фиксируется на
специальном слайде “Виды грамматических ошибок
при построении сложноподчиненных предложений с
придаточными изъяснительными”.

Задание

1. Пьеса разоблачает “темное царство” и как
Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым
от них людям. (Неправильно соединены в качестве
однородных словосочетание (в роли дополнения) и
придаточное предложение.)

2. Командир сказал, данное мне поручение было
простым испытанием. (Пропущен союз что.)

3. Он считал, что будто мы его неправильно
поняли. (Неправомерно употребляются два
близких по значению подчинительных союза.)

4. Во время беседы ребятам задали вопрос, что
были ли подаренные книги им интересны. Брат
спросил меня, что зачем я взял с собой младшую
сестру. (В косвенно-вопросительных
предложениях нельзя одновременно использовать
подчинительный союз и частицу ли в роли союза
или союз что и другое союзное слово.
Правильно:
…задали вопрос, были ли подаренные книги им
интересны; …спросил меня, зачем я взял с собой
младшую сестренку.)

5. Корчагин твердо заявил, что к буденновцам я
обязательно перейду. (В придаточное
изъяснительное, представляющее собой косвенную
речь, ошибочно включаются элементы прямой речи.
Правильно:
Корчагин твердо заявил, что к буденновцам он
обязательно перейдет.)

Ролевая игра “Корректор”

Представьте себе, что вы работаете корректором
в печатном издании. Исправьте ошибки в
построении предложений. По два предложения из
каждой части запишите в исправленном виде.

I. 1) Судья указал участнику матча, что вы
нарушили правила. 2) Алеша сказал, что если бы я
знал о срыве игры, то не допустил бы этого. 3)
Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем. 4)
Коля твердо решил, что я больше опаздывать не
буду.

II. 1) Большая заслуга ребят в этом, что в трудные
дни они не растерялись. 2) Мне дали понять о том,
что я жду напрасно. 3) Мне долго пришлось
доказывать о том, что Дима прав.

III. 1) Я понятия не имел, что сколько еще времени
надо ехать до нужной остановки. 2) Петр
поинтересовался, что имею ли я разряд по
шахматам. 3) У костра Долохов спросил, что где
находится шестой полк. 4) Тогда Долохов стал
расспрашивать, как готовятся ли они к нападению
на казаков.

Н.С. КУШНАРЕВА,
станица Тагинская,
Республика Адыгея

Тема урока: «Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений»

Тема урока: "Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений"

Тема урока: «Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений».

Здравствуйте, ребята
Мы выучили, как можно различить виды сложноподчиненных обстоятельственных предложений. Сегодня вам предстоит научиться определять и исправлять ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
Данный урок практической направленности, поэтому сначала ознакомьтесь с типичными грамматическими ошибками в построении сложноподчиненных предложений и путями их устранения, а затем выполните упражнения .

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.

НЕПРАВИЛЬНО:
Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
ПРАВИЛЬНО:
Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

НЕПРАВИЛЬНО: Когд а гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома

НЕПРАВИЛЬНО: Когд а гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома

НЕПРАВИЛЬНО:
Когда гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома. 

ПРАВИЛЬНО:
Когда гроза уже закончилась, кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома. 

2. Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении

НЕПРАВИЛЬНО: Ася знала то , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное

НЕПРАВИЛЬНО: Ася знала то , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное

НЕПРАВИЛЬНО:
Ася знала то, что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное. 


ПРАВИЛЬНО:
Ася знала , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное. 

3.Употребление лишнего указательного слова в главном предложении

НЕПРАВИЛЬНО: Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь

НЕПРАВИЛЬНО: Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь

НЕПРАВИЛЬНО:
Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь.

ПРАВИЛЬНО:
Дети благодарны родителям за то, что они дали им жизнь.

4. Отсутствие в главном предложении указательного слова;

НЕПРАВИЛЬНО: Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс

НЕПРАВИЛЬНО: Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс

НЕПРАВИЛЬНО:
Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс. 

ПРАВИЛЬНО:
Снегирёв не приехал на занятие, потому что автобус из-за грозы не вышел на рейс. 

5.Пропуск части составного союза

НЕПРАВИЛЬНО: Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов

НЕПРАВИЛЬНО: Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов

НЕПРАВИЛЬНО:
Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов.


ПРАВИЛЬНО:
Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, ещё не разрушенных ветрами и волнами бушующих приливов.

6.Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология)

НЕПРАВИЛЬНО: (сов

НЕПРАВИЛЬНО: (сов

НЕПРАВИЛЬНО:
(сов. вид) (несов. вид)
Если пророк погиб, народы страдают.


ПРАВИЛЬНО:
(несов. вид) (несов. вид)
Если пророк погибает, народ страдает. 

7.Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях 

НЕПРАВИЛЬНО: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись

НЕПРАВИЛЬНО: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись

НЕПРАВИЛЬНО:
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

ПРАВИЛЬНО:
Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

8.Придаточное определительное со словом который стоит не на месте

НЕПРАВИЛЬНО: Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка

НЕПРАВИЛЬНО: Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка

НЕПРАВИЛЬНО:
Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка.

НЕПРАВИЛЬНО:
Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка.

9. Неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения. Укажите количество грамматических основ в каждом. Укажите союзы и союзные слова.

1. Первой заботой двух уцелевших друзей было извлечь двух злополучных спутников из кустов, (в которых, где) они застряли; это был процесс, (что, который) доставил им несказанное удовольствие, особенно (когда, после чего) они убедились, (что, где) никто не получил никаких повреждений, не считая нескольких дыр на платье и лёгких царапин. (Ч. Диккенс)
2. Шляпа мистера Пиквика катилась и катилась, (будто, словно) проворный дельфин на волнах прибоя, и она укатилась бы далеко от него, (когда бы, если бы) по воле провидения как раз в тот момент, (в который, когда) этот джентльмен готов был бросить её на произвол судьбы, не появилось на её пути препятствие. (Ч. Диккенс).

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Перепишите, исправляя данные примеры.

1. Книга рассказывала нам интересную историю жизни, которую подарил мне товарищ. 2. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена.5. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичной ошибкой слушания является
  • Техническая ошибка упк
  • Тиндер выдает ошибку 42901
  • Типичной ошибкой при постановке задач тренером является
  • Техническая ошибка совершения платежа пожалуйста попробуйте позже wot