1.
Чаще всего
нарушаются следующие синтаксические
нормы:
— нарушение
управления в словосочетаниях с
производным предлогом:
Согласно
распоряжения
ректора были заключены нужные договоры.
(Норма: согласно
распоряжению);
благодаря
согласно
вопреки
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ (КОМУ? ЧЕМУ?)
навстречу
наперекор
Например, благодаря
хорошей погоде, согласно расписанию,
вопреки предсказаниям.
—
нарушение
управления в словосочетании
«существительное + зависимое слово»:
Подруга
интересуется
о моем
здоровье.
(Норма: интересуется
моим
здоровьем);
—
нарушение
управления в словосочетаниях «глагол
+ зависимое слово«:
Надо срочно
оплатить
по счетам.
(Норма: оплатить
счета).
2.
Нужно
обязательно учитывать, что в русском
языке однокоренные слова разных частей
речи могут иметь разное управление:
рассержен
глупой шуткой — рассердиться на глупую
шутку;
удивлён
его терпением — удивляться его терпению.
Так,
существительные, образованные от
переходных глаголов, требуют не В.п.,
как при глаголе, а Р.п.: читать
книгу – чтение книги, строить дом –
строительство дома.
В
то же время в большинстве случаев
однокоренные слова имеют одинаковое
управление. Поэтому ошибочными будут
конструкции: посвятить
свою жизнь служению народа; поставить
богатства страны на службу народа
(нормативное
управление: служить
народу, поставить на службу народу,
служение народу).
3. Предлог
ПО
в
значении
«после»
управляет П.п., стало быть: по
получении ответа, по окончании
спектакля, по изучении вопроса
(книжные варианты), после
получения
и т. д. (нейтральные варианты). В значении
же причины
(ушел
на пенсию по состоянию здоровья)
или цели
(работы
по озеленению города)
предлог ПО
управляет
Д.п.
Необходимо
запомнить:
-
по прибытиИ
по окончаниИ
по завершениИ
по приездЕ
4. Если
в сочетаниях с существительными
(скучает
по сыну, скучает по детям)
и с личными местоимениями 3-го лица
(скучаем
по нему, скучает по ним)
предлог ПО
управляет
дательным падежом, то в сочетании с
личными местоимениями 1-го и 2-го лица
этот же предлог сочетается с предложным
падежом: скучаем
по вас (не по вам), скучают по нас (не
по нам).
5. Предлоги
В
и
НА
имеют
антонимы: В
— ИЗ, На — С.
Например:
поехал
в Крым — вернулся из Крыма, отправился
на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не
всегда, правда, это противопоставление
выдерживается:
поехал
в Поволжье — вернулся с Поволжья,
отправить во все концы страны —
получить со всех концов страны.
6.
При
употреблении предлогов необходимо
учитывать их смысловые оттенки, в
частности
оттенок
причинности
у предлогов
благодаря,
ввиду, вследствие.
7.
Предлоги, сочетающиеся с существительным
в Родительном падеже:
Предлог |
Ошибка |
Правильный |
благодаря |
Благодаря |
Из-за |
ввиду |
Предоставить (е |
Предоставить |
вследствие |
Вследствие |
Из-за |
-
в
меру (чего?) -
в
течение (чего?) -
в
продолжение (чего?) -
в
силу (чего?) -
в
заключение (чего?) -
в
виде (чего?) -
по
причине (чего?) -
наподобие
(чего?)
8.
Предлоги
вследствие,
ввиду,
в
случае
употребляются
с Р.п. (чего?)
9. Обороты
с предлогами
кроме,
помимо, наряду с,
имеющие значение «вместе с»,
должны обязательно управляться
глаголом, имеющим при себе ещё одно
существительное, иначе разрушается
грамматическая связь в предложении,
например:
можно |
нельзя |
Кроме |
Кроме |
Помимо |
Помимо |
Основная цель урока: научить видеть
недочёты в строении словосочетания, простого и
сложного предложения, ошибки в управлении и
согласовании.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
В задании А5 три предложения употреблены без
ошибок. Одно предложение требует корректировки.
Нам нужно научиться видеть предложения с
грамматическими ошибками и их исправлять.
2. Разбор возможных ошибок в моделях заданий А5.
В процессе работы составление конспекта
обязательно.
Ошибка в употреблении глаголов-сказуемых,
требующих разного управления, в качестве
однородных.
Различное управление глаголов (однородных
сказуемых): глаголы требуют различных предлогов
в управлении и дополнений в различных падежах.
Типичная ошибка в таком варианте задания А5:
Любители оперы ожидали и надеялись на
встречу с известным тенором.
Глаголы “ожидали” и “надеялись”
по-разному управляют словами в предложении: “ожидали”
(чего?) и “надеялись” (на что?). Они
соединены союзом “и” (что указывает на
их однородность) и в этом случае не должны
управлять разными прямыми дополнениями. Такое
(как в приведённом примере) построение
предложения недопустимо, поскольку зависимые
от однородных сказуемых слова должны отвечать на
один и тот же вопрос.
Ошибка в употреблении названий (имен
собственных).
Название произведений, фильмов, книг, газет,
журналов, и проч. не изменяются (остаются в
именительном падеже), если возле них стоит
жанровое обозначение или родовое понятие.
Читатели знают писателя Гавриила
Троепольского по его книге “Белому Биму Черное
Ухо”.
Правильное построение предложения будет
выглядеть так: Читатели знают писателя
Гавриила Троепольского по его книге “Белый
Бим Черное Ухо”.
Ошибки в согласовании причастий с
определяемым словом (род, число и падеж)
Характер ошибки может быть таким:
Одно из чудес Египта, привлекающих туристов
со всего света, связано с красотами подводного
мира Красного моря.
Важно определить, к какому слову относится это
согласованное определение (причастный оборот). В
данном случае – к сочетанию слов “одно из
чудес”.
Следовательно, причастный оборот должен
выглядеть так: “привлекающее туристов со
всего света”.
Также могут встретиться предложения, где в
причастном обороте может находиться
определяемое слово.
Войдя, мы увидели рассыпанные книги по всей
комнате (ошибка).
Войдя, мы увидели рассыпанные по всей комнате
книги (верный вариант).
Ошибки в употреблении однородных членов
предложения с парными союзами):
как…, так и;
не только…, но и;
не столько…, сколько;
не так…, как;
хотя и…, но;
не то что (бы)…, но (а);
если не…, то.
На уроках русского языка учат не только писать
красиво, но и грамотно.
Соединительный парный союз “не только – но и”
соединяет однородные члены предложения. В данном
случае этого не происходит: союз соединяет
глагол “писать” и наречие “грамотно”.
Правильнее было бы так:
На уроках русского языка учат писать не только
красиво, но и грамотно.
Ошибки в управлении при употреблении
предлогов: согласно, благодаря, вопреки.
После этих предлогов должны стоять
существительные или местоимения только в
дательном падеже.
Благодаря повышения (ю!) уровня обслуживания в
кафе стало больше клиентов.
Ошибки в построении сложноподчиненных
предложений.
Подлежащее и сказуемое могут иметь дистантное
расположение, т.е. отделены друг от друга
придаточным предложением, которое и затрудняет
определение характера ошибки. Она может
находиться и внутри самого придаточного при
местоимениях, ошибочно принимаемых детьми за
союзы. В любом случае надо проверить
согласование грамматической основы и в главном
предложении, и в придаточном, которое находится
внутри главного.Число подлежащего и сказуемого
должно совпадать!
Все, кто бывали на Атлантическом
океане,знают,что температура воды в нём редко
бывает выше 22 градусов.
В данном предложении одна из грамматических
основ- кто бывал.
Ошибки в употреблении падежных форм некоторых
существительных.
По окончанию(и!) училища я был направлен в город
Серпухов.
Запомните:
по приезде, по окончании, по завершении,
по прибытии, по возвращении;
Ошибки в управлении:
удивляться красотой;
оплатить за проезд;
заведующая аптеки и т.д.
Ошибки при употреблении прямой и косвенной
речи.
В детстве меня спрашивали: “Кем я хочу быть?”
Английский историк считал, что “нет ничего
бесполезней универсальных правил”.
Сын попросил у отца, что ему нужен новый
сотовый телефон.
Лишнее употребление указательных слов.
Я знаю то, что мне надо.
3. Выполнение тренировочных заданий. (Приложение 1)
4. Подведение итогов.
Ребята, каждый из вас понимает, что подготовка к
любому заданию ЕГЭ требует серьёзного,
кропотливого труда, и А5 не исключение. Требуется
систематическое выполнение упражнений, чтобы
добиться успеха. Задание А5 поможет вам в жизни,
так как тренирует умение правильно говорить.
Литература
- Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. Тематические тестовые
задания. Русский язык. М., “Экзамен”, 2011. - Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий
и методических рекомендаций. М., “Экзамен”, 2009. - С.Ю. Иванова, Русский язык. Сборник. Типовые
тестовые задания. М., “Экзамен”, 2009. - И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова. Русский
язык. Тренировочные задания. М., “Эксмо”, 2008. - ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные
варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько. М.,
“Национальное образование”, 2011.
Определение термина
Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.
Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.
Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.
Классификация и разновидности
Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».
Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:
- Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
- Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».
Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.
В словообразовании и морфологии
Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.
Разновидность | Пример | Правильный вариант |
Словообразовательные | ||
Использование несуществующей модели образования слов | Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество | Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество. |
Замена одной из морфем в слове | Отвесить | Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить». |
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) | Канительство, рецензист, эмпиричественный | Канитель, рецензент, эмпирический |
Морфологические | ||
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного | Много собаков | Много собак |
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным | Я умоляла ветерка перестать | Я умоляла ветерок перестать |
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. | Работать заставили два кота | Работать заставили двух котов |
Изменение рода при склонении | Булочка с повидлой | Булочка с повидло |
Склонение несклоняемых имен | Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов | Играть на пианино, пить кофе, много фламинго. |
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот | Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. | Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли. |
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного | Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. | Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный. |
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения | Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше | Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее. |
Нарушение правил образования глагольных форм | Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. | Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей. |
Неверное образования числительных, особенно сложных | Он шел с триста рублями в кошельке | Он шел с тремястами рублями |
Ошибки в образовании причастий и деепричастий | Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. | Ехав в машине; озираясь по сторонам. |
Ошибочное образование форм местоимений | Ихний, еенный, ейный | Их, ее. |
Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.
Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.
Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:
- Найти правильный вариант.
- Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
- Соотнести пример ошибки и ее тип.
Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.
Нарушение синтаксических норм
Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.
Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).
Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:
- Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
- Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
- Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
- Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
- Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
- Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).
В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:
- Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
- Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
- Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
- Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).
Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».
Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.