Типичные грамматические ошибки управление предлогов

Работа по теме: справочник теория 2015. Глава: Нарушение управления. Ошибки в употреблении существительного с предлогом. ВУЗ: АГПИ.

1.
Чаще всего
нарушаются следующие синтаксические
нормы:

нарушение
управления в словосочетаниях с
производным предлогом
:
Согласно
распоряжения

ректора были заключены нужные договоры
.
(Норма: согласно
распоряжению
);

благодаря

согласно

вопреки
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ (КОМУ? ЧЕМУ?)

навстречу

наперекор

Например, благодаря
хорошей погоде, согласно расписанию,
вопреки предсказаниям.


нарушение
управления в словосочетании
«существительное + зависимое слово»:
Подруга
интересуется
о
моем
здоровье.
(Норма: интересуется
моим
здоровьем);


нарушение
управления в словосочетаниях «глагол
+ зависимое слово
«:
Надо срочно
оплатить
по счетам
.
(Норма: оплатить
счета
).

2.
Нужно
обязательно учитывать, что в русском
языке однокоренные слова разных частей
речи могут иметь разное управление:
рассержен
глупой шуткой — рассердиться на глупую
шутку;

удивлён
его терпением — удивляться его терпению
.

Так,
существительные, образованные от
переходных глаголов, требуют не В.п.,
как при глаголе, а Р.п.: читать
книгу – чтение книги, строить дом –
строительство дома.

В
то же время в большинстве случаев
однокоренные слова имеют одинаковое
управление. Поэтому ошибочными будут
конструкции: посвятить
свою жизнь служению народа; поставить
богатства страны на службу народа

(нормативное
управление: служить
народу, поставить на службу народу,
служение народу
).

3. Предлог
ПО
в
значении
«
после»
управляет П.п., стало быть: по
получении ответа, по окончании
спектакля, по изучении вопроса

(книжные варианты),
после
получения

и т. д. (нейтральные варианты). В значении
же
причины
(ушел
на пенсию по состоянию здоровья
)
или цели
(работы
по озеленению города
)
предлог ПО
управляет
Д.п.

Необходимо
запомнить:

по прибытиИ

по окончаниИ

по завершениИ

по приездЕ

4. Если
в сочетаниях с существительными
(скучает
по сыну, скучает по детям
)
и с личными местоимениями 3-го лица
(скучаем
по нему, скучает по ним
)
предлог ПО
управляет
дательным падежом, то в сочетании с
личными местоимениями 1-го и 2-го лица
этот же предлог сочетается с предложным
падежом: скучаем
по вас (не по вам), скучают по нас (не
по нам)
.

5. Предлоги
В
и
НА
имеют
антонимы: В
— ИЗ, На — С
.

Например:
поехал
в Крым — вернулся из Крыма, отправился
на Кавказ — приехал с Кавказа
.

Не
всегда, правда, это противопоставление
выдерживается:
поехал
в Поволжье — вернулся с Поволжья,
отправить во все концы страны —
получить со всех концов страны
.

6.
При
употреблении предлогов необходимо
учитывать их смысловые оттенки, в
частности
оттенок

причинности
у предлогов
благодаря,
ввиду, вследствие.

7.
Предлоги, сочетающиеся с существительным
в Родительном падеже:

Предлог

Ошибка

Правильный
вариант 

благодаря

Благодаря
сильному
урагану
с
дома сорвало крышу
(не
имеет значения «благодарить»).

Из-за
сильного
урагана с дома сорвало крышу.

ввиду

Предоставить
отпуск
ввиду
болезни


имеет значения «результата »).

Предоставить
отпуск
вследствие
болезни.

вследствие

Вследствие
предстоящего
военного
парада
движение
по центральной улице будет закрыто

(не
имеет значения «результата»).

Из-за
предстоящего
военного парада движение по центральной
улице будет закрыто.

    • в
      меру (чего?)

    • в
      течение (чего?)

    • в
      продолжение (чего?)

    • в
      силу (чего?)

    • в
      заключение (чего?)

    • в
      виде (чего?)

    • по
      причине (чего?)

    • наподобие
      (чего?)

8.
Предлоги
вследствие,
ввиду,
в
случае

употребляются
с Р.п. (чего?)

9. Обороты
с предлогами
кроме,
помимо, наряду с
,
имеющие значение «вместе с»,
должны обязательно управляться
глаголом, имеющим при себе ещё одно
существительное, иначе разрушается
грамматическая связь в предложении,
например:

можно
сказать

нельзя
сказать

Кроме
сестры

я люблю ещё и
брата
(то есть
люблю и сестру, и брата).

Кроме
рисования я ещё пою.

Помимо
хоккея

я увлекаюсь
плаванием
(то есть
увлекаюсь хоккеем и плаванием).

Помимо
спорта я хожу в кино.

Основная цель урока: научить видеть
недочёты в строении словосочетания, простого и
сложного предложения, ошибки в управлении и
согласовании.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В задании А5 три предложения употреблены без
ошибок. Одно предложение требует корректировки.
Нам нужно научиться видеть предложения с
грамматическими ошибками и их исправлять.

2. Разбор возможных ошибок в моделях заданий А5.

В процессе работы составление конспекта
обязательно.

Ошибка в употреблении глаголов-сказуемых,
требующих разного управления, в качестве
однородных.

Различное управление глаголов (однородных
сказуемых): глаголы требуют различных предлогов
в управлении и дополнений в различных падежах.

Типичная ошибка в таком варианте задания А5:

Любители оперы ожидали и надеялись на
встречу с известным тенором.

Глаголы ожидали и надеялись
по-разному управляют словами в предложении: “ожидали
(чего?) и “надеялись(на что?). Они
соединены союзом “и” (что указывает на
их однородность) и в этом случае не должны
управлять разными прямыми дополнениями. Такое
(как в приведённом примере) построение
предложения недопустимо, поскольку зависимые
от однородных сказуемых слова должны отвечать на
один и тот же вопрос.

Ошибка в употреблении названий (имен
собственных).

Название произведений, фильмов, книг, газет,
журналов, и проч. не изменяются (остаются в
именительном падеже), если возле них стоит
жанровое обозначение или родовое понятие.

Читатели знают писателя Гавриила
Троепольского по его книге “Белому Биму Черное
Ухо”.

Правильное построение предложения будет
выглядеть так: Читатели знают писателя
Гавриила Троепольского по его книге “Белый
Бим Черное Ухо”
.

Ошибки в согласовании причастий с
определяемым словом (род, число и падеж)

Характер ошибки может быть таким:

Одно из чудес Египта, привлекающих туристов
со всего света, связано с красотами подводного
мира Красного моря.

Важно определить, к какому слову относится это
согласованное определение (причастный оборот). В
данном случае – к сочетанию слов одно из
чудес
”.

Следовательно, причастный оборот должен
выглядеть так: “привлекающее туристов со
всего света
”.

Также могут встретиться предложения, где в
причастном обороте может находиться
определяемое слово.

Войдя, мы увидели рассыпанные книги по всей
комнате (ошибка).

Войдя, мы увидели рассыпанные по всей комнате
книги (верный вариант).

Ошибки в употреблении однородных членов
предложения с парными союзами):

как…, так и;
не только…, но и;
не столько…, сколько;
не так…, как;
хотя и…, но;
не то что (бы)…, но (а);
если не…, то.

На уроках русского языка учат не только писать
красиво, но и грамотно.

Соединительный парный союз “не только – но и
соединяет однородные члены предложения. В данном
случае этого не происходит: союз соединяет
глагол “писать” и наречие “грамотно”.
Правильнее было бы так:

На уроках русского языка учат писать не только
красиво, но и грамотно.

Ошибки в управлении при употреблении
предлогов: согласно, благодаря, вопреки.

После этих предлогов должны стоять
существительные или местоимения только в
дательном падеже.

Благодаря повышения (ю!) уровня обслуживания в
кафе стало больше клиентов.

Ошибки в построении сложноподчиненных
предложений.

Подлежащее и сказуемое могут иметь дистантное
расположение, т.е. отделены друг от друга
придаточным предложением, которое и затрудняет
определение характера ошибки. Она может
находиться и внутри самого придаточного при
местоимениях, ошибочно принимаемых детьми за
союзы. В любом случае надо проверить
согласование грамматической основы и в главном
предложении, и в придаточном, которое находится
внутри главного.Число подлежащего и сказуемого
должно совпадать!

Все, кто бывали на Атлантическом
океане,знают,что температура воды в нём редко
бывает выше 22 градусов.

В данном предложении одна из грамматических
основ- кто бывал.

Ошибки в употреблении падежных форм некоторых
существительных.

По окончанию(и!) училища я был направлен в город
Серпухов.

Запомните:

по приезде, по окончании, по завершении,
по прибытии, по возвращении;


Ошибки в управлении:

удивляться красотой;

оплатить за проезд;

заведующая аптеки и т.д.

Ошибки при употреблении прямой и косвенной
речи.

В детстве меня спрашивали: “Кем я хочу быть?”


Английский историк считал, что “нет ничего
бесполезней универсальных правил”.

Сын попросил у отца, что ему нужен новый
сотовый телефон.

Лишнее употребление указательных слов.

Я знаю то, что мне надо.

3. Выполнение тренировочных заданий. (Приложение 1)

4. Подведение итогов.

Ребята, каждый из вас понимает, что подготовка к
любому заданию ЕГЭ требует серьёзного,
кропотливого труда, и А5 не исключение. Требуется
систематическое выполнение упражнений, чтобы
добиться успеха. Задание А5 поможет вам в жизни,
так как тренирует умение правильно говорить.

Литература


  1. Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. Тематические тестовые
    задания. Русский язык. М., “Экзамен”, 2011.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий
    и методических рекомендаций. М., “Экзамен”, 2009.
  3. С.Ю. Иванова, Русский язык. Сборник. Типовые
    тестовые задания. М., “Экзамен”, 2009.
  4. И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова. Русский
    язык. Тренировочные задания. М., “Эксмо”, 2008.
  5. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные
    варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько. М.,
    “Национальное образование”, 2011.

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Техническая ошибка это определение
  • Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчиненных предложений
  • Типичные ошибки инвесторов
  • Тиндер выдает ошибку а 40314
  • Техническая ошибка это 218 фз