Типичные ошибки целеполагания

Правильная постановка цели зачастую является довольно трудной задачей. Существует целый научный раздел, изучающий целеполагание в сфере управления. Любая деятельность обречена на провал, если неверно поставлены задачи для достижения результата. Именно с целеполагания начинают деятельность предприниматели и просто успешные люди. Здесь имеются свои приемы и техники, о чем мы и поговорим в статье.

!!! Полезный материал! Сборник статей о стратегии. Скачать >

Правильная постановка цели зачастую является довольно трудной задачей. Существует целый научный раздел, изучающий целеполагание в сфере управления. Любая деятельность обречена на провал, если неверно поставлены задачи для достижения результата. Именно с целеполагания начинают деятельность предприниматели и просто успешные люди. Здесь имеются свои приемы и техники, о чем мы и поговорим в статье.

Что такое целеполагание

Каждый человек обладает собственным стилем жизни. Условно разделяют модели поведения на две большие группы: приспособленческую и целеориентированную. К первой относятся люди, подстраивающиеся к условиям жизни, ко второй – твердо идущие к намеченной цели. Обе модели имеют свои достоинства и недостатки. Ориентируясь именно на минусы, можно определить, что же выбрать. Рассмотрим обе стороны медали каждого из способов.

Приспособленцам свойственно плыть по течению, подчиняться современным реалиям. Такие люди не стараются что-то кардинально поменять или улучшить. По характеру они, как правило, добры и снисходительны, ценят стабильность и боятся потерь вследствие каких-то перемен в жизни. При малейших неприятностях приспособленцы склонны впадать в депрессию или испытывать сильные переживания. Они не создают условия, а привыкают к существующим, стараясь безоговорочно выполнять определенные нормы и правила.

Целеустремленные личности строят жизнь сами и по течению не плывут. Обычно это предприниматели, специалисты высокого класса и успешные люди, обладающие мудростью и опытом. Быть одним из многих недостаточно, они стремятся к безусловному лидерству в интересующей их области. Такая активность и амбициозность иногда сулят неприятности, целеполагание в деятельности этих людей предполагает преодоление различного рода препятствий. Обладая твердым характером, лидеры твердо идут к достижению результатов и не жалуются на возникающие при этом проблемы. Они склонны к созиданию ради максимального комфорта.

Каждый тип личности имеет как плюсы, так и минусы. Любой человек в равной степени может выбрать тот или иной путь. Те же приспособленцы полезны для общества. Когда лидер что-то создает, другой тип принимает это и использует.

Разберемся в самом термине “целеполагание”. Коротко говоря, это работа по постановке целей. При этом не только формируются (одна большая или несколько маленьких), но и разрабатываются варианты их достижения. В результате решаются конкретные проблемы и задачи, улучшающие качество жизнедеятельности.

Под целью каждый человек понимает что-то свое:

  • желаемый исход событий;
  • конкретный результат процесса;
  • ожидаемый вариант будущего.

Цель определяет достижимый и желаемый для человека результат. Почему это так важно? В процессе целеполагания человек упорядочивает свою деятельность, начинает ее контролировать.

К сожалению, некоторые иногда наслаждаются самим процессом решения поставленной перед собой задачи, из-за чего изначальная цель забывается и подменяется другой.

Цель должна быть четкой, ясной и конкретной. В противном случае достичь ее становится трудно. Нечеткое целеполагание создает почву для сомнений в необходимости выполнения поставленной задачи. Первоначальные желания забываются, на их месте возникают другие приоритеты.

Расплывчатыми и неясными бывают слишком глобальные или завышенные планы. С другой стороны, именно они помогают определиться со смыслом жизни. Людям свойственно иметь персональные цели, важные непосредственно для них. При этом человек может состоять в какой-либо социальной группе, которая также имеет актуальные намерения. Деятельность человека будет эффективна, когда он заинтересован в достижении общих целей помимо своих персональных.

Сущность процесса целеполагания

Существуют специальные тренинги, обучающие приемам целеполагания, в том числе различным системам планирования и тайм-менеджменту. В результате человек приобретает навыки распределения задач на ближние и дальние сроки, а также учится грамотно ставить цели и находить оптимальные пути их достижения.

Организация целеполагания служит началом любой деятельности, поскольку цель всегда связана с какой-либо задачей. Технология планирования используется во всех отраслях человеческой деятельности. 10 главных принципов этого процесса:

  1. Основой любой деятельности человека является неосознанная и объективная потребность в чем-либо. Зачастую необходимость навязывается человеку извне против собственной воли. К примеру, жизнь невозможна без дыхания или приема пищи. Базовые вещи, в которых нуждается человек, иерархически проиллюстрированы в виде пирамиды Маслоу.
  2. Как правило, мотивация определяет совокупность осознанных потребностей индивида. Но поскольку в процессе жизни люди приобретают множество различных запросов, система становится сложной,
    зачастую противоречивой и сознательной лишь частично. Данный феномен психологи называют борьбой мотивов. Иными словами, имеющиеся у индивида мотивы начинают конкурировать
    друг с другом, выстраиваясь в иерархию. Наиболее значимый, оказавшийся наверху лестницы, и будет являться целью. Составными частями мотивационного процесса служат его компоненты — мотивировки. Они объективно доказывают и поясняют значимость конкретного побуждения.
  3. Желание приобретает форму и становится целью в тот момент, когда человек четко понимает, чего он хочет достичь. На начальном этапе целеполагания существует лишь идеальный образ, конфликтующий с реальностью и представляющий собой сложную структуру доводов, объяснений, формулировок, ожиданий, догадок и т. д.
    В современном понимании это сознательное явление, созданное при определенном эмоциональном состоянии индивида, которое, в свою очередь, играет важную роль в осознании цели.
  4. Цель выбирается с помощью внутренних средств прогнозирования. Постановка осуществляется через выбор некоего события, обладающего большей степенью субъективной вероятности.
  5. Между изначальной целью, субъективным прогнозом и реально достигнутым результатом всегда будут существовать расхождения.
  6. Процесс достижения и представление об используемых для этого средствах составляют общий образ цели. Результат и потребляемые ресурсы письменно фиксируются в виде шагов, которые заранее анализируются или проясняются. В этом заключается планирование как часть функции целеполагания.
  7. Прогноз процессов и ресурсов для достижения цели всегда будет отличаться от реализованного результата. Даже наиболее точно выполненное планирование в дальнейшем придется корректировать из-за неизбежных погрешностей.
  8. Чем четче и конкретнее обрисована цель, тем сильнее мотивация и выше активность при ее достижении.
  9. Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше исказится субъективный потенциал цели.
  10. В психологии имеется закономерность, называемая градиентом цели. Смысл ее сводится к следующему: чем ближе достижение результата, тем сильнее мотивация и выше уровень деятельности.

Целеполагание — это комплексный и достаточно долгий процесс. Основная сложность заключена в необходимом превращении неосознанных желаний в отчетливо очерченные установки, в создании подробного плана их реализации и выбора используемых ресурсов. Сам процесс не заканчивается на выборе целей. В ходе осуществления намеченных пунктов плана неизбежно возникают погрешности, которые нужно своевременно корректировать.

!!! Полезный материал! Сборник статей о стратегии. Скачать >

Взаимосвязь целей и целеполагания

Целью может быть все, чего индивид желает достичь, что он хочет реализовать. В итоге она не всегда достижима. Это продукт осознанной деятельности, волевых качеств и мотивации. Как и в случае с внутренними психическими процессами, понятие цели может проецироваться на внешний мир.

Цель — это идеализированное воплощение результата какой-либо деятельности и способов его достижения с помощью конкретных инструментов. Она тесно связана с желаниями и намерениями человека, с его представлением идеального будущего, с волей личности и сознанием. С одной стороны, это основа любого действия, с другой — результат.

Цели можно сгруппировать по трем уровням:

  • Оперативный. В этой группе находятся повседневные и быстро выполняемые задачи, подчиняющиеся более крупным тактическим целям, являясь их конкретизирующим воплощением. Крайне редко бывают независимыми.
  • Тактический. Цели группы опираются на стратегические направления, конкретизируя их ценностные компоненты. Фактически представляют собой пошаговые действия для выполнения общей стратегии.
  • Стратегический уровень. Здесь находятся вехи, определяющие жизненный путь человека или прогресс группы людей. Стратегические цели самые значимые. Определяю т деятельность и крупных компаний.

Свойства целей (корректность, взаимная согласованность, пластичность и глубина) зависят от характера формирования и изменчивости личности.

Глубина показывает уровень влияния цели на различные области жизнедеятельности. Этим свойством характеризуются задачи стратегического плана.

Согласованность — это свойство, показывающее взаимосвязь данной цели с другими, их взаимное влияние.

Пластичностью называется свойство изменяться со временем. По причине постепенного формирования ценностей целям глобального стратегического уровня также свойственно трансформироваться.

Корректность говорит об уровне согласованности установок тактического и стратегического плана.

Цели характеризуются индивидуальностью. Каждый человек вкладывает в формируемую задачу собственный смысл и актуальные ценности, даже если она похожа на множество других.

Целеполагание можно назвать творческим процессом. Чем глобальнее и амбициознее планы, тем больше креатива в реализации. Постановка тактических и оперативных задач ближе к аналитической и логической работе, чем к творческой. Иными словами, целеполагание на стратегическом уровне формирует синтетическое и созидательное мышление.

Для грамотной организации целеполагания человек должен разбираться в собственных мотивах и ценностях, воспитывать волю и креативность, иметь развитое воображение. Немаловажно обладать структурированным логическим мышлением.

Способность к целеполаганию любой индивид может развить как обычный навык путем практик и тренировок.

Смысл заключается в выражении экзистенциальной сущности человека. При этом происходит интенсивное вырабатывание реальности, являющееся одной из главных потребностей индивида. Целеполагание призвано увеличить энергетическую составляющую мотивации, уменьшить или вовсе исключить неопределенность и тревожность.

Человек, сознательно отказывающийся от планирования, переполнен внутренними конфликтами и противоречиями в связи с негативным опытом прошлого. Возможно, имели место неудачные попытки реализации поставленных целей из-за недостатка информации о собственных ресурсах и потенциале.

Наиболее эффективные методы целеполагания

Технология SMART

Следует помнить, что важна не только точно сформулированная цель, но и точное представление путей достижения. Должны быть ясно определены инструменты и ресурсы, помогающие прийти к намеченному результату в отведенный срок. Этому способствует специально разработанная технология целеполагания SMART, в аббревиатуре которой заложены

5 критериев качества:

  • Specific: максимально конкретная цель, указывающая на определенный результат.
  • Measurable: цель должна приводить к измеримому результату — либо количественно, либо качественно. В первом случае фиксируется цифра, которую нужно достичь (увеличение продаж на 5 %, покупка смартфона не дороже 14000 рублей и т. д.). Во втором — приводится эталон (автомобиль M-класса, часы как у Дональда Трампа и т. п.).
  • Achievable: цель должна быть достижимой, а результаты и способы — реальными.
  • Relevant: необходима актуальность достижения цели на момент прихода к результату.
  • Time-bound: цель должна быть срочной, то есть четко ограниченной по времени достижения.

Алгоритм действий при этом следующий:

  • конкретизируются результаты, к которым нужно прийти (S);
  • обосновывается необходимость и релевантность целей (R);
  • оценивается и прогнозируется степень достижимости результата (A);
  • определяются целевые показатели и выбираются критерии для оценки (M);
  • определяются сроки достижения полностью сформированной цели (T).

Метод Брайана Трейси

Автор издания “Управляй своим временем и удвой результаты” Брайан Трейси создал алгоритм, напоминающий SMART. Его суть раскрывается в выполнении следующего предлагаемого автором упражнения.

На бумажном листе необходимо написать 10 целей на будущий год таким образом, если бы они уже были реализованы. К примеру, “я посетил 10 стран за 10 недель”. Из выписанных “реализованных” целей выбирайте наиболее важную, способную изменить вашу жизнь. Зафиксируйте ее, продублируйте
на втором листе бумаги и прорабатывайте по методу SMART.

!!! Полезный материал! Сборник статей о стратегии. Скачать >

Метод Г. Архангельского

Преимущества метода SMART очевидны, однако его эффективность показывает себя лишь при известных начальных условиях целеполагания, задачи и мотивы которого предельно ясны субъекту. В реальности задача часто не сформулирована, а начальные условия стремительно меняются. На помощь приходит проектный метод постановки целей, состоящий из следующих этапов:

  1. Определяется абстрактная “рамка” создаваемой цели через:
  • выявление четких ценностей (мета-целей) и прояснение системы приоритетов;
  • определение основных сфер жизни, находящихся под влиянием данных ценностей;
  • нахождение закономерностей, характеризующих это влияние.

2. Цели конкретизируются таким образом, чтобы не входить в противоречие с ценностями в определенной области деятельности и жизненными принципами, а затем обеспечивается их соответствие.

3. Цели распределяются по уровням достижения, а текущие задачи сравниваются с ценностями. В SMART-технологии, наоборот, изначальная цель разбивается на отдельные задачи.

4. Создается временной диапазон, внутри которого необходимо достичь результата (ближайший год, месяц, текущая неделя и т. д.). Метод SMART, в отличие от этого способа, предлагает определять точные сроки.
5. Все задачи делятся на “мягкие”, выполнение которых запланировано в течение какого-то временного промежутка и учитывает контекст, и “жесткие”, запланированные к определенным датам и срокам.

6. Задачи распределяются по уровням значимости: стратегическому, тактическому и оперативному. Уровням соответствуют временные диапазоны: год, неделя, день.

Планирование как неотъемлемая часть целеполагания

Целеполагание невозможно без планирования. Для достижения задач человек должен планировать определенные действия. Результат будет успешным только при четком пошаговом их выполнении.

На начальном этапе планирование не сможет учесть все нюансы, поэтому является условным. Тем не менее оно обязательно, потому что помогает:

  • сконцентрировать внимание на действительно значимых моментах;
  • определить направления, по которым следует двигаться, и совершаемые при этом действия;
  • исключить сомнения и тревогу;
  • повысить уровень мотивации на успешное достижение цели;
  • определить действия, которые необходимо выполнить для достижения результата;
  • эффективно применять имеющиеся навыки и ресурсы;
  • самоопределиться в собственной жизни;
  • обрести уверенность в правильности собственных действий.

Человеку свойственно удовлетворять сначала свои естественные потребности, а уже потом — более высокого порядка (умственные, нравственные и т. п.). Следовательно, для достижения материального, личностного или социального успеха необходимо прежде утолить физиологическую нужду организма.

Глобальные цели в постоянно меняющемся мире также имеют свойство трансформироваться или вовсе исчезать. Это нормальная ситуация, людям нужно привыкнуть к тому, что поставленная когда-то цель всей жизни может быть лишь этапом к следующей. К счастью, современные технологии облегчают человеку осознание его истинных желаний. Важно уметь гибко корректировать запросы, превращая в достижимые цели. Мотивация является двигателем целеполагания, вдохновляющим человека идти к результату.
Поэтому еще один важный аспект — не терять азарт в процессе движения к цели.

Особенности целеполагания в управлении

Деятельность любого предприятия предполагает выполнение комплекса задач, определяющих множество поставленных целей. Все процессы начинаются с анализа ситуации в организации, а именно, с выявления достоинств и недостатков во внутренней и внешней деятельности. Отдельная цель может формулироваться на основе ценностей и миссии компании, особенностей взаимоотношений с деловыми партнерами, клиентами и сотрудниками, насущных проблем внутри фирмы.

Функционально цели классифицируются по определенным критериям:

Временной интервал:

  • Долгосрочные (стратегические). Распределение целей производится на срок 5-10 лет. В случае повышенной динамичности и плохой прогнозируемости внешнего развития компании срок сокращается до 1-2 лет.
  • Тактические. Распределяются на срок от 1 года до 5 лет. В целях больше встречаются конкретные количественные параметры.
  • Краткосрочные (оперативные). Представляют собой задачи, выполняемые в срок от нескольких часов до 1 года. Имеют конкретные количественные показатели.

Суть цели:

  • финансовые, связанные с доходами, расходами и налогами;
  • социально значимые (к примеру, материальная помощь нуждающимся);
  • организационные;
  • экологические;
  • научные и т. д.

Повторяемость цели:

  • периодические;
  • разовые;
  • регулярные.

Структура организации:

  • общие — для всей организации;
  • отдельные — для конкретных подразделений.

Цели различных категорий не должны противоречить друг другу.

Из остальных критериев стоит выделить функции отдельных подразделений, внутри которых цели могут быть маркетинговыми, производственными, финансовыми и другими. Также они применимы к различным хозяйственным сферам: внешняя деятельность (продукция, клиентская база, конкуренты), внутренняя деятельность (персонал, производство).

Этапы целеполагания на предприятии выглядят следующим образом:

  • Формулирование миссии компании. Включает в себя смысл деятельности организации, ее ценности и убеждения.
  • Создание направления для целеполагания в деятельности компании. На данном этапе определяют, в какую сторону организация будет двигаться в течение определенного отрезка времени.
  • Создание комплекса целей на всех уровнях с использованием “Древа целей”.
  • Составление схемы целеполагания. Выбирается основная, общая для всех установка, от которой распределяются цели верхнего уровня по разным структурам организации. Каждая новая разбивается на несколько задач более низкого уровня, исходя из соответствующих подсистем, подцелей и т. д.
  • Анализ противоречий. Определяются взаимные разногласия целей, которые бывают внешними (конфликт возникает с внешней средой) и внутренними (противоречия внутри компании). Расхождения могут быть временными, возникающими между целями тактического, стратегического и оперативного характера.

Целеполагание объясняет легальность работы компании и актуальность ее деятельности и для сотрудников предприятия, и для внешнего мира. Работникам, к примеру, помогает понять, подходит им этот вид деятельности или нет. Цели ставятся таким образом, чтобы, с одной стороны, привлекать на предприятие новых людей, а с другой — ограничивать их работу. Перед определением задачи “повышение качества” требуется проверить соблюдение внутренней дисциплины в организации
и отношение сотрудников к рабочему процессу.

Целеполагание облегчает понимание сотрудниками характера их деятельности и возможные риски, связанные с ней (к примеру, работа в шахте).

Цели мотивируют людей, дают возможность находить способы реализации собственных потребностей. В итоге, когда компания добивается результата, удовлетворенными остаются и материальные нужды сотрудников, обусловленные высоким доходом, и их моральные потребности, выражающиеся в гордости за свое предприятие.

Целеполагание помогает работникам понять, в каком направлении движется организация. Если, например, перед компанией стоит задача обогнать конкурентов, персонал сразу же определяет это и работает в соответствующем направлении.

Целеполагание предприятия должно следовать определенным правилам:

  • Цели обязаны быть конкретными и исчислимыми. Соответственно, результат должен соответствовать не только заданным качественным, но и количественным показателям. Таким образом, облегчается анализ достижений целей, восприятие общественностью, их публичное обсуждение. В итоге снижается направленная на компанию агрессия.
  • Цели должны соотноситься с действительностью, а предприятие — обладать соответствующим потенциалом. Это оценивается на этапе планирования расходов и распределения ресурсов. При недостатке временного потенциала сотрудники не смогут реализовать поставленные цели, их доверие к руководству утратится.
  • Цели должны быть лояльными к изменениям и способными трансформироваться в процессе.
    Целеполагание обязано быть понятным для всего персонала, а цели — духовно близкими большинству сотрудников, поскольку их достижение будет являться коллективной деятельностью.
  • Целеполагание должно быть максимально прозрачным. Это поможет анализировать постановку задач и мотивацию сотрудников.
  • Коллектив обязан быть сплоченным, способным достигать поставленную цель вне зависимости от внешних условий.

Целеполагание предприятия играет одну из важнейших ролей и в жизни сотрудников, и в деятельности организации. Любой вид деятельности на предприятии начинается с формулирования установки. Четко и верно поставленная цель помогает осознать конкретный результат, к которому необходимо прийти. Для гарантированного успеха будут выбираться нужные средства и ресурсы.

!!! Полезный материал! Сборник статей о стратегии. Скачать >

Стратегические цели игнорируются

Многие предприниматели отдают приоритет тактическим задачам, связанным с финансами. Более глобальные цели при этом часто не учитываются.

Например, компания планирует в среднесрочной перспективе:

  • увеличить темп роста доходов;
  • повысить рентабельность;
  • увеличить объем денежных поступлений.

Однако перспективу дальнейшего развития задают именно цели стратегического плана. На реализацию требуются существенные расходы как временных, так и прочих ресурсов.

Стратегическими целями могут быть:

  • увеличение доли рынка;
  • улучшение качества продукции;
  • работа над репутацией предприятия;
  • повышение ценности организации.

Цель формулируется в негативном ключе

Довольно распространенная ошибка целеполагания связана с особенностью человеческой психологии уходить от проблемы, а не избавляться от причин ее возникновения. В определении задачи должно быть заложено движение к результату, а не бегство от трудностей.

Примеры неправильной формулировки:

  • минимизация рисков в конкретной области деятельности предприятия;
  • сокращение числа опозданий сотрудников;
  • уменьшение количества рекламаций.

Подобная постановка задач увеличивает количество запретов и сковывает инициативу работников. Сотрудники с опаской подходят к выполнению своих обязанностей, опасаясь недовольства начальства. Поэтому негативные формулировки следует заменять позитивными, описывающими цель в виде желаемой для фирмы перспективы.

Заменим приведенные выше неудачные примеры правильными:

  • разработка способов управления рисками и их внедрение;
  • приобретение автотранспорта для перевозки персонала;
  • улучшение качества продукции.

Цель сформулирована размыто и неясно

Характерными примерами нечетких определений являются: “повышение эффективности”, “укрепление трудовой дисциплины”, “лидерство в данной отрасли” и т. д. В реальной практике встречалась и такая формулировка цели: “В связи с расширением структуры компании необходимо наладить более четкое взаимодействие между ее отделами”. Такая цель в принципе недостижима.

К примеру, руководство предприятия постановило наладить информационный обмен между коммерческим и отделом логистики. Некоторое время спустя подчиненные отчитались, что задача выполнена. В итоге выяснилось, что под этой формулировкой сотрудники поняли лишь более частое общение между работниками подразделений.

Разумеется, ожидания руководителя были другими. Подчиненные просто не знали, какого конкретно результата от них ждут, так как формулировка цели не учитывала определенные критерии достижения. То есть задача не соответствовала полностью требованиям модели SMART. Чтобы исправить ситуацию, нужно переопределить цель таким образом: “Необходимо обеспечить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики через еженедельное взаимное предоставление отчетов о выполненной работе в следующей форме: (перечисляются необходимые для отчета показатели)”.

Концепция управления по целям используется частично

Исследователи утверждают, что большая часть руководителей применяет концепцию лишь для оценки действий сотрудников. Только 16,6 % руководителей используют метод по прямому назначению — для согласования целей предприятий на разных уровнях. Такая ситуация объясняется вполне определенными причинами:

  • недостаточно четкие формулировки задач нижних уровней;
  • цели не выражают истинные потребности предприятия (не согласованы с целями верхних уровней);
  • отсутствуют ответственные лица по каждому направлению целеполагания.

Для устранения указанных причин руководителю предприятия необходимо согласовать цели с руководством подразделений. Единоличное формулирование и утверждение установок предприятия недопустимо.

Утвержденные цели не соответствуют действительности

Иногда руководство озвучивает одни цели, а в реальности принимаются совсем другие решения. К примеру, заявлено: “Интересы клиента — прежде всего!”, а после утверждения руководство одного из подразделений полностью игнорирует появляющиеся рекламации на продукцию.

!!! Полезный материал! Сборник статей о стратегии. Скачать >

Источник: материалы сайта molodost.bz

Мастер-класс «Типичные ошибки в целеполагании.»

План

Целевая аудитория: Учителя русского языка и литературы.

Цель: Оказать содействие участникам в понимании таких понятий, как «целеполагание», «СМАРТ-цели», «задачи деятельности», в развитии умения определять типичные ошибки в постановке цели и задач урока и правильно формулировать цели с позиции ученика, оценивании правильности формулировки цели.

Ожидаемые результаты: Участники занятия будут формулировать понятия «целеполагание», «цель»,  « задачи», формулировать основные требования к постановке цели урока, грамотно определять задачи для реализации поставленной цели. Определять типичные ошибки в постановке целей урока и правильно формулировать цели и задачи с позиции ученика.

Методы и приемы: Интегрированное занятие: теория с элементами презентации + практическая работа. Сочетание групповой и индивидуальной деятельности. Метод самостоятельной работы в малых группах.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, экран, бумага,  маркеры, презентации теоретического материала, карточки с заданиями.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

1.Вступительная часть Организационный момент.

Цель: Добиться психологического раскрепощения участников. Обеспечить внешнюю обстановку для эффективной работы.

Прием: «Круг радости»

Задачи: Участники выскажут позитивные пожелания друг другу. Участники объединятся в группы, в которых будет обеспечена командная работа.

1.Приветствие.

2.Объединение в группы

3.Сообщается тема и цель занятия. Слайд 1

Участники образуют круг радости, соприкасаясь пальцами рук, желают друг другу отличного настроения и хорошей работы.

 Объединяются в  группы по  порядку чисел от 1- до5

5 мин

2.Введение в тему Актуализация опорных знаний.

Цель: Создать условия для определения (уточнения) участниками знания о цели (понятие цели).

Метод: Эвристическая беседа.

Задачи: Определить общий подход к понятию цели.

1.Задание группам:

Закончить предложения:             А )Целеполагание-это….

 Б) Цель урока -это…

В) Поставить цель, значит….

Г) Задачи-это…

Д) Определение цели урока начинается с операции продумывания….

2.Слайд 2 — желаемый ответ на предложенные вопросы.

 3.Диалог с участниками:

1 При формулировании цели какой вопрос должен задать себе учитель?

  1. Участники  групп обсуждают понятия и  формулируют ответы. Определения записываются в постере, а затем оглашаются аудитории
  2.  2 Принимают активное участие в беседе, высказывая собственную точку зрения.
  3. Группы сопоставляют свои ответы с предложенным образцом ответа

1 Вопросы:

-Чему научится ученик?

-Какой результат работы ученика можно будет увидеть?

-Что он хочет получить в результате её достижения?

 5 мин

3.Основная часть (теория+практика)

1.Цель: Организовать совместную деятельность участников по выявлению (определению) признаков правильно сформулированных целей и умению формулировать к уроку правильные цели.

2. Метод исследовательской беседы

Работа в малых группах.

3. Задачи: Определить понятие СМАРТ-цели.

Оценить цели по требованиям СМАРТ.

1.Групповые задания:

а) Обсудите в группах: по каким признакам можно характеризовать правильно сформулированную цель?

б) Охарактеризуйте цель урока с позиции « Смарт» Например:

 « К концу урока учащиеся смогут описать картинку времена года, используя не менее 5 прилагательных.»

 в)Разбейте цели на задачи

.(1. Учащиеся будут понимать значение имени прилагательного.

2Учащиеся будут практиковать употребление прилагательных с существительными

3. Смогут употреблять прилагательные в своей устной и письменной речи

2.Обсуждение работы групп, обмен мнениями.

3. Ознакомление с теорией вопроса, дать понятие СМАРТ-целей Слайды . Привести примеры: «Стать счастливой – не цель, а мечта».
 «Выйти замуж в следующем году» — СМАРТ-цель.

4. Ознакомление с примерами постановки целей урока с позиции ученика и учителя.

Формулирование цели урока с позиции учителя-традиционный подход. Например: Систематизировать знания об имени прилагательном.

Формулирование цели урока с позиции ученика- современный подход Например:

Ученики смогут составить словосочетание и предложения, используя прилагательные

-Ученики смогут использовать прилагательные в речи

Групповое задание:

а) Определите тип ошибки: например:

« Систематизировать знания об имени прилагательном».

Ошибка №1 : Учителя ставят цель не на ученика, а на себя

Результат ошибки:

Затрудняет понимание, чего ожидает учитель от ученика- какой продукт деятельности

Ошибка №2

Например: « Повторить пройденный материал».

Ошибка :Цели, которые ставит учитель, « размытые», их выполнение трудно измерить

Результат: Такие формальные цели- это уход учителей от ответственности за их достижение.

Ошибка№3

Например: Ученики поймут причины восстания  Кенесары.

Ошибка:

 Для формулировки целей учителя используют глаголы, действия которых нельзя измерить

Результат:

Следует избегать таких слов, как практиковать, узнать, знать, понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения Нужно использовать глаголы, действия которые мы можем увидеть, прочитать или услышать Такие глаголы как написать, классифицировать, сравнить помогут убедиться, что ученики поняли материал.

Ошибка №4

Например: Сегодня на уроке я расскажу Вам о творчестве великого казахского просветителя, поэта и писателя — Абае Кунанбаеве.

Тип ошибки:

Цели, как таковые не доводятся до учеников. Они подменяются темой.

Результат:

Затрудняется понимание учениками, что они должны достичь и ,соответственно, как их будут оценивать.

 Ошибка № 5

 Например, такая «многоэтажная» цель:

Ученики смогут найти в тексте 5 глаголов, определить их время, связать их с именами существительными и составить с ними 5 предложений.

Тип ошибки:

 Учителя путают цели с задачами. Поэтому цели бывают « многоэтажными» ,которые можно разделить на несколько задач

Цель-это то, что мы хотим достичь. Задача-это процесс, т.е  Как мы этого достигнем.

Пример, как « раздробить» такую цель на задачи.

Цель:

 ученики смогут составить 5 предложений в прошедшем времени с использованием изученных глаголов.

Задачи:

Ученики смогут найти в тексте 5 глаголов

Ученики смогут определить их время

Ученики смогут связать глаголы с именами существительными в предложениях.

Использование целей обучения помогает учащимся понять, чего они должны достичь в результате обучения.

 Во избежание типичных ошибок формулирования и реализации целеполагания, необходимо помнить:

План урока включает « СМАРТ»-цели и задачи урока

На уроке происходит:

-знакомство учеников с целями или вовлечение учащихся в постановку целей.

-уточнение понимания учащимися цели урока и определение шагов по её достижению ( критерии успешности)

-подведение итогов выполнения целей.

1-5 Участники в группах готовят презентации . Определяют признаки правильно сформулированных целей урока  .

1-5 группы характеризуют цель урока с позиции « Смарт».

Участники групп разбивают цель на задачи и приводят свои примеры

 4.Работают над выполнением группового задания с последующей презентацией аргументированного ответа на вопрос: «Какие преимущества дают цели, поставленные с позиции ученика?

Учителя определяют тип ошибки, формулируют её, определяют последствия ошибок  в обучении, знакомятся с результатами ошибочного планирования

5 мин.

Цель: Создать условия для определения понятия задачи и умению ставить задачи для достижения цели.

Метод эвристической беседы с аудиторией, работа в малых группах.

Задачи: Определить разницу в понятиях цель и задача

Составить задачи для достижения заданной цели.

1.Совместное обсуждение:

Как объяснить разницу между понятиями цель и задача? Приведите примеры.

Простейшие примеры:

Цель: Добиться чистоты окон.

Задача: Вымыть окна.

2.Групповое задание: Составить задачи для реализации методической цели учителя:

 «В течение первого полугодия освоить и использовать в ходе обучения учащихся 8 А класса приемы технологии развития критического мышления»

1.В совместном обсуждении определяется понятие задачи как пошаговой реализации цели. Участники приходят к пониманию цели как ответа на вопрос что хочу, а задачи-что для этого сделаю.

2. В групповом обсуждении составляют задачи к заданной цели с последующей презентацией.

15 мин

Примеры постановки цели урока с позиции ученика.

Предмет: Естествознание

Тема: Вода

Цель: В конце урока учащиеся могут перечислить свойства воды

Цель: В конце урока учащиеся могут рассказать о процессе перехода воды из одного состояния в другое.

Цель: В конце урока учащиеся исследуют воду в различных агрегатных состояниях( твёрдое, жидкое, газообразное) и опишут результаты исследования.

Цель: К концу урока учащиеся исследуют различные агрегатные состояния вещества и сравнят их

Цель: Ученики в конце урока придумают и напишут сказку о капельке воды.

Цель:В конце урока учащиеся смогут сделать вывод относительно разного агрегатного состояния воды

Уровень.

Знание ( Определение и отбор информации)

Понимание ( Понимание представленной информации, формулирование проблемы собственными словами)

Применение( использование понятий в новых ситуациях)

Анализ ( разбиение информации на связанные части)

Синтез ( обобщает, оценивает, рассуждает, создаёт)

Оценка ( оценивание на основе критериев)

Глаголы, определяющие деятельность учащихся

Перечислить, запомнить, назвать

Обсудить, определить, рассказать

Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать продемонстрировать, обнаружить, исследовать, провести эксперимент, показать ,решить, использовать

Проанализировать, сгруппировать, вычислить, классифицировать, сравнить, связать, противопоставить, обсудить, выбрать, проверить, провести эксперимент  различить разделить ,

Сгруппировать, собрать, скомбинировать, составить, создать, обобщить, объединить перегруппировать, подготовить, переписать

Сделать вывод аргументировать, решить, обосновать, измерить, проранжировать, выделить суммировать, доказать, выбрать, сравнить

Что делает учащийся

Воспринимает, запоминает, распознаёт

Объясняет, преобразовывает, демонстрирует

Решает проблемы, демонстрирует знания

Разделяет, обсуждает, раскрывает

Обобщает, формулирует, планирует

Дискутирует, оценивает, выбирает.

 Заключительная часть

Цель: Обобщить полученные сведения.

Метод исследовательской беседы.

Задачи: Дать определение целеполагания и составляющих целеполагания.

Конкретизировать правильное целеполагание и неправильное целеполагание.

Сформулировать цель данного занятия по типу СМАРТ.

В ходе диалога постановкой открытых вопросов понятие целеполагания определяется как неотъемлемая часть оценивания, требующая наличия четырех составляющих:

1. четкой формулировки целей

2. разбивки целей на задачи

3. мотивации и настойчивости

4. непрерывного оценивания

Выявляются признаки правильного и неправильного целеполагания.

Участники обобщают материал в совместном обсуждении следующих вопросов: Каковы требования к целеполаганию? Почему необходим анализ целей? Как понимать требования мотивации и настойчивости?

Каковы признаки правильного целеполагания?

Участники возвращаются к цели мастер-класса, сформулированной в начале занятия с позиции мастера и переформулируют с позиции участников.

10 мин.

7. Рефлексия

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным. В графу «И» — «интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Участники заполняют оценочные листы.

3 мин.

Мастер-класс

«Типичные ошибки в целеполагании»

Подготовил учитель: Исаев Е.С.

Цель 

это   прогнозируемый учителем результат работы ученика на уроке

Целеполагание –

это процесс выявления целей и задач

учителя и ученика,

их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Оно должно быть субъектным и

соответствовать планируемому результату .

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным .

 Поставить цель, значит , предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат деятельности .

задачи — это шаги по достижению поставленной цели.

Цели и задачи обучения

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

отражают социальный заказ общества и зависят от условий обучения, потребностей и возможностей учащихся. Выбор цели зависит от профиля учебного заведения.

СТРАТЕГИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

представляют собой конкретную реализацию целей на определенном этапе обучения. Они являются объективным отражением целей и должны быть адекватны

Требования

к формулированию целей урока:

 формулировки целей должны быть точными, конкретными;

 цели должны быть достижимыми при данных условиях ;

  • цели должны быть осознанными.
  • цели должны быть понятными;

• цели должны быть реальными;

  • выбор целей должен быть своевременным;
  • цели должны описывать желаемый результат.
  • цели должны быть побудительными (побуждать к действию).
  • цели должны быть диагностируемы(качественно или количественно);
  • цели должны быть согласованы между собой, непротиворечивы.

Определение целей урока

начинается

с операции продумывания по нисходящей линии:

Цели обучения

Цели предмета

Цели темы

Цели данного урока

Цели на каждом этапе урока

Цели соотносятся с особенностями класса

Каждый учитель должен уметь:

  • объяснять, что такое цель урока;
  • уметь преобразовать общую цель урока в систему знаний и умений, которыми должен овладеть ученик на уроке;
  • проводить опрос с позиций достижения целей и учителем, и учеником;
  • объяснять, почему новый материал – часть целостной «картины мира».

Цель урока не имеет смысла,

пока она не стала целью учеников.

Для формулирования цели можно использовать выражения:

написать,

перечислить,

выполнить,

систематизировать

выбрать,

назвать,

дать определение,

проиллюстрировать,

..

Обучающие цели:

Развивающие цели:

Воспитывающие цели:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности. вызвать интерес пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,выразить свое отношение…прививать, укреплять… навыки .

От того, насколько правильно поставлены цели, зависит 80% успеха компании. В материале «Как составлять цели компании» мы как раз говорили о грамотном подходе к целеполаганию. Тем не менее, никто не застрахован от ошибок. Ниже мы собрали самые распространенные:

1. Тактические цели затмевают стратегические
По мнению советника генерального директора Моби.Деньги Наили Замашкиной, во многих компаниях уделяется внимание преимущественно тактическим целям, тогда как о стратегических просто забывают. Этот просчет особенно характерен для периода кризиса. «Основная ошибка при краткосрочном планировании — это игнорирование стратегии развития компании как минимум на год. Некоторые компании сейчас вздохнули: какие там 3 года, нам бы хоть на год вперед разобраться со стратегией. В итоге, пользуясь квадратом Эйзенхауэра (важно-срочно, важно-не срочно, не важно-срочно, не важно — не срочно), компании тонут в текущих задачах, которые уже важны и срочны. А стратегические задачи остаются в следующем квадрате:(важно-не срочно). Проходит время, тратятся ресурсы, а компания по-прежнему как была далека от своей стратегии развития, так там и находится».

2. Краткосрочные цели не связаны с долгосрочными
Некоторые руководители ставят такие цели: сейчас мы хотим любой ценой получить больше денег (пусть даже не прибыли, например, оборотных средств, поскольку нужно отдавать кредит банку), а завтра «трава не расти» — будь что будет! Сегодняшняя цель достигается, а «завтра» вам приходится пожинать плоды непродуманных действий. Анастасия Романова, генеральный директор рекламного агентства RomMed говорит так: «Если я буду гнаться за оборотами и предлагать клиентам ошеломительные скидки, то проектов, разумеется, у меня будет много. Но это вовсе не означает, что у моего агентства увеличится прибыль. К тому же, навряд ли мы с сотрудниками сможем полноценно работать над всеми этими проектами. Следовательно, качество оказываемых услуг снизится, и это будет удар по репутации агентства».

3. Цели, которые противоречат друг другу
Зачастую руководитель в постановке целей напоминает сюжет басни «лебедь, рак и щука». Он ставит множество целей, которые противоречат друг другу и совсем не коррелируются между собой.

4. Невнятность постановки целей
«Повысить культуру обслуживания», «увеличить долю рынка», «расширить товарную линейку» — вы понимаете, что обозначают все эти абстрактные слова?! Только честно?!

5. Бизнесменам не хватает амбиций

Предприниматели ставят недостаточно амбициозные цели — и в результате зарабатывают рубль там, где можно было заработать миллион.

Несколько лет назад никому неизвестный студент разрабатывал соцсет и ставил перед собой удивительно амбициозную цель: «Facebook сделает мир лучше!». Данная цель говорила о том, что он собирался охватить и осчастливить, немного-немало, весь мир. В то время как многие его однокурсники по Гарвардскому университету мечтали, чтобы их проекты стали настолько успешными, чтобы они смогли сами оплачивать обучение. Это был их потолок мечтаний. Сейчас нет сомнений —  в постановке целей им нужно было брать выше.

6. Невыполнимые цели
«Хотим поднять продажи в два раза» — отличная цель, которую мечтают достигнуть многие предприниматели. Сама по себе цель вполне выполнима, но здесь важно понимать — с помощью каких средств вы ее собираетесь достигать. Мало просто сказать менеджерам по продажам: «Ваш план на месяц увеличен вдвое» — это их, скорее всего, демотивирует. Необходимо понимать, какова ситуация в целом на рынке (спрос падает или растет, или стоит на месте), что делают конкуренты (делаю ли они какие-либо акции, распродажи, что у них с ценами относительно вашей компании).
Инна Иголкина руководитель компании Timesaver считает так: «Не стоит надеяться, что клиент ничего не понимает про цены, напротив, клиенты обычно тоже занимаются маркетинговыми исследованиями относительно цен на рынке. Если ваши цены неконкурентоспособны – нужно радоваться тем продажам, которые есть сейчас, а не ставить невыполнимые задачи». Если же цены выдерживают конкуренцию, то можно предложить клиенту что-то еще (например, услугу по доставке товара, сервисное обслуживание, подарок, скидку), то есть нужно искать способ привлечь дополнительных клиентов (с помощью маркетинга и рекламы).

 7. Цели без срока
Некоторые сотрудники бравируют профессионализмом и говорят, что им, как творческим единицам, сроки не нужны. Они же могут добиться этих целей гораздо раньше, если на них не давить! Вроде как дисциплина, формализация и сроки — пережиток прошлого, а в нынешних современных условиях царит демократический подход. Тем не менее, сроки – это определенная дата, когда руководитель просит предоставить отчет об обещанных результатах, благодаря им становится понятно: справляется сотрудник с работой или нет. Кто бы что не говорил, но без четкой дисциплины и соблюдения сроков даже самая творческая команда не может двигаться дальше. Кстати, если сотрудники вновь заговорят о «творческом» подходе к делам, можете поставить им в пример Людвига ван Бетховена и Николу Тесла, у которых был «пункт» на дисциплине.

8. Сотрудники не понимают цели
Зачастую руководителю «некогда» довести цель до полной конкретики. Он рассчитывает на то, что они «сами догадаются». Но цель должна быть конкретной, измеримой, амбициозной, реалистичной и определенной во времени, только в этом случае сотрудник понимает, что руководитель поставил перед ним цель. Все остальное может быть воспринято как добрая беседа двух коллег.

9.  Цель сформирована как негативная
Обычно это продиктовано свойством человека реагировать на проблему бегством от нее, а не устранением причины. Другими словами, цель должна отражать движение к желаемому результату, а не стремление убежать от проблемы. Например: вместо цели  «минимизировать риски в определенной области деятельности фирмы» лучше декларировать её так: «разработать и применить процедуру управления рисками».

10. Слишком узкие, вырванные из контекста цели
По мнению Анны Баранник (рекламная группа «Успешные проекты»), распространенная ошибка планирования бизнеса, когда цели касаются только развития отдела продаж. Например, увеличение количества сделок и суммы среднего чека, увеличение доли существующего рынка и выход на новые рынки. Действительно, продажи – это основа бизнеса, и без них ни о каком развитии не может быть и речи. Но нужно понимать, что в любом бизнесе есть и другие сферы, которым необходимо уделять пристальное внимание — это и сфера финансов, и управление персоналом, и вопросы сервиса.

Только постановка стратегических и тактических (краткосрочных) целей в каждом подразделении и департаменте компании позволит создать многомерную картину общего результата и достичь измеримых результатов.

Заключение
Компания без цели как корабль без паруса. Не понятно, куда плывет, и навряд ли сможет преодолеть хотя бы маленький шторм. Целей у вас должно быть несколько: как стратегических, так и краткосрочных. Также важно, чтобы эти цели были не только конкретными и привязанными к определенному сроку, но и имели позитивный настрой и заряжали сотрудников энергией. И еще к целям должны стремиться не только руководители, но и каждый рядовой сотрудник. Иначе целеполагание может превратиться в проформу, сделанную для успокоения руководителя.

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Типичные ошибки при постановке целей

1.
Игнорирование
стратегической цели
.
Во многих компаниях уделяется внимание
преимущественно тактическим (финансовым)
целям, тогда как о стратегических
зачастую забывают.

Примеры
тактических целей:

ускорить
темпы роста прибыли;

повысить
рентабельность;

увеличить
объем денежных поступлений.

Но
финансовое будущее организации
обеспечивают стратегические цели, а их
постановка и достижение требуют
существенных затрат времени и ресурсов.

Примеры
стратегических целей:

увеличить
долю рынка;

улучшить
качество продукции/услуг;

заботиться
о репутации компании;

повысить
стоимость компании.

2.
Негативная
формулировка цели
.
Эта весьма распространенная ошибка
продиктована свойством человека
реагировать на проблему бегством от
нее, а не устранением причины. Но корректно
поставленная цель должна отражать
движение к желаемому результату, а не
на стремление убежать от проблемы.

Примеры
негативной формулировки целей:

минимизировать
риски в определенной области деятельности
фирмы;

сократить
число опозданий на работу;

уменьшить
численность рекламаций.

При
такой постановке целей возникает большое
количество запретов, что зачастую
сковывает инициативу сотрудников. В
итоге они боятся действовать, чтобы не
навлечь на себя гнев руководителя.
Избежать негативных последствий помогут
позитивные формулировки, предлагающие
в качестве цели желательную для компании
перспективу, к которой она должна
стремиться. Если приведенные выше
примеры целей представить как позитивные,
то получим примерно следующее:

разработать
и применить процедуру управления
рисками;

выделить
транспортное средство для развозки
сотрудников;

улучшить
качество выпускаемой продукции.

3.
Размытая
формулировка цели
.
Часто встречаются формулировки целей
вроде «повысить эффективность», «наладить
трудовую дисциплину», «стать лучшими
на рынке» и т.п. В протоколе совещания
одной компании была зафиксирована и
такая цель: «В связи с разветвлением
структуры организовать более четкое
взаимодействие между подразделениями».
Это цели из разряда недостижимых.
Например, директор компании поставил
цель — наладить оперативный обмен
информацией между коммерческим и
логистическим отделами. Через некоторое
время их начальники доложили, что цель
достигнута. Когда же директор захотел
узнать, в чем заключается обмен
информацией, выяснилось, что люди просто
стали чаще общаться.

Руководитель
ожидал другого результата, но, поскольку
цель не соответствовала критериям SMART
(в частности, не был определен критерий
оценки ее достижения), то подчиненные
не знали, чего именно от них ожидают.
Директору нужно было сформулировать
цель, к примеру, таким образом: наладить
оперативный обмен информацией между
коммерческим отделом и отделом логистики
путем еженедельного предоставления
друг другу отчетов о проделанной работе
по следующей форме (перечислить, какие
показатели каждый отдел должен включить
в свой отчет).

4.
Частичное
применение концепции управления по
целям
.
Игнорирование любого из аспектов МВО
приводит к тому, что все усилия,
направленные на его внедрение, оказываются
бесполезными.

Причины
этого кроются в следующем:

цели
нижнего уровня недостаточно четко
сформулированы;

эти
цели не отражают потребностей компании
(не связаны с целями более высокого
уровня);

не
назначены ответственные за каждый
участок работы.

Чтобы
устранить эти причины, руководитель
компании должен согласовывать цели для
подразделений с их руководителями,
практику же единоличной постановки
целей и донесения их до исполнителей
необходимо искоренить.

5.
Официально заявленные цели не отвечают
реальности. Нередки ситуации, когда
руководитель, официально декларируя
определенные цели, игнорирует их,
принимая управленческие решения.
Например, цель своей работы компания
может определить так: «Мы должны любить
нашего клиента», а начальник одного из
ее отделов даже не собирается реагировать
на поступающие рекламации…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

bow

Все мы ставим перед собой какие-либо цели, после чего начинаем двигаться к ним. Все хорошо, мы мотивированы и находимся в полном восторге от того, что нас ждет в будущем. Но затем что-то идет не так: выясняется, что для достижения цели потребуется намного больше времени, чем планировалось, а блестящие перспективы забываются. К сожалению, постановка цели — это достаточно сложный процесс и все может пойти не так спустя уже несколько дней. Хорошая новость в том, что этому искусству можно научиться, если мы будем избегать самых распространенных ошибок.

1

Ставить нереалистичные цели

Когда вы только думаете о том, чего хотите достичь, важно выпустить свои фантазии и амбиции на волю. Однако как только вы нащупали цели, убедитесь в том, что они реалистичны и вы сумеете их достичь, сохраняя мотивацию и дисциплину.

Пробежать марафон вы не сможете сразу, поэтому ставьте пошаговые цели. Если вы хотите стать лидером компании, то у вас может получиться лишь в том случае, если вы будете двигаться к этой мечте, постепенно повышая свои навыки.

Наилучшим методом постановки целей является техника SMART.

2

Фокусироваться на небольшом количестве областей

Представьте, что вы написали список целей на следующий год: повысить продажи на 25%, попросить повышения и читать по пять книжек о лидерстве каждый месяц. Это прекрасные цели, однако недостаток такого подхода в том, что вы не обращаете внимание на другие области жизни. Если мы говорим о счастье, то вы не сможете чувствовать себя удовлетворенным до тех пор, пока главные области вашей жизни не будут сочетаться между собой. Используйте технику «Колесо жизни» для достижения гармонии.

3

Недооценивать время выполнения задачи

Как часто задача или проект отнимали у вас больше времени, чем вы планировали? Вероятно, так часто, что всех случаев и не вспомнить. Если вы недооцените время, необходимое для выполнения задачи, то можете демотивировать себя и сдаться.

Изучайте навыки тайм-менеджмента для того, чтобы планировать свои дела наиболее эффективным способом.

4

Не ценить поражения и неудачи

Не имеет значения насколько вы талантливы и упорно трудитесь — неудачи будут преследовать вас с завидной регулярностью. Однако поражения определяют наш характер и образ мышления. Будьте всегда оптимистично настроены, особенно когда у вас что-то не получается. Относитесь к сложностям как игре и всегда оставайтесь любопытными: «Почему у меня ничего не получилось? Какие уроки я могу извлечь из своего поражения?».

Простой совет: при победах радуйтесь, как ребенок, при поражениях отключайте эмоции, анализируйте и размышляйте критически.

5

Ставить цели, навязанные со стороны

Некоторые люди (родственники, друзья, начальник) могут повлиять на вас таким образом, что при постановке своих целей вы будете ориентироваться на их мнение. Несмотря на то, что они могут желать вам только лучшего, тщательно анализируйте свои мысли и эмоции. Действительно ли вы этого хотите?

Однако помните, что иногда хорошие взаимоотношения — это и есть ваша цель, поэтому научитесь быть ассертивными. Уважайте мнение других людей, но при этом имейте и свое собственное.

6

Не отслеживать прогресс

Достижение даже промежуточной цели требует времени. Поэтому если вы не отслеживаете свои успехи, то запросто можете потерять мотивацию.

Ставьте небольшие цели (ведущие к достижению больших), отмечайте их в журнале успеха и празднуйте свои достижения. Это придаст вам сил и энергии двигаться дальше.

Отслеживание прогресса также помогает пересматривать свои цели. Ваши приоритеты изменились? Вам нужно больше времени, чтобы привить себе определенный навык? Цели не высечены из камня, как и вы. Так что, если вы, ваша личность и ценности изменились, корректируйте и свои планы.

7

Ставить «негативные» цели

То, как именно вы думаете о своей цели, влияет на вашу уверенность при ее достижении. Например, вы можете поставить своей целью «сбросить вес». Однако это словосочетание имеет негативную коннотацию и заставляет вас думать о том, о чем не хотите — вашем весе. Перефразируйте свою цель на «быть здоровым» и вы почувствуете, что ваше желание достичь этой цели увеличилось.

Второй пример: вместо «прекратить оставаться допоздна на работе» думайте о том, чтобы «проводить больше времени со своей семьей». Разница в том, что в первом случае вы отказываете себе в чем-то без причины, тогда как во втором вы понимаете, зачем хотите достичь этой цели.

8

Ставить слишком много целей

Возможности человека невероятны, однако у всех нас имеется всего 24 часа в день. Фокусировка на большом количестве целей может привести к стрессу и прокрастинации.

Поэтому концентрируйтесь на качестве, а не на количестве. Установите себе три цели и твердо решите идти к ним каждый день. Если вы их достигнете, то вполне вероятно осознаете, что косвенно достигли успеха в других сферах. Например, написав книгу, вы поймете, что не только овладели навыками письма, но также научились общаться с людьми и разбираться в психологии.

Желаем вам удачи!

Правильный подход к целеполаганию помогает достичь успеха


Правильный подход к целеполаганию помогает достичь успеха

Процесс формирования и расстановки целей требует тщательной проработки. Об основных правилах целеполагания и частых ошибках расскажут РБК Тренды

Что такое целеполагание

Целеполагание — это осознанный процесс определения своих потребностей и мотивов, то есть постановка личных или рабочих целей. В первую очередь следует помнить о том, что цель и план — это две разные вещи.

В основе целеполагания всегда лежит потребность, так как в первую очередь наши цели исходят из того, что нам действительно необходимо. «Пирамида потребностей» Абрахама Маслоу содержит в основании базовые нужды человека или физиологические. Далее следует потребность в безопасности, затем — в принадлежности к социальной группе, выше — потребность в уважении, на вершине — потребность в самовыражении. Таким образом, мы расставляем цели в зависимости от актуальной на данном этапе потребности.

Вторым элементом целеполагания является мотив — это то, что подталкивает нас к действию. При расстановке целей очень важно определить свой уровень мотивации, так как без нее достичь что-либо намного сложнее, но другая крайность может привести к спешке и ошибкам. Чрезмерность и крайности как правило мешают идти к своей цели.

Третья составляющая целеполагания — осознанность. Чтобы стремиться к цели — личной или коллективной, — необходимо делать обдуманный выбор, соответствующий внутренним мотивам, либо идти своим путем, осознавая саму цель и шаги к ней. То есть понимать, что и для чего мы делаем. Это и есть осознанное целеполагание, которое применяется как в жизни, так и в бизнесе.

Фото:Tristan Fewings / Getty Images

Чем полезно целеполагание

Иногда наша глобальная цель представляется в общих чертах и довольно размыта, есть только понимание того, что необходимо для удовлетворения текущей потребности. Правильный подход к целеполаганию эффективен в определении шагов и позволяет четче представить и сформировать большую цель, а также понять, для чего она нужна и какой результат следует за ее достижением.

Кроме того, целеполагание формирует систему расстановки приоритетных задач и алгоритм их решения. Такая системность помогает упорядочить повседневную жизнь и бизнес.

Целеполагание: мнение эксперта

Для более широкого понимания этого метода, мы обратились к эксперту. Подробнее о целеполагании расскажет Анна Девятьярова, HR-консультант, преподаватель, автор проекта HRPROSVET.

Чем целеполагание отличается от стандартного планирования?

Для меня целеполагание и планирование все-таки разные вещи. Цель — это видение будущего результата, к которому вы стремитесь в своей личной жизни или карьере. Цель должна быть и у бизнеса, на эту тему писал Фредерик Лалу, создатель концепции «бирюзовых» организаций. По его мнению у каждой компании должна быть эволюционная цель, которая придает смысл ее существованию. Очень похожий взгляд у Джона Стрелеки, автора книги «Большая пятерка для жизни» — в книге он описывает Цель Существования, причем именно так — с заглавных букв. И вот эти заглавные буквы говорят о многом, фокусируя внимание читателя на первостепенном значении цели. В свою очередь планирование — это процесс разделения цели на задачи и распределения времени и ресурсов на их выполнение.

Фото:Unsplash

С чего начать целеполагание?

Интересно, что если вы ищете информацию по целеполаганию, то найдете техники тайм-менеджмента, планирования, самоконтроля и борьбы с прокрастинацией, но про выбор цели написано не так много. Почему? Думаю, что это связано с максимальной субъективностью процесса выбора цели. Все мы очень разные, нельзя выбрать цель как у соседа или копировать Илона Маска. Вы должны сознательно прийти именно к своей цели, даже если она не похожа на выдержки из интервью топ-100 самых успешных людей планеты. Для этого вам нужно много рефлексировать, размышлять о себе и своем деле: что у вас хорошо получается? Почему вы чувствуете себя некомфортно на своем рабочем месте? Что дарит вам хорошее настроение? Чему вы хотели бы научиться? Только задавая вопросы самому себе и пытаясь честно на них ответить, вы сможете прийти к осознанной постановке цели.

Как избежать ошибок при целеполагании?

На мой взгляд, самая распространенная ошибка при целеполагании — отсутствие действия. Настоящие прорывы всегда совершаются благодаря действиям, даже если они не приносят ожидаемый результат. Если в настоящий момент вы чувствуете себя растерянным, например, не знаете, стоит ли менять профессию, то ваша задача — начать действовать. Найдите бесплатные уроки и интервью представителей интересующей вас сферы на YouTube — нравится ли вам то, что они рассказывают? Если да, то идите дальше, возможно, стоит пройти обучение по выбранной специальности и начать искать работу, ходить по собеседованиям. Да, даже если оффер по классной вакансии вам пока не предлагают, вы расширяете свой кругозор, знакомитесь с новыми людьми, у которых могут быть совершенно неожиданные взгляды. И именно в процессе деятельности (при помощи рефлексии) в какой-то момент вы нащупаете ту самую цель.

Как повысить эффективность целеполагания?

Существуют методы, которые призваны помочь вам поставить себе цель, например:

  1. Дерево целей. Это визуальное воплощение вашей глобальной цели и более мелких целей-шагов, которые помогут ее достичь.
  2. Колесо баланса. Диаграмма — круг, разделенный на сектора, отвечающий за разные сферы жизни человека: здоровье, семью, работу и т.д. Каждый сектор заполняется цветом или оценивается по шкале от 1 до 10 по степени удовлетворенности. Такое наглядное воплощение жизни человека дает ему понимание, на чем нужно сосредоточить внимание и какие цели поставить, чтобы достичь успеха в определенной сфере.
  3. Цели по SMART. Аббревиатура обозначает набор свойств, которыми должна обладать цель, когда вы ее формулируете. Specific — конкретная, Measurable — измеримая, Achievable — достижимая, Relevant — согласованная, Timebound — ограниченная во времени. Кстати, есть разные трактовки буквы A в аббревиатуре SMART. Чаще всего ее переводят как achievable или attainable — достижимый, это означает, что при постановке цели вы должны реалистично смотреть на мир. Однако есть и второй вариант — ambitious, амбициозный. Иногда нашим целям действительно не хватает амбициозности и масштаба для того, чтобы стать по-настоящему вдохновляющим стимулом.

Два совета для успешного целеполагания

  1. Записывайте. Культура ведения личных дневников как-то ушла из нашей жизни, сохранившись только в музеях. На самом деле очень важно записывать свои размышления и чувства, это, с одной стороны, помогает вам избавиться от ненужных мыслей, с другой — дает возможность проанализировать свои действия и выбрать направление для развития, а там и до цели недалеко.
  2. Не стесняйтесь обращаться к специалисту. Помогающие профессии, такие как коуч, карьерный консультант, психотерапевт пока встречают в нашем обществе настороженное к себе отношение, а зря. Если вы чувствуете, что психологически тяжело и вы не справляетесь с постановкой цели, не знаете, с чего начать, обратитесь к специалисту, который обладает экспертизой в решении подобных проблем, в этом нет ничего страшного.

Данная статья поможет проверить, правильно ли вы ставите цели, избежать ошибок и сэкономить время.

Вдумчиво прочитайте пункты и отметьте те, которые вам подходят. Если есть хоть одно совпадение, это повод задуматься и пересмотреть свою цель или план ее достижения.

Список ошибок универсален, по нему можно диагностировать любую цель: верна ли она, в правильном ли направлении вы идете. 

1. Спешка при определении цели

Когда мы торопимся, мы начинаем нервничать и волноваться, что может привести к отрицательному результату. Не зря же говорят: «поспешишь — людей насмешишь». Подгонять себя можно, но только когда ваш талант найден и цель ясна. Помните: начинать жизнь с чистого листа нужно вдумчиво, а не впопыхах.

2. Игнорирование чувств и эмоций

Для того, чтобы достичь цели, нужно чтобы она откликалась в душе. Предназначение дается свыше, поэтому мозг может лишь немного помочь, но самое большое внимание следует уделить своей душе и внутренней гармонии чувств и эмоций. Остановитесь и подумайте: вы идете к своей целе через отклик души или через подсказки вашего мозга?  

3. Сомнения в достижимости цели до начала действий

Часто случается, что из-за отсутствия знаний и опыта человек перестает видеть перспективу и просто отказывается от цели или надолго откладывает. Чтобы такого не случилось, очень важно сделать первый шаг.

4. Следование чужим мнениям, шаблонами и стереотипам

Только ВЫ можете знать: ваше или не ваше. Не гонитесь за престижностью цели. Это хорошо лишь для расширения зоны комфорта, но не более того. Прислушивайтесь к чужому мнению, только если оно действительно находит отклик в душе.

5. Желание кому-то что-то доказать

Не забывайте, цель всегда направлена только на реализацию вашего предназначения. Оно уникально и неповторимо, поэтому соперничество и доказывание что-либо кому-либо бессмысленно и неуместно.

6. Отсутствие расширения зоны комфорта

Люди слишком привыкают проживать «день сурка» неделю за неделей, не желая выходить из зоны комфорта и что-то менять. 

При этом многие продолжают мечтать о чем-то, но боязнь перемен мешает сделать шаг.  Именно поэтому если ваша душа кричит «Это мое», очень важно туда двигаться.

7. Цель ставится для других людей

Запомните: ваша цель — это в первую очередь ваша цель. Она не должна быть сосредоточена на помощи миру и других людях. Она должна быть направлена на реализацию вашей уникальности и вашего личного предназначения.

8. Метание от одной цели к другой

Когда ожидание результата не совпадает с реальностью, большинство людей всё бросают и бегут в другую сторону. Помните, «первый блин комом» — это нормально. Главное — выбрать одну цель и заниматься ее реализацией, чтобы не было расфокуса на несколько целей одновременно.

9. Откладывание действий

Если всё время откладывать реализацию цели на потом, вы рискуете так и остаться нереализованным. Необходимо прописать четкий план и начать действовать.

10. Выбор денег в качестве главной цели

Деньги — это лишь повседневные материальные блага. Они могут поощрять вас, но не должны быть главными мотиваторами, так как они к вашей цели не относятся.

11. Туманные неконкретные цели

Обобщенные цели по типу «хочу быть богатым», «хочу быть успешным» ни к чему не приведут. Нужна конкретная расписанная цель.

12. Придание чрезмерной важности и значимости цели

Излишний фанатизм только вредит. Когда вы сосредоточены только на своей цели и вкалываете ради ее достижения 24/7, ресурсное состояние быстро перегорает. Помните, всегда должен быть хотя бы один выходной день в неделю, чтобы вы переключили свое внимание и расслабились физически и эмоционально. В такие дни отдыха и приходят гениальные идеи!  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тигуан ошибка p2015 дизель
  • Типичные ошибки телефонного диалога
  • Типичные ошибки при написании эссе
  • Тигуан ошибка p10a000
  • Типичные ошибки спп