Типичные ошибки огэ география 9 класс

Минаева Светлана Александровна — Типичные ошибки в заданиях ОГЭ по географии и пути их решения

Типичные ошибки в репетиционном ОГЭ по географии:

  • — Сложности использования географических карт при ответах на вопросы.
  • — Сложности с решением математических вычислений.
  • — Невнимательность.

1. Действительно, оказалось очень большой проблемой для учащихся – это найти карту, которая поможет ответить на заданный вопрос! В связи с этим необходимо еще несколько раз просмотреть все атласы за 7, 8 и 9 классы.Рассмотреть общегеографические и тематические карты, которые в них находятся. Еще раз объяснить учащимся, на какие вопросы с помощью этих карт можно ответить и привести конкретные примеры из заданий ОГЭ.

Например:

Опре­де­ли­те ре­ги­он Рос­сии по его крат­ко­му опи­са­нию.

Этот край имеет при­мор­ское по­ло­же­ние. Его ад­ми­ни­стра­тив­ный центр на­хо­дит­ся на рав­ном рас­сто­я­нии от Се­вер­но­го по­лю­са и эк­ва­то­ра. Ос­нов­ные формы ре­лье­фа — горы (вы­со­той более 3000 м) и низ­мен­ность. Жи­во­пис­ные гор­ные ланд­шаф­ты, мор­ское по­бе­ре­жье, ле­чеб­ные грязи и ми­не­раль­ные ис­точ­ни­ки при­вле­ка­ют в край боль­шое ко­ли­че­ство ту­ри­стов и от­ды­ха­ю­щих.

Ответ: ______________________ край.

2. Многие дети, сдающие географию, имеют гуманитарную направленность и не сильны в математике. Необходимо еще раз проговорить с учащимися, как округлить число до сотых или до десятых, как решить задачу с помощью уравнения и т.д. Здесь необходима тренировка по решению различных видов географических задач.

Например:

Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы «Гру­зо­обо­рот по видам транс­пор­та в РФ в 2012 г.», опре­де­ли­те долю тру­бо­про­вод­но­го транс­пор­та в общем гру­зо­обо­ро­те (в %). По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до це­ло­го числа.

Гру­зо­обо­рот по видам транс­пор­та в РФ в 2012 г. (млрд тонно-ки­ло­мет­ров)

Транс­порт – всего

4998

в том числе по видам:

же­лез­но­до­рож­ный

2222

ав­то­мо­биль­ный

248

тру­бо­про­вод­ный

2397

вод­ный (мор­ской и внут­рен­ний вод­ный)

126

воз­душ­ный

5,1

3. Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в самых легких заданиях. Учащиеся путают «больше-меньше», «моложе-старше» и т.д.

Например:

Почвы какой из пе­ре­чис­лен­ных при­род­ных зон Рос­сии имеют наи­бо­лее вы­со­кое есте­ствен­ное пло­до­ро­дие?

1) тайга

2) пу­сты­ня

3) степь

4) ши­ро­ко­лист­вен­ные леса

По ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных видов про­дук­ции доля Ев­ро­пей­ско­го Се­ве­ра в об­ще­рос­сий­ском про­из­вод­стве наи­бо­лее ве­ли­ка?

1) ка­мен­ный уголь

2) цел­лю­ло­за и бу­ма­га

3) ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние

4) сахар и са­хар­ная свёкла

В данном случае мы должны научить детей находить важные слова в вопросах и их обязательно подчеркивать.

                                                                                                    Анализ

итоговой административной  работы (тест) по географии в 9 классе

Дата проведения : 20 апреля 2016 года

Место проведения : МОУ – сош с. Кирово

Всего в классе : 7 учащихся

Приняли  участие  7 учащихся из 7 ( 100 %)

 Соответствие результатов экзамена в баллах и отметках:

Успеваемость –  86 %

Качество знаний – 57 %

Получили: «2» — 1 уч.

                   «3» — 2 уч.

                   «4» — 4 уч.

                    «5» — нет

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего

Есин Слава

1

1

1

0

1

1

1

0

0

1

2

1

10 б .

Карпенко Алена

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

2 б.

Мукашов Дамир

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

7 б.

Нурмухамбетова Алия

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

2

1

11 б.

Кашканалиев А.

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

8 б.

Попов Юра

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

2

1

11б.

Швадченко Яна

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

2

1

11 б.

Типичные  ошибки :

1. Природоиспользование и геология – 2

2. География России – 11

3. 1 особенности ГП России – 1

3. 2 население России – 14

3. 3 хозяйство России – 2

Выводы: 

В целом географическую подготовку обучающихся  9 класса можно считать удовлетворительной. Большинство  знают основные географические факты, понимают географические закономерности и имеют пространственное представление о географии природных и экономических явлений, умеют выбрать источник географической информации для решения конкретной задачи и найти в нём нужную информацию, представленную в явном виде, умеют читать карту.
Рекомендации :

1.Учителю-предметнику Рожковой Т.А. провести анализ ошибок, допущенных обучающимися при выполнении тестирования.

2.В систему работы по подготовке ОГЭ включить повторение материала по разделам и темам : «География России» :  «Население России»,  «Особенности ГП России»,  : «Тектоническое строение и геология».

3.Включать виды работ , которые будут способствовать навыку работы с картой.

4.Усилить адресную подготовку обучающихся ,набравших наименьшее количество баллов.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут). В работе использовались задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. В проверяемые задания включены умения работать с картами атласа, причем не просто считывать информацию, а самостоятельно выбирать необходимые карты, находить в них требующуюся информацию. Содержание заданий проверяли географические знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии. 
Экзаменационная работа состояла из 30 заданий разных типов. Задания проверяли знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения в жизненном, практическом контексте.
Работа включала 19 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов; 8 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв); и 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.Работа содержала 16 заданий базового уровня сложности, 11 заданий – повышенного уровня и 3 – высокого.

Из требований блока «Знать/ понимать» на экзамене проверялось знание географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли, различий в хозяйственном освоении разных территорий, особенностей географического положения РФ, природы, населения и хозяйства России, природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем и мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Для проверки знания и понимания географических особенностей природы, населения, экономики мира и России использовались задания двух видов – на проверку непосредственно знания фактов и на понимание взаимосвязей и закономерностей природных, социальных и экономических явлений и процессов, и особенностей их проявления на конкретных территориях.
Анализ результатов экзамена показал, что у значительной части обучающихся географические компетентности сформированы недостаточно.
Обучающиеся, получившие отметку «3», составляют весь класс ( 100 %). Они владеют базовыми умениями работы с источниками географической информации (картографическим, статистическим), знают и понимают основные географические термины и понятия. Однако применять имеющиеся знания и умения для решения задач даже в незначительно измененных ситуациях они не могут.
Одним из главных недостатков подготовки выпускников по географии является несформированность умений работать с различными источниками географической информации, прежде всего – с географическими картами. Обучающиеся не имеют навыков работы с топографической картой, что привело к затруднениям в выполнении задания № 20 (определении направлений на картах и по плану местности). Это говорит об удовлетворительном уровне сформированности умений (выполнение заданий данного типа составило 35%). Умение определять направление на картах и плане местности сформировано лучше. Его показали до 50% выпускников. Экзаменуемые не знают промежуточные стороны горизонта. С заданием №22 (построение профиля) не справилось до 50%. Это значит, что экзаменуемые не представляют, как выглядит местность, изображенная горизонталями. Несформированность у обучающихся умений работы с топографическими планами и картами может быть объяснена сокращением времени, отводимого базисным учебным планом на изучение географии в 6 классе. До 15% не могли выбрать нужную карту для определения границ в задании № 2. Сложным для обучающихся оказалось задание №18, связанное с применением знаний в новой ситуации.
Для большинства обучающихся в экзамене сложным оказалось задание
№ 30 (блок: материки, океаны, народы, страны). Задания №№ 5,6,23,24 показали, что обучающиеся не всегда уверенно могут самостоятельно выбрать необходимую карту и получить с её помощью нужную информацию. 
Недостатком подготовки части выпускников является непонимание некоторых географических терминов и понятий: экологические процессы (задание №13), циклон, антициклон (задание №№ 11 – 12).
В курсе географии России имеются пробелы в знаниях о природных заповедниках (задание №6), о природных заповедниках (задание №17). До 50% обучающихся не умеют анализировать синоптическую карту (задание №11), прогнозировать погоду (задание №12). Это можно объяснить тем, что не во всех учебниках географии России имеется эта карта, не отработаны навыки работы с ней. Необходимо использовать синоптические карты, помещенные в СМИ. В задании №8, где требовалось определить среднюю плотность населения района по данным о численности его населения и площади территории, справилось около 50% выпускников. Не умеют сравнивать значение естественного показателя прироста населения регионов, имея данные показателей смертности (до 10%).


Типичные  ошибки :

1. Источники географической информации – 5

2. Природа Земли и человечества – 4

3. Материки, океаны, народы и страны – 8

4. Природоиспользование и геология – 7

5. География России – 45

5. 1 особенности ГП России – 8

5. 2 природа России – 13

5. 3 население России – 13

5. 4 хозяйство России – 2

5. 5 природно-хозяйственное районирование России –3

5. 6 Россия в современном мире – 6

Выводы: 

В целом географическую подготовку обучающихся  9 класса можно считать удовлетворительной. Большинство  знают основные географические факты, понимают географические закономерности и имеют пространственное представление о географии природных и экономических явлений, умеют выбрать источник географической информации для решения конкретной задачи и найти в нём нужную информацию, представленную в явном виде, умеют читать карту.
Около половины понимают суть некоторых географических показателей, умеют найти данные для их определения и определить их; более 45%  могут делать простейший прогноз по карте погоды, умеют определять различие в поясном времени территорий, выявлять эмперические зависимости на основе анализа данных, интерпретировать информацию, представленную в разном виде. Около 40%  могут объяснить географические явления, установить причинно – следственные связи.
Рекомендации :

1.Учителю-предметнику Рожковой Т.А. провести анализ ошибок, допущенных обучающимися при выполнении тестирования.

2.В систему работы по подготовке ОГЭ включить повторение материала по разделам и темам : «География России» : «Природа России», «Население России», «Климат России», «Особенности ГП России», «Материки и океаны» : «Тектоническое строение и геология», «Географические координаты», «План и карта».

3.Включать виды работ , которые будут способствовать навыку работы с картой.

4.Усилить адресную подготовку обучающихся ,набравших наименьшее количество баллов.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Становская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области.

Справка

«По итогам репетиционного экзамена по географии в 9 классе».

Дата проведения : 08.02.2020г.

Согласно ВШК за февраль 2020 год 08.02.2020г. был проведен пробный экзамен по географии в 9 классе, в форме тестов ОГЭ (вариант взят из пособия ОГЭ. Геграфия 2020г. издательство «Национальное образование» 2020г. (ОГЭ.ФИПИ в школе) под редакцией Э.М.Амбарцумовой, пособие прошло научно-методическую оценку ФГБУ «ФИПИ» и используется учителем для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии в 2019-2020 учебном году.

Цель: контроль уровня обученности выпускников 9 класса по географии.

Учитель географии: Терехова М.Г.

Учащимся был предложен демонстрационный вариант экзаменационной работы ОГЭ по географии для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. КИМы подготовлены «ФИПИ» и полностью соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

Характеристика структуры и содержания КИМ

Ответы к заданиям № 1,4,5,6,11,16-18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру записывают в поле ответа в тексте работы, а затем переносят в бланк ответов №1.

Ответы к заданиям № 2,3,7-10, 13-15, 19-27, 30 записывают в виде числа, слова или словосочетания, последовательности цифр. Ответ записывают в поле ответа в тексте работы, а затем переносят в бланк ответов №1.

Работа содержит три задания № 12, 28, 29 на которые необходимо дать развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются в бланке ответов №2. Записывают сначала номер задания, а затем ответ на него.

За правильное выполнение заданий с 1-11 и 13-30 выставляется 1 балл, за правильное выполнение задания №12 выставляется 2 балла.

При выполнении заданий разрешается использовать географические атласы для 7, 8, 9 классов. Линейку и непрограммируемый калькулятор.

Анализ успешных заданий

Особенно высок процент правильных ответов на вопросы на задания с выбором ответа (справились все учащиеся 9 класса)

Анализ неуспешных заданий

Наибольшие затруднения при выполнении заданий базового уровня возникли в следующих темах:

Калужских Алина:

Задание №11 Анализ профиля рельефа местности

Задание №15 Выбрать два правильных ответа из предложенных пяти меры по предотвращению образования оврагов. (один верный) засчитывается как 0 баллов.

Задание №16 Проанализировать текст и таблицу и сделать вывод исходе из нескольких параметров.

Задание №17 В каком из пунктов 23 сентября Солнце раньше поднимется над горизонтом.

Задание №18 Анализ климатограммы

Задание №24 Анализ карт (средняя плотность населения).

Задание №25 Расположить города в порядке увеличения плотности населения (расположила в обратном порядке)

Задания №27-29 не приступила к выполнению (письменно ответ)

Калужских Кристина:

Задание №3 Расположить регионы по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории.

Задание №5 Задания про циклон и антициклон.

Задание №7 Определить координаты географического объекта

Задание №10 направление по сторонам горизонта

Задание №14 Указать регионы с высокой сейсмической активностью

Задание №15 Меры по предотвращению образования оврагов

Задание №16 Анализ текста и анализ данных таблицы по нескольким категориям

Задание №24 Анализ карт плотности населения

Задания №27-30 Не приступила к решению

По итогам пробного экзамена, были получены следующие результаты:

Первичный балл: 31 балл

Шкала перевода баллов в оценку по географии в 2020г.

«2»

«3»

«4»

«5»

0-11 баллов

12-18 баллов

19-25 баллов

26-31 балл

1.Калужских Алина- 21 балл за работу, оценка: 4 (хорошо)

2.Калужских Кристина-19 баллов, оценка 4 (хорошо)

Рекомендации:

1.Формировать навыки работы с тестами, схемами, таблицами, рисунками в КИМ 2020г очень много рисунков и схем, таблиц.

2.Требовательнее подходить к отбору учебной литературы, учитывая специфику образовательной программы и познавательных возможностей класса.

3.При организации повторения следует обеспечить систематизацию и обобщение материала из разделов географии 6, 7, 8 класс.

4. Усилить внимание к формированию следующих умений:

-узнавать типичные географические объекты, процессы, явления;

-давать определения основных географических понятий;

-пользоваться географическими терминами и понятиями;

-устанавливать причинно-следственные связи, проводить анализ, обобщение, формулирование выводов;

-использовать приобретенные знания в практической деятельности;

-составлять свободный развернутый ответ, письменно излагать свои мысли;

-закреплять навыки использования конкретных знаний для анализа ситуации;

Классному руководителю 9 класса Рюмшиной И.В. под роспись ознакомить родителей учащихся с результатами пробного экзамена по географии до 20.02.2020г.

Справку составил директор школы: /В.Д.Бородкин/

География – один из предметов школьного учебного плана, который часто выбирается выпускниками 9 классов в качестве сдаваемого в ходе ОГЭ. Причины этого кроются в следующем:

  • география – предмет, который сдать по силам большинству учащихся 9 класса;
  • однотипность заданий и алгоритмов их решения;
  • на экзамене разрешается пользоваться Атласами 7-9 классов;
  • трудности в изучении более сложных предметов (химия, физика и т.д.);
  • многим учащимся просто нравится география.

Структура заданий ОГЭ по географии представлена на слайде № 2.

Презентация

В своей статье я хочу остановиться на разборе некоторых заданий ОГЭ по географии, в которых выпускники все-же допускают ошибки, иногда нелепые и обидные…

1. Группа заданий к разделу «План и карта»

Проверяемые умения выпускников:

— умение читать условные знаки и масштаб плана местности;

— умение определять расстояние по карте;

— умение определять стороны горизонта;

— умение определять на предлагаемом плане местности участки для занятия человеком какой-либо деятельностью.

Хочу более подробно остановиться на задании № 12 «Определение участка для занятия человеком какой-либо деятельностью».

Вариации задания могут быть следующими:

— определение участка для занятия горнолыжной секции;

— определение участка для игры в футбол;

— определение участка для закладки фермером фруктового сада

На слайде № 4 представлен участок плана местности, на котором обозначено три участка. Текст задачи представлен на слайде № 5 – учащимся необходимо выбрать участок для закладки фермером фруктового сада. Очевидно, что ребята должны выбрать участок № 2. Но что они должны для этого знать?

— необходимо понимать, где на плане север и юг;

— необходимо уметь читать условные знаки и уметь по горизонталям определять неровности форм рельефа (северную и южную экспозицию склонов холмов).

Для закладки фруктового сада больше подходит участок № 2, т.к:

  • Участок расположен на южном склоне холма, следовательно, снег там сходит раньше, чем на противолежащем склоне (участок № 1).
  • Кроме этого, возле участка № 2 проходит автодорога, и фермеру будет удобно вывозить урожай на консервный завод или ярмарку.

Наличие этих двух элементов ответа даёт возможность учащимся получить 2 балла за это задание. Добиться правильного решения данных заданий можно только многократным упражнением выпускников, а также включением подобных задач в тексты контрольных и самостоятельных работ на этапе тематического и промежуточного контроля усвоения знаний по географии (слайд № 6).

2. Группа заданий к разделу «Климат»

Проверяемые умения выпускников:

— умение читать климатограмму;

— умение определять клиаматограмму, характерную для какого-либо населённого пункта Земли;

— знание общих закономерностей движения воздушных масс;

— умение читать синоптическую карту;

Хочу подробнее остановиться на задании, представленном на слайде № 11. Учащиеся должны проанализировать климатограммы и назвать правильный ответ. Исходя из условия задачи становится очевидно, что данная климатограмма характерна для пункта В.

Что нужно знать учащимся, чтобы быстро решить эту задачу?

— когда в северном полушарии зима, в южном лето, и наоборот, следовательно годовой ход температуры воздуха в северном полушарии изогнут вверх, в южном – вниз (сразу отпадают пункты С, D);

— в Африке зимой (Сахара, побережье Атлантического океана) не могут быть отрицательные температуры), значит пункт А не подходит; кроме этого большое количество осадков (760 мм/год) также не характерно для Сахары). Следовательно, правильный ответ – пункт В (юг Украины).

Учителя географии также могут включать подобные задания в тематический и итоговый контроль знаний (слайд № 12).

3. Группа заданий к разделу «Экономические районы России»

Проверяемые умения выпускников:

— представление географического образа каждого региона России, особенностей его природы, населения и хозяйства.

Задание № 30 является сложным, т.к. для его решения учащийся должен очень много знать из курса 8 и 9 класса. Легче его решают учащиеся, которые много путешествовали по стране, но таких учеников не много. Поэтому для того, чтобы сформировать географические образы регионов России, необходимо использовать практические работы (слайд № 14), где двигаться от общего к частному – повторять общие закономерности природы, населения и хозяйства России, называть черты, характерные для данного экономического района и особо останавливаться на каждом субъекте, в него входящем, характеризовать его уникальные особенности.

Многолетний опыт подготовки к ОГЭ показывает, урочная деятельность, а также курс внеурочной деятельности по географии, направленный на подготовку к экзамену позволяет перешагнуть пороговый балл даже весьма неуспешным учащимся.

Анализ государственной итоговой аттестации (ОГЭ география 9 класс)

МБОУ СОШ №9 -2018 год

В 2017 — 2018 учебном году 51 выпускник 9 классов сдавали экзамен по географии в формате ГИА (ОГЭ).

Обучающиеся продемонстрировали следующий уровень владения базовыми навыками:

— уровень обученности – 77.10 %;

— качество обученности – 86.27 %

Преодолели минимальный порог: 51 обучающихся, 100%.

Не преодолели минимальный порог: 0 обучающихся, 0 %

Ф.И.О

Задания с кратким ответом

Задания с развёрнутым

ответом

Первичный

балл

Оценка

Примечание

1

 

++++++++-+++++++-++++++++-+

0(2)0(2)0(1)

24

4

 

2

 

++++++++++++++++++++++++-++

1(2)2(2)0(1)

29

5

 

3

 

++++-+++-++—++++++++++-+++

0(2)2(2)1(1)

25

4

 

4

 

++++++++++++++++++++—++-+-

0(2)0(2)0(1)

23

4

 

5

 

++++-+++-+++++-+++++-+++-++

0(2)1(2)1(1)

24

4

 

6

 

++++++++++++++++-++++++++++

0(2)2(2)1(1)

29

5

 

7

 

+++++++++++++++++++++++++++

0(2)0(2)1(1)

28

5

 

8

 

+++++++++-++++++++++++++-++

0(2)0(2)0(1)

25

4

 

9

 

+++++++++++++++++++++++++++

0(2)2(2)0(1)

29

5

 

10

 

++++++++-++++++++++++++++++

0(2)2(2)1(1)

29

5

 

11

 

++++++++++++++++-++++++++++

0(2)2(2)0(1)

28

5

 

12

 

++++++++++++++++++++++++-++

0(2)2(2)1(1)

29

5

 

13

 

++++++++++-+-+—+-++——-

0(2)2(2)0(1)

17

3

 

14

 

++++++++++++++-+-++++++++++

2(2)0(2)0(1)

27

5

 

15

 

++++++++-++++—+-++-+++-++

0(2)0(2)0(1)

20

4

 

16

 

++++++++-+-+++++—-+-++-++

0(2)0(2)0(1)

19

3

 

17

 

++++++++—+-++-+-+-+++++-++

0(2)0(2)0(1)

20

4

 

18

 

++++++++—++++-++++++++—+

0(2)0(2)0(1)

21

4

 

19

 

++++++++++++++++-+++++++-++

0(2)2(2)1(1)

28

5

 

20

 

+-++++++++++-+++++++-+-++-+

0(2)0(2)0(1)

22

4

 

21

 

+++++++++++-++++-+++—+—+

0(2)0(2)0(1)

20

4

 

22

 

++++++++-+++++++—+—-+++-

0(2)0(2)0(1)

19

3

 

23

 

++++++++-+++++-+++++++++-++

1(2)2(2)1(1)

28

5

 

24

 

++++++++++++++++++++++++-++

2(2)2(2)0(1)

30

5

 

25

 

++++++++++++++++-++++++++++

2(2)2(2)1(1)

31

5

 

26

 

-++—+-+-+++++—+-+—-+—

0(2)0(2)0(1)

12

3

 

27

 

++++++++-+++++—++++++++-++

1(2)0(2)0(1)

24

4

 

28

 

+++++++++++++++++++-+++-+++

2(2)2(2)0(1)

29

5

 

29

 

++++++++++++++++—+++++++++

2(2)2(2)1(1)

30

5

 

30

 

++++++++-+-+++++—++++-++++

0(2)0(2)0(1)

22

4

 

31

 

+++++++++++++++-+++++++++++

2(2)2(2)1(1)

31

5

 

32

 

+++++++++++-+-+-+-+++—++++

2(2)1(2)1(1)

25

4

 

33

 

++++++++-+++++-++++++++++++

0(2)2(2)0(1)

27

5

 

34

 

++++++++++++++++-++++++++++

2(2)1(2)1(1)

30

5

 

35

 

++++++++++++++-+++++-+++-++

0(2)1(2)0(1)

25

4

 

36

 

++++++++-+++++-++++++-++-++

2(2)1(2)0(1)

26

4

 

37

 

++++++++-+++++++-+++++++-++

1(2)2(2)1(1)

28

5

 

38

 

++++++++-+++++-+++++++++-++

1(2)2(2)1(1)

28

5

 

39

 

++++++++++-+++++-+++++++-++

2(2)2(2)0(1)

28

5

 

40

 

++++++++-+++++++-++++++++++

0(2)0(2)1(1)

26

4

 

41

 

++++++++-+++++-+-++++-++-++

1(2)1(2)1(1)

25

4

 

42

 

++++++++-+++++++-+++——-

2(2)1(2)0(1)

21

4

 

43

 

++++++++++++++-+-++++-+—+

0(2)1(2)0(1)

22

4

 

44

 

++++++++-+++++-++++++++++++

1(2)2(2)1(1)

29

5

 

45

 

++++-+++-+++++-+-+++++++-++

1(2)0(2)1(1)

24

4

 

46

 

++++-+-++++-++++-+-++++++++

2(2)2(2)1(1)

27

5

 

47

 

++++++++++-+-+—+-++——-

0(2)2(2)0(1)

17

3

Сдавали

25.06.2017 в связи с совпадением при

сдаче ОГЭ

48

 

++++-+-++++-++++-+-++++++++

2(2)2(2)1(1)

27

5

 

49

 

++++++++++++++++++++++++-++

2(2)2(2)0(1)

30

5

 

50

 

-++—+-+-+++++—+-+—-+—

0(2)0(2)0(1)

12

3

 

51

 

++++++++-+-+++++—-+-++-++

0(2)0(2)0(1)

19

3

 
   

Итого (средний балл и оценка):

 

25

4

 

Минимальный балл (соответствует тройке) – 12.

Максимальный балл – 32.

Количество заданий – 30.

Количество учащихся фактическое: 51(100%);

Итоги аттестации выпускников 9 классов 2017 — 2018 учебный год

предмет

Кол-во участников

«5»

«4»

«3»

«2»

Средняя отметка

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

география

51

24

47

20

39

7

14

0

0

4

Качество учащихся в количественном и качественном соотношении по каждому заданию:

Задания с кратким ответом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

49

96%

50

98%

51

100%

49

96%

44

86%

51

100%

47

92%

51

100%

29

57%

48

94%

46

90%

47

92%

48

94%

49

96%

47

92%

48

94%

32

63%

46

90%

50

98%

45

88%

46

90%

40

78%

43

84%

44

86%

22

43%

41

80%

45

88%

Задания с развёрнутым ответом

1

2

3

22

43%

33

65%

22

43%
 

группа А – 17 заданий с выбором варианта ответа из предложенных;

группа В – 10 заданий с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр;

группа С – содержит 3 задания высокого уровня сложности. Задание №15проверяет умения объяснять существенные признаки

географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

Задание №20 проверяет умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию. Задание №23проверяет умения использовать приобретенные знания в практической деятельности для определения поясного времени

Стоит обратить внимание на то, что вопросы расположены в тесте ОГЭ (ГИА) по географии не по возрастанию сложности, а по темам или сгруппированы вокруг небольших текстовых или графических материалов.

Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Работа содержала 27 заданий с записью краткого ответа, 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалась записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. За выполнение заданий с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов.

Основные проблемы, с которыми столкнулись учащиеся:

1.Умение выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений;

2. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания;

3. Знание и понимание географических явлений и процессов в геосферах;

4. Умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли;

Типичные ошибки:

В ответах на задания с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр нет полноты и правильности объяснения, которые определяются пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории; умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений. Проблемными для выпускников оказались задания №9 (умения определять естественный и миграционный прирост, плотность населения), №17(работа с топографической картой), №22(умения находить информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений), №25 (понимание особенностей природы, населения и хозяйства регионов России).

Выводы и рекомендации:

ОГЭ по географии показывает, что содержание курсов географии за основную школу усвоено на 86.27 %. Учащиеся показали высокое качество знаний, 44 учащихся из 51 получили оценку «4» или «5». Такие результаты указывают на то, что следует не останавливаться, а продолжать уделять внимание развитию активной познавательной деятельности учащихся, т.е. работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Уделять внимание умению работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач, умению работы с географической и топографической картами. Часть ошибок связана с недостаточными умениями округлять значения до указанных величин, следовательно, отработке этого метапредметного умения также следует уделить внимание.

При изучении некоторых понятий (миграционный прирост, естественный прирост, рождаемость, доля отраслей промышленности, сельского хозяйства) следует обращать особое внимание на проверку их понимания и осознанного применения учащимися, а также тренироваться в вычислении показателей, характеризующих эти понятия (с положительным и отрицательным значением).

Для успешного выполнения ОГЭ выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям, так как большое количество ошибок связано с тем, что выпускники при установлении последовательности записывают ответ в обратном порядке.

Рассмотрим, каким темам и заданиям ОГЭ по географии в этом году нужно уделить большее внимание.

Раздел 1. Источники географической информации

В заданиях по разделу 1 необходимо продемонстрировать умения определять географические координатырасстояния и направления по топографическим картам (задания 7, 9 и 10); определять особенности рельефа местности по профилю, соотносить профиль рельефа местности с его изображением на фрагменте топографической карты (задание 11); использовать географические знания для решения практических задач с использованием топографических карт (задание 12), а также знание результатов выдающихся географических открытий и путешествий (задания 1, 27, 28).

Раздел 2. Природа Земли и человек

Тема 3. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

Освоение этой темы проверяется в задании 17, в котором требуется сравнить продолжительность светового дня или высоту Солнца над горизонтом в разных населённых пунктах на основе информации об их географическом положении (географические координаты указаны в таблице). В некоторых вариантах задания 29 требуется применить знания о движениях Земли для объяснения особенностей продолжительности времён года или светового дня, изменения угла падения солнечных лучей на разных широтах в разное время года применительно к конкретной ситуации, представленной в тексте.

Тема 4. Земная кора и литосфера

Выполняя задание 8, Вы должны показать понимание закономерностей залегания горных пород. Чем ниже расположен на схеме слой горных пород, тем он древнее. В задании 21 требуется выделить существенные признаки географических объектов и явлений литосферы, в некоторых заданиях 28 и 29 требуется осуществить классификацию, в том числе и горных пород, объяснить особенности рельефа, тектонического или геологического строения географических объектов, о которых говорится в тексте.

Тема 5. Гидросфера. Воды суши

Выполняя задания 21 и некоторые варианты заданий 13 и 28 по этой теме, Вы можете продемонстрировать умение определять солёность вод, владение географическими понятиями, такими как режим реки, бассейн реки, дельта и т.д.

Тема 6. Атмосфера. Погода и климат

При выполнении заданий 5 и 6 Вы должны продемонстрировать умение читать карту погоды и использовать её для прогнозирования погоды. Для успешного выполнения заданий 21 и 28 наряду с признаками циклонов и антициклонов Вам необходимо повторить признаки и других географических понятий; географические термины. Объяснять существенные признаки географических объектов и явлений (информация о которых дана в тексте), связанных с погодой и климатом, Вам предстоит при выполнении задания 29. В задании 18 необходимо проанализировать климатограмму и определить на карте климатических поясов положение пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.

Тема 7. Биосфера
Тема 8. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность

Освоение содержания этих двух тем проверяется в задании 1 (для его выполнения необходимы фактологические знания по всем разделам), а также 28 и 29, о которых говорилось выше.

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны

Знания по этим темам проверяются в заданиях 1, 4, 13, 20, 27, 28 и 30. Для успешного выполнения задания 1 по темам этого раздела Вам необходимо вспомнить информацию о численности населения Земли, отдельных регионов и стран; о столицах и площади территории крупных стран, о размещении населения мира. Для успешного выполнения задания 4 требуется приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания. Выполняя задания 20, 27 и 28, нужно устанавливать связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран. В заданиях 20 и 30 потребуется распознавать объекты (страны) по их характерным признакам. Помните, что успешному выполнению указанных заданий будет способствовать не только знание предметного содержания этого раздела и его применения для решения различных задач, но и умение находить информацию на определённой карте атласа.

Раздел 4. Природопользование и геоэкология

Знания по этим темам проверяются в заданиях 4, 14, 15, 28 и 29.

Для выполнения задания 4 повторите учебный материал об особо охраняемых природных территориях России. Для определения их положения, а также выявления связи между особенностями природы и географическим распространением стихийных и антропогенных природных явлений (задание 14) используйте различные тематические карты. При повторении материала этого раздела необходимо акцентировать внимание на отличии рационального природопользования от нерационального, примерах разных типов природопользования и влияния различных отраслей хозяйства на окружающую среду, мер по предотвращению неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Весь этот материал Вам пригодится при выполнении заданий 15, 28. В задании 29 может потребоваться объяснить особенности воздействия на окружающую среду различных отраслей хозяйства, рациональность или нерациональность природопользования на конкретных территориях, используя предлагаемый текст.

Раздел 5. География России

Знания по этим темам проверяются в заданиях 2, 3, 4, 15, 19, 20, 28 29 и 30.

При выполнении задания 2 Вам необходимы знания об особенностях географического положения России (о морских и сухопутных границах, территориальной принадлежности островов и т.п.), политико-административном делении России (задание 27). Знания о различии во времени на территории России пригодятся для определения поясного времени (задание 19). Знание особенностей природы России: рельефа, климата, почв – Вы можете продемонстрировать, выполняя задания 3 и 4. Умение определять регион России проверяется в задании 20, в котором краткие описания взяты из жизненных ситуаций (используются рекламные лозунги туристических компаний) а также в задании 30, где нужно определить регион России по совокупности признаков. Объяснять особенности климата, рельефа, внутренних вод, природных зон России, закономерности их распространения нужно в задании 29.

По теме «Население России» в заданиях 22–23 нужно определять по представленным статистическим данным (графика или таблицы) демографические показатели, коэффициенты естественного и миграционного прироста населения. В задании 13 требуется проводить расчёты по статистическим показателям; в задании 24 необходимо сравнить регионы России по средней плотности населения; в задании 25 предлагается определить по карте численность населения городов и сравнить города по этому показателю. Для этого нужно применить умение читать карты. Знания об особенностях размещения важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и об основных видах транспорта России Вы сможете продемонстрировать, выполняя задания 26–29.

Во многих заданиях экзаменационной работы в качестве ответов требуется либо выбрать, либо указать субъекты в составе Российской Федерации. Таким образом, знание географического положения субъектов Российской Федерации, умение определить особенности их природы, населения, хозяйства, используя карты атласа и источники информации, представленные в работе, поможет успешно выполнить многие задания.

Трудные темы и подводные камни ОГЭ по географии

Хотим обратить Ваше внимание на некоторые «трудные» для участников ОГЭ прошлых лет вопросы и темы, проверяемые в экзаменационной работе.

К «трудным» можно отнести некоторые темы раздела «Природа России» – в частности, «Основные типы почв, их распространение в России», отдельные вопросы по теме «Климат России» так же содержат в себе «подводные камни». Повторяя материал по этой теме, вспомните основное свойство почвы – её плодородие, от каких природных факторов оно зависит и как изменяется плодородие почвы в разных частях на территории России.

При повторении терминов и понятий по теме «Атмосфера. Погода и климат» обратите внимание на коэффициент увлажнения (К увл). С помощью карты атласа определите регионы России с различными значениями этого показателя.

Определению географических координат на уроках географии в 5–9 классе уделяется достаточно времени. В экзаменационной работе даётся обратная задача: по географическим координатам нужно определить местоположение объекта (в задании 7). Затруднение у экзаменуемых вызывает определение объектов, расположенных в Южном полушарии. Ещё одна из причин допущенных ошибок – неумение выбирать наиболее подходящий источник информации. При определении объектов с указанными географическими координатами для получения правильного ответа следует выбрать карту как можно более крупного масштаба, так как на мелкомасштабной карте определение может быть не таким точным.

При измерении расстояний по карте в задании 9 допускаются ошибки, которые связаны с тем, что экзаменуемые, определив с помощью масштаба карты расстояние на местности, не умеют округлять полученные числа, как это требуется в задании (округляют до сотен метров, хотя в задании требуется округлить до десятков метров). Используйте соответствующие математические правила округления.

Сложности при определении рельефа местности на определённом участке и узнавании профиля, построенного по определённому отрезку (задание 11), обозначенному на топографической карте, возникают при определении абсолютных высот точек, особенно если они расположены между горизонталями.

На основе чтения топографической карты в задании 12 Вам необходимо решить конкретную проблему (выбрать участок, подходящий для указанной цели). Требуется выбрать параметры сравнения участков и либо определить экспозицию склонов и найти дорогу, либо проанализировать характер поверхности и рельеф участков, обозначенных на карте. Нужно научиться определять экспозицию склонов (какой склон имеет северную экспозицию, а какой – южную), крутизну склонов, характер растительности на обозначенных участках.

Часто допущенные ошибки связаны с формой записи ответа. Во-первых, в своём ответе следует обязательно записать номер участка, который Вы выбрали.

Например, если в задании от Вас требуется выбрать участок для игры в футбол, сначала запишите номер выбранного Вами участка. Если Вы не запишете номер участка, ответ не может быть засчитан.

Во-вторых, при обосновании своего выбора приведите доводы, которые относятся к выбранному Вами участку; можно при этом сравнить его с другими.

Например: «Для игры в футбол подходит участок № 1. Это участок горизонтальный, не имеет уклона, и на нём нет кустов, как, например, на участке 2, на котором они будут мешать играть в футбол».  Помните, что Вы должны подобрать критерии, которым должен отвечать участок для игры в футбол, и применить эти критерии для оценки обозначенных на карте участков и выбора, наиболее подходящего из них.

Вычисляя в задании 23 показатели рождаемости, естественного и миграционного прироста с использованием статистических данных таблиц и графиков, экзаменуемые ошибочно считают, что миграционный или естественный прирост населения может иметь только положительное значение. При повторении нужно особое внимание уделить понятиям «эмиграция», «иммиграция». Кроме того, типичные ошибки при чтении графиков и таблиц часто связаны с тем, что некоторые экзаменуемые путают понятия «максимальный» и «минимальный». Помните также, что общее изменение численности населения страны (ΔЧН) является суммой величин естественного и миграционного прироста: Естественный прирост + Миграционный прирост = Изменение численности населения; ЕП + МП = ΔЧН.

При повторении темы «Население России» следует ещё раз обратить внимание на особенности размещения населения. Нужно знать, что наибольшая средняя плотность населения – в регионе (субъекте Российской Федерации), который располагается в пределах Основной полосы расселения. Типичное заблуждение многих участников экзамена связано с ложным представлением о том, что в азиатской части страны повсеместно плотность населения очень низкая. Большим подспорьем при выполнении задания может быть соответствующая тематическая карта атласа.

Выполнение задания 15, в котором следует указать примеры рационального и нерационального природопользования, верные утверждения о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем, вызывает определённую трудность, связанную с незнанием некоторых терминов. Повторите, что такое террасирование склонов, продольная и поперечная распашка склонов, оврагообразование, эрозия почв. Ознакомьтесь с мерами, которые могут приниматься, чтобы предотвратить развитие и уменьшить последствия негативных для ведения хозяйства природных явлений – селей, лавин, оврагообразования и т.п. в разных регионах России.

При выполнении заданий с развёрнутым ответом 28–29 по этой теме нужно уметь объяснить причины возникновения экологических проблем или перспективы использования ресурсосберегающих технологий на конкретных территориях как с применением информации из текста, так и с привлечением ранее полученных знаний.

Задания 27–29 выполняются с использованием текста. Для обучающихся, выполнявших эти задания, оказалось трудным указать, к какой группе по происхождению относится то или иное полезное ископаемое, выделить из формулировки вопроса признак, по которому требуется провести классификацию. Также трудности вызвала необходимость применить знания о терминах, понятиях к конкретным объектам или явлениям, о которых идёт речь в тексте, например: отраслевой состав химической промышленности; климатообразующий фактор и т.д. Часто в ответах на задание 29 (в котором необходимо использовать ранее приобретённые географические знания для решения проблем, выявленных при анализе текста) не полностью раскрывается цепочка взаимосвязей, не полностью отражается та или иная зависимость, закономерность.

В целом отметим, что наиболее сложными темами в содержании курсов географии при выполнении экзаменационной работы ОГЭ традиционно оказываются: внутренние воды, почвы, климат, источники географической информации, химическая промышленность.

Важно при выполнении заданий максимально использовать предоставленные источники географической информации или суметь выбрать источник, наиболее подходящий для решения конкретной проблемы.

Запись ответов ОГЭ по географии

При выполнении работы типичные ошибки могут быть вызваны не только недостаточным владением географическим материалом, но и неверной записью ответа. Так, ошибки при выполнении заданий 3, 8, 19 и 25 могут быть связаны с неверно установленным порядком изменения показателя – записью последовательности, обратной требуемой (например, запись по возрастанию вместо записи по убыванию и наоборот).

В экзаменационной работе ОГЭ используются разные типы заданий, различающиеся по форме записи ответов. Остановимся на рекомендациях по их выполнению.

В восьми заданиях 1, 4, 5, 6, 11, 16, 17 и 18 следует записать ответ в виде одной цифры, то есть из четырёх предлагаемых вариантов нужно выбрать один ответ.

Задания 3, 8, 19 и 25 – задания на установление правильной последовательности. Для успешного выполнения задания 3 необходимо иметь представление о распределении тепла по поверхности России, распространении болот и заболоченных земель, о типах климата на территории России, о распространении типов почв. При выполнении задания целесообразно использовать физическую, климатическую, почвенную карты, карту природных зон.

Для определения различия в поясном времени территорий в задании 19 необходимо с помощью карты часовых зон установить правильную последовательность, в которой жители разных регионов встречают Новый год.

В задании 25 необходимо сравнить численность населения в указанных городах России и расположить города в порядке увеличения в них численности населения. Города на карте обозначаются пунсонами разных диаметров в зависимости от численности населения. При выполнении этого задания имейте в виду, что для получения более точной информации можно использовать карты более крупного масштаба – не России, а отдельных регионов.

Выполняя задание 8, необходимо учесть, что более древние слои горных пород расположены снизу, более молодые – сверху.

В заданиях на установление последовательности важно в ответе указать последовательность объектов (типов почв, городов, регионов, горных пород) именно в том порядке, который обозначен в условии этих заданий.

К заданиям с другой формой записи ответа (с записью в таблицу ответа из двух цифр) относятся задания 14, 15, 21, 24 и 26. В их условии указано число элементов верного ответа – 2.

При выполнении задания 14 на определение территории, где необходимы меры по защите людей от стихийных бедствий, нужно применить знания по темам «Литосфера», «Климат» и др., обязательно использовать различные карты атласа: «Строение земной коры», «Рельеф», «Климатические пояса» и т.д.

Выполняя задание 15, следует помнить, что суть рационального природопользования заключается не в отказе от некоторых видов хозяйственной деятельности, а в научном изучении и прогнозировании её последствий, принятии заблаговременных мер для предотвращения отрицательных последствий, компенсации нанесённого природе ущерба.

Для успешного выполнения задания 21 необходимо в высказываниях выделить существенные признаки понятий из курса физической и социально-экономической географии (тектоническое строение, погода, климат, циклональный тип погоды, режим реки; урбанизация, воспроизводство населения, миграция) и узнать их в тексте.

Выполняя задание 24, нужно исходить из того, что наибольшая средняя плотность населения – в регионах, которые располагаются в пределах Основной полосы расселения. Помните, что в азиатской части страны не повсеместно плотность населения очень низкая. Большим подспорьем при выполнении задания может быть соответствующая тематическая карта атласа «Плотность населения».

Для выполнения задания 26 необходимо систематизировать знания об особенностях основных отраслей хозяйства России, крупных центрах и регионах размещения важнейших отраслей промышленности, регионах размещения производства сельскохозяйственной продукции, об основных видах транспорта, а также знать особенности природы, населения, хозяйства природно-хозяйственных зон и районов России. Вы также можете использовать соответствующие тематические или комплексные карты географических атласов при выполнении этого задания.

Один из типов заданий – на установление соответствия позиций. К нему относится задание 20. Его успешное выполнение требует знания особенностей природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России, а также географических особенностей природы отдельных стран. В случае необходимости ответ на задание также можно проверить с помощью карт атласа.

В заданиях 7, 10, 27 и 30 ответ следует записать в виде слова или словосочетания.

При определении объекта по географическим координатам в задании 7 целесообразно выбрать вместо мелкомасштабной крупномасштабную карту, на которой параллели и меридианы проведены более часто (например, не мира, а материка, не России, а региона), что позволит более точно определить географические координаты.

В задании 30 представлены географические текстовые описания природных зон, регионов и городов России, стран мира. Выполняя это задание, необходимо применить страноведческие знания или знания о регионах, природных зонах, полученные при изучении общих разделов курса географии. При выполнении этих заданий постарайтесь в описании выделить все признаки, а затем подобрать объект, который соответствует всем выделенным признакам. При определении страны или региона России (города, природной зоны) все признаки, упомянутые в кратком описании, могут быть проверены по картам.

В заданиях 9, 13, 22 и 23 ответ следует записать в виде числа. Обращайте внимание на то, есть ли в формулировке вопроса слова о необходимости округлить полученное число при записи ответа. При подготовке для выполнения задания 9 повторите правила округления чисел из курса математики и используйте эти правила при необходимости.

В задании 13 необходимо произвести расчёт количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы: следует определить удельный вес какого-либо показателя, характеризующего население, в общей численности населения или долю промышленного (сельскохозяйственного) производства в общем объёме производства в процентах; вычислить изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой в тропосфере. Нужно помнить, что промилле (‰) – одна тысячная доля (единица измерения солёности вод в морях), процент (%) – одна сотая доля.

В экзаменационной работе ОГЭ можно выделить несколько блоков заданий, выполняемых с использованием одного источника информации. Это задания 5–6; 9–12; 16–17; 22–23; 27–29 (задания 12, 28 и 29 являются заданиями с развёрнутым ответом). Как выполнять некоторые из них, мы уже разобрали выше.

Задания 5–6 выполняются с использованием карты погоды.

В задании 5 требуется определить по карте погоды территории, находящиеся под воздействием циклона или антициклона. Необходимо знать определение этих понятий, уметь узнавать обозначения циклона и антициклона на карте погоды и внимательно прочитать условные обозначения на представленной карте. Приступая к выполнению задания, помните, что циклон представляет собой огромный воздушный вихрь, в центре которого пониженное атмосферное давление, а антициклон – огромный воздушный вихрь в нижних слоях атмосферы с повышенным давлением в центре. На карте погоды они показаны как области низкого (Н) и высокого (В) атмосферного давления соответственно.

Выполняя задание 6, особое внимание следует обратить на перемещение тёплого или холодного атмосферного фронтов, которое приводит к резким изменениям погоды. Важно обратить внимание также на направление движения циклонов и антициклонов, которые обозначены на карте погоды стрелками.

Задания 9–12 выполняются с использованием фрагмента топографической карты.

При выполнении задания 9 на определение расстояния между точками на карте важно уметь пользоваться масштабом карты, не допускать ошибок в измерениях. Для отработки умения определять по карте расстояния следует использовать карты разного масштаба. Важно обратить внимание на то, что в задании требуется провести измерение между центрами условных знаков и полученный результат округлить до десятков метров, применяя правила округления чисел. В задании 10 при определении направления используйте стрелку «север-юг», имеющуюся на карте. Ответ запишите в виде слова, например «север». В ответах на это задание в Демонстрационном варианте можно посмотреть возможные формы записи ответа.

Выполняя задание 11, в котором требуется выбрать профиль рельефа местности, соответствующий указанному на карте отрезку, сначала необходимо по топографической карте определить общее направление изменения рельефа (понижения, повышения), найти речную долину, холм или впадину на карте в пределах рассматриваемого отрезка. Затем определить по карте с помощью горизонталей, на какой абсолютной высоте расположены точки А и В. Сопоставьте изменения высот точек по линии профиля на карте и на изображении профиля, выберите верный ответ. Следует иметь в виду, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклоны поверхности и менее крутыми являются склоны. Обратите внимание на бергштрихи, обозначения высот горизонталей и высот точек

В задании 12 на основе чтения топографической карты нужно решить конкретную проблему (выбрать участок, подходящий для указанной цели, и объяснить свой выбор). Для успешного выполнения задания продумайте критерии, по которым Вы будете выбирать участки. Например, для фруктового сада нужно выбрать участок, находящийся на склоне южной экспозиции и недалеко от дороги, чтобы было удобно вывозить урожай. Учитесь по карте определять особенности рельефа – наличие на участке склона и экспозицию этих склонов. Для этого можно схематически рисовать для разных участков профили рельефа, учиться определять экспозицию имеющихся на участке склонов. Это также поможет выполнить задание 11 экзаменационной работы. Обращайте внимание на обозначение дорог на топографических картах. Это второй критерий при выборе участка для нового фруктового сада. Определяйте не только характер рельефа – наличие склона, его расположение, но и характер растительности обозначенных на карте участков. Это важно при выполнении заданий, в которых требуется выбрать участок для игры в футбол или катания на санках с горки.

Задания 16–17 выполняются с использованием текста.

Для успешного выполнения задания 16 необходимо применить знание географических закономерностей (например, изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты), суметь соотнести закономерности с конкретными данными, указанными в таблице и не полагать, что закономерности справедливы в любое время для любой территории. Помните, что указанная в верном ответе закономерность обязательно должна подтверждаться имеющимися в таблице данными. Другими словами, вывод о проявлении этой закономерности должен быть основан на представленной в задании информации. Выполняя задание 17, необходимо применить данные о географическом положении объектов для определения продолжительности светового дня и высоты Солнца для определённой территории в определённое время.

Задания 22–23 выполняются с использованием статистических данных.

Выполняя задания 22–23, надо иметь в виду, что миграционный и естественный прирост могут иметь не только положительное значение. Необходимо чётко знать определения понятий «эмиграция», «иммиграция».

Задания 27–29 выполняются с использованием текста.

Для выполнения задания 27 необходимо внимательно прочитать текст и найти в нём название географического объекта. Имейте в виду, необходимо не просто использовать название географического объекта, которое упоминается в тексте, а определить, где происходят географические события или явления. Например, в тексте назван город, а в задании требуется определить субъект Российской Федерации. Затем необходимо связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников (учебника и географического атласа). При использовании школьного атласа важно выбрать карту соответствующего содержания, на которой будет изображён искомый географический объект. На географической карте следует найти этот объект и дать ответ.

Для выполнения задания 28 нужно вспомнить определения основных географических терминов и понятий, о которых говорится в тексте задания; если требуется, привести примеры, подтверждающие то или иное высказывание, содержащееся в тексте. При подготовке к экзамену целесообразно составить схемы понятий, связанных с одним содержанием – например, с отраслями хозяйства или с одной отраслью; с климатом и климатообразующими факторами и т.п.

В задании 29 нужно объяснить географические особенности объекта или явления, о котором говорится в тексте. Важно соотнести вопрос с изученным материалом и с текстом, связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, охарактеризовать и конкретизировать текст или отдельные его положения, которые требуется объяснить. Перед ответом на вопрос важно понять, какие именно связи между географическими объектами или явлениями требуется объяснить, как эти связи проявляются на территории, о которой говорится в тексте. Запомните: оценивается ответ на конкретный вопрос, а не общие рассуждения, связанные с темой вопроса.

Запись ответов ОГЭ в бланк

Немаловажно не только ответить правильно, но и по правилам записать ответ в бланк.

Ответы к заданиям с кратким ответом записываются в виде числа, слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Сначала их следует записать в поле ответа в тексте работы, затем перенести в бланк ответов № 1.

Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо. При выполнении заданий следуйте указаниям о том, как записывать ответы в бланк ответов № 1.

Развёрнутые ответы на задания 12, 28 и 29 записываются на бланке ответов № 2.

Сначала следует записать номер задания, а затем ответ на него.

Для подготовки к ОГЭ нужно использовать надёжные источники информации и онлайн-тренажёры, отрабатывающие типовые задания экзамена. Проблема в том, что некоторые из открытых источников предлагают устаревшие варианты вопросов, а в некоторых даже встречаются ошибки. Каким ресурсам и пособиям можно доверять и как лучше готовиться, читайте в нашем материале.

Избежать двоек за ОГЭ по географии пока не получается – в 2019 году 4,3% учеников, выбравших этот предмет, с экзаменом не справились.

«Беда в том, что зачастую географию выбирают не потому, что интересуются предметом, – поясняет Максим Сергеевич Соловьев, к.п.н., ведущий эксперт отдела естественно-научного образования МЦРКПО, учитель географии в ОЧУ «Первая московская гимназия». – Порой ОГЭ по географии идут сдавать, считая, что это «меньшее из зол» и что возможность пользоваться атласом упрощает задачу. В общем-то, это верно: атлас действительно поможет справиться со значительным количеством заданий. Но при одном условии: ученик умеет им пользоваться».

Зачем нужен атлас и как его выбрать

Правило первое. Атлас должен быть подробным

Для подготовки к экзамену необходимо приобрести полный комплект атласов с 6-го по 9-й класс, рекомендованных Министерством образования. Чем больше в атласе карт, тем лучше: пусть он будет стоить чуть дороже, но и информации в нём будет больше. Лучше определиться с покупкой в самом начале года.

«Я бы рекомендовал взять атласы Омской картографической фабрики или издательства «Дрофа» из серии «Учись быть первым», – уточняет Максим Соловьёв. – На самом деле, можно найти и более подробные атласы, но есть опасность, что их запретят использовать именно из-за чрезмерного количества дополнительной информации. Во всяком случае, при разработке регламента для олимпиад эта тема уже обсуждается очень активно. Лучше не рисковать».

Правило второе. Атлас должен быть актуальным

Ещё один нюанс, который стоит учитывать, – актуальность атласа, поскольку информация в них регулярно обновляется. Карты, по которым учился старший брат, здесь не подойдут – для ОГЭ-2020 необходимы наборы карт, изданные не позже 2018 года.

Правило третье. Атлас надо покупать как можно быстрее

Почему необходимо сразу выбрать именно те пособия, с которыми ученик пойдёт на экзамен? Важно понимать, что наличие атласа на столе само по себе ничего не значит – если школьник не способен найти на карте Африку или озеро Байкал, ему ничто не поможет. Девятиклассник должен очень хорошо знать свои атласы: освоить работу с информацией, выучить карты и географическую номенклатуру. Тогда найти ответы на большинство вопросов не составит труда.

Правило четвертое. Научитесь правильно работать с атласом

«Атлас – самая лучшая и притом легальная «шпаргалка» на экзамене, – уверен Василий Сергеевич Богатырёв, учитель географии школы №825, руководитель московского Молодёжного клуба РГО «Столица». – Для того чтобы освоить работу с ним в экстренном режиме, полезно будет запомнить содержание атласов по классам (чтоб не искать итальянский вулкан в атласе за 9-й класс и не тратить драгоценное время). Кроме того, нужно потренироваться читать карту. Этот навык вполне можно освоить самостоятельно – для начала достаточно признать, что ничего сложного в атласе нет. И приступать к работе, переходя от простых карт к более сложным».

«Прежде всего, нужно внимательно прочитать легенду каждой карты, изучить условные знаки, – подсказывает Максим Соловьёв. – Тогда будет понятно, на какой вопрос она может ответить. Дальше можно приступать к её чтению. Хорошее упражнение – составлять рассказы, опираясь на информацию, заложенную в карте».

Потренироваться работать с атласом можно с помощью онлайн-приложения «Атлас +», который предоставляет образовательная платформа Lecta. Проделав несколько сотен заданий самого разного типа, ученик волей-неволей начнёт уверенно ориентироваться в своей «легальной шпаргалке». Приложение работает с атласами издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». 

Типичные ошибки и как с ними бороться

Зачастую ошибки возникают из-за простой невнимательности. Школьники могут перепутать последовательность в заданиях, где нужно расставить объекты в порядке увеличения или уменьшения, порой ухитряются переставить местами отрицательные числа, так что температура -40° оказывается выше, чем -30°. В заданиях на определение субъектов России или стран по описанию, поспешив, девятиклассники делают вывод на основании нескольких, но не всех приведённых фактов, описывающих территорию (и хорошо, если не одного из них). Самый лучший способ избежать ошибок – довести навык до автоматизма.

«Все задания ОГЭ – шаблонные, – поясняет Максим Соловьёв. – Для того чтобы научиться их выполнять, достаточно знания карты и общей географической грамотности. Вопросы, а соответственно, и ответы, в принципе, однотипны, так что нужно просто выучить основные законы географии и потренироваться».

Для того чтобы не разместить случайно Москву в сейсмическом поясе и не указать в качестве причины землетрясения перепад атмосферного давления, можно почитать справочник для подготовки к ОГЭ – не нужно даже корпеть над всеми учебниками географии за прошедшие годы.

Полезные пособия и сайты для подготовки к ОГЭ:

  •  «Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ», М. С. Куклис, В. П. Гаранин. Пособие написано педагогами-предметниками в сотрудничестве с Министерством образования РФ и с учётом действующей учебной программы.
  • «ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ», Ю. А. Соловьёва, А. Б. Эртель. Пособие составлено на основе федеральных стандартов, включает в себя не только справочную информацию, но и примеры заданий.
  • «Решу ОГЭ. География«. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Тренировать навыки выполнения заданий лучше всего на практике.  Портал предлагает бесконечное количество тренировочных вариантов к экзамену, – рекомендует Василий Богатырёв. – Задания регулярно обновляются, к каждому вопросу есть правильный ответ с пояснением. В принципе, одного этого сайта достаточно для полноценной подготовки – проверено на личном опыте!». «Этот сайт – один из самых простых и адекватных, – подтверждает Максим Соловьёв. – Есть задания по темам, есть тренировочные варианты ОГЭ, к ответам на вопросы даны развёрнутые пояснения, поэтому сайт удобен при самоподготовке».
  • «ЕГЭ ОГЭ География«. Группа во «ВКонтакте» Ещё одна рекомендация от экспертов – найти соответствующую группу в «ВКонтакте». В днной группе, по мнению экспертов  интересные тренинги, таблицы и вебинары
  • ГЕОГРАФИЯ| ОГЭ 2020 | ВЕБИНАРИУМ. Ещё одна группа во «ВКонтакте», посвящённую только ОГЭ. В ней отрабатываются задания экзамена, размещаются краткие и ёмкие материалы по разным темам, проводятся бесплатные вебинары.
  • Яндекс. Репетитор. Сервис с тренировочными вариантами для подготовки к ОГЭ-2020. Секундомер позволит оценить, сколько времени уходит на работу. Получив результат, можно проверить себя и посмотреть пояснения к вопросам, требующим развёрнутого ответа.

Практические навыки и как их отработать

При подготовке непременно нужно заглянуть на официальный сайт ФИПИ и ознакомиться с официальной демоверсией экзамена: ФИПИ. Демоверсии ОГЭ 2020

Одно из заданий, которые требуют особой отработки, – определение координат. Чтобы не промахнуться, необходима точность. «Во-первых, здесь желательно брать карты крупного масштаба, – советует Максим Соловьёв. – Во-вторых, работать с линейкой. А главное, потренироваться: определить город или гору по координатам – проверить себя с помощью интернета».

Ещё один вопрос, с ответом на который порой возникает путаница, – определить, в какой очерёдности в разных городах наступает Новый год. Здесь главное – запомнить, что солнце движется с востока на запад, дальше поможет атлас.

«Часто сложности вызывают задания с развёрнутым ответом, – отмечает Василий Богатырёв. – По опыту заметил – многие боятся даже вчитываться в текст этих заданий, что уж говорить об их выполнении. А зря – тем в вопросах подобного типа не очень много. Достаточно порешать пробные варианты, чтоб составить о них представление и подготовиться к ответу на экзамене». Обрести уверенность помогут вышеупомянутые тренажёры с ответами и развёрнутыми пояснениями.

В конечном итоге, нет ничего сложного в подготовке к ОГЭ по географии. Главное – приступить к занятиям как можно раньше, не затягивая до апреля, и тренироваться регулярно. А там – дорогу осилит идущий. Удачи!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Течет бак на вейпе как исправить
  • Типичные ошибки впр 7 класс математика
  • Тиндер ошибка слишком много неудачных попыток
  • Типичные ошибки низкого старта
  • Техсостояние неизвестно crystal disk как исправить