Типичные ошибки при написании эссе

Модель написания эссе, критерии оценки качества. Основные ошибки, параметры составления текста. Языковое оформление, грамматика и орфография. Особенности выверки структуры эссе.

Содержание

  1. Основные ошибки
  2. Как избежать ошибок – советы экспертов ФИПИ
  3. Структура основной части
  4. Систематическая последовательность

Эссе может быть написано в рамках школьного итога, по ЕГЭ и при анализе темы в университете. Литературный жанр имеет схожие требования к составлению и определённый алгоритм изложения. В связи с тем, что стилистика жанра отличается в зависимости от типа эссе, авторы допускают ошибки разного характера. Чтобы подготовиться к написанию сюжета, исследования или небольшого рассказа в рамках заданной темы и избежать частых ошибок, ниже приведены советы по каждому типу изложения.

Основные ошибки

Они встречаются во всех видах эссе, и могут стать причиной снижения балла или получения отрицательной отметки. Практически все ошибки можно разделить на следующие:

  • Низкий уровень проверки и вычитки. Написать эссе и забыть – частая задача студента, который торопиться быстрее закончить рассказ. При прочтении возникают типовые грамматические и лексические неточности.
  • Нужное вступление или весь текст. Студент должен чётко описать проблему, поставить задачу и привести аргумент. Больше от него не требуется. Если он высказывает личное мнение, оно должно быть лаконичным и предельно ясным.
  • Многословность – ошибки, связанные с количеством «воды» в тексте, постигают всех студентов и школьников. Когда нет конкретики, но нужно заполнить место, появляются многословные однообразные предложения и фразы, заменяющие друг друга.
  • Эссе – это краткая статья, а не дипломная работа, где можно дать волю теории и расписать какие-то примеры. Эссе следует писать тезисно: обозначение проблемы – обсуждение и аргументация позиции. Всё.
  • Длинные сложные предложения, которые состоят из нескольких простых. В английском языке особенно заметно, когда эссе пишет русский студент. Это абзац из нескольких строчек, который содержит единственное предложение – так не пишут. В русском языке то же самое – нужно отделять главное. Короткие предложения сменяются длинными, и тогда текст приобретает тембр и нужный тон.
  • Заумные слова и попытка приукрасить текст – студенту не нужно убеждать публику в своей правоте и уникальности. Надо поставить вопросы, обозначив их научными источниками. Растягивать мысль, насыщая её эпитетами и сложными выражениями – залог отсутствия аргументов по теме.

Итоговое сочинение на любую тему не должно содержать глупых ошибок и опечаток. Такая оплошность может стоить студенту ценного балла. Школьников это тоже касается, когда дана тема для написания эссе по конкретным предметам.

Как избежать ошибок – советы экспертов ФИПИ

Есть ряд неочевидных помарок, не относящихся к грамматическим или лексическим видам. Сюда относятся синтаксические и речевые:

  • Отсутствие связок между частями текста. Автор обязан делать плавный переход, как мостик, чтобы части имели логическое продолжение и завершение друг друга.
  • Неправильно выставленная пропорция – на 2/3 текста приходится вступление или заключение. Этот объём лучше посвятить основной части.
  • Отклонение от темы – это спорный момент. Многие студенты считают мнение, высказанное автором, ненужным текстом. Его должно быть в меру, но мысли нужно компоновать так, чтобы ответы на вопросы звучали предельно коротко и ясно.
  • Композиционное построение – студент в эссе должен писать только на заданную тему, которая будет соответствовать названию. Либо же – поменять название, перефразировав его без изменения основной мысли.
  • Отсутствие постановки проблемы – она должна быть описана в самом начале. Вступление формируется на основании намерения студента что-то рассказать/доказать.
  • Заключение должно отражать суть вопроса. Если вступление написано грамотно, то заключение – завершающая точка всей композиции.
  • Нечёткие тезисы – их следует проработать отдельно, чтобы логика изложения была детально понятна каждому. Противоречий между тезисами быть не может, в противном случае это нарушит структуру сочинения.
  • Слабые аргументы – недостаточная или неубедительная аргументация рождает спор, который перетекает в опровержение.

Сюда же можно отнести ошибки, связанные с делением абзацев, составлением предложений. Студент может путаться в абстрактных понятиях, пытаясь интерпретировать своё понимание иначе. Искажённые мысли не являются личным мнением, а это – основа создания эссе.

Структура основной части

Студенты часто путаются в словах, когда пытаются начать с главного. Основная часть эссе служит продолжением вступления, а не отдельным рассказом.

Компоненты структуры эссе

Опорные фразы

Текст автора

Постановка проблемы

В тексте поднимаются вопросы/проблемы относительно (чего?)

Комментарий студента

Почему проблема существует, где проявлена

Аргумент №1

Размышляя над проблемой, автор…

Связь между примерами

  1. Развивая мысль, автор…
  2. Этому герою/факту автор противопоставляет…
  3. Это лишь часть проблемы. Другую мы можем наблюдать, рассмотрев… (прочитав, исследовав – нужное выбрать)
  4. Основная проблема заключена в другом… (второй аргумент и связь с ним)

Аргумент №2

(Продолжение)

Авторская позиция, мнение

Автор пришёл к выводу, что…

Личное мнение студента с обоснованием

Я разделяю позицию…

Действительно…

Не согласен…

Вывод

Таким образом…

Имеет смысл сделать отдельные таблицы для создания определённого жанра эссе. Когда будет составлен типовой набор фраз, станет легче переходить от факта к пояснениям. То же самое касается написания эссе по другим видам художественного жанра литературы:

Рис. 1

Модель написания школьного эссе

Модель написания школьного эссе

Следуя таблице, можно редактировать сочинение. Опираясь на фразы и логические связки текста для оформления плавного перехода к основной теме, студент напишет эссе грамотно.

Систематическая последовательность

В рамках оценки эссе выделяют некоторые критерии. Они помогают разбить текст на составные части для анализа их в отдельности:

Рис. 2

Решение коммуникативной задачи

Решение коммуникативной задачи

Для применения этого алгоритма оценки качества сочинения текст разделяют на части. Исследуются отдельные фразы, абзацы и логические постановки проблемы. Методика применяется к следующим видам ошибок:

  • Вступление содержит перефразированную тему эссе. Автор должен обозначить проблему, затрагивая тематику, но не может переписать своими словами просто название темы.
  • Отсутствуют противопоставления и противоречивые мнения. Предмет спора отсутствует, следовательно, написание эссе нецелесообразно.
  • Неполнота аргументов бросает тень скованности на проблему. Если даны неразвёрнутые факты в поддержку чьего-то мнения, эссе считается не до конца раскрытым по обозначенным критериям.
  • Контраргументы – они не могут противоречить другим фактам, если студент перечисляет их в поддержку проблемы.

После оценки критериев аргументов проводится анализ личного мнения автора. Он должен показать, почему он не согласен или согласен с высказываниями других людей. Если в содержании «моё мнение» заменено форматом противоречий («за» и «против»), нужно указать это, высказав нейтральную позицию.

Стилевое оформление и отсутствие стиля

Речь идёт о сленговых выражениях, которые не приемлемы в некоторых видах эссе.

Рис. 3

Организация текста

Организация текста

Автор не должен отстаивать одну позицию в основной части, а в заключении поддерживать противоположное мнение. Нарушение логической связи даёт повод для пересмотра оценки качества логического изложения и связи между абзацами. Также некорректно подобранные лексические средства могут нарушать логику личного мнения. Например, использование слов, значения которых воспринимаются иначе: «однако», «поэтому», «потому что».

Рис. 4

Оценка лексики

Оценка лексики

Студенты часто допускают глупые ошибки в формах образования слов. Недостаточно развитый словарный запах усугубляет ситуацию, особенно если студент пытается выразить мнение, отличное от другого.

Рис. 5

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки

Кроме лексической сочетаемости слов учитываются ошибки грамматического характера. Студенты часто путают значения слов «информативный» и «информационный», отсюда возникает нарушение логической и лексической связи. То же самое касается неправильного употребления глаголов. Если текст не содержит герундия, сложных дополнений и подлежащих, считается, что автор не умеет работать с оформлением стиля текста.

Рис. 6

Языковое оформление

Языковое оформление

Не в последнюю очередь оценивается орфография и пунктуация. Если некоторые вводные слова не отделены запятыми, но текст больше не имеет ни единой лексической или другой «-ической» ошибки, студент рискует получить более низкий балл.

Эти советы помогут авторам грамотно подойти к алгоритму оценки качества эссе. По таблицам можно не только составить текст, учитывая особенности его написания, но и проверить на логику связи, использование фраз и упоминание мнений.

Часто
мы не знаем, с чего начать свое сочинение.
В.Н. Александров и О.И. Александрова в
книге «Единый государственный экзамен.
Русский язык. Сочинение-рассуждение»
дают основные способы моделирования
вступления. Это приемы, которые,
во-первых, достаточно просты в
исполнении, во-вторых, позволяют
проникнуть в содержание исходного
текста, то есть сформулировать его
тему или главную мысль, в-третьих, дают
возможность выразить автору свою
личностную позицию.

I.
Именительный темы

Схема
приема:

1)
Запишите ключевое слово.

2)
Опишите круг ассоциаций, которые
вызывает в вашем сознании это слово.

3)
Сделайте переход к теме исходного
текста (высказывания, афоризма)

Примеры
выполнения:

1)
«Текст-портрет», который посвящен
великому русскому писателю Ф.
Достоевскому.

а)
Упрощенный вариант:

Достоевский…
Творчество этого великого писателя
навсегда вошло в золотой фонд русской
литературы. Сегодня невозможно
представить отечественную словесность
без его произведений. (Переход к
исходному тексту.)

Именно
этому выдающемуся художнику посвящает
свою статью …

б)
Профессиональный вариант:

Ф.
Достоевский… Стоит только произнести
это имя, и в сознании возникает целый
мир образов: знойный Петербург,
измученные горем бедные люди, сумеречный
Мертвый дом… Великий художник живет
в нашем сердце, его тревожная мысль
до сих пор волнует душу. (Переход к
анализу исходного текста.)

«Почему
________________, _______________, почему ________________?»
— эти вопросы звучат в статье
__________________.

2)
«Текст-проблема», в котором четко
выделяется ключевое слово-тема.

Память…
Мы часто произносим это слово, не
особенно задумываясь над его смыслом.
Д. Лихачев заставляет нас с новой силой
ощутить глубину и важность этого
понятия…

II.
Вопросы-стимулы

Схема
приема:

1)
Задайте два-три вопроса, которые
созвучны теме исходного текста
(высказывания и т.д.)

2)
Напишите, что поиск ответов на эти
вопросы и является главной задачей
автора.

Пример
выполнения:

Почему
человек перестает понимать другого
человека? Почему крик о помощи тонет
в равнодушной тишине? Почему лед
безразличия сковал людские сердца?
Кто виноват в душевной глухоте? Ответы
на эти мучительные вопросы пытается
найти известный писатель Даниил
Гранин.

III.
Картина

Схема
приема:

1)
Запишите три-четыре назывных предложения,
которые рождают в сознании целостную
картину, по тональности созвучную
чувству, воплощенному в исходном
тексте. Эта картина проиллюстрирует
состояние мира, которое неизбежно
наступит, если мы не задумаемся над
проблемами, поставленными автором
текста.

2)
Сделайте переход к исходному тексту. 

Пример
выполнения:

Бескрайняя
пустыня… Знойное солнце… Горячий
песок… Сожженные засухой деревья…
И мертвое безмолвие…

Такой
станет наша земля, если мы не начнем
бережно относиться к природе. Именно
эта мысль отчетливо звучит в
_____________________________.

IV.
Название.

Схема
приема:

1)
Прочитайте исходный текст, самостоятельно
озаглавьте его так, чтобы название
воплощало главную мысль.

2)
Объясните, почему именно так следовало
бы назвать текст.

Пример
выполнения:

«Ключи от счастья!
– так можно было бы озаглавить этот
текст, потому что труд, о котором пишет
автор, делает человека подлинно
счастливым. Подумайте, что было бы с
нами, если бы у нас отняли необходимость
трудиться!

Последуем примеру Григория Остера и дадим несколько вредных советов начинающим эссеистам. А заодно разберем типичные ошибки авторов.

Больше лирики!

Лирика захватывает читателя. Ему будет очень интересно узнать, как вы дошли до жизни такой, насколько красив закат на вашей малой родине, как здорово, что вы приехали в Златоглавую, как наслаждались звоном колоколов прежде, чем взяться за перо. Побольше старинных эпитетов, побольше метафор и сравнений – это наверняка оценят по достоинству. Если разберутся.

Чем больше вступление, тем лучше

Обязательно расскажите читателю о своей жизни, о том, кем были ваши родители, бабушки и дедушки, о том, что подтолкнуло вас к теме эссе. Вступление, занимающее полтекста, непременно заинтригует читателя.

Ничего не конкретизируйте. Общие слова – ваше все!

И вообще, нужно побольше воды и штампов. Говорите про то, как важно, что вы пошли учиться именно на педагога, переводчика, инженера, менеджера, в каком замечательном месте находится ваш вуз, офис или город, как здорово, если во всем мире закончатся войны. Просят написать о том, что бы вы хотели изменить в своем вузе? Обязательно расскажите про повышение квалификации преподавателей и росте зарплат, новом ремонте или углублении учебной программы. Не называйте ни конкретных имен, ни фактов.

Побольше фактов!

Не умеете делать из моськи слона? Идите от обратного – наполняйте эссе фактами. Фамилии, даты, названия исследований, их результаты, городские и мировые новости – все пойдет. Ваш читатель наверняка поразится вашей эрудицией и умению работать с информацией.  Выводы делайте покороче – вы ведь пишите для академиков, которые сами способны найти логику и подвести итоги.

Чем длиннее предложения, тем «умнее» выглядит автор

Помните классиков и их предложения с половину страницы? Вы ведь тоже так можете – синтаксис в школе все проходили, а причастными и деепричастными оборотами после небольшой практики пользоваться совсем несложно. Употребляйте как можно больше умных и просто длинных слов, стройте большие и многословные предложения. Так вы окажетесь очень умным в глазах читателя. Читатель просто испугается после первого же абзаца и закроет ваше эссе, разочаровавшись в собственном интеллекте.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не перечитывайте свой текст

Чукча не писатель, чукча читатель. Вы ведь писали не для себя, а для других, вот и пусть эти другие читают ваше эссе и восхищаются вашим талантом. Совсем неважно, сколько «блох» поймает читатель в вашем тексте, и насколько логичным ему покажется изложение. Вы – талант, не нуждающийся в вычитке и редактуре. И точка.

Следуйте этим советам, и вы сможете писать самые «гениальные» опусы. Возможно, их даже сохранят на память.

Не хотите?

Пишите по правилам или заказывайте эссе у профи.

Читайте также по теме:

  • Эссе: «сочинение» для взрослых
  • Эссе: разновидности работ
  • Эссе: правила написания
  • Эссе: план и структура текста
  • Эссе: типичные ошибки
  • Эссе: проверка на «вшивость»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тигуан ошибка p10a000
  • Типичные ошибки спп
  • Типичные ошибки при написании диктанта 3 класс
  • Тигуан ошибка 9474161
  • Типичные ошибки совершаемые при контроле ответ на тест